Латышский народный костюм. «100 символов культуры». Латышский народный костюм Развитие национальных костюмов

Народный костюм для латышей всегда играл важную символическую роль в сохранении национальных ценностей и культурного наследия, а также в формировании единого самосознания. В наши дни традиционный народный костюм используется в качестве праздничного наряда для торжеств личного и национального характера. Народный костюм не только демонстрирует социальный статус своего владельца, но и показывает его принадлежность к конкретному региону Латвии.

В истории народного костюма можно выделить два периода, каждый из которых характеризует его по-своему. Первый период - с VII по XIII вв. - известен как период «древней одежды». Второй период относится к XVIII-XIX вв., и его часто называют периодом «этнической» или «этнографической одежды».

Древняя латышская одежда (VII-XIII вв.)

Период древней одежды хорошо известен благодаря популярности в то время бронзовых изделий - колец, спиралей, брошей. В этот период мужчины и женщины носили одежду, изготовленную изо льна и руна, которые добывались в той же местности, а обувь и головные уборы изготавливались в основном из меха и кожи домашних или диких животных. При изготовлении применялось полотняное или саржевое переплетение. Большая часть одежды изготавливалась местными мастерами, в то время как по торговым путям из Скандинавии, России и Ближнего Востока поставлялись драгоценности.

Интересный факт: У одежды того времени не было карманов, поэтому одним из наиболее важных аксессуаров считался пояс или кушак. Он не только фиксировал одежду на теле, но и служил для переноски необходимых вещей, таких как кошелек, ключи или даже нож или емкость с водой.

Этническая латышская одежда (XVIII-XIX вв.)

Латышский традиционный костюм находился под сильным германским влиянием вплоть до начала XX в. Во время германского господства бронзовые элементы ушли из декора костюма. Элементы, изготовленные техникой вязания иглой, также постепенно исчезли. Развитие получила традиция вязания: варежки, перчатки и носки изготавливались с использованием характерных для каждой местности орнаментов и цветов.

Письменные источники XVIII в. (Иоганн Кристоф Бротце, 1742-1823) свидетельствуют о том, что наиболее часто встречающимися цветами в костюме латвийского крестьянина были натуральный белый и серый (цвета льняной пряжи и шерсти). Основная масса костюмов латышей была натурального серого цвета, а для декорирования применялись традиционные цвета - синий, красный, желтый и зеленый.


В конце XIX в. мужчины носили домотканые кафтаны чаще всего натурального серого цвета, декорированные красным, зеленым и синим шнуром. Летом носили полукафтаны изо льна, а зимой - длинные домотканые шерстяные пальто или меховые шубы. Во второй половине XIX в., когда для шитья праздничной одежды стали использовать ткани, изготовленные фабричным способом, появилась мужская одежда темно-синего, коричневого и натурального черного цветов. По особым случаям мужчины также надевали жилеты.

Женщины по-прежнему предпочитали льняные рубашки. Видимая верхняя часть шилась из тонкой льняной ткани, а скрытая под юбкой – из грубой. Поверх рубашки надевались длинные юбки, кофты различной длины, а также шерстяные шали. Самым популярным украшением латышек были серебряные броши, декорированные шариками, похожими на наперсток, и/или красными стеклянными бусинами или бисером. С помощью брошей женщины закалывали шаль на груди.

Интересный факт: Варежки часто преподносили в качестве подарка, в особенности на свадьбу, а также на похороны. Даже некоторые летние праздничные мужские костюмы были дополнены украшенными орнаментом варежками. Составляя неотъемлемую часть образа, их обычно носили за поясом.

Региональные различия

В Латвии можно выделить пять крупных регионов, в каждом из которых имеются характерные традиции, диалект и культура одежды: Видземе, Курземе, Земгале, Селия и Латгалия. Между регионами никогда не было четких границ, но всегда существовали культурные связи и обмен. Основные региональные вариации в костюме более ясно прослеживаются в женской одежде, например, в цветовой гамме, покрое, композиции и вышивке. Декор на шалях, варежках, носках и кушаках также различался в зависимости от региона.

Одежда в Видземе

Разноцветная юбка в различных вариациях была самым ярким предметом одежды жительницы Видземе. Характерным отличием одежды первой половины XIX в. были полосы, тогда как клетка стала популярной во второй половине века. В то время, когда полоска была предпочтительна, ею украшали даже мужские брюки и жилеты. Белые шерстяные шали были богато украшены вышивкой и в длину доходили до икр женщин. Белые праздничные шали скреплялись серебряными брошами, а накидки и шарфы никогда не прикалывали. В Видземе все замужние женщины носили головные уборы вытянутой формы обычно из белого льна; иногда поверх повязывался шелковый шарф.

Одежда в Курземе

Одежда жительниц Курземе отражает не только черты традиционных костюмов латышей и ливов (местных жителей), но и ближайших соседей - литовцев, эстонцев и поляков.

Именно во второй половине XIX в. костюм жительницы Курземе подвергся радикальным изменениям. Причина тому - появление ярких химических красителей. Сначала яркие полосы на одежде появились на севере и востоке Курземе, а костюмы ярко-красного цвета – на юго-востоке. Отличительной чертой ярких однотонных юбок был подол, покрытый орнаментом, иногда выполненный с применением тесьмы другого цвета. Таким же образом в некоторых частях Курземе среди мужчин и женщин была широко распространена традиция ношения бронзовых поясов, в то время как в прибрежных районах люди украшали свою одежду небольшими брошами с янтарем или нитями с нанизанными на них кусочками янтаря. По сравнению с другими регионами в костюмах Курземе чаще всего используются ткани фабричного производства - шелк, бархат, парча, а также стекло и металл.

Одежда в Земгале

Несмотря на то, что Земгале является приграничным регионом, в костюмах его жителей нельзя распознать мотивы, напоминающие одежду жителей соседней Литвы. В облачении жительниц Земгале заметны черты костюмов финно-угорских племен, в особенности ранних образцов. Тем не менее, жители Земгале выработали собственный уникальный стиль с использованием вертикальных полос по утку. В одежде очень часто повторяются мотивы роз, за которыми следуют зигзаги, треугольники и ромбы. Поверх юбки женщины надевали широкий вязаный кушак с ярким орнаментом с красными солнцами и крестами на белом фоне, а талию подпоясывали тонкой голубой или зеленой нитью.

Одежда в Селии (Аугсземе)

Одежда этого региона во многом напоминает литовский. Тем не менее, ее отличительной чертой является льняная рубашка в форме туники с вшитыми подплечниками. Данная особенность является древней традицией, неизвестной ни в одной из стран Балтии. Традиционная юбка жительницы этого региона была украшена вертикальными полосами с мелким орнаментом или разноцветной пряжей. Среди других мотивов были «елочка», зигзаги и переплетенная двухцветная пряжа. В костюмах этого региона также можно встретить юбки в яркую полоску или клетку, а также искусно выполненные белые шали, по краям богато украшенные вышивкой.

Одежда в Латгалии

В народном костюме Латгалии присутствует наибольшее количество мотивов разных народов (эстонцев, русских, белорусов, селов, литовцев). Юбки обычно были белыми с подкладкой, украшенной ярким орнаментом по нижнему краю. На юге региона льняные рубашки-туники имели более традиционный крой, иногда на зону плеча наносился очень узкий яркий орнамент. Юбка была украшена вертикальными полосами, выполненными с применением ярких натуральных красителей. Белые шерстяные шали этого региона Латвии можно отличить по их размеру и богато вышитому орнаменту синего, желтого, зеленого и красного цветов.

Отличительной чертой одежды Латгалии было широкое использование льна, из которого в качестве летнего праздничного облачения зачастую изготавливались шали и юбки. Крестьяне Латгалии редко носили одежду, изготовленную промышленным путем - обычно одежду шили дома. По сравнению с другими регионами в Латгалии большой популярностью пользовалась обувь из липового лыка или пеньки.

Латышский народный костюм в наши дни

В наши дни этнографические и древние костюмы можно встретить в Латвии при разных обстоятельствах. Большая коллекция этнографических и древних костюмов, а также их реплик, находится в Национальном музее истории Латвии . Самое большое количество национальных костюмов можно одновременно увидеть во время проведения всенародного Праздника песни и танца. Сегодня людей в народных костюмах можно увидеть, посетив представления фольклорного коллектива, хора или ансамбля народного танца.

Народный костюм в наше время является выражением чувства прекрасного, присущего нации, показывает ее умение создать орнамент и подобрать цвета, а также демонстрирует мастерство. Народный костюм символизирует исторические ценности и вековые традиции его изготовления и ношения, которые передавались из поколения в поколение.

Дополнительная информация:

© Иева Пигозне и Латвийский институт, 2015 г.; Фото © Латвийский институт; Evija Trifanova; Valters Poļakovs; AG; Latvian National Centre for Culture;

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с вами вспоминали национальную одежду Эстонии:
Ну а сегодня предлагаю поговорить о Латвии.

Латышский народный костюм состоит из рубашки, брюк для мужчин и юбок для женщин, жилетка или кофта с длинными рукавами, носки, длинное пальто. По эскизам он похож, как говорят историки, на классический английский костюм. За 200 лет ничего не изменилось. Хотя археологические материалы позволяют восстановить историю народной одежды предков латышей начиная с VI в. н. э. примерно. По реконструкциям, женская одежда в тот период состояла из льняной рубахи, шерстяной юбки, наплечного покрывала — «виллайне», головного убора, лаптей или кожаных постолов. Мужская же — из льняной и шерстяной рубахи, штанов, шапки и такой же, как у женщин, обуви. Одежда представителей зажиточных слоев в тот период обильно украшалась бронзовыми пластинками, колечками, спиральками и тканой каймой. Наряд дополняли богатые ожерелья, кольца, браслеты. На одежде низших слоев отсутствовали бронзовые орнаменты, значительно меньшим было и число других украшений. В период XIV—XVII вв. в одежде сохранялись прежние основные ее элементы с той лишь разницей, что из-за ухудшения социально-экономического положения значительно уменьшилось количество украшений. На смену богатой орнаментации металлическими украшениями приходят стеклянный бисер и нитяные кисти.

Классических форм латышская народная одежда достигла в период позднего феодализма. В конце XVIII — первой половине XIX в. на территории Латвии существовало несколько различных комплексов народной одежды.
В латышском народном костюме их можно выделить пять: видземский, латгальский, аугшземский, земгальский и курземский; для каждого из них характерен своеобразный покрой, оттенки красок и принципы украшения.

Видземский комплекс народного костюма был распространен на территории, заселенной в древности ливами и частично латгалами. Для него характерна туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками, а в восточной части — прямыми плечевыми вставками, украшенная мережкой из белых ниток; юбка — продольно-полосатая, либо клетчатая, в отдельных районах—с пришитым лифом; наплечные покрывала — внллайне —белые, в некоторых районах с богатой вышивкой. Девичий головной убор — красный венок, вышитый стеклянным бисером или же красные шерстяные ленты для волос. Головным убором замужних женщин служат белые вышитые чепцы башнеобразной формы и зимние шапки.

Латгальский комплекс сформировался на территории, которую в древности населяли латгалы, в отличие от видземского, он испытал сильное влияние соседей — русских, белорусов, поляков.


Основные отличительные черты латгальского комплекса: туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками с красным браным узором или красной вышивкой, клетчатая или белая юбка, виллайне — крустпилсского типа, но с сине-зеленой цветовой гаммой. Широкое распространение имели льняные наплечные покрывала — «снатене» (snatene). На голове латгальские девушки носили красный вышитый бисером венок, замужние — полотенчатый головной убор

Аугшземский комплекс характерен для территории, на которой прежде обитали селы. Отдельные элементы аугшземского комплекса обнаруживают сходство с латгальским, видземским, а в иных случаях — земгальским комплексами. Тем не менее аугшземский комплекс следует выделять как особый тип, так как только на этой территории распространена рубаха с прямыми поликами. Туникообразные рубахи встречаются лишь на границе с Видземе. Рубахи украшались цветной, обычно красной вышивкой.

Юбка была клетчатая или со светлыми полосами и крапинками, получавшимися при тканье благодаря особому способу окраски пряжи. При крашении ее туго перетягивали на определенном расстоянии бумажными нитками, в результате чего эти места оставались неокрашенными. На праздники обязательно носили передник. Виллайне в Аугшземе крустпилсского типа, но с более яркой вышивкой. Головным убором замужних женщин служил «наматс» - длинное полотенце, которым обматывали голову.

Земгальский комплекс совпадает в основном с территорией расселения древних земгалов. Характерные его черты: тунйкообразная рубаха с наплечниками или без них, со своеобразной белой вышивкой; юбка — клетчатая или полосатая с особым цветочным узором; виллайне — с богатой тканой каймой, без вышивки;

головной убор — шелковый платок, который девушки и замужние женщины носили по-разному: женщины завязывали под подбородком, а девушки — сзади.

Курземский комплекс характерен для территории, которую прежде населяли курши и ливы. Следует отметить, что курземские ливы в процессе ассимиляции значительно дольше сохраняли присущую им специфику, чем видземские, что нашло отражение и в народной одежде. Кроме того, здесь дольше сохранялись очень древние традиции народной одежды, так как эта часть Латвии по сравнению с другими территориями меньше подвергалась военным опустошениям. Курземский комплекс народного костюма характеризуют украшения рубах, густо-синие виллайне, декорированные металлом, металлические пояса, металлические венки или венки из ткани на твердом каркасе, вышитые бисером, юбки с яркой красочной гаммой.


Мужская и женская верхняя одежда"различалась не столько покроем, сколько деталями, главным образом длиной, отделкой и украшениями. Поэтому нередко в будни женщины надевали мужскую верхнюю одежду.
Женские кафтаны были короче, чем мужские. Шубы из овчины были одинаковые.

До первой половины XIX в. мужской и женской обувью служили постолы и лапти. В городах и их окрестностях богатые женщины носили туфли, а мужчины сапоги.
Мужская одежда на всей территории Латвии по сравнению с женской была гораздо более однообразной. Она состояла из кафтана — короткого, полудлинного или длинного, рубахи, штанов, носков, постол или сапог, пояса, шапки, шарфа и перчаток.
В восточной Латвии, включая Аугшземе и Земгале, мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой или светло-серой шерстяной ткани. Кафтан перепоясывался цветным плетеным или тканым на дощечках поясом, который был почти единственным украшением одежды. Старинные кафтаны шили совсем без воротников, или с очень низким стоячим воротом. Помимо белых, известны также густо-синие и темно-серые кафтаны.
В восточной части Латвии мужские рубахи либо вовсе не имели украшений, либо украшались небольшим браным узором. Мужская рубаха, как и женская, скалывалась у шеи маленькой гладкой пряжкой.

Штаны большей частью были одного цвета с кафтаном или клетчатые и достигали обычно щиколотки. Концы их заправляли в носки с богатым цветным отворотом. Обувью служили постолы, у более зажиточных — высокие сапоги. К праздничному наряду мужчины обязательно надевали черную или серую шляпу — так называемую ратене

На западе Латвии мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой шерстяной ткани. Исключение представляют алсунгские черные кафтаны с двумя рядами перламутровых пуговиц. Западнолатвийские (Ница, Барта, Руцава) мужские кафтаны были богаче украшены шнуровым орнаментом или вышивкой, чем восточнолатвийские. Мужские рубахи на западе Латвии также украшались белой или черно-белой вышивкой. На голову надевали шляпу-ратене, украшенную шелковой лентой и ниткой бисера. В западной части Латвии тканые и плетеные пояса не были распространены, подпоясывались обычно металлическими (slengene) или кожаными поясами с металлической пряжкой.

Вот такие вот дела.
Приятного времени суток.

     Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

     В современном значении “национальный костюм” связан с одеждой коренных жителей Латвии – балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники.

     Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек.

     Женский костюм, сформировавшийся к тринадцатому веку, состоял из юбки и льняной рубашки с длинными рукавами наподобие туники, предназначенной как для мужчин, так и для женщин, надеваемой отдельно или вместе с другими предметами одежды. Юбку и рубашку шили из квадратного полотна без выкройки.

     Мужской костюм в большей степени находился под влиянием городской моды, чем женский. В то время как рубашка-туника осталась без изменений, брюки и кафтан, хотя и домотканые, в восемнадцатом веке стали шить по городской моде.

     Женщины и мужчины в основном носили постолы (pastalas), грубую обувь, изготовленную из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком. Эту обувь надевали и в будни и в праздники.

     http://www.latvia.eu/ru/library/nacionalnyy-kostyum

     К латышскому наряду прилагаются богатые украшения из серебра, из позолоты и камнями. http://pribalt.info/lv.php?month=8&news=99 Над созданием платья обычно трудятся от пяти до семи человек, стоит такая работа порой до 1000 евро.

     С древности известна традиция, которая женскому головному убору в праздничном наряде приписывала символическое значение. Венки были символом и в то же время материальной ценностью, которая передавалась из поколения в поколение. Замужние женщины носили чепец или другую женскую шапку, у девушек же символическим головным убором был венок. В некоторых местностях вместо венка повязывали ленту. Венки в каждой округе тоже были разными. Самые распространенные венки украшала вышивка стеклянным бисером.

     Рубашки и шали-виллайне (покрывало на плечи) скреплялись сактами. Их изготовляли ремесленники, среброкузнецы. В XVII-XIX веках в различных мастерских утвердились различные варианты сакт. Поверхность сакт зачастую украшали «камни» из ограненного стекла. Янтарные сакты характерны для народной одежды Южной Курземе. Кроме практической и этнографической ценности, украшения приобретали также значение реликвии. Сакты и перстни с изображением сомкнутых рук дарили во время помолвки. http://blogs.privet.ru/community/Suede_78/24039639

     Национальный костюм – один из символов Латвии, который помог латышам сохранить и пронести через столетия национальное самосознание и самоуважение.

     Современные исследователи Латвийской материальной культуры, латышским национальным костюмом называют одежду крестьян, которая создавалась и развивалась в ходе многих столетий и существовала до середины 19-го века, когда её постепенно вытеснила одежда городской моды.

     “TAUTAS TĒRPU CENTRS SENĀ KLĒTS” – частный центр создания и исследования национальных костюмов, который был создан вместе с рождением Латвии как независимого государства. В коллекции центра представлены мужские и женские наряды из всех даже самых маленьких местечек Видземе, Курземе, Латгале, Земгале и Аугшземе. Все они сделаны мастерицами и мастерами центра. На создание одного наряда может уходить до полугода, от других национальных костюмов латышский отличается сложной и очень трудоемкой вышивкой на женской накидке. Ранее располагался в здании латышского общества. Сейчас центр расположен в Старой Риге - Rātslaukums 1 (Rātes pasāžā). Основатель “SENĀ KLĒTS” Марута Грасмане. http://www.senaklets.lv

Изменено: 18.2.2016

Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников. Их передают из поколения в поколение как живописные украшения и фамильные ценности. Повседневная одежда сохранилась в меньшей степени. Национальный костюм состоит из принадлежностей, которые готовил себе его владелец для того, чтобы носить его в разное время года и по различным случаям.

В современном значении "национальный костюм" связан с одеждой коренных жителей Латвии - балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники. Их одежда является важным предметом культурного наследия латышского народа и ценным источником для исторических исследований. Наряду с сами костюмами с древних времен сохранились сведения о способах их изготовления и украшения. Сохранение традиций помогает каждому поколению мыслить, действовать и сохранять веру таким же образом, как это делали их предки.

Развитие национальных костюмов

Предшествующие поколения уделяли больше внимание различным вещам, чем мы. Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек. Сохраняя и продолжая традиции своего региона, каждый человек добавлял к одежде что-то свое.

Археологические материалы позволяют восстановить историю народной одежды предков латышей пример но начиная с VI в. н. э. По реконструкциям археологов, женская одежда в тот период состояла из льняной рубахи, шерстяной юбки, наплечного покрывала - «виллайне», головного убора, лаптей или кожаных посто- лов, мужская одежда - из льняной и шерстяной рубахи, штанов, шапки и такой же, как у женщин, обуви. Одежда представителей зажиточных слоев в тот период обильно украшалась бронзовыми пластинками, колечками, спиральками и тканой каймой. Наряд дополняли богатые ожерелья, кольца, браслеты. На одежде низших слоев отсутствовали бронзовые орнаменты, значительно меньшим было и число других украшений. Украшения были близки по форме к тем, которые обнаружены археологами в Литве и Эстонии, однако в деталях и в отношении излюбленных форм существовали отличия даже на территориях различных объединений древнелатышских племен.

В период XIV-XVII вв. в одежде сохранялись прежние основные ее элементы с той лишь разницей, что после вторжения германских феодалов и связанного с этим ухудшения социально-экономического положения латышей значительно уменьшилось количество украшений. На смену богатой орнаментации металлическими украшениями приходят стеклянный бисер и нитяные кисти.

Классических форм латышская народная одежда достигла в период позднего феодализма. В конце XVIII - первой половине XIX в. на территории Латвии существовало несколько различных комплексов народной одежды. Особенности их в известной мере восходили к различиям в материальной культуре отдельных племенных объединений, некогда населявших территорию Латвии. Натуральный способ ведения хозяйства и слабость культурных связей в период феодализма способствовали сохранению и развитию местных особенностей народной одежды. Лишь в середине XIX в., в связи с быстрым развитием капитализма, расширением местного рынка и распространением в деревне фабричных тканей, создались условия для их нивелировки.

В латышском народном костюме можно выделить пять главных комплексов: видземский, латгальский, аугшземский, земгальский и курземский; для каждого из них характерен своеобразный покрой, оттенки красок и принципы украшения одежды.

Видземский комплекс народного костюма был распространен на территории, заселенной в древности латгалами и ливами. Для него характерна туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками, а в восточной части - прямыми плечевыми вставками, украшенная мережкой из белых ниток (в отдельных случаях - в восточной части Видземе - воротник украшается цветной вышивкой); юбка - продольно-полосатая, либо клетчатая, в отдельных районах-с пришитым лифом; наплечные покрывала - внллайне -белые, в некоторых районах с богатой вышивкой (например, крустпилсский тип). Девичий головной убор - красный венок, вышитый стеклянным бисером (в северной Видземе - красные шерстяные ленты для волос). Головным убором замужних женщин служат белые вышитые чепцы башнеобразной формы и зимние шапки.

Латгальский комплекс сформировался на территории, которую в древности населяли латгалы, в отличие от видземского, он испытал сильное влияние соседей - русских, белорусов, поляков.

Основные отличительные черты латгальского комплекса: туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками с красным браным узором или красной вышивкой, клетчатая (в северной части Латгалии - белая) юбка, виллайне - крустпилсского типа, но с сине-зеленой цветовой гаммой. Широкое распространение имели льняные наплечные покрывала - «снатене» (snatene ). На голове латгальские девушки носили красный вышитый бисером венок, замужние - полотенчатый головной убор (gal - vas auts ).

Третий комплекс аугшземский характерен для территории, на которой прежде обитали селы. Отдельные элементы аугшземского комплекса обнаруживают сходство с латгальским, видземским, а в иных случаях - земгальским комплексами. Тем не менее аугшземский комплекс следует выделять как особый тип, так как только на этой территории распространена рубаха с прямыми поликами. Туникообразные рубахи встречаются лишь на границе с Видземе. Рубахи украшались цветной, обычно красной вышивкой.

Юбка была клетчатая или со светлыми полосами и крапинками, получавшимися при тканье благодаря особому способу окраски пряжи. При крашении ее туго перетягивали на определенном расстоянии бумажными нитками, в результате чего эти места оставались неокрашенными. На праздники обязательно носили передник. Виллайне в Аугшземе крустпилсского типа, но с более яркой вышивкой. Головным убором замужних женщин служил «наматс» (namats ), длинное полотенце, которым обматывали голову.

Распространение четвертого - земгальского - комплекса совпадает в основном с территорией расселения древних земгалов. Характерные его черты: тунйкообразная рубаха с наплечниками или без них, со своеобразной белой вышивкой; юбка - клетчатая или полосатая с особым браным узором («цветочным»); виллайне - с богатой тканой каймой, без вышивки; головной убор - шелковый платок, который девушки и замужние женщины носили по-разному: женщины завязывали под подбородком, а девушки - сзади.

Пятый - курземский - комплекс характерен для территории, которую прежде населяли курши и ливы. Следует отметить, что курземские ливы в процессе ассимиляции значительно дольше сохраняли присущую им специфику, чем видземские, что нашло отражение и в народной одежде. Кроме того, здесь дольше сохранялись очень древние традиции народной одежды, так как эта часть Латвии цо сравнению с другими территориями меньше подвергалась военным опустошениям.

Курземский комплекс народного костюма характеризуют украшения рубах, густо-синие виллайне, декорированные металлом, металлические пояса, металлические венки или венки из ткани на твердом каркасе, вышитые бисером, юбки с яркой красочной гаммой. Курземский комплекс одежды сохранялся особенно стойко, в некоторых районах - вплоть до середины XX в.

Мужская и женская верхняя одежда"различалась не столько покроем, сколько деталями, главным образом длиной, отделкой и украшениями. Поэтому нередко в будни женщины надевали мужскую верхнюю одежду.

Женские кафтаны были короче, чем мужские. Шубы из овчины были одинаковые.

До первой половины XIX в. мужской и женской обувью служили постолы и лапти. В городах и их окрестностях богатые женщины носили туфли, а мужчины сапоги.

Мужская одежда на всей территории Латвии по сравнению с женской была гораздо более однообразной. Она состояла из кафтана - короткого, полудлинного или длинного, рубахи, штанов, носков, постол или сапог, пояса, шапки, шарфа и перчаток.

В восточной Латвии, включая Аугшземе и Земгале, мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой или светло-серой шерстяной ткани. Кафтан перепоясывался цветным плетеным или тканым на дощечках поясом, который был почти единственным украшением одежды. Старинные кафтаны шили совсем без воротников, или с очень низким стоячим воротом. Помимо белых, известны также густо-синие и темно-серые кафтаны; выделяются богатством отделки мужские кафтаны из окрестностей Мазсалац и Алуксне.

В восточной части Латвии мужские рубахи либо вовсе не имели украшений, либо украшались небольшим браным узором. Мужская рубаха, как и женская, скалывалась у шеи маленькой гладкой пряжкой.

Штаны большей частью были одного цвета с кафтаном или клетчатые и достигали обычно щиколотки. Концы их заправляли в носки с богатым цветным отворотом. Обувью служили постолы, у более зажиточных - высокие сапоги. К праздничному наряду мужчины обязательно надевали черную или серую шляпу - так называемую ратене (ratene ).

Выходя из дома, в любое время года, брали с собой перчатки, которые в холод надевали, а в жару затыкали за пояс.

На западе Латвии мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой шерстяной ткани. Исключение представляют алсунгские черные кафтаны с двумя рядами перламутровых пуговиц. Западнолатвийские (Ница, Барта, Руцава) мужские кафтаны были богаче украшены шнуровым орнаментом или вышивкой, чем восточнолатвийские. Мужские рубахи на западе Латвии также украшались белой или черно-белой вышивкой. На голову надевали шляпу-ратене, украшенную шелковой лентой и ниткой бисера. В западной части Латвии тканые и плетеные пояса не были распространены, подпоясывались обычно металлическими ( slengene ) или кожаными поясами с металлической пряжкой.

Довязывание платка на шее - обычай сравнительно поздний, получивший распространение примерно в середине XIX в., причем на западе Латвии больше, чем на востоке.

Женская одежда, начиная со второй половины XIX в., а мужская еще раньше, заменяются одеждой, сшитой из покупных тканей по городской моде. Как исключение, можно привести пример Ницаской, Бартской, Руцавской и Алсунгской волостей, где народный костюм сохранился вплоть до первой четверти XX в.

Наиболее длительное и полное развитие старинные традиции получили в вязаных частях одежды (носки, перчатки и др.).

Со второй половины XIX в. зажиточные крестьяне начинают подражать в одежде дворянам и богатым горожанам-немцам. Постепенно городское влияние проникает во все слои крестьянства. Все чаще для шитья одежды, в первую очередь праздничной, стали использовать ткани фабричного производства, покупные или полученные с фабрики в обмен на шерсть от собственных овец. Рабочая одежда и ткань для нее до недавнего времени изготовлялись дома. Распространению городской одежды способствовали оживленные связи с городом, куда уходила на заработки значительная часть сельской молодежи. По всей Латвии одежда городского типа приобрела определенные относительно устойчивые формы. Широко распространились длинные расклешенные юбки из серой или черной ткани с темными горизонтальными полосами, нашитыми вдоль нижнего края; блузки с длинными или полудлинными рукавами из однотонной или цветастой хлопчатобумажной ткани. В прохладную погоду носили облегающие фигуру шерстяные кофты со складками на бедрах и в верхней части рукавов. Такие же кофты носили пожилые женщины.

В одежде рабочих еще в начале XX в. имелось очень много крестьянских элементов. Это объясняется тем, что значительная часть рабочих, перебираясь из деревни в город, сохраняла домотканую одежду.

Вместе с тем народные костюмы стали использоваться на праздниках песни. Художники того времени пытались провести стилизацию этих костюмов, тем более, что почти на всей территории Латвии (исключая отдельные волости Курземе) народная одежда исчезла. Но модели, созданные художниками и опубликованные в печати, широкого распространения не получили.

В годы буржуазной республики материальное положение играло решающую роль в определении количества и качества одежды у разных слоев населения. В то время как богатые хозяева и члены их семей носили модное покупное платье, большая часть трудовых крестьян и батраки вынуждены были довольствоваться одеждой из домотканой льняной или полушерстяной ткани. Различия проявлялись и в головных уборах: если зажиточные хозяйки и их дочки шеголяли в модных шляпках, то малосостоятельные женщины и батрачки по-прежнему носили платочки.

В мужской одежде имущественные различия проявлялись в качестве материала и количестве предметов костюма; покрой был в общем одинаковым и у богатых, и у бедных.

В последние годы фашистской диктатуры роль народного костюма в формировании современной одежды чрезмерно преувеличивалась. В этот период делались обреченные на неудачу попытки пропагандировать псевдонародные костюмы из дорогих современных материалов, пригодные якобы в повседневной жизни.

В настоящее время проявления классовых различий в одежде исчезли, почти полностью стерлись и различия в одежде горожан и жителей сельских местностей.

В современной женской одежде на первый план выдвигается ее практичность и красота. Форма отдельных деталей одежды сообразуется с требованиями, связанными с трудовой деятельностью. Во многих отраслях производства используется спецодежда. Летом на работе молодые колхозницы носят клетчатые или цветастые платья из хлопчатобумажной ткани, реже - юбку с блузкой. Женщины пожилого возраста носят шерстяные или полушерстяные юбки темно-серого, синего или коричневого цвета, а также пестрые ситцевые кофточки. Среди пожилых женщин весьма распространены передники и головные платки. Молодые горожанки в последние годы часто носят пестрые хлопчатобумажные юбки и одноцветные блузки. Зимой преобладают одноцветные шерстяные или хлопчатобумажные платья. Верхнюю одежду для молодых и пожилых женщин шьют из одинакового материала: весной и осенью-из шерстяной ткани, летом и в дождливые дни носят плащи из импрегнированной хлопчатобумажной ткани.

Летом на работу сельская молодежь ходит без чулок, в спортивных туфлях - «теннисках», кожаных сандалиях, босоножках. В городах летом носят преимущественно босоножки и туфли, часто с чулками. Зимой в деревне носят покупные хлопчатобумажные чулки, шерстяные носки собственной вязки, в городе преобладают капроновые чулки.

Осенью и зимой колхозницы независимо от возраста носят резиновые сапоги и боты. Зимой девушки часто носят лыжные ботинки, а в городе - большей частью теплые ботинки.

Одежда городских работниц не отличается от одежды колхозниц, хотя в городе, естественно, несколько раньше осваиваются модные новинки.

В целом о будничной женской одежде можно сказать, что она подразделяется в зависимости от возраста и характера выполняемой женщинами работы. Платье большей частью покупают в магазинах или шьют на заказ в ателье.

Из практических и гигиенических соображений мужские рабочие костюмы в последнее время шьют из хлопчатобумажных тканей. У рабочих в сельских местностях, особенно у шоферов и трактористов, приняты хлопчатобумажные комбинезоны. Если позволяют условия труда, молодые мужчины носят на работе трикотажные спортивные рубашки, либо рубашки с короткими или засученными рукавами.

Мужские рубашки большей частью уже не шьются дома, а покупаются готовыми. Для рубашек используются различные материалы: хлопчатобумажная белая, полосатая или клетчатая, а также льняная или полушелковая ткани. Хлопчатобумажная ткань, как более дешевая и практичная, употребляется чаще, чем льняная и полушелковая. В последние годы в городах юноши носят рубашки навыпуск без пояса.

Мужчины пожилого возраста одеваются теплее и носят часто даже летом поверх рубашки толстые вязаные свитеры со стоячим воротничком, застегивающиеся спереди.

Мужская верхняя одежда - зимой пальто или полупальто из шерстяной ткани на вате, реже - полушубки, а в дождливое время - прорезиненные и брезентовые плащи.

Летом юноши даже на солнце работают с непокрытой головой; праздничным головным убором служит фетровая шляпа. Пожилые мужчины в теплое время года носят кепи (zokeicepuri ), у стариков иногда еще встречаются картузы. Горожане охотно носят береты и фетровые шляпы. Зимой мужчины вне зависимости от возраста и в городе, и в деревне носят меховые шапки.

Мужчины летом носят кожаные ботинки или туфли, а молодые - также и «тенниски». В редких случаях пожилые люди и дети носят галоши. Зимой на работе в лесу пользуются валенками и сапогами, а осенью и весной - резиновыми сапогами. Носки носят покупные, хлопчатобумажные или шерстяные, домашней вязки.

Высокий уровень материального благосостояния ярче всего проявляется в одежде, предназначенной для выходных дней, праздников и торжеств. Особенно показательна в этом отношении одежда молодежи. Юноши даже в будни, после трудового дня в колхозе или на заводе, отправляются на местные вечера отдыха и в кино в хорошо сшитых костюмах из высококачественной ткани фабричного производства.

Женскую летнюю выходную одежду большей частью шьют из цветастого шелка, узор и оттенок которого подбирают в соответствии с индивидуальным вкусом.

Сельская молодежь следит за модой, поэтому вполне естественно, что праздничная одежда сельской молодежи близка к городской.

Женскую одежду обычно заказывают в районнах или рижских ателье мод, рабочую одежду и простые хлопчатобумажные платья шьют дома. В последние годы в связи с увеличением ассортимента и повышением качества готовой одежды население сельской местности все охотнее покупает ее.

В народных костюмах выступают участники коллективов художественной самодеятельности, певческих праздников. Старинный народный костюм служит неисчерпаемым источником мотивов современной одежды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.