Ключевые события по программе добрый мир. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект образовательной деятельности с внедрением компонента программы дополнительного образования Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Православная культура

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Добрый мир»

Направленность: духовно-нравственное развитие

Составитель:

Педагог дополнительного образования:

Читаева София Денисовна

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 8 месяцев

г. Москва

2016

Пояснительная записка

Направленность программы : В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой была разработана программа «Добрый мир», которая строится в соответствии с целью и общими принципами ФГОС. Содержательный модуль реализует задачи возрождения традиционного для России духовно-нравственного воспитания. В процессе освоения программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности дошкольника.

Актуальность : Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых «Основы православной культуры».

Педагогическая целесообразность : Процесс формирования личностных качеств ребенка имея сенситивный период развития в дошкольном возрасте, носит длительный пролонгированный характер, имеет отсроченные результаты, поэтому для получения полноценных личностных результатов должна быть преемственность на уровне дошкольного и школьного звена системы образования.

Основная цель программы – развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Программа ориентирована на решение следующих задач :

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традициям России

Приобщение к общечеловеческим ценностям;

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Создание условий творческого развития;

Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития личности

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Отличительные особенности программы:

программа построена с учётом возрастных возможностей детей 5-6 лет.

Детям не только сообщаются готовые знания, но и ставятся проблемные ситуации , в разрешении которых они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии. Программа разработана на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, однако дополнена материалами духовно-нравственного характера.

Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:

Игровые, т.к.ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста

является игровая;

Информационно – коммуникационные – обеспечивают наглядность,

доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые

возможности получения информации;

Технологии деятельностного метода, развития критического и творческого

мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний, на

основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.

Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе,

учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогая развить ему творческий потенциал.

Возраст детей:

Программа ориентирована на детей 5-6 лет

Срок реализации программы: на 1 год, всего 68 занятий.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, самостоятельная работа,

Основные содержательные компоненты программы:

О религиозной культуре, как о добром и красивом мире творений Божьих;

О нормах устройства отношений в мире, как системе духовно-нравственных отношений человека к Богу, к обществу, к людям, себе, миру вещей и природы

Ожидаемые результаты:

- Способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий в культурно историческом и социокультурном контексте.

Умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В результате работы по этой программе у детей развиваются базовые моральные качества:

а) любовь к людям (сострадание, желание порадовать близких, видение добра в людях, а не их недостатков) ,

б) стыд (различение в себе добра и зла и т.д)

в) чувство совести (оценка своего поведения и его мотивов, на основе христианских норм)

В качестве критериев оценки личностного развития ребёнка была выделена группа отношений, которые характеризуются понятием духовной культуры «благочестивые» - т.е добрые, заботливые, честные, трудолюбивые. Противоположными им показателями являются: недобрые, эгоистичные, лукавые, ленивые.

Формы контроля могут быть вариативными, включая анализ продуктов творческой деятельности.

В процессе реализации дополнительной образовательной программы дети будут участвовать в выставках, на праздниках детского сада.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Устроение мира. Наш красивый добрый мир

Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники

Итого

64 ч.

Организационные мероприятия, выставочная деятельность, экскурсии, соревнования

и т.д.

Всего:

68 ч.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

Приобретение культорологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

Направлено на:

Создание условий для развития личности ребенка;

Развитие мотивации личности ребенка к наблюдению и творчеству;

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям;

Воспитание любви к Родине, семье;

Создание условий для самоанализа, творческой самореализации

личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной

культуры;

Программа состоит из 4 разделов:

  1. «Устроение мира. Наш красивый добрый мир»

Темы разделов: «Свет. День. Ночь», «Небо», «Земля. Вода. Растения», «Солнце, луна, звезды», «Птицы. Рыбы. Насекомые», «Животные», «Человек», «День отдыха».

  1. Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?

Темы разделов: «О послушании. О трудолюбии», «О прощении, упрямстве», «О милосердии, любви, заботе. Помоги!», «О скромности и хвастовстве», «О воровстве, хитрости, о смелости, о совести»

  1. Как устроены отношения в нашей жизни.

Темы разделов: «Семья», «Родина», «Православный храм», «Наши меньшие друзья».

  1. Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники.

Темы разделов: «Рождество Христово», «Пасха», «День ангела».

Календарно – тематический план

№ занятия

Кол – во

часов

Сроки (дата)

планируемые

Вводное занятие, обсуждаем путешествия, хоровод

04.10

Творческая работа. Рисунок «что видно из нашего окошка», чтение рассказа «наш мир»

06.10

Рассказ о прп. Сергии и его семье, благодарность, подарок другу

11.10

Свет. День. Ночь. Рассуждаем откуда свет

13.10

Времена года. Рассказ о празднике Покрове, наблюдаем природные приметы в этот день

18.10

Ночь. Звезды.

20.10

Наблюдаем небо, прогноз погода на завтра

25.10

Хрустальный день, различия дня и вечера,

27.10

Облака. Наблюдаем за формой

1.11

Россия. Родина. Отношение к родине.

Облака над Россией

3.11

Тучи, дождик, радуга. слушаем звуки природы.

8.11

Ветер

10.11

Осень, прислушиваемся к природе

15.11

Осень. Обобщение.

17.11

Вода. Водоемы.

22.11

Превращения воды. Передвижение по воде.

24.11

Земля. Урожай

29.12

Виды растений, жизнь растений, уход за ними

1.12

Защита родины. Богатыри. Рассказ о св. Александре Невском и его семье

6.12

Хлеб. Труд. Бережное отношение к еде. благодарность

8.12

Деревья. Зима. Рассказ о празднике Введение. Послушание.

13.12

Цветы

15.12

Рассказ о св. Николае, милосердие, помощь. Праздник.

20.12

Вальс цветов

22.12

Рассказ о Рождестве. Семья

27.12

Рождество

29.12

Солнце. Луна. Звезды

10.01

Планеты. Созвездия.

12.01

Крещение. Вода. Закрепление.

17.01

Рыбы. Виды рыб и их жилище

19.01

Птицы.

24.01.

Хлопоты птиц, семейство

26.01

31.02

Птичья викторина, забота о птицах

2.02

Перелетные птицы

7.02

Волшебные птицы, птицы в русском творчестве

9.02

Праздник Сретения. Принимаем гостей. Семья. Другие религии.

14.02

Насекомые. Труд, внимательность, жизнерадостность

16.02

21.02

Пчелы

28.02

Бабочки и мухи

2.03

Кузнечики и жуки

7.03

9.03

Умеренность, прощение

14.03

св. Даниил Московский. Родина. Украшение родины. Мудрый и добрый правитель

16.03

Вид животных и их жилища.

21.03

Заяц. Звериные следы

23.03

Мелкие и средние звери.

28.03

Кошки и собаки. Помощь друзьям

30.03

Хитрость и вредность лисы

4.04

Рассказ о празднике Благовещение. Отношение к беременности и рождению младенца. семья

6.04

Крупные звери, язык зверей

11.04

Подготовка к Пасхе

13.04.

Рассказ о празднике Пасха

18.04

Человек. Части тела.

20.04

Душа. 5 чувств

25.04

Забота о животных, ответственность за сохранность природы.

27.04

Сострадание. Дед Мазай.

2.05

Нельзя клеветать друг на друга, нельзя вредить

4.05.

Родина. Победа над врагом Родины

11.05

7 день недели, день покоя

16.05

Времена года, повтор, для чего я расту.

18.05.

Огород. Забота о земле, зверях и людях. Логическая цепочка. Закрепление.

23.05

Именины. Благодарение.

25.05

65-68

Резерв

В течении курса

Материально – техническое обеспечение.

Материально – техническое обеспечение программы дополнительного образования детей «Добрый мир» включает:

магнитная доска, магнитофон; проектор, экран, компьютер, краски, карандаши, мелки, альбомы, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, природный материал, иллюстрации, игрушки и т.д.

Список использованной литературы:

Учебный курс «Добрый мир».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 8»

ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Проект

по духовно-нравственному воспитанию

детей подготовительной к школе группы

«Добрый мир»

(срок реализации 1 год).

Проект разработан воспитателем:

Фониной Натальей Владимировной

«Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»

(М. Сервантес.)

Сформированность духовно - нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания мы уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решения?

Ведь жизненные условия, в которых находится ребёнок (влияние радио и телевидения, литературы, музыки, общения), требуют постоянного внимания к подрастающему поколению.

В программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, есть раздел социально-личностного направлении работы с детьми, но он не входит в сетку занятий. Поэтому воспитатели иногда упускают этот раздел, как воспитательный. Но ведь он является одним из главных. Если ребёнок не станет великим математиком - это не беда, но если он не станет добрым, отзывчивым, внимательным, предупредительным, то зря мы его учили всему остальному.

Проект составлен на основе программы Шевченко Л.Л. «Духовно-нравственная культура «Добрый мир».

Целью данной проекта является дополнение основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи: Духовно-нравственное развитие детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России.

Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания. Послушания родителям, любви к семье, Родине, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.

Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение.

Формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами этики, не осуждая других.

Побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

Особенностью программы является многократное закрепление ценностей в рамках различных видах деятельности детей: слушании текстов, играх, рисовании, пении театрализациях, решении проблемных ситуаций нравственного выбора.

Реализация проекта по нравственному воспитанию предполагает интегрированный подход - включение содержания программы во все виды деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.

Весь материал систематизирован. Система и последовательность работы по духовно-нравственному воспитанию детей представлена в следующих блоках:

Устроение отношений в мире.

Будь послушным! Трудись!

О милосердии, любви, заботе.

О прощении, упрямстве.

Будь скромным! Не хвастайся!

Не кради! Не обманывай1

Отношения детей и родителей.

Православный храм в жизни человека.

Наши меньшие друзья.

В рамках представленных блоков распределены темы содержания работы, чтение и обсуждение художественных произведений; работа с иллюстрациями; игры: дидактические и подвижные, рисование, слушание и пение песен.

Проект рассчитан на детей 6-7 лет

Срок реализации -1 год .

Ожидаемые результаты : дети должны быть добрыми, послушными, заботливыми, честными, трудолюбивыми.

Формой подведения итогов дополнительной образовательной программы является карта уровня усвоения детьми данной программы (прилагается).

Учебно-тематический план.

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Наш красивый добрый мир.

Добрый помощник.

Умеем ли мы дружить.

О милосердии любви, заботе.

О трудолюбивых и ленивых.

Как мы можем потрудиться.

Когда бывает скучно.

Щедрость и жадность.

О моём друге.

Наши добрые дела.

Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных.

Как следует относиться к людям.

Мои друзья.

Почему что-то не получается.

Кто сильнее: кроткий или сердитый.

Кто самый главный.

Спор в мире животных.

Скромность и гордость.

Чужое и своё.

Моя мама.

Мужчины нашей семьи.

Рождество Христово.

День ангела.

Наши меньшие друзья-птицы.

Забота человека о животных.

Методическое обеспечение и условия реализации проекта.

Название

темы

Форма работы

Цель

Способы

Средства

I Устроение отношений в мире.

Наш красивый,

Добрый мир.

Беседа

Выяснить у детей их представление о поступках.

Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения.

Чтение. Обсуждение. «Как отличать добро от зла». Чтение. Обсуждение. «Отчего зло».

Заучивание главных правил жизни добрых детей.

Рисование, добрые правила жизни «Радуга».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо-плохо»,

Что есть добро, а что есть зло.

Обсуждение

Развивать способность понимать действия, изображённые на картинке, и умение характеризовать их.

Проявлять доброту к окружающим.

Игра «Какими должны быть дети».

Чтение «Добродетели», «Благородство».

Рассматривание иллюстрации «Добрые дела».

Разучивание песенки «Если добрый ты».

Аудиозапись песни «Если добрый ты».

Добрый помощник.

Дать детям понять, что люди большей частью не бывают злыми или добрыми всегда и во всём, что злой человек может стать добрым, может измениться.

Обсуждение поговорки «Добро не умрёт, а зло пропадёт».

Чтение стихотворения «Совесть подсказала».

Чтение «Как Ваня хорошее делал».

Рисование «Дерево добра».

Игра «Аптека добрых дел».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Умеем ли мы дружить?

Обсуждение

Чтение. Обсуждение. Стихотворение «Дружба».

Заучивание скороговорки «С кем поведёшься, от того и наберёшься».

Игровая деятельность: «Дружно», «Как сделать мир добрее».

Слушание песни «Дорога добра».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Аудиозапись песни «Дорога добра».

II Будь послушным! Трудись!

II Будь послушным! Трудись.

II Будь послушным! Трудись.

О милосердии, любви.

Размышление

Продолжать формировать умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам произведений, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества: послушание взрослым.

Обсуждение сказки «Колобок», рассказа «Непослушный сын».

Творческая работа. Рисуем по сюжетам произведений.

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Цветные карандаши,

О непослушании в рассказах и творениях.

Формировать способность понимать причинно-следственные связи в прочитанном тексте (причины поступка героя и наступившие последствия).

Чтение. Обсуждение коротких рассказов «Дерзкая молодая муха», «Воробышек и огонь», «Три златогривые рыбки», «Непослушный мишутка».

Работа с иллюстрацией «Слушайся маму».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

О трудолюбивых и ленивых.

Обсуждение

Воспитывать в людях трудолюбие, желание помогать, быть нужным другим людям.

Чтение. Обсуждение. «Мудрый царь», «Стрекоза и муравей».

Обсуждение пословицы «Терпение и труд всё перетрут».

Драматизация басни «Стрекоза и муравей»

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Костюмы для драматизации

Как мы можем потрудиться.

Подвести детей к пониманию, уважение других человек заслуживает своим трудом.

Замечать образные слова и выражения, чувствовать музыкальность, ритм и рифму песни.

Обсуждение поговорки «Ты труд другого уважай, сам насорил, сам убирай».

Чтение стихотворения «Приглашение к труду».

Пение песни «Антошка».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Аудиозапись песни «Антошка».

Когда бывает скучно.

Чтение-обсуждение

Учить детей понимать иносказание, побуждать к высказыванию оценки поступков героев произведений.

Обсуждение пословиц: «Не будет скуки, коль заняты руки», «Доброе дело два века живёт».

Чтение. Обсуждение коротких рассказов «Трудолюбивый и ленивый брат», «Утренние лучи», «Маленький садовник», «Старик», «Две тучки», «Лентяй и солнце».

Игровая деятельность «Ленты тянутся».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Атрибут для игры «Ленты тянутся»

III

III О милосердии, любви, заботе.

III О милосердии, любви, заботе.

Щедрость и жадность.

Воспитывать у детей доброту, об отношении к сироте.

Обсуждение «Все мы

делим пополам»

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

О моём друге.

Обсуждение

Воспитывать у детей доброе, гуманное отношения к друзьям.

Чтение. Обсуждение. «Божий фонарик»

Задание «Зажги фонарик в своей душе».

Слушаем и учим песню «Вот что значит настоящий верный друг».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Аудиозапись песни «Вот что значит настоящий верный друг».

Наши добрые дела.

Воспитывать у детей нравственного чувства, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи.

Чтение. Обсуждение стихотворений «В дороге», «Посидим в тишине».

Рассматривание иллюстрации «Хорошо ли поступает мальчик».

Пение песни «Как положено друзьям, всё мы делим пополам»

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Аудиозапись песни «Когда мои друзья со мной».

Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных

Воспитывать у детей нравственного чувства ответственности, заботы о людях.

Чтение. Обсуждение. «Собака и тень», «Три малыша», «Сказка о пчёлке –«Мохнатке».

Обсуждение поговорки «За чужим погонишься, своё потеряешь».

Пение песни «Когда мои друзья со мной».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо». Аудиозапись песни «Когда мои друзья со мной».

IV О прощении, упрямстве.

IV О прощении, упрямстве.

III О милосердии, любви, заботе.

IV О прощении, упрямстве.

Как надо относиться к людям.

Продолжать знакомить детей с правилами поведения. Вырабатывать в детях навыки хорошего поведения по отношению к взрослым и сверстникам.

Чтение. Обсуждение. «Обида», «Прощение».

Работа с иллюстрациями «Обида-радость».

Чтение. Обсуждение. «Как лучше общаться с друзьями».

Игровая деятельность «Как лучше общаться с друзьями».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Мои друзья.

Слушание музыки

Расширять представления детей о взаимоотношениях людей, побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости к друзьям.

Слушание и разучивание песни «Улыбка».

Заучивание правила «Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты относись к ним».

Игровая деятельность «Хорошо - плохо».

Творческая деятельность: «Рисуем улыбку».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Цветные карандаши, бумага.

Почему что-то не получает-ся.

Познакомить детей с понятием, упрямство. Учить чувствовать образный язык басни.

Чтение. Обсуждение. «Бараны».

Работа с иллюстрацией к рассказу.

Чтение. Обсуждение басни «Лебедь, рак и щука».

Работа с иллюстрацией к басне.

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Кто сильнее: кроткий или сердитый

Обсуждение

Развивать способность самостоятельно устанавливать причинно - следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний. Формировать желание подражать нравственным поступкам героев.

Чтение. Обсуждение. «Ветер и солнце»

Рисование «Доброе солнце, злой ветер».

Пение песни «Улыбка».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо». Аудиозапись песни «Улыбка».

V

V Будь скромным! Не хвастайся!

IV О прощении, упрямстве.

V Будь скромным! Не хвастайся!

Кто самый главный.

Обсуждение

Раскрывать общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, выделять слова автора (гордо хвастался, скромно стоял и т.д.), характеризующие самих героев, и их поступки.

Чтение. Обсуждение. «Кто самый главный».

Работа с иллюстрацией «На что похожа рука»

Чтение. Обсуждение. «Как поспорили части человеческого тела».

Игровая деятельность «Посмотри - угадай».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Спор в мире животных.

Чувствовать образный язык рассказов, сказок, стихотворений. Понимать: зависть и хвастовство – наказуемо.

Чтение. Обсуждение. «Галка в чужих перьях».

Рисование по сюжету рассказа.

Чтение. Обсуждение» Лягушка и вол».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Скромность и гордость.

Дать понятия о таких нравственных качествах, как скромность и гордость через художественные произведения.

Чтение. Обсуждение. «Пылинка и капелька».

Работа с иллюстрацией «Расскажи, что нарисовано».

Чтение. Обсуждение. «Море и лес».

Загадка «Как следует относиться друг к другу»

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

VI Не кради! Не обманывай!

VI Не кради! Не обманывай!

VI Не кради! Не обманывай!

Чужое и своё.

Беседа - обсуждение

Воспитывать у детей нравственное чувство стыдливости совершения безнравственных поступков: не кради, не обманывай.

Заучивание правила «Не кради, не лги».

Чтение. Обсуждение. «Вору - зло, а доброму добро», «Косточки».

Игровая деятельность «Капуста».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Откуда ложь? Как с ней бороться.

Чтение. Размышление

Продолжать формировать у детей представления о таких понятиях, как ложь, честность.

Чтение. Обсуждение. «Ложь».

Игровая деятельность «Ложь-гора».

Обсуждение поговорки «Шила в мешке не утаишь».

Задание «Угадайка, чего боится хитрая ложь».

О злых сёстрах - Лжине и Хитрине.

Чтение-обсуждение

Раскрыть общественную значимость описываемого явления, взаимоотношений героев, выделять слова автора (хитрость, зло, совесть, стыд, добро), характеризующие самих героев, и их поступки.

Чтение. Обсуждение. «Как Наташа у сестры хитринку купила».

Работа с иллюстрацией.

Чтение. Обсуждение. «Почему заплакал Петя».

Сочиняем сказку «Как злые и добрые сёстры ходили в гости».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Добрый человек - счастливый человек.

Обобщать правила доброго. Вежливого поведения. Проявлять доброту к окружающим, умение предвидеть последствия поступков для окружающих.

Чтение. Обсуждение. Стихотворение «Заповеди».

Работа с иллюстрацией «Кого и чем я могу порадовать».

Чтение. Обсуждение. «Счастливый человек».

Пение песни «Доброта».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо». Аудиозапись песни «Доброта».

VII Отношение детей и родителей.

VII

VII Отношения детей и родителей!

Формировать представление о мире семьи. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

Чтение. Обсуждение. «Мой род».

Музыкальная деятельность «Родной дом».

Чтение. Обсуждение» Седьмая дочка».

Игровая деятельность «Проверь своё отношение», «Правильно -неправильно».

Моя мама.

Чтение-обсуждение

Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться о ней и помогать.

Чтение. Обсуждение. «Мама», «Какая твоя мама», «Три солнышка».

Заучивание пословицы «При солнышке тепло, при матери добро».

Слушание песни «Пусть всегда будет мама».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Аудиозапись песни «Пусть всегда будет мама»

Мужчины нашей семьи.

Вызывать желание подражать в достойном поведении. Знакомить с произведениями о взаимоотношениях между ребёнком и отцом в семье.

Чтение. Обсуждение. «На работу с папой», «Отец и сыновья», «Отец».

Игра «Дружная семья».

Музыкальная деятельность: придумывание дополнительных припевов к песне «Солнечный круг».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Аудиозапись песни «Солнечный круг»

Старшие члены семьи - бабушка, дедушка.

Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях. Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

Чтение и обсуждение:

Поговорки «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»;

Текстов «Почитай старых, сам будешь стар»,

Стихотворений «Бабушка», «Мамина мама - моя бабушка».

Работа с иллюстрациями «Старый дедушка», «Бабушка и внучка».

Игровая деятельность «Баба и пирожок».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Православный храм в жизни человека.

VIII Родина.

VIII Родина.

Православный храм и православные праздники.

Беседа-знакомство

Познакомить детей с храмом. (Экскурсия в храм). Обсудить с детьми, как человек становится христианином? Значение храма для человека.

Рассматривание иллюстраций, изображение театров, магазинов, музеев. Рассказ о православном храме. Смотрим иллюстрации.

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Аудиозапись «песни о России».

Цветные карандаши, бумага.

Рождество.

Знакомство - обсуждение

Познакомить детей с понятием православный праздник. Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.

Рассматривание иллюстрацией о Рождестве.

Музыкальная деятельность: слушание песни

« Рождественская елочка».

Творческая деятельность: рождественские подарки, выставка рисунков «Ангелы».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм» .Цветные карандаши, бумага.

Формировать понятие о празднике. В общих чертах рассказать о смысле праздника.

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Цветные карандаши, бумага.

День ангела

Беседа - обсуждение

Формировать понятие: о небесных покровителях. Обсуждаем-размышляем. « В честь кого я назван? Чем порадовать близких людей».

Чтение и обсуждение именин, играем,

«Каравай»

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Православный храм»

Аудиозапись: песенка про ангелов.

IX Наши меньшие друзья.

IX Наши меньшие друзья.

IX Наши меньшие друзья.

Когда человек понимал животных.

Познакомить детей с понятием: что такое доброе отношение к животным. Подвести к пониманию, что в отношении к животным проявляется культура человека.

Чтение и обсуждение: «Как человек давал имена животным», «Язык зверей».

Творческая деятельность: сочиняем, рисуем по сюжетам стихотворений «ответы» человеку.

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Цветные карандаши, бумага

Наши меньшие друзья-птицы.

Учить детей внимательно, по-доброму, правильно относиться к птицам.

Чтение и обсуждение: «Воробей», «Голодная птичка», «Покормите птиц», «Добрая девочка».

Работа с иллюстрацией: «Птичьи враги», Лесной доктор».

Музыкальная деятельность: слушание А. Алябьев «Соловей».

Игровая деятельность: «Птичка».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Аудиозапись музыки «Соловей» А.Алябьева.

Забота человека о животных.

Чтение - размышление

Показать, как люди заботятся о природе. Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказывать ей посильную помощь.

Чтение и обсуждение: «Находка», «Котёнок».

Работа с иллюстрацией «Друзья», «Кошка смотрит в окно».

Музыкальная деятельность: пение песни «Пропала собака».

Творческая деятельность «Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Аудиозапись песни «Пропала собака».

Краски, бумага.

Как человек должен относиться к растениям, к рыбам и другим творениям.

На конкретных примерах (героев художественной литературы) формировать представление о доброте, учить детей заботиться о природе.

Чтение и обсуждение: «Растите колокольчики».

Отношение к рыбкам в произведениях «Форели»,

«Мальчик и рыбки».

Беседа «Что такое «Красная книга»

Рассматривание иллюстраций «Люби, жалей».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Использованная литература для воспитателя.

1. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС».2011. - 192с.

2.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2009. - 96с.

3.Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей. Методическое пособие. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2012. 208с.

Используемая литература для детей.

1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. Под ред. Л. Н. Антоновой. Экспериментальный учебно - методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2012.176 с.

2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо - плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2012.96 с.

3.Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга3.Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л. Н. Антоновой. Экспериментальный учебно - методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.96 с.

Мониторинг детского развития

Группа детского сада:

Дата проведения мониторинга:

Воспитатели:

Фамилия

ребёнка

Уровень развития интегративных качеств

Умение правильно оценивать поступки героев художественных произведений, характеризовать нравственные качества

Умение оценивать поступки товарищей

Умение оценивать свои поступки

Представление о семье

Представление об обществе

Отношение к природе

Знание пословиц, поговорок на этическую тему

В - высокий

Д - достаточный

С - средний

В МДОУ «Большегрызловский детский сад общеразвивающего вида «Рябинка» с сентября 2012 года проходит апробация УМК «Добрый мир» .

Программа Шевченко Л. Л. «Добрый мир» --- это программа духовно-нравственного образования дошкольников.

В состав комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» входит восемь пособий, включающих комплекс разноплановых материалов, позволяющих осуществлять различные виды деятельности детей: слушание текстов и музыкальных произведений, пение, рисование, игровую, исследовательскую, досуговую деятельность, сочинение сказок, беседы, чтение, угадывание, театрализацию на основе ценностей православной культуры.

Каждый человек с рождения живет в мире отношений: с родителями, воспитателями, друзьями. Для верующего человека все отношения определяются законом Божьим.

От того, как он относится к Богу, зависят его отношения к окружающему миру. Как помочь современным детям в обретении пути?

Наши дети путешествуют по необыкновенным дорогам - добрым маршрутам духовного краеведения, на которых узнают, как устроен мир, знакомятся с добрыми правилами жизни людей, учатся руководствоваться в своих действиях повелениями совести, беречь окружающий мир.

В детском саду кружок «Добрый мир» ведёт Шульгинова Ольга Геннадьевна.

В 2012-2013 уч. году дети старшей группы знакомились с книгой Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей» №1 «Прогулки по дням творения. Устроение мира».

В 2013-2014 уч.году дети подготовительной группы познакомятся с книгами: №2 «Устроение отношений в мире. Хорошо -плохо» , №3 « Как устроены отношения в нашей жизни» , №4«Православные праздники».

Шульгинова Ольга Геннадьевна, 3октября 2012 года, проходила педагогические курсы «Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» по подготовке воспитателей к преподаванию духовно-нравственной культуры на основе учебно-методического комплекта Шевченко Л.Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей» в Московском государственном областном университете на базе Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия.


С педагогами дошкольных образовательных учреждений Серпуховского муниципального района, на базе которых проходит апробация УМК «Добрый мир», посетила Серпуховский Высоцкий мужской монастырь.

В процессе освоения Программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности дошкольника.

Задачи нравственного воспитания:

1. Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сострадание, сопереживание, послушание родителям, любовь к семье, Родине, доброе, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбие, стыдливость совершения безнравственных поступков, взаимопомощь, ответственность и забота.
2. Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых.

Задачи умственного воспитания.

1. Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира (цвет, форму, звуковую окраску), развивая различные органы чувств (зрение, слух).

Ознакомление с окружающим миром .
1. Культурологическое ознакомление с устройством мироздания как процессом Божественного творчества красивого, доброго, премудрого мира.

2. Обогащать представления детей о мире творений, рассказывать о целесообразности природных явлений, о чудесном устроении мира.

Формирование экологических представлений.
1. Расширять представления детей о мире природы как творении Божьем.

2. Учить отношению к творениям окружающего мира как друзьям человека. Учить отношениям заботы о животных, птицах, насекомых как наших друзьях меньших.

3. Формировать представление о человеке как любимом создании Божьем, которому поручено беречь и охранять природу.

Формирование словаря.

1. Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры (добро, зло, грех, послушание, стыд, совесть, милосердие, трудолюбие, честность, храм).

2. Обеспечить понимание элементарного объема базовых понятий православной культуры. Бог. Богородица. Иисус Христос. Спаситель. Ангел Хранитель. Благодарение. Воскресение Христово. Грех. Добро.
Изобразительная деятельность


  1. В предметном, сюжетном и декоративном рисовании, конструировании, лепке, аппликации -развитие умений художественного отображения красоты и гармонии Божественного творчества.

Музыкальное воспитание

«Рябинка»

Кружок «Добрый мир»

Руководитель: Шульгинова О.Г.

Устроение мира. Прогулки по дням творения. Книга №1

Старшая группа, 2012-2013 уч.год

Прогулка первая. Свет. День. Ночь.

Творческая работа в рабочих тетрадях.

Прогулка вторая. Небо.

Прогулка третья. Земля. Вода. Растения.

Прогулка четвёртая. Солнце. Луна. Звёзды.

Открытое мероприятие для родителей

«Добрый ангел мира»

Май, 2013год



Цель. Познакомить детей с христианским праздником – Днём ангела.

Задачи: расширить представления детей о мире природы как творении Божьем. Расширять представления детей о целесообразности творений окружающего мира. Побуждать детей размышлять. Показать значение библейских выражений в формировании основ доброго (нравственного) поведения человека. Обеспечить понимание элементарного объёма базовых понятий православной культуры: Бог, Ангел Хранитель, добро, крещение, молитва. Формировать умение работы с материалами творчества, как средствами отображения творений Бога. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической и народной музыки. Формировать у детей нравственные чувств: любви к Родине; доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия. Развивать эмоциональную сферу детей. Выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия. Побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей» №4 «Православные праздники. Чему мы радуемся?»

Творческая работа детей с участием родителей.

Тема: «Ангел» (поделка из ажурных салфеток)

Ангел в небесах живёт.

Ангел доброе несёт.

Ангела не обижай.

Смотрите также:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

Занятие на тему:

«Шестой день творения. Человек. Как на земле появились люди»

для воспитанников старшей (подготовительной) группы

(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»

Выполнил:

воспитатель МБДОУ №16 «Колосок»

Пушкинского района

Рожко Надежда Григорьевна

Москва 2014

Практико-значимый проект. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Шестой день творения. Человек. Как на земле появились люди». По программе «Добрый мир» . «Православная культура для малышей»

Актуальность

Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных ценностей, а, следовательно, разрушения личности.

Государственная политика в сфере образования направлена на возрождение национальных традиций отечественного образования и воспитания, которые могут стать спасительным источником выздоровления и духовного развития нашего общества.

Истинное образование, по мнению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, есть становление не только ума, но и сердца. Поэтому образовательное учреждение, «давая знания и помогая юному человеку вырасти умным, сильным и здоровым, одновременно должно научить его отличать добро от зла, правду от лжи, подлинную свободу от порабощения инстинктами и страстями…»

Это ориентирует педагогов, в том числе и дошкольной ступени образования, на нравственно-духовное становление личности ребенка через приобщение к общечеловеческим ценностям: любовь, добро, милосердие, жертвенность, совесть, честь, единство и братство…

При разработке занятий, решающих подобные цели, в качестве замечательного содержательного материала мы используем программу Шевченко Л.Л. «Добрый мир»

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель

Приобщение детей к истокам православной культуры, духовно нравственным традициям русского народа. Продолжать знакомить с возникновением мира.

Задачи

1. Познакомить детей с основными понятиями Православия.

2. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

3.Помочь приобрести элементарный опыт в церковной жизни (обучить простым молитвам, осенению себя крестным знамением, благочестивому поведению в Храме, в обществе).

4. На примерах жития Святых раскрыть нравственные понятия добра, благодарности, милосердия, честности, трудолюбия, послушания.

5.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Методы и приемы

Наглядно-действенный метод:

Показ сказок (педагогами, детьми);

Рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;

Проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

Наблюдений;

Экскурсий;

Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

Чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:

Бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

Ответов на вопросы педагога, детей;

Проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

Сообщения дополнительного материала воспитателем;

Загадывания и отгадывания загадок;

Рассматривания наглядного материала;

Рассказов детей о своих впечатлениях;

Разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо:

Организация продуктивной деятельности: лепка (тема «Лепим человека»).

Работа с раздаточным материалом

Формы работы

Игровая: вариативно-информационная (иллюстрация)

Словарная: активизировать словарь (Главные слова. Душа. Тело. Доброта. Послушание)

Предварительная: чтение сказок, притч; беседы по дням творения; прослушивание песен и стихов человеке, о добре.

Подготовительная: подготовка иллюстративного материала. Подбор материала (произведения художественной литературы, детские песенки(диск), занимательные игры).

Список используемой литературы

1. Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей.

Методическое пособие.- М.: Центр поддержки культурно –

исторических традиций Отечества, 2012.

2. Шевченко Л.Л. « Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга №1. Прогулки по дням творения. / Под редакцией Л.Н. Антоновой.

Экспериментальный учебно–методический комплект для дошкольных

образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно –

исторических традиций Отечества, 2011.

3. СД – диск – музыкальное сопровождение занятий. Учебно-методический комплект «Добрый мир». Православная культура для малышей.

Ход занятия

Воспитатель:

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Под музыку «Прогулки» (№1) дети подходят к столу, открывают книгу, смотрят знакомые картинки и доходят до темы «Прогулка шестая» (с. 95)

Воспитатель:

Что изображено на иллюстрации?

Как Бог сотворил человека?

Что мы видим на рисунке?

Дети:

Бог вдунул в человека святой дух.

Воспитатель:

Мы с вами опять отправляемся в путешествие по страницам нашей замечательной книги «Добрый мир». Первое, что я вам хочу прочитать, это рассказ «Как на земле появились люди» (с.112)

Как Бог сотворил человека?

Как его звали?

Для чего Бог создал Еву?

(Ответы детей)

День шестой

Продолжая свято дело,

Бог создал Адама с Евой.

Их Господь благословил,

Всад Эдемский поселил,

И изрёк слова Творец:

Человек всему венец!

Как звали первых людей?

Где поселил Бог Адама и Еву?

Человек

Чудесный мир был создан Богом,

Ив нем чудесного так много.

Но всех чудесней из века в век

Был создан Богом человек.

Воспитатель:

Сделаем вывод: Человек – это самое лучшее, красивое творение Бога

ВЕНЕЦ

Воспитатель:

Ребята, а кто может рассказать как устроен человек?

(ответы детей)

Воспитатель: Как устроен человек? У человека есть голова, туловище, руки, ноги. Все вместе они составляют тело человека. Тело мы видим. Втеле живет невидимая душа, без которой тело было бы мертво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться. Душа находится внутри человека. Благодаря ей, человек может думать, разговаривать, радоваться, плакать, любить. Бог создал человека красивым: разумным, добрым, послушным.

Как вы думаете, а можно ли увидеть душу человека?

Дети:

Нет, она невидима.

Воспитатель:

Для чего нужна душа?

Где находится душа человека?

Дети:

Внутри человека – там, где его доброе сердце, которое всех любит.

Воспитатель:

Как можно узнать что у ребенка добрая душа?

Дети:

Он любит маму, папу, заботится о животных и растениях, не обижает их.

Воспитатель:

А какого человека можно назвать бездушным?

Дети:

Злого.

Воспитатель:

Давайте поиграем в игру?

Дети садятся полукругом. Их внимание обращает к себе воспитатель.

На столе стоит прозрачная пустая ваза, коробочка с разноцветными камушками.

Упражнение «Наполни душу ребёнка»

Детям показывают разноцветные камешки в коробочках.

Представьте, что эта ваза означает маленького человека, который родился.

Чему мы хотели бы научить ребёнка?

Дети накладывают разноцветные камушки в вазу, проговаривая слова: Я поделюсь с ним…

Вежливость

Доброта

Послушание

Любовь к родителям

Любовь к природе

Добрые поступки

Сочувствие

Забота о ближнем

Радость

Дружба

Бережливость

Мы наполнили душу ….. и получилась яркая богатая душа.

Давайте мы тоже сделаем что-то доброе и прекрасное.

Творческая работа. Лепим человека

А сейчас из яркого пластилина вылепим человека, которого создал Бог. И обозначим красным цветом место, где находится душа человека – сердце.

Музыкальное фоновое сопровождение – С.В. Рахманинов. 2 концерт. Адажио (№28)

Воспитатель: - Человек всему венец! Самое лучшее творение Бога.

Людмила Фадеева
О программе «Добрый мир» Шевченко Л. Л. по духовно-нравственному и православному образованию дошкольников.

Программа Шевченко Л . Л. «Добрый мир » --- это программа духовно-нравственного образования дошкольников , одно из действенных средств в борьбе за чистоту детских душ. Она является содержательным модулем «Духовно -нравственная культура (православная культура ) » основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

Разработана программа «Добрый мир » в соответствии с Федеральным Законом «» Об образовании ». Она прошла апробацию в 55областях РФ.

Редакционный совет программы возглавляет Антонова Л. Н., бывший министр образования Правительства Московской области .

Эта программа создана для обучения детей старшей и подготовительной к школе групп с целью достижения их духовно -нравственного развития, готовности к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования «Духовно -нравственная культура народов России» .

Это часть единой авторской программы «Духовно -нравственная культура. Православная культура » для 1-11 классов общеобразовательной школы , обеспечивающая преемственность в решении задач воспитания и развития детей. Следовательно, наши выпускники получат необходимый багаж знаний для продолжения обучения в школе по программе «Духовно -нравственная культура. Православная культура ».

Я первый год работаю со своими дошколятами по программе «Добрый мир » в области духовно-нравственного и православного образования . Как и дети, радуюсь каждому занятию-общению : это очищает и обогащает наши души любовью к окружающему нас миру. Из всех известных мне методик по нравственному воспитанию дошкольников программа «Добрый мир » самая глубокая и богатая по подбору материала.

Положительные стороны программы (из опыта работы) : детям нравятся прогулки и занятия , на которых они получают новые знания о днях сотворения мира Богом; интересный и разнообразный материал : поэзия и проза духовно-нравственного , православного и эстетического направления ; подробная информация об окружающем мире с любовью к нему; много игр, музыки и рисования (в отдельных рабочих тетрадях особенно) ; родители единогласно одобряют такое обучение . И всё это создаёт светлое и доброе настроение ! Сильная и художественно оформленная методическая база : методическое пособие, хрестоматия, рабочие тетради и аудиодиск.

Трудности в проведении занятий : нет специально отведённого времени в режиме дня дошкольников , приходится постоянно вторгаться в другие области общеобразовательной программы в детском саду : познание (ФЦКМ, коммуникацию, художественное творчество; не вся классическая музыка, особенно романсы, понятна детям.

В завершение хочу подчеркнуть : нам, воспитателям, необходимо формировать духовно -нравственные личности для спасения человечества от гибели и верным и надёжным путеводителем на этом пути для нас служит программа «Добрый мир » Шевченко Л . Л.!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.