Классный час нравственное воспитание молодежи. Тематика классных часов по нравственному воспитанию. Формирование нравственного поведения ребенка в семье

В настоящее время особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание. Классные часы по данному направлению стараются проводить на всех ступенях обучения. Во многих школах функционируют и патриотические клубы, которые работают по специальным программам.

Какие классные часы по духовно-нравственному воспитанию можно провести для школьников? Предлагаем несколько примеров таких занятий для учеников разных классов. Остановимся на тех аспектах, которые должен затрагивать в своей работе наставник.

Разработка методических материалов для проведения классных часов начинается с определения целевой аудитории, так как в разных возрастных группах сделать занятия эффективными помогают разные методы. Следующим этапом становится отбор материала и разработка плана занятия. Идеи для осуществления этих действий вы найдете в статье.

Работа со старшеклассниками

В подростковом возрасте особое значение приобретают беседы, диспуты, в рамках которых ребята могут продемонстрировать сверстникам свои творческие и интеллектуальные способности.

Какие классные часы по духовно-нравственному воспитанию можно провести? Предлагаем пример занятия «Как вести себя в мире людей».

Его целью является нравственное воспитание ребят подросткового возраста. В какой форме лучше провести классный час? в 9 классе предполагает общение в виде творческой мастерской. Участниками ее станут и сами школьники, и классный руководитель.

Ход занятия

Как должно осуществляться духовно-нравственное воспитание? Классный час начинает педагог. Он отмечает, что в наши дни многие представители молодого поколения не имеют представления о правилах поведения в обществе. Что именно важно знать? Зачем людям нужны хорошие манеры? Эти вопросы классный руководитель адресует своим воспитанникам, затем систематизирует и обобщает высказывания ребят.

Педагог отмечает, что нужно знать и использовать правила этикета для того, чтобы уметь общаться, налаживать взаимоотношения с партнером либо собеседником, не наносить другим людям вреда и беспокойства. Тот человек, который обладает определенными манерами, оставляет о своем воспитании у окружающих людей приятное впечатление, считается воспитанным и цивилизованным собеседником.

Педагог отмечает, что существуют определенные правила, которые используются в разных вариантах общения: служебном, гражданском, общественном, бытовом, семейном.

Те правила, которые включают в кодекс, не являются новыми, они просты и понятны по смыслу и содержанию.

Как с ними соприкасается духовно-нравственное воспитание? Классный час, пример которого предлагается в данном материале, является отличным способом формирования в подрастающем поколении азов взаимоотношений между людьми.

Элементы этикета общения

Какие именно правила можно включить в классные часы на тему духовно-нравственного воспитания? Педагог отмечает, что важно так вести себя во взаимоотношениях с другими людьми, как хотелось бы, чтобы они вели себя с тобой. К примеру, улыбнувшись собеседнику, можно рассчитывать на ответную доброжелательную реакцию с его стороны.

Есть несколько правил, которыми должен владеть любой цивилизованный человек:

    в присутствии дамы мужчина без приглашения с ее стороны не должен сидеть;

    нельзя начинать разговор с женщиной, пока она не даст понять, что узнала мужчину;

    в общественных местах недопустимо обращаться к женщине по фамилии;

    за столом запрещены разговоры о неприятных вещах;

    ни у кого нет права на принижение представителей какой-либо национальности;

    воспитанный мужчина сначала пропускает в помещение свою спутницу, лишь потом заходит сам

    Вопросы и ответы

    Как осуществлять в доступной форме духовно-нравственное воспитание? Классный час для подростков желательно выстраивать в форме вопросов и ответов. Сначала педагог выясняет, как нужно правильно здороваться. В рамках беседы, выявляются некоторые правила приветствия. Педагог отмечает, что здороваться необходимо в любых ситуациях, даже если отношения с человеком далеки от идеала. Безусловно, младшее поколение должно приветствовать старших по возрасту людей, мужчина здоровается с дамой. А вот рукопожатие — это вовсе не обязательный элемент этикета. Его можно использовать для приветствия только тех людей, с которыми хорошо знакомы.

    Во время рукопожатия необходимо смотреть в глаза собеседнику. Ладонь должна быть слегка сжата, чтобы не доставить неприятных ощущений другому человеку.

    Искусство общения

    Отдельное внимание педагог в рамках беседы о нравственном воспитании уделяет комплиментам. Что они собой представляют? В каких ситуациях они уместны? Эти вопросы особенно интересны для подростков, поэтому обязательно должны быть рассмотрены в рамках классного занятия.

    Не все могут естественно говорить приятные и красивые слова собеседнику. Если комплимент сделан неумело, он может обидеть человека, потому что будет воспринят не как добрые слова, а как усмешка, неискренняя лесть. Обучение искусству говорить комплименты подрастающего поколения — это тоже духовно-нравственное воспитание. Классный час можно отдельно посвятить именно этому вопросу, чтобы у ребят сформировалось правильное представление о том, что комплименты одинаково хороши как для мужчин, так и для женщин.

    О чем нужно знать

    Безусловно, женщина с удовольствием выслушает в свой адрес добрые слова, но и мужчины нуждаются во внимании. Как правильно сделать комплимент представителю сильной половины человечества? Если для женщины важны слова о ее внешней красоте, хозяйственности, то мужчина хочет, чтобы были отмечены его мужественность, умственные способности.

    Для того чтобы завоевать дружбу, расположить к себе мужчину, важно отмечать именно эти качества. Желательно говорить комплименты не по необходимости, а именно тогда, когда появилось внутреннее желание отметить положительные качества своего собеседника. В такие моменты найдутся самые удачные слова.

    Правила общения с другими людьми

    Как выстроить духовно-нравственное воспитание? можно построить на основе тренинга, в рамках которого школьники получат не только теоретические, но и практические навыки общения со сверстниками, взрослыми людьми.

    К примеру, в рамках организуемого занятия, вместе со своими воспитанниками классный руководитель выявляет основные правила успешного общения. Для того чтобы работа была интересной и полезной, можно включать в ход мероприятия определенные тренинги и ролевые игры. К примеру, для того чтобы вести речь о доверии, ребятам предлагается следующее упражнение. Все становятся в одни круг, выбирается «смелый» ученик. Он располагается в центре круга, закрывает глаза. Педагог предлагает ему отклониться назад, не опасаясь, что тот упадет на пол. В зависимости от того, насколько у ребенка сформировано доверие к своим одноклассникам, они будут выполнять данное задание более или менее успешно. Затем учитель поясняет ребятам, что только в том случае, когда человек уверен в других людях, можно говорить о доверительном и конструктивном общении.

    Работа с детьми в среднем звене

    Предлагаем классный час «Духовно-нравственное воспитание». 7 класс по ФГОС предполагает не только формирование у школьников универсальных учебных навыков, но и привитие у подрастающего поколения желания к саморазвитию и самосовершенствованию. Как правильно организовать беседу с ребятами о таком сложном, но очень важном понятии нравственности? Безусловно, если планируется классный час «Духовно-нравственное воспитание» (6 класс или 7) в среднем звене, важно правильно подбирать теоретический материал, «разбавлять» его конкретными примерами.

    Классный руководитель обязан учитывать индивидуальные особенности данного возраста, в противном случае все его старания будут напрасными. К примеру, можно пригласить на классный час вымышленных персонажей, героев сказки, былины, литературного произведения. Они, разыграв для детей какое-то театральное представление, помогут педагогу настроить школьников на конструктивную беседу.

    Пример для занятия

    К примеру, речь может идти об умении не только слышать, но и слушать своего собеседника. В рамках такой беседы классный руководитель плавно переходит на понятие толерантности, поясняет детям, насколько важно терпеливо относиться к людям, имеющим другие исторические и культурные традиции и устои поведения.

    Для ребят 12-14 лет особое значение имеют конкретные примеры, поэтому педагог должен тщательно подходить к подбору материала. Безусловно, одним из важнейших факторов успешного формирования толерантного отношения у подрастающего поколении, является личный пример взрослых людей, окружающих ребенка: педагогов, родителей, бабушек и дедушек.

    Вовлечение в волонтерское движение

    Как составить классный час «Духовно-нравственное воспитание»? 5 класс, к примеру, это тот благодатный период, когда ребята с удовольствием вовлекаются в активную деятельность. Педагог, который работает с детьми этого возраста, может формировать в своих воспитанниках азы нравственности посредством вовлечения детей в активную волонтерскую работу. В качестве тех объектов, с которыми будут работать дети, могут выступать не только ветераны, бездомные животные, но и деревья и кустарники.

    К примеру, в рамках подготовительной работы, педагог вместе с учителем биологии рассказывает детям о значимости живого мира, о правилах посадки кустарников, особенностях ухода за ними. Далее вместе с классным руководителем, родителями маленькие волонтеры приступают к активным действиям.

    Если ребята сами посадят кустарники, будут осуществлять постоянный уход за своими «зелеными питомцами», в них будут формироваться такие нравственные качества, как ответственность, исполнительность, забота, сопереживание. Это станет отличной базой для формирования в подрастающем поколении уважительного и бережного отношения к живой природе.

    А как в начальной школе можно организовать и провести классный час «Духовно-нравственное воспитание»? 1 класс — это время, когда малыши только знакомятся с учебным заведением, познают те традиции, которые сформированы в школе. В это время они нуждаются в поддержке и помощи своих родителей. Именно поэтому в рамках занятий по нравственному воспитанию педагог может привлекать мам и пап своих подопечных, организуя совместные праздники и конкурсы.

    К примеру, можно организовать творческую мастерскую, работы в которой будут представлены не отдельными участниками, а целыми семьями. Подобная совместная деятельность способствует формированию отношений не только между сверстниками, но и внутри семьи между старшим и младшим поколениями.

    Информация для педагога

    В качестве эффективных средств, которые способствуют стимуляции нравственного развития личности школьников, можно рассматривать различные психологические тесты. Они вполне приемлемы для использования на старшей ступени обучения. Если классный руководитель предложит подобные тесты своим воспитанникам в непринужденной обстановке, он пробудит в них желание не только узнать себя, но и найти способы для самопознания, самосовершенствования.

    Подведем итоги

    В настоящее время вопросы, касающиеся нравственного воспитания подрастающего поколения, стоят особенно остро. В связи с теми событиями, которые происходят в политической и экономической жизни страны, во всем мире, особую актуальность получили вопросы, касающиеся нравственного воспитания подрастающего поколения.

    От того, насколько серьезно и ответственно классный руководитель подходит к данной работе, продумывает в планировании тематику и направленность классных часов, зависит конечный результат - воспитание положительных качеств в подрастающем поколении. Духовность и нравственность необходимы современному молодому человеку для успешной адаптации в социуме.

Классный час по нравственному воспитанию «Планета добрых людей», 6-7 класс.

Цель: Развивать и закреплять знания о нравственно – эстетических качеств каждого человека.
Задачи:
1. Способствовать развитию духовно – нравственных качеств классного коллектива.
2. Развивать навыки самооценочной деятельности.
3. Воспитать стремление совершать добрые дела и поступки.
Оборудование: пословицы, рисунки (солнце, лицо человека, планета Земля), семена гороха, клубок ниток.
Ход урока:
- Добрый ребята! Добрый день всем! В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные свои поступки, и поступки сверстников. В автобусе, вы, например, замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой хозяйственной сумкой, проявляют о них заботу, а другие - остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их и смотрят в окно. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах, давайте вспомним слова отрядной песни «Дорога добра». Итак, вы догадались, о чём пойдёт сейчас речь? Правильно. Тема нашего классного часа: “Планета добрых людей". А теперь закройте глаза садитесь поудобней мы с вами совершим полет на планету.
- Я приветствую всех на «Планете добрых людей».
-Сейчас я каждому присутствующему хочу подарить подарок. (учитель раздает присутствующим по горошине, вкладывая ее в раскрытую ладонь), берегите ее не теряйте.
- Посмотрите внимательно и скажите, на что она похожа?
Эта горошина похожа на нашу планету Земля. Именно такой горошинкой она видится из космоса. (показать изображение Земли из космоса).
- Эта наш общий Дом. Мы должны любить и беречь такую хрупкую и прекрасную планету. Здесь проживает множество разных дюдей. Существует множество необитаемых звезд, планет, галактик, на которых можно поселиться, но Земля у нас одна где мы живем.
- Наша школа, наш класс – эта тоже своеобразная планета, на которой мы живем вместе. Состояние планеты зависит от того, как чувствуют себя люди – тепло ли им, удобно ли, кто их окружает, какое у них настроение. Зеркало нашего настроения – лицо. Лицо доброго, умного, воспитанного человека – это открытый взгляд, приветливая улыбка. (показ рисунка)
- Сейчас мы проведем церемонию приветствия: Повернемся к соседу справа, посмотрим ему в глаза, улыбнемся и скажем: «Здравствуй, сосед!». Затем повернемся к соседу слева, посмотрим ему в глаза и, улыбнувшись, скажем: «Здравствуй, сосед!».
- Улыбайтесь, излучайтесь! Сегодня наши улыбки должны светить, как солнце! Эмблемой нашей встречи будет красивое, доброе солнышко.
(на доске крепится изображение солнца).

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ « Ключевская средняя общеобразовательная

школа им. »

«____» ____________ 2012 год

по духовно- нравственному воспитанию учащихся

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Твой школьный вид. Организация своего рабочего места Первый раз в первый класс Вежлив ли я? Что такое хорошо и что такое плохо? В школьной библиотеке . В гости к медсестре. С любовью к родной школе.

(воспитание любви к животным)

В мире животных Лес – наш друг. Лес и его обитатели. Игра - путешествие. В зоопарке. Собака - друг человека! Мы из Красной книги России В гостях у жителей «Подводного царства» Животные - герои сказок и рассказов. Домашние питомцы. Экскурсия в Шадринский краеведческий музей.

Беседа «Старших уважай - малышей не обижай» Собрание с родителями «Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня». Утренник «Будь вежливым и добрым» Внеклассное мероприятие «Все люди труда - друзья и братья» Беседа «Опасная парочка» (о хвастовстве и зависти) О дружбе и взаимопонимании между девочками и мальчиками Семейный праздник «Праздник бабушек и мам» Посещение городского музея Классный час «Поклонимся Великим тем годам…»

1. Славные символы России

2. Москва - столица России

3. Прошлое моей Родины

4. Путешествие по России

5. Растительный и животный мир моей страны

6. Моя Малая Родина - Шадринский район.

8. Страна, открывшая путь в космос

9. Великая война - Великая Победа

1. Сыны Земли Шадринской (о,)

2. Инсценирование сказок «Чем учат народные сказки?»

3. Исследовательская работа «История моего села»

4. Знаменитые люди района, области.

5. Святочные гадания «Раз в Крещенский вечерок…»

6. Моя родословная

7. Беседа о народных промыслах «О чем рассказали игрушки?»

8. Экскурсия в краеведческий музей

9. «Праздник со слезами на глазах»

1. Беседа «Вежливый пешеход - вежливый водитель»

2. Правила и нормы поведения в обществе

3. Этикет - составная часть общественного порядка и порядочного человека

4. Школьный этикет. Правила поведения в школе.

7. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

8. Встречай гостей приветливо

9. Культура и безопасность отдыха

1. Человек - есть существо мыслящее.

2. Что есть счастье?

3. Что есть труд?

4. Что есть совесть?

5. Что есть свобода?

6. Что есть судьба?

7. Что есть деньги?

8. Что есть «Я»?

9. Что есть моя жизнь?

1. Что есть человек?

2. Жизненное кредо достойного человека

3. Молодежные субкультуры

4. Классный час «Похититель рассудка» (алкоголизм, наркомания)

5. Игровая программа «Давайте поговорим о нас…»

6. Что есть любовь?

7. Я и закон.

8. «Золотое правило нравственности»

9. Литературно - художественный вечер «Не забудет никто, никогда….»

1. Профориентационное занятие «Мир профессий»

2. Профессиональная консультация «Твой профессиональный маршрут»

3. Тестирование в центре занятости «Мой темперамент и выбор профессии»

4. Отрасли народного хозяйства и их основные профессии

5. Экскурсии в ПТУ, СУЗы, ВУЗы

6.Профессии наших родителей

7.Психолого - педагогически особенности, обуславливающие выбор профессий.

8. Беседа с приглашением выпускников «Как достичь успеха в профессии?»

9. Куда пойти учиться?

1. Беседа «Цвета осени»

2. Этикет красоты

3. Гардероб мужчины и гардероб женщины

4. Красота человеческого тела

5. Красота вокруг нас

6. Любовь - это согласие ума, души и тела.

7. Немного обо всем. Классный час с приглашением косметолога , врача, парикмахера, модельера.

8. Беседа «Будьте счастливы и человечны».

9. «Музы вели в бой». Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны.

1. «Я имею право на …»- разговор на заданную тему

2. «Моя будущая профессия. Какой я её вижу?» Экскурсия в центр занятости.

3. Тематическая бизнес викторина «Профессия и современность»

Классный час по духовно-нравственному воспитанию. Добро и зло

Форма проведения: беседа.

Цель: Формирование духовно- нравственных ценностей у учащихся;

дать понятия о добре и зле, сущности милосердия;

мотивировать к нравственному самосовершенствованию, научить совершать поступки во имя добра.

Задачи:

Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие.

Познакомить с произведениями литературы.

Формировать духовно- нравственные качества человека.

Воспитывать чувства товарищества, сострадания, стремление совершать добрые дела.

Основные понятия:

милосердие

сострадание

Методы обучения:

Упражнения

1.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! К нам в класс пробралась злая колдунья и все перепутала. Посмотрите всё ли нормально. (На доске изображение солнца. На лучах написаны слова: ненависть, грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость.

Давайте, всё исправим. Подберите к словам антонимы, и солнышко вновь начнёт улыбаться.

А теперь постарайтесь, определить тему классного часа. (Ответы детей)

Тема классного часа - «Добро и зло».

2. Основная часть

Сформулируйте определение понятий «добро», «зло».

Самостоятельная работа по карточкам, продолжите…

«Добро - это…»
«Доброта - это...»
«Добрый человек - это... »

«Зло -это …»

«Злой челоловек- это…»

Толковый словарь раскрывает значение этих слов. (Зачитываются значение этих слов).

Можем ли мы сказать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (ответы детей)

Может ли человек родится злым?

Нужно стремиться к добру и избегать зла? Почему?

Послушайте притчу

Два волка

Притча неизвестного происхождения

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Что хотел дед сказать внуку? Может ли человек быть всегда только добрым?

Каждый человек может совершать добрые дела. Но в тоже время он может и совершать плохие поступки. Думаю, каждый из вас мог совершить как хорошие, так и плохие дела. Как вы при этом себя чувствовали? Может ли человек совершая плохие дела быть счастлив? За одни свои поступки мы ощущаем гордость, а за другие стыд.

Послушайте, пожалуйста, песню-притчу о добре и зле. Постарайтесь понять и прочувствовать описанные события.

https://www.youtube.com/watch?

Чему учит эта история? Что заставило больного у двери совершить такой поступок?

Как вы думаете, что произошло потом?

Ситуации . Постарайтесь определить, что есть добро, а что есть зло.

1.Во дворе бегал щенок. Было сразу видно, что хозяина у него нет. Витя привел щенка домой.

2.Мама попросила дочь прибраться в комнате. После многочисленных напоминаний мама сделала порядок в комнате сама.

3.Вера шла по улице. Вдруг она увидела кошелек. Девочка подняла его. Там оказалась небольшая сумма денег и какие-то квитанции. Кошелек был очень красивый. Она взяла его себе.

4.3 ребят залезли в фермерский сад нарвать яблок.

5.Учительница попросила ученика оформить классный уголок. Ученик пообещал, но не выполнил задание.

6.Ученик не выполнил домашнее задание и чтобы не ругали его, сказал, что забыл тетрадь дома.

7.На клумбе росло много красивых цветов. Юноша нарвал букет для девушки.

8.Нина собирается в школу. Мама просит девочку одеться потеплее. На улице мороз.

Нина сопротивляется.

9.В магазине подростки попросили взрослого купить сигареты.

10.Ребята во дворе предложили товарищу выпить.

11.Гражданин, проходя мимо, погладил одиноко сидевшего котенка и пошел дальше.

12.Группа ребят каждый вечер собирается в подъезде. Громко разговаривают, слушают музыку, грызут семечки.

13.Одноклассник помог товарищу на контрольной работе и всем рассказал о своей помощи.

Скажите, а надо ли рассказывать о своих добрых делах? Хвастаться?

Издавна добро борется со злом и чаще всего побеждает, так как добро сильнее зла. Ребята, а где добро всегда побеждает зло? Конечно, в сказках.

Сказка о добре и зле. Джу Джулия

Жили-были Добро и Зло. Жили по-соседски, на одной улице, и даже дома их стояли рядом. Добро созидало: выращивало прекрасные сады человеческих душ, сеяло доброе, вечное.

Зло разрушало то, что создавало Добро, оставляя после себя вызженную опустошенную землю и пустые умершие души.

Да что же это такое? - сокрушалось Добро, - Строишь-строишь, создаешь- создаешь, а придет Зло - и все разрушит!

Но ничего не могло сделать Добро, никак не могло помочь ни себе, ни людям.

А Зло еще и внимание всяческое оказывало Добру. Бывало, встретит его на улице и потреплет по плечу: Как поживаешь, мол, Добро?

Или, бывало, придет Зло к дому Добра и просится впустить его. Добро спрашивает через закрытую дверь: Зачем, мол?

А Зло сладенько так поет:

Ой, Добренькое, впусти меня, замерзло я, приболело. Помоги мне, поддержи меня.

А Добро доброе возьми да и впусти Зло к себе в дом. Чаем, пирогом его потчует, жалко все-таки. Поест гостья, погреется, а, уходя, кусь - и откусит кусок от гостеприимной хозяйки. Да и пойдет себе, не поблагодарив за тепло. А хозяйка кровью истекает, плачет от боли и несправедливости, а поделать ничего не может - сама ведь впустила в дом-то.

Однажды снова пришло Зло к дому Добра. И стучится в дверь.

Чего тебе? - спросило Добро.

Впусти меня, Добренькое, поговорить по душам уж больно охота.

Нет, Зло, слишком дорого мне обходятся твои визиты, - ответило Добро и не открыло дверь.

Разозлилось Зло, закружилось-завертелось на одном месте, выпуская свое самое страшное оружие - Монстра Разрушающего и Все Вокруг Испепеляющего. И напустило Зло этого Монстра на дом Добра. И налетел он, и разрушил дом до основания, а само Добро покромсал, порвал на мелкие кусочки.

И стала кругом вызженная земля, и не было на ней ни цветочка, ни жучочка, ничего живого. И, казалось, закончилась Жизнь на Земле.

Вдруг на месте, где стоял дом Добра, сквозь пепел стала пробиваться маленькая травинка. И возродилось Добро, и поняло, что так больше жить нельзя, что нельзя впускать Зло в свой мир.

И построило Добро новый прекрасный дом, и возродило сады на земле и в сердцах людей.

Но Зло не заставило себя долго ждать. Опять пришло и сладко запело:

Добренькое, как же я рада, что ты живенькое-здоровенькое. Впусти меня, поболтаем, чайку попьем.

Но закрыло Добро все окошка и двери, и даже не ответило Злу.

Разозлилось снова Зло, закрутилось-завертелось, но не смогло на этот раз выпустить своего Монстра, вместо этого поднялось вихрем пепла, и растворилось в воздухе.

Сейчас мы с вами правильно соединим начало и окончание пословиц.

(На доске):

На добрый привет… (добрый ответ).

Про доброе дело… (говори смело).

Жизнь дана на… (добрые дела).

Учись доброму… (дурное на ум не придет).

Без добрых дел… (нет доброго имени).

Худо тому, … (кто добра не делает никому).

Добрые дела… (красят человека).

Путем зла… (не доходят до добра)

Час в добре пробудешь…(все горе забудешь).

Кто живет в добре… (тот ходит в серебре).

Лихо помнится, а добро…(век не забудется).

Бедного обижать…(себе добра не желать).

3.Итог

Если, вы готовы измениться, то можете сделать это уже сейчас и стать добрее. Для этого достаточно перестать причинять кому-либо вред, злиться на кого-либо, обижаться или бояться. Для этого достаточно осознать это и вы сможете измениться. Помочь нам может наша совесть, неподкупный судья, который находится внутри нас, который чувствует, что на самом деле хорошо, а что плохо. И если совесть возражает против какого-то поступка, то мы должны отказаться от него, какие бы выгоды он не сулил.

На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего классного часа?

Литература :

Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987г.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. - М., 1991
Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. - М., 1987г.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г.
Школьный философский словарь/ Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. М.

Форма проведения: круглый стол

Цель:

выяснить в чём различия между понятиями «духовное» и «нравственное» воспитание?

проанализировать различные поступки персонажей, составить сравнительную таблицу.

провести анкетирование по методике «Выбор».

Оборудование:

Стенд с сочинениями обучающихся;

Мультимидийное оборудование.

Ход мероприятия

Классный руководитель:

Давайте послушаем небольшую притчу:

Читает подготовленный обучающийся:

«Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность».

Внук, тронутый до глубины души словами деда задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь!

Классный руководитель:

О чём эта притча?

Классный руководитель:

Высказывает свое мнение и делает выводы из сказанного (можно закончить словами Омара Хайама: «Мы - источник веселья - и скорби рудник,
Мы вместилище скверны - и чистый родник.
Человек-словно в зеркале мир, многолик,
Он ничтожен-и он же безмерно велик.»)

А теперь давайте прочитаем эпиграф нашего классного часа (написан на доске или слайде)

Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле. (М Пришвин)

Как вы поняли поговорим мы сегодня о нравственном и духовном воспитании. Что же это такое?

Давайте зачитаем отрывки из ваших сочинений-рассуждений на эту тему (отрывки демонстрируются на слайде, читают несколько обучающихся):

« Нравственность – это внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное — то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а как доброе и светлое.»

«Нравственность — понятие, которое относится к отдельному человеку и понимается субъективно. Нравственность — это жизненная установка определенного человека, включающая в себя индивидуальные формы поведения в тех или в иных ситуациях, ценности, цели, понятия о добре и зле и т.д. в понимании конкретного человека. Таким образом, нравственность — сугубо индивидуальное понятие.»

«Нравственность – это набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе. Альберт Эйнштейн писал: «Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. Словодуховность происходит от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться.

Высшим проявлением нравственности человека выступает «духовность ». Именно духовность народа рассматривается как одно из средств национальной безопасности России.»

«Принято считать, что духовный , интеллигентный человек – это человек, интересующийся искусством. Такой человек ходит в кино, любит театр, читает книги. И все это делает его еще более развитым, еще более духовным. Так ли это?
Мне кажется, не совсем. «Духовность – это собственное стремление человека», - читаем мы у С. Соловейчика. Это внутренняя потребность, которая идет их души, из детства, от родителей, окружения. Такой человек будет искать в искусстве и культуре подтверждение и поддержку своим идеалам. Значит, он будет выбирать «настоящие» произведения, искренние, те, которые несут добро, веру, надежду, любовь. Ведь не секрет, что многие люди, якобы увлекающиеся искусством, довольствуются подделкой, тем, что дает лишь развлечение, но не подталкивает к работе души. Таких людей вряд ли можно назвать духовными».

Классный руководитель:

Понятно, что в понятиях «нравственный» и «нравственность» речь идет о внешних проявлениях человека (его гуманности, доброте, любви, милосердии, толерантности, то есть о его поведении, то с понятием «духовность» дело обстоит сложнее.

Для наглядности и удобства рассуждений введём несколько типичных персонажей.

Представьте себе двух людей, схожих по внешним проявлениям поведения. Оба имеют хорошую репутацию, оба не замечены в дурном поведении, оба слывут как положительные люди. Мало того, оба не только не замечены (и не замешаны) в дурном, что известны своими добродетелями (благотворительностью, заботой, добротой, готовностью прийти на помощь в трудную минуту).

Вопрос : Можно ли обоих персонажей характеризовать как людей моральных, нравственных?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Классный руководитель:

Однако между ними имеются принципиальные различия. И различия эти касаются, в первую очередь, намерений этих людей.

Персонаж 1 .

Он не поступает дурно и занимается благотворительность только потому, что по-другому не умеет. Для него быть нравственным - естественное, каждодневное, привычное состояние. Ему и в голову не приходит, что можно вести себя иначе. У него в мыслях не возникает иной модели поведения. Его намерения чисты, а поведение нравственно.

Персонаж 2.

При всей его внешней положительности он совершает добрые дела из корыстных побуждений – чтобы его, к примеру, избрали депутатом. Его намерения корыстны и расчётливы, хотя поведение нравственно.

Внешне оба персонажа схожи, так как их поступки нравственны. А вот что происходит у них в головах? Кто же туда «заглянет»? А сами они уже точно не признаются: первый – по своей скромности, второй – по расчётливости. Кто же вам признается в собственной корысти!

Обучающиеся обмениваются мнениями.

Классный руководитель:

Подведём итог. Нравственность человека определяется внешними проявлениями его поведения, а не чистотой его намерений. А внешними признаками наши герои-то и практически не отличаются. Различия будут сводиться лишь к тому, что второй будет всё время доволен своей положительностью, а первый – недоволен своим несовершенством. А самодовольство, как известно, всегда снаружи и его трудно скрыть. И это, пожалуй, единственное внешнее различие при внутренней противоположности.

Классный руководитель:

Рассмотрим ещё трёх персонажей.

На этот раз речь пойдет о людях безнравственных, аморальных. Допустим, что герои 3, 4, 5 совершили одинаково безнравственные поступки, а может, даже и преступления. С позиции права одинаковые проступки требуют одинакового наказания, но … вся трудность в том, что у одинаковых преступлений бывают разные мотивы. А вот мотивы как раз и «руководят» поведением. Намерения-то первичны по отношению к поступкам.

Итак, наши персонажи совершили проступки. Например, украли.

Сравним намерения (с позиции юриста) одинаково безнравственных людей.

Персонаж 3

Украл потому, что не удержался от соблазна или по причине жизненной нужды. При этом он всячески страдает и мучается содеянным. Его гложет совесть, и покаянные мысли одолевают всё его естество. Он честно ищет пути исправления своей глупости, не уклоняясь от ответственности за содеянное. Его намерения устремлены к покаянию за безнравственное поведение.

Персонаж 4

Мог удержаться от воровства, но … не захотел. Он осознаёт всю мерзость своего поведения, но начало «новой» жизни откладывает на завтра, а ещё лучше до понедельника. И откладывает-то он, по собственной воле, а не по причине безволия. Может быть, он не успел за один раз унести то, что «плохо» лежало. Одним словом, он мог удержаться от безнравственного поступка, но не захотел. В мыслях он осознаёт безнравственность своего поведения (и это плюс), но не спешит его изменить (и это минус). Опять-таки, намерения его нам «не видны», поэтому его поведение мало отличается от поведения третьего персонажа.

Персонаж 5

«Воровал! Ворую! И буду воровать!» - твердит тот. Ему доставляет удовольствие доставлять другим неприятности. Он совершает грех намеренно, а не по недомыслию, безволию или глупости. Его поступки безнравственны, а мысли грязны.

Вот такие крайности мы взяли с вами для анализа.

Обучающиеся обсуждают персонажей и дают им характеристику.

Классный руководитель:

А теперь давайте расположим характеристики всех персонажей в единой сводной таблице и сравним (на слайде)

Персонаж 1 Персонаж 2 Персонаж 3 Персонаж 4 Персонаж 5
Поведение

+

нравственное

+

нравственное

-

безнравственное

–

безнравственное

–

безнравственное

Намерения

+

чисты

–

корыстны

+

покаянные

+

осознаёт

безнравственность, но не спешит

измениться

–

грязные

Задание . Соотнесите характеристики с персонажами Обучающимся раздаются таблички, а персонажей они расставляют сами:

IV «Тихий праведник»

Классный руководитель:

А теперь давайте посмотрим, как считаю я (на слайде).

I «Случайно сорвавшийся, но кающийся» Персонаж 3
II «Ещё чуток погрешим» (Александр Галич) Персонаж 4
III «Хулитель Святаго Духа» (в православной традиции так называют тех, кто намеренно совершает грех, не помышляя о покаянии) Персонаж 5
IV «Тихий праведник» Персонаж 1
V «Правильный и самодовольный гордец» Персонаж 2

Как сказал Филдинг: « Никакие выгоды, достигнутые ценой преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира.»

А теперь давайте попробуем ответить на вопросы:

1. Какие два персонажа наиболее интересно сравнить?

2. Какой из них вам симпатичнее? Почему?

Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Классный руководитель :

На мой взгляд, наиболее интересно сравнить нравственный персонаж 2 и безнравственный 3.

Мне симпатичнее третий. Он – кающийся и духовно возрастающий человек, хотя и сорвавшийся. А вот второй – духовный «тормоз» и гордец, пребывающий в прелести и самообмане. Помыслы третьего чище и достойнее, чем второго. Он совестливее и чище.

Вывод.

Нравственность определяется качеством поведения человека,

Духовность – качеством намерений человека. При этом существует иерархическая зависимость нравственной сферы от духовной. Духовное воспитание – это воспитание намерений, а нравственное – поступков. Надо, чтобы добро становилось естественным проявлением человеческой природы, а не средством выгоды. Именно этим и отличается воспитание духовное от воспитания нравственного. Они связаны между собой. И связаны иерархически – духовное определяет нравственное.

А теперь давайте проведём небольшую анкету, называется она «Выбор».

Эта методика позволяет выявить отношение обучающихся к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистской направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости). Учащимся предлагается выбрать один вариант ответа:

Во время каникул, когда ты собрался поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил тебя помочь привести в порядок учебный кабинет. Как ты поступишь?

А) Скажешь, что согласен помочь и отложишь свой отъезд;

Б) Соберешь ребят и вместе с ними сделаешь работу за один день;

В) Пообещаешь выполнить работу после возвращений.

Г) Посоветуешь привлечь на помощь того, кто останется в поселке.

2. Тебе поручили дело, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?

А) Добросовестно выполнишь поручение;

Б) Привлечешь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;

В) Попросишь дать тебе другую, более интересную для тебя работу;

Г) найдешь отговорку для отказа.

3. Ты случайно услышал, что группа твоих одноклассников высказала справедливое, но неприятное замечание в твой адрес. Как ты поступишь?

А) Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении;

Б) Переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шла речь;

В) Сделаешь вид, что ничего не слышал;

Г) Укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому, что говорят о тебе в твое отсутствие.

4. В трудовом лагере во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?

А) Будешь, превозмогая боль, выполнять норму, как все;

Б) Обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить норму;

В) попросишь освободить тебя от работы и перевести на другую;

Г) Оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать.

5. Ты стал свидетелей того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь?

А) Потребуешь от обидчика извинения в адрес пострадавшего;

Б) Разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения;

В) Выразишь соболезнование тому, кого обидели;

Г) Сделаешь вид, что тебя это не касается.

6. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человек. Как ты поступишь?

А) Сделаешь все невозможное для устранения зла, ущерба;

Б) Извинишься, объяснишь, пострадавшему, что не хотел этого;

В) Постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват;

Г) Свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.

А теперь посчитаем результат:

Выбор ответа "А" свидетельствует об активном, устойчивом положительном отношении к соответствующим нравственным нормам и оценивается в 5 баллов. Ответ "Б" показывает, что это отношение, хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы) и оценивается в 3 балла. Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ "В", то его отношение - пассивное и недостаточно устойчивое и оценивается в 2 балла. Наконец, выбор последнего ответа - свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребенка к нравственным нормам, и оценивается в 1 балл.

Интерпретация:

Высокий уровень - 24-30 баллов;

Достаточно высокий уровень - 18-23;

Средний уровень - 14-17 баллов;

Ниже среднего - 6-13 баллов.

Высокий уровень нравственной воспитанности:

Хорошо усвоены нравственные нормы, и сложилось устойчивое отношение к ним. В поведении достаточно полно проявляются такие ценные качества, как ответственность, совестливость, чуткость, принципиальность, справедливость. В часы досуга осваивается социально ценный опыт, преобладают полезные для духовного развития школьника и нужные окружающим виды деятельности.

Достаточно высокий уровень нравственной воспитанности:

В целом сформировались нравственные нормы и определилось положительное отношение к ним. В поведении ребенка могут проявляться ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время проводит разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, много читает, помогает родителям.

Средний уровень нравственной воспитанности:

Имеются знания о нравственных нормах, но отношение к ним недостаточно устойчивое. Основные нравственные качества: ответственность, чуткость, справедливость, принципиальность, критичность, совместимость и др. - проявляются в зависимости от ситуации. В свободное время, наряду с оптимальными и содержательными занятиями, случаются пассивно-созерцательные и малоценные формы досуга.

Ниже среднего уровень воспитанности:

Знания о нравственных нормах довольно приблизительные, а отношение к ним пассивно-неустойчивое. Не сложились в полной мере основные нравственные качества, в первую очередь-ответственность, критичность, совестливость, справедливость, чуткость, а если и проявляются, то только ситуативно. Свободное время заполнено стихийно, и малоценными занятиями, в том числе и ничегонеделаньем.

Заключение .

Классный руководитель :

Благодарит обучающихся за активную работу;

Высказывает мысль, что полученная информация поможет одним обучающимся проверить свои мысли, а другим выяснить, в чём различия между понятиями «духовное» и «нравственное» воспитание?

А закончить хотелось бы словами Жан Жака Руссо« Вся нравственность человека заключается в его намерениях».

Н. В. Мамонова, МБОУ "Михайловская РВ(с)ОШ", Посёлок 1-ый, Чебулинский район, Кемеровская область

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.