Методическая разработка на тему: Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартного решения

Тема: «Развитие интеллектуального и творческого потенциала детей посредством развивающих игр» Воспитатель: Алексеева Е.Ю год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 2 «МАЛЫШ» комбинированного вида»


Цель презентации: повышение профессионального уровня воспитателей, в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога с дошкольниками, по формированию умственных способностей и творческой активности в процессе игровой деятельности.





Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.). Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).


«Познание» - мышления, воображения, развитие психических процессов у детей: внимания, памяти, речи. Расширение кругозора детей, сенсорное развитие. «Физическая культура» - формирование и закрепление формы и величины, ориентировка в пространстве. «Здоровье» - формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток. «Безопасность» - знание цифр, ориентировка в пространстве. «Социализация» - упражнение в умении устанавливать сходство и различие между предметами, приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности. «Труд» - содействие развитию самостоятельности и инициативности; воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей. «Чтение художественной литературы» - чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы. «Коммуникация» - развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно выражать свои чувства, желания и мнения. «Музыка» - развитие чувства ритма, приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи. «Художественное творчество» - учить обследовать предмет, выделяя основные признаки: цвет, форму, величину; развитие продуктивной деятельности детей.


Самостоятельная игровая деятельность – чрезвычайно важна для развития ребенка. В самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить. Цель самостоятельной игровой деятельности: развитие интеллектуально-творческих способностей детей посредством развивающих игр и совершенствование психических процессов дошкольников.










Основные принципы - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Особенности игр: - Конструктивные элементы. -Широкий возрастной диапазон участников. - Многофункциональность. - Творческий потенциал. - Сказочная «огранка».







Составление одной фигуры из нескольких помогает понять соотношение целого и части. Прозрачная цифра Цель этой игры развитие сенсорных способностей - восприятия цвета, знакомство с расположением предметов в пространстве и такими свойствами как гибкость, прозрачность.








1. Дети научились обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 2. У детей были сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование. 3. Появились навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научились согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого. 4. Расширились представления о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.

Развитие активности и инициативности детей как основы интеллектуально-творческих проявлений мыслительной деятельности. Роль проблемных и творческих задач, вопросов и ситуаций поиска с элементами экспериментирования в развитии интеллектуально-творческих проявлений детей. Личностно-развивающая направленность содержания мате­матического развития дошкольников - эффективное средство развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и воспитания важнейшего личностного качества – находчивости и самостоятельности в решении интеллектуальных задач.

В раннем дошкольном возрасте начальное освоение математических представлений основано на тактильно-двигательном способе познания 1) формировании обследовательских действий, 2) накопления опыта в разнообразных деятельностях (первоначально – предметных, позже – продуктивных (рисование, лепка, конструирование, труд и т.п.), которые как бы обогащают друг друга. Математические представления и умения являются своеобразным "инструментарием" средствами и способами познания), необходимым для освоения мира и действования в нём (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить покупку и т.п.). Их применение в разнообразных познавательных и практических ситуациях (игре, экспериментировании, физической, продуктивной, речевой, музыкальной деятельности и т.п.) показывает их ценность и тем самым создает мотивацию к их освоению. Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики. Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания. Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:1) развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях); 2) развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; 3) освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания(воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация); 4) развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация); 5) овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления 6) развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач; 7) развитие точной, аргументированной и доказательной и речи, обогащение словаря ребенка; 8) развитие активности инициативности детей; 9) воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости впреодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.



· Содержание логико-математических представлений и способов познания у детей дошкольного возраста .1) Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются свойства и отношения . В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию.
2) В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его.3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе)4) Пространственно- временные представления – наиболее сложное для ребенка дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра).5) Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками.Используя комплексную образовательную программу «Детство», которая основана на принципах личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребёнка и опираясь на технологии витагенного образования с голографическим подходом (теория Белкина), постаралась собрать воедино разные игры на развитие логико-математических представлений у детей младшего и среднего возраста. Эта технология позволяет раскрыть творческий потенциал не только детей, но и взрослых. Опора на витагенный (жизненный) опыт детей – это средство сформировать новое отношение к ним.



Теория и технологии развития речи детей. Литературное образование дошкольников.

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

С учетом актуальности проблемы организации педагогического процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, мы разработали программу интеллектуально-творческого развития детей 4-7 лет «Развивай-ка» (Приложение ).

Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми В.Воскобовича, Б.П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера.

Программа «Развивай-ка» предполагает использование следующих игровых технологий:

  1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т.Г. Харько и В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» , которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.
  2. Технология Б.П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр Никитина.
  3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.

Программа рассчитана на дополнительное образование детей (кружок) в течение 3 лет. Включает 20 занятий в год. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Формирование конструктивного мышления дошкольников 4-5 лет.
  2. Формирование логико-математического мышления дошкольников 5-6 лет.
  3. Подготовка к обучению чтению дошкольников 6-7 лет.

На занятиях с детьми мы использовали следующие развивающие дидактические игры: игры В. Воскобовича: «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат», «Конструктор букв», «Шнур-Затейник», «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка», «Теремки Воскобовича», «Лабиринты букв», «Игровизор», игра Б.П. Никитина «Сложи узор», «Цветные счетные палочки Кюизенера», логические блоки Дьенеша.

Для проведения развивающих занятий, в кабинете педагога-психолога оформлен игровой макет «Фиолетовый лес» – это «интеллектуально-игровой центр», «населенный» персонажами сказок-инструкций к развивающим играм В.Воскобовича. «Фиолетовый лес» – это своего рода виртуальный, несуществующий мир, сказки которого и начинают каждое новое занятие. Сказка вводит ребенка в «необыденный» мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям. Вместе с Малышом Гео дети постигают азы математики и конструирования, учатся находить интересные, нестандартные решения простых, на первый взгляд, задач, знакомятся с буквами и учатся читать. Рядом с юными исследователями Фиолетового леса всегда мудрый Ворон Метр, который не только каждый раз придумывает для них новые трудные испытания, но и каждый раз непременно сам помогает их преодолевать. На волшебном озере Айс, где живет Золотая рыбка, наши путешественники знакомятся с нетающими льдинками и учатся конструировать из них разных животных. В Фиолетовом лесу есть Буквоцирк и Цифроцирк, в которых свои фокусы с дрессированными буквами и цифрами показывает Филимон Коттерфильд.

И это далеко не все приключения и испытания, с которыми приходится сталкиваться нашим кладоискателям и фантазерам на пути к постижению тайны поляны Золотых Плодов.

Такая сюжетно-тематическая организация интегрированных занятий и разнообразие в преподнесении игрового материала способствуют развитию мышления и речи детей, поддержанию у них положительного эмоционального состояния, интереса и внимания, а значит и лучшей результативности в усвоении знаний.

Педагогам ДОУ постоянно оказывается методическая и практическая помощь в обогащении развивающей среды групп, подбирается литература для освоения и совершенствования работы с развивающими играми, проводятся тематические консультации.

Поиск новых форм взаимодействия с родителями натолкнул нас на проведение совместных игровых занятий. На одной из встреч мамы и папы со своими детьми таинственным шепотом произносили волшебные слова-заклинания, с достойным восхищения энтузиазмом искали Малыша Гео в городе логических фигур. На построенном из волшебных кубиков автомобиле спешили на представление в цирк и конструировали зверей и акробатов с помощью «Чудо-крестиков».

Опыт проведения совместных игровых занятий показал и нам, и родителям не только значимость и важность такой работы с точки зрения воспитательно-образовательного процесса, но и ценность нашей программы для развития детей.

Заряд положительных эмоций, которые родители получили на занятиях, послужил толчком к их более плодотворному сотрудничеству с детским садом.

Результатом работы кружка «Развивай-ка» является высокий уровень интеллектуальных способностей детей, что подтверждается данными психологической диагностики МЭДИС.

Но своим главным достижением считаем то, что наши дети стали более активны, уверены в себе и инициативны.

Мы думаем, что разработанная нами система работы по интеллектуально-творческому развитию дошкольников с использованием развивающих игр будет интересна не только специалистам детского сада, но и воспитателям и родителям.

Конспект занятия по развитию конструктивного мышления с использованием развивающих дидактических игр с детьми 5-6 лет (кружок «Развивай-ка» 2-й год обучения)

Тема: «Прощание с журавлями».

Программное содержание:

  1. Развитие умения решать конструктивные задачи различными способами (по схеме, силуэту), развитие аналитико-синтетического мышления.
  2. Активизация словаря.
  3. Развитие мелкой моторики руки, воображения.
  4. Воспитание взаимопомощи и умения работать в коллективе.

Материал: комплекты развивающей игры В.В. Воскобовича «Чудо-крестики 2», кубики Б.П. Никитина «Сложи узор», схема «птичий клин», схема «Силуэт журавля».

Ход занятия

Оргмомент .

Педагог:

– Какое сейчас время года?

– Какие осенние месяцы вы знаете?

– Какой сейчас осенний месяц?

– Как можно назвать осень в ноябре?

– Какие изменения в природе происходят осенью?

– А вы знаете, что Малышу Гео подарили фотоаппарат? Он так обрадовался и ему поскорее захотелось сделать несколько фотографий. Самые красивые фотографии получаются на природе, поэтому несколько дней Малыш Гео наблюдал за птицами, их отлетом на юг. Давайте посмотрим, какие фотографии он сделал. (Демонстрация картинок с изображением различных видов перелета птиц).

Педагог: Сейчас я вам предлагаю построить птичий клин с помощью кубиков.

Конструирование птичьего клина по схеме с помощью кубиков Б.П. Никитина «Сложи узор» .

Педагог обращает внимание на коврограф, где прикреплена картина с тенью журавля.

Педагог:

– После прогулки Малыш Гео вернулся домой и увидел чью-то тень. Это была тень птицы, ее оставил Ворон Метр, написав в записке: «Здравствуй Малыш Гео! Я знаю, ты очень наблюдательный мальчик. Отгадай, чья тень изображена на картинке. Дам тебе подсказку: на картине изображена перелетная птица, которая улетает на юг клином»

– Малыш Гео растерялся и просит помощи у вас, дети. Подскажите Малышу Гео какие птицы улетают на юг клином. (Журавли)

Физминутка:

Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
(Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями, махи руками)
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил
(Поглаживание рук, ног.)
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
(Руки вытянуты перед собой, вопросительная мимика.)
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
(Лёгкий бег на носочках на месте, кружатся.)

Педагог: Сейчас я предлагаю вам сделать журавля с помощью крестиков.

Конструирование журавля по силуэту с помощью развивающей игры В.В. Воскобовича «Чудо-крестики-2» .

Педагог:

– Сколько деталей вам понадобилось для построения журавля. (5)

– Из какой фигуры сделано туловище? (трапеция)

– Что вы делали с помощью прямоугольника? (шею)

– Из какой фигуры сделан хвост? (пятиугольник)

– Какую геометрическую фигуру вы использовали для того, чтобы сделать голову? (четырехугольник)

Детям предлагается обвести контур журавля на листе бумаги с помощью простого карандаша и дорисовать его, используя свое воображение.

Педагог:

– Давайте подарим свои рисунки Малышу Гео.

Малыш Гео предлагает детям сфотографироваться со своими рисунками и обещает на следующем занятии подарить детям фотографии.

Подведение итогов занятия .

Сообщение на тему:

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности».

Подготовила

МДОУ №20 «Веснушки»

Рыбалко Н. В.

Апрель 2015 год.

Важнейшая цель современного образования - воспитание культурного, нравственного, ответственного, инициативного, компетентного, интеллектуального и творческого гражданина.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) изменяют содержание образовательного процесса, в котором необходимо выявить и раскрыть потенциал каждого ребенка, развить его индивидуальность, создать оптимальные условия для обогащения жизненного опыта и личностного роста; обеспечить ресурсы для самореализации детей.

Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие его познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интеллектуально - творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная с формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

Наша задача пробудить интеллект, творческую активность детей. Развивать воображение, фантазию, желание включиться в творческую деятельность. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими и интеллектуально развитыми личностями.

В начале учебного года в нашей старшей группе было 25 детей. В течение года мы приняли еще 3 детей. В сентябре мы провели мониторинг интеллектуально – творческих способностей и выяснили, что с высоким уровнем развития детей нет, со средним уровнем – 80%, а 20% - с низким уровнем развития (Катя, Андрей, Максим, Аня Л., Егор С.). Изучив уровень развития детей, нами было решено усилить работу в данном направлении. Перед собой мы поставили следующие задачи:

    Формировать умственную активность, мыслительные операции с помощью которых осуществляется познание в разных видах деятельности, умения рассуждать, анализировать, планировать, сравнивать объекты, классифицировать их, обобщать, выделять существенные признаки, делать выводы.

    Развивать творческие способности детей через развивающие и с/р игры, театрализованную деятельность, поощряя исполнительское творчество, побуждая к импровизации.

    Развивать творческое воображение детей средствами художественной выразительности в продуктивной деятельности, обогащая и расширяя при этом знания, формируя изобразительные и технические навыки в рисовании, лепке, аппликации, ручном труде, конструировании.

    Продолжать работу с родителями по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, привлекать родителей принимать участие в конкурсах, выставках, праздниках, к созданию развивающей среды в группе и дома.

Для успешного решения поставленных задач, мы изучили программу воспитания в д/с под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, методические пособия: «Умка» Л.М.Курбатовой, «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А.Михайловой, «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алешиной, «Развивайте творчество дошкольников», Т. Г. Казаковой, «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности» Г. Н. Давыдовой, «Культурно – досуговая деятельность в детском саду» М. Б. Зацепиной,

В своей группе мы создали хорошие условия для всестороннего развития детей, в том числе для развития интеллектуальных и творческих способностей.

В математическом уголке выставили занимательный материал для развития логического мышления, активизации умственной деятельности, подобрали задачи- шутки, головоломки, логические упражнения, сделали дидактические игры: «Лото», «Арифметическое домино», для развития творческих способностей детей сделали игры: «Колумбово яйцо», «Танграм», игру –головоломку»Пифагор», подбор загадок, задач –шуток.

В книжном уголке выставили книги по программе, иллюстрированные сказки, предметные и сюжетные картинки для составления рассказов творческого характера, картинки с последовательно развивающимся действием. Для ознакомления детей с родным краем сделали альбом «Россия- Родина моя», для -ознакомления с армией-«Наша Армия родная и отважна и сильна», сделали альбомы «Москва-столица нашей Родины», «Санктпетербург».Подобрали наборы открыток о В.О. войне: «Пионеры-герои», «Хатынь», рассказы о героях войны и тружениках тыла.

В природном уголке еще осенью мы вместе с детьми и родителями собрали природный материал: семена и плоды разных деревьев и растений, родители купили наборы картинок для ознакомления детей с растениями, деревьями, домашними и дикими животными, животными разных широт, собрали материал для экспериментальной деятельности. По каждому времени года мы оформили конверты с картинками. Это позволяет нам использовать весь собранный материал для развития познания, творческих способностей.

В уголке художественного творчества создали условия для самостоятельной художественной деятельности: здесь есть карандаши, кисти, тычки из поролона, ватные палочки, трафареты, свечи, восковые мелки, пластилин, предметные и сюжетные картинки, цветной картон, цветная бумага, клей. Для знакомства детей с художниками - иллюстраторами подобрали книги, иллюстрированные такими художниками, как Ю.Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин. Для знакомства детей с народным декоративно- прикладным искусством сделали альбомы и папки- передвижки «Дымковские игрушки»,»Веселый Городец», «Филимоновские игрушки»,запланировали сделать альбом «Голубая Гжель».

Для театрального уголка мы сделали настольный театр: »Маша и медведь», «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Красная Шапочка», пальчиковый театр, театр кукол, театр на фланелеграфе, атрибуты для драматизации сказок «Репка», «Волк и семеро козлят». В апреле мы запланировали изготовить вместе с детьми теневой театр.

Мы постарались сделать все от нас зависящее для развития познания детей,

для развития их творческих способностей.

Мы с вами знаем, что особенности здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Ребенок играет, экспериментирует, пытается устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Ребенок стремиться к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем», «почему», «как». Ребенок вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Без этого не может быть развивающего обучения.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Роль взрослого поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

Прежде всего, необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести ребенка к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем к портнерству и, наконец к сотрудничеству.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать человека завтрашнего дня?», «Какие знания дать ему в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка учить сомневаться.

Решение познавательных задач вместе с взрослыми и сверстниками - это путь к развитию способности «сомневаться», критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением . Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

В каждом конкретном случае мы сами решаем, в какой форме проводить работу с детьми: групповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдаем групповым формам работы. Ребенку легче проявлять критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражать ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослого: контролировать, оценивать, не соглашаться. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Мы увлекаем воспитанников в совместный умственный поиск, оказываем помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательную деятельность сопровождаем беседой. Ставим вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний, сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые мы предлагаем детям. Часто задаем вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Благодаря сравнению ребенок лучше узнает природу, выделяет качества, свойства, что дает возможность по – новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Активизируют детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так на летней прогулке предлагали подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

НЕ стоит забывать о шутке! Она активизирует мысль. Особенно нужны такие приемы детям с недостаточным вниманием, работоспособностью: они мобилизируют их внимание, волевые усилия.

В своей работе мы применяем разные методы развития интеллектуальных и творческих способностей детей: наглядные, словесные, практические, игровые.

Используя наглядный метод, мы с детьми организуем просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, мы вместе с детьми определяли, на что они похожи. Каждый, в меру развития своего воображения и фантазии, видит в них разное: изображение животных или людей, динозавров или сказочных героев. На занятиях по развитию речи и в самостоятельной деятельности используем наборы картинок с последовательно развивающимся действием, сюжетные картинки для составления небольших рассказов творческого характера.

Применяя словесный метод, мы организуем различные формы общения, читаем рассказы, проводим беседы с детьми. Поощряем попытки детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями: о просмотренных телепередачах, о посещении выставок, музеев, детских спектаклей. Мы учим их сочинять сказки, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету, или сочиняем небылицы. Фантазиям детей нет конца. Одни дети, с богатым воображением и фантазией. Каждый придумывает свое неповторимое. Другие копируют, повторяют рассказы своих товарищей, мало добавляя своего, таких детей берем на контроль, и в последующем стараемся больше активизировать.

Практический метод мы применяем и в свободной деятельности и в организованной. Это: игры, создание и использование различных моделей, экспериментирование, выполнение развивающих упражнений. В игре «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку», предлагали рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить ее и объяснить. Ответ адресовать Чебурашке. Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов находится треугольник, а в группе фигур синего цвета - красная. Предлагали детям составить геометрические фигуры из определенного количества палочек, составить фигуры из треугольников или квадратов и т. д.

Важное место в обучении дошкольников мы отводим использованию дидактических игр и упражнений. Еще В.А.Сухомлинский указывал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойство предметов. С помощью игр уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные ориентировки. В дидактической игре развиваем умственные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

В своей работе в образовательном процессе мы используем современные технологии: здоровье сберегающие, проектную деятельность, исследовательскую, игровую, информационно – коммуникативную технологию, «ТРИЗ» и д.р.

В практику своей работы включаем развивающие игры, где закрепляем полученные знания и умения у детей, помогаем приобретать им новые знания и умения. В любой серии развивающих игр зарождаются и развиваются интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительная, умение находить зависимости и закономерности, классицифировать и систематизировать материал, моделировать и конструировать, у детей развивается способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, способность предвидеть результаты своих действий. Поэтому в своей работе мы используем их, как в свободной деятельности, так и в организованной продуктивной деятельности.

В своей работе мы используем исследовательский метод (по принципу от простого к сложному), проблемный, поисковый. Любая развивающая игра состоит из этих методов. Исследовательское обучение строим на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Предлагаем решение таких сложных задач, как выработка умений видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы, высказывать предположения. А видеть проблему дело непростое. Например, весной, когда играли с лодочками, пуская их по ручью, у детей возник вопрос: «Почему лодочки не плывут?» Как решить эту проблему, как найти ответ? Вместе с детьми стали размышлять. Дети строили разные предположения, высказывались, предлагали разные решения, доказывали свою точку зрения. Одни говорили, что вода стоит, не течет; другие – что мелко, а Федор предположил, что нет ветра. Попробовали подуть на лодочки, они сдвинулись с места. Вспомнили слова из сказки А.С. Пушкина:»Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Так, дети размышляя, предполагая, нашли ответ на свой вопрос самостоятельно.

Обязательно используем разнообразный наглядный материал, на основе которого проводим игру. Богатство видов и форм раздаточного счетного, измерительного, геометрического материала оживляет задачу, побуждает детей к ее выполнению. Ребенку с помощью разнообразного наглядного материала демонстрируем вариативность в решении познавательных задач, показываем особенности общего и частного подходов в их реализации.

Введение новых вариантов заданий, материалов, условий игры, нарастание трудоемкости игры, усложнение ее математического содержания оживляет интерес детей к знакомой игре, развивает инициативу, творчество. Например, на занятиях по ФЭМП, на первом этапе мы знакомили детей с игрой, решая простые умственные задачи, учим конкретному виду умений: «составь флажок из пяти палочек, а домик из шести палочек», составить изображение из определенных геометрических фигур, составить изображение по образцу: из палочек или геометрических фигур.

На последующем этапе усложняли задачи. Детям предлагали варианты игр, в решении которых они должны проявить поиск, элементы творчества, например: »Найди чего не хватает», «Какой предмет лишний», «Найди отличия и сходство», « Найди ошибку».

На третьем этапе детям предлагали игры, требующие творческого поиска: как получить новую фигуру, переставив заданное количество палочек, как составить фигуры путем пристроения или переставления палочек или геометрических фигур, используя такие игры, как «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо» и другие.

НА занятиях по ФЭМП дети работают с индивидуальными карточками. Все выполняют единое задание с помощью одинаковых действий, но каждый выполняет эти действия на индивидуальном содержании, а поэтому получает результат, не похожий на результаты других. Познавательная активность ребенка в этом случае направлена не на поиск «лазейки», подглядывания, заимствования у другого, а на самостоятельное творческое выполнение задания и получение ответа.

Организация игрового общения детей в форме игры в парах. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринужденным. Один ребенок принимает роль ведущего. Тогда он дает задание, контролирует его выполнение, оценивает правильный ответ. В соответствии с принятой договоренностью дети меняются местами. Тот, кто был ведущим, становится игроком. Теперь он стремится быстро и верно выполнить игровое задание, отсчитать, соотнести, отыскать ошибку.

Организация игрового общения детей в малых группах по три – четыре человека. Объединять детей в одну команду может сам результат выполнения задания. Например, найти игрока с такими же по цвету полосками, с таким же количеством кружков, найти «домик» с заданными свойствами (четырьмя углами). Тогда дети непроизвольно оказываются партнерами и продолжают дальше совместные игровые действия.

Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми мы обратили внимание на эффективное средство интеллектуального развития дошкольников исследовательскую деятельность – экспериментирование, а также коллекционирование. Большинство изменений в мире природы ребенок замечает в непосредственном контакте с ними. Поэтому мы стараемся вызвать интерес у ребёнка к природе, не загружая детей обилием информации. Важно, чтобы ребенок всё увидел сам, сам потрогал и составил свои впечатления. Дети - это пытливые исследователи мира. На опытах мы с ребятами исследуем свойства песка, глины, камней, воды, снега и др. Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду, фильтруем. Выводы фиксируем в рисунках. Для этого мы завели альбом наблюдений. Дети делают зарисовки, что было сначала, что потом, что получилось в конце эксперимента, делают выводы, умозаключения.

Развивая исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования ребёнок представляет физические свойства предметов и закономерности окружающего мира. Дети, после проведения опытов, обнаруживают свойства веществ самостоятельно (твёрдость камня, растворимость веществ в воде, переход воды из жидкого состояния в твердое и на оборот и т. д.). Например: снег и песок – это не только сыпучие вещества, но и прекрасные материалы для развития творчества, фантазии, воображения. Дети с удовольствием отражают свое творчество в сказочных замках из песка и разнообразных снежных фигурках, которые мы лепили на своем участке зимой: зайцы, медведи, кит, снеговики.

Дети находят способы применения разных свойств предметов и веществ в быту, находят ответы на свои вопросы: почему лук, посаженный в землю растет быстрее, чем тот, который посадили в песок. Почему растения, стоящие на свету зеленые, а без света бледно – зеленые, желтые, почему снег находящийся за верандой тает медленнее, чем тот, что лежит на открытом месте...

Дети познают мир, исследуя его, экспериментируя, делая новые открытия. Они вооружаются новыми знаниями. Рассмотрим один из моментов совместного со взрослым экспериментирование в рамках темы «Освоение принципа сохранения количества, величины в процессе экспериментирования».

* Предлагаем детям проблемную ситуацию «Как и почему вода льется?».
*Ставим цель: посмотреть, как вода льется из разных сосудов по-разному, вода принимает форму того сосуда, в который налита.
*Совместно с детьми определяем этапы работы, делаем выводы.
*В ходе деятельности учим детей выделять последовательность действий (алгоритм), отражать их в речи (Что мы делали? Что мы получили?
Почему?).
*Фиксируем предложения детей, помогаем им схематически отразить ход и результат опыта (моделирование).
*Предложения и результаты эксперимента сравниваются, делаются выводы (О чем мы думали? Что получилось? Почему?).
В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, составлять алгоритм, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Можно сделать вывод, что развивающее обучение в исследовательской деятельности осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели, задачи и творчески их достигает.
Весь комплекс заданий – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры, упражнения, опыты и эксперименты, проблемные ситуации – ее ступеньки. На каждую из этих ступенек дошкольник обязательно должен подняться.

В работе с детьми мы используем нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту «ТРИЗ» -технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». Целью использования данной технологии в д /с мы считаем с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность; с другой поисковой активности, стремление к новизне речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ -технологии – Это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

В перспективный план по познавательной деятельности с элементами ТРИЗ мы включили игры на каждый день: »Хорошо – плохо», »Польза – вред», «Наоборот», «Да – нетка», »Что было бы, если бы…», «На что похоже», »Дорисуй» и т.д. Эти игры мы берем, и как часть занятий по всем видам познавательной деятельности, где побуждаем детей думать, рассуждать, наводящими вопросами подталкиваем детей к открытию ответа. Например, знакомя детей со свойствами дерева, чтобы побудить детей к размышлению, задавали такой вопрос: «Что было бы, если на земле не было деревьев?», »Чем дерево полезно?», «Чем дерево неудобно человеку?» Проводили опыты, выясняя: горит – не горит, тонет – не тонет. Так постепенно подходили с детьми к системному анализу: показали ресурсы леса, показали, что дерево имеет своих заместителей, показали многофункциональность леса. Размышляя, рассуждая и экспериментируя, дети сами находят ответ на поставленный вопрос.

Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять «тризовские» решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

В настоящий период времени познание является одной из ведущих задач воспитания и развития детей дошкольного возраста. Чтобы познание об окружающем мире было интересным и привлекательным для детей, более глубоким и полным, мы планируем работу через проектную деятельность . Целью проектной деятельности является развитие и обогащение социально – личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Используя проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, мы ставим такие задачи, как: развитие познавательной мотивации, систематизация и углубление знаний о предметах и явлениях, формирование интереса к различным формам познания мира (моделирование, экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность). Это позволяет нам лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Вместе с детьми мы работали над информационно – творческим долгосрочным проектом «Увлекательный мир театра по сказкам К. И. Чуковского». В ходе проектной деятельности дети познакомились с творчеством К.И.Чуковского, с его произведениями. Вместе с детьми заучивали отрывки из сказок, просматривали мультфильмы, проводили дидактические и подвижные игры, рисовали по сказкам, рисовали и украшали предметы для «Чудо - дерева», лепили любимых героев. Провели консультацию с родителями: » Как играть с детьми в сказки». Родители оказали помощь в оформлении развлечения: нарисовали иллюстрации к сказкам. Заключительным этапом проекта стало проведение развлечения по сказкам Чуковского. По итогам работы выявили положительные моменты, которые показали большой спектр для развития познавательного интереса у детей, творческого воображения, логического мышления и других психических процессов.

Нами был проведен краткосрочный познавательно – исследовательский проект « Эксперимент - наблюдение за ростом лука», цель которого: активизировать познавательно – поисковую деятельность. Развивать мышление, любознательность, интерес к растительному миру.

В этом проекте решали задачи: учить устанавливать причинно-следственные связи на основе наблюдения. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковицы. Фиксировать представления детей об изменениях роста лука в разных условиях: в стакане с водой, в горшочках с почвой и песком.

В процессе проекта мы с детьми изучили строение луковиц, произвели посадку лука в разные условия: в почву, в песок и в воду. Дежурные по уголку природы поливали лук. Еженедельно отмечали изменения, происходившие с луком, измеряли длину перьев, сравнивали лук между собой, делали зарисовки: вели дневник наблюдений. Для поддержания интереса провели д. Игру «Вершки и корешки», подвижную игру »Есть у нас огород», выучили пословицы о луке, рассказывали детям о пользе лука, о его лекарственных свойствах. В результате дети научились сажать и ухаживать за луком, у детей сформировались знания и представления о росте лука в комнатных условиях: как в воде, так и в земле и в песке.

В преддверие70-летия победы наших войск над фашистской Германией мы работаем над долгосрочным проектом «Главный праздник - день победы», целью которого является: Формирование нравственных ценностей, уважение к защитникам Родины, гордость за свой народ. Воспитание нравственно – патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия детей, родителей, воспитателей, муз. работника.

В этом проекте решаем задачи: Расширять и систематизировать знания детей о В.О. войне. Формировать нравственно – патриотические качества: мужество, храбрость, стремление защищать Родину. Воспитывать бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

В итоге мы хотим, чтобы в ходе проведенных мероприятий, дети получили знания о В.О. войне, о ветеранах и героях войны, научились ориентироваться в истории нашей страны, чтобы у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты; сформировалось чувство гордости за свою Армию, за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества.

Сейчас мы с детьми проводим долгосрочный исследовательский проект «Огород на подоконнике» (выращиваем рассаду овощей, цветов для нашего огорода и цветника). Проектная деятельность углубляет знания о предметах и явлениях, способствует систематизации и усвоению новых знаний в увлекательной и интересной форме, развивает ребенка, позволяет определить его наклонности в познавательной деятельности.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию, как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий : компьютер, планшет и д.р. Информатизация ставит перед педагогами – воспитателями новые задачи:

Идти в ногу со временем, повысить свой профессиональный уровень, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.

Предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей большой интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка, обладает стимулом познавательной активности детей. Постепенно мы начали овладевать информационно – коммуникационными технологиями.

ИКТ помогают подобрать дополнительный познавательный материал для занятий, сделать презентацию для повышения эффективности проведения образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Для наиболее эффективного решения образовательных задач, для развития познания, творческих способностей детей мы проводим интегрированные занятия . Они охватывает все виды познавательной и художественно-творческой деятельности. ООД интегрированного характера вызывают у детей большой интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения на разнообразные виды деятельности. В своей практике мы сочетаем следующие области: изо + художественная литература, изо + коммуникация + игра, познание + игра, Изо + музыка + игра и т. д…

Интегративный подход при организации образовательного процесса в различных видах детской деятельности повышает устойчивый интерес к познанию и активной деятельности.

Эффективным средством для развития творческих способностей детей

является художественно-творческая деятельность, а именно: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.

Мы стараемся развивать художественные способности детей, вызвать интерес к художественной деятельности, ищем новые формы работы с детьми. Для развития творческих способностей детей мы используем разные приемы в обучении, одним из которых является нетрадиционное рисование: это и пальчиковая живопись, и кляксография, рисование поролоном, пробкой, оттиск смятой бумагой.

Для развития творчества в декоративной деятельности мы знакомим детей с изделиями народных промыслов, закрепляем и углубляем знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи, познакомили детей с хохломской росписью и веселым Городцом. Побуждаем детей создавать узоры по мотивам народной декоративной росписи, знакомим с цветовым строением и элементами композиции, разнообразием элементов. Для работы предоставляем бумагу в форме предметов одежды: платье, кокошник, свитер; в форме предметов быта: салфетка, полотенце; в форме предметов народных изделий: поднос, солонка, доска; силуэты животных, барышень; и т. д. У детей совершенствуются изобразительные навыки и умения, развивается чувство формы, цвета, пропорций, совершенствуются умения рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.

На ООД по лепке предоставляем детям возможность лепить по представлению героев литературных произведений: Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь. Закрепляем умения передавать выразительность образа, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты: «Два жадных медвежонка», «Дети на прогулке». Чтобы вызвать и поддержать интерес к народной игрушке, мы с детьми лепим народные игрушки из глины, а потом их расписываем гуашью, передавая характерные особенности. Дети имеют возможность экспериментировать, фантазировать, творить. На ООД по аппликации мы привлекаем детей к созданию предметных и сюжетных композиций, побуждаем к дополнению их деталями, обогащающими изображения. Познакомили с приемом обрывания, с целью создания выразительных образов. Так мы совершенствуем изобразительные навыки и умения, формируем художественно – творческие способности.

Наблюдая за детьми на занятиях по конструированию и ручному труду, анализируя детские работы, мы выявили недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения у наших детей. Перед нами встали вопросы: как организовать детское конструирование и как им руководить? Как развить творческие способности дошкольников в конструировании и ручном труде.

Прежде всего мы тщательнее продумали организацию предметно – игровой среды, подобрали мелкие игрушки для обыгрывания построек, собрали бросовый и природный материал для самостоятельной деятельности, родители приобрели конструктор» Сделай сам», « лего», пополнили уголок художественного творчества цветной бумагой, цветным картоном, трафаретами.
Вместе с детьми мы сделали игру по дорожному движению: мы, воспитатели, нарисовали большой макет »Улица города», а дети сделали своими руками из картона дома, гаражи, деревья, заборчики. Пополнили игру дорожными знаками и мелкими игрушками.

Стали тщательнее продумывать организацию организованной образовательной деятельности, продумывать методы и приемы, совершенствовать необходимые умения и навыки детей.

Конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом. Развивать творческую активность детей в процессе экспериментирования необходимо для того, чтобы ребёнок представлял физические свойства предметов и закономерности окружающего мира.

Результатом ручного труда выступают рукотворные игрушки и книжки, сувениры и подарки, различные предметы для обустройства игрового и жизненного пространства. Ручной труд - это продуктивная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.), преобразует их культурными способами в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака - польза и красота в их гармоничной согласованности. Множество важных дел наполняют жизнь детей эмоционально значимыми событиями, создают «поле» для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми. При этом ручной труд - это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией на уровне подлинного творчества. Ребенок играет, рисует, лепит, поет, танцует только потому, что ему интересно это делать, и это вызывает у него радость. Радость дает возможность передышки, позволяет восстановить затраченную энергию, открывает новые перспективы, которые вновь пробуждают интерес, воодушевляют, стимулируют творческую активность.

В воспитании у детей интеллектуальных и творческих способностей большую роль играет семья ребенка, поэтому нами ведется системная работа с родителями. В уголок для родителей мы регулярно помещаем рекомендации, консультации. Например: «Нетрадиционная техника рисования в детском саду», »Рекомендации по развитию творческих способностей детей в семье», «Занимательная математика с детьми старшего дошкольного возраста», »Развитие интеллекта и мышления через развивающие игры».

Только творческий союз педагога и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие могут наполнить жизнь ребёнка интересными событиями, повысить интерес к познанию. Мы приглашаем родителей на занятия, праздники, участвовать в конкурсах, в выставках: в групповых и детсадовских.

Родители принимали участие в творческих работах, как выставка поделок из природного материала осенью «Удивительное рядом», в изготовлении поделок, игрушек из бросового и природного материала к новому году. Какими бы ни были виды, формы и способы развития творческих способностей ребёнка, главное чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствуя поддержку и одобрение со стороны родителей, научился мыслить свободно и смело.

Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие с семьями воспитанников, активизирует творческое общение родителей с детьми. Родители наших детей оказывают большую помощь в организации развивающей среды в группе, о чем было сказано выше, принимают активное участие в праздниках, выступая на них вместе со своими детьми, читают стихи, поют, танцуют, показывают сценки.

Подводя итог работы за год, хочется отметить, что у наших воспитанников значительно повысился познавательный интерес к процессу обучения и творческой деятельности. Они научились ставить цели, задачи, творчески их достигать, рассуждать, анализировать, сравнивать объекты и классифицировать их, наблюдать, делать выводы. У детей чаще стали возникать вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Дети стали больше интересоваться математикой, развивающими играми, конструктивной, художественной и театрализованной деятельностью.

Использование новых технологий помогло нашим детям расширить представление об окружающем мире, понять многие взаимосвязи предметов и явлений, и способствовало развитию познавательных способностей, мышления, воображения и творческой активности.

Совместное сотрудничество с родителями, их помощь в организации развивающей среды, участие в жизни группы дали свои плоды в развитии познания и творчества наших детей. Дети стали более активно участвовать в театрализованной деятельности, в исполнительском творчестве. У детей появилась уверенность в своих силах и способностях.

По итогам года мы выявили, что с высоким уровнем развития в нашей группе можно отметить: Соню Скр., Федю П., Диану Д., Егора А., Настю А., с низким уровнем развития стало меньше детей - это Максим Ш., Аня Л., Катя, этим детям в дальнейшем мы будем уделять больше внимания. Остальные дети со средним уровнем развития.

На достигнутом мы не останавливаемся, а продолжаем искать новые пути развития познавательных и творческих способностей детей.

У нас с родителями одна цель – воспитать гармонично развитую, интеллектуальную, творческую личность.

Одним из критериев предшкольной подготовки детей является интеллектуальное развитие.

По мнениюбольшинства родителей детей старшего дошкольного возраста, подготовленность ребенка к школе заключается в умении читать и считать.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы убедились, что одним из важнейших вопросов в работе является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению.

Современные дети активно познают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, не развита мелкая моторика, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования указаныЦелевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, ребенок обладает установкой, обладает развитым воображением, владеет устной речью, развита крупная и мелкая моторика, проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений.

В связи с этим мы обозначили проблему – Как сделать эффективной работу по развитию познавательных процессов детей, развития воображения, крупной и мелкой моторики детей, развитию самостоятельности.

Всем известно, что«Детство — важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребёнок»
(Сухомлинский В.А.)

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях, воображении и др.Оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.

Существует много интересных современных методик для развития интеллекта детей дошкольного возраста. Мы выбрали развитие интеллектуальных способностей детей через художественно-творческую деятельность под девизом «Чувствовать, познавать, творить». Вместе с тем это нам поможет развить у детей крупную и мелкую моторику, чтоважно при подготовке детей к школе, подготовить пальчики к письму.

Эту работу мы начинаемс развития движения рук, пальцев кистей рук. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Затем дети придумывают что-то неповторимое из разного материала, каждый раз экспериментируя со способами создания объекта.

«Из соленого теста, которое дети сами готовят»

«Из камней и ракушек собранные детьми»

«Из ваты»

«Из крупы, бобов, овощей»

«Из разного вида бумаги»

В работе используетсяи другой безопасный материал для создания детских работ, где развивается воображение, речь, познавательная активность, моторика рук.

На примере детского проекта «Волшебные макароны»,хотим показать как мыработали над развитием мышления, мыслительных операций и интеллектуальных способностей ребёнка. Целью данного проекта было изготовитьподелку из макаронных изделий. При создании поделок у детей возникли вопросы: Что такое макароны? От куда они берутся? Имы решили, а почему бы нам не выяснить,что такое макароны, какие сорта бывают. Была проведена исследовательская работа с детьми, изучена история возникновения макарон,закупленымакароны, создан мини- музей хлеба. Дети имели право выбора для создания творческих работ разные виды и формы макаронов. В итоге поделились своим творением с родителями в Арт-салоне.

«Арт — салон»

«Творчество детей»

Работая над данной проблемой, мы сделали вывод, что у детей повысился интерес к творческо-художественной деятельности, повысилась познавательная активность, но вместе с тем детям не хватает уверенностив себе, самостоятельности в выборе материала, тематики, слабо развито воображение. Для решения этой проблемы, решили включить в работу по развитию интеллектуальных способностей детей посредством художественно-творческой деятельности через нетрадиционное рисование.

Считаем,с помощью использования нетрадиционных способов рисования возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить, активизировать творческую активность и развить моторику рук.

Для себя чётко выделили критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Рисование позволяет ребёнку создать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов- отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики интеллектуального развития.

В работе с детьми мы использовали разные нетрадиционные техники рисования (рисование солью, кляксография, рисование мылом, рисование поролоном), которые создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоциональное положительное отношение к деятельности.

Очень нравится детям «Рисование на молоке».

У детей получаются необыкновенно красивые узоры, дляэтого требуется молоко, жидкость для мытья посуды, гуашь, кисточки, ушные палочки и немного творчества и воображения. Если вы, в молоко капните немного жидкости для мытья посуды, а затем ушной палочкой или кисточкой гуашь, у вас получатся неповторимые узоры. Этот узор можно перенести на бумагу, приложив ее к рисунку на молоке. Такой эксперимент можно порекомендовать провести дома, это увлекает ребенка, пробуждает любопытство и интерес к творчеству, дает первоначальное представление о мире науки и кроме этого рефлексирует.

Так же детям нравится рисование мыльными пузырями, где дети выражают свои фантазии. Переливающие пузыри разными цветами радуги всегда вызывают восторг и извлекают уроки физики даже для маленьких экспериментаторов.

Для работы с мыльными пузырями нам нужны: мыльные пузыри или жидкое мыло или моющее средство для посуды, краски (пищевые красители или гуашь), трубочки для коктейля, одноразовые ложки и одноразовые стаканчики,бумага (лучше использовать плотную, например: акварельную или ватман).Перед знакомством детей с такой техникой, важно с ребенком поиграть в игры на развития дыхания, например «Задуй шарик в ворота» — ребенок трубочкой для коктейля задуваетшарик из бумажной салфетки в ворота.

Хорошо смотрятся рисунки, выполненные в технике рисования Граттаж. Это просто и интересно. Процарапывая зубочисткой картон, залитый черной тушью или гуашью. Если до заливки покрасить картон в различные цвета, то рисунок будет интереснее. Рисунки выполненные в такой технике развивают не только воображение, но и усидчивость, терпение, моторику рук.

Воспитанник нашего детского садастал призером в муниципальном фестивале детского творчества «Золотой ключик» в номинации «Живопись», с работой «Золотая рыбка» выполненной в технике Граттаж.

Опытом работы по проблеме развития познавательных процессов детей посредством художественно-творческой деятельности, мы поделились на муниципальном методическом объединении воспитателей, где каждый педагог попробовал сам выполнитьнетрадиционные техники рисования представленные выше.

«Рисование на молоке»

«Рисование мыльными пузырями»

«Граттаж»

Таким образом, содержание данной работы было направлено на развитие познавательных процессов дошкольников, воображения, самостоятельности, развитие мелкой и крупной моторики рук, на развитие уверенности в собственных силах. Для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться. Рисуйте, творите, экспериментируйте с детьми!

Наша работа дает возможность детям участвоватьв конкурсах художественного творчества разного уровня, где дети имеют успех.

«Золотая осень»«Одуванчики»

«Родные березки»

«Цветы России»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.