Процесс социализации ребенка в семье. Семейная социализация

Е.С. Сапожкова (Пермь)

И.С. Кон: «Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла
биологически универсальна,
но её конкретные возрастные рамки,
связанный с ней социальный статус и
социально-психологические особенности
имеют социально-историческую природу
и зависят от общественного строя,
культуры и свойственных данному
обществу закономерностей социализации».

В нашей стране изучением процесса социализации молодёжи занимались многие ученные, такие как В.Т. Лисовский, Л.Я.Рубина, М.Н. Руткевич, В.И.Шубхин, М.Х.Титма и др.

Каждый человек с момента рождения неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации , т.е. процесс становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе. Мощными средствами социализации выступают СМИ. Социализация личности связана так же с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут возникать противоречия. Например, одна из популярнейших проблем – проблема «отцов и детей». Практически в каждой семье ребёнок, подросток сталкивается с проблемой несовпадения своих взглядов, ценностей, интересов с интересами, взглядами и ценностями родителей. Это приводит к тому, что подросток не может правильно оценить ту или иную ситуацию, и это зачастую негативно отражается на его будущем. Как утверждают некоторые исследователи: «В наше время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в стране». Сейчас навязывание устаревших ценностей недопустимо: они не будут восприняты обществом адекватно. То, как молодой человек социализируется в обществе в свои 15-16-20 лет, непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом. В этот период у подростков формируется система норм и ценностей, отличающих данную группу от большинства обществ, называемая субкультурой . Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие источники проблем в социализации подростков:

  1. Противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.
  2. Недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений. Возраст не только бескорыстных жертв, но и разнообразных злоупотреблений.
  3. Юности свойственна некая природная дисгармония. Желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера.
  4. Абстрактные идеалы и жизненные планы.
  5. Трудность социальной и психологической адаптации к условиям нынешней жизни (без опеки родителей) и желание побыстрее освободиться от этой опеки.
  6. Стремление найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения.
  7. Эгоцентризм с одной стороны и «чувство стадности» с другой.
  8. Желание самим сделать свой выбор, но ответственность за него не нести.

Несмотря на все выше перечисленное самым важным и влиятельным фактором социализации была и остается семья , влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Условия, в которых живет семья, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Практика показывает, что подростки, в семьях которых существуют проблемы, так же имеют проблемы либо в учебе, либо во взаимоотношениях с окружающими его людьми.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его

взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько механизмов влияния родителей на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых, постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых , идентификация : ребенок подражая родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих , понимание : зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация сводится не только к взаимодействию ребенка с родителями. И зачастую может происходить все с точностью до наоборот: например, в семье, где оба родителя достаточно хорошо ведут хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как семья не нуждается в проявлении этих качеств; и напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.

Сегодня мы сталкиваемся с разными стилями семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Несмотря на это в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным, чем мы думаем.

Почему так происходит? Во-первых, такова традиция. Став взрослым, люди часто воспроизводят то, что делали их родители, даже если они помнят, что сами при этом испытывали. Во-вторых, характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свое раздражение, возникающее на работе, в очередях, переполненном транспорте и т. п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций – сила.

подростков она неминуемо порождает конфликты. И как бы нам не хотелось, но влияние на формирование личности ребенка с годами все слабее и слабее. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и исправить ошибки, допущенные ранее практически не возможно. Хорошо если эти ошибки не были серьезными или их было не так много. Чтобы понять характер взаимоотношений подростка и родителей надо помнить, что для ребенка мать и отец могут выступать:

  • как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
  • как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;
  • как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
  • как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

  • родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;
  • власть используется лишь в меру необходимости;
  • в ребенке цениться как послушание, так и независимость;
  • родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
  • он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.

Однако взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего. Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Чаще всего от подростков можно услышать: «Они меня не слушают!» Что ж наверное эта претензия обоснована. Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми. К сожалению от родителей можно часто слышать: «Я работаю, мне некогда». На первое место в данном случае выходит материальное благополучие семьи. Общение же уходит на второй план. Дети все больше отдаляются от родителей. Связь ребенка и родителя ослабевает. Как горько бывает слышать: «Я родила двоих детей и только сейчас поняла, что у меня нет ни одного. Но разве я виновата, что всю жизнь вынуждена была пахать». Обидно? Конечно. Но исправить почти ничего не возможно. Еще одна проблема – это попытка каждого родителя воспитывать ребенка по своему. В таких случаях необходимо решить всего две задачи.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Хотелось бы обратить внимание еще на один, на мой взгляд, не менее, а в какой-то период и более важный фактор социализации – общение со сверстниками. В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению И.С.Кона, включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей», выражающийся словом «мы» («мы – Ивановы», «мы – мальчики», «мы – старшая группа», и т. д.), усложняется и образ Я».

Общение со сверстниками это еще и «специфический вид эмоционального контакта». Оно обеспечивает подростку чувство устойчивости и эмоционального благополучия. Для самоуважения подростка очень важно заслужить доброе отношение товарищей.

Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергают все «чужое», выходящее за рамки ценностей данной группы. Как правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения с взрослыми. Однако, такая нетерпимость распространяется не только на старших. Молодые люди могут становиться в высшей степени обособленными в своем кругу и грубо отвергать «чужаков», отличающихся от них цветом кожи, происхождением уровнем культуры, вкусами и дарованиями, а часто забавными особенностями одежды, макияжа, жестов, временно выбранных в качестве опознавательных знаков «своих». Важно понимать такую нетерпимость. Такое стереотипное видение себя и мира помогает подросткам справляться с кризисом.

В заключении хотелось бы согласится с мнением: «От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые существовали и будут существовать во все времена».

Родительская семья -- важнейший институт социализации раннего детства. Это та сфера, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие ребенка, где закладывается его эмоциональная жизнь, создается ценностно-нормативная структура его личности.

Стадия ранней социализации, которая происходит в семье, -- важнейший период в развитии ребенка, период, когда должны полностью удов-летворяться основные потребности ребенка: потребность в безопасности и развитии. Если эти базовые потребности депривированы, во второй период социализации, который осуществляется в школе, ребенок входит с грузом подавленной активности и недостатком опыта положительной самореализации.

Искажение системы ценностных ориентации в обществе дезориентирует и дезорганизует личность, делает ее эмоционально неустойчивой, ведет к конфликтному поведению, деформация общества ведет к деформации личности. В маленькой ячейке общества - семье, как в капле воды отражается массовый всплеск насилия в обществе, дегуманизация социальных связей.

Э. Фромм подтверждает значимость семейных установок на формирование личности ребенка. "Семья - есть своего рода "психологический посредник" общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем».

Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.М. Трапезникова, изучая агрессивность в связи со стилями семейного воспитания, указывают на то, что авторитарные родители формируют тип агрессивного ребенка, у которого не складываются отношения с окружающими людьми. Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания рассматривают в своих работах Е.П. Арнаутова и В.М. Иванова (см. приложение Б).

Перегруженность человека негативными эмоциями закономерно ведет к появлению враждебности, конфликтам. Свои негативные эмоции родители часто «выливают» на детей, «срывают» на них зло. По утверждению А.А. Реан, жестокое обращение с детьми ведет к развитию агрессивности, превращает ее в жизненный стиль личности. В связи с этим проблема взаимосвязи стилей семейных отношений с агрессивным поведением личности приобретает особую актуальность. От того как складываются отношения взрослого и ребенка зависит нервно-психическое и моральное здоровье будущей личности взрослого человека.

Взаимосвязь среды и агрессивности личности широко изучается в психологии. В частности, Л.С. Выготский писал: «Изучать надо среду ребенка: раньше всего надо изучить, что она означает для ребенка, каково отношения ребенка к отдельным сторонам этой среды».

Более того, некоторые исследователи, в частности, О.А. Никитина., изучая причины жестокого обращения с детьми, выделяют, помимо психиатрического (психическое нездоровье родителей) и социального (нарушение характера взаимодействия между ребенком и его ближайшем социальным окружением, в частности, родителями) и ситуационный подход к вопросу о намеренном нанесении детям психологических и физических травм.

Результаты исследований социальной идентичности на протяжении ряда лет показывают, что семья остается одной из ведущих групп идентификаций россиян. Однако сейчас уже ясно, что семья в наше время не всегда может сохранить свою структурную и психологическую основу, она оказалась весьма чувствительной к социальным переменам, и так же, как и другие традиционные социальные институты, подвержена разрушитель-ным процессам.

Современная семья явно не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Автор концепции конфликта поколений Дж. Колсман считает, что если в прошлом семья готовила молодого человека к вступлению в общество, то в современных условиях она уже не может более осуществлять эту функцию. Родители, по его мнению, неспособны попятьте огромные перемены, которые произошли в обществе со времени их собственной молодости, и поэтому не могут поставить себя па место своих собственных детей. А поскольку молодые люди имеют, как правило, более высокую восприимчивость к изменениям культурных стереотипов, то у них на самом деле мало общего с их родителями. Вероятно, в этом есть доля разумного и для российской действительности. Психологи и социальные педагоги многочисленных Центров констатируют, что отношения между родителями и подростком в современной семье действительно характеризуются с обеих сторон отсутствием взаимопонимания, нежеланием считаться с чувствами другого, попытками мелочного контроля нал подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей.

Изменения в обществе, начавшиеся полтора десятка лет назад, в первую очередь задели молодые, только что сформировавшиеся семьи. В настоящее время это семьи, имеющие детей-подростков. Это то подрастающее поколение, которое первым приняло на себя удар стремительно меняющегося мира.

Правоохранительные органы, затем педагоги в школах на практике столкнулись с тем психологическим фактом, что проблемы ребенка начинаются в семье. Появился термин -- «социально неблагополучная семья». Алкоголь, как выход из всех трудных ситуаций, наркотики, семейные скандалы, разводы--с этим очень часто сталкиваются социальные педагоги и члены комиссий по делам несовершеннолетних.

Многие врожденные нарушения в развитии нервной системы ребенка, при условии комплексных и систематических усилий специалистов, к началу обучения в школе можно было бы свести практически к нулю. Если ребенок страдает той или иной степенью нарушениями в развитии с самого раннего детства (например, агресссивностью, - и таких детей все больше), и на это в семье не обращалось внимания, его адаптивные возможности резко сокра-щаются. Накладывала, на фактор неблагополучия в семье, они сужаются ещё больше, приобретая все черты десоциализации (см. приложение В - Г).

Противоположный источник семейного неблагополучия ребёнка в современном мире развивается по сценарию родительской гиперопеки. Тепличные условия воспитания, ограждение подростка от всяких обязанностей, от самостоятельных усилий по достижению жизненных целей, все это также мешает его нормальному психическому развитию. Результат - нарушение усвоения социального опыта, возникновение защитных дезадаптивных форм поведения, искажение мотивационных механизмов, зачастую - тревожность и неуверенность, уход, протест, правонарушения. Сколько семей, даже вполне благополучных, страдают от своих подрастающих детей. Часто в это время родители психологически теряют своих детей.

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах ДОУ. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, т. е. стать социально-эмоционально компетентным.

По мнению А.В. Запорожца, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Подчеркивая важность эмоциональных переживаний дошкольника при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего формирования личности.

Л.А. Абрамян признавал тот факт, что внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности «вырастает» из его практического взаимодействия с этой действительностью. Этот сложный процесс может составлять содержание развития социальной направленности потребностей и мотивов в старшем дошкольном возрасте. Именно с этой точки зрения возможна взаимосвязь эмоционального, социального и нравственного развития дошкольников.

Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой -- нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. Но под воздействием целого ряда негативных факто-ров (нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др. патологические факторы) у ребенка формируются признаки социально-эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза.

Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социаль-но-эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой -- в особенностях внутреннего мира ребенка (см. приложение Д - Е).

Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими. Необходимость более четкого выделения детей с различными уровнями социально-эмоционального развития способствует созданию классификации, представленной в приложении.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.

Н. Олуэйз работал над проблемой причинности, используя статистический метод, раскрывающий причинную связь переменных (регрессионный анализ), чтобы выявить как влияние ребенка на поведение родителей, так и влияние родителей на поведение ребенка. Агрессивность ребенка определялась по оценкам его сверстников. При опросе родителей измерялись четыре параметра,

Теоретически и эмпирически связанные с детской агрессивностью:

1) негативизм матери -- враждебность, отчужденность, холодность и безразличие к ребенку;

2) терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи;

3) применение родителями силовых дисциплинарных методов -- физических наказаний, угроз, скандалов;

4) темперамент ребенка -- уровень активности и вспыльчивость.

Негативизм матери и ее терпимость к агрессии имеют наибольший каузальный эффект на ребенка. Ребёнок к которому проявляется слишком мало интереса и которому достается слишком мало материнской любви, которому предоставлено слишком много свободы и для которого введено слишком мало ограничений на агрессивное поведение, скорее всего, вырастет агрессивным подростоком.

Паттерсон и его коллеги разработали базовую модель связи между характером семейного руководства и агрессивностью, благодаря которой мы можем глубже понять процессы, обусловливающие зависимость между этими параметрами. Одна из сторон модели -- незрелые методы регулирования дисциплины, означающие, что в некоторых случаях родители могут игнорировать отклоняющееся поведение ребенка или позволять ему вести себя подобным образом, тогда как в других случаях могут угрожать физическими наказаниями, не осуществляя свои угрозы. В следующий раз они могут «взорваться» и повести себя агрессивно (например, отшлепать ребенка или задать ему взбучку). Иными словами, родители непредсказуемы и непоследовательны в выборе наказаний за неприемлемое поведение. Такие незрелые методы регулирования дисциплины подготавливают почву для усвоения ребенком силовой тактики отстаивания своих интересов.

Попытки сдерживать агрессивное поведение ребенка с помощью физических наказаний зачастую напоминают метание бумеранга. Стиль семейного руководства, попытки свести агрессию на нет или хотя бы контролировать ее проявления с помощью суровых наказаний фактически является подкреплением и могут потворствовать агрессивному поведению и увеличивать уровень демонстрируемой агрессии.

Социализация ребенка-дошкольника в семье

дипломная работа

1.2 Семья как среда социализации ребенка

Проблемой семьи и семейного воспитания занимались такие исследователи как: А. Адлер, А.А. Бадылев, А.Я. Варга, Р.А. Зачепицкий, П.Ф. Лесгафт, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, В.В. Столин и другие.

Поскольку самая близкая, значимая для ребенка среда - это семья, он прежде всего подражает родным впитывая дух внутри семейных отношений и переносит его в сои отношения со взрослыми и детьми вне семьи .

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детьми между собой .

Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.И. Добрович, А.И. Захарова, А.С. Макаренко, А.В. Петровского и других является межличностные отношения, которые и определяют его климат.

Именно по отношению родителей к своему ребенку, как считает Е.М. Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.

Ребенок должен чувствовать себя любимым в этом сходятся все воспитательные теории. Нелюбимые, недолюбленные дети, как известно, чаще болеют и хуже развиваются, а вырастая, становятся источником психологических и социальных проблем.

Семья - важнейший институт социализации личности. Именно в семь человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям:

· в результате целенаправленного процесса воспитания;

· по механизму социального научения.

В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также по средством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других .

В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты того и другого.

Как уже было сказано, семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации личности ребенка, ибо по сути своей она является микро ячейкой общества, естественной средой развития ребенка, к влиянию которой он, несомненно, достаточно восприимчив. Не случайно по результатам опроса, проведенного в 1989 - 1991 годах во Владимирской области (было опрошено 959 человек), выяснилось, что именно семья убедительно лидирует в качестве важнейшего фактора воспитания. Весьма, кстати, любопытно, что такой, безусловно, важнейший фактор воспитания, как школа, по мнению опрошенных, разделил 2 -3 место со средствами массовой информации (!), а литература и искусство по силе педагогического воздействия заняли последнее - 7 место (после товарищей, друзей, а также общественных организаций и коллективов - 4 -5 место и самовоспитания - 6 место).

Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функции ухода за детьми и их и воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития [Кон, 1988].

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

Уникальность и незаменимость семьи в том, что она может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир, самый важный институт социализации личности. Лишь семья может полноценно социализировать ребенка, дать ему основу для прочного вхождения в жизнь, способность выбирать, решать за себя и нести ответственность за свои поступки. И напротив, отсутствие опыта семейного воспитания (например, у детей - сирот и детей, воспитывающихся в интернатах с одной "мамой" на несколько человек) приводит к значительным затруднениям в их социализации.

Воспитательная функция семьи - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача накопленного социального опыта, выработка научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду, привитие чувства коллективизма, чувства меры, правил поведения, установленных в обществе, укрепление здоровья, помощь в физическом развитии. В семье наиболее полно раскрываются индивидуальные качества человека, его внутренний мир. Трудно переоценить роль семьи в формировании мировоззрения, навыков культуры и поведения, гражданской позиции личности в раскрытии ее интеллектуальных возможностей.

Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты разделяют на три группы. Первая - это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира. Вторая - это внутри и вне-семейная деятельность, по преимуществу, это бытовой труд, являющейся могучим оружием социализации человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности. Третья группа - это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

Вряд ли кто-нибудь возьмется оспаривать утверждение по которому первые две группы факторов (первая больше, вторая относительно меньше) могут быть представлены педагогикой семейных отношений - той самой, о которой с гениальной прозорливостью писал несколько десятилетий назад великий советский педагог А.С.Макаренко, "Ваше собственное поведение, - утверждал он в своей "книге для родителей", самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы одеваетесь, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!".

Нарушение семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению З.Матейчика, человеческих потребностей - в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.

1.Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого развития.

2.Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

3.Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

4.Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхность контактов и чувств ребенок.

Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет

на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. В процессе социального развития семья играет важную роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или отчуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся условиях .

Наиболее велико значение этого фактора для формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. Маленький ребенок особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении с взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье: любовь ребенка к родителям, беспредельное доверие к ним, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца, определяют прочность воздействия на ребенка их примера.

Старейшим, исторически первым институтом социализации ребенка являлось материнство. В первобытные времена именно мать передавала своему ребенку те несложные и немногочисленные знания и умения, которых было достаточно для приобщения к жизни племени. Отцы не участвовали в воспитании детей, а выступали дл них лишь как носители определенной роли добытчика пищи и защитника. Полноценное освоение этой роли происходило лишь после того, как мальчик отделялся от матери и включался в жизнь мужчин этого клана. Именно племя, а не материнство или отцовство, становилось следующим институтом социализации первобытных мужчин. Девочки же овладевали всем объемом материальных и культурных знаний своего времени рядом с матерью, из ее рук, включаясь в хозяйственные заботы по мере того, как это позволял им возраст.

Современные отцы в значительно большей мере и гораздо раньше включаются в процесс социализации своих детей. Нередко в этом участвуют и представители старших поколений - бабушки и дедушки, неся ребенку свою версию социальных знаний и опыта, не всегда или не во всем совпадающую с тем, что предлагают родители. Таким образом, современная семья, являясь первым и главным институтом социализации маленького ребенка, представляют ему достаточно богатый и разнообразный круг знаний о мире, людях, обществе.

Роль семьи в процессе социализации огромна. Понимая социализацию в широком плане как приобщение ребенка ко всему богатству человеческой культуры, важно понимать, что основным условием этого является овладение им речью и, соответственно, развитие понятийного, специфически человеческого мышления.

Семья является для ребенка не только источником и условием развития его психики, расширения его знаний и представлений об окружающем мире, но и как первая модель принятых в данном конкретном обществе социальных отношений, с которыми он встречается. Именно в семье ребенок знакомится со смыслом и сутью социальных ролей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, сына, дочери.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть такой аспект его социального развития как овладение нормами и правилами общественных взаимоотношений. Недостаточно просто снабжать ребенка знаниями о том, как устроено человеческое общество, как принято вести себя в нем. Необходимо создать ему условия для приобретения личного социального опыта, поскольку социализация предполагает активное участие самого человека в овладении культурой поведенческих отношений, освоение социальных норм и ролей, выражение психологических механизмов социального поведения .

Особую роль играет семья в воспитании ребенка - дошкольника, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Дошкольное детство - период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В этом возрасте создается основа, на котором строится все последующее воспитание и обучение. По образному выражению А.Г. Харчева, семья для дошкольника - "социальный микрокосм", в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. В семье ребенок опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности. Ее воспитательные воздействия определяют характер ребенка вне семьи.

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру и новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, однако, окружающие ребенка взрослые недооценивают важность этого возрастного периода в развитии ребенка, расценивая его как подготовительный к будущей, "настоящей" жизни, которая по их мнению, начинается с момента поступления в школу. Первые сколько-нибудь серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются именно в школе, поэтому родители и воспитатели не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, она прочно занимает в их сознании первостепенное место. Приоритет отдается умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы сама по себе и ее качество редко становится предметом родительского внимания и переживания. Между тем, именно в дошкольные годы складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека .

В целом можно определить следующие функции семьи в процессе социализации, роль которых, будучи различной на отдельных этапах социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола человека. В первые три года жизни ребенка это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола, которые содержат личностные характеристики, особенности эмоциональных реакций, а также различные установки и вкусы, связанные с мужественностью или женственностью. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково относится к детям обоего пола, поскольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие (что весьма типично), делает эффективность половой социализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет их успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень, семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Родители, которые сами в детстве подвергались депривации или которым не удалось успешно решить в семье свои детские или пубертатные конфликты, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления и планы, и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависят его самооценки, уровень его самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации. И это характерно для любого общества .

Семью называют "школой чувств". В семье в общении с родителями, с братьями и сестрами у ребенка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребенку, их забота о нем вызывают у него ответный отклик. Так, начиная с раннего возраста, закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.

Общая задача социализации в семье заключается в приобщении ребенка к нормам и ценностям социальных общностей и групп, в формировании социально зрелой личности (с учетом того, что разных социальных группах социальная зрелость или компетентность интерпретируется различным образом вплоть до форм криминального поведения). Бригитта и Питер Бергеры называют семью местом, где ребенок пребывает в ожидании, дожидается своего часа соприкосновения с макромиром, в котором ему предстоит проложить свой путь.

Важно, какова атмосфера семьи, как интерпретируется родителями роль семьи - трактуют ли ее как убежище от внешнего мира или как трамплин к будущему завоеванию его. Отсюда идут и стратегии обращения с детьми: строгая дисциплина вплоть до суровых наказаний; акцент на поддержание чистоты и телесного здоровья; или же родители берут на себя функцию советчиков и наставников, когда они, скорее, товарищи и друзья, чем властители, и избегают ситуаций, в которых требуется проявить авторитет и власть. При этом имеет значение, каковы традиции семьи, считается, что родители копируют образцы общения с детьми своих собственных родителей. Семейная социализация выделяет линии подобной семейной преемственности, но в более широком плане трансляции семейных ценностей и стереотипов поведения. Вместе с тем, под семейной социализацией понимается подготовка к выполнению в будущем семейных ролей мужа и жены, матери и отца. В феминистической психологии большое внимание уделяется семейной социализации с точки зрения "принуждения" детей (якобы андрогинным по своей "природе") к гендерным ролям мальчиков и девочек .

Таким образом, специфика семьи как социального института состоит в том, что она, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой - как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, во-первых, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а во-вторых - средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.

Как бы ни различались теоретико-методологические основания исследователей семьи, они едины в одном: для своего развития дети нуждаются в безопасной, эмоционально-поддерживающей среде, представляющей им возможности для проявления собственной активности. Естественной такой средой является семья. Именной в ней "дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе половые роли, формирование черт мускулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает взаимодействие на формирование у ребенка образа "Я" .

Отсюда следует вывод что, именно в семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной деятельности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношение членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка - первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений.

Отношение современной молодежи к семье как к ценности

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта...

Проблемы социализации ребенка в детском саду

Преодоление проблем социализации детей в детском доме может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания. Очевидно...

Семейное воспитание как один из факторов формирования толерантного поведения подростка

Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений, в том числе национальных и межнациональных, усваивает принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки...

Семья как институт первичной социализации ребенка

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка...

Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества...

Социализационная функция семьи в контексте ее развития и реализации

Семья - естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни...

Социализация как фактор развития личности

Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности...

Социально-правовой статус приемной семьи

Тем кто был воспитан дома, в семье очень сложно понять, значение семьи в жизни ребёнка. Воспитание и социализация таких детей происходит постепенно в ходе ежедневного взаимодействия с родителями, близкими родственниками...

Социальное сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида

Динамичные изменения современного мира в политической, экономической и социальной сферах диктуют необходимость новых подходов к теории и практике воспитания и позитивной социализации личности учащегося. В эпоху быстрого обновления всех сфер жизни, успешная социализация молодежи предполагает ее готовность самостоятельно действовать и принимать адекватные решения в условиях быстро меняющейся окружающей действительности.

Именно это обусловило открытие множества городских экспериментальных площадок в школах Москвы, которые изучают механизмы социализации личности детей и разрабатывают программы, тренинги, образовательные программы, направленные на формирование позитивной социализации учащихся. На базе нашей школы также открыта экспериментальная площадка, цель которой – позитивное социальное становление учащихся как интегрированное качество личности. Работая над этой проблемой, мы пришли к выводу, что социализация личности не есть завершенный процесс. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе все новые разнообразные влияния этого окружения, включается во все новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять новые для себя социальные роли. Это приводит к тому, что индивид в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

На каждом этапе развития личности доминирующим является определенный институт социализации. Так, скажем, в дошкольном возрасте (стадия ранней социализации) все исследователи указывают на ведущую роль семьи. В период учебы число институтов социализации значительно расширяется, и семья по степени своего влияния начинает уступать место школе, классному коллективу, неформальным группам сверстников. В период трудовой стадии по степени влияния на первое место выходит трудовой коллектив. В послетрудовой период снова возрастает роль семьи как института социализации. Естественно, что основополагающей является стадия ранней социализации (дошкольный возраст).

Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.

Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями:
оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт.
овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.
социальный опыт складывается и спонтанно. Современная наука выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Ранняя социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я”. Существует также проблема адаптации в детском саду и в школе. К сожалению, столкновение ребенка с «социумом» - нормами и правилами - проходящее в достаточно резкой форме без учета психической и эмоциональной подготовленности ребенка и тотальной загруженности новыми обучающими программами - происходит в тот самый момент, когда закладывается сама психическая структура ребенка.

Средствами ранней социализации являются способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической деятельности.

С точки зрения Т. Парсонса, семья - основной орган социализации, мать и отец - главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнит культурой. Таким образом, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье.

Ученые пришли к интересному выводу, что даже способы ухода за младенцем, даже характер пеленания (предоставляется свобода движения или нет) влияют на развитие ребенка. Но это влияние не очень значительно, другое дело – эмоциональная сфера. Выработанные в раннем детстве механизмы психологической реакции на те или иные ситуации куда более устойчивы и могут закрепиться на всю жизнь. Поэтому для будущего развития малыша так важно в этот период, как удовлетворяется потребность в ласке, тепле, пище, сне, испытывает ли он эмоциональный комфорт или ощущает себя одиноким в новом огромном мире, где добиваться самого необходимого приходиться с предельным напряжением сил, в крике, истерике. Маленькому ребенку нужна ласка, нужен телесный контакт с матерью, чтобы понимали и уважали желания.

Родителям свойственно недооценивать важность этого периода для дальнейшего развития ребенка. А именно первые три года жизни особенно важны для правильного самоопределения в сфере межличностных отношений.

Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско - детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей.

Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Библиография
С. И. Розум. Психология социализации и социальной адаптации человека.- Речь, 2006 г.- 366 стр.
Н. Ф. Голованова. Социализация и воспитание ребенка.- Речь, 2004 г.- 272 стр.

И. В. ДУБРОВИНА

СЕМЬЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА

Что такое социализация, как будто всем известно. Это процесс усвоения человеком опыта той общественной жизни и тех общественных отношений, в которые он попал при рождении и в которых растет и мужает. Процесс этот многогранен и постоянен, он происходит постепенно, но неукоснительно. Человек усваивает и активно воспроизводит социальный опыт, систему социальных связей и отношений в своем собственном опыте. В итоге социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Он научается сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми.

Социализация исключает пассивную позицию человека в жизни, она предполагает необходимое активное участие его в освоении общечеловеческой культуры, людских отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретение умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация базируется на широком познании человеком окружающей его действительности, на овладении им навыками практической индивидуальной и групповой работы. Как же происходит эта самая социализация? Только что родившийся малыш и не подозревает, куда он попал из уютной, теплой и безопасной утробы матери. А попал он, если ему повезло, в семью, важнейшей функцией которой является социализация, или воспитание, ребенка.

Источников социализации много, но семья - это главный. Как справедливо заметил П.Бомарше, "каждый человек всегда чей-нибудь ребенок". В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание - это процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде и больше всего - люди, из них на первом месте - родители.

А. С. Макаренко в "Книге для родителей" нарисовал для мам и пап захватывающую картину освоения их дитятей мира культуры и постепенного утверждения самого себя в этом мире. Он показал, как со всей сложнейшей окружающей действительностью ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. "Весь, тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка" .

Но "хаос", скажем мы, "хаосу" рознь. Его содержательная наполненность во многом будет определять характер и направленность развития личности ребенка на начальных этапах его жизни в человеческом обществе, она станет призмой, сквозь которую он будет так или иначе воспринимать действительность и относиться к ней. Почему?

Появившись на свет, ребенок застает выработанные веками обычаи, способы поведения, взгляды, закрепленные в родном языке. Воспитание, или социализация, как раз и заключается в том, что подрастающий человек осваивает, присваивает сложный мир взрослых, в котором он очутился. При этом ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

Семья для ребенка - первая встреча с новым для него миром, первая школа общения с людьми, первая школа познания

окружающей, такой странной и непонятной для него, действительности, первая школа приобретения им конкретно-чувственного опыта.

Ребенок ежедневно видит вокруг себя в семье живую действительность и непосредственно участвует в ней, он слышит суждения и оценки родителей, наблюдает их отношения к другим людям и друг к другу. "Каждый день с утра и до вечера, а иногда и до поздней ночи семья в лице родителей, старших братьев и сестер, бабушки развертывает перед ребенком образцы самых разнообразных форм поведения, своего рода "ассортимент" образцов, слов, жестов, манер, отношения к людям, к труду, к политическим событиям в нашей стране и за ее пределами".

Но мир, в котором ребенок живет дома, должен иметь для него определенный смысл и порядок. Тогда ребенок постепенно "открывает" этот мир, учится его понимать, различать хорошее и плохое, понимать, что можно, чего нельзя делать, а главное - он все время учится познавать.

Поэтому именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания ребенком мира, с первых лет жизни он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества. "Семья - уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания. В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием".

Следовательно, в семье ребенок получает не просто уроки абстрактной социальности, а оказывается включенным в социальные отношения, которые составят содержание будущей личности. Именно в семье начинается общественное воспитание.

В семье, в общении со старшими ребенок "учится" быть человеком, осваивая целую систему нравственных ценностей, типичных для данного общества и специфической социальной среды.

Личность ребенка формируется в общении со взрослыми и под их постоянным руководством, только в процессе общения ребенок может познавать мир и самого себя. "Личность не только существует, но и впервые рождается именно как "узелок", завязывающийся в сети взаимных отношений... Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально, ибо другие люди "относятся" к нему по-человечески, а он к ним - нет. Личностью ребенок станет лишь там и тогда, когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее". Можно сказать, что ребенок вырастает из наших с ним отношений, из нашей любви к нему. Главная особенность семейного воспитания и состоит в его эмоциональном характере, в эмоциональном контакте детей

и взрослых. С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что "свое подлинное человеческое существование человек обретает, поскольку в любви к нему другого человека он начинает существовать для другого человека... Радоваться самому существованию другого человека - вот выражение любви в ее исходном и самом чистом виде".

Эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений в обществе.

Эмоциональный дискомфорт не способствует позитивному взаимодействию ребенка с окружающей его действительностью. Именно в раннем детстве формируется либо исходное доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей.

Исследования психологов свидетельствуют, что чувства, которые сформировались в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, придавая каждому человеку особый стиль отношений с людьми.

Формирующееся отношение ребенка к другим людям определяется прежде всего отношением к нему самому родных и близких в семье. Под влиянием этих отношений формируется и его самопознание. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно употреблять различные предметы, играть, учиться, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям, к самому себе.

В зависимости от конкретных обстоятельств жизни семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми, складывающегося в общении и совместной деятельности, особенностей семейного воспитания у детей формируются привычные формы отношений к другим людям, труду, познанию окружающего мира, своим обязанностям, а также устойчивые способы действий, поведения и деятельности.

В непосредственном общении с ребенком взрослые даже не всегда целенаправленно передают ему свои взгляды на окружающий мир, свои предрассудки, свои предубеждения, свои моральные понятия и представления. Иными словами, взрослые сознательно и неосознанно обучают детей и внешним и внутренним способам общения. Уже с первых дней своей жизни ребенок усваивает и принятые в его среде стереотипы экспрессивного поведения. Буквально учится "изображать" грусть, радость и другие эмоции (Я. Л. Коломинский).

Познание ребенком чувств, переживаний, настроений других людей и, главное, нравственный характер его отношения к этим познанным особенностям другой личности воспитывается самой жизнью и общением ребенка со взрослыми людьми, его

образованием, в результате чего он присваивает опыт предшествующих поколений, становится современником эпохи.

Но он самостоятельно чувствует, думает, любит только тогда, если мы всему этому "научили" его.

На каждом возрастном этапе своего развития ребенок требует особого подхода, особого внимания.

Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. Другое дело - как это получается на практике. Одна из причин этого -разрыв между тем, что родители хотят, и тем, что они реально делают для осуществления желаемого.

В целом ряде исследований отмечается, что в настоящее время во многих семьях наблюдается очень противоречивое отношение к ребенку (любого возраста): с одной стороны, излишняя опека, освобождение от ряда посильных для него домашних обязанностей, удовлетворение всех материальных потребностей, и, с другой - недостаток общения. И то, и другое пагубно отражается на формировании личности ребенка. Если в семье нет общих переживаний, поступков, стремлений, нет коллективных решений, то у ребенка неизбежно образуется нравственная пустота, которая не всегда может быть восполнена впоследствии.

Семьи, где воспитывались будущие правонарушители, своим стилем эмоциональных отношений или прямо формировали у детей отрицательные моральные качества, или не формировали положительных моральных качеств, и тогда ребенок становился податливым аморальному влиянию группы.

С. Л. Рубинштейн писал: "Как воспитывать - это значит, прежде всего, самому жить настоящей жизнью и включать в нее тех, кого воспитывают, приобщая их к самой этой жизни. Это значит совершать поступки, которые сами были бы этими человеческими этическими условиями жизни другого человека, а не только создавать вещные материальные условия жизни для него".

Мир психологии. - 1998. - № 1. - С. 54-57.


Обратно в раздел
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.