Гордыня - ощущение внутреннего превосходства. Потребность в превосходстве - чувства, эмоции - самопознание - каталог статей - любовь без условий

Австрийский психиатр Альфред Адлер, создавший систему индивидуальной психологии, утверждал, что основной движущей силой человеческой жизни является стремление к превосходству. Оно может быть конструктивным, то есть полезным для развития личности, и деструктивным – её разрушающим. Стремление к превосходству в той или иной степени свойственно каждому из нас. Стоит ли ему сопротивляться и как направить его в конструктивное русло, давайте попробуем разобраться.

Теория о компенсации «комплекса неполноценности»

Сразу хочу оговориться, что мы не буду принимать утверждения А. Адлера за истину в последней инстанции. Это всего лишь одна из теорий о детерминантах человеческого поведения, с которыми просто интересно ознакомиться и принять во внимание в своем собственном поиске истины. Точно так же, как нельзя полностью брать на веру учение З. Фрейда о бессознательных и сексуальных истоках .

Но, в любом случае, что-то заслуживающее нашего внимания в этих теориях есть. Итак, Адлер считал, что человек стремится к постоянному самоутверждению, самореализации и достижению превосходства, потому что в детстве испытал жесткий прессинг «комплекса неполноценности», который испытывал по отношению к своим родителям. Они казались ему Богами, всемогущими великанами, волшебниками, которые умеют все, могут защитить, решить, оградить, направить. Сам ребенок, понятное дело, этого еще не умел и потому испытывал священный пиетет перед своими предками. И подрастая, стремился от этого комплекса неполноценности избавиться. Стать поскорее взрослым. То есть доказать свою состоятельность.

Вспомните, практически все мы в детстве мечтали выбраться из-под родительской опеки и доказать свою самостоятельность, состоятельность и важность. Разными, между прочим, способами. Иногда и манипуляторными (по существу, деструктивными), типа истерик, обид, побегов, обманов и т.д.

Во мы не раз убеждались, какой сильной движущей силой обладают наши комплексы. Как человек с какими-то недостатками пытается компенсировать их за счет выпячивания и развития других качеств. За счет экстремального преодоления недостатков путем развития в себе выдающихся способностей. Вспомните древнегреческого оратора Демосфена, у которого был дефект речи и который вопреки этому стал известным любимцем публики. Многие знаменитые полководцы не отличались высоким ростом (Наполеон, А. Суворов, А. Македонский), но достигли высокого положения, будто доказывая свою истинную ценность, то есть вопреки своим природным данным, стали на голову выше современников.

То есть, стремление к превосходству ни что иное как борьба с тем младенческим комплексом неполноценности, который мы испытывали по отношению к своим родителям.

Но самоутверждение – важнейшая человеческая потребность – может носить положительный развивающий характер или быть патологическим, то есть деструктивным.

Психологи Е. П. Никитин и Н. Е. Харламенкова в своей книге «Феномен человеческого самоутверждения» пишут, что самоутверждение, самореализация пронизывают всю нашу жизнь. И являются мощной силой, способной действовать по-разному: «Она может творить, создавать человека, вознося его чуть ли не до божественных высот, а может и разрушать его, полностью лишать человеческого облика, низвергать в бездны звериного».

Что такое деструктивная личность?

Деструктивность – (от лат. destructio - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо) – отрицательные действия человека, направленные вовне, на внешние объекты, или внутрь, на самого себя. Получается парадоксальная ситуация, человек хочет и доказать свое превосходство, а получается, что он блокирует плодотворную энергию, препятствует ей на пути к развитию, к самоосуществлению, человеку не удается реализовать свой потенциал.
Чтобы лучше понять, что такое деструктивная личность, наверное, полезно узнать, какими свойствами обладает ее противоположность, то есть человек с целостной, недеформированной, сбалансированной психикой. Нормальный человек, назовем его так, должен обладать такими качествами:
Адекватными реакциями на внешние факторы (соответствующими ситуации);
Подчиненностью поведения оптимальной жизненной целесообразности, здравому смыслу, согласованности целей, мотивов и поступков.
Притязания совпадают с реальными возможностями человека.
Человек гармонично взаимодействует и сосуществует с другими людьми.

Когда этого нет, мы говорим о деструктивной личности. Это, по большому счету, несчастный человек, который не смог найти себя в мире людей и не научился уважать себя, окружающих и свою жизнь.

Как правило, деструктивные личности добиваются компенсации чувства собственной неполноценности за счет других, как правило, это эгоистичная личность, озабоченная собственным деструктивным самоутверждением. Таким людям свойственны:
деструктивные действия вовне и когда он сам является причиной фрустрации и возможным выходом из травмирующей ситуации становится саморазрушение (алкоголизм, наркомания, суицид).
патологическая стойкость аффекта («застревание» на каких-то ситуациях);
болезненная обидчивость, злопамятность, мстительность, чувствительность, легкая уязвимость;
высокая тревожность – склонность к переживанию тревоги, причем с очень низким порогом чувствительности, то есть по любому поводу;
злокачественный нарциссизм, психопатии и антисоциальные черты – то есть демонстративное неадекватное поведение в отношениях, когда эксплуатируются, унижаются и обижаются партнеры или партнерши, родные и близкие.

Деструктивные манипуляции

При этом деструктивные личности используют целый арсенал манипуляторных приемов, о которых стоит написать целую отдельную статью. Самыми распространенными из них являются:
проекции (переходы на личности);
газлайтинг (или игра «в дурачка» – «я не то имел в виду», «такого не было»);
обобщения, голословные утверждения, забалтывание проблемы;
оскорбления;
угрозы;
перевирание мыслей и слов собеседника («переворачивание по-своему»), недомолвки, вырывание из контекста и подача «под своим соусом»;
прямые обвинения;
клевета и т.д.

Все это делается для того, чтобы переложить ответственность на собеседника (партнера и т.д.), выставить его в невыгодном свете, возвыситься за его счет, отстранить, отодвинуть со ступеньки пьедестала, занять выгодную позицию. То есть, в конечном итоге, утвердиться в своем превосходстве. «Ну, нет, я уж точно так себя не веду!» – думает большинство из нас и ошибается. Иногда мы не осознаем того, что сами пользуемся такими в нашем повседневном общении, и все они так или иначе применяются для того, чтобы показать, какие мы выдающиеся, незаменимые, умные, добрые и т.п.

Но такое самоутверждение можно назвать восхождением по трупам, так как доказывая свое превосходство даже в самых незначительных вещах, мы неизбежно ущемляем других, то есть опускаем их на более низкую ступеньку.

Неужели это неизбежно? Неужели все мы обречены на то, чтобы само утверждаться, шагая по трупам поверженных конкурентов?


Конструктивная направленность теории превосходства

Если принять утверждение А. Адлера на веру, то все мы в той или иной степени амбициозны и претендуем на превосходство над другими. И это тот факт, с которым нам нужно смириться и принять в себе.

Существуют ли на свете абсолютно не амбициозные люди? Наверное, нет. Нам всегда хочется кого-то в чем-то да переплюнуть. Построить самый лучший дом, стать лучшим бухгалтером, написать роман века, достичь олимпийских высот, сочинить бессмертную музыку и т.д. и т.п. У каждого свои высоты, свои мечты, свои планки. Они заставляют нас двигаться вперед, достигать успеха, развиваться. Может быть, это и неплохо. Если бы не «трупы» таких же как мы мечтателей, оставленных нами позади…

Как правило, в жизни мы непрерывно сталкиваемся с конкурентами, множеством конкурентов (начиная от места на парковке, заканчивая местом на кладбище) и начинаем с ними незримую войну, борьбу за участок под солнцем. Каждый ищет себе более выгодного положения по сравнению с рядом идущими, стоящими, живущими.

А что если поменять орбиту достижений и стремиться к тому, что не предполагает конкуренции, к тому, в чем нет ограничений, что никогда не закончится, не имеет материальных границ, веса, размера? И единственным критерием достижения этого, будет наше ощущение счастья, единства с миром, гармонии. Попробуем представить…

Что сможет удовлетворить нашу жажду самоутверждения?

Познание себя и мира
Любовь
Творчество, созидание
Чувство удовлетворения от жизни

Просто жить и получать от жизни максимум информации, любви, удовольствия, красоты, радости, счастья. Того, чего навалом и хватит на всех, нужно только научиться это видеть, принимать, ощущать, осознавать. То есть в конечном итоге, главный наш Монблан находится внутри нас и наша задача – достичь это собственной вершины без потерь (внешних и внутренних).

Альфред Адлер в начале своей деятельности был одним из приверженцев психоаналитической теории Фрейда. Однако довольно скоро их взгляды разошлись. При этом, Адлер не просто выразил критику положений психоанализа, но и создал свою собственную теоретическую систему, которая не уступала фрейдовской по широте охвата главных аспектов человеческого поведения. Его теория носит название "индивидуальной психологии ". В этом названии отражён основной постулат его теории — единство и целостность каждой личности (слово "Individuum" на латыни означает "неделимый").

Некоторые открытия Адлера прочно вошли как в научный, так и в обыденный обиход. В первую очередь, это относится к его теории "комплекса неполноценности ".

С точки зрения Адлера, маленький ребёнок, особенно в первые годы жизни, остро чувствует свою слабость и зависимость от могущественных взрослых. Такая ситуация ощущается как неполноценность. Тем не менее, каждый человек переживает период зависимости, и ему присуще чувство неполноценности. Чтобы справиться с этим чувством используется стремление к превосходству, безупречности и совершенству. Это стремление является главной мотивационной силой в жизни человека.

Так выглядит нормальное положение дел. Однако встречаются случаи, когда чувство неполноценности, испытываемое ребёнком, становится чрезмерным. Такое чрезмерное чувство и является комплексом неполноценности. Адлер подчёркивал, что это не просто комплекс, а "почти болезнь, разрушительное действие которой различно в зависимости от обстоятельств ". В качестве причин развития комплекса Адлер выделял следующие факторы.

  • Во-первых, физическая неполноценность. Одно из ранних произведений Адлера посвящено изучению психической компенсации физической неполноценности. Слабость какого-либо органа привлекает к себе повышенное внимание человека, и он стремится эту слабость скомпенсировать. Например, слабый и болезненный человек много времени отдаёт спорту, чтобы обрести силы и физическое здоровье. Однако компенсация не всегда бывает успешной. Если задача оказалась человеку не по силам, у него развивается комплекс неполноценности.
  • Во-вторых, чрезмерная опека или отвержение со стороны родителей. Чрезмерная опека приводит к тому, ребёнок вырастает недостаточно уверенным в своих способностях, так как за него всегда все делали другие. К тому же, он избавлен от необходимости сотрудничать с другими людьми, так все его желания и так исполнялись. Впоследствии ему будет сложнее приспособиться к социальной жизни. У отвергаемых детей отсутствует уверенность в своей способности быть полезными, любимыми и оценёнными по достоинству.

Внешними признаками комплекса неполноценности у детей, Адлер считал нетерпение, самонадеянность, драчливость. Для взрослых характерны высказывания по типу "Да, но… ", "Я бы сделал это, если бы не… ". Они отражают их постоянные внутренние сомнения.

У людей с комплексом неполноценности тоже существует компенсация в виде стремления к превосходству. При этом оно, как и неполноценность, является чрезмерным. В таком случае говорят о комплексе превосходства. По сути, комплексы неполноценности и превосходства являются тесно связанными и дополняющими друг друга явлениями.

Что такое стремление к превосходству ? Как было сказано выше, оно возникает в ответ на чувство неполноценности и является ведущим мотивом деятельности человека. Интересно, что Адлер не сразу пришёл к такому выводу. На более ранних этапах своего научного пути движущей силой человеческого поведения он считал сначала агрессивность, а затем — стремление к власти. И только последним шагом в его теории стало стремление к превосходству. Адлер считал возможности развития под влиянием стремления к превосходству безграничными, как стремление от минуса к плюсу. Это стремление Адлер считал врождённым. Но от рождения оно присутствует в нас лишь в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Стремление к превосходству каждый человек реализует по-своему. Эта разница проявляется в наших целях. Жизненные цели человека Адлер считал крайне важными. Он разделял мнение о том, что человеческое поведение в большей степени определяется представлениями о будущем, чем событиями прошлого. Представления о будущем он называл "фиктивными целями". Эти цели являются фиктивными, так как они либо вообще не соответствуют реальности, либо их реальность невозможно проверить. При этом фиктивные цели играют в жизни человека огромную организующую роль. Человек живёт так, как если бы эти цели были настоящими. Цель человека формируется на пятом году жизни и является фокусом стремления к превосходству. Таким образом, стремление к превосходству — это энергия, движущая сила человеческой деятельности, которая находит своё отражение в фиктивной жизненной цели человека.

Стремление к превосходству имеет несколько важных признаков.

Во-первых, оно представляет собой единый фундаментальный мотив, а не совокупность разрозненных стремлений.

Во-вторых, цели, которые выбирает человек для его реализации, могут быть как позитивными, так и негативными и эгоистическими.

Стремление к превосходству связано с постоянным увеличением напряжения по мере продвижения к цели. И, кроме того, люди не только стремятся к совершенству самостоятельно, но и совершенствуют культуру общества в целом.

Уже отмечалось, что стремление к превосходству, как и чувство неполноценности, может быть чрезмерным. Тогда говорят о "гипер-компенсации" и комплексе превосходства. В такой ситуации у человека возникает желание возвысить себя, принижая при этом других. Он выглядит обычно хвастливым и высокомерным. Это поведение маскирует внутреннюю неуверенность и невозможность принять себя. Человек может также выставлять напоказ и преувеличивать свои качества, при каждом удобном случае хвастаясь ими.

Комплекс превосходства часто побуждает человека выбирать для себя негативные цели, например, стать преступником. Причину преступности Адлер видел именно в комплексе превосходства, а не в изначальной порочности человеческой природы. Становясь убийцей или вором, человек может ощущать себя героем, радуясь тому, что он унизил или обманул других людей.

Идеи комплекса неполноценности и стремления к превосходству тесно связаны с понятием "социальный интерес ". Адлер считал обязательным изучение человека в его связи с обществом. Проводя аналогию с животным миром, Адлер утверждал, что все слабые особи объединяются в группы, чтобы более успешно защищаться и удовлетворять свои потребности. Человека Адлер относил к слабым особям. Кроме того, каждый человек обладает врождёнными недостатками, а нахождение в группе позволяет уменьшить их эффект.

Социальный интерес — это чувство общности, стремление вступать в отношения сотрудничества, способность любить и уважать окружающих, действовать в общих интересах.

Его, как и стремление к превосходству, Адлер считал врождённым качеством человека. Изначально он также существует в виде потенциальной возможности. Его развитие во многом зависит от правильности поведения родителей, которые могут, как успешно развить социальный интерес в ребёнке, так и полностью погасить его.

Мать своим примером должна демонстрировать любовь и хорошее отношение к отцу, другим детям и окружающим людям. Её задача — не просто пробудить в ребёнке социальный интерес, но и помочь вынести его за пределы семьи, распространив его на других людей. Если же мать сосредоточена только на ребёнке, у него не будет развиваться социальный интерес, у него не будет умения сотрудничать с другими людьми, так как в детстве в этом не было необходимости. Холодная или сосредоточенная на отце мать будет вызвать у ребёнка ощущение не востребованности, и его первые попытки проявления социального интереса остаются без внимания и поддержки. Дети авторитарных и эмоционально отстранённых отцов также лишаются социального интереса и преследуют цель достижения личного превосходства над другими. Несчастливый брак родителей, отсутствие хороших отношений в семье также негативно сказываются на развитии социального интереса.

Социальный интерес Адлер считал показателем психического здоровья. У нормальных, здоровых людей всегда присутствует стремление к благополучию всех людей, для них важны социальные цели. Плохо приспособленные люди эгоцентричны, у них доминируют личные цели, они заняты только своими интересами и самозащитой.

Необходимо отметить, что все компоненты теории Адлера связаны между собой. Например, комплекс неполноценности вызывает у человека развитие чрезмерного стремления к превосходству, которое, в свою очередь, влияет на жизненные цели, делая их эгоистичными, оторванными от социального интереса. Поэтому при лечении неврозов Адлер считал очень важным не только достичь понимания пациентом сложившейся ситуации, но и сформировать у него правильные цели и развить социальный интерес.

При этом концепция социального интереса несёт в себе некоторые противоречия. Например, цель человека может быть "очень социальной" — улучшение условий жизни для всех людей, а методы её достижения — жестокими и насильственными (терроризм). Или напротив, поведение человека социально (благотворительность), но оно служит достижению личных корыстных целей (повышению рейтинга на выборах).

Теория Адлера имела большое значение для развития психологии. Его иногда считают первым социальным психологом, благодаря изучению человека в контексте его окружения и общества в целом и открытию социального интереса. Кроме того, Адлера также считают предшественником гуманистической психологии, благодаря тому, что он считал человека "творцом своей судьбы ", (благодаря "Творческому Я " — важнейшей составляющей личности).

Литература.

1. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности.— СПб.: Питер, 1997.

2. Адлер А. Наука жить. — Киев. 1998.

3. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека // Очерки по индивидуальной психологии. — М. 2002.

Чувство превосходства как качество личности – склонность самовозвышаться в расчете на большее уважение окружающих, оценивать себя нереалистично, чрезмерно завышено, быть убежденным, что лучше других.

Три паломника молятся. Первый: «Боже, кто я пред Тобой? Невесомая пылинка, недоступная глазу, гонимая ветром. Второй: «Боже, как я мал перед Твоим величием! Мельчайший, ничтожнейший атом, затерянный в безднах пространства». Третий: «Боже, до чего я крохотен перед Тобой! Маленький червяк…» Первый второму: — «Нет, ну ты видел этого, с манией величия?»

Помните ли вы, когда общаясь с коллегами или друзьями, вас дружески похлопывали по плечу или спине, доверительно обнимали, санкционирующе кивали (всё, мол, верно), или демонстрировали вальяжную снисходительность? А, может быть, помните, как вам говорили: «Перестань говорить глупости» или «Хватит молоть чушь»? Или в более мягкой форме говорили: «Ну ладно, ладно… Будет вам…», «Запомните раз и навсегда…», «Ну хорошо, хорошо…», «Ну как вы не понимаете, что…»? Если вспомнили, значит, вам приходилось сталкиваться с демонстрацией превосходства.

Естественное желание каждого человека, чтобы с ним общались с позиций равенства. Потребность в превосходстве присуща животным. В борьбе за выживание выживает сильнейший, то есть превосходящий. В волчьей стае происходит противоборство за право быть вожаком. Чтобы стать Акелой, надо доказать свое превосходство.

В людском социуме высоконравственный человек не станет потворствовать своему желанию установить превосходство над другими людьми и будет общаться с ними с позиций равенства. Все мы, пусть неосознанно, но понимаем, что нас унижают , демонстрируя под знаком ложного участия и сочувствия свое превосходство. Вознесение одного – унижение другого.

Демонстрация превосходства приводит к конфликту, так как «включает» у оппонента агрессию («поставить вас на место»), объясняемую не желанием уронить свое достоинство. К примеру, ваша половина решилась сделать борщ. Вы, узрев это, с хорошими намерениями заявляете: «Моя мама прекрасно делает борщ. Позвони ей. Она тебя научит». И вдруг видите, что у жены пропал борщевой энтузиазм. В чем же дело? Она расшифровала подтекст ваших слов: «Ты хуже моей мамы. Не умеешь, не берись». Муж невольно обозначил свое превосходство, пытаясь скрыть его под маской участия и желания помочь.

Или другой пример. Вы поспорили с приятельницей. Она явно разволновалась, и вы, зафиксировав это, говорите: «Не волнуйся». Вроде все нормально. Вы попытались ее успокоить, а она еще больше разнервничалась, при этом утверждая, что она спокойна, как танк. Что же произошло? Приятельница уловила в ваших словах превосходство, услышав следующее: «Истеричка и психопатка. Ничего не соображаешь, а что-то доказываешь». Слова «успокойся», «не переживай», «не нервничай», «не расстраивайся» вызывают еще больший эмоциональный выброс агрессии у вашего оппонента. Напряжение возрастает.

Интересно, почему некоторые люди демонстрируют свое превосходство? Вы, наверное, скажите: « считают себя самыми умными, а других дураками», «зазнайки», «много о себе думают», «слишком высокого о себе мнения». Иными словами, вы предполагаете, что у него высокая самооценка. Но это только на первый взгляд. Человек с высокой самооценкой живет с самим собой в ладу. Он полностью принимает себя со всеми своими сильными и слабыми сторонами. Раз он сам себе нравится, у него нет надобности демонстрировать свои достоинства себе и окружающим. Высокая самооценка не дружит с превосходством. У последнего верная подруга – низкая самооценка. Стало быть, надо каким-то образом самоутверждаться. Можно, конечно, пойти по дороге самосовершенствования. Можно совершить что-то стоящее и, тем самым, поднять свою самооценку и в своих глазах и в глазах окружающих. Но это путь сильных людей. Человек с низкой самооценкой начнет унижать других. Таким образом, он будет иллюзорно самоутверждаться. Его демонстрация превосходства не более, чем попытка скрыть внутреннюю неуверенность и отсутствие внутренних достоинств. Свою слабость он старается перекрыть мыслью, что другие слабее его. Вместо того, чтобы преодолеть слабость, он еще глубже загоняет ее внутрь. Отказ от демонстрации превосходства – это как раз и есть верный путь к росту самооценки и самоуважению. Демонстрировать превосходство можно только в доброте.

Таким образом, иллюзорное самоутверждение за счет сравнения и унижения других создает идеализацию превосходства. Огромные энергоусилия, направленные на подтверждение своего превосходства пропадают впустую. Направьте внимание на самосовершенствование, не фокусируясь на своей мнимой значительности. Устранив тревожность по поводу подтверждения своей значимости, вы прекратите платить «дань» эгрегору. Ваша уверенность в себе только увеличится.

Вместе с тем, в жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда невозможно не признать реальное превосходство оппонента в тех сферах жизни, где он действительно корифей. Например, пары студент – профессор, пациент – врач, дилетант – профессионал. Вообще необходимо помнить, что трудно отыскать человека, который бы в чем-либо нас не превосходил. Если вы не сантехник, глупо предполагать, что вы лучше разбираетесь в прокладках и кранах. Все дело в том, что мы любим разговаривать на темы, где сильны мы. Если же вы желаете заслужить репутацию обаятельного человека, надо поступать наоборот – разговаривать на темы, которые интересны оппоненту, где он достаточно силен.

Превосходство – это самая настоящая иллюзия. На сей счет есть прекрасная притча. Однажды ученик пришел к мастеру и начал жаловаться на свою жизнь. Мастер выслушал его и, не сказав ни слова, протянул ему сверток из Древней Книги Знаний. Ученик прочитал: «Увидьте Иллюзию как иллюзию. Поймите и узнайте наконец, что Все Мы Одно. Человечество и вся Жизнь – это единое поле. Это все одно. Поэтому не существует ничего, что может быть выше чего-то, и нет ничего, выше чего можно быть. Эта важнейшая истина, которой учит Жизнь. Разве тюльпан выше розы? Разве горы прекраснее моря? Какая из снежинок самая великолепная? Возможно ли, чтобы все они были великолепными – и чтобы, вместе празднуя свое великолепие, они создавали приводящее в трепет зрелище? Потом они тают, сливаясь друг с другом и образуют единство. Но они никуда не исчезают. Они никогда не перестают быть. Просто они изменяют форму. И не один раз, а множество: переходят из твердого состояния в жидкое, из жидкого в пар, из видимого в невидимое, чтобы подняться опять и потом опять вернуться в виде новых снежинок поразительной красоты. Это и есть Жизнь, питающая Жизнь. Это и есть вы. Совершенная метафора. Реальная метафора. Это станет реальностью вашего опыта, когда вы просто решите, что это правда, и начнете поступать таким образом. Увидьте удивительную красоту всех этих жизней, с которыми вы соприкасаетесь. Потому что каждый из вас действительно чудесен, и при этом никто не чудеснее любого другого. И вы в один прекрасный день сольетесь в Единстве и тогда узнаете, что вместе вы образуете единый поток».

Петр Ковалев 2013 год

Жесты превосходства и власти используют уверенные в себе люди. Закинутый вверх подбородок, демонстрация больших пальцев, закидывание рук за голову – всё это говорит о превосходстве человека. Порой люди не замечают этих жестов, но если их научиться распознавать, то вы с легкостью сможете нейтрализовать собеседника.

Уверенный человек складывает руки в «шпиль» , соединяя кончики пальцев. Он уверен в том, что говорит и в том, что делает. Указывая свою власть и превосходство, человек использует указательный палец . Особенно это проявляется, когда он грозит и указывает собеседнику. Использование повернутой ладони вниз говорит о приказе, когда открытая ладонь вверх — о просьбе. Часто можно заметить человека, который импульсивно что-то говорит, при этом резко движет ладонью повернутой вниз. Этот жест можно распознать как указ, недовольство и превосходство.

Превосходство и доминирование можно показать при рукопожатии . Если собеседник, приветствуя вас, обхватывает второй рукой запястье или накрывает с другой стороны руку, то он хочет показать свое доминирование над вами. У агрессивных и доминантных людей крепкое рукопожатие. Роль хозяина и инициатора берет на себя человек, подающий руку вниз ладонью, наоборот же человек отказывается быть главным в данной ситуации. Аналогично, если руку подавать далеко от себя – инициатор и хозяин, а близко к себе – отказ от доминирования.

Чтобы нейтрализовать доминантного человека при рукопожатии , вплотную сблизьтесь с ним и займите положение слева, энергично встряхните протянутой рукой, при этом переводя её в вертикальное положение. Ещё один способ использовать вторую руку: положить поверх руки партнера, обхватить запястье, локоть или плечо. Если вы хотите сохранить дистанцию и не нарушать свое «личное пространство», подавайте прямую руку и слегка пожимайте пальцы партнера.

Статусным людям свойственно закладывать руки за спину, захватив одну руку другой. Прогуливаясь, заложив руки за спину да ещё закинув подборок вверх, человек демонстрирует свою важность и власть. Такая поза свойственна полицейским, старшим офицерам, директорам, да и просто человеку, занимающему высокую должность. В такой позе остаются открытыми грудь, живот, сердце и другие части тела, так человек демонстрирует своё бесстрашие. Попробуйте в моменты стресса и напряжения, например, во время доклада, заложить руки за спину, сцепив кисти. В такой позе вы сразу почувствуете уверенность и расслабленность. Не стоит путать этот жест с захватом запястья, локтя и предплечья, которые означают напряжение и дискомфорт. В этом случае: чем выше захват, тем больше раздражение.

Курящие люди могут демонстрировать своё превосходство и доминирование сигаретами и сигарами. Это связано с выпусканием дыма. Дым, выпускаемый вверх или ноздрями, говорит об уверенном и позитивном человеке. Чем быстрее выдыхает дым , тем сильнее он ощущает свое превосходство. Сигары также используются для демонстрации превосходства, так как они дорого стоят и большие в длину.

Руки, заложенные за головой

Если человек заложил руки за голову , то это знак явного превосходства. Такую позу любят принимать директора, бухгалтера, адвокаты, менеджеры, управляющие. Поза усиливается закидыванием ноги на колено и говорит о некой агрессии. Жест руки за голову говорит за человека: «Я всё знаю и ничего не боюсь!», «Всё под контролем!». Такой жест свойственен высокомерным всезнайкам, поэтому он отталкивает.

Есть несколько способов вывести собеседника из этой позы:
— наклонитесь вперед, разверните ладони и скажите: «вы возможно разбираетесь в этом вопросе, могли бы высказать своё мнение», наклонитесь обратно, оставив ладони открытыми, ждите ответа;
— покажите что-то собеседнику так, чтобы он повернулся или встал;
— подайте ему что-нибудь в руки для просмотра или попросите передать что-то;
— ещё один способ, который можно использовать при равенстве, скопировать позу, заложив руки за голову. Этим вы продемонстрируете равенство и согласие.

Манипулирование большими пальцами – жест превосходства

Манипулирование большими пальцами также относят к жестам превосходства. В невербальном использовании большие пальцы демонстрируют превосходство, доминирование и даже агрессивность.

Жесты с демонстрацией большого пальца могут использовать:
— ухаживающий мужчина перед избранницей;
— уверенные в себе менеджеры перед подчиненными;
— человек, одетый дорого и престижно, может подчеркнуть свою уверенность и властность;
— для подчеркивания новой одежды.

Для демонстрации больших пальцев используют карманы, спрятав все остальные в него. Аналогично можно прятать пальцы за лацканы пиджака или жакета, сгибать пальцы в кулак или прятать под мышки. Если при этом человек переступает с пятки на носок, то создает впечатление завышение роста, значит своего положения.
Скрещенные руки, спрятанные под мышки, при этом большие пальцы демонстративно выдвинуты вверх, говорят о превосходстве и негативном отношении.
Большой палец также может использоваться в роли насмешки или неуважения. Он заменяет указательный, когда собеседник отрицательно отзывается о другом человеке, при этом показывает как бы на него. Такой жест сопровождается неприятными словами: «Ты же знаешь, женщины все такие!»
Большие пальцы в позе «руки в боки» будут тоже говорить о превосходстве и уверенности. Такую позу обычно занимает агрессор или человек, который готов к действию. Острые локти в стороны демонстрируют власть над ситуацией. Однако такая поза может скрывать слабость и неуверенность.

Демонстрация власти

Демонстрация власти характерна политикам и управляющим. Обычно, во время беседы, подчеркивается статус хозяина повышением уровня расположение его тела. Для этого используют:
— высокую спинку стула;
повышенный уровень расположение пола;
— расположение гостей в социальной зоне кабинета;
— использование крутящегося и подвижного стула, позволяющего свободно перемещаться;
— увеличение территории (большой стол; большое пространство, где расположены только вы);
— окружение себя предметами компетентности (дипломы, сертификаты, фотографии и т.д.).

50 основных психологических ловушек и способы их избежать Медянкин Николай

Чем нам мешает чувство превосходства?

Все люди равны, нет никого, кто был бы выше или ниже других. Поэтому и комплекс неполноценности, и комплекс превосходства – это лишь субъективное восприятие человеком самого себя, а по сути самообман.

Человек с комплексом превосходства по сути чувствует себя столь же неуверенным, как и человек с комплексом неполноценности. Но если тот, кто уверен, что он хуже всех, обычно тихо страдает и сам себя казнит, то человек с комплексом превосходства ищет способы почувствовать себя уверенным. Для этого он и пытается подавить других своим мнимым превосходством. Ведь он чувствует себя хорошо лишь тогда, когда рядом кто-то, кого можно унизить, над кем можно посмеяться, кого можно подчинить. Лучше всего он чувствовал бы себя, если бы все смотрели на него снизу вверх и были послушны. Но эти мечты невыполнимы. Потому что большинство людей не смиряться с ролью послушных, слабых, подчиненных марионеток, которыми можно командовать как угодно.

Человек с комплексом превосходства по сути дела хочет подогнать реальность под себя – сделать людей такими, какими он желал бы их видеть. И если люди не подчиняются – он выходит из себя. В итоге у него возникает самый настоящий невроз из-за постоянного противоречия между желаемым и действительным. Человек злится, если кто-то не хочет признавать его величия, первенства, особой значимости. В глубине души он несчастен, так как слишком зависит от окружающих и от того, имеет ли он над ними власть.

Человек, одержимый комплексом превосходства в крайних его степенях, может стать социально опасным. Это происходит в том случае, если ему не удается самоутвердиться в своем превосходстве социально приемлемыми способами. Самые тяжкие преступления совершаются подчас ради того, чтобы почувствовать свое мнимое превосходство и власть над другими людьми.

Но самое главное – что превосходство именно мнимое. А значит, человек не становится счастливее от того, что считает себя выше других. В глубине души он все равно остается ущербным, несчастным существом, не способным любить ни себя, ни других. По сути дела он и не живет по-настоящему – а лишь борется всю свою жизнь за иллюзию своего величия. В итоге его силы и жизненная энергия растрачиваются впустую.

Он не достигает созидательных целей и может прийти к полному краху и потере смысла жизни!

Упражнение 1.

Осознай свою истинную ценность

Может быть, вы боитесь сбросить маску превосходства, так как чувствуете, что в этом случае вам придется встретиться с собой истинным, и вы будете ощущать себя слабым, жалким и ущербным без этой маски? Скажите себе, что вам нечего бояться. У вас внутри живет сильная личность, которая ценна сама по себе, безо всяких масок.

Представьте себе, что есть кто-то, кто любит вас безусловной любовью, таким, какой вы есть, безо всяких масок, любит и сильным, и слабым. Представьте, что вы чувствуете на себе взгляд его любящих и всепрощающих глаз. Вы можете представить, например, что так смотрит на вас идеальная мать – самая любящая и добрая на свете. Но на самом деле вы встретитесь таким образом с самой любящей, доброй и всепрощающей частью самого себя.

Скажите себе – от имени этой любящей части себя: «Я обладаю ценностью сам по себе. Эта ценность абсолютна, она ни от чего не зависит. Никакие обстоятельства, никакие слова и действия других людей не в силах разрушить мою истинную ценность. Я разрешаю себе быть всяким – и сильным, и слабым. Я принимаю себя всяким. Я люблю и ценю себя всяким. Я освобождаю себя от необходимости носить маски. Я признаю свою ценность таким, какой я есть».

Упражнение 2.

Похвала от сердца

Начните ценить и свои достоинства, и достоинства других людей. Если вы не замечали положительных качеств и хороших поступков других людей – поставьте себе целью начать замечать это. Если вы страдаете комплексом превосходства, то достижения и достоинства других людей могут вызывать у вас что-то вроде ревности. Вам кажется, что если вы признаете заслуги другого – это унизит вас? Но это ведь совсем не так!

Вы можете признавать и ценить как свои собственные заслуги, так и заслуги других. Скажите себе: «Никто не хуже и не лучше. Все люди равны, и все в равной степени заслуживают одобрения за свои заслуги и достоинства. Я заслуживаю похвалы – и другие люди заслуживают похвалы. Мы равны. Отныне я общаюсь на равных с людьми. Я уважаю себя, я уважаю других. Я ценю себя, я ценю других».

Найдите, за что похвалить себя. Если вы привыкли чувствовать себя выше других, с этим у вас проблем не будет. А дальше – усложните себе задачу: найдите за что похвалить другого, и похвалите его! Поставьте перед собой такую цель: после каждой похвалы самому себе обязательно похвалить другого. Чтобы количество похвал самому себе было равно числу похвал кому-то другому. Например, вы можете решить, что за день пять раз похвалите самого себя – и пять раз кого-то другого. Делайте так изо дня в день. Число похвал можно менять, главное, чтобы соблюдалось равновесие: сколько себе – столько и другим, не больше и не меньше.

Вы увидите, как начнет меняться к лучшему ваше настроение, да и отношения с людьми будут заметно улучшаться.

Упражнение 3.

Быть сильным – значит не бояться своих слабостей

Если вы считаете себя сильнее других, но при этом не признаете своих ошибок и слабостей – ваша сила мнимая, показная. По-настоящему сильный человек никогда не боится признать, что ошибся, был не прав. Не боится извиниться, попросить прощения. Совершать ошибки не стыдно, их совершают все люди. Стыдно не хотеть исправлять ошибки. Если вы совершили ошибку, признали ее и решили исправить, это нисколько не унизит вас. Научитесь с достоинством признавать ошибки. Научитесь признавать свои слабости и поражения. Это лишь придаст вам сил и даст стимул для последующих побед.

Возьмите бумагу, ручку, и дайте себе слово, что будете с собой максимально честным. Никто ведь не узнает о том, что вы сейчас напишете – это и не нужно никому, кроме вас.

Продолжите следующие фразы:

Мне не нравится в себе то, что я…

Есть то, что я не делаю так хорошо, как бы мне хотелось, и это …

Бывает, что меня ругают и критикуют за…

Мне больше всего запомнились следующие мои неудачи: …

Качества, которых у меня нет, но которые мне хотелось бы иметь, это …

Мои вредные, нежелательные привычки – это …

Не спешите, обдумывайте то, что пишете. Затем перечитайте, и подумайте: какие из перечисленных вами недостатков, ошибок и неудач подлинные, а какие – мнимые? Может быть, вам кто-то внушил, что у вас есть эти недостатки (а может, вы внушили это себе сами)? Может быть, вы преувеличиваете свои неудачи и слабости? Вам они кажутся трагедией, тем, что нужно скрывать от других, тогда как на самом деле это пустяк, и многие другие люди тоже обладают этим же недостатком или делают такие же ошибки?

Перечитайте еще раз перечень ваших недостатков, и после каждого говорите вслух: «Я принимаю в себе это. Я не осуждаю себя за это. Я прощаю себе это. Я хороший человек, я признаю свою истинную ценность, которая не зависит ни от чего».

Затем обязательно составьте список своих достоинств. Это можно сделать, продолжив следующие фразы:

Мне нравится в себе то, что я …

Есть то, что я делаю очень хорошо, лучше, чем другие люди, и это …

Меня хвалят за …

Мне больше всего запомнились следующие мои удачи, победы и достижения: …

Я обладаю следующими положительными качествами: …

Мои хорошие, полезные привычки – это …

Перечитайте и скажите себе: «У меня есть и достоинства, и недостатки, как и у всех людей. Я принимаю в себе и то, и другое. Я такой же человек, как и все – не хуже и не лучше. Я обладаю точно такими же правами на то, чтобы жить и быть самим собой, как и все другие люди».

Из книги Бизнес есть бизнес: 60 правдивых историй о том, как простые люди начали свое дело и преуспели автора Гансвинд Игорь Игоревич

«А СГИНУТЬ НИЧТО НЕ МЕШАЕТ ЕМУ» Somerset Hart - маленькое агентство.- Подобные агентства еще иногда называют fat free - «обезжиренные»,-улыбается Харитонов.- Мы, наверное, соответствуем. Я, например, на 30 с лишним килограммов похудел, когда начал работать. Нас всего пятеро, но мы

Из книги Измени свою жизнь с НЛП автора Итон Алисия

Приложение 12 Круг превосходства Сфера применения. Это приложение научит вас «ментально репетировать» ситуации: собеседования, прослушивания, презентации и пр. – без лишней нервозности.Подготовка к сложным личным ситуациям – посещение родителей супруга или возврат

Из книги Элементарные законы Изобилия автора Джоул Клаус Дж

Чувство обладания и чувство любви С помощью нашего процесса я открыл для себя новый уровень безусловной любви (способности любить без условий). Сначала я научился вызывать в себе ощущение обладания. А потому могу теперь очень легко вызвать чувство обладания, скажем,

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Из книги Как написать книгу за неделю автора Гришин Александр

Из книги 50 основных психологических ловушек и способы их избежать автора Медянкин Николай

Как бороться с тем, что мешает? Мы уже определились, что привычки помогают нам оптимальным образом найти силы и время для работы. Но бывает и так, что есть то, что мешает нам работать. Это может быть супруг, супруга, подруга или друг, с которым вы живете, который может войти

Из книги Антитайм-менеджмент автора Додонов Николай

Чем нам мешает страх? Если вы подвержены страху, то будете излишне осторожны даже там, где нет никакой опасности, и тем самым лишите себя многих благоприятных возможностей. Там где страх – там и нерешительность, и бездействие, и неспособность что-то изменить в своей жизни.

Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг Борис

Как нам мешает чувство недооцененности Чувство недооцененности делает человека несчастным. Он постоянно ищет у окружающих подтверждения своих достоинств. От того становится неуверенным и порой приобретает даже заискивающий вид. Таким образом он дает окружающим

Из книги Как говорить, чтобы вас слушали автора Клейтон Майк

Ошибка 20. Комплекс превосходства Откуда берется чувство «я лучше всех»? Если у человека на лице написано «Я лучше всех, я выше всех», если он смотрит на других свысока – так и знайте, в глубине души он чувствует себя ущербным, хотя сам в этом никогда не признается. Комплекс

Из книги Сбыча мечт. Обучись искусству достигать всего, чего хочешь автора Колесов Павел

Чем нам мешает «всезнайство» Заметьте: никто не любит непрошеных советов. Если вы даете советы, или делитесь знаниями, опытом, когда вас об этом не просят – это равносильно вмешательству в чужую жизнь, своего рода ментальному вторжению. Такой вторгающийся очень часто

Что мешает общению Физическая неспособность говорить – лишь одно из препятствий к эффективному общению; существует множество других.Вам есть что сказать? ИдеиВо-первых, чтобы вызвать интерес, ваши идеи должны быть новыми, или вы должны предложить новый метод

Из книги автора

Глава 1 Что вам мешает? На мой взгляд, сейчас самое подходящее время, для того чтобы подвести итоги. Нужно сделать выводы, каким для вас был прошедший год, что интересного и хорошего произошло. А также составить план на год следующий. Я понимаю, что у вас в жизни много дел и

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.