Что слышит плод в утробе матери. Внутриутробная жизнь ребенка и его реакция на внешний мир

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что чувствует кроха, находясь в животе у мамы? «А разве он может что-то чувствовать или слышать?» — удивятся некоторые неосведомленные люди. Да, может! На сегодняшний день уже точно известно, что примерно к 12 недели беременности у плода образуются первые связи между клетками мозга, которые усовершенствуются к 20 неделе и в результате он начинает слышать окружающие звуки. В 4 месяца малыш уже может реагировать на внутренние изменения, происходящие в мамином животе и внешние раздражители. Каким образом? Сердито ворочается и толкается.

Американцам стало интересно, что может чувствовать плод во втором триместре беременности, и они провели исследования по данному вопросу. В итоге был сделан вывод, что после 4 месяца беременности:

  • Еще не родившийся карапуз уже обладает вкусовыми пристрастиями и очень любит сладенькое. Если в плодные воды ввести глюкозу, то глотательные движения плода ускоряются, йод – он начинает недовольно морщить носик.
  • Если погладить живот женщины на 5 месяце беременности, то плод начинает реагировать, двигать головой. А вот если облить живот беременной холодной водой, то кроха начинает сердиться и бить ножками.
  • Если направить на живот беременной яркий свет, то кроха отворачивается или закрывает глазки.
  • Уже со второго месяца жизни плод реагирует на физические травмы мамы. Если беременную ударить в живот, то он начинает прятаться, ища защиты.
  • Мамины действия, ее настроение полностью дублируются ребенком: мама спит, и он дремлет, мама волнуется — и он тоже.
  • Представляете, плод осознает, что курение для него вредно. Стоит маме подумать о том, чтобы закурить, а маленькое сердечко ребенка начинает учащенно биться. Почему? Когда беременная курит, плод получает меньше кислорода и в результате у него возникают болезненные судороги. Каким образом он узнает о желании закурить? Мысль о том, чтобы получить очередную дозу никотина отображается на гормональной системе матери. Вот и задумайтесь, а стоит ли курить в период беременности.
  • Еще больший вред за никотин и алкоголь приносят плоду ссоры между родителями. Ученые сделали вывод, что они могут даже спровоцировать выкидыш.
  • Ребенок слышит звуки окружающей среды и с удовольствием слушает музыку и даже реагирует на нее: спокойная усыпляет кроху, а рок вызывает недовольство. Улучшает настроение крохи классическая музыка, например, произведения Вивальди или Бетховена.
  • Не родившийся малыш может запоминать слова и даже выражения, поэтому контролируйте свои высказывания в период беременности.
  • Ребенок, сидя в животе, уже хорошо умеет различать интонации голоса родителей. Кстати, голос папы они слышат лучше, так как низкочастотные звуки воспринимаются лучше плодом. Поэтому новорожденный, если отец общался с ним часто в период беременности мамы, без проблем узнает голос папы.

Интересный факт. Учеными было установлено, что ребенок, находясь в матке, уже обучаем! Если несколько недель подряд читать крохе сказку, например, «Колобок» по несколько раз в день, то через некоторое время он начинает ее узнавать и реагировать на чтение замедлением пульса. То есть, он узнает сказку.

Вывод: в мозгу не рожденного ребенка уже откладывается информация. Значит, после появления на свет, ему будет легче учиться говорить, если мама систематически будет с ним разговаривать и читать сказки.

Еще предлагаем посмотреть увлекательное видео, на котором ребенок в утробе мамы зевает, трет глазки и танцует!

Как видите, ребенок, даже находясь в животе у мамы, может чувствовать, видеть, слышать. Поэтому постарайтесь обеспечить ему приятные ощущения, почаще разговаривайте с крохой, налаживайте с ним связь. В результате, после рождения ребенок быстрее адаптируется в новом для него мире.

Говорят, ребенок в утробе матери и слышит, и чуть ли не видит… Правда ли это? И какая она внутриутробная жизнь ребенка? Как, еще нерождённый малыш, реагирует на внешний мир? Как развивается плод и каким образом сказывается в будущем его внутриутробная жизнь? На эти и другие вопросы отвечает врач-гинеколог высшей категории Полина Сергеевна ДЕРЕВЯНЕНКО. Беседовала Людмила СЛАВИНА.

«Что это за наука — пренатальная психология? Когда она появилась?»

Пренатальная, то есть дородовая, психология появилась не так давно. Дело в том, что прежнее представление о дородовой жизни будущего человека, как о периоде чисто биологического существования в последние годы забыто окончательно и бесповоротно. Теперь уже аксиомой считается, что у плода развиваются не только части и системы организма, но и познавательные функции и органы чувств. А некоторые исследователи утверждают: начиная с четвертого месяца беременности, человеческий плод уже по-своему понимает, что происходит вокруг, реагирует не только на внутренние изменения в лоне матери, но и на внешние раздражители, которые доходят до него. Пренатальная наука изучает дородовую психологию ребенка.

«Правда ли, что будущий ребенок слышит? И как же это происходит?»

— Хорошо известно, что орган слуха у зародыша начинает формироваться одним из первых. К четырем месяцам плод слышит музыку. На бравурную и громкую он реагирует активным шевелением, спокойная и мелодичная музыка его успокаивает. Известны случаи, когда беременные женщины вынуждены были уходить с концертов рок-музыки из-за невыносимо бурной реакции плодa.

Беспокойством плод реагирует на ссоры и крики родителей. Подчас они могут привести к выкидышу, и неизвестно, какова причина такого развития событий — то ли резкие колебания гормонов в организме матери, то ли сама по себе угроза, содержащаяся в бурных криках и оскорблениях, с которыми протекает скандал.

Известно, что еще не родившиеся дети запоминают мелодии, слова, целые выражения и даже детские стишки , если их часто читать в последние месяцы беременности. Мать двухлетней девочки однажды услышала, как ее дочь повторяет: «Вдох — выдох, вдох-выдох» — команды, которые звучали на курсах будущих матерей.

Народившиеся дети слышат и распознают голоса родителей, реагируют на их интонации. Врачи советуют будущим матерям как можно чаще разговаривать с ребенком. После рождения такие дети бывают спокойными, реже плачут.

Внешние звуки плод слышит своеобразно — низкие частоты как бы отсекаются, высокие слышны отчётливее. Именно с этим психологи связывают материнский инстинкт разговаривать с новорожденным: особым, высоким голосом — он звучит понятнее и безопаснее, чем низкие звуки.

«Читала, что в Древней Греции беременным женщинам запрещали смотреть на все безобразное, некрасивое. И вменяли в обязанность систематически любоваться прекрасными рисунками, статуями, пейзажами. Якобы будущий малыш видит то же, что и мать, и это сказывается на его развитии … »

— Пока неизвестно, различает ли плод красивое и некрасивое, но то, что нарождённый ребенок реагирует на свет, доказано. Если врач осматривает беременную с помощью фетоскопа (прибор для внутриутробного исследования), то яркий свет от него пугает ребенка. Он переворачивается, стремясь укрыться от луча, плотно смыкает веки. Возможно, следующей новостью о внутриутробной жизни будет как раз то, о чем вы спрашиваете, и выясните, что плод действительно склонен к прекрасному.

«Есть ли у плода вкусовые ощущения? Трудно поверить, что он различает вкус , но слышала и такое».

Это действительно так. Еще не родившийся ребенок, как и все дети, любит сладкое и не любит горькое. Если в амниотическую жидкость, в которой он плавает, добавляют глюкозы, плод глотает ее в два раза больше, чем обычно. А введение туда горького лекарства глотательный рефлекс уменьшает. Причем, глотая горькое, плод делает совершенно ту же гримасу, изображающую отвращение, что и взрослый человек.

«Говорят, что плод чувствует настроение матери, реагирует на ее курение, засыпает вместе с ней .» Неужели это все правда?»

— Плод действительно повторяет все действия и даже настроение матери. Он дремлет, когда мать засыпает, просыпается вместе с ней. Если мать спокойна, то и плод ведет себя спокойно. Если она нервничает, то он либо замирает, либо активно шевелится. Но есть у него и свои потребности. Если мама долго сохраняет малоподвижность, ему не хватает кислорода, и он начинает бурно шевелиться, дрыгать ножками. Если мать, напротив, активна, он может устать и укачаться. Кстати, именно с этим связаны и традиции укачивания новорожденного на руках или в люльке.

Пятимесячный плод двигает головкой, если живот матери погладить рукой, а если лить холодную воду, плод очень недоволен, сердится, бьет ножками.

Реагирует плод и на курение матери. Причем не только на поступление в кровь вредных веществ, но даже и на ее желание закурить: женщина еще только думает о сигарете, а его сердечко уже начинает биться учащенно. Причина в том, что из-за курения плод получает намного меньше кислорода, а это вызывает у него болезненные судороги. А предвкушение табака· женщиной, видимо, как-то меняет гормональные реакции.

На физические травмы плод реагирует уже со второго месяца жизни. Если ударить по животу матери, он пугается, пытается спрятаться, сжаться.

«Читала где-то: от того, как носит мать ребенка, хочет она его или нет, зависит, каким он станет во взрослой жизни. Ну, это уж, по-моему, просто фантастика, причем не научная … »

— Да нет, не фантастика, а именно научные разработки. Ученые установили, что опыт, полученный в ходе беременности, всерьез влияет на всю дальнейшую жизнь человека. Желанные дети, уже в утробе матери ощущавшие ее любовь и радость, более уверенны в себе, спокойнее реагируют на стрессы, имеют в целом позитивное восприятие жизни доброжелательны, контактны, легче учатся. Дети нежелательные, напротив, ощущают неуверенность, чаще впадают в депрессию, ждут от жизни одних неприятностей и ударов, недоверчивы, с трудом сходятся с людьми, испытывают трудности в учебе.

Объяснить это с точки зрения науки несложно: материнские переживания и эмоции прямо связаны с изменениями гормонального фона ее организма, а тот, в свою очередь, формирует реакции ребенка, его физиологию.

«Я наконец-то жду малыша. Передать, как мы с мужем счастливы, невозможно. Очень хочется, чтобы родился и вырос здоровым, крепким и был счастливым. Знаю, что восточные традиции ведут отсчет возраста человека не с даты рождения, а с момента зачатия.
Пожалуйста, посоветуйте: как мне вести себя во время беременности, чтобы малышу было хорошо? У меня еще очень маленький срок, надеюсь, я не опоздала».

Если вы ждете ребенка, постарайтесь создать для него благоприятные условия с самых первых дней его бытия. Конечно, не курите, больше гуляйте, правильно питайтесь.

А еще современный подход к осознанному родительству подразумевает активное общение с будущим ребенком с первых месяцев беременности.

Хорошо рассказывать будущему малышу сказки, стишки, включать приятную, мелодичную музыку. Если у него есть старшие братья и сестры (это, по-видимому, не ваш случай — по крайней мере, пока), стоит привлекать к общению с ним и их. Тогда после рождения он будет распознавать их голоса как родные.

Не стоит в это время бурно выяснять отношения, ссориться, скандалить — вы можете напугать нерожденного малыша на всю оставшуюся жизнь. А вы ведь хотите, чтобы он рос спокойным, уравновешенным и счастливым.

Согласны, дорогие читали? Что вы интересного наблюдали /наблюдаете в поведении ребенка во время своей беременности? Поделитесь вашим опытом в комментариях!

Все мамочки, как после, так и до рождения своей крохи, беспокоятся за их здоровье и самочувствие, благополучие и настроение. Беременным женщинам ни в коем случае нельзя расстраиваться, но некоторые внешние обстоятельства, гормональные сбои и перемены в настроении, сказываются на моральном благосостоянии матери. Поэтому вопрос, что чувствует ребёнок в утробе матери, когда она плачет , возникает часто.

Малыш тесно связан со своей мамой и до и после рождения. Чувствует её настроение и его перепады, реагирует на них, сочувствует и сопереживает неприятностям. Начиная с 29-ой недели беременности , у ребенка развиты уже все органы чувств, он чувствует запахи и вкус, осязает окружающее его пространство и даже различает изменение освещения. Поэтому не стоит расстраиваться и плакать во время беременности. На будущем благосостоянии вашего малыша, скажется ваше поведение во время беременности. Стоит быть аккуратней со своим эмоциями, оградить себя от нервных потрясений и стрессов.

Существует множество книг о беременности, родах и новорождённых. Их пишут квалифицированные медики: психологи и педиатры. Доверят им конечно можно, но нельзя упускать и наличие индивидуальных показателяй матери и плода. И так, многие специалисты утверждают, что моральная связь матери и ребёнка, очень плотная и тесная. Но помимо эмоциональной связи, есть и физическая. Когда мать радуется, в её кровь происходит «впрыск» гормона – эндорфина, а соответственно, он происходит и в кровь малыша в утробе, у него повышается настроение. Дети в животе у мамы, так же умеют радоваться и улыбаться, как и мама.

К сожалению, не только радостные эмоции чувствует кроха в утробе, грусть и стресс, так же. Когда мать испытывает стресс, у неё нет настроения, что-то её угнетает, происходит поступление гормона кортизола, либо кортизона. В кровь ребёнка эти гормоны так же поступают от матери, соответственно мамочка, сама того не желая, передаёт своё плохое настроение ещё не рождённому крохе. А тот может грустить и плакать, что научно доказано.

Нервное потрясение ребёнок так же может получить от мамы. Когда ей страшно, в кровь происходит поступление адреналина, в кровь ребёнка он тоже поступает. Малыш начинает нервничать и бояться, мучается и бьётся. Такие стрессы всегда откладываются в подсознании, и влияют на моральное самочувствие и психику крохи.

Обидеть малыша можно и в утробе. Даже если мама немного расстроена, на малыша это непосредственно влияет. Как и влияет то, что она рассказывает, поёт, даёт слушать. Ребёнок чувствует не только заботу и любовь, но и разочарование и негатив. Поэтому когда мама плачет, малыш плачет с ней . Малыш реагирует на тон голоса, движения и даже дыхание. Стоит быть предельно аккуратными с тем, что говоришь и слушаешь, на что смотришь и даже о чем думаешь во время беременности. Малейший перепад сказывается на характере и поведении ребёнка в будущем. Стоит приобрести настольную книгу со сказками, и ограничить все фильмы, вызывающие плохое настроение, страх и слёзы.

Что слышит плод?

Каково влияние музыки на плод?

Однако, прежде всего, ответим на самый важный вопрос: когда у плода появляется возможность слышать.

Современные специалисты не имеют однозначно точных сведений на этот счет. По данным исследований, проведенных во Франции, первые «слуховые» ощущения плода появляются очень рано. Однако они не являются в полном смысле слуховыми (такими, как их понимаем мы – взрослые). Они носят вибрационный характер. В это время развития кроха не слышит звуки, а только способен воспринимать звуковые колебания как вибрацию. Считается, что на этом этапе у ребенка формируется особая картина мира: все окружающее воспринимается не через звук, а через пульсацию.

В период до 16 недели внутриутробной жизни у ребенка происходит формирование внутреннего уха (органа слуха), которое начинает функционировать приблизительно с 20 - й недели. То есть именно с 20 – ой акушерской недели звуковые волны, которые доходят до плода, постепенно перерождаются и начинают ощущаться как слуховые. До ребенка теперь доходят отдельные звуки, а именно: шумы, издаваемые материнским организмом (кроха слышит громкую пульсацию сердца, мамин голос, шумы легких, звуки перистальтики кишечника и желудка, кроме того малыш воспринимает и шум, который издает кровоток в организме матери, а также кровоток в плаценте). Самыми громкими звуками, которые слышит малыш, являются голос мамы, а также стук биения ее сердца. Это удалось установить исследователям, которые ввели во время родов в матку мини-микрофон.

Звуки внешнего мира доходят до ребенка ослабленными и измененными, что объясняется наличием постоянного внутреннего шумового фона, а также водным окружением.

Современные специалисты высказывают догадки, что новорожденный способен узнавать голос матери, вспоминая его, поскольку уже слышал ранее – в период внутриутробного развития. Более того, ученым удалось доказать наличие слуховой памяти у плода. Американские исследователи провели показательный эксперимент: беременные женщины, начиная с 34 – ой недели вынашивания дважды в день читали своему ребенку вслух одно и то же стихотворение. Новорожденным, которые появились на свет у этих женщин, через некоторое время после рождения, были надеты наушники и дана соска-датчик, которая соединялась с устройством. Устройство могло переключать звучащий в наушниках рассказ в зависимости от характера сосания. Совершая сосательные движения с различной частотой, малыши могли либо прослушивать одно и то же стихотворение, начитанное голосом матери, либо голосом другой женщины. Младенцы старались сосать таким образом, чтобы слышать голос матери. Новорожденные также могли выбрать между несколькими стихотворениями, прочитанными матерью. И каждый раз они отдавали предпочтение уже знакомому – тому, которое слышали в последние месяцы внутриутробной жизни. Данный эксперимент позволил сделать вывод, что малыш узнает голос матери еще в утробе, а также способен различать стихотворения, вероятно по их ритму.

На 6 - 7 месяцах беременности плод способен не только слышать, но и дифференцировать внутренние шумы. Кроме того, малышу вовсе не безразлично, возбужденное или спокойное у матери сердцебиение, грустный или веселый у нее голос, ровное или прерывистое, напряженное дыхание. Если мать взволнована, ритм сердца встревоженный, сбит ритм дыхания, то плод замирает, будто бы предчувствуя опасность. К сожалению, эта опасность становится через некоторое время настоящей – в организм плода попадают гормоны, вызванные негативными эмоциями матери. А гормоны стресса, как известно, способны вызвать ухудшение самочувствия ребенка. Таким образом, можно говорить о способности плода устанавливать связь между характером звука и эмоцией, а затем и с собственным физиологическим состоянием.

В последние месяцы внутриутробного развития (начиная с 8-го месяца), плод воспринимает звуки все более дифференцировано. Французские акушеры провели эксперимент, в результате которого удалось доказать, что ребенок способен слышать не только внутренние шумы (описанные и перечисленные нами выше), но и внешние. Эти звуки из внешнего мира проходят через водную среду, что несколько искажает их. Кроме того, малыш слышит их через шумовую завесу внутренних звуков.

Как проходил эксперимент? Исследователи размещали мини-микрофон в матке роженицы после того, как происходил разрыв плодных оболочек. Датчик регистрировал интенсивность внешних звуков, которые достигали малыша, еще находящегося внутри утробы матери. Вот какие внешние звуки слышал плод, принимающий участие в исследовании: голоса в комнате, а также классическую музыку, которая транслировалась в родильном блоке.

После тридцать второй недели развития малыш способен не только различать внеутробные звуки, но и дифференцировать их. Лучше слышны ребенку низкие звуки, а также шумы, которые окрашены эмоциональным восприятием матери. Эмоции мамы позволяют крохе «разделять» голоса людей, с которыми она общается, на дружеские и враждебные. Если общение не приносит матери удовольствия, если близкие или любые другие люди заставляют ее переживать (что приводит к нервному сердцебиению, появлению тревожных ноток в голосе), ребенок ощущает опасность. И наоборот, если общение с кем-то приносит матери радость, спокойствие, то и ребенок понимает, что с этим человеком он в безопасности. Это знание можно взять на вооружение будущим родителям. Пересмотрите свои взаимоотношения с близкими, постарайтесь избегать людей, которые заставляют Вас нервничать, настройтесь на добросердечное отношение к окружающим. Тем самым Вы защитите еще не рожденного малыша от стресса и страха, которые вовсе не способствуют его благополучному развитию.

Положительный опыт плода – залог успешной адаптации его к новой внеутробной среде после рождения. Новорожденные часто расстраивают своих родителей постоянным жалобным криком. Почему ребенок плачет? Это может быть не связано с дискомфортом и внешними раздражителями. Случается, ребенка мучают воспоминания о том трудном опыте, который ему пришлось пережить в утробе матери. Немаловажное значение доброжелательность голоса беременной, а также положительные эмоции, которые возникают в ответ на внешние звуки. Вот почему беременным рекомендуется слушать музыку!

Влияние музыки на плод

Давайте сначала ответим на вопрос: «С какой недели беременности плод может воспринимать музыку?». Мы уже писали о том, когда плод начинает слышать. Однако восприятие музыки имеет некоторые особенности. Какие?

Специалисты говорят о том, что можно знакомить еще не появившегося на свет малыша с музыкальными произведениями, начиная с 32-й недели. Именно с этого времени плод способен реагировать на тоны музыки, которые проникают в матку (однако музыка должна по своей интенсивности превосходить ее основные шумы).

Как плод реагирует на музыку? Музыкальные звуки способны изменить частоту сердечных сокращений плода, а также оказать влияние на его двигательную активность. Музыку ребенок воспринимает не только на уровне звука. Большое значение для плода имеет эмоциональная сторона музыки – то, как ее воспринимает его мать.

Какую музыку можно давать слушать плоду?

Вне зависимости от эмоций матери есть музыкальные жанры, которые оказывают на кроху определенное, заведомо известное воздействие. Так, например, плод отдает предпочтение музыке классиков, народным песням, старинным романсам и оперным ариям. Тяжелое воздействие на ребенка оказывает грохочущая эстрадная рок-музыка. Более того, негативную реакцию порождают и звуки эстрадной музыки, которая характеризуется четкостью и однообразием ритма и высокой громкостью. Известны случаи, когда малыши буквально заставляли своих матерей покидать концертные залы и помещения дискотек. Плод в таких случаях сильно вертится, настойчиво толкает мать в живот, как бы пытаясь сказать маме: «Мне плохо и страшно в этом громком и душном месте».

С тридцать третьей недели развития ребенок избирательно реагирует на классические произведения, которые ему предлагает для прослушивания музыки. Так, например, музыка Бетховена и Брамса оказывают возбуждающее и волнующее действие, а Моцарт и Вивальди действуют успокаивающе. Ребенок не только избирателен в реакциях, он запоминает музыку и хранит воспоминания о ней всю свою жизнь. Случается, что люди узнают те или иные музыкальные произведения, которые слышали только в утробе матери. Показательна история американского дирижера Бориса Брота, который знакомясь с некоторыми произведениями в первый раз, заведомо знал скрипичную партию еще до того, как перелистывал страницу партитуры. Самому дирижеру не удавалось найти причину данного феномена. Это было похоже на чудо! Ему случилось упомянуть об этом во время разговора с матерью, которая прежде также занималась музыкой, будучи виолончелисткой. Мать просмотрела свои давнишние программы и с удивлением обнаружила, что ее сын «помнит» те произведения, которые она, беременная, разучивала...

Конечно, нет никаких оснований утверждать, что прослушивание классической музыки во время беременности послужит причиной появления на свет музыкально одаренного ребенка. Однако одно представляется очевидным: родится ребенок, восприимчивый к музыке. А это необычайно обогатит всю его жизнь.

В медицине принято делить беременность на триместры :
1-й триместр – с 1-го по 3-й месяц беременности, в этот период у ребенка развиваются органы и структуры тела;
2-й триместр – с 3-го по 6-й месяц, формируются сердце, легкие и головной мозг до уровня, необходимого для выживания;
3-й триместр – с 6-го по 9-й месяц, происходит подготовка к работе всех систем и органов, то есть адаптация малыша.

Все люди знают, что ребенок в животе связан с мамой пуповиной, через которое получает необходимое ему питание. Беременной женщине все советуют хорошо питаться и быть спокойной, испытывая исключительно положительные эмоции. И это совершенно правильно, ведь беременность это гормональный процесс, а все эмоциональные реакции человека связаны с гормонами. При стрессах и испугах у каждого человека в организме вырабатывается адреналин, который возбуждает нервную систему, а у беременной и нервную систему ребенка в утробе матери. При сильном стрессе огромные дозы адреналина могут привести к постоянной необходимости его получать, отсюда и рождение неспокойных возбудимых детей, которые плохо спят и едят, принося большие беспокойства родителям. Многих пап интересует вопрос, а чувствует ли ребенок что-нибудь в утробе матери и слышит ли он его речь? К концу шестого месяца или в начале третьего триместра беременности женщины малыш начинает реагировать на звуки.

К концу этого месяца вес ребенка составляет от 700 до 750 гр., а рост его всего 30 см. В это время формируются ногти на руках и веки, волосы на голове у ребенка становятся гуще, оформляются контуры лица. Также у ребенка раскрываются ноздри и начинают формироваться альвеолярные мешочки легких. Ученые пришли к выводу, что начиная с этого периода, тесное общение с родителями для ребенка очень важно. Ребенок в животе должен чувствовать прикосновение родителей через животик и слышать их голос.

Современные исследования американских ученых показали , что начиная уже с четвертого месяца беременности, ребенок в утробе матери чувствует, слышит и по-своему понимает, что происходит. Вот какие интересные факты обнаружили ученые в процессе исследований:

1. Ребенок дублирует действия и настроение матери . Он дремлет тогда, когда мать спит и пробуждается вместе с ней. Когда мать спокойна, то и ребенок ведет себя спокойно.

2. Ребенок реагирует на свет . Происходит это к концу шестого – началу седьмого месяца. Несмотря на то, что зрение почти не востребовано до рождения, в матке ребёнок видит свет. Если лампу направить на живот матери, то ребенок стремиться к бегству. Он смыкает веки и переворачивается в животе.

3. Ребенок запоминает слова и целые выражения . Он слышит звук маминого голоса и отличает его от остальных звуков. Если папа часто разговаривает с ребенком через животик, то звук его голоса он хорошо запоминает и сразу узнает после рождения. Американские ученые приводят такой факт: беременная женщина посещала курсы будущих матерей и делала гимнастику под команду «вдох-выдох», спустя два года после рождения дочери она была сильно удивлена, услышав, как дочь повторяет ту же команду: «вдох-выдох».

4. Ребенок слушает , как разговаривают родители и реагируют на интонацию их голоса. Когда к нему обращается отец или мать, он успокаиваются, ритм его сердца ровный и спокойный. Ссоры родителей заставляют сердце ребенка сильно биться. Если родители оптимисты, то и ребенок наследуют уже в утробе эти качества характера.

5. Ребенок обладает чувством вкуса и любит сладкое . Ученые установили, что после введения глюкозы в околоплодные воды у ребенка усиливаются глотательные движения, а впрыскивание йода замедляет их. От неприятного вкуса йода ребенок кривится от отвращения.

6. Ребенок реагирует на внешние раздражители . Он двигает головкой, если животик мамы погладить рукой. А если на живот матери полить холодную воду он бьет ножками, выражая свое недовольство и гнев.
7. Ребенок слышит музыку . Оказалось, дети в утробе не любят рок и им очень нравится классическая музыка. Спокойная музыка Бетховена и Вивальди усыпляет их.

8. Ребенок ненавидит курение . Ребенку не нравиться даже то, когда мама думает о курении. Его сердце начинает учащенно биться уже тогда, когда мама думает о том, не затянуться ли ей очередной сигаретой.
9. Уже двухмесячный ребенок в утробе матери реагирует на физические травмы матери . Если мать нечаянно удариться животом, то ребенок как бы прячется, ища спасения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.