Подготовка ребенка в садик. Условия в детском саду. Продолжение на стр.2

Декрет – это волшебный период в жизни каждой мамы, когда она может полностью посвятить себя воспитанию малыша. Но этот период заканчивается, и родителям приходится задуматься о посещении детского сада.

1. С чего стоит начать подготовку к детскому саду?
2. Психологическая подготовка к саду детей и родителей
3. Оптимальный возраст для начала посещения детского сада

3.1. Давайте более детально рассмотрим, как подготовить ребенка к детскому саду в 2.5 года.
3.2 Давайте же рассмотрим также с помощью практических советов, как подготовить ребенка к детскому саду в 1.5 года.

4. Мамочка, останься!
5. Закаливание ребенка перед садиком: основные принципы
6. Как подготовить ребенка к детскому саду Комаровский - ВИДЕО

Более того, данное учреждение выручает родителей не только в случае, если им необходимо заниматься зарабатыванием денег, но и играет большую роль в социализации ребенка, в становлении его как маленькой личности. Именно в детском саду у малыша зарождается понятие работы в коллективе, осознание ответственности за свои поступки, прививаются главные правила поведения в обществе и т.п.

С чего стоит начать подготовку к детскому саду?

Подготовку к детскому саду стоит начать непосредственно с выбора самого дошкольного учреждения и . При этом обязательно учитывайте такие моменты:

1. Близость детского сада к дому

2. Коллектив воспитателей и методистов

Профессионализм персонала садика – это один из важнейших факторов при его выборе. Только воспитатель, который любит детей всем сердцем и знает необходимые методики управления малышами в той или иной ситуации, сможет привить ребенку любовь к детсаду и поможет ему и родителям безболезненно пережить адаптационный период.

3. Условия в детском саду

4. Профиль детского сада

В наши дни государство заботится о своих маленьких гражданах, поэтому родителям нужно помнить о том, что существуют специализированные дошкольные учреждения. Что это обозначает? Если у вашего ребенка положительная реакция на туберкулиновые пробы, плохое зрение, проблемы со слухом или с желудочно-кишечным трактом, вам стоит определить его в детский сад, который как раз и специализируется на воспитании таких деток. В таком случае ваш ребенок будет обязательно под присмотром специально обученного персонала.

5. Узнайте заранее,


Только обязательные заключения специалистов, таких как ЛОР, окулист, эндокринолог, невролог, ортопед, смогут стать пропуском в детский сад. Без прохождения медкомиссии влиться в воспитательный процесс любого дошкольного учреждения будет невозможно. Врачи обязательно должны дать разрешение на посещение ребенком детского сада.

Психологическая подготовка к саду детей и родителей

Если непосредственно сам детский сад вы уже выбрали, то стоит обязательно обдумать, с какого возраста вы бы хотели отдать своего ребенка в подобное учреждение.

Как правило, ясельная группа (от 1,5 до 3 лет) – это первая ступенька воспитательного процесса в детском саду. Но все же многие родители переступают через нее и решают, что их чаду лучше идти сразу же в младшую группу (с 3 до 4 лет). Но даже если вы хотите, чтобы ваш ребенок посещал ясельную группу, ходить в нее можно в разном возрасте – как в 1,5 годика, так и в 2,5. Согласитесь, по развитию и мышлению дети эти две возрастные категории детей слишком отличаются.

Давайте сначала рассмотрим, как подготовить ребенка к детскому саду в общем, а потом попробуем проанализировать особенности и выбрать оптимальный возраст для начала его посещения.

  • Во-первых , постарайтесь приучить ребенка к графику, по которому проводится воспитательный процесс в саду. Завтракайте, обедайте и ужинайте примерно в то же время, когда детей кормят в садике. Спать укладывайте ребенка в то же время, когда у детей тихий час. В таком случае, вашему малышу будет значительно легче адаптироваться к новому режиму. На самом деле он для него будет привычным, просто перенесенным в новые условия.
  • Во-вторых, давайте больше шансов ребенку быть самостоятельным. Пусть он учится одеваться, обувать тапочки, мыть руки. Дело в том, что какими бы не были хорошими воспитатели, стоить помнить о том, что у них в группе порой не один десяток детей, и они физически не успевают каждому уделять максимум внимания. Будет очень хорошо, если ваш ребенок сможет сам переобуться после прогулки или же даже просто снять с себя шапку.
  • В-третьих , старайтесь развивать речь ребенка, чтобы он мог выразить свои желания. Таким образом, ему будет намного проще говорить воспитателю или няне о том, что он, например, захотел в туалет или попить воды.
  • Ну и еще один фактор – проводите как можно больше времени со своим чадом среди его сверстников. Это могут быть различные игровые комнаты, детские площадки и т.п. Пусть малыш привыкает к тому, что его окружают такие же дети, и он находится в обществе, а не один.

Кроме того, родителям, которые определяют ребенка в сад, чтобы выйти с декрета на работу, стоит помнить о том, что и вам, и малышу необходим период – приблизительно месяц-два – для привыкания. В редких случаях получается так: утром привели ребенка в сад, а вечером забрали.

Как правило, привыкание ребенка к коллективу и к воспитателям начинается сначала с прогулки или с пребывания в группе в течение минут 20-30, затем время постепенно увеличивают. Вы должны быть готовы к тому, что будете на подхвате у воспитателей в случае незапланированных истерик.

Дело в том, что для того чтобы найти подход к вашему малышу сотрудникам сада необходимо время. Через месяц-два они уже будут знать особенности его характера, темперамента, предпочтения в игрушках и т.п., поэтому смогут самостоятельно справиться со слезами ребенка.

Оптимальный возраст для начала посещения детского сада

Психологи рекомендуют родителям начинать водить детей в детский сад приблизительно в 2,5 – 3 года. Малыши в данном возрасте уже владеют речевыми навыками (а некоторые уже вообще отлично говорят), осознают разницу между взрослыми и детьми, принимают авторитет старших. Именно поэтому у таких детей легче всего проходит адаптационный период.

Давайте более детально рассмотрим, как подготовить ребенка к детскому саду в 2.5 года.

Сделаем мы это с помощью практических советов, которые пригодятся всем родителям.

Если вы испытываете боязнь или страх перед тем, как отвести ребенка в детский сад, постарайтесь в первую очередь от них избавиться. Ребенку передаются ваши чувства, как бы тщательно вы их не скрывали. Если малыш будет понимать, что его мама и папа спокойны, когда он находится в детском саду, то это гарантировано поможет ему быстрей адаптироваться в новом коллективе.

Запомните, что ситуации в детском саду бывают разные, порой возникают конфликты у родителей и с воспитателями, и с родителями других деток в группе по поводу различных организационных моментов.

Если вы столкнулись с чем-то подобным в жизни, старайтесь при ребенке не выяснять отношения с воспитателем и никогда не обсуждать его дома с негативной стороны. Иначе у вашего чада выработается на подсознательном уровне плохое отношение к воспитателю, и он просто не захочет оставаться с ним наедине в группе.

Наоборот уважительно говорите обо всем персонале садика, называйте всех по имени и отчеству, тогда и у ребенка будет уважительное отношение ко всем, да и чувствовать себя в их компании он будет уютно и безопасно.


В первые несколько недель, когда ребенок уже начинает оставаться в детском саду на целый день, по приходу домой он может вести себя излишне активно. Не пугайтесь, это вовсе не упущение в воспитании. Просто малышу приходится сдерживать свою энергию на протяжении дня, так как в новом коллективе он ее не может растратить привычным для него образом, чувствует себя скованно, вот и приходится выпускать пар только по приходу домой.

К сожалению, не у всех родителей есть возможность пребывать с ребенком дома до достижения им 2,5 лет. В некоторых случаях приходится уже в 1,5 годика задумываться о поиске дошкольного воспитательного заведения.

Давайте же рассмотрим также с помощью практических советов, как подготовить ребенка к детскому саду в 1.5 года.

Конечно, адаптация в этом возрасте происходит немного сложней, так как малыши еще очень нуждаются в родительском внимании и не настолько самостоятельны, как в 2,5 годика, но отчаиваться не стоит. Терпение родителей и их компетентный подход к делу помогут преодолеть проблему адаптации ребенка в детском саду за максимально короткий срок.

Стоит помнить, что в 1,5 годика малыш еще не умеет хорошо выражать свои мысли, но в то же время он является активным и любознательным слушателем. Обязательно много разговаривайте с ним, рассказывайте о том, что такое детский сад, как там деткам весело и дружно, как правильно себя вести в коллективе, с воспитателем, как выражать свои желания и потребности.

Ребенок обязательно запомнит ваши объяснения и применит их в будущем в группе.

Очень хорошо, если по окончанию рабочего дня в садике вы с ребенком будете заходить на площадку на его территории и проводить там хоть немного времени. В таком случае для малыша все будет уже знакомым и ему будет намного легче адаптироваться к пребыванию здесь без родителей.

И учтите, что в 1,5 годика для ребенка важна постепенность. Привыкание должно происходить с постепенным увеличением времени. Например, придите сначала на площадку на 5 минут, затем на 10, и так с каждым разом увеличивайте временной промежуток пребывания на территории детского сада.

Мамочка, останься!

Не отчаивайтесь, если в первое время посещения садика ребенок будет заходить в группу со слезами на глазах. Это абсолютно нормальная реакция в этом возрасте. Просто старайтесь подбодрить малыша. Расскажите, что в детском саду его ждут новые друзья, много интересных игрушек и занятий.

Если и это не помогает, и ребенок не успокаивается, попробуйте использовать следующий метод. Например, есть у вашего чада любимый сок или хлопья, или еще что-то, что вы с ним покупаете в супермаркете. Приведите его в сад и скажите, что сейчас сходите в магазин, купите его любимый сок и вернетесь.

Дети еще не ориентируются во времени, поэтому не смогут понять, что до магазина идти 10 минут, а вас нет 3 часа. Просто им необходимо быть уверенными, что родители обязательно вернуться за ними, а как приятный бонус – они получат любимые сок, конфетку и т.д.

Только не стоит так делать ежедневно, иначе вы рискуете разбаловать ребенка своими покупками, и в дальнейшем он начнет вас этим еще и шантажировать. Используйте этот метод раз в неделю – этого вполне достаточно.

Во все остальные дни просто говорите, что придете за малышом, когда он покушает/поспит/поиграет. В целом для моральной адаптации ребенка в возрасте 1,5-2,5 года понадобится 2-3 месяца. За этот период времени малыш уже узнает и запомнит весь рабочий персонал садика и своих одногруппников, будет уверенно чувствовать себя в коллективе.

Обязательно проконсультируйтесь с врачом по поводу готовности ребенка к посещению сада. В период адаптации все дети , так как в группе происходит постоянный обмен инфекциями между малышами, поэтому если ребенок и дома не отличается особым здоровьем, то, возможно, стоит все же предпринять меры и отложить посещение детского сада на год. За этот период специалисты рекомендуют осуществлять закаливание организма, тем самым повышая его опорные функции к острым вирусно-респираторным заболеваниям.

Закаливание ребенка перед садиком: основные принципы

Понятие «закаливание» для деток в возрасте 1-3 лет вовсе не обозначает ежедневное обтирание холодной водой. Для таких малышей существует целый ряд других эффективных процедур, которые действительно благоприятно влияют на состояние здоровья в целом.


Например, можно просто укладывать малыша спать днем дома с открытой форточкой при температуре от -15 до 0 градусов. Кроме того, разрешается снижать температуру воды во время утреннего умывания. Только процесс должен быть постепенным. Если ребенок привык к воде температурой 25 градусов, то следующим утром умойте его водой температурой 24 градуса, затем 23 и т.д. Специалисты утверждают, что оптимальное ежедневное снижение температуры воды составляет 1-3 градуса.

Точно также можно проводить закаливание ребенка и во время купания перед сном. Только это совсем не обозначает, что малыш должен все 15 минут плескаться в прохладной воде. Купать его нужно в теплой воде, а вот заканчивать процесс стоит обливанием прохладной водой.


Сначала эта вода должна быть холоднее привычной на 3 градуса, затем на 5. И так стоит довести снижение до 16-17 градусов. Т.е. купаете ребенка, как обычно, затем обливаете его ковшом прохладной воды и обтираете сухим полотенцем. Если после этого у вас получиться заставить ребенка еще и голышом пробежаться по дому к своей комнате, то это будет вообще замечательно.

Выполнение всех этих рекомендаций значительно повысит опорные свойства организма, и риск заболеть ОРВИ снизится на 50 %, соответственно готовность к посещению детсада повысится. Поэтому обязательно уделите внимание не только эмоциональной подготовке к садику, но и физической. В таком случае адаптация пройдет быстро и незаметно.

Как подготовить ребенка к детскому саду Комаровский

Когда малыш находится в коллективе, попадает в непривычные для него условия, он приобретает умения и развивает полезные качества:

  • Он узнаёт новое, смотрит на окружающий мир, пытается освоить все, что ему предлагают воспитатели и друзья.
  • Учится самостоятельности и ответственности за свои поступки, начиная понимать, что мама не всегда будет рядом, и ему нужно самому уметь переодеваться, кушать ложкой, заявлять о своих желаниях, например о походе в туалет.
  • Находит новых друзей и товарищей. Приобретает незаменимый навык общения со сверстниками. Учится отстаивать свои права и выходить из ситуации мирным путем. Получает понятие о справедливости и честности, когда за поставленный синяк обидчик несет наказание. А один горшок на двоих и откусанная с двух сторон сладость может стать началом крепкой дружбы.
  • Избалованный родителями ребенок получает необходимое развенчание уверенности, что весь мир крутится возле него.
  • Понимает, что каждый его успех – причина неподдельных восхищений взрослых и уважения сверстников.
  • Дошколенок обретает место, где ему можно выплескивать накопленную энергию, кричать и играться, заниматься физкультурой, бегать, прыгать и веселиться, что не всегда удавалось сделать в квартире.
  • Воспитатели формируют правильный режим дня, что положительно отражается на подготовке к школе.

Садик - это важная веха в жизни малыша. Именно в этот период родителям необходимо отказаться от греющего душу «мы» и перейти на «он» или «она», дать возможность своему чаду расти и развиваться своим путем. А если вы переживаете, что связь с близкими может быть потеряна, займитесь воспитанием семейных ценностей. Необходимо с детских лет прививать уважение к своим корням. Для этого нужно знать свою фамильную историю. Создать родословное древо, узнать подробности жизни прародителей и интересные истории из их биографии поможет Дом Родословия. Сотрудники компании помогут в создании семейной книги , в которой будет содержаться информация о вашем роде. Они предлагают специальные услуги – создание герба вашей семьи и получение именного диплома. Воспитание таких идеалов, как семейная гордость и крепкие узы родства, заложит прекрасный фундамент в общем развитии юного наследника.

С чего начать подготовку ребенка к садику

С выбора дошкольного заведения и получения в нем места.

Для этого необходимо учитывать следующие моменты:

  • Расстояние до дома. Необходимо ориентироваться не только на близкое расположение, но и на то, где проходит маршрут. Если у вас есть возможность ездить в садик на личном транспорте, то нужно учитывать количество пробок в среднем, наличие парковки и возможность доехать на автобусе, если с машиной что-то произошло. Если вы планируете завозить сына или дочку перед работой, будет актуально найти сад по пути, чтобы не возвращаться в другую сторону. В случае поездок на общественном транспорте выбирайте сад, до которого ходит большое количество маршрутов, чтобы долго не стоять зимой на морозе в ожидании. А если у вас есть возможность выбирать между садиками возле дома, то обратите внимание на тот, по пути к которому наименьшее количество автомобильных дорог – возможно через время вы доверите отвести малыша старшему брату или бабуле, тогда вы будете уверены в их сохранности.
  • Квалифицированные педагоги и нянечки. Коллектив воспитателей нужно подобрать тщательно. Отдавать свое чадо в чужие руки резонно, когда они принадлежат профессионалу своего дела. Обратите внимание на отзывы родителей, внимательно отнеситесь к разговору с директором, задайте вопросы об образовании и опыте персонала. Отдавайте предпочтение воспитателям среднего возраста: совсем молодые девочки еще не набрались должного опыта, а преклонный возраст может аукнуться замедленной реакцией или пережитками Советской эпохи.
  • Свежая мебель и обустроенные площадки для игр. В этом месте ваш ребенок будет проводить по полдня, поэтому обратите внимание на то, чтобы у него были хорошие условия: теплое и хорошо проветриваемое здание, качественные кровати, столы, стулья, обширный игровой инвентарь.
  • Специализация детского садика. Существует много заведений дошкольного образования, которые профилируются на детках с плохим зрением, проблемами с ЖКТ или другими заболеваниями. Если вас это касается, то в таком месте вас порадуют специалисты с профессиональными навыками общения с такими детишками.

Памятка для подготовки ребенка к детскому саду

Для того, чтобы адаптация прошла успешно, необходимо обратить внимание на многие аспекты.

Необходимые процедуры:

  • Укрепить здоровье малыша, чтобы он не слег с простудой после первой учебной недели.
  • Помочь выработать режим дня, чтобы ему легче жить по правилам коллектива.
  • Подготовить маленького члена общества к самостоятельности. Если он не умеет кушать и одеваться сам, ему будет очень тяжело первое время.
  • Самая трудная задача – сформировать психологические навыки. Резкая перемена образа жизни – это стрессовая ситуация для каждого человека, в юном возрасте она тяжела вдвойне. Кроха должен быть готов войти во взрослый мир.

Перед тем как подробно уделить внимание каждому пункту, узнаем, что может произойти, если не будет подготовки ребенка в садик. В период привыкания могут быть обнаружены следующие нарушения:

  • Снижается или вовсе пропадает аппетит.
  • Может быть нарушен как дневной, так и ночной сон.
  • Забываются умения, полученные дома. Малыш перестанет самостоятельно переодеваться, готовиться ко сну, умываться, кушать ложкой.
  • Снижается иммунитет, велик риск подхватить простуду.
  • Происходит дисбаланс активности. Движения ребенка могут стать как медленными и апатичными, так и гиперактивными, чересчур резкими.
  • Проявляется зажатость в поведении, нежелание делиться переживаниями: ранее общительные детки могут стать молчаливыми.
  • Нарушается эмоциональный фон. Поход в садик может вызвать новые чувства: гнев, возбуждение, раздражение.

Все эти изменения не зависят от прихоти малыша, каждый переживает по своему, поэтому взрослые могут только поддержать свое чадо и помочь ему заблаговременно адаптироваться.

В каком возрасте нужно начинать подготовку в детский сад

Детские психологи считают оптимальным возрастом 2,5 – 3 года. К этому моменту вырабатываются навыки общения, осознается разница между сверстниками и старшими, появляется готовность принимать авторитет воспитателя. На этот же период приходится пик любознательности и активного познания мира, дошкольное заведение поможет утолить жажду новых знаний и получить необходимые навыки социального общения. Но не у всех мамочек есть возможность сидеть в декретном отпуске несколько лет, поэтому они принимают решение отвести малыша в дошкольное заведение раньше.

Если вы идете в садик уже в 1,5 – 2 года, то необходимо подготовить ребенка как следует, нельзя надеяться на самостоятельную легкую адаптацию. Нужно учесть, что в этом возрасте привыкание будет идти дольше, поэтому нужно запастись терпением и маленькими шажками идти к цели. Также особенностью возраста является то, что детки хоть и обладают некоторыми навыками общения, но скорее являются внимательными слушателями чем активными собеседнику, поэтому акцент нужно сделать на устных рассказах. Чаще рассказывайте о том, как там хорошо, как много игрушек дают воспитатели, как много ребятишек, с которыми можно играть. Остальные советы остаются прежними.

Как правильно подготовить ребенка к детскому саду в период адаптации

Закаливание

Этот термин в педиатрии отличается от процедур для взрослых людей. Не стоит спешить растирать снегом малыша. Чтобы укрепить его здоровье, необходимо лишь понемногу расставаться с привычкой укутывать свое чадо в три одеяла. Для начала, можно оставлять форточку в детской комнате приоткрытой даже в прохладное время.

При этом нужно соблюдать ряд условий:

  1. Спать нужно под теплым одеялом.
  2. Дверь должна быть прикрыта, чтобы не было сквозняка.
  3. Во время болезни и до момента полного восстановления иммунитета проветривание можно проводить только в пустой комнате.

Хорошо отразится на ребенке умывание прохладной водой. Снижать температуру нужно постепенно, пока отметка не достигнет 17° – 18°. Эта же цифра оптимальна для обливаний после принятия ванны. Пусть малыш купается в привычной температуре, но перед тем, как вечерняя процедура завершена, облейте его из ковшика более прохладной водой.

Займитесь физической подготовкой: водите его в бассейн, приучите к утренней зарядке, делайте ему массаж. Ежедневно устраивайте долгие прогулки на свежем воздухе и активные игры. Зимой играйте в снежки и катайтесь на горке, а летом – загорайте вместе и купайтесь в открытых водоемах. Основным правилом для каждой процедуры является постепенность. Начинайте прививать каждую привычку с нескольких минут, затем увеличивая время.

Режим дня

Большой проблемой для ребенка является вырабатывание привычки дневного сна и принятия пищи по часам. Помогите ему и сделайте это заранее, постепенно. Организуйте в семье ранний подъем, чтобы было легче собираться по утрам, для этого ложитесь не позднее 21-00. После пробуждения отведите малыша на горшок, чтобы пищеварение также подстраивалось под график. Этому также будет способствовать обязательный прием пищи в установленное время. Для этого вам нужно будет организовать в первую очередь себя – ваше чадо всегда оглядывается на старших. Труднее всего обстоит с дневным сном. Чтобы уложить непоседу в постель, нужно активно провести время до обеда, играть в подвижные игры, чтобы усталость взяла свое. Со временем организм сам будет контролировать внутренние часы.

Самостоятельность

В утренний ритуал умывания и сборов на прогулку должен быть максимально вовлечен малыш. Не нужно обращаться с ним как с куклой. Позвольте сделать ему выбор, какого цвета колготки сегодня надеть, это развивает его веру в собственные решения. Сюда же относится умение аккуратно кушать ложкой и вилкой, при этом не играя с едой. Приучите его пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом, а также сморкаться в платочек. Все эти навыки спасут его от сложностей в коллективе.

Психологическая адаптация

Трудно бывает расставаться с мамой. Чтобы это проходило безболезненно, оставляйте иногда его на несколько часов с родственниками или с подругой, у которой есть сын или дочка по возрасту близкие к вашему малышу. В 2 года как физически, так и морально подготовить ребенка к садику труднее, так что нужно делать это поэтапно. Поэтому не спешите оставлять его в первый день на долго. Для начала посмотрите вместе с ним, как играют дети: посидите в стороне, пока он будет на прогулке или в песочнице. Затем постепенно оставляйте его на 2, 3, 4 часа, пока он не почувствует себя защищенным в новом пространстве.

Когда уходите, делайте это быстро, не нужно долгих прощаний, это наводит на мысль о длительном расставании. Не показывайте свой собственный страх. Если вы не доверяете воспитателям, ребенок это почувствует и сам станет бояться. Обязательно обсуждайте с малышом каждый день, делитесь положительными моментами, хвалите за успехи, показывайте, что вы гордитесь им. Узнавайте о его переживаниях, помогайте советом, как избежать проблем, покажите, что вам не все равно.

Важно поддерживать родственную связь. Рассказывайте ему о крепких узах, которые связывают его с мамой, папой, бабушками и дедушками. Делитесь историями, в которых он – неотъемлемая часть. Займитесь чем-то общим, например, составлением генеалогического древа, где он является центром, к которому протягивают ветви близкие и дальние родственники. Компания «Дом Родословия» поможет вам в этом. Она предоставляет услуги по созданию фамильной книги , в которой будут объединена вся ваша семья с ее богатой историей. Вам будут предоставлены архивы и оказана помощь при работе с ними. Вместе с малышом можно познавать тайны прошлого своей фамилии, это объединяет и не дает ему почувствовать себя оставленным.

Детский сад – это важный период жизни ребенка, помогите пройти ему адаптацию безболезненно и приятно, тогда каждое утро он будет с улыбкой собираться к своим друзьям.

Буквально недавно вы радовались первым шажкам и словам своего карапуза, а уже пришло время знакомиться с другими детками и ходить в дошкольное учреждение. Любая мама переживает, как малыш привыкнет к новому режиму и коллективу, как будет долгое время вдали от нее. Нужно ли готовить ребенка к посещению сада и как это сделать правильно?

Плюсы от посещения детского сада

Ребенок в детском саду будет сталкиваться с другими людьми. Их желания, поведение и способы общения будут отличаться от привычных крохе домашних условий. Получить подобный опыт вне сада не получится.

В садике ребенок обучается взаимодействовать и с другими детьми, и взрослыми, общаясь с ними по-другому, чем он привык в семье. В результате ребенок обучается принимать собственные решения, отстаивать свое мнение, узнает, как защищаться или найти компромисс. Если исключить этап посещения детского сада, ребенку придется обучиться этому позже в школе, что, как правило, труднее.


В садике ребенок получает бесценный опыт

К другим плюсам посещения такого детского учреждения, как сад, относят следующие моменты:

  • Пребывание среди сверстников положительно сказывается на развитии ребенка, а также на формировании его личности.
  • Ребенок становится более самостоятельным и учится ухаживать за собой.
  • Четкий режим сна, приема пищи и бодрствования важен для хорошего здоровья и самочувствия малышей.
  • В садике проводят разные занятия, включая физкультуру, а также подготовку к школе в старших группах.
  • Ребенок становится более внимательным к окружающему миру.

О том, на что обратить внимание при выборе детского садика, смотрите в следующей передаче.

Минусы

  • Ребенок долгое время находится вдали от мамы. Это особенно тяжело малышам до 3 лет, которые сильно нуждаются в маме. Разлука может плохо повлиять на психологическое состояние крохи. Ребенок будет грустить и плакать, и даже отказываться ходить в садик. Устранить такую проблему поможет период адаптации, во время которого ребенок будет ходить не на целый день.
  • Ребенок начинает часто болеть. Причиной частых заболеваний может быть и заражение от других деток, и психологический дискомфорт.
  • У ребенка появляются плохие привычки, которые он перенимает от других деток. Малыши часто «приносят» из сада плохие слова, ведь в дошкольном возрасте они словно губки впитывают все подряд.
  • Питание в детском саду не сравнится с блюдами домашнего приготовления. Многие родители жалуются и на само меню, и на качество продуктов.


Если ребенок не посещал детский сад, он начинает часто болеть в школе - период адаптации начинается там

Необходимость подготовки

Многие родители считают, что ребенка, который вскоре будет посещать детский сад, нужно правильно подготовить к таким переменам в жизни. И они мыслят абсолютно верно, поскольку, уделив внимание подготовке и первым неделям в детском саду, результатом станет более быстрое привыкание малыша и посещение дошкольного учреждения с хорошим настроением.

Готовить к посещению детского сада стоит даже общительных, вполне самостоятельных и бойких деток. Неизвестно, как перемены повлияют на состояние психики ребенка, поэтому лучше побеспокоиться о подготовке заранее, чем работать над устранением психологической травмы в будущем.

Роль родителей в формировании отношения ребенка к садику

Очень важно, чтобы родители были настроены позитивно, тогда такое отношение передастся и крохе. Не нужно слишком переживать о том, как ребенок будет в саду, иначе малыш ощутит вашу тревогу и неуверенность, и будет манипулировать этими чувствами. Помните, что легче всего привыкают к саду детки, родители которых твердо уверены в необходимости посещения сада либо у них нет иного выбора, как отдать кроху в садик.

Родителям следует рассказывать малышу о садике задолго до первого визита в дошкольное учреждение. Пусть ребенок узнает о других детках, режиме в детском саду, интересных занятиях. Важно не спешить, а знакомить кроху с садом постепенно. Сходите на прогулку рядом с садом и покажите ребенку здание и гуляющих деток. Обязательно сходите в сад заранее, чтобы разузнать подробнее о режиме дня и других особенностях посещения садика.

Нельзя давить на ребенка и угрожать ему, рассказывая, что в саду строгие воспитатели, которые научат его правилам и послушанию. Делайте акцент на новых знакомствах и новых игрушках.


Рассказывайте ребенку о том, что он узнает в садике, что у него будут друзья, с которыми можно поиграть

Если у ребенка есть старшие братья или друзья, посещающие сад, приводите их в пример. Говорите при ребенке родным и друзьям, как гордитесь, что кроха пошел в садик. Рассказывайте малышу, что вы очень рады, что он настолько вырос и стал самостоятельным, что начинает ходить в сад.

Как подготовить ребенка к садику?

Чтобы процесс адаптации происходил легко, и ребенок без проблем ходил в садик, нужно его не только научить делать то, что он, возможно, раньше не умел, но и подготовить его к этому психологически.

Психологическая подготовка

  • В первую очередь маме не нужно нервничать и показывать это ребенку. Рассказывайте о садике хорошее, но при этом постарайтесь не сильно приукрашивать, чтобы у ребенка не сформировались излишне радужные ожидания.
  • Делайте упор на формировании у малыша гордости за то, что он будет ходить в детский сад. Рассказывайте, что попасть в садик не так и просто (что сейчас действительно так из-за длинных очередей) и многие детки лишены такой возможности.
  • Чтобы малыш меньше боялся «пропажи» мамы, часто играйте с крохой в прятки и периодически оставляйте ребенка с другими родственниками, например, пока мама сходит за покупками.

Режим

  • Постарайтесь изменить режим дня ребенка за 2-3 месяца до того, как он начнет ходить в дошкольное учреждение. Перестройте режим так, чтобы ребенку было легко просыпаться к тому времени, когда вы в будущем будете собираться в сад.
  • Если ребенок уже перестал спать днем, научите его отдыхать после обеда просто лежа в постели. Подскажите, какие тихие игры ему доступны во время такого отдыха, например, сочинение историй, игра в слова, игры с пальцами или внимательный осмотр предметов вокруг с запоминанием их деталей.
  • Пищу предлагайте ребенку ежедневно в одно и то же время. Желательно, чтобы оно совпадало со временем завтраков, обедов и полдников в детском саду. Старайтесь не допускать перекусов в неположенное время, а домашние блюда можно сделать похожими на те, которые кроха будет получать в садике. Это снизит вероятность появления капризов, связанных с питанием в дошкольном учреждении.
  • Также уделите внимание посещению ребенком туалета после завтрака. Оптимально, чтобы именно в это время ребенок сходил «по большому». Давайте малышу запас времени для спокойного пребывания в туалете. Если у ребенка проблемы с дефекацией, уделите время их разрешению до начала посещения сада.


Упрощение периода адаптации к садику - в ваших руках!

Новый коллектив

Если малыш пугливый и застенчивый, привыкнуть к детскому коллективу ему будет сложнее, чем общительным карапузам. Постарайтесь расширять круг общения ребенка еще до посещения сада. Ходите в гости, знакомьтесь с детками на площадке, запишитесь на развивающие занятия.

Дисциплина

Поиграйте с ребенком в детский сад, пусть игрушки будут детками, а вы – воспитателями. Такая игра не только поможет ребенку лучше понять, какой у него будет режим в детском саду, но, повторяя ее в будущем, мама узнает, как малыш относится к новому месту и что происходит в садовских стенах.

Обучение

  • Учите ребенка раздеваться, кушать ложкой, а также просить о помощи, если у него что-либо не получается. Уделите внимание отучению крохи от памперсов, если ребенок еще носит подгузник.
  • Больше читайте ребенку, приучая его слушать вас внимательно. При этом увеличивайте время чтения постепенно.
  • Играйте с малышом в игры, в которых нужно подражать, например, ходить, как медведи или прыгать, словно зайчик. Это пригодится крохе и во время подвижных игр на прогулке, и на музыкальных занятиях, и для уроков физкультуры.


Обязательно приучайте ребенка к самостоятельности

Врачебный осмотр

Каждый ребенок, который собирается ходить в сад, за 2-3 месяца до начала посещения дошкольного учреждения проходит диспансеризацию. Так называют осмотр малышей участковым врачом и специалистами, на основе которого детей при необходимости лечат или оздоровляют. Врач может порекомендовать выполнять дыхательную гимнастику, закалять ребенка, а также пропить курс лекарств для улучшения иммунитета (например, сироп шиповника или мультивитаминов).

Ребенка осматривают такие специалисты:

  • Окулист. Он проверяет зрение и определяет, не требуется ли коррекция.
  • Невропатолог. Он анализирует состояние нервной системы ребенка и возможный риск появления невротических реакций.
  • Дерматолог. Он осматривает кожу ребенка и уделяет особое внимание деткам с аллергией.
  • Ортопед. Он ищет у ребенка сколиоз, плоскостопие, нарушения осанки, а при обнаружении подобных проблем назначает лечение. Здоровым деткам такой специалист дает рекомендации, как предотвратить такие заболевания.
  • Хирург. Он определяет возможные патологии развития, которые лечат хирургическим путем.
  • Педиатр. Он направляет ребенка на анализы, необходимые дополнительные исследования и осмотр других специалистов, если это требуется.
  • Психолог. Он обсуждает с родителями психическое состояние ребенка и дает индивидуальные советы в отношении привыкания к детскому саду.

Если у ребенка есть пороки развития или хронические болезни, разрешение посещать детский сад ему выдает комиссия врачей-специалистов. Такая комиссия определяет необходимость направления болеющих детей в специализированные сады.


Врачебный осмотр проходят все дети - он является обязательным для поступления в детский сад

Закаливание

Процедуры с целью закаливания ребенка рекомендуются всем деткам, собирающимся в детский сад. Они укрепят иммунную систему и подготовят кроху к атаке вирусов и бактерий в детском коллективе. Основными принципами всех закаляющих процедур является их регулярность, а также постепенность. Начать закалять кроху можно в теплое время года лишь при условии, что ребенок полностью здоров.

Ребенку можно проводить такие процедуры:

  • Гулять дважды в день на свежем воздухе.
  • Спать на свежем воздухе.
  • Принимать воздушные ванны.
  • Ходить босиком дома, а позже – и на улице.
  • Умываться с постепенным снижением температуры воды до +16 +18°С.
  • Пребывать в летний период под прямыми солнечными лучами дважды-трижды в день до 10 минут.
  • Установить температуру в помещении, где пребывает ребенок, на уровне +16 +18°С.
  • Обливать ноги перед сном водой с постепенным понижением температуры от +28°С до +18°С.
  • Дважды в неделю купать перед сном при температуре +36°С, обливая после процедуры водой температурой на 1-2°С ниже.

О том, как правильно подготовить кроху к детскому саду, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Адаптация ребенка к садику: ребенок пошел в детский сад

Как правило, в первые дни детки приходят в сад на несколько часов. Зачастую это время прогулки со своей группой, на которой кроха знакомится с другими детьми и воспитателями.

Неплохой идеей будет приводить малыша и на вечернюю прогулку, чтобы ребенок видел, как за детками приходят их родители и забирают их домой. Покажите ребенку, что вечером сад закрывается и все уходят по домам.

Далее постепенно пребывание ребенка в саду становится более долгим. Сначала малыш остается на завтрак и прогулку, затем добавляется обед, чуть позже - дневной сон, и лишь после этого – пребывание весь день. Даже если ребенок привыкает очень хорошо, спешить оставлять малыша на полный день не стоит.

Способы мотивации

Чтобы исключить проблемы с утренним просыпанием, нежеланием ребенка собираться в садик и опозданиями, постарайтесь придумать, зачем ребенку ходить в сад. К примеру, малыш может здороваться с рыбками, плавающими в аквариуме в группе, показывать куклу подружкам или поиграть с машинкой, которая есть в саду.


Придумайте стимул, подходящий именно вашему ребенку

Участие в психологическом настрое ребенка

Первые несколько недель ребенка в сад должны водить родители, не поручая эту задачу дальним родственникам или няне. Если мама слишком переживает из-за слез малыша во время расставания, пусть ребенка водит папа. Хорошим выходом будет придумывания особого ритуала прощания, который будет повторяться каждый день. Например, вы можете целовать малыша в щечку или жать ему руку.

Забирайте малыша с улыбкой и хорошим настроением. Не следует в присутствии ребенка спрашивать у воспитателя, плакал ли малыш. Это лучше сделать наедине, чтобы кроха не видел вашу обеспокоенность.

Обязательно хвалите ребенка за все старания в детском саду. Рассматривайте и сохраняйте рисунки и поделки. Подробно расспрашивайте о занятиях. Пусть ребенок видит, что вы поддерживаете его и интересуетесь каждой деталью его жизни вне дома.

Ни в коем случае при непослушании нельзя угрожать ребенку оставить его в садике. Кроме того, если вам что-то не понравилось в самом учреждении или воспитателях, не следует обсуждать это в присутствии ребенка, чтобы не сформировать негативную оценку сада.


Запомните: угрозы никогда не должны быть связаны с садиком или кружками, которые посещает ребенок

Решение возможных проблем

Первое время детки болезненно реагируют на расставание с мамой в раздевалке. Не нужно расстраиваться, если при расставании малыш плачет – такая реакция абсолютно нормальна. Не стоит уходить из группы неожиданно, пока ребенок отвлекся, ведь после того, как кроха заметит ваше отсутствие, он сильно расстроится. Но и не следует надолго затягивать прощание, это лишь ухудшит состояние ребенка. Можете давать ребенку с собой какую-либо вещь, напоминающую о маме, например, небольшое фото, ключ или платок. Также стоит рассказывать малышу, когда вы за ним придете, например «ты поешь, поспишь и я тебя заберу».

У некоторых малышей проблемы адаптации появляются спустя несколько недель или месяцев после начала посещения сада. Это часто проявляется регрессом в развитии - малыш начинает мочить штанишки, отказывается самостоятельно одеваться или есть. Родителям в это время нужно постараться снять психическое напряжение с помощью частого телесного контакта (больше обнимайте ребенка и чаще целуйте), общения, спокойных игр, совместного чтения. Нельзя ругать ребенка за «впадание в детство», отнеситесь к нему с пониманием.


Относитесь с пониманием к ребенку и не ругайтесь, если адаптация идет тяжело

Если же уже прошло несколько месяцев, а малыш по-прежнему тяжело переживает разлуку с мамой, постоянно плачет и не хочет играть с детками, обратитесь к психологу. Также проблемой может быть отсутствие контакта между вашим ребенком и воспитателем. В этом случае ситуацию исправит смена группы или садика.

О том, почему вы можете столкнуться с подобными проблемами и как их решать, смотрите в видео канала "Teledetki", где опытный психолог Анна Абаринова рассказывает о многих важных нюансах.

  • Помните, что на адаптацию к саду уходит в среднем 2-3 месяца, и в этот период родители должны уделять малышу достаточно внимания дома. Постарайтесь организовать совместные ужины в будни, а в выходные приготовьте ребенку его любимые блюда.
  • Забирая малыша из сада, расспрашивайте о событиях за день и внимательно слушайте ребенка, задавая вопросы. Это не только покажет сыну или дочке, что вам интересны его дела, но и будет способствовать развитию речи.
  • Не забывайте об обратной связи с садом. Периодически разговаривайте с воспитателем о том, как ведет себя ребенок в саду. Вам будет полезна эта информация, так как многие малыши ведут себя в коллективе иначе. А рассказав воспитателю о поведении ребенка дома и его характере, вы сможете помочь найти правильный подход к малышу. Если у ребенка есть трудности с дневным сном, поговорите с воспитателем, чтобы крохе разрешили брать с собой в постель любимую игрушку.
  • Уделите внимание одежде, в которой ребенок будет в детском саду. Вещи с мелкими пуговицами и крючками, а также шнурками, являются плохим выбором, так как малышу будет сложно снимать их и надевать обратно. Не одевайте ребенка в слишком тесную одежду. Избегайте синтетических тканей, лучше подобрать для сада хлопковую или шерстяную одежду. Хорошим выбором будет одежда с разным видом передней части и спинки.

Ценные советы дает психолог Светлана Алексеева в видео канала "ЯрМАМА - семейный портал".


Рано или поздно каждая мама вынужденно возвращается на работу и отдает малыша в . Чтобы ребенок легче перенес первые недели в незнакомой обстановке, готовить его к переменам необходимо последовательно, начиная за несколько месяцев до первого визита в сад. Используйте наши советы, чтобы научить кроху всему, что нужно для поступления в детсад.

Подготовка к садику через корректировку режима дня

  • Чтобы малютка проще прошел период адаптации, за несколько месяцев до первого визита в садик, зайдите в будущую группу и запишите распорядок дня.
  • Объясните малышу, что в садике все детки живут по определенному графику, которому нужно следовать.
  • Приучите ребенка просыпаться за час или полтора до предполагаемого времени приезда в сад. За это время вы должны успевать всей семьей совершить водные процедуры, позавтракать, собраться и одеться, а также добраться до садика.
  • Следуйте детсадовскому режиму дома, включая не только приемы пищи, но и время занятий, тихий час и прогулки. Чем точнее вы будете следовать распорядку, тем проще кроха адаптируется в новой обстановке.
  • Если ваш отпрыск уже не нуждается в дневном сне, научите его спокойно лежать в кроватке и играть с самим собой в слова или другие лексические, математические игры. Подойдут для самостоятельных развлечений и пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

Как подготовить малыша к детсадовскому питанию?

Даже если дома малыш радует вас здоровым аппетитом, в садике он может отказываться от еды или капризничать за столом. Чтобы избежать подобных проблем, нужно заранее подготовить ребенка к детсадовскому рациону. Это не только приучит кроху к незнакомым блюдам, но и подготовит его желудочно-кишечный тракт к непривычной пище.

Изучите меню детского сада, в который планируете отдать ребенка. В противном случае просто ориентируйтесь на здоровое полноценное меню из каш, овощных, молочных, мясных и рыбных блюд. Помните, что в детском садике пищу обычно варят, запекают или тушат, поэтому за несколько месяцев до поступления в сад исключите из рациона крохи жареные блюда и жирные продукты. В рамках подготовки ребенка нужно отучить от небольших перекусов в течение дня. Пусть он привыкает к питанию по стабильному графику.

Если, несмотря на все ваши старания, малыш продолжает капризничать за столом и отказывается от садиковской еды, попросите воспитательницу проявить немного больше терпения. Возможно, за несколько дней или недель ваш кроха вольется в коллектив и будет охотнее кушать то, чем питаются его новые друзья.

Развитие самостоятельности для подготовки ребенка к детскому саду

К тому моменту, когда малютка первый раз окажется в детском саду, он должен обладать определенной самостоятельностью, иначе первые недели и месяцы будут сложными как для него, так и для вас.

Готовый к детсаду малыш должен сам мыть руки с мылом и умываться, пользоваться горшком или хотя бы достаточно ясно сообщать взрослым о своем желании сходить в туалет.

Желательно, чтобы у ребенка установился стабильный режим дефекации, что возможно при установлении стандартного распорядка дня. Пусть малыш справляет большую нужду утром или вечером, в домашних условиях, чтобы в случае «аварии» вы могли помочь и быстро убрать ее последствия.

В зависимости от возрастной группы малютки от него также будет требоваться умение своими силами одеваться и раздеваться при подготовке к прогулкам и дневному сну. Тренируйтесь с крохой дома, позволяя ему самостоятельно натягивать штанишки и застегивать курточку. Выбирайте обувь на липучках или кнопках, чтобы деткам не приходилось возиться со шнурками, и удобную, практичную одежду с минимумом застежек и пуговиц.

Кроме того, в садике вашего малютку никто не будет кормить с ложки. Чтобы не остаться голодным, ему придется самостоятельно орудовать вилкой и ложкой.

Не помешает в садике и вежливость, умение вовремя говорить «спасибо» и «пожалуйста».

О чем еще нужно позаботиться перед первым посещением садика?

  • Рассказывайте своему чаду о том, что все взрослые детки ходят сначала в детский садик, а затем - в школу. Не стоит излишне приукрашивать существование детей в садике, но и пугать свое чадо не нужно. Делайте акцент на том, что в саду малыш сможет завести новых друзей, учиться и играть, пока вы работаете.
  • Заранее познакомьте кроху с садом. Погуляйте вместе вокруг территории детсада, изучите здание и игровые площадки, посмотрите, как играют детки на прогулках. Если сможете договориться с воспитателями, сводите кроху в помещение его будущей группы, чтобы малыш смог заранее увидеть пространство, в котором ему предстоит провести несколько лет.
  • Познакомьте малыша и с будущими одногруппниками. В незнакомой обстановке он будет чувствовать себя намного увереннее, если будет видеть хотя бы несколько знакомых лиц.
  • Научите кроху знакомиться с новыми людьми, предлагать совместные игры, делиться игрушками и находить компромиссы. Все эти навыки пригодятся в большом коллективе.
  • Укрепляйте иммунитет ребенка. Чаще бывайте на свежем воздухе, закаляйтесь всей семьей, летом употребляйте в пищу больше свежих овощей и фруктов, стимулируйте физическую активность. Конечно, никакие ваши усилия не дадут стопроцентной защиты здоровья ребенка от простуды, но позволят ему реже болеть и легче переносить заболевания.

Приучайте малыша к детсадовскому питанию и распорядку дня, стимулируйте его самостоятельность и учите общаться со сверстниками и взрослыми, тогда он легко пройдет период адаптации и будет чувствовать себя комфортно в детском саду даже в первый раз.

Начинаем готовиться заранее, как и сказала психолог в нашем саду. Взяла я эту инфо с сайта нашего садика, надеюсь, окажется кому-то полезной.

... пришло время отдавать РЕБЕНКА в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть... Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы.

Подготовка к детскому саду

Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.

Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза. Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.

Учите ребенка знакомиться — сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек — пусть это будет даже самая обычная игра в мяч — главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело. Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб или центр развития. В нашем садике есть группа кратковременного пребывания.В такие группы набирают детей 2-3 лет, и они приходят туда 2-3 раза в неделю на 2-3 часа вместе с мамой. Идеальный вариант — если в такой группе с ребенком будет заниматься воспитатель, который в дальнейшем будет вести ясельную группу.

Познакомитесь с режимом дня детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно в 8.30 в садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11.30 дети гуляют, около 12 часов обед, в 12.30&-13.00 — сон до 15.00-15.30. После пробуждения детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе. Ужин начинается около 5 часов.

Неработающей маме, конечно, дома довольно сложно организовать точно такой же режим, но приученному к нему ребенку будет действительно гораздо легче привыкать к саду. Особенно тяжело приходится крохам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть — приучайте его просто спокойно лежать. Чаще всего в садиках воспитатели не уделяют персональное внимание "неспящим" детям (то есть их все равно заставляют тихо лежать). Если ваш кроха отказывается лежать в кроватке, то время, в течение которого вам придется забирать своего малыша до сна, может сильно затянутся.

Учите малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т.д.), они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.

Играйте с ребенком в "детский сад", рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут "детками", которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него — больше вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.

Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Пусть даже сначала кроху будет хватать лишь на пару минут. Старайтесь постепенно увеличивать время чтения, развивая у малыша произвольное внимание.

Играйте в игры на подражание — "попрыгаем, как зайчики", "полетаем, как воробушки", "походим, как мишки". Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем.

Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежду и постоянно вытирать лужи). Приучайте малыша к горшку (унитазу) — обычно в ясельках есть и то, и другое. Нужно, чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию.

Дайте малышу в руки ложку, покажите, как нужно ей правильно пользоваться. Объясните, что нельзя играть за столом, есть во время просмотра телевизора. Что уж греха таить — многим мамам гораздо проще включить ребенку мультики и, пока он, открыв рот, их смотрит, вливать туда суп. Но если ребенок привыкнет так есть, в садике он будет ходить постоянно голодным. Конечно, на первых порах воспитатели будут его докармливать, но детей много, а время завтрака, обеда и ужина ограничено режимом.

Собираясь на прогулку, не торопитесь одеть ребенка — пусть он попробует справиться сам, даже если это займет больше времени. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть сандалии, колготки, футболку. Работая в яслях, я часто вижу, как мамы и папы, приводя детей в садик или забирая, переодевают их, хотя их малыши уже давно умеют делать это сами и на прогулку одеваются самостоятельно.

Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети (можно сказать, большинство), которые до начала посещения садика почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого — и новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик. Всего вирусов ОРВИ более 200 разновидностей, и если организм вашего ребенка еще с ними не сталкивался — он, скорее всего, заболеет, но тяжесть болезни будет зависеть от силы его иммунитета — у одних детей все выльется в недельный насморк, а у других — в отит, бронхит, пневмонию. Стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе тоже снижает защитные силы организма.

Самый просто способ укрепить иммунитет — это не снижать его, пытаясь держать ребенка в тепличных условиях. Если вы слишком тепло одеваете ребенка даже дома, даете ему только теплое питье, стараетесь с ним поменьше бывать в общественных местах, чтобы он не болел, то в детском саду вы получите как раз обратный эффект. Одевайте ребенка всегда по погоде (если на улице плюс 18ºС, колготки ему уже не нужны), ходите в гости, не бойтесь давать сок из холодильника. Дома ребенок может ходить босиком и в одних трусиках, если температура в комнате около 20 градусов. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице. Если вы готовы уделять систематическое внимание закаливанию ребенка — начинайте постепенно приучать его к обливаниям холодной водой, запишитесь с ним в бассейн.

Здравствуй, детский сад!

Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. И хотя воспитатели и говорят, что для садика ребенку уметь ничего не нужно (всему научим), все-таки ребенку будет лучше, если он уже будет уметь самостоятельно пользоваться ложкой и горшком, принимать активное участие в одевании, мытье рук. Будет готов к общению со сверстниками (хотя бы на уровне: поздороваться, попросить игрушку), не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада.

На мой взгляд, приводить ребенка в садик лучше летом (конец июля — август или в самом начале учебного года), наихудший — конец осени, зима, начало весны — на этот период приходится наибольшая заболеваемость гриппом и ОРВИ. Муниципальные садики, как и другие образовательные учреждения, занятия проводят с сентября по май, поэтому желательно, чтобы до начала учебного года ребенок уже привык к садику, тогда он сможет принимать активное участие в занятиях вместе с другими детьми.

Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже "регрессировать" — они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.

В это период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова "впал в детство", стал хуже себя вести — отнеситесь к этому с пониманием.

Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам — интровертам привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.

Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?

Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему.

Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье — обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход.

Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда.

В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Если воспитатель разрешает, можете посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов — ребенка приводят на час — полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна.

Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Хорошо, если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать (поспать, поиграть) вместе с ребятами, однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка на полный день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.

Но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о "прощальном ритуале", например, что обязательно помашете ему в окошко.

Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).

Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика.

Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания.

Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла?

Дома играйте в "детский сад", пусть игрушки возьмут на себя роли "деток" и "воспитателей", это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение.

Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в садик.

Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду, не говорите при нем плохо о воспитателях.

Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!

Об успешности адаптации будет свидетельствовать нормализация эмоционального состояния крохи, однако это не означает, что он будет радостно бежать в детский сад. Ребенок имеет полное право не любить ходить в детский садик, грустить и плакать при расставании с вами. Однако ребенок, адаптировавшийся к детскому саду, принимает для себя необходимость его посещения.

Нравится

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.