Темы для разговора с ребенком. Плохой выбор не делает вас плохим человеком. Что нельзя делать

Зачастую мамы дожидаются, пока ребенок станет совсем взрослым, чтобы общаться с ним на равных.А до того времени с ним могут сюсюкать, лепетать и всячески отстраняться, когда малыш будет задавать смешные и глупые вопросы.

Сотни вопросов – сотни ответов

Первое правило – всегда отвечай на все детские вопросы . Даже если занята, даже если вопрос смешной и особенно, если сама не знаешь, что ответить. Очень часто детки задают своим родителям такие вопросы, что мамы даже после нескольких минут раздумий все же не готовы дать ответ. Может, причина этому то, что детки воспринимают мир без предубеждений, мысля нестереотипно, а значит – свежо.Поэтому мама даже не подозревает о вещах, которые ребенок замечает и пытается осознать. Не обязательно давать ребенку нудный исчерпывающий ответ, который малыш даже не дослушает. Постарайся объяснить все образно, с примерами, чтобы сказанное отпечаталось в сознании ребенка.

Немой вопрос

Не факт, что полуторагодовалый ребенок напрямуюсразу тебя спросит о том, что ему интересно. Иногда кроха тычет пальчиком в окно, указывая то на ворону, то на собачку. Вероятнее всего, он не подкрепит свой жест вопросом «Мама, а почему ворона сидит на проводе?». Если заметила вопросительный взгляд ребенка расскажи ему о том, что его так заинтересовало.

О погоде?

С ребенком можно бесконечно говорить о том, что его окружает. Рассказывать, объяснять, показыватьи вообще делать все, чтобы малыша интересовало все больше и больше вещей. И английский обычай говорить о погоде здесь также актуален. Расскажи и покажи ребенку, что светит солнышко, какие красивые тучки, какая зеленая травка или почему идет дождь. Ребенку интересно абсолютно все, вопрос в том, сможешь ли ты доступно объяснить малышу.

Поговорим о жизни

Ребенок после двух лет, а то и раньше, начинает задумываться и о поступках людей. Но не всегда он спрашивает об этом маму. Поэтому объясняй ребенку, зачем ты выполняешь конкретную работу, что делает на работе папа и почему он сегодня такой радостный. Для ребенка это станет первым шагом для понимания поступков и настроения людей, и попыток самостоятельно осознать их.

Просто поболтаем

Не обязательно, разговаривая с ребенком,пытаться его что-нибудь научить, показать. Иногда ребенку просто хочется послушать как ты говоришь. И твой спокойный и ненравоучительный тон крохе больше по душе. В этом случае даже двухлетнему малышу важна атмосфера разговора, настрой, твоя близость.

Помни, не обязательно пытаться постоянно воспитывать ребенка, ведь истинное воспитание происходит именно в тот момент, когда ты ведешь себя естественно, говоришь с ребенком, потому, что тебе хочется ему что-то рассказать, а не просто важно в воспитательных целях.

Если вы являетесь родителем пятилетнего ребенка, то спросите себя, а как складываются ваши отношения с ним? Всегда ли вы понимаете его, интересуетесь тем, что беспокоит малыша? Ведь нередко взрослые оказывают почтение и внимание другим людям, а построить доверительные отношения со своим ребенком не могут. Чтобы понять, как найти правильный подход к человечку пяти лет, для начала нужно вникнуть в психологические особенности развития детей в этот период.

Дети в возрасте 5-ти лет очень любопытны

Психология ребенка в пятилетнем возрасте

Этот этап в жизни малыша принято характеризовать, как переходный: из раннего детства в статус дошкольника. Отмечается активное развитие, познание окружающего мира. Дети в пять лет преодолевают некий перелом, происходит осознание себя, как личности в общественной среде, своих качеств и возможностей. Они более чутко воспринимают отношение к себе со стороны. Все это говорит о том, что у маленького человека формируется собственная самооценка. То, какой она будет, зависит от многих факторов, но в первую очередь от того, что он получает от окружающего мира. Особенно от общения со взрослыми.


Общение с родителями -важны фактор психологического развития

Совет: стоит обратить внимание на свое поведение, как родителя, ведь ребенок очень активно копирует его. Влияют в этом плане и примеры близких родственников (братьев, сестер).


Психологические тесты для 5-ти лет

По своей природе любой малыш желает быть хорошим, чтобы его оценили и похвалили. Поэтому крайне важно поддерживать это стремление как родителям, так и другим взрослым (бабушкам, дедушкам, воспитателям). Если ребенок совершает положительный поступок, это непременно стоит отметить. Но тут главное указать, за что именно вы его хвалите. Ребенок должен понимать, что так делать хорошо и в дальнейшем повторять свои действия.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

В возрасте пяти лет продолжает устойчиво развиваться и созревать эмоциональная сфера. Вы можете заметить, что чувства малыша становятся более глубокими. Если прежде он испытывал скорее просто радость от общения, то теперь это выражается в более сложной форме: симпатии и привязанности. А отсюда берут свои корни такие нравственные понятия, как дружба, чуткость, доброта, а со временем и чувство долга.

Ребенок также проявляет способности к размышлению. При этом он может не всегда приходить к правильным выводам.


Эмоциональное развитие детей 5-ти лет

Последуйте тогда такому совету: родители должны с уважением относиться к первым умозаключениям малыша и в ненавязчивой форме корректировать их, если это нужно.


Возраст почемучек - 5-6 лет

Коммуникабельность детей пяти лет

У ребенка проявляется все больший интерес к детям примерно такого же возраста. И от привычного общения только в семье он все чаще переходит на более широкие отношения с окружающим миром.

Нередко дошкольник в этом периоде делит детей на «хороших» и «плохих».

Но так он оценивает их на основании мнения взрослых. Малыши могут дружить, ссориться, обижаться, идти на примирение, даже ревновать, но и помогают друг другу. Все большая потребность возникает у ребенка в признании себя, как личности, уважении в среде остальных сверстников.


Общение со сверстниками - важный компонент развития

Ввиду того что у детей пяти лет в общении со взрослыми преобладает познавательный интерес, то неизбежны масса вопросов, которые они задают. Чаще в характере «почему». Так происходит, потому что именно взрослый является непререкаемым авторитетом, источником знаний.

Полезный совет: важно выслушивать ребенка, ведь, кто как ни родители смогут доступно разъяснить малышу все, что его волнует и пополнить запас его познаний.

Развиваются волевые качества, целенаправленность. С их помощью дети могут преодолевать определенные трудности, которые возникают в этом возрасте. Но наряду с активной самостоятельностью в духе «я сам», ребят нередко настигают и неудачи, при этом обескураживая их. А если промахов немало, то это может привести впоследствии к появлению чувства неуверенности.


Родители должны уделять внимание физическому развитию детей

Как наладить доверительные отношения с ребенком

На самом деле никаких особых знаний и действий в этом вопросе не требуется. Главное – всегда ставить себя на место своего ребенка, стремиться представить мир так, как он его видит. И тогда будет гораздо легче понять, что же хочет ваш малыш, и как именно вы можете ему помочь. Ясное дело, что взрослые не очень помнят, какими они были в пять лет, но что-то в памяти остается. Хорошо бы иногда вспоминать и задавать себе вопросы: «А как я себя вел в этом возрасте? что мне нравилось и т. п.». Проще говоря, посмотрите на мир детскими глазами.


Любознательность в 5 лет - основа интеллектуального развития

Отношения между родителями и детьми – это, так сказать, целое поле для развития таких умений, как забота, помощь, уважение. Ребенок пяти лет восприимчив не только к запоминанию стишков, цифр, букв. С ним действительно можно разговаривать, даже о любви. Просто попробуйте, иногда можно услышать удивительную правду, которую взрослые боятся сказать сами себе. Но чаще в обществе понимается так: да что там может знать ребенок в пять лет.


Сравнение с другими детьми недопустимо

Чтобы понять, как наладить отношения с ребенком, доверять друг другу, нужно помнить некоторые вещи и придерживаться в повседневном общении простых правил.

Принципы правильного подхода к малышу в пятилетнем возрасте

Согласитесь, что даже взрослому будет приятно, когда к нему после тяжелого рабочего дня подойдут, спросят «как дела?», обнимут, согреют добрым словом. Так и с детьми. Поговорите с ними просто по-дружески, спросите, как прошел их день, что было нового в саду, а может, задайте и более глубокие вопросы о том, что их волнует.

Важный совет: если делать это искренне, с любовью, то ребенок обязательно раскроется и ответит вам.

  • Следите за тоном, в котором говорите с сыном или дочкой. Речь должна быть доброжелательной, ободряющей. Даже если малыш чем-то огорчил вас, то прояснить ситуацию можно в спокойном тоне, без криков. Детям в пять лет легче отвечать, когда на них не давят, а стараются понять, почему они так поступили. Если вы что-то объясняете ребенку, делайте это как можно проще, на понятном для него языке. Доступно, четко и однозначно.
  • Всегда выслушивайте ваше чадо. Делайте это внимательно, не вздумайте перебивать, даже если он говорит что-то не совсем логично. Аккуратно поправить сказанное можно после того, как ребенок закончил говорить. И тогда он обязательно примет это к сведению.
  • Установите четкие границы в поведении ребенка, но согласно его возрастным особенностям. Важно, чтоб он понимал: если определенные вещи делать нельзя, то это правило не меняется.

Совет: здесь важно не дать слабину самому взрослому. Если вы сказали, что конфет на сегодня хватит, а потом выдаете еще, то у ребенка не будет устойчивого понятия, а когда же действительно нельзя, разовьется чувство вседозволенности. Дети, на самом деле, любят границы и правила.

  • В отношениях с пятилетним малышом проявляйте максимум терпения. Ведь часто дети сами не знают, чего хотят, и почему так происходит с ними. Они все еще постигают это умение – понимать себя. И нормально, что ребенок может дольше одеваться, убирать, идти, чем вы этого хотите. Кому же понравится, что его постоянно одергивают и торопят?
  • Хорошо, когда родители поощряют любознательность детей. Естественно, что ребенок в 5 лет задает множество вопросов. Здесь есть один нюанс. Малышу обязательно хочется получить ответ. А то, откуда он его узнает, напрямую зависит от взрослого. Постарайтесь стать для него в этом возрасте основным источником правильной информации. Для этого не нужно обладать особой эрудицией. Совет родителям: если вы не знаете, что ответить малышу, предложите вместе поискать это в книжке или хотя бы в Интернете. Но обязательно найдите ответ, иначе он может отыскать его в другом месте. И нет гарантий, что эта информация будет верной.
  • Обращайте внимание на то, чем интересуется ребенок. Старайтесь уловить, к чему он тянется, и развивать эти способности. Можно, конечно, попробовать разные сферы увлечений, а потом постепенно определить, что малышу больше по душе: петь или рисовать, английский язык или коньки. В ребенке должна сохраняться самобытность. Родители не должны навязывать ему интересы.

Развитие способностей и обучение - подготовка к школе
  • Будьте положительным примером для своего малыша. Ведь недаром говорят, что дети – это зеркало родителей. В этом возрасте они все схватывают моментально, и хорошее, и плохое. Так что следите за своими словами, эмоциями, поступками. Но если вы и допустили оплошность в присутствии ребенка, то нужно пояснить, что взрослые тоже могут ошибаться.
  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте ребенка с другими. Этот фактор очень влияет на его самооценку. Не следует также постоянно критиковать и ругать ребенка, особенно при других людях. Лучше в спокойном состоянии проговорить ситуацию. Смотреть при этом следует прямо в глаза малышу, но с понимающим взглядом.
  • Не требуйте и не ждите от ребенка того, что он не способен выполнить в своем возрасте. Все должно быть в меру, в том числе, количество правил и ограничений. Когда их слишком много, то он может перестать их замечать.

Развивающие игры - очень важный момент в развити

И последний пункт выделен отдельно. Это игры

С малышами следует играть в добрые, познавательные игры. И строить отношения с ребенком пяти лет лучше всего в такой форме. Это значит, что малыша нужно увлекать тем или иным занятием: уборку превращать в веселое соревнование, кто быстрее сложит кубики; готовку тоже можно превратить в игру, сшить ребенку фартучек, и малыш станет вашим помощником на кухне.


Совместные игры помогут родителям лучше понимать детей

Участвовать нужно и в самих детских играх. Только делать это от души, с любовью, проникнуться этим процессом. Тогда ребенку действительно будет интересно со своими родителями. А это тоже залог добрых отношений с собственным малышом. Помните, что вы и ваш ребенок должны получать радость от общения. Если так и есть, значит, вы на верном пути!

Можно воспринимать не только как развлечение, но и использовать в обучающих целях. Детям можно предложить несколько тем для обсуждения, которые помогут им лучше познать мир.

ТРАНСПОРТ

На улице есть прекрасная возможность познакомить ребёнка с такой неотъемлемой частью нашей жизни, как транспорт. Обратите внимание малыша на самые различные виды частного и общественного транспорта: легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи… Так вы сможете выделить основные виды транспортных средств. Теперь задайте ребёнку вопрос: какого цвета все эти машины? Можно также озвучить несколько основных марок автомобилей, назвать их основные составляющие (колёса, двери, лобовое стекло, багажник, капот, руль, сиденье и пр.)

После такого общего описательного экскурса перейдите к назначению каждого вида транспорта, объясните, к примеру, различие между автобусом и такси, пассажирскими и грузовыми перевозками и т.п. Порассуждайте вместе о том, куда можно доехать на машине, автобусе, троллейбусе: к бабушке, в парк, в садик, в цирк…

В познавательных целях можно вкратце рассказать и о других видах транспорта, не таких наглядных, как вышеперечисленные: метро, поезд, самолёт, пароход.

О ЧИСТОТЕ и МУСОРЕ

В процессе прогулки обратите внимание малыша, насколько чисто на улице, нет ли там мусора. При этом расскажите о том, как важно соблюдать чистоту, а всё ненужное (бумажки, обёртки, баночки и бутылки) необходимо выбрасывать в урну или мусорный бак. Если же урн нигде нет, то лучше оставить мусор у себя (например, в пакетике) и выбросить его уже дома.

Ребёнок также будет более внимательно относиться к проблемам чистоты, если показать и рассказать ему о том, как именно поддерживается чистота в городе. Поведайте ему о дворниках, поливочных и уборочных машинах, объясните, как работает каждый из них, в чём заключается их назначение. Это сформирует в ребёнке уважение к чужому труду.

ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

Прогулка по городу – хороший способ знакомства с городской фауной. Конечно, в городской среде она весьма ограничена, но что есть, то есть. Важно, чтобы ребёнок не только узнал о самих животных, но и привык к ним – особенно к собакам, которых нередко боятся дети .

Опишите цвет и размер замеченных вами особей, уточните, чем они питаются, как называются их детёныши и т.д. Обязательно обратите внимание малыша на то, что бывают не только домашние, но и бездомные кошки и собаки. Также изучите вместе птиц: как они называются, какие звуки произносят, где живут.

НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ

Для начала объясните, что такое детская площадка и для чего она предназначена. Акцентируйте внимание на том, что площадка общая и играют тут самые разные дети. Назовите всё, что на неё присутствует: качели, горка, песочница и т.д. Всем этим нужно пользоваться сообща, не ссорясь и не ругаясь – каждый присутствующий ребёнок имеет равные права на пользование этих предметов. Тем самым вы объясните малышу азы мирного взаимодействия с людьми и предупреждения конфликтов.

Расскажите о том, что можно брать с собой для игры на площадке: лопатку, ведёрко, игрушки (машину, куклу и т.п.), что очень хорошо делиться с другими детками своими игрушками. А ещё лучше – играть вместе, в том числе и в подвижные игры: «Прятки», «Догонялки» и т.д.

МАГАЗИНЫ

Часто мамам приходится ходить по магазинам вместе с ребёнком, что также можно обернуть на пользу. Спросите малыша, в какой магазин вы пришли, что именно здесь продают? Как называются магазины, в которых продают другие виды товаров (продуктовый, мебельный и др.)? Назовите всё, что видите вокруг: витрину, прилавок, кассовый аппарат. Также расскажите о том, что в магазине работают продавцы, а тех, кто покупает товары, называют покупателями.

ВРЕМЯ ГОДА

Порассуждайте о том, что происходит осенью, как меняется природа. Расскажите о листопаде, о том, какого цвета теперь листья на деревьях (можно собрать даже небольшую коллекцию для гербария). Спросите ребёнка, какой стала погода: что изменилось по сравнению с летом? Какую одежду и обувь надо носить осенью и почему? Каково значение осени в жизни людей и природы в целом? (сбор урожая, подготовка к зиме и др.)

В общем, разговаривайте, общайтесь, обучайте, только без фанатизма. Не стоит превращать приятную прогулку в лекцию: всё должно быть интересно, легко и непринуждённо.

Горите своему ребенку:

1. Я люблю тебя.
2. Люблю тебя, не смотря ни на что.
3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
8. Спасибо.
9. Мне понравилось сегодня с тобой играть.
10. Мою любимое воспоминание за день, когда мы с тобой *______* (что вы делали вместе).

Рассказывайте:

11. Историю их рождения или усыновления.
12. О том как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие.
13. Историю о том, как вы выбирали им имена.
14. О себе в их возрасте.
15. О том, как встретились их бабушки и дедушки.
16. Какие ваши любимые цвета.
17. Что иногда вам тоже сложно.
18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает — *люблю тебя*.
19. Какой у вас план.
20. Чем вы сейчас занимаетесь.

Слушайте:

21. Вашего ребенка в машине.
22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
23. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи.
24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка. Спрашивайте:
26. Почему ты думаешь это случилось?
27. Как думаешь, что будет если _____?
28. Как нам это выяснить?
29. О чем ты думаешь?
30. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
31. Как думаешь, какое *оно* на вкус?

Показывайте:

32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать.
33. Как свистеть в травинки.
34. Как тасовать карты, сделать веер (домик).
35. Как резать еду. Как складывать белье.
36. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
37. Привязанность к вашему супругу.
38. Что заботиться о себе (ухаживать за собой) очень важно.

Выделите время:

39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
40. Чтобы посмотреть на птиц.
41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
42. Ходить в какие-то места вместе.
43. Копаться вместе в грязи.
44. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
45. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет. Порадуйте своего ребенка:
46. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
47. Положите шоколад в блины.
48. Выложите еду или закуску в форме смайлика.
49. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать.
50. Играйте с ними на полу.

Отпускайте:

51. Чувство вины.
52. Ваши мысли о том, как должно было быть.
53. Вашу потребность быть правым. Отдавайте:
54. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
55. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
56. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
57. Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
58. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
59. Делайте ванну в конце длинного дня.
60. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.

Среди моих знакомых на детской площадке есть семья – мама и сын. Мальчику уже исполнилось 2 года, а еще ни разу никто не слышал, как он говорит. Даже слова «мама». Женщина растит сына одна и воспитанием и развитием его не очень озабочена. Знает, что с ребенком нужно разговаривать, но у нее все как-то не получается. Как-то не о чем ей говорить с маленьким.

Я считаю, что разговаривать с ребенком необходимо не только для того, чтобы спровоцировать его речь, хотя это тоже важно. Рассказывая, мы открываем для маленького человека мир, интересный и незнакомый.

Объясняем

Вещи, которые нам понятны и очевидны, для ребенка новые и часто непонятные. На улице столько происходит интересного! Я постоянно сыну комментирую происходящее: «Это большие ребята, они играют в догонялки», или «Вот как ребята дружно снег чистят». Мы ищем на небе самолет и смотрим, как он скрывается за соседним домом. Наблюдаем за людьми и вообще всем вокруг.

Для разговоров с маленькими детьми тем море: сказки, игрушки, мультики, разные птички и букашки, магазины, машины. Не понимаю, как можно молчать все время?

Учим общаться

Хороший тренажер для обучения общению – детская площадка. Но без наших объяснений ребенок вряд ли поймет, как и где нужно себя вести. Гуляя там, постоянно приходится напоминать сыну, что нельзя бросать песок, что нужно аккуратно съезжать с горки, уступить место и т.д.

Недавно наблюдала типичную сцену: мальчик и девочка копались в песочнице. Мальчик помешал девочке, та пожаловалась маме. Мама не стала ругать мальчика и не отмахнулась от дочки. На мой взгляд, она поступила очень мудро: обернула все в игру. Она предложила детям соревноваться, кто быстрее и глубже выкопает ямку. В результате не было обиженных, а просто стало интереснее играть.

Сыну очень интересно смотреть, как играют старшие дети, и он не прочь поиграть с ними. Но я объясняю, что ему еще рано с ними играть и предлагаю просто посмотреть. И ему интересно, и детям нравится, что к ним проявляют интерес.

Для ребенка важно узнавать, что происходит вокруг, а нам - дать оценку происходящему. Стараюсь не ругать других детей. Недавно девочка на велосипеде въехала прямо в велосипед моего сына. Я, конечно, испугалась, вскрикнула. Естественно, хотелось пооругать ее. Но ведь и она тоже испугалась. В результате я только спросила, не ушиблась ли она.

Если мы не будем злиться, обзывать при ребенке кого-то, то, скорее всего из него вырастет не злой, а позитивный человек.

Растим вежливого ребенка

Обязательно здороваемся, говорим спасибо, извини, будь здоров и т.п. Можно ребенка и не заставлять это делать, будьте уверены, он сам поймет, что так правильно. Мой сын недавно сказал мне спасибо, когда я ему распутала веревочку у машинки, и быстрее меня ответил соседке на ее «здравствуйте». Было приятно:)

У нас еще не было такой ситуации, когда бы мой сын пытался что-то отобрать у другого ребенка или кого-то ударить. Но когда он испачкал девочке шапочку песком, я сразу же извинилась перед ней и помогла отчистить. Ведь сам он еще не умеет этого делать, пусть учится.

Кому-то трудно разговаривать с малышом. А по-моему трудно воспитывать и развивать ребенка, не разговаривая с ним.

А вам это легко дается?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.