Методическая разработка проектная деятельность по патриотическому воспитанию. Методическое пособие. Проектная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию. Взаимодействие с семьей

Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей

«Скажи – и я забуду.

Покажи – и я запомню.

Вовлеки – и я научусь»

(Китайская пословица)

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства.

Недооценка патриотического воспитания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося. Дополнительное образование создает условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Говоря о патриотическом воспитании, мы понимаем взаимодействие взрослого (педагогов и родителей) и ребенка, в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Подчеркивая социально важные качества: доброту, уважение, желание и умение помочь другу, заботу о других. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся. Современный образовательный процесс ориентирован на развитие личности, поэтому мы рассматриваем ребенка как субъекта социализации, который не только усваивает социальные нормы и ценности, но и становится активным участником социальных процессов, при этом развиваясь и реализуя себя как личность.

Участие в проектной деятельности способствует самореализации учащихся, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.

Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учащихся в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.

Реализация проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского - projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое - «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют, во-первых - совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых - это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) , а также его учеником В. Х. Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Проектная деятельность учащихся - совместная учебная, познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проект или исследование с точки зрения учащегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект или исследование с точки зрения педагога - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у детей, а именно учить:

    проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

    целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

    самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

    представление результатов своей деятельности и хода работы;

    презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

    поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

    практическому применению знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

    выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

    проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Выделяют проекты следующих типов:

Исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

Творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

Информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);

Практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, зимнего сада школы, экологического щита, справочный материал, словарь, дизайн дома, квартиры, пр.).

В чем заключается педагогическая значимость проектной деятельности?

    Открывается возможность формирования жизненного опыта.

    Стимулируется творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

    Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

    Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

    Ведет учащихся по ступенькам роста от проекта к проекту.

Этапы работы над проектом

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

    актуальность и важность данной проблемы;

    анализ разнообразной информации;

    программа действий;

    разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)

    представляют проект

    оформляют портфолио

    готовят стендовую защиту

    разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Первые проекты могут быть индивидуальными и небольшими по объему.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. А именно: Темы детских работ выбираются интересные и значимые. Например:

    Моя семья;

    Все профессии нужны, все профессии важны;

    Моя родословная;

    Наш семейный альбом;

    Традиции моей семьи;

    Школа будущего;

    Мой родной город;

    Путешествия по России.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития, быть близкой пониманию. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Презентацию результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на ярмарках идей, конкурсах детских конференциях.

Такая работа позволяет решить важнейшую воспитательную задачу - воспитание патриота своей Родины.

Так, поэтапно начиная с истории своей семьи, изучения школы, в которой учишься, родного края - своей малой родины, а затем к истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом. Гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, преумножению ее богатств и дальнейшего процветания.

В целом проектная деятельность дает возможность: повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательской творческой деятельности.

От проекта к проекту возрастает качество представляемого материала, формы его подачи. Наблюдается сплочение коллектива не только учеников, но и родителей, что способствует тесному взаимодействию семьи и школы в воспитании подрастающего поколения. А когда есть взаимопонимание, когда работа проводится не формально, а от души и от сердца, непременно будет и положительный результат.

Учащимся удается выступать в разных социальных ролях: исследователей, экскурсоводов, фоторепортеров, корреспондентов, сочинителей, оформителей. Педагог поддерживают и развивают инициативу школьников, направляет деятельность учащихся.

Патриотическая работа с использованием проектной деятельности дает положительные результаты:

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

Список литературы

    «Военно-патриотическое воспитание в школе» М.В. Видякин, Н.А.Касаткина, И.О. Усатова и др. Волгоград: Учитель 2006 г.

    Бузский, М. П.Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев; Волгоград: ВолГУ 2008.

    Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию /Ю. Гладкова// Ребенок в детском саду. – 2008. – № 2. – С. 11-–14.

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк и др. М.: «Просвещение» , 2009г.

    Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007г.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000

    Опыт патриотического воспитания Т. Тикаева. Волгоград.Учитель 2008г.

    «Патриотическое воспитание» И. Пашкович. Волгоград: Учитель 2006г.

    Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

    Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (сост., ред. Семенова Г.С.) Издательство: Школьная Пресса 2008 г.

    Т. В. Плахова «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи» Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Самара 2007 г.

    Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ / Л.Л. Тимофеева// Управление ДОУ. – 2011. – № 3. – С. 22–28.

    Трофимова Г.Е. Проектная деятельность в воспитании у детей любви к родному городу/ Г.Е. Трофимова // Управление ДОУ. – 2009. – № 1. – С. 83–85.

    Уроки служения Отечеству. А.Н. Вырщиков. М.: Глобус 2008г.

    «Я – гражданин России!» О. Жиренко, Е. Лапина М.: ВАКО 2008г.

Мы живём в эпоху модернизации, инновации, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Наши дети, дети современного времени очень отличаются от времени их родителей и тем более от времени их бабушек и дедушек. Мы видим, как происходит социальное расслоение общества: ценностную переориентацию среди молодёжи и подростков, их отношения к Родине, у многих из них искажаются их нравственные ценности, где мы видим порой, проявления грубости и неуважения к старшему поколению. И, конечно же — это огромная проблема, которую нужно решать безотлагательно. Поэтому, в новых условиях жизни необходимо менять принципы воспитания и образования современных детей.

Мы знаем, что ещё в советские времена особое внимание в педагогике уделялось патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Воспитанию патриотических чувств являлась сама история — подвиги людей во время гражданской и Великой отечественной войны, самоотверженный труд в тылу врага, подвиги партизан и разведчиков и многое, многое другое. Дети советских времён знали историю своей страны, многие из них, будучи подростками сами прошли через горе, потери, трудности и испытания. Современные же дети очень далеки от советской истории, они живут в эпоху других ценностей и идеалов. Поэтому наших детей необходимо знакомить с советской историей, с патриотизмом и героизмом советских людей, так как это основа для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программах обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.

Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов (наблюдение, чтение художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин, иллюстраций к книгам, беседы, встречи с интересными людьми, целевые прогулки и т. д.), через все виды детской деятельности (образовательной, проектную, трудовую, игровую). Задача воспитателя так организовать свою работу, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность, привлечь и заинтересовать родителей. Известно, что чувство Родины связано с восхищением того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Впечатления, которые ребёнок пропустил через собственные впечатления играют огромную роль в становлении личности ребёнка, в формировании его патриотических чувств.

Хочется отметить и то, что большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение (родители, старшее поколение, детский сад). Работа в нашем детском саду построена так, что ребёнок знакомиться с детским садом, улицей, городом, где он живёт, постепенно, а затем уже со своей страной, её столицей, символикой, общими праздниками, которые отмечает весь народ. С воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование высокого чувства – чувства любви к своему Отечеству.

Мы знаем, что формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если есть тесная связь детского сада с семьёй. Задача дошкольного учреждения и педагогов донести до родителей, что семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственную насыщенность отношений. Семья – первый коллектив ребёнка, часто родители забывают, что ребёнок должен чувствовать себя равноправным членом этого коллектива. Давая ребёнку посильную работу в труде, в подготовке к совместному празднику и отдыху, разделяя заботы взрослого, стремясь сделать что – то для других, родители помогают малышу начать ощущать себя членом семьи. Тем самым мы постоянно пополняем опыт участия детей в общих делах, ежедневно упражняем их в совершении нравственных поступков.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Поэтому работа по патриотическому воспитанию включает в себя комплекс задач:

— формирование представлений о семье и человеке;

— формирование представлений о родном крае и о его природе;

— воспитание у ребенка любви и привязанности к детскому саду, улице, городу;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— развитие чувства гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный, и в тоже время интересный педагогический процесс. И для того чтобы увлечь этой деятельностью всех детей, родителей и педагогический коллектив, нами был разработан исследовательский проект:

«Почему так названы улицы вокруг детского сада?»

Цель проекта:

  1. Обогащать и расширять знания детей о родном городе.
  2. Закреплять умение ориентироваться на плане (микрорайон вокруг детского сада), знать название улиц и почему они так названы.
  3. Воспитывать желание больше знать о своём городе, через детскую проектную деятельность.

Задачи проекта:

— формировать у детей знания, о улицах родного города;

— закреплять представления, о районе в котором мы живем;

— познакомить с улицами вокруг детского сада, связанными с именами знаменитых людей страны;

— совершенствовать умение детей находить соответствующую информацию (о человеке или месте в честь кого названа улица), делиться информацией со сверстниками;

— поощрять сотрудничество всех членов семьи и их творчество при оформлении детского проекта.

Предполагаемый результат:

  • Вызвать у детей познавательный интерес к знаниям о родном крае, так как это основа для воспитания бережного отношения к человеку, природе, к миру.
  • Вовлечь детей родителей в совместную деятельность к поиску историко – географических знаний о своей малой родине, в результате тесно организованной связи «ребёнок – родители – воспитатели».
  • Воспитывать чувство любви к родному краю.

Работа над проектом проходила поэтапно:

1 этап: Создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

2 этап: Оформление проекта. Родители помогают своему найти информацию, адаптировать её для детского восприятия, оформить проект, но организатором проекта является ребёнок.

3 этап: Защита детского проекта. Ребёнок самостоятельно презентует свой проект перед детьми и родителями группы. Важно присутствие родителей на защите проекта, чтобы помочь ребёнку в тот момент, когда у него возникнут затруднения при рассказе.

4 этап: Закрепление и систематизация знаний.

В ходе проектной деятельности, в холле нашего детского сада была организована выставка детских проектов для детей и родителей детского сада. Детские проекты были доступны для всеобщего обозрения. Дети были горды за то, что они являются участниками данного проекта и за то, что они владеют интересной информацией о родном городе и о героях, в честь которых названы улицы нашего города. Кроме этого совместно с детьми и родителями была организована сюжетно — ролевая игра «Путешествие по улицам вокруг детского сада».

В преддверии «Недели славы», посвященной празднованию дня Победы, дети заинтересовались, «Есть ли в городе улицы, которые носят имена и фамилии героев Великой Отечественной войны?», это послужило основанием для продолжения работы по проектной деятельности с детьми.

Цель проекта:

Расширять и обогащать знания детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы места и памятные объекты города, через детскую проектную деятельность.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, в котором живут дети.
  2. Дать детям элементарные сведения об истории России. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности, защищать Родину. Расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.
  3. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Поддерживать интерес детей к событиям, происходившим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения.

Работа над проектом также проходила поэтапно. Для закрепления была организована выставка детских творческих работ и проведено открытое мероприятие

Ольга Деминтиевская

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих граждан нашей страны. И то того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства

Патриотическое воспитание должно начинаться в семье. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности , в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Ребята затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. У них отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья» , «члены семьи» . Дети не знают свою родословную, мало развито чувство гордости за свою семью. Знать свою родословную очень важно, потому что она осуществляет связь прошлого, настоящего и будущего, знакомит каждое новое поколение членов семьи с историей, традициями рода.

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя родословная» в рамках реализации годовой задачи «Патриотическое воспитание дошкольников » . Исходя из моей практики в проектной деятельности , я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение формирования личности ребенка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Я подумала, что создание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.

Дети и их родители приняли активное участие в реализации данного проекта .

Цель проекта : Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях.

Задачи :

1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к родным и близким, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

3. Способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности .

4. Воспитывать интерес к своей родословной.

5. Познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи»

Наш проект - исследовательско-творческий, был рассчитан сроком на 1 неделю для детей 3-4 лет и родителей, включал в себя несколько этапов.

1 этап : подготовительный

Ознакомление детей и родителей с целью проекта

Сбор информации о генеалогическом древе

На подготовительном этапе, проанализировав методическую и художественную литературу по данной теме, нами были определены цель и задачи проекта . Ознакомили родителей с целью и задачами проекта . Привлекли родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта (оформление группы по теме «Моя семья» , выставка наглядного и дидактического материала по теме «Моя Семья» ).

2 этап : основной

Разработка консультации для родителей

Создание папки – передвижки «Моя семья»

Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»

Проведение бесед по данной теме

На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо. Даны рекомендации по созданию генеалогического древа, памятка по составлению родословной (с эскизами по оформлению) . Для детей были подобраны произведения художественной литературы по теме «Моя семья» : «Мамина работа» Е. Пермяк, «Мамина дочка» В. Белов, «Старый дед и внучек» Л. Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский. Организованная образовательная деятельность «Что такое генеалогическое древо?» , где я рассказывала детям, что семья похожа на дерево с листочками. Корни дерева уходят в самую глубь земли, мы их не видим. Точно также мы порой не знаем о своих предках. Ребятам задавались вопросы, а как вы думаете, толстые ветки дерева - это кто? Дети отвечали, что это бабушки и дедушки. Беседы : «Выходной день в моей семье» , «Как я помогаю дома» , «Кем работают твои родители» , «Как мы отдыхаем» помогли сформировать представление о роде и семье.

3 этап : заключительный

Выставка и защита проектов детьми «Генеалогическое древо моей семьи»

Обобщение материала по реализации проекта

Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и презентовали свою работу небольшим рассказом о своей семье. Работу можно было выполнить любыми способами оформления, но обязательно должны быть фотографии, чтобы ребенок мог рассказать о своих близких. В результате получились замечательные работы.

Выводы :

В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, познакомились с понятиями родственники, генеалогическое древо. У детей появилось желание быть похожими на близких людей, возрос интерес к семье, гордость за свою семью. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

На этом мы не останавливаемся. В дальнейшем планируем создать семейный альбом нашей группы, куда войдут «Семейные праздники» , «Профессии семьи» .

Публикации по теме:

Доклад на семинаре по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях, заложить.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Региональный компонент: край мой Смоленский» Тема нравственности и патриотизма.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой Дагестан» Актуальность У каждой эпохи и каждого поколения свои ценности и кумиры. И это естественно, потому что ритм жизни и окружающий нас мир меняется.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Родина» Проект «Моя Родина» разработана с учетом ФГОС и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф. …» Составила Грибанова.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия - Моя Родина» Проект по нравственно–патриотическому воспитанию " Россия - Моя Родина" Актуальность темы: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как.

Интересные фотоотчёты и советы по разработке тематических проектов нравственно-патриотической направленности. Долгосрочные и красткосрочные тематические проекты, посвящённые малой и большой Родине; подвигам наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны; обычаям и традициям народов нашей страны; духовно-нравственному просвещению и воспитанию детей.

Опыт педагогов по созданию соответствующей предметно-развивающей среды (уголок «Моя родина - Россия», дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, картины, иллюстрации).

Тематические проекты - ступени воспитания патриотизма.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 1787 .
Все разделы | Патриотическое воспитание. Проекты

Презентация к проекту «Моя Родина - Россия» В настоящее время отмечается интерес к изучению культуры нашей Родины.Учащиеся мало знают о прошлом России. В основу данного проекта заложена идея гражданско - патриотического воспитания через формирование у ребят интереса к русской деревне и жизни русского народа с опорой на...

Проект по патриотическому воспитанию детей в средней группе. Выполнение проекта : Краткосрочный, 1 месяц (14 января – 25 февраля 2019 год) Цель : воспитывать уважительное отношение к людям военных профессий, Узнавать символику - российский флаг, флаг Кубани. Воспитывать любовь и...

Патриотическое воспитание. Проекты - Кратковременный проект ко Дню города. Создание фотоальбома «Моя малая Родина» (вторая младшая группа)

Публикация «Кратковременный проект ко Дню города. Создание фотоальбома «Моя малая...»
Цель проекта: расширять знания детей о своей малой родине; воспитывать чувство гордости за свою малую родину, чувство сопричастности к истории и судьбе России; привлечь к работе над проектом родителей, способствовать сплочению детского коллектива и родительской...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Презентация «Орган - король инструментов» к проекту «Люблю тебя, мой край родной» Презентация «Орган – «король инструментов»» к проекту «Люблю тебя, мой край родной» Загадка Инструмент тот с давних пор Украшал собой собор. Украшает и играет, Весь оркестр заменяет (Орган) «Король инструментов» - именно так называют орган за огромные размеры, потрясающий...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Южа - маленькая Русь» Гипотеза: Система народного образования призвана обеспечить воспитания патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. О...

Презентация «Проект «Моя малая Родина» Слайд 1. Слайд 2. Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью» ВЫСКАЗЫВАНИЕ Василий Александрович Сухомлинский. После проведения праздника «День народного единства» у Васильевой Вики возник вопрос «А что такое малая Родина?». Для...

Патриотическое воспитание. Проекты - Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через проектную деятельность

Цель проекта: Формирование нравственных ценностей. ЗАДАЧИ: -Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. -Расширение знаний о защитниках отечества, о функциях армии. -Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ. -Развивать речь детей, обогащать, словарный...

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода В силу последних перемен всё более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных и неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее...

Патриотическое воспитание учащихся через проектно-исследовательскую деятельность.

Стремительный переход общества от индустриальной формации к информационной привёл к кардинальным изменениям в социально-экономической жизни. В современном обществе основой любой деятельности служит работа с большими объёмами разнообразной информации.

Отсюда генеральным направлением реформирования школы стало формирование человека, способного добывать и анализировать информацию, планировать, прогнозировать, контролировать и корректировать развитие событий.

Это ставит перед школой принципиально новую задачу ─ создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Она способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.

Девизом проектной деятельности могут стать слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов исследования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Одной из главных целей проекта является успешность. Успех - это чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов.

Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности.

Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, независящее от успеваемости.

Занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений.

Наиболее важными считаю:

Качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.

Умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи, гордиться своими предками. Именно эти вопросы решает правильно организованная в классе проектная деятельность.

"Долг педагогов – помочь детям «не раствориться» в этом сложном, «бушующем» мире; найти себя, обнаружить собственную идентичность («самость»); нащупать спасительные «точки опоры».... "

Эта тема была выбрана не случайно.

2015 - юбилейный год в истории России, год 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война. Однако современные школьники мало знают об этом времени. В один из осенних дней, когда к нам в класс вошла школьный библиотекарь, чтобы презентовать книгу, подаренную школе губернатором Московской области Воробьевым, у меня уже не было сомнений – проекту быть! Название книги «Чтобы знали и помнили» подсказало и название коллективного проекта.

Целью проекта явилось воспитание у молодого поколения уважения к подвигу защитников Отечества, любви и уважения к Родине. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, выявление масштабов войны, трагедии народа, цены победы. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы. Создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации детей, развития самостоятельности в поисках необходимой информации умение использовать, полученные знания на практике.

Основополагающий вопрос:

Для чего человеку память?

Проблемные вопросы:

Как защищали Родину наши солдаты на полях сражений?

Как помогали защитникам дети и подростки?

Как проявили себя жители, осажденных городов?

Имеют ли право павшие в борьбе с врагом на память о себе?

Этапы работы над проектом:

1.Знакомство с содержанием книги «Чтобы знали и помнили…». Выбор темы, раздела.

Книга включает в себя несколько разделов:

Как началась война

Битва под Москвой

Сталинградское сражение

Курская битва

Битва за Днепр

Успешные операции 1944 года

Ленинград, город победивший блокаду

Освобождение Европы

После Великой Победы

Каждый получил возможность выбрать наиболее понравившийся ему раздел.

Выбор раздела обусловил дальнейшую работу групп. А также были выявлены наиболее популярные разделы книги.

2.Мини-проект «Кто нас защищает».

В работе над проектом нам активно помогали родители, которые и организовали экскурсию в легендарную дивизию им. Ф.Э.Дзержинского. Ребята возложили венки к памятнику погибшим воинам отряда «Витязь», побывали в музее боевой славы ОДОН, познакомились с современным оружием. Военнослужащие продемонстрировали показательное выступление. В музее дивизии экскурсовод рассказал ребятам о памятных страницах истории дивизии, особое внимание уделив боевому пути дивизии в период Великой Отечественной войны.

На Параде Победы 24 июня 1945 года воинам 2 полка дивизии была поручена честь пронести по Красной площади и бросить к подножию Мавзолея Ленина вражеские знамёна и штандарты. Этот эпизод запечатлен советскими и иностранными кинематографистами. И особое место занял рассказ о выпускнике нашей школы, Герое России Алексее Ситникове. Именно здесь ребята поняли смысл слов «В жизни всегда есть место подвигу».

Итогом этого мини-проекта стала военно-спортивная игра «Зарница».

3.Экскурсия в краеведческий музей.

Еще одним шагом в расширении знаний учеников о Великой Отечественной войне стало занятие «Полянка», которое провели для ребят экскурсоводы Балашихинского историко-краеведческого музея. Проходило оно в зале воинской славы, который хранит в себе громаднейшую память тех лет. Ребята узнали о героях-земляках, военных орудиях, знаменитой Катюше. Первый раз дети услышали историю 25-ого Балашихинского истребительного батальона и батальона народного ополчения, узнали о подвигах земляков: героя России Ивана Андреевича Флёрова и Евгении Максимовны Рудневой, затаив дыхание, слушали рассказ экскурсовода о полном кавалере орденов Славы Николае Максимовиче Яганове… Особое место в экскурсии занял рассказ о жизни тех людей (и взрослых, и детей), кто ковал победу в тылу. Познакомились ребята с экспозицией музея, посвященной военной тематике. Там представлены фотоматериалы, письма, военные трофеи, коллекции работ известного фотокорреспондента В. Тёмина.

Узнали и о том, что названия улиц города отражают его прошлое. В табличках на фасадах домов читается память о людях и событиях, сыгравших значительную роль в судьбе города, а иногда и всей страны.

Посещение музея заставило еще раз задуматься, чем стала для нас эта война, как она коснулась нашего города и наших семей. Школьники получили возможность прикоснуться к истории, осознать, что герои – это люди, живущие среди нас.

4. Выставка рисунков «Я только слышал о войне».

Свои впечатления ребята отразили в творчестве, оформив выставку рисунков.

5. Работа над индивидуальным проектом.

В результате проделанной работы были созданы проекты по темам разделов книги. У нас появились журналы, книги, плакаты и целые стенды. Во время защиты проектов было видно, что все, о чем рассказывает ребенок, нашло отклик в его сердце. Каждый старался внести в свое выступление частицу того нового, о чем не знают одноклассники. Донести до ребят то, что не оставило равнодушным его самого. Ребятам это удавалось. Судить об этом можно по тишине, стоявшей в классе, по вопросам, которые задавались автору, по той атмосфере, которая царила в классе еще долгое время.

6. Разучивание стихов и песен о войне, песен военных лет.

7. Итог проекта – устный журнал «Чтобы знали и помнили…» .

Патриотизм и другие нравственные категории вряд ли можно воспитать даже самыми удачными проектами в школе. Патриотическое воспитание будущих поколений будет успешным тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Но и мы, педагоги, можем способствовать формированию интереса детей к тому, без чего воспитать патриота невозможно.

Проект «Чтобы знали и помнили…» стал важным шагом на пути к этой цели.

В процессе работы над проектом ребята учатся правильно формулировать тему, определять цель и задачи проекта, выдвигать гипотезы, учатся выделять этапы работы, вести наблюдения, подбирать информацию, оформлять свои мысли устно и письменно, учатся сотрудничать со взрослыми и сверстниками, работать в коллективе. Активная мыслительная деятельность расширяет кругозор, развивает интеллектуальные способности ребёнка, что является важным и актуальным в настоящее время.

Таким образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека.

Проектная деятельность младших школьников закладывает основы развития проектирования в основной школе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.