Экологический проект для средней группы детского сада «Цветочная фантазия». Проект по окружающему миру (средняя группа) на тему: Экологический проект в средней группе "Вместе сделаем мир лучше!"

Данный проект направлен на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде.

Продолжительность проекта: долгосрочный, сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Участники проекта: дети средней группы «Солнышко», воспитатель, родители.

Цель проекта: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект в средней группе

«Вместе сделаем мир лучше!»

Подготовила: Морозова Т.В., воспитатель

Описание проекта: Данный проект направлен на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде.

Продолжительность проекта: долгосрочный, сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Участники проекта: дети средней группы «Солнышко», воспитатель, родители.

Цель проекта: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Учить видеть красоту природы;

Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;

Учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку;

Познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

Развивать умение связно и последовательно обобщать словарный запас;

Развивать логическое мышление, внимание, память;

Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

Воспитывать желание беречь природу;

Воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;

Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

Прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Предполагаемый результат:

Проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;

Эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы;

У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;

Бережное отношение к природе.

Необходимые материалы:

  • уголок природы в группе;
  • огород на окне;
  • наглядный и демонстрационный материал;
  • оборудование для экспериментирования и проведения опытов;
  • библиотека.

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

Д. Родович

Экологическое воспитание, основанное только на пассивном созерцании природы не может быть успешным. Одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому мы привлекаем каждого ребёнка в посильную для его возраста практическую деятельность.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап:

2. Проведение мероприятий в группах.

3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Я вместе с детьми средней группы «Солнышко» и их родителями разработала и реализовываю долгосрочный экологический проект «Вместе сделаем мир лучше».

Проект реализовывается с сентября 2016 г. по май 2017 г. Участие в проекте позволяет расширить и систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы, стимулировать развитие самостоятельной творческой активности детей, развивать у детей доброжелательное отношение к живым объектам, научить правильно вести себя в природе, а также доводить до родителей актуальность экологического воспитания.

В ходе проекта проводятся краткосрочные и длительные наблюдения за сезонными явлениями природы, сравнение сезонов смежных и отличающихся друг от друга, за облаками на небе, птицами на кормушке, за ростом растений и падающими снежинками, в ходе которых обращается внимание детей на пение птиц, дети наблюдали за их повадками, знакомились с явлениями природы.

Вместе с родителями дети собирали травы, овощи, замысловатые палочки, сучки, красивые осенние листья, изготавливали гербарий.

После проведенных наблюдений дети отмечали в календаре природы не только погоду, но и появление желтых листочков, окончание сбора урожая на огороде, первый снег, заморозки.

В октябре была организована выставка поделок из даров природы «Осенние фантазии». Дети вместе с родителями изготавливали шедевры из природного материала, лучшие работы были отмечены, а призы получили все принявшие участие в конкурсе.

В декабре планируется выставка детского и семейного творчества «Зимушка хрустальная».

Разучиваем пословицы и поговорки по экологическому воспитанию:

  • Без воды – земля пустырь;
  • Где сосна выросла, там она и красна;
  • Не велик соловей, да голосок золотой;
  • Рощи да леса – всему краса.

В рамках проекта «Вместе сделаем мир лучше» с детьми провожу беседы: «О лесных обитателях», «Снег – он какой?», «Кошка и собака – наши соседи», «Лесные модники», «Овощи и фрукты», «Что такое кислый дождь?».

Украшает группу центр Природы, где по возрасту подобраны растения с паспортами к ним, оборудование для ухода за растениями, уголок для опытнической работы «Экспериментальная мастерская».

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, поэтому уделяется большая роль дидактическим играм: «Чей детеныш?», «Зоологическое лото», «Времена года», «Цветочный магазин», «Где что зреет?», «Угадай растение», «Птицы, звери, рыбы».

Проводятся словесные игры: «Съедобное – несъедобное», «Какого растения не стало?», «Вершки – корешки», «Узнай и назови», «Игра в слова», «Где снежинки?».

С помощью картин, игрушек дети знакомятся с дикими и домашними животными через прослушивание сказок и воздействие поэтического слова, дети задумываются над увиденным, услышанным. Рассказы о животных, вызывают эмоциональный всплеск, высказывания в защиту животных.

В ходе реализации проекта планируются экологические акции «Чистый двор», «Покормите птиц зимой», «Капелька воды», экологическая акция «Природа просит помощи».

В ходе проекта дети знакомятся с экологическими знаками, в дальнейшем планируется проведение экспериментов по загрязнению воды «Дождь и свалка».

В ходе реализации проекта проводится работа с родителями: беседа «Берегите природу», работа по изготовлению кормушек для птиц. Так же родители привлекаются к пополнению уголка природы в группе. Весной планируется оформить фотостенд в родительский уголок «Советы, как помочь нашему городу быть чистым!» и придумывание дизайна цветника на нашем участке.


Экологический проект в средней группе. Сделаем мир краше!!!

Актуальность:
Мы педагоги дошкольного образования работаем с детьми, которые ещё не подверглись воздействию социума, они как чистый лист и во многом, как пойдёт их дальнейшее развитие зависит от нас. В своей, ещё только начавшейся жизни, они общались с близкими родственниками. В век развития технологий дети редко общается с природой, большинство родителей предпочитают прогулкам просмотр мультфильмов или компьютерные игры, ссылаясь на занятость. Я не отрицаю пользу ИКТ, но нельзя забывать о том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в детстве и это наша задача. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Везде можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Вид проекта: познавательно-информационный.
Цель проекта:
Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей. Знакомство с разными объектами живой природы.
Задачи:
Развивать у детей экологические представления о растениях на участке, выделять характерные признаки.
Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Участники проекта:
Дети средней группы дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.
Срок реализации проекта (краткосрочный): 1 июля 2016 года – 1 августа 2016года.
Основные формы реализации проекта:
система развивающих игр, игровые ситуации, дидактические игры;
тематические беседы, наблюдения;
тематическое чтение художественной литературы.
Этапы оформления участка:
Детальное обследование группового участка и выделение наиболее интересных объектов.
Выбор вместе с детьми сказочных персонажей из хорошо знакомых сказок.
Составление плана работы с детьми и родителями на каждой точке.
Предварительная работа:
подбор иллюстративного материала по теме;
подбор литературы по теме;
подбор дидактических игр по экологии;
оформление уголка «Мир природы» в группе;
наблюдение в природе на прогулке;
сотрудничество с семьёй.
План реализации проекта:
Месяц, неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения
Июль 1 неделя Высаживание цветов на групповом участке. Воспитание у детей интереса к дальнейшим наблюдениям, привлечение к совместной деятельности детей и их родителей. Участок. Совместная деятельность детей и родителей.
Июль 2 неделя Украшение участка с использованием экологически чистых материалов (фанера). Привлечение внимания детей к сказочным персонажам. Воспитание интереса и бережного отношения к природе Участок. Совместный выбор персонажей.
Июль 3 неделя Опиловка деревьев на участке. Привлечение к совместной деятельности родителей. Участок. Наблюдение за работой родителей.
Июль 4 неделя Покраска МАФов на участке. Развитие художественно-эстетического вкуса у детей. Воспитание интереса и бережного отношения к труду взрослых. Участок. Наблюдение за работой родителей.
В течение всего месяца Разучивание стихотворений о природе. Чтение наизусть стихов, формирование любви к природе. Совместная деятельность во время прогулок.
В течение всего месяца Дидактические игры по ознакомлению с деревьями и растениями Закрепление знаний об экологическом мире Совместная деятельность во время прогулок.
В течение всего месяца Совместно с родителями уборка территории группового участка Приобщение детей к труду. закрепление знания, что любой труд в почёте. Уборка веточек и камушков с территории участка.
Оформление уголка природы.

Приложение










Высадка растений, ежедневный уход и полив.





Хорошо у нас в саду! Оформление участка.





Помощь родителей неоценима!А дети главные помощники.





Скачать Экологический проект в средней группе ДОУ

Паспорт проекта

Тип проекта:
По содержанию
— познавательный, исследовательский, творческий, игровой.
По числу участников – групповой
По характеру контактов – в рамках ГБДОУ
По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов

Сроки реализации:
краткосрочный (2 недели: с 28 апреля по 15 мая 2014 г.)

Участники проекта:
Воспитатели группы:
Завьялова Н.А., воспитатель I категории
Бесчастнова О.О., воспитатель
Музыкальный руководитель Стратиенко Н.В.
Дети средней группы №6
Родители

Актуальность проекта:
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; ионные и инновационные формы и методы работы.

Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность

Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».

Задачи проекта:
Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
Воспитывать бережное отношение к живому.
Развивать эмоциональную отзывчивость
Формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат проекта:
Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Музыкально — экологический досуг «Человек с природою подружись и ты»

Сотрудничество с семьёй:
Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
Придумывание рисунков-загадок о насекомых

Продукты проекта:
Презентация для детей « Наши соседи насекомые» (воспитатель Завьялова Н.А.)
Презентация для детей « Насекомые в загадках» (в-ль Завьялова Н.А.)
Презентация для детей «Природа в музыке (Насекомые)» (муз. руководитель Стратиенко Н.В.)
Бабочка (аппликация; дети)
Божья коровка (лепка; дети)
Пчелка (конструирование из бумаги; дети)
Бабочка (рисование; дети)
портфолио проекта (воспитатель Завьялова Н.А)

Ожидаемый результат по проекту:
Для детей:
— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов
— Развитие музыкально-творческих способностей.
Для родителей:
— Посещение с детьми Зоологического музея.
— Совместное чтение художественной литературы о насекомых
— Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.

Проект состоит из трех этапов:

I этап – подготовительный:

Разработка проекта
Подбор литературных произведений о насекомых
Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»
Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
Подбор музыкальных произведений по теме
Составление плана основного этапа.
Определение целей и задач проектной деятельности.

II этап – основной (реализация проекта):

Познавательные беседы по теме с использованием презентации.
Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу.
Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»
Разучивание считалки, потешек и стихотворения Т.Кулаковой; Отгадывание загадок по теме.
Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»,
Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д.Жученко «Две гусеницы разговаривают»
Разучивание песен: Ю.Жетенеевой «Божие коровки»; И.Кушниковой «Как прекрасен мир»; Е.Гомоновой «Доброта»; игра с пением В.Золотарёвой «Жучок»;
Танцевальная импровизация «На лугу» под музыку Майкапара «Росинки»; И.Баха «Шутка»
Инсценировка песни В.Иванникова «Пчёл детей учила мать»;
Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом».
Дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу», «Как сказать правильно?» «Собери цветок».
Развивающие игры: речь с движением « Жук»
С/Р игры, свободная деятельность детей(обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей»)
Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь»
Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

Создание условий для самостоятельной деятельности детей, создание предметно – развивающей среды

Взаимодействие с семьей
Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых»

III этап – Заключительный

Оформление выставки детских работ.
Проведение Музыкально — экологического досуга «Человек с природою подружись и ты» с приглашением детей из другой группы.
Оформление портфолио проекта
Создание презентации проекта.

Приложение
Фотомонтаж
Считалка, потешки, загадки о насекомых
Дидактические игры
Диагностика экологических знаний о насекомых детей средней группы
Конспекты совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с природой
Сценарий музыкального досуга

Познавательные беседы:

Цель:
— Знакомить детей с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием насекомые.
— знакомить детей со способами питания, образом жизни насекомых, с тем, как насекомые защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении насекомых для жизни других обитателей природы.

СЛОВАРЬ (лексический минимум)

Существительные: Насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, муха, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, цветы, листья, трава, пруд.

Прилагательные: Красивый, большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, черный, красный, желтый, разноцветный.

Глаголы: летать, ползать, садиться, кружиться, есть, пить, ловить, кусать.

Наречия: Высоко, низко, далеко, близко.

Загадки о насекомых

Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он - гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята -
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(Жук)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)

С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу,
И мед вожу
(Пчела)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Потешки:

— Жук, жук, где твой дом?
— Под березовым листом
Ехал Филя-коновал,
Мой домик растоптал

— Пчелка-пчелка,
Золотая холка,
Полети на лужок
Принеси нам медок.

Считалка:

Жил за печкою сверчок,
Каблучками чек да чек,
Но сломался каблучок –
И за печкою молчок

Диагностика экологических знаний о насекомых детей
средней группы

Критерии оценки ответов:

1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

Для диагностики используется игра-лото «Насекомые».

Диагностика экологических знаний о насекомых детей
средней группы

Дидактические игры

«Угости насекомое»
Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.
Материал: Медальоны(картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем; фонограмма.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту)

Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых, и пока звучит музыка, выполнять движения, характерные для выбранного насекомого. Когда музыка закончится, взрослый спрашивает: «Кому я дам цветы? (Бабочке).Кому я дам мед? (Пчеле)»

«На лугу»
Цель:
Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Ход игры

Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».

Например:
Бабочки в небе …. (летают),
Крыльями… (машут),
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю),
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)

«Как сказать правильно»
Цель:
Учить детей образовывать множественное число глаголов.
Материал: Мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.

Например:
— Бабочка летит, а бабочки… (летят)
— Жук ползет, а жуки… (ползут)
— Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.
— Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают)

«Собери цветок»

Цель: развивать логическое мышление; закрепить знание понятия «насекомые»

Ход игры

Воспитатель говорит, что у нее есть очень необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках — рисунки. Предлагает детям собрать цветок. Предупреждает, что собрать его могут только умные, внимательные дети.

Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (цветы, насекомые, одежда, дикие животные и т.д.)

Речь с движением
«ЖУК»

Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, какбы показывая жука)
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)
Пусть сидит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)
Нос испачкал пылью. (показывают нос)
Улетел мой майский жук (машут руками)
Зажужжали крылья.

Используемая литература:
1. Л.В.Лебедева, И.В.Козина

Авторы: Завьялова Наталья Александровна,
воспитатель I категории,
Стратиенко Наталия Викторовна,
музыкальный руководитель I категории,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №69 Выборгского района города Санкт-Петербург,
Россия

  1. Наименование.
  2. Пояснительная записка.
  3. Паспорт проекта.
  4. План реализации проекта в средней группе.
  5. Анализ результатов диагностики дошкольников.
  6. Список литературы.
  7. Приложение 1. Конспекты НОД по экологии: «Для чего нужна вода?», «Где же спряталась вода?», «Секреты воды в жидком состоянии», «Что такое облака?», «Секреты воды в твёрдом состоянии».
  8. Приложение 2. Непродолжительный коллективный труд.
  9. Приложение 3. Эксперименты.
  10. Приложение 4. Наблюдения.
  11. Приложение 5. Игры.
  12. Приложение 6. Сценарий развлечения «Секреты воды».
  13. Приложение 7. Художественное творчество.
  14. Приложение 8. Творческие работы детей и их родителей.

Пояснительная записка.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.

Недаром говорят в Китае:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.

Паспорт проекта.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет) детского сада «Белочка», педагог группы, родители.

Предмет исследования: свойства воды.

Актуальность темы: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?

Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах.

Задачи проекта:

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

Расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);

Формировать представления о значении воды в жизни человека.

Предполагаемый результат:

Расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

Развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;

Формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

Воспитать бережное отношение к воде.

Результат проекта: Создание альбома «Секреты воды»: экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки), стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде. Просмотр презентации проекта: «Секреты воды».

План реализации проекта в средней группе ДОУ

Подготовительный этап проекта:

Задачи

Формы работы

Сроки

Разработка плана реализации проекта.

Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок.

Составление диагностики.

Диагностирование детей.

1-2 недели ноября

Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта

Создание экспериментальной лаборатории в группе.

Составление безопасных опытов и экспериментов с водой.

Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.

Разработка конспектов НОД по разным областям программы.

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте

Анкетирование родителей

Родительское собрание

Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.

Консультации

На протяжении всего проекта

Исследовательский (основной) этап проекта:

Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Секреты воды» для детей среднего дошкольного возраста

Сроки: декабрь - январь

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Познавательно-исследовательская

Познание

Коммуникация

Социализация

Безопасность

Опыты: «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода».

Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Отражение воды».

Наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега».

Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий. Создание водоохранных знаков.

Развлечение «Секреты воды»

Создание тематических альбомов о воде: загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками.

Физическая культура

Художественное творчество

Познание

Социализация

Здоровье

Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару».

Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри».

Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало».

Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель»

Коммуникативная

Коммуникация

Здоровье

Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Водоёмы».

Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье», Словесная игра: «Подскажи словечко».

Двигательная

Физическая культура

Социализация

Здоровье

Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «Снежинки», «Весёлые снежинки», «Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется».

Комплекс утренней гимнастики «Снежки»

Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки»

Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз»

Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!»

Трудовая

Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок».

Продуктивная

Художественное творчество

Рисование «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», «Весёлые снежинки».

Аппликации «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Морковки из льда», «Снеговик», «Капли воды».

Создание панно: «Ходит капелька по кругу».

Выставка работ на темы: «Для чего нужна вода?», «Водоохран

ные знаки»

Чтение (восприятие художественной литературы)

Чтение художествен

ной литературы

Чтение произведений: Э.Мошковская «Речка», Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К. И. Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода»,

Е.Благина «Снег», И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»,А.Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л. Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах» , Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Л. Квитко «Корова в тумане», Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды».

Загадки о воде.

Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»

Музыкальная

Использование музыки Прослушивание шума водопада

Заключительный этап проекта:

Сроки: февраль

Мероприятия

Ожидаемый результат

Развлечение на тему: «Секреты воды»

Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями.

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта

Выявление уровня знаний по теме проектирования.

Анализ результатов диагностики дошкольников

Подтверждение актуальности реализации данного проекта

Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки»

Выставка фоторабот по опытнической деятельности.

Оформление альбома «Секреты воды»

Презентация результатов проекта

Оформление проекта

Предоставление материалов для конкурса

Анализ результатов диагностики дошкольников

Эколого-педагогическая работа с детьми в течение определённого периода даёт отчетливые результаты. Проведённая диагностика позволяет нам более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать уровень знаний как в начале проекта, так и при его завершении. Таким образом мы видим данные показатели в приведённой ниже опрос - таблице и на диаграмме.

Если на начало проекта дети имеют низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта вновь проведённая диагностика, показывает высокие результаты. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов.

Я считаю, что проект удался, т.к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях.

по экологическому воспитанию

в средней группе

«Природа глазами детей»

Составила:

Волочай А.З.


«… логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей. »

К. Ушинский

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.


Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно, заботливо, гуманно относились к природе , постарайтесь те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы и по экологии подкреплять в опытах и экспериментах .

Для каждой возрастной группы ДОУ (средней, старшей, подготовительной) даются подробные сценарии опытов и экспериментов по экологическому воспитанию дошкольников.


В нашей группе № 4

мы реализовали

краткосрочный проект

(недельный)

под названием «Снег»


Цель: Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

Задачи:

  • Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия,
  • совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира,

  • развивать мелкую моторику и тактильною чувствительность,
  • учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их,
  • научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, песок, камни, воздух) в разных их состояниях,

  • через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, песок, воздух),
  • научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования,

  • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой,
  • продолжать учить любоваться красотой
  • укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы (вода, солнце, воздух)

3 этапа:

  • Подготовительный

(беседы, рассматривание

иллюстраций, проведение

ОД «Снег»)

II. Основной

(проведение опытов,

экспериментов)

III. Заключительный

(подведение итогов)


Опыт «Вода и снег.»

Цель: закрепить знания о различных состояниях воды.

Ход опыта . Внести в группу снег и лед – где вода быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в

третье- лед.

Вывод: рыхлый

снег растает первым,

затем – утрамбованный,

лед растает последним.


Опыт «Прозрачность льда»

Цель: познакомить со свойствами льда.

Ход опыта: В прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно, утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед, потому что лед прозрачен.


Опыт «Определение чистоты снега»

Цель: учить определять чистоту снега.

Ход опыта: Набрать во время прогулки снег в белую чашку или на белое блюдечко. В помещении снег растает, и на дне блюдца останется грязная вода.


Опыт «Вода – растворитель».

На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.

Воспитатель: А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.


Опыт «Свойства снега»

Цель: продолжить знакомство со свойствами снега.

Ход опыта: В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, плохо лепится.) Принести снег в группу и снова предложить детям слепить снежки. Почему снег стал липким? (Снег немного подтаял) .


Дидактическая игра «Какая бывает вода?»

(по ассоциациям)

Пушистая - снег,

скользкая - лёд,

смешная - снеговик,

горячая - чай,

высокая - сугробы,

круглая– снежок,

вкусная– морс, газировка, компот и т.д.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.