Возрастные особенности по профориентации у дошкольников. Из опыта работы по ранней профориентации в доу

В современной системе дошкольного образования одной из основных задач является общность развития индивидуальности ребенка без отрыва от социального развития!

Среди действенных методов, призванных справляться с поставленной целью, хорошо себя зарекомендовал метод профессионального ориентирования детей в дошкольных учреждениях.

Для чего нужна профориентация?

Профориентация, представленная в детском саду в виде игр, поможет детям с ранних лет иметь представление о той или иной профессии, и к достижению ими возраста 15-17 лет, когда предстоит сделать выбор, сделать его осознанным и не теряться среди множества вариантов.

Очень часто при опросе детей на тему, для чего он учится в школе, в ответ можно услышать такие ответы, как «Чтобы получать хорошие оценки» или «Чтоб родители похвалили». Немногие дети осознают, что на самом деле учатся для себя, приобретая знания, которые в будущем поспособствуют их личностному росту.

Некоторые профессии, такие как парикмахера, врача, спортсмена ребенок может наблюдать самостоятельно и иметь представление, как работают люди этих профессий. Такие же профессии, за трудом взрослых в которых не представляется возможным понаблюдать, можно воссоздать с помощью современных технологий, например, используя технологию 3D.

Игры, в которых дети будут воспроизводить действия и ситуации из разных профессий, будут формировать у них разностороннее развитие , что подготовит их к началу взрослой жизни и поможет определиться с выбором работы, приносящей радость и удовлетворение, а не отбывание повинности.

Профориентация в детском саду. Презентация

Направления и задачи для реализации профориентирования в дошкольном учреждении можно описать такие:

  • Развить заложенное в программе обучения ознакомление с разными видами профессий взрослых;
  • Привлечь к процессу администрацию сада, воспитателей, родителей и самих детей;
  • В играх показывать действия, сопровождающие трудовой процесс, знакомить детей с профессиональной лексикой, рассказывать об оборудовании, учить уважать труд;
  • Организовывать экскурсии на производства, встречи с профессионалами, либо приглашать в гости родителей разных профессий;
  • Запоминание полученных сведений в дальнейших беседах с воспитателем, занятиях;
  • Вызывает положительные эмоции и желание подражать героям произведений и чтение детской художественной литературы;
  • Как результат всех названных действий у детей разовьется чувство гордости за выбранную профессию, они будут уметь подражать работе взрослых, знать назначение предметов, используемых представителями разных профессий, научатся уважать всякий труд.

Проект ранней профориентация детей в детском саду

Педагогами созданы различные проекты ранней профориентации детей. Они состоят из записей занятий в виде игр, разъяснительных бесед с детьми, описаний игр в профессии, чтения художественной литературы и последующих рассуждений с воспитанниками о прочитанном.

В проектах содержится информация о привлечении родителей к данному вопросу, их непосредственное участие в игровом и обучающем процессе.

Профориентация в детском саду. План занятий

План занятий по профориентации может выглядеть следующим образом:

Изучение двух видов профессий в течение месяца.

При таком способе подачи материала на вводном занятии рассказывают общие понятия о профессии, дают представление о том, чем занимается человек. На последующих занятиях используют экскурсии, игры, чтение, создание поделок и другие занятия, призванные расширить кругозор ребенка об обсуждаемой профессии.

Занятия по следующей схеме:

  1. Показать детям картинку с изображением представителей разных профессий и попросить назвать их.
  2. Показывая картинку с изображением например, врача, попросить назвать предметы, которыми врач пользуется.
  3. Назвать действия, которые выполняет представитель профессии.
  4. Назвать качества личности, которыми должен обладать представитель профессии.

Учебно-методическая разработка «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Описание материала : Данный материал будет полезен всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. В статье раскрывается опыт работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий.
Цель : Познакомить педагогов с современными образовательными технологиями, используемыми в работе с дошкольниками по ранней профориентации.
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, в нашем дошкольном учреждении, является метод проектов так как:
- основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию
- позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. А основная цель любой проектной деятельности – развитие творческой личности!
В рамках проекта «Профессии, которые прячутся» нашими педагогами были разработаны следующие проекты: «За кулисами театра», «Кто поможет балерине?», «Профессия парикмахера», «Как стать певицей», «Инспектор ДПС – кто он?», «Как стать спортсменом». Активными участниками проектов стали родители наших дошкольников.
Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Нашими педагогами широко используется «Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр». Эта технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы игры и учения. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком. Каким?
1. Четко поставленной целью обучения,
2. Соответствующим цели педагогическим результатом познавательной направленности.

Самое главное правило для взрослых : ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)
В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Наши педагоги используют в своей работе 3D экскурсии («Путешествие в театр», «Путешествие на Красную площадь»).
Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно - коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

Подготовила: Богданова Ольга Ильинична Воспитатель первой кв. категории МБДОУ № 91 «Журавушка» г. Набережные Челны, Республики Татарстан

Мы все знаем, что работа по профориентации активно ведется только в старших классах школы, в лучшем случае в среднем звене. А ведь дошкольное детство таит в себе огромные возможности. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

В настоящее время в системе образования особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, т.к. детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве. Именно здесь они начинают «примерять» на себя роль врача, продавца, повара, водителя - представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.

Свою задачу, как воспитателя, я вижу в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребенок «примерит» на себя различных профессий, чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.

Я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники:

  • Понимали ценность и важность труда. Любой труд предполагает материальное вознаграждение, которое, в свою очередь, гарантирует человеку достойный образ жизни (хорошее жилье, вкусная еда, отдых и т.д.)
  • Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда
  • Были бы готовы трудиться, овладевая необходимыми умениями и навыками. Трудились бы не только потому, что это им нравится или интересно, но и потому, что этот вид деятельности нужен именно сейчас, нужен другим людям

Алгоритм ознакомления с профессией:

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

Знакомство с миром профессий будет успешным, если ребенок испытывает радость, положительные эмоции и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности.

Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, необходимо было создать определенную предметно – развивающую среду:

  • Была создана библиотечка с подборкой книг о профессиях, которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр
  • Были подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно - печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал
  • Была сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»
  • Силами детей и родителей были изготовлены книжки – малышки, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей» , изготовлены лэпбуки «О космосе» , «Профессия пожарный» , «Профессия врач»
  • Уголок ряжения был дополнен костюмами для сюжетно – ролевых игр: «Доктор» , «Медицинская сестра» , «Продавец» , «Парикмахер» , «Полицейский»
  • Оснащена коробка с предметами – заместителями

Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я» , творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Поэтому в работе по профориентации воспитанников я часто использую сюжетно – ролевые игры, так как в них сочетаются элементы игры и обучения.

В профориентационной сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт.

Постепенно побуждаю детей усложнять содержание сюжетно – ролевых игр. Дети часто сами предлагают новые сюжеты, а я помогаю ввести в игру новые роли или специальности (капитан корабля, штурман, матрос) , побуждаю детей самостоятельно находить и использовать в игре новые атрибуты (инструменты, техника) .

В сюжетно – ролевых играх воспитанники учатся:

  • общению со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т.д.
  • приобщаться к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями
  • на уровне бытовых норм и правил культурного поведения усваивать правила этикета;

Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают небольшое количество сведений, поэтому очень важно усложнять содержание представлений: увеличивать объем познавательного материала, изменять и углублять суть наблюдаемых объектов и явлений.

Организовывала экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню, в бухгалтерию, в кабинет заведующей. Во время экскурсии обязательно обращала внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказывала о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.

После возвращения в группу обязательно с воспитанниками обсуждали то, что увидели. Дети делились тем, что особенно запомнилось или понравилось. Любое обсуждение заканчивалось продуктивной деятельностью (рисованием отдельных сюжетов, конструированием, лепкой или аппликацией)

Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи приглашаются родители воспитанников. Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии. В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.

Современный образовательный процесс невозможно представить без проектной деятельности. Дети с удовольствием работали над проектом «Лаборатория профессий» . Большинство детей выбрали профессии своих родителей. Надо было видеть, с какой гордостью дети рассказывали о профессиях своих пап и мам!

Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

Ресурсы:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской федерации»
  2. Интернет ресурсы

«Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья,
а приготовить к труду в жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку
и любовь к трудуоно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни.»

К.Д. Ушинский

Период от рождения до школы, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного развития ребёнка, в этот период закладываются основные физические и психические качества и свойства, делающие ребёнка ЧЕЛОВЕКОМ. Важность дошкольного периода характеризуется тем, что именно в этом возрасте обеспечивается общее развитие человека, которое служит в дальнейшем фундаментом для выбора им ценностных ориентиров, для выстраивания отношений человека с окружающим миром, именно этот возраст является основой для усвоения знаний, умений и развития познавательных интересов человека.

В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным качествам человека. Гармонично развитым человек может считать себя при условии, что он нашёл своё место в жизни, правильно сделал свой выбор и получает удовлетворение от своей профессии, пользуется авторитетом в обществе, и его труд служит на благо народа и обеспечивает личное благополучие. Человек счастлив, если он умеет и любит трудиться. С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошкольный период детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, его личной культуры, отношения к самому себе и к окружающему миру, в частности к своей будущей профессиональной деятельности. Приобщение дошкольников к профориентированной направленности позволяет актуализировать знания и представления ребёнка в собственном реальном мире.

Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребёнка, приобретённого им в каких-то видах трудовой деятельности. Эта работа начинается уже в детском саду. В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, продавца, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми. Некоторые элементы профессиональной деятельности им ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На данном этапе создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем, ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора старших дошкольников о мире.

Целью ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Основными формами работы в ДОУ по профориентации дошкольников являются следующие методы:

  • организованная деятельность (беседы, занятия, интегрированные занятия, экскурсии, игры, праздники, развлечения);
  • оборудование развивающей среды;
  • общение с родителями воспитанников;

Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок рассказы воспитателей и родителей, непосредственно образовательная деятельность, игры, праздники и развлечения, самостоятельная художественно-творческая деятельность обогащает представления детей о труде взрослых, а имея эти представления, они осознают, что их родители нужные всем люди, что труд их почётен. У ребят появляется интерес к трудовой деятельности взрослых. Дети вместе с воспитателями с увлечением мастерят атрибуты для сюжетно-ролевых игр. В своих творческих работах дети изображают родителей, себя в будущем. Интереснее и осознанней становятся высказывания детей. Они дают оценку отношениям людей к своим трудовым обязанностям, замечают взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда. Многие выражают желание в будущем избрать профессию мамы или папы.

Экскурсии - самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии.

Посетив завод «Прогресс» дошкольники познакомились с историей завода, с профессиями своих родных, работающих на приборостроительном заводе «Прогресс» (монтажница, слесарь-сборщик, балансировщик, фрезеровщик, программист, экономист, контролёр, диспетчер), с трудовыми династиями. В результате у детей возникло понимание значимости труда взрослых, уважение к труду родителей, желание им помочь и желание следовать их примеру в профессиональной деятельности.На экскурсии в ВНИИС и Дом-музей И.В. Мичурина дети познакомились с выдающимся учёным-селекционером, естествоиспытателем, который внёс значительный вклад в совершенствование природы растений, разработку методов селекции, создание новых сортов плодовых культур. Его дело продолжают учёные-садоводы ВНИИС, с чьей работой были познакомлены дети.

Выстраивание рефлексивной деятельности(изобразительной, речевой, игровой), направленной на активизацию представлений детей, полученных в результате ознакомления детей с профессиями в таких видах детской активности, как:

  • сюжетное рисование, после проведённых наблюдений, экскурсий;
  • конструирование, лепка, аппликация;
  • изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
  • составление рассказов из опыта, иллюстрированных детскими рисунками, оформленных в детские книжки;
  • конкурс рисунков и поделок;
  • викторины, КВН

Работа с родителями - важное направление в работе нашего учреждения. Работая в этом направлении, мы проводим следующие мероприятия:

  • «Дни открытых дверей»;
  • конкурсы поделок и рисунков совместно с родителями;
  • оформление папок-передвижек «Великий учёный-садовод И.В, Мичурин», «Мичуринск - наукоград», «Завод «Прогресс»;
  • анкетирование;
  • самоиздание мини-книг « Моя профессия»

Создание полноценной предметно-развивающей среды

  • организация работы мини-музея;
  • создание папок по ознакомлению с историей завода «Прогресс» и ВНИИС, с профессиями;
  • пополнение атрибутов для организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр по данной тематике;
  • оформление альбомов « Профессии на заводе и ВНИИС», «Семейные родословные»;
  • собрание видеоматериалов;
  • дидактические и развивающие игры «Угадай, какая это профессия», «Что из чего сделано?», « Кто что выполняет»;
  • оформление и систематическое обновление стенда «Мы и завод «Прогресс», «Мичуринск-наукоград»;
  • презентации

Результативность работы

С целью совершенствования профориентационной работы в учреждении ведётся постоянный мониторинг. По материалам мониторинга наиболее результативными формами профориентации в разделе организационно- методической работы выделены педсоветы, мастер-классы, семинары, семинары- практикумы, деловые игры, консультации, разработка методических рекомендаций по ранней профориентации, тематические выставки, Дни открытых дверей для родителей, конкурсы, тематический контроль, диагностика, кружковая работа, работа творческой группы, экскурсии, оформление дидактического материала.

Работа с воспитанниками осуществляется успешно благодаря постоянно проводимым экскурсиям на завод «Прогресс» и ВНИИС, просмотрам видеофильмов, циклам познавательных занятий, конкурсам рисунков и поделок, КВН для старших дошкольников, тематическим развлечениям, игровой деятельности, сюжетному рисованию, конструированию, выстраиванию макетов, составлению рассказов, беседам, чтению художественной литературы)

Сотрудничество с родителями значительно облегчает профориентацию в учреждении, так как налажены такие формы работы, как практические занятия, деловые игры, круглые столы, анкетирование, конкурсы, выставки, дни открытых дверей, рассказы родителей о профессии, тематические праздники.
Благодаря целенаправленной работе учреждения по ранней профориентации наших воспитанников мы отслеживаем следующие результаты:

  • появился интерес к истории завода « Прогресс» и ВНИИС;
  • у детей сформировалось целостное представление о профессиональной деятельности родителей на заводе «Прогресс» и ВНИИС, об общественной значимости той или иной профессии родителей;
  • у детей развились познавательные навыки, интерес к профессиям родных, уважение и гордость за них;
  • совместная работа родителей и детей сформировала доверительные и доброжелательные отношения между взрослыми и детьми.

Результаты помогают воспитателям выявить недостатки в работе и вовремя их скорректировать.

В заключение следует заметить, что 20 век - это век интеллектуально развитых и творчески мыслящих личностей. Известный русский поэт в своё время писал: если есть возможность - иди впереди, нет возможности - иди вместе с веком, но никогда не отставай от него. Воспитатель должен владеть современными знаниями и информационно-коммуникационными технологиями, постоянно получать информацию из глобальной сети. Только тогда он сможет правильно вести профориентационную работу с учётом интересов воспитанников. Перед системой образования поставлены задачи всестороннего развития молодого поколения, овладения личностью современной профессией, востребованной обществом и государством.

Список литературы

1 . Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – [с. 28]

2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – [с.70]

3. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – [с.13]

4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – [с. 37]

5. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/Википедия (http://ru.wikipedia.org)

«Все работы хороши, выбирай на вкус»
В.В. Маяковский

Только выбрать можно из того, что знаешь, а это довольно ограниченный круг – мама, папа, да еще друзья, к которым прислушиваешься. В Нижнем Тагиле предложили изменить подход к одному из самых главных выборов в жизни и начать знакомить ребят с профессиями кондитера, столяра, танкиста и еще 57 специальностями с детского сада. Здесь, на родине Демидовских заводов, откроется первый в России сверхтехнологичный комплекс профессионального самоопределения ЛАБОРАТОРИЯ ПРОФЕССИЙ.

Началось все с проекта «Славим человека труд» , в рамках которого ежегодно проводится конкурс профессиональной профессии. Для того, чтобы решить амбициозные задачи в сфере подготовки кадров, стало понятно – просвещать необходимо с детского сада.

Профориентация, начавшаяся с пеленок, затронет всю магистраль образования: детский сад, школа, среднее профессиональное образование, вуз, предприятие.

Придя сюда впервые в 4 года, дети узнают и попробуют себя в качестве профессионалов на экспериментальных площадках и на специальных игровых тренажерах. Как говорит инициатор проекта Жанна РЯБЦЕВА , «основная задача – не одеть на всех каски и поставить к станку. Цель – давать изучать профессию, пробовать ее, играть в нее».

Проект направлен также и на то, чтобы сменить отношение родителей к детям :довольно часто молодые люди идут в профессию, потому что взрослые так сказали. Такого быть не должно, поскольку дети сами вольны выбирать свое будущее.

Не давая ребенку возможности реализовывать себя самостоятельно, мы обрекаем его на существование, а не на проживание интересной и насыщенной жизни.

В России нет ничего подобного. Есть разного рода центры (яркий тому пример — Мастерславль в Москве), но все они направлены на кратковременное пребывание родителя с ребенком. Это интересная форма досуга, довольно дорогая, но не более того. Лаборатория профессий отличается кардинально тем, что под нее будет разработана отдельная программа дошкольного и школьного образования. Программа в первую очередь патриотической направленности, так как включает знакомство с профессиями, востребованными у нас, в России.

Лаборатория уникальна тем, что примет всех детей . Жанна приводит пример из жизни:

«Дочка увидела, как человек рыбачит. Попросила подержать удочку, ей разрешили. Дочке очень понравилось, и мы отправились в магазин за удочкой. Но не все же могут это сделать, так как удовольствие не из дешевых. Особенность Лаборатории именно в том, что здесь дадут попробовать разные профессии всем детям и бесплатно».

И если в 4 года дети приходят сюда впервые затем, чтобы в буквальном смысле поиграть в пожарных (это и компьютерные программы, и ролевые игры, и мини-наборы пожарных), то в 17 лет им предложат уже тушить настоящий пожар, искусственно созданный на территории Лаборатории профессий.

Вся лаборатория будет разбита на блоки, согласно профессиональным отраслям и возрасту детей. Над программой занятий активно трудятся психологи, ведь понятно: то, что интересно дошкольнику, навряд ли вызовет интерес у школьника.

Сейчас на повестке дня – подготовка педагогов, начиная от воспитателей, которые рассказывают детям о профессиях на занятиях в саду, и заканчивая специалистами, которые будут работать в самой Лаборатории.

В программу занятий в Лаборатории включены 60 профессий различных областей, среди них:

  • сфера обслуживания: пекари, кондитеры;
  • строительство: каменщики, плотники;
  • сельское хозяйство: трактористы, агроном;
  • металлургия: литейщики, плавильщики;
  • машиностроение: токари, электромонтеры, сварщики;
  • транспортная отрасль: водители автобусов, трамваем;
  • сфера оказания помощи: пожарные, МЧС, врачи, полицейские;
  • сфера творчества: журналисты и другие.

В будущем подобные лаборатории профессий планируется открыть в каждом крупном городе .

Другое ноу-хау, которым уже заинтересовались предприятия и учебные центры, и которому нет аналогов нигде, это информационный портал или ИНФОРМАЦИОННАЯ МОЩЬ РОССИИ . Портал представляет собой каталог всех специальностей и предприятий. Ребенок, после того как определился с направлением будущей деятельности, может на портале выбрать себе путь образования и узнать о перспективах карьерного роста. Портал подготовит индивидуальную инструкцию: в какой вуз пойти, какие предприятия заинтересованы в специалистах этой области, какова заработная плата.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.