Цели воспитания кратко. Современные цели воспитания. Понятие о цели воспитания

Цели воспитания в педагогике

Цель это осознание желаемого результата в определенном виде деятельности или в личной жизни. Постановка цели какой-либо общественной деятельности не является простым волеизъявлением отдельного человека, социальной группы, государства или правящей группы людей. Цель это понимание и осознанное представление конечного результата определенной деятельности. Отмечая эту особенность цели, ученые отмечали, что самый плохой архитектор отличается с самого начала от наилучшей пчелы тем, что прежде чем построить ячейку из воска, он строит ее в своей голове. Что касается человека, то в физиологии (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн) имеется понятие модели нужного того, что необходимо для будущего, которая представляет собой закодированный в мозгу образ требуемого результата. Такое понимание цели предполагает набор целесообразных действий для достижения ее, того образа заложенной модели, дополненной с учетом социальных требований, которые могут самоизменяться.
Целью самовоспитания, можно сказать, является мысленное представление о том, каким должен стать человек. В идеальном варианте она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности, способной взаимодействовать с окружающим миром. Общая цель, указывая генеральное направление всей работы по воспитанию подрастающих поколений, конкретизируется задачами и частными аспектами, которые затем реализуются разными подразделениями системы воспитания и образования в стране, в данном типе общества и самой личности, которая своей собственной деятельностью создает себя, наилучшим образом согласуя желаемые личные качества с миром людей и окружением вообще.
В жизни человечества на каждом отдельном этапе его развития и становления цель и ее отдельные задачи могут уточняться, могут изменяться в связи с возникновением каких-либо текущих проблем, требующих немедленных корректив, изменений: к примеру, в послереволюционной России в 1917 году общество нуждалось в элементарно грамотных гражданах, и этому были подчинены все усилия. К 1933 г. накопились условия и предпосылки для обеспечения обязательного начального образования, позже неполного среднего (семилетнего), потом 8-летнего и, наконец, обязательного общего среднего образования. Дискуссии о том, надо ли в настоящее время решать вопрос об обязательном общем среднем образовании должны прийти, по-нашему мнению, к положительному решению. Опыт Японии, в которой обязательным является не только полное среднее, но и высшее образование, ярко демонстрирует прогрессивность такого решения, его социальное звучание и признание. И прежде всего, признание мировым сообществом Японии как одной из наиболее развитых стран с высоким уровнем жизни (6-7 уровень, как в Швейцарии и Канаде).
Решение задач повышения производительности труда прямо связывается с грамотностью, образованностью и воспитанностью людей. Гармонизация материального и идеального служит общечеловеческому благосостоянию и расцвету индивидуальности.
Можно считать, что рядом существуют частные и общие цели. Частные цели и задачи в конкретной деятельности педагогов, учреждений могут быть, такие, как: обучающая, развивающая, воспитывающая. Они являются частными по отношению к всеобщей цели. Их дополняют личные цели: ими определяются мотивы и стимулы учения, образования, воспитания, потребности в развитии, поступательном совершенствовании. Но во всех частных случаях цель определяется генеральной, главной целью, выдвинутой обществом. Общая цель конкретизируется тем, что заключается в социальном назначении человека: научить каждого самостоятельно мыслить и действовать сообща, организованно, отдавая себе отчет о результатах своих действий, развивая максимум инициативы и самостоятельности, приближаясь к гармонии, совершенству, умению искать успешные пути к счастью, благополучию, миру и согласию в обществе, в мире вообще.
Цель воспитания имеет исторический характер. Общая цель воспитания всегда объективна. Она отражает требования данного общества, определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений, социально-политическим положением в стране и в мире. Вместе с тем, выполнение отдельных задач общей цели способствует повышению способа производства и распределения материальных благ. В этом можно убедиться, охарактеризовав исторические типы воспитания и их цели.
Имея объективный характер, цель воспитания формируется идеологами правящего класса, партии, организаций, т.е. в ней воплощается и объективное, и субъективное, она выражает объективные потребности общества, корректируется и реализуется политикой, правящей ассоциацией, которая принимается или отрицается отдельной личностью. На всех этапах развития общества цель выдвигается всем ходом его развития, т.е. отражает объективные потребности, предъявляется к общественным и государственным институтам, выполняющим задачи воспитания.
Важность обоснования цели воспитания и наполнение ее конкретным содержанием достаточно полно охарактеризовано в историко-педагогической и социально-политической литературе.
Единственно, что отличает ранние подходы к толкованию цели воспитания это эмпирическое обоснование ее. В то же самое время диалектико-материалистический подход основывается на признании объективного характера цели и требования к личности, которые диктуются социально-экономическими условиями развития общества.
В первобытном обществе цель воспитания была общей для всех: это приучение в процессе трудовой деятельности детей к выполнениюразных приемов и способов добывания пищи, одежды, изготовления необходимых для этого орудий труда.
Переход к рабовладельческому строю обусловил изменение и дифференциацию цели воспитания. Воспитание приобретает сословный характер, а государство закрепляет неравенство социальных групп, превратив и воспитание в орудие укрепления одних людей в угоду другим. Разностороннее духовное развитие было привилегией власть имущих, а тяжелый физический труд был уделом рабов и их детей, что превращало последних в приложение к орудиям труда.
Феодализм способствовал дальнейшему расслоению общества. Закрепилось сословное деление людей. Воспитание в данный период решало вопросы подготовки людей к выполнению функций феодалов, духовенства, крепостных крестьян, что способствовало развитию системы учебно-воспитательных учреждений, готовых решать цель воспитания данного общества. Отличительной чертой воспитания при феодализме была ярко выраженная церковная, теологическая направленность всех видов и типов воспитания и неравенство доступа к образованию.
Следующий исторический этап развития общества - буржуазный - сохранил разделение людей по признаку имущих и неимущих. В нем усиливаются функции воспитания, связанные с подготовкой детей богатых к осуществлению управления государством и усиления неравенства. Но вместе с тем появляется потребность в общественном воспитании детей всех социальных групп и расширения сферы образования среди трудящихся д!пя более успешной реализации в создании материальных и духовных благ в условиях наметившегося научно-технического прогресса общественного производства. Объективно оформилась потребность в обучении всех, что и выразилось в соответствующих законодательных актах.
Зарождается и развивается движение за социальное равенство и воспитание, равное для всех групп населения. Социалистический тип общества провозгласил и стремился на практике реализовать лозунги, давно волнующие всех цивилизованных людей мира: братство, равенство, свобода, а значит и равное развитие, всестороннее гармоническое воспитание граждан, независимо от классового, расового, имущественного положения или национальной принадлежности, пола, вероисповедания. Общество пыталось создать равные условия всем гражданам и обеспечить их выполнение законодательными актами и материальной базой. После Октябрьской революции появляется социальная и политическая возможность реализовать вековые мечты человека о своем всестороннем и гармоническом развитии. При этом поиск единого подхода ко многим вечным духовным ценностям периода существования СССР, привели к извращению самой идеи, а пути ее решения оказались ограниченными коллективными формами и методами в ущерб индивидуальному развитию и отрицанию веры в высшие силы.

Всестороннее и гармоничное развитие личности как цель воспитания

Совершенство и гармония в развитии личности в народной педагогике определялось наличием следующих характеристик: ума, мужества, силы, красоты, справедливости, способности защищать слабых, умение трудиться.
Историко-педагогическая наука идею всестороннего развития и гармонизации личности как цель воспитания провозгласила вместе со своим рождением. Эта идея понимается как соразмерность и согласованность всех сторон развития личности. Педагог имеет дело с развитием человека не только в физическом, но и умственном и нравственном отношении, а в этой области, кроме физико-химических методов пользоваться надо еще и психологическими наблюдениями и самонаблюдениями; какими чувствами, усилиями воли, желаниями проявляется, а может быть и вызывается процесс развития внутри человека, в области его сознания и чувства, равно как и смутной области, стоящей на границе безотчетного, где только чуть-чуть брезжит сознание.
Понятие развития лучшее объединяющее начало, на которое надо ориентироваться в воспитательной деятельности. Признаком развития личности является приобретение все новых и новых качеств, совершенствование их.
Для всестороннего развития человека характерны богатство и целеустремленность духовного мира и разносторонней деятельности. Универсальное и гармоническое развитие всех сущностных сил и способностей, гармонизация внутренних и внешних процессов, способность свободно себя чувствовать, принимать и понимать себя в органичной связи своей собственной социально-естественной природы со всем окружающим миром является ведущим в системе образования. Стремление к пониманию всего богатства отношений с природой и людьми обеспечивает всесторонность развития личности, не исключая некоторых противоречий, что должно вести к появлению новых качеств более высокого уровня. В настоящее время возникает много вопросов, связанных с правомерностью постановки проблемы всестороннего гармоничного развития личности. Они возникли в связи со многими искривлениями, отражающими отрыв теории от практики, слова от действия. Вопросы вполне законные, как и правомерен ответ, что новая Украина, давая критический анализ состоянию дел и вырабатывающая политическую и экономическую концепцию обновления всего общества, реально готова решать все вопросы национального возрождения. В связи с этим повышается роль системы образования и личности педагога в этом процессе. Он обязан строиться на наиболее прогрессивных педагогических идеях сотрудничества, партнерства, сотворчества с опорой на вечные морально-духовные ценности.
Принятие Конституции и официальных актов о приоритетном значении интеллектуального богатства, выраженного в науке, образовании, культуре, является действительно прогрессивным и перспективным, потому что реально создает предпосылки для педагогики сотрудничества и партнерства. На воспитателя любого ранга возлагаются высокие обязанности: формировать нового гражданина, активного в социально-политическом отношении, физически здорового, умственно развитого, морально-безукоризненного, что требует, чтобы и сам воспитатель был воспитан и всесторонне развит. В связи с этим понимание смысла задач всестороннего и гармоничного развития личности является обязательным для воспитателя как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
Речь идет о том, что воспитатель (в широком понимании этого слова отец, мать, учитель, руководитель коллектива, преподаватель вуза и т.д.) сможет решать вопросы гармоничного развития и воспитания детей, младших по возрасту и положению, если и сам представляет собой яркую и всесторонне развитую личность. В нее мы вкладываем не только обладание высокими духовными добродетелями, но и крепкое здоровье, силу, красоту, высокий эстетический вкус.

Проблема целеполагания в обучении относится к наиболее сложным и важным проблемам в педагогике. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности.

Целеполаганиев педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Целеполагание - это вид духовной активности, опирающийся на знание об объекте деятельности и методику применения средств. В педагогической литературе целеполагание характеризуется как трёхкомпонентное образование, включающее:

Обоснование и выдвижение целей;

Определение путей их достижения;

Проектирование ожидаемого результата.

Если генеральные или общие задачи или задачи курса формулируются в учебной программе, государственном образовательном стандарте, то частные цели и задачи, в т.ч. для конкретного урока, конструируются и корректируются учителем с привлечением учеников.

Выделяются: глобальная или идеальная цель, конкретно – историческая и цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личная цель.

Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне гармонично развитой личности.

В истории педагогики и образования выделялись разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков и способностей ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

Конкретно-историческая цель – это цель, сформулированная с учетом особенностей конкретного исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание . При свободном целеполагании организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам самим педагогом. При интегрированном целеполагании цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.



Педагогическое целеполагание включает следующие этапы : 1) диагностика учебно-воспитательного процесса и анализ его результатов; 2) проектирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

Целеполагание предполагает выделение перспективных и промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы),

Для того чтобы учебно-воспитательные цели достаточно полно отражали специфику педагогического процесса, в их формулировке должны в явном виде отображаться деятельность учителя как организатора деятельности

Как бы ни было важно сотрудничество, оно не является нашей конечной целью. Отсутствие сотрудничества приносит родителям разочарование и стресс, поэтому всегда родители упоминают о нем в первую очередь.

Иногда родители говорят: «Я просто хочу, чтобы мой ребенок был счастлив». Вполне понятно, что мы хотим видеть наших детей счастливыми, но, если сделать это своей целью, она постепенно поведет семью вниз по наклонной плоскости. Когда мы стремимся сделать наших детей счастливыми, мы оказываемся заложниками детских «хочу» вместо «надо». Желания и потребности часто имеют мало общего. Нашим детям нужно больше спать, есть больше овощей, меньше смотреть телевизор, выполнять свои домашние обязанности и т. д. А они хотят совсем другого: ложиться как можно позже, есть нездоровую пищу и смотреть телевизор целый день! Горькая ирония заключается в том, что попытки сделать наших детей счастливыми часто приводят к прямо противоположному результату: дети становятся неудовлетворенными, немотивированными и не ценят те вещи и удовольствия, которые у них есть.

Таким образом, вместо того чтобы сосредоточиться на том, что наши дети хотят, давайте сосредоточимся на том, что им нужно, тогда мы сможем дать им те навыки, с которыми они смогут сами себя сделать счастливее. Интересно, что чем больше мы даем нашим детям того, что им нужно, тем больше они на самом деле хотят!

Чего же мы хотим для наших детей, когда они войдут во взрослую жизнь? Какие навыки нужны им, чтобы вести продуктивный образ жизни и создавать достойные отношения? Ответ, который я слышу чаще всего, доверие, и на то есть весомая причина. Уверенные в себе дети становятся самостоятельными и получают удовлетворение оттого, что делают какие-то вещи для себя. Они становятся более гибкими и легче приспосабливаются к новому и отличному от них окружению, легко справляются с любыми невзгодами.

Когда они в конечном итоге покидают родной дом, поступают в институт и находят работу, у них есть необходимые жизненные навыки для успешного совершения этих значительных шагов во взрослую жизнь.

Важные жизненные навыки

Вот лишь небольшая выборка жизненных навыков, которым мы хотим обучить наших детей:

✓ Мы хотим, чтобы наши дети ответственно обращались с деньгами.

✓ Мы хотим, чтобы они умели безопасно пользоваться общественным транспортом.

✓ Мы хотим, чтобы они умели держать свои вещи в чистоте и в порядке.

✓ Мы хотим, чтобы они умели готовить.

✓ Они должны чувствовать себя уверенно в магазинах, ресторанах и банках.

Все эти жизненные навыки добавляются к самостоятельности. Самостоятельность - это очень важное качество, которое шире сотрудничества, хотя именно сотрудничество первоначально волнует большинство родителей, которые приходят ко мне за советом и на тренинги. Когда ребенок сотрудничает, он делает то, что ему говорят, с первого раза и не возмущаясь. А когда ребенок самостоятельный, ему больше не нужен родитель или учитель, который говорит ему, что делать и как это делать. Самостоятельный ребенок или подросток достиг той стадии, где он сам себе говорит, что надо делать, и сам вспоминает, когда это нужно сделать, в девяноста процентах случаев.

Когда ваши дети будут послушными, опытными и ответственными, они станут самостоятельнее, увереннее в себе и счастливее. Жизнь семьи станет намного приятнее. И как только ваши дети смогут делать что-то для себя сами, вам придется делать все меньше и меньше для них, таким образом, у вас появится больше времени для себя. Вы почувствуете удовлетворение и уверенность, осознавая, что ваши дети активно овладевают навыками, привычками и ценностями, которые для вас важны.

Самостоятельность

Конечно, мы все знаем, что гораздо быстрее и легче застелить кровать или загрузить посудомоечную машину самому, чем учить ребенка, шаг за шагом, день за днем. Но очень важно не сдаваться! Обучение и тренировка - это те инвестиции, которые принесут прибыль намного быстрее, чем родители могут себе представить. Когда мы продолжаем делать для наших детей то, что они могут сделать сами, мы непреднамеренно лишаем их возможности стать самостоятельными и уверенными в себе. Делая вместо наших детей то, что они могут сделать для себя сами, мы подаем отрицательное сообщение, как будто считаем, что они не справятся с этим заданием либо что они не обязаны это делать. Сами того не осознавая, мы можем легко скатиться до роли прислуги! Так что я вам рекомендую: каждый раз, когда вы делаете что-то вместо своего ребенка, подумайте: «Что из этого он может научиться делать сам для себя?» - и начните его учить, как это делать. Он будет гордиться собой, и вы почувствуете удовлетворение, привив ему еще один жизненный навык!

Самостоятельность - это ступенька на пути к уверенности в себе. Чем больше наши дети делают для себя сами, тем увереннее они становятся. Привычка сотрудничать - это только основа, фундамент, который помогает нашим детям меньше сопротивляться, когда их просят что-то сделать, а это, в свою очередь, помогает им охотнее делать что-то для себя.

План лекции:

1. Характеристика воспитания как общественного явления и воспитательной деятельности педагога.

2. Основы педагогической технологии.

3. Семейное воспитание, его цели и задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание в педагогическом процессе

План лекции:

1. Характеристика воспитания как общественного явления и воспитательной деятельности педагога.

3. Семейное воспитание, его цели и задачи.

1. Характеристика воспитания как общественного явления и как воспитательной деятельности педагога.

Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Данное понятие употребляется как в широком, так и в узком смыслах. Воспитание в широком смысле представляет собой общественное явление, как воздействие общества на личность, подрастающее поколение. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов (воспитателей) и воспитанников по реализации целей обучения и воспитания в условиях педагогического процесса. В первую очередь, это относится к формированию у человека личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностей и норм.

Воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта, норм, ценностей от старших поколений младшим.

Воспитание в узком смысле – специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.

Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений (Лихачев Б.Т.).

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее общая классификация включает в себя умственное (интеллектуальное), нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяются также гражданское, политическое, поликультурное, эстетическое, этическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях (например, в турклубах – туристское воспитание), воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателем и воспитанником различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются гуманистическое, прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Гуманистическое воспитание – представления о воспитании, целью которого является гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического взаимодействия.

Воспитание физическое – воспитание, направленное на физическое развитие человека, тренировку двигательных навыков, повышение иммунитета и работоспособности человека, а также силы воли и характера.

Воспитание умственное – воспитание, которое направлено на развитие интеллектуальных способностей личности, интереса к познанию окружающего мира и себя, формирование культуры учебного труда.

Воспитание нравственное – воспитание, основой которого являются этические требования современного общества и соответственное формирование у личности морально-нравственных норм, ценностей, нравственного поведения.

Воспитание трудовое – воспитание, предполагающее социально-трудовую адаптацию человека к жизни в обществе, развитие трудовых качеств личности (добросовестности, трудолюбия, ответственности), формирования положительного отношения к труду и миру профессий, создания условий для профессионального самоопределения личности.

Формирование личности начинается только тогда, когда происходит внешних знаний, ценностей, норм, опыта, правил поведения во внутренний психический план, в убеждения, установки, поведенческие реакции, т. есть наблюдается процесс интериоризации , создание внутренних структур человеческой психике благодаря усвоению внешней социальной деятельности. Таким образом, с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации.

Воспитание – многофакторный процесс. В процессе воспитания происходит влияние как объективных, так и субъективных факторов. Объективными факторами являются:

  1. генетическая наследственность;
  2. социальная и культурная принадлежность семьи;
  3. обстоятельства биографии;
  4. профессиональный и жизненный статус;
  5. особенности нации и исторической эпохи.

Субъективными факторами могут служить:

  1. психические особенности личности;
  2. мировоззрение и ценностные ориентиры;
  3. система взаимоотношений человека с другими людьми;
  4. организованные воспитательные воздействия со стороны отдельных людей, групп, организаций и всего общества.

Выделяется целая совокупность задач воспитания личности :

1. Философско-мировоззренческая подготовка молодежи и оказание ей помощи в профессиональном и личностном самоопределение.

2. Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности и общении.

3. Формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения и отношений.

4. Воспитание гражданских чувств, качеств и поведения.

5. Умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании.

6. Экологическое образование и воспитание.

7. Развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;

8. Эстетическое воспитание, приобщение личности к общечеловеческим ценностям и традициям, способности воспринимать произведения искусства, природу, прекрасное.

9. Физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни.

10. Формирование позитивного отношения к труду и готовность к трудовой деятельности.

Концепция воспитания современной личности:

  1. Быстрая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, умение ориентироваться в экономической, социальной, культурной среде, сохранять свою мировоззренческую позицию.
  2. Высокая социальная активность, целеустремленность и предприимчивость, стремление к поиску нового и способность находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях.
  3. Потребность в жизненных достижениях и успехе, способность к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию и самовоспитанию.
  4. Законопослушность, способность к объективной самооценке и конкуренции с другими.
  5. Наличие в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладание рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни.
  6. Обладание национальным сознанием, патриотизмом, а также широтой взглядов и толерантностью.

2. Основы педагогической технологии.

Понятие технология в современной науке и практике понимается достаточно широко:

  1. как совокупность методов, приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве;
  2. как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния объекта (Шепель В.М.);
  3. как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения целей;
  4. и т.д.

Главное, что любая технология позволяет четко описать достижение поставленных целей по этапам (шагам), выбрать наиболее оптимальный путь достижения этих целей, впоследствии возможность воспроизводить данную технологию другими.

Педагогический процесс также нуждается в конкретизации и постановке четких целей обучения и воспитания личности и ее последовательной и эффективной реализации. Под педагогической технологией понимают следующее.

Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. [ЮНЕСКО]

Педагогическая технология связана с педагогическим мастерством. Совершенное владение технологией и есть технологическое мастерство педагога. Содержание педагогической технологии как совокупность педагогических умений и навыков подразумевает следующие:

  1. постановка цели педагогического взаимодействия;
  2. анализ сложившейся ситуации и формулирование педагогических задач;
  3. осуществление целенаправленного воздействия на личность и взаимодействие с ним;
  4. передача опыта вербальными и невербальными способами;
  5. организация жизнедеятельности детей и воспитательного процесса;
  6. предъявление педагогических требований; оценка воспитанника и ее положительное подкрепление;
  7. умение управлять своим поведением и реакциями.

Питюков В.Ю. выделяет следующие слагаемые педагогической технологии , раскрывающие специфические направления деятельности педагога в процессе воспитательной работы: технология педагогического общения, технология педагогической оценки, технология педагогического требования, технология педагогического разрешения конфликта, технология информативного речевого и демонстрационного воздействия, технология организации групповой деятельности, технология создания ситуации успеха, технология психотерапевтического воздействия, технология создания проблемной ситуации и другие.

Выделяются следующие методы воспитания :

  1. методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитательных ситуаций);
  2. методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций);
  3. методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий);
  4. методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самообсуждение и др.);
  5. методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности, создание контрольных ситуаций).

Формы организации воспитательной работы зависят от поставленных целей, содержания работы, возраста учащихся, степени их воспитанности, проявляемых интересов, опыта и мастерства педагога. Воспитательная работа может организовываться как в школе на уроках, внеклассная (внешкольная) работа, дома – семейное воспитание, в рамках различных детских и юношеских организаций, детских оздоровительных лагерях и т.д. В советское время были распространены формы воспитания в условиях деятельности пионерских и комсомольских организаций.

В настоящее время используются различные формы воспитательной работы, классифицируемые по количеству участников:

  1. Массовые формы – тематические вечера, утренники, фестивали, смотры и конкурсы, выставки, ярмарки, походы, экспедиции, митинги, собрания, турниры, собрания, клубная работа, театр и др.
  2. Групповые формы – кружки, факультативы, студии, ансамбли, секции, классные часы, коллективные творческие дела, гостиные, чтения, круглые столы, конференция, диспуты, КВН, стенгазеты, психологические тренинги и игры.
  3. Индивидуальные формы – поручения, коллекционирование, внеклассное чтение, физическое самосовершенствование, любимые занятия (хобби), компьютерные игры и т.п.

Существует ряд принципов организации воспитательной работы с обучающимися (воспитанниками):

  1. добровольность и свобода в выборе форм и направлений;
  2. разнообразие форм работы;
  3. демократичность и открытость всех форм работы;
  4. активность, инициативность и самодеятельность воспитанников;
  5. широкое вовлечение всех;
  6. принцип романтики, игры и интереса.

3. Семейное воспитание, его цели и задачи

Семейное воспитание - система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семья служит одним из самых важных и сильно воздействующих социальных институтов на развивающуюся личность, она является естественной средой для воспитания ребенка. Говорят, что ребенок начинает улыбаться улыбкой мамы или другого человека ее заменяющую. Именно в семье ребенок получает первые знания и умения, нормы и правила поведения, формирует отношение к самому себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Кроме этого, ребенок все основные знание об окружающем мире, свое будущее мировоззрение ребенок формирует до 5-летнего возраста, когда он большую часть времени проводит в кругу семьи, значимых для него людей.

В современном обществе преобладает моногамная, супружеская семья – родители и их дети. Большой процент российских семей также являются неполными, когда отсутствует один из родителей, чаще всего это папа. По существующему законодательству о семье именно родители несут полную ответственность за воспитание детей вплоть до полного его совершеннолетия (18 лет).

Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.

Целью семейного воспитания является формирование и развитие личности, таких личностных качеств, которые помогут человеку эффективно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолевать жизненные трудности, а также создание условий для личностного и профессионального самоопределения ребенка.

Задачами семейного воспитания являются:

  1. создание условий для роста и развития ребенка;
  2. передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей;
  3. научение полезным прикладным навыкам и технологиям самообслуживания;
  4. воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного Я.

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

  1. гуманность и милосердие к растущему человеку;
  2. вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправного участника;
  3. открытость и доверительность отношений в семье;
  4. оптимальность взаимоотношений в семье;
  5. последовательность старших в своих требованиях;
  6. оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;
  7. справедливость оценки действий и поведения ребенка.

При этом можно выделить некоторые практические советы, направленные на гуманное семейное воспитание ребенка. Вот эти правила:

  1. Не применять к ребенку насилия!
  2. Не срывать зло на ребенке!
  3. Не бить ребенка!
  4. Не лгать и не обманывать ребенка!
  5. Не запугивать ребенка!
  6. Не разочаровывать ребенка!
  7. Нельзя постоянно назидать и опекать ребенка!
  8. Не считать ребенка виноватым!
  9. Не бояться активности ребенка.
  10. Не ограничивать свободу ребенка понапрасну!
  11. Не перехваливать и не превозносить ребенка перед другими.
  12. Не выставлять ребенка на посмешище.
  13. Не нарушать данных ребенку обещаний!
  14. Не внушать ребенку негативных эмоций или действий.

Литература

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004.
  2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии – М., 2001.
  3. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.
  4. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М., 2002.
  5. Семейный кодекс РФ.
  6. Конвенция о правах ребенка - http://pedlib.ru/Books/1/0123/1_0123-1.shtml

Цель воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и придает его работе необходимую осмысленность и направленность.

Цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы.

Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

Сейчас целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует определенной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер.

Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики . Между ними существует органическое единство. Это единство выступает как существенная закономерность педагогики .

Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью современного воспитания.

Традиционными составными частями воспитания выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд.

В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание , укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры.

Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание . Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение или приобщение ее к современным достижениям техники .

Велика роль и моральных принципов в развитии и формировании личности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств, т. е. эстетическому воспитанию .

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой .

Первостепенное значение имеет создание в школе условий овладения основами современных наук о природе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера.

Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет нравственное воспитание и развитие, гражданское и национальное воспитание, воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.