Брак и семья. Причины кризиса современной российской семьи

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические − такие как потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда − являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей - трудные дети, трудные подростки, из числа рекрутируются юные правонарушители.

В общем виде кризис семьи проявляется в том, что она хуже реализует свои функции.

Социологи отмечают, что кризисные явления в семье, характерные для зарубежных обществ, к настоящему моменту стали характерны и для российских семей. Негативная тенденция и экономический кризис 90-х годов 20 века усилил негативные изменения этого социального института. И только комплексные меры по смягчению этих негативных тенденций помогут выйти российской семье из кризисного состояния и улучшат не только демографическую ситуацию, но и снизят дисфункциональные последствия для российского общества в целом.

Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

В начале 80-х гг. вмешательство государства в демографическую сферу посредством целенаправленной социальной политики взорвало ситуацию. Моментные индикаторы рождаемости существенно повысились, причем в различных поколениях женщин. По мере реализации мер социальной политики в 80-е гг. еще больше усилилась тенденция к омоложению этой модели, наблюдавшаяся до этого на протяжении десятилетий. Средний возраст вступления в первый брак у женщин достиг рекордно низких величин.

С такими характеристиками демографического поведения Украина ушла далеко в сторону от западных стран, где, наоборот, с конца 60-х годов гг. усиливалась тенденция к повышению возраста вступления в брак, увеличивались интервалы между рождениями, и соответственно возрастал вклад женщин средних и старших возрастов в общую рождаемость.

Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей - 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня “брачности” и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. Идет процесс тотальной депопуляции населения. Катастрофически растут темпы сокращения населения.

Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми.

Произошел значительный рост малообеспеченных семей среди многодетных. При этом четко прослеживается и другая тенденция – снижение количества многодетных семей и рост семей с детьми-инвалидами и неполных.


Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.

Семья – это главная ценность. Кровная семья – это ценность в первую очередь. И проблемной, кризисной семье нужно помогать на ранней стадии, пока она еще не деградировала.

Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Украинское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится. Основная цель современной семьи сегодня − выжить.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменяются ее социальные функции. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролями, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд как позитивных, так и негативных для общества последствий. С одной стороны, это способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличения уровня смертности.

Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

Комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными: институтами; в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье.

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:

1. Социально-экономические проблемы : К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.

2. Социально-бытовые проблемы : по смысловому содержанию сходны с социально - экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи ит.д.

3. Социально-психологические проблемы : Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

4. Проблемы стабильности современной семьи : Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально - психологическая характеристика.

5. Проблемы семейного воспитания : В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. указанные проблемы естественным образом связаны с социально - психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи.

6. Проблемы семей группы риска : Факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально - экономический, медико-санитарный, социально - демографический, социально - психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др. исходя из выше описанных критериев Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие.

В этих условиях возрастающую значимость приобретает научно-обоснованная и целеустремленно осуществляемая Государственная семейная политика и вытекающая из нее социальная защита семьи. Основные направления этой социально значимой деятельности можно свести к следующему:

  • Поднять уровень и роль доходов в экономике семьи, укрепить ее экономическую самостоятельность.
  • Изменить отношение общества к ведению домашнего хозяйства, уравнять его в правах с другими формами хозяйства и производства.
  • Более адресно, дифференцировано и последовательно проводить политику материальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей, включая выплату компенсаций, выделение денег на детское питание и одежду, школьные учебники и т.п. Проводить в жизнь политику поддержки молодых семей. Увеличить ежемесячные пособия одиноким матерям на детей до 16 лет, приведя их в соответствие с прожиточным минимумом и соответствующей индексацией.
  • Разрабатывать и внедрять научно обоснованные и практически ориентированные программы социальной помощи семье, психолого-педагогического содействия супругам, родителям и детям с целью стабилизации семейных отношений, упрочнения семьи как важного социального организма воспроизводства человека и общества, их полноценного развития.

О разворачивающейся на наших глазах на протяжении вот уже двух десятилетий демографической катастрофе русского народа горазды рассуждать все: не только завзятые оппозиционеры, но и представители официоза, нехотя признающие пока лишь наличие проблемы как таковой. Правда, на этом единодушие, как правило, заканчивается, поскольку открыто называть происходящее именно катастрофой (а не кризисом, спадом рождаемости, “демографической ямой” или чем-то подобным) желают далеко не все. Например, даже сообщество националистов (коему, по идее, как раз и должно бить в колокола громче всех), за редким исключением, тоже обходит эту тему стороной, предпочитая концентрировать внимание общественности на иных вещах: нашествии среднеазиатских мигрантов, конфликтах с кавказцами, репрессиях со стороны властей и т.д.

Данные проблемы, безусловно, значимы, кто бы спорил. Но, тем не менее, рискну утверждать, что по сравнению с русской демографической катастрофой они – второстепенны. Ведь если бы не случилось её, то и нынешняя русская нация не предстала бы перед лицом своих многочисленных врагов (как внешних, так и внутренних) в столь плачевном и беспомощном виде. Согласитесь, сложно представить себе инородческое нашествие на земли, заселённые энергичным, активно плодящимся, полным жизненных сил народом.

Как известно, уровень рождаемости среди того или иного этноса не имеет прямой связи с уровнем его благосостояния (хотя либералы нам уже двадцать лет вдалбливают в голову обратное), зато имеет очевидную прямую связь и с уровнем значимости семейных ценностей в обществе, и крепостью самого института семьи как такового. Мы знаем множество примеров, когда народы, не имеющие в материальном плане и десятой доли того, что в настоящий момент в сумме определяет пресловутый уровень жизни как обитателей пока ещё относительно благополучной Европы, так и остающихся ещё весьма сытенькими столичных обывателей в РФ, превосходили и превосходят их по показателям рождаемости на несколько порядков. Но даже это не суть главное. Народы, обладающие так называемой “агрессивной демографией” (в Европе это выходцы из африканских и азиатских стран, в России – среднеазиаты и кавказцы) превосходят деградирующее и численно сокращающееся белое население и качеством своих семей, и крепостью семейных институтов.

Именно этот вопрос – вопрос качества – в данном случае следует считать ключевым. Согласитесь, сложно ожидать появления многочисленного потомства в неполных семьях, семьях алкоголиков или наркоманов, в парах, создаваемых современными гедонистами-эгоцентриками, зацикленными на личном преуспевании, карьере и деньгах, кои стали столь массовым явлением как в европейских, так и в крупных русских городах.

Согласно опубликованной несколько лет назад статистике, в России отмечается самый высокий процент разводов в мире , а в 2010 году и вовсе был зафиксирован поистине ужасающий показатель – 153 406 разводов на 185 969 браков - !!! При таких цифрах даже ставшие уже привычными 40% распадающихся семейных пар в РФ кажутся уже чуть ли не заоблачным показателем крепости брачных уз.

Думаю, не стоит лишний раз пояснять читателю, почему, говоря о проблеме депопуляции, я заостряю внимание именно на статистике разводов. Любой развод – это не только тяжёлая душевная травма для разошедшихся супругов, последствия которой, возможно, будут преследовать их в той или иной форме всю последующую жизнь. Развод – это ещё и нерождённые дети, которых в случае сохранения семьи могло бы быть в нашем обществе больше. А тем, что успели родиться, но затем вкусили всех “прелестей” жизни в неполной семье, впоследствии будет весьма непросто избавиться от подсознательного проецирования ненормальных отношений между родителями (а нормальные, согласитесь, не приводят к разводам) на собственную семейную жизнь.

Никто ещё не опроверг давний тезис о том, что семья является ячейкой общества. Неспроста же Фридрих Энгельс в своей знаменитой работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” начал в своих рассуждениях “танцевать” именно от семьи, проследив историю зарождении и эволюции её института от древнейших времён до буржуазной эпохи XIX века. Огромную роль семьи в становлении и развитии человечества отрицать бессмысленно и глупо. Появление семей как таковых действительно стало мощнейшим толчком к формированию самого человеческого общества в современном его понимании. Напротив, с их разрушением мы рискуем вновь скатиться на уровень первобытного человеческого стада.

Поэтому совершенно логичным будет и обратный вывод: зримое ослабление семейных связей и массовый распад первичных ячеек общества приводят не только к острому кризису депопуляции, охватившему практически весь белый мир. Они предвещают и скорый коллапс всего общества в целом. Одним из предвестников гибели Древнего Рима стал ужасающий духовный кризис, по сути, духовная катастрофа, разразившаяся в римском обществе и выразившаяся в том, что чудовищные извращения и разврат стали восприниматься в качестве нормы. Здоровое общество без здоровых семейных отношений между мужчинами и женщинами, родителями и детьми немыслимо так же, как и здоровый человеческий организм без здоровых и нетронутых болезнями внутренних органов.

Кстати, весьма характерным является то, что мировыми лидерами по количеству разводов на душу населения (то есть по разрушению семей) являются три постсоветские страны: вслед за Россией в этом сомнительной табели о рангах друг за другом следуют Белоруссия, Украина и Молдова. Что лишний раз только подтверждает гигантский масштаб цивилизационной катастрофы 1991 года, нанесшей наиболее страшный удар именно по славянским народам бывшего СССР. И рукоплескать ей, выходя на празднование так называемого “Дня России” 12 июня, могут либо откровенные враги русского народа, либо законченные идиоты.

Я не буду перегружать читателя многочисленными статистическими данными, свидетельствующими о беспрецедентной тяжести разворачивающихся сегодня в области демографии процессов. Любой желающий без труда может ознакомиться с ними лично - открытых источников множество. Но на одном аспекте остановлюсь поподробнее.

Так, согласно данным проведённых в 2010 г. статистических исследований относительно причин разводов оказалось, что 41% распавшихся семей в РФ (то есть, почти половина) распадаются по причине подверженности алкоголизму и наркомании одного из супругов . То есть, подверженность порокам значительной части русского населения страны самым непосредственным образом отражается и на крепости создаваемых им семей, и на количестве рождённых в них детей. А учитывая масштабы потребления спиртного на душу населения в нашей стране (согласно цифрам этой страшной статистики, мы являемся не только самой разводящейся, но и одной из самых пьющих наций в мире), можно смело говорить уже о подлинной катастрофе русского общества, которое в буквальном смысле стоит на краю гибели – если не под тяжестью собственных пороков, то под неизбежными ударами почуявших запах лёгкой добычи недругов. Пока ещё видимое внешнее материальное благополучие (а кое-где даже и процветание) не должно вводить нас в заблуждение. Общество, скорее, предстаёт перед нами сейчас в образе Дориана Грея из гениального романа Оскара Уайльда – юного и прекрасного до поры - до времени, но с уже чёрной, омертвелой, глубоко порочной душой, чьё перевоплощение в старого и безобразного сатира, сражённого насмерть ударом кинжала в грудь – лишь вопрос времени.

Впрочем, разводы – это далеко не единственный бич современных русских (да и европейских) семей. В нашей стране за последние два-три десятилетия (на Западе это, вероятно, произошло ранее) получил большое распространение так называемый “гражданский брак” – то есть, по сути, банальное сожительство мужчины и женщины, не только не желающих официально оформлять супружеские отношения, но и не стремящихся выполнять социальные роли мужа и жены в полном объёме. Подобный суррогатный брак, именовать который гражданским на самом деле глубоко ошибочно (гражданский брак в изначальном понимании – этот тот, который регистрируется в светских органах ЗАГСа, в отличие от церковного с его таинством венчания) является ещё одной весомой причиной кризиса депопуляции и (что даже более опасно!) быстрой утраты истинно семейных, супружеских ценностей в обществе. Без которых оно ни здоровым, ни жизнеспособным, ни многодетным быть никак не может.

К сожалению, о пагубной роли “гражданского брака” в разложении института традиционной семьи в нашей стране практически никто не говорит. Такое впечатление, что русское общество, по крайней мере, в крупных городах, с этой этно- и культуроразрушающей мерзостью молчаливо смирилось. А если голоса против изредка и раздаются, то тут же тонут в громком хоре всевозможных поборников “современности”, вешающих на подобных людей ярлыки мракобесов и ретроградов. Поразительно: в нынешней России можно в открытую практиковать магию и оккультизм, верить в амулеты и полтергейстов, ходить к астрологам и гадалкам, придерживаться самых диких суеверий - и не слыть при этом мракобесом. Однако стоит только где-нибудь в критическом ключе высказаться о внебрачном сожительстве, как тут же со всех сторон поднимается истошный вой. Свидетельствующий, в первую очередь, о том, сколь сильно и крепко в сознание наших сограждан уже внедрён подобный разрушительный для социума поведенческий стереотип.

Я не стану здесь вдаваться в нравственный аспекты т.н. “гражданского брака” и заниматься морализаторством. Поговорим лишь о сугубо практической стороне данного явления, о том реальном вреде, которое оно наносит русскому народу самим фактом своего существования.

Люди, предпочитающие сожительство “без обязательств” полноценному браку – это, как правило, обитатели больших городов, эгоистичные индивидуалисты по складу характеров, везде и всюду стремящиеся к удовольствиям и максимальному комфорту для себя. В ином обществе, при господстве иных ценностей они бы, скорее всего, подчинили свои личные шкурные устремления нормам общественной морали (пусть даже и не слишком искренне), создали бы семью, родили бы детей и т.д. В общем, выполнили бы своё и биологическое (продолжение рода), и социальное (создание новой ячейки общества) предназначение. Но в нашем обществе, де-факто поощряющем проявления такой крайней формы индивидуализма, они с радостью предпочтут “освободиться от предрассудков”, при желании легко подведя под это ещё соответствующую демагогическую базу.

Подобного рода отношения, совершенно немыслимые ни для традиционного русского общества прошлых веков, ни для эпохи модерна, неспроста расцвели пышным цветом именно теперь – в эпоху господства постмордерна, разрушающего на своём пути всё: общество, семьи, личности, само понимание о норме и отклонении, о добре и зле. Философии постмодерна ненавистны любые подлинные смыслы как таковые – она живёт их выхолащиванием и ниспровержением. Поэтому в таких условиях массовая подмена нормальной, здоровой семьи пародией на неё, эдаким гнусным суррогатом – вполне закономерное для постмодернистской эпохи явление. Люди, годами живущие в одной квартире друг с другом, но упорно не желающие при этом дойти до ЗАГСа и стать полноправными мужем и женой, в массе своей не понимает или даже сознательно отвергают истинный смысл брака. Который, вообще-то, заключается не в обеспечении друг другу сексуального или бытового комфорта, но в создании крепкой общественной ячейки, основанной на чувстве взаимной искренней любви и привязанности, взаимовыручке, способности поступиться собственными интересами в пользу супруга, совместном рождении и воспитании детей, наконец. Вступая в брак, любой человек добровольно берёт на себя определённые обязательства по отношению к своей “второй половине”, которым вообще-то должен следовать всю жизнь. И крепкой будет лишь та семья, в которой взаимное понимание приоритета обязательств друг перед другом и перед своим потомством будет выше стремления к получению удовольствий “здесь и сейчас”. Официальный, узаконенный брак (и тот, который заключается в ЗАГСе, и тем более тот, который освещает церковь, и даже шариатский брак у мусульман) подразумевает наличие подобных обязательств, равно как и обоюдной ответственности супругов. Внебрачное сожительство – нет. Оно, по сути, является лишь временным, недолговечным союзом двух индивидуалистов, заключённым для достижения некоторого взаимного удобства. И в этом заключается его принципиальное отличие от настоящего брака. В настоящей семье ты многое должен, но при этом ровно столько же должны и тебе. В “гражданской” же – никто и никому.

Излишне говорить, что массовое распространение среди русских феномена внебрачного сожительства самым непосредственным образом сказывается на падении рождаемости. Жаждущие “свободных отношений” люди (пусть даже они и оправдывают себя тем, что, мол, просто хотят “проверить чувства”) в большинстве своём съезжаются под одну крышу вовсе не ради того, чтобы не спать ночами, укачивая детей. Если потомство у них и появляется, то оно почти всегда редко и малочисленно, и, что самое страшное – такие дети с детства в принципе лишены представления о том, как должна быть устроена настоящая семья. Люди ведь – не животные, они не обладают теми врождёнными инстинктами, которые позволяют последним создавать брачные пары и сообща взращивать детёнышей без непосредственного воздействия со стороны собратьев по виду. Для того, чтобы человек стал полноправным членом общества, он должен в этом самом обществе с детства находиться, которое как раз таки и начинается с крепкой семьи. А если же он вместо этого с рождения оказывается зажатым в рамках некой уродливой конструкции, лишь отдалённо напоминающей подлинную социальную клеточку, то сделаться таковым ему более чем затруднительно. Скорее всего, он с младых ногтей привыкнет считать отклонение нормой и наоборот. И с таким убеждением войдёт во взрослую жизнь со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Следует отметить, что семейные ценности, подвергаясь стремительному размыванию и разложению в крупных городах (особенно в Москве и Петербурге), более-менее сохраняются на периферии, особенно среди русских, проживающих среди иноэтнического, ещё не полностью порвавшего с традиционным обществом окружения. В этом отношении весьма показательным является поведенческий стереотип русских уроженцев кавказских республик. Так, например, в Дагестане среди ещё остающегося там русского населения такое понятие как “гражданский брак” отсутствует в принципе. И ситуация, при которой, скажем, 20-летняя девушка привела бы в родительский дом бой-френда и стала бы там, не стесняясь родителей, с ним жить, даже и не думая сделаться законной женой (столь распространённая, увы, в остальной части РФ), представляется для русской общественности республики такой же немыслимой, оскорбительной и дикой, как массовые забои баранов на праздник Курбан-байрам для москвичей. И это касается не только семейных отношений. Зачастую, русские уроженцы Кавказа, в силу отличия своего, более патриархального и коллективистского, поведенческого стереотипа от современного “среднерусского”, даже перебираясь в русские регионы РФ, тем ни менее, не ощущают там себя в полной мере комфортно, оставаясь этакими “чужими среди своих”. Ценности “свободного общества”, принятые “во всём цивилизованном мире” – однозначно не их.

Весьма любопытной в данном контексте является статья социолога Леонида Бызова “Новорусская нация”, опубликованная в “Литературной газете”, а затем . У меня нет оснований не доверять выводам автора, тем более, что и я сам более четырёх лет назад, обобщая личные эмпирические данные наблюдений за русским обществом, . Но те поведенческие черты и ценностные ориентиры, которые Бызов выявляет у нынешних “младорусских” (речь, разумеется, идёт, в первую очередь об обитателях мегаполисов) лишь подтверждают тезис об этнической катастрофе. Воистину, сообщество закоренелых индивидуалистов, пассивных и аморфных во всём, кроме стремления к личной выгоде и материальному преуспеванию, будет беспомощно перед лицом тех вызовов, которые нам бросает история. Для нации, обладающей такими чертами, не то, что воссоздание подлинной русского государства, а даже, наверное, эффективное противостояние сплочённым диаспорам мигрантов в той же самой Москве будет представлять неразрешимую проблему. Если личности подобного склада действительно займут доминирующие позиции в недрах русского социума и будут определять его лик (а Бызов пророчит именно это), то России – хана.

Заметьте, я сознательно сейчас не акцентирую внимания на социальных факторах, усугубляющих процесс распада семей и семейных связей (низкий уровень дохода, невозможность купить собственное жильё, феминизация современных русских мужчин и т.д.). На эту тему и так написано достаточное количество материалов, вряд ли я смогу добавить к ним что-нибудь свежее и оригинальное.

Да, и низкий уровень жизни, и бешеная дороговизна жилплощади, и фактическое самоустранение государства из социальной сферы, и распространившийся в нашем обществе тип подкаблучника и безвольного слюнтяя, неизменно в душе презираемого любой женщиной, конечно же, сказываются. Но, тем не менее, эти причины не главные. Главной же является причина духовно-ценностного характера, заставляющая людей, не стремящихся обзавестись семьёй и детьми, по сути, изменять своей природе. Постмодерн (в России он, правда, причудливо сочетается с элементами откровенной архаики), ставший базовой философией пресловутого “общества потребления”, сманивая людей многочисленными соблазнами материального плана (карьера, работа, машина, поездки на отдых в тропические страны и т.д.), одновременно отвращает их от выполнения тех функций, которые собственно и сплачивают человеческих индивидуумов в общество. Нельзя в данном случае всё сводить лишь к урбанизации и раскрестьяниванию, приписывая только им одним пагубную роль в процессе распада семей и резкого снижения рождаемости. Вот, например, Западной Европе в первой половине XX века, урбанизированной и индустриализированной в гораздо большей степени, нежели Россия тех лет, были неведомы проблемы низкой рождаемости, разложения института семьи и массового старения населения. Промышленно развитая Германия в 10-30-е годы так вообще имела ошеломляющие темпы роста рождаемости (вполне сопоставимые с аналогичными среди русских тех лет), что, собственно, и позволило ей на протяжении шести лет едва ли не в одиночку воевать против всего мира. Зато эти проблемы появились как бы внезапно ближе к его концу, поставив нынешний Запад на грань исторического краха.

Отсюда следует вывод, что корни проблем надо искать не в одной лишь урбанизации, раскрестьянивании и росте городов. Дело – в самой философии общественного развития, в господствующей в обществе ценностной парадигме. Пришедший на смену модерну постмодерн во многом и сформировал ту самую парадигму, в рамках которой всячески пропагандируется индивидуализм, эгоизм, гедонизм, не говоря уж о всевозможных извращениях и т.д., зато всячески подавляется здоровое человеческое начало. В конце XX века западное общество переживало поистине тектонические сдвиги в социально-экономической сфере, кои, на самом деле, до сих пор мало кем осмыслены в полной мере. На смену привычному индустриальному обществу пришло то, что ныне принято именовать термином “постиндустриализм”, источником благосостояния в котором становится уже не сфера материального производства, а “торговля воздухом” - масштабные финансовые спекуляции вкупе с гиперраздутым секторов всевозможных услуг. И который, в свою очередь, для обоснования права на собственное существование потребовал новой историко-философской концепции, выстроенной на фактическом отрицании предыдущей. Россия, втянутая в эту гибельную эволюционную воронку катастрофой 1991 года (хотя, стоит признать, что первые признаки подобного втягивание появились ещё в предперестроечные годы), следует ныне тем же порочным курсом: деиндустриализация, деинтеллектуализация, развенчание ценностей, отрицание смыслов, умножение симулякров и т.п. Только, в отличие от Запада, она ещё и усиленными темпами вымирает, поскольку обеспечить в побеждённой, разгромленной стране тот уровень социальных гарантий, который позволял бы населению хотя бы плавно и постепенно стариться, делая процесс сползание в пропасть менее заметным, в условиях нашего социального строя не представляется возможным. Да сегодняшние правители России этого и не хотят.

Положение усугубляется тем, что нынешняя политика государства во многом способствует выталкиванию больших масс населения из родных мест и созданию его искусственной концентрации в нескольких, пухнущих, словно накачиваемые воздухом шары, мегаполисах. Миллионы людей, приезжающие в Москву, Петербург или другие крупные города в поисках материального благополучия, сумев кое-как обустроить быт, зачастую не выполняют своего природного предназначения, либо вовсе не создавая семей, либо, создав оные на пороге тридцатилетия, ограничиваются одним-единственным ребёнком. Мегаполисы в современной России сродни огромным чёрным дырам, вытягивающим из тела страны всё больше и больше человеческих ресурсов и методично перемалывающим их без следа.

Чем занимается в них большинство приезжих? Производительным трудом? Подлинной работой на благо общества? Рождением и воспитанием детей?

Как бы не так! Большая их часть, многие годы крутясь на многочисленных работах словно белки в колесе, не оставляет после себя вообще ничего: ни крепкой семьи, ни наследников, ни даже зримых, осязаемых результатов собственного труда. Редкие поздние дети, рождённые такими родителями, как правило, остаются без полноценного воспитания, ибо взрослым заниматься ими некогда, а близкие родственники поблизости отсутствуют. Пятнично-субботние попойки в барах, посредством которых многие стремятся снять накопившийся за неделю стресс, и недолгий двухнедельный отжиг на заграничных курортах – вот и всё, что остаётся в сухом остатке. По сути, прожитая впустую жизнь.

Либеральные средства массовой информации, верно понимая губительную суть набравших ход процессов, отнюдь не случайно столь настырно внедряет в головы населения стереотипы: “глубинка спилась”, “в провинции ловить нечего”, “за МКАДом жизни нет” и т.д. Всё это в той или иной форме тиражируется постоянно и всюду: в газетах, по радио, в телепередачах. Выдавливанию населения в мегаполисы, превращению нашей страны в край соблазнительно сверкающих Гонконгов, высящихся посреди обширных обезлюдевших пространств, наши “заклятые друзья” способствуют изо всех сил: политически, экономически, пропагандистски. Дьявольская машина изничтожения русского генофонда молотит на полную мощь!

Для того, чтобы выстоять в борьбе за существование, преодолеть состояние демографической катастрофы, необходимо, в первую очередь, чётко представлять источники и масштаб угроз. А они коренятся гораздо глубже, чем это представляется многим. Русский реванш, мечтой о котором живут лучшие представители нашего народа, немыслим без воссоздания структуры общества, без склеивания его расползающихся лоскутов в единое, монолитное целое. Прочная же социальная структура, в свою очередь, невозможна без укрепления её составообразующих ячеек – семей.

Не отстоим институт крепкой русской семьи – не отстоим и России.

Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день Козлов Николай Иванович

Кризис Института Семьи

Кризис Института Семьи

Истинно говорю вам: нельзя новое вино вливать в старые мехи.

Евангелие

Во всех цивилизованных странах, за исключением исламского мира, – острое неблагополучие в семейных отношениях. Главная причина та, что в новом историческом жизнеустройстве семья старого типа уже нежизнеспособна, а новые формы ее еще не прижились.

Традиционная семья была малогуманна, но очень прочна. "Да убоится жена мужа своего…" – девочкам внушалось с детства. Сызмальства девочек воспитывали в духе послушания мужу, готовили к домохозяйству и воспитанию детей. "Домострой" не имел законодательной силы, но, отражая и формируя общественное мнение, предписывал: "Если жена не слушается мужа, то он поучает ее плеткой, но лучше, если нет свидетелей, а наедине. И бьет не в лицо, а по уху и осторожно, чтобы кулаком не попасть в сердце, и лучше бьет не палкой и железным прутом… Лучше всего плеткой, это и больно, и действенно, и напугает, и полезно для здоровья", Понятно, что в такой ситуации разногласий в вопросе: "Кто в доме хозяин?" – не было…

Раньше было однозначно: замужем женщина уважаема, живет как женщина, рожает и воспитывает детей. Муж – ее защитник, муж – добытчик и кормилец, – а без мужа как? Да и общественное мнение на разведенную женщину реагировало практически одинаково – соседки на порог не пустят.

А сейчас семья для женщины – поиск счастья. А если счастья нет – естественно, развод.

Для мужчин же смысл "супружеских уз" (а мужчины семью понимают чаще всего именно как "узы"!) еще менее ясен. Действительно, зачем мужчине жениться, какая ему в этом нужда?

Прекрасно помню разговор с одним парнем, Володей, членом нашего клуба. Я его как-то спросил: "Володь, ты парень здоровый, крепкий, тебе двадцать три года и зарабатываешь нормально – что не женишься?" Спросил его вроде в шутку, а он отвечает всерьез: "Николай Иванович, а зачем мне жениться?" Я был не готов к такому вопросу, даже немного опешил: "Как зачем? Ведь человеку нужна семья, дети…" "А что дети? – отвечает Володя, – я свой вклад вношу…"

Народ собирается вокруг нас, а он продолжает свою мысль, уже в наступление перешел:

– А действительно, Николай Иванович, давайте разберемся, зачем мне жениться. Во-первых, семья мне экономически выгодна? Девушки, (обращается он к рядом стоящим девушкам), вы как рассчитываете, что вы мужа будете содержать или он вас должен содержать? (Девушки засмеялись, ответ ясен.) И смотрю я на своих знакомых: вот они дружат-встречаются, у него зарплата небольшая, но ему хватает, у нее немного, но как-то тоже хватает, поженились – обоим не хватает… Развелись – снова все нормально… Парадокс, никто его не объяснил, но факт остается фактом – семья "съедает" деньги вообще и у мужчин в особенности, Мужчине семья экономически невыгодна.

Дальше, – продолжает Володя, – с социально-бытовой точки зрения. Конечно, приятно, я женился, жена и носки заштопает, и борщ сварит. Но у меня и мама пока жива, обо мне заботится, и сам я не без рук плюс подруги рядом – помогут, пока понравиться хотят…

Ну, а что касается сексуальной стороны жизни… Ну было бы мне восемнадцать лет, проблемы были бы. А сейчас мне двадцать три. Николай Иванович, как вы думаете, проблемы есть?" "Нет, наверное". "Правильно, нет, плюс есть еще разнообразие, чего в семейной жизни буду лишен…"

Разговор подредактирован, но не выдуман.

Но самое интересное то, что проходит полгода или год, и приходит тот же Володя в клуб и не один, а с девушкой, довольный-довольный, говорит: "Н.И., вот это Лена, поздравьте нас, мы скоро поженимся…" Я ему припоминаю:

"Володь, ты вроде не так давно какие-то интересные идеи на тему семьи развивал…" Он отвечает: "Да. но ведь мы так любим друг друга!.."

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

Из книги Неистовый поиск себя автора Гроф Станислав

Кризис Института Семьи Истинно говорю вам: нельзя новое вино вливать в старые мехи. Евангелие Во всех цивилизованных странах, за исключением исламского мира, - острое неблагополучие в семейных отношениях. Главная причина та, что в новом историческом жизнеустройстве

Из книги Полночные размышления семейного терапевта автора Витакер Карл

Из книги Мужчина в меняющемся мире автора Кон Игорь Семенович

После медицинского института: поворотная точка В те дни не существовало ясного отличия между интернатурой и стажировкой. По окончании института мы два-три года продолжали обучение, и при этом приходилось работать в самых разных местах. Одним из самых противных мест был

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

1. «Кризис отцовства» – кризис чего? Когда-то в мире существовала вертикаль власти. На небе был всемогущий Бог, на земле – всемогущий царь, а в семье – всемогущий отец. И всюду был порядок.Но это было давно и неправда. Именем Бога спекулировали жуликоватые жрецы, именем

Из книги Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту автора Сатир Вирджиния

8. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ Под образованием понимается устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей.Не всегда образование существовало как отдельный социальный институт. Например, его не было в примитивном

Из книги Мед и яд любви автора Рюриков Юрий Борисович

12. Смешанные семьи и семьи с одним родителем Примерно от 25 % до 35 % детей живут с приемными родителями. В основном это семьи, где настоящий родитель умер, или разведенные семьи, или родители ребенка так и не поженились. Когда ребенок попадает в такую ситуацию, он становится

Из книги Психология день за днем. События и уроки автора Степанов Сергей Сергеевич

Кризис языка - кризис душ и чувств. В том, что языки обмениваются друг с другом словами, есть, возможно, не только близкая польза, но и дальняя, послезавтрашняя закономерность. Может быть, именно через такой обмен и станет рождаться будущий всемирный язык - или, как ступень

Из книги Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против» автора Арутюнов Сергей Сергеевич

День рождения института 16 декабря 1971 г. Президиум Академии наук СССР принял решение об организации Института психологии. До того времени психология формально пребывала в статусе одной из ветвей педагогической науки, и единственный в России психологический институт,

Из книги Как избавиться от комплекса неполноценности автора Дайер Уэйн

СКЛАДЫВАНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО БРАКА СВЕТСКОЕ (НЕ ЦЕРКОВНОЕ) ПОНИМАНИЕ БРАКА Итак, брак изначально создан в древних, догосударственных образованиях (как обычай) и государствах (как институт, зачастую имеющий религиозную форму) для регламентации вопросов, связанных

Из книги Испытание кризисом. Одиссея преодоления автора Титаренко Татьяна Михайловна

Семьи с ориентацией на зависимость своих детей и семьи со ставкой на независимость В семьях, исповедующих независимость, стремление к самостоятельности воспринимается как естественный процесс, а не как вызов чьему-либо авторитету, и никогда не подчеркивается

Из книги Психотерапия человеческой жизни [Основы интегрального нейропрограммирования] автора Ковалев Сергей Викторович

Кризис рождения как кризис семьи Переживая кризис рождения, ребенок впервые в жизни делает свой личный шаг к автономизации, отделяясь от матери. Важно отметить, что, исходя из современных научных данных, не материнский организм, а организм ребенка на гормональном уровне

Из книги автора

Юношеский кризис – кризис дебюта Выходит, то, чего мы инстинктивно искали, когда ложные возможности выбора загоняли нас в тупик, все же существовало? Выходит, он был – третий вариант? Между черным и белым. Справедливостью и несправедливостью. Другом и врагом. Попросту

Из книги автора

Центр Практической Психотерапии Института Инновационных Психотехнологий Консультации по любым направлениям психотерапии, включая: преодоление стрессов и вывод из депрессивного состояния избавление от неприятных эмоций устранение зависимостей (чрезмерная

Кризис семьи во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. Исследования, ведущиеся на стыке социологии и психологии со всей убедительностью показывают, что: "Радикальный переворот в системе социальных связей человека во многом обусловлен процессами, усложняющими социально-групповую структуру общества. Большие и малые группы, основанные на социально-экономической дифференциации общества, все более теряют свою роль пространства, в котором замыкаются непосредственные отношения между людьми, формируются их мотивы, представления, ценности. ... значительно ослабевают связи между каждой из такого рода групп, ее "низовыми", первичными ячейками и личностью.

Как правило, причины кризиса семьи усматриваются большинством специалистов (особенно не психологов) во внешних (социальных, экономических, политических, идеологических, экологических и даже биолого-генетических) факторах. Данный подход к определению причин кризиса семьи можно назвать социологическим (в широком смысле) и адаптивным: семья рассматривается здесь как неизменная данность, существующая в изменяющихся внешних условиях; кризис семьи - результат действия неблагоприятных внешних влияний; преодоление этого кризиса видится в создании оптимальных (наиболее благоприятных) условий для функционирования семьи. Подобный подход к пониманию природы, функций и назначения семьи долгое время был доминирующим, и лишь в самое последнее время он начинает критически переосмысляться.

На первый взгляд, рассмотрения кризиса семьи представляется парадоксальным, поскольку оказывается, что оптимизация (улучшение) социальных условий ведет не к уменьшению, но, напротив, к увеличению числа семейных проблем, не к ослаблению, но, напротив, к обострению кризиса современной семьи.

Констатация данного парадокса является, одновременно, непреодолимым тупиком для исследований, реализуемых в логике социологического подхода.

Наряду с данным традиционным подходом к кризису семьи существует также иное, прямо противоположное видение данной проблематики. Это видение можно назвать экологическим: семья рассматривается как достаточно автономная подсистема в системе взаимоотношений "социум - семья - индивид", причем сама семья также является сложной системой интер- и транс-персональных взаимоотношений, существующих между ее членами. Это видение можно назвать также психологическим: семья как определенная система внутренних, психологических, интер- и транс-персональных отношений существует, конечно же, в изменяющемся мире, в изменяющихся социальных (в самом широком смысле этого слова) условиях, однако сама семья тоже развивается (причем это развитие ни в коем случае нельзя определять лишь негативно, редуцировать до отклонений от некоего стандарта, образца или понимать как производное, вторичное).

Воспитательные возможности современной российской семьи усложнены социально-экономическим кризисом. Неустойчивое материальное положение, риски, связанные с безработицей, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный социально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что ведет к осложнению их социализации.

Изменение социально-экономической жизни в стране в 1990-х гг. потребовали перестроить систему помощи и поддержки детям-сиротам. Кризис семьи, который выражался в снижении уровня потребления, разрушении структуры, маргинализации - все это способствовало росту детского сиротства в России. По данным Госкомстата России в 2000 г. на 897,3 тыс. браков приходилось 627,7 тыс. разводов. Можно отметить, что в 1990-е гг. наметилась устойчивая тенденция роста численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возросла и детская безнадзорность на уровне регионов. Помимо объективных социально-экономических условий, есть и субъективные, связанные с проблемами семейных отношений в системе родители - дети: неспособность родителей выполнять родительские функции, повышенная агрессивность, неумение выслушивать и интересоваться проблемами ребенка и т. п. Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции для родителей и их детей. Практика социальной работы показывает, что непонимание и неприятие этих функций на разных стадиях оформления семейных отношений осложняет социальное функционирование индивидов. Другой полюс проблем - это брачно-семейные отношения между родителями, которые также могут провоцировать различный спектр проблем, осложняющих жизненные стратегии, как детей, так и брачных партнеров.

Согласно выработанному экспертами ООН определению, "семья - это группа, состоящая из двух или большего числа совместно проживающих лиц, ведущих общее хозяйство с целью обеспечения продовольствием или другими предметами первой необходимости и определенным образом связанных кровным родством, усыновлением детей или брачными узами (включая гражданские браки)".

В любом обществе семья как уникальный исторический феномен имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Изначально семья была основным способом организации общества, характеризовалась как общность людей, объединенных единством жизненных ценностей, представлений, позиций во взаимоотношениях с обществом. В семье закладывался фундамент ценностных ориентации, выступающих критериями отбора информации, предпочтения одних ее форм и источником другим. С институтом семьи тесно связан институт брака.

Семья - своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи. В настоящее время в теории и практике социальной работы большое распространение получили типологии семей "групп социального риска". К факторам или критериям социального риска можно отнести:

социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия, безработица родителей);

социально-демографические факторы (отсутствие одного или обоих родителей, повторный брак, неродной ребенок в семье);

медико-санитарные факторы (неблагоприятные условия проживания, хронические заболевания родителей, наличие в составе семьи инвалидов, отягощенная наследственность);

психолого-педагогические факторы (нарушение межличностных внутрисемейных отношений, деформирование ценностных ориентации членов семьи, предразводная и послеразводная семейная ситуация, педагогическая несостоятельность родителей, отчуждение между родителями и детьми, недостаток эмоционального и доверительного отношения родителей с ребенком, дефекты воспитания и т.д.);

Отклонения не всегда являются дезадаптирующими факторами, порой компенсируются другими характеристиками. К семьям "социального риска" относят: малообеспеченные семьи, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой (многодетные, имеющие в составе инвалидов), неполные семьи, семьи военнослужащих срочной службы и др.

Объектом социальной поддержки семьи может стать семья любого типа, однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, т.е. виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к разному типу.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, семейных отношений, структуры семьи, влияния в обществе на другие социальные институты. Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми в сфере родительства. Потребность в детях стала занимать невысокое положение в структуре потребностей личности. В сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера ценностные ориентации юношей и девушек утратили матримониальное направление, согласие родителей на брак перестало быть общепринятой нормой. Резко изменились внутрисемейные функции супругов, произошла утрата патриархальной роли отца и супруга в семье в связи с возрастанием материнского участия в обеспечении семьи и ее обслуживании. Прямым выражением этого противоречия стала социальная проблема супружеского неравенства при новых семейных ролях. Процесс демократизации общественной жизни непосредственно повлиял на развитие семейных отношений в сфере супружества. В современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом вступления в повторные браки. В результате этого распадается слитность, целостность брачного, сексуального и репродуктивного поведения; разваливается единство системы "супружество - партнерство - родительство - родство". Среди общих характеристик, свойственных семьям в изменяющемся обществе, можно выделить следующие: увеличение числа малообеспеченных слоев населения; увеличение социальной и географической мобильности; миграция, в том числе и за пределы государства; ухудшающееся состояние здоровья, демографической ситуации (началась естественная убыль населения); фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщины; рост количества неполных семей; повышение коэффициента иждивенчества; насилие в семье, социальное сиротство.

В структуре экономических проблем острейшая - резкое падение реальных доходов большинства семей России. Для большинства семей стали менее доступными услуги здравоохранения, в том числе квалифицированная медицинская помощь, лекарства и медикаменты. Все больше семей не могут позволить себе пользоваться учреждениями культуры и отдыха, организовать семейный летний отдых, отправить своих детей в оздоровительные загородные лагеря. Сокращается посещение театров, кино, концертов, музеев, библиотек. Неразрешимая проблема для большинства семей - улучшение жилищных условий. Особенно остра она для молодых семьи, не имеющих собственного жилья. Нестабильность семьи и рост количества разводов, конфликтность в отношениях между родителями и детьми, рост безнадзорности и криминогенности поведения подростков, нарушение преемственности поколений в семье, согласно "кризисной парадигме" - кризис семейного образа жизни и семейных ценностей.

Российская семья находится на пути перехода от авторитарного уклада к более демократическому. В его основе - почти всеобъемлющая вовлеченность женщин в сферу общественного труда, растущая материальная независимость жен от мужей. В целом сегодняшние стереотипы мужа и жены непоследовательны и противоречивы, представляя собой конгломерат традиционных и эгалитарных взглядов. В системе представлений людей о браке и семье этот комплекс относится к числу консервативных, наименее гибких, трудно поддающихся изменению. Тем не менее сдвиги в направлении эгалитаризации требований, предъявляемых к каждому из супругов, налицо.

В психологическом состоянии российских семей превалируют неуверенность в завтрашнем дне и слабая защищенность от насилия и преступного мира.

Современная семья, выражающая в полной мере кризис и дезорганизацию семейного образа жизни, не может в полной мере осуществлять семейный потенциал социальной компетентности. Более того, во многих современных исследованиях выявляется негативное воздействие кризисных семейных структур, в особенности послеразводных, на социализацию детей. Важно подчеркнуть, что в социологии семьи, утверждается особое свойство и особое качество целостности семейной общности - ценностное единство ориентации, определяющее сходство индивидуальных действий членов семьи во внешней среде. Каждый член семьи ведет себя одновременно и как индивид, и как часть семейной целостности. В фамилистическом обществе индивид - эгоист способен чаще (в значимых для личности ситуациях) демонстрировать поведение, отвечающее общесемейным интересам. В трансформирующемся обществе с массовым распространением малодетной и многоразводной семьи свободно раскрывающий себя индивид, лишенный положительных качеств семейной социализации, постепенно превращается из эгоцентриста в нигилиста.

Общество, допустившее кризис семьи и семейного образа жизни, неминуемо ведет к усилению государства как агента социального влияния, оказывающего авторитарное воздействие на «свободно» выбравшего бессемейность индивида. Элиминирование семьи увеличивает для государства соблазн тоталитарного воздействия на индивида. Это обстоятельство раскрывает в полной мере социологическое значение семьи и ее роли в процессе социализации. В конечном счете, социальный порядок, свобода и независимость, возможность сохранения демократии, даже рыночной экономики определяется, как это ни странно звучит, именно возможностями сохранения семьи. Если общество отказывается от укрепления семьи с детьми, семьи как арены базовой социализации, тогда поиск «новых форм» приобщения человека к общезначимым ценностям выродится в массовую социальную патологию, которая благодаря антисемейному воспитанию не будет считаться таковой.

Во-первых, как уже отмечалось, кризис семьи - это проявление смены ее социальной ориентации на ориентацию гуманную, переход от социо- к человеко-центрированной семье. Если рассматривать кризис семьи в данном аспекте, то в этом кризисе должна быть преодолена социальная ориентация семьи как ее доминирующая ориентация. Во-вторых, этот кризис есть проявление кризиса идентичности современного человека, основной характеристикой которого является его ложное самоотождествление со своей персоной, с "позитивным" компонентом своей личности, а не со своей подлинной сущностью, имеющей трансперсональную природу. Подобное рассмотрение кризиса семьи дает возможность говорить о преодолении этого ложного самоотождествления, что неразрывно связано с процессами индивидуации и аутентификации отдельных людей.

И, наконец, в-третьих, кризис семьи можно рассматривать как ее освобождение от такой ее наиболее институциализированной формы, какой является социально санкционированный брак. Действительно, что собственно чаще всего преодолевается в каждом конкретном семейном кризисе? Как правило, преодолевается определение семьи через систему брачных отношений, преодолевается брак как таковой. Семья как система отношений конкретных людей может испытать при этом очень сильные напряжения и деформации, но как таковая она не преодолевается и, на наш взгляд, не может быть преодолена в принципе.

Иначе говоря, маргинальная семья является такой "экспериментальной площадкой", на которой идет непрекращающийся эксперимент, во-первых, с социальной ориентацией семьи, во-вторых, - с личностью каждого ее члена и, в-третьих, - с браком как наиболее институциализированным, социальным, формальным и ролевым аспектом семейной жизни.

Представленный в данной работе ракурс рассмотрения эволюции межличностных отношений в современной семье позволяет, на наш взгляд, обозначить в самом первом приближении ту искомую и единственную траекторию развития семьи, которая выводит ее из маргинальной кризисной ситуации. Данная траектория может быть намечена тремя основными вехами: отказ семьи от служения обществу в пользу служения человеку; отказ семьи от служения личности человека в пользу служения его сущности; отказ семьи от социально санкционированного брака как интерперсонального отношения в пользу сущностно санкционированной любви как отношения транс-персонального.

Почти всеми социологами разделяется точка зрения о том, что последняя четверть ХХ в. отмечена кризисом семьи как социального института. В своей сущности этот кризис означает, что семья утрачивает в значительной степени свои традиционные функции (репродуктивную, воспитательную и гедонистическую). Еще один наиболее существенный показатель кризиса семьи - резко возросшее количество разводов. Изучая их с точки зрения причин и последствий, социология установила, что легкость и частота разводов стали основным фактором возникновения нетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Становится обычной монородительская семья, состоящая из детей и одного из родителей (чаще всего матери). Но, как подтверждают исследования, кризис семьи не сопровождается отрицанием большинством людей ее ценности, равно как и ценности брака. В современном обществе идет формирование новых ценностных ориентаций в отношении форм, стилей и образцов семейно-брачного поведения. С этим и связаны тенденции развития семьи в начале ХХI в.

Основой семьи является брак. Под институтом брака, как правило, понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак имеет санкционированный характер, то есть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество, признавая в определенной культурной форме законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей. В обществе проводится соответствующая семейно-демографическая политика.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

С. А. Булгакова

ИЭиУ, СурГУ г. Сургут, Российская Федерация Научный руководитель: Н.А. Бутенко

КРИЗИС СЕМЬИ И ТРАДИЦИОННЫХ УСТОЕВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье рассматриваются понятие «семья», актуальные проблемы формирования семьи в современном обществе. Автор ставит проблему влияния кризиса семейных ценностей на развитие общества.

Ключевые слова

Семья, общество, традиционные ценности, социальный институт.

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разнообразных групп -компания друзей, школьный класс, танцевальная команда - но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает. В современном обществе происходит ослабление функций семьи как социального института. Это связано с динамическими изменениями, происходящими в мире. Институт семьи с каждым годом становится все более нестабильным, так как разрушаются его основы, которые базируются на многовековых традициях. Об этом свидетельствуют социологические и психологические исследования в области семейных отношений

Семья как социальный институт - это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, образцов поведения и санкций, которые регламентируют взаимоотношения между супругами, детьми, родителями и другими родственниками.

В современном обществе поднимается проблема ослабления функций семьи как социального института, что связано с динамическими изменениями, происходящими в мире. Институт семьи с каждым годом становится все более нестабильным, так как разрушаются его основы, которые базируются на многовековых традициях. Об этом свидетельствуют социологические и психологические исследования в области семейных отношений

Каждая семья - это своеобразный мир, который основан на определенных ценностях, преемственности, эмоциях, традициях, чувствах.

Но в современном мире институт семьи переживает глубочайший кризис. С одной стороны, он выражается в превращении семьи из ячейки общества в разлагающийся элемент, с другой - в обесценивании семейных отношений.

В настоящее время семья переживает различные модификации. Семейные отношения утрачивают свое социализирующее и воспитательное значение. Семья перестает является школой духовного взросления индивидов, вступающих в общественные отношения. Она все стремительнее становится просто формальным объединением, своеобразным клубом по интересам. А распад семьи следственно влечет за собой распад общества.

На самом деле, само общество как целое и все прочие общественные институты в большей степени возможны лишь благодаря семье и без нее обречены на гибель и стагнацию. Общество может выполнять некоторые из функций семьи и помогать человеку в социализации, но оно не может заменить собой семью, ибо последнее есть первичная клетка, соединение которой с подобными ей, и создает общество.

Рассмотрим сущность эволюционных изменений, которые переживает семья в современном обществе.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Вначале XX в. группа экономистов проводила исследование по изучению бюджетов семей в России. В конечном итоге, они выяснили, что в основном деньгами в семье безраздельно распоряжается мужчина. В 1920-е гг. повторили то же самое и увидели, что в 15% семей бюджетом стала руководствоваться женщина. А в конце XX в. в двух семьях из трех всеми материальными средствами распоряжалась женщина. Традиционные роли, когда женщина воспитывает детей и ведет домашнее хозяйство, а муж является хозяином и обеспечивает экономическую самостоятельность семьи, меняются.

Сегодня семья, как единое целое, все в меньшей мере зависит от законов, нравов, традиций, общественного мнения, обычаев, и т.п. и все больше от межличностных отношений, взаимопонимания и взаимной привязанности. Вследствие этого возрастает число фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей. Также профессиональные интересы женщины и мужчины становятся серьезным соперником семейным интересам.

Растет количество разводов, неполных семей. Среди причин разводов в первую очередь выделяют не подготовленность к браку. Не всегда любовь помогает справиться с возникающими конфликтными ситуациями.

Тенденции развития семьи в современный период

Традиционные устои Современное общество

1. Патриархальный вид семьи. 2. Важнейшая черта традиционной семьи -подчиненность целей и интересов индивида интересам всей семьи. 3. "Отец - кормилец". 1. Эгалитарный вид семьи. 2. Экономическое обеспечение семьи часто становится делом женщин. 3. Увеличение количества неполных семей. 4. Снижение рождаемости. 5. Увеличение ранней беременности. 6. Изменение в сексуальном поведении мужчин и женщин. 7. Досуговая функция выходит на первое место. Снизилась воспитательная функция. 8. Увеличение количества разводов.

В марксисткой теории семья трактуется как экономическая ячейка общества. Ее роль в обществе трудно переоценить. Кризис семьи в современном обществе должен стать одним из главных направлений политики государства. Она должна включать в себя следующее:

1. Принятие специальных мер, направленных на увеличение или сокращение рождаемости.

2. Развитие экономических и социальных программ по поддержке семьи.

3. Формирование в общественном сознании ценностных установок на семейный образ жизни. Государственная поддержка семьи проводится в России: учреждены дополнительные отпуска,

установлены денежные пособия, введены особые льготы и др.

В современных социокультурных и социо-экономических условиях наблюдается спад общечеловеческих ценностных ориентаций у семьи, а также нравственная деградация общества. Следовательно, необходимо поднимать престиж и значимость в обществе социального института семьи, так как сохранение семейных традиционных ценностей способствует стабильному развитию общества.

Список использованной литературы:

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи /А.И.Антонов, В.М. Медков - М.: Издательство МГУ, 2013. - С. 65

2. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России/Т.А. Гурко. - М.: Институт социологии РАН, 2013. - С 116.

3. Носова А.В. Семейная политика в Европе: эволюция моделей, дискурсов, практик./ Социс. 2014 №°5. -С.64

© Булгакова С. А., 2016

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.