Насилие в средствах массовой информации. Воздействие средств массовых коммуникаций на поведение личности. Проблема использования в них сцен секса и насилия

Тема жестокого обращения с детьми в средствах массовой информации на примере СМИ Алтайского края

Бессарабова Александра, учащаяся 8 класса

Научный руководитель: Вишнякова Наталья Николаевна

КГБОУ «Краевой педагогический лицей – интернат»,

Краевой центр дистанционного образования детей – инвалидов

(Алтайский край, г. Барнаул)

Актуальность проблемы

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в современной России - одна из самых острых и актуальных. Ребенку легко причинить вред. Дети не могут защитить себя физически, само их выживание зависит от взрослых.

Жесткое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко - угроза для жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка.

Распространенность жестокого обращения с детьми в семье, несмотря на скрытый характер отдельных его форм, довольно значительна, о чем могут свидетельствовать данные статистики. Около 2 тыс. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, что для многих заканчивается смертью, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. - из детских домов и интернатов. В общей сложности 25-26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения.

В современном обществе средства массовой информации играют важную роль в формировании представлений людей о социальных проблемах, о социальных явлениях и процессах. Чаще всего люди узнаюто случаях жестокого обращения с детьми, преступлениях, террористических актах и т. д. из телевизионных новостей, газет, радиопередач и сообщений интернет-сайтов.

С одной стороны СМИ является одним из источников (своеобразным транслятором) необходимой информации для просвещения и образования общества. С другой стороны, СМИ отражают существующую ситуацию в мире, в России, в Алтайском крае в вопросе защиты детей от жестокого обращения.

При освещении проблемы жестокого обращения с детьми СМИ акцентируют внимание общества на драматические случаи насилия над детьми. Из этого возникают стереотипы и предрассудки, появляются отрицательные эмоции.

Мы видим, что в газетах, новостных сюжетах, ток – шоу, в интернет - пространстве используют темы, касающихся агрессии, насилия и жестокости над разными людьми.

Специалисты говорят, что в обществе на самом деле мало знают о жестоком обращении с детьми в семье, о его распространенности.

Объект исследования : жестокое обращение с детьми

Предмет : отражение проблемы жестокого обращения с детьми в СМИ

Цель работы : изучить, как средства массовой информации преподносят проблему жестокого обращения с детьми

Задача : выявить характерные представления при освещении проблемы жестокого обращения с детьми в СМИ

Основу работы составляют результаты проведенного анализа сайтов информационных агентств и региональных печатных СМИ, освещающих тему жестокого обращения с детьми в Алтайском крае за январь – сентябрь 2015 г. Использовался анализ интернет - публикаций краевых газет: «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул», «Комсомольская правда на Алтае», а также сайты информационных агентств: Официальный сайт Алтайского края, Амик – ру, НКО 22, Инфодом – Алтай. Помимо этих СМИ анализировались передачи краевого ТВ канала Катунь – 24.

Как показывают исследования, социальная проблема жестокого обращения с детьми не является важной проблемой с точки зрения российских средств массовой информации. При освещении проблемы жестокого обращения с детьми средства массовой информации делают акцент на драматические, жестокие случаи.

В связи этим мы решили провести исследование на тему отражения проблемы жестокого обращения с детьми в средствах массовой информации на примере СМИ Алтайского края.

Основные термины данного исследования :

Жестокое обращение над детьми - любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред физическому или психическому здоровью ребенка или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья.

Насилие над детьми - любое умышленное действие против ребенка, которое ущемляет его конституционные права и свободы, как гражданина, причиняет ему физическую боль и наносит вред или содержит угрозу причинения вреда физическому или личностному развитию.

СМИ (Средства массовой информации) – канал распространения информации (через печать, радио, телевидение, кино, интернет сайты звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Социальные представления общества о жестоком обращении с детьми.

В последние годы защита детства является одним из важных вопросов социальной политики Российской Федерации. Президентом и Правительством Российской Федерации, поставлены задачи, принять системные меры в сфере борьбы с преступлениями против детей, обеспечению их безопасности, организации своевременного выявления семейного неблагополучия, создания инфраструктуры профилактической работы, профилактики социального сиротства и обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Результаты исследования «Семья и родительство в современной России», которое провел институт социологии РАН по просьбе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, говорят о том, что физические наказания являются нормой в российских семьях. Норма, запрещающая физическое наказание, либо игнорируется, либо рассматривается как гуманитарная, но больше как ориентир на будущее. До настоящего времени жестокое обращение с детьми, включающее физическое, психологическое и сексуальное насилие, а также пренебрежение основными потребностями ребенка широко распространено и не встречает должного противодействия и осуждения в обществе. Зачастую жестокое обращение с детьми носит скрытый характер и выявляется только в крайних случаях .

Около половины опрошенных (46,0%) заявили, что в детстве подвергались физическому наказанию. 51,8% современных родителей прибегали к физическому наказанию в воспитательных целях; 1,8% утверждает, что делали это часто, 17,8% – иногда, а 31,4% – редко. Только 36,9% опрошенных уверены в том, что физические наказания вредны и должны быть исключены из практик воспитания; почти треть опрошенных (33,6%), хотя и признают вред физических наказаний, полагают, что в некоторых случаях они могут применяться. Около пятой части опрошенных полагают, что в некоторых случаях физические наказания даже могут быть полезны для ребенка, а 5,6% убеждены в том, что обойтись без них нельзя.

Это исследование показало, что в России люди придерживаются разных точек зрения по вопросу о физических наказаниях в воспитательных целях: одни признают этот метод, другие считают, что физическое наказание должно быть в семье до определенного возраста ребенка, третьи говорят о том, что физическое наказание нельзя допускать.

Люди так же не знают, что насилие, это не только физическое воздействие. Многие считают, что насилие – это угроза предметом, угроза изгнания из дома или держание впроголодь. И лишь немногие считают, что шлепок ниже пояса – это тоже насилие. Часть людей думает, что подзатыльник, запирание ребенка одного в комнате, заставлять ребенка заниматься дополнительными занятиями или физическими упражнениями – это тоже жестокое обращение. Другая часть признает насилием отказ разговаривать или ругань. Из полученных результатов вытекают следующие выводы:

  1. Население полагает, что некоторые «мягкие» формы физического воздействия такие, как пощечина или таскание за уши, хотя и являются насилием, но допустимы и могут использоваться в целях воспитания.
  2. Политика запретов не рассматривается населением как насилие. Таковым не считается, к примеру, запрет на гуляние, хотя он и чреват насильственным удержанием дома. Большинство не считает насилием запрет на смотрение телевизионных передач или отказ в карманных деньгах.
  3. Значительная часть населения не рассматривает некоторые формы физического воздействия как насилие. О шлепках уже говорилось выше, к этой же «противоречивой» категории относится подзатыльник, который около половины населения насилием не считает.
  4. С точки зрения большинства населения, выругивание ребенка грубым бранным словом или отказ с ним общаться также не могут быть квалифицированы как насилие. Если подытожить, то получается, что вербальная агрессия рассматривается большинством как насилие только в том случае, если она содержит в себе угрозы радикального действия – изгнания из дома, применения какого-то острого предмета, например, ножа. Если же подобные угрозы не звучат, то отчитывание, брань насилием не считаются.

Современные родители считают, что они воспитывают своих детей лучше, чем их воспитывали дедушки и бабушки. Можно сказать, что отношение общества к насилию и жестокости медленно меняется.

Освещение социальной проблемы жестокого обращения с детьми средствами массовой информации на примере изданий Алтайского края

Средствами массовой информации являются газеты, журналы, теле и радиопередачи, интернет сайты. В рамках данного исследования был использован метод анализа интернет - публикаций краевых газет: «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул», «Комсомольская правда на Алтае», а также сайты информационных агентств: Официальный сайт Алтайского края, Амик – ру, НКО 22, Инфодом – Алтай. Помимо этих СМИ анализировались передачи краевого ТВ канала Катунь – 24.

Критерием поиска анализируемых публикаций были словосочетания «насилие над детьми», «жестокое обращение с детьми».

Всего было проанализировано 42 материала (общее количество, где употребляется словосочетания «насилие над детьми», «жестокое обращение с детьми»).

Количество материалов, посвященных теме жестокого обращения с детьми в СМИ Алтайского края распределилось следующим образом: «Алтайская правда» - 3 публикации, «Вечерний Барнаул» - 2 публикации, «Комсомольская правда на Алтае» - 6 публикации, Официальный сайт Алтайского края – 4 статьи, Амик – ру – 10 статей, НКО 22 – 6 статей, Инфодом – Алтай – 9 статей, ТВ Катунь – 24 – 2 сюжета. В лидерах оказались сайт Амик – ру, Инфодом – Алтай и интернет – портал газеты «Комсомольская правда на Алтае».

Нами рассматривались, сколько и какие статьи, опубликованные в указанных СМИ, были посвящены теме жестокого обращения с детьми. Они группировались по 4 темам: насилие над детьми в семье, преступления против детей, законы в сфере жестокого обращения с детьми, профилактика жестокого обращения с детьми (мероприятия).

СМИ (средство массовой информации)

Насилие над детьми в семье

Преступления против детей

Законы в сфере жестокого обращения с детьми

Профилактика жестокого обращения с детьми (мероприятия)

Официальный сайт Алтайского края

«Вечерний Барнаул»

Комсомольская правда на Алтае

«Алтайская правда»

Наибольшее внимание прессы было уделено трем темам: преступлениям против детей (10 публикаций), насилию над детьми в семье (9 публикаций) и профилактике жестокого обращения с детьми (21 публикация).

В публикациях газеты «Алтайская правда» освещается больше преступления против детей, живущих в Алтайском крае – 4 публикации. Не отражается совсем законодательство и меры профилактики.

В газете «Вечерний Барнаул» всего 2 публикации – одна из них про работу Всероссийского детского телефона доверия и одна про преступление против ребенка. Там обсуждались вопросы, связанные с формированием нетерпимого отношения к физическим наказаниям, приводятся положительные примеры изменения ситуации в семье, где основным методом воспитания были физические меры воздействия на ребенка

Как показало исследование, лучше всего с задачей освещения всех сторон проблемы жестокого обращения с детьми справляются журналисты краевого информационного агентства Амик – ру. Они являются настоящей общественной трибуной, с которой могут выступить любые люди, выразив свое мнение относительно проблемы жестокого обращения с детьми. При освещении сложных, спорных проблем и явлений, практически всегда приводятся различные точки зрения. В 1 из публикаций читателю рассказывают о законопроектах в области жестокого обращения с детьми, а также комментария к ним.

В отличие от публикаций газет «Алтайской правды» и «Вечерний Барнаул» в газете «Комсомольская правда на Алтае» отражена информация не только касающиеся видов насилия над детьми, статистики преступлений против детей, действия социальных служб по профилактике этой проблемы, но и целых 4 публикации посвящены преступлениям против детей. Так же журналисты в материалах, посвященных жестокому обращению с детьми, относятся критически к наказаниям лицам, совершившим преступления против детей. Поскольку, по их мнению, на сегодняшний день правовая система несовершенна и родители или лица, замещающие их, могут в лучшем случае отделаться «штрафом» или лишиться родительских прав. В статьях этой газеты прослеживается мысль о том, что общество относится терпимо к проявлениям жестокости по отношению к детям.

Информационное агентство «Инфодом - Алтай» при освещении проблемы жестокого обращения с детьми уделяет внимание мероприятиям по профилактике жестокого обращения с детьми. Но есть 3 материала, в которых говорится о физическом насилии. Практически в каждой статье описываются: «избивание», «прижигание окурками сигарет», «стегание шнуром от кипятильника», «запирание на длительное время в погребе дома» и т.д. В основном эти действия совершали родители с алкогольной зависимостью, матери-одиночки. Журналисты отметили, что в большинстве случаях проблема жестокого обращения с детьми происходит в неблагополучных семьях.

При освещении проблемы жестокого обращения Официальный сайт Алтайского края освещает как можно больше сторон профилактики этой проблемы.

Следует отметить, что далеко не все материалы, где встречались словосочетания «насилие над детьми», «жестокое обращение с детьми» были посвящены теме жестокого обращения с детьми. Часто эти словосочетания упоминались в списке других проблем детства - безнадзорность и беспризорность, заброшенность, социальное сиротство, профилактика семейного неблагополучия и т.д. Как показал анализ количество публикаций по проблеме жестокого обращения с детьми незначительное. Основные темы публикаций касаются жестоких случаев насилия над детьми в семье, о помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, а также действий полиции в отношении граждан, совершивших преступления против детей. В материалах, где описываются случаи жестокого обращения с детьми, журналисты выделяют наиболее драматические ситуации.

Отрицательным нам кажется и то, что практически во всех статьях, затрагивающих эту тематику, авторы откровенно демонстрируют результаты насильственного воздействия (фотографии, показывающие видимые повреждения ребенка, или подробное словесное их описание).

Итак, просмотрев и проанализировав за 2008-2011гг. наиболее известные газеты и информационные агентства Алтайского края, можно сделать выводы:

  1. Внимание в СМИ Алтайского края больше всего тем: с семейным насилием над детьми, преступлениями против детей, профилактикой жестокого обращения с детьми.
  2. СМИ, говоря о жестоком обращении с детьми, уделяют внимание драматическим, сенсационным репортажам и статьям.
  3. Проблема жестокого обращения с детьми ограничивается физическим насилием. Тем самым население обладает не полной информацией.
  4. Нет совсем информации по таким вопросам: что делать при жестоком обращении с детьми, у кого просить помощи в случаях, об ответственности граждан за действия, направленные против детей, о правилах безопасного поведения.

Проблема жестокого обращения с детьми в современном обществе воспринимается по-разному. Восприятие социальной проблемы жестокого обращения с детьми зависит от сложившихся стереотипов, социальных представлений в обществе, влияния средств массовой информации. На сегодняшний день результаты исследований говорят о том, что в российских семьях физические наказания являются устойчивыми практиками воздействия на детей. Поэтому многие авторы пишут о том, что необходимо менять отношение общества к проблеме жестокого обращения с детьми и формировать нетерпимое отношение к телесным наказаниям.

СМИ должны работать не для уменьшения жестокого обращения с детьми, а для того, чтобы люди понимали, что это такое и делали все, чтобы прекратить это!

Литература:

  1. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления/Под ред. Е.Н. Волковой - М.: Изд-во Питер, 2008.-144с.
  2. Отчет о результатах исследования "Семья и родительство в современной России " [Электронный ресурс]: Режим доступа: http – Загл. с экрана.
  3. Отчет о результатах исследования "Культура воспитания, поощрения и наказания детей в российских семьях" [Электронный ресурс]: Режим доступа: http //www.fond-detyam.ru/?node=21&lang=ru – Загл. с экрана.

«Всякое телевидение - образовательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит».
Н. Джонсон, председатель Федеральной комиссия США по коммуникациям, 1978.

Наблюдаемый в настоящее время рост числа преступлений, связанных с насилием, особенно среди детей и подростков, заставляет задуматься о том, какие социальные условия ведут к этому.Возможно, росту насилия способствует усиление индивидуализма и материализма в обществе? Или причиной является все более расширяющаяся пропасть между могуществом богатства и бессилием бедности? А может, назойливое смакование сцен насилия в «поделках» массовой культуры ведет к такому результату? Последнее предположение возникает потому, что всплеск физического насилия по времени совпал с учащением появления в СМИ, особенно на телевидении, кровавых сцен. Является ли наблюдаемая связь просто случайным стечением обстоятельств? Каковы результаты натуралистического изображения насилия в кино и на телевидении?Многочисленные исследования агрессивного поведения, его приобретения и модификации провел канадский психолог Альберт Бандура (Albert Bandura) в рамках социально-когнитивной теорий. Этот подход предполагает, что моделирование влияет на «научение» в основном через его информативную функцию. Другими словами, наблюдая образец, обучаемые приобретают символические образы моделируемой деятельности, которая является прототипом для соответствующего или несоответствующего поведения. Такой процесс, названный А. Бандурой «научение через наблюдение», регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами:

  • внимание (понимание модели): человек следит за поведением модели и точно воспринимает это поведение;
  • процессы сохранения (запоминание модели): поведение модели, наблюдаемое ранее, сохраняется человеком в долговременной памяти;
  • моторно-репродуктивные процессы (перевод памяти в поведение): человек переводит закодированные в символах воспоминания о поведении модели в новую форму своего поведения;
  • мотивационные процессы: если потенциально присутствует позитивное подкрепление (внешнее, косвенное или самоподкрепление), человек усваивает моделируемое поведение.
Очевидно, что не все «научение» через наблюдение ведет к социально приемлемым результатам. Действительно, человек может научиться нежелательным и даже антиобщественным формам поведения посредством тех же процессов, которые способствуют развитию сотрудничества, сопереживания, альтруизма и навыков эффективного решения проблем.А. Бандура убежден, что люди «научаются» агрессии, перенимая ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. Как и большинство социальных навыков, агрессивная манера поведения усваивается в результате наблюдения за действиями окружающих и оценки последствий этих действий.Вот описание одного из экспериментов А. Бандуры, проводившегося в 1961 году. Воспитанник дошкольного учреждения Станфорда сидит на полу большой комнаты и мастерит что-то из бумаги и пластилина. В другой части комнаты находится экспериментатор в окружении игрушек. Поиграв несколько минут с машинками, женщина-экспериментатор встает и начинает бить молотком надувную куклу по имени Бобо, выкрикивая при этом ругательства. После того как ребенок несколько минут наблюдает этот взрыв, он идет в другую комнату, где видит много интересных игрушек. Минуты через две экспериментатор говорит, что эти игрушки предназначены для других детей. Фрустрированного ребенка отправляют в следующую комнату, где также много разных игрушек и среди них - кукла Бобо и деревянный молоток.Если детям перед этим не демонстрировалась взрослая модель агрессивного поведения, они редко проявляли агрессию и, несмотря на фрустрацию, играли спокойно. Те же из них, кто наблюдал за агрессивным взрослым, очень часто брали молоток и начинали вымещать на Бобо свое недовольство. То есть наблюдение агрессивного поведения взрослого ослабляло у них процесс торможения. Более того, дети часто в точности воспроизводили действия и слова экспериментатора. Таким образом, увиденное ими агрессивное поведение не только снизило торможение, но и научило их определенному способу проявления агрессии.В новаторских экспериментах Альберта Бандуры и Ричарда Уолтерса (Richard Walters) наблюдение детей за тем, как взрослые избивали надувную куклу, иногда заменялось просмотром этих же действий взрослого, снятых на кинопленку. Это давало во многом тот же самый эффект.Сейчас телевизор прочно вошел в быт наших современников. В среднестатистической семье он работает до семи часов в день. Какие типы социального поведения моделируются в эти часы?Американский психолог Джордж Гербнер (George Gerbner) из Пенсильванского университета начиная с 1967 года изучал сетку вещания телевидения США. Что же было обнаружено? Две из каждых трех программ содержали сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозами избиения или убийства, либо избиения или убийства как таковые»). Таким образом, к моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8 тыс. сцен с убийствами и 100 тыс. других действий с применением насилия.Размышляя по поводу своих исследований, Дж. Гербнер замечает:

«В истории человечества бывали и более кровожадные эпохи, но ни одна из них не была до такой степени пропитана образами насилия, как наша. И кто знает, куда нас унесет этот чудовищный поток зримого насилия... просачивающийся в каждый дом через мерцающие экраны телевизоров в виде сцен безупречно отрежиссированной жестокости».
Имитируют ли, зрители экранные модели поведения? В опросе, проведенном среди заключенных тюрем США, каждые девять из десяти допускали, что телевизионные программы о преступности могут научить новым криминальным трюкам, а каждые четверо из десяти признались, что пытались совершить преступления, увиденные когда-то на экране телевизора.К каким же выводам приходят ученые, занимающиеся изучением этой проблемы?Начиная с лабораторных исследований, предпринятых А. Бандурой и его коллегами в 60-х годах, было собрано значительное количество данных о влиянии телевизионного насилия на социальное поведение. Эти труды показывают, что длительная экспозиция насилия по телевидению может: увеличивать агрессивность поведения зрителей; уменьшать факторы, сдерживающие агрессию; притуплять чувствительность к агрессии; формировать у зрителей образ социальной реальности, не вполне адекватный действительности. Остановимся более подробно на этих влияниях.Наибольшее число фактов, свидетельствующих, что насилие, демонстрируемое на экране, способствует агрессивному поведению, получено в результате лабораторных исследований. Обычно испытуемым предлагали для просмотра фрагменты программ либо с демонстрацией насилия, либо возбуждающих, но без показа насилия. Затем им предоставляли возможность выразить агрессию в отношении другого человека. Чаще всего это делалось при помощи регулируемого электрического разряда, который, как они знали, будет болезненным. Обычно исследователи обнаруживали, что испытуемые, которые смотрели программу, показывающую насилие, действовали более агрессивно, чем те, кто видел просто возбуждающую программу.Хотя такое исследование очень наглядно, оно имеет и некоторые ограничения. Так, ученые отмечают, что воздействие на испытуемых увиденной сцены насилия сохраняется в течение короткого промежутка времени. Кроме того, действия, посредством которых экспериментатор предлагает нанести вред другому человеку (нажатие кнопки для электрического разряда), далеки от реальной жизни. Следовательно, уместен вопрос, насколько существенна для повседневной жизни информация о влиянии телевидения и «агрессивных» фильмов, полученная при помощи этих исследований?Ответом на этот вопрос может служить лонгитюдное статистическое исследование, проведенное Ироном (Егоn) и его коллегами, которые в 1960 году обследовали школьников третьего года обучения (875 мальчиков и девочек) в небольшом городке северной части штата Нью-Йорк. Были изучены некоторые поведенческие и личностные характеристики этих детей, а также собраны данные об их родителях и домашнем окружении. На этом начальном этапе исследования было установлено, что восьмилетние дети, предпочитающие телевизионные программы с элементами насилия, числились в школе среди наиболее агрессивных.Спустя десять лет ученые повторно обследовали 427 детей этой группы с целью обнаружить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они смотрели в возрасте восьми лет, и тем, насколько агрессивными они стали. Было обнаружено, что частое наблюдение насилия в детстве предопределило агрессивность в возрасте 18 лет, другими словами, наблюдалось стабильное агрессивное поведение на протяжении десяти лет. Фактически единственным предвестником мужской агрессии в возрасте 18 лет (даже после контроля на враждебность по другим факторам) была степень насилия в тех телевизионных программах, которые любили смотреть дети.В 1987 году Ирон и его коллеги обнародовали данные еще одного исследования - 400 индивидуумов из той же группы, которым к тому времени было приблизительно по 30 лет. Как и ранее, агрессивное поведение было стабильным на протяжении всего прошедшего времени. Те, кто был агрессивен в детстве, к 30 годам имели не только неприятности с законом, но и проявляли жестокость в отношении своих жен и детей. Более того, учеными была обнаружена устойчивая связь между количеством программ с элементами насилия, которые дети смотрели в восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они совершат серьезные преступления, став взрослыми.Проведенные эксперименты вызвали озабоченность общественности и заставили обратить внимание на эту проблему Главное медицинское управление США. Была проведена серия новых исследований, которые подтвердили предыдущий вывод: наблюдение насилия вызывает агрессию.При изучении влияния телевидения на повседневное поведение использовались разнообразные методы, в разработке которых принимали участие множество людей. В 1986 и 1991 годах были проведены сравнительные анализы результатов корреляционных и экспериментальных исследований, на основании которых исследователи пришли к заключению: просмотр фильмов, содержащих антисоциальные сцены, тесно связан с антисоциальным поведением. Экспериментальные работы свидетельствуют о наличии именно такой причинно-следственной связи. «Мы не можем не прийти к выводу, - заключила в 1993 году комиссия Американской психологической ассоциации по насилию среди молодежи, - что наблюдение сцен насилия повышает общий уровень насилия.» Вывод, сделанный в результате проведенных исследований, состоит не в том, что телевидение является определяющей причиной социального насилия, скорее можно говорить о том, что телевидение - лишь одна из причин.Получив совпадение корреляционных и экспериментальных доказательств, исследователи задумались над тем, почему наблюдение насилия оказывает такое влияние на поведение индивидуума. Можно предложить три объяснения. Во-первых, социальное насилие вызывается не наблюдением самого насилия, а возбуждением, которое возникает в результате такого наблюдения. Возбуждение же обычно нарастает лавинообразно, последовательно заряжая энергией различные виды поведения. Во-вторых, наблюдение насилия растормаживает. Еще в эксперименте А. Бандуры взрослый, ударив куклу, продемонстрировал ребенку допустимость подобных вспышек, что привело к ослаблению торможения у последнего. Наблюдение насилия активизирует мысли, связанные с ним, программируя зрителя на агрессивное поведение. В-третьих, отображение насилия в средствах массовой культуры вызывает подражание. Дети в экспериментах А. Бандуры повторяли специфическое поведение взрослых, будучи его свидетелями. Коммерческая телеиндустрия рекламирует модель для употребления. Какова же эта модель? Уместно привести пример. В боевиках полицейские палят из пистолетов почти в каждом эпизоде, в то время как исследования, проведенные в Чикаго в 1989 году, свидетельствуют; что настоящие полицейские стреляют из личного оружия в среднем один раз в 27 лет.Рассмотрев влияние телевидения на поведение, необходимо коснуться вопросов, связанных с мышлением. Каковы когнитивные влияния наблюдения сцен насилия? Снижает ли чувствительность к жестокости продолжительное наблюдение таких сцен? Искажает ли это восприятие реальности? Что произойдет, если несколько раз повторить какой-либо эмоционально возбуждающий стимул, например неприличное слово? Согласно законам психики, в последнем случае эмоциональная реакция со временем будет «затухать». Есть все основания полагать, что неоднократный просмотр насилия делает наблюдателей безразличными к нему в будущем.В экспериментах Рональда Дребмена (Ronald Drabman) и Маргарет Томас (Margaret Thomas) у испытуемых регистрировали (по кожно-гальванической реакции) изменение эмоционального состояния во время просмотра видеозаписи либо телевизионной программы с элементами насилия, либо захватывающего чемпионата по волейболу. Было установлено, что обе записи в равной степени вызывают эмоциональный подъем. Затем, во время второго этапа исследования, испытуемые становились наблюдателями реальной ситуации, которая выглядела как явная конфронтация, угрожающая физическим насилием ее участникам. Как и предполагали исследователи, те испытуемые, которые смотрели телевизионную программу с элементами насилия, реагировали на агрессию менее эмоционально, чем остальные. Очевидно, просмотр телевизионных программ, демонстрирующих насилие, сделал этих испытуемых менее восприимчивыми к случаям насилия в «реальной» жизни.Наконец, стоит задаться следующим вопросом: каким образом воображаемый телевизионный мир влияет на представления человека о мире реальном? Дж. Гербнер полагает, что в этом отношении влияние телевидения весьма мощно, потенциально любые передачи могут оказывать такое действие.Наблюдение за подростками и взрослыми показало, что люди, смотрящие телевизор не менее четырех часов в день, более уязвимы для агрессии со стороны других и считают мир более опасным, чем те, кто проводит у телевизора два часа в день или меньше.Несомненным фактом является то, что сообщения о насилии оказывают большое влияние на возникновение у людей страхов. Так, в ходе своих исследований Хит (Heath) классифицировал газетные отчеты о разбойных нападениях по таким категориям, как случайность (отсутствие очевидной мотивации), сенсационность (странные и жуткие подробности) и местоположение (около дома или далеко). Затем у читателей газет выясняли, какие чувства вызывают у них сообщения. В результате оказалось, что когда люди читают о местных преступлениях, они пугаются больше в том случае, если преступление классифицируется как случайное (немотивированное) и в сообщении приводятся сенсационные подробности, чем в том случае, когда ни один из этих факторов не выделен в газетном отчете.Исследования, проведенные в США в 1988 году, показали, что средний десятилетний ребенок проводит перед телевизором больше времени, чем в классе, и это положение не меняется уже более 20 лет. Фактически средний американский ребенок смотрит телевизионные передачи около 30 часов в неделю. Какое же социальное поведение моделируется в результате такого поглощения телевизионных программ? Отчет Национального института психического здоровья (1982) свидетельствуют, что к шестнадцатилетнему возрасту средний телезритель, вероятно, уже видел около 13 тыс. убийств и множество других актов насилия. Так, согласно данным Д. Ж. Гербнера, который с 1967 года проводил оценку развлекательных программ для детей, демонстрирующихся в самое удобное время, в среднем в них показывается пять актов насилия в час, а в утренних субботних программах для детей - около двадцати в час. Исходя из этой статистики можно сделать вывод, что просмотр насилия по телевидению содействует агрессии, по крайней мере косвенно, а напрямую ведет к межличностным проблемам. Кроме того, статистические и экспериментальные исследования позволяют сделать вывод, что просмотр насилия по телевидению снижает чувствительность зрителей к агрессии, ослабляет сдерживающие внутренние силы и изменяет восприятие действительности.Почему сейчас назрела необходимость обратить серьезное внимание на вопрос демонстрации насилия в средствах массовой информации нашей страны?После того как в России рухнул «железный занавес», что, бесспорно, является благом, на телевизионные экраны страны хлынул поток американских и западноевропейских боевиков и фильмов ужасов. Российский кинематограф поспешил откликнуться на новые веяния созданием фильмов, наполненных натуралистически снятыми сценами жестокости. Информационные программы соревнуются между собой в том, кто сильнее напугает телезрителя: Компьютерные игры, которые становятся доступными все большему числу детей и подростков, зачастую тоже пропагандируют жестокость. Может быть, в этом заключается одна из причин роста преступности в России на протяжении последних десяти лет? Ведь, как показывают исследования, проведенные в Соединенных Штатах, Канаде и Южной Африке с 1957 по 1989 год, всегда и везде с появлением телевидения возрастает количество совершенных убийств.На наш взгляд, сегодня представляется целесообразным провести новые исследования влияния демонстрации сцен насилия на психику человека, особенно детей и подростков, с учетом возникновения таких факторов воздействия, как компьютерные игры. Результаты этих исследований должны быть доведены до широкой общественности с тем, чтобы защитить подрастающее поколение от излишней и неоправданной демонстрации жестокости. В этой связи очень актуально звучит вопрос, заданный согражданам Платоном еще в IV веке до нашей эры: «Разве можем мы так легко допустить, чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало мифы, выдуманные кем попало и большей частью противоречащие тем истинам, которые, как мы считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют?».Литература
  1. Гриншпуя И. Б. Введение в психологию. - М.: Институт практической психологии, 1996.
  2. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1997
  4. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX века. - М.: Издательский центр «Академия», 1996.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Боровикова Виктория Валерьевна. Проблемы освещения преступности в средствах массовой информации и профилактическая деятельность органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08: Москва, 2002 222 c. РГБ ОД, 61:03-12/1031-2

Введение

Глава I. Средства массовой информации и их влияние на преступность .

1.1 Понятие и классификация средств массовой информации

1.2 Механизм воздействия средств массовой информации на преступность (Общие подходы).

Глава II. Современное состояние освещения проблем преступности в средствах массовой информации (анализ, проблемы, пути их решения).

2.1 Об освещении проблем преступности в печатных средствах массовой информации с. 36-53

2.2 Отражение вопросов уголовного права в печатных средствах массовой информации с. 54-79

2.3 Отражение проблем, -криминологии в печатных средствах массовой информации с. 80-104

2.4 Освещение проблем преступности российским телевидением (подходы, реалии, перспективы) с. 105-126

Глава III. Роль средств массовой информации и профилактике преступлений .

3.1 О направлениях использования средств массовой информации в профилактике преступлений. с. 127-148

3.2 Основные формы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в профилактике преступлений. с. 149-169

Заключение. с. 170-176

Библиография. с. 177-196

Приложение

Введение к работе

Жизнь современного человека немыслима без средств массовой информации (газет, журналов, телевидения и др.), которые помогают ему адаптироваться и ориентироваться в обществе, получать необходимые знания, установить и укрепить социальные связи, влияют на выбор линии поведения, способствуют развитию его профессиональных и иных личностных качеств. Однако средства массовой информации- это обоюдоострое оружие, обладающее огромной силой воздействия на сознание людей, при злоупотреблении свободой слова оно способно вызвать негативные последствия: манипулировать общественным сознанием в угоду тех, кому они принадлежат, привить значительной части населения ложные нравственные установки, ценности, вызвать ненужный ажиотаж или, наоборот, посеять у потребителей информации страх перед каким-либо явлением.

Поэтому важно создать в обществе атмосферу, основанную не только на моральных, но и правовых принципах, способную свести до минимума проявление негативных свойств СМИ. Данное положение имеет непосредственное отношение к выбранной нами теме исследования - проблемам освещения преступности в средствах массовой информации. От того, насколько объективно средства массовой информации рассматривают те или иные аспекты указанного антисоциального явления, какова тональность, способы доведения информации об общественно опасных посягательствах до ее пользователей в определенной мере зависит эффективность борьбы с преступностью, реализация направлений уголовной политики в Российской Федерации.

Это обстоятельство в немалой степени объясняет актуальность выбранной темы исследования.

Вместе с тем, состояние изучения данной проблематики весьма противоречиво и, на наш взгляд, не соответствует в полной мере современным социальным потребностям.

Известно, что общие вопросы о месте и роли СМИ в жизни человечества изучаются различными науками, например, социальной психологией, социологией, политологией, философией, журналистикой, информатикой, медициной, биофизикой, военными науками.

Однако исследованию освещения проблем преступности российскими СМИ уделялось до последнего времени недостаточное внимание, хотя отечественная криминологическая наука и сформулировала ряд положений, представляющих ценность для анализа данной темы. Общеметодологическое значение имеют, в частности, работы Аванесова Г. А., Алексеева А.И., Бабаева ММ., Вицина С.Е., Габиани А.А., Долговой А.И., Жалинского А.Э., Кар-пеца ИИ., Кержнера М.Ю., Кузнецовой Н.Ф., Кудрявцева В.Н., Миньков-ского Г.М., Михайловской И.Б., Наумкина Ю.В., Ратинова АР., Савюка Л.К., Чернявского B.C., Шавгулидзе Т.Г.

На специальном уровне интересные суждения и эмпирические данные содержатся также в работах Босхолова С.С, Ефремовой Г.Х., Иншакова СМ., Кондрашкова Н.Н., Лежавы Г.Ш., Майорова Н.И., Ошерова М.С., Рябыкина Ф.П., Томина В.Т., Юцковой Е.М., Ярош Г.М. и др.

В своем большинстве эти работы были написаны в иных, чем сейчас, социально-политических и экономических условиях, а современные публикации, как правило, затрагивали лишь отдельные направления деятельности СМИ по освещению преступности в Российской Федерации, ограничиваясь выводами и комментариями, основанными на результатах анализа оперативной информации за сравнительно небольшой период времени. Кроме того, авторы научных трудов советского периода времени не могли предвидеть качественных изменений содержания современных материалов по рассматриваемой проблеме, новых подходов СМИ к отражению различных аспектов преступности (постоянного интереса к данной проблеме, вызванного высоким уровнем преступности в Российской Федерации и связанного с этим ростом страниц печатных изданий и увеличением объема эфирного времени радио-телевизионных передач на криминальные темы). Осмысления требует и появление новых СМИ (например, компьютерной системы "Интернет"), которые активно распространяют разнообразную информацию по вопросам преступности. Деятельность СМИ приобретает порой негативные оттенки, так как читатель, телезритель, пользователь компьютером может получить наглядное представление о способах совершения преступления, что при определенных условиях выступает фактором повышения степени криминоген-ности общества.

Учитывая изложенное, вопросы, рассматриваемые в диссертационном исследовании, представляют как научный, так и практический интерес. Указанные обстоятельства также определяют актуальность темы исследования и ее выбор соискателем.

Цели и задачи исследования. Целями диссертационной работы являются: разработка теоретических и практических положений, раскрывающих содержание основных направлений и механизм воздействия СМИ на преступность, их роль в формировании общественного мнения по проблеме преступности, в профилактике преступлений, реализации уголовной политики.

дать оценку современного состояния средств массовой информации с точки зрения влияния их на преступность;

рассмотреть механизм, а также позитивные и негативные последствия воздействия СМИ на формирование общественного мнения;

выяснить состояние освещения вопросов уголовного права, а также проблем криминологии в российских печатных средствах массовой информации;

выявить и классифицировать основные подходы к рассмотрению аспектов преступности российским телевидением и печатными СМИ;

охарактеризовать в сравнительном плане взгляды, позиции, мнения зарубежных и отечественных специалистов в области уголовного права и криминологии по исследуемой проблематике;

показать роль СМИ в профилактике преступлений;

сформулировать и раскрыть содержание основных форм взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации;

выработать предложения по совершенствованию механизма взаимодействия правоохранительных органов и СМИ при освещении последними проблем преступности.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является процесс освещения вопросов преступности (прежде всего уголовного права и криминологии) средствами массовой информации. Предметом исследования выступают:

отечественное и зарубежное законодательство о средствах массовой информации (собственно конституционное, информационное, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, гражданское), а также иной нормативный материал, касающийся вопросов борьбы с преступностью;

публикации печатные в СМИ, освещающие уголовно-правовые и криминологические аспекты преступности;

программы российского телевидения, посвященные вопросам преступности;

направления и формы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в профилактике преступлений.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая основа исследования.

Методологической основой диссертационного исследования являются частно-научные методы познания социальных явлений: историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, логический, системно-структурный и конкретно-социологический.

В процессе исследования широко использовались труды по уголовному праву и криминологии, психологии, социологии, политологии, философии, журналистике.

1. Для проведения исследования была разработана оригинальная методика, позволившая провести контент-анализ большого массива информационного материала и сделать ряд выводов, характеризующих реальное отношение российских СМИ к проблеме преступности в нашей стране. Эмпирическую базу исследования составили: результаты собственного конкретно-социологического исследования и обобщения за период (1997 (первой половины)-2001 (первой половины) гг.), в ходе которых было изучено 4153 газетных публикаций и 1706 телевизионных сюжетов, содержавших информацию по вопросам уголовного права и криминологии;

2. данные анкетирования 127 курсантов Московской академии России по проблемам, исследуемым в диссертации;

3. иные аналитические материалы (результаты выборочных исследований телевизионных программ, посвященных выяснению общественного мнения о деятельности правоохранительных органов, в том числе, органов внутренних дел);

4. статистические данные о преступности (ежегодные статистические аналитические обзоры, справки ГИЦ МВД России, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации).

Научная новизна исследования заключается в том, что работа представляет собой комплексный анализ, проведенный в современных условиях, освещения вопросов преступности в средствах массовой информации, по результатам которого формулируются положения по совершенствованию различных отраслей законодательства, направленного на предупреждение злоупотреблений свободой информации, повышение эффективности СМИ в деле профилактики преступлений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Механизм воздействия СМИ на преступность носит сложный и порой противоречивый характер. С одной стороны, сведения, полученные гражданами из различных источников, расширяют представления о данном антисоциальном явлении, помогают обеспечить им личную и общественную безопасность, занять активную жизненную позицию по противодействию преступлениям. С другой стороны, вольно или невольно, пропагандируя криминальный образ жизни, рисуя лиц, совершивших преступления, в « розовых красках», СМИ могут выступать фактически подстрекателями к совершению преступления. Поэтому в российском обществе должна быть создана действующая в рамках Конституции РФ надежная система обеспечения информационной безопасности, позволяющая минимизировать негативные последствия подобной деятельности средств массовой информации.

2. Российские печатные и электронные СМИ, как показывают результаты проведенного исследования, освещают на страницах своих изданий и эк ранах телевидения широкий спектр вопросов борьбы с преступностью. Поскольку качество подобных публикаций и программ оставляет желать лучшего из-за «погони» за сенсацией ряда журналистов, их невысокой юридической квалификации и политической ангажированности, признает ся актуальной задача отражения в СМИ более взвешенной информации, улучшения правовой подготовки представителей масс-медиа, создающих такие публикации и программы.

3. Существует настоятельная необходимость в изменении отечественны ми СМИ подходов при освещении проблем преступности. Так, следует более полно и обстоятельно излагать в публикациях, радио телевизионных программах вопросы ответственности и предупрежде ния преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, экологических преступлений, преступлений в сфере ком пьютерной информации, против основ конституционного строя и безо пасности государства, правосудия, порядка управления.

4. Высказывается мысль о полезности создания особого государст венного органа (независимого от того или иного ведомства), который бы осуществлял мониторинг за состоянием правоохраны и правопорядка, снабжал СМИ статистическими данными о преступности.

5.Обосновывается ряд предложений, направленных на совершенствование российского законодательства, в частности, о целесообразности:

расширения Примечания 1 к ст. 285 УК РФ за счет включения в перечень должностных лиц и лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административно хозяйственные функции на государственных и муниципальных унитарных предприятиях или в акционерных обществах открытого типа в качестве представителя государства;

внесения изменений в Главу 8 ГК РФ («Нематериальные блага и их защита»), суть которых заключается в допущении защиты чести, достоинства и деловой репутации не только гражданского, но и юридического лица;

введения в УК РФ уголовно-правовой нормы, предусматриваю-, щей ответственность за изготовление или распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости.

Практическая значимость исследования определяется тем, что: а) проведен комплексный анализ за длительный срок (4,5 года) состояния отражения вопросов преступности в отечественных средствах массовой информации (печатных изданиях и на телевидении) в сравнении с советским периодом времени: б) внесены предложения по совершенствованию законодательства; в) сформулированы положения и выводы, которые могут быть использованы для дальнейшего исследования как данной проблемы, так и связанных с ней вопросов; г) разработанные рекомендации могут оказать помощь в совершенствовании как деятельности самих СМИ, так и правоохранительных органов (в том числе, ОВД); д) результаты исследования пригодны для использования в работе подразделений информации, региональных и общественных связей МВД, ГУВД, УВД РФ.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на заседаниях кафедры криминологии и профилактики преступлений Московской академии МВД России, на научно-практических конференциях. Результаты исследования были в определенной мере использованы при подготовке методических рекомендаций к составлению отчетов подразделений информации и общественных связей МВД, ГУВД, УВД, получивших положительную оценку в Управлении информации МВД России. Кроме того, выводы, положения и данные, имеющиеся в диссертации, применялись в процессе преподавания курсов криминологии и уголовного права в МА МВД России.

Положения диссертации также изложены в научных статьях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя 8 параграфов, заключения и библиографии.

Понятие и классификация средств массовой информации

Роль средств массовой информации определяется тем, что в современных условиях информация приобретает для каждого человека огромное значение, ибо обладание ею - необходимое условие достижения жизненных целей. Необходимым атрибутом «информационного общества» являются средства массовой информации - источник знаний, способ коммуникации, важный компонент функционирования социальных институтов.

По мнению западных специалистов, «средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи, по распространенному мнению, с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам»1; либо «они рассматриваются как техническая форма коммуникации, позволяющая почти одновременно производить быструю передачу информации обществу для больших, гетерогенных и безличных аудиторий» .

Согласно Закону СССР от 1.08.1990 г. «О печати и других средствах массовой информации» под средствами массовой информации понимались «газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации» .

Союзный закон просуществовал в России около полутора лет, а 27.12.1991г. ему на смену пришел Закон РФ «О средствах массовой информации», конкретизировавший и расширивший понятие СМИ.

В соответствии со ст.2 этого Закона: « Под средствами массовой информации понимаются периодическое печатное издание, радио, теле, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации » .

Однако, надо признать, что не существует какого-то универсального, исчерпывающего определения средств массовой информации. Это связано с тем, что в последние годы состав средств коммуникации претерпевает существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов).

В специальной литературе нередко встречаются синонимы термина средства массовой информации - средства массовой коммуникации или масс-медиа, но и они также определяются как «систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведения людей» ; «институциализиро ванное производство и массовое распространение символических материа-лов посредством передачи и накопления информации» .

Как видно, различные понятия СМИ имеют общие черты. Это, в частности: 1) универсальность информации (видовая, проблемно-теоретическая, жанровая); 2) открытость, доступность для любого желающего; 3) устойчивость процесса организации производства информации, осуществляемого редакциями; 4) регулярность распространения информации; 5) более или менее одновременное поступление информации к аудитории из разных социальных слоев и регионов; 6) возможность установления достаточно стабильных отношений с аудиторией, двухстороннего обмена информации; 7) распространение информации «с доставкой на дом» при абонировании ее на длительный срок. Функции СМИ разнообразны (информационная, образовательная, пропагандистская, контролирующая, воспитательная и др.), т.к. средства массовой информации обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, их образ мыслей, критерии оценок. Здесь нет смысла анализировать все функции СМИ в современном обществе. Так или иначе они играют особую роль в реализации политических, пропагандистских, экономических, воспитательных, идеологических целей, повышении и поддержании авторитета определенных лиц, учреждений и организаций.

Виды СМИ. Их разнообразие объясняется многофункциональностью СМИ. Согласно статье 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» к видам СМИ в РФ принято относить печать, радио, телевидение, видеопрограммы и кинохроникальные программы. Каждый из видов имеет различные возможности воздействия на людей, которые зависят прежде всего от способа их восприятия реципиентами.

Первым по времени появления средством массовой информации являются печатные СМИ.

Печатные СМИ (периодические, так и непериодические). Непериодические печатные средства массовой информации - это массовая книжная продукция, прежде всего массовая политическая литература, брошюры, рассчитанные на широкую аудиторию, в том числе выходящие сериями, листовки, прокламации, плакаты.

Эти издания несут как оперативную событийную информацию, так и системно-организованную, широко и всесторонне рассматривающую масштабные социальные явления, процессы, проблемы, информацию интерпретирующего и фундаментального характера. Важную роль играют сборники произведений из газет и журналов. Массовая книга в этом смысле выступает необходимым продолжением и в известном смысле вершиной системы СМИ, как бы завершающей и подводящей итоги публичному освещению и обсуждению крупных вопросов общественной жизни.

Механизм воздействия средств массовой информации на преступность (Общие подходы).

В зарубежной и отечественной криминологической литературе подробно исследуется влияние СМИ на преступность, в частности, роль средств массовой информации в росте агрессивного поведения, зачастую выражающегося в совершении преступления.

В криминологической литературе выдвинуты следующие концепции относительно влияния СМИ на преступность.

Первая концепция заключается в том, что сообщения о преступности, насилии повышают уровень агрессивности у людей. Это одна из наиболее разработанных концепций на Западе, построенная на основе стимуляционной теории, а также теории социального научения, катарсиса, когнитивных неоассоциаций.

Концептуальную основу проведения экспериментов при изучении эффектов влияния телевидения на насилие составляет теория социального научения. Основная её идея состоит в том, что научение посредством наблюдения оказывает даже большее воздействие, чем непосредственный опыт.

Еще, в 60-е годы XX в. американские психологи под руководством А.Бандура провели первые эксперименты, посвященные влиянию телевизионных образов насилия на человеческое поведение. Наиболее известными из них являются опыты с пластмассовой куклой Бобо. Цель экспериментов состояла в выяснении возможностей научения детей агрессивным действиям. Проверялось утверждение о том, что просмотр детьми сцен насилия на телеэкране может привести их к копированию подобного поведения в реальной жизни. Во время экспериментов с куклой Бобо ребенку сначала демонстрировали фильм с агрессивными действиями по отношению к кукле со стороны актера. После этого проводилось скрытое наблюдение за тем, как ребенок играл с куклой Бобо и с другими игрушками, и подсчитывалось количество агрессивных проявлений. Было зафиксировано, что показ фильмов агрессивного содержания способствует научению детей аналогичным проявлениям. Однако, эти эксперименты были подвергнуты критике со стороны ученых-социологов и представителей телеиндустрии, поставивших под сомнение их целесообразность и верность интерпретации их результатов. В качестве аргументов выдвигались следующие положения. Во-первых, испытуемые в данных экспериментах вели себя агрессивно по отношению к специально для этого предназначенной кукле, а не по отношению к человеческому существу. Поэтому не совсем ясно, можно ли продемонстрированное поведение однозначно считать агрессией - ведь никому не было причинено реального вреда. Во-вторых, материал, который демонстрировался испытуемым, по нескольким существенным параметрам отличался от обычной кино- и телепродукции. В них отсутствовал сюжет, объясняющий и оправдывающий поступки действующих лиц, а поведение, демонстрировавшееся взрослыми, практически невозможно увидеть на телеэкране. И наконец, в этих экспериментах дети получали возможность воспроизводить агрессивные действия в аналогичных ситуациях, в то время как кино- и телезрители, наблюдающие сцены насилия, очень редко попадают в ситуации, идентичные телесюжетам. По этим причинам результаты проведенных экспериментов, по мнению критиков, не могут дать полной картины представлений о воздействии телевидения и кино на поведение человека. Однако позднейшие эксперименты заставили усомниться специалистов в отсутствии связи между деятельностью средств массовой информации и состоянием, динамикой преступности. «Пищу» для размышлений дали исследования зависимости детской агрессивности от ее стимулирования на экранах телевидения. В ходе одного из экспериментов дети в возрасте 5 лет были разделены на три группы. Каждой группе демонстрировался фильм, в ходе которого один ребенок боролся с другим за игрушки. Важно, что содержание фильма для каждой группы детей имело свои особенности. В первом фильме атакующий побеждал, получая в качестве вознаграждения сладости и забирал все игрушки. При этом в конце фильма комментатор объявлял о его победе. Во втором фильме атакующий оказывался побежденным и наказывался. В третьем - дети играли без проявления агрессии. Затем детей помещали в специальную игровую комнату и в течение 20 минут за их поведением проводилось скрытое наблюдение. Результаты наблюдений показали, что дети из группы, знакомые с моделью вознаграждаемого агрессивного поведения, в два раза чаще имитировали агрессивное поведение, чем те, кто с такой моделью поведения знаком не был.

Воздействие «телевизионного насилия» на сознание людей было изучено также на основе теории катарсиса. Под катарсисом понимается эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся его смертью. Экспериментальные исследования сторонников этой теории зафиксировали, что зрители, включенные в просмотр материалов агрессивного содержания, впоследствии сами в большей степени становились склонными к агрессивным проявлениям. Например, в США в 1998 г. четыре университета провели исследования по заказу Национальной ассоциации кабельного телевидения и пришли к выводу, что еще немного и вечерние передачи американского телевидения сольются в один нескончаемый боевик и ужастик. Каждый дошкольник в США сталкивается примерно с 500 эпизодами насильственного характера в год. В большинстве своем они содержатся в мультиках. «Дети узнают через них, что насилие -способ урегулирования конфликта»,- подчеркивает профессор Калифорний-ского университета Дейл Канкел. Аналогичная ситуация сложилась в Испании. По данным профессора коммуникаций из университета г. Валенсия Эдуардо Родригеса, среднестатистический юный испанец по окончании начальной школы успевает стать свидетелем почти восьми тысяч преступлений со смертельным исходом и около ста тысяч иных деяний, показываемых по телевидению. Зарубежные криминологи, оценивая выше названные цифры, напрямую связывают рост подростковой и молодежной преступности с негативным влиянием телевидения. Как заметила американский социолог Дело-рес Такер, «дети - это губка, впитывающая в себя то, что видят и слышат. Когда они видят, что криминал превозносится и рекламируется как нечто дос-тойное подражания, они будут этому подражать» .

Об освещении проблем преступности в печатных средствах массовой информации

Характеристика отражения проблематики преступности в СМИ является исходным пунктом ответа на любой вопрос о деятельности СМИ в этой сфере подобно тому, как данные состояния преступности являются отправными для любого криминологического исследования в целом. Действительно, в начале нужно уяснить, что доводят или не «доводят» СМИ.до потребителя - реципиента и лишь затем можно измерять эффект этого воздействия, влиять на СМИ и т.д.

Причем данные об этом должны быть проверенными, представительными, потенциально информативными. Это достигается путем проведения конкретно-социологического исследования соответствующего блока сообщений в СМИ и теоретическим обобщением данных.

Для того, чтобы дать ответы на вопросы, касающиеся освещения проблем преступности в печатных средствах массовой информации, диссертантом было проведено социологическое исследование. Прежде всего были сформулированы его задачи: выяснение реального места в СМИ в формировании общественного мнения по данной проблематике, а также относительно деятельности правоохранительных органов (прежде всего ОВД), ведущих борьбу с преступностью; определение возможностей средств массовой информации в предупреждении преступленш.

Для решения этих задач исследования в свою очередь был определен перечень различных вопросов, ответы на которые позволяли объективно судить о состоянии освещения в СМИ проблем преступности (например, такие вопросы: в каком количестве предоставлены материалы о преступности в СМИ? Какой эмоциональный фон превалирует в материалах при оценке деятельности органов внутренних дел? Какую позицию занимают журналисты при подготовке публикаций? Чем аргументированы их оценки? В чем заключаются типичные ошибки журналистов при написании данных материалов?.

В качестве объекта исследования изучалось содержание совокупности газетных публикаций за период с 1 января 1997 г. по май 2001 г. В общей сложности было проанализировано содержание 4153 газетных материалов.

Отбор анализируемых источников информации. Учитывался рейтинг того или иного издания и специфика его политической ориентации. На этой основе были отобраны следующие органы печати: а) официальные источники законодательной и исполнительной власти («Российская газета», «Парламентская газета»); б) оппозиционные существующей государственной власти в Российской Федерации газеты («Советская Россия», «Завтра», «Правда», «Правда-5»); в) демократические газеты («Комсомольская правда», «Независимая газета», «Труд», «Труд-7», «Новая газета»); г) региональные газеты, «Тверская-13» (г.Москва), «Миг» (Астрахань). Газеты радикальных направлений как левого, (например «Лимонка»), так и правого политического крыла (например, «Московский комсомолец») нами специально не исследовались.

Не изучались специально и материалы, опубликованные в газетах, целиком посвященных криминальной тематике (например, «Криминальная хроника», «Опасная ставка», «Очная ставка»), а также публикации в ведомственных газетах (например, «Щит и меч», «Новости разведки и контрразведки», «Юридический вестник»), поскольку тираж данных источников ограничен, публикации в них носят скорее не газетный, а журнальный характер (как правило, это - еженедельники, либо вообще выходят раз в месяц). Некоторые из них предназначены, прежде всего, для действующих сотрудников своих ведомств или ветеранов силовых структур (например, «Новости разведки и контрразведки»).

Для проведения исследования была разработана специальная анкета (см. Приложение 1, 2). В качестве основного метода социологического исследования использовался контент-анализ названных выше материалов.

Необходимо отметить, что контент-анализу подвергались лишь те публикации, в которых были поставлены вопросы уголовного права и криминологии (хотя бы один значимый вопрос). Материалы, содержавшие лишь информацию о фактах совершения преступлений, нами специально не исследовались.

О направлениях использования средств массовой информации в профилактике преступлений

Высокий уровень, разнообразный и усложненный характер преступных проявлений заставляют государство изыскивать новые подходы по противодействию преступности, минимизации ее негативных последствий. Поэтому не случайным явилось обращение правоохранительных органов, в том числе ОВД, к профилактическому потенциалу СМИ. Поэтому важно определить место СМИ в системе профилактики преступлений и основные направления повышения их эффективности в этой сфере.

Прежде чем перейти к рассмотрению этой проблемы отметим, что под профилактикой преступлений мы понимаем целенаправленную деятельность по выявлению и устранению их причин, а также установлению, лиц, могущих совершить такие деяния, и оказанию на них соответствующего воздействия.

По существу она представляет собой своеобразную отрасль социаль ного обслуживания, которая решает специфическими методами задачи по обеспечению законности и правопорядка.2 Вопросы использования средств массовой информации в профилак тике преступлений неоднократно рассматривались отечественными криминологами.3

При этом выделялись такие направления общепрофилактического использования СМИ, как: 1) устранение, блокирование или нейтрализация обстоятельств, способствующих совершению преступлений; 2) предупреждение преступных проявлений на основе конкретной ориентирующей информации о способах преступлений и лицах, их совершивших; 3)показ неотвратимости наказания за совершенное преступление; 4) создание обстановки нетерпимости, общего осуждения вокруг нарушителей правопорядка и лиц, им попустительствующих; 5) правовое воспитание граждан; 6) распространение передового опыта и прогрессивных форм профилактики правонарушений; 7) повышение авторитета органов уголовной юстиции и общественных формирований, принимающих участие в борьбе с правонарушениями; 8) установление обстоятельств, имеющих значение для раскрытия, расследования преступлений и розыска преступников.

Не подвергая сомнениям вышеназванные подходы, необходимо отметить, что в последние годы и в Российской Федерации, и за рубежом произошло изменение роли СМИ в жизни общества, усилилась их способность серьезным образом влиять на массовое сознание, как в положительном, так и в отрицательном плане. Естественно, при определении содержания профилактической функции СМИ должно учитывать эти обстоятельства.

В этом плане необходимо рассмотреть две проблемы: 1) снижение вклада СМИ в формирование страха, терпимости у населения к преступности, распространению преступности; 2) поиск эффективного использования средств массовой информации в профилактике преступлений.

На проблему снижения негативного воздействия СМИ было обращено на 9-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в мае 1995 г., где в подготовительной документации отмечалось следующее: « Во всем мире существует тенденция стереотипного освещения вопросов, связанных с преступностью, средствами массовой информации. Результаты исследований показывают, что существуют, по крайней мере, три области, в которых освещение вопросов преступности является, по существу, аналогичным: освещение преимущественно преступлений с применением насилия; при освещении вопросов преступности искажается эффективность борьбы с преступностью и преследования преступников в уголовном порядке со стороны полиции и судов; и, наконец, наиболее важным является то, что при освещении новостей читатели не информируются о факторах, ведущих к преступности, или о путях предупреждения личной виктимизации. Последняя проблема является наиболее острой, но в то же время ее можно решить в рамках последующей деятельности на уровне Организации Объединенных Наций, которая в своей работе подчеркивает, что в учебных программах по предупреждению преступности и уголовному правосудию необходимо во все большей степени принимать во внимание настоятельную необходимость снижения риска преступности, страха перед преступностью и уровней виктимизации»

Подмечено, что самый легкий способ привлечь зрителя- это обратиться к скрытым, подавленным инстинктам и желаниям, которые находятся в подсознании. Поэтому выгодным товаром для СМИ являются образы, запрещенные для созерцания культурными запретами.

В перечень таких запрещенных образов входит показ смерти на телевидении. Испокон веков был выработан сложный ритуал показа покойного людям. Но в последнее время российское телевидение почти каждый день показывает смерть людей, ставших жертвами преступлений. Причем выдвигается даже своеобразное теоретическое обоснование этому явлению. Так, западный социолог А. Моль отмечает: «Смерть является несомненной ценностью, так как человек с удовольствием узнает, что кто-то умер, в то время как он сам продолжает жить»

Журналисты узбекистанских СМИ впервые в истории собрались вместе, чтобы договориться об активном освещении проблемы насилия в образовательных учреждениях в Узбекистане. «Насилие - это не норма» - такой девиз решили продвигать участники конференции, организованной ЮНИСЕФ 6 сентября в Ташкенте.

5 сентября узбекистанские дети отправились в школу. Многие из них могут в классах с насилием со стороны педагогов, сверстников и с психологической травлей. По данным исследования ЮНИСЕФ, каждые пять минут на Земле погибает в результате насилия один ребенок. В школах всего мира насилию и травле подвергается 150 миллионов детей, это половина всех учащихся в возрасте от 13 до 15 лет на планете.

Насилие травмирует всех участников этого процесса - и организаторов травли, и жертву, и наблюдателей. Дети теряют самооценку, снижается их способность к обучению и посещаемость. Систематическая травля и насилие в школе калечат психологическое состояние ребенка и могут лишить его возможности успеха в будущем.

По оценкам специалистов ЮНИСЕФ, вся планета теряет 7 миллиардов долларов каждый год из-за того, что травмированные насилием и травлей дети не могут полностью реализовать себя после достижения зрелости.

На конференции выступили сотрудники ЮНИСЕФ, которые презентовали глобальные механизмы для борьбы с травлей и насилием, а также рассказали журналистам о методах освещения проблем детей. Педагог начальных классов и дефектолог Рано Макаренко рассказала об особенностях травли в узбекистанских школах и необходимых реформах.

«Нам необходимо донести до каждого родителя, что если вашего ребенка бьют и унижают в школе - это не нормально, с этим нельзя мириться. Побои и драки не сделают вашего ребенка сильнее и закаленнее, они только повредят ему. К сожалению, многие родители не только одобряют такое „воспитание“, но и сами занимаются насилием дома. Со всем этим нужно бороться с помощью просвещения», - сказала «Газете.uz» Рано Макаренко.

Она отметила, что в школах страны травля и насилие не поддаются огласке учениками и учителями, скрываются. Родители не получают информации о случаях насилия, процветает безразличие и непрофессионализм со стороны сотрудников школ.

В качестве эффективных норм борьбы с насилием Рано Макаренко предложила обучать педагогов конфликтологии, ввести ставку социального работника в школе, освободить психологов от ненужной нагрузки, создать протокол реагирования школы на насилие и обезопасить пространства школ повсеместной установкой камер наблюдения.

Участники конференции отметили, что в Узбекистане вопросы травли и школьного насилия раньше не освещались широко. Считалось, что этой проблемы не существует. Журналисты резюмировали, что необходимо постоянно поднимать вопрос школьного насилия в СМИ и призывать к реформам, а также просвещать педагогов и родителей.

Ранее мы сообщали, что систему управления народным образованием ожидает реформа. В частности, родители учеников будут больше в школьное управление через наблюдательные советы. Кроме того, включение в образовательный процесс занятий учеников с психологами.

Насилие в средствах массовой информации — это тема постоянных дискуссий. Сериалы, фильмы и видеокассеты изобилуют сценами насилия. Независимо от того, имеем ли мы дело с «Рэмбо», «Классом 84» или криминальной хроникой, насилие — постоянный гость в наших средствах массовой информации. Мы ежедневно можем созерцать убийства, нападения, драки, разрушения на экране нашего телевизора. Дети сталкиваются с этими воплощениями ужаса уже в самом раннем возрасте. Агрессивные импульсы широко представляют и различные компьютерные игры, в которых убивают людей, сбивают самолеты или даже инсценируются атомные войны. Подобные игры нас пугают. Нас шокирует, что в качестве средства для абреакции нашей игровой потребности не находится ничего лучшего, кроме лицезрения на экране этих ужасающих событий. Неужели это не оказывает на наших детей разрушительного влияния, проходит бесследно для их психики?

Решение этого вопроса вызывает жаркие дискуссии. Согласно данным исследований, показ сцен насилия по телевидению приводит к повышению «зараженности» агрессией. Однако, строго говоря, данные исследований свидетельствуют всего лишь о повышении возбудимости и склонности к участию в военных играх. Становятся ли дети в своей повседневной жизни более агрессивными и неуправляемыми — неизвестно. В связи с вопросом о влиянии СМИ на психику детей можно сказать следующее.

Определяющим в данном случае является характер реакции детей на сцены насилия, их впечатление и возникающие в связи с этим психологические процессы. Считать, что ребенок имитирует сцены, увиденные им на экране телевизора в масштабе один к одному, было бы крайним упрощением. Если бы примеры были настолько заразительны, школьные занятия имели бы гигантский успех у детей. Их реакции на сцены агрессии, транслируемые по телевидению, неоднозначны. Непосредственное подражание — всего лишь одна из форм реакций.

Другой известной формой реагирования является неприятие. Сцена насилия выглядит настолько отталкивающе, что ребенок отказывается ее воспринимать. Он зажмуривает глаза, сосредоточивается на позитивных аспектах фильма и не обращает внимания на насилие. Такое поведение служит ему защитой. Подобная спонтанная реакция характерна для весьма многих детей. Ужасное не фиксируется сознанием.

Следующей формой реакции является виртуализация: при виде сцены насилия дети спрашивают себя, имеют ли они дело с реальностью или фикцией. Утверждение фильма в качестве фикции позволяет им смотреть его без ущерба для своей психики. Все, что разыгрывается у них на глазах, не многим отличается от сказки. Ужасающая история, леденящая кровь в жилах, — это правда, но какое отношение она имеет к реальности? Дети проявляют необычайную чуткость к фальши и, следовательно, умение отличать реальное от вымышленного с самого раннего возраста. Они без особого труда отличают подлинное от присочиненного сценаристом. Насилие, виденное в фильмах, как правило, попадает в категорию вымышленного. Негативное воздействие подобных сцен на сдерживающие центры чаще всего минимально, хотя они и приводят детей в некоторое возбуждение.

К следующей форме реакции следует отнести отвращение. Многие дети при созерцании сцен насилия мыслят моральными категориями: они возмущаются, пугаются, их неприятие насилия обостряется. В случае подобного вида реакции у детей усиливаются не агрессивные тенденции, а напротив, отрицательное отношение к насилию. Фильм освежает проблему, которая касается их лично и решать которую приходится им самим.

Наконец, есть род поведения, сводящийся к подражанию. Дети этой категории ищут в фильмах образцы для подражания. Увиденное претворяется ими в жизнь. Три 3-классника насильно привели к себе домой девочку. Пользуясь отсутствием родителей, они привязали ее к постели и вознамерились ее «трахать». О том, что это такое, у них были самые смутные представления. Они, не раздеваясь, попытались лечь на девочку сверху и совершить толчкообразные движения.

Понятно, что образцом для подобного поведения послужила соответствующая сцена на видео. Данный случай имитации изнасилования без сексуального действия как такового — следствие стремления к подражанию. Мальчики хотели повторить сцену, запечатленную ими на видео. Видеофильм пробудил дремлющие в них инстинкты.

Видеопродукция и сцены насилия, зафиксированные СМИ, способны воздействовать на детское сознание. Вопрос лишь в том, какова в действительности степень оказываемого ими воздействия и насколько они способствуют усилению агрессивности. Служат ли видеофильмы своеобразной школой агрессивного поведения для детей, или их роль сводится всего лишь к абреакции уже накопившихся агрессивных импульсов?

Трое других 3-классников в среду похитили после уроков свою одноклассницу. Они притащили ее на ферму и заперли в загон для кроликов. Ей было сказано, что теперь ее повесят. Ей протолкнули в щель между досками кусок черствого хлеба, опрыскали ее водой и заявили, что это была ее предсмертная трапеза. На глазах у онемевшей от страха девочки они привязали канат к перекладине перекрытия и велели ей приготовиться: наступил ее последний час.

Несмотря на то, что мальчики в итоге отказались от исполнения своего намерения, переживание этих действий было для девочки крайне тяжелым. Когда мальчиков впоследствии спросили, что навело их на мысль повесить свою одноклассницу, они смущенно ответили: «Рассказ в воскресной школе». Учительница воскресной школы рассказала детям историю, каждого из героев которой в наказание привязывали к позорному столбу и вешали. Вопреки намерениям учительницы дети сделали из истории свой вывод, решив, что это средство устранения от неугодных им лиц. Поскольку они отнесли эту девочку к категории неугодных, было решено исполнить задуманное.

Однако изучение истории жизни этих мальчиков выявило у них наличие уже имеющихся отчетливых агрессивных тенденций. Лидер этой группы мальчиков еще в детском саду отличался повышенной агрессивностью в общении со своими сверстниками: однажды он с силой ударил курткой по голове одну девочку, она с плачем убежала домой и отказалась вернуться в этот день обратно.

Данный пример показывает, что СМИ являются далеко не единственным фактором воздействия на психику детей; объяснять акты насилия исключительно негативным влиянием просмотра жестоких сцен было бы крайним упрощением. Имеющиеся у многих детей агрессивные тенденции и наслаждение, получаемое ими от их удовлетворения, толкает их на поиски героев, под маской которых им было бы легче проявлять свои агрессивные наклонности. Их агрессивный потенциал ищет форму для своего выхода. Определяющим является не степень изображенного насилия, а степень вовлеченности в него ребенка, то, под каким углом он его воспринимает, сам характер его восприятия. С чем мы имеем дело: с отторжением, акцентированием вымышленности инсценировки с последующим дистанцированием или перед нами отчетливое стремление к подражанию? Представление о том, что дети слепо копируют сцены насилия, психологически наивно и зиждется на упрощенном понимании детской души. Детская психика слишком многослойна для того, чтобы чисто пассивно усваивать агрессивный импульс. В ее распоряжении целый спектр возможных психических реакций — прямое подражание герою-насильнику — только одна из многих. Как правило, оно связано с наличием уже имеющихся у ребенка агрессивных тенденций и поисков им героя, агрессивным подвигам которого можно было бы подражать.

Данный случай показывает, что прототипы применения насилия могут черпаться из самых неожиданных источников. Называть видеофильмы и СМИ главными виновниками усиления агрессивности детей и подростков — явное упрощение. Имитация видеосцен не мешает детям искать в своем окружении или в соответствующих условиях среди своих близких возможности для абреакции своих латентных агрессивных тенденций. Изображение сцен насилия в видеофильмах или СМИ оказывают фатальное воздействие только в случае их востребованности сознанием ребенка, ищущим образцы для своего поведения в сфере насилия. За исключением определенных видеофильмов, сбываемых на черном рынке, с изображением сцен, шокирующих даже взрослых, действие видеофильмов и образов СМИ на детское сознание само по себе относительно безобидно. Иное действие производят они на трудных, слабовольных и крайне агрессивных детей. Если для детей со здоровой психикой при виде ужасного на экране характерно либо дистанцирование (осознание нереальности демонстрируемого на экране), либо вытеснение или стремление закрыть глаза на все страшное, видимое на экране, неуравновешенные дети видят в этом возможность выхода для своих агрессивных тенденций. Не будучи причиной детской агрессивности, насилие в СМИ тем не менее является оправданием для некоторой части молодежи. Подобные дети идентифицируют себя с Ниндзя или хоумбоями в силу своего стремления найти роль, позволяющую им абреагировать скрытые агрессивные тенденции. Фильмы ужасов и сообщения о катастрофах в СМИ являются источниками образов и фантазий для отчаявшихся, социально обездоленных и беспризорных детей. Надежда на то, что запрет фильмов ужасов остановит волну насилия, крайне наивна. Как уже было видно на примере воскресной школы, сцены, ролевые установки и образы, связанные с применением насилия, могут быть найдены в любой обстановке. Дети и подростки с соответствующей мотивацией ищут их повсюду и стремятся к их имитации. Сдерживающие центры подавляют не только образы фильмов ужасов, но и стремление к имитации увиденных сцен насилия. У детей со здоровой психикой встреча с насилием в СМИ отнюдь не приводит к немедленному крушению их моральной надстройки.

Фильмы ужасов и компьютерные игры предъявляют новые требования к родителям и учителям в плане воспитания детей. Как раньше при обучении детей правилам поведения на улице, нам нужно научить их ответственному обращению с этими играми и СМИ. Предание этих игр и фильмов ужасов анафеме грозит потерей контроля над этим миром переживаний и опыта ребенка. Излишне морализаторская, осуждающая эту игру позиция взрослых приводит к уклонению детей от любого обсуждения этой темы со взрослыми. Взволнованное и озабоченное отношение взрослых кажется им истерией. В силу наличия у подавляющего числа детей и подростков безошибочного умения отличать реальность от вымысла запреты и нотации не вызывают у них ничего, кроме зевоты. «Это ваша проблема» — думают они про себя и спокойно отдаются очарованию насилия, сквозящему в этих играх. Единственным следствием неуступчивости и непримиримости родителей является то, что дети замыкаются в себе, потеряв желание делиться с родителями своими интересами. Родители и педагоги получают возможность доступа в эту область интересов своих питомцев только в том случае, если ни во что не вмешиваются. Это означает, что вместо того чтобы рвать на себе волосы и приходить в ужас, они сами знакомятся с видеопродукцией и принимают участие в компьютерных играх и только после этого обсуждают свои впечатления с детьми. Одно дело — выразить собственное восхищение или ужас, другое дело — показать, какую позицию следует занять в отношении данного способа убивать время. Наилучшим следует признать разумный подход, при котором компьютерные игры воспринимаются не в качестве сатанинского наваждения, а в качестве формы времяпрепровождения, позволяющей ощутить агрессивные тенденции и очарование насилием в самом себе. Дети должны почувствовать, что родители тоже ощущают в себе насилие как возможный стереотип поведения и вынуждены постоянно подавлять его.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.