Как вырастить гения или развиваем способности ребенка с пеленок. Сенсорное воспитание - это необходимый элемент гармоничного развития детей

В материале раскрыто понятие основных сенсорных эталонов, указаны основные этапы сенсорного развития дошкольников, приведены некоторые игры на развитие сенсорных способностей, которые помогут не только воспитателям, но родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить "по росту" игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что "слон большой", а "муха маленькая", хотя он их и не видит в данный момент.

В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач "на глаз". Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Осязание. Развить тактильные ощущения, помогут следующие игры:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

"Узнай фигуру"

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Узнай предмет по контуру"

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

"Найди пару"

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

"Что внутри?"

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

"Отгадай цифру" (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

"Что это?"

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

"Собери матрешку"

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

"Золушка"

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

"Угадай, что внутри"

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Зрение.

Дети очень наблюдательны. Учите детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий - нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый - через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.

Слух.

Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.

А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую. Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.

Вкус.

"Вкусное путешествие".

Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив. Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.

Обоняние .

Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.

"Что нам подскажет запах?". В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д. Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.

Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним. После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ.

Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.


Игровые упражнения и приёмы для сенсорного развития младших дошкольников

Методическая разработка по теме "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста


Назначение: разработка предназначена для педагогов и родителей для использования игр по сенсорике.
Цель: передача личного профессионального опыта по сенсорному развитию детей.
Задачи: Познакомить педагогов с разными видами сенсорных игр.
Формировать представление об изготовлении сенсорной игрушки.
Материалы и инструменты: ткань, нитки, вата, поролон, семена: горох, греча, подсолнечник и др.

Сенсорика - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Существует 5 сенсорных систем, с помощью которых человек познает окружающий мир зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой интеллектуального развития,
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром,
- развивает наблюдательность,
- готовит к реальной жизни,
-является основой для развития воображения,
- развивает внимание,
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности,
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
- влияет на расширение словарного запаса ребенка,
- влияет на развитие памяти.

Игры с бельевыми прищепками.
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками- развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Кроме того игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры:

Отгадайте загадку
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
Это рыбка.
(Показываю картинку с изображением рыбки). Посмотрите на картинку и покажите где у рыбки глазик?
А где у нее ротик? А хвостик и плавники?
А теперь давайте сами сделаем рыбок.
Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники, форма рыбки - основа, вырезанная из картона.

На спинке иголки, длинные колкие,
А свернется в клубок - ни головы ни ног.
Это ежик. Покажите где у него глазки, носик, ушки?
Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
Форма ежика – дети добавляют иголки - прищепки, заданного цвета.


А вот новая загадка
Колкую, зеленую срубили топором,
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Это елочка, но она плачет. Она потеряла свои колкие иголочки. Не плачь, не плачь, елочка, мы тебе поможем.
На зеленые картонные треугольники дети выбирают зеленые прищепки и возвращают елке иголки.
Ой, у елки иголки колки!


Солнышко, ведрышко,
Выгляни, высвети
Оно потеряло свои лучики, Какого цвета лучики у солнца? Давайте поможем солнышку,

Вот и стало опять
Солнце на небе блистать.
На круг желтого цвета дети добавляют лучики- желтые прищепки.


Пальчиковая гимнастика-это тоже развитие мелкой моторики рук.

«Ежики» (резиновые игрушки или сделанные из пластилина и спичек)
Предлагаем ребенку взять ежика. Будем ежика катать между ладошками и приговаривать.

Куча листьев здесь лежит.
Кто там листьями шуршит?
Из под листьев черный нос,
Клубок колючками оброс.
Вы, конечно, догадались,
Мы с ежонком повстречались!

Теперь берем ежа в правую руку - (мнем в кулачке, а взрослые помогают малышу), и покатаем по правой ножке:
-Топ – топ - туда!
-Топ – топ - сюда!
-Без тропинок и дорог - шорох вдоль и поперек.
А теперь берем ежика в левую руку (мнем в кулачке, взрослые помогают)
-Вот какой колючий!
Берем другого ежа и катаем по левой ножке, проговаривая те же слова.
В конце прячем ежика в двух ручках («замок»)
-Убежал ежонок в лес.
-В куче листьев шум исчез.

Вы видите, что это не просто пальчиковая гимнастика,- это игра, развивающего характера. Идет развитие на ориентирование(«левая», «правая»),развиваем память, мелкую моторику рук, усидчивость, мышление, речь, повторяя слова за взрослыми.
Прививаем интерес к игре.

Игра «Бабочки»
Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, речь воображение.
Ребенок закрывает пробками от пластиковых бутылок отверстия.

На лесной полянке чудо -
на цветочках бантики,
это бабочки расселись
как цветные фантики.


Игра «Три колодца»
Это, пожалуй, самая забытая из "лечебных игр". Тем не менее она - самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).
Игра строится на "легочном меридиане" - от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:
- Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы...
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
- Здесь вода холодная, - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
- Здесь вода теплая, - мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили "массаж легких"):
- Здесь вода горячая...
- А тут кипяток! - Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.
Начинайте прямо сейчас. Такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.

«Птица»
На сегодняшнем мастер- классе я предлагаю сделать сенсорных птичек. С ними можно организовать игру с детьми «Узнай на ощупь».
Наша сегодняшняя работа будет проходить под таким девизом:
Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво,
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
Эризн.

Техника изготовления птицы.

1. Для изготовления птицы понадобится: ткань (квадрат), нитки, поролон, семена.


2. Квадрат складываем по диагонали.


3. Затем сгибаем уголки к середине.


4. Согнуть еще раз.


5. Полученная фигурка складывается пополам, сгибами внутрь, ниткой завязываем кончик-клюв.


6. Вовнутрь вкладываем поролон или вату, семена, завязываем нитью - голова.


7. Затем вставляем ветошь для туловища, распрямляем крылья в стороны, завязываем нитью крыло.


8. Перевязываем туловище – хвост.


9. Затем обматываем второе крыло.

В старину птица являлась символом удачи, счастья, любви. И свое выступление мне бы хотелось закончить такими стихами:

Сто дорог, сто разных судеб,
А мечта у всех одна,
Ищут птицу счастья люди,
Что руками создана.
Только где же птица счастья?!
Кто увидит? Кто найдет?
Ходят, бродят где-то люди,
Истоптавши сто дорог.
Полюбите! Птица счастья,
К Вам в окошко постучит.
Потому что, к тем кто любит,
Та мечта сама летит...
И ее искать не надо,
Исходивши сто дорог,
Вы с любовью подружитесь,
Ну, а птица Вас найдет!

Пусть эти птицы, созданные Вашими руками, принесут счастье, любовь и удачу! А для детей пусть это будет любимая игрушка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39

МО –Северский район


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

пгт Ильский 2013г.


  1. Литературный обзор состояния вопроса.

    1. История темы педагогического опыта в педагогике ………...................3

    2. История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении………………………………………………….7

    3. Основные понятия, термины, используемые в описании педагогического опыта ….…………………………………………………….19

  2. Психолого-педагогический портрет группы дошкольников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта ………20

  3. Педагогический опыт

    1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………………………….22

    2. Актуальность педагогического опыта……………………...................26

    3. Научность в представляемом педагогическом опыте…………………..28

    4. Результативность педагогического опыта …………………………….30

    5. Новизна представляемогоопыта……………………………………….32

    6. Возможность творческого применения представляемого педагогического опыта…………………………………………………………34

    7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта……………………………………………………………………………...35
Выводы…………………………………………………….……………………..37

Список литературы……………………………………………………………...39

Приложения


  1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

1.1.ИСТОРИЯ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ПЕДАГОГИКЕ
В конце XIX – начале XX в. проблема сенсорного развития и воспитания привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихеевой. Особый интерес к этой проблеме проявляла и М.М. Манасеина. Опираясь на новейшие достижения медицины, физиологии, используя многочисленные труды зарубежных авторов, она разработала оригинальную концепцию сенсорного развития и воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».


Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.
Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Елизавета Ивановна Тихеева – яркий, талантливый педагог, создавшая оригинальную русскую систему дошкольного воспитания. Можно смело утверждать, сколь высок вклад Е.И. Тихеевой в педагогическую науку. Однако говорить, что он досконально изучен, не приходится. И виной тому – многолетние запреты, а порой и шельмование русских ученых, чья деятельность не отвечала «требованиям» власти большевиков. Сторонница прогрессивно-гуманистического направления в педагогике, Е.И. Тихеева считала, что воспитывать маленького человека следует в гармонической цельности «всех природой ему предназначенных способностей и дарований, во всей красе тех духовных и нравственных сил, полный расцвет которых дает право признать венцом творения себе подобного». Гармоничное воспитание личности, по мысли Е.И. Тихеевой, должно базироваться на этических началах.

Решая сложный для педагогики того времени вопрос об источнике и средствах развития ребенка-дошкольника, Тихеева пришла к правильному пониманию: именно внешний мир, окружающие ребенка предметы и явления следует рассматривать в качестве источника развития, а игру, труд, общение со взрослыми и сверстниками, само познание окружающего мира – как основные средства развития. Верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, Тихеева много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве.

Самое серьезное внимание в детском саду, как считала Тихеева, следует уделять обучению, т.е. учить дошкольника умению наблюдать, свободно говорить на родном языке, считать, рисовать, ухаживать за растениями и животными и т.д. Вместе с тем Тихеева прекрасно понимала: детский сад не школа, и занятия не должны копировать школьные уроки. Разработанные ею занятия, отличающиеся оригинальной методикой, соответствующие природе ребенка-дошкольника, вошедшие в золотой фонд отечественной дошкольной педагогики, построены на наглядности, с широким использованием дидактических игр и игровых упражнений. Смело можно утверждать: ученый проявила удивительное знание психики дошкольника.

Анализ литературы показывает, что в настоящее время без сенсорного воспитания восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности. Поэтому необходимо развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание.


1.2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Сенсорное воспитание, направленное на формирования полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой степенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, является результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Поэтому для достижения цели я определила следующие задачи:

Раскрыть основные понятия по данной работе;

Ознакомление детей с формой и величиной предметов;

Усвоение системы цветных эталонов;

Овладение новыми действиями восприятия, которые позволят более полно и объемно воспринимать окружающий мир;

Развитие мелкой моторики;

Определить содержание и методы сенсорного воспитания детей;

Привести варианты игр-занятий по сенсорному воспитанию.


Предполагаемый результат:

Совершенствование развития у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений);

Повышение умениявыделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Повышение педагогической грамотности родителей и педагогов в формировании сенсорной культуры;

Возникновение у детей положительного созидания;

Развитие творческого самовыражения личности в продуктивных видах деятельности.

В 2010 году набрав группу малышей, я начала работать над проблемой сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Первым этапом для сенсорного развития была организация предметно-развивающей среды, так как правильно организованная развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимого для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.

Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходит в процессе различных видов содержательной деятельности.

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Предметную среду я создавала с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывала особенности разно уровневого развития детей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка.

Среда развития ребенка в детском саду это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к дальнейшему обучению в школе, но самое главное - «среда обитания» младшего дошкольника, в которой он находится большую часть времени, где может реализовать свои интересы. Комфортность и безопасность обстановки чаще всего я достигала через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимало стрессообразующее воздействие общественного учреждения, создавало чувство уверенности, безопасности, создало предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что являлось основой успешного интеллектуального и личностного развития.

Предметы обстановки группы я подбирала таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину, материалов, гармонию окружающего мира. Много места, как правило, отводила естественному природному и различному бросовому материалу. При создании предметно-развивающей среды, я подобрала те игрушки и материалы, которые предназначены для детей младшего возраста. Для развития мелкой моторики рук подобрала специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки. Игрушки должны быть правильно подобранны чистых цветов, чёткой, несложной формы, разных размеров, величина дидактических пособий имеют большой эмоциональный заряд, они должны быть выполнены из разнообразных, но безопасных для здоровья ребёнка материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, познавать характер поверхности. Выделены требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают следующие принципы:

Информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования.

Полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников.

Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Именно на это я обращала особое внимание, давая детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем. Среда должна быть обучающей. Прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. А детское экспериментирование - один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослыми заранее, а строится самим ребёнком по мере получения всё новых сведений об объекте. Для развёртывания этой деятельности я подобрала необходимые материалы: вода, песок, камни, мерные стаканчики, губки, формочки, совочки трубочки. Организовала в группе центр воды и песка, где малыши могут с удовольствием проводить эксперименты: лить воду, процеживать, переливать через трубочки, пересыпать песок через ситечко. Дети могут изучать свойства воды, песка, камней, играть с ними, проявлять творческие качества, развивать воображение, сенсорные способности, а также мелкую моторику.

В условиях предметно - развивающей среды ребёнок не только познавал свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинался процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю.

Важным этапом является изучение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны

Сенсорное воспитание предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорное воспитание предусматривает знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разноцветных разновидностей каждого свойства: шесть цветов, затем семь цветов спектра; пять геометрических форм; три градации величины.

Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства , происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.

Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорные эталоны цвета.

Воспитатель формирует у детей правильное отношение к выбору цвета при окраске отдельных предметов (красный флажок, зеленая елочка). Начиная с трех лет дети постепенно научаются передавать цвет, как признак присущий предмету. В первую очередь – это цвет природных предметов и явлений, имеющих относительное постоянство. Впервые рисуя елочку, дети 3 лет используют зеленую краску. Цвет характеризует елку, отличая ее от всех лиственных деревьев зимой. Так и флажок дети в первую очередь рисуют красным, так именно с красным флажком они идут на праздник. Но множество других предметов не имеет одного, характерного для них цвета: таковы дома, машины, корабли. Цветы, бабочки, птицы тоже могут быть разнообразных оттенков. Только постепенно дети знакомятся с различными видами растений и животных и узнают их характерную окраску. Дети узнают так же что цвет предметов может изменятся в зависимости от изменения условий: незрелая ягода зеленая, а зрелая – красная.Весенняя листва светло – зеленая, летняя густо – зеленая; осенью листья на одних деревьях желтеют, на других краснеют, а у третьих, как у клена, приобретают все оттенки от светло – желтого до темно – красного. Небо изменяет цвет в зависимости от погоды, а так же при заходе солнца. Так же меняется цвет воды в озере, реке и море. Помимо изменений цвета в природе, человек по своему желанию меняет цвет предметов, которые он создает: заново покрасили дом или забор, сделали ремонт в помещении детского сада, постелили ковровую дорожку другого цвета. Дети подмечают все эти изменения в окружающей обстановке в изобразительной деятельности.

Отображение некоторых явлений природы также требует реальной окраски («падает белый снежок», «светит яркое солнышко», «растет травка»). Краской они наносят карандаши, краски, полоски. В некоторых случаях, когда дети осваивают проведение краской прямых полос в разных направлениях, воспитатель может предложить им цветную бумагу разного размера и в соответствии с фоном бумаги цвета красок. В результате получаются очень простые, но красивые по цвету композиции. Из этих работ воспитатель для украшения группы в праздничные дни может сделать коллективный фриз, способствуя воспитанию у детей интереса к работам своих товарищей, умения оценивать их. Для детей 3 – 4 лет процесс отображения в аппликации впечатлений, полученных из окружающей действительности – веселая и увлекательная игра. Он позволяет не только создавать красочные композиции, яркие и выразительные образы, но и выражает определенную предметную ситуацию: на голубом небе белеют облака, падают снежинки на землю. Обучение детей младшей группы носит нам, сезонными изменениями в глядно – действенный характер.

Сенсорные эталоны формы .

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений.

Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее так же может быть введена форма трапеция. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон). Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (то есть квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольник). Разновидность геометрических форм, с которыми следует знакомить детей, это овалы с разными соотношениями осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон («короткие» и «длинные»), а так же прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщается, а названия разновидностей не даются.Важное значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия форму предмета – его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба, цилиндра) может вызвать лишь дополнительные трудности. Более сложным является обучение детей обследованию формы предмета.

Прежде всего возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем , что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображение) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов («круглый», «квадратный», «овальный»). На четвертом году жизни дети учатся передавать округлые формы, при этом еще не отличают круга и шара от форм удлиненно – округлых, овальных. Однако немногие предметы имеют простую форму, приближенную к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких (второстепенных) частей, наконец отдельные дополнительные детали. При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определенной схеме. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использовать прием обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами. Глубокое восприятие формы предполагает зрительно раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой 1 . Дети второй младшей в основном осваивают изображение отдельных форм, что помогает им в дальнейшем перейти к изображению наиболее доступных, знакомых предметов. Передача содержания носит в младшей группе особый сюжетно – игровой характер. Не владея еще полностью изобразительными средствами, дети выражают сюжет в основном слове, движении.

Рисуя машину, ребенок говорит: «она поехала», «везет грузовик» или «рыбки плавают в воде», «шарики полетели высоко, высоко». Движения в изобразительной деятельности развиваются одновременно и во взаимосвязи со зрительным восприятием. Чем лучше учатся дети контролировать свои движения взглядом, тем отчетливей и точнее передают они форму предметов. Сюжетно – ролевой замысел пронизывает занятия рисованием, лепкой, и аппликацией. Достаточно овладеть изображением какой – либо формой, как при повторной ее передачи образ «оживает», действует. Воспитателю необходимо это учитывать и не превращать освоение детьми разнообразных форм в скучное и ненужное прорисовывание. Развивая сюжетно – игровой замысел, воспитатель видит в неполном еще изображении «живой образ», который привлекает ребенка. Дополнениями, разъяснениями воспитатель поддерживает «живой образ», не давая ему затухать. Отдельные занятия для передачи сюжетного содержания проводить нецелесообразно, так как в процессе рисования, лепки, по желанию при изображении предметов возникает сюжетно – игровой замысел, развиваясь и наполняя жизнью детские рисунки, лепку («жучки ползают в траве», «птичка летит к солнышку», «девочка надела пальто, ботинки, и пойдет гулять», «дети катаются на санках»).

Восприятие эталонов величины.

Особый характер носит эталон величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливаться людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая условная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования - особая задача, требующая определенной математической подготовки.

Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя ее применение вполне можно объяснить). Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места , занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака, это собака которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталона величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой»). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух - трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное восприятие тесно переплетается здесь с развитием мышлением ребенка. Специальные исследования показали, что эта задача вполне посильна для дошкольника. При сравнении предмета по величине происходит развитие глазомера. Простой глазомерной задачей, доступной для детей трех лет, является выбор на глаз большего (или меньшего) предмета из двух, затем – выбор предмета по образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему). Сложнее произвести глазомер «сложение» - подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. На протяжении дошкольного возраста дети могут научится соизмерять на глаз не только величины отдельных предметов, но и отношения между ними, то есть овладеть зрительной оценкой пропорций. В процессе обучения детей способам обследования величины предметов полезно обучить их пользоваться простейшей меркой.

Выступает в качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания предметов друг к другу к глазомерному действию. Выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятых системы мер. Аналитическое восприятие величины связано не выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета - длины, высоты, ширины. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предметов носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве. Постепенно дети овладевают умение решать сразу две задачи: передавать относительную величину предмета и изображать ее в разных положениях: но обе эти задачи решаются детьми дошкольного возраста лишь в ограниченных пределах. Это придает детским рисункам известную условность, не противоречащую однако правдивости изображения, а лишь ограничивающая её. Изображения предметов располагаются ближе друг к другу, смотря по содержанию рисунка персонажи повернуты друг к другу лицом или помещены спиной, следуют друг за другом или расходятся в разные стороны. Уже в программе второй младшей группы (дети 3 – 4 лет) имеется требование вычленять из предмета основные его части и передавать их в лепке, рисунке, аппликации. Раз за разом, детей подводят к передачи строения предмета. Части в предмете находятся в определенных взаимоотношениях – один из них больше, другие – меньше, одни – одной формы, другие – другой. Части расположены известным образом по отношению друг к другу – одни выше, другие под ними.

В первую очередь надо выбирать для изображения предметы, наиболее простые, как по общей форме, так и по форме частей, по окраске, по строению, с равномерно расположенными частями, наличием сходных по форме частей. Различие частей в отношении величины, формы должны хорошо улавливаться на глаз. Современная теория сенсорного воспитания утверждает, что содержание сенсорного воспитания должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира.

Для решения задач я выделила формы и методы работы с детьми:


  1. Социально – организованная деятельность педагога с детьми;

  2. Игровая деятельность;

  3. Художественно – творческая деятельность;

Ребенок вступает в дошкольный возраст в 3 года, когда начинает воспринимать мир собственными глазами. Этот период становления личности маленького человека заканчивается перед вступлением в школьный этап, обычно это 7 лет.

Основы методики сенсорного воспитания дошкольников

Ребенок вступает в дошкольный возраст в 3 года, когда начинает воспринимать мир собственными глазами. Этот период становления личности маленького человека заканчивается перед вступлением в школьный этап, обычно это 7 лет. Это достаточно долгий период для детского организма, поэтому возраст можно разделить условно на следующие этапы:

  • младший дошкольный;
  • средний дошкольный;
  • старший дошкольный.

За короткий период своей жизни ребенок совершает настоящий прорыв в своем психологическом развитии. На этом этапе взросления происходит отделение малыша от родителей, он начинает чувствовать и воспринимать мир самостоятельно. Ребенок особенно чутко чувствует потребность не просто в родителе рядом, а в наставнике и учителе. И чем лучше родители справятся с решением этой ответственной задачи, чем больше они будут знать о психологических потребностях своего малыша, тем комфортнее для ребенка пройдет процесс адаптации к взрослой жизни.

Содержание психологического развития дошкольников

У малышей этого возраста просыпается интерес к общению со сверстниками: ребенок перестает совершать действия исключительно совместно с родителями и стремится к самостоятельности. Можно отметить три ключевых момента в поведении детей дошкольного возраста:

  • расширение круга общения ребенка;
  • вовлечение в сюжетно-ролевые игры;
  • формирование системы ценностей и образного мышления.

Дети начинают налаживать свои первые социальные контакты, они отгораживаются от взрослого. У детей этого возраста принимают первые осознанные решения, проявляются его амбиции и желание быть первым, быть лидером в группе сверстников.

Ребенок активно подражает жизни взрослых, стараясь быть похожим на них, и перенимает модели поведения в рамках сюжетно-ролевых игр, их задачи могут быть разными: дочки-матери, игры в больницу, школу, магазин и т.п. В процессе игры ребенок моделирует поведение в той или иной жизненной ситуации по подобию поведения родителей. Кроме этого, в игру вовлечены и другие дети, что также способствует социальной адаптации малыша.

На этом этапе взросления у ребенка начинает формироваться собственная система ценностей, содержание которой опирается на нормы морали, принятые в семье. Ребенок начинает воспринимать мир не так прямолинейно, как раньше: к старшему дошкольному возрасту он уже способен взглянуть на себя со стороны. Его речь становится опосредованной и спланированной.

Главные задачи родителей в дошкольный период развития ребенка – сопровождать его психологическое и моральное развитие, чтобы школа не стала для него стрессом. Один из ключевых аспектов успешной подготовки к школе является сенсорное воспитание.

Что такое сенсорное воспитание

В дошкольный период у детей активно развиваются органы чувств, малыши с помощью развившегося образно-наглядного мышления получают массу информации о том, что его окружает, познает форму предметов и их свойства. Именно для совершенствования этих навыков в процессе воспитания отдельно выделяется сенсорное развитие.

Сенсорное воспитание (от лат. «sensus» - «ощущение, чувство») – это развитие и совершенствование развития у дошкольников ощущений, восприятий и представлений. Эти процессы – первый этап чувственного познания мира, на их базе формируется чувственное познание мира и в дальнейшем умственное воспитание, поэтому своевременное развитие сенсорных чувств у детей крайне важно. Решение этой задачи позволит в дальнейшем ребенку совершать успешную психологическую деятельность.

В основу сенсорного воспитания входит совершенствование его знаний и навыков относительно внешних свойств и размеров предметов и явлений, пространства и времени. Ребенок начинает адекватно воспринимать формы и величины, расстояния, различать цвета, оценивать вес и температуру, развивается музыкальный слух.

Особенности развития сенсорики у детей-дошкольников

Сенсорное развитие ребенка происходит благодаря успешному усвоению им сенсорных традиционных эталонов. В качестве эталонов выступают цвета (основные цвета радуги), геометрические фигуры, метрическая система мер, ее содержание. Как правило, к трем годам ребенок знает несколько основных цветов, может выбрать из двух предметов один, различает круг и квадрат, знает слова «больше» и «меньше», охотно называет разные виды животных и имитирует звуки, у дошкольников этого возраста решает легкие логические задачи.

Помимо знания установленных эталонов, ребенку необходимо понимать принцип их работы. Дети младшего дошкольного возраста делают это, в основном, на ощупь: их действия носят ориентировочный характер, они долго исследуют предметы прежде, чем сделать тот или иной вывод.

К пяти годам эти навыки совершенствуются, развиваются процессы ощущения и восприятия окружающего мира. Познавая предметы через игру (конструирование, рисование), малыш начинает более тонко различать цвета, формы предметов, их соответствие или различие. Тактильный контакт сопровождается зрительным, слуховым, обонятельным.

Еще один показатель того, что сенсорика малыша развивается на должном уровне – речь. К 5-7 годам у ребенка должен сложиться словарный запас, позволяющий не только называть предметы, но и давать им определения, обозначать их признаки. Также у детей этого возраста активно развивается воображение: ребенок может создавать содержание образов предметов, которые ему еще не встречались, наделять их свойствами, додумывать скрытые детали.

Методика сенсорного воспитания

Для того, чтобы процесс сенсорного воспитания малыша был успешным, необходимо встраивать различные методы в игры и его обычную ежедневную деятельность. Методика сенсорного воспитания ребенка предполагает несколько основных методов, рассмотрим каждый из них.

Обследование

Это первоначальный уровень сенсорного воспитания, начинается он еще тогда, когда малыш берет в руки свою первую погремушку. Детские игрушки выполнены в ярких цветах и имеют стандартные формы, чтобы ребенок мог запоминать основные сенсорные эталоны. И если до наступления дошкольного возраста малыши просто манипулируют предметами, то уже к дошкольному начинают производить настоящее обследование предметов, внимательно изучать формы, различая размеры, цвета, геометрические фигуры, их содержание.

Обучение обследованию предметов у дошкольников необходимо для выявления свойств того или иного объекта, чтобы в дальнейшем ребенок имел личный опыт. Каждый предмет сугубо индивидуален, но правила обследования, методика, в целом, схожи:

  • изучение общего, целостного вида предмета;
  • разделение предмета на отдельные основные части и выявление основных признаков (форма, цвет, материал и т.п.);
  • изучение расположение частей в пространстве (справа или слева они находятся, сверху или снизу и т.д.);
  • изучение самых мелких деталей и их расположения в пространстве.

После этих манипуляций ребенок еще раз проводит обследование общего вида предмета, обобщая полученную информацию и закрепляя ее тактильными ощущениями.

Отдельное внимание следует уделить обследованию природы. Природа дает колоссальный материал для изучения устройства мира и свойств тех или иных предметов. Зимой для детей особенный интерес представляет снег. Например, если младшим дошкольникам для того, чтобы сделать вывод о свойствах снега, необходимо его потрогать, то старшие дошколята могут определить, липкий снег или рыхлый, только по его внешним характеристикам.

Осень богата красками, наблюдая за тем, как опадает листва с деревьев, ребенок познает смену времен года. Рассматривая разные опавшие листья: от ясеня, дуба, березы, тополя, он начинает запоминать разновидности деревьев. Летом ярких цветов еще больше, как и запахов: нюхайте вместе с ребенком цветы, изучайте цвета. Отличным средством для сенсорного развития малыша станет поездка на море, озеро или речку, где можно зайти в воду, походить босиком по песку. Эти тактильные ощущения ребенок сможет проанализировать, запомнить свойства явлений. Весна – это период зарождения новой жизни, обратите внимание ребенка на то, как поют птицы, возвращаясь с теплых стран, или тает снег, снова превращаясь в воду.

Дидактические игры

Помощником в рациональном использовании игрушек станут дидактические игры. Это учебные занятия, проводимые в форме игр, позволяющие развивать логические навыки ребенка, разрабатывать моторику, аналитические способности.

Благодаря таким играм дети постепенно, в форме игр изучают сенсорные эталоны, развивается мелкая моторика, логические навыки и аналитические способности. Существует масса дидактических игр, но разделить их можно по зонам воздействия:

  • для развития речи ребенка (игры с описанием рисунков или предметов);
  • для развития слуха («угадай по голосу»);
  • для развития вкуса («угадай по вкусу»);
  • для развития мелкой моторики (пазлы, конструкторы и т.д.).

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребенка колоссальна. Увлеченный игрой, он с удовольствием выполняет все просьбы и условия игры, обучение происходит легко и в веселой форме. Благодаря этим играм дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной. Такая методика помогает выстроить их представление о природе разных предметов, а игры для развития моторики служат прекрасным средством для развития логических навыков и увеличения подвижности пальцев рук.

Придумать дидактическую игру для своего ребенка можно самостоятельно.

    Просто обратите внимание на то:
  1. какие аспекты сенсорного воспитания нуждаются в дополнительной отработке;
  2. какие игры наиболее привлекательны для малыша.

Творческая деятельность

Развитие сенсорного воспитания с помощью творчества – отличная методика для обследования предметов и привития ребенку чувства прекрасного с самого раннего возраста. Кроме того, развивается фантазия и воображение, ребенок, глядя на исходные материалы, начинает представлять итоговый вариант.

Чтобы процесс занятия творчеством проходил продуктивно, нужно постоянно разговаривать с ребенком и просить его рассказывать о том, что он делает. Если вы рисуете дом, расспросите малыша, что это за дом, кто в нем живет. Подробно обсудите сам рисунок: из каких частей он состоит, какого цвета, как они расположены по отношению друг к другу.

Развитие мелкой моторики благотворно сказывается на общем развитии ребенка и улучшении его речи. Предложите малышу слепить из пластилина несколько фигурок или целое панно. Ребенок, увлекаясь игрой, самостоятельно продумывает детали и составляет целую историю, наделяя персонажей тем или иным качеством.

В дошкольном возрасте дети очень чутко реагируют на слова взрослых, поскольку видят в них наставников и во всем следуют продемонстрированному примеру. Слова очень важны в развитии сенсорики, они производят закрепляющий эффект – ребенок получает новые знания, но только с помощью взрослого он может систематизировать их и обозначить тем или иным словом, дать им названия.

Методика сенсорного воспитания детей с нарушением интеллекта

У детей с диагностированными отклонениями в развитии наблюдается отсутствие интереса к окружающему их миру и низкий уровень развития тактильных навыков. Они плохо хаотично двигаются, их координация нарушена. С такими детьми проводится коррекционно-развивающая работа по сенсорному воспитанию, направленная на развитие восприятия разных свойств и форм предметов.

Чтобы добиться результата, необходимо, чтобы занятия были систематическими и комплексными. Во время занятий необходимо прорабатывать все виды жизнедеятельности ребенка: режим, игры, занятия, прогулки. Так детям будет легче адаптироваться и воспринимать окружающий мир. Важно, чтобы при контакте с предметов, его обследовании и изучении, ребенок испытывал эмоции. При систематической работе у детей вырабатываются сенсорные стимулы, они начинают узнавать и положительно реагировать на изученные предметы. Все действия необходимо сопровождать громкой, доступной и внятной речью, а все проявления самостоятельности у малыша поощрять.

Заключение

Для нормального, адекватного возрасту, умственного развития, малышу необходимо полноценно изучить свойства и характер окружающих его предметов, уметь описать их и обозначить различия. Начинать заниматься с ребенком необходимо с самого раннего детства, но именно дошкольный возраст позволяет закрепить и систематизировать существующие у малыша навыки, развить их и усовершенствовать.

На первых этапах сенсорного воспитания дети знакомятся с сенсорными эталонами, изучают их. Затем, когда они путем обследования получают намного больше информации об устройстве мира, они начинают использовать имеющиеся знания для выявления новых качеств предметов и явлений.

Можно по праву назвать сенсорное воспитание, заложенное в дошкольном возрасте, фундаментом умственного развитии ребенка, его интеллекта и способностей к обучению. Познание мира происходит в процессе игры, ребенок с любопытством воспринимает процесс обучения, он вовлечен в процесс.

Подводя итоги, основными методами сенсорного развития можно назвать следующие способы:

  • обследование предметов;
  • дидактические игры;
  • занятия творчеством.

К нестандартным способам сенсорного воспитания можно отнести, например, поход в зоопарк. В сочетании с верными действиями родителей или руководителя экскурсии, содержание такого похода принесет не только необыкновенные впечатления, но и сможет сразу же систематизировать полученную информацию. Узнает, что некоторые животные живут на суше, другие – под водой. Очень важно не просто рассказывать, а вести диалог с ребенком, задавать ему вопросы, заставляющие активизировать мозговую деятельность. Такой поход в зоопарк поможет выработать у ребенка любовь к животным, интерес к живой природе и фауне.

В помощь родителям в книжных и детских магазинах продаются наборы для дидактических игр, развивающие игры и книги. Например, одна из таких книг имеет новое покрытие на каждой странице – одна страница покрыта шерстью, другая имеет усы из лески, напоминающие усы животного, и т.д. Сделать такие пособия можно и самостоятельно.

Литература

Психологами написано и составлено огромное количество пособий по сенсорному воспитанию детей разного возраста. Одним из наиболее интересных практических пособий является книга Е.Давыдовой «Сказочный мир сенсорной комнаты» . В ней в качестве основного инструмента развития сенсорики она предлагает использовать специально оборудованную комнату, в которой одновременно присутствует содержание огромного количества звуков и образов: журчание ручья, музыка, пение птиц, снег, дождь, различное освещение и т.д. Нахождение ребенка в комнате активизирует сразу несколько органов сенсорного развития.

В другом пособии, , составленном практикующим педагогом Н.Кирпичниковой, можно найти массу полезных советов по планированию сенсорного воспитания. Мероприятия распределяются в зависимости от возраста дошкольника, в книге представлено много практических идей, которые можно использовать в работе с малышом.

Большое разнообразие основных дидактических игр для развития ребенка можно найти в классическом пособии для воспитателей детских садов «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» .

Сенсорное развитие является частью общего развития малыша, основой формирования его умений и навыков . По сути, это развитие восприятия и формирование знаний о форме и цвете предметов, их величине, запахе и вкусе, положении в пространстве.

Готовность ребенка к школе во многом зависит именно от сенсорного развития, самым благоприятным периодом для которого является дошкольный возраст. Итак, узнаем об основах и особенностях такого развития в разные возрастные периоды.

Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-3 года)

В два года у малыша доминирующим направлением сенсорного развития служит восприятие предметов. Знакомство с ними и их свойствами формирует у ребенка образы их восприятия.

Сначала дитя ориентируется на характерные признаки предмета и сочетание сенсорных характеристик. Так, пушистый воротничок для малыша похож на зайчика, меховую шапку он может назвать киской. В два года закрепляется восприятие величины предмета. Кроха может показать, какой мячик большой, а какой маленький. Восприятие становится осмысленным, потому что двухлетки уже умеют сопоставлять. Они ориентируются по форме предметов, и образцом для них служат опредмеченные названия. Так, предметы круглой формы - это мячики и шарики.

В 2-3 года ребенок учится сравнивать свойства предметов, выполняя с ними определенные действия. И яркий тому пример - собирание пирамидки, когда дитя учится нанизывать на палочку внизу большие колечки, а затем переходить к меньшим. На основе этого у малыша формируются практические результаты и навыки: он уже знает свою обувь, свою чашку и одежду.

Задача родителей и педагогов на этом возрастном этапе заключается в формировании у ребенка сенсорных эталонов. Так, в форме это круг и квадрат, в цвете - это выделение основных цветов (белый, черный, красный), в величине - большой и маленький размер, в звуках - тихо и громко, в тактильных ощущениях - мягко и твердо.

И родители, и педагоги должны побуждать малыша к активности, желанию обследовать и действовать с предметами, называя их характеристики и увеличивая сначала пассивный запас их словарного языка (восприятие ребенка опережает развитие его речи). Такое обучение происходит в процессе дидактических игр и пособий в детском саду. Самыми удобными для развития сенсорики в возрасте 2-3 лет являются деревянные игрушки. Они удобны в выполнении действий и в манипулировании.

В повседневной жизни, в быту и на улице родители должны регулярно формировать у детей знания о цвете и форме. Так, домик всегда большой, снег белый, снеговик круглый. Формирование сенсорных эталонов в быту дает возможность накапливать базу сенсорного восприятия.

Детям третьего года жизни характерен ускоренный темп сенсорного развития. Это проявляется стремлением следовать образцу, который задается взрослым. Совершенствуется координация движений руки, моторика пальцев, что позволяет справляться с мозаикой, рисованием, строительными наборами. Поэтому взрослым следует создавать оптимальные условия для накопления представлений о цвете и величине, форме и фактуре, удалённости предметов.

Сенсорное развитие детей дошкольников (4-5 лет)

Основой сенсорного развития в возрасте 4-5 лет является рост активного словарного запаса, стремление активно познавать мир и действовать с новыми предметами, желание и умение копировать взрослых. Освоение сенсорных эталонов в этом возрасте расширяется. Так, к 5 годам дитя уже знает все основные цвета и формы предметов, степени их проявления. К примеру, в 3 года кроха знает, что такое холодный и горячий, а в 5 лет может охарактеризовать чай как теплый или немного горячий.

После 3 лет большое значение для развития сенсорики имеет продуктивная деятельность ребенка. Он воспроизводит предметные свойства и отношения (мячик катается, пластилин лепится, кубик стоит, колокольчик звенит). Это способствуют усвоению сенсорных эталонов.

У ребенка на этом этапе формируется восприятие времени и литературных произведений, музыки и живописи, что проявляется в умении описать картинку, мелодию (тихая, громкая, быстрая, спокойная, веселая). Также в этом возрасте у ребенка формируются пространственные отношения. Это ориентация в направлениях вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево. Ребенок уже легко может двигаться в заданном направлении, изменять по заданию взрослого положение корпуса тела, рук, ног. Усвоение слов-обозначений приводит к пониманию пространственных отношений вне зависимости от себя. Умение абстрагироваться от положения своего тела свидетельствует о конкретности и правильном восприятии предметов в пространстве.

Что касается времени, то его восприятие у ребенка формируется гораздо позже по сравнению с другими сенсорными эталонами, которые можно усвоить в процессе тактильного и зрительного обучения. Малышу легче ощупать кубик и рассказать о его цвете, величине, твердости, нежели говорить о времени, которое является эталоном неопредмеченным. Оно не имеет наглядной основы. Именно по этой причине детки тяжело воспринимают логику временных отношений. В 5 лет им недоступно понятие год и месяц. Легче они воспринимают такие сенсорные эталоны времени, как утро и вечер, сегодня и вчера.

В 5 лет они уже могут не только видеть эстетические качества картины, музыкального и художественного произведения, а и чувствовать их своим внутренним восприятием. Речь идет о формировании вкусов и предпочтений, когда ребенок называет картину, которая больше понравилась, но еще не может четко аргументировать, почему же именно эта картинка.

Нарушение развития органов осязания ребенка всегда усложняет его сенсорное развитие. Так, у малышей с нарушениями речи затруднена ориентировочная и исследовательская деятельность, которая направлена на формирование знаний о свойствах и качествах предметов. Таким деткам необходимо намного больше практических проб (примериваний) для решения наглядных задач. Они с большими трудностями обследуют предметы. Но нужно отметить, что ребятишки с небольшим запаздыванием речевого развития по сравнению с умственно отсталыми могут соотносить предметы по форме, цвету и величине. Ребенок в 6 лет с нарушением речи называет основные цвета, а вот с их оттенками возникают затруднения. Он не использует слова, которые обозначают величину ("широкий - узкий"), а пользуется общими характеристиками ("большой - маленький"). Такие детишки затрудняются в выделении главных составляющих частей предмета и обозначении пространственных взаимоотношений.

Что касается сенсорного развития глухих детей, то у них возникают трудности в понимании и восприятии перспективных рисунков, пространственных отношений между несколькими предметами. У таких детишек всегда возникают трудности с восприятием контурных изображений.

Для ребенка с нарушением слуха зрительное восприятие служит основным источником представлений о мире. Зрение в таком случае позволяет частично компенсировать речь. Поэтому для этой категории деток очень важно раннее развитие зрительного восприятия в комплексе с обучением речи.

Кинестетическое восприятие - самая информативная сенсорная функция для слабовидящих. Оно снабжает таких детей информацией о форме и весе, величине и объеме, фактуре и температуре предмета.

При нарушении зрения у маленького ребенка надо развивать у него процессы хватания и ощупывания, удерживания и перекладывания предметов из руки в руку. Для слабовидящих и слепых деток огромное значение имеет слух. Он позволяет воспринимать информацию об окружающем мире и формировать сенсорные эталоны. С такими детьми следует больше слушать теле- и радиопередачи, читать и беседовать по поводу услышанного, развивать словесную память.

Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью

Умственно отсталые ребята характеризуются трудностями в ориентировочно-исследовательской деятельности. Это и препятствует восприятию свойств предметов. У таких детишек сенсорные эталоны предметные, а не обобщенные. Дети с умственной отсталостью испытывают трудности при узнавании предметов, да и целостность их восприятия недостаточна. Снижение скорости переработки информации является причиной отставания и в сенсорном развитии. Даже накопленный сенсорный опыт у них долго не закрепляется словами. Поэтому таким детям очень трудно выполнять элементарные указания и просьбы взрослых. Например, просьбу дать карандаш черного цвета малыш выполнит с трудом. Это говорит о том, что сенсорное развитие отстает и на вербальном уровне.

У этой категории детей замедлен процесс зрительно-слуховой координации, очень трудно формируются навыки ориентации в пространстве, а еще труднее - во времени. Именно поэтому работа с ними требует особых навыков и опыта, который есть у педагогов в специализированных учреждениях для детей с умственной отсталостью.

Специально для - Диана Руденко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.