Мнемо таблицы. Мнемотехника — метод развития речи детей младшего дошкольного возраста

Маленьким деткам дошкольного возраста приходится осваивать и запоминать огромное количество новой информации. В некоторых случаях это может быть весьма затруднительно, поскольку малыши-дошкольники обыкновенно еще не умеют читать и писать.

С недавних пор для развития памяти и восприятия у ребят дошкольного и раннего школьного возраста используются приемы мнемотехники. Данный метод обучения может применяться как в детском учреждении, так и в процессе домашних занятий мамы с ребенком. В данной статье мы расскажем вам, что представляет собой мнемотехника для дошкольников, и приведем несколько таблиц, которые могут использоваться для развития и воспитания мальчишек и девчонок.

Что такое мнемотехника?

Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек. Поскольку у ребят дошкольного и раннего школьного возраста очень сильно развита пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают связывающие их между собой.

В частности, во время занятий мнемотехникой могут использоваться следующие популярные приемы:

  1. Ребенку показывают картинку, на которой изображено несколько ярких предметов, отличающихся друг от друга по цвету, форме, размеру и другим характеристикам. Внимательно рассмотрев рисунок, малыш должен придумать рассказ о том, что на нем изображено, при этом делая акцент на отличительных чертах, имеющихся между различными объектами. Такой прием очень хорошо способствует развитию воображения у детей дошкольного и раннего школьного возраста.
  2. Для развития памяти у дошкольников при помощи мнемотехники используются специальные таблицы со стихами, на которых каждой строчке стихотворения соответствует свое изображение.
  3. Тренировка логического мышления может проводиться различными способами. В частности, ребенку можно предложить разобрать карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, по парам или стопкам.
  4. Для школьников, которые хорошо работают с готовыми таблицами для мнемотехники, может использоваться обратный прием. В этом случае ребенку предлагают прочитать рассказ, после чего самостоятельно проиллюстрировать его простыми картинками.
  5. Наконец, мнемотехника может использоваться для освоения таблицы умножения. В этом случае обучение проводится в шутливой игровой форме, которая очень нравится старшим дошкольникам и ученикам младших классов, поэтому запоминание происходит быстро и легко.
Правила занятий по мнемотаблицам

Для того чтобы занятия мнемотехникой приносили плоды, во время их организации необходимо соблюдать определенные правила и рекомендации, а именно:

  1. Вне зависимости от возраста ребенка, начинать следует с простых мнемоквадратов, и лишь после их успешного освоения переходить к более сложным мнемоцепочкам.
  2. Схемы и таблицы для мнемотехники должны быть яркими и красочными. В противном случае они не заинтересуют дошкольника.
  3. Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка дошкольного возраста, не должно превышать 9.
  4. Даже со старшими детьми не стоит использовать более 2 различных мнемотаблиц в день. Повторное рассмотрение каждой из них возможно только по желанию ребенка.
  5. Тематику занятий необходимо менять ежедневно. Так, в частности, в первый день могут использоваться таблицы для занятий мнемотехникой с дошкольниками на тему «осень», во второй – на музыкальную тематику, в третий – на тему известных сказок, в четвертый – на тему зимнего времени года и так далее.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам -
он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Слайд 3

Педагоги от родителей часто слышат такие слова - «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

Слайд 4

МНЕМОТЕХНИКА - система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:

1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

Слайд 5

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Слайд 6

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки.

Слайд 7

Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Слайды 8-9

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н.Нищева

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

- «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку ). Правильно.

Следующая строчка - «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т.д.

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Слайд 10

Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.

Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст, подгибаем. И дальше предлагаю опираясь только на схему рассказать чистоговорку.

Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?

Слайд 11

Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.

Слайд 12

На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте …..

Слайд 13

На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т.д.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Слайд 14

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Результаты

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Выводы

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Презентация к мастер-классу

(2 МЛАДШАЯ ГРУППА)

МНЕМОТАБЛИЦА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК»

(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

МНЕМОТАБЛИЦА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ЖИХАРКА»



(СТАРШАЯ ГРУППА)

МНЕМОТАБЛИЦА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»


Скоро зима и пора коллекционировать мнемотаблицы для запоминания зимних стихов.

Использование мнемотаблиц

Обновлено 21.02.2013 09:32 ит

http://www.maam.ru/upload/blogs/9526d820a4eff4d948b4378d49de9188.jpg.jpgттттпти т

Мнемотехника - метод развития речи детей младшего дошкольного возрастаороророр77777777н887ггш89988

Цветные мнемотаблицы с описанием подвижных игр - мои помощники в работе с малышами






Забота о здоровье и физическом воспитании ребенка-это та сфера деятельности педагога,

Содержание:

1. Введениеннгапкекукукцуууукуууку89787

2. Основная часть

3. Заключение

4. Литература

5. Приложение

Введение.

Введение.

Анализируя результат ы9 реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию:

Ограниченность детского словаря

Дети не владеют речевыми жанрами

У многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и речи окружающих.

Это не может не беспокоить воспитателей, родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка.

Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. По результатам мониторинга, проведённого в начале учебного года, 51% детей второй младшей группы затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже. Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология. Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Цель данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники) - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)

Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти. В мнемотехнике существует шесть направлений:

1. Народное. Каждый человек с древних времён в течение жизни вырабатывает свою систему запоминания.

2. Классическое. Первые работы датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается датой возникновения классической мнемотехники. Цицерон в совершенстве владел техникой запоминания с помощью образной кодировки.

3. Педагогическое - возникло в то же время. У Квинтилиана были проблемы с визуальным мышлением, поэтому были разработаны свои системы запоминания и появились первые ростки педагогической мнемотехники. Для людей не способных к эффективному визуальному мышлению. Полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке. Основателем можно считать П. Рамуса. Педагогическая мнемотехника была более доступна и понятна большинству людей. И главное, не устанавливала таких высоких планок, как классическая мнемотехника. Логика педагогов предельно проста – учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.

4. Цирковое направление использует принципы классической мнемотехники.

5. Спортивное, когда проходят регулярно соревнования по искусству запоминания. В Кембридже с 1997 года.

6. Современное (система Джордано и др)

Основная часть.

Мой акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.

К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные. Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные, то теперь использует и притяжательные. И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Дети второй младшей группы еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Иногда мои воспитанники знали, как называется предмет, но не могли назвать детали, элементы, из которых он состоит, то есть не вычленяли часть из целого.

Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний. Все эти несовершенства - возрастные и в процессе общего и речевого развития, постепенно исчезают. И роль взрослых (педагогов, родителей) в этом процессе необычайно велика! Развитию речи детей помогает использование мнемотехники. В дошкольной педагогике её называют по-разному. В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т. В. Большева – коллажём, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Изучив опыт работ Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, И. А. Поташко мною были сделаны выводы:

как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов) .

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.

В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)

5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

Опираясь на опыт педагогов, мною были разработаны лексические темы непосредственно образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» для детей 3-4 лет с использованием мнемотаблиц.

Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Начиная работу с простейших мнемоквадратов (Приложение 1, рис. 1, я последовательно переходила к мнемодорожкам (Приложение 1, рис. 2, а затем к мнемотаблицам (Приложение 2). При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. Используя таблицы при заучивании стихотворений облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я тоже использую мнемотаблицы. Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала. (Приложение 3)

В работе с мнемотаблицами, необходимо не злоупотреблять) во время НОД их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. После развивающей деятельности с использованием мнемотаблиц, дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.

В данной работе я затронула только определённую деятельность детей по развитию речи. Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, т. к. она многофункциональна. На основе мнемотехники мною созданы дидактические игры: «Кто спрятался? », «Угадай предмет», «Расскажи кукле сказку» и др.

Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:

1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета

2. Раскрыть сущность в объекте.

3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.

Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы. (Приложение 4). Очень полезно использовать мнемотаблицы для описания сезонных явлений. (Приложение5)

Примерное планирование НОД

Сентябрь.

Тема:"Игрушки"

Цель:Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества.

Тема: Пересказ р. н. сказки «Репка»

Задачи:

Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука –а-.

Октябрь

Тема:беседа "Фрукты"

Задачи:Уточнить качественные признаки фруктов, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты, используя мнемотаблицы.

Тема:заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад»

Задачи:Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемодорожку. Упражнять в подборе определений к заданному слову.

Тема:"Одежда"

Задачи:способствовать умению составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу. Самостоятельно перекодировать некоторые слова. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать

прилагательные, обозначающие цвет. Закрепить произношение зв. _п_, -пь-.

Ноябрь.

Тема: пересказ «Курочка Ряба»

Задачи:Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произношение звука –м-, -мь-.

Тема:Описание посуды. Задачи:Формировать умение детей составлять описательный рассказ о посуде, используя мнемотаблицу. Формировать умение правильно называть отдельные предметы посуды. Формировать представления об их функции. З. К. Р –с-.

Тема:«Сочиняем сказку»

Задачи:Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.

Тема:"«Встречаем гостей»

Задачи:Формировать умение составлять вместе со взрослым рассказ, используя мнемотаблицу. Закреплять знания о работе повара.

Тема:заучивание "«Мыши водят хоровод»

Задачи:Формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц. Соотносить слова и значок его изображающий. Тренировать память детей.

Декабрь

Тема:составление описательного рассказа "Котёнок"

Задачи:Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о явлениях природы, используя схему. Подбирать глаголы, обозначающие действие. Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Тема:Заучивание Воронько «Пирог»

Задачи:Формировать умение перекодировать информацию по схеме, запоминать текст. Соотносить слова и знаки.

Тема:рассказывание "Ёлка"

Задачи:Формировать умение детей составлять описательный рассказ. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже. Активизировать в речи детей прилагательные.

Январь

Тема:Рассказывание сказки «Рукавичка»

Задачи:Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Тема:Составление описательного рассказа о диких животных (волк, заяц, медведь, лиса)

Задачи:Формировать умение описывать животное, используя общую мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного. Соотносить существительное с прилагательным. З. К. Р. –д-, -т-.

Тема:Пересказ «Кто сказал мяу? »

Задачи:Формировать способность вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его. Формировать умение кодировать текст символами, перекодировать его обратно во время пересказа. Закреплять умение

Соотносить существительные, прилагательные, глаголы в роде, числе,

падеже.

Тема:Заучивание «Падает снежок»

Задачи:Формировать способность запоминать тескт с помощью мнемотаблицы.

Тема: пересказ сказки «Лиса и заяц»

Задачи:Упражнять детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.

Февраль

Тема:Составление рассказа «Мой папа»

Задачи:Формирование умения детей описывать образ своего отца. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

Тема:Составление рассказа о весне.

Задачи:Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Тема:Заучивание стихотворения «Мой пальчик»

Задачи:Закреплять умение соотносить символы с образами.

Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

Март

Тема:рассказывание «Моя любимая мама»

Задачи:Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь.

Тема:Составление рассказа по произведению Чуковского «Цыплёнок»

Задачи:Формировать способность эмоционально воспринимать содержание. Упражнять в подборе определений к заданному слову, пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой. Учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

Тема: пересказ сказки «Теремок»

Задачи:Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предлогами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу.

Тема:Составление рассказа «Комната девочки Светы»

Задачи:Формировать умение детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем. Закреплять названия отдельных предметов мебели. Упражнять в понимании предлогов в, на, за, около. Закреплять умение правильно образовывать формы род. падежа сущ. (ручек, ножек). Закреплять умение использовать мнемотаблицу.

Апрель

Тема:Рассказывание Л. Толстой «Три медведя»

Задачи:Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание.

Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию.

Тема: рассказывание Р. Н. С. «Кот, петух и лиса»

Задачи:Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию.

Заключение.

Результатом своей работы по использованию мнемотаблиц для развития речи детей младшего дошкольного возраста, считаю положительную динамику данных мониторинга. (Приложение 7). Практически все дети группы понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, дети отчётливо произносят слова, 92% детей умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Теперь мои воспитанники с интересом способны рассказать о какой-либо из своих игрушек, а передавая содержание художественных произведений, более полно, последовательно излагать свои мысли (отмечается развитие планирующей функции речи). Они охотно инсценируют отрывки из знакомых сказок. У младших дошкольников наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире. Дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Достаточно хороший уровень развития речи помогает общению, облегчает процесс социализации. Итак, в течение года формирование словаря детей повысилось на 38%, связная речь улучшилась у 31% детей, а грамматический строй речи на 49%. В целом, результаты мониторинга образовательной области «Коммуникация» улучшились у 43% детей второй младшей группы.

Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.

Литература:

Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005.

Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 1985.

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.

Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.

Приложение 1

мнемоквадрат


мнемодорожка


приложение 2

Готовая схема

Приложение 3


Приложение 4

Готовая схема

Приложеие 5

Мнемотаблица "Весна"


Мнемотаблица "Осень"

Мнемотаблица "Зима"


Приложение6

Мнемотаблица "Игрушки"


Мнемотаблица к сказке "Репка"


Мнемотаблица "Качественные признаки фруктов (овощей) "

Мнемотаблица к стихотворению В. Мировича "Листопад"


Мнемотаблица "Одежда"


Мнемотаблица к сказке "Курочка Ряба"

Мнемотаблица "Сочиняем сказку"


Мнемотаблица "Встречаем гостей"

Мнемотаблица к стихотворению "Мыши водят хоровод"


Мнемотаблица "Как котёнок зиме удивился"


Мнемотаблица к стихотворению "Пирог"


Мнемотаблица к стихотворению Е. Трутневой "Ёлка"

Мнемотаблица к сказке "Рукавичка"

Мнемотаблица "Кто сказал мяу? "


Мнемотаблица к стихотворению "Падает снежок"

Мнемотаблица к сказке "Лиса и заяц"


Мнемотаблица "Мой папа"

Мнемотаблица к стихотворению "Мой пальчик"


Мнемотаблица "Моя мама"


Мнемотаблица "Цыплёнок"


Мнемотаблица "Комната девочки Тани"


Мнемотаблица к сказке "Три медведя"


Листопад!

Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки,

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

- Ты не жалуйся врачу,

Конопатых я лечу:

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!

Листопад! Листопад

Лексическая тема «Ягоды»

Ягоды – это крыжовник,

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника.

Запомнил ягоды я наконец.

Что это значит? Я – молодец!

Лексическая тема "Мебель"

Если в комнату войти,

Мебель можно там найти:

Стол, диван, сервант и кресло,

Стул, комод – Всем хватит места.

Тумба, книжный шкаф, кровать –

Мебель я могу назвать.

Лексическая тема «Перелётные птицы»

Тили-тили, тили-тили –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

При разучивании стихотворения "Посуда" закрепляется словообразование.

Девочка Иринка порядок наводила.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в маслёнке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!

При изучении темы "Цветы" помогают мнемотабицы по стихотворениям И. Асеевой "Считалочка"

Посадила я цветочки:

Маки – раз, два – ноготочки,

А гвоздики - это три:

Полюбуйся, посмотри!

Флокс – четыре, астры – пять.

Я их буду поливать!

Шесть – ромашки, семь – люпины,

Ну, а восемь – георгины,

Девять – маргаритки в ряд, -

Получился целый сад!

Десять – у крылечка встанут

Ярко-красные тюльпаны,

И одиннадцать – шиповник.

Я – хозяйка и садовник!

Цветы Е. Благинина

Как у нас на нашей грядке!

Сколько цветиков цветёт

Маргаритки,

Ноготки,

Астры - пёстрые цветки,

Георгины и левкой,

Выбираешь ты какой?

Рассказывание сказки "Теремок"

Рассказывание сказки "Маша и медведь"

Заучивание стихотворения "Дед Мороз"

Дед Мороз, Дед Мороз! Деткам ёлочку принёс!

А на ней фонарики, золотые шарики.

Дед Мороз! Дед Мороз! Деткам сладости принёс.

Вафли ароматные и конфеты мятные.

«Использование опорных рисунков для составления рассказов» (из опыта работы)


Метод использования опорных рисунков для составления рассказов особенно эффективен для индивидуальной работы с детьми с речевой патологией. В дошкольном возрасте дети запоминают непроизвольно, потому что преобладает наглядно-образная память. Облегчают процесс составления рассказа при использовании опорных рисунков два фактора:

1. Наглядность (рассматривание предметов, помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия) .

2. Создание плана рассказа (последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов рассказа, а также то, что каждое звено рассказа должно последовательно сменяться последующим). А зрительный план делает такие рассказы связными, полными, последовательными.

Этапы работы:

1. Рассматривание опорных рисунков в определенной последовательности (что нарисовано) .

2. Воспитателем дается образец рассказа.

3. Воспитатель еще раз дает образец рассказа с опорой на рисунки.

4. Работа по вопросам по содержанию рассказа.

5. Воспитатель еще раз составляет предложение, соответствующее определенной опорной картинке. Ребенок повторяет его с опорой на рисунок.

6. Ребенок составляет рассказ с опорой на рисунок.

На примере опорных рисунков (раскладываем их последовательно, получается таблица) составим рассказ «Весна в лесу»

Весной ярко светит солнышко.


Тает снег, бегут ручьи.


Весной на деревьях появляются листочки.


Просыпаются от спячки дикие животные: медведь и еж.


Зайчик поменял белую шубку на серую, чтобы его не заметили лиса и волк.


Весной у диких животных рождаются детеныши.


Детки легко справляются с заданием. Картинки лучше использовать цветные, так как они лучше запоминаются ребенком.

1) Труд человека кормит, а лень портит:

5) Волка ноги кормят:


4) Дело мастера боится:


3) Меньше слов - больше дела:


2) Делу время - потехе час:


1. Я - не птичка-невеличка.

2. Я - полезная клубничка.

3. Кто подружится со мной -

4. Не простудится зимой.

1. Я - морковка,

2. рыжий хвостик.

3. Приходите чаще в гости.

4. Чтобы глазки заблестели,

5. чтобы щёчки заалели,

6. ешь морковку,

7. сок мой пей,

8. будешь только здоровей!

А эта таблица - привет уходящей зиме.

1. Если замёрзли уши, нос,

2. можно растереть их шарфом, варежками.

3. Снегом растирать замёрзшие места нельзя-

4. так можно повредить кровеносные сосуды и в маленькие ранки может попасть инфекция.

5. Надо, как можно быстрее пойти в помещение,

6. Нельзя согревать замёрзшие места горячей водой.

7. Лучше согреться около источника тепла,

8. выпить что-нибудь тёплое

9. со сладостями

1. Чаще всего пачкаются руки.

2. На них находится множество невидимых микробов.

3. Грязными руками нельзя:

4. трогать волосы, лицо, глаза.

5. Мыть руки нужно с мылом

6. перед едой,

7. после посещения туалета,

8. после прогулки,

9. после чихания или кашля,

10. после контакта с животным.

11. Руки нельзя мыть с плотно прижатыми пальцами, т. к. невозможно тщательно удалить загрязнения.

12. Вытирать руки полотенцем надо насухо.

Использование мнемотехники для разучивания стихов и потешек в младшем возрасте (2–4 года)

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно - образная память. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, способствует развитию ассоциативного мышления и воображения, развивает память, зрительное восприятие, обогащает словарь.

Предлагаю вашему вниманию мнемотаблицы, которые изготовила и использую в своей работе с детьми младшего возраста (2-4 года) для разучивания небольших литературных текстов - стихов и потешек. Каждой фразе или строчке соответствует своя картинка.


Чики - чики - чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки.

Обновки.

Я купила кошке

К празднику сапожки.

Причесала ей усы,

Сшила новые трусы,

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать.

П. Воронько

Баиньки.

Баиньки, баиньки,

Прибежали заиньки,

Сели на скамейку,

Попросили лейку,

Поливали огород,

Где капустка растёт.

И. Токмакова

Игрушки.

У Толи и Катюшки

Есть разные игрушки:

Свинья с поросёнком,

Корова с телёнком,

Курочка - хохлатка

И жёлтые цыплятки.

И. Плакида

Медведь.

Как на горке - снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на ёлке - снег, снег,

И под ёлкой - снег, снег,

А под снегом спит медведь,

Тише, тише. Не шуметь!

И. Токмакова

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений в младшей группе


Предлагаю вашему вниманию материал для заучивания стихотворений и потешек с помощью мнемотаблиц в младшей группе детского сада. Практика показала, что с помощью таких таблиц дети лучше запоминают стихотворения и потешки. Вот некоторые из них:

«Тучка»

Тучка с солнышком опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдётся,

В небе радуга смеётся.

В. Берестов


Прилетела к нам вчера полосатая пчела.

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек

Два жука

и стрекоза (как фонарики глаза) .

Приходили муравьи и травинку принесли.

А паук на всех смотрел, сети плел и песни пел.

Н. Нищева

«Как у нашего кота… » Потешка

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Под ногой они шуршат,

Скоро голый будет сад.

В. Мирович


И. Винокуров

ОСЕНЬ

Ходит осень

В нашем парке,

Дарит осень

Всем подарки:

Бусы красные -

Рябине,

Фартук розовый -

Осине,

Зонтик желтый -

Тополям,

Фрукты осень

Дарит нам.

В данной статье мы расскажем об использовании мнемотехники для развития детей.

Обладая отличной памятью, ребенку сложно запоминать определенные образы? Это можно легко исправить, если использовать в его воспитании мнемотехнику.

Что такое мнемоника, мнемотехника в развитии связной речи и памяти, запоминания информации у маленьких детей, дошкольников и школьного возраста: определение, объяснение метода

Мнемотехника – искусство, позволяющее лучше и быстрее запоминать образы. В состав мнемотехники входят методологии и правила, направленные на улучшение функциональности памяти. Благодаря им педагоги и родители могут без проблем организовывать информацию, поступающую в мозг ребенка, создавая при этом ассоциативные изображения.

Ребенок начинает запоминать цифры и сложные слова при помощи красочных образов. Вследствие этого полученная им информация быстрее и прочнее закрепляется. Мнемотехника – это методика, во время которой используются мнемоники, разнообразные приемы, помогающие ребенку запомнить много информации.

Пользоваться мнемотехникой может любой человек. Возраст здесь не имеет значения. Для этого не требуется обладать особенными способностями и навыками. Тут все зависит от того, какой промежуток времени будет потрачен на учебу.

Существует несколько типов мнемотехники:

  • Народная. Этот способ мнемотехники считается самым распространенным. Как правило, методикой пользуются воспитатели в детских садах и учителя в школах. Но она не такая результативная, поскольку она не обладает определенной системой.
  • Классическая. Данный метод использовали наши предки. Благодаря ему дети и взрослые запоминали длинные предложения. Комбинация методов этого направления не сильно большая. В данную категорию вошли многие приемы, к примеру, способ «Цицерона».
  • Педагогическая. В основе данной методики не применяется визуальное мышление. Следовательно, детям легче и понятнее получать информацию благодаря знаниям. В педагогической мнемотехнике, как правило, делается упор на то, чтобы дети запоминали материал, читая книжки, стихи, тексты.
  • Цирковая или «эстрадная». По принципам действия очень напоминает классическую мнемотехнику. Есть правда один отличительный момент – здесь информация крепче зашифрована: в голосе, жестах, мимике. Самое основное в методе – передача информации от преподавателя к ученику различными методами.
  • Спортивная. Здесь речь непосредственно касается соревнований, которые устраиваются между мнемонистов. В соревнованиях могут принимать участие детки с учетом таких показателей: скорость запоминания информации, ее объем.
  • Современная. Данная методика основана на использовании теоретической базы. Есть несколько приемов на основе данной мнемотехники. Они дорабатываются, затем объединяются, используются, чтобы решить ту или иную задачу.

Преимущества мнемотехники очевидны. Ребенок благодаря данной технике:

  • Начинает быстрее запоминать последовательности действий.
  • Привыкает к распорядку дня.
  • Учится быстрее читать.
  • Повышает собственную внимательность.
  • У ребенка отлично развивается образное мышление.

Как развить память, связную речь, запоминание информации для маленьких детей с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения

Главная цель мнемотехники – развить память ребенка, его мышление, воображение, внимание. Поскольку именно данные процессы непосредственно касаются полноценного развития малыша.

Как правило, в детских садах и школах применяются специальные мнемотаблицы. Суть данных таблиц заключается вот в чем: к слову или словосочетанию придумывается определенная картинка, вследствие чего текст показывается ребенку в виде схемы. Гладя на подобные схемы, ребенок начинает быстрее воспроизводить материал.

Мнемотехникой можете заняться со своим ребенком, когда ему исполнится 4 года. Именно в этом возрасте у него начнет накапливаться словарный запас. Используйте для изучения мнемотаблицы с изображением отдельных образов. Например, лисичка – рыжая, елка – зеленая и так далее.



Также можете воспользоваться следующими приемами:

  • Тактильная игра . Суть данного приема такая – заменяйте картинки предметами. К примеру, для изучения круглых элементов, положите в коробку круглый камешек, крышку, теннисный шарик и прочие похожие предметы. Попросите ребенка, чтобы он достал из коробки определенный элемент на ощупь.
  • Фланелеграф. Поверх магнитной доски положите ткань, купите картинки на магнитах. Расскажите ребенку историю, делая паузы в некоторых моментах. Задача малыша – выбрать изображение с нужным предметом, на котором вы сделали паузу, и прикрепить магнит к фланелеграфу.
  • Звуковое лото . Включите карапузу звуки. Под них ему придется выбирать картинки. К примеру, «Кто издает звук «мяу»?»

Как развить память, связную речь, запоминание информации для дошкольников с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения

В методах мнемотехники старайтесь применять те или иные виды запоминания. Конечно же, самым эффективным способом здесь считается игра. Также для ребенка 5-6 лет используйте схемы, нарисовав их одним цветом. Таким образом вы сможете привлечь внимание ребенка на яркость данных картинок.

  • «Собери набор» . Дайте малышу отдельные изображения. Ребенок должен их сгруппировать и объяснить вам, почему он их решил положить вместе.
  • «Нарисуй свои впечатления». Данный прием позволяет увеличить словарный запас. Кстати, он также способен сформировать традиции, которые есть в семье. Предложите ребенку вместе нарисовать впечатления, которые у него остались от прошедшего дня. Далее малыш должен рассказать вам, что сегодня у него было плохое, а что хорошее. Добавляйте регулярно новые слова и понятия.
  • «Выучи стих» . Чтобы вашему малышу было легче учить стихи, примените специальные таблицы. На них каждую строку изобразите в виде знака либо картинки. Обязательно дополняйте таблицы словами или буквами.


  • «Сетка памяти». Дайте ребенку картинку. Расскажите, что на ней изображено, а потом картинку переверните. Малыш должен назвать элемент, который есть на том или ином изображении, затем открыть ее и проверить собственные знания.
  • «Рассказы по картинкам». Найдите рассказ, в котором часть слов заменяют картинки. Таким образом ваше чадо будет учить новые слова и развивать воображение.
  • «Фотопамять» . Дайте ребенку картинку, уберите потом ее, покажите ему совершенно другую, чтобы она отличалась от предыдущей определенным элементом.
  • «День-ночь». На столе разложите различные картинки. Сказав, «Пришла ночь», малыш должен закрыть глаза, а вы в это время спрятать одно изображение. Открыв глаза, ребенку предстоит угадать, какой именно картинки не хватает.

Как развить память, связную речь, запоминание информации для детей начальной школы с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения

Благодаря мнемотехнике в работу включается весь головной мозг. Левое полушарие мозга будет отвечать за логику, а правое полушарие – за воображение. Предложите своему ребенку одну из следующих методик мнемотехники или сразу все. Их вы сможете вместе с ним практиковать каждый день.

  • «Цепочка» . Данный способ позволит вашему ребенку научиться запоминать одновременно несколько элементов. К примеру, необходимо запомнить некоторые продукты. Ребенок должен представить образ данных продуктов, склеить их мысленно с остальными предметами такого же цвета и размера. Потом он должен образы связать между собой, получая тем самым пары. Когда у него получится связь, пусть он мысленно уберет одну картинку, переключит внимание на второй предмет. После этого у него появится связь между следующей парой картинок. Когда ребенок будет вспоминать всю цепочку, у него в сознании будет всплывать одновременно несколько предметов.
  • «Матрешка» . Здесь картинки объединяются парами. Первое изображение ассоциации больше, оно включает в себя вторую картинку. Метод напоминает матрешку: мелкие элементы ребенку нужно представить крупными, соединив их с частью больших предметов. Когда ребенок будет их соединять, его сознание будет направлено к меньшему элементу, а крупный предмет при этом исчезнет из мыслей. После этого ребенку нужно увеличить предмет и присоединить к следующему образу и т.к.


  • «Символизация» . Данный метод применяется для того, чтобы запомнить абстрактные понятия. Представив мысленно образ, ребенок должен задать себе вопрос, как его лучше представить? К примеру, холод вызывает ассоциации со льдом, снегом. А жара с летом, морем.
  • Метод «Цицерона». Этот способ считается достаточно интересным. Ребенок запоминает интерьер комнаты, привязывает к определенным элементам ассоциации, тем самым запоминает их. Здесь важно, чтобы ребенок придерживался специальной последовательности. Например, передвигаясь в сторону часовой стрелки, он должен представить путь от дома к школе. И, когда он будет следовать повторно этому пути, подбирать запомненные предметы, называть к ним ассоциации.

Мнемотехника для детей: таблицы цифр, букв, символов

Самый простой метод, позволяющий ребенку запомнить цифры, буквы и символы – это таблица. Вы можете сами нарисовать такие таблицы, воспользовавшись нашими подсказками.

Для того, чтобы запомнить цифры, сделайте схемы, поместив в них цифры и ассоциации к ним. Пример:

Для запоминания букв сделайте похожую схему, только суть здесь немного другая. В первый столбец поместите буквы, во втором нарисуйте образы, названия которых начинаются именно на эту букву.

Мнемотехника в детском саду по сказкам: методика для воспитателей ДОУ

Тренировать память детей, учить их пересказывать какие-то тексты на разнообразную тематику можно даже в детских садах. Для данного вида мнемотехники педагоги, как правило, используют опорные схемы. Начинается обучение с года или с 2 лет, когда малыш уже знаком с некоторыми сказками и старается их рассказать, путая при этом персонажей и события. Специальные мнемотаблицы для деток дошкольного возраста составляют воспитатели по известным им сказкам.

Изображения в ячейках таблиц – это персонажи сказок. Достаточно удобная в подобной практике сказка под названием «Колобок». В этой таблице события время от времени повторяются, а персонажи меняются. Для малышей 2 лет подойдут таблицы, состоящие из 4 – 9 ячеек, не больше.

Следующие таблицы рисует воспитатель с детками. Ребята с огромным удовольствием примут участие в составлении таких мнемотаблиц. В будущем они самостоятельно будет придумывать таблицы к любой сказке, усложняя немного их, увеличивая число самих ячеек.

Улучшение памяти в данном случае происходит благодаря регулярной кодировки словесной информации в картинки и наоборот. Вследствие этого дети прокручивают полученный материал в голове несколько раз, запоминая его автоматически.

Для деток старше 5 лет задача немного усложняется:

  • 1 вариант. В таблицу вносятся персонажи с совершенно иных сказок. Затем дети определяют, какие именно персонажи в таблице являются лишними.
  • 2 вариант. В таблице перемешиваются персонажи сказок. Дети должны распределить этих героев по нужным таблицам.
  • 3 вариант. Разрезаются таблицы, потом дети их самостоятельно восстанавливают. Карточки рассыпаются, воспитатель читает сказку, а дети находят необходимое изображение.

Применение мнемотехники в помощь детям при запоминании таблицы умножения

Приемы изучения таблицы умножения очень похожи на те, которые применяются для изучения иностранного языка. Здесь также можно использовать карточки, записывая на них числа в любом где угодно месте.

В настоящее время достаточно распространенными считаются еще и следующие методы мнемотехники:

  • Прием с 2, 3, 5. Данный вид мнемотехники используется, как правило, на начальном этапе изучения таблицы умножения. Этот счет считается базовым приемом, который позволяет познакомиться с таблицей умножения. Этот метод технологически соответствует способу, во время которого происходит заучивание однозначных чисел и их состава. Если ваш ребенок сможет освоить материал, он в будущем без проблем справиться и с оставшимися из таблицы цифрами, а также с более сложными вариантами.


  • Последовательное сложение. Этот метод непосредственно касается сложения идентичных слагаемых. Он считается удобным, даже во время умножения 7 или 8, если, конечно же, второй множитель небольшой. К примеру, 5х3=5+5+5.
  • Прибавление слагаемого числа к прошлому результату. Этот прием применяется, если ребенок уже выучил что-то из таблицы умножения. Например, 4. Продолжим пример, приведенный выше. Он легко запоминается. Но, если нужно 5х6, тогда можно к полученному ответу 15 прибавить не достающиеся 5. 15+5+5+5. Помимо этого, нужно, чтобы ребенок умел еще правильно складывать и вычитать в уме до 100.

Применение мнемотехники на логопедических занятиях с детьми

Дошкольный возраст считается самым благоприятным, поскольку в этот период жизни у ребенка закладываются основы грамоты, четкость произношения слов, красивая речь. Это очень важные условия, влияющие на умственное воспитание ребенка. У ребенка с нарушенной речью присутствуют такие проблемы:

  • Минимальный набор слов.
  • Неумение составлять из слов предложения.
  • Нарушенное произношение определенных звуков.
  • Нарушенное внимание.
  • Нарушенная логика.

Столкнувшись с такой проблемой, вы можете воспользоваться мнемотехникой. Благодаря ей вы добьетесь таких результатов:

  • У ребенка улучшится связанная речь и ассоциативное мышление.
  • Ребенок сможет лучше усваивать материал, используя зрительную и слуховую память.
  • У ребенка будет лучше работать воображение, ускорится процесс запоминания звуков.

Мнемоквадраты – идеальный метод, символ любого успешного занятия. Благодаря таким схемам вы быстро научите ребенка учить стихи, загадки, скороговорки.



Этапы изучения такие:

  • Выразительно прочитайте ребенку стих.
  • Попросите ребенка, чтобы он выучил вместе с вами стих.
  • Повторно прочитайте стихотворение, делая упор на мнемотаблицу.
  • Задайте ребенку вопросы, касающиеся стиха. Помогите ему если нужно, уясните с ним основную мысль произведения.
  • Узнайте у чада, какие именно слова ему показались непонятными. Объясните, что они означают.
  • Прочитайте по отдельности все строчки стиха. Попросите ребенка, чтобы он повторил стих.
  • В самом конце ребенку предстоит рассказать стихотворение.

В мнемотаблицу, которую будете использовать, внесите всех персонажей стиха. Благодаря этому ваш малыш научится концентрировать внимание, правильно строить предложения и выражать собственную речь.

Мнемотехника при изучении словарных слов: приемы, ассоциации к словам

Для изучения словарных слов используются следующие виды мнемотехники:

  • Зрительные ассоциации.
  • Звуковые ассоциации.
  • Мнемотехника «связей» и многие другие.

Зрительные ассоциации больше всех нравятся деткам. Во время запоминания определенного слова, предложите малышу посмотреть на картинку, которая будет обозначать слово, плюс сможет обыграть трудно запоминающуюся букву. Например, изобразите на картинке слово «Магнит» и букву «А». Выбрав другие слова, делайте упор на те буквы, которые ваш малыш не может казать или написать.

Также в других словах буквы, вызывающие у ребенка трудности во время написания, изобразите картинками, учитывая смысл самого слова. В слове «Копейка» вторая по счету буква очень похожа на копеечку. Следовательно, вместо нее нарисуйте ее.

Следующая методика – звуковые ассоциации. К примеру, слово «Завтрак» созвучно со словом «Рак». Соединив данные слова в одну единую фразу, можно получить предложение: «На завтрак будет вареный рак ». Данное слово ваш ребенок выучит с помощью звуковой ассоциации. А сама фраза звучит мелодичнее, следовательно, запоминается без проблем.

Видео: Занятие на развитие речи с использованием мнемотехники

Потенциал современной образовательной технологии мнемотехника в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (на примере раннего и младшего возраста).

Автор : Красова Екатерина Павловна, МАДОУ "Детский сад №72 "Светлячок",г. Великий Новгород, воспитатель.
Описание материала : предлагаю вам материал по опыту использования технологии "мнемотехника" в младшем и раннем дошкольном возрасте. Данный материл будет полезен воспитателям детских садов (в частности групп раннего и младшего возраста).
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".
На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание,воображение и речь (как наиболее масштабную задачу). Речь выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни, она помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст.Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Два года назад я начала использовать технологию "мнемотехника " в своей работе с детьми первой младшей группы. Сначала я использовала готовые схемы других педагогов, адаптируя и изменяя их, и увидела эффективность этой технологии.Сначала я включила в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты, благодаря им дети усвоили, что каждый предмет имеет название, научились рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать.Немного позже я начала использовать мнемодорожки(несколько схематичных рисунков, расположенных линейно).По мнемодорожке "Расскажи о своей семье " дети учились составлять небольшие тематические рассказы. Помимо организованной образовательной деятельности мнемодорожки помогают нам в режимных моментах: это например, схема одевания на прогулку в приёмной, схема правильного порядка мытья рук в умывальной комнате.
Во второй младшей группе я усовершенствовала картотеку подвижных игр: теперь помимо текста игры на другой стороне карточки дети могут увидеть небольшую мнемотаблицу (в довольно реалистичных, цветных картинках - соответственно возрасту) и поиграть в выбранную игру с друзьями.

В сотрудничестве с музыкальным руководителем нашего сада мы работаем над проектом "Народный календарь "и я изготовила мнемотаблицы для разучивания потешек: к каждому слову или строке подобрала небольшие картинки.


Благодаря мнемотаблицам, составленным на тексты песен, дети быстрее запоминают слова, точнее воспроизводят текст при исполнении и успешно пользуются ими в самостоятельной деятельности. Вот,например, такие песенки мы пели в прошлом году:


Вот эти мнемотаблицы изготовлены для запоминания пальчиковых игр:



А с помощью этих можно запомнить стишки:


В сотрудничестве с логопедом мы подобрали чистоговорки и я оформила их в мнемотаблицы:


В этом году мои ребятишки подросли - средняя группа. И мы при создании мнемотаблиц начали переходить от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым.Первый плод зто коллективная работа мнемодорожка на стихотворение "Ходит-бродит осень"


При дальнейшей работе я планирую дальнейшее использование образовательной технологии "мнемотехника" в воспитательно-образовательном процессе, в частности для развития связной речи, так как считаю это одним из важнейших моментов в подготовке детей к школьному обучению. Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.