Подвижные игры как средство развития двигательно-координационных способностей учащихся младших классов. Подвижные игры как эффективное средство развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста

Подвижные игры и упражнения с мячом как средство развития координационных способностей учащихся

Единственный путь ведущий

к умению - деятельность

Б.Шоу

В настоящее время одной из основных задач физического воспитания детей в школе является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого ребёнка, приобретение запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Двигательную сферу школьника образуют физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, которыми он владеет.

Развитие всех физических качеств в системе урочной и внеурочной деятельности, способствует целенаправленному воздействию на комплекс естественных свойств организма детей, оказывает значительное воздействие на совершенствование регуляторных функций нервной системы, способствует преодолению или ослаблению недостатков физического развития, моторики, повышению общего уровня работоспособности, укреплению здоровья.

Развитию координационных способностей должно уделяться значительное внимание в процессе физического воспитания школьников. Координационные способности имеют важное значение в обогащении двигательного опыта учащихся. Чем большим объемом двигательных навыков владеет учащийся, тем выше уровень его ловкости, тем быстрее он сможет овладеть новыми движениями. Показателями ловкости является координационная сложность движений, точность и время их выполнения, которые главным образом связаны с ориентировкой в пространстве и тонкой моторикой. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от проявления свойств нервной системы, и особенно сенсорных систем человека.

Ю.Ф. Курамшин указывает, что "…координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции".

Физическое воспитание детей не должно сводиться только к мускульной деятельности. Двигательная активность в физическом воспитании является основой для других видов учебно-воспитательной работы. Многое можно постичь в движении, в двигательной игровой деятельности . Применение игровых средств позволяет учащимся постичь "школу эмоций", смоделировать ряд межличностных отношений, способствует существенному повышению эмоционального фона занятий. Наиболее доступным и эффективным способом развития координации являются упражнения и подвижные игры с мячами.

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра – естественный спутник ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающимся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Главный признак подвижных игр – наличие активных двигательных действий, благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития. Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только таких ценных физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются многие интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. В играх, имеющих сюжетную форму, есть простор для воображения и артистизма, элементов танца и пения. Можно организовать музыкальное сопровождение. Все это формирует эстетическое мировосприятия. Увлекаясь игрой, дети очень непосредственно и ярко проявляют свой характер и другие индивидуальные особенности.

Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям современных детей, способствуют разностороннему, физическому и умственному развитию, воспитанию морально-волевых качеств. Кроме того, подвижные игры, подобранные с учетом возраста, состояния здоровья, степени физической подготовленности детей способствуют оздоровлению, закаливанию, укреплению организма ребенка.

При организации подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно-гигиеническими условиями проводимых занятий, в частности за чистотой и температурой используемого помещения и воздуха. Не менее серьезное значение имеет чистота тела и одежды самих занимающихся. Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физической культуры заключается, прежде всего, в подборе игр и игровых упражнений с учетом возрастных особенностей учащихся, изучаемого программного материала, задач реализуемых на уроке. Большую роль в этом играет наличие соответствующих условий для проведения таких занятий, спортивного инвентаря и оборудования, использование полноценной площади спортивного зала.

Координационные способности – это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.

Основными компонентами координационных способностей являются

способности к ориентированию в пространстве, равновесию, реагированию,

дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц.

Координационные способности можно разделить на три группы.

Первая группа.

Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа.

Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа

Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в

частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия.

Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью.

Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы.

Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

1) способности человека к точному анализу движений;

2) деятельности анализаторов и особенно двигательного;

3) сложности двигательного задания;

4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);

5) смелости и решительности;

6) возраста;

7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных двигательных умений и навыков) и др.

Наиболее распространенными и общепринятыми критериями проявления координационных способностей считаются:

1. Время освоения нового движения или какой-то комбинации. Чем оно

короче, тем выше координационные способности.

2. Время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией.

3. Биомеханическая сложность выполняемых двигательных действий или их комплексы (комбинации).

4. Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным).

5. Сохранение устойчивости при нарушенном равновесии.

6. Экономичность двигательной деятельности, связанная с умением расслабляться по ходу выполнения движений.

Координационные способности имеют выраженные возрастные особенности.

Так, дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий - низкая. В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.В возрасте 14-15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня. В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.

Задачи развития координационных способностей

При развитии координационных способностей решают две группы задач.

Первая группа задач предусматривает разностороннее развитие координационных способностей. Эти задачи преимущественно решается в дошкольном и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Задачи второй группы обеспечивают специальное развитие координационных способностей и решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором -избранной профессией.

Средства

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством совершенствования координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Наиболее широкую и доступную группу средств для совершенствования координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.

Для совершенствования способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры,

единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий. Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.

Методы

Для развития координационных способностей используют методы, которые обычно применяют при формировании и совершенствовании двигательных навыков:

Целостного упражнения,

Расчлененного упражнения,

Стандартного упражнения,

Вариативного (переменного) упражнения,

Игровой,

Соревновательный.

Наиболее эффективными методами формирования координационных способностей являются те, которые обеспечивают вариативность условий выполнения и характеристик двигательного действия. Их можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строгорегламентированного варьирования.

Методы строго регламентированного варьирования содержат 3 группы методических приемов:

1-я группа

- приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия:

а) изменение направления движения (бег или ведение мяча с изменением направления движения, лыжное упражнение «слалом», прыжки «с кочки на кочку» и т.п.);

б) изменение силовых компонентов (чередование метаний при использовании снарядов разной массы на дальность и в цель; прыжки в длину или в высоту с места в полную силу, вполсилы, в одну треть силы и т.п.);

в) изменение скорости или темпа движений (выполнение общеразвивающих упражнений в обычном, ускоренном и замедленном темпе; прыжки в длину или в высоту с разбега с повышенной скоростью; броски в корзину в непривычном темпе - ускоренном или замедленном и т.п.);

г) изменение ритма движений (разбег в прыжках в длину или в высоту, бросковые шаги в метании малого мяча или копья, в баскетболе или гандболе и др.);

д) изменение исходных положений(выполнение общеразвивающих и специально подготовительных упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в приседе и др.; бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, из приседа, из упора лежа и т.д.; прыжки в длину или глубину из положения, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

е) варьирование конечных положений (бросок мяча вверх из и.п. стоя, ловля - сидя; бросок мяча вверх из и.п. сидя, ловля - стоя; бросок мяча вверх из и.п. лежа, ловля - сидя или стоя и т.п.);

ж) изменение пространственных границ, в которых выполняют упражнение

(игровые упражнения на уменьшенной площадке, метание диска, толкание ядра из уменьшенного круга; выполнение упражнений в равновесии на уменьшенной опоре и т.п.);

з) изменение способа выполнения действия (прыжки в высоту и в длину при использовании разных вариантов техники прыжка; совершенствование техники бросков или передач мяча при целенаправленном изменении способа выполнения приема и т.п.).

2-я группа

- приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:

а) усложнение привычного действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом, прыжком с поворотом и др.; опорные прыжки с дополнительными поворотами перед приземлением, с хлопком руками вверху, с кругом руками вперед и др.; подскоки на обеих ногах с одновременными движениями рук и т.п.);

б) комбинирование двигательных действий (объединение отдельных освоенных общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами в новую комбинацию, выполняемую с ходу; соединение хорошо освоенных акробатических или гимнастических элементов в новую комбинацию; включение вновь разученного приема единоборства или игры в состав уже разученных технических или технико-тактических действий и т.п.);

в) зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и в длину с разбега; метание снарядов «не ведущей» рукой; выполнение бросковых шагов в баскетболе, гандболе начиная с другой ноги; передачи, броски и ведение мяча «не ведущей» рукой и т.п.).

3-я группа

- приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования:

а) использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий (изменение скорости или темпа выполнения упражнений по звуковому или зрительному сигналу, мгновенный переход от атакующих действий к защитным по звуковому сигналу и наоборот и т.п.);

б) усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования (ловля и передача двух мячей с отскоком и без отскока от стены; жонглирование двумя мячами одинаковой и разной массы двумя и одной рукой и т.п.);

в) выполнение освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата (упражнения в равновесии сразу после кувырков, вращении и т. п.; броски в кольцо или ведение мяча после акробатических кувырков или вращении и т.п.);

г) совершенствование техники двигательных действий после соответствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления(совершенствование техники передвижения на лыжах, бега на коньках на фоне утомления; выполнение серии штрафных бросков в баскетболе после каждой серии интенсивных игровых заданий и т.п.);

д) выполнение упражнений в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо в условиях плохой видимости или в специальных очках; общеразвивающие упражнения и упражнения в равновесии с закрытыми глазами; прыжки в длину с места на заданное расстояние и метание на точность с закрытыми глазами и т.п.);

е) введение заранее точно обусловленного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх (с отработкой финта только на проход вправо или на бросок - проход к щиту справа или слева от опекуна; заранее оговоренные индивидуальные, групповые или командные атакующие и защитные тактические действия в спортивных играх; заранее принятая и оговоренная тактика в единоборстве и т.п.).

Методы не строго регламентированного варьирования содержат следующие примерные приемы:

а) варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды

(бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде и др. по пересеченной и незнакомой местности; бег по снегу, льду, траве, в лесу и др.; периодическое выполнение технических, технико-тактических действий и проведение игры в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол в непривычных условиях, например на песчаной площадке или в лесу; выполнение упражнений, например прыжковых, на непривычной опорной поверхности и т.п.);

б) варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря, оборудования(технические приемы игры разными мячами; прыжки в высоту через планку, веревочку, резинку, забор и др.; гимнастические упражнения на незнакомых снарядах и т.п.);

в) осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических двигательных действий в условиях не строго регламентируемых взаимодействий соперников или партнеров. Это так называемое свободное тактическое варьирование (отработка технических приемов и тактических взаимодействий, комбинаций, возникающих в процессе самостоятельных и учебно-тренировочных игр: выполнение различных тактических взаимодействий с разными соперниками и партнерами; проведение вольных схваток в борьбе и т.п.);

г) игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов Его можно назвать состязанием в двигательном творчестве (соперничество в оригинальности построения новых движений и связок у акробатов, гимнастов, прыгунов в воду и на батуте и др.; «игра скоростей» - фартлек; игровое соперничество в искусстве создания новых вариантов индивидуальных, групповых и командных тактических действий в спортивных играх: упражнения на гимнастических снарядах в порядке оговоренного соперничества с партнерами и т.п.).

При применении методов вариативного (переменного) упражнения необходимо использовать небольшое количество (8–12) повторений разнообразных физических упражнений, предъявляющих сходные требования к способу управления движением; многократно повторять эти упражнения, как можно чаще и целенаправленнее, изменяя при выполнении их отдельные характеристики и двигательные действия в целом, а также условия осуществления этих действий.

Методы строго регламентированного варьирования рекомендуется в

большей степени применять при формировании координационных способностей в младшем и среднем школьном возрасте, не строго регламентированного - в старшем.

Широкое применение в развитии и совершенствовании координационных способностей занимают игровой и соревновательный методы.

Особенности дозирования нагрузки в процессе развития координационных способностей заключаются в следующем.

а) Необходимо строгое соблюдение принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, т.к. это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

б) Упражнения на развитие координационных способностей необходимо применять по возможности часто, т.к. при этом расширяется запас двигательных умений и навыков и одновременно совершенствуется сама способность к их быстрому освоению. Однако нельзя доводить организм до заметного утомления т.к. при утомлении как физическом, так и психическом сильно снижается четкость мышечных ощущений. В этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо.

Вместе с тем это общее правило имеет исключение. Оказывается, что утомление в ряде случаев может способствовать улучшению координации движений. Так, при утомлении возникает объективная необходимость более экономно выполнять движения, тем самым непроизвольно устраняется излишняя мышечная напряженность, что ведет к совершенствованию координационной выносливости.

В целом при занятиях «на координацию» рекомендуется исходить из следующих положений:

а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;

б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления;

в) в структуре отдельного занятия, задачи, связанные с совершенствованием координационных способностей, желательно планировать вначале основной части;

г) интервалы между повторениями отдельных порций нагрузки должны быть достаточными для относительного восстановления работоспособности.

Совершенствуя координационные способности, важно соблюдать все без исключения методические принципы, которые в совокупности определяют основные аспекты их совершенствования.

Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития координационных способностей

Основным методом диагностики координационных способностей на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.

Для контроля за координационными способностями в условиях школы чаще всего применяют следующие тесты:

1) варианты челночного бега 3 х 10 м или 4 х 10 м из и.п. лицом и спиной вперед; учитывают время, а также разницу во времени выполнения этих вариантов; в первом случае оценивают абсолютный показатель координационных способностей применительно к бегу, во втором - относительный;

2) прыжки в длину с места из и.п. спиной и боком (правым, левым) к месту приземления; определяют также частное от деления длины прыжка из и.п. спиной вперед к длине прыжка из и.п. лицом вперед; чем ближе это число к единице, тем выше координационные способности применительно к прыжковым упражнениям;

3) подскоки из и.п. стоя на возвышении (например, на скамейке высотой 50 см и шириной 20 см) и на полу; вычисляют разность высот подскоков из этих и.п.;

4) три кувырка вперед из и.п. о.с. на время выполнения; определяют также точное время выполнения этого же теста с установкой сделать кувырки в два раза медленнее, учитывают допущенные при этом ошибки; для подготовленных детей, например юных акробатов, предусмотрены также три кувырка назад с подсчетом разницы во времени выполнения этих заданий;

5) метание предметов (например, теннисных мячей из и.п. сед ноги врозь из-за головы) ведущей и не ведущей рукой на дальность; определяют координационные способности применительно к движению предмета по баллистическим траекториям с акцентом на силу и дальность метания;

6) метание всевозможных предметов на точность попадания в цель; например, теннисного мяча в концентрические круги и другие мишени с расстояния 25–50% от максимальной дальности метания отдельно для каждой руки; определяют координационные способности применительно к метательным двигательным действиям с установкой на меткость, а также способность к дифференцированию пространственно-силовых параметров движений;

7) бег (например, на 10 м) с изменением направления движения и обеганием трех стоек только с. правой и только с левой стороны; то же, но контрольное испытание выполняется с ведением мяча только правой и только левой рукой (ногой) или ведение мяча (шайбы) клюшкой, а также учитывается разность во времени выполнения этих заданий; с помощью этих тестов оценивают координационные способности применительно к спортивно-игровой двигательной деятельности и способность к приспособлению;

8) специально разработанные подвижные игры-тесты: «Пятнашки», «Охотники и утки», «Борьба за мяч» - для комплексной оценки общих координационных способностей.

Развитие координации движений ребенка является чрезвычайно важным фактором его развития в целом, и развивать её надо с раннего детского возраста. Высокий уровень координационных способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных умений и навыков.

Упражнения с теннисными мячами

1. И.п. – мяч на тыльной стороне ладони правой руки, кисть левой сверху накрывает мяч. Выполнять круговые движения мячом вправо и влево. То же с другой руки.

2. Подбрасывание мяча вверх одной рукой, ловля двумя руками. То же, но ловля одной рукой.

3. И.п. – руки в стороны -книзу, мяч в левой руке. Выполнить удар мячом левой рукой о пол, поймать правой, и наоборот.

4. Перекладывание мяча из одной руки в другую вокруг шеи, туловища, коленей в правую и левую стороны.

5. И.п. – правую вперед. Подбросить мяч под правой ногой и поймать его двумя руками. То же с левой ноги.

6. И.п. – широкая стойка ноги врозь. Перекладывание мяча из одной руки в другую под ногами «восьмеркой».

7.И.п. – то же. Катание мяча по полу вокруг стоп «восьмеркой».

8. Мяч в правой руке, хват сверху. Подбросить его вверх и поймать правой рукой. То же левой рукой.

9. Перекладывание мяча за спиной из одной руки в другую.

10. Жонглирование двумя мячами.

11. Одновременные подбрасывание и ловля двух мячей.

12. Передачи двух мячей в парах. Один партнер передает мяч другому ударом о пол, тот выполняет передачу от груди.

13. То же, но оба мяча у одного из партнеров, который передает их другому с отскоком от пола, а тот должен поймать.

14. Ведение мяча вокруг ног вправо, влево.

15. И.п. – широкая стойка ноги врозь. Ведение мяча «восьмеркой» под ногами.

16. Подбросить мяч вверх, сделать хлопок за спиной, затем перед грудью и поймать.

17. Бросить мяч в стену одной рукой, поймать отскочивший мяч двумя руками.

18. То же, что в упр. 17, но до касания стены мяч должен коснуться пола.

19. И.п. – правую согнуть в колене вперед. Перекладывать мяч из одной руки в другую вокруг бедра.

20. Поочередно поднимая то правую, то левую прямую ногу, перекладывать мяч из руки в руку.

21. И.п. – правую руку отвести назад, удерживая мяч. Кистевым движением подбросить его вверх, поймать спереди двумя руками. То же левой рукой.

22. И.п. – правую руку вперед, мяч удерживается хватом сверху. Подбросить его вверх, развернуть ладонь и поймать правой рукой. То же с другой руки.

23. И.п. – правую руку вперед, мяч удерживается на тыльной стороне ладони. Подбросить мяч и постараться поймать его тыльной стороной ладони. То же другой рукой.

24. Подбросить мяч вверх правой рукой, затем ударить его тыльной стороной ладони той же руки, затем поймать двумя руками. То же левой рукой.

Игры с мячом

«Забрось мяч противнику»

Подготовка: каждой команде дается одинаковое количество мячей. Команды располагаются на волейбольной площадке по обе стороны от сетки.

Содержание игры: по сигналу игроки начинают перебрасывать мячи на сторону соперника как можно быстрее. Команда проигрывает одно очко, если на ее стороне окажутся все мячи. Либо подсчитываются мячи у каждой команды по истечении определенного времени. Тогда проигрывает команда, у которой окажется больше мячей.

«Охотники и утки»

Подготовка. Играющие делятся на две команды, одна из которых - "охотники" - становится по кругу (перед чертой), вторая - "утки" - входит в середину круга. У "охотников" волейбольный мяч.

Содержание игры. По сигналу "охотники" начинают выбивать "уток" из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнёру по команде. "Утки". бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая "утка" покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не остаётся ни одной "утки", после чего игроки меняются ролями.

Побеждает команда, сумевшая подстрелить "уток" за меньшее время. Руководитель может установить время игры для метания мяча в "уток". Тогда итог подводится по количеству "уток", выбитых за это время.

Правила игры:

1. Во время броска мяча запрещается заступать за черту.

2. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками.

3. Игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока от пола.

«Перестрелка»

Подготовка. Игру можно проводить на волейбольной площадке. В этом случае имеется средняя и лицевые границы площадки. Отступив на 1-1,5 м от лицевой линии внутрь зала, проводят параллельно ей другую линию, чтобы образовался коридор («плен»).

Играющие делятся на две равные команды, каждая из которых произвольно располагается в своем городе на одной половине площадки (от средней линии до коридора). В ходе игры ребята не могут заходить на половину противника.

Содержание игры. Учитель подбрасывает волейбольный мяч в центре между капитанами, и те стараются отбить его своим игрокам. Задача каждой команды - получив мяч, попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник увертывается от мяча и в свою очередь пытается осалить мячом игрока противоположной команды.

Осаленные мячом идут за линию плена на противоположную сторону (в коридор). Пленный находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросив мяч без касания стены или земли). Поймав мяч, пленный перебрасывает его в свою команду, а сам перебегает из коридора на свою половину поля.

Играют 10-15 мин, после чего подсчитывают пленников в каждой команде. Игра заканчивается досрочно, если все игроки одной из команд оказались в плену.

Правила игры: салить мячом можно в любую часть туловища, кроме головы; руками ловить мяч можно, но если игрок выронил мяч, то он считается осаленным, и идет в плен. Не разрешается бегать с мячом в руках по площадке, но можно вести его. Мяч, вышедший за границы площадки, отдается команде, из-за линии которой он укатился. За допущенные нарушения мяч передается противнику.

Литература:

1. Автор-составитель: Гелецкий В.М., к.п.н., профессор кафедры теоретических основ физической культуры ФФКиС СФУ. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер.ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.

2. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

Интернет-ресурсы:

воспитатель Михальчук Марина Николаевна Калуга 2017 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство» «Центр развития ребенка» города Калуги необособленное структурное подразделение «Мозаика»

Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту, физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящему ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) , формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Именно поэтому данная тема является актуальной на сегодняшний день.

Данная тема направлена на здоровьесбережение в дошкольном учреждении. Развивает скоростные, координационные, силовые качества дошколят. Развивает мотивацию собственной деятельности через освоение физических упражнений, через подвижные игры, спортивные соревнования.

Форма проведения подвижных игр, спортивных развлечений, соревнований способствует физическому и нравственному совершенствованию, развивает интерес к физической культуре и спорту. Формирует коммуникабельность, толерантность, здоровый образ жизни (ЗОЖ) .

Данная тема поможет дошкольникам творчески использовать свои знания, получить новую, дополнительную информацию на более глубоком, практическом уровне в интеграции с другими темами. В отличии от методик, применяемых на занятиях по физической культуре, дети будут изучать литературу, делать сравнительный анализ, исследования, интегрировать знания других видов спорта.

Данная тема поможет детям и их родителям определить профиль дальнейшего обучения в спортивных секциях. Совместные мероприятия сплотят их. Появится интерес к жизни группы, детского дошкольного учреждения.

Мотивирует детей на успех, формирует в ребенке лидерские качества.

Подвижные игры.

Статистика красноречива: около 44% российских дошкольников страдают от различных хронических заболеваний, 20% воспитанников старших групп имеют повышенное артериальное давление, более 60%- нарушение осанки. Во многих регионах России зафиксировано ухудшение здоровья детей и подростков, в том числе и нашей Калужской области.

При наборе детей, как правило, с первой группой здоровья обучающихся больше, чем со второй и третьей. К первой группе относятся те дети, которые имеют высокий уровень работоспособности и физического развития. Отличаются высокой сопротивляемостью организма к внешним факторам, имеют социальную удовлетворенность и благополучие в семье. Если эти признаки отсутствуют, то ребенок заболевает, и чаще болезнь приобретает хронический характер. А лечению болезней помогают не только врачи, но и регулярные занятия физической культурой и спортом, в частности подвижными играми.

Для привлечения дошкольников использую подвижные игры с упражнениями из игровых видов спорта.

Нельзя игнорировать и отдельные особенности развития детей на разных возрастных этапах, таких как память, устойчивое внимание. Поэтому чаще используется соревновательно - игровой метод.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно образное мышление, по мере взросления осуществляется переход к словесно - логическому, которое совершенствуется. Способность более активно выполнять упражнения за счет мышечных усилий проявляется у дошкольников шести лет.

Развитие скорости - обязательная составляющая любой игры.

В подвижных играх свои особенности: здесь очень важно научить ребенка менять направление скорости в минимальный отрезок времени. И здесь надо иметь в виду, что самое высокое развитие скоростных данных приходится на 6-7 лет. Примерно в тот же период повышается работоспособность мышц, позволяющих тренировать выносливость.

Среди самых распространенных заболеваний значится – сколиоз – тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. Сколиоз ухудшает функции органов, расположенных в грудной клетке и брюшной полости, еще в большей степени, чем дефекты осанки. Искривление позвоночника, деформация ребер смещают внутренние органы и затрудняют их работу.

Во всех тематических публикациях указано, что больным сколиозом спорт противопоказан. Я с этим категорически не согласна и считаю, что, пока рост позвонков и формирование позвоночника в целом еще не завершены, регулярные занятия спортом и частности подвижными играми, с комплексом правильно подобранных упражнений исправляют сколиоз первой степени.

При подборе упражнений моими задачами являлись:

  1. Создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела (прежде всего развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц туловища, выработка мышечного корсета)
  2. Стабилизация сколиотического процесса, а на ранних его стадиях – исправление в возможных пределах имеющегося дефекта.
  3. Формирование и закрепление навыков правильной осанки.
  4. Нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма (дыхательной, сердечно - сосудистой и т.д.)
  5. Повышение неспецифических защитных сил организма.

Для решения этих задач я использовала упражнения для мышц спины и брюшного пресса преимущественно в положении разгрузки позвоночного столба. Это не только позволяет увеличить силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса в наиболее выгодных условиях, но и закрепить максимальную коррекцию, достигнутую в горизонтальном положении.

Также очень важна для создания физиологических предпосылок восстановления правильного положения тела тренировка поясничных мышц и мышц ягодичного отдела.

В комплекс были включены два вида упражнений:

  • Симметричные – упражнения, при которых сохраняется срединное положение позвоночного столба. Их корректирующий эффект связан с неодинаковым напряжением мышц при попытке сохранить симметричное положение частей тела при сколиозе: мышцы на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, а на стороне вогнутости несколько растягиваются. Мышечная тяга с обеих сторон постепенно выравнивается, устраняется ее асимметрия, частично ослабевает и поддается обратному развитию мышечная контрактура на основе вогнутости сколиотической дуги;
  • Ассиметричные - позволяют сконцентрировать их лечебные действия на данном участке позвоночного столба (отведение ноги в сторону выпуклости дуги сколиоза меняется положение таза и дуга уменьшается) при поднятой руке со стороны вогнутости дуги она становится меньше за счет изменения положения пояса верхних конечностей.

Производятся специальные дыхательные упражнения во время разминки, это позволяет тонизировать центральную нервную систему, способствует улучшению нервных процессов.

Создается оптимальный фон для использования других механизмов лечебного действия, и активизируются защитные силы организма.

Включаю упражнения, направленные на увеличение подвижности грудной клетки и укрепление дыхательной мускулатуры, дыхательные упражнения с удлиненным выдохом.

Анализируя предыдущий опыт работы, дети после прохождения медицинского осмотра из 3 гр. здоровья были переведены во вторую. Из второй в первую.

Полюбите подвижные игры, и вы станете выше, стройнее, сильнее. Бег и прыжки, например, активизируют рост тела в длину, броски в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки, развивают силу мышц.

Не секрет, что младшие дошкольники, занимающиеся спортом, очень быстро обгоняют в физическом развитии своих сверстников. Они реже болеют, лучше усваивают материал на занятиях.

Подвижные игры способствует не только физическому, но и нравственному развитию детей, развивают познавательные интересы, вырабатывают волю, характер, воспитывают чувство коллективизма.

А главное правило, которое было выведено для себя, заключается в следующем: неважно, сколько человек на тренировке, какого возраста, групп здоровья, если коллектив сам для себя вырабатывает закон, позволяющий жить и тренироваться с радостью, взаимным уважением, в таком коллективе никогда никто не проиграет, независимо от результатов игры.

Подвижные игры очень эмоциональны. Одинаково полезны как детям так и их родителям. Недаром при игре в одной команде можно видеть и ребенка и взрослого. Главное чтобы в этих командах царила доброжелательность и веселый азарт, чтобы новички не стеснялись своей неуклюжести, а стремились, играя, обрести бодрость, легкость и ловкость.

1. Особенности темы:

  1. На каком содержательном материале и через какие формы работы возможно наиболее полно реализовать задачи темы?
  2. Чем содержание темы будет качественно отличаться от базовой программы?
  3. Каким образом будет построена логика подачи материала в программе?

Почему именно нужна такая логика?

учебными и вспомогательными материалами обеспечена данная тема?

5. Какие виды деятельности возможны в работе с данным материалом?

6. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данной теме?

На материале программы «физическая культура» , раздела подвижные игры, спортивные игры.

Тема посвящена:

Разностороннему физическому развитию дошкольников, развитию координационных и скоростных качеств, формирования у них здорового образа жизни через подвижные игры.

Важными формами работы являются:

  • тренировочные занятия, предполагающие повторение правил игры, повторений общих требований к внешности и сан. гигиеническому состоянию занимающихся дошкольников.
  • занятия по развитию координационных и скоростных качеств.
  • самоконтроль за состоянием.
  • занятия-советы для родителей дошкольников по формированию жизненно-важных двигательных навыков, таких как ловкость, быстрота, выносливость.
  • занятия-советы о том, как подвижная игра способствует нравственному развитию детей, развивает познавательные интересы, вырабатывает волю, характер, воспитывает чувство коллективизма.
  • занятия-соревнования

Естественность и разнообразие движений составляющих основу подвижных игр.

  • бег, прыжки, передача и ловля мяча, а также острая спортивная борьба делают игру важным средством физического и нравственного развития дошкольников.
  • практическое занятие – исследование (тестирование на начало и окончание учебного года, влияние тех или иных нагрузок на определенные мышцы.)
  • наблюдение, диагностика физического состояния здоровья занимающихся дошкольников.

Данная тема поможет детям творчески использовать знания базовой программы, получить новую, дополнительную информацию на более глубоком, практическом уровне в интеграции с другими темами.

Подача материала предполагает сначала вводное – теоретическое занятие, на котором будут объяснены задачи предлагаемой игры, определена система занятий, с использованием наглядного материала (карточки, фотографии) , польза и лечебный эффект занятий.

Целью вводного занятия – сформировать положительную мотивацию на посещение занятий, показать актуальность освоения в комплексе теорией и практикой занятий физической культурой, т.е. формирование научного мировоззрения развития организма.

Практические занятия позволяют дошкольникам увидеть подтверждение теоретических данных.

Форма практических занятий: спортивные эстафеты, подвижные игры, соревнования, плавание.

Важным этапам в занятиях будут соревнования, которые покажут уровень подготовки к соревнованиям как внутри дошкольного учреждения так и на городе, области. Будет сформирована команда

из воспитанников детского сада.

С целью формирования успешной личности, на занятиях реализуются воспитательные возможности через рефлексию своей деятельности, взаимоанализ деятельности занимающихся, толерантность, умение правильно реагировать на замечания, подчиняться правилам игры, формируется чувство коллективизма, социальные качества личности.

Спортивный инвентарь: мячи (резиновые разных размеров, набивные мячи) , стойки, степы, скакалки, шведские стенки, тренажеры, (пресс-скамья, гантели) .

Методическая литература:

  1. Сортел Н., М, ООО «Издательство АСТ» , 2002 г.
  2. М, издательский центр «Академия» , 2002 г.
  3. Биркина Е.Н., Энциклопедия спорта. М. Ритор – классик, 2002 г.
  4. Коданева Л.Н.,
  5. Зайцев А.Г., «Твое здоровье» С-П,

издательство «Детство-пресс» , 2006 г.

Дошкольники, обучающиеся по данной теме имеют возможность научиться самостоятельно дозировать физическую нагрузку, осуществлять самоконтроль физического состояния, научить играть в спортивные игры своих сверстников во дворе, что развивает не только координацию, быстроту и силу, но и мышление. Дети приобретут исследовательские и практические навыки, что делает дошкольника всесторонней развитой личностью.

  • Результаты анкетирования родителей
  • учет степени активности обучающихся
  • количество и качество проведение спортивных игр, соревнований
  • диагностика динамики скоростных, координационных и силовых качеств
  • желание заниматься данным видом спорта углубленно.

2. Цели темы:

  1. Дать дошкольникам представления о подвижных играх, чему они учит, что развивают;
  2. Дошкольники должны знать основные правила игры, научиться оперировать полученными знаниями и умениями.
  3. Приобретенные навыки дошкольников:
  4. Овладение теоретическими знаниями, правилами игры, техническими приемами, которые они успешно воплотят в игре;
  5. Развитие координации, скорости, силы, укрепление мышечного тонуса и опорно-двигательного аппарата.

Структура темы:

Теоретический модуль: «Получение знаний в новых условиях»

Цель:

1. Познакомить детей:

  • с историей развития «подвижных игр»
  • со спортивными достижениями детей дошкольных учреждений города.

2. Изучить:

  • правила поведения в спортивном зале, спортивной площадкой на улице.
  • правила техники безопасности
  • санитарно-гигиенические требования

Практический модуль: «Я тренируюсь»

Цели:

1. Научить применять знания в игре.

  • свободное владение оптимальным набором приемов и способов для выполнения заданных игровых функций
  • точность и эффективность выполнения указанных приемов
  • стабильность выполнения приемов при влиянии сбивающих факторов (незначительном утомлении, психологическом напряжении) .

Творческий модуль: «Я играю»

Цель:

  1. Создание ряда игровых ситуаций, побуждение детей думать и размышлять;
  2. Применение знаний и умений на спортивной площадке;
  3. Спортивные эстафеты, игры, праздники.
  4. Ожидаемый результат

В результате занятий по данной теме предполагается сформировать у детей умение играть в подвижные игры, сформировать желание научить играть сверстников и младших дошкольников, развить у дошкольников коммуникативные качества личности, толерантность, создать ситуацию успеха с целью самореализации и самосовершенствования.

Список использованной литературы

  1. Железняк Ю.Д., Спортивные игры. «Техника, тактика, приемы обучения» М, издательский центр «Академия» , 2002 г.
  2. Зайцев А.Г., «Твое здоровье» С-П, издательство «Детство-пресс» , 2006 г.
  3. Коданева Л.Н., «Сценарии спортивных праздников» М. издательство АРКТИ, 2006 г.
  4. Сортел Н., «100 упражнений и советов для юных игроков» М, ООО «Издательство АСТ» , 2002 г
  5. Картотека «Подвижных игр»
  6. Публикации из спортивных газет и журналов.

Светлана Цымбаленко
Развитие координационных способностей, средствами подвижных игр

В дошкольном возрасте, наряду с формированием психических качеств ребенка, происходит активное формирование его двигательных навыков. Вопросы развития психофизических качеств ребенка в настоящее время широко обсуждаются специалистами. Довольно распространенным в научной среде является утверждение о том, что психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека. В результате систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно оказать существенное влияние на развитие этих качеств .

В процессе физического воспитания под руководством педагога ребенок овладевает двигательными умениями и навыками в соответствии с требованиями программы для каждой возрастной группы.

Упражнения и подвижные игры , способствующие развитию координационных способностей в строгой последовательности и с постепенным усложнением заданий должны включаться в физкультурные занятия, самостоятельную двигательную деятельность на прогулке.

Многими специалистами ловкость и координация движений рассматриваются как синонимы. Согласно определениям, ловкость – это способность выполнять движения в определенный момент времени с точно заданной амплитудой, а координация – способность строить целостные двигательные акты, преобразовывать выработанные формы действий и переключаться от одних действий к другим, согласно быстро меняющимся ситуациям.

По мнению Н. Бернштейна, координация есть способность двигательно выйти из любого положения, т. е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей.

В качестве методических приемов для тренировки координации рекомендуются следующие :

Использование упражнений с необычными исходными положениями;

Зеркальное выполнение упражнений;

Изменение скорости и темпа движений;

Варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение;

Усложнение упражнений дополнительными движениями.

Развитие координационных способностей происходит на основе пластичности нервной системы, способности ощущения и восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Успешное выполнение двигательной задачи определяется точностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения.

У ребенка воспитание координационных способностей связано с умением согласованно, последовательно выполнять движение. Координация является необходимым компонентом любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.) .

Наилучшие условия для совершенствования координационных способностей создаются в разнообразных подвижных играх : ребенок должен проявлять быстроту, сообразительность, увертливость, умение ловко двигаться между предметами, инициативу при неожиданных изменениях ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок.

Для совершенствования координации целесообразно использовать задания на лучшее выполнение упражнений с предметами (скакалкой, мячами, обручами, палками и т. п.) . Полезно выполнять совместные упражнения вдвоем или небольшой группой с мячами, обручами, шестами, шнуром и др. Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или выполнение их в разных вариантах для поддержания новизны и повышения координационной трудности . Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.

В физкультурных занятиях и игровой деятельности можно использовать бег из усложненных стартовых положений (сидя, сидя на карточках, стоя на одном колене и др.) .

Развитию координации способствуют подвижные игры . В, них, выполняя задания по сигналу, ребенок может самостоятельно изменять характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т. д.) . Правильная двигательная реакция ребенка будет определяться умением быстро выбрать направление и скорость движущегося предмета (водящего) с учетом расстояния и времени его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и содействует их совершенствованию, а также некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все это позволяет ребенку правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке.

В воспитании детей дошкольного возраста учитываются возрастные особенности их организма – слабость мышц, недостаточная регуляция их нервной системой. Поэтому отбор динамических упражнений должен предусматривать кратковременное скоростно-силовое напряжение (различные упражнения в беге, метаниях, прыжках, а также лазанье по вертикальной и наклонной лестнице) и чередование разных видов движений, активных действий и отдыха.

В процессе выполнения прыжков, бега, метания ребенку необходимо развивать быстроту и умение проявлять силу – сочетать быстрое выполнение движения с концентрацией нервно-мышечного усилия, т. е. проявлять скоростно-силовые качества.

Для развития этих качеств , по данным Е. Н. Вавиловой, можно применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед; вспрыгивание на возвышение с места, с небольшого разбега; прыжок вверх из приседа; прыжки на месте и с продвижением вперед; прыжки через линии или палки. При выполнении прыжков следует больше внимания уделять энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленях ноги и быстрому их выпрямлению.

Примером подвижных игр , способствующих развитию координации , являются такие, как «Пожарные» , «Самый меткий» , «Собери ленты» , «Кот и мыши» , «Перелет птиц» , «Не дай мяч водящему» , «С кочки на кочку» , «Ловля бабочек» и др.

Для определения уровня развития координационных способностей ребенка можно использовать доступные в выполнении диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения, к тому же обладают высокой статистической достоверностью.

Для диагностики координационных способностей можно использовать разнообразные физические упражнения :

Ходьба и бег между предметами;

Бег с преодолением препятствий (пролезание в обруч, перепрыгивание через скамейку и т. д.) ;

Метание в цель;

- общеразвивающие упражнения с предметами.

Выполнение упражнений можно оценивать по пятибалльной шкале.

ВОТ НАПРИМЕР ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тестовые задания на координацию .

Воспитатель объясняет и показывает ребенку несложное общеразвивающее упражнение . И. п. основная стойка. На счет раз – правая рука на пояс, два – левая на пояс, три – правая рука к правому плечу, четыре – левая к плечу, пять – правая рукав верх, шесть – левая вверх, семь, восемь –хлопки руками над головой. Затем в той же последовательности опускаем руки вниз, на счет семь, восемь – хлопки руками внизу. Упражнение выполняется сперва в медленном темпе, а затем увеличивается темп. Данное упражнение можно выполнять, маршируя на месте, затем в прыжках на двух ногах. Умение ребенка точно выполнять упражнение в быстром темпе оценивается воспитателем.

Воспитатель показывает упражнение в правую сторону. На счет раз, два – приставной шаг вправо; три, четыре – два хлопка перед собой; пять, шесть, семь, восемь – поворот вокруг себя вправо. Затем ребенок должен выполнить точно такое же упражнение влево. Оценивается точность выполнения.

Ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков за 10 секунд. Делаются две попытки, засчитывается лучший результат. Следует правильно выбрать скакалку, чтобы концы ее достали до подмышек ребенка, когда он встает обеими ногами на середину и натягивает ее.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие координационных способностей у дошкольников посредством сюжетно-ролевой ритмической гимнастики» Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования «Ум ребенка – на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности-играх,.

Формирование координационных способностей у детей с ОНР средствами дыхательной гимнастики и логоритмов на фитболах Общеизвестно,что основы здоровья человека закладываются в детстве,поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы в нашем детском саду.

Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее.

Подвижные игры как средство развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

3.1 Методика развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

Нарушение слухового восприятия вызывают специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста . Многие неслышащие школьники с трудом осваивают представления о мерах времени и об отношениях между единицами измерения. В исследованиях многих ученых было отмечено, что у глухих детей время простой двигательной реакции замедлено по сравнению со слышащими. По мнению ученых, поражение слуха приводит к замедленной скорости усилий и к отставанию в развитии двигательной памяти, что, возможно также, связано с некоторой общей ограниченностью физических возможностей глухих школьников .

Слух теснейшим образом связан с движением . Бернштейн, указывая на взаимосвязь двигательного и слухового анализатора, подчеркивал, что движение корректируется не только зрением, но и слухом . Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений. Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость. Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования, подтверждая это положение, позволяют выделить следующее своеобразие двигательной сферы глухих школьников:

недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;

относительная замедленность овладения двигательными навыками;

трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия;

относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;

замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;

отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;

отставание в развитии жизненно важных физических способностей, таких как скоростно-силовые, силовые, выносливости и других, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков.

Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора.

Развитие ловкости происходит в процессе обучения человека. Для этого необходимо постоянное овладение новыми упражнениями. Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны.

Второй путь развития ловкости - увеличение координационной трудности упражнения.

Третий путь - борьба с нерациональным мышечным напряжением, так как умение проявлять ловкость во многом зависит от умения расслаблять мышцы в необходимый момент.

Четвертый путь развития координированности человека - повышение его способности поддерживать равновесие тела .

Для воспитания координации движений используются различные, постепенно усложняемые сочетания элементарных движений рук и ног: более трудные акробатические упражнения; танцевальные движения - ритмическая ходьба, чередование ходьбы и бега в различных сочетаниях; усложненные прыжки со скакалкой, с различными дополнительными движениями рук; прыжки через разные препятствия; упражнения с большими мячами - передача, перебрасывания с ловлей и др. Для этих целей используются также игры, побуждающие учеников незамедлительно переходить от действий к другим соответственно изменяющиеся обстановке («Салки» - 1 класс, «Зайцы в огороде» - 2 класс, «Подвижная цель» - 3 класс.).

В 7-8 лет быстро совершенствуются способности к различным, точным движениям. Этому помогают метание в цель, упражнение с малыми мячами - удары о пол, броски в стену с ловлей, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями; различные сложные манипуляции с другими мелкими предметами - палочками, колечками, кубиками и т. д. С помощью этих упражнений учащиеся быстрее овладевают техникой письма, рисования .

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени .

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способности оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование) кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт .

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.

Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они ведут к утомлению .

При незначительном или глубоком нарушении слуха, как отмечает ряд авторов, у детей наблюдается значительное отставание в физическом и двигательном развитии, имеются нарушения координации движений по сравнению с нормально слышащими детьми. В настоящее время изучены особенности развития, обучения, воспитания таких детей, преимущественно среднего и старшего школьного возраста и недостаточно проведено исследований на детях младшего школьного возраста. Вместе с тем, именно данный возраст требует пристального внимания педагогов и ученых .

На основе анализа литературных источников нами были подобраны подвижные игры, соответствующие возрасту учащихся и направленные на повышение уровня развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Основные особенности занятий с применением данной методики заключаются в следующем:

1. Подвижные игры для каждого урока подбираются в зависимости от задач урока и уровня подготовленности учащихся.

2. Подвижные игры проводятся в основной части урока, опираясь на требования методики проведения подвижных игр для данной возрастной группы.

3. Подвижные игры применялись в следующей последовательности. Каждые два месяца состояли из одного блока, в который входил восьми недельный микроцикл. Он состоял из трех игр каждые две недели (Приложение 1), таким образом, получается, что в месяц должно проводиться шесть подвижных игр. Следующие два месяца, второй блок, проводился по той же схеме, что составило шесть новых игр. Последующие два месяца, третий блок, уже повторялся по первому. По окончании третьего блока, начинался заключительный четвертый, который повторял заново комплекс второго блока. Что в итоге исследования составило двенадцать подвижных игр.

Это разработано с целью разнообразия нагрузки для занимающих и для того чтобы к моменту возвращения к пройденным играм у детей сформировалось представление о пройденном материале и способствовало доведению движений до автоматизма.

4. Занятия проводятся три раза в неделю. Два из них на уроке физической культуры, а третий дополнительно организованный учителями физической культуры.

5. Дополнительная направленность занятий заключалась в том, что на каждом занятии был сделан акцент на определенные координационные способности, для того чтобы стало возможным охватить в процессе проведения игр все направления такой физической способности как координация.

3.2 Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования

Для оценки уровня общей физической подготовки детей с нарушением слуха 7-9 лет после эксперимента использовались те же методы, что и в начале исследования. После анализа полученных данных в начале эксперимента, было установлено, что у занимающихся как контрольной, так и экспериментальной группы, координационные способности находятся на одном уровень.

В контрольную и экспериментальную группу вошли те же дети в количестве 9 человек, что и на начало эксперимента.

Анализ полученных результатов показал, что между экспериментальной группой и контрольной группой имеются достоверные различия.

Результаты итогового контроля показали, что внедрение в занятия по физической культуре комплекса подвижных игр в экспериментальных группах, оказал достоверное и качественное воздействие на организм детей, что подтверждают данные из таблицы 1 и 2.

Так, показатели координационных способностей экспериментальной и контрольной групп следующие:

Из таблицы 1 и 2 видно, что средний результат теста «Челночный бег 3 х 10м » в контрольной группе до начала эксперимента составил - 9,3 сек., а в конце эксперимента - 9,2 сек. Показатели в экспериментальной группе, составили - 9,3 сек. в начале эксперимента и 9,1 сек. в конце эксперимента. Таким образом, прирост среднего результата в контрольной группе составил, 0,1 сек. и в экспериментальной группе - 0,2 сек. Что свидетельствует о том, что занятия, проводимые с детьми в экспериментальной группе, дали более высокой результат, чем в контрольной группе.

Средний результат теста «Прыжок на максимальное количество градусов» до эксперимента в контрольной группе составил 317,8 град. (Таблица 1) и 330,6 град. после эксперимента (Таблица 2). Что дало разницу между результатами до и после эксперимента в 12,8 град. В экспериментальной группе прирост по этому показателю составил 30,9 град. при результате до эксперимента 320 град. и 350,9 град. после (Таблица 1 и 2).

Таким образом, прирост среднего результата в контрольной группе составил всего лишь 12,8 град., в то время как в экспериментальной группе 30,9 град., что свидетельствует о наиболее эффективной методике занятий в последней группе.

При оценке уровня времени простой реакции (тест «ловля линейки») за экспериментальный период в контрольной группе до начала эксперимента результат составил - 24 см и 22, см соответственно после (Таблица 1 и 2). В экспериментальной группе этот показатель составил 24,5 см до эксперимента и 19,2 см после (Таблица 1 и 2). Таким образом, прирост среднего результата составил в контрольной группе 2 см, а в экспериментальной - 5,3 см.

Такую разницу в результатах мы объясняем тем, что у детей, занимающихся по нашей методике произошел более высокий уровень прироста результатов, чем у детей занимающихся по стандартной методике.

Средний показатель результата по методике Е.Я. Бондаревского (тест «Проба Ромберга»), так же показал качественные изменения в экспериментальной группе за период исследования.

В экспериментальной группе результат составил до эксперимента - 20,7 с., а после эксперимента - 28,8 с. При показателях в контрольной группе до эксперимента - 20,4 с., а после - 24,6 с.

Прирост результата в экспериментальной группе на конец исследования составил - 8,4 с., в то время как в контрольной группе лишь на 3,9 с., что значительно ниже показателей в экспериментальной группе (Таблица 1 и 2).

"right">Таблица 1

Средние результаты тестов координационных способностей детей младшего школьного возраста до эксперимента

КГ - контрольная группа;

"right">Таблица 2

Средние результаты тестов координационных способностей детей младшего школьного возраста после эксперимента

ЭГ - экспериментальная группа;

КГ - контрольная группа;

M - средняя арифметическая величина;

m - статическая ошибка средней величины;

p - коэффициент достоверности.

После анализа полученных данных до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группе, мы получили следующие результаты исследования.

В тесте челночный бег 3х10 м на конец эксперимента разница в результатах контрольной и экспериментальной группы составила 0,1 с. в пользу экспериментальной группы, тогда, как до начала эксперимента результаты были идентичными.

В показателях теста прыжок на максимальное количество градусов, так же прирост результатов в пользу экспериментальной группы. Разница результатов составила 18,1 град., в то время как до начало эксперимента она составляла всего лишь 2,2 град.

Результаты теста проба Ромберга имеют так же более высокий прирост результатов в экспериментальной группе. До начала эксперимента показатели этого теста были выше у контрольной группы, разница между данными составляла - 0,3 сек., а после эксперимента, уже - 4,2 сек. в пользу экспериментальной группы.

Такая же картина наблюдается и в показателях четвертого теста время простой реакции (тест «Ловля линейки»). До начала эксперимента разница в результатах составляла всего лишь 0,5 см, тогда как после эксперимента - 2,8 см. в пользу экспериментальной группы.

Таким образом, мы видим, что после заключительного этапа исследования и обработки результатов, мы получили достоверное улучшение координационных показателей по всем тестам и наблюдается положительная динамика в обеих группах, где результаты являются достоверными (p ? 0,05), но следует отметить, что в контрольной группе результаты существенно ниже показателей экспериментальной.

Все выше изложенное позволяет нам сделать заключение о том, что гипотеза исследования подтвердилась и наша методика является эффективной.

Методика развития двигательных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Сколиоз - тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующиеся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси...

Правильная постановка физического воспитания детей с первого года обучение в школе является одним из важных условий успешного обучения и воспитания учащихся. Вот пять задач...

Особенности методики развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

Л.П.Матвеев (1991): воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения...

Особенности методики развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте наиболее широко используют скоростно-силовые упражнения. Раскроем особенности средств и методики развития скоростно-силовых способностей...

Особенности методики развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

Оценка и отметка. Оценивание - это результат процесса оценивания. Отметка - это количественное выражение оценки. Отметка может быть выражена цифрой ("5", "4", "3"), буквой (А, В, С) или даже символами ("звездочка", "треугольник", "кружок" и т.п.) (Мащковцев А.И...

Особенности методики развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое всем процессом урока и физическими упражнениями. Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е...

Детям с нарушениями слуха, часто имеющим другие дополнительные расстройства, трудно строить свои взаимоотношения с окружающими. Зачастую у таких детей нет желания вступать в контакт, они безынициативны, замкнуты в своих ощущениях...

Особенности обучения легкоатлетическим упражнениям детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Вся человеческая деятельность, интеллект, труд, чувства, общение, эмоции побуждаются к жизни движениями. Выполняя те или иные двигательные действия, человек проявляет в них свои способности, отличающиеся качественным своеобразием...

Подвижные игры как средство развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

Изучение способов определения двигательных качеств школьников является одним из наиболее важных и основных методов педагогического контроля...

Развитие двигательно-координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста средствами мини-футбола

С учетом подготовки и индивидуальных особенностей каждого ребенка с нарушением слуха, разработана методика развития пространственной ориентации у детей 9-10 лет на физкультурно-оздоровительных занятиях с элементами мини-футбола...

Развитие координационных способностей у детей школьного возраста

При воспитании координационных способностей решают две группы задач: по разностороннему и специально направленному их развитию Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании...

Развитие координационных способностей у детей школьного возраста

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности...

Развитие координационных способностей у детей школьного возраста

Ценность игры как средство познавания мира и подготовки новых поколений к жизни была понятна довольно давно и использована в воспитательных целях. С первых шагов своей жизни ребенок приобретает необходимые навыки и качества через игру. Игра развивает ум, совершенствует восприятие, формирует механизмы координации и управления движениями, дает исключительный опыт операцией с орудиями труда и различными предметами; развивает психические качества и многое другое. И в дальнейшем она сохраняет свою притягательную силу, удовлетворяя естественную для каждого человека потребность в движении и творческой деятельности на протяжении всей его жизни. Именно в этом основная причина той особой популярности, которой пользуются игры у народов всего мира .

У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные способности (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и др.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния.

Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошей координации. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества .

Нарушение слуха затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведёт к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин:

1) ограничением возможностей зрительного подражания, порождающим искажённое представление об окружающей действительности;

2) неблагоприятным периодом дошкольного воспитания (у детей, не посещавших детские дошкольные учреждения), тормозящим развитие познавательной и двигательной активности;

3) снижением иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям, и как следствие, к пропускам академических занятий, снижению успеваемости учащихся .

При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. На начальных стадиях управление осуществляется, прежде всего, за счет активной статической фиксации этих органов, затем -- за счет коротких физических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определенной мышце. Наконец, на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений, направляемых теперь на решение задач. В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции. Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, профессиональный спортсмен. Однако координация нужна не только в спорте. От нее зависит каждое движение человека .

Значение игры как многообразного общественного явления, выходит далеко за сферы физического воспитания и даже воспитания в целом. Понятие игрового метода в сфере воспитания в широком смысле слова отражает методические особенности игры, то есть то, что отличает её в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства его другими педагогическим существенным) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футбол, волейбол или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе физических упражнений при условии, конечно, что они отдаются организации соответствии с особенностью этого метода .

Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действия, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения метрических требований к проведению, нежели к собственному содержанию игры.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и скоростных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.) .

В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего, естественных движений (ходьба, бег, прыжки), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удар по мячу) и технико-тактического взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером), необходимые при дальнейшем овладения спортивными играми в средних и старших классах.

Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.

Обязательным условием построения занятий по подвижным играм (в особенности с мячами), являются четкая организация и разумная дисциплина, основанная на том соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя; обеспечение преемственности при освоении новых упражнений, строгое соблюдение дидактических принципов .

Важнейшей особенностью подвижных игр является то, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно и на двигательную и на психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессе контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системы.

В то же время игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движения. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствуют гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата.

Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются четкими, пластичными. Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее освоенных .

Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей в непрерывно меняющихся условиях:

активность и самостоятельность играющих;

соревновательный характер;

коллективность действий.

Действия играющих подчинятся правилам. Правила определяют выбор тактики и облегчают руководство игрой. Игры принято классифицировать по характеру складывающихся в игре взаимоотношений. Этот принцип впервые был применен П.Ф. Лесгафтом. Различают три основных класса игр:

некомандные;

переходные к командным;

командные.

Более детальная классификация выделяет имитационные игры, с перебежками, с преодолением препятствий, с сопротивлением, ориентировкой, музыкальные игры, на местности, подготовительные (подводящие) игры и так далее .

Подвижным играм отведено значительное место в программе физического воспитания общеобразовательной и коррекционной школы. Больше всего учебного времени выделяется на обучение подвижным играм в 1-3 классах. Психологи смотрят на подвижные игры как на средство проявления, раскрытия и развития психологических и нравственных качеств человека. Ученые признали игру как метод познания ребенка и как метод коррекции психического и физического развития, что в свою очередь жизненно необходимо детям с нарушением слуха. Игры закрепляет приобретенные способности, помогает детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. Дети в игре сходятся быстро, и любой ее участник интегрирует опыт, полученный от других играющих. Ребенок учится действовать сообщая. Игра формирует в ребенке и сохраняет у взрослого человека такие социальные черты как обаяние, непосредственность, общительность .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.