Ценности современных подростков. Жизненные ценности современных подростков

Жизненные ценности каждого из нас складываются не на пустом месте: нас пропитывает та атмосфера, в которой мы жили с детства, представление о ценностях, которыми мы были окружены . Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.Для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жизненные ценности подростка Классный руководитель 10 класса Родина О.В.

Одной женщине приснился сон, что за прилавком магазина вместо продавца стоял Господь. - Боже! Это ты! - Да, Я, - ответил Бог. - А что у Тебя можно купить? - Все, - был ответ. - Тогда, мне бы хотелось купить здоровья, счастья, любви, успеха, и много денег. Бог улыбнулся, и пошел за заказанным товаром. Вскоре Он вернулся с небольшой картонной коробочкой. - Это все! - воскликнула женщина. - Да, - ответил спокойно Бог, - разве ты не знала, что у Меня продаются только семена?

Подро́сток - юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12-14 до 15-17 лет).

Основополагающие общечеловеческие ценности Ценятся: Доброта Верность Взаимопомощь Честность и т.д. Отвергаются: Цинизм Обман Жадность Тщеславие Преступления и т.д.

Общечеловеческие ценности современного общества Семья Здоровье Образование Работа + личные ценности человека: Материальные Духовные

Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период.

Подросток (12-15 лет) идет к познанию действительности во многом "от себя", через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет) , наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нем?", "Каковы мои возможности?", "Какой я?". Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок.

Самое главное для подростка - это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.

Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина. Ошибкой было бы считать самоконтроль ограничением свободы. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как взрослые уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами. Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, давать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему и в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.

Принятие решения тесно связано с ответственностью. Подростки хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность. Настоящая свобода - это когда человек учитывает последствия своих поступков, их влияние на других людей. Иногда причина непонимания в семье кроется в том, что подросток занимает "удобную" позицию: "Для свободы я взрослый, для ответственности - маленький ". Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным.

Жизненные ценности каждого из нас складываются не на пустом месте: нас пропитывает та атмосфера, в которой мы жили с детства, представление о ценностях, которыми мы были окружены. Самый естественный путь формирования жизненных ценностей - не разговоры, а естественное вовлечение человека в новые для него жизненные обстоятельства, в которых естественным образом ему эти ценности оказываются близки и нужны.

"Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека…» В. А. Сухомлинский.


Родительское собрание: «Жизненные цели подростков»
Задачи: обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих формированию жизненной и гражданской позиции подростка.
Форма проведения: обмен мнением за круглым столом с элементами лекции
Вопросы для обсуждения:





А как вы думаете, какая жизненная цель человека, является первой?
Подготовительная работа: анкетирование учащихся, проведение проектной методики «Мой жизненный выбор», проведение классного часа «Жизненные цели подростков», видеозапись учеников, мониторинг участия учеников 8 класса в интеллектуальной жизни школы с 6 по 8 класс.
Ход собрания
Уважаемые мамы и папы! Растут наши дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.
У детей появляются свои тайные интересы, в какой-то момент времени они перестают понимать родных и близких. В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребёнке, перестают понимать их, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребёнка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для неё несущественны.
В связи с этим хочется привести небольшую притчу.
Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.
Тема сегодняшней нашей встречи «Жизненные цели подростков» и эпиграфом к собранию я взяла слова индийского мыслителя, философа Свами Вивекананда «Каждого человека следует оценивать не потому, кто он есть, а по тому, чего он реально желает добиться!»
Собрание наше необычное. Оно пройдёт в форме обмена мнением за круглым столом. И я надеюсь, что к концу нашей встречи, вы сможете для себя сделать вывод, о том, как важно научить, направить правильно ребёнка по жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами, а в конечном итоге помочь определиться с профессиональным выбором.
Но для начала я хотела бы вернуться к эпиграфу нашего собрания. Вы согласны с данным высказыванием? Если да, то почему?
II. Вопросы для обсуждения
Предлагаю вашему вниманию вопросы для обсуждения:
Каким вы видите своего ребёнка в будущем?
Знакомы ли вы с его жизненными целями? Одобряете ли вы их?
Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?
Что может повлиять на формирование жизненных приоритетов подростков?
Как помочь преодолеть подросткам неудачи и разочарования?
Из ваших ответов ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями. Ну, а если сформулировать вопрос так: «Какая жизненная цель человека является первой?» Думаю, все согласятся, что это создание своей личности.
III. Проектная методика «Мой жизненный выбор»
Перед собранием я провожу обычно классный час. Это может беседа с элементами дискуссии, анкетирование, написание письма в будущее. И этот раз не был исключением. С ребятами была проведена проектная методика «Мой жизненный выбор» и предлагаю вашему вниманию результаты:
Цель моей жизни – это.
Мои родители знают, что моя цель жизни – это.
Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно.
Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается..
Поддержкой в достижении моих жизненных целей являются..
Для того, чтобы достичь цели, я должен..
Для того, чтобы достичь цели, я не должен
Из методики мы видим что, несмотря на то, что ребята являются учениками 8 класса, многие знают: для достижения успеха нужны знания, нужно трудиться, хорошо учиться, нужны терпение, сила воли, стремление. Не всегда теория совпадает с практикой, особенно, когда речь идёт о детях подросткового возраста. И вот здесь существенное влияние могут и должны оказать и родители и педагоги.
Я предлагаю вам, принять участие в разборе жизненных ситуаций. (Для этого разделимся на две группы: родители и педагоги)
IV. Вопросы для анализа и поиска решения в ходе дискуссии:
(для родителей) Ваш ребёнок всегда учился хорошо. Особый интерес он проявлял к гуманитарным наукам: иностранному языку, литературе, истории, обществознанию. И, вдруг ему становиться неинтересно учиться. Он пришёл к выводу: «Главное в жизни деньги». А их все равно в семье нет, значит, нет и образования в перспективе.
(для педагогов) Вы замечаете, что один из лучших ваших учеников, который имеет хорошие учебные результаты, не однократно занимавший призовые места по Вашему предмету вдруг стал проявлять равнодушие к учёбе. Ваши действия.
ВЫВОДЫ по ситуациям.
V. Статистика темы собрания.
Результаты статистики – материала исследований среди школьников – подростков (8-11 классы) Луговской СОШ
В исследовании участвовали 34 учащихся.
На вопрос определения своих жизненных целей из 34 опрошенных:
26 ответили ДА, 8 ответили НЕТ;
2. Что нужно, чтобы поставленная цель была реализована?
а) образование – 18 уч; б) трудиться – 10уч.; в)быть целеустремлённым – 11 уч.; г) сдать ЕГЭ – 1 уч
3. Какую роль играют в вашей учёбе ученики хорошо успевающие по всем предметам?
А) мне безразлично – 8 уч-ся
Б) рад, что со мной учатся такие прилежные ученики – 14 уч-ся
В) такие ребята меня вдохновляют – 12 уч-ся
Г) они меня раздражают нет
4. Ваша реакция на ученика плохо успевающего?
а) он мне безразличен – 24 уч-ся
б) он меня раздражает 1 уч-ся
в) такие ученики мне симпатичны – 5 уч-ся
г) мне хочется помочь ему – 4 уч-ся
VI. Классный руководитель: Немного из психологических исследований
Исследователь психологии, социолог, психолог Игорь Семёнович Кон замечает, что число ребят, озабоченных своим настоящим «Я», в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, а в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим «Я». Он также отмечает, что не всем это дается легко. По мнению другого психолога Эрика Эриксона в подростковом возрасте ребёнок испытывает потребность в остановке времени. Психологически это означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время ещё не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть молодые люди, которые вовсе не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». По мнению психолога, такая установка (как правило, неосознанная) с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.Ко всем этим психологическим трудностям, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены непростой сегодня социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие наших детей. Всё это в совокупности и составляет главную основу проблем подросткового возраста наших детей.
Разобрав педагогические ситуации, поняв все сложности психологического развития детей нашего возраста, давайте попробуем ответить на вопросы.
Группа родителей: Как родитель может помочь заинтересовать ребёнка учёбой?
Группа учителей: Какими должны быть действия педагогов школы в этом направлении?
VII.ВЫВОДЫ:
Итак, мы выяснили, в любом случае вначале полезно просто рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем и т.п.Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, содержащих рецепты, которые помогут вам стать знаменитым, добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконец. И везде, в тройке самых важных «определи свою жизненную цель»:- Следуй строго к поставленной цели. Учись ее находить.- Не предавайся бесплодным мечтаниям.- Разрабатывай конкретные планы на будущее и т.д. и т.п.Самую, пожалуй, радикальную позицию в этом вопросе предлагает Максуэлл Мольц. Знаменитая «психокибернетика» Мольца основывается на следующем тезисе: «Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей».
Так как же ответить на самый главный и самый, как ни странно, трудный вопрос чего ты хочешь? Как научиться формулировать свои цели? Как фиксировать это в своем сознании? Кратко можно ответить так: надо мечтать, но делать это очень сосредоточенно.
VIII. Видеозапись детей по вопросу «Жизненные цели подростков»
IX.
Памятка для родителей
Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростки как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
Закончить наше собрание мне хотелось бы высказыванием героя повести Германа Гессе «Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером»: «Жизнь каждого человека есть путь к самому себе, попытка пути, намек на тропу. Каждый, как может, устремляется к своей собственной цели».

Курсовая работа

ЦЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ


Введение

Глава 1. Психологическое содержание подросткового возраста

1.1 Представление о подростковом возрасте различных подходах

1.2 Фазы подросткового возраста и их общая характеристика

Глава 2. Понятие и сущность ценностей в структуре личности

2.1. Характеристика понятия «ценность» в различных психологических подходах

2.2. Роль ценностей в структуре функционирования личности

2.3 Формирование ценностей в подростковом возрасте

Глава 3. Психологическое содержание и значение проб в подростковом возрасте

Глава 4. Исследование динамики ценностей в подростковом возрасте

4.1 Гипотеза, цели и задачи исследования

4.2 Описание процедуры исследования

4.3 Проведение исследования

Глава 5. Основные результаты и их обсуждение

5.1 Схема обработки полученных данных

5.2 Сравнение банков ситуаций проб у подростков

5.3 Качественное и количественное сравнение ценностных ориентаций подростков разных групп

5.4 Обсуждение и интерпретация полученных результатов

Заключения

Список источников

Приложения

Введение

Данная работа посвящена одной из самых актуальных в последнее время проблем психологии – исследованию психологических причин формирования зависимого (аддиктивного) поведения. Благодаря уже существующим исследованиям предпосылок возникновения аддикции был накоплен обширный материал, касающийся факторов формирования зависимого поведения в подростковом возрасте (С.А. Кулаков, С.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева, С. Даулинг). Но редко встречается описание, на наш взгляд, наиболее значимого фактора: ценности подростков.

Ценности являются важнейшим регулятором социального поведения. Подростковый возраст является очень важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Подростковый возраст обычно считается переломным, переходным, критическим периодом в жизни ребенка. Кризис этого возрастного периода состоит в том, что нет готового ответа на вопрос «Кто я?». Его нужно найти, и подросток пробует себя, пробует границы своих возможностей. Таким образом, это возраст проб и возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое Я, определить границы своих возможностей, подтвердить свое бытие находит выражение именно в ситуациях проб; именно в таких ситуациях обнаруживаются разные грани себя, стороны своего Я; а сами такие ситуации сопряжены с риском (с рискованием, рискованными ситуациями). Психологическим содержанием проб является риск (и многие пробы, которые совершает подросток, связаны с риском). Пробы, как правило, несут в себе частицу неизведанности, неопределенности, а порой и опасности (т.к. есть вероятность потери чего-то ценного для подростка). Таким образом, возникает вопрос: Может ли подросток в результате таких проб обнаружить для себя что-то как ценное? Какие именно при этом должны произойти пробы? Под ценностями мы понимаем те ценности, которые являются как бы ориентирами, которыми руководствуется подросток в реальных жизненных ситуациях.

На данном этапе мы не подготовлены к тому, чтобы ответить на эти вопросы. Для того чтобы ответить на них мне нужно для начала узнать - как именно изменяются ценности у подростков в разных подростковых периодах и изменяются ли они вообще? И от чего зависят изменения ценностных ориентаций?

Мы предполагаем, что такие изменения связаны с тем, что в течение подросткового возраста изменяются сами ситуации проб, т.к. на протяжении этого возрастного периода изменяются задачи на развитие, социальные ситуации, ведущая деятельность.

Возникновение этого предположения возникло с опорой на свой личный опыт и на мнение различных авторов, (24, 28, 19, 25, 29). Так младший подростковый возраст - это период бурного физического созревания и растущего чувства взрослости, ведущей деятельностью становится общение с товарищами. Старший подростковый - это период завершения физического развития и психологической подготовки к самостоятельной жизни, завершение социализации, овладение социальными ролями, ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. Соответственно возникает вопрос: происходит ли вслед за изменением ситуаций проб изменение ценностей подростков в течении подросткового возраста? Ответ на этот вопрос позволит нам плотнее подойти к ответу на основной вопрос: как именно связаны пробы в подростковом возрасте и ценности подростков?

В своём исследовании мы обращаемся к ценностям в подростковом возрасте. Мы предполагаю, что в течение подросткового возраста изменяются ценности подростков.

Объект: подростки 12-13, 15-17 лет (7, 9,11 класс).

Предмет: динамика ценностей (ценностных ориентаций) подростков.

Цель исследования: описать динамику ценностей в подростковом возрасте.

Гипотеза №1: можно обнаружить изменение ценностей у подростков.

Гипотеза №2 : динамика ценностей связана с динамикой содержания ситуаций проб.

Задачи:

· провести анализ теоретических положений, в рамках которых осуществляется исследование;

· подобрать и опробовать методику обнаружения ценностей у подростков;

· проанализировать данные и оформить результаты практического исследования;

· сравнить ценности подростков на различных этапах подросткового возраста;

· выявить взаимосвязь динамики ценностей и ситуаций проб;

· описать динамику ценностей.


Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста

1.1 Представления о подростковом возрасте в различных подходах

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Подростковый возраст возник достаточно недавно в связи с усложнением жизни общества. Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжился вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным он охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет. Особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.

Существует целый ряд фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста.

Самыми первыми были биологические теории, которые основу возраста видят в биологических изменениях, происходящих в эту пору, в самом факте полового созревания. Самой старой из этих теорий является теория Ст. Холла , который исходит из биогенетического закона при объяснении развития ребенка и подростка. В соответствии со своей теорией рекапитуляции он считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Ст. Холл по праву назвал этот период периодом "бури и натиска". По его мнению, все особенности и критические перемены подчинены автоматически действующим наследственным влияниям. Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности". Несостоятельность теории Ст. Холла сейчас вряд ли у кого вызывает сомнения. Но, на наш взгляд, важным является то, что уже в самом первом фундаментальном исследовании подросткового возраста говорится о том, что этот возраст является критическим для становления личности и развития её самосознания.

Другая биологическая теория, на которой я хотела бы остановиться, это теория Ш. Бюлер. Подростковый возраст определяется Ш. Бюлер на основе понятия пубертатности. Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода - юностью. Период пубертатности разделяется на две фазы: негативную и позитивную. Основные черты негативной фазы, отмеченные Ш. Бюлер, это "повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние", а также "физическое и душевное недомогание", которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания. И здесь начинается вторая фаза - позитивная. Позитивный период приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив. На первое место Ш. Бюлер ставит "переживание природы" - сознательное переживание чего-то как прекрасного. Конечно, нельзя говорить о том, что в негативной фазе присутствуют исключительно мрачные стороны, а в позитивной - исключительно положительные . Важным в работе Ш. Бюлер является то, что была сделана попытка выделить и рассмотреть фазы пубертатного возраста.

Другое крупное направление исследований подросткового возраста первой половины ΧΧ века это культурно-психологические теории, которые берут за основу психологические изменения, происходящие в этом возрасте, вырывают их из общей совокупности явлений, приписывают им как бы самостоятельное бытие. Центральный представитель этого учения Э. Шпрангер. Он рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, это - возраст врастания в культуру. Три основных признака характеризуют этот возраст по Э. Шпрангеру. Первое - это открытие своего «я», которое происходит в пору отрочества, второе - постепенное возникновение жизненного плана и, наконец, третье - врастание в отдельные жизненные области и сферы культуры. Подростковый возраст для Э. Шпрангера не просто известная фаза в развитии, лежащая между детством и зрелостью, но это возраст, стоящий между первичной, неразвитой духовной структурой ребенка и точной, определившейся структурой взрослого человека . Таким образом, Э. Шпрангер указывает, что этот возраст является значимым для духовного развития личности, т.е. для формирования ценностей личности.

Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческого вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие ещё не до конца сформировались. Отсутствие идеалов и целей в жизни весьма отрицательно сказывается на становление молодежи, которая всегда критически относится к различного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации. А с другой стороны – для неё обязательно должны быть определённые идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в сфере профессионального становления и гражданственности. По мнению польского психолога К. Обуховского, потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл – одна из важнейших потребностей личности, причем, наиболее остро она переживается в период взросления. В период сознательного выбора жизненного пути.

Удовлетворяя ее, человеку приходится ориентироваться на ту или иную систему ценностей.

Методика проведения исследовательской работы

Особенностью подросткового возраста является то, что подросток принадлежит и детскому и взрослому миру. Как ребенок, он зависим от взрослых, но при этом, как взрослый, он находится на пути самоопределения и построения своей жизненной перспективы.

Ценностные ориентации выражают личностную значимость тех или иных областей жизни и раскрывают основные мотивы устремлений и поведения индивида.

Цель моего исследования: посмотреть, каким образом выглядит картина жизненных ценностей учащихся десятых и одиннадцатых классов.

Для определения ценностных ориентаций современных подростков мною был использован и адаптирован опросник, разработанный профессором Иркутского государственного университета Асеевым В. Г. «Ценностные ориентации личности» (ЦОЛ). Опросник позволяет определить отношение к следующим группам ценностей: труд, общение, познание, общественная работа, материальные ценности, развитие нравственных, волевых, деловых качеств личности.

Текст адаптированного опросника

1 балл – данная ценность не значима для меня;

2 – 6 баллов – ценность имеет определенную значимость для меня (чем больше балл, тем важнее ценность);

7 баллов – данная ценность имеет для меня жизненно важное значение.

Таблица жизненных ценностей

1. Быть образованным, иметь широкие и глубокие знания, высокую общую культуру.

2. Одеваться по моде красиво и элегантно.

3. Принимать на себя ответственность за решения и их исполнения.

4. Понимать прекрасное в искусстве, в человеке.

5. Иметь педагогические способности (уметь учить и воспитывать людей).

6. Сознавать, понимать общественную значимость своего труда.

7. Быть инициативным и самостоятельным в решение задач.

8. Быть уверенным в себе и в своих силах.

9. Получать удовольствие от процесса своего труда.

10. Быть требовательным к себе.

11. Расширять свой кругозор, образовательный уровень.

12. Быть бескорыстным.

13. Обладать организаторскими способностями, уметь сплотить людей.

14. Быть самокритичным, критически относиться к достигнутому.

15. Быть хорошим специалистом, до тонкости знать свое дело.

16. Быть жизнерадостным, иметь хорошее чувство юмора.

17. Уметь прощать ошибки и заблуждения других людей.

18. Быть скромным.

19. Иметь возможность общаться с друзьями.

20. Быть искренним в отношениях с людьми.

21. Уметь устанавливать хорошие отношения с людьми.

22. Проводить время в приятном общении с другими людьми.

23. Сопереживать горю, беде другого человека.

24. Обсуждать с одноклассниками школьные и личные вопросы.

25. Любить людей, быть терпимым к их взглядам, привычкам.

26. Быть в хороших отношениях с одноклассниками.

27. Уметь словом и делом помочь людям.

29. Уметь быстро решать учебные и житейские вопросы.

30. Учить быстро оценивать ситуацию и предвидеть возможные варианты хода событий.

31. Иметь собственное мнение в трудных жизненных ситуациях.

32. Быть выносливым, иметь крепкую волю.

33. Стремиться к самосовершенствованию.

34. Сделать карьеру.

35. Иметь личную машину.

36. Иметь свою благоустроенную квартиру.

37. Получать высокую зарплату.

38. Приобрести богатый профессиональный опыт.

39. Быть настойчивым и упорным в достижении цели. Идти к цели.

40. Работать не только за деньги.

41. Быть материально – обеспеченным.

42. Быть в курсе последних местных новостей.

43. Выступать с лекциями, беседами, нести идеи и знания в массы.

44. Знать последние достижения науки и техники.

45. Заниматься общественной работой. Участвовать в общественной жизни коллектива.

46. Быть ответственным в подготовке и проведении общественных мероприятий.

47. Участвовать в решение государственных вопросов.

Научная (теоретическая) часть работы

Основной ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Понятие ценности человека универсальное и его нельзя сводить к «полезности» человека для общества. Ценность человеческой личности выше всего того, что говорит или делает данный человек. Существует и понятие духовных ценностей. Это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который выражается в общественно-исторических отношениях. К ним относятся высшие ценности: моральные и эстетические, поскольку они во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

Ценностей может быть огромное количество, они могут включать в себя то, что связано с потребностями и нуждой человека. Среди ценностей есть самые значимые, дорогие, ради которых человек готов пойти на жертвы и даже - смерть. Ценности имеют жизненное значение, они усиливают жизненный потенциал человека, заставляют его выживать в самых тяжелых условиях и ситуациях. У людей могут быть разные ценности.

Хорошо, если у человека имеется своя система ценностей. У духовно развитых людей, как правило, гармоничная система ценностей.

Соотношение добра и зла, любви и ненависти, природа счастья и справедливости всегда волновали и волнуют человека. Современная цивилизация добавила проблему возможного самоуничтожения человечества, увеличила значимость до абсолютизма ценностей человеческой жизни, здоровья, необходимости сохранения среды обитания человека. Поэтому духовность человека рассматривается как независимость его от внешних влияний, определенная автономность, а также как-то положительное, ради чего следует жить. При всех зигзагах развития мировой истории человечество все же движется по пути гуманизации отношений людей, утверждения общечеловеческих ценностей, признания ведущей роли личности в прогрессе.

Важное место занимают материальные ценности, производимые человеком на протяжении всего исторического пути развития общества. К ним относятся и древнейшие пирамиды, и современные компьютеры. Мир материальной культуры, созданный человечеством для удовлетворения своих потребностей, многократно увеличивает его мощь.

Итак, ценность – это то, что для человека свято, это его убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Человек сам определяет, что для него свято, дорого, что делает полноценной его жизнь. Ценности родились в истории человеческого рода как духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом жизненных испытаний.

Анализ исследовательских результатов

Каждый человек не просто выбирает для себя ценности: он определяет их значимость для себя, выстраивает их в определенной иерархической последовательности.

Что ценят подростки, которые обучаются в нашей школе?

На основании средних показателей привлекательности, ценности для подростков различных жизненных сфер я составила рейтинг подростковых ценностей.

Выглядит он следующим образом:

На первом месте у уч-ся 10 класса ценностная ориентация на общение.

На втором – ценностная ориентация на познание и развитие волевых качеств.

На третьем месте – ценностные ориентации на труд, на общественную деятельность и материальные ценности.

На четвертом месте - ориентация на развитие деловых качеств.

На пятом – ориентация на развитие нравственных качеств.

На первом месте у уч-ся 11 класса – ценностные ориентации на развитие нравственных качеств.

На втором месте – ориентации на общественную деятельность и развитие деловых качеств.

На третьем месте – ценностные ориентации на познание и общение.

На четвертом месте – ориентации на материальные ценности и на развитие волевых качеств.

На пятом – ценностные ориентации на труд.

Таким образом, качественный анализ результатов опроса показывает, что для современных подростков наиболее значимыми являются ценностные ориентации на общение и саморазвитие, на познание и общественную деятельность, на материальные ценности и труд.

Количественные показатели ценностей

На общение

На познание

На общественную деятельность

На материальные ценности

На развитие нравственных качеств

На развитие волевых качеств На развитие деловых качеств

В настоящее время ступают быстрые процессы политических изменений в обществе. Очень трудно приходятся детям с еще не стойким мировоззрением и системой ценностей. Самые фундаментальные проблемы подростков: свобода, творчество, безопасность, справедливость, отображаются в их ценностях.

К сожалению, в нынешних кризисных социально-экономических условиях, когда растет уровень преступности, алкоголизма, наркомании, отсутствует действенная защита детей. Большое количество семей находятся в опасном социальном положении. В таких семьях, родители или законные представители несовершеннолетних не осуществляют своих обязанностей по воспитанию, отрицательно влияют на поведение подростков, жестоко обращаются с ними - имеют статус семьи, попавших в опасное социальное положение.

Проблемы детей, попавших в опасное социальное положение, нашли отражения в работах таких ученых, как Т.А. Александрова, ЛЛ. Анзорг, A.M. Бардиан, И.В. Гребенников, И.Н. Евграфова, A.B. Кирпаль, Т.А. Маркова, Ф А Мустаева, А.Е. Рацимор, В.В. Солодников, Т.И. Шульга и др .

Подросток, находящийся в опасном социальном положении - лицо, которое в результате безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья.

Ценностные ориентации подростков являются одними из сложных социально-психологических аспектов развития личности, оказывает влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к происходящим явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.

Жизненные ценности подростков - это идеалы, убеждения, принципы, стремления и другие абстрактные аспекты, которые наиболее значимы. Эти принципы служат целью в жизни, критериями качества.

Трудности, объединенные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших из наук, занимающихся исследованием общества и человека. Ценности выступают основой, как для отдельного человека, так и для нации, социальной группы и всего человечества в целом .

Ценностные ориентации - это самый важный компонент структуры личности, охарактеризовавший ее отношение к различным ценностям и предопределяющий ее поведение и мотивацию. Будучи понятыми, ценности играют большую роль для определения направленности индивида, его ориентации в социальной среде.

Подростковый возраст- самый трудный возраст ребенка, потому что в этом возрасте дети пытаются найти себя, свое место и свой путь в жизни, и социальной лестнице. Внутренний мир подростка противоречив и многогранен, и на изменение влияет множество факторов- от средств массовой информации-до близкого окружения. Имеющая большое значение - семья подростка, благоприятный психологический климат, отношения с родителями.

Будучи осознанными, ценности играют важную роль для определения направленности индивида, его ориентации в социальной среде .

В ценностных ориентациях сконцентрированы представления о нравственных ценностях, готовность или неготовность действовать в соответствии с моральными правилами и нормами .

Ценностные ориентации подростка вырабатываются постепенно в процессе его социализации путем проникновения социальной информации в психологический мир ребенка.

Сформированные ценностные ориентации - это признак зрелости человека, показатель меры социальности. Структура ценностных ориентаций определяет развитие таких качеств личности, как верность определенным принципам, надежность, активность жизненной позиции. Двойственность порождает непоследственность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций- это признак инфантилизма, что особенно заметно у подрастающего поколения.

В нынешних условиях процесс развития ценностных ориентаций подростков проходят на фоне реформирования общества. Эти перемены ведут к изменению системы экономических отношений, а также плохо сказываются на духовном климате, межличностных связях и отношениях .

Ценностные ориентации подростков, попавших в опасное социальное положение, отличаются по многим проявлениям от ценностных ориентаций подростков, воспитывающихся в хороших условиях. В ценностный ряд подростков, попавших в опасное социальное положение. не входят такие качества как терпимость, чуткость, ответственность. Подростки уверены, что от них ничего не зависит, их интересует не общественное признание, а только личный статус в обществе.

Влияние на жизнь подростка неблагоприятных и нечеловеческих условий в семье длительное время порождает негативные физические и психические изменения в организме ребенка, которые приводят к тяжелым последствиям. У подростка появляются отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им свойственна: отсутствие ценностных ориентаций, норм морали и нравственности, неспособность адаптироваться к новым условиям, а также вредные привычки (алкоголь, наркотики, курение) .

Детские клубы по месту жительства стали базой для проведения мероприятий по профилактической работе с группами подростков, в неформальной обстановке во внеурочное время под контролем педагогических работников (воспитателей детских клубов по месту жительства) и психологов, прошедших специальную курсовую подготовку.

Для разрешения проблемы развития жизненных ценностей у подростков на базе учреждений дополнительного образования была апробирована программы «ЛадьЯ», содержание которой связано с проблемой развития духовности и нравственности молодого поколения .

В нашем исследовании приняли участие подростки в возрасте от 11-13 лет.

Для выявления детей, находящихся в опасном социальном положении и какой имеется у этих детей уровень ценностных ориентаций мы взяли методики:

  1. Методика самоанализ личности (О.И. Мотков).
  2. Методика «Психологическая культура личности» (О.И. Мотков).
  3. Анкета «Жизненные ценности» (Г.В. Резапкина).
  4. Анкета «Гражданская позиция школьника»

В ходе изучения личностных характеристик с помощью методики «Самоанализ личности» О.И. Моткова были выявлены следующие особенности, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования самоанализ личностных характеристик подростков

Уровни (%)

Активность нравственной позиции

Коллективизм

Гражданственность

Трудолюбие

Творческая активность

Волевые качества

Представленные в таблице данные показывают, что приблизительно у половины испытуемых подростков (49%) выявлен низкий уровень нравственной позиции. Такие подростки характеризуются отсутствием нравственных знаний и убеждений. Высокий уровень активности нравственной позиции имеют 30% подростков, которые ориентированы на нравственные ценности и идеалы. У них сформировано умение увидеть себя и свои поступки в той или иной ситуации и давать им всестороннюю оценку.

В данной группе испытуемых высок процент подростков с низким уровнем коллективизма (53%). Такие испытуемые не умеют участвовать в совместных делах, сопереживать своим сверстникам.

У 25% подростков выявлен высокий уровень коллективизма, которые легко осваиваются в новых коллективах, выстраивают отношения и стремятся выполнять совместно задания.

Уровни гражданственности в труде представлены приблизительно в равной мере, высокий и средний уровень составляют по 32%, а низкий уровень характерен для 36% подростков.

Трудолюбие подростков имеет следующие уровни проявления: высокий уровень желание трудиться составляет 36%, средний уровень - 26%. Подростков, которые не проявляют интереса к трудовым действиям выявлено 38%.

Творческая активность подростков у 38% находятся на низком уровне. Такие школьники не проявляют активности в разработке оригинальных идей, в создании новых подходов к решению задач. Высокий уровень творческой активности составляет 28%.

Анализируя данные по волевым качествам испытуемых подростков можно отметить следующее: 45% испытуемых имеют высокий уровень проявлении воли, низкий уровень выявлен у 38% подростков.

Таблица 2

Результаты исследования характеристик психологической культуры подростков

Уровни (%)

Самопонимание и самопознание

Конструктивность общения

Психическая саморегуляция

Наличие творчества

Самоорганизованность

Саморазвитие

Психологическая культура в целом

Очень высокий

Данные таблицы 2 показывают, что по шкале «Самопонимание и самопознание» половина испытуемых подростов имеют низкий уровень (51%). Подростки не имеют представлений о своих индивидуально-психологических особенностях, своем типе отношения к другим людям, о своем месте в обществе, о своих индивидуальных и интеллектуальных ресурсах.

Конструктивное общение со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов выражено у 23% подростков. Слабо сформировано данное качество у 30% испытуемых.

Высокая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей, а также развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон характерен для 15% подростков. Не умеют сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных познавательных задач и в общении 40% подростков.

Охотное освоение новых дел и игр, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности и новых игр присущ 9% подросткам. Низкий уровень творческих способностей выявлен у 34% испытуемых.

Самоорганизованность как конструктивное ведение своих дел выражено у 23% подростков. У 19% испытуемых недостаточно сформировано планирование, умение доводить начатое дела до конца, распределять время на учебу и другие дела.

Гармонизирующее саморазвитие высокого уровня выявлено у 13% подростков. Такие испытуемые ставят задачи по самовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни. У 40% испытуемых подростков выявлен низкий уровень саморазвития. Это проявляется в неумении заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате, жить по распорядку дня, иметь четкий план.

В целом психологическая культура в данной группе испытуемых имеет следующие уровни развития: 11% - высокий уровень, 45% - средний уровень и 18% - это низкий уровень психологической культуры.

В таблице 3 представлены результаты по методике «Жизненные ценности» Г.В. Резапкиной.

Таблица 3

Жизненные ценности подростков

«Главное в жизни»

«Труднодостижимые ценности»

Материальная обеспеченность

Успешное обучение

Отдых и развлечение

Благополучие семьи и близких

Здоровье

Возможность помогать людям

Возможность помогать людям

Материальная обеспеченность

Возможность заниматься творчеством

Успешное обучение

Отдых и развлечения

Благополучие семьи и близких

Здоровье

У подростков среди главных ценностей в жизни на первом месте стоит такая ценность как «Материальная обеспеченность». Школьники готовы за хорошее вознаграждение выполнять тяжелую, неприятную, неинтересную или опасную работу. Второе место занимает ценность «Успешное обучение», на третьем месте стоит ценность «Благополучие семьи и близких», далее идет ценность «Здоровье».

На последнем 8 месте стоит ценность «Слава», школьники не считают данную ценность самой главной в жизни. Так же не очень значимы для испытуемых школьников отдых и развлечения и возможность заняться творчеством.

Подростки считают, что наиболее труднодостижимой ценностью является ценность «Слава» (1 место). Также подростки считают, что им пока сложно получить такую возможность как «Отдых и развлечение». Испытуемые на третье место ставят такую ценность как «Возможность заниматься творчеством».

Последние места занимают такие ценности как «Здоровье», «Благополучие семьи и близких» и «Успешное обучение». Подростки не считают здоровье труднодостижимой ценностью. Также для человека возможно создание благополучия в семье и возможность успешно учиться.

В ходе анализа ответов испытуемых на вопрос «Довольны ли они своей жизнью?» было выявлено, что большинство школьников ответили утвердительно «да» (72%). 23% подростков считают, что у них не все хорошо в жизни. 5% испытуемых указали, что многое в их жизни не устраивает, они недовольны сложившимися условиями жизни.

Таблица 4

Причина своих успехов и неудач (%)

Представленные в таблице результатов ответов подростков на вопрос «Причина успехов и неудач в вашей жизни» показывают, что большинство подростков считают причиной как их успехов, так и неудач является собственные черты характера, личностные особенности, собственные действия. 17% испытуемых указали, что причинами успехов и неудач являются внешние факторы, действия других людей. Также 23% подростков указывают на важное влияние на их жизнь стечение обстоятельств.

Таблица 5

Анкета «Гражданская позиция школьника» (%)

Данные таблицы показывают, что чуть больше половины (55%) подростков имеют высокий уровень гражданского самосознания. Эти подростки имеют внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций.

Высок процент подростков, которые имеют высокий уровень гражданского долга. Для подростков с сформированным гражданским самосознанием важно ощущать себя как личность, оставаться самим собой и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

Высокий уровень формирования уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом имеют 62% подростков. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями о моральных и правовых нормах, закладываются основные моральные ценности, нормы поведения.

Таким образом, проведенное исследование показало, что наиболее выраженными характеристиками подростков, участвующих в реализации программы «Ладья» являются:

Приблизительно половина подростков имеют низкий уровень нравственной позиции, коллективизма;

Волевые качества у 45% имеют высокий уровень развития;

Самопознание, психическая саморегуляция, саморазвитие, психологическая культура приблизительно у половины подростков слабо выражены;

Среди главных ценностей у подростков представлены «материальная обеспеченность», «успешное обучение», «благополучие семьи и близких» и «здоровье»;

Наиболее труднодостижимыми ценностями для испытуемых подростков является ценность «слава», «отдых и развлечение» и «возможность заниматься творчеством»;

Большинство подростков довольны сложившейся жизнью;

Большинство подростков считают причиной как их успехов, так и неудач собственные черты характера, личностные особенности;

Чуть больше половины (55%) подростков имеют высокий уровень гражданского самосознания, гражданского долга, уважения к законам.

В условиях глобализации изучение ценностных ориентаций подрастающего поколения является одним из перспективных направлений в проведении кросс-культурных исследований с использованием валидного и надежного методического инструментария.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.