Рекомендации педагогам и родителям по профилактике аддиктивного поведения. в) в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет окружающих. Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию разв

Аддиктивное поведение (от англ. addiction - пагубная привычка, порочная склонность) - одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера.

Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция.

Алкоголизм - хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления напитками. Такая болезнь сама по себе - расстройство не психическое, но при ней могут возникнуть психозы. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов. На последней стадии этой болезни развивается деменция (слабоумие).

Наркомания - болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настойчивой потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму непреодолимого влечения.

Токсикомания - заболевание, проявляющееся психической, а иногда физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков.

Алкоголизм, наркомания и токсикомания вызывают зависимость.

Зависимость по определению ВОЗ есть «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества».

Зависимость разделяется на психическую и физическую.

Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или непреодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.

Физическая зависимость - состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими расстройствами.

Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник - социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивиуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микро-социальных условиях своей позитивной социальной роли соответствующей его возможностям.

Основным мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое. От всего этого хочется убежать, заглушить и изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в «лучшую» сторону.

Личная жизнь, учебная деятельность и окружающая их среда рассматривается ими чаще всего как «серые», «скучные», «монотонные», «апатичные». Этим детям не удается найти в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь их внимание, увлечь, образовать, вызывать эмоциональную реакцию. И только после употребления различных психоактивных веществ они достигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации.

Рассмотрим один из видов аддиктивного поведения - это табакокурение.

Если вы узнали, что ваш ребенок, сын или дочь курит. Что делать? Для вас это неожиданность. Первая мысль, которая приходит в голову - строго наказать, запретить раз и навсегда, чтобы это никогда не повторялось. Однако не будем спешить.

1. Является ли наказание средством борьбы с курением? Многие родители думают, чем строже наказание за курение, тем лучше оно подействует. Однако, это далеко не так, наказание ожесточает ребенка, разрушает доверительные отношения с родителями, вызывает обиду, но отнюдь не всегда приводит к отказу от курения. Это знают все сторонники «жестоких» методов: за одним наказанием последует другое, еще более суровое. Но подросток продолжает курить. Наказание не устраняет причин раннего курения! Оно только наносит ущерб доверию ребенка к родителям.

2. Следует ли пугать последствиями курения? Обнаружив, что ребенок курит, родители, как правило, стремятся срочно проинформировать его о вреде курения. При этом, желая немедленно достичь нужного эффекта, наряду с полезной, важной для подростка информацией дают бесполезную. Например, говорят о пагубных последствиях курения в далеком будущем: через 50 лет у тебя будет рак, больное сердце, плохой цвет лица…

Такая отсроченная на десятки лет «расплата», не производит на подростка ожидаемого впечатления. Далекое будущее представляется ему маловероятным. Кроме того, многие подростки не понимают, что бросить курить трудно. Они считают, что смогут отказаться от сигарет, когда захотят. Эту иллюзию нужно разрушить.

Нередко родители прибегают к недостоверной, но запугивающей информации, например: «Если ты будешь курить, у тебя выпадут волосы и зубы», «Ты станешь умственно неполноценным» и т. д. Такая информация, конечно, пугает подростка, если он мнителен, может привести к нарушению психики - вызвать постоянный страх за свое здоровье. Вместе с тем, со временем подросток удостовериться в ложности этих сведений (ведь телепередачи и научно-популярные журналы доступны всем) и потеряет доверие к родителям не только в связи с проблемой курения.

Не надо запугивать подростка, информация о вреде курения должна быть достоверной и актуальной.

3. Почему подростки нарушают запрет на курение?

Подросткам запрещено курить. Это правомерное требование должно соблюдаться во благо самих детей. Однако это справедливый запрет нарушается подросткам при нарушении ряда условий:

Когда запрет носит внешний, формальный характер: нельзя курить дома или в школе, а на улице, во дворе - можно, там никто не сделает замечание, хотя сейчас по закону, в общественных местах курение запрещено;

Когда запрет не мотивирован. Часто взрослые не берут на себя труд обосновать свои требования. Как, например, в таком диалоге: «Курить нельзя» - «Почему?» - «Потому, что нельзя…».

Такое «обоснование», может быть, удовлетворит младшего школьника, но не подростка, склонного анализировать высказывания взрослых.

Когда запрет носит «несправедливый» характер. Нередко и родители, и учителя взывают к «взрослости» подростка, требуют от него самостоятельности в поступках и принятии решения. И в то же время курят при нем, тем самым наглядно демонстрируя ту «пропасть», которая отделяет «настоящих» взрослых от «ненастоящих».

Открытое курение взрослых подростки воспринимают как возрастную привилегию, курение делается в их глазах материальным атрибутом взрослости.

Курение родителей и учителей в присутствии подростков недопустимо! Запрещение курения для подростков должно быть обосновано и мотивировано.

4. Какое влияние оказывают курящие родители на начало курения детей ?

На вопрос: «Будет ли курить ваш ребенок?» - большинство опрошенных курящих родителей ответили отрицательно. К сожалению, статистика говорит о другом: 80% курильщиков выросли в семьях, где родители курили, следовательно, родители не осознают своего «вклада» в приобщение детей к курению и другим вредным привычкам.

С самого раннего возраста ребенок видит в доме красивые коробки сигарет, зажигалки, пепельницы, нередко играет с ними. Он видит своих родителей и их гостей курящими и исподволь привыкает к табачному дыму. Ребенок стремится подражать родителям, перенимает их реальное бытовое отношение к курению, которое не составляет словами о вредности этой привычки.

Взрослые не уронят своего авторитета, если откровенно признаются детям в своей слабости: в силах избавиться от этой пагубной привычки. Это создает у детей правильное отношение к курению и повысит доверие к родителям.

5. Что делать, если подросток все-таки начал курить?

Прежде всего, задуматься о конкретных причинах появления этой вредной привычки, а не пытаться сию же минуту пресечь ее строгим наказанием.

Ознакомиться с доступной литературой, другими материалами и источниками, содержащими обоснованную информацию о вредном влиянии курения на здоровье, особенно на организм подростка и донести эту информацию до его сознания. Вместе с тем не давать подростку ложной устрашающей информации.

Создать и беречь обстановку доверительности в отношениях с сыном или дочерью. Узнав о появлении вредной привычки, не унижать и не наказывать подростка, не делать вид, что вы его больше не любите. Выбрать подходящий момент и в спокойной доверительной беседе попытаться обсудить с ним возникшую проблему.

Запрет курения должен быть не только аргументирован научно, но и мотивирован житейски. При этом помните, что эмоциональный взрыв может привести к тому, что подросток замкнется и помочь ему станет значительно труднее.

Курение в подростковом возрасте нередко свидетельствует о неблагополучии в семье. В частности, это может означать, что ваш ребенок не удовлетворен своей ролью в семье, и ему нужно помочь почувствовать себя более взрослым.

Обратить пристальное внимание на отношения подростка со сверстниками, стараться оберегать его от влияния курящих друзей.

Помнить, что поскольку причины курения вызревают постепенно, то преодолеть эту привычку удается не сразу. Поэтому родителям нужно запастись терпением, а не пытаться решить проблему решительным нажимом.

Если вы сами курите, то задумайтесь, не явились ли вы примером для своего ребенка?

6. Что отвечать на вопрос «Почему же взрослые курят, если это так вредно?».

Когда говоришь подростку, что курить вредно, часто слышишь в ответ, что это неправда, т.к. курят многие взрослые, в частности, учителя и врачи, и что нередко курящие доживают до преклонных лет. Почему же курят взрослые и сказывается ли курение на продолжительности жизни? К сожалению, среди взрослого населения нашей страны курят около 50% мужчин и 10% женщин. Большинство из них начали курить с детства. Почти 80% взрослых курильщиков хотели бы бросить курить и делали такие попытки, но безуспешно. Из регулярно курящих немногим более чем 20% удается бросить курить, поскольку у курящего слишком большая зависимость от сигареты и он становится ее рабом.

Такая зависимость от табака наиболее выражена у начавших курить с детства. Весьма характерно, что к концу учебы в институте более половины курящих студентов хотели бы бросить курить из-за ухудшения здоровья - и это в период расцвета, когда человек имеет все возможности быть здоровым, когда у него впереди самые интересные, самые плодотворные годы.

То, что курение не сказывается на продолжительности жизни, - иллюзия, миф. Просто срабатывает психологическая закономерность: человек запоминает только хорошее, например: долгую жизнь близкого человека, который курил. В действительности курящие доживают до старости редко, но такие случаи бросаются в глаза и действуют успокаивающе на курящих.

Если у подростка курят родители или хорошие знакомые, то целесообразно обсудить с ними проблему курения. Ответ, как правило, однозначен - это вредная привычка, от которой не удается избавиться. Конечно, среди курящих встречаются и «самоубийцы», не верящие во вред табака и надеющиеся, что их не коснется драма последствий курения - развитие хронических заболеваний и преждевременная смерть. Такие люди похожи на тех, кто переходит улицу в неположенном месте или на красный свет. Иногда это удается…

Иногда люди начинают курить, будучи взрослыми. Причины этого разные, но часто это влияние окружающих. Так, что курящее приносят тройной вред - себе, окружающим (пассивное курение) и тем, кого вовлекают в курение.

Для профилактики курения необходимо проводить уроки профилактики курени, а также общешкольные профилактические мероприятия. Например, провести конкурс рисунка, отражающий вред курению (Курение и дети, вред курения, антиреклама курения и т.д.), антитабачная викторина, «Суд над сигаретой».

Дети учатся жить у жизни

 ​ Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

 ​ Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

 ​ Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

 ​ Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

 ​ Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

 ​ Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

 ​ Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

 ​ Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

 ​ Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

 ​ Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

 ​ Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Отчет « Информация о состоянии работы по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях муниципального/городского округа Новосибирской области»

Укажите количество проведенных мероприятий по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения в 2017 году:

Количество мероприятий

Общее число участников

Совещаний по вопросам профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних с участием заинтересованных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

26.10.2017. Выступление на расширенном заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Тогучинского р-на НСО

Семинаров по вопросам профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних

для классных руководителей

Мероприятий для родителей по вопросам профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних

Мероприятий для педагогических работников по вопросам профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних

Мероприятий для детей по вопросам профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних

135

Курсов повышения квалификации специалистов по вопросам профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних

Опишите научно-методическое обеспечение профилактической работы в вашей ОО - наличие методической литературы, материаловпо профилактике подросткового суицида (Дать характеристику использования)

Научно-методическое и информационное обеспечение профилактической работы

Библиотека школы

I . Серия книг в помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»:

Валентик Ю.В. Семейная реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами.

Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска.

Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних.

Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению несовершеннолетних.

Сирота Н.А. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи.

II . Богданчиков В., Болдарев О., Сурайкин А «Энциклопедия независимости».

III . Иванова Т., Иоффе А., и др. « Мой выбор», учебно-методическое пособие для учителей средней школы. Цель: сформировать у учащихся первичные умения анализировать социальную ситуацию, предоставляющую возможность делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за свое решение.

Библиотека психолога

Е.И. Дубровинская, О.С. Петунс «Игровая программа профилактики зависимости от ПАВ и отклоняющегося поведения для детей младшего школьного возраста «Корабль».

С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович«Профилактика подростковой наркомании, навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании».

Г.И. Макартычева «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения».

Н.П. Штенцова, Н.П. Вычужганина «Фомиррование Я-концепции подростков «группы риска».

Л.А. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».

Н.П. Майорова,Е.Е. Чепурных,С.М. Шурухт «Обучение жизненно важным навыкам в школе».

В.Ю. Климович «Детство без алкоголя».

М.М. Безруких,А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова

«Все цвета, кроме черного. Учись понимать себя: Раб. тетр. для 2 класса»,

«Все цвета, кроме черного. Учись понимать других: Раб. тетр. для 3 класса»,

«Все цвета, кроме черного. Учись общаться: Раб. тетр. для 4 класса».

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии».

Н.Н. Амбросьева «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников».

В.А. Родионов, М.А. Ступницкая, О.В. Кардашина «Я и другие», тренинги социальных навыков.

Л.А. Котельникова, Г.М. Сайфуллина «Профилактика аддиктивного поведения в образовательных учреждениях начального профессионального образования: работа педагога-психолога со старшими подростками», учебно-методическое пособие.

Краткая характеристика:

предоставление объективной информации о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;

обеспечение психопрофилактической работы по формированию у детей антинаркотических установок, благодаря которым, поведение детей осуществляется в рамках здорового и безопасного образа жизни;

осознание сущности наркотической зависимости идет параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами,

оказание помощи эффективно противостоять распространению алкоголизма, наркомании, игромании,

формирование твердого характера, нравственной силы, способной противостоять пагубному влиянию вредных привычек.

З . Опишите информационное обеспечение профилактической работы -

Формы информирования учащихся о работе служб экстренной психологической помощи, подросткового телефона доверия:

информационный планшет,

сайт школы http://s_kiik.tog.edu54.ru ,

общешкольные линейки,

памятки в дневники обучающихся,

родительские собрания,

«Уголки безопасности» в школе и в учебных кабинетах,

часы общения классных руководителей с учениками «Время доверять»

Ведение профилактической работы в сети интернет (на сайте ОО):

Безопасный интернет для детей http://s_kiik.tog.edu54.ru/p21aa1.html ;

Консультации для родителей и педагогов http://s_kiik.tog.edu54.ru/p9aa1.html

4. Какие конкретно программы, предложенные в Типовой модели, или их модификации используются в ОО?

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков «Счастье - это жизнь», план работы совета профилактики по данной программе с целью

П рофилактики и преодолении социально-психологической дезадаптации детей;

Предупреждения суицидальных действий среди подростков, развития стрессоустойчивости, сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся .

Назовите основные мероприятия по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения, проводимые в рамках работы с несовершеннолетними в ОО.

С учащимися для обеспечения продуктивного психического развития и становления личности, снижения или устранения отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников проводилась коррекционно-развивающая работа:

Тематические занятия

младшее звено

Беседа - игра «Режим дня - основа жизни человека»

1 класс. Цель: формировать осознанное отношение к здоровью, убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня;прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время.

Игра «Друзья»

1-4 классы. Цель: развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству.

Час общения «Как научиться жить без драки».

3 класс. Цель: профилактика агрессивного поведения детей, развитие психологической культуры.

Классный час с элементами игры «Правовая азбука»

1,3 классы. Цель: создание определенных условий для социализации личности, подготовка учащихся для вхождения в гражданское правовое общество.

среднее и старшее звено

Игра «Две планеты».

5-7 классы. Цель: обучение позитивному восприятию себя и другого человека.

Занятие-игра«Барьеры непонимания»

5-8 классы. Цель: содействие пониманию некоторых важных особенностей общения между людьми

Занятие «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает»

  1. класс. Цель: воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам, систематизировать знания о правилах вежливого поведения, упражнять детей в анализе своих поступков.

С целью предупреждения девиантного и деликвентного поведения, алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации детей и подростков с детьми проведены следующие профилактические мероприятия

Тематические мероприятия

младшее звено

Занятие - игра «Привычки и здоровье»

1-2 классы. Цель: способствовать формированию у детей стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных.

Психологическое занятие-игра «Привычки и здоровье»

3 класс. Цель: формирование у детей стремления приобретать полезные привычки и избегать вредные.

Серьезный разговор «Учусь говорить «НЕТ!»

4 класс. Цель: сформировать у детей представление об опасных возможностях неадекватных действий человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, отработать умения безопасного поведения при встрече с ним, пропагандировать ЗОЖ

среднее звено

Работа в группах «Злость и агрессия»

5-7 классы. Цель: создать условия для обращения детей к собственному опыту агрессии, разрядить агрессивные тенденции в поведении, обучать способам безопасной разрядки агрессии

Кинолекторий «Нравственные ценности»

6-7 классы. Цель: осмыслить основные понятия нравственности, нравственных и безнравственных поступков.

Урок-диалог «Думаем о будущем сегодня»

6 класс. Цель:сформировать правила противостояния групповому давлению и неприятия психоактивного вещества.

Психологический классный час: «Опасные удовольствия».

7 класс. Цель: сформировать у детей представление об опасности воздействия ПАВ на здоровье и жизнь.

Коммуникативный тренинг: «Все в твоих руках»

8 класс. Цель: формирование у учащихся активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций путем привития навыков ЗОЖ и профилактика воздействия вредных зависимостей .

старшее звено

Ситуативная игра «Человек среди людей»

9-10 классы. Цель: формирование представлений о социально значимых качествах человека.

Час общения « Путь к себе »

10 класс. Цель: формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;способствовать формированию адекватной самооценки.

Тренинговое занятие «Наркомания - Путь в Никуда»

9-11 классы. Цель: пропаганда ЗОЖ, предупреждение девиантного и деликвентного поведения, алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации (ДА) подростков.

Для формирования личностных нравственных качеств и их значимости в системе человеческих отношений, психологического здоровья, эмоциональной устойчивости организованы и проведены групповые и индивидуальные консультации

младшее звено

ГК. Классный час «Умеешь ли ты дружить?» 1-4 классы.

ИК. «Обидчивость, несдержанность, раздражительность…» 4 класс.

ГК. Классный час «Азы безопасности». 1 класс.

Цели: у чить детей правильно вести себя с незнакомыми людьми, быстро и правильно принимать решения и действовать в сложных ситуациях

среднее и старшее звено

ГК. Диспут «Как научиться жить дружно?». 5-6 классы.

Групповая беседа «Искусство каждодневного общения» 7 класс

ИК. «Умей владеть собой» 7-8 классы.

ИК. «Уважение к людям есть уважение к самому себе». 5, 8 классы.

ИК. « Как гармонизировать взаимоотношения с окружающим миром? ». 6-8 классы.

ИК. « Смотри в будущее с надеждой ». 9-10 класс.

ИК. « Я в этом мире не один ». 10 класс.

ИК. « Будь сильнее обстоятельств ». 8-10 класс.

Какой информацией владеют специалисты ОО (психологи, социальные педагоги и др.) об участии обучающихся в различных тематических интернет-группах, склоняющих к суицидальному поведению? достаточно осведомлены.

Если в ОО зафиксированы случаи суицидальных попыток/завершенных суицидов подростков, связанных

со свободным доступом подростков к интернет-пространстве, наносящей вред их жизни и здоровью, укажите их количество - нет

с участием в закрытых группах социальных сетей, укажите их количество - нет

каким образом специалисты выявляют Данную взаимосвязь?

наблюдение за детьми во время уроков и на переменах,

тестирование учащихся,

индивидуально-групповые встречи с детьми и подростками,

общение с родителями,

посещение семей на дому,

взаимодействие с классными руководителями

Какие формы профилактической работы с несовершеннолетними, вовлеченными в тематические группы в интернет - пространстве, призывающие к суицидальному поведению, используют специалисты ОО?

тренинги,

психологические классные часы,

диспуты,

видео-лектории,

АРТ - терапевтические занятия,

круглый стол

Перечислите, какие категории работников ОО или привлеченных специалистов осуществляют работу по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних - все категории

Опишите используемые в ОО формы повышения квалификации педагогических работников, в том числе руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов по проблеме профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних.

С целью повышения уровня психологических знаний культуры всех участников образовательного процесса, предупреждения девиантного и деликвентного поведения, алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации детей и подростков, а также возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи для педагогов предусмотрены:

индивидуальные и групповые консультации,

круглые столы,

семинары-практикумы,

заседания М/О.

В целях формирования психологического здоровья организованы групповые консультации:

«Создание позитивного психологического климата в коллективе».

«Учет в воспитании психологических состояний ребенка - предпосылка успешного взаимодействия педагога в ребенке»

В целях просвещения проведена педагогическая трибуна (обмен опытом)

«Технология построения отношений в школе на основе доверия, взаимопонимания, ответственности»

Перечислите программы повышения квалификации по вопросам профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних,которые посетили руководители ОО, педагогические работники и специалисты сопровождения в 2017-2018 году

Тема

Целевая группа

Объем (кол-во часов)

29.11.2017. Всероссийский вебинар "Нарушения поведения у детей дошкольного возраста"

педагог-психолог

Учебно-Методический портал

01.12.2017. Международный вебинар "Клинико-психологические аспекты девиантного (отклоняющегося) поведения у детей и подростков"

педагог-психолог

Учебно-Методический портал

02.12.2017. Международный вебинар "Неврозы у детей: причины, проявления и профилактика"

педагог-психолог

Учебно-Методический портал

03.12.2017. Международный вебинар "Психолого-педагогическая помощь дезадаптированным детям и подросткам"

педагог-психолог

Учебно-Методический Портал

14.12.2017. Областной родительский лекторий: «Агрессивный подросток: как вести себя родителям»

педагог-психолог,

социальный педагог,

классные руководители

23.12.2017. Вебинар « Это должен знать каждый: роль педагога в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних »

педагог-психолог,

социальный педагог,

классные руководители

Областной центр диагностики и консультирования

15.02.2018. Вебинар "Первичная педагогическая профилактика вредных привычек"

педагог-психолог

17.05.2018. Вебинар "Такая непростая эмоция обиды! Экцистенциальное понимание. О пользе и вреде обиды. Как мы справляемся с обидой?"

педагог-психолог

Москва "Просвещение"

22.05.2018. Вебинар "Толерантность - учим детей строить отношения с детства"

педагог-психолог

Москва. Корпорация РУ "Дрофа. Вентана-Граф"

Перечислите формы работы с родителями по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних.

КЛАСС

МЕРОПРИЯТИЕ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Профилактическое направление

1-4

Обмен мнениями «Поощрения и наказания в семье».

Цель: обсудить проблему поощрения и наказания ребенка в семье; формировать у родителей культуру поощрения наказания ребенка в семье.

классный руководитель,

социальный педагог

1-3

Родительское собрание по здоровьесбережению «Не запрет, а предупреждение».

классный руководитель

1-4

Родительский форум «Как вырастить ребенка нравственным?»

Цель: обсудить проблему воспитания нравственности в детях; формировать в родителях умение воспитывать в детях нравственные качества.

классный руководитель,

1-4

Круглый стол «Здоровье - это возможность возможностей».

классный руководитель

5-6

Семейный клуб «О детском одиночестве»

Цель: обсудить проблему детского одиночества, ее влияние на поведение и характер ребенка; показать родителям значение общения с детьми для становления и развития ребенка.

классный руководитель,

социальный педагог

5-7

Круглый стол «Первые проблемы подросткового возраста»

Цель: помочь понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обсудить определенные правила поведения родителей в период полового взросления детей.

классный руководитель

5-8

Семинар «Положительные эмоции и их значение в жизни человека».

Цель: обсудить проблему значения развития эмоциональной сферы; способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию положительных эмоций у учащихся.

классный руководитель

6-8

Обмен мнениями «Ваш ребенок влюбился».

Цель: подготовить родителей к проблеме взросления их детей.

классный руководитель

7-8

Дискуссия «Как говорить со своим ребенком о любви и сексе».

Цель: способствовать пониманию необходимости помочь ребенку в трудных ситуациях, связанных с первым чувством; обсудить пути, способные уберечь ребенка от необдуманных поступков.

классный руководитель

Круглый стол «Здоровье - это возможность возможностей»

Цель: формировать понимание ценности психического и психологического здоровья ребенка.

классный руководитель

Просветительское направление

Обучающий семинар «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром».

Цель: обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций; способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций младших школьников.

классный руководитель

1-4

Обмен мнениями «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка».

классный руководитель,

руководитель совета профилактики

5-8

Групповая консультация «Поможем детям выбрать профессию».

классный руководитель,

социальный педагог

6-7

Тематический вечер «Любовь - ответ на проблему человеческого существования».

классный руководитель

8-9

Мини-лекция «Любовь в семье как моральная ценность».

Цель: способствовать формированию представлений о семье и семейных ценностях в жизни человека.

классный руководитель

1-11

Месячник работы с родителями.

заместитель директора по УВР

1-10

Индивидуальное консультативное направление

«Пробудить заботу о здоровье, осознать важность режима дня». «Микроклимат в семье - залог здоровья ребенка».

классный руководитель,

педагог-психолог

Опишите наиболее значимый опыт (технологии) работы по профилактике подросткового суицида в ОО.

Технологии по профилактике подросткового суицида в ОО:

начальное звено

Интерактивные технологии - социального взаимодействия.

Формы: круглый стол, беседа, ролевая игра, рисуночные методы, арт-терапия, сказка-терапия, интерактивные игры, показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

среднее звено

Интерактивные технологии - социального взаимодействия, проблемно-диалоговые, тренинговые технологии.

Информационные технологии.

Формы: круглый стол, тренинг, дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм, психотерапевтические занятия, конференция, показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием, социального взаимодействия, психологическая игра.

старшее звено

Интерактивные технологии - социального взаимодействия, тренинговые технологии.

Информационные технологии.

Технология критического мышления.

Формы: круглый стол, лекция, тематический час, семинар, тренинг, ролевая и деловая игра, психотерапевтические занятия, конференция, показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

Технологии профилактической деятельности, которые носят инновационный характер: интерактивные -

Тренинговые,

Критического мышления,

Социального взаимодействия

Перечислите проблемы при организации и проведении работы по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних.

Увеличение числа неблагополучных семей:

употребление родителями алкоголя,

недостаточная забота о ребенке со стороны родителей,

конфликты в семье,

материальный недостаток,

недостаток воспитания из-за работы вахтовым отъездом,

воспитание ребенка бабушкой, дедушкой

Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков

1.2 Методы и принципы социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков

1.3 Деятельность социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков

Глава II. Организация социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение

Каждый человек стремится к комфортному состоянию, но, к сожалению, в повседневной жизни оно не всегда достижимо. Всегда есть множество факторов, «мешающих жить». В таких случаях у человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей для выхода из стрессового состояния используют: свои внутренние ресурсы, обращаются за помощью к друзьям, близким людям или просто пережидают - «время лечит», считая «проблемные» периоды естественными явлением жизни.

Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться. Для одних - это еда, для других - спорт, музыка, компьютерные игры, рыбалка, чтение, работа, коллекционирование и т.д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими полнокровной, насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигая на второй план все остальное «жизненное», «человеческое», можно говорить о возникновении аддиктивного поведения. Вероятность возникновения аддикции выше у людей, которые с трудом переживают даже кратковременные и «незначительные» затруднения, не умеют справляться с житейскими стрессами.

Наркомания и алкоголизм являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

В сфере образования приоритетным направлением в решении проблем, связанных с формированием негативной зависимости, является профилактика: болезнь легче предупредить, чем лечить . Касаясь вопросов профилактики наркомании и алкоголизма, необходимо учитывать многоаспектность этого явления, а следовательно, и сложность построения системы превентивных мероприятий. Современная школа в своей деятельности, как и прежде, стремится к единству процессов обучения и воспитания. Образовательному учреждению принадлежит ведущая роль в организации среди учащихся профилактики недисциплинированного поведения, нарушения ими норм морали, этики, а также в организации санитарно-просветительской работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами.

Очень часто употребление психоактивных веществ несовершеннолетними является симптомом жизненно-личностного или социального (семейного) неблагополучия. Неправильное питание, гиподинамия, стрессы, потеря смысла жизни - это факторы, которые приводят детей, подростков и молодежь к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Подростки «выпадают» из сферы образования, ведут маргинальный образ жизни, совершают правонарушения. Это предполагает приоритет педагогических и социально-психологических воздействий при решении вопросов профилактики аддиктивного поведения в образовательной среде. «Полагаться только на опыт наркологов в деле предупреждения табакокурения, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий - значит вообще ничего не менять... борьба с вредными привычками в отрыве от формирования здорового образа жизни не имеет смысла, ибо любая из вредных привычек - не первичное явление, она заполняет вакуум в системе воспитания именно там, где здоровье и здоровый образ жизни занимают одно из последних мест в системе ценностных ориентаций ребенка или подростка» .

Объект исследования – аддиктивное поведение подростков.

Предмет работы - социально-педагогическая работа по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

Цель работы: Проанализировать социально-педагогическую работу по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

Задачи работы:

1. Провести теоретический анализ основ деятельности социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

2. Диагностировать склонность подростков к аддиктивному поведению.

3. Организовать и провести социально-педагогическую работу по профилактике аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении.

Методы работы: Теоретический анализ литературы по теме, тестирования, социально-педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков

1.1 Особенности аддиктивного поведения подростков

Аддиктивное поведение- стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы...) либо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм...).

Этапы формирования аддикции :

1. Начало (исходная точка) - возникновение и фиксация в сознании связи между переживанием интенсивного изменения психического состояния и приемом определенного вещества (или осуществлением какого-либо действия). Человек с предрасположенностью к аддиктивному поведению в момент осознания данной связи на эмоциональном уровне понимает: «Это мое!».

Фиксация происходит не зависимо от того, положительные эмоции испытывал человек или отрицательные - главное интенсивность переживания.

2. Аддиктивный ритм - устанавливается определенная частота обращения к средству аддикции, пока только в моменты психологического дискомфорта.

Установлению аддиктивного ритма способствуют:

а) особенности личности (низкая переносимость даже кратковременных затруднений),

б) тяжелая личная жизнь (болезни и смерть близких, потеря работы),

в) ограниченный выбор стратегий выхода из стресса.

Между первым и вторым этапами может пройти несколько лет.

3. Аддикция как часть личности. Учащение аддиктивного ритма формирует стереотип реагирования на психологический дискомфорт. («Поругалась - надо съесть шоколадку»). В человеке возникают как бы две личности - «здоровая» и «аддиктивная». «Здоровая» стремится к общению, боится одиночества. «Аддиктивная», наоборот, стремится к уединению, может общаться только с такими же «аддиктами» (например: коллекционеры предпочитают общаться с такими же коллекционерами, и только по поводу коллекции). Этот этап сопровождается внутренней борьбой двух составляющих личности, и здесь еще могут возникать периоды прекращения аддикции или замена одной аддикции на другую. У многих аддиктов на этом этапе существует иллюзия полного контроля над своими эмоциями и правильности своего поведения. У человека, общающегося с аддиктом, в этом периоде возникает ощущение, что он общается с разными людьми. (Только сегодня человек обещал больше никогда не играть в казино, завтра он может обмануть с целью получения денег для игры, послезавтра - злобно обвинить во всем вас.) Аддикта в состоянии стремления к «своему ощущению» невозможно разубедить. На все доводы у него будет готовый ответ: «Марки мне важнее, чем люди, они никогда не подведут...», «Все люди пьют...», «Живем один раз, съем еще пирожное...».

4. Доминирование аддикции. На этом этапе человек погружается в аддикцию и изолируется от общества. Происходит нарушение межличностных отношений - не может общаться даже с такими же аддиктами. Окружающие на этом этапе замечают, что «это уже не тот человек», былая личность «ушла», разрушилась.

5. Катастрофа. Аддикция разрушает не только психику, но и здоровье. Наблюдается общее пренебрежение к себе, к своему организму, к личной гигиене. Не фармакологические аддикции тоже разрушают здоровье (булимия приводит к ожирению, азартные игры - к заболеваниям сердца). Возвратиться к прежней жизни уже не возможно, так как здоровая часть личности уже разрушена. Человек потерял семью, квалификацию, работу, у него серьезные финансовые проблемы. Поэтому аддикты - частые нарушители закона.

Вывод: все виды аддиктивной активности приводят к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений, реальных людей с их заботами, надеждами, страданиями.

Виды аддиктивного поведения:

1. Химические аддикции:

а) Зависимость от психоактивных веществ

б) Алкоголя

в) Наркотиков

г) Таблеток (транквилизаторов, барбитуратов, и т.д.)

д) Табака

2. Нехимические аддикции:

а) Переедание

б) Голодание

в) Коллекционирование

г) Сексуальная

д) Азартные игры

е) Работоголизм

ж) Компьютерные игры, Интернет

з) Религиозный фанатизм

и) Фан. движения в музыке и спорте

к) Просмотр «мыльных опер»

л) Со-зависимость

В случаях с нехимическими аддикциями речь идет о постоянной фиксации внимания на определенных предметах (марки, книги, оружие) или активностях - видах деятельности (секс, работа, поглощение пищи, забота о муже - алкоголике, общение с компьютером). Это принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции. Эти предметы или активности постепенно вытесняют из жизни человека нормальные контакты с людьми, любовь, заботу о своих близких, отдых, здоровое честолюбие в работе, необходимость в дружеской поддержке. В жизни здорового человека все гармонично дополняет друг друга.

Дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

Памятка родителям

по профилактике аддиктивного поведения подростков

Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат Вы хотите от этого получить.
2. Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать от стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите уважение к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.

1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
2. Помните, что ребенку нужна не только самостоятельность, сколько право на нее.
3. Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте ими ребенка.
5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
6. Не забывайте слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».

по профилактике аддиктивного поведения

Аддиктивность – склонность, пагубная привычка.

Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности окружающего мира путѐм изменения своего психического состояния посредством приема ПАВ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье.

Основным мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое. От всего этого хочется убежать, заглушить и изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в «лучшую» сторону.

Личная жизнь, учебная деятельность и окружающая их среда рассматривается ими чаще всего как «серые», «скучные», «монотонные», «апатичные». Этим детям не удается найти в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь их внимание, увлечь, образовать, вызывать эмоциональную реакцию. И только после употребления различных психоактивных веществ они достигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации.

Рассм o трим один из видов аддиктивног o поведения – это табакокурение.

Если вы узнали, что ваш ребенок, сын или дочь курит. Что делать? Для вас это неожиданность. Первая мысль, которая приходит в голову – строго наказать, запретить раз и навсегда, чтобы это никогда не повторялось. Однако не будем спешить.

1. Является ли наказание средством борьбы с курением? Многие родители думают, чем строже наказание за курение, тем лучше оно подействует. Однако, это далеко не так, наказание ожесточает ребенка, разрушает доверительные отношения с родителями, вызывает обиду, но отнюдь не всегда приводит к отказу от курения. Это знают все сторонники «жестоких» методов: за одним наказанием последует другое, еще более суровое. Но подросток продолжает курить. Наказание не устраняет причин раннего курения! Оно только наносит ущерб доверию ребенка к родителям.

2. Следует ли пугать последствиями курения? Обнаружив, что ребенок курит, родители, как правило, стремятся срочно проинформировать его о вреде курения. При этом, желая немедленно достичь нужного эффекта, наряду с полезной, важной для подростка информацией дают бесполезную. Например, говорят о пагубных последствиях курения в далеком будущем: через 50 лет у тебя будет рак, больное сердце, плохой цвет лица…

Такая отсроченная на десятки лет «расплата», не производит на подростка ожидаемого впечатления. Далекое будущее представляется ему маловероятным. Кроме того, многие подростки не понимают, что бросить курить трудно. Они считают, что смогут отказаться от сигарет, когда захотят. Эту иллюзию нужно разрушить.

Нередко родители прибегают к недостоверной, но запугивающей информации, например: «Если ты будешь курить, у тебя выпадут волосы и зубы», «Ты станешь умственно неполноценным» и т. д. Такая информация, конечно, пугает подростка, если он мнителен, может привести к нарушению психики – вызвать постоянный страх за свое здоровье. Вместе с тем, со временем подросток удостовериться в ложности этих сведений (ведь телепередачи и научно-популярные журналы доступны всем) и потеряет доверие к родителям не только в связи с проблемой курения.

Не надо запугивать подростка, информация о вреде курения должна быть достоверной и актуальной.

3. Почему подростки нарушают запрет на курение?

Подросткам запрещено курить. Это правомерное требование должно соблюдаться во благо самих детей. Однако это справедливый запрет нарушается подросткам при нарушении ряда условий:

Когда запрет носит внешний, формальный характер: нельзя курить дома или в школе, а на улице, во дворе – можно, там никто не сделает замечание, хотя сейчас по закону, в общественных местах курение запрещено;

Когда запрет не мотивирован. Часто взрослые не берут на себя труд обосновать свои требования. Как, например, в таком диалоге: «Курить нельзя» - «Почему?» - «Потому, что нельзя…».

Такое «обоснование», может быть, удовлетворит младшего школьника, но не подростка, склонного анализировать высказывания взрослых.

Когда запрет носит «несправедливый» характер. Нередко и родители, и учителя взывают к «взрослости» подростка, требуют от него самостоятельности в поступках и принятии решения. И в то же время курят при нем, тем самым наглядно демонстрируя ту «пропасть», которая отделяет «настоящих» взрослых от «ненастоящих».

Открытое курение взрослых подростки воспринимают как возрастную привилегию, курение делается в их глазах материальным атрибутом взрослости.

Курение родителей в присутствии подростков недопустимо! Запрещение курения для подростков должно быть обосновано и мотивировано.

Живите не рядом, а вместе с ребенком.

Семейная профилактика должна заключаться не только в беседах об опасности одурманивающих веществ. Намного важнее сформировать у ребенка жизненно важные навыки (умение конструктивно общаться, адекватно вести себя в стрессовой ситуации, умение говорить «нет», противостоять психологическому давлению и т.п.), дающие ему возможность решать возникающие проблемы и реализовать свoи потребности, не прибегая к ПАВ.

Поощряйте подростка в его интересе к любой деятельности – общественной, спортивной, творческой. Не препятствуйте, когда дети начинают пробовать множество кружков и секций, не задерживаясь надолго ни в одном из них. Это нормально, таким образом они примеряют на себя различные виды деятельности, набираются опыта и самореализуются.

Всегда показывайте ребенку, что вы его любите – словами, объятиями, улыбкой, поощрением. Воспитывайте в нем самоуважение и осознание собственной ценности, значимости для родных и близких. Старайтесь как можно больше интересоваться делами и жизнью ребенка, выстраивайте доверительные отношения.

Доверяй, но проверяй.

Адекватный родительский надзор является хорошим сдерживающим фактором употребления ПАВ. Если подросток будет знать, что его проверят, то он лишний раз подумает, прежде чем пробовать алкоголь, табак, наркотики. Каждому родителю необходимо знать круг общения своего ребенка, поэтому постарайтесь познакомиться с друзьями вашего сына или дочери. Помните, что запрет на общение можно использовать лишь в самых крайних ситуациях, когда у вас не остaется сомнения в том, что влияние этого человека опасно для вашего ребенка.

Даже следуя всем этим рекомендациям, нельзя исключить возможность пробы подростком психоактивных веществ. В этой ситуации надо четко представлять, что проблема, с которой столкнулась семья, достаточно серьезная, чтобы рассчитывать лишь на собственные силы. Чем раньше вы обратитесь за помощью к специалистам, тем больше шансов помочь подростку избежать медико-социальных последствий употребления ПAB.

Дети учатся жить у жизни

    Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

    Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

    Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

    Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

    Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

    Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

    Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

    Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

    Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

    Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

    Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору. Сохранные личностные черты и хотя бы элементы позитивной мотивации становятся тем фундаментом, на котором может строиться программа помощи и поддержки подростков с аддиктивным поведением Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: СК «Сфера», 2001. С. 152..

Она включает следующие мероприятия:

1. Групповые формы работы, в том числе психотерапевтической, которые:

а) открывают возможность формирования в актуальных для всех и каждого жизненных ситуациях получения нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, стимулируют вновь возникающие концепции «Я», новые модели идентификации;

б) обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищенность от хронического стресса; расширение временных перспектив.

Упражнения, которые при этом выполняют участники занятий -- ролевые игры, тренинги и т.п., -- помогут получить новый опыт при взаимодействии с окружающими путем включения разнообразных ощущений чувств -- от самых безобидных до захватывающих дух. Разыгрываются не только сцены из жизни, которая подросткам хорошо знакома, но и делается попытка проникнуть в неведомый мир взрослых. Это помогает расширить представления о жизни, о своих возможностях, чувствах, разобраться в проблемах, примерить на себя взрослые роли, понять «изнутри» своих родителей, преподавателей, воспитателей, близких, а значит, сделать еще один шаг к взрослению.

2. Индивидуальные формы работы, включающие коррекцию поведения и широкий диапазон воздействий -- от групповых тренингов до интересной, предметной (в том числе трудовой) деятельности, профессионально ориентирующей его, способствующей построению позитивного взаимодействия с окружающими, расширяющей его контакты с другими детьми и социумом.

3. Коррекция отношения к будущему за счет профессиональной ориентации и формирования установок на выбор карьеры под руководством квалифицированного специалиста через фиксацию и развитие личностных смыслов происходящих изменений в социальных отношениях, целенаправленное упорядочение своей деятельности, определение ближайших и отдаленных перспектив, выделение и осознание различных систем ценностей.

Выделяют несколько видов профилактической работы:

1. Первичная профилактика - меры, направленные на то, чтобы болезнь, процесс или проблема не появились.

2. Вторичная профилактика - меры направленные на как можно более раннее обнаружение и прекращение или изменение к лучшему течения болезни, процесса или проблемы.

3. Третичная профилактика - остановка или замедление течения болезни, процесса или проблемы и их последствий, даже если основное (патологическое) состояние сохраняется.

Первичная профилактика выглядит как:

а) информационные кампании в средствах массовой информации,

б) обеспечение соответствующих средств защиты,

в) предложение альтернативного поведения в данной общественной и культурной среде.

Вторичная профилактика включает в себя:

а) целенаправленные информационные кампании (на основе непосредственных отношений в обществе),

б) предоставление средств защиты и объяснение их использования,

в) использование фармакологических и прочих средств для воздействия на конкретного человека,

г) внесение изменений в закон с целью позитивного преобразования общества, подверженного высокому уровню риска, а также с целью предотвращения распространения данного явления,

д) обучение педагогов и лиц, реализующих профилактические программы.

Профилактика рецидивов включает в себя:

а) передача информации и обучение конкретных лиц,

б) непосредственные лечебные и реабилитационные действия,

в) создание конкретных структур и организаций (лечебно-реабилитационная база).

Первое требование любой профилактической деятельности - это предоставление информации, которая непосредственно достигает адресата и вовлекает его в активную работу.

Второе требование: информация должна быть помещена в рамки определенного контекста. Этот контекст должен обогащаться и перерабатываться в зависимости от появления нововведений, а также под влиянием индивидуальной или групповой реакции адресатов, в соответствии с их потребностями и чувствами.

В профилактической деятельности любая информация должна быть:

а) правильной,

б) соответствующей реальности,

в) полной,

г) доступной,

д) помещенной в нужном контексте,

е) систематизированной,

ж) соответствующей ситуации в обществе,

з) направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов.

Таким образом, термин «профилактика» включает в себя все виды деятельности, цель которых - предотвращение появления и развития определенного явления в данном обществе.

Основная цель профилактики наркомании и алкоголизма - создать в обществе такую ситуацию, при которой члены данного общества не употребляют психоактивные вещества (за исключением случаев медицинской необходимости), а значит, не приносят вред себе и окружающим.

Эффективность профилактической работы в общеобразовательных учреждениях во многом зависит от ее координации. Проведение отдельных мероприятий (месячников, массовых акций, внеклассных мероприятий и т.д.) не дадут желаемого результата, если будут реализовываться отдельно от других. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координированно направленную на всех участников образовательного процесса. Такая координация действий в полной мере обеспечивает успешную реализацию превентивных стратегий, лежащих в основе школьной политики по отношению к злоупотреблению учащимися психоактивными веществами Черкашина Л.А., Склянова Н.А., Рукавишников А.И. и др. Профилактика наркозависимости в школе: Методическое пособие. Книга вторая. Ч. 1 и 2. - Новосибирск, 2001. С. 31..

Политика школы в значительной мере зависит от позиции учителей, родителей и учащихся, от взаимодействия в вопросах профилактики всех заинтересованных организаций и ведомств, таких как администрации районов, социальных служб, милиции, общественных организаций, центров досуга.

Целостность системы работы по наркопрофилактике обеспечивается рядом принципов, лежащих в основе научно-методического подхода к профилактической деятельности Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. - М.: Просвещение-АСТ, 1998. С. 327.:

1. Принцип научности. Является важнейшим в профилактике наркотизации. Информационное поле формируется с использованием научных и литературных материалов, на основе практического опыта специалистов.

2. Принцип сотрудничества. Предполагает кооперацию и единство действий как всех участников образовательного процесса в проведении антинаркотической политики в школе, так и заинтересованных ведомств на территории микрорайона, города.

3. Принцип политической и общественной поддержки. Реализация этого принципа является необходимым условием успешности антинаркотической пропаганды. Только при поддержке администрации, общественных организаций и средств массовой информации можно получить реальные результаты деятельности.

4. Принцип активности всех участников наркопрофилактической деятельности. Предполагает активное участие учителей, учащихся, родителей в планировании и реализации антинаркотической профилактической работы.

5. Принцип формирования реальных ясных целей и постановки задач. Задачи наркопрофилактической деятельности должны быть реальными, адаптированными к условиям образовательного учреждения, учитывать возможности коллектива школы, подкрепляться необходимыми ресурсами для достижения поставленных целей.

6. Принцип оценивания эффективности и результативности реализации наркопрофилактических программ. Методы оценки эффективности и качества результатов наркопрофилактической работы должны быть заложены в самом начале планируемой деятельности. Важность разработки критериев оценки заключается в том, что они позволяют отслеживать результаты работы на промежуточных этапах реализации программы с целью координации и корректировки эффективности и качества всей профилактической деятельности.

Программы наркопрофилактики состоят из следующих блоков:

а) анализ ситуации: описание микрорайона школы; типа школы; условий обучения в школе; количество учащихся, педагогов, родителей; число неполных семей; состояние здоровья учащихся и учителей; количество курящих, употребляющих алкоголь, наркотики (по данным анонимного анкетирования или сведениям районного нарколога); количество учащихся с поведенческими отклонениями, входящих в группу риска аддиктивного поведения; участие родителей в учебно-воспитательном процессе (участие в работе родительского комитета, посещение родительских собраний, организация классных и школьных праздников, оказание помощи в ремонте школы и т. д.);

б) анализ имеющихся ресурсов: наличие в районе наркологической службы; сотрудничество участкового инспектора, педиатра и подростковых врачей, связи с общественными организациями и центрами досуга; функционирование школьных кружков, секций, клубов; проведение профилактических мероприятий (уроки, классные часы, беседы, ролевые игры и т.д.); участие в профилактической работе учителей, социальных педагогов, психологов, родителей;

в) анализ факторов, способствующих риску вовлечения учащихся школы в табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков;

г) анализ факторов, которые препятствуют развитию аддиктивного поведения среди учащихся;

д) определение приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения и постановка целей и задач профилактической работы;

е) план мероприятий, которые необходимо реализовать для получения желаемого результата, включая научно-методическую, психолого-медико-социальную деятельность школы, работу с родителями (родительский лекторий, «Родительский университет», анкетирование, тестирование с последующим обсуждением и т.д.), работу на микроучастке;

ж) определение исполнителей и участников реализации запланированных мероприятий;

з) ожидаемые результаты;

и) критерии оценки эффективности антинаркотической профилактической деятельности образовательного учреждения.

Эффективность и результативность профилактической программы в значительной степени обеспечивается при условии ее многосторонности и долгосрочности Лозовой В.В. Профилактика наркомании. Школа, семья: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2000. С. 50..

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.