Подготовка к ГИА по обществознанию (Краткая теория). Особенности формирования личности в подростковом возрасте

Возраст человека - это не только число прожитых лет, регулярно отмечаемых в семейном кругу по поводу дня рождения, но и определённое положение в обществе. Оно связано с новыми правами, обязанностями, ответственностью.

Кого считать подростком

Пятиклассники - это люди, переходящие из мира детства в мир взрослых. Что-то осталось от детского возраста, что-то приходит от взрослых, например стремление к самостоятельности. Всё чаще можно слышать: «Я сам всё знаю!» Это говорит о том, что вы вступили в подростковый период своей жизни. В чём же его особенности?

Подростковый возраст (иногда его называют переходным, потому что происходит переход от детского к взрослому состоянию) охватывает период от 11 до 15 лет. Пятиклассники - это младшие подростки.

Наряду со словом подросток применяется сравнительно новое слово тинейджер. Оно произошло от двух английских слов: teens и age. В США и Англии подростков нередко называют просто «тинами».

От подростков окружающие ожидают более зрелых поступков, на них возлагают больше надежд, с ними чаще советуются, доверяют, с них больше требуют и спрашивают. В детстве поведение ребёнка контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. Приходится пересматривать своё отношение к миру, принимать и самостоятельно вырабатывать ценности, идеалы.

Подростки относятся к категории несовершеннолетних.

Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией. С 14 лет (с согласия родителей) можно заниматься предпринимательской деятельностью. Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. Но это не означает, что преступление, совершённое более молодыми людьми, останется безнаказанным. С 14 лет наступает ответственность за целый ряд преступлений, указанных в Уголовном кодексе РФ (например, за убийство, вымогательство, ложное сообщение о террористическом акте, хулиганство при отягчающих обстоятельствах и др.).

Трудности взросления

Вы окончили начальную школу. Переход к обучению в средних классах - переломный период в вашей жизни. В младших классах вы научились читать, писать и считать, получили представления об окружающем мире. В средней школе появляются новые предметы - история, обществознание, иностранные языки, география, биология, алгебра, физика, химия. Таким образом, вы перешли к систематическому изучению основ наук. Изменилась организация вашего обучения: вместо одного учителя начальной школы появляется много учителей-предметников, вместо одного своего кабинета - кабинетная система. Многое оказывается новым: учителя, их методы обучения, учебники.

Присмотритесь к себе. Если в начальной школе вы охотно слушали подробные объяснения учителя и дословно повторяли учебный материал, то сейчас склонны рассуждать, критически оценивать любую информацию и высказывать собственное мнение. Причём собственное мнение вы цените превыше всего, ведь далось оно нелёгким путём.

Подростковый возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и больших дел. Характерной чертой вашего возраста являются любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации. Стремление всё попробовать, во всём принять участие: в пении и рисовании, технических поделках и спортивных играх, в работе кружков натуралистов и географов, туристов. Вы с удовольствием принимаете участие в различных видах подвижного спорта. Ролики, коньки, скейтборд, лыжи, сноуборд, велосипед - смотря что вы предпочитаете.

Таким путём у вас формируется новый взгляд на окружающий мир, вырабатываются собственные взгляды и мнения. Но не только собственное мнение, а также преувеличенное представление о собственном достоинстве и необъяснимая обидчивость.

    Интересные факты
    Недавно учёные выяснили, какие слова наиболее распространены у детей в возрасте от 8 до 14 лет. На первом месте - «любовь», на втором - «свобода», на третьем - «дружба».

Установлено, что у подростков обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не «маленький».

Подростковый возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма: интенсивно растёт скелет (особенно конечности) в длину, а грудная клетка в развитии отстаёт. Статистика разных лет указывает, что дети в настоящее время выше ростом, чем их предки.

Скорее всего, это происходит благодаря хорошему питанию, медицинскому обслуживанию.

В подростковом возрасте появляется интерес к сверстнику другого пола, который перерастает в первую любовь. Правда, о своих переживаниях и мальчики, и девочки не всегда говорят друзьям, родителям, учителям.

    Дополнительное чтение
    Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». К ним относятся:

    • чувствительность к оценке посторонними своей внешности;
    • крайняя самонадеянность и категоричность суждения в отношении окружающих;
    • внимательность к близким и одновременно поразительная чёрствость к ним;
    • болезненная застенчивость соседствует с развязностью, а желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью;
    • борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами уживается с обожествлением случайных кумиров.

Присмотритесь к себе: есть ли у вас «подростковый комплекс»? Аргументируйте свой ответ.

Чувство взрослости

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Для подростков характерна смена настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость.

Чуть ли не важнейшей психологической потребностью этого возраста служит чувство взрослости. Оно проявляет себя в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, таких видов деятельности, которые имеют общественно полезное значение.

Подростку многое хочется, но не всё доступно. Многое пятиклассник не делает сам, многое - не разрешают родители, которых всё так же приходится слушаться. Как следствие, частые конфликты с родителями, педагогами и самим собой. Причина в том, что подросток чувствует себя «уже не ребёнком», а окружающие воспринимают «ещё не взрослым». Отношение к себе у него меняется, а отношение к нему со стороны взрослых - нет.

Подростки начинают примерять на себя взрослые роли. При этом они считают себя равными взрослым, разрабатывают собственную жизненную программу, заботятся о будущем и думают об изменении общества. Ребята начинают задумываться, что для них важнее всего в жизни, какими они хотели бы вырасти и кем стать.

Отношения со сверстниками

В подростковом возрасте очень важны отношения со сверстниками.

Сверстники - люди одного с вами возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей ваших поступков и действий. Это совершенно новая ситуация, в которую только ещё вступает подросток. Вы учитесь смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не старше вас по возрасту. То и другое - непременные признаки «взрослого общества», где поступки людей также оценивают равные по возрасту и не родственники. Среди сверстников вы как будто примеряете на себя социальные «одежды» взрослого человека.

Присмотритесь к себе. Как только вы начнёте прислушиваться к мнению сверстников в той же степени, как к мнению родителей, значит, вы начинаете взрослеть. Происходит это в 10-12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают преобладать. И так может продолжаться всю жизнь. Компания 40- или 50-летних мужчин и женщин - тоже группа сверстников, но только повзрослевших.

    Подведём итоги
    Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Это переходный период из мира детства во взрослый мир.
    Именно в подростковом возрасте начинают активно проявляться различия между мальчиками и девочками, большую роль начинают играть взаимоотношения со сверстниками.

    Основные термины и понятия
    Подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники.

Проверьте свои знания

  1. Каковы границы подросткового возраста?
  2. Дайте характеристику подросткового возраста как «переходного», «переломного».
  3. В чём выражаются трудности взросления?
  4. Как проявляется у вас «чувство взрослости»?
  5. Почему в подростковом возрасте очень важны отношения со сверстниками?
  6. Как вы понимаете смысл высказывания: «Подростковый период - испытание, данное каждому человеку»?

Практикум

  1. Девочка Элли из сказочной повести Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» прошла много испытаний и добилась своей цели - вернулась домой. А в настоящей жизни какие важные поступки могут совершать дети ю-12 лет? Что им для этого необходимо?
  2. Вспомните случаи из своей жизни, когда вы вели себя как взрослые, а когда - как дети. По каким признакам вы это поняли?

Документ содержит информацию описывающую подростковый период, перечисляет пути решения проблем, возникаюших в подростковом возрасте, а также даёт рекомендации родителям, как правильно себя вести с ребенком в этом возрастном пути.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подростковый возраст и его особенности

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?

Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.

Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Наблюдение за детьми в различных ситуациях обнаруживают зависимость проявления типа темперамента от мотивов и потребностей, побуждающих к деятельности: при выполнении значимой, интересной работы ребёнок может быть весьма активным и становится медлительным при включении в неинтересную деятельность. Существуют следующие виды акцентуаций: циклоидный, гипертивный, астеноневротический, сензитивный, психоастенический, демонстративный, неустойивый, конформный.

В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носит протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».

Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним.

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д.

В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще. Учёба в это время отходит на второй план.

Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их и учитывать при организации жизни подростка необходимо.

Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать, или недооценивать свои качества и свойства. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из – за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми.

Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима для того, чтобы развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.

Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые разрушены, новые ещё не созданы.

Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Взрослые порой не замечают или не понимают таких неровностей поведения, их равно обескураживает и непомерный азарт, и необъяснимая усталость.

Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры. К сожалению, в свободное время преимущественно проявляется асоциальное поведение подростков (проституция, наркомания, токсикомания и т.д.) .

Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру дивиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Оказывается, что одним из доступных видов развлечений для подростков является драка. Так, почти третья часть (29%) подростков признаются, что дерутся потому, что делать нечего, энергию девать некуда, жить скучно.

Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости. Меньше всего (15%) подростки занимаются изучением истории, математики и искусства, кино- и фотолюбительством.

На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков. 27% подростков не отрицают своего участия в избиении инакомыслящих, т. е. имеющих другие интересы.

Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей. Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми.

К сожалению, в наше время растёт число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении.

Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. Только 15 % родителей написали, что знают о своём ребёнке всё. Лишь 6% родителей поощряют занятия своих детей в кружках, секциях, клубах, 3% знакомят детей, по их мнению, с интересными ребятами.

Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье:
Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании.
Гипоопека нередко переходящая в безнадзорность.
Ситуация, создающая « кумира семьи» - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи.
Ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

Пути решения проблемы

Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья». Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Снижение проявления агрессии путём посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей, железных гирь и боксёрских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами). Физкультура может стать общим и радостным для каждого члена семьи занятием.

Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его способностями. Честно указывать на его удачи и неудачи (причём удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой). Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка эффект неадекватности. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком.

  • Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
  • Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
  • Поддерживайте ребёнка, когда ему нелегко.
  • Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
  • Научите преодолевать трудности.
  • Постоянно контролируйте ребёнка, но без гипер опеки.
  • Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактаулизации.
  • Рассказывайте ребёнку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.
  • Покупайте своему ребёнку книги по психологии, самопознанию.
  • Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).
  • Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
  • Советуйте следить за своей внешностью.
  • Ни в коем случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек.
  • Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка, просите их информировать Вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона.
  • Помните: недоверие оскорбляет!
  • Следите за тем, какие книги читает Ваш ребёнок, какие фильмы смотрит.
  • Будьте всегда для своего ребёнка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой (папой)!

Анкета «Хорошие ли вы родители?»

На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:
1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.

4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.

9. Вы слишком сильно переживаете, неприятности или неудачи вашего ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).

12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребенком.

Подсчет результатов.

За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.

50-99 очков . Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

0-49 очков . Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.


Нередко термины «человек», «индивид», «личность» употребляются в литературе как близкие по значению. Однако каждое понятие имеет свою специфику.

Человек - один из видов живых существ на Земле (в отличие от рыб, птиц, змей и т. д.). Т. е. это понятие обозначает всеобщие, присущие всем людям способности, отличающие нас от животного мира.

Индивид - отдельный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Соответственно, индивидуальность - это неповторимое сочетание природных и социальных качеств в человеке.

Личность - индивид как носитель социальных качеств. Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т. е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Оно характеризует социальную позицию, место и роль индивида в системе общественных отношений.

Исторически человек первоначально существовал как стадное животное, племенное существо. По мере развития социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс первоначально ребенок - это просто биологическое существо, у которого присутствуют лишь инстинкты и рефлексы. Но по мере развития, усвоения социального опыта человечества он постепенно превращается в личность. Таким образом, личностное не является врожденным, от рождения даны только предпосылки развития человека в личность.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность вне общества не формируется.

Личность - это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми. Можно выделить следующие признаки личности:

личность - это человеческий индивид, который осознает совокупность своих социальных черт;

личность участвует в жизни общества в качестве субъекта социальной и культурной жизни;

личность - носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда;

личность понимает свою социальную значимость, собственные свойства и качества, реализуемые в общественной жизни.

Психология утверждает, что личность - это каждый человек с присущими ему особенностями характера, интеллекта и эмоциональной сферы . Психологические свойства личности: характер, темперамент, способности, особенности протекания психических процессов. Личные качества - совокупность внутренних черт и особенностей человека, которые реагируют на внешние воздействия.

Внешние факторы, влияющие на развитие личности : воспитание (строгое или либеральное); принадлежность человека к определенной культуре (западной или восточной); его пребывание и активность в социальной среде (жизнь в мегаполисе или в тайге); влияние системы связей и отношений групп, в которые человек был включен в ходе своего развития.

Деятельность личности предполагает наличие свободы и ответственности. Личные качества проявляются в ходе социальных отношений и предполагают ту или иную степень свободы человека в своих действиях и поведении. Рамки свободы определяются юридическими, религиозными и моральными правами и обязанностями и персональной ответственностью за свои проступки. Таким образом, личность можно характеризовать: как часть общества; как представителя культуры, социальной общности или группы; как индивидуальность.

Важнейшим этапом в становлении личности считается пубертатный период (подростковый возраст). В это время человек начинает играть значимую для общества роль. Подростковый период характеризуется: выбором личностью своих жизненных позиций, целей и средств самореализации; включением личности в систему моральных и культурных традиций общества; определением своей будущей профессиональной деятельности, интегрированием в жизнь общества; в этот период человек начинает принимать жизненно важные и определяющие будущее решения, а также нести полную моральную и юридическую ответственность за свои поступки.

Усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется как личность связано с понятием социализация.

Социализация - это процесс вхождения индивида в общество .

Она включает в себя:

обучение и воспитание индивида;

взаимодействие с другими людьми;

освоение культурных ценностей и норм общества;

приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;

освоение видов совместной деятельности;

нахождение своего места в обществе.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются и вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида.

Процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.

Этапы социализации:

С периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила и рамки поведения.

С фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация. Ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей.

Третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утери трудоспособности. Он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из трудового процесса.

Процесс социализации осуществляется через «помощников». Это люди и учреждения, которые оказывают значимое влияние на социализацию. Их называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации .

В период первичной социализации главным агентом выступает семья . В период от 3 до 8 лет круг агентов социализации значительно расширяется. Это образовательные и дошкольные учреждения, друзья, другие люди, окружающие ребенка. Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе дети учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывать навыки подчинения старшим.

Наряду с «официальными» организациями, агентами социализации для детей и подростков являются группы сверстников, чье влияние часто перевешивает влияние семьи; отдельные лица, обладающие авторитетом в глазах молодежи . Огромное значение в качестве агента социализации в современном обществе имеют средства массовой информации, особенно телевидение, распространяющее и тиражирующее все новые и новые образцы для подражания. Телевидение навязывает определенные стандарты поведения, стили жизни и жизненные цели.

Нередко термины «человек», «индивид», «личность» употребляются в литературе как близкие по значению. Однако каждое понятие имеет свою специфику.

Человек - один из видов живых существ на Земле (в отличие от рыб, птиц, змей и т. д.). Т. е. это понятие обозначает всеобщие, присущие всем людям способности, отличающие нас от животного мира.

Индивид - отдельный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Соответственно, индивидуальность - это неповторимое сочетание природных и социальных качеств в человеке.

Личность - индивид как носитель социальных качеств. Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т. е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Оно характеризует социальную позицию, место и роль индивида в системе общественных отношений.

Исторически человек первоначально существовал как стадное животное, племенное существо. По мере развития социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс первоначально ребенок - это просто биологическое существо, у которого присутствуют лишь инстинкты и рефлексы. Но по мере развития, усвоения социального опыта человечества он постепенно превращается в личность. Таким образом, личностное не является врожденным, от рождения даны только предпосылки развития человека в личность.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность вне общества не формируется.

Личность - это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми. Можно выделить следующие признаки личности:

  • личность - это человеческий индивид, который осознает совокупность своих социальных черт;
  • личность участвует в жизни общества в качестве субъекта социальной и культурной жизни;
  • личность - носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда;
  • личность понимает свою социальную значимость, собственные свойства и качества, реализуемые в общественной жизни.

Психология утверждает, что личность - это каждый человек с присущими ему особенностями характера, интеллекта и эмоциональной сферы.

Психологические свойства личности: характер, темперамент, способности, особенности протекания психических процессов.

Личные качества - совокупность внутренних черт и особенностей человека, которые реагируют на внешние воздействия.

Внешние факторы, влияющие на развитие личности:

  • воспитание (строгое или либеральное);
  • принадлежность человека к определенной культуре (западной или восточной);
  • его пребывание и активность в социальной среде (жизнь в мегаполисе или в тайге);
  • влияние системы связей и отношений групп, в которые человек был включен в ходе своего развития.

Деятельность личности предполагает наличие свободы и ответственности. Личные качества проявляются в ходе социальных отношений и предполагают ту или иную степень свободы человека в своих действиях и поведении. Рамки свободы определяются юридическими, религиозными и моральными правами и обязанностями и персональной ответственностью за свои проступки. Таким образом, личность можно характеризовать: как часть общества; как представителя культуры, социальной общности или группы; как индивидуальность.

Важнейшим этапом в становлении личности считается пубертатный период (подростковый возраст). В это время человек начинает играть значимую для общества роль.

Подростковый период характеризуется:

  • выбором личностью своих жизненных позиций, целей и средств самореализации;
  • включением личности в систему моральных и культурных традиций общества;
  • определением своей будущей профессиональной деятельности, интегрированием в жизнь общества;
  • в этот период человек начинает принимать жизненно важные и определяющие будущее решения, а также нести полную моральную и юридическую ответственность за свои поступки.

Усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется как личность связано с понятием социализация .

Социализация - это процесс вхождения индивида в общество. Она включает в себя:

  • обучение и воспитание индивида;
  • взаимодействие с другими людьми;
  • освоение культурных ценностей и норм общества;
  • приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;
  • освоение видов совместной деятельности;
  • нахождение своего места в обществе.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются и вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида.

Процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.

С периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила и рамки поведения.

С фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация. Ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей.

Третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утери трудоспособности. Он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из трудового процесса.

Процесс социализации осуществляется через «помощников». Это люди и учреждения, которые оказывают значимое влияние на социализацию. Их называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

В период первичной социализации главным агентом выступает семья. В период от 3 до 8 лет круг агентов социализации значительно расширяется. Это образовательные и дошкольные учреждения, друзья, другие люди, окружающие ребенка. Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе дети учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывать навыки подчинения старшим.

Наряду с «официальными» организациями, агентами социализации для детей и подростков являются группы сверстников, чье влияние часто перевешивает влияние семьи; отдельные лица, обладающие авторитетом в глазах молодежи. Огромное значение в качестве агента социализации в современном обществе имеют средства массовой информации, особенно телевидение, распространяющее и тиражирующее все новые и новые образцы для подражания. Телевидение навязывает определенные стандарты поведения, стили жизни и жизненные цели.

Одним из результатов социализации является приобретение человеком определенных социальных статусов и освоение соответствующих им социальных ролей. 1

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяется совершенно по разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста:10-14 лет, 14 -18 лет,12-20 лет 11 Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». - М., Просвещение, 1968.. Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков также не была однозначной.

В толковом словаре В.И. Даля подросток определяется как «дитя на подросте» - 14 -15 лет.

В академическом четырехтомном словаре русского языка 1983г.разъясняется, что подросток- это «мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству в возрасте от 12 до 16 лет.»

На современном этапе границы подросткового возраста примерно с обучением детей в средних классах от 11 - 12 лет до 15 - 16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции гормонов начинается в семь лет, но интенсивный подъем секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапными увеличениями роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Такие педагоги психологи, как Фридман Л. М., БожовичЛ. И. говорят о проблемности подростков.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений.

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Мадорский Л. Р. считает, что центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства зрелости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому 11 Мадорский Л. Р. «Глазами подростков». - М. Просвещение, 1991.. Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, но в социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.

Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободится из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободится связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками.

«Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус» 11 Кон И. С. «Психология ранней юности». - М. Просвещение, 1980., пишет Кон И. С.

В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения.

Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляют весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, так как благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Они делятся на следующие виды:

  • · Интеллектуально - эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история).
  • · Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).
  • · Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развитие достигают все без исключения познавательные процессы.

Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - более высокий уровень самосознания - составляет главный итог переходного возраста.

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируется критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростков является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Ориентация на сверстника, связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, приятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей и родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, предъявлении требований через коллектив - один из путей формирования личности подростка.

В этом возрасте создаются некоторые условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые контакты договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Особенности личности подростков:

  • 1. Таким образом, центральное новообразование подростничества - чувство взрослости.
  • 2. Развитие самосознания.
  • 3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
  • 4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.
  • 5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
  • 6. Заметное развитие волевых качеств.
  • 7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Различают такие направленности личности:

  • · гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;
  • · эгоистическая направленность он сам является более значимым, чем общество;
  • · депрессивная направленность- он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
  • · суицидальная направленность ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний вариант нормы.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое особенности традиционных нарушений поведения, острых аффективных реакций и неврозов. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущих профессий. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям.

Скрытая акцентуация. В обычных, привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.