Познавательно — исследовательская деятельность как условие формирования желания учиться у дошкольников. Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника

Людмила Суменкова

В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности.

Познавательно – исследовательская деятельность детей является одним из методов развивающего обучения и направлена:

-на выработку самостоятельных познавательно-исследовательских умений;

-способствует развитию творческих способностей и логического мышления;

-объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью познавательно -исследовательской деятельности является формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково – исследовательской деятельности

Дошкольное детство – это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей.

Задачи познавательно -исследовательской деятельности:

Расширять представления детей об окружающим мире;

Научить планированию, поиску и умению делать выводы;

Развивать связную речь;

Создание условий для свободного исследования и экспериментирования;

Создание благоприятных условий для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности;

Вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

СЛАЙД № 6

Для познавательно-исследовательской деятельности в нашей группе оборудован «Центр экспериментирования»

Оборудование для исследовательской деятельности:

1. Различные емкости.

2. Мерные ложки, ситечки, воронки разного размера, перчатки.

3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

4. Резиновые груши разного размера.

5. Пластиковые, резиновые трубочки.

6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

7. Пластиковые контейнеры.

8. Рулетка, линейка.

9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, свечи, термометр.

11. Цветные прозрачные стеклышки.

12. Лупы, зеркала, магниты.

13. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, шоколад. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).

Материал, подлежащий исследованию

Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Правила безопасности

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Сначала спроси – потом экспериментируй.

3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

4. Грязными руками не трогать глаза.

5. Не брать ничего в рот.

Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все то, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему? Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты и был активным участником.

Опыты мы проводим различные - и с водой, и с воздухом, с песком,наблюдаем за снежинками, за птицами,за цветами на клумбе, экспериментируем со срезом ствола дерева для установления возраста. Организовываем экскурсии в лес, в парк, на речку. С каждым разом дети открывают для себя много нового, необычного.

«Знакомство со свойствами песка»

СЛАЙД №10

«Эксперимент с мыльной водой»

СЛАЙД № 11

«Опыт с окрашиванием воды»

СЛАЙД №12

«Опыты продолжаются»

СЛАЙД №13

«Исследование среза ствола дерева для установления возраста»

СЛАЙД №14

«Наблюдения и уход за комнатными растениями»

СЛАЙД №15

«Посадка лука»

СЛАЙД №16

«Наблюдения за первыми листочками»

СЛАЙД №17.

«Наблюдения и труд в огороде и на клумбах»

СЛАЙД №18.

«Экскурсия в осенний лес, рассматривание мха»

СЛАЙД №19

«Наблюдения за снежинками»

СЛАЙД №20

«Наблюдения и подкармливание птиц зимой»

СЛАЙД №21

Я убедилась, что экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а так же выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства, повышает уровень экологической культуры у детей, формирует осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

Зоя Ивановна Гавриленко
Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника

" Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал".

В. А. Сухомлинский.

Современные дошкольники - пытливые исследователи окружающего мира. Они готовы к усвоению различного вида опытов , экспериментов, воспринимают их с большим интересом . Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Через любопытство и любознательность у дошкольников возникает познавательная потребность , которая проявляется в поиске новой информации , новых знаний, стремлении задавать много вопросов.

Дошкольники начинают понимать причинно- следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок утверждается в роли активного, сознательного, равноправного участника образовательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Для достижения успеха в познавательно - исследовательской деятельности необходимо :

* Вызвать интерес детей к содержанию деятельности (тайна, сюрприз) ;

* Предложить доступный для возраста материал;

* Дозировать степень активности взрослого (взрослый- советчик, партнер, ориентир в выборе деятельности ).

* Создать доброжелательную обстановку и с вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей .

Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность , чем больше новой информации получает ребенок , тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования представляют ребенку самому найти ответы на вопросы " как?", " зачем?", " почему?"

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными.

Тематика познавательно - исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста , достаточно разнообразна.

Организация познавательно - исследовательской идет по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами :

Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде , взаимосвязь живой и неживой природы.

Неживая природа - почва, песок, глина, камни, воздух, вода, небесные тела.

Физические явления - магнетизм, вес, электричество, свет и др.

Рукотворный мир - предмет как таковой, материалы и их свойства, преобразование предметов.

Чтобы заинтересовать детей исследовательской деятельностью , необходимо построить предметно-развивающую среду .

В качестве объектов исследования я предлагаю детям, те предметы и явления, которые нас окружают. Стоит только внимательно посмотреть вокруг и можно найти множество интереснейших объектов . Зимой - это снег, лед, сосульки.

Летом - вода, камни, глина и песок.

Например, лужа после дождя - прекрасный объект для наблюдений. Мы с детьми наблюдали за ее испарением, образованием волн, искали водных обитателей.

Или обыкновенный песок - один из самых доступных материалов для исследований в детском саду. Мы с детьми учились различать свойства песка : сухой, влажный, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, хорошо пропускает через себя жидкость. На влажном песке остаются следы, по ним узнавали, кто проходил, а на сухом оставались только ямки. Затем с детьми сравнивали песок и камни. На участке насобирали камни. Принесли их в уголок природы, рассматривали с детьми, гладили, сжимали, проверяли на прочность, называли их свойства, форму , цвет, твердость, особенность поверхности.

Ноябрь, декабрь, январь - самые короткие дни, в это время хорошо наблюдать за звездами и луной на темном небе.

В декабре мы с ребятами начнем свое наблюдение за луной в фазе полнолуния. Мы с ними договоримся, что они ежедневно по дороге в детский сад будут рассматривать луну и обращать внимание, не изменилась ли ее форма , и, придя в группу, перенесут свои наблюдения на бумагу в виде аппликации, на которой укажем дату.

Организуя любую работу с детьми, стараюсь, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и умели отстаивать и высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной.

Организация познавательно - исследовательской деятельности в нашей группе , началась с несложных экспериментов с водой, испытывали предметы на плавучесть. Предлагала заранее угадать, какие утонут, а какие будут плавать, и, сделав таблицу, занесли в нее результаты исследования.

Мы планируем проводить различные опыты по смешиванию воды с разными веществами : с песком, стиральным порошком, солью, сахаром, кофе, гречкой, фасолью, растительным маслом, акварельными красками, вареньем. Прежде чем добавить в воду очередное вещество, даю возможность им предугадать, что произойдет с веществом, когда оно попадет в воду. Затем выясним экспериментальным путем, что произошло, осталась ли вода такой же прозрачной, или изменила цвет, опустим пальцы и проверим, какая вода на ощупь.

Предложу подумать, как можно разделить полученные смеси. Масло всплывет и его можно собрать ложкой, смесь с гречкой и фасолью пропустить через сито. Но некоторые смеси разделить не сможем. Смешиваются они очень хорошо, но разделить их нельзя. Такая смесь называется раствором. Соленая вода - раствор.

Эксперименты с фонариком в темной комнате, (как проходит свет через фольгу, толстую шерстяную ткань) .

Опыты с магнитом. Дети узнают, на что способен данный предмет. Предложу для опыта использовать различные приспособления (лист плотной бумаги, книгу, доску, ткань, картон, в том числе через руку человека) как будет действовать магнит, можно ли двигать железные скрепки.

Какая сила притяжения у магнитов разных по размеру?

Все данные опытов и экспериментов будем заносить в таблицы.

Таким образом, работа по организации познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста помогает развивать познавательный интерес , активизирует мышление, способствует формированию научного мировоззрения.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям. Родители с большим удовольствием принимают активное участие, помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, а также продолжают исследования дома вместе с детьми.

Вывод :

Познавательно-исследовательская деятельность развивает у детей дошкольного возраста познавательный интерес , активизирует мыслительную деятельность , способствует формирования первоначальных понятий.

Предполагаемый результат :

Расширение знаний детей об окружающей действительности;

Активизация словаря;

Развитие интеллекта , любознательности и наблюдательности;

Публикации по теме:

«Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности» Потребность в познании окружающего мира появляется у человека буквально с самого рождения. Детство – пора поисков ответов на самые разные.

Конспект ООД «Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе» Программное содержание: Формировать представление детей об окружающей действительности Цель: Доставить детям радость и удовольствие от проведенных.

Обобщение опыта работы «Фольклор как средство формирования положительных черт личности дошкольника» Падерина Марина Викторовна воспитатель I кв категории МКДОУ «Детский сад «Колосок» р. п. Варгаши Курганской области Цель: Воспитание положительных.

Познавательно-исследовательская деятельность как фактор развития ребенка-дошкольника Познавательная деятельность детей имеет очень большое значение в жизни каждого ребенка. В детском саду познавательные исследования это,.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования элементарных естественнонаучных представлений у детей Познавательная деятельность связана с изменениями, происходящими в жизни современного общества. Малыш – природный исследователь окружающего.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей раннего возраста Познавательно- исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей раннего возраста Т. В. Алленова-воспитатель муниципальный.

Познавательно исследовательская деятельность «Мой любимый город». Социальный мир НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мой любимый город - Балаково» Цель: расширение и углубление знаний детей о своём родном городе – Балаково. Задачи: продолжать знакомить.

Предметно-развивающая среда как средство формирования гражданско-правовой культуры старшего дошкольника Среда воспитывает человека. путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды. Л. С. Выготский Предметно-развивающая среда.

Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается.

Эссе «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника» Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,.

Библиотека изображений:

Маленький человек, познавая мир, должен не только все попробовать, потрогать руками, рассмотреть, но и сделать выводы из увиденного и услышанного, должен уметь применить полученные знания в других областях.

Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Задачи исследовательской деятельности:

1.Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

2.Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

3.Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

4.Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

5.Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать.

7.Стимулировать желание детей экспериментировать.

Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.

В нашем детском саду созданы условия для целенаправленной, разносторонней деятельности педагогов и детей. Эта задача решается через взаимодействие педагога и детей с миром природы, на прогулках, в непосредственно-образовательной деятельности и на кружке «Юный исследователь.

В группах оборудованы мини-лаборатории, где ребята в непосредственно образовательной деятельности экспериментируют, проводят опыты с различными материалами, используют мультимедийное оборудование.

Сделать каждого ребенка активным в познании мира через экспериментальную деятельность - в этом заключается актуальность моей работы.

Мои дети очень любят наблюдать. Учитывая возрастные особенности детей, я строю свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». В нашей группе создан экспериментальный уголок, где проходят различные опыты с водой, песком, наблюдения за объектами живой и неживой природы, уход за растениями, выращивание «огорода на окне». В лаборатории для исследования, где находится материал, ребенок может как самостоятельно, так и под руководством воспитателя заниматься опытами и экспериментами.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Я поставила перед собой цель: развивать у детей познавательный интерес путем исследований и опытов. Дети через исследовательскую деятельность познают окружающий мир, благодаря этому происходит умственный рост детей.

На кружке «юный исследователь», дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты с объектами живой и неживой природы.

Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем.

В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.

Так, например, с помощью увлекательных исследований "Удивительная почва", дети сравнили свойства земли, песка и выяснили, что почва водопроницаема, что в почве есть условия для жизни живых организмов.

В ходе проведения опыта с водой, Опыт "Тонет – ни тонет"

Помог детям понять, что плавучесть предметов зависит от материала, из которого они изготовлены, формы, размера.

При проведении опыта "Нужна ли растениям вода?" дети получили представления о роли воды в жизни растений. По окрашенным стеблям дети сделали вывод о том, что растения пьют воду.

На вопрос, как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поисков ответов на этот вопрос я провела ряд опытов: «Поймай воздух», «Место для воздуха». Опыты с воздухом помогли детям понять, что воздух находится вокруг нас, он невидим, прозрачен, легче воды. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Опыты с волшебной рукавицей, внутри которой находился магнит, сформировали у детей представления о том, что магнит притягивает металлические предметы.

Своим детям предоставляю возможность самостоятельно экспериментировать, изучать предметы и явления, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, проводимые ранее под руководством педагога.

Ребята с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

При проведении опытов я использую личностно-ориентированный подход, стараюсь, чтобы каждый ребенок сформулировал свое предположение о том, какой будет результат, объяснил, почему он так думает. Дети учатся высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи.

У детей заметно развилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения, умение наблюдать.

Для развития познавательной активности детей мне особо хотелось бы отметить использование проектной деятельности. Для более успешного усвоения материала мною были разработаны исследовательские проекты.

Например, « Вместе весело шагать».

Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи. Юные исследователи не боялись высказывать своё мнение при окружающих, а также развивалась фантазия детей и пытливость ума.

Тесный контакт с семьей позволил достичь положительных результатов в познавательной деятельности.

Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Задача взрослых – помочь детям сохранить исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание, саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать сам, а не только быть в роли наблюдателя.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Результатом познавательно-исследовательской деятельности являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по среде обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое вызывают у детей этого возраста особый интерес. Вопросы ребёнка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений.

Организация самостоятельной работы и руководство ею -- это сложный процесс. Воспитание самостоятельности рассматривается как составная часть воспитания детей. Но, следует помнить, что самостоятельная работа не самоцель. Она является лишь средством получения прочных знаний, формирования у детей самостоятельности, активности и развития их интеллектуальных способностей.

Познавательно-исследовательская деятельность занимает не менее важное место в организации самостоятельной деятельности дошкольников, чем игровая. Эта деятельность прогрессирует в наш век модернизации, но это не является новшеством в образовании, еще в начале ХХ века известный прогрессивный общественный деятель России, врач и педагог Лесгафт П.Ф. писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других». .

По мнению психологов познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Считаю необходимым остановиться более подробно на характеристике этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребенка.

Первый этап характеризуется проявлением любопытства.

А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности».. Ребенок - дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли Монтессори М., соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу..

Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.

Как отмечала Морозова Н.Г.: «…на этапе раннего и дошкольного детства любознательность необходима и может быть достаточна для широкого ознакомления с окружающим предметным миром».. Содержание активности ребенка, по мнению Дусавицкого А.К., с возрастом меняется, оно становится более целенаправленным и углубленным, меняется характер дошкольника, его отношение к действительности..

Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления.

Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Венгер Л.А., Запорожец А.В., Пантюхина Г.В., Поддьяков Н.Н. и др.).,,,. На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребенка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Наблюдаются практические действия - ориентировочно-исследовательские.

Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Именно в этот период, как отмечает Пантина Н.С., главное противоречие в деятельности ребенка состоит в том, чтобы оторваться от ситуации, от старого стереотипа выполнения действия и учесть новые условия решения исследовательской деятельности: у ребенка развивается способность к обобщению явлений окружающей действительности и способность к преодолению трудностей..

Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект (Петровский А.В., Ярошевский М.Г.).. Как отмечает Кудрявцева Е.М., именно на этом этапе ребенок осмысленно принимает познавательную задачу..

Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу.

Говоря о научной логике познания в дошкольном возрасте, мы имеем в виду: овладением ребенком не только способностью выявлять особенности предметов, но и приобретения умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений и пр. Для того чтобы эти знания привести в соответствии с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания - не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время Сеченов И.М. писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство Павлов И.П. назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.

Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. (Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом).

Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникают ассоциации с трудной монотонной работой, далекой от творчества, направленной преимущественно на пассивное усвоение уже давно добытых кем-то знаний. Поэтому-то нас не удивляет, что для ребенка это обычно повинность, тяжелый, напряженный, но, как принято считать, необходимый труд.

Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение - творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Любой ребенок, как уже отмечалось, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство.

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:

* Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

* Выдвижение гипотезы;

* Поиск и предложение возможных вариантов решения;

* Сбор материала;

* Обобщение полученных данных.

Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Поддьяков Н.Н. выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности.. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Он выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской деятельности.

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:

· развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)

· освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;

· освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);

· развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

· расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов:

· вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...». В какую ситуацию попала галка?);

· схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);

· вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;

· метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;

· метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

В деятельности наших педагогов традиционно присутствует деятельность по ознакомлению с окружающим миром.

Она строится в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей. Дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Такое направление как метод проектов охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога - ребенка - родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

В рамках проектной деятельности с детьми должны иметь место следующие мероприятия:

· Диагностика уровня развития ЭЕНП у дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.

· Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.).

· Проведение циклов познавательных, эвристических бесед.

Важно выстроить взаимодействие с детьми так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитателю важно придерживаться следующей последовательности этапов исследования:

· актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;

· обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

· опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

· предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами могут быть:

· реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).

· специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

· воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Носова Н. «Приключения Незнайки и его друзей » или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести Гайдара А. и т. п.).

· стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

· Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

· Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.

Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не следует забывать о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению.

Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

В уголке могут быть:

* Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

* Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

* Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

* Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;

* Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

* Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;

* Мука, соль, сода, свечи, фонарики;

* Детские халаты, фартуки;

* Схемы для проведения опытов;

* Журнал для фиксирования результатов.

Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников: одной из форм работы с родителями является анкетирование.

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования будет видно - заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствую ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность.

· Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

· Оформление наглядной информации в родительском уголке

Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

В группе должна вестись работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

· Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Практическая часть: Открытое занятие для родителей.

Также для родителей проводятся консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников.

· Оформление папки «Мои открытия». Создаются тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.

· Совместное детско-взрослое творчество. Родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии и многое другое.

· Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень - вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и многие другие. Хорошо, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах).

А.И. Савенков более конкретно определил исследовательские умения и полно описал блоки, характеризующие исследовательское мышление..

Показатели сформированности исследовательской деятельности:

· Умение видеть проблему;

· Умение формулировать и задавать вопросы;

· Умение выдвигать гипотезы;

· Умение делать выводы и умозаключения;

· Умение доказывать и защищать свои идеи;

· Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

Критерии сформированности исследовательской деятельности:

· Самостоятельность.

· Полнота и логичность ответа.

· Правильность выводов и формулировок.

Показатели, являющиеся важными, оценочные параметры:

· Во-первых, любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта.

Таким образом, важно уметь оценивать отношения детей к исследовательской деятельности, которое оценивается по степени проявления интереса, активности в процессе деятельности.

· Во-вторых, важным становится процесс работы ребенка в ходе исследования. Следовательно, оценивается не достигнутый результат, а его процесс, то, как думает, рассуждает ребенок.

Необходимо отметить, что выделенные умения, это не количественные, а качественные показатели.

Поэтому показатели сформированности исследовательского деятельности необходимо сопоставлять как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, т.е. «качественные изменения в структуре личности ребенка и их проявления во взаимодействии его с окружающим».

Елена Карпенко
Развитие познавательной активности посредством исследовательской деятельности

МДОУ «Детский сад №31 с. Бессоновка Белгородского района Белгородской области»

Выступление из опыта работы

на МО на тему :

«Развитие познавательной активности детей посредством ».

Выступила : Карпенко Е. В.

воспитатель

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» , - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» , - утверждают педагоги-практики . «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность », - писал Лев Семенович Выготский.

Малыш - природный исследователь окружающего мира . Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир , в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает ? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так : «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься!» Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям : нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся . Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно .

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. На все вопросы детей надо отвечать точно, и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.

Дети легко находят объекты для исследований . Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный , наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Он используется практически во всех науках . Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования , добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Основная цель исследовательской деятельности : развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Основные цели и задачи познавательно- исследовательской деятельности :

Развитие познавательных интересов детей , расширение опыта ориентировки в окружающем, развитие любознательности и познавательной мотивации ; формирование познавательных действий , становление сознания; развитие воображения и творческой активности ; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях).Развитие восприятия , внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Основные задачи :

Познавательные

расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей

формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие :

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности .

Развивать мыслительную активность , умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира .

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

Эксперименты классифицируются по разным принципам :

По характеру объектов, используемых в эксперименте : опыты - с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

По месту проведения опытов : в групповой комнате; на участке; в парке и т. д.

- По количеству детей : индивидуальные, групповые, коллективные.

- По причине их проведения : случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс : эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические.

- По продолжительности : кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.) .

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом : однократные, многократные, или циклические.

- По месту в цикле : первичные, повторные, заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций : констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение экспериментальных задач.

- По способу применения : демонстрационные, фронтальные.

Прежде чем приступить к любому эксперименту, нужно составить план предстоящей работы :

Выбираем объект исследования .

Подбираем оборудование.

Уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.

Определяем, для чего проводится опыт.

Определяем последовательность действий.

Повторяем правила безопасности.

Анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения).

При организации исследовательской работы с детьми нужно соблюдать определённые правила :

1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.

2. Не сдерживать инициативу детей.

3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.

5. Помогать детям учиться, управлять процессом усвоения знаний :

6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования и делать выводы .

Примерный перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории :

1. приборы помощники (увеличительные стекла, песочные часы)

2. разнообразные по объеме и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы

3. природный материал (камешки, глина, песок, кора дерева, веточки рябины, почва, глина, шишки, спил и листья деревьев, семена)

7. красители : пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски, мята)

4 утилизированный материал (кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, трубочки для коктеля)

Ленточки).

Познавательно- у нас проходит по четвергам во второй половине дня в 15.40 часов. У нас есть перспективный план познавательно- исследовательской деятельности на один год .

Название темы

Сентябрь

2. Сравнение глины и песка

3. Почему растения растут?

Выявить свойства песка и глины

Живая природа – условия роста растений

Выявить необходимые условия для роста растения

1. Какой вода имеет цвет?

2. Зачем кошке шершавый язык?

3. Вода и ее превращения

4. Где в природе есть вода

5. Где можно найти воздух

Определить свойства воды : вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

Определить строение и значение языка кошки. Выяснить, какой корм любит кошка

Рассказать детям о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразных состояниях воды.

Обнаружить воздух в предметах

1. Нужен ли корешкам воздух

2. Какие птицы улетают, а какие остаются?

3. Кто где живет

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми частями

Понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в

неживой природе

Создать условия для расширения и обогащения знаний детей о домашних и диких животных, развить интерес к окружающему миру

1. Нужен ли растениям зимой снег?

2. Какое любимое блюдо у наших братьев меньших?

3. Опыт со льдом

4. Зависимость свойств снега от температуры

Определить состояние растений от условий природы

Выяснить, какой корм любят животные и птицы

Выявит, что станет со льдом, если

поместить его в теплую воду

Выявить, что будет со снегом в тепле

1. Когда это бывает?

2. Зачем растения вертятся?

3. Каким бывает снег?

Понять зависимость освещенности предмета от силы источника

Определить свойства снега : сыпучий, холодный, тает, лепится, превращается в воду

1. Почему на небе разные звёзды?

2. Почему заяц меняет шубу?

3. Мои зеленые друзья

4. Что я знаю о себе

Понять зависимость освещенности предмета от силы источника и удаленности от него

Установить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе

Формировать интерес к растительному миру, дать представление о строении растения

Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма; учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста

1. Где появятся первые проталинки?

2. Почему птицы летают?

3. В каких условиях живут рыбки

4. Что спряталось в еловых шишках

Установить зависимость изменений в неживой природе от сезонных изменений

Определить строение и приспособление птиц к окружающему миру

Дать представление о том, что рыбки хорошо чувствуют, так как живут в хороших условиях; в аквариуме много воды, вода прозрачная, комнатной температуры, в аквариуме много света, на дне песок, рыбки не голодают

Познакомить со строением шишки , семенами ели, показать особенности шишек : пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из- под которых падают семена

1. Зачем растению нужен свет?

2. Почему растения нельзя поливать холодной водой?

3. Сколько ног у птиц и как они ходят?

4. Какая ворона? Какой воробей?

Показать, что для роста растения необходим свет

Определить влияние тепла и холода на рост растений

Уточнить представления о количестве ног у птиц и их функциях. Разные птицы передвигаются по-разному : вороны и голуби ходят, воробьи скачут.

Учить различать воробья и ворону по размеру и окраске (воробьи меленькие, серо-коричневые, летают стайкой, садятся на кормушку клюют корм; ворона большая, черно-серая, летает чаще всего одна, на кормушку не садится; знать названия птиц

1. Где спряталась вода?

2. Зачем бабочке цветная раскраска?

3. Как рыбки отдыхают

4. Кому нужна вода

Узнать, что песок и глина по-разному впитывают воду

Определить особенности приспособления бабочек к жизни в окружающем мире

Сформировать представление о том, что рыбки, как и все живые существа, нуждаются в отдыхе и сне (они застывают в траве, возле дна; глаза остаются открытыми –у рыб нет век, но при этом они ничего не видят; когда рыбки спят, не надо шуметь возле аквариума)

Уточнить представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям) . Людям нужна вода для еды, питья, мытья. В природе вода «приходит» из реки в дом по трубам водопровода. В сельской местности воду берут из колодца. Чистую воду экономить – зря не лить, закрывать кран.

В своём выступлении я хочу рассказать о нескольких опытах, которые мы провели с детьми в последнее время.

1. Почему песочные часы называют песочными?

Цель : выявить свойства песка и глины.

Материалы : емкости с сухим песком и глиной. Прозрачные стаканчики; дощечки; лупа; сито; песочные часы.

Возьмите стаканчики, наполните один стаканчик глиной, другой песком.

Через лупу рассмотрите глину и песок, сравните, чем они отличаются? (Песок состоит из маленьких песчинок, глина –из комочков) .

Возьмите в руки песок и разотрите его. Возьмите глину и разотрите ее. Объясняем, что происходит. (Песок из руки высыпается, глина разминается.) .

Насыпьте песок на одну сторону дощечки, глину- на другую сторону дощечки. Сравните глиняную и песочную горки. (Из песка горка ровная, из глины-неровная) . Почему (Песчинки ровные и твердые; комочки глины неровные и мягкие) .

Возьмите песок, глину и поочередно просейте через сито. Сравните, как песчинки и глиняные комочки проходят через сито. (Песчинки проходят легко и быстро, глиняные комочки проходят плохо и медленно).

Главное свойство песка – сыпучесть.

Главное свойство глины – рыхлость.

Почему? Песок состоит из маленьких песчинок. Они твердые, круглые, не прилипают друг к другу. Песок сыплется. Глина состоит из глиняных частичек. Они мягкие, неровные, прилипают друг к другу. Глина не сыплется

Вывод : для песочных часов подойдет только песок, поэтому эти часы называют песочными

2. Где можно найти воздух?

Цель : обнаружить воздух в предметах.

Материалы : воздушные шарики, соломинки и мыльный раствор, целлофановые пакеты.

Перед опытом проводим беседу о воздухе и предлагаю детям обнаружить воздух вокруг себя и в различных предметах.

Возьмите ленточки и подуйте на них. Что происходит и почему? (Мы собираем ртом воздух и этим воздухом дуем на ленточки, они начинают двигаться).

Возьмите воздушные шарики и надуйте их, что получилось и почему? (Шарики надулись, потому что мы в них задули воздух) .

Возьмите соломинки и стаканчики с водой. Соломинки опустите в воду. Через соломинку вдувайте воздух. Что вы видите? (Со дна поднимаются пузырьки) . Что это? (Воздух) .

Возьмите соломинки, опустите в мыльную воду и сделайте мыльные пузыри. Что получилось и почему? (Мы вдуваем воздух через соломинку в мыльные капельки. Мыльные капельки надуваются и летят, как воздушные шарики).

Возьмите целлофановые пакеты и попробуйте, не надувая их, собрать в пакет воздух. Как можно набрать в пакет воздух? (Дети раскрывают пакет и набирают воздух) .

Ленточки колышутся.

Воздушные шарики надулись и летят.

Мыльные пузыри надулись и летят.

Воздух попал в целлофановый пакет.

Почему? Ленточки колышутся, потому что мы на них дуем. В воде появляются пузырьки, потому что мы дуем через трубочку. Шарики изменили свою форму, потому что мы их надули. Мыльные капельки полетели, потому что мы их надули воздухом. Целлофановый пакет изменил свою форму, потому что мы им собрали воздух.

Вывод : вокруг нас находится воздух. Он невидим, но он может попадать в предмет и изменять его.

Детям нравится проводить эксперименты. Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским исследованиям . В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем . При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности , что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность

Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт выдающихся исследователей А . И. Савенкова, Л. Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность , во-первых, способствует развитию , как познавательной потребности , так и творческой деятельности ; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности ; в-четвертых, способствует творческому развитию личности , являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем .

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность , в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность , расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности .

Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса , воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.