Картотека игр на сенсорное развитие. Сенсорные игры для детей

Поскольку на мне младшая группа, даю свою картотеку, но постараюсь сделать дополнения на разный возраст. Вообще смысл таких игр таков: дать малышу широкий спектр ощущений и знаний о свойствах предметов, веществ, явлений, которые можно ощутить тактильно, зрительно, на слух и «нюх». Точно также эти же сенсорно-дидактические, то есть, обучающие игры подойдут . Нужно подобрать игры, адекватные возрастным возможностям ребенка.

Для простоты я поделила картотеку на 5 блоков: развитие зрительного восприятия, слухового, обонятельного, осязательного, а также игры для и целенаправленных действий.

Я не буду описывать абсолютно все составляющие картотеки, а перечислять без описания глупо, ведь по названию далеко не всегда можно понять суть, поэтому дам описание самых эффективных игр по . Вы увидите, насколько просто, интересно и полезно забавлять малыша и обучат одновременно!

Итак, 1 блок дидактических игр для тренировки зрительной восприимчивости:

  • «Крышечки и коробочки»: можно взять пустые пластиковые баночки с крышечками из-под гуаши, они обычно разноцветные. Внутрь поместите карточки под цвет коробочки. Для старших деток можно поместить бусины иди другие маленькие предметы монохромной расцветки.

Задачи: тренируем умение соотносить цвета, находить одинаковые, анализировать и систематизировать. Попутно тренируем моторику, обучаясь открывать крышечки. Упражняем умение различать форму, величину. Если потрясти баночкой с карточкой внутри, то тренируем и слух.


Поверьте, если усложнить задачу, то этой игрой заинтересуется средняя и старшая группа. Для них можно добавить оттенки цветов, поместить внутрь карточку с картинкой не монохромной, а выполненной преимущественно одного цвета. Крышечки подбираем с резьбой, чтобы сложнее было открывать.

  • «Огород» – игра по развитию сенсорных эталонов. Берем квадратные картонки небольшого размера, рисуем на них контур фрукта или овоща и вырезаем серединку. Отдельно у нас лежат такого же размера картонки, но полностью закрашенные, подобранные под цвета заготовленных фруктов-овощей. Задача: найти для каждого фрукта его цвет и положить заготовку поверх соответствующей цветной картонки.

Дидактические игры для развития слухового восприятия: 2-й блок

  • Для организации этого вида игр подойдет бросовый материал. Например: «Разноцветные шумелки». Берем пластиковые бутылки, приклеиваем к ним этикетки разного цвета, но однотонные. Внутрь помешаем что угодно, лишь бы это вошло в горлышко, и было подобрано по цвету этикетки: окрашенные бобовые, крупа, бусины, песок. Малыш трясет этими шумелками, то сильнее, то слабее, улавливая разницу в издаваемых звуках.

Попутно потренируем зрительное восприятие цвета, моторику. Дети в 2-3 года обожают эту игру. Во второй младшей группе, да и в первой младшей группе на ура проходит эта забава. Видимо, малыши еще скучают по погремушкам…


А чтобы сделать забаву интересней в 1 младшей группе, можно шумелки оформить в виде игрушек: берем пластиковое яйцо от киндера, кладем внутрь разные предметы (крупы, шарик, что угодно), обшиваем тканью или обвязываем крючком, создавая цыплят, например. Каждый цыпленок будет шуметь по-разному.

Подготовительная группа может усложнить задачу: высыпать содержимое бутылок в отдельные коробочки и потом опять подобрать по цвету необходимое для каждой конкретной бутылки наполнение. Кроме того, если трясти бутылками осознанно, то развивается чувство ритма, а это уже музыкальный слух!

  • «Кто шумит?» – отлично проходит в средней группе. За спиной у ребенка с помощью любых предметов издаем характерные звуки: шуршим страницами книги, стучим чем-то о стол и т.д. Ребенок должен угадать, что издает звуки. Отлична тренировка для слуха!

Блок 3-й: развиваем обоняние…

Здесь уж далеко ходить не нужно, игры плавно перемещаются в кухню. Средняя группа вполне справится с такой задачей:

  • «Угадай, что съест птенец?» – ребенок играет роль голодного птенчика, а кто-то другой воображает себя мамой-птицей, которая прилетела накормить своих детенышей. Но мама хитрая: птенчик должен сначала угадать по запаху, что мама ему принесла. Подносим ребенку кусочек чего-то съедобного и даем вдохнуть аромат. Очень интересно это старшим деткам, но 2 младшая группа тоже может попытаться угадать.


  • Старшим дошкольникам понравится состязаться в игре «Чем пахнет?» Суть такова: делаем заранее маленькие мешочки из марли, непосредственно перед игрой помещаем в мешочки кусочки продуктов с характерным ароматом: цитрусовые, зерна кофе, лук, чеснок, яблочко и т.д. Опять же, угадывает малыш, что внутри.

Сейчас раздолье фруктов, подготовительная группа и младшие дошкольники могут тренировать более тонкое обоняние, пусть учатся различать запахи овощей-фруктов со слабо выраженным ароматом.

Несмотря на простоту таких дидактических забав, он приносят большую пользу. Посредством игры ребенок получает полноценное сенсорное воспитание, обогащает мир своих ощущений. А это уже развивает мозг в целом. Тем более, что еще и обогащается словарный запас, ведь мы учим новые слова.

4-й блок: обогащаем тактильные ощущения

  • «Сюрприз»: ставим глубокую емкость с песком, крупой и т.п., в котором спрятаны предметы. Ребенок находит, радуется и попутно развивает чувствительность пальчиков.
  • «Привет!»: заранее делаем заготовки из материалов разной фактуры, наклеивая их на картон и вырезая ладошки. Ребенок прикладывает свою ладошку к заготовке, ощущает фактуру, учится новым понятиям: гладкий, шероховатый, мягкий, пушистый.
  • «Тонет – не тонет»: берем емкость с водой и в другой емкости – разные предметы, которые можно мочить в воде. Ребенок исследует, какие предметы тонут, какие – нет, пытается заранее угадать возможность держаться на воде.


Для развития тактильных ощущений можно использовать все, что видишь вокруг дома, во время прогулки. Да ребенок сам тренируется, ощупывая все, что попадется под руку. Но обязательно нужно заострять внимание малыша на названии явлений, ощущений. Обращать внимание на цвет, форму, размер.

Что говорить, вы уже догадались, насколько полезны дидактические игры по развитию тактильных ощущений для маленьких аутистов – аутят, да и для всех детей ЗПР (задержка психического развития).

Блок № 5 учимся совершать целенаправленные действия

  • «Продаем крупу»: насыпаем в миски разного виду крупы или песок, учимся насыпать крупу в другие емкости, как бы для покупателя.
  • «Угости куклу конфеткой»: берем пластиковые круглые контейнеры круглой формы с крышками, оформляем их в виде головы куклы. Приклеиваем или рисуем лицо, волосы. На месте рта прорезаем небольшое отверстие. Отдельно готовим коробочку с разноцветными пуговицами, которые будут у нас конфетами. Нужно протолкнуть пуговицу-конфету в ротик кукле.
  • Отлично работают с обучающими целями тренажеры со шнуровками, липучками пуговицами, замочками и т.д. Хоты бы нужно сделать тренажер с пуговицами: на ткань пришиваем пуговицы, натягиваем ткань на фанерку или что-то похожее. Отдельно делаем заготовки с петельками для пуговиц, например, это лепестки цветов, которые нужно закрепить на пуговице и сделать цветок.

Даже описание нескольких игр заняло много места на странице блога. Я предлагаю просто купить специальную литературу и составить свою картотеку дидактических игр.

Итак, пособия из «УчМага»:

  • «Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года» . Пока книги нет в наличии, но на этом сайте всегда можно оставить заявку на отсутствующий товар;
  • «Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер» – здесь представлены дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста;
  • «Сенсорное развитие детей 3-4 года. Цвет. Форма. Размер» – то же самое для младшего дошкольного возраста;
  • «Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер» – соответственно, средний дошкольный возраст;
  • «Сенсорное развитие детей 5-6 лет. Цвет. Форма. Размер» – материалы для старшей группы;
  • «Сенсорное развитие детей 6-7 лет. Цвет. Форма. Размер» – для подготовительной группы.

Вместо заключения…

Не устану повторять, что наиболее доступная и эффективная форма обучения и развития для деток, начиная с самого раннего возраста, – игра. Но не стоит превращать забавы во что-то формальное, обязательное, серьезное, научное. Важно, чтобы ребята ощущали устойчивую радость и удовольствие от происходящего. Тогда и учиться в школе, они будут, как говорится, играючи, то есть, легко.

Привет, мои дорогие читатели! Вас приветствует Татьяна Сухих – автор педагогического блога. Как и обещала, сегодня поговорим о том, как сделать игрушки для развития сенсорики своими руками. По каждому возрасту дошкольника я отдельно дам «рецепты» создания атрибутов, тренажеров для тренировки зрительного, слухового, тактильного восприятия ребенка. Постараюсь привести примеры самых нетрудоемких, но полезных изделий.

Детки в младшей группе учат основные цвета, определяют самые простые формы предметов и тренируют слуховой аппарат, расширяя свой опыт в плане ощущений. Дидактические забавы не должны быть сложными и длинными по времени, а атрибуты и тренажеры нужны яркие и интересные, но простые:

  • Забавы с пуговицами, бусинами, бобовыми. Нет привычки копить пуговицы? Придется купить разного размера основных цветов по 10 штук примерно. С рассыпными пуговками играем таким образом: перекладываем из коробочки в коробочку, выкладываем дорожку, цветок, другие фигуры, при этом учим цвета и различаем понятия «один – много».

Простейший сенсорный коврик: просто нашиваем пуговки на плотную ткань. Детям нравится перебирать эти кружочки.

На основе сенсорного коврика делаем тренажер: изготавливаем какие-то детали с петельками и надеваем на пуговицы на коврике. Или шагаем дальше: создаем панно из ткани, где изображены деревья, например. На деревьях – пуговицы, а плоды у нас сшиты отдельно с петелькой. Вот и вешаем плоды на деревца.

Просто очаровательная идея для развития сенсорики: из пластиковой бутылки изготавливаем поросенка, обшив его тканью или разукрасив. В горлышко-ротик вкладываем «корм» – пуговицы, бусины, фасоль, горох и т.п.


  • Сенсорные мешочки: шьем небольшие мешочки и зашиваем в них разные материалы – крупы разного размера, бобовые, шуршащие ткани. Для развития обоняния наполняем мешочки пряными травами, кофе и т.п. При этом несколько экспонатов нужно сделать с одинаковым наполнителем, чтобы малыш умел находить их и отличать от других.
  • Дидактические кубики: дети этого возраста могут ставить их один на другой по 2-3-4, поэтому рисунок на кубиках должен составлять единый узор, чтобы малыш задействовал мышление. Либо для изучения цвета сделайте кубики основных цветов и предлагайте разные варианты игры. Хороши кубики из разных материалов: связанные из ниток, сшитые из ткани, изготовленные из гладкого и фактурного картона.
  • Тренажеры-шнуровки, застежки, задвижки, змейки, прищепки и т.д. Как их сделать, можно найти в Интернете.
  • Маракасы – делаем из пластиковых бутылок и наполняем сыпучими материалами – развиваем слух.

Налаживаем производство игрушек для средней группы

В средней группе продолжаем развивать чувствительность, начинаем обучать счету, более широкому спектру цветов, звуков, разным геометрическим фигурам. Подробней об этом можно прочесть в пособии«Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста: 16 дидактических карт» .

Своими руками для этого возраста мы можем сделать многое:

  • Для игр на счет уместно применять прищепки. Клеим на прищепку кружочек бумаги с цифрой (от 1-9). Далее заготавливаем разного вида дидактический материал: удобней использовать круги с радиусным делением на сектора, в которых нарисованы разные предметы числом от 1 до 9. Можно сделать это в виде рулетки, когда выпадает определенный сектор случайно.

Посчитали количество предметов в секторе, нашли прищепку с соответствующей цифрой и прикрепили к сектору.

  • Крышечки от бутылок пластиковых можно использовать с большим успехом: если заранее просверлить или проткнуть раскаленной спицей отверстие по центру, то получим конструктор. Нанизывая крышечки на бечевку определенным образом, можно создавать не только бусы, но и фигурки.

Если потрудиться, то получим тренажер для разработки пальцев: берем коробку, проделываем в крышке отверстия по размеру горлышка обрезанных бутылок. Вставляем с обратной стороны крышки заготовки в отверстия, закрываем крышку коробки. Ребенок, завинчивая и отвинчивая крышечки, потренирует пальцы. Можно усложнять задание, придумав что-то по цвету, на счет и т.п.


Также крышки можно использовать как фишки для лото, шашки, наполнять ими самодельные маракасы, да что угодно.

  • Сенсорная доска: на деревянную доску прибиваем кнопки с пластиковыми головками. С помощью резиночек создаем разные узоры, закрепляя их на кнопках.
  • Из пластиковой решетки для раковины получится хорошая рамка для плетения из ленточек: она разделена на квадратные ячейки, удобно заниматься простым плетением.


  • Как раз для этого возраста пора делать тренажер для завязывания шнурков: их плотного картона или фанерки вырезаем что-то вроде башмака и делаем отверстие для шнуровки.

Как справиться с развитием чувствительности деток 5-6 лет?

Старшей группе требуются более сложные сенсорные забавы, но атрибуты все равно можно сделать самостоятельно. Кстати, советую прочесть: «Сенсорное развитие детей 5-6 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей старшего возраста: 24 дидактические карты» .

А для занятий с детками, имеющими проблемы со зрением, рекомендую такое пособие: «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры» .

Итак, делаем атрибуты для занятий:

  • Массажная дорожка – в принципе, эта вещь подходит для любого возраста без ограничений. Работа длительная, но простая: шьем нечто вроде подушечек, соединенных между собой в дорожку. В каждую подушку зашиваем разные наполнители, как сенсорные мешочки, которые я описывала выше. Очень полезно лежать, ползать, ходить по такой дорожке.
  • Пора сделать счеты: берем рамку для фотографий, любым доступным способом крепим бечевки, на них нанизываем те же крышечки от бутылок, бусы, кольца от штор. Можно приспособить под счеты компактную сушилку для белья, используя прищепки для счета.


  • Мне очень понравилась идея сенсорного лабиринта, он прекрасно будет смотреться в сенсорной комнате в детском саду (если таковая имеется). Суть в чем: берутся рамки, которые могут устойчиво стоять, штук 5-6, на верхнюю перекладину каждой крепятся разные препятствия для передвижения: воздушные шарики с песком, полоски резины, ткани, елочный «дождик»…

Как в автомойке. Кстати, и подписать можно, чтобы ребенок искал и по очереди пролезал через рамки: вода, чистка, сушка и т.п. Это отличная подвижная сенсорная игра!


  • Для изучения счета и грамоты можно использовать старую клавиатуру от компьютера. Заклейте ненужные отвлекающие кнопки кусочками бумаги. Посмотрите, как быстро наши компьютерные детки усвоят буквы и цифры.
  • Сенсорные доски: из фанеры или картона выпиливаем доску, наклеиваем сверху однотонный войлок. Заготавливаем разные фигурки, цифры, буквы, домики, деревья, машинки, на обратную сторону приклеиваем липучку. Дети прямо на доске создают картины, решают математические задания и т.п.

Подготовительная группа и сенсорные забавы

Детки этого возраста активно готовятся к школе, соответственно – делаем акцент на грамоте и счету, но не забываем о всестороннем онтогенезе (развитии) посредством игры. К слову, могу посоветовать прекрасное пособие«Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы» : здесь используется нестандартный подход для реализации обучающих задач по сенсорному развитию.

Чтобы понимать, какие игрушки делать для сенсорики детей этого возраста, нужно понимать эти задачи, а они такие: продолжать обогащать опыт детей, расширяя границы слухового, зрительного, тактильного восприятия. Знакомить с широким спектром цветов, звуков, запахов, фактур. Твердо закрепить знания об сенсорных эталонах.

Что касается сенсорных игрушек своими руками, в 6-7 лет вполне можно продолжать использовать вышеперечисленные забавки, но ставить к ним более сложные задания.

Кстати, крышечки от бутылок можно использовать как массажный бассейн: наполняем коробку крышками, следя, чтобы они лежали вверх плоской частью, и ребенок пусть топает на месте, массажируя стопы.

Сенсорные коробки вообще можно делать экономным способом, как с крышками, и «по-богатому»: емкость наполняем отборной галькой или стеклянными шариками для флористики, получаем целый сухой бассейн. Либо смешиваем разные крупы: рис, пшенка, шарики для посыпки кондитерки и получаем отличный релакс-тренажер.

Еще мне очень понравилась идея стеклянного мольберта: это нечто вроде рамы со стеклом на устойчивых ножках. На стекле можно рисовать с обеих сторон и смывать рисунки.

Есть разные виды игрушек-моталок, они представляют собой игрушку на нитке, а нитка привязана к палочке или карандашу, нужно наматывать нитку на палочку, приближая к себе игрушку, мышку, например. В такую забаву можно соревноваться двоим участникам на скорость. Сделать их очень просто, думаю, вы догадаетесь, как.


Для развития зрительной памяти вообще все просто: вырезали картинки из журналов или нарисовали, показали ребенку, спрятали, а он вспоминает, что было изображено. Или также по развитию восприятия слогов – ничего не стоит написать слоги на карточках и пусть дети составляют слова или подбирают картинки с изображением предметов на заданный слог.

Сенсорные забавки для всех возрастов

Есть еще такие забавы для подготовительного периода – речевой серпантин, тоже можно сделать самим. Рисуем на бумаге дорогу-серпантин, а по обочинам на каждом витке крепятся съемные элементы-карточки, картинки. Ребенок должен, следуя по серпантину, называть слоги, буквы, изображения. Двигаться можно как угодно: прокладывая дорогу пуговицами, камешками, шагая пальцами, двигая машинку.

Еще «на закуску» предлагаю сделать такую дидактическую сенсорную забавку из спичечных коробков: сверху на коробку наклеиваем изображение зверя, птицы, которые издают узнаваемые звуки: мяу, гав, му, ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, ку-ку и т.п. На внутренней части коробки на дне, пишем эти звуки читабельными буквами. Ребенок должен подобрать к картинке нужный звук. Если не умеет еще читать, сами читайте, а ребенок на слух подбирает.

Думаю, на сегодня вам идей хватит для воплощения. Если у вас есть дополнения, прошу, делитесь ими, а также ссылками на мои статьи. Кроме того, приглашаю новых подписчиков в нашу компанию.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра явление непростое, однако, в ней четко выражаются компоненты –главные элементы, определяющие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Математика – наука постоянно развивающаяся. В деятельности развиваются приемы мыслительных операций и качества ума, но не только. Математика содействует формированию памяти, речи, воображения, чувств; развивает выдержку, терпение, происходит творческое развитие личности. И необходимо запомнить, что математика – единственная из более сложных учебных предметов.
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности. Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия и познания в играх, общении, рисунках, поделках.

Дошкольник в возрасте от 5 до 7 лет должен уметь:

1. Дошкольник должен решать простейшие головоломки и задачи.
2. Дошкольник должен уметь вычитать и прибавлять к числу.
3. Дошкольник должен уметь определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.
4. Дошкольник должен уметь считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.
5. Дошкольник должен уметь сравнивать числа: равенства- неравенства, больше - меньше.
6. Дошкольник должен понимать и правильно отвечать на вопросы. Сколько? Который? Какой по счету?
7. Дошкольник должен знать состав чисел первого десятка.

Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Центр спокойных игр способствуют развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения, что, в свою очередь, способствует развитию когнитивной сферы детей.
Овладеть перечисленными навыками дети должны в возрасте 4-7 лет. Как быстро это произойдет, зависит не только от воспитателя и дошколят, но и их родителей, тяги ребят к обучению. Занимаясь с детьми по специальной литературе, воспитатель уже очень скоро заметят первые успехи. Но как правильно обучать ребенка 4 и 6 лет математике, чтобы не допустить ошибок и не привить отвращение к точным наукам.

Материал:

1. Шарики из меха, ниток, колючие, резиновые, пластиковые.
2. Полоски ткани: из шелка, капрона, шерсти, вискозы, штапеля и т. д.
3. Листы с рисунками различных животных и числовым рядом от 1 до 10.
4. Карточки с числовым рядом от 1 до 10.
5. Наборы счетных палочек, веревочки (шнурки).
6. Тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.

Развивающие игры и упражнения:

1.«Найди и покажи твердые и мягкие поверхности».
Учить на ощупь ощущать твердые и мягкие поверхности; развивать внимание. Ребенок ощупывает все поверхности предметов на столе и говорит, какие из них твердые, а какие гладкие.
2.«Найди и покажи гладкие, колючие и шероховатые предметы».
Учить на ощупь находить предметы с разной поверхностью. Ребенок ощупывает предметы и называет, какие из них гладкие, какие колючие, какие шероховатые.
3.«Опиши предмет».
Учить передавать в словесной форме свои тактильные ощущения; развивать внимание, мышление. Ребенок с завязанными глазами ощупывает игрушку на панели и описывает, какая на ощупь, её форму.
4.«Угадай предмет».
Учить передавать в словесной форме свои тактильные ощущения, развивать внимание, мышление. Один ребенок описывает предметы, другой угадывает, что он описал.
5. «Какое число пропущено?»
Поставьте в ряд нарисованные на бумаге карточки с цифрами от 0 до 10, затем предложите ребенку закрыть глаза и в этот момент уберите одну из карточек, сдвинув соседние цифры, чтобы опять получился непрерывный ряд. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какой цифры не стало и где она должна находиться.
6.«Сколько имен ты знаешь?»
Воспитатель предлагает детям по очереди называть полное имя, делая при каждом названном имени шаг вперед. Первый называет мужские имена, второй – женские, третий опять мужские, четвертый – женские и т. д. Важно, чтобы дети не
повторялись. Кто дальше всех продвинется, тот и выиграл.
7. «Сравни числа»

Показав ребенку две карточки, предлагаем сопоставить их. Для начала ребенок называет значения чисел, потом отвечает на вопрос, какое из них больше и на сколько единиц. Затем следует заменить одну из карточек и повторить те же вопросы. Такое занятие может продолжаться достаточно долго, пока ребенок не потеряет к нему интерес.
8. «Нарисуй квадрат»
Развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку. Воспитатель загадывает детям загадку:
Четыре есть у нас угла,
Четыре стороны.
Все стороны равны у нас
И все углы равны. (квадрат)
Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»
Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и рисуют квадраты простым карандашом до конца строки.
Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки.
Дети заштриховывают квадраты разными цветами.
9. «Сосчитай предметы»
Поскольку помимо чисел на карточки нанесены различные изображения, стоит предложить ребенку сосчитать их. Можно также усложнить задачу, подготовив листы с рисунками различных животных и числовым рядом от 1 до 10. Сосчитав количество зверей, дошкольник должен обвести соответствующую ему цифру. Как правило, данное упражнение очень нравится детям и не вызывает у них особых затруднений.
10. «Какой день недели»
Развивает память при запоминании названий и последовательности дней недели. Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой.
Много разных дней недели
Птицы нам про них пропели
В понедельник соловей
Пел, что нет прекрасней дней
А во вторник пела птица-
Желтобокая синица
Ворон каркнул, что всегда
Лучшим днем была среда
Воробей чирикать стал
Что в четверг он в лес летал
Две голубки ворковали
Воскресенье обсуждали
Птички дни недели знают
Нам запомнить помогают

11. «Мастерим геометрические фигуры»
Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Тот кричит ему:
- Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на углы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
- Приятных
Я желаю тебе снов!
Спать ложился ты квадратом,
А проснешься без углов!

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг) .
Дети делают круги из веревочек.
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел – нет квадрата.
Онемел… Стоит без слов.
Вот так месть. Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.

К концу старшего дошкольного возраста дети уже имеют некоторый опыт освоения математических деятельностей (вычисления, измерения) и обобщенных представлений о форме, размере, пространственных и временных характеристиках; также у детей начинают складываться обобщенные представления о числе. Старшие дошкольники проявляют интерес к логическим и арифметическим задачам, головоломкам; успешно решают логические задачи на обобщение, классификацию, сериацию.
Дети уже способны понять некоторые более абстрактные термины: число, время. Значительно совершенствуется понимание неизменности количества, величины (принцип, или правило, сохранения величины) : дошкольники выделяют и понимают противоречия в данных ситуациях и пытаются найти им объяснения.
Оказывается, природа щедро наделила при рождении каждого из нас возможностями развиваться. И каждый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности! Итак, первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Но когда именно следует приступать к этому? И как это делать? Очень многое зависит от родителей, в том числе от их отношения к детям.
Очень хочется думать, что, познакомившись с развивающими играми и попробовав занять в них своих малышей, сами мамы и папы, в зависимости от своих склонностей или профессиональных знаний, дополнят их новыми условиями, придумают дополнительные варианты игр, способствующих развитию образно-художественных способностей, будь они из области математики, рисования, техники или физики, химии, биологии.

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 127 "Берёзка", г. Иркутск, Иркутская область

Семенова С.Г. Сенсорное развитие младших дошкольников средствами дидактических игр // Совушка. 2016. №1..2016.n1-a/ZP15120188.html (дата обращения: 19.03.2019).

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается, при этом немалую роль в познании играют ежедневные впечатления от общения с людьми.
Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное развитие, в процессе сенсорного воспитания, в этот период занимает важнейшее место, так как является еще и основой для умственного развития.
Полноценному восприятию окружающей действительности помогают дидактические игры, которые служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
По мнению Э.Г. Пилюгиной, В.И. Логиновой, эффективное управление сенсорным развитием детей младшего дошкольного возраста осуществляется на занятиях или в организованной деятельности. Педагог, системно планируя проведение дидактических игр по сенсорному воспитанию, способствует эффективному развитию ощущений и восприятия, что влияет на сенсорное развитие ребенка.
Наблюдая за работой своих коллег-педагогов, я поняла, что в дошкольной организации не всегда используют планомерно дидактическую игру для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в образовательной деятельности. Поэтому, для себя поставила несколько задач, решая которые, я увидела влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей младшего возраста в процессе образовательной деятельности.
Сенсорика - это совокупность чувствующих подсистем организма.
В сенсорику любого человека входит несколько подсистем: зрительная, вестибулярная, слуховая, проприоцептивная, тактильная.
Сенсорное развитие дошкольников включает две взаимосвязанные стороны: 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений. 2) овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объёмно воспринимать окружающий мир. Следовательно, сенсорное развитие - это развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира с помощью подсистем организма: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Сенсорное развитие осуществляется в процессе сенсорного воспитания.
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Для сенсорного развития педагог может использовать различные возможности:

  • в изобразительной деятельности: цвет и оттенки;
  • в конструктивной: форма, величина, пространственные отношения, свойства поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая);
  • в музыкальной деятельности: темп, ритм, характер музыки;
  • на лепке: свойства пластилина, глины (твёрдый, мягкий, пластичный);
  • в ознакомлении с окружающим миром: цвет, запах, звук и т.д.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте осуществляется в трех направлениях: развитие органов чувств; овладение сенсорными эталонами; усвоение перцептивных действий (способов обследования предметов).
По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста, я опиралась наследующие задачи:

  • развивать восприятие детей в различных видах деятельности; создавая условия для ознакомления детей со свойствами предметов и явлений окружающей действительности. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
  • обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
  • совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств;
  • развивать образные представления.

Все эти задачи я решала с помощью игры. Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра, являясь формой практики ребенка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Большая роль в умственном воспитании детей принадлежит дидактическим играм. Эти игры имеют готовое содержание и четкие правила.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов).
Для сенсорного воспитания детей младшего возраста, я использовала следующие виды дидактических игр:

  • Игры - поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками (предметами): подобрать, складывать, вставлять, нанизывать и т.д. (матрешка, пирамидки и др.).
  • Игры с прятаньем и поиском, основаны на интересе детей к неожиданному появлению и исчезанию предмета, их поиску и нахождению.
  • Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: "Узнай", "Что здесь?", "Что изменилось", "Волшебный мешочек".
  • Сюжетно-дидактические игры - изображение жизненных ситуаций, в выполнении роли взрослых или животных ("Напоим Машу чаем", "Постираем кукле платье", гуси, медведь, зайчик и т.д.).

Используя дидактическую игру в рамках образовательной деятельности, я планомерно и в системе осуществляла сенсорное развитие детей. При этом использовала дидактическую игру в образовательной деятельности как самостоятельную форму и как метод в одной из его части.
Для того, чтобы сделать свою работу наиболее эффективной, я всех детей разделила на две подгруппы, учитывая уровень развития каждого ребенка. Также мной были спланированы следующие дидактические игры, которые были направлены:

  • на формирование представлений о цвете и оттенках (два оттенка каждого цвета);
  • на формирование представлений о форме;
  • на формирование представлений о величине и размере;
  • на формирование умения обследовать и обозначать свойства реальных предметов;
  • на развитие глазомера.
Название дидактической игры Дидактическая задача

Воздушные шары

Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра — "красный", "оранжевый", "желтый", "зеленый", "синий", "фиолетовый".

Спрячь мышку

Закреплять у детей представления о шести цветах.

Подбери по цвету
1 вариант

Подбери по цвету
2 вариант

Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

Подбери по цвету
3 вариант

Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

Лебедушка

Дать детям представление о том, что цвет — признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. Закреплять названия цветов спектра.

Украсим елочку

Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Какие бывают фигуры
Вариант 1

Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их).

Какие бывают фигуры
Вариант 2

Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат — треугольник, квадрат — прямоугольник, круг — овал.

Подбери фигуру

Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Подбери по форме
Вариант 1

Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины

Подбери по форме
Вариант 2

Дидактическая задача. Учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Кому какая форма
Вариант 1

Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Кому какая форма
Вариант 2

Учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Найди предмет такой же формы

Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Что лежит в мешочке?

Закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Геометрическое лото

Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Три квадрата

Дидактическая задача. Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: "большой", "маленький", "средний", "больше", "меньше", "самый большой".

Башня
Вариант 1

Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.

Башня
Вариант 2

Дидактическая задача. Закрепить представления об отношениях по величине между плоскими и объемными объектами. Научить располагать в порядке убывания величины четыре предмета.

Продолжать учить детей устанавливать отношения по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины.

Построим лесенку

Соберем пирамидку

Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.

Сделаем столбики

Формировать умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины.

Сбор фруктов

Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Все дидактические игры были проведены мной в строгой последовательности. Сначала были проведены игры, направленные на развитие цвета, затем на развитие восприятия формы, затем на развитие восприятия величины, и в завершении на развитие глазомера. В процессе проведения большинства дидактических игр развивала навыки обследования у детей. Такая последовательность обусловлена тем, что дети сначала должны усвоить цвет и форму, только потом величину.
Чтобы привлечь внимание детей я вначале образовательной деятельности использовала сюрпризные моменты: "А кто это стучится к нам?", "Посмотрите, что нам принесла Машенька в волшебном мешочке!" и т.д.
Дети младшего дошкольного возраста быстро устают, и чтобы их внимание не ослабло, все объяснение, и проведение дидактических игр осуществляла в процессе предметной практической деятельности. Для того, чтобы разнообразить деятельность детей я использовала физкультурные минутки, такие как: "Зайка серенький сидит…", "Буратино" и др., пальчиковую гимнастику: "Сорока-ворона", "Пальчик-мальчик, где ты был?" и т.д. А затем снова возвращалась к решению дидактических задач.
В процессе работы с детьми, я побуждала детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегала к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволило детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.
Во время игр и образовательной деятельности старалась заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Привлекала внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживала интерес к образовательной деятельности через введение персонажей ("пришла Катя посмотреть на нас", "пальчики хотят помочь" и т. д.).
Все полученные представления о сенсорных эталонах я закрепляла с помощью продуктивных видов деятельности.
На занятиях по изобразительной деятельности я закрепляла с детьми основные цвета, форму. Во время конструктивной деятельности закреплялись все сенсорные представления детей: цвет, форма, размер (величина) с непосредственной практической деятельностью. Кроме того, я использовала игры для закрепления знаний на одном из этапов образовательной деятельности. Например, в водной части (предметные дидактические игры), в основной в качестве физкультминутки и подготовки мелкой моторики рук к рисованию (на данном этапе проводились словесные игры). В заключительной части использовала настольно-печатные игры.
Всё вышеперечисленное я использовала на занятиях по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, и, соответственно отражала в перспективном планировании.

Перспективный план использования дидактических игр в продуктивных видах деятельности

Название образовательной деятельности Дидактическая игра
1

Рисование
"Рисование шаров"

Дидактическая игра "Найди шар по цвету"
Цель: закреплять название цветов, учить находить шарик определенного цвета по слову воспитателя (вводная часть).

2

Рисование
"Апельсин"

Дидактическая игра "Найди предметы по цвету и форме"
Цель: закреплять название цветов, учить находить предметы определенного цвета и формы по слову воспитателя (основная часть).

3

Лепка
"Бусы для мамы"

Дидактическая игра "Собери бусы для мамы"
Цель: учить чередовать цвет в определенной последовательности нанизывая на нитку: сначала крупный зеленый шарик, затем более мелкий красный шарик (заключительная часть) с переходом в самостоятельную игровую деятельность.

4

Рисование
"Курочка и цыплята"

Мозаика "Курочка и цыплята"
Цель: закрепление представления детей о том, что цвет может являться признаком и используется для обозначения (заключительная часть) с переходом в самостоятельную игровую деятельность.

5

Лепка
"Вишенки"

Дидактическая игра "Найди по форме и величине"
Цель: учить находить по слову воспитателя предметы схожие по форме и цвету на картинках.

6

Рисование
"Огоньки ночью"

Дидактическая игра "Весёлый бассейн для пальчиков"
Цель: закреплять у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: "светлый", "темный", "светлее", "темнее" (вводная часть).

7

Рисование
"Украшение матрешки"

Дидактическая игра "Собери матрёшку"
Цель: закреплять умение определять размер предметов на глаз. Складывать матрешку от маленькой к большой (основная часть).

8

Рисование
"Одуванчики и жук"

Дидактическая игра "Волшебный мешочек"
Цель: Закреплять умение обследовать предмет с закрытыми глазами, называть его на основе осязательных ощущений по форме и величине (вводная часть).

Также в работе использовался индивидуальный подход к детям, у которых был низкий уровень сенсорного развития.
Таким образом, благодаря дидактическим играм, данная группа детей продемонстрировала умения определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы; называть основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый); сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия, на основе обследования и развития глазомера.
В результате нашей совместной работы с детьми по развитию сенсорных способностей, могу с уверенностью сказать, что дидактические игры следует подбирать опираясь на возрастные и психологические особенности детей; знания, навыки и умения, приобретённые в дидактической игре, необходимо закреплять в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и в повседневной жизни. Это обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, а также развитию сенсорной культуры ребенка. И, конечно, система дидактических игр должна строится с постепенным усложнением, чтобы ребенок мог соотносить новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями. Дидактические игры будут способствовать более эффективному сенсорному воспитанию детей лишь в том случае, если они носят целенаправленный и систематический характер.

Список использованной литературы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
  2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 2008. 315 с.
  3. Венгер Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. № 13. С. 42-46.
  4. Дерягина Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус: пособие для детей, родителей и воспитателей. СПб: Литера, 2005. 32 с.
  5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
  6. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. М.: Учебная литература, 1996. 25 с.
31

Счастливый ребенок 26.04.2016

Дорогие читатели, наверно, многие со мной согласятся, что чувственная сфера очень важна в нашей жизни. Как для взрослых, так и для наших детей. И о ее развитии надо заботиться именно с детства. Сегодня на блоге я предлагаю поговорить о сенсорном (чувственном) воспитании детей и предложить сенсорные игры для развития наших детей. Идей будет очень и очень много. И быть может, вы сможете своим детям, внукам предложить вот такие замечательные игры, весело и интересно провести с ними время, найти именно новые идеи для занятий с ними.

Сегодня на блоге у меня гостья. Многодетная мама Анна Игнатеня — чудесный, теплый человек, журналист, сказочница. Она расскажет нам, как в своей семье они весело проводят время за такими играми. Мы с Аней познакомились в интернете. Аня также принимала участие как автор в нашем электронном журнале Ароматы счастья . Ее статья «Мое многодетное счастье» меня очень тронула. Передаю слово Ане.

Сенсорное развитие детей

Добрый день всем читателям блога Ирины. Наверно, многие со мной согласятся, что может быть прекраснее, чем осязание? Когда чувствуешь прикосновения, ощущаешь легкость или тяжесть, грубость и мягкость, пластичность, твердость, обтекание…. Это невероятные ощущения – информация, которую предоставляет нам тело.

Конечно, и красивые картинки, и приятные звуки, нежные ароматы имеют большое значение, но именно тактильные ощущения наиболее сильны и значимы, ведь не зря же, кожа человека – самый большой орган. Именно с тактильного познания начинается знакомство маленького человечка с миром. И его можно назвать ведущим на протяжении всего периода дошкольного детства.

Сенсорные игры для детей. Неожиданные открытия

На тему сенсорного развития детей, а в частности тактильного и мелкомоторного написано очень много. Сегодня мы окружаем детей огромным количеством игрушек и материалов, главной целью которых становиться именно развитие этой сферы, но, как это часто бывает, мы ограничиваем детей в самом доступном и невероятно интересном и полезном – в грязных играх. Нет, конечно, дети копаются в песочницах, иногда даже ковыряют руками кашу, плещутся в ванной и изредка перебирают крупы, рисуют на муке, но все эти игры носят кратковременный, ограниченный характер.

Мифы о «грязных» играх

Мы можем бояться грязных детских игр, потому что окружены мифами. Я сама раньше именно так и думала, потому спокойно делюсь своими переживаниями и неожиданными открытиями.

Дети вымажут весь дом

Обязательно, если их оставить совершенно без контроля на пару часов. Но мы же себе этого никогда не позволяем, даже если отходим ненадолго, то вскоре опять возвращаемся. Для того, чтобы игра не выходила за рамки, их просто нужно расширить – большой стол, пространство на полу, застеленное огромной клеенкой.

Придется много и долго убирать

Да, если детей оставить надолго одних и оставить материалы в свободном доступе. Меня поразило, насколько быстро мы вместе с детьми справляемся с уборкой – 3-5 минут. Причем мальчики с удовольствием участвуют в этом процессе. Клеенка намного облегчает уборку – свернул ее, высыпал все и сполоснул. А то, что попало на пол, легко сметается и смывается. Важное условие – рядом нет ковров и предметов, которые трудно отмыть и вычистить.

Одежда придет в негодность

Не всегда. Основная часть грязи очень легко отстирывается, но, чтобы не было проблем, стоит просто для таких игр иметь специальную одежду. Я искренне считаю, что не в красивой брендовой одежде счастье, а для ребенка в особенности. Если ребенок одет так, что мама не переживает за вещи, то он развивается свободнее и активнее.

Дети так и не научатся себя аккуратно вести

Я, думая так, все равно рискнула и получила неожиданный результат. На самом деле дети, которые не ограничены в грязных играх всегда знают, что есть время чистоты и аккуратности, а есть – грязи и беспорядка. При этом они активно подключаются к уборке после таких игр.

Для таких игр нужно много времени

Я сама была удивлена, но это оказалось не так. Подготовка, как правило, совсем не длительная, более того, она может входить в процесс игры. Уборка – несколько минут. А сама игра, конечно, может затянуться, потому что она интересна и полезна детям, но разве мы не этого хотим? Ну, и совсем не исключено, что дети будут играть рядом, пока мама занята своими делами.

Сенсорные игры для детей дошкольного возраста. Какая польза для наших детей?

Но мифы живучи, пока сам не втянешься, то нужен серьезный стимул. Для меня таковым стала польза от грязных игр. А началось все с того, что я взяла сама в руки глину. Материал настолько поразил меня, принес настоящее удовольствие. Я мяла, лепила, разглаживала, размазывала и наслаждалась.

Именно тогда я поняла, насколько важно дать эти ощущения детям. Ведь если на взрослого так влияет, то что говорить про малышей, у которых тактильные ощущения на первом месте. А ведь есть, о чем задуматься:

  1. Невероятное влияние «грязные» игры оказывают на эмоциональную сферу, на развитие внутренних ощущений, получение удовольствия, успокоения, наслаждения. Такие игры и занятия снимают психологическое напряжение, помогают расслабиться.
  2. Во время игр с «грязными» материалами происходит развитие сенсорных ощущений, когда ребенок учится чувствовать окружающий мир через тактильный контакт, отличать особенности. Он получает уникальный опыт развития.
  3. Нельзя не вспомнить и о развитии мелкой моторики, которая идет рука об руку с тактильным развитием, когда малыш учится пользоваться своими пальчиками, руками.
  4. Во время таких занятий происходит активное познание мира, свойств материалов, их особенностей. Ребенок учится мыслить и делать выводы, сравнивать и отличать.
  5. Безусловно, что активно развивается воображение и творческое мышление, потому что в процессе игры часто рождаются очень интересные и неожиданные объекты. Ребенок придумывает сюжеты, фантазирует.
  6. Идет активное развитие речи, которое плавно вытекает из сенсорно-моторного развития. Кроме того, малыш знакомится все с новыми и новыми понятиями, которые сопровождают такие игры.
  7. Ребенок становится более аккуратен, он учится убирать за собой, следить за тем, чтобы не выйти за допустимые рамки, чувствовать, когда и как можно играть.
  8. И наконец-то ребенок ощущает себя свободным, он творит, фантазирует, балуется, без риска быть наказанным за шалости, он пробует, изучает, открывает, при этом он не ограничен шаблонами и запретами.

Материалов для «грязных игр» может быть великое множество, собственно все, что нам не хотелось бы рассыпать, разливать, размазывать, а потом сметать и вытирать подойдет для этого самого волшебного развлечения.

Волшебное развлечение для наших детей. В какие сенсорные игры мы играем?

Песок

Сейчас в продаже огромное количество разнообразных кинетических, лунных и прочих песков, они тоже великолепный материал для игр, но все же сегодня я хочу вспомнить про самый обычный, ведь он доступен всем и каждому. На улице найти песок совершенно не проблема и играть с ним там очень удобно, впрочем, дети и родители этим с удовольствием пользуются. Хотя игры часто ограничиваются куличиками. Но ведь можно и закопаться в песок, хоть частично, можно разыграть в нем сказку, сделать рвы, наблюдая, как утекает вода, варить супы и печь пирожки из влажного песка, строительство замков и тоннелей, создание миров, лепка фигур.

Можно организовать поиск клада, археологические раскопки. Для всех этих игр чудесно подходит лето, теплое весеннее и осеннее время. А вот в холодное время года стоит принести песочницу домой. Идеально, если песок будет мелкий – речной или морской, он намного интереснее для домашних игр, но подойдет и обычный с мелкими камушками, ведь главное, что можно воспользоваться свойствами материала.

Дома на клеенке или в контейнере можно строить миры, искать клад в песке, лепить из него. А еще можно рисовать песком, для этого совсем не обязательно иметь световой стол, можно просто рисовать на той же клеенке, а можно нарисовать на картоне клеем ПВА и посыпать песочком.

Мука

Детям можно предлагать рисовать на муке, искать картинки под слоем муки, смахивая ее кисточкой, а можно пойти дальше и просто устроить настоящий фейерверк, поднимая в воздух клубы мучной пыли, и разрисовать мукой свое лицо, руки, ноги. От этих игр можно плавно перейти к приготовлению теста.

Тесто

Это может быть как соленое тесто для лепки, так и тесто для выпечки. Дети с огромным удовольствием подключаются к изготовлению печения. Можно раскатывать тесто, рвать его, катать колобков, вырезать формочками, делать колбаски и рулетики, лепить пельмени и вареники, нарезать лапшу и творить пиццу.

Если мы лепим из соленого теста, то этот материал отлично подойдет не только для создания фигурок. Например, можно делать отпечатки различными предметами, использовать тесто как материл для скрепления различных деталей. Например, мы с мальчиками играли в стройку, когда тесто исполняло роль цемента.

Интересно заворачивать в тесто различные фигурки, а потом их освобождать, определять на ощупь, что спряталось в том или ином комочке теста. Создание блюд на детской кухне – отдельная история, ведь тесто прекрасно исполнит роль и котлеток, и макарон, и мороженого, и торта.

Крахмал

Он подобен изначально по своим свойствам на муку, но даже в сухом виде он отличен по тактильным ощущениям. Однако на нем тоже можно рисовать, копаться в нем, искать картинки и предметы. А вот на сухом крахмале намного лучше, чем на муке остаются следы, очень интересно покатать в нем машинки. А потом можно отчищать их кисточкой или старой зубной щеткой. А если добавить в крахмал совсем немного воды он приобретет некоторую плотность, что приблизит его свойства к лунному песку. Можно попробовать из него лепить, делать куличики формочками для песка, даже строить что-то.

Неньютоновская жидкость

Добавляя все больше воды в крахмал, мы получаем неньютоновскую жидкость, которая твердеет от резкого и сильного воздействия и стекает при расслаблении. В такой жидкости очень интересно плюхать руками, а если есть возможность – то и ногами.

Мы, например, разводили несколько килограмм крахмала в детском бассейне на даче и наслаждались ощущениями. Если налить небольшое количество жидкости на поверхность, то можно попробовать рисовать на ней, наблюдая, как смазываются нарисованные линии.

Масштабное рисование

Сейчас очень популярно рисование ладошками и пальчиками, это действительно очень полезное занятия с точки зрения грязных игр, но частенько мы ограничиваем детей рамками одного альбомного листа. Дети любят масштаб, не зря же они стремятся рисовать на обоях.

Можно минимизировать последствия детской активности, предоставив им для рисования большую площадь, например кусок старых обоев, лист ватмана, большой кусок упаковочной бумаги или просто склеенные между собой обычные листы.

Мы любим развернуться на полу и творить – ладошками, кистями, предметами. Можно оставлять следы машинок краской или ставить печати губками, брызгать зубной щеткой, а то и вовсе взять малярные кисти и валики.

Еще одна страсть у детей к разрисовыванию собственного тела. Хорошо воспользоваться специальным аквагримом, но если его не нашлось, то подойдут и акварельные, пальчиковые или гуашевые краски. Пусть дети рисуют в свое удовольствие на себе и друг на друге, а потом сразу отправляются в ванную.

Помню, как мои ребятки играли в тигрят и разрисовали лица перманентным маркером. Отмыть это все оказалось трудновато, с тех пор такие инструменты для рисования у нас только в доступе мамы, а вот детям я с удовольствием предлагаю маркеры для белых досок или фломастеры на водной основе, — и пусть себя разрисовывают, сколько пожелают.

Впрочем, я не запрещаю испытать эти инструменты для рисования и на полу, у нас постелен линолеум, и на зеркалах, на окнах. Смывается все за несколько движений, а вот удовольствия для детей очень много. На окне можно рисовать смывающимися красками, особенно интересно создавать тематические окна, например, зимнее или весеннее окошко. А в зеркале можно обводить свое отражение теми же маркерами. На линолеуме хорошо рисовать мелом. Просто как самостоятельный творческий процесс или способ очертить границы в других играх.

Соль

Если мы вновь заглянем на кухню, то найдем там соль, ее можно не только добавлять в тесто, но и устроить ряд экспериментов: растворять, делать кристаллы, изменять плотность воды. А еще солью можно рисовать, как песком на каком-нибудь темном фоне – клеенке или большом листе картона. Получаются очень контрастные картины, которые меняются под воздействием маленьких пальчиков. Впрочем, можно снова нарисовать картинку ПВА и засыпать солью. Чтобы сделать такой рисунок ярким, капаем жидкой краской на соль, и она окрашивается.

Из соли можно даже строить, если в нее аккуратно вмешать небольшое количество воды, чтобы она стала сырой. Вот тут к месту окажутся формочки для песка. Все построенные башенки можно оставить для высыхания, а потом тоже капать на них краской.

Каша

Ваш ребенок любит размазывать кашу? Ничего удивительного, ведь он получает новые тактильные ощущения. Я как-то позволила детям в полной мере насладиться этим делом, даже специально покрасила вареную манную кашу, а потом расстелила на полу старые обои. Малыши возились с этой цветной массой и были счастливы, зато больше в кашу руками не лазили.

Желе

Необычные новые ощущения возникают при игре с желе, можно сделать его просто из желатина и воды, добавив пищевой краситель. Кстати, с ним лучше не переборщить, даже с рук насыщенный краситель смывается плохо. Так что, если иного не требует идея, то лучше слегка подкрашивать желе или вовсе оставить бесцветным. Вообще если говорить о красителях, то самая трудно смываемая любая краска – это синий цвет, так что им особенно не рекомендуется злоупотреблять. Желе можно резать, рвать, закапывать в него предметы и потом добывать их.

Глина

Просто великолепный грязный материал. Игры с ним вызывают просто неповторимые ощущения – мягкая, податливая, гладкая. Конечно, среди первых игр с глиной на ум приходит лепка. Занятие увлекательное и психотерапевтическое. Но можно не только лепить, но и рисовать на глине, если ее размазать тонким слоем, то можно выцарапывать картинки, узоры.

Интересные игры получатся с косметической глиной, она достаточно жидкая, чтобы ею можно было рисовать. Делать это можно как на бумаге или клеенке, так и на плитке прямо в ванной. Там же очень весело обмазать и себя глиной.

С наступлением весны, лета грязные игры очень удобно перенести на улицу. Самый большой плюс – это отсутствие практически всякой уборки, только детей мыть и сушить после этого нужно. А еще в рамках улицы можно спокойно увеличить грязный масштаб. С песком мы уже разобрались, а что же найти еще такого на улице?

Лужи!

Лужи – это такие магнитные полюса, которые притягивают детей так сильно, что у родителей остается лишь два варианта – запрещать и ругать или расслабиться и позволить. Если на улице еще холодно, то стоит ограничиться измерением глубины луж и пусканием корабликов. А вот если на дворе лето, то можно и поплескаться во всю, строить пороги, копать ручьи, варить супы, переливать и рисовать водой из лужи.

Грязь

А еще с помощью этих самых водных источников создается отменная грязь, которую можно применить для самых настоящих поросячьих развлечений. Рисовать грязью, лепить тортики и вымазаться по уши. Важное условие – тепло и одежда, которую не жалко.

Краски для улицы

Можно раскрашивать плитку на дорожке, писать слова или создавать картины. Приготовить краску можно из муки, воды и пищевого красителя, смешав ингредиенты до консистенции густой сметаны. Конечно, масштаб рисования предполагает и большие инструменты – малярные кисти и валики. Впрочем, если вооружиться ими, то можно рисовать просто водой, этакий акваковрик в масштабе.

Мыльная пена

Уж, как не сочетается понятия «грязь» и «мыло», но именно в категорию грязных игр я отношу масштабные пенные развлечения. Отмывать детей от насыщенного мыльного раствора ничуть не легче, чем от грязи, но оно того стоит. Конечно, во дворе такое развлечение вряд ли организуешь, но если вы имеете в своем летнем распоряжении территорию частного дома, то смело разводите детский шампунь без слез в ведре воды и стелите на землю большое полотно полиэтилена. Поливая его мыльной водой, вы получите прекрасный каток, по которому можно скользить. Детишкам лучше ползком и на надувных кругах, чтобы было безопаснее.

Если развести много жидкости для мыльных пузырей, то можно выдувать змей через носок, надетый на обрезанную бутылку.

Впрочем, менее масштабные игры с пеной можно организовать и дома, например, готовить пирожные из пены для бритья, рисовать ею же на стенах ванной.

Не бойтесь экспериментировать и развлекаться вместе с детьми, ведь это реальная возможность окунуться в детство, снова почувствовать свободу, искреннюю радость от познания этого мира.

И даже уборка, стирка и отмывание детей не будут больше вас пугать, потому что они покажутся мелочью на фоне этого настоящего счастья.

Анна Игнатеня,
многодетная мама,
автор блога Веселые будни

Я благодарю Аню за чудесную статью. Как же весело и интересно они проводят свое время с детьми, сколько вкладывается сил, и с какой именно радостью все. Замечательно!

И для души мы с вами сегодня послушаем Edvin Marton — Love Story

Смотрите также

31 комментарий

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.