Давать ли воду грудничку? Когда и сколько? Нужно ли новорожденному давать пить воду? Нужно ли давать воду грудничку

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Когда в семье появляется малыш, одним из вопросов, волнующих молодых родителей, будет а давать ли воду новорожденному — как, когда, какую?

Мамочка сразу начинает переживать, так ли уж необходимо допаивать грудничка, и чем чревато решение «за» или «против».

Как правило, мнение бабушек и педиатров диаметрально противоположны, поэтому, принимая решение, необходима ли крохе вода, будем отталкиваться от типа его вскармливания.

Минздрав предупреждает!

Однозначно ответить на вопросы - как давать ли воду новорожденному, когда давать воду новорождённому, какую воду давать новорождённому - очень сложно. Почти 30 лет назад, Всемирная Организация Здравоохранения приняла документ, рассказывающий о том, какие должны быть правила качественного кормления грудью. Один из этих правил убеждал, что новорожденным нельзя предлагать никакую другую еду - только мамино молоко. Отдельный список составляют те варианты, которые обусловлены показателями здоровья. По правилам ВОЗ малыш считается новорожденным первые четыре недели жизни. Минздравом не рекомендуется поить малыша водичкой до того, как ему исполнится полгода: пока он не начинает кушать прикорм.

Важные аргументы

Конечно же, сразу родители не разберутся, нужна ли малышам вода или нет. И чтобы понять, как давать ли воду новорожденным, когда давать воду новорождённым, какую воду давать новорождённым, надо понимать, какими будут последствия допаивания грудничка. Главный аргумент ВОЗ это то, что может нарушиться работа организмов как малыша, так и мамы.

Может развиться дисбактериоз. Первые полгода жизни маленького ребенка его кишечник стерилен. Он, используя мамино молочко, засевается полезной микрофлорой. Именно благодаря молочку в пищеварительной системе младенца будет постоянно правильный баланс бактерий. Если же кроху с завидным постоянством допаивать водичкой, параллельно с кормлением грудью, это нарушит равновесие микрофлоры и приведет к началу дисбактериоза. Изучая исследования ВОЗ, можно узнать, что детки, которые пили до полугода исключительно мамино молочко, намного реже подвергались расстройствам ЖКТ. Вода в раннем возрасте представляет собой лишнюю нагрузку на детские почки, которые формируются и после того, как малыш родился - до его трехмесячного возраста. Если его допаивать, что почки будут слишком нагружены. На них будет оказываться дополнительная нагрузка, ведь их основной задачей является обязанность выводить лишние соли из организма малыша. В молочке мамы солей маловато, поэтому их не требуется выводить.

Малыш может недоедать. Так уж устроила природа, что желудочек недавно рожденного ребенка в силах переработать за единичный прием еду, равную объему шестой части от веса малыша. У грудничка есть определенные особенности нервной системы, поэтому поступившая вода вызовет обманчивое ощущение того, что он насытился. К тому же, кроха будет недополучать мамино молоко, которое ему жизненно нужно для того, чтобы он полноценно развивался.

Постепенно уменьшается объем выработанного молока. Известно, что сосание материнской груди является великолепным стимулом, побуждающим выработку в ней молока. А когда крохе предлагают воду, он, естественно, будет высасывать меньше молока. Не следует приносить малышу воду по ночам. Естественное ночное кормление увеличит количество пролактина — гормона, которое способствует выработке молока в светлое время суток. Получается, что когда маленький ребенок приникает к маминой груди ночью, он тем самым обеспечит себе на следующий день нужный объем молока.

Ребёнок может отказаться от груди. Обычно мамы предпочитают давать своим деткам воду из бутылочки. Хорошо известно, что жидкость из такой емкости поступает намного быстрее и легче, чем молоко из маминой груди. Малышу надо постараться, чтобы сосать мамину грудь, добывая из нее вкусное и полезное молочко. Если же грудничок «ленив» или слабенький, он может вообще не хотеть брать грудь, выбирая бутылочку.

Нужна ли вода новорождённому?

Те, кто считает себя противниками ВОЗ, утверждают, что водичка требуется малышу с самого начала его жизни. Правда, доказательства тех, кто согласен с этим, выдерживают критические замечания с огромным трудом.

Молоко - это исключительно еда. А жажду можно утолить водой. Здесь необходимо помнить, что по консистенции и качественному составу мамино молоко принято разделять на «переднее» и «заднее». «Переднее» как раз может дать возможность напиться грудничку, поскольку оно состоит из воды аж на девяносто процентов.

Есть вероятность обезвоживания. У взрослых водный баланс восстанавливается водой, в которую добавлены соли. Недавно родившийся малыш - не является исключением из общего правила. Мамино молочко для него будет великолепным вариантом замены физиологического раствора: в нем находится оптимальный состав солей и минералов для карапуза.

Когда кроха болеет, вода способна вывести из организма все вирусы, к тому же, в ней удобно можно растворить лекарства. Мамино молочко также просто замечательно справится со всеми этими функциями. Лекарство, которое было в нем растворено, усвоится малышом намного быстрее, да и выпьется им с большей охотой.

Вода нужна, если наступила жара или воздух сухой. Казалось бы, действительно, так оно и есть. Ведь все мы привыкли, что когда хочется пить в жаркие летние дни, мы пьем воду. Ан нет! Оказывается, что грудное молоко может утолить жажду малыша в полном объеме. В нем уже содержится требуемое количество жидкости, потому что это молоко состоит из воды на 85-90%. При повышении температуры окружающей среды, оно будет становиться все более водянистее. Грудничок почти не ощущает разницы между тем, когда он хочет кушать или пить, потому что центры, которые ответственны за такие ощущения, расположены в центре неподалеку друг от друга. Чтобы недавно появившийся на свет малыш мог напиться, его можно просто приложить к маминой груди.

Бутылочка с водичкой может успокоить малыша. На этот случай, в котором основным становится процесс сосания, есть своя альтернатива - соска, мамин большой палец (естественно, чистый).

Вода может устранить младенческую желтуху. Билирубин, из-за которого начинается желтуха, способен растворится именно в жире, а не в воде. Из этого можно сделать вывод, что именно с молоком матери, содержащим лучший для малыша состав жиров, он будет лучше и легче выводиться из детского организма.

Вода для крохи-грудничка

Доктора уверены, что когда малыш находится на естественном вскармливании - маминым молоком, то в начале своей жизни он в воде не нуждается. А все дело в мамином молоке. 9/10 его - это вода, а все остальное - витамины, жиры, углеводы и белки. Как раз то, что в молочке значительное количество воды, и хватает малышу, чтобы напиться.

Доктора считают, что вода допустима только в тех случаях, когда у маленького ребенка жар или понос. Можно вводить в рацион малыша водичку с укропом либо фенхелем (это в случае, когда у него начинаются колики).

Именно родители будут судить, нужна ли водичка здоровому, недавно появившемуся на свет младенцу, который на данном этапе своей жизни - грудничок. Желательно, чтобы в рационе малыша она появлялась одновременно с прикормом. И это при условии, что у ребенка нет никаких проблем с пищеварением. Кое-кто из малышей воду с первого раза не воспринимает, а пить ее начинает только спустя месяц, а то и два.

Вода для малыша-искусственника и того, кто питается смешанно

Новорожденным, которые, так уж случилось, являются искусственниками, вместе с едой в организм попадает значительное количество белка. Вот почему с самого начала они нуждаются в воде. Когда рассчитывается еда для самых маленьких, в общем объеме еды для крох водичка в расчет не принимается. Тем малышам, которые находятся на смешанном вскармливании, водичка тоже лишней не будет.

Когда же допустимо предлагать воду новорожденным малышам?

Тем деткам, которые являются грудничками, лучше давать пить воду только после того, как они покушали. До кормления поить не стоит: у новорожденных очень маленьких объем желудочка - около 250 мл. Выпивая хотя бы глоточек воды, малыш не добирает потом ровно столько же маминого молока.

Конечно же, принимать окончательное решение о том, давать ли новорожденному воду, если давать, то как, когда и какую именно, решать только родителям. Если отталкиваться от нормы, то малышу в возрасте до шести месяцев от роду следует предлагать примерно 200 мл воды в сутки. Если кроха заболел, то по совету педиатров количество водички, которое ему предлагается, должно составлять 30 мл на один килограмм веса ребенка. Он может всю водичку и не выпить, заставлять малыша не следует.

Тем детишкам, которые находятся на искусственном вскармливании, можно предложить воду между двумя кормлениям, если видно, что малыш начал беспокоиться.

Итак, мы уже разобрались, давать или не давать водичку малышам. Если родители все-таки решили предлагать ее своим деткам, то им надо помнить, что заставлять малышей пить не надо; вместо обычной воды, которая, впрочем, должна быть качественной во избежание аллергических реакций, расстройств ЖКТ, затрудненности дыхания, можно предлагать изюмную водичку, весьма полезную при запорах (1 ложка изюма запаривается в стакане кипящей воды и настаивается пять-десять минут); во время жары вместо того, чтобы давать малышу пить воду, лучше проветрить комнату, обтереть тело ребенка водой, увлажнить воздух в комнате при помощи пульверизатора; если уж давать малышу пить, то лучше это делать при помощи ложки или бутылочки с дозатором.

По большому счету, поить маленького ребенка лучше, когда он сам потянется к воде, ведь ему лучше знать, что требуется для того, чтобы он себя хорошо чувствовал.

Новорожденным считается младенец с минуты появления на свет до конца четвертой недели. С рождением ребенка возникает много трудностей, которые любящим родителям приятно решать. В самые первые дни молодые мама и папа обычно немного растеряны, хотя они готовились к появлению нового члена семьи: читали литературу по уходу за малышом, изучали все о новорождённых, интересовались психологией и воспитанием.

Развитие грудничка в первые недели и месяцы зависит от его доношенности или не доношенности. Основные параметры – рост и вес – зависят от возраста матери и отца, их состояния здоровья и условий жизни. Доношенный ребенок развивается в утробе матери 40 недель. Весят такие младенцы в норме от 3,2 до 3,5 кг, хотя разброс может быть достаточно большой – от 2,5 до 4,5 кг. Рост тоже колеблется от 47 до 54 см.

Сразу после рождения в организме ребенка происходит перестройка органов и их функций в связи с изменением среды обитания – от внутриутробной жизни, к жизни во внешнем мире. В первые несколько дней он может потерять от 5 до 8% веса. Это нормально, так как через неделю масса восстановится, и в течение первого месяца вес ребенка увеличится примерно на 0,7 кг.

В течение первых недель температура нестабильна и зависит от обстановки. Поэтому необходимо строго следить и поддерживать комфортные условия для малыша, чтобы ему не было жарко или холодно. В первый день может быть легкое вздрагивание и тремор рук и ног, которые быстро проходят. Малыши прекрасно реагируют на источники яркого света и громкого звука. У них уже развиты чувство обоняния и слух. Временами может быть снижен мышечный тонус и угнетены отдельные рефлексы. Это зависит от того, какими были роды. Через несколько дней все приходит в норму.

Строение тела младенца

Поначалу у младенца сохраняется та поза, которая была в утробе матери. Тело малыша выглядит пухлым за счет равномерно расположенного подкожного жирового слоя и слабо развитой мускулатуры. Руки и ноги равны по длине и гораздо короче туловища. У позвоночника пока еще нет физиологических изгибов, он не выгибается, а ребра прикрепляются к нему под прямым углом, грудная клетка по форме напоминает бочку. Открыт родничок между косточками лба и темени.

Дышит новорождённый неравномерно: не слишком часто и неглубоко. Нормальный пульс от 120 до 140 ударов повышается, когда малыш кричит.

Расположенный горизонтально желудок пока маленький, а для кишечника характерно недоразвитие нервных окончаний, нежная слизистая оболочка, большое количество кровеносных капилляров, нехватка кишечных желез. Стенки кишечника обладают высокой проницаемостью. В полости рта недостает слюны, а слизистая оболочка полости рта плохо защищена. Зато уже есть все обязательные для пищеварения ферменты. С первых часов желудочно-кишечный тракт и дыхательная система малыша заселяются необходимыми микроорганизмами.

Нормальный стул новорожденного ребенка устанавливается к 5-му или 6-му дню жизни. Первые 2 дня малыш мочится несколько раз, затем увеличивает суточное количество мочеиспусканий до 20 раз.

Огромное значение для поддержания функций организма младенца имеет баланс воды. Из воды состоит большая часть его тела, но равновесие непрочное и легко нарушается. Ребенку в сутки требуется около 180 г воды на 1 кг веса, которую он получает из материнского молока.

Различные отделы нервной системы младенца развиты по-разному, но в основном все готовы функционировать. Зрительные и слуховые анализаторы сформированы гораздо лучше, чем двигательные. Уже на первых днях жизни младенец умеет останавливать взгляд на ярком пятне, на лице матери. Он прислушивается к звукам и даже издает отдельные слабые звуки.

Двигается младенец нескоординированно, потягивается. Руки и ноги беспорядочно перемещаются, целиком не могут выпрямиться. Пальцы сжимает в кулачки.

Сколько должен весить младенец

Чтобы ребенок с первых дней полноценно развивался, следует учитывать многие факторы, а важнейшим из них является вес. Если вес изменился даже на 100 г в одну или другую сторону, – это показатель, что есть нарушение здоровья.

Прибавление веса ребенка до его рождения зависит от рациона и образа жизни матери. Если новорожденный весит больше или меньше нормы (3,2 – 3,5 кг), то это может означать сбой в его здоровье. Лишний вес сигнализирует о возможном сахарном диабете. А при недостатке веса есть вероятность, что у младенца слабый иммунитет или недостатки развития. Большую роль при определении фактора веса играет наследственная предрасположенность. Если родители и другие детки в семье крупные, то рождение малыша с весом выше нормы естественно, и не должно вызывать тревогу.

Осмотр доктора-неонатолога

В роддоме ежедневно врач-неонатолог проводит осмотр малыша. Чтобы удостовериться, что у младенца нет проблем со здоровьем, а развитие его организма соответствует норме, доктор должен осмотреть у карапуза каждый миллиметр тела.

  • Врач фиксирует внимание на позе ребенка, на цвете его кожных покровов, на интонациях голоса. Его интересует, как тот краснеет или кряхтит. Затем, тщательно ощупывая голову, изучает родничок и швы между косточками.
  • При осмотре рта доктор должен исключить незаращение нёба, имея которое, малыш поперхнется или захлебнется в процессе кормления.
  • Неонатолог проводит рукой по ключицам, проверяя, нет ли у младенца перелома. Вовремя обнаруженная травма, полученная в процессе родов, фиксируется повязкой и быстро лечится.
  • Врач проверяет грудную клетку, ручки и ножки. Он должен убедиться, что нет вывиха тазобедренного сустава или косолапости.
  • При осмотре половых органов проверяются яички и анус, спрашивает, какает ли малыш.
  • Доктор проверяет сердечную деятельность и работу легких.
  • Прощупывая живот младенца, определяет объем печени и селезенки.

Важно также изучить мышечное возбуждение и физиологические реакции.

Своевременно выявленные недостатки гораздо легче поддаются лечению.

Надо ли пеленать новорожденного ребенка

Пеленание малыша в настоящее время вызывает множество споров среди родителей и докторов. Есть большое количество доводов за и против. Многие считают, что это полезно для младенца, другим пеленки усложняют уход. Только сами родители решают этот вопрос для себя положительно или отрицательно.

Обычай заворачивать грудничков в первые месяцы жизни появился давно и сохранился до сих пор у многих народов, особенно в холодных местностях. В старину это выручало семьи из-за отсутствия детской одежды.

Доводы родителей за пеленки:

  • Пеленание способствует приспособлению младенцев к окружающему миру.
  • Ребенок ощущает себя защищенным, будучи укутанным в полотно, быстрее успокаивается и засыпает.

Доводы против:

  • Пеленание снижает моторику ребенка, что служит причиной запаздывания в развитии двигательных навыков: такие детки позднее начинают самостоятельно передвигаться и вставать на ноги. Однако они быстро настигают в развитии своих сверстников.
  • Если туго пеленать ребенка, то может нарушиться кровоснабжение.
  • Малыши сами неодобрительно воспринимают пеленки.
  • Для этой процедуры требуется определенная сноровка: не у всех родителей сразу получается.
  • Привыкшему к пеленкам малышу через некоторое время сложно будет отвыкать от них.

Заменой пеленания некоторые считают использование слинга. В нем ребенок чувствует себя в положении «колыбелька», как в пеленках, и успокаивается.

Традиции ухода за новорожденными выработаны веками, поэтому практиковавшееся в старину пеленание окружает огромное количество мифов. Например, считается, что у выросшего без пеленок малыша будут кривые ножки и спинка. Это утверждение не соответствует истине, напротив, тугое пеленание может привести к искривлению тазобедренных суставов. Необходимо помнить, что при пеленании нельзя выпрямлять ребенку ноги.

Следующий миф утверждает, что без пеленок младенец беспорядочно дрыгает ногами, руками, и может нанести себе какие-нибудь повреждения. Если своевременно стричь ноготки, а еще лучше, надевать на руки специально сшитые варежки, неприятностей можно избежать.

Вскармливание грудного младенца

Вскармливание новорожденного обеспечивает его организм полезными веществами, необходимыми для роста и правильного развития. Кормят обычно женским грудным молочком или его заместителями − молоком животного происхождения, или сухими смесями. Пищеварительная система младенца пока несовершенна, и умеет усваивать исключительно жидкие субстанции.

По тому, сколько младенец получает женского молока, можно выделить 3 вида кормления:

  • грудное (полностью женское молоко),
  • искусственное (только молочные смеси),
  • смешанное (материнское молоко и смеси).

Современные ученые утверждают, что предпочтительно для ребенка грудное вскармливание. Хотя реклама детского питания гарантирует его пользу и высокое качество, но ни одна смесь пока не может повторить по содержанию женское грудное молоко. Наиболее высококачественное детское питание, разработанное безупречными производителями, включает в себя около 40 полезных элементов, а в женском молоке их содержится больше 400. Вскармливание сухими смесями лишает младенца самых важных веществ, которые только из материнского молока он может получить, – гормоны, побуждающие развиваться желудок, кишечник, нервную систему.

В некоторых случаях есть смысл перевода ребенка на кормление смесями. Серьезной причиной является заболевание матери, вынужденной принимать препараты, вредные для ребенка, а также расстройство гормонального фона, из-за которого перестает вырабатываться молоко. В таких случаях замена вида вскармливания оправдана.

Не являются серьезными причинами для замены натурального молока на искусственное:

  • детские колики;
  • усиленное образование газов (можно устранить другими способами);
  • если младенец икает;
  • жидкий стул или долгое отсутствие его;
  • малыш плохо набирает вес (маме кажется, что у нее не хватает молока);
  • недомогания мамы, связанные с простудными заболеваниями.

В наше время созданы лекарственные препараты от простуды, которые разрешается принимать кормящим. Заразить ребенка практически невозможно, ведь он приобретает иммунитет вместе с молоком матери.

Не следует торопиться с решением ввести прикорм, лучше посоветоваться с теми, кто разбирается. Есть средства для усиления лактации, применяя которые, можно продлить получение ребенком полезных веществ, содержащихся в грудном молоке. Все ведущие специалисты единодушно признают грудное вскармливание наиболее подходящим и полностью соответствующим потребностям младенцев.

Преимущества грудного вскармливания:

  • Ученые утверждают, что новорожденные дети, получавшие грудное молоко, имеют коэффициент интеллекта выше, чем находившиеся на искусственном кормлении.
  • В момент кормления малыш контактирует с мамой, что тоже стимулирует развитие его мозга.
  • Кормление грудью не только насыщает ребенка, но и удовлетворяет его эмоциональные потребности в общении с близким человеком. Такие дети реже вступают в конфликты с родней, легче понимают родителей, лучше общаются в группе, приспосабливаются к социуму.
  • У мамы при кормлении грудью уменьшается риск заболеть раком яичников или раком молочной железы.
  • Способствует борьбе с послеродовой депрессией, стабилизируя гормональный фон женщины.
  • Служит естественным контрацептивом (при грудном кормлении вероятность забеременеть очень мала).

Искусственное вскармливание грудного ребенка

Если нет молока у матери и невозможно найти кормилицу, не следует выбирать козье или коровье молоко. Лучше перейти на адаптированные молочные смеси, которые легче усваиваются грудничком. Желательно начинать их использование, начиная с полугодовалого возраста.

При выборе адаптированной смеси для малыша, учитывается возраст, указанный на упаковке, а также дополнительные качества продукта, например, отсутствие лактозы или содержание пробиотиков, улучшающих работу кишечника. По этому поводу необходима консультация с педиатром.

Гигиена новорожденного

Младенец имеет очень чувствительную кожу, требующую скрупулезной заботы. Она должна непрерывно оставаться сухой и опрятной. Необходимо менять подгузники после каждого сна, кормления или проверять, если малыш беспокоится. Рекомендуется использовать подгузники высокого качества, которые отлично впитывают влагу, чтобы попка младенца не ощущала сырости, а всегда была сухой.

В первые недели советуют очищать кожу с помощью влажных салфеток, на упаковке которых обязательно должно быть помечено, что они предназначены для чувствительной кожи. Необходимо каждый раз проверять все складочки: они тоже должны всегда быть сухими и чистыми.

Следует аккуратно обрабатывать пупок новорожденного так, как научили в роддоме. В течение первых дней после выписки, нет необходимости ежедневно купать младенца. Достаточно раз в 3 дня ненадолго бережно окунать его в воду и слегка поливать водой, используя для этого собственную руку. Заменить купание на первых порах может протирание отдельных частей тела малыша мягкой влажной салфеткой или ваткой. Чистый младенец будет чувствовать себя комфортно и меньше капризничать. Многие дети после купания спят гораздо лучше и меньше беспокоят маму.

Особенности гигиены новорожденной девочки заключаются в том, что подмывание проводится только под слабой струей воды, слегка раскрывая при этом большие половые губы, чтобы избежать скопления в них остатков кала и мочи.

Упражнения для грудничков

Гимнастика для новорожденных, если она правильно подобрана и соответствует возрасту и индивидуальности, может положительно повлиять на развитие многих органов и систем организма ребенка. Двигательная активность малыша, разнообразие его движений, создают благоприятные условия для правильного развития даже головного мозга за счет улучшения тока крови, ускорения обменных процессов и углубленного дыхания.

Физические упражнения оказывают благотворное влияние на аппетит и сон ребенка. Во время зарядки усиливается приток крови к мышцам и косточкам, что ускоряет их рост.

Чтобы не нанести вред маленькому человеку, у которого еще не сформированы мышцы, кости, связки довольно нежные и хрупкие, надо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Первые упражнения обычно показывает доктор.

Выполнять зарядку следует ежедневно в одно и то же время, тогда младенец быстро привыкнет к режиму. Приступать к гимнастике следует, если ребенок сыт, спокоен, у него хорошее настроение. Нежелательно делать ее сразу после кормления, чтобы избежать срыгивания.

Польза от зарядки увеличится, если ребенка полностью раздеть. Однако помещение должно быть теплым и проветренным, а летом можно это делать на свежем воздухе.

Чтобы только что родившийся малыш рос и развивался в комфортных условиях, необходимо соблюдать правила ухода за ним. Тогда жизнь с новым членом семьи будет в радость.

Вопрос – давать ли воду новорожденным детям воду встает практически у каждой молодой мамы. Мнения врачей о том — нужно ли давать воду грудничкам, разделяются.

Мнение первое:

В рекомендациях Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится о том, что новорожденным не следует давать ничего кроме грудного молока. Исключения составляют случаи, обусловленные медицинскими показаниями. В некоторых роддомах также придерживаются этого мнения. Аргументируется это следующим:

  1. Материнское молоко полностью возмещает пищевые потребности ребенка. В материнском молоке достаточно жидкости, чтобы утолить жажду младенца.
  2. В процессе сосания материнского молока грудничок тем самым усиливает и стабилизирует выработку молока у матери. Если же вместо материнской груди малыш будет получать водичку, то он может отказываться, в дальнейшем от сосания груди.
  3. Присутствие воды в желудки у новорожденного вызывает ложное чувство насыщения, в результате чего малыш недоедает и может потерять в весе.

Т. е. ребенок должен сосать и стимулировать выработку молока, чтобы не снизилась лактация у матери и молоко не исчезло.

Однако не стоит забывать, что в рекомендациях ВОЗ речь идет именно о новорожденных. А период новорожденности, по мнению той же ВОЗ, заканчивается при наступлении четырех недель (28 дней). А дальше, выходит, детей поить уже можно. Это значит, что после четырех недель от рождения грудничку можно предлагать воду. Но решение – пить или не пить, должен принять сам ребенок. Нельзя поить малыша насильно. Исключения составляют медицинские показания, к примеру, случаи, когда ребенок болеет и у него высокая температура. Здесь, во избежание обезвоживания иногда необходимо напоить ребенка водой, даже если он отказывается это делать. Из всего этого следует, что приведенные выше рекомендации подходят только для здоровых детей.

Мнение второе:

Существует также и другое мнение, которое гласит, что ребенка даже новорожденного нужно поить водой. И вот факты, которые выступают за поение водой детей грудничкового возраста:

  • вода активно участвует в обменных процессах организма;
  • регулирует температуру тела;
  • осуществляет доставку питательных и минеральных веществ тканям и клеткам;
  • с лишней жидкостью из организма выводятся вредные продукты обмена;
  • вода является источником многих необходимых минеральных;
  • дефицит воды может вызвать обезвоживание.

Что касается нормы поения, то давать воду грудничку можно столько, сколько захочет сам младенец. Во избежание привыкания малыша к соске, можно предлагать воду не в бутылочке, а поить малыша из чайной ложечки или поильника.

Поить ли ребенка при искусственном или смешанном вскармливании?

Если с первых дней своей жизни малыш находится на искусственном вскармливании, то вода для него просто необходима. Поить водой грудничка нужно, в первую очередь, с учетом его веса, но обычно это 50 мл в день. Поение необходимо разбить на несколько приемов и давать воду по 10 –15 мл между кормлениями. Консистенция молочной смеси также влияет на количество дополнительной для ребенка жидкости. Если смесь густая, то разрешается давать малышу до 70 мл воды ежедневно.

По мере роста ребенка доза потребляемой жидкости увеличивается и может доходить до 200 мл. в день.

Как и сколько нужно давать воду грудничку?

У всех младенцев потребности в питье разные. И зависят они от многих факторов: возраста, веса, питания, двигательной активности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей обмена веществ, температуры окружающей среды.

После месяца груднички должны потреблять жидкость ежедневно от 30 до 200 мл в зависимости от возраста. Оптимальная разовая доза составляет 15-20 мл. Большее количество жидкости приводит к увеличению нагрузки на почки. С возрастом норма потребления жидкости постепенно увеличивается.

Таблица нормы потребления воды для детей от 0 до 6 лет

Предлагать воду ребенку стоит не раньше, чем через 10-15 минут после кормления.

Не стоит доводить поение детей до фанатизма и высчитывать дозы до миллилитра. Когда ребенок подрастет и сможет выражать свои желания, он сам попросит пить, когда ему захочется. Главная задача мамы – не забывать предлагать водичку малышам, которые еще не могут выразить свои потребности. Если малыш отказывается от водички, не надо поить его насильно.

Существуют случаи, когда малыша, в том числе и новорожденного можно и даже нужно допаивать водой, например, в случае, когда возникает риск обезвоживания.

Вот несколько важных факторов, которые требуют поения новорожденного:

  • когда у ребенка высокая температура;
  • когда у матери не хватает молока, и оно не восполняет потерю жидкости грудничка;
  • при сильно сухости в помещении, где находиться ребенок;
  • когда у ребенка иные заболевания, требующие дополнительного поения водой;
  • когда ребенок по каким-то причинам отказывается от молока;
  • при искусственном или смешанном вскармливании;
  • при введении прикорма из твердой пищи;
  • в сильную жару.

Вода несет в себе жизнь, и, соответственно, роль этой жидкости в жизни людей не преувеличена. Давать ли воду новорожденному малышу или нет, решать самим мамам, однако всегда нужно руководствоваться здравым смыслом и действовать исходя из ситуации.

Мнение доктора Комаровского о том, надо ли поить новорожденных водой

Можно ли и надо ли давать воду новорожденному ребенку, что на этот счет говорят врачи? Уже не один десяток лет известно, что такой необходимости в большинстве случаев нет. Однако нужно понимать, что период новорожденности - это только четыре недели от рождения ребенка, очень короткий срок. В хорошем роддоме мамочке объясняют, что вода при грудном вскармливании новорожденным не нужна, но только, если кормить его часто, по требованию, не реже 1 раза в 2 часа. В среднем кормление длится 20-30 минут. Кормят новорожденных деток в первые дни после рождения двумя грудями в одно кормление. При этом малыш должен чувствовать себя хорошо, не испытывать жажды (не глотать жадно предложенную воду).

Нужно ли давать воду новорожденному при грудном вскармливании, если молока недостаточно? Да, обязательно. Но только этот факт, то есть малое количество грудного молока, должен быть доказан. Так, верным свидетельством этого является очень темный цвет мочи ребенка, отсутствие мочеиспусканий более 6 часов, сухие слизистые оболочки рта, глаз. Все это очень опасно. Мамочка, если хочет сохранить грудное вскармливание, должна максимально часто предлагать ребенку грудь, держать его возле нее максимально долго. Ну а водичку следует предлагать вне кормления. Примерно по 1 чайной ложечке в 10 минут.

Вопрос давать или не давать воду новорожденным не стоит, если у малыша есть признаки обезвоживания, у него вирусная или кишечная инфекция. Вливать воду в ротик ребенка можно из ложечки, шприца без иглы, бутылочки с соской и других приспособлений. Учтите, что если вы сами не сможете бороться с обезвоживанием, ребенку в его крохотные вены придется ставить капельницы для ликвидации этого опасного состояния. А обезвоживание у маленьких детей наступает очень быстро.

Допаивание водой при грудном вскармливании необходимо в первые дни после родов, пока у мамочки не пришло молоко, есть только молозиво, при этом в палате роддома очень жарко и сухо. Молозиво очень питательно, ребенок может насытиться им, высосав даже несколько его капель. Вот только для утоления жажды этого недостаточно… В такой ситуации желательно постараться проветривать палату и обзавестись электрическим чайником или кипятильником, чтобы кипятить малышу воду. Кипяченая вода вполне сойдет для допаивания. Не помешает баночка, в которой вы будете хранить чистую кипяченую воду. Только помните, что вода всегда предлагается после кормления. Желудок малыша очень мал, и если воду ему дать до кормления, он не станет сосать грудь. Что плохо скажется и на его организме, и на лактации.

Также есть мнение, что при желтушке у новорожденных нужно давать обязательно воду дополнительно. Даже если ребенок полностью находится на грудном вскармливании. Но данное мнение далеко не всегда имеет под собой обоснования. Не всякая желтуха нуждается в таком «лечении». Однако, если ваш врач все же советует ребенку давать пить воду, то предлагайте ее малышу не из бутылочки, а из ложечки или шприца, чтобы не пострадала лактация.

Нужно ли давать воду грудничку на смешанном вскармливании или искусственном? Эти вопросы тоже весьма актуальны, так как у многих женщин не получается наладить лактацию. А кому-то кажется, что их молока ребенку не хватает, и они начинают его докармливать. Итак, воду при смешанном вскармливании новорожденным давать нужно, если мамочка кормит малыша по графику, то есть предлагает грудь раз в 3 часа примерно. Вообще, при кормлении по графику даже исключительно грудью без допаиваний не обойтись.

Новорожденному на искусственном вскармливании давать воду тем более необходимо. Редко какой ребенок не выскажет желания пососать бутылочку раньше, чем раз в 3-4 часа, как рекомендуют кормить детей-искусственников педиатры. Ребенок может заплакать через 2 часа после кормления. Но этому виной будет не чувство голода. И предлагать в таком случае смесь - неправильно и вредно. Это ошибка является самой распространенной причиной слишком быстрого набора веса ребенком, а в будущем развития у него ожирения. Нужно ли новорожденному давать пить воду при искусственном вскармливании, если тот кушает точно по графику и не просит бутылочки раньше времени? Можно предложить. Хуже от этого не станет. Только не делать этого непосредственно перед кормлением, так как это испортит у него аппетит, и в итоге он съест меньше положенного. Ну и проголодается потом раньше времени.

Все без исключения дети нуждаются в допаивании после введения прикорма. По нормам ВОЗ примерно в 6 месяцев. Смесь или грудное молоко постепенно начинают замещаться обычной пищей, в которой воды содержится уже гораздо меньше. В итоге, при недостаточном поступлении влаги в организм ребенка, у того редко происходит опорожнение кишечника. Стандартная рекомендация врачей при запорах - больше давать овощей (содержащих как клетчатку, так и большое количество воды) и воды между кормлениями. Заменять воду можно отварами из кураги и чернослива, но только без добавления сахара. Также можно варить компоты без сахара из яблок, груш, слив и других фруктов.

Часто возникает такая проблема, что ребенок просто не хочет пить воду, предлагаемую мамой. Особенно актуальна эта проблема для детей на грудном вскармливании. Если ребенок ежедневно опорожняет кишечник и сосет грудь часто, по требованию, то ему хватает и грудного молока. Но продолжать предлагать воду из ложечки, бутылочки, кружки или поильника нужно обязательно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.