Все о развитии ребенка: месяц шестой. Шестой месяц жизни начинаем ползать

Развитие ребенка от 5 до 6 месяцев
Физическое развитие

Каковы антропометрические показатели ребенка к концу шестого месяца жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно на 600-650 граммов, а рост на 2,5-3 сантиметра. На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы. Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

К шестому месяцу постепенно нарастает двигательная активность малыша. Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает раскачивающиеся движения на животе, напоминающие движения пловца. Малыш пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Возросшая активность ребенка заставляет вас теперь заботиться о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых. Не оставляйте крошку одного на диване или кровати без бортика, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.

Поддерживаемый под мышки, малыш опирается на опору кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону. В положении сидя ребенок уверенно держит голову и отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос. Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.

Совершенствуются движения пальцев: малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

Ребенок получает немалое удовольствие от изменения положения тела. Это стимулирует его вестибулярный аппарат. Ему нравится, когда вы держите его на руках, поднимаете в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете к себе, приседаете, кружитесь по комнате. Рекомендуется такая игра для развития вестибулярного аппарата малыша, в которой участвует вся семья (мама, малыш и папа). Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания. Если крохе не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от раскачиваний на одеяле.

Психическое развитие

Поведение ребенка становится более осмысленным. Теперь родители с большей уверенностью могут определить самочувствие малыша – когда ребенок доволен, возбужден, спокоен, могут назвать причины этих состояний. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.

Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша. Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их. Ребенок опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери. Ребенок поворачивает голову и реагирует даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы.

Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых, внимательно смотрит в лицо родителям, которые с ним разговаривают, начинает понимать их мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо взрослого. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение лица мамы, и пытается подражать звукам, которые та произносит.

Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе? Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает. Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала. Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха. Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их. Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме. Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.

Помимо этого маленькому человеку нужен новый зрительный опыт. Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите чаду о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть. Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают мое внимание. Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся от остальных – контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями. Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.

Как стимулировать «говорение» малыша? Когда кроха произносит не только отдельные звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги», «гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте за ним. Когда ребенок произнесет очередные звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре вы сможете играть в «разговор» по очереди. Разговаривайте с малышом всегда, когда держите на руках, когда кормите, одеваете, укладываете спать. Рассказывайте о том, что вы делаете. Говорите с маленьким короткими фразами и простыми словами, повторяйте слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей, ма-ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки, надувая щеки и округляя губы. Не забывайте менять интонацию, делайте ее выразительной и яркой. Оставляйте паузы в своей речи, тогда малыш успеет что-то произнести. Играйте с крохой в разговор, пока он не устал и ему не надоело. Если он перестал говорить по очереди, прекратите это занятие и дайте малышу игрушки.

Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: мобиль, резиновое колечко-прорезыватель, музыкальные игрушки (погремушки, барабан, ксилофон, дудочки, колокольчики), мячик с колокольчиком внутри, большой мяч, зеркало и игрушки с зеркальными поверхностями, трубы-тубусы с крупяными и блестящими наполнителями, которые пересыпаются при встряхивании, игрушки на зрительное прослеживание (с прозрачными стенками, позволяющие следить за падением шариков), диск, разделенный на цветные сектора (разглядывая контрастный рисунок, малыш развивает зрительное восприятие), мягкая книжка с картинками.

Шестой месяц жизни ребенка знаменует собой круглую дату: полугодие его роста и развития. Уже в конце пятого месяца ребенок проявляет себя всё более и более активно. Он научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, с большим интересом смотрит на вас, как бы ожидая вашего участия, «призывает» к общению.

Если в 5 мес. малыш научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, то на 6-м месяце жизни дитя овладевает поворотами с живота на спину. Таким образом, его локомоторное развитие (изменение положения тела в пространстве) получает статус большей самостоятельности. Это очень важно для дальнейшего развития малютки. Теперь ребенок без вашей помощи делает повороты в горизонтальной плоскости во все стороны, практически на 360°С. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве.

Ребенок, овладев поворотами, «тренируется» в своих умениях. Очень хорошо, если мама побуждает малютку к движению и, радуясь его успехам, поддерживает улыбкой, радостным голосом.

Шестой месяц привносит еще одно действие, вернее, двигательную реакцию в поведение ребенка . Ребенок начинает подтягивать свое тело на руках. Нет, это еще не ползание, а только подготовка к нему! Поэтому и называется оно подползанием. Как это выглядит?

Руки малыша настолько окрепли, что он может, перевернувшись со спины на живот, расставить их и, опираясь на ладони, высоко приподнять свое тело. Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта.

Чтобы малыш начал подползать, следует ему помочь: скатать валик, например из байкового одеяла, и подложить под стопы малютки, создав таким образом ситуацию отталкивания от опоры. Необходимо организовать пространство, в котором ребенку удобно поворачиваться и двигаться, наполнить его игрушками, побуждающими к движению.

Третьим достижением ребенка становится удивительная способность брать предметы (игрушки) самостоятельно из любого положения.

Вспомним, на пятом месяце жизни ребенок научился «перехватывать» у вас из рук протянутую ему погремушку с удобной ручкой для захвата. Теперь же малыш, видя предмет перед собой, протягивает руку и берет его. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.

С освоением самостоятельных действий с предметами (игрушками) меняется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. Теперь ведущей в развитии ребенка становится предметная деятельность - это ознакомительная игра с предметами: манипулятивная по форме и ориентировочно-исследовательская по содержанию. Поясним сказанное.

В шесть месяцев малыш обостренно реагирует на окружающий мир. Любопытство его безгранично. Ребенок открывает для себя новые свойства предметов в процессе действий с ними. В работу включаются все органы чувств (анализаторы) - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Вы видите, что малыш каждый предмет или игрушку берет в рот, как бы вы ни старались противодействовать этому. Оказывается, ребенок языком (язык обладает особой чувствительностью) обследует поверхность игрушки и узнает её вкус. Вот почему в этот период яркой сенсорной активности &nBsp; ребенку не следует давать в руки предметы экологически опасные. Любая игрушка, предназначенная для малютки, должна иметь медицинский сертификат качества. И еще очень важная информация. Ребенку не следует давать в руки мелких предметов. Погремушка в объеме должна иметь не менее 5-6 см. Если же вы хотите дать ребенку предметы меньшие по объему, то закрепите их тщательно на тонкой, гладкой ленточке. Все действия с предметами и игрушками малыш совершает в присутствии мамы и с её активным участием.

Ребенку полезны погремушки, имеющие разные по форме ручки для захвата и занимательные основные части, увлекающие цветом, формой,&nBsp; неожиданностью «скрытых» свойств, звуком. Это могут быть и геометрические игрушки, т.е. имеющие форму шара, куба, цилиндра, и сюжетные, например зайчик, лисичка, кошечка.

Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни являются яркие речевые реакции . Если к концу пятого месяца малыш гулил, радуя вас руладами гласных звуков типа «ауа», «уау», «ау», «иоа», то теперь вы четко слышите: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «м-м-ма». Это новый этап речевого развития, который называется лепетом. Лепет включает в себя сочетания согласного и гласного звуков, т.е. слоги. Этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией.

Столь существенные новации в двигательной, сенсорной, речевой сферах оказывают положительное влияние на развитие первых жизненно необходимых навыков , возникающих при вашем участии. Если вы начнете их вовремя формировать, то в дальнейшем малыш сумеет хорошо есть, снимая пищу губами с ложки, пить из чашки и т.п.

В заключение хочется упомянуть о темпах развития ребенка . Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги - чему малыш научился за прошедший период. В педиатрии нормальное развитие ребенка в этом возрасте подтверждается формированием навыков с отклонением от средних сроков не более чем на 15 дней. Если малыш в шесть месяцев не выполняет определенные действия, характерные для этого возраста, у него в запасе есть еще время (14-15 дней) для овладения необходимыми умениями. А это большой срок для раннего детства. Навыки, сформированные на 16 и более дней раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии . Овладение действиями с задержкой по одному или нескольким показателям на один месяц (т.е. ниже допустимой степени отклонения) говорит о замедлении темпа развития. Причины этого явления следует установить. Это может быть связано с индивидуальностью малютки, но может и сигнализировать о какой-либо болезни. Если причина в неосведомленности родителей или педагогической запущенности ребенка , советуем родителям пересмотреть свои позиции. Малыш, отстающий в развитии в пределах одного месяца, нуждается в увеличении количества воспитательных и обучающих воздействий.

Формирование умений с задержкой на два месяца классифицируется как отставание , а на три месяца и больше - как значительное отставание в развитии , которое может быть отнесено к состоянию, пограничному с патологией, или к патологии. В этих случаях малышу требуется немедленная консультация специалистов: невролога, педиатра, психолога, педагога и т.д. для выявления причин задержки развития, а также для определения методов их устранения. Приведенная ниже таблица поможет вам правильно оценить успехи вашего малютки. И даже если ему что-то пока не удалось, не печальтесь: у него и у вас еще всё впереди.

Развитие и воспитание ребенка . 6-й месяц жизни

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Подготовительные этапы развития активной речи и мышления

Развитие общих движений и действий руки

Мини-программа 6-го месяца

1. Продолжать развивать предметность восприятия, побуждая ребенка к рассматриванию одинаковых и разных игрушек, помещая их на близкое и более дальнее расстояние от малыша, приближая и удаляя от него.

2. Закреплять опыт зрительного восприятия предметов (игрушек) из разных положений: лежа на животе, на боку, на спине, в вертикальном положении на руках у взрослого.

3. Формировать более сложные ручные умения, обогащая действия с предметами (игрушками) более сложными двигательными заданиями.

1. Обогащать эмоциональную жизнь малыша, усиливая содержательную сторону общения взрослого с ребенком.

2. Гигиенические процедуры, кормление, игры, занятия и пр. осуществлять на фоне эмоционально-положительного состояния ребенка .

3. Приучать к элементарной самостоятельности в быту.

1. Развивать понимание речи взрослого, обращенной к ребенку , используя все возможные моменты игры с предметами и специальные речевые занятия.

2.Создавать ситуации, побуждающие ребенка к речевой активности: развивать гуление, способствовать возникновению л е п е т а.

1. Создавать условия, способствующие двигательной активности малыша. Продолжать укреплять мышцы плечевого пояса, шеи, брюшной пресс и мышцы ног.

2. Осуществлять дальнейшее локомоторное развитие (повороты).

3. Продолжать развивать действия рук.

Задачи

1. Продолжать формировать простые ориентировочно-исследовательские действия с предметами (игрушками): знакомить с их цветом, формой, величиной, массой, фактурой и физическими свойствами.

2. При захватывании, удерживании и сжатии предмета побуждать к простому результативному действию (например, сжимая резиновую игрушку-пищалку, извлекать звук; поворачивая шарик погремушки, обнаруживать изменения ее цвета; подтягивая одни игрушки - подвески, изменять положение других и т.п.).

3.Формировать умение брать предмет (игрушку) из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п.

1. Стимулировать радостное настроение, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.

2. Наряду с ласковым обращением к ребенку (например, «солнышко», «заинька», «ягодка» и т.п.) нужно обязательно называть его и по имени, а также добиваться, чтобы малыш воспринимал это обращение.

3. Эмоциональное общение с ребенком постепенно обогащать «деловыми» контактами по поводу действий с предметами и игрушками.

4. Обращать внимание на индивидуальные проявления личности ребенка , реакцию на присутствие близкого человека, знакомый голос, вид любимой игрушки, звучащую мелодию и т.п. Учитывать предпочтения малыша.

5Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.

1. Продолжать развивать речевой слух ребенка , побуждая его прислушиваться к голосу взрослого.

2. Создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса «где?», обращение по имени и т.п.).

3. Создавать ситуации, способствующие развитию активной речи - проявлению у ребенка лепета. Отмечать, какие звуки (приближенные к речи), слышатся в его лепете.

4. Вступать в «перекличку» с ребенком, повторяя за ним его речевые звуки.

5. Способствовать возникновению интонационно-выразительных голосовых реакций на основе подражания взрослому.

1. Закреплять умение длительное время лежать на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук.

2. Побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину.

3. Способствовать движениям, подготавливающим появление ползания. На данном этапе - подтягивание на руках: подползание (к игрушке).

4. Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры (поверхность стола, колени взрослого).

5. Способствовать локомоторному развитию, помогая ребенку самостоятельно изменять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и т.п.)

6. Учить брать игрушки из разных положений, разными способами (подтягивание, захватывание и т.п.).

Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 6-го месяца

ЗАНЯТИЕ 1

Цель. Развивать ориентировку на предметы, находящиеся в горизонтальной плоскости перед ребенком. Совершенствовать тактильную чувствительность (чувство прикосновения к чему-либо) ладоней при соприкосновении с предметами.

Материал. Плоская подушечка из поролона (40x40 см, толщина 1--1,5см), к которой прилагается такого же размера набор чехлов из ярких тканей, различных по фактуре (махровой, байковой, ситцевой, шелковой, джутовой и т.п.). Стороны чехлов могут быть украшены крупной выпуклой аппликацией (цветы, ягоды, различные узоры).

Ход занятия. Ребенок лежит в манеже на животе, опираясь на предплечья, мама берет ладонь малыша и проводит ею по поверхности предмета, давая возможность ощупать его. Взрослый должен обратить внимание ребенка на рисунок, назвать изображенное на чехле. Далее подушечка переворачивается, малыш знакомится с фактурой другого типа.

ЗАНЯТИЕ 2.

Цель. Обучить выполнению двух взаимосвязанных действий, приводящих к определенному результату (например, подтягивание одного предмета приводит в движение другой).

Материал. Подвесное устройство (модуль), к которому крепятся различные игрушки. Оно позволяет создать ситуацию простых результативных действий, возникающих при поочередном захватывании и притягивании игрушек.

Ход занятия. Мама побуждает ребенка протянуть руку к висящему в поле его зрения предмету (шарику, колокольчику). Притягивание одной игрушки изменяет положение второй и третьей, находящейся рядом со второй. ЗАНЯТИЕ может иметь множество вариантов, а различный подбор игрушек способствует обогащению чувственного опыта ребенка .

ЗАНЯТИЕ 3

1.Взрослый подбирает 23 яркие игрушки, различные по физическим свойствам. Например, резиновую пищалку, мягкую игрушку, пластиковую погремушку (лошадка, попугайчик и т.п.). Мама показывает каждую игрушку, привлекая внимание к их звуковым свойствам. Затем кладет игрушки перед малышом, слева или справа примерно в 30 см от него. Ребенок вначале лежит на спине, рассматривает игрушки, которые показывает мама. Затем, видя их сбоку, около себя, делает поворот со спины на бок, а затем на живот. Высоко приподнимает себя на вытянутых руках, чуть подтягивает тело (выполняет подползание). Протягивает руку и берет игрушку. Рассматривает ее, прислушивается к звуку. Выполняет поворот на бок, затем на спину. Манипулирует игрушкой. Аналогично действует с другими игрушками, перекладывает их из руки в руку. Тем самым ребенок знакомится с физическими свойствами предметов из различных материалов.

2.Взрослый кладет перед ребенком музыкальную игрушку, например, яркого Петрушку. Предварительно обвивает игрушку лентой (ширина 3--4 см, длина 60--80 см), в два-три оборота, на конце которой пришито кольцо (например, прорезыватель для зубов). Кольцо кладется перед ребенком, на расстоянии его вытянутой руки.

Малыш протягивает руку, обхватывает кольцо и натягивает ленту. Игрушка раскачивается, звенит. Ребенок практически устанавливает связь между интенсивностью своих действий с предметом (кольцом) и движениями и звоном Петрушки. Стремится подтянуться к игрушке ближе или подтянуть ее за ленту к себе (действие и результат).

Примечание: занятие с лентой проводится только в присутствии взрослого. Если малыш не заинтересовался предметом, мама «помогает» ему обнаружить занимательность Петрушки.

3. Взрослый использует подвесные игрушки-модули.

Ребенок выполняет простые результативные действия, подтягивая то одну, то другую игрушку. Берет предметы из любого положения.

1. Взрослый, приступая к кормлению, переодеванию, умыванию и т.п., создает у ребенка предварительную эмоциональную установку. Так, например, перед кормлением мама показывает ребенку бутылочку. Далее звучит вопрос: «Кто будет кушать?». Мама улыбается малышу, помогает ему принять позу «для кормления» и ожидает ответной реакции.

Ребенок вступает в эмоциональный контакт с мамой, «внутренне» готовится к предстоящему приему пищи. «Отвечает» улыбкой, гулением, общей двигательной активностью.

В процессе кормления он держит руки на маминой груди или бутылочке.

Примечание:

«Игровое» общение обеспечивает общее хорошее настроение.

2. Взрослый способствует тому, чтобы малыш реагировал на обращение к нему по имени.

Мама проверяет реакцию малыша: находясь вне поля зрения ребенка , называет имя, не сходное по звучанию с именем ребенка . Повторяет его два раза. После паузы (10 сек) называет два раза имя ребенка и после следующей паузы (10 сек) - другое имя.

Ребенок, услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается, смотрит на взрослого.

1. Взрослый в процессе ухода за ребенком разговаривает с ним, поясняет кратко свои действия и действия ребенка . Слова взрослого и его действия синхронно совпадают с ощущениями ребенка .

2. Взрослый вслушивается в речевые реакции малыша. Если у ребенка в основном слышится гуление (гласные звуки), иногда лепет: «в-ва», «ба-ба», «м-ма» и т.п., мама голосом вступает в «перекличку» с малышом на основе тех звуков (фонем), которые уже появились в его речевых реакциях.

Ребенок прислушивается, затем выразительно вторит взрослому. Если у него что-то не получается, делает попытки к повторению. Создаются ситуации, способствующие появлению у ребенка активного лепета.

3. В 6 месяцев взрослый вводит в обращение к ребенку вопрос «где?».

Для этого в определенном месте комнаты ставится игрушка (собачка) или какой-либо предмет (часы).

Мама несколько раз в день спрашивает: «Где собачка?». Показывает собачку, всегда стоящую на одном и том же месте. Аналогично: «Где часы?».

Ребенок постепенно на вопрос взрослого начинает поворачивать голову в сторону «заученного» предмета.

ЗАНЯТИЕ 1.

Цель. Учить брать погремушку из любого положения, а также из рук взрослого. Удерживать её в руке не менее 2--3 мин. Закреплять умение менять положение своего тела, ориентируясь на лежащий сбоку предмет. Делать поворот со спины на живот и с живота на спину.

Материал. Яркие погремушки, имеющие различные по форме ручки: в виде палочки, ровной или утолщенной книзу по типу булавы, в виде петельки, в виде кольца, в виде гантели, а также образные погремушки (попугайчик, обезьянка, крокодил и т.п.). Их нижняя часть (хвост попугая, крокодила) служит ручкой для захвата.

Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Мама предлагает ему погремушку с ручкой в виде палочки. Располагает её на высоте 20--30 см над грудью ребенка . Взрослый держит игрушку за кончик ручки, оставляя среднюю часть свободной, т.е. создает условия, удобные для перехватывания погремушки из рук взрослого. Ребенок ее берет. Желательно, чтобы он смог удержать в руке игрушку 1,5--2 мин. Мама исключает все отвлекающие моменты, отходит в сторону, создает все условия, чтобы малыш слышал звук погремушки при встряхивании.

Во второй части занятия мама побуждает ребенка взять у нее из рук погремушку другого типа, например с ручкой в форме кольца. Дальнейший ход занятия аналогичен первой его части.

В третьей части занятия ребенок должен сделать поворот с живота на бок и на спину. Для этого ребенку , лежащему на животе, мама показывает игрушку, добивается сосредоточения на ней. Затем мама перемещает предмет по кругу за спину ребенка .

Он следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину. Чтобы вызвать у ребенка подползание, предметы располагают перед малышом на расстоянии чуть большем его вытянутой руки.

Ребенок смотрит на них и пытается достать. Подтягивается на руках, подползает вперед. Может менять направление, двигаясь в сторону или назад в зависимости от перемещения игрушек. Так жевзрослый создает игровые ситуации с предметами, которые побуждают ребенка не только брать игрушку из разных положений, но и способствуют обучению (метод пассивных упражнений) различным приемам их захватывания. Взрослый выполняет рукой ребенка скользящие, накрывающие, петлеобразные и пр. действия. Взрослый продолжает учить различать игрушки разной фактуры,

Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца

1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).

2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.

3. Способен 1--3 мин заниматься одним предметом.

1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт. 2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.

3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.

4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.

5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.

6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).

8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).

2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).

3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.

4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.

1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

4. Уверенно берет игрушку из любого положения.

5. Относительно долго (3--5 мин) может заниматься с предметами.

6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.

8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.

Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет Валерия Вячеславовна Фадеева

6-й месяц

Режим дня

В среднем ребенок ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.

Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.

Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза.

Массаж и гимнастику лучше проводить в период второго бодрствования.

Помните о прогулках.

Приучаем ребенка к режиму сна

Днем ребенок отдыхает только 2 раза, потому что ночью он спит подольше – около 12 часов с перерывами. Ведь нужно же перекусить! Чтобы малыш хорошо спал ночью, промежуток бодрствования между последним дневным и ночным сном должен быть не менее 4 часов.

Начинайте приучать кроху засыпать в определенное время вечером.

Выберите время. Пусть это будет между 18 и 20 часами.

Купание – прекрасная прелюдия ко сну: оно расслабляет и доставляет удовольствие.

Если перед сном малыша еще нужно кормить, делайте это в его комнате, чтобы он не воспринял переход из одной комнаты в другую как изгнание и отлучение от жизни всей остальной семьи.

Расскажите малышу сказку, тогда заснуть ему будет легче.

Укройте малыша, рядом с ним положите его любимую игрушку и поцелуйте его перед сном.

Погасите свет, но оставьте ночник.

Еще пару минут побудьте в комнате, чтобы ребенок вас слышал.

Заботы и дела для родителей

Не форсируйте события!

Из книги Мы ждем ребенка. Книга для будущих родителей автора Г. В. Цветкова

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ В конце шестого месяца беременности у развивающегося ребенка заметны пальцы рук и ног, отделяются веки и открываются глаза. Его рост уже около 33 см, вес – 910 г (рис. 13). Кожа у него блестящая и содержит немного жира в подкожной ткани. В случае преждевременных

Из книги Планируем ребенка: все, что необходимо знать молодым родителям автора Нина Башкирова

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ В конце восьмого месяца ребенок может видеть и слышать. Почти все системы его организма (кроме легких) хорошо развиты. Особенно интенсивно в этот период растет мозг. В этом сроке беременности длина тела ребенка составляет примерно 45 см, вес – 2500 г. В случае

Из книги Вы и ваша беременность автора Коллектив авторов

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ К концу девятого месяца беременности ребенок уже полностью сформировался. Он весит более 3 кг, имеет длину тела около 50 см, должен лежать головкой вниз и меньше двигаться, так как ему уже не хватает места в матке (рис. 16). Если по результатам анализов или

Из книги Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Девятый месяц К этому времени ребенок занимает правильное положение, поворачиваясь головкой к выходу из родовых путей. Он прибавляет около 5 см роста и примерно 1 кг веса. Теперь он занимает так много места в матке, что ему почти негде двигаться и его активность заметно

Из книги автора

Дитя в 1 месяц Кормление. Ест он шесть раз в сутки, из них раз, а то и два раза ночью. Часы кормления становятся всё более постоянными. Те, что ночью понемногу отодвигаются к утру. Количество выпитого молока не постоянно.Движения. Во сне руки и ноги всё ещё согнуты. Спит на

Из книги автора

1-й месяц Первое обследование новорожденногоРебенок в первые часы своей самостоятельной жизни испытывает сильнейший шок. После 9-месячного пребывания в раю – теплом, укромном, надежном месте – в животе матери, появляясь на свет, он сразу попадает совершенно в другой мир.

Из книги автора

3-й месяц Режим дня?В среднем ребенок ест 6 раз в сутки каждые 3,5 часа (если вы кормите малыша грудью по требованию, то возможно и больше в зависимости от желаний крохи).?Периоды бодрствования после кормления составляют 1–2 часа. Сон после бодрствования – 1,5–2 часа. Днем

Из книги автора

4-й месяц Режим дня?В среднем ребенок кушает 6 раз в сутки каждые 3,5 часа (если вы кормите грудью по требованию, то больше).?Периоды бодрствования после кормления составляют 1–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 4 раза.?Помните о прогулках.Заботы

Из книги автора

5-й месяц Режим дня?В среднем малыш питается 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа (3 раза в день). Малыш подрастает, и его дневной сон становится более чутким. Это не значит, что

Из книги автора

6-й месяц Режим дня?В среднем ребенок ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза.?Массаж и гимнастику лучше проводить в период второго бодрствования.?Помните о

Из книги автора

7-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 3 раза.?Массаж и гимнастику проводите, как и ранее, в период второго бодрствования.

Из книги автора

8-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в день каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 3 раза. Очень важно соблюдать режим дня, так как его нарушение может привести к разладу.

Из книги автора

9-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2–3 раза. Если вы поздно уложите малыша на дневной сон, не удивляйтесь, что вечером он

Из книги автора

10-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок по-прежнему спит 2–3 раза.?Проводите гимнастику во второй период бодрствования примерно

Из книги автора

11-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза (некоторые детки переходят на один дневной сон).?Помните о прогулках.Заботы и

Из книги автора

12-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза (некоторые детки переходят на один дневной сон).?Помните о прогулках.Заботы и дела для

Примерно с 6-го месяца жизни для родителей малыша начинается очень «веселый» период - ребенок начинает ползать, а значит, настало время пересмотреть все окружающие предметы в квартире, и сделать передвижения крохи максимально безопасными. На самом деле, в первые моменты ползания чада родители даже не подозревают, где может ожидать опасность. Это может быть что угодно: острые углы, моющие средства, дверцы от шкафчиков, мелкие детали (ведь помимо того, что ребенок ползает, он еще и норовит все попробовать на вкус, следовательно - все тянет в рот). Так что обследуйте комнату малыша, а лучше и все жилое помещение, где может кроха передвигаться и, поставив себя на его место, проанализируйте все предметы на опасность. После чего - примите меры.

Игры на полу. Организуйте для крохи место для игр на полу, ему это очень нравится, и не надо запрещать ему играть на ковре. Конечно, если температура в квартире это позволяется делать, а также нет сквозняков. Находясь на полу, малыш быстрее начинает переворачиваться и ползать. Рядом пусть хранятся его игрушки в небольших коробках, чтобы он сам мог их доставать. Будет лучше несколько маленьких коробок, чем одна большая. Если ребенок наигрался сам, и ему стало скучно - присоединитесь к нему и поиграйте вдвоем.

Диалоги с крохой. При общении с малышом старайтесь называть все своими именами: ручки, ножки, игрушки, еду. В этом возрасте диалог с ребенком уже получается вести более активно. Обращайтесь к нему по имени, не называйте ребенка посторонними словами слишком часто.

Игры с другими детками. Старайтесь, чтобы малыш играл не только с родными, но и находите время для общения с его сверстниками. Такое времяпрепровождение очень благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, а также способствует тому, что ребенок в будущем будет не таким стеснительным. Кроме того, совместные игры с ровесниками способствуют более активному развитию мышления, они вместе учатся отличать игрушки от живых людей, обследуя друг друга.

Давайте поиграем!

Слушаем звуки. Создавайте звуковые эффекты, играя ложками по бутылочкам, наполненными разным количеством воды. Как только вы покажете ему принцип игры - он тут же будет просить у вас ложку, чтобы проделать то же самое. Дети очень любят всевозможные ударные забавы и предметы. Обратите внимание малыша на звуки, которые получаются после ударов.

Ладушки, ладушки! Помните старую добрую игру в ладушки? Поиграйте со своим чадом! Для начала можно поиграть с кем-то из взрослых или со старшим ребенком, чтобы малыш понаблюдал, а дальше сам включился в процесс.

Где мама? Где папа? Повесьте возле кроватки фотографии мамы и папы. Когда малыш попытается произнести что-то наподобие «ма» или «па» - показывайте ему фотографию со словами: «Это мама!», «Это папа!».

Развиваем координацию

Большой как папа! Пускай папа возьмет кроху к себе на плечи и покатает так его немножко. Малышу будет очень интересно наблюдать за всем свысока! Также это поможет лучше развивать координацию движений, сохранять равновесие и контролировать свои действия.

Полоса препятствий. Если малыш уже неплохо умеет ползать, сделайте ему игровую полосу препятствий из цветных подушек и покрывал! Положите все предметы друг за другом, и пусть кроха попытается по ним по всем проползти, подстраховывайте его в первое время.

Качели плюс зарядка. В этом упражнении можно объединить приятное с полезным. Сядьте удобно и положите одну ногу на другую, а малыша разместите на лодыжке. Поддерживайте его за ручки или подмышками и, напевая песенку, качайте вверх-вниз. Малышу будет забава, а вам - импровизированная зарядка!

Играем с мячиком. Посадите кроху на пол и начинайте качать перед ним мячик, при этом напевайте какую-нибудь песенку. Также можно, взяв мячик, немного отодвинуться и сказать крохе: «Иди ко мне! Возьми скорее мячик!».

Развиваем мышление и принимаем решения!

Что делать? Дайте крохе в каждую ручку по игрушке. А затем предложите еще одну. Малыш должен самостоятельно понять, для того, чтобы взять новую игрушку старую необходимо куда-то положить.

Логические закономерности. Возьмите тряпичную куклу и толкайте ее по столу до тех пор, пока она не упадет на пол. Проделайте это несколько раз, и вскоре малыш начнет смотреть на пол в ожидании, когда же кукла упадет.

Формочки. Дайте малышу поиграть с формочками для выпечки или подарите пасочки. Покажите, как они складываются друг в друга (если есть такая возможность) или в специальную форму. Можно также ими постучать друг о друга или о другую твердую поверхность. Послушайте вместе с малышом, какие звуки получаются.

Откуда звук? Спрячьте небольшой радиоприемник или долгоиграющую звуковую игрушку под покрывало и предложите крохе найти откуда же звук? Проделайте такое упражнение несколько раз.

Воздушный шарик. На прогулке или дома привяжите воздушный шарик к коляске (кроватке). Малыш будет дергать за веревочку и наблюдать, как движется предмет. Только в играх с воздушными шарами не следует оставлять ребенка одного, т.к. если шарик лопнет, малыш может потянуть остатки в рот или просто очень испугаться.

Пока-пока! Иногда бывает полезным приучить малыша махать до свидания, когда вы выходите из комнаты. Это необходимо для того, чтобы малыш смог вас отпустить без слез, когда необходимо куда-то уйти или уехать на время.

Развиваемся во время повседневных дел!

Вкусно кушаем. В этом возрасте желательно приучать малыша обедать, находясь на своем специальном стульчике. Туда же можно прикрепить несколько игрушек на присосках. Если ребенку скучно, и он начинает стучать по столику ложкой или другим предметом, не запрещайте ему это делать, а лучше составьте компанию и постучите вместе! Чтобы кроха не капризничал на стульчике, можете приготовить для него цветное желе - яркие кусочки привлекут внимание малыша и должны понравиться ему на вкус. Не ругайте ребенка, если он что-то роняет со столика, лучше найдите повод похвалить!

На помощь придут соломинки. Если малыш отказывается есть или пить, дайте ему что-то в стакане и положите туда соломинку, пусть попьет из нее. Обычно процесс так затягивает кроху, что он просто не замечает, что именно он ест.

Отдыхаем и развиваемся!

Мягкие игрушки. Дайте малышу какую-нибудь большую мягкую игрушку, пускай он играет с ней ручками и ножками, перемещает вверх, в стороны, вниз, обнимает и т.д. рассказывайте крохе о его действиях.

Забавные рожицы! Прикрепите на подушке две рожицы. С одной стороны - веселую, с другой - грустную. И показывайте их малышу по очереди. Дайте затем подушку ему в руки, пусть сам попробует найти забавные рожицы с разных сторон!

В ненасытном желании познать окружающий мир , ребенок стремится найти применение всем находящимся рядом предметам. Он может взять в руки игрушку и играть с ней. В то же время, потеряв к игрушке интерес, малыш роняет ее. Если младенцу не дотянуться до предмета, он смотрит на него и при этом медленно сжимает и разжимает кулачки.

С другой стороны, все, до чего он может дотянуться, попадает ему в руки, в рот, летит на пол. Эти движения приносят малышу огромную радость и удовольствие. Но не только. Со второго полугодия манипулирование предметами становится главным видом деятельности ребенка. Именно в ней происходит развитие всех сторон психики младенца. Дело в том, что действия с предметами во втором полугодии дают не только радость движения, но развивают восприятие, мышление, познавательную активность и другие важнейшие способности. И, конечно же, на протяжении этого периода совершенствуется сам характер действий с предметами.

Также кроха постоянно делает новые открытия, связанные с собственным голосом . Он замечает, что если положить в рот палец или соску, звук, который издает он сам, поменялся. Именно этим можно объяснить необычайное использование соски малышом. Теперь она нужна ему скорее для изучения собственного голоса, нежели для успокоения.

Так же в поведении малыша можно заметить более разнообразные эмоциональные состояния - он может быть возбужден, доволен, спокоен, насторожен, опечален, испуган. Кроме того, малыш учится общаться и с помощью лепета, уже такого разного по интонации и звуковому охвату. В этом возрасте за издаваемыми ребенком звуками стоят вполне определенные просьбы - «посмотри на меня», «возьми меня на руки», «мне это не нравится».

Теперь, повзрослев, кроха раздражается, когда не может получить то, чего хочет. Если вы отнимете у младенца игрушку, или положите его в кроватку, пока он еще не уснул, или будете слишком долго переодевать, то рискуете вызвать капризные крики.

Говоря о социальном развитии ребенка можно добавить, что его отношение к посторонним людям явно изменилось. Теперь малыш настораживается, когда видит «новое лицо», и, ему хоть и интересно пообщаться, тем не менее, он отдает явное предпочтение тем, кого знает. Раскапризничавшегося младенца может успокоить только любящая мама, или другой близкий человек.

Если вы желаете научить ребенка простым социальным навыкам - например, не бояться незнакомцев, то поиграйте в эту несложную и очень интересную игру:

Все дело в шляпе!

Вам понадобятся разные головные уборы и детское кресло. Конечно, Вы не сможете долго разыгрывать ребенка, но ему очень понравится снимать и одевать шляпы.
Порядок действий:
1. Возьмите все разнообразные головные уборы, которые у вас есть - бейсболку, вязаную шапочку, колпак, берет, шапочку для душа, шляпу и т.п.
2. Посадите ребенка в детское кресло или на пол лицом к себе.
3. Наденьте на голову первый головной убор, сделайте смешное выражение лица и скажите малышу что-нибудь интересное, например: "Глянь-ка на меня! Я пожарный!".
4. Наклонитесь к малышу, чтобы он мог ухватиться за головной убор и снять его.
5. Повторите это действие несколько раз с одним головным убором, прежде чем надеть следующий.
Внимание! Иногда дети пугаются, если внешность людей меняется. В таком случае на мгновение наденьте шляпу и снимите ее, чтобы показать малышу, что вы все еще мама/папа. Если это не помогает, сыграйте в эту игру, когда малыш чуть-чуть подрастет. Не используйте маски - они пугают малышей такого возраста!

Комплексное развитие ребенка на 6 месяце первого года жизни

Игрушки - как средство понятия малышом причинно-следственных связей

Какие ребенку нужны игрушки?

  • Сенсорные коврики,
  • Ваш ребенок будет с удовольствием играть с куклой неваляшкой. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение, станет раскачиваться из стороны в сторону и приятно звучать. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия;
  • Покажите малышу, как можно играть юлой. Динамично крутящийся красочный волчок непременно понравится малышу, правда управлять им он еще не сможет, но зато увидит, как это делает мама!
  • Катайте машинки, мячики, с горки или без. Подкидывайте воздушный шарик, ребенок с удовольствием посмотрит за его неспешным полетом.

Как играть?

В возрасте шести месяцев детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, наблюдать, а может даже и осваивать действия и манипуляции с ними.

Только с Вашей помощью возможности младенца могут существенно расшириться: Вам необходимо демонстрировать различные предметы и новые способы действия с ними. Например, Вы показываете, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить, вкладыши вкладывать один в другой и пр. Пусть, в свои шесть месяцев кроха ребенок просто наблюдает за Вами, поверьте, эти «презентации» не пройдут зря! Со временем, Ваш малыш обязательно этими навыками и перейдет к специфическим действиям с предметами, для которых уже сейчас нужны самые разные игрушки. Только Вам не следует его торопить и подстегивать, такие навыки даже самые развитые детки осваивают только к концу первого года жизни.

Практический совет: Храните игрушки ребенка в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.

Подробнее об игре с игрушками с ребенком в возрасте до года - в разделе " "

Развиваем координацию движений

Ваша задача регулярно стимулировать у малыша желание перекладывать игрушку или любой предмет из одной руки в другую, а так же отдавать ее по просьбе взрослого. В одной из предыдущих статей по развитию ребенка мы уже описывали игру «Веселый мячик».

Игра «Веселый мячик»

Для игры потребуется небольшой красочный мячик. Исходное положение малыша - лежа на животе. Протяните крохе шарик, и после того, как он возьмет его, начните читать потешку:

«Вот такой веселый мяч!» - Слегка сожмите ручку ребенка с шариком, потрясите ею.
«Он готов пуститься вскачь!» - Не сильно потяните за мячик, так чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.
«Так и просится играть!» - Подергайте игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.
«Трудно будет удержать!» - Направьте мячик к другой руке малыша, так, что бы он смог сам, или с Вашей помощью перехватить мячик другой рукой.
«Мячик прыгал и скакал,
Снова в ручки к нам попал!» - Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка. В продолжение игры - меняйте руки малыша, чередуя перекладывание то в левую, то в правую руку.

2-ой вариант игры: изменим окончание потешки:

«Мячик прыгал и скакал,
В руки к мамочке попал!» - мягко выхватив игрушку, своими действиями побуждаем малыша отдать мячик Вам.

Усложняем игру: меняйте предметы, которыми вы играете с крохой, соответственно меняя их названия в потешке: «Веселый зайчик», «Веселый кубик» и так далее.

Организуйте различные «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.

Игра - Убегающая игрушка

Так же, для развития точности движений полезны игры, в которых взрослый меняет положение предмета, а малыш ищет его и пытается схватить, меняя при этом направление движений. Покажите ребенку новую игрушку с близкого расстояния, потом отодвиньте ее на расстояние вытянутой руки, пусть он потянется и попытается схватить игрушку, и сразу отодвиньте ее в сторону. Передвигайте предмет на глазах малыша то вправо, то влево, а он будет пытаться схватить убегающую игрушку (разумеется, его попытки не должны продолжаться слишком долго).

Развиваем тактильные (сенсорные) ощущения и мелкую моторику

… А заодно - расширяем мировоззрение юного первооткрывателя об окружающей его среде. Обеспечьте малыша возможностью получать разнообразные ощущения от прикосновений. Пусть он трогает предметы разной температуры (кубик льда или только что еще горячее яйцо), текстуры, жидкости и сыпучие вещества.

Экскурсия по дому

Развивайте ручки малыша - проводите его ладошкой по разным предметам, когда Вы ходите с ним на руках по дому. Называйте ощущения, которые малыш испытывает и действия, которые вы производите.
Например: поводите его рукой по гладкой поверхности холодильника, приговаривая «Это холодильник, давай его потрогаем! Холодильник гладкий и холодный». Затем можно потрогать диван: «Давай потрогаем диван! Диван шершавый, теплый», «А это мягкая бабушкина шаль», «Это щетка, она колючая».

Домашняя песочница

Очень полезно для ребенка брать в руки, щупать и пересыпать сыпучий материал, например крупы, муку, фасоль, горох и так далее. Устройте ему небольшую домашнюю песочницу! Единственная проблема - ребенок будет тянуть все это в рот, и чтобы малыш не наелся всего вышеперечисленного, на первых порах используйте поваренную соль! Попробовав ее на вкус, он вряд ли уже возьмет ее в рот во второй раз. А в дальнейшем вполне вероятно, что этот опыт обращения с материалом перенесется и на остальные виды круп, песок в песочнице и прочее.

Развиваем и совершенствуем захват

Сначала появляется противопоставление большого пальца всем остальным. Постепенно расположение пальцев будет все больше зависеть от того, какой предмет берет ребенок: мячик или шарик берется растопыренными пальцами, палочка - всей ладошкой, шнурок - кончиками пальцев и пр. Таким образом, с помощью взрослого, постепенно возникает координация руки и глаза, которая является основой всех человеческих действий и движений.

Развиваем понимание речи и звука, развитие речи

Речь

Так как в предыдущих статьях серии «Развиваемся, играя» мы уже подробно описали, как развивать у малыша понимание речи, то, чтобы не повторяться - дадим лишь ссылку на статью, вобравшую в себя всю эту полезную информацию: а также вам поможет статья - "". И к перечисленным иам занятиям мы добавим еще парочку развивающих методов:

Посадите малыша в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. При этом, когда качели приближаются к Вам, скажите: «Привет!», а когда отдаляются - «Пока!». Либо же поднимайте и опускайте ребенка на руках, держа его подмышки, сопровождая эти действия словами: «Вверх! Вниз!». Пока не нужно усложнять эти простые фразы. Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадывается, что вы употребляете два разных слова. А через некоторое время откроет для себя, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.
. Когда ребенок начнет лепетать, произносить разнообразные звуки и слоги - повторяйте их вслед за ним. При этом, произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

Музыка

Негромко включайте малышу классическую приятную музыку, а также знакомые всем нам с детства мелодии из детских мультфильмов. Хорошо, если у Вас есть инструментальная музыка со звуками природы и голосами животных. Подробнее узнать, какая музыка подойдет для ребенка, Вы можете в статье

Первые книги

Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. Как правильно подобрать такие книги для малышей второго полугодия жизни - читайте в статье « » . Эта статья составлена по рекомендациям профессиональных педагогов и филологов.

Познаем мир

Помогите ребенку познать себя и свое окружение - все вещи «своими именами»

В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела - глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.
Так же можно заниматься и с названиями любых других предметов в доме. Не надо «сюсюкаться» с ребенком, необходимо называть все вещи своими именами. Научить малыша упрощенным словам, «переделанным на детский лад» - просто, гораздо больше потом уйдет времени, сил и нервов, и Ваших, и ребенка - не его переучивание под требования правильной разговорной речи.

Играем в ванной (ребенок познает свое тело)

Во время купания ребенок может вволю наиграться в воде и одновременно узнать, какие у него есть части тела. Если Вы поддержите малыша за спинку, он дотянется до пальцев ног и потрогает их. Затем, пока Вы его вытираете, он обнаружит у себя пупок или с удовольствием потрогает свой нос и уши. А если вы близко наклонитесь к малышу, он попытается ощупать ваше лицо и «сравнить» его со своим.

Чтобы узнать, как еще можно расширить рамки понимаемого ребенком мира зайдите в раздел "Мир вокруг нас".

О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется - об этом в статье Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Секреты воспитания

Да-да, представьте себе: кроху уже с самых первых месяцев жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью - а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни.

О физическом развитии

Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью , в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами - читайте статьи: « », « », « » . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.