Рефлексы у детей первых месяцев жизни. Простые шейные и туловищные установочные ре­флексы. Развитие общения и эмоционального статуса. Развитие условнорефлекторной деятельности

ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД (6—9 мес)

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Четвертый период характеризуется бурным развитием интегративных и сенсорно-ситуационных связей, нормализацией мышечного тонуса, активным изменением позы ребенка и развитием целенаправленных движений.
Поза и мышечный тонус.

На спине. При нормализации мышечного тонуса и развитии двигательной активности ребенок может произвольно менять позу: поворачивается со спины на бок и на живот, самостоятельно садится через поворот. Сопротивление пассивным движениям умеренное. Двигательная активность в конечностях не ограничена.
Тракция за руки. Голова, туловище, ноги активно подтягиваются к рукам, ответная реакция очень быстрая, тракцию можно проводить за одну руку. К концу периода при тракции ребенок может сразу встать на ноги.
На животе. К 7—8-му месяцу уже хорошо сформирована экстензорная поза в положении на животе, выражен поясничный лордоз, ребенок произвольно меняет позу. Из положения лежа на животе он поворачивается на спину, встает на четвереньки, пытается передвигаться (ползание). В 8—9 мес ребенок начинает самостоятельно вставать, ухватившись за сетку кровати или манежа.
Горизонтальное и вертикальное подвешивание. Наряду с верхним появляется и нижний рефлекс Ландау: ребенок разгибает голову, верхнюю часть туловища, а затем таз и ноги, образуя дугу, открытую кверху. Эту позу он не в состоянии долго удерживать, под влиянием силы тяжести туловище свисает.
Спустя некоторое время рефлекс можно вызвать повторно. Оптическая реакция опоры постепенно совершенствуется, и к концу периода ребенок быстро вытягивает руки в любом направлении. В вертикальном положении контроль головы и опорная реакция ног выражены хорошо и включаются в разнообразные целенаправленные движения.
Тонические шейные и лабиринтный рефлексы полностью заторможены, поэтому не оказывают патологического влияния на мышечный тонус, но при разнообразных двигательных реакциях иногда можно отметить их отдельные фрагменты.
Безусловные рефлексы не вызываются. Они заторможены даже у недоношенных, незрелых и гипервозбудимых детей.
Реакции выпрямления и равновесия. В преобладающую общую экстензию в положении на животе и флексию на спине начинают включаться произвольные движения, которые приводят к частичному торможению и видоизменению выпрямляющих реакций туловища. Ребенок поворачивается с торсией, сидит, встает на колени, ползает, разнообразятся движения рук и ног. После 6 мес. одновременно с развитием реакций выпрямления начинают формироваться реакции равновесия, вначале в положении на животе и на спине, затем сидя, на четвереньках и стоя. В положении на животе ребенок переносит центр тяжести с одной руки на другую; опираясь на одну руку, другой тянется к игрушке. К 7— 8 мес. он осваивает повороты с живота на спину. Из положения на спине, используя общее сгибание и повороты, начинает самостоятельно садиться. Некоторые дети предпочитают садиться из положения на животе. В течение четвертого периода ребенок постепенно учится сохранять равновесие в позе сидя. Одновременно с умением самостоятельно сидеть и садиться осваивает ползание вначале на животе, а затем на четвереньках с сохранением равновесия. К 8—9 мес. уже появляются попытки принять вертикальную позу и передвигаться. Совершенствуется функция рук: быстрое хватание в различных направлениях, перекладывание предмета из одной руки в другую.
Голосовые реакции. В начале периода появляются короткие лепетные звуки, затем лепет становится более активным, обогащается новыми звуками, интонациями. К 9 мес. в лепете появляются разнообразные звуковые сочетания, интонационно-мелодическая имитация фразы, подражание взрослому и самому себе.
Эмоциональные и психические реакции. Отличительной особенностью этого периода является постоянное сосредоточение на каком-либо виде деятельности. Ребенок берет игрушки, ощупывает их, трясет ими, тянет в рот, похлопывает по ним рукой. Сидя на руках у взрослого, он осматривает и ощупывает лицо, детали одежды, украшения. Его действия сопровождаются выразительной мимикой, разнообразными по интонации голосовыми реакциями (удивление, радость, неудовольствие). Все это — проявления активной познавательной деятельности, которая формируется на основе зрительно-моторного манипулятивного поведения. Ориентировочная реакция все чаще переходит в познавательный интерес, готовность к совместной игровой деятельности. К 8—9 мес. ребенок начинает общаться со взрослым с помощью жестов: тянется, чтобы его взяли на руки, направляет руки к далекому предмету, демонстрирует ситуационное понимание обращенной речи, отвечает действием на словесную инструкцию, стремится к подражанию (смотрит на «огонек», нюхает цветок, играет «в ладушки», ищет спрятанную игрушку).

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Поза и мышечный тонус.
На спине. Патологическая поза отчетливо выражена и зависит от типа и степени нарушения мышечного тонуса. Ребенок не может самостоятельно ее изменить, а при помощи взрослых делает это с большим трудом и неохотно. Отмечается отчетливое сопротивление пассивным движениям. Снижен объем произвольной двигательной активности. Даже при легких формах спастической диплегии или гемипарезе всегда можно выявить мышечную гипертонию. В сомнительных случаях следует провести диагностические пробы, описанные в предыдущем разделе.
При гемипарезах пораженная рука более согнута и приведена к туловищу, чем на предыдущих этапах. Отмечается тенденция к разгибательному положению ноги.
Дети с мышечной гипотонией предпочитают лежать на спине. Снижено сопротивление пассивным движениям. У детей с гипотонией, на фоне которой формируются спастические формы церебральных параличей, мышечный тонус нарастает более отчетливо. В зависимости от преобладающего типа мышечного тонуса (флексорный или экстензорный), соответственно меняется поза головы, туловища и конечностей. Дистонические атаки, появившиеся на предыдущем этапе, становятся выраженными, учащаются. В покое мышечный тонус снижен, а в момент возбуждения повышается по экстензорному типу, активизируются тонические шейные и лабиринтный рефлексы, ребенок выгибается, запрокидывает голову, конечности разогнуты. Дистонические атаки возникают при любых эмоциональных реакциях, попытке к движению.
При тракции за руки голова запрокидывается в той или иной степени в зависимости от тяжести нарушения мышечного тонуса и выраженности тонических реакций. При гемипарезе уже отчетливо ощущается сопротивление разгибанию паретичной руки.
На животе выявляется значительное повышение мышечного тонуса. Не формируется разгибательная поза, характерная для здорового ребенка, либо развитие остается на уровне одного из предыдущих этапов. Ребенок не любит лежать на животе, поскольку не может произвольно изменить позу. При гемипарезе или резко выраженном АШТ-рефлексе поза на животе может быть асимметричной. Если наряду с тоническими рефлекторными реакциями и аномальным мышечным тонусом реакции выпрямления и равновесия все же развиваются, патологическая поза будет менее отчетливой.
Горизонтальное и вертикальное подвешивание. Рефлекс Ландау отсутствует либо в той или иной степени выражен только верхний. Разгибание головы и верхней части туловища может быть асимметричным. Оптическая реакция опоры рук отсутствует или асимметричная, при этом руки полуразогнуты или отведены в стороны. В вертикальном положении возможны различные варианты нарушения контроля головы в зависимости от тяжести двигательных расстройств: от полного отсутствия до удовлетворительного. Это наблюдается у детей как с повышенным, так и с пониженным мышечным тонусом. В состоянии вертикального подвешивания при гипертонусе ноги напряжены, разогнуты, приведены, перекрещены. При гемипарезе пораженная нога больше разогнута. На опоре при спастичности положительная поддерживающая реакция становится более выраженной, чем в третий период. Она возникает сразу, как только стопы коснулись опоры (см. рис.40). При попытке шаговых движений ребенок становится на носки, может быть перекрест ног. В легких случаях поддерживающая реакция не такая яркая, отсутствует перекрест, ребенок иногда становится на полную стопу.
У детей с мышечной гипотонией опорная реакция ног нарушена, как и в предыдущий период. Если на фоне мышечной гипотонии возникают дистонические атаки, то в момент повышения мышечного тонуса можно зарегистрировать положительную поддерживающую реакцию. При формировании атактической формы церебрального паралича ребенок опирается на широко расставленные ноги, прогибает их в коленных суставах и быстро теряет опору.
Топические шейные и лабиринтный рефлекс ы. При выраженной мышечной гипертонии наличие тонических рефлексов не вызывает сомнения. Они особенно демонстративны в случае преобладания экстензорного тонуса. В положении на спине отчетливо выражен лабиринтный тонический и АШТ-рефлексы. Если ребенок может сохранять позу сидя, выявляется и симметричный шейный тонический рефлекс. У детей с мышечной гипотонией тонические рефлексы можно наблюдать лишь в моменты мышечного тонуса.
Безусловные рефлексы, если они выражены в этот период, свидетельствуют о церебральном параличе.
Реакции выпрямления и равновесия. Дефицит в становлении этих реакций у детей с церебральными параличами становится отчетливым. К 8—9-му месяцу у них все еще не сформирован тип общей экстензии в положении на животе и флексии на спине, соответственно задержано развитие произвольных движений. На животе ребенок не удерживает массу тела на вытянутых руках, не может опереться на одну руку, а другой взять игрушку. Посаженный не сохраняет позу, падает вперед, назад или в сторону из-за недостаточности реакций равновесия. При выраженной гипотонии складывается, располагая туловище между ногами (рис.91). В более легких случаях, опираясь па руки, ребенок может удержаться, пошатываясь, несколько секунд (туловищная атаксия). Из положения на спине не делает попыток присаживаться или только сгибает голову, как во второй период. Поворачивается на бок блоком, а иногда при помощи методиста заканчивает поворот на живот. Не делает попыток принять вертикальную позу и передвигаться.
Реакции равновесия не развиты во всех положениях. Нарушены целенаправленные движения рук. При выраженных мышечной гипертонии и тонических рефлексах ребенок на этом этапе может еще не захватывать игрушку, а только тянуться к ней или удерживать вложенную. В более легких случаях функция хватания развита, но несовершенна, затруднено перекладывание предмета и отсутствует манипулятивная деятельность, нарушена зрительно-моторная координация.
Голосовые реакции. Лепет отсутствует или малоактивный, без четкой интонационной выразительности, возникает редко. Реакция на обращенную речь проявляется бедными звуковыми комплексами, лишенными эмоциональной окраски, стремление к звукоподражанию отсутствует.
Эмоциональные и психические реакции. Ориентировочная реакция на новое лицо
недостаточна и не переходит в познавательный интерес, отсутствуют готовность к совместной игровой деятельности со взрослым, стремление к подражанию, ребенок не выполняет словесные инструкции, не играет в «ладушки», не ищет спрятанную игрушку. Вместо ориентировочной реакции и игровой деятельности выражены общий комплекс оживления и подражательная улыбка. В тяжелых случаях дети пассивны, не интересуются окружающим, эмоциональные реакции маловыразительны.

ПЯТЫЙ ПЕРИОД (9—12 мес.)

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Этот период характеризуется дальнейшим развитием сложных цепных реакций, направленных на вертикализацию туловища, которая помогает ребенку высвободить руки для манипулятивной деятельности.
Поза и мышечный тонус.
На спине. В период бодрствования ребенок находится в положении на спине только незначительное время. Потребность в познании окружающего мира вынуждает его часто изменять позу: он поворачивается па живот, садится, ползает, встает, стоит, начинает ходить с помощью взрослых или самостоятельно. Мышечный тонус нормальный и не препятствует активным движениям.
Тракция за руки. Ребенок быстро садится или встает на ноги. Голова на одной линии с верхней частью туловища.
На животе. В связи с тем что в этот период ребенок, преодолев силу земного притяжения, принял вертикальную позу, положение на животе он использует лишь как промежуточный этап для перехода из одной позы в другую.
Горизонтальное и вертикальное подвешивание. Рефлекс Ландау кратковременный. В большинстве случаев из этого положения ребенок пытается сесть или встать на ноги. Поставленный на опору, стоит самостоятельно или с поддержкой. Контроль головы хороший. Тонические шейные, лабиринтный и Безусловные рефлексы не вызываются.
Реакции выпрямления и равновесия. Характерно становление сложных цепных реакций, обеспечивающих приспособление туловища к вертикальному положению, целенаправленных движений. На 9—10-м месяце закрепляются реакция ползания на четвереньках, переход в вертикальное положение, держась за опору. Вставание осваивается благодаря активному движению рук: под контролем зрения ребенок направляет руку к опоре, фиксируется и подтягивает туловище. Вставание развивается и совершенствуется в том случае, если в положении сидя появились реакции равновесия. Позже ребенок начинает передвигаться, держась за мебель, перила, при этом он приседает, берет игрушку и снова встает. Как только вышеуказанные реакции упрочились, он делает попытки стоять без опоры. Когда в положении стоя появляются реакции равновесия, ребенок начинает ходить. Ходьба — важнейший итог общего двигательного развития. Ее совершенствование зависит в основном от становления реакций равновесия. Самостоятельно ходить дети начинают в большинстве случаев в конце первого года жизни, однако возможно как более раннее, так и более позднее формирование ходьбы. Руки высвобождаются для целенаправленной деятельности. Ребенок может произвольно схватить и отпустить игрушку, показать на нее пальцем. Берет мелкие предметы двумя пальцами. К концу периода манипулирует тремя-четырьмя предметами.
Голосовые реакции. Для начала периода характерен активный лепет. Ребенок эхолалично повторяет слоги, копирует интонацию, произносит различные губные звуки, восклицания, междометия. К концу первого года жизни он произносит 5—6 лепетных слов, соотнося их с определенными предметами или лицами.
Эмоциональные и психические реакции. Все предметные действия эмоционально окрашены. Успешные манипуляции с предметом вызывают радостное оживление, смех, лепет. Неудавшиеся попытки сопровождаются мимикой неудовольствия, реакцией протеста, плачем. Проявления эмоций становятся более разнообразными, выразительными, а сами эмоции лабильными. Положительные эмоциональные реакции быстро переходят в отрицательные и наоборот. Эмоции обогащают и разнообразят общение ребенка со взрослым. При виде незнакомого лица реакция страха сменяется реакцией робости, стеснения и любопытства.
Дети старше 9 мес адекватно реагируют на речевое общение и интонацию, понимают обращенную речь, узнают голоса близких, воспринимают отдельные инструкции, подчиняются словесным командам, общаются со взрослым при помощи звукосочетаний. В этот период у них появляется интерес к рассматриванию книг с картинками, на которых они узнают знакомые предметы, показывая их по инструкции взрослого, иногда обозначают лепетными словами. В этом же возрасте отчетливо выражен интерес к ритмам простых песен.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Патологические признаки, наблюдаемые в пятый период, как правило, появляются и становятся отчетливыми уже на одном из предыдущих этапов. Это относится в первую очередь к двигательным расстройствам. В то же время легкие мозжечковые нарушения и гемипарезы обычно обнаруживаются в период, когда ребенок начинает ходить и активно манипулировать предметами.
Поза и мышечный тонус на спине зависят от степени тяжести двигательных нарушений. При двусторонней гемиплегии выражен гипертонус, поза вынужденная, чаще разгибательная с приведением конечностей. Снижена двигательная активность. Ребенок не может произвольно изменить позу или делает это с большим трудом. Дети с развивающейся гиперкинетической формой церебрального паралича предпочитают разгибательную позу на спине. Для них характерна мышечная дистония; при попытке целенаправленных движений могут появиться непроизвольные движения рук. При тяжелой гипотонической форме дети также в основном сохраняют разгибательную позу на спине, так как сидя и стоя они ее не удерживают. В легких случаях спастической диплегии или других форм церебральных параличей при относительно сохранных контроле головы и движениях рук дети могут изменить позу тем или иным способом, который они освоили самостоятельно или в процессе обучения.
Тракция за руки. Различной степени запрокидывание головы и нарушение функции подтягивания туловища за руками.
На животе. Поза зависит от степени нарушения мышечного тонуса, активности тонических реакций и развития выпрямляющих рефлексов туловища. Даже при двусторонней гемиплегии, особенно если лечение начато с первых месяцев жизни, в положении на животе развиваются лабиринтный установочный рефлекс на голову, опора на руки. Эти реакции, хоть и несовершенные, но в некоторой степени тормозят тоническую рефлекторную активность, нормализуют мышечный тонус и уменьшают выраженность патологической позы.
Детям с развивающейся гиперкинетической формой церебрального паралича трудно сохранять позу на животе, так как они не опираются
на руки, а отводят их назад и в стороны. При попытке произвольно изменить позу ребенок запрокидывает голову, падает вначале на бок, а потом на спину. Иногда родители принимают это за повороты с живота на спину. При гемипарезе ребенок меньше опирается на пораженную руку.
При развивающейся атактической форме дети, лежа на животе, опираются на руки, тянутся к игрушке, однако встать на четвереньки им не всегда удается из-за нарушения равновесия. В случаях выраженной гипотонии сохраняется разгибательная поза.
Горизонтальное и вертикальное подвешивание. Рефлекс Ландау отсутствует или выражен частично, быстро угасает. При оптической реакции опоры руки слегка выдвигаются вперед, иногда дети с гипотонической формой отводят руки в стороны. В вертикальном положении контроль головы при легкой диплегии и гемиплегии хороший, при других формах — от удовлетворительного до полного его отсутствия. При спастических формах в положении вертикального подвешивания ноги согнуты или разогнуты, приведены во внутренней ротации, иногда перекрещены. При гемипарезе пораженная нога больше разогнута. У детей с гипотонией преобладает разгибательная реакция ног. На опоре—выраженная в той или иной степени положительная поддерживающая реакция. При мышечной гипотонии ребенку трудно сохранять позу стоя на опоре. Он прогибает ноги в коленных суставах, опирается на внутренние края стоп, отводит таз назад.
Тонические шейные и лабиринтный рефлексы характерны для тяжелых спастических форм церебральных параличей. При дистонических и гипотонических формах они возникают периодически.
Безусловные рефлексы. Незаторможенные врожденные рефлекторные автоматизмы — один из признаков церебрального паралича.
Реакции выпрямления и равновесия. В этом возрасте отставание в развитии детей с церебральными параличами уже совершенно отчетливо.
При выраженном поражении рук ребенок предпочитает позу на спине, не может самостоятельно сидеть даже в случае относительно развитого контроля головы (рис.92). Из-за выраженности тонического шейного симметричного рефлекса дети не стоят на четвереньках (рис.93). При спастической диплегии, когда руки поражены незначительно, реакции выпрямления и равновесия до стадии вставания развиваются с небольшим дефицитом. При попытке перейти в вертикальное положение этот дефицит становится явным. Дети длительное время осваивают навыки самостоятельного стояния, ходьбы из-за недостаточности реакций равновесия.
При атактической форме церебрального паралича к концу периода выражена задержка становления реакций выпрямления и особенно равновесия. Дети плохо сохраняют позу сидя, поэтому не делают попыток перейти в вертикальное положение. При атонически-астатической форме функция удержания позы еще не сформирована.
Степень неполноценности целенаправленных движений рук в зависимости от тяжести поражения и формы церебрального паралича варьирует от легких нарушений координации пальцев кисти до полной невозможности направить руку к предмету.
Голосовые реакции. К концу первого года жизни становятся отчетливыми расстройства эмоциональных реакций в виде синдрома гипервозбудимости. У детей стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Отмечаются сверхчувствительность к обычным раздражителям окружающей среды, склонность к быстрой смене настроения. Начав плакать или смеяться, ребенок часто не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Эмоциональные расстройства усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.
Эмоционально-психические реакции отстают в развитии. Снижен интерес к игрушкам, реакция на новое, на незнакомого человека неадекватная, познавательные и дифференцированные эмоциональные реакции отсутствуют, мимика часто маловыразительна, однообразна и сопровождается оральными синкинезиями. Реакции на речевое общение неполноценны: ребенок не понимает обращенную к нему речь, не отвечает действием на словесную инструкцию. Часто наблюдают нарушение тонуса речевых мышц. Затруднено питье из чашки, жевание, дети поперхиваются во время еды.
При спастических формах церебральных параличей язык в полости рта напряжен, спинка его изогнута, кончик не выражен. Губы напряжены, активные движения в артикуляционных мышцах ограничены. Не редуцированные рефлексы орального автоматизма и патологические синкинезии затрудняют развитие лепетных звуков и слов. К концу первого года жизни уже можно выявить дистонию речевых и дыхательных мышц, характерную для гиперкинетической формы церебрального паралича. Более отчетливыми становятся также гипотония речевых мышц и асинхронность между дыханием и фонацией, наблюдаемые при мозжечковой и атонически-астатической формах. Дети произносят мало звуковых сочетаний, не подражают звукам и слогам. Отмечаются недостаточная реакция на голос, тон, трудности определения звуков в пространстве.
Таким образом, к патологическим признакам, указывающим на угрозу церебрального паралича у детей грудного возраста, можно отнести анамнестические данные: жалобы родителей на задержку развития, большое число факторов риска во внутриутробный и интранатальный периоды, неврологические нарушения в период новорожденности.
Данные неврологического обследования:
I. Нарушение мышечного тонуса — гипертония, дистония, гипотония.
II. Врожденные рефлекторные реакции — вызываются после 3— 4 мес, активация тонических шейных и лабиринтного рефлексов во всех положениях.
III. Нарушение позы и произвольных движений.
Голова: запрокидывание в положении на спине, постоянный поворот в одну сторону, чрезмерное запрокидывание в положении на животе, трудности удержания при тракции, вертикально, на животе сидя.
Руки: прижаты к туловищу, не приводит к средней линии, не тянет в рот, не отводит в стороны, не берет игрушку, кисти сжаты в кулак, отсутствует оптическая опора рук.
Ноги: чрезмерное разгибание и приведение в положении на спине, вертикально на опоре; ходьба на носках; плохая опора, прогибание в коленных суставах.
Глобальные двигательные реакции: не поворачивается на бок, не поворачивается на живот, поворачивается блоком, посаженный не сидит, не опирается на руки в положении на животе, не встает на четвереньки, самостоятельно не садится, самостоятельно не встает, самостоятельно не стоит, стоит у опоры на полусогнутых и приведенных ногах, не ходит, ходит на носках с посторонней помощью, асимметрия позы и произвольных движений.
IV. Задержка речевого и психического развития.

Мышцы спины и ответная реакция.

Люди всегда удивляются, когда узнают, что совершают поступки, о которых они сами даже не подозревают. Взрослые всегда уверены в том, что они осознают все, что делают. Если кто-то не осознает свои поступки, то это считается признаком либо некомпетентности, либо безответственности. Тем не менее, мы часто совершаем такие поступки. Одно из таких действий - реакция ухода, проявляющаяся и в том, что мышцы живота, плеч и шеи сокращаются. Это составляет часть рефлекса «красного света». Существует, однако, и другой тип реакции. При этой реакции, которая также происходит постоянно, мы не уходим, а действуем. Это рефлекс «зеленого света».

Рефлекс «зеленого света» крайне необходим в любом индустриально развитом обществе. Он играет важную роль в развитии экономики и является составной частью жизни в ХХ столетии, такой же, как будильники, календари, кофе, торговые агенты, жесткие сроки. Все эти факторы способствуют возникновению и закреплению этого глубоко укоренившегося рефлекса.

В нашем обществе 80% взрослых жалуется на боли в спине. По-видимому, технический прогресс и способствует этому. Элемент иронии: в современном обществе все усилия направлены на облегчение физического труда. Следует отметить также, что медицина ХХ века добилась больших успехов в увеличении продолжительности жизни. В то же время медицина оказалась удивительно бессильной в борьбе с массовым явлением наших дней - хроническими болями в голове, шее, плечах, спине и ягодицах. Эти боли, как эпидемия, поразили почти всех взрослых. Медицина тоже не может распознать истинную причину этих болей. Как сказал один из крупных специалистов по этому вопросу, боли в нижней части спины остаются загадкой современного общества и одной из наиболее крупных проблем современной медицины. Это наиболее распространенная причина, побуждающая людей обращаться за медицинской помощью, и вместе с тем наиболее частая причина потерь рабочего времени. Именно эта причина приводит к огромным затратам на страхование и медицинское обслуживание.

Как же объяснить тот факт, что такое болезненное, столь широко распространенное патологическое состояние так мало изучено? Почему не разработаны эффективные методы его лечения? Почему предпринятые до сих пор усилия оказались такими неудачными? Оказалось, что многие из врачей, занимающихся лечением болей в спине, сами их испытывают.
Ответ на эти вопросы заключается в факте, который мы уже упоминали. Мы часто совершаем поступки, которые влекут за собой большие последствия. Однако порой мы даже не осознаем, что совершаем эти поступки. Целый ряд таких поступков совершается бессознательно. Многие исследователи бывают крайне удивлены, узнав о том, что неосознанными действиями мы можем причинить боль самим себе. С первого взгляда это можно рассматривать как проявление некомпетентности и безответственности. В действительности суть проблемы лежит глубже. Мы еще не решили ее, потому что до сих пор не поняли ее. Решение спрятано где-то в глубине нашего сознания, а точнее - в подсознании, вне контроля коры больших полушарий головного мозга.

Решение проблемы нужно искать в нижних отделах головного мозга. В основе ее лежит рефлекс, бессознательный и невидимый, как воздух, которым мы дышим. Функция этого рефлекса - готовить нас к активным действиям. Так как мы живем в мире, где программа таких действий является необходимой составной частью жизни, то рефлекс постоянно включается и, в конце концов, становится привычным.

Если не понять рефлекторную суть болей в спине, то это явление останется неразгаданным. Проанализировать боли в спине исходя из стандартных положений, по словам Кэйе, - безнадежная задача. Термин «синдром» ни о чем не говорит. Все используемые в различных публикациях термины оказались неудачными, так же как и многочисленные попытки создать схемы для классификации и лечения. В качестве примера можно вспомнить такие термины, как «пояснично-крестцовое напряжение», «нестабильность позвоночника», «болезнь поясничных дисков», «грушевидный синдром», «напряжение связок в подвздошно-поясничной области», «боли в квадратной мышце спины», «миофасциит», «стеноз позвоночника», «дегенеративная болезнь дисков» и т.д.

Большому количеству диагнозов соответствует и большое число попыток лечения. Применяли эпидуральное введение стероидных гормонов, мануальную терапию, электрокаутеризацию, химиотерапию и, кроме того, обычно принятые физические упражнения, растяжение и т.д.

Другими словами, это уподоблялось стрельбе во всех направлениях без видимой цели. Столкнувшись с такой неразрешимой проблемой, медики еще больше запутали ее, дав ей ложное толкование. В течение длительного времени они поддерживали миф о том, что боли в спине являются естественными и неизбежными.

Один из сторонников такого объяснения, явно абсурдного и антинаучного, утверждал, что причиной болей в нижней части спины является переход от передвижения на четырех конечностях к передвижению на двух конечностях. Вина, таким образом, возлагается на Бога и на процесс эволюции. Но в действительности такое объяснение не только абсурдно, но и просто глупо. Позвоночник человека - это прекрасно сконструированный механизм. Его центр тяжести расположен настолько высоко, насколько это возможно. Этим обеспечивается максимальная подвижность при минимальной затрате энергии. Вертикальное расположение позвоночника позволяет человеку ходить. Это - уникальное достижение эволюции, наряду с формированием человеческой кисти и головного мозга. Миф о «неизбежности» болей в спине так же вводит в заблуждение, как и миф о «старении». На самом же деле в том и в другом случае речь идет о функциональных нарушениях. Эти нарушения могут быть исправлены.

Реакция Ландау и ответственность взрослых.

В течение первого года жизни совершается важное событие. Это «открытие» мышц спины. И в первый же момент этого события включается рефлекс «зеленого света». Ощущения, которые при этом возникают, сохраняются на всю жизнь.
При рождении ребенок - беспомощное существо, совершающее множество движений, направленных на то, чтобы держаться как можно ближе к матери. Он не может держать голову, не может сидеть. Функция мышц в течение первых недель жизни неодинакова: мышцы передней стороны туловища находятся в активном состоянии. Мышцы задней стороны неактивны. Они как бы все еще находятся в состоянии сна.

Но это продолжается не очень долго. Вскоре после третьего месяца возникают удивительные изменения. Ребенок постепенно приучается поднимать и держать голову. Ребенок, лежа на животе, поднимает голову так, что лицо располагается вертикально, а рот - горизонтально. Он приобретает ощущение равновесия головы и ощущение горизонта. Это очень важно иметь для человека. Когда голова поднята и ориентирована по отношению к земной поверхности, ребенок начинает постепенно овладевать элементами ходьбы и стояния. Процесс обучения этим функциям, генетически запрограммированный, идет очень активно. Ребенок становится способным сокращать мышцы спины. Однако постепенно, в течение нескольких месяцев, он начинает выгибать спину. Но это еще не все. Ребенок, кроме того, приобретает способность поднимать и выпрямлять руки и ноги. На этой стадии возникает новая реакция - реакция Ландау. Если ладонь взрослого располагается под грудью ребенка, лежащего на животе, и держит его на весу, то ребенок не только поднимает голову, но также выгибает спину и вытягивает ноги. Приходят в действие мышцы, обеспечивающие стояние и ходьбу. Это и есть реакция Ландау - очень важная стадия развития. Если она отсутствует в возрасте 6 месяцев, то это признак серьезного заболевания, например, церебрального паралича. Но если развитие идет нормально, то после 6 месяцев ребенок может лежа на животе осуществлять плавательные движения, поднимая голову и двигая руками и ногами.

Реакция Ландау показывает, что ребенок может сделать и нечто более значительное, чем плавательные движения. Когда он выгибает спину, распрямляя колени, то может отталкиваться от пола и выдвигать голову вперед. Иначе говоря, он может перемещаться в пространстве. Здесь в полной мере раскрывается рефлекс «зеленого света». До этого ребенок был как растение, прикованное к одному месту. Но сейчас он может не только двигаться вперед, к цели, но и выбирать цель, активно используя мышцы спины и вытягивая ноги.

Именно сокращение мышц в нижней части спины вводит в действие реакцию Ландау. Когда мышцы спины, соединяющие заднюю часть таза с позвонками, сокращаются, то ребенок получает возможность двигаться кверху и вперед. Но это сокращение поясничных мышц сопровождается одновременным сокращением мышц шеи, плеч, ягодиц, бедер. Это тоже часть реакции Ландау, которая необходима для поддержания вертикального положения тела при стоянии и ходьбе.
Рефлекс «зеленого света» противоположен рефлексу «красного света». Оба они основаны на работе мышц и на функции приспособления. При рефлексе «красного света» сокращаются передние мышцы-сгибатели, наклоняя тело вперед. При рефлексе «зеленого света» сокращаются задние мышцы-сгибатели, поднимая и выдвигая спину в противоположном направлении. Приспособительная (адаптационная) функция рефлекса «красного света» является защитной. Рефлекс «зеленого света» носит утверждающий характер. В его основе лежит действие. Он тоже является приспособительным. Рефлекс «зеленого света» побуждает нас идти. Оба рефлекса одинаково необходимы для нашего чувства благополучия.
Активация обоих рефлексов требует затраты энергии. Вспоминая слова Г.Солье о том, что стресс является ответом как на благоприятные, так и на неблагоприятные воздействия, можно сказать, что оба рефлекса связаны со стрессом. Если рефлекс «красного света» соответствует отрицательному стрессу, то рефлекс «зеленного света» - положительному. Начиная с шестого месяца жизни реакция Ландау постоянно усиливается. Скоро ребенок уже может переворачиваться со спины на живот и обратно. Девочки могут сидеть, сохраняя равновесие, уже в восемь месяцев. В девять месяцев они уже могут ползать на четвереньках. В десять месяцев диапазон их движений еще больше возрастает. Они уже могут ходить, держась руками и опираясь на различные предметы. В дальнейшем они начинают ходить свободно, и прогулки становятся средством познания мира.

Начиная с детства и на протяжении всего подросткового периода люди проявляют исключительно высокую активность. Ответная реакция запускается вновь и вновь в период контактов с окружающим миром. Рефлекс «зеленого света», локализующийся в нижней части спины, лежит в основе подсознательной подготовки к любому возможному действию. Основная мотивировка действий детей - это познание окружающего мира. Их активность обычно имеет спонтанный и радостный характер. Но когда они возрастают, то находят другую причину для своей активности. Дети начинают понимать, что есть вещи, которые они «должны сделать». Они должны выполнять домашнюю работу, должны мыться, должны ходить в школу. Они должны выполнять все больше действий не носящих спонтанный характер. Они учатся тому, как стать взрослыми людьми, ответственными за свои поступки.

Взрослые должны уметь жить и заботиться о себе, независимо от того, хотят они этого или нет. Рефлекс «зеленого света» все еще запущен, но он быстро исчезает. Мышцы спины продолжают часто вступать в действие. Чем большая ответственность выпадает на долю данного человека, тем чаще у него включаются реакции, связанные с сокращением мышц спины. Мы должны признать, что стрессовая ситуация, связанная со старением, в действительности начинается рано, обычно в подростковом возрасте. Роль взрослых людей в различных странах неодинакова. В промышленно развитых обществах ХХ века жизнь взрослых людей полна стрессов. Часы, календари, нормы, различные распродажи, многочисленные чашки кофе - все это составные части жизни взрослых. В результате развиваются стрессы. Их специфическое действие проявляется в виде сокращения мышц спины.

В нашем обществе большинство людей начинают «стареть» очень рано. Современные технологические средства позволяют нам жить долго. Но они же вынуждают нас проводить эти годы в состоянии дискомфорта и утомления. Индустриальное общество заполнено энергией рефлекса «зеленого света», который включается непрерывно. Постепенно вызванные рефлексом сокращения мышц спины становятся привычными. Реакция становится настолько постоянной, что мы перестаем ее замечать. Она становится автоматической, а затем как бы увядает. Это проявление сенсорно-моторной амнезии. И когда она возникает, мы уже не можем контролировать рефлекс «зеленого света». Мы ощущаем утомление, болезненность и боль в затылке, шее, плечах, верхней части спины, нижней части спины и в ягодицах.

Когда ребенок появляется на свет, его нервная система еще не сформирована. Тем не менее, для адаптации в “новом мире”, у малыша уже присутствуют некоторые умения - рефлексы новорожденного (ответная реакция на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма). Рассмотрим что уже умеет новорожденный и как правильно проверить основные автоматизмы.

Рефлексом называют ответную реакцию живого организма проходящую с участием ЦНС (центральной нервной системы) на какое-либо воздействие.

В зависимости от типа образования или биологической значимости рефлексы новорожденных и грудных детей разделяются на группы.

По типу образования

Учитывая тип образования все виды рефлексов делят на:

  • безусловные (врожденные) - с которыми уже рождается ребенок;
  • условные (приобретенные) - личный опыт ребенка.

По анатомическому расположению

За функционирование рефлексов отвечают разные отделы нервной системы. В зависимости от того какой отдел НС обеспечивает реакцию, рефлексы делятся на 2 группы:

  • Двигательные сегментарные (обеспечиваются спинным мозгом и мозговым стволом);
  • Надсегментарные позотонические (обеспечиваются центрами продолговатого и среднего мозга).

По биологической значимости

В зависимости от назначения врожденные рефлекторные реакции разделяют на 4 класса:

  • обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, пищеварение, выделительная система);
  • защитные (зажмуривание глаз, кашель);
  • ориентировочные (реакция на новый стимул);
  • атавистические (наследственные которые исчезают на протяжении 2-4 месяцев).

Основные рефлексы новорожденного: таблица по месяцам

Всего выделяют 13 наиболее важных рефлексов малыша. Приведем их краткую характеристику в таблице.

Название рефлекса Как вызвать/Как проявляется Когда угасает
Моро При резком поднимании или опускании младенца, полусогнутые в локтях руки раскидываются по сторонам, а пальцы растопыриваются; после - руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. После 4 месяцев
Ассиметричный шейно-тонический (Магнус-Клейна) При резком повороте головы, лежащего на спине ребенка,в сторону повернутой головы вытягивается рука и нога; противоположные конечности сгибаются принимая “позу фехтовальщика”. После 4 месяцев
Шагательный При вертикальном удержании ребенка (упирая ступни о твердую поверхность) чуть переместив туловище вперед можно заметить что-то похожее на шаги. После 2-3 месяцев
Опоры При вертикальном удержании ребенка касаясь подошвами ног края стола, малыш будет пытаться встать на него. После 2 месяцев
Хватательный (кисти) При касании к ладони пальцем малыш крепко сжимает его, а при попытке забрать - сжимает еще больше. После 5 месяцев
Бабкина При давлении на ладонь и предплечье любой из рук, ребенок открывает рот, закрывает глаза и поворачивает голову в сторону раздражителя. После 4 месяцев
Хватательный (стопы) При нажатии на переднюю часть подошвы у ребенка происходит тоническое (обеспечивающие тонус мышц) сгибание пальцев стопы. После 9 месяцев
Симптом Бабинского При поглаживании ступни от пятки до пальцев можно заметить тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. После 6 месяцев
Поиска груди При касании пальцем щеки малыша, он будет поворачивать голову в сторону раздражителя и открывать рот, будто ищет сосок. После 3-4 месяцев
Сосательный При засовывании пальца ребенку в рот, он будет совершать сосательные движения. После 12 месяцев
Плавательный При расположении младенца вниз животом в воде, он будет пытаться совершать координированные плавательные движения. После 6 месяцев
Глотательный При попадании в рот пищи обеспечивает возможность проглатывания. Не проходит
Зрачковый При ярком свете или засыпании зрачки ребенка сужаются, и при пробуждении или в темноте расширяются. Не проходит

Спинальные двигательные автоматизмы

Обеспечиваются спинным мозгом. Создают “библиотеку” элементарных позных и двигательных программ, которые потом перерастают в намеренные движения. Рассмотрим основные:

Защитный

Попробуйте положить новорожденного на живот, он сразу повернет головку (данная реакция проявляется еще с первых часов жизни).

Важно!

У детей с отклонениями рефлекс может отсутствовать, нужно сразу помочь малышу чтоб он не задохнулся.

Опоры и автоматической ходьбы

Если вы возьмете малыша под мышки (не забывайте при этом страховать головку), он поставит ножки рядом и будет пытаться ходить.

Ползания (Бауэра)

Если приложить ладонь к ступням новорожденного, он рефлекторно начнет отталкиваться, совершая ползающие движения - спонтанное ползание (данная реакция исчезает до 4 месяцев).

Хватательный

При надавливании на ладонь, новорожденный обхватывает пальцы (проявляется еще с рождения). С третьего месяца жизни этот механизм становится все более интенсивным и нарастает.

Этапы развития:

  • От рождения до 2 месяцев (когда грудничок сжимает пальцы родителей. Большую часть времени ручки сжаты в кулачки);
  • Три месяца (ребенок пытается схватить интересующие его игрушки);
  • От четырех до восьми месяцев (маленький уже научился достаточно крепко держать предметы);
  • Девятый - двенадцатый месяц (успешное хватание предметов как правой, так и левой рукой).

Робинсона

При надавливании на ладонь малыш обхватывает пальцы настолько сильно, что его можно смело приподнять вверх (автоматизм проявляется при проверке у новорожденного хватательного рефлекса).

Галанта

Если провести пальцем по позвоночнику младенца, он начинает изгибаться, образуя дугу (соответствующая ножка разгибается в суставе).

Переса

Указательным пальцем проводим по позвоночнику младенца. Возникает задержка дыхания, далее следует крик. Все мышцы приходят в тонус, приподнимается таз, ручки, ножки.

Моро

Говоря простыми словами, это реакция на испуг. Она проявляется при хлопке или ударе в 15 см от головки. При этом ручки и ножки раскидываются, а потом обратно возвращаются в исходную позицию.

Важно!

Данный автоматизм проверяет врач, родителям не стоит делать это слишком часто, поскольку вызывать испуг крайне не желательно.

Кернига

У ребенка лежащего на спине одну ногу сгибают в коленном и бедренном суставах, но выпрямить их не удается (нормальная реакция). Исчезает рефлекс после 3-4 месяцев.

Оральные сегментарные автоматизмы

Оральные сегментарные автоматизмы несут в себе несколько понятий.

Сосательный

Положив в рот соску или палец, можно заметить активные сосательные движения.

Поисковый (Куссмауля)

Если поглаживать лицо в области ротика, не касаясь губ, то губа опускается, отклоняется язычок и головка поворачивается в сторону раздражителя (данный автоматизм присутствует до 3-4 месяцев).

Хоботковый

Постукивая пальцем по губам, они вытягиваются хоботком (существует до двух месяцев жизни).

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Нажав на подушечку большого пальца, открывается ротик и головка сгибается (проявляется до 3 месяцев).

Надсегментарные позотонические автоматизмы

К надсегментарным позным рефлексам относятся:

Асимметричный шейный тонический рефлекс Магнуса-Клейна

Если повернуть голову новорожденного лежащего на спине чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, конечности к которым обращено лицо разгибаются, противоположные - сгибаются.

Симметричный тонический шейный

При сгибании головы повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей (зачастую в верхних), при разгибании - в разгибателях (данная реакция исчезает на 2 месяце жизни).

Лабиринтный тонический (ЛТР)

В зависимости от того лежит ребенок на спине или на животе, повышается тонус мышц:

  • на спине - разгибателей тела (шеи, спины, рук, бедер, голеней) и конечностей;

Шея и позвоночник ребенка напряжены, голова запрокинута назад, ноги разогнуты, стопы в положении подошвенного сгибания. Он запрокидывает голову, выпрямляет туловище, руки и ноги. При попытке согнуть голову ощущается существенное сопротивление. Голова не сгибается. Вместе с ней приподнимается и туловище, как «доска».

  • на животе - сгибателей тела и конечностей.

Лежа на животе у ребенка приподнят таз, согнуты ноги, руки, опущена голова. Он не может поднять голову и опереться на ручки, а так же прижать нижнюю часть туловища к поверхности, на которой он лежит, прогнуться. Руки находятся под грудной клеткой в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки; бедра и голени чаще приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят.

ЛТР у здорового малыша практически не выражается (проходит на 2 месяце жизни).

Рефлекс Ландау (лабиринтный установочный)

При удержании ребенка свободно в воздухе лицом вниз. Сначала он поднимает голову (лицо вертикально, рот горизонтально), потом происходит тоническое разгибание спины и ног. Если опустить головку к груди, тонус исчезает и тело складывается (появляется на 5-6 месяце жизни и угасает на 2 году).

Что делать если у новорожденного слабые рефлексы

Проверка рефлексов - обязательная процедура которая позволяет проверить правильность развития малыша.

Важно!

Если рефлексы выражаются не полностью или не выражаются вовсе, нужно срочно проконсультироваться у специалиста.

Проблема может быть вызвана:

  • внутриутробной инфекцией при беременности;
  • нарушением мышечного тонуса;
  • нарушением нервной системы;
  • травмой ребенка при тяжелых родах;
  • реакцией на сильные лекарственные препараты.

Важно!

Иногда перед кормлением мама может заметить слабовыраженный сосательный рефлекс. Волноваться не стоит. Возможно это говорит лишь о том, что малыш не голоден.

Обращайте внимание не только на наличие, а и на угасание рудиментарных (рефлексы которые со временем пропадают) автоматизмов. Не пренебрегайте плановыми осмотрами. И помните, незначительные отклонения могут быть особенностью организма, которые никак не скажутся на дальнейшем развитии малыша.

Исследование рефлексов проводят в теплой, хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения (кроме специальных видов исследования) не должны причинять боли. При несоблюдении этих условий рефлексы могут подавляться реакциями на дискомфорт. Безусловные рефлексы оценивают в положении на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.

Хоботковый рефлекс. При ударе пальцем по губам ребенка происхо­дит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком.

Поисковый рефлекс. При поглаживании кожи в области угла рта (при этом не следует прикасаться к губам) происходит опускание нижней губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.

Сосательный рефлекс. Если вложить в рот ребенку соску, то он начинает совершать активные сосательные движения.

Орбикулопальпебральный рефлекс. При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей сто­роны.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Рефлекс вызывается надавлива­нием большими пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответная реакция проявляется открыванием рта и сгибанием головы.

Хватательный рефлекс состоит в схватывании и прочном удержива­нии пальцев врача, вложенных в ладони ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой (рефлекс Робинсона). Такой же рефлекс можно вызвать с нижних конечностей, если надавить на подошву у основания II-III пальцев, что приведет к подошвенному сгибанию пальцев.

Рефлекс Моро. Этот рефлекс вызывается различными приемами: ре­бенка, находящегося на руках у врача, резко опускают сантиметров на 20, а затем поднимают до исходного уровня; можно быстрым движением разогнуть нижние конечности или произвести удар по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15-20 см, по обеим сторонам от головы. В ответ на эти действия ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Движение рук носит характер схватывания.

Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разги­бание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся.

Рефлекс Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При положительном рефлексе это сделать не удается.

Рефлекс опоры. Врач берет ребенка подмышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами головку. Приподнятый в таком положении ребенок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище.

Рефлекс автоматической походки. В положении рефлекса опоры ре­бенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движе­ния по поверхности, не сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней.

Рефлекс ползания Бауэра. Ребенка выкладывают на живот так, чтобы голова и туловище были расположены по средней линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совер­шает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то эти движения оживятся, в «ползание» включаются руки и он начинает активно отталкиваться ногами от препят­ствия.

Рефлекс Галанта. У ребенка, лежащего на боку, врач проводит боль­шим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направ­лении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туло­вища дугой, открытой кзади. Иногда при этом разгибается и отводится нога.

Рефлекс Переса. В положении ребенка на животе проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Этот рефлекс вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним.

На мышечный тонус новорожденного оказывает влияние положение тела и головы. Это влияние опосредуется через тонические шейные и лабиринтные рефлексы.

Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положе­ния головы в пространстве. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус в разгибателях шеи, спины, ног. Если же его перевернуть на живот, то отмечается увеличение тонуса сгибателей шеи, спины, ко­нечностей.

Симметричный шейный тонический рефлекс. При пассивном сгиба­нии головы новорожденного, лежащего на спине, происходит повышение тонуса сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании головы наблюдаются обратные взаимоотношения. Об изменении тонуса можно судить по увеличению или уменьшению сопротивления при пассивном разгибании конечностей.

Асимметричный шейный тонический рефлекс . Для проверки этого рефлекса ребенку, лежащему на спине, поворачивают голову в сторону так, чтобы его подбородок касался плеча. При этом происходит умень­шение тонуса конечностей, к которым обращено лицо (иногда их кратковременное разгибание), и повышение тонуса противоположных конечностей.

Мезэнцефальные установочные рефлексы

Туловищная выпрямляющая реакция. При соприкосновении стоп ре­бенка с опорой наблюдается выпрямление головы.

Верхний рефлекс Ландау. Ребенок в положении на животе поднима­ет голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе.

Нижний рефлекс Ландау. В положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги.

Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы

Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый.

Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище . Поворот плеч ребенка в сторону приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону. Поворот тазового отдела также вызывает поворот туловища.

Степень выраженности безусловных рефлексов новорожденного мо­жет варьировать, что определяется типом нервной деятельности ребен­ка и его физиологическим состоянием, и поэтому, если рефлекс не вызывается или вызывается с трудом, его следует повторить не­сколько раз с некоторыми интервалами. Если рефлекс вызвать не удается, несмотря на повторные попытки, это свидетельствует о его угнетении. В противном случае, при чрезмерной живости рефлекса, вызываемого даже очень слабым раздражением, говорят о его патоло­гическом усилении (особенно это касается поискового, сосательного, хоботкового, ладонно-ротового и рефлекса Моро). Оценивая результа­ты исследований безусловных рефлексов новорожденных, учитывают наличие или отсутствие рефлекса, его симметричность, время появле­ния, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс вызывается у ребенка в том возрасте, в котором он должен отсутствовать, т. е. за пределами возрастной группы, то он считается патологическим.

Если шкала Апгар оценивает состояние новорожденного в целом, то рефлексы новорожденного позволяют оценить состояние нервной системы малыша без каких-либо сложных обследований и вовремя начать правильное лечение у врача — невролога, пока мозг ребенка еще не закончил формироваться и еще не поздно исправить ситуацию.

Часть безусловных рефлексов, определяющихся в периоде новорожденности, впоследствии исчезает, некоторые из рефлексов появляются чуть позже. Если рефлекс вызывается в том возрасте, в котором он уже должен отсутствовать, то он считается патологическим. Слабые рефлексы или их отсутствие тоже могут стать поводом для дальнейшего обследования.

Как правильно проверять рефлексы новорожденных

Оценивать безусловно-рефлекторную деятельность ребенка надо в теплом помещении. Малыш должен быть сытым, сухим и спокойным. В детской поликлинике не всегда бывают подобающие условия, поэтому было бы неплохо, если бы мама сама умела проверять рефлексы новорожденных и в случае необходимости обратила внимание педиатра на имеющиеся отклонения.

Безусловные рефлексы ребенка оцениваются в состоянии вертикального подвешивания за подмышки, в положении на животе и на спине. Наносимыми раздражениями нельзя причинять ребенку боль. При несоблюдении правил проверки рефлексов они могут погашаться реакциями на дискомфорт.

Таблица рефлексов новорожденных и грудных детей

Рефлекс

Время появления рефлекса

Возраст, когда рефлекс исчезает

Рефлекс опоры

Ко 2 месяцу

Рефлекс автоматической ходьбы

Ко 2 месяцу

Лабиринтный тонический рефлекс

В конце 2 месяца

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

К 3 месяцу

Рефлекс Переса

К 4 месяцу

Хватательный рефлекс

На 2 - 4 месяце

Рефлекс ползания Бауэра

К 4 месяцу

Рефлекс Моро

К 4 месяцу

К 6 месяцу

К концу первого года жизни

С конца 1 месяца жизни

Верхний рефлекс Ландау

С 4 месяца жизни

Нижний Ландау

Формируется к 5-6 месяцу

Цепные шейные и туловищные рефлексы

К 6-7 месяцу жизни

Рефлексы новорожденных подразделяются на три группы:

  1. Стойкие пожизненные автоматизмы (роговичный, орбикулопальпебральный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы)
  2. Оральные и спинальные сегментарные автоматизмы, миелоэнцефальные позотонические рефлексы. Это транзиторные (проходящие) рудиментарные рефлексы, которые отражают условия развития длительного анализатора. К ним относятся сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой. А также хватательный, рефлексы опоры, Моро, автоматической походки, рефлекс Переса, лабиринтный рефлекс, шейные тонические рефлексы.
  3. Мезэнцефальные установочные автоматизмы: шейные и туловищные рефлексы (простые и цепные), лабиринтные рефлексы.

Как проверять основные рефлексы у ребенка

Поисковый рефлекс : при поглаживании в области угла рта (не задевая губы) ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя, при этом у него опускается губа и отклоняется язык. Рефлекс особенно отчетливо выражен перед кормлением.

Хоботковый рефлекс: Ребенок вытягивает губы хоботком при легком ударе по ним пальцем. При этом рефлексе происходит автоматическое сокращение круговой мышцы рта. У взрослых рефлексы орального автоматизма появляются при поражении коры головного мозга.

В норме сосательный рефлекс исчезает к концу первого года жизни. До этого возраста надо постараться отучить ребенка от соски или пустышки, чтобы у ребенка сформировался правильный прикус.

Хватательный рефлекс : Ребенок до 2-4 месяца прочно схватывает пальцы, вложенные в его ладонь.

Рефлекс опоры : Ребенка со стороны спины берут за подмышки, поддерживая головку указательными пальцами. Приподнятый ребенок в таком положении сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, и как бы «стоит» на полусогнутых ногах, опираясь на опору полной стопой. Если ребенок пытается «встать» на цыпочки, скрещивает ножки, то отклонение от нормы.

Рефлекс автоматической походки : Если из предыдущего положения ребенка немного наклонить вперед, то он будет пытаться совершить шаговые движения. Иногда при этом на уровне нижней трети голеней ножки ребенка могут перекрещиваться.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина: Если надавливать большим пальцем на ладони ребенка у ложа теноров, ребенок откроет рот и согнет голову. Рефлекс исчезает к 3 месяцу.

Рефлекс Моро сохраняется до 4 месяца жизни ребенка. Если резко опустить ребенка примерно на 20 см, находящегося на руках врача, а затем быстро поднять, то в ответ на эти действия ребенок разведет ручки и разогнет пальцы, а затем вернет их в исходное положение. Чтобы не уронить ребенка, проверять этот рефлекс новоиспеченным родителям самостоятельно не рекомендуется.
Если родители резко кладут ребенка на какую-либо поверхность, он тоже испуганно разведет ручки в стороны, что тоже является проявлением рефлекса Моро.

Рефлекс ползания Бауэра : ребенок будет пытаться ползти, если его положить на живот и подставить под подошвы ладонь. Спонтанное ползание исчезает к 4 месяцу.

Рефлекс Кернига исчезает после четырех месяцев. В более старшем возрасте он встречается при .

Рефлекс Галанта: Если провести пальцами вдоль позвоночника по обеим сторонам в направлении от шеи к ягодицам, у ребенка, лежащего на боку, выгнется туловище, иногда при этом может разогнуться нога. Рефлекс Галанта должен исчезнуть к 4 месяцу жизни ребенка.

Рефлекс Переса вызывает боль, поэтому его лучше вообще не проверять или исследовать последним. Заключается он в проведении пальцем по остистым позвонкам ребенка, лежащего на животе. Направление движения: от копчика к шее. При положительном рефлексе Переса прогибается туловище, сгибаются верхние и нижние конечности, приподнимается голова, таз, иногда происходит мочеиспускание и дефекация. Все это, естественно, сопровождается недовольным криком ребенка. Рефлекс Переса должен исчезнуть к четвертому месяцу.

Орбикулопальпебральный рефлекс : Слегка поколачивая пальцем по верхней дуге орбиты можно вызвать смыкание века соответствующей стороны. Рефлекс исчезает к 6 месяцу.

Ассиметричный шейно-тонический рефлекс демонстрирует уменьшение тонуса конечностей. Если повернуть голову ребенка, лежащего на спине, так, чтобы подбородок касался плеча, повысится тонус конечностей с противоположной стороны, и понизится на той стороне, к которой повернуто лицо. (Тонус конечностей может быть повышенным, сниженным или нормальным). При гипертонусе мышцы ребенка чрезмерно напряжены, разогнуть конечности удается с трудом. При гипотонусе, наоборот, мышцы чрезмерно расслаблены. На тонус ребенка оказывает влияние положение тела и головы ребенка.

Туловищная выпрямительная реакция проявляется выпрямлением головы при соприкосновении стоп с опорой. К концу первого месяца ребенок уже должен держать головку.

Рефлекс Бабинского : У ребенка пальцы на стопе расходятся веером, если штриховыми движениями раздражать наружный край стопы по направлению от пятки к пальцам. При этом происходит также тыльное разгибание большого пальца. Считается физиологичным до двухлетнего возраста.

Верхний рефлекс Ландау : к четырем месяцам ребенок в положении на животе должен уметь поднимать голову и верхнюю часть туловища, опираясь на плоскость руками.

Нижний рефлекс Ландау : Ребенок может разгибать и поднимать ноги в положении на животе. Нижний Ландау формируется к пяти — шести месяцам. Примерно в этом возрасте малыш начинает ползать.

Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище вызывает раздельный поворот туловища и нижних конечностей при повороте плеча или тазового отдела ребенка в сторону. Формируется цепной установочный рефлекс к 6 — 7 месяцам.

Трактовать значения, оценивать результаты исследования новорожденных должен только врач. Задача мамы проследить, чтобы ребенок был хорошо обследован и при необходимости получил необходимое лечение. Иногда достаточно сделать профессиональный массаж и специальную гимнастику, чтобы погасить патологические рефлексы, в тяжелых случаях невропатолог назначит лекарственные препараты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.