Некоторые малыши не любят, когда им приходится контактировать с посторонними людьми. Я не люблю своего ребенка, или всегда ли материнство прекрасно

Психолог или педагог назвал бы такого малыша замкнутым. Большинству людей - и малышам и взрослым - нравится общаться с другими людьми. Им нравится улыбаться друг другу, говорить друг с другом, то есть получать удоволь­ствие от общения. Большинство младенцев о своем пробуждении сообщают тем, что начинают либо плакать, либо гулить. Но дети с недостатками развития, про­снувшись, тихо лежат и смотрят в потолок.

Более того, некоторые малыши, похоже, не испытывают радости, находясь в обществе других людей.

Они ведут себя так, как будто им хочется быть в одиночестве.

Одни малыши не улыбаются, когда вы с ними говорите, другие не тянутся вам навстречу, когда вы их гладите или берете на руки.

Одни малыши сверхчувствительны к прикосновению, и общение с ними тре­бует соблюдения определенных условий (см. в разделе «Проблемы движений» тему 8. С. 116-119).

Другим требуется больше времени, чтобы понять, что происходит, и соответ­ственно отреагировать. Таких малышей нужно долго гладить и улыбаться им, преж­де чем они ответят вам улыбкой. Иногда малыш с недостатком развития уже го­тов улыбнуться, а взрослый в это время отворачивается.

Если малыш не улыбается, то дожидаться с улыбкой проявления радости с его стороны очень трудно.

" Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям / Пер. с англ. Под ред. Д. В. Колесо­ва. М.: Педагогика, 1988. С. 120-127; 148-152.

Вы можете почувствовать себя в нелепом положении или обидеться на малыша.

Когда вам не отвечает"взрослый, вы обычно прекращаете общаться с ним.

Если малыш не гулит и не радуется тому, что его взяли на руки, у вас вполне естественно возникает желание прекратить общение с ним.

Однако помните, что многие дети с недостатками развития реагируют не так быстро, как вам бы этого хотелось.

Вашему малышу может требоваться значительно больше времени, чем другим детям, чтобы обучаться.

Чтобы понять смысл происходящего, он, возможно, должен видеть и слышать одно и то же много раз. Вот почему, если вы хотите помочь проблемному малышу научиться улыбаться и гулить, вам следует улыбаться и разговаривать с ним чаще, чем это делается с обычными детьми.

Вместо того чтобы отвечать на вашу улыбку улыбкой и гулением, малыш с не­достатками развития может просто смотреть на вас или даже отвернуться в дру­гую сторону.

Вы, конечно, подумаете, что малыш не хочет с вами играть.

Однако крайне важно, чтобы вы не прекращали своих попыток общаться и

играть с ним.

Ваш малыш нуждается в большем числе общений, чем обычные дети, чтобы научиться вести себя в присутствии других людей.

Очень может быть, что вам придется прилагать специальные усилия, чтобы научить малыша общаться не только с вами, но и с другими людьми.


Возможно, вам потребуется дольше и чаще общаться со своим малышом, что­бы у него было достаточно времени для освоения навыков общения.

Если малыш не умеет улыбаться, гулить и какими-то телодвижениями пока­зывать, что ему хочется, он может пользоваться для привлечения к себе внимания другими средствами. Например, малыш может тянуть к себе вашу одежду, бить вас, и даже по лицу, если вы берете его на руки, тянуть за волосы или за очки, и он не прекращает своих действий, хотя вы пытаетесь его отвлечь. Такое поведение малыша может означать, что он хочет поиграть или пообщаться с вами, но не зна­ет, как сообщить об этом.

Малыш может прибегать к таким способам и тогда, когда его попытки сооб­щить вам о своих желаниях с помощью гуления и улыбок оказались безуспешны­ми. Малыш не стремится причинить вам боль, он не хочет огорчить вас, он про­сто привлекает ваше внимание, не зная, как это можно сделать иначе. Разумеет­ся, если малыш ударит вас или кого-нибудь другого, то окружающие будут осуждать вас за плохое воспитание.

Тем не менее вам необходимо сохранять спокойствие и терпеливо учить малы­ша привлекать внимание взрослых иными способами, чем битье и таскание за волосы. Внимательно следя за поведением малыша, вы не должны упускать ситу­аций, когда малыш особенно расположен к общению. Скажем, если малыш смот­рит на вас, улыбнитесь ему и возьмите его на руки.

Тогда малыш будет знать, что вам действительно приятно быть вместе с ним. Вам надо обращать на него внимание всякий раз, как вы заметили его улыбку, и стараться игнорировать его удары и дергание за волосы, хотя это и непросто.

Однако помните, что малыш легко повторяет свои действия, если они при­влекли к себе внимание. ,

Если вы станете сердиться на малыша за действия, которые вам не нравятся, и никак не реагировать на действия, которые вам нравятся, малыш станет делать то, что как-то отмечается вами, то есть как раз осуждаемые вами действия.

Проблемы общения чаще возникают у тех малышей, которые не любят, когда их гладят, прикасаются к ним или берут их на руки.

Малыши учатся радоваться обществу других людей, получая удовольствие от кормления, купания и одевания.

Если у малыша есть проблемы с движениями, и кормить, одевать и купать его трудно. Вам, вероятно, эти процедуры не доставят удовольствия. Более того, в эти моменты вы будете особенно напряжены.

Однако если вы будете напряжены, малыш это легко почувствует. Развивая навыки общения у малыша, у которого не все в порядке с движениями, не следует забывать об этом. Если мышцы малыша чересчур напряжены или, наоборот, по­стоянно расслаблены или если он сверхчувствителен к прикосновению, посове­туйтесь с врачом, в какой позе ваш ребенок чувствует себя достаточно комфорт­но. Именно в этой позе малышу будет удобнее и приятнее всего играть и общать­ся с вами (см. в разделе «Проблемы движений» темы 1-3. С. 76-91). Даже если вы крайне озабочены или состоянием здоровья малыша, или его физическими недо­статками,.или тем, с каким, трудом его удается чему-либо обучить, особенно важ­но, чтобы малыш почувствовал не столько вашу озабоченность, сколько вашу любовь к нему.

Для этого вам нужно брать его на руки и играть с ним. Он должен ощутить, что вам нравится быть с ним. Тогда он почувствует себя уверенно и ему захочется улы­баться и гулить, когда вы или кто-либо из окружающих заговорит с ним.

Разумеется, порой у вас будут опускаться руки от всех свалившихся проблем. Такое настроение - признак того, что вам надо немного передохнуть от своих за­нятий с малышом. Попросите кого-нибудь, кому вы доверяете, посидеть с ребен­ком, а сами сходите в кино, к знакомым в гости или развлекитесь как-нибудь еще. Не давайте малышу почувствовать, что его проблемы вас расстраивают. Ведь если они у него с рождения, то им они воспринимаются как что-то вполне есте­ственное.

Врачи всего мира хором подтверждают: нежная кожа младенца нуждается в периодической вентиляции. И воздушные ванны для ребенка – это отличный способ закаливания и развития сенсорных ощущений. Но одно дело кратковременное пребывание голышом, другое – постоянное. Место тоже важно: детская, лужайка перед дачей, общественный пляж или бассейн. Если вы думаете, что малыш обожает оставаться голеньким с самого рождения, то напрасно. После длительного пребывания в водной среде в мамином животике крохе непросто приспособиться к воздушной атмосфере, даже несмотря на помощь природных механизмов. Наверняка, многие родители замечали, что в первые месяцы жизни карапузы плачут, когда с них снимают одежду. Реакция объясняется тем, что крохе, привыкшему к теплу, некомфортно в прохладной среде. Первые воздушные ванны ребенка происходят естественным путем – при переодевании ребенка, замене подгузников, купании. И к ним надо привыкнуть.

Почему? Именно воздушные ванны для ребенка шаг за шагом мобилизуют резервы адаптационных систем организма. Закаливание воздухом, а именно так называется воздушная ванна у малышей, начинают с 2–3 недель. Сначала ребенка во время пеленания 2–3 раза в день оставляют лежать голеньким в течение 1–2 минуты и к концу первого полугодия доходят до 15 минут.

Ребенок голышом: вошел во вкус

Едва ребенок привыкнет к перепаду температур, он начинает испытывать удовольствие от собственной наготы. Что не удивительно: стесняться ему еще нечего – малыш еще ничего не знает про половые отличия, и одежда не стесняет движения. Дальше больше. Привычка бегать голышом закрепляется, и маме все сложнее одевать карапуза. И специалисты советуют действовать по обстоятельствам. Если ребенок дома или на дачной лужайке, а взрослые убеждены, что его кожа не пострадает от контакта с вредными веществами и опасными обстоятельствами, то пусть все остается, как есть. Изменилась ситуация, например, на часах уже больше 11 утра, т.е. солнце начинает припекать, или, наоборот, приближается вечер, полетели комары – наденьте на карапуза одежду.

Почему? На месте укуса насекомых возникает зуд, плохо переносимый детьми: они начинают теребить точку соприкосновения с обитателем фауны, расчесывают ее до крови, рискуя занести инфекцию. Неприятные ощущения усиливаются, кожа краснеет, воспаляется, на ней появляются расчесы и даже раны. С солнечными лучами тоже надо быть осторожнее: они мгновенно обожгут нежную кожу. Опасен и песок: в горячем и влажном песочке вольготно чувствуют себя стрептококки, хламидии, микоплазмы, различные грибки, вирус папилломы человека, который вызывает бородавки, и поксвирус, чреватый контагиозным моллюском. И еще песок вызывает воспаление кожи – контактный дерматит.

Что думают психологи?

Психологи тоже не настаивают на том, что карапуза, сбрасывающего одежду, надо обязательно одеть. Более того, упорное желание оставаться голышом, считается признаком психического здоровья. А обратное желание указывает на проблемы. Гимнофобия – страх перед наготой – не может возникнуть у здорового карапуза. Если малышу еще только 3 года, а он уже испытывает неудобство от собственной наготы, стоит обратиться к психологу.

Почему? Становясь старше, малыш чувствует себя свободнее. Он уже может ползать, сидеть, встать у стенки, а значит, уверен в силе собственного тела, любуется им и демонстрирует окружающим. Сейчас ему нравится то, как он выглядит. Поэтому голеньким он себя чувствует намного увереннее, чем одетым.

Что думает мама?

Родители непременно хотят одеть малыша по нескольким причинам: чтобы не переохладился, из-за санитарно-гигиенических соображений или стремления научить карапуза правилам хорошего тона, предписывающим находиться в общественных местах в одежде. А то еще вырастет нудистом или бесстыдником. Теоретически ребенок, не осознающий своей , не может стыдиться половых признаков. Но и на этот счет есть два мнения. Доктор Комаровский довольно категоричен: «Как только ребенок начал ходить – надеваем на него трусики». По другую сторону баррикады – психолог, специалист по Наталия Литвин, которая утверждает: «Детская сексуальность пробуждается после трех лет, но не позже шести. У каждого ребенка в свой срок. К этому возрасту ребенок начинает изучать свое тело по принципу «как это устроено», понимает, чем оно отличается от других».

Почему? Пока малыш не догадается, что люди делятся на два пола, его нельзя стыдить за желание бегать голышом. Но как только «процесс пошел», подключайтесь. Помогите ребенку осознать границы интимности – объясните, что половые органы есть у всех, но их нельзя показывать публично, что мы все (включая маму и папу) прикрываем их нижним бельем.

Из писем читательниц

Впервые я задумалась о допустимости детской наготы на пляже. На мою белокурую двухлетнюю маленькую дочь, весело играющую на берегу с голой попой или плещущуюся в бассейне, некоторые родители поглядывали неодобрительно. В мусульманской стране женщины и сами плавают в длинном платье и с покрытой головой. А их дети, даже не умеющие ходить, принимают солнечные и морские ванны в купальниках. Дома из-за жары я пока могу позволить себе ходить полностью раздетой. Моей дочери пока еще всего два года, и мы только недавно завершили грудное вскармливание, и вид голой груди не вызывает никаких вопросов, кроме как «про поесть». Спим мы тоже голыми и вместе. Неужели это ненормально?

Анна Ц., Пенза

Одно дело целый день бегать голышом, другое – в процессе переодевания минут десять погонять…

Инна, Москва

От папы дочка не прячется, сын от меня не кутается в трусы-майки. Ну голый и голый. Спокойно все должно быть, естественно…

Светлана, Болшево

Жалко девочек, которые с ужасом быстро-быстро натягивают колготки, только бы не увидели их трусики. К чему такие комплексы?

Вера, Санкт-Петербург

Регулярно наблюдаю за детьми на танцевальных конкурсах. Переодеваются все в одной комнате, мальчики-девочки, мелкие и большие. И им все равно, у кого какие трусы…

Марина, Казань

Я вот не приветствую сидение голой попой на полу, но и не прихожу в ужас от голого расхаживания по дому. Все хорошо в меру. До двух лет у детенышей еще нет стыда наготы, так что до двух лет пусть светят голыми попами.

Ольга, Тверь

Все дети разные. Мне мама рассказывала, как я, двухлетняя, на Черном море на пляже рассмешила публику, не давая папе снять с меня платье, закрывалась руками и кричала: «Ты что, я же без лифчика!»

Маша, Москва

Памятка для родителей

  • После трех лет не позволяйте малышу ходить голышом по дому.
  • Если ребенок увидел родителя противоположного пола обнаженным, не делайте из этого трагедии. Вообще не заостряйте на ситуации внимания.
  • Именно сейчас ребенок может спросить у вас: «А откуда я взялся?» И лучше всего не рассказывать сказок про аиста и капусту, а дать правдивый ответ, не нагружая малыша лишними деталями и подробностями.
  • Впадать в панику и менять песчаные пляжи на галечные не стоит. На камнях тоже обитают вредители.
  • Малыш не столкнется с неприятностями, если будет находиться на пляже в купальнике или как минимум в трусиках, а передвигаться по нему в обуви.
  • Лучше не сидеть и не лежать на голом песке, особенно сыром, возле лежаков или под тентами.
  • После посещения пляжа обязательно вымыть ребенка, а его ступни обработать антисептиком.
  • Избегайте плавательных бассейнов, которые не настаивают на чистоте пловцов, включая душ перед купанием. Пот и другие продукты организма смешиваются с хлором, и получаются побочные продукты дезинфекции. Когда люди моются мылом и водой перед входом в бассейн, они помогают свести к минимуму генерацию вредных побочных продуктов.
  • Проверьте, не тесна ли крохе одежда, не трет ли, не жмет. Может, ему просто неудобно?
  • Попробуйте надевать на карапуза разные модели, вдруг что-то и понравится.

Здравствуйте, дорогие мамочки. Наверное, практически каждая из вас слышала, как ребенок говорит, что не любит маму. В этой статье вы узнаете, что именно может вызывать такое поведение и как с этим бороться.

Почему так происходит

Давайте разберемся, какие факторы способствуют рождению подобных фраз в голове малыша.

  1. Мама часто придирается, ведет себя слишком строго и предвзято.
  2. Постоянная занятость, усталость.
  3. Равнодушие к событиям в жизни ребенка.
  4. Мама плохая, она все запрещает, а папа и бабушка разрешают и балуют.
  5. В возрасте 4-5 лет девочка может начать ревновать папу к маме, ей кажется, что она непременно должна стать его женой, отсюда и нелюбовь к мамочке. Это состояние быстро проходит, является возрастной особенностью.
  6. Ответ на запрещение каких-либо действий или неисполнение заветных желаний.
  7. Ребенок может так реагировать на наказание, особенно если оно несправедливое.
  8. Повторение слов ранее услышанных от взрослых, сказанных в порыве гнева, например, от папы маме.
  9. Ответная реакция на такое же отношение.
  10. Когда мама действительно плохо относится к ребенку, со временем малыш осознает, что она плохая, действительно перестает ее любить.
  11. Попытка словами донести до мамы неправоту.
  12. Асоциальное поведение матери, например, алкоголизм или наркомания.
  13. Физическое насилие над ребенком, всяческие унижения.
  14. Постоянные скандалы в семье.
  15. Способ манипуляции для достижения главной цели.

Возрастные особенности

  1. Первые месяцы жизни малыш полностью зависит от мамы, она является самым родным и близким человеком. Ребенку сложно с ней расставаться, он плачет, когда она не рядом, успокаивается только у нее на руках. Но по мере взросления малыш начинает обращать внимание и на других близких родственников. Возможно, вы сталкивались с ситуацией, когда ребенку год — он не любит маму. В основном, это связано с тем, что малыш в этом возрасте уже начинает активно общаться с папой и с бабушкой, мамочке уделяет меньше своего внимания. Первое наказание мамы, появление любого запрета (это может быть даже не разрешение открывать дверцы шкафчика или выкидывать игрушки из кроватки), может повлечь за собой агрессивное поведение, щипание, кусание, ей в глаз может прилететь погремушка . Женщине может показаться, что карапуз ее ненавидит. На самом деле, так ребенок проявляет свою обиду, в действительности он всеравно ее любит.
  2. До двухлетнего возраста вы можете услышать от малыша высказанную в момент обиды фразу «ты плохая!» Ребенок уже имеет минимальный словарный запас.
  3. В возрасте от двух до трех лет карапуз уже понимает значение своих высказываний. В этом возрасте вы впервые можете услышать фразу «я тебя не люблю!». Часто она появляется в ответ на запрет, также малыш может дублировать ранее услышанное от взрослых.
  4. Возраст от трех до пяти лет — период, когда малыш понимает, что может манипулировать родителями. Он осознает, что все имеет причину и следствие. Кроме манипуляций также сохраняется способ выражения своей обиды.
  5. Возраст от пяти до семи лет — ребенок осознанно произносит эту фразу, пытается наказать маму своими словами, также фраза может произноситься в порыве гнева.

Как не нужно себя вести

  1. Не запрещайте ребенку выплескивать свою злость. Такое поведение служит определенной цели конструктивного характера.
  2. Малыш только учится выплескивать свои эмоции, не нужно на нем срываться, показывать свое раздражение.
  3. Никогда не оставайтесь равнодушными к чувствам, высказываниям своего карапуза. Иногда лучше, чтоб малыша отругали, чем не проявили никакого интереса к тому, что он совершил. Ведь тогда ребенку может показаться, что вам на него наплевать.
  4. Никогда не переводите разговор с одной темы на другую. Для малыша важно во всем разобраться до конца.
  5. Никогда не идите на поводу своих чувств. Если вы за что-то наказали ребенка, в ответ услышали слова о нелюбви, то не стоит, испугавшись этого, сразу позволять ему то, что ранее было запрещено. В таком случае у ребенка формируется мнение, что фраза ненависти сможет решить любую его проблему, достаточно лишь ее произнести и мама все позволит.
  6. Никогда не упрекайте ребенка в том, что он неблагодарен. Не говорите, что вы все для него делаете, а он такой монетой за это оплачивает.
  7. После высказывания малыша не нужно начинать копаться в себе и думать, что вы «плохая мама». Ребенок это заметит и при любом удобном случае будет «резать по живому».
  8. В некоторых случаях мама понимает, что ее наказание является необоснованным, так проявляются ее подсознательные страхи, она винит себя за недостаточность внимания и заботы о ребенке и боится, что может его потерять. Начинает во всем ему потакать, удовлетворяет любую прихоть. Так делать нельзя.

Что делать, как реагировать

  1. Подбирайте слова, учитывая возрастные особенности ребенка. Вы должны понимать, что в самом маленьком возрасте карапузу еще сложно контролировать свой гнев, не стоит ожидать хорошего поведения, он еще сам не сознает, что творит. Учитывайте то, какой словарный запас у малыша, ваше объяснение о неправильности его действий должно быть конструктивным и лаконичным. Ваша задача объяснить, что высказывание ребенка являются неприятными даже болезненными для вас. Малышу старше трех лет придется подолгу объяснять неправильность подобного поступка и возможно не один раз.
  2. Оставьте право выбора за ребенком, пусть сам решает, стоит произносить обидные слова или нет. Скажите своему отпрыску, что вы его любите, даже, если он к вам так относится.
  3. Если в очередной раз была произнесена фраза ненависти, опишите своему малышу, что вы чувствуете и что, по вашему мнению, сейчас ощущает он. Помогите разобраться в его собственных чувствах.
  4. Впервые услышав, что сын или дочка вас не любит, хорошенько проанализируйте сложившуюся ситуацию, подумайте, чем спровоцированы такие слова, что пошло не так.
  5. Устанавливаете определенные правила в семье, совместно с ребенком оговаривайте то или иное наказание за конкретный вид непослушания. Малыш должен быть готов к тому, что последует за тем или иным действием. К тому же, важно, чтоб учитывалось его мнение в вопросе принятия решений.
  6. Если вы слышите подобное высказывание, необходимо спокойно реагировать, не принимать на свой счет. Нужно продолжать думать, что вы отличная мама, а эти слова были сказаны малышом в порыве гнева.
  7. Если после анализа своих действий, вы видите, что действительно были неправы, осознайте, что все допускают ошибки. В следующий раз видите себя по-другому.
  8. Если ребенок своими словами пытается манипулировать, подумайте, откуда у него появился стереотип такого поведения. Возможно, вы и сами частенько манипулируете, например, с папой.
  9. Не забывайте показывать свою любовь малышу, проявлять свою нежность, заботу. Он должен чувствовать, что желанный.
  10. Уделяйте ребенку, как можно больше своего времени, занимайтесь творчеством, играйте, ходите вместе на прогулку.

Бабушка — лучшая

Некоторые семьи сталкиваются с тем, что ребенок любит бабушку больше, чем маму. Особенно часто такое происходит, если малыш много с ней контактирует или вовсе . В такой ситуации не избежать ревностей со стороны мамы карапуза.

Проблема в том, что в наше время мало кто может себе позволить забросить работу, целиком отдать себя воспитанию ребенка. Особенно ситуация осложняется, если у карапуза нет отца и вся забота о его благосостояние ложиться на материнские плечи. Хорошо, если рядом оказывается мама или свекровь, готовая прийти на помощь. Вот и получается, что малыш днями напролет с бабулей, пока мама крутиться, как «белка в колесе».

Женщине становится очень обидно, когда она понимает, что уже не является самым любимым человеком в жизни своего чада. А ведь это естественный процесс, что ребенок привыкает к бабушке и теперь именно у нее спрашивает совета, просит о помощи, обнимает и прижимается.

Из-за работы родители могут практически не бывать дома. Некоторые мамы убегают еще до того, как малыш проснется, а возвращаются, когда он уже спит. Неудивительно, что ребенок отвыкает от нее, и вся любовь перенаправляется на человека, который постоянно рядом, проводит с ним время, играет.

Мама должна понимать, что сложившиеся обстоятельства продиктованы жизненной необходимостью, по возможности, стараться побольше проводить время с ребенком даже, если поздно приходит с работы. Малышу можно почитать сказку или просто поговорить с ним по душам, обнять ребенка, поддержать в его начинаниях, порадоваться его успехам. Важно находить время в своем расписании. У мамы с карапузом должны быть совместные дела или какие-то традиции. Важно, чтобы малыш не чувствовал себя покинутым, ведь нередки случаи, когда именно по этой причине он перенаправляет все свои чувства на бабушку, которая его не бросает, всегда находится рядом.

Папа — главный в жизни

Встречаются семьи, в которых ребенок любит папу больше, чем мама. Причем, это не зависит от половой принадлежности малыша.

  1. В большинстве семей папа значительно реже ругает ребенка, меньше выдвигает запретов. Это связано с тем, что ему удается совсем мало времени проводить со своим отпрыском, и отец не хочет нарушать взаимоотношения, вызывать слезы на глазах у ребенка.
  2. В семьях, в которых работает только папа, а мама сидит дома с малышом, может возникнуть ощущение, что ребенок сильнее любит главу семейства. На самом деле, это продиктовано тем, что мама всегда находится рядом, а за папой малыш успевает соскучиться.
  3. Отцы любят баловать своих детей, стараются дарить им подарки по любому поводу.

Мой брат каждый день, возвращаясь с работы, приносит какие-то сладости или маленькие подарочки своей дочурке.

  1. Взрослый мужчина зачастую ведет себя, как ребенок. Именно это и позволяет заводить более тесные взаимоотношения с отпрыском.
  2. Сын любит больше времени проводить с отцом, вместе они могут поиграть машинками, сходить на картинг, побегать с мячом во дворе, пострелять в тире. У них много общих интересов.
  3. С дочкой папа не будет играть игрушками, но еще сильнее станет опекать маленькую принцессу, постарается выполнить любой ее каприз, будет защищать от маминых наказаний, всегда поддержит, поговорит по душам. Некоторые девчонки ведут себя, как пацанки, поэтому с радостью поиграют с папой и в мальчишеские игры.

Скажу о себе. Мои родители развелись, когда мне еще не было и восьми лет. Больше всего я любила проводить время с папой. С ним было интересно играть, ходить в походы, слушать его рассказы. Сейчас я понимаю, что маме нужно было успевать бегать на работу, крутится по хозяйству, готовить для всех еду, а папа, приходя домой, мог все свое время отдавать детям. После развода отец переехал жить в другой город, маме стало гораздо тяжелее, приходилось самой поднимать на ноги меня и моего брата, она была вынуждена ходить на три работы, чтобы нас прокормить. Поэтому у нее совсем не оставалось времени, побыть рядом, даже просто поговорить, обнять.

  1. Часто действия папы противоречат маминому воспитательному процессу. Отцу сложно запретить ребенку делать то, что он хочет. Вот и получается, что мама категорически против, когда папа все разрешает. Так отец зарабатывает себе авторитет в глазах подрастающего поколения. В итоге получается то, что папе достаточно и одного слова, чтобы малыш его послушался, а маме не хватает и тысячи доводов для достижения этой цели.

Как изменить ситуацию

Как же себя вести, чтоб любовь карапуза к вам была не меньше, чем к папе:


Теперь вы знаете, что может послужить причинами подобного поведения у детей. Не забывайте о необходимости спокойно реагировать и обдумывать возникшую ситуацию. Действуйте правильно, в соответствии с вышеизложенными рекомендациями, налаживайте устойчивый мост общения с ребенком, не забывайте уделять ему внимание, общаться, как на равных, проявляйте свою любовь и заботу.

Кажется, что может быть естественнее: папа любит маму, мама любит папу, папа и мама любят Мишу и Катю – своих детей. Любящая семья, где все ее члены относятся друг к другу с теплотой и нежностью, уважением и пониманием вызывает только положительные эмоции. На нее равняются, ее преподносят как идеал. Но как быть, если в программе семейных отношений произошел сбой – мама не любит своего ребенка?

Об этом не принято говорить, в этом больно признаться даже себе, но такое бывает. Несмотря на дни и месяцы проведенные вместе, мама и ребенок не находят общий язык. Когда они остаются наедине, скрывать свои чувства становится труднее, ребенок чувствует прохладное отношение матери и замыкается в себе.

С самого рождения дети настроены на волну любви, они ждут от близких теплых объятий, нежных прикосновений, приятных слов. Не получая всего этого, ищут причину в себе. Дети чувствуют себя виноватыми в том, что не соответствуют родительским представлениям.

Внешне это может выражаться в плохом поведении, слишком острой реакции на определенные слова, нервозностью, капризами и плаксивостью. В этом случае родители обычно говорят: «Ребенок одет, обут, чего ему еще не хватает?». Но эти слова ранят еще больше, потому что ребенку не хватает любви, родительской любви. И он не понимает, почему ее лишен, и как это исправить?

Мать, которая не любит своего ребенка – кто она?

Если попросить вас представить образ матери, не любящей своего ребенка, кого вы увидите? Первым возникнет образ асоциальной личности, занимающейся устройством своей личной жизни, невзирая ни на кого. Она может бросить ребенка по первому звонку мужчины, чтобы помчаться к последнему на край света. Ее ребенок будет страдать, терпеливо ожидая маму с очередного загула, но холодное сердце матери этот факт не растопит.

Еще один вариант – образ мачехи, которой ребенок достался в виде дополнения к любимому человеку – супругу или любовнику. Она не имеет ничего против самого ребенка, но, все же, считает, что ему лучше жить с родной матерью, чем с ней – чужой женщиной. Отношения между ней и ребенком могут сложиться вполне дружественные, но естественно, они будут далеки от сердечной привязанности.

И первый, и второй вариант имеют место в реальной жизни, но очень часто встречается еще одна вариация . Когда внешне мать производит самое приятное впечатление: она регулярно играет с ребенком на детской площадке, выполняет все предписания врача, покупает ребенку сладости и развивающие игрушки. О том, что она не испытывает материнских чувств по отношению к своему продолжению знает только она сама и малыш.

С первым образом матери, который мы нарисовали в своей голове, лучше говорить посредством буквы закона и при непосредственном участии органов опеки. В особенности, если ее действия угрожают безопасности и жизни ребенка.

Второй образ – мачехи, является вариантом нормы и не требует вмешательств со стороны.

А вот третьему образу – женщине, которая хочет, но не может полюбить своего ребенка, мы просто обязаны помочь.

Помните: осудить проще всего, а вот изменить ситуацию к лучшему – очень трудно.

Почему у мамы холодное сердце?

Извини, но ты не вовремя!

Если верить божественному происхождению человека, каждый ребенок сам выбирает момент, когда ему появиться в этом мире. Иногда его зачатие не совпадет с желаниями матери, в особенности, если она еще учится в институте, активно строит карьеру или новая жизнь возникла в ней сразу же после расставания с биологическим отцом. Неосознанно женщина видит в ребенке причину всех ее бед, и хотя сама же понимает абсурдность своих обвинений, не может с ними справиться.

Все в тебе от него…

По интернету сейчас гуляет шутка о новорожденном: «9 месяцев вынашивала, 6 часов рожала, а он, видите ли, на папу похож!». Маме, окруженной вниманием мужчины, радостно видеть в своем ребенке зеркальное отражение любимого человека. Драматичная ситуация возникает, когда отношения между взрослыми накалены. Если партнер не оправдал ожиданий женщины, это провоцирует неприязнь. Последняя, увы, часто проецируется на ребенка.

Ты пришел слишком рано

С точки зрения медицины существует идеальный возраст, когда женщина может зачать, выносить и родить ребенка. А вот если рассуждать с позиции психологии, такого возраста не существует. Нельзя сказать однозначно, когда конкретная женщина будет готова к продолжению рода, когда она будет расположена не только получать любовь, но и дарить ее в ответ.

Вспомните, юные мамочки часто наслаждаются своей беременностью: как же к ним столько внимания! Они воспринимают свое положение как повод получить больше заботы о них самих. А новорожденный, мало того, что забирает все внимание к себе (и это естественно!) так еще и требует круглосуточного ухода.

Мне так плохо…

Иногда отсутствие материнских чувств к малышу может быть естественной временной реакцией. Так бывает, когда новоиспеченная мать испытывает на себе все прелести послеродовой депрессии. Находясь в подавленном состоянии и не получая помощи от близких в уходе за малышом, она может испытывать раздражение к беззащитному ребенку. Но как только женщина придет в себя (обычно это происходит в течение нескольких недель) проблема сама снимется с повестки дня. Но если депрессия затянется и женщина, занимаясь самобичеванием, поменяет местами причину и следствие – «Я не люблю своего ребенка, потому что мне сейчас очень тяжело», ситуация примет устойчивую негативную окраску. В этом случае женщине непременно стоит обратиться к психологу.

Как полюбить своего ребенка?

Первой и главной рекомендацией психологов будет принять свое состояние. Не прятать чувств, не стыдиться их, а работать с ними до получения желаемого результата. Все дело в том, что на отрицание «холодных» эмоций уходит слишком много душевных сил и, как следствие, возникает раздражение к самой себе и неподъемное чувство вины.

Удивительно, но чистосердечное признание «Я не испытываю любви к своему ребенку» способствует появлению большей к нему привязанности и потеплению чувств.

Что можно сделать еще?

1. Следите за своей речью. Никогда не говорите ребенку фраз, которые могут его ранить. Например, «До твоего появления на свет я жила лучше». Поставьте себя на место ребенка, что бы вы испытали, услышав подобное в свой адрес?

2. Всегда извиняйтесь перед ребенком за свои вспышки гнева и раздражение. Даже если вы не чувствуете себя виноватой. Это нужно, чтобы сгладить отношения и понизить градус напряженности.

3. Приучите себя обнимать, целовать и гладить ребенка. Пусть это будет сначала формально, исключительно в виде рекомендаций. Телесные контакты играют в отношениях огромную роль, совсем скоро вы заметите, что «симулируете любовь» уже с удовольствием и сами чувствуете в этом потребность.

Вот так шаг за шагом можно воспитать в себе искренние, теплые и нежные чувства к ребенку. Работайте над собой, чтобы он рос счастливым!

1. Ребенок любит, когда вокруг него собираются люди. Теперь ему требуется общество. Удобно устроившись на своем стульчике, он принимает "участие" в семейной жизни. Он раскатисто смеется, и если его веселость по достоинству оценивается, то он тут же возобновляет смех. Голосом и жестом малыш сообщает о своих желаниях. Если ему предлагают то, что ему не нравится, он рукой может показать "нет!".

2. Малыш любит играть в прятки, в куклы (особенно с партнером), делать ручкой "до свидания". Когда ползает, то любит, чтобы его догоняли и делали вид, что вот-вот схватят.

Эти первые игры со взрослым человеком очень нравятся ребенку, но они быстро его утомляют.

3. Большую часть времени ребенок любит играть один (при условии, что ему есть чем заняться). Особенно нравятся малышу звуковые игрушки. Ему нравится стучать предметами по столу, звонить колокольчиком.

4. Купаясь в ванной, дети любят плескаться, энергично, шлепать по воде руками и ногами. За столом малышу нравится играть с ложкой и тарелкой. Он пытается брать ложку и есть самостоятельно, но у него пока еще ничего не получается, поэтому все пальцы оказываются в супе.

Что малыш не любит

1. Не любит все новое, неожиданное, особенно то, что сильно шумит (например, пылесос, кофемолку).

2. Чаще всего не обращает внимания на других детей, но интересуется их игрушками.

3. Не любит, когда его заставляют ждать еду.

4. Не признает замены привычных ему вещей.

5. Не любит оставаться наедине с незнакомым человеком, которого может бояться и даже испытывать из-за его присутствия страх.

6. Малыши не терпят мокрых штанишек.

В возрасте от восьми до двенадцати месяцев у детей появляются как бы две противоположные тенденции: например, любовь к привычному распорядку и в то же время постоянное желание делать что-то новое. У него появляется боязнь того, что мама может куда-то уйти, и вместе с тем неодолимое желание обойтись без нее.


1. Малыш делает первые попытки встать на ноги примерно к десятимесячному возрасту. Постепенно он будет стремиться отпускать перекладины манежа. Первые падения будут его пугать

Посмотрите на малыша, который учится ходить. Он с трудом может стоять на ногах, но хочет самостоятельно двигаться по манежу. Он не берет руку, которую ему протягивают для помощи. Если же ему предоставить возможность действовать самостоятельно, то уже через две минуты у него будет растерянный вид. Если кашу ему принесет не мама, то он растеряется. Если чужой человек хочет поцеловать малыша, он начнет плакать. В незнакомом доме ребенок, как правило, очень беспокоен.


2. Чтобы добраться до того предмета, который ему хочется взять, ребенок использует свой метод передвижения: на четвереньках



Что можно сказать в связи с изложенным? Прежде всего то, что малыш так привыкает к своему окружению в повседневной жизни, к своим маме и папе, к другим членам семьи, что любое изменение сбивает его с толку. Это не означает, что он регрессирует в своем развитии. Напротив, он развивается дальше, а неприятие перемен означает его умение отличать знакомое от незнакомого.


3. Малыш может садиться сам и длительное время оставаться в таком положении. Он уже умеет не падая поворачиваться и наклоняться, чтобы взять предмет

Малыш любит установленный распорядок, усвоенные им привычки потому, что они успокаивают его, а все новое, необычное беспокоит его. Он расстроится, если покормить его или укрыть одеялом придет другой человек, а не мама, которая делала это всегда. Впрочем, потребность в привычках заложена в характере человека. Вы встретитесь с этим явлением у своего ребенка так же остро и в восемь, и в восемнадцать лет, как и в его восемнадцать месяцев.


4. Если ребенка придерживать за ручки, то он сможет шагать. Но при этом его головку и туловище заносит вперед

Ребенок не принимает никаких изменений в обстановке, в режиме, в пище чаще всего тогда, когда мама находится далеко от него. Если мать рядом, то все перемены проходят значительно проще и легче. В вашем присутствии малыш поздоровается с чужим человеком. При вас он хочет ходить сам, пробовать новые блюда. В вашем присутствии он торопится испытать себя в новом деле. Ему необходима уверенности в том, что вы всегда рядом (независимо где: около кровати или в соседней комнате). В безопасности ребенок доверчиво счастлив, отважен (в любом возрасте!).


5. Огромное удовольствие для малыша (к большому неудовольствию взрослых)-бросать предметы через перекладину кровати. Он смотрит, куда они падают, ему нравится смотреть, как они падают. Он может схватить любой предмет, но не удержать его, так как его рука не окрепла, ее движения неуверенны. Малыш еще не может определять размеры предметов

Некоторые мамы, не понимая своего ребенка, считают, что у двухлетнего малыша можно одновременно воспитать чувство уверенности и стремлении к самостоятельности. При этом можно совершить две ошибка Если сказать ребенку: "Ах, ты хочешь все делать сам? Пожалуйста, делай. А я ухожу", малыш почувствует себя покинутым. Это очень опасно для развития, особенно маленьких детей.

Если же сказать: "Я тебе нужна, я не уйду, я буду тебе помогать", то ребенок всегда будет держаться за юбку матери. При такой маме-наседке он никогда не взлетит на собственных крыльях.

Не делайте ни того ни другого. Мы еще поговорим о тех ошибках, которые может совершить неподготовленная мать.

Некоторые советы

Возьмите ребенка из кроватки и посадите в манеж-он нуждается в движениях. Очень занятая мама старается оставлять ребенка в кроватке как можно дольше. Это ошибка. Малыш находится в том возрасте, когда для развития ему необходимы движения, так же как в первые месяцы был нужен сон.

Ребенок начинает сидеть в своем высоком стульчике очень неспокойно, а в коляске пытается вставать. Необходимо бдительно следить за ним. Давайте ему побольше разных игрушек, потому что он еще любит трогать, сосать, щупать, прятать.

Он по-прежнему обожает бросать. Пусть бросает. Чтобы не наклоняться много раз в день, привяжите игрушки за веревочку к кровати или манежу.

Малыш гордится своими новыми зубками. Ему очень хочется все кусать, даже маму. Дайте ему колечки для зубов, но не забывайте мыть их почаще.

Не оставляйте разбросанными полиэтиленовые пакеты. Малыш может надеть пакет на головку, из-за чего возможны неприятные последствия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.