Тра ди ци он ная семья. Семья в постиндустриальном обществе: новый тип семейных отношений? Пусть ребенку кажется, что он абсолютно свободен

Что такое традиционная семья сегодня? Скорее всего, подобный вопрос не был бы актуален лет двадцать назад. Почему же он сегодня не вызывает даже удивления на лицах окружающих? Давайте разбираться.

Прежде всего, становится любопытным тот факт, что ответы людей, которым был задан такой вопрос, оказывались различными. Давайте обратимся к терминологии, к расшифровке понятия «семья». Определение звучит примерно так: «Группа близких (по крови или документально) родственников, которые связаны общей жилплощадью и эмоциональной привязанностью».

Причем заметим, что в этой трактовке не зря подчеркивается так называемая эмоциональная связь, то есть любовь, привязанность. Согласитесь, если сын женился и не живет уже с родителями, это не значит, что он перестал быть членом их семьи. Ведь они друг друга по-прежнему любят. Однако у него также появились определенные обязательства перед женой, потому что и она - его семья. Так что же, получается, что у него их уже две?

Традиционная семья в настоящее время подразумевает союз мужчины и женщины, в результате которого появляется потомство.

Давайте поговорим о том, как же все зарождается. Сначала возникают чувства, которые объединяют двух людей. Начиная жить совместной жизнью, появляется такое понятие, как быт, который во многом может нарушить радужные представления мужа и жены о совместном проживании. Ведь недаром есть пословица: «Семейная лодка разбилась о быт». Не все оказываются готовыми к подобным передрягам, потому и получается, что одной любви для семьи маловато. В американских фильмах, в которых есть сцена венчания, произносят клятвы «в горе и в радости, в болезни и здравии…» и т.д. То есть люди будут друг с другом до того момента, пока кто-то не посчитает, что с него уже «достаточно». И тогда традиционная семья завершается очень распространенным на сегодня разводом. Заметьте, что в прошлом процентное соотношение расторгнутых и заключенных браков было в пользу последних. На сегодня же количество распавшихся семей возрастает.

Вообще, как показывает практика, все люди по-разному себе представляют свою будущую семью. Кто-то мечтает о принце, кто-то о богатом и состоятельном муже, кто-то о хозяйке и множестве детей. Но не все понимают, что определение семьи для каждого должно начинаться с любви и уважения. И эти чувства априори взаимны. Быт, к сожалению, очень омрачает яркие и красочные мечты многих парней и девушек. Важно не поддаться этому и находить позитив даже в повседневных мелочах.

Привычка - великая сила. Мы привыкаем видеть одно и то же, потому оно нас не впечатляет. Уметь раскрасить серость в яркие краски - это искусство, которому нужно учиться.

Помимо этого, возникает множество проблем, которые часто приводят к разводу. Они могут касаться как межличностных отношений, так и общественных неполадок.

Многие психологи утверждают, что традиционная семья в условиях быстрых темпов развития общества и увеличения количества проблем и соблазнов начинает лишаться умения слушать и слышать собеседника, близкого человека. К сожалению, у нас часто не хватает времени на самых родных, ведь они и так рядом, могут и подождать, есть дела поважнее.

Здесь отлично подходит девиз знаменитой Скарлетт О’Хара: «Я подумаю об этом завтра». Но ведь «завтра» рядом с этим человеком может и не наступить. Помните, что взаимное уважение и понимание помогут воссоздать те былые отношения, если вы их уже не видите в вашем союзе. Однако, как справедливо заметили мудрые люди, семья - это работа. Никто не говорил, что будет легко. Однако наше эмоциональное состояние того стоит. Ведь легче всего разорвать, чем попытаться соединить некоторые потрепанные нити. Создать тяжелее, чем разрушить. Так что давайте не будем искать легких путей. Ведь это - удел слабых.

Традиционная семья была большой в двух основных аспектах, как было характерно для подавляющего большинства населения СССР до первой пятилетки: это была форма совместного проживания нескольких брачных пар разных поколений или во всяком случае взрослых женатых или замужних детей и их родителей, а кроме того, большая семья была средне- или многодетной. Глава семьи - как юридическое лицо (и собственник) контролировал экономические ресурсы семьи, руководил ее жизнедеятельностью, представлял семью перед обществом, определял будущее ее членов и нес за них ответственность. Семья была относительно долговременной группой с постоянным местом проживания, которая существовала, как правило, дольше, чем жизнь одного поколения. Весьма важным качеством большой семьи был высокий уровень ее интегрированности в системе родства и в территориальной сословной общине. Преемственность образа жизни, профессий, хозяйственной деятельности, культуры, традиций, родственная солидарность и обязательства были основным препятствием к превращению членов семьи в индивидуальную мобильную, готовую к любому месту приложения труда рабочую силу. Семья с неизбежностью была посредником во всех взаимодействиях индивида с любым другим социальным институтом.

В большой семье связи между тремя поколениями - родители супругов, муж и жена, дети -- были одинаково сильны, непродуктивны в традиционном механизме социализации как трансляции опыта от старших поколений к средним и младшим. В малой семье связи между старшим и третьим поколением практически перестают иметь социальное значение, а связи между соседними поколениями социально активны лишь в начальный и конечный период жизненного цикла поколения, притом таким образом, что круг связей между тремя поколениями превращается в цепь связей между соседними поколениями -- один раз, когда родители воспитывают своих несовершеннолетних детей, и второй раз (и эта связь тоже имеет тенденцию к ослаблению) - когда дети содержат своих престарелых родителей. Чаще всего последняя нагрузка ложится не на первенцев, а па вторых и последующих детей. Между тем нуклеаризация и малодетность семьи, увеличивая долю одиноких пожилых людей в населении, делают неизбежным развитие системы социального обеспечения вначале в городе, а затем, как следствие миграции и индустриализации сельского хозяйства, и на селе. В меру сохранения связи между соседними поколениями происходит выравнивание экономического положения соседних поколений, а также, в меньшей степени, социального значения родственных линий мужа и жены. Поскольку нуклеарное домохозяйство является связующим звеном в сети родства и поскольку социальное положение жены и мужа в тенденции выравнивается, статусы жены -- мужа и родителей с женской и мужской стороны становятся подобны, ни одна из трех взаимосвязанных семейных групп не является структурно предпочитаемой, в принципе все межсемейные связи имеют основную тенденцию к симметрии и регулируются нормой взаимности. Однако положение старшего и младшего поколения, более высокого и более низкого экономического положения поколений сказываются на обменах между семьями. Нуклеаризация гарантирует автономию отдельных домохозяйств. Более низкое благосостояние молодых семей является стимулом профессиональных достижений молодых супругов и одновременно создает проблему для социальной инфраструктуры города. Итак, нуклеаризация, создавая необходимость формирования индивидуально-семейного благосостояния всякий раз заново, лежит в основе стремлений к профессиональным достижениям как основному средству получения самостоятельного жилья, имущества и доходов. Эта тенденция соответствует требованию непрерывного роста квалификации и качества рабочей силы.

Нуклеаризация семей уменьшает структурное разнообразие типов жилища в городе, средние размеры квартиры, но увеличивает число домохозяйств и тем самым обостряет жилищный вопрос.

Внутри семьи индивидуализация ролей преобразует весь семейный строй. Свадьбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2000.

Прежде всего, отметим разрушение старой системы внутрисемейной иерархии, которая распространялась как на отношения мужчин и женщин, так и на отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей, детей разного пола и возраста. В семье не только нет явно выраженного главенства одного статуса перед другими, но меняется тип зависимости между носителями разных семейных ролей. Хотя брак и родительство по-прежнему являются не только личным, но и правовым и моральным отношением, призыв к учету индивидуальных интересов всех лиц лежит в основе современной правовой нормы и юридической практики. Приоритет, который отдается интересам детей при разводе или лишении родительских прав, оправдан социальной несамостоятельностью детей. Во всех же остальных случаях не только объективные социальные интересы каждого члена семьи независимо от пола и возраста, но и их личные желания являются основой внутрисемейного взаимодействия. Практически исключением являются лишь дети ясельного возраста, но как только ребенок становится в состоянии сформулировать свои желания или возражения, с ними приходится считаться. Уважение к личности признается неотделимым от формирования и необходимости сохранения самоуважения. Иметь желания и реализовать их считается нормальным путем обнаружения внутренних ресурсов и способностей личности и средством ее развития. Проявление индивидуальности считается нормальным и высокоценимым качеством, иногда даже вопреки конформности к норме (хотя, как правило, при условии отсутствия диссонанса с соответствующими нормами морали и опытом взаимодействия данной семьи как группы). Моральная аргументация «странного» поступка или регулярного действия, если она сопровождается убедительными ссылками на индивидуальные особенности, особые условия, а также не противоречит интересам других членов семьи и более широкой морали, не только обычно принимается, но и служит средством развития морального сознания укрепляет моральную автономию личности перед лицом других членов семьи и посторонних.

Индивидуализация семейных ролей ведет к сильной тенденции к симметрии мужских и женских моделей поведения в семье, к совместности или взаимозамещению членов семьи в выполнении многих семейных обязанностей. Это требует реорганизации разделения труда» семье, переопределения особенностей мужской и женской субкультуры в обществе, установления новых границ качественного своеобразия половой психологии, социальных, возможностей ограничений для мужчин и женщин. Прежняя ценностная структура свойств мужского и женского характера, стиля поведения постепенно приобретает новый вид. Основа такой перестройки -- это переход от «иерархической логики» аргументации различия между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка, подростка или старика.

Атмосфера в семье меняется: происходит сдвиг от системы наказаний и поощрений носителей соответствующих ролей, опирающейся на прочные и ясные традиции и на авторитет и власть главы семьи, к системе моральной оценки, морального спора, диалога и самообоснования, самооценки и оправдания, опирающейся на нравственную зрелость и убеждения всех членов семьи, на групповую и индивидуальную интерпретацию ситуации и относящихся к ней социальных требований и норм. Конечно, это обостряет атмосферу в семье, но в то же время делает напряженность в ней менее видимой для посторонних и даже для самих членов. Тем более важным становится взаимопонимание и доверие между супругами, родителями и детьми, а также откровенная коммуникация между ними как основное средство установления и поддержания взаимопонимания; Если эти условия не выполняются, растет отчуждение в семье, моральный диалог превращается в ссору, конфликт -- в насилие над личностью или стремление изолироваться от других в семье.

Индивидуализация охватывает не только сферу внешних функций членов семьи, разделение труда и моральные отношения в ней, но распространяется и на область досуга, свободного времени, проявляет себя в функциональной дифференциации жилого пространства в жилище. Каждому хочется иметь личное изолированное или условно изолированное пространство в жилище (в идеале -- комнату). Нормативный образ квартиры включает следующие элементы: каждому -- свою комнату, а кроме того -- общесемейную или гостевую комнату и места общего пользования6 . Индивидуализация проявляется и в контроле или преимущественном использовании многих вещей долговременного пользования в доме -- от посуды до телевизора или радио, от спортинвентаря до книг и стульев. И, разумеется, она доминирует в одежде и в предметах личного обихода и гигиены. Индивидуализация одежды особенно акцентируется при наличии двух или более детей близкого возраста презрительное выражение «обноски» характеризует отношение к попыткам следовать утилитарным соображениям и пренебрегать нормативными, индивидуализированными. Случается, требование индивидуализации благ вступает в противоречие с элементарными традициями воспитания и нравственности.

Индивидуализация досуга более характерна для отношений родители - дети. Что касается супружеских отношений, то здесь она сталкивается с нормой совместности любых важных внутрисемейных дел и мероприятий. Во всяком случае отпуск и выходные дни до сих пор рассматриваются, как совместное времяпровождение, так что индивидуализируются лишь отдельные элементы досуга (хобби, культурные интересы, творчество, общение вне семьи).

Тенденцию индивидуализации жилого пространства членов семей, которая вне всяких сомнений связана с обеспечением необходимых условий для стабильного утверждения и развертывания интересов, склонностей и способностей личности, сохранением жилой среды в соответствии с ее вкусами и потребностями, не следует смешивать с рядом внешне похожих на нее тенденций. Как упоминалось, в городе распространяются домохозяйства одиночек или лиц, живущих отдельно от семьи, а также групповых жилых ячеек и комплексов (общежитии, домов для малосемейных, интернатов, гостиниц и т.п.). Груко ТА. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социол. исслед. 1997. № 1.

С одной стороны, проживание в одиночку; рассматривается, как правило, в качестве временного и вынужденного для человека этапа его жизненного цикла (следствие условий работы, учебы и т.п.). С другой стороны, эта псевдо индивидуализация способа проживания в городе есть негативное проявление трудностей формирования или сохранения семьи, обострение проблемы одиночества в добрачном юношестве, в бракоспособных возрастах, а также в престарелом возрасте. Стремление жить с близкими универсально для всех групп городского населения, поскольку отношения с близкими -- безусловная положительная ценность благополучия образа жизни в целом.

Другая тенденция -- это летний отдых детей отдельно от родителей: в пионерлагерях, на турбазах, детских дачах и т.п. Облегчая, как и проживание учащейся молодежи ПТУ, техникумов и вузов в общежитиях, формирование социальной и психологической самостоятельности детей, укрепляя их связи со сверстниками, раздельный отдых детей и родителей в определенной мере не соответствует всем стремлениям членов семьи. Широкий успех семейных форм отдыха в последние годы, поддержанный постановлениями правительства об их развитии, свидетельствует об этом.

Освобождение семьи от деформирующего влияния отношений собственности и наследования в полную меру осуществляется при социализме. Создавая условия для юридического и фактического равенства мужчины и женщины, социализм делает их субъектами брачного выбора. Желания, стремления, личные предпочтения людей впервые могут стать основой формирования новой брачной пары. Самостоятельность молодых делает необходимым их более раннюю психологическую и моральную зрелость. Появляется особый период в жизни человека -- ухаживание и добрачная социализация, когда отношения с лицами противоположного пола становятся особой сферой и ценностью в жизни молодежи и которые разворачиваются в основном за пределами семьи и родительского контроля -- в местах учебы, работы, общественно организованного досуга и общения. Группы сверстников приобретают характер особого института социализации молодежи, дополняющего влияние семьи, школы и средств массовой коммуникации, формирующаяся до брака психологическая и моральная зрелость молодежи становится основой личностного взаимодействия в браке, индивидуализация ролей в добрачный период находит продолжение в других фазах самостоятельной семейной жизни, как в отношении супружеского взаимодействия, так и в воспитание собственных детей.

Внутри семьи связи между поколениями на первый взгляд кажутся сегодня односторонне функциональными -- детям нужны родители, чтобы обеспечить им гигиенические и бытовые условия, заложить в личности фундамент культуры: обучить речи, ходьбе, уходу за собой, привить детям социальный, личный и нравственный смысл исходных категорий человеческого существования - труда, долга, свободы, справедливости, поступка, решения, самоуважения и любви к человеку, смысла жизни и т.п. Многие другие родительские функции сегодня отпали или неузнаваемо изменились -- идет ли речь о передаче детям профессионального.опыта или секретов, приобщения к вере или к научным знаниям, к фольклору или к национальной культуре, к приличиям своего круга или к священным местам своей родины. Роль родителей сравнительно невелика в социальном контроле за поведением ребенка вне дома, в определении его будущего социально-профессионального, имущественного или брачного статуса, в воспитании детей своих детей -- внуков. Но все же функции родителей для детей фундаментальны и неустранимы.

Разумеется, ни у кого нет сомнений в социальной роли детей в демографическом воспроизводстве, в огромном потенциале молодежи как одного из самых мобильных, активных, ценных факторов развития социализма. Но какова же социальная функция детей для родителей? Верно, при большом числе детей, родители получают пособия, дополнительное жилье, приобретают права на льготы из общественных фондов потребления. Но эти меры лишь компенси-руют частично тяготы многодетных родителей, не ликвидируя их полностью. Взрослые дети помогают своим родителям или содержат их в старости, хотя это случается теперь все реже и реже. Функция заботы о пенсионерах обобществляется.

В традиционной семье дети были нужны родителям как рабочая сила, как гарантия устойчивости социального положения семьи, как средство обеспечения в старости. В современной семье дети становятся для родителей средством развития собственной личности, приобщения к сфере образования, моды, новых привычек поведения и потребления, источником сведений о новых профессиях и книгах, культурных событиях и социальных возможностях.

Различие семьи как социального института и малой первичной социальной группы, собственный опыт взаимодействия которой создает облик конкретной семьи, должно быть дополнено пониманием значения индивидуальных свойств и особенностей для историй конкретной семейной группы и ее структуры.

Одной из традиционных ячеек общества является семья. Еще с детства ребенку прививается важность семейных отношений, благодаря чему в будущем человек понимает необходимость брачных уз и родства.

Современный мир диктует свои правила, разрушая многие стереотипы, существующие в обществе. Сексуальная революция, изменение уровня жизни в последние десятилетия, привели к переменам в менталитете молодежи и их ориентировании на семью. Это повлекло возникновение современного типа семьи, которая ориентирована на преобладании частной жизни, чувственной стороны отношений. Однако никто не отменял и традиционный тип семьи, который, хоть и не часто встречается, является удачной возможностью связать себя узами Гименея раз и навсегда.

Традиционная модель семьи базируется на родственных, кровных связях, где важнейшей частью отношений является постоянное общение с родственниками. Такой тип семьи, как правило, содержит три поколения: родители, дети, внуки, где слово старших, фактически, является законом для их детей.

Чем же хороша традиционная семья? Основой здесь является прочность отношений. Высшая ценность – это стойкость брака в любых обстоятельствах. Вступающие в такой союз люди либо являются однолюбами по своей натуре, либо воспитывались в благополучной семье, где присутствовало взаимопонимание. Консервативность взглядов родителей, не нагруженных в свое время огромным потоком информации, также может стать причиной спокойной и строгой обстановки в супружеской жизни детей.

Традиционный тип семьи имеет свои преимущества. Например, здесь есть четкое распределение функций между супругами: если мужчина является кормильцем, то женщина обязана быть хранительницей домашнего очага. Стандартный набор ее обязанностей: уход за домом и семьей, присмотр за детьми и их воспитание. Кстати, насчет детей – как правило, традиционная семья является многодетной, поскольку одна из концепций супружеской жизни – расширение семьи.

Родительство играет ведущую роль. Дети в такой семье являются «цветами жизни» и весь мир, после рождения ребенка, начинает вращаться вокруг него.

Традиционная семья была нормой в странах Советского Союза. Тогда также имел место патриархат , а семья была важнейшей ячейкой общества. До сих пор во многих семьях родственники, общение между поколениями является наивысшей ценностью.

Несмотря на бешеные темпы акселерации молодежи, ее увлечение западными тенденциями, семья все же остается важным пунктом в жизни любого человека. Если семья создается один раз, это не отдает старомодностью, а означает, что люди, вступившие в брак, всегда могут найти компромисс и уважают мнение друг друга.

Здравствуйте, дорогие читатели! Какие картины рисует ваше воображение, когда вы слышите слова “традиционная семья”? Скорее всего, перед глазами возникают ностальгические образы: счастливая семья, состоящая из двух-трех поколений дружно работает в поле, хлопочет по дому или же пьет чай с пирогами за большим столом. Дети в такой семье , мать неустанно хлопочет, поддерживая семейный очаг, а отец возглавляет семью, обеспечивая ее и единолично принимая важные решения.

Да, порой хочется вернуть вековые ценности и возродить старинные традиции. Ведь тогда все было просто и ясно: муж — добытчик, жена — хозяюшка. Все обязанности были четко разграничены, а потому и причин для бытовых не возникало: по умолчанию подразумевалось кто вытирает пыль, а кто рубит дрова.

Возможно вы, утомившись от семейных , подумали, что неплохо было бы вернуть такое положение вещей. Но не спешите внедрять Домострой в свои отношения с партнером. Давайте прежде выясним, традиционная семья — это лучший вариант, или же подобные отношения безнадежно устарели?

Что такое традиционная семья и в чем ее особенности?

Как вы уже догадались, главный признак традиционной семье — мужчины. Он глава семьи и это дает ему не только привилегии, но и накладывает определенные обязанности. Роль мужчины — заботиться о том, чтобы его близкие были накормлены и одеты, а также защищены от возможных опасностей.

Жена же полностью посвящает себя выполнению женского предназначения: создает уют, ведет хозяйство, окружает мужа любовью и во всех начинаниях, и, конечно, воспитывает детей. Казалось бы, такое распределение идеально: нет причин для конфликтов, нет борьбы за лидерство… Так почему же сейчас традиционной модели семьи следуют лишь единицы? Чтобы разобраться, совершим небольшой экскурс в прошлое.

Всего два-три столетия назад патриархальный уклад был единственной моделью семейных отношений. И в тех реалиях такое положение вещей не просто всех устраивало — оно было наиболее оптимальным для семьи.

Главой семьи являлся муж, и это был не просто статус. Подразумевалась большая ответственность мужчины за благосостояние своего семейства, и поэтому он много работал. Почему женщина не шла зарабатывать деньги для семьи наравне с мужчиной? В первую очередь потому, что о детских садах тогда никто не слышал, а дети требовали круглосуточного ухода. Поэтому вполне логично было маме оставаться дома, заботиться о ребенке, и чаще всего не об одном, в то время как папа работал.

Обязанности четко разделялись на мужские и женские. И это также было естественно — тогда домашних дел в избытке хватало для обоих супругов. Жене приходилось готовить, стирать, убирать, чинить одежду, заниматься с детьми — согласитесь, с тех пор немногое изменилось. Мужскими обязанностями, как правило были те, которые женщине физически были не по силам. А потому, когда требовалось нарубить дров или перекрыть крышу в избе, это по умолчанию делал муж.

Муж самостоятельно принимал большинство решений. И тогда это было в порядке вещей и ничуть не оскорбляло женщину. Ведь именно мужчина работал и зарабатывал, поэтому и финансы были в его руках, и планировал бюджет тоже он. Если жене нужны были деньги, она просила их у мужа и не считала это зазорным или унизительным.

Желаете больше узнать о том, как жили наши предки и каких правил придерживались в семейной жизни? Обязательно прочтите “Домострой ” — этот уникальный свод правил поможет вам получить полное представление о семейных ценностях того времени.

А как обстоят дела сейчас?

В условиях современного общества соответствовать характеристикам традиционной семьи очень сложно — сейчас в этом нет необходимости. В наше время редко какая женщина полностью посвящает себя воспитанию детей. С этой миссией отлично справляются дошкольные детские учреждения — ясли и сады.

Поэтому женщины работают наравне с мужчинами и зарабатывают не меньше, а порой и значительно больше, чем представители сильного пола. Вполне естественно, что работающая женщина не согласна безропотно подчиняться мужским решениям и требует равноправия с партнером.

Отпечаток современности коснулся и . Мужчине нет нужды самостоятельно выполнять тяжелую работу: многое из того, что делали наши предки, сейчас просто не актуально. Для других же дел всегда можно нанять специалистов, которые выполнят работу быстро и профессионально. Бытовые задачи никуда не делись, но многие супруги выполняют их сообща, не взваливая все на хрупкие женские плечи.

Патриархальная семья в наше время — за и против

Некоторые пары и в наше время решаются на традиционную модель семейных отношений. Если это обоюдное решение, в этом нет ничего плохого. Важно, чтобы оба партнера осознавали, на что они идут. Ведь мужчине придется взять на себя обязательства заботиться о семье и обеспечивать ее, а женщина добровольно откажется от равноправия, карьеры и согласится с подчиненной ролью.

На деле оказывается, что далеко не каждый мужчина способен в одиночку обеспечить своей семье достойное существование. Еще меньшее число женщин готово смириться с ролью вечной домохозяйки. И даже если оба партнера отлично справляются со своей ролью, в традиционном браке есть подводные камни, о которые можно споткнуться.

Причиной конфликтов чаще всего становится неудовлетворенность женщины сложившимся положением вещей. По сути, она оказывается полностью зависимой от мужа и живет лишь интересами семьи, не имея собственных увлечений. Кроме того, в случае развода или смерти супруга женщина остается без средств к существованию. А одинокой маме найти хорошую работу без профессиональных навыков и опыта будет очень сложно.

Впрочем, это вовсе не означает, что традиционная семья не имеет права на существование. В подобных отношениях есть и свои плюсы.

  • Муж получает возможность в полной мере проявить свои мужские качества и а.
  • Жена может самореализоваться в семье, заботясь о муже и детях, и не переживая по поводу финансов.
  • Дети также выигрывают: они с младенчества видят папу сильным и мужественным добытчиком, а маму — заботливой и любящей хозяйкой. А значит, у них с детства закладывается конструктивный сценарий поведения в семье.

Как видите, традиционные семьи вполне имеют право на существование и в наши дни. Главное, чтобы подобная модель супружеских отношений устраивала обоих партнеров и не ограничивала ни чьи свободы и желания.

А вы хотели бы четко распределить роли в семье или все же отдаете предпочтение равноправию и демократии? Напишите свое мнение в комментариях.

Прочитайте и выделите основные положения.

Запишите:

Основным фактором, оказывающим влияние на современное состояние семьи и семейные отношения , является переход общества от аграрной стадии развития к индустриальной и постиндустриальной.

Прочитайте:

Данный переход влечёт за собой следующие изменения :

          развитие двух жизненных центров работы и дома ; раньше профессиональная деятельность и домашнее хозяйство существовали вместе, в пределах одной семьи.

    рост экономической независимости женщин и их активное включение в трудовую деятельность ; Социологи заметили, что в городах детей рождается меньше, чем в сельской местности. На количество детей в семье влияет не только урбанизация и связанная с ней экология, но и уровень образования женщины.

    снижение престижа и влияния религии ;

    сексуальную революцию ; эволюция отношений между полами привела к сравнительно распространённому числу браков, свободных от сексуальных обязательств, росту добрачных и внебрачных связей. Новые нравственно-этические установки получили название сексуальной революции. Эти явления можно рассматривать как определенную деградацию общечеловеческих нравственных ценностей.

    демократизацию брачно-семейного законодательства ; происходит либерализация взглядов на сексуальную моралью

    изобретение надежных средств контрацепции.

Запишите:

Аграрному обществу присуща традиционная модель семьи , индустриальному и постиндустриальному – современная .

Прочитайте:

Характеристики традиционной и современной моделей семьи

Традиционная семья

Современная семья

1. Родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью

1. Родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида

2. Семейное домохозяйство выступает в качестве экономической основы аграрного общества, все работают дома не за плату, а на себя

2. Разделение дома и работы, семейное хозяйство перестает быть ведущим

3. Незначительные психологические различия между семьей и общиной

3. Резкое размежевание дома и внешнего мира, семейная первичность и обезличенность отношений во внешнем мире

4. Социальная и географическая мобильность низкая, сыновья наследуют статус и специализацию отца

4. Высокая социальная и географическая мобильность

5. Централизованная расширенная семейно-родственная система с доминированием старших

5. Децентрализованная нуклеарная семья

6. Развод происходит по инициативе мужа по причине бездетности семьи

6. Развод по причине межличностной несовместимости супругов. Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в основном из-за неумения и нежелания считаться с индивидуальными личностными особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждого отдельного члена семьи ‑ серьезная причина для конфронтации и отчуждения.

7. Патриархальная семья

7. Эгалитарная семья

8. «Закрытая» система выбора супруга на основе предписаний родства и традиций

8. «Открытая» система выбора супруга на основе личностной избирательности

9 Культура многодетности с жёстким табу на предупреждение и прерывание беременности. В Латинской Америке, Азии и, особенно, в Африке, у многих женщин нет иного выбора, как рожать и растить детей. В этих странах семья с 4, 5 и даже 6 детьми - до сих пор обычное явление.

9. Культура малодетности с вмешательством в репродуктивный цикл. Тенденция к сокращению численности семьи наиболее заметна в странах с высоким уровнем доходов.

Под влиянием урбанизации, индустриализации, интеллектуализации труда ведущей тенденцией развития стала демократизация внутрисемейных отношений.

Запишите:

В течение XX в. произошёл всемирно-исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим.

Прочитайте:

Закономерные сдвиги в развитии общества привели к исторической смене преобладающей некогда патриархальной сельской многодетной семьи городской, малодетной, состоящей из одной брачной пары, преимущественно с равноправными отношениями членов семьи.

Запишите:

Жёсткая, авторитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой и детьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми. Гуманизация внутрисемейных отношений непосредственно связана с процессом эмансипации женщин и детей. Фактическая эмансипация женской личности могла быть обеспечена только широким включением женщин в систему общественного труда, осуществившимся в течение XX столетия.

Запишите:

Было бы неверно предполагать, что нуклеарная семья повсеместно становится доминирующей формой. В большинстве обществ современного мира расширенная семья по-прежнему остается нормой, и сохраняется традиционная практика семейных отношений. Но становятся разнообразными типы семейной жизни.

За последние десятилетия произошло резкое сокращение среднего размера семьи. Массовая семья стала малодетной.

О сновные тенденции развития семьи за последние несколько десятилетий:

1. Абсолютное и относительное увеличение количества разводов. Прочитайте:

Общество активно отстаивает институт семьи, и большинство сограждан в какой-то определённый момент решают вступить в брак. Но ныне далеко не все супружеские узы оказываются прочными: многие не выдерживают «испытания на прочность». Если и муж, и жена работают, у них остается меньше времени и сил на семейную жизнь, отчего растить и воспитывать детей, сейчас трудно, как никогда. Рождение ребенка стабилизирует некоторые браки, но чаще разводятся именно молодые супруги, у которых и стаж семейной жизни невелик, и дети ещё маленькие.

В прежние времена на страже брака стояли культурные - и прежде всего религиозные - ценности. Сегодня ситуация изменилась. Развод перестал быть позорным клеймом, каковым был еще 100 лет назад, и ныне семьи и друзья конфликтующих супругов менее склонны отговаривать их от развода.

Разводов, в будущем, скорее всего, по-прежнему будет много, хотя уже доказано, что это причиняет вред детям. Не стоит, впрочем, забывать и другое: современные браки не менее продолжительны, чем в прошлом веке, когда основной причиной прекращения супружеских отношений была смерть одного из супругов. Разница же в том, что сейчас больше пар сами выбирают разрыв отношений, не оправдавших их ожиданий. Именно поэтому, хотя количество разводов в последнее время и стабилизировалось, возврат к невысоким показателям, которыми было отмечено начало XX века, маловероятен.

Запишите:

2. Увеличение числа детей, которые родились вне брака и воспитываются в неполных семьях. Сожительство, неполные семьи, гомосексуальные и смешанные семьи - их число будет увеличиваться. Большинство семей до сих пор - плод заключения брачных уз, и у многих супругов есть дети. Но разнообразие всех форм семьи выявляет тенденцию, выражающуюся в стремлении людей к свободному личному выбору.

    Уменьшение средней продолжительности брака.

    Откладывание момента вступления в брак.

    Увеличение количества людей, которые проживают в гражданском браке.

    Уменьшение размеров семьи, снижение рождаемости.

Прочитайте:

В США около 65% родителей признаются, что хотели бы посвящать своим детям больше времени. Но поскольку они не соглашаются на более низкий уровень жизни, экономические реалии требуют от большинства родителей, чтобы они работали вне дома и делали карьеру, даже если это означает, что им придётся уделять меньше внимания своим семьям.

Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения в информационном обществе должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения. Одним словом, возрастает потребность в качестве жизни.

Алгоритм "качество информационного производства ‑ качество информационного работника ‑ качество жизни" неизбежно ставит семью в условия ограничения числа детей в семье.

Таким образом, репродуктивная функция семьи будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности.

На протяжении 10-15 лет в Украине сохраняется низкий уровень рождаемости, который не обеспечивает даже нормального воспроизведения следующих поколений. В результате этого, население государства сократилось с 52 млн. (1991 г.) до 45,9 (данные на 01.02.2010). По данным ООН, с такими темпами к 2050 году, украинцев может остаться всего 20 млн.

Запишите:

    Увеличение числа одиноких людей, которые не вступают в брак.

Прочитайте:

Поскольку 9 из 10 граждан Америки состоят в браке, жизнь в одиночестве рассматривается как некое переходное состояние, промежуточный этап в жизни человека. Однако в последние десятилетия многие сознательно выбрали именно этот «способ существования». В 1950 г. только 10% американских семей состояли из одного человека. К 2000 г. их доля возросла и составила 25%, а общее количество живущих в одиночестве людей в США равно 27 млн. чел. В Нью-Йорке в 2009 году к категории одиноких людей относилось 28 % населения мегаполиса, к услугам которых 35 тысяч ресторанов, 3,8 тысячи баров и 745 музеев.

Более всего поражает рост числа незамужних молодых женщин. В 1960 г. таковыми были 27% американок в возрасте от 20 до 24 лет; к 2000 г. их стало уже 75%.Увеличение количества работающих женщин в западных странах способствует тому, что, будучи материально независимыми, они считают брак скорее делом выбора, нежели экономической необходимостью. Иными словами, всё большее число работающих женщин не желают расставаться со своей свободой только лишь для того, чтобы никто не смог назвать их старыми девами.

Однако, вступив в средний возраст, многие незамужние женщины начинают ощущать, что свободных мужчин недостаточно. Поскольку мы привыкли, что замужество должно «поднимать статус» женщины, чем она старше, образованнее и успешнее как профессионал, тем труднее ей найти подходящего супруга.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.