Психологические различия мальчиков и девочек. Психологические особенности развития мальчиков, определяющие эффективность работы с ними

Наблюдая девочек и мальчиков, мы можем выделить как половые, так и гендерные различия в поведении и психическом развитии.

Для биолога вопрос о различиях мужчин и женщин решается однозначно: существуют (генетический, хромосомный, гормональный пол). Пол как биологическое явление относится к индивидным характеристикам и определяется в момент зачатия. Для юриста в законах закреплено равенство полов (мужчины и женщины одинаково ответственны). И начало обучения, и юридическая взрослость для обоих полов в законах государства определяется одинаково (6,5 лет и 18 лет). Но если рассматривать взгляд на мальчиков и девочек с позиции педагога, психолога, социолога, то ответ на вопрос о различиях становится неоднозначным.

Говоря о «психологическом», «социальном» поле исследователи, ученые и практики описывают и приводят достаточно большой, разнообразный перечень различий, особенностей социального поведения, эмоционального, личностного, интеллектуального развития между мужчинами и женщинами, девочками и мальчиками.

Полоролевое развитие в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - важный период в развитии личности ребенка. Исследователями выявлено, что первые различия между мальчиками и девочками появляются в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются различия в анатомических особенностях пола и некоторые особенности развития мозга. Девочки, как правило, имеют меньший вес, рост, обхват грудной клетки, меньший суточный расход энергии (Э. К. Акрюлис, Е. Н. Вавилова, Б. Т. Данован и др.). Через месяц они начинают опережать в общем физическом и психическом развитии, в дальнейшем раньше начинают ходить и говорить. Различия проявляются в физических возможностях: мальчики быстрее бегают, дальше прыгают с места, дальше метают в даль, у них больше сила рук, чем у девочек. У девочек лучше развита тонкая моторика, более высокие показатели но гибкости и равновесию. У девочек тонкое обоняние и тактильная чувствительность.

Большинство авторов считают, что различать пол воспринимаемых людей маленькие дети начинают на первом году жизни, а свой пол - в полтора года. В. С. Мухина считает, что ребенок в оценке пола основывается на восприятии анатомических половых различиях. Другие исследователи указывают на специфику одежды, прически, различия имен девочек и мальчиков.

В исследованиях психофизиолога Т. П. Хризман показано различие стратегий мозга дошкольников разного пола и различие эмоций на генетической основе. Т. II. Хризман доказала более высокую эмоциональную восприимчивость девочек в сравнении с мальчиками, их большую сопротивляемость стрессовым ситуациям, большую гибкость при адаптации в новых условиях.

В процесс полоролевой социализации наряду с восприятием своего сходства с представителями того же пола, обобщения представлений о половых ролях включаются предпочтения и интересы, типичные для пола. Наличие сексролевых предпочтений у детей трех-четырех лет отмечают Е. Хагман, С. Броди, В. Харпун и Е. Зун. Дети-дошкольники рано дифференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпочитают роли, соответствующие их полу. У мальчиков доминируют игры героической тематики, подвижные, спортивные. Девочки играют в «дочки-матери», больницу, детский сад, магазин (Л. В. Градусова, А. Т. Коркки, Н. Я. Михайленко, Р. А. Иванникова, Р. Б. Стеркина и др.). Дети-дошкольники в игре предпочитают сверстников своего пола (Л. А. Арутюнова, Е. А. Кудрявцева, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина и др.). К старшему дошкольному возрасту формируются полоролевые стандарты, которые приобретают значение моральных законов: мальчикам не положено играть в девчоночьи игры, девочкам зазорно играть в «войнушку». Т. А. Антонова обнаружила, что девочки в три раза чаще, чем мальчики, ориентируются в игре на сам процесс игры, а также на сверстников и характер отношений с ними.

Отечественные исследователи проявление полового диморфизма у старших дошкольников изучали в тематике рисунков, манере рисования (Б. Г. Ананьев, В. С. Мухина, Н. Л. Шашкова и др.). Авторы обнаружили, что большинство рисунков мальчиков посвящено военной и индустриальной тематике (машины разных марок, танки, корабли, самолеты, космонавты, рыцари, персонажи из мультиков). Девочки рисуют природу, быт (цветы, деревья, животные, люди). Рисунки девочек имеют более законченный характер, содержат больше декоративных элементов. Рисунки мальчиков схематичны, но более динамичны в сравнении с рисунками девочек.

Существуют ли различия между мальчиками и девочками? Чаще всего указываются более высокий уровень математических, технических способностей, пространственного восприятия и мышления у мужчин, их большую активность, целеустремленность, агрессивность, а у женщин отмечают лучшее развитие письменной и устной речи, излишнюю разговорчивость, меньшее развитие логического мышления, большую эмоциональность и ранимость.

Так ли это? И какие из различий получили объективное научное подтверждение?

За 30-летний период середины XX в. за рубежом было проведено более 40 исследований интеллектуального и личностного развития мужчин и женщин, девочек и мальчиков (с участием более 35 тыс. человек). В большинстве исследований по многим показателям развития интеллекта, речи и математических способностей достоверных различий между мальчиками и девочками школьного возраста не выявлено. Некоторое превосходство мальчики 8-11 лет продемонстрировали в решении невербальных задач. Превосходство девочек отмечено но вербальному интеллекту (формирование понятий в 8-14 лет и тест достижений Стенфорда в 10-11 лет).

При обсуждении проблем психологических различий мальчиков и девочек наиболее часто ссылаются на обзор Э. Маккоби и К. Джеклин (1974 г.), в котором выделены только четыре отличия: способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность . Мужчины хорошо ориентируются в пространстве, имеют лучшие математические способности, но более агрессивны. Женщины обладают лучшими речевыми навыками.

Исследование Дж. Крамер было посвящено изучению зрительно-пространственных способностей нормальных детей. В результате было выявлено, что девочки (в отличие от мальчиков) уделяют больше внимания частным характеристикам объектов (детали предмета, детали пространственных отношений), а мальчики - на обобщенные (предмет в целом, пространственные отношения в целом). Различия зрительного восприятия лежат в разных способах и навыках восприятия.

Долгое время считалось, что девушки априорно имеют более развитые вербальные способности , но на данный момент это не столь очевидный факт. Например, исследования, проведенные в 1995 и 1996 гг. Розеном и Робинсоном, не выявили каких-либо значимых различий в вербальных способностях между девочками и мальчиками в дошкольный период и в начальных классах школы.

Некоторые исследования подтверждают превосходство мужского пола в области математики и естественных наук . В начальных классах школы эта разница не столь существенна, но на более поздних стадиях она становится более значимой и очевидной. Показатели мужчин при прохождении различных тестов на математические и научные способности сильнее варьируются, чем у женщин. То есть мужчины чаще, чем женщины, имеют очень низкие либо очень высокие показатели.

В исследовании социального интеллекта выявлено более высокое его развитие у девочек, чем у мальчиков в подростковом возрасте. У девочек лучше развиты, по сравнению с мальчиками, такие компоненты социального интеллекта, как прогнозирование развития событий в коммуникативной сфере и гибкости речевого общения.

Социальный интеллект обеспечивает ребенку возможность адекватно понимать эмоциональное состояние и личностные особенности окружающих, устанавливать дружеские отношения с одноклассниками, рационально разрешать возникающие конфликты, корректно взаимодействовать с учителями. Социальный интеллект может быть одним из факторов академической успеваемости и школьной адаптации особенно у девочек (Л. А. Ясюкова).

В одном из современных исследований интеллектуальноличностного развития учащихся 1 - 10 классов выявлены различия между мальчиками и девочками по индивидуально-динамическим показателям, независимо от возраста но темпу работы (работоспособности); точности выполнения работы; аккуратности в исполнительской части учебной деятельности.

Обобщая результаты, приведем в табл. 10.1 наиболее часто упоминаемые и, на наш взгляд, значимые для обучения мальчиков и девочек различия.

Таблица 10.1

Общепринятые различия в развитии мальчиков и девочек

(лучшее развитие параметра указано в соответствующей колонке)

Мальчики

Моторика

Более раннее двигательное созревание

Крупная (грубая) моторика

Мелкая моторика

Сила действия

Дифференцировка мышечных усилий

Восприятие

Обобщенные характеристики объекта восприятия (предмет в целом, пространственные отношения в целом и т.п.)

Частные характеристики объекта восприятия (детали предмета, детали пространственных отношений)

Внимание

Ориентация на точность работы

Ориентация на быстроту работы

Произвольное внимание

Распределение внимания

Избирательность внимания

Работа с незнакомыми, новыми стимулами

Работа со знакомыми или старыми стимулами

Интеллектуальные способности

Технические способности

Классификации

Осведомленность

Аналогии

Арифметический счет

Социальный интеллект: прогнозирование развития событий в коммуникативной сфере; гибкость речевого общения

Беглость чтения

Раннее развитие речи

Понимание прочитанного

Артикуляция

Словарный запас (5 лет, 14-17 лет)

Словарный запас (18-21 год)

Окончание табл. 10.1

Мальчики

Использование более длинных речевых конструкций

Скорость чтения

Богатство ассоциаций

Личностное развитие

Самооценка зависит от успеха в делах

Самооценка подвержена влиянию социальных взаимодействий

Стремление к независимости

Легкость вступления в социальные контакты

Утверждение индивидуальности

Повышенная чувствительность к неудачам на работе и в общении

Беспокойство

Эмпатичность

Заботливость

Самоутверждение в общении

Большая агрессивность, особенно физическая

Более высокая тревожность (в том числе и школьная)

Толерантность: большая широта взглядов, открытость и доброжелательность

Темперамент

Эргичность

Социальная пластичность

Пластичность

Эмоциональность

Индивидуальный темн

Социальная эмоциональность

Эти различия подтверждаются большим количеством исследований, но в то же время многие из них носят противоречивый характер. В части исследований приводятся данные о преимуществе развития тех или иных способностей

(интеллектуальных и речевых) мальчиков, а в других работах но тем же способностям преимущество имеют девочки. Результаты исследований, проведенные в разные годы, в разных странах, на разных контингентах испытуемых, различны. В настоящее время существует тенденция к уменьшению различий по количеству и степени выраженности. Разброс результатов мужчин больше, но в целом результаты мужчин менее подвержены изменениям.

Причины различий между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами обусловлены биологическим (природным) фактором, в том числе полового созревания, социальным фактором (роль в обществе мужчин и женщин) и культуральным (влияние культур).

Таким образом, между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами в психическом развитии больше сходств, чем различий. Психические и половые различия между мужчинами и женщинами не столь существенны. Разброс индивидуальных различий выше, чем между полами. Не обнаружено значимых различий по большинству параметров развития: интеллектуального, эмоционального, личностного. Гендерные различия во многом объясняются теми социальными условиями, в которых ребенок растет и воспитывается в конкретно-исторический период, а также теми представлениями, которые существуют в обществе о предназначении мужчин и женщин, о социальных ролях, гендерных стереотипах. Женщины в благоприятных условиях при равноправном с мужчинами положении в семье и обществе могут достигать не меньших высот в политике, науке, искусстве, профессии.

В практике педагога важно учитывать сильные и слабые стороны индивидуального развития любого ребенка (и девочки и мальчика). Особенности и различия личности определяют не столько результат, сколько способ достижения этого результата, легкость или трудность достижений, удовлетворенность своими успехами или разочарование.

Гендерные различия во многом исторически и культурно обусловлены. Подробный обзор и анализ интеллектуального, эмоционального, социального развития мальчиков и девочек, мужчин и женщин можно найти в учебниках по дифференциальной и гендерной психологии (Т. В. Бен- дас, Е. П. Ильин , Ш. Берн и др.).

  • Еремеева В.Д.у Хризман Т. П. Девочки и мальчики - два разных мира.СПб., 2001.
  • Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины.СПб.: Питер, 2006.































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Зачем природе мужское и женское? Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В.А. Геодакян. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая - это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей. И вторая - это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания. Итак, борьба консервативного и прогрессивного, устойчивого и изменяемого, старого, надежного и нового, неизведанного, рискованного. Эти две тенденции воплощаются и в делении живых существ на мужские и женские особи, что дает ощутимую выгоду в реализации обеих тенденций. При этом женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его - по возможности не допустить их изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое: что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем или уже в настоящем, особенно в момент возникновения каких-то экстремальных условий. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской – на прогресс.

Поэтому природа "бережет" женский пол, а мужской ей не так "жалко". На особях мужского пола отрабатываются все "новинки" эволюции. Разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций (генетических отклонений). . Но каждое живое существо на протяжении своей жизни подвергается влиянию той внешней среды, тех условий, в которых оно находится, и под их воздействием тоже в какой-то мере изменяется. Оказывается, природа дала женским особям более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий. У мальчиков внешнее сходство определяется именно врожденными свойствами и значительно меньше - влиянием внешней среды. При всех изменениях среды, в том числе и социальных, больше страдают самцы. Вот этими-то различиями и определяется высокая предрасположенность особей мужского пола к поисковому поведению. Это для них жизненно важно, это тот выход, который дала им природа. И мозг у них крупнее, более продвинут в развитии, но как расплата - и менее надежен, более раним. Поисковым поведением определяется и тяга самцов (в том числе мужчин) к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям.

Девочки и рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Тогда в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. Выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивают мальчиков. По разным данным, на 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань...), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, веселый...).

Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства" - кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы - мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Наверное, среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа. Почему?
По-видимому, потому, что мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще женщины: дома - мама и бабушка, в детском саду - воспитательница, в начальной школе - учительница, и лишь в средней и старшей школе изредка появляются учителя-предметники - мужчины.

Если сравнить рисунки детей, то выявится следующая закономерность: мальчики чаще рисуют технику (танки, машины, самолеты...), их рисунки наполнены действием, движением, все кругом движется, бежит, шумит. А девочки рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя.

А как мальчики и девочки отвечают на занятиях в детском саду или школе? Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо воспитателю или учителю и, отвечая, ищет у них в глазах подтверждение правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации (А какой у нас следующий урок?), а девочки для установления контакта со взрослым (А вы к нам еще придете?). То есть мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины) - на отношения между людьми.

Специалисты отмечают, что и время, необходимое для вхождения в урок - период врабатываемости - у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они по девочкам. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Учитель сразу заметил это, т.к. контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой для урока материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, т.к. в нужный момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими.

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст (даже при одинаковом так называемом "паспортном" возрасте) выше. Они оттесняют мальчиков физически и "забивают" их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления ее невелики. И в школе мальчик может найти новое нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку.

Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания велики. А это именно то, что требуют в школе. Сначала объясняется, как надо решать задачу. То есть этап поиска исключается, его берет на себя взрослый, а от детей требуют решения типовых задач, которые разобрали на уроке. Минимальные требования к поиску и новаторству, максимальные - к тщательности исполнения. Это хорошо для девочек, а мальчику надо чуть-чуть не дообъяснить и натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. Этим мы, конечно, не научим его аккуратной и последовательной записи в тетради, но только так он поймет, а значит, и запомнит принцип решения: то, до чего дошел своим умом, обычно не забывается. Психологи считают, что женщины (и девочки) превосходят мужчин в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задачи они могут решать речевым способом. Мужчины (и мальчики) превосходят женщин в видеопространственных умениях, т.к. выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска.

При неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, т.к. адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно.

А каковы особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек? Опрос воспитателей и учителей относительно индивидуальных особенностей поведенческих характеристик детей дает возможность считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, неуверенны в себе и даже более агрессивны, чем девочки. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействее, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Детская сексуальность. Детский интерес, будучи адекватно удовлетворен, не приобретает нездоровой окраски и часто вообще сходит на нет. Суть в том, чтобы, говоря ребенку правду, донести ее не всю, а ту часть, которую он в меру своего разумения способен адекватно воспринять. Психосексуальное развитие детей трех-пяти лет: первый уровень (3 - 4 года) "географический" (где он появился на свет), второй уровень (4 года) - "изготовление детей"(дети представляют, что их лепят из разных частей), третий уровень (4 – 5 лет) - "переходный"(приходит понимание, что для того, чтобы “получился” ребенок, нужны мама и папа).

Половая дифференциация детей-дошкольников. К 3-4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Развивается самосознание и - как важная его составная часть - осознание себя как мальчика, мужчины или как девочки, женщины. Особое место в психологии половой идентификации занимает формирование образа тела. Особое место в психологии половой идентификации занимает формирование образа тела. Прослеживается связь между онанизмом и недостатком нежности и ласки. Также существует связь между онанизмом, особенно у девочек, и принуждением к еде .

Гендерный конфликт. Примечание: гендер - психологический или социальный пол, в отличие от биологического пола. Гендер отражает представления человека о себе и связан с внешними проявлениями (полоролевым поведением - например, манерой одеваться, ходить, говорить). Определенные симптомы предгомосексуальности легко распознать, обычно эти признаки проявляются в жизни ребенка достаточно рано.

1. Устойчивое желание принадлежать к другому полу или настойчивые утверждения, что он или она к нему принадлежит.

2. У мальчиков - склонность к переодеванию или имитации женских нарядов. У девочек - настойчивость в ношении только типично мужественной одежды.

3. Явное предпочтение кросс-половых ролей в ролевых играх или настойчивое представление себя в другом поле.

4. Интенсивное желание участвовать в играх и занятиях, свойственных противоположному полу.

5 Ярко выраженное предпочтение занятий, характерных для другого пола.

Формирование большинства признаков кросс-гендерного поведения происходит в дошкольном возрасте, между двумя и четырьмя годами. У большинства детей, переживающих гендерный конфликт, симптомы раннего гомосексуального развития могут быть менее заметными - нежелание играть с другими мальчиками, боязнь грубых и подвижных игр, застенчивость при переодевании в присутствии других мужчин (но не в присутствии женщин), дискомфорт при общении с отцом и недостаток привязанности к нему и, возможно, повышенная привязанность к матери.

В младенчестве как мальчики, так и девочки эмоционально связаны с матерью. На языке психодинамической терапии мать - это первый объект любви. Она удовлетворяет все первостепенные потребности своих детей. Девочки продолжают развитие своей женской идентичности через взаимоотношения с матерью. Но перед мальчиками стоит дополнительная задача развития - перестать отождествлять себя с матерью и переориентироваться на отождествление с отцом, они должны отделиться от матери и культивировать отличия от своего первичного объекта любви, для того чтобы стать гетеросексуальным мужчиной.

Однако свою функцию должен выполнять и отец мальчика. От него требуется отражать и поддерживать мужественность сына. Он может играть с сыном в контактные игры - игры, которые коренным образом отличаются от тех, в которые он играл бы с дочерью. Он может помочь сыну научиться бросать и ловить мяч. Может показать ему, как заколотить дыру в изгороди или брать сына с собой в душ, где мальчик без труда заметит, что у его папы такое же мужское тело, как и у него.

Значимый, выдающийся (т.е. сильный и благосклонный) отец разрушает этот материнско-сыновний "блаженный симбиоз", который он инстинктивно воспринимает как нечто нездоровое. Если отец хочет, чтобы его сын вырос гетеросексуалом, он должен разрушить тесную связь матери и сына, которая приемлема в младенчестве, но позднее уже не в интересах мальчика. Таким образом, отец должен стать примером для подражания, показывая сыну, что возможно сохранить любящие отношения с женщиной, его мамой, и одновременно сохранить независимость. В этом смысле отец должен быть здоровым буфером между матерью и сыном. Родители должны знать, что в дошкольном возрасте у их детей могут возникнуть первые романтические чувства и стараться уважительно относиться к ним.

Слишком часто плохой брак вносит свой вклад в проблемы сына. Представления о мужественности у мальчика страдают, если мама отрицательно отзывается о мужчинах. Если отец и мать борются друг с другом, один из способов сведения счетов - эмоциональный отказ от сына. Сами того не сознавая, матери могут слишком контролировать жизнь своих сыновей. В некоторых случаях такое поведение может быть вызвано необходимостью - например, когда сын нуждается во внимании из-за своей болезненности. Многие исследования выявили повышенную корреляцию между гомосексуализмом во взрослом возрасте и проблемами со здоровьем в раннем детстве.

Иногда матери чрезмерно опекают сыновей ради удовлетворения собственных потребностей, поскольку не обрели эмоциональной близости в браке. Матери-одиночки и женщины с грубыми или эмоционально отдаленными мужьями подвергаются особой опасности впасть в зависимые отношения с сыном.

Что такое кастрационная тревога? Мальчик развивает фантазии о том, чтобы быть "мужчиной" своей матери: таким же, как папа, еще бы лучше - вместо папы. Мальчик боится, что его могущественный отец узнает о его мыслях и фантазиях и будет мстить. В попытке защититься от кастрационной тревоги и чувства фаллической неполноценности мальчики часто используют агрессию. В этой связи особенно важна роль отца. Отец помогает мальчику регулировать агрессивное поведение. Если Эдипов конфликт внутренне не решен, то мужчине надо постоянно доказывать (всем, и в первую очередь, себе), что он - самый главный, самый мужественный! Разрешение Эдипова конфликта приводит ребенка к личностному росту, к выходу за рамки семьи и к возможности освоения более широкой социальной среды (общества сверстников).

Три стадии развития мальчиков, которые необходимо знать. Первая стадия (0 - 6 лет) - возраст, в течение которого мальчик крепче всего связан с матерью. Это "ее" мальчик, даже притом, что отец может играть очень большую роль в жизни ребенка. Цель воспитания в этот период - передать мальчику большую любовь и ощущение безопасности, "зарядить" его на жизнь как на большое и увлекательное путешествие. Вторая стадия (6 – 14 лет) - мальчик хочет учиться быть мужчиной и все больше присматривается к отцу, его интересам и поступкам. (Хотя мать остается очень близким человеком, а окружающий мир становится все интереснее.) Цель воспитания в этот период - повысить уровень знаний ребенка и развить его способности, не забывая о доброте и открытости. Именно в этом возрасте к вашему сыну приходит ощущение радости и комфорта оттого, что он мальчик. Третья стадия (14 – 18 лет) - мальчику необходимо участие мужчины-наставника, если он хочет быть полностью подготовленным к взрослой жизни. Мама и папа несколько отступают на задний план. Цель воспитания на этом этапе - обучить навыкам, привить чувство ответственности и самоуважения, активно вовлекая во взрослую жизнь.

  • Матери-одиночки должны быть осторожны, чтобы не развить чрезмерно близкие отношения с сыновьями.
  • Мать-одиночка должна предпринимать дополнительные усилия для подтверждения мужественности сына.
  • Она может найти отцовскую фигуру. Заменой отсутствующему отцу могут стать старший брат, дедушка или другой мужчина.

Значимый отец. Для того чтобы мальчик мог отделиться от матери и отождествить себя с отцом, он должен воспринимать отца как человека, достойного подражания.

Виды деятельности отца:

  • Борьба-возня с сыном.
  • Совместный поход в душ, в баню с отцом.
  • Очень полезны совместные поездки с сыном.
  • Отец должен быть последним, кто поправляет сыну одеяло перед сном.
  • Физическая работа по дому.

Вот три вещи, которые родители должны сделать для сыновей:

Отец: принимать активное участие в его жизни.

Мать: отступить в сторону и умерить активность.

Оба родителя: ввести в круг общения сына других мальчиков.

Главный конфликт, лежащий в основе лесбиянства , - это неосознанное отвержение девочкой своей женственности, феминной идентичности. Женщины, которые становятся лесбиянками, обычно на подсознательном уровне решают, что быть женщиной нежелательно или небезопасно. Иногда это вызвано сексуальным насилием со стороны мужчины, которое девочка пережила в раннем возрасте. Чаще же такое бессознательное решение связано с тем, что мать представляет для девочки слабый или негативный объект для идентификации.

Игра-задание для родителей: на листе ватмана сделать коллаж из журналов на темы: “Моя девочка” и “Мой мальчик”.

Использованная литература.

1. Галина Шepeметева. Любите дочку и восхищайтесь сыном.

2. В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман. Психологические особенности мальчиков и девочек.

3. Дж. Hиколоси, Л.Э. Hиколоси. Предoтвращение гомосексуальности. Руководство для родителей.

Особенности развития мальчиков и девочек

В биологическом смысле мальчики, поступающие в школу, моложе девочек. Рождаясь, мальчики на 3–4 недели менее зрелые, чем девочки. К пубертатному периоду расхождение в «зрелости» 2–3 года. В первом классе мальчики хуже адаптируются к школе. У них хуже по сравнению с девочками развита тонкая моторика руки. Почерк у мальчиков неровный, некрасивый, размашистый, оригинальный. В речевых навыках мальчики тоже уступают девочкам, но если нужно проявить новаторство, например, решить кроссворд, найти словесные ассоциации, то мальчики справляются с этим лучше. Мальчика нельзя сравнивать с девочкой, оценить мальчика можно только с себе подобным или с собой предыдущим.

Мальчики при получении информации мало реагируют на эмоциональную окраску голоса (модуляцию, интонацию), зато быстрее воспринимают и осмысляют любую информацию о действиях (глагольные формы). Если мальчики задают вопрос, то только затем, в отличие от девочек, чтобы получить конкретный ответ. Сигналы об этих особенностях мальчики подают репликами «Короче!», «Что конкретно?» Полученную информацию мальчики лучше, чем девочки, соотносят с ранее имеющейся и воспринимают ее аналитически. У мальчиков хорошо формируются в мозгу связи между знаками, словами и образами и создаются однозначные, в отличие от девочек, контексты. У мальчиков, по сравнению с девочками, более активно работает передний мозг (лобные доли), который отвечает за смыслообразование, и, следовательно, мышление мальчиков более творческое, что способствует повышению самореализации (Хризман Т.П., Еремеева В.Д.).

Мозг мальчиков активно реагирует в первые минуты эмоционального воздействия, причем избирательно. Включаются те отделы мозга, которые отвечают за организацию конкретной деятельности, эмоционально значимой для мальчиков. Потом происходит «блокировка» и мальчик перестает слышать замечания и поощрения, т.е. происходит защитная реакция. К концу 7–10 лет утомляемость у мальчиков к концу учебного года выше, чем у девочек. Однако при раздельном обучении пик усталости приходится на февраль-март, а потом постепенно открывается «второе дыхание».

Мальчики адекватно реагируют на положительную и отрицательную оценку деятельности и поведения, готовы перестроиться, если нужно, но только тогда, когда взрослые доброжелательны и спокойны. Если взрослые подавляют, подчиняют мальчиков, то реакция на замечания всегда отрицательная. Чрезмерное возбуждение отрицательных эмоций разрушает мозг и психику мальчика. Если мальчиков похвалить, то у них возникает побуждение сделать еще что-то и даже лучше. Для мальчиков принципиально важно, что оценивают в их деятельности, а не как. При этом хвалить мальчика лучше не в присутствии всего класса, а в присутствии значимых лиц. Это особенно важно учитывать в период половой идентификации. Одобрение поведения мальчика учителем - женщиной резко снижает его рейтинг в группе сверстников, так как собственное поведение оценивается сквозь призму установок однополой группы, поскольку считают себя носителями существующей в их понятии особенностей своего пола. Мальчики более возбудимы, несдержанны, раздражительны, агрессивны, демонстративны. Но боле откровенны и искренни, чем девочки, однако более «неудобны» для взрослых. Мальчики в основном активны, настойчивы, но всегда менее исполнительны и хуже себя контролируют. Мальчики охотно берутся за общественные поручения, особенно в начальной школе, но теряют интерес к ним, как только удовлетворяют потребность в познании и изучении нового. Мальчики испытывают колоссальную потребность в активном движении, которая стимулирует развитие всех высших психических функций. В период половой идентификации мальчики задевают девочек физически лишь при групповом общении и никогда наедине. Жалобы девочек отражают не обиду, а желание поведать о проявленном внимании. Взрослые часто не понимают причин жалоб девочек, наказываю мальчиков, теряя тем самым авторитет в глазах и тех и других.

Девочки к моменту поступления в школу вполне соответствует образу положительного ученика. Значительно лучше мальчиков адаптируются к новой обстановке, грамотнее и красивее пишут и говорят. При эмоционально окрашенной информации у девочек усиливается внимание и осмысление. Девочки схватывают информацию легко, но затрудняются в соотнесении ее с ранее имеющейся. У девочек формируются многозначные, более художественные контексты. Объем кратковременной памяти у девочек выше, чем у мальчиков.

Для девочек важно кто и как их оценивает, а не сама оценка по существу. Девочка не обидится, если ей ласкова укажут на недоработку, и может огорчиться, если сухо произнесут: «Ивановой - четыре». Если девочку похвалить за сделанную работу, то она может перестать стараться, успокаивается, удовлетворяется хорошим отношением. Поэтому, похваливая, нужно побуждать девочку к дальнейшим действиям. Девочки предпочитают общаться с людьми отзывчивыми, эмоциональными, боязливыми. Когда взрослые хвалят девочек, они не теряют расположения сверстниц. Однако, в классах раздельного обучения наблюдается такое явление, как соперничество среди девочек в борьбе за «любовь» учителя и лидерское положение в классе. Девочки склочничают, сплетничают до тех пор, пока не переключаются на заботу о младших.

Уже с 1 класса девочки начинают относиться к мальчикам, как к людям «второго сорта». «Ах, эти мальчишки, они все - дураки, на них нельзя положиться…». И действительно, обычно девочки, как более успешные, исполнительные и ответственные, занимают «руководящие» посты в школе и в классе. Но воспитатели и учителя должны понимать, что это может плохо отразиться на семейной жизни девочек в будущем.

Девочки жаждут внимания мальчиков и подают им соответствующие сигналы: громкий смех, подтрунивания, издевки и т.д. Иногда могут сами толкнуть, ударить, но за этим стоит только одно - женская потребность понравиться, быть замеченной. Забота учителей и родителей о том, чтобы помочь увидеть девочке, в чем она особенная и как это достойно можно показать значимым лицам.

На основе психолого-педагогических наблюдений и их анализа специалисты считают, что : создание мотивации у девочек достигается только эмоциональным путем, т.к. физиологически доминантным у них является правое полушарие. Поступление информации для анализа и присвоения в левое полушарие достигается при наличии устойчивых позитивных эмоций, обеспечиваемых постоянных переходом от эмоциональной фазы к информативной. Предоставление новой информации в связи с этим должно быть в более медленном, размеренном темпе, т.к. усвоение информации обеспечивается другими физиологическими механизмами, нежели у мальчиков. Обратная связь достигается путем многократного повторения типовых заданий для обеспечения устойчивого усвоения информации, что позволяет легко манипулировать полученными знаниями. Одновременно такая легкость манипулирования снимает личную тревожность, которая тормозит «проход» информации в левое полушарие. При этом построение учебного процесса должно идти по принципу перехода от наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому. Для девочек более значимой является оценка взрослого.

Из-за большой эмоциональной лабильности (неустойчивости) девочек по сравнению с мальчиками соревновательные элементы желательно использовать как можно реже. Полезно актуализировать естественные возможности девочек к терпению, соучастию. Девочкам не следует частым и продолжительным включением соревновательных элементов создавать агрессивное, стрессовое напряжение, не естественное для женского организма. Работа в коллективе (коллективные формы обучения) у девочек должны побуждать не соревновательность, а сочувствие к слабому, побуждать к родительскому поведению по отношению к тем, кто слабее.

Особенности организации воспитательного процесса в классе мальчиков и девочек

Внешняя атрибутика, подготовка деталей.

Не является значимой, доминирует внимание к действию и конечному результату.

Важная часть деятельности, тщательная разработка деталей.

Соблюдение установленных правил

Игнорирование формальных правил и принятие технологии действия.

Добровольное принятие установленных правил и пристальное внимание к их соблюдению другими.

Самостоятельность и инициатива

Порой в ущерб результату

В присутствии взрослого - сознательное ограничение самостоятельности и инициативы, особое проявление этих качеств в общении с младшими.

Воспитание

Мальчиков

Девочек

Эффективные методы воздействия

Деятельностная

Вербальная (подражание, ориентация на образец)

Способы воздействия

Через сверстников

Через старших

Приоритетные виды деятельности

Конструирование, абстрагирование от окружающей среды, моделирование деятелъностной ситуации, техническое творчество, решение логических задач, освоение устройства мира вещей и явлений, спорт

Ролевые игры, творчество, изобразительное, литературное, художественно-прикладное. Самообслуживание, участие в ведении хозяйства.

Средства воспитания

Книги, общение со сверстниками, аудиовизуальные формы культуры

Общение с близкими, родственниками, сверстниками.

Программа воспитательной деятельности

«Вместе весело шагать»

Основной идеей совместной воспитательной деятельности является раздельно-параллельное обучение и воспитание мальчиков и девочек. Программа разработана с учетом особенностей пола, возраста и особенностей организации учебного и воспитательного процессов.

Цель программы: создание условий для развития и позитивного общения мальчиков и девочек, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи :

    организовать жизнедеятельность класса мальчиков и класса девочек с учетом раздельно – параллельного обучения в соответствии с нормами нравственности;

    создать условия для развития возможностей каждого мальчика и каждой девочки;

    способствовать развитию традиций классных коллективов и традиций совместной деятельности мальчиков и девочек;

    обеспечить активное участие мальчиков и девочек в жизни школы, города;

    укрепить содружество мальчиков и девочек, педагогов и родителей.

    Постановка проблемы и условия разработки программы.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:

    Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

    Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

    Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

    Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, трудолюбия.

Вывод: при разработке воспитательной программы класса необходимо учесть эти принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной и коррекционной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Условия успешной реализации программы

Основным условием успешной реализации программы является чётко организованное, устойчивое взаимодействие классных коллективов.

В этом взаимодействии выстраивается цепочка:

классный руководитель – учащиеся – родители – друзья класса

Классный руководитель является основным организатором взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. В процессе развития демократического уклада школьной жизни очень важным является создание и развитие органов самоуправления – ученического и родительского.

Ученики являются участниками образовательного процесса, активными участниками в проведении классных и щкольных мероприятий, участвуют в работе органов самоуправления.

Родители являются помощниками классного руководителя в подготовке и проведении классных и школьных мероприятий.

Друзья класса являются помощниками и деловыми партнерами в воспитательном процессе, проводят совместные мероприятия на сближение классных коллективов.

Прогнозируемый результат реализации программы

Для класса мальчиков:

    мальчики обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолеть трудности во взаимоотношениях с девочками;

    мальчики овладевают навыками самостоятельной организации своей деятельности;

Для класса девочек:

    девочки обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолеть трудности во взаимоотношениях с мальчиками;

    формируется стабильный положительный настрой к активной познавательной активности;

    девочки овладевают навыками самостоятельной организации своей деятельности;

    формируется сплоченный дружный коллектив к концу 4 класса, со своими устоявшимися традициями.

Вместе:

    освоение детьми альтернативных позиций в коллективной деятельности;

    создание условий для создания творческих групп младших школьников и их взаимодействия с активом школьников среднего и старшего возраста.

Направления работы

Для реализации данной программы были выбраны следующие направления:

    учебный труд

    здоровье

    толерантность

    адаптация

    совместные мероприятия

    семья

Основные задачи каждого направления:

Учебный труд

Задачи:

    формирование у мальчиков и девочек ценностного отношения к труду; развитие мотивации детей к самореализации;

    обеспечение условий для получения детьми дополнительного образования в соответствии с их интересами;

    формирование навыков самоорганизации в учебной и внеурочной деятельности, планирования собственной деятельности, прогнозирования результата деятельности; выбора средств достижения цели, оценки результатов деятельности.

Здоровье

Задачи:

    формирование у мальчиков и девочек ценностного отношения к здоровью, физическому развитию, знаний о возможностях человеческого организма и условиях их развития;

    предоставление детям позитивных моделей здоровьесберегающего поведения и физической культуры посредством ознакомления с различными видами спорта;

    создание условий для укрепления социального здоровья детей;

    формирование у мальчиков и девочек навыков здоровьесбережения и личной гигиены;

    создание условий для реализации детьми возможности для творческой самореализации в спортивно – оздоровительной работе.

Толерантность

Задачи:

    способствовать созданию благоприятного микроклимата в классных коллективах;

    учить строить межличностные отношения;

    формировать отзывчивость, чуткость, уважительное отношение к старшим, родителям, учителю;

    формирование бережного отношения к природе.

Адаптация

Задачи:

    организация опыта гуманистических взаимоотношений в классных коллективах, способствующего предотвращению и преодолению конфликтных ситуаций и межличностном общении;

    создание условий для успешной адаптации мальчиков и девочек в новой учебной обстановке.

Совместные мероприятия

Задачи:

    формирование у мальчиков и девочек коммуникативных умений и навыков в процессе проведения совместных игровых и внеклассных мероприятий;

    расширение опыта ролевого взаимодействия между детьми в ходе сюжетно – ролевых игр, опыта сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

Семья

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Перспективный план воспитательной работы

Учебный труд

Диагностика «Изучение мотивации учения учащихся класса»

Организация и контроль за ведением портфолио ученика – отслеживание результатов достижений каждого ученика

Организация подготовки и участие в предметных олимпиадах и НПК

Участие в международных конкурсах «Эму»

    Беседа «Я стал учеником»

    Оформление стенда «Классный уголок»

    Деловая игра «Общаемся и учимся вместе»

    Классный час «В гости к нам пришел портфель»

    Викторина « Хочу все знать»

    Тренинг «Как стать вниматель-нее и наблюдательнее»

    Викторина, игра, конкурс «Книга – лучший друг»

    Психодиагностика «Что тебе нравится в школе»

    Беседа «Учимся мыслить»

    Час – игра «Путешествие по королевству любимых предметов»

    Классный час «В школу с радостью»

    Викторина «Занимательный русский язык»

    Беседа – игра «Весна в красках, музыке»

    Беседа «В научном городе»

    Викторина «Мир чтения»

    Час – игра «Путешествие в страну Математику»

    Беседа «Времена года в музыке, живописи,

литературе»

6. Игра – путешествие «Солнце и звезды»

7. Викторина «Мой любимый писатель»

8. КВН «Занимательный урок знаний»

9. Беседа «Жизнь людей в архитектуре и скульптуре»

Здоровье

Ознакомление с листком здоровья учащихся

Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения

Сотрудничество с психологической службой с целью формирования у учащихся умений саморегуляции самовоспитания

Организация и участие учащихся в Днях здоровья.

Участие в неделе «Правильное питание»

Проведение физкультминуток на каждом уроке

    Классный час «Что такое здоровье?»

    Беседа «Наш режим дня»

    Путешествие в страну Здоровья

    Психогимнастика «Учимся отдыхать»

    Беседа «В единстве с природой»

7. Беседа «Зачем нужны витамины и прививки?»

8. Классный час «Как и чем мы питаемся?»

9. Конкурс рисунков «В здоровом теле - здоровый дух»

7. Беседа «Закаляйся, если хочешь быть здоров»

8. Агитбригада «Полезные и вредные привычки»

9. Устный журнал «Расти здоровым»

10. Классный час «История олимпийских игр»

7. Беседа «Наше настроение и здоровье»

8. Классный час «Спорт в моей семье»

9. Беседа «Экстремальные виды спорта. Что вы о них знаете?»

10. Классный час «Я – мальчик, я – девочка»

Толерантность

Организация и проведение совместных праздников

Участие в конкурсе «Алло, мы ищем таланты»

Организация и проведение Дня именинника

Создание классного фотоальбома

Праздник «Дорогие бабушки и мамы»

Праздник «День защитников Отечества»

Участие в школьном празднике «За честь школы.»

    Классный час “порадовать близких – это просто!»

    Беседа «Доброе слово – что ясный день»

    Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны»

    Дискуссия «Можно и не ссорится»

    Классный час «Дружба – чудесное слово»

    Сюжетно – ролевая игра «Товарищ попал в беду»

8. Классный час «Я и моя семья»

9. Беседа «К тебе пришли гости»

10. Классный час «Уважай старших»

11. Праздник «Да здравствует вежливость!»

12. Беседа «Дисциплинированное поведение дома, в общественных местах»

8. Классный час «Еже ли вы вежливы»

9. Беседа «поговорим о доброте»

10. Викторина «Дружбой крепкой дорожить»

11. Экскурсия в парк «Зачем любить и охранять природу?»

8. Классный час «Существует ли дружба между мальчиками и девочками?»

9. Ролевая игра «Я – настоящий друг»

10. Дискуссия « Моё имя»

Адаптация

Праздник Знаний

Изучение личных дел учащихся

Совместная работа с учителями предметниками

Изучение индивидуальных особенностей каждого ученика (ученицы)

Диагностирование уровня комфортности учащихся в школе

6. Беседа «Давайте познакомимся. Твое имя, имя твоего соседа»

7. Коллективное дело «Адаптация детей к обучению в школе»

8. Экскурсия по школе и беседа «Правила поведения в школе»

9. Коллективная работа «Наша дружная семья»

    Беседа «Наши поручения»

    Деловая игра «Коллективные дела класса, какое участие в них ты принимаешь?»

    Диагностика «Мое отношение к школе»

    Классное собрание «Какое поручение мне больше всего нравится»

    Классный час «вместе весело живется»

    Классный час «Наш класс в жизни школы»

6.Классный час «Мы на год стали взрослее»

7. Тренинг «Мы переходим в 5 – ый класс»

8. Классный час «Наш самый дружный в школе класс»

Совместные мероприятия

1. Классный час « Вместе весело шагать!»

3. Праздник «Осенины»

4. День здоровья.

5. Праздник «Новый год»

6. «День защитника Отечества» (конкурсная программа для мальчиков)

8. День Победы

9.Праздник « Прощание с азбукой»

10.Конкурс « Всё о птицах»

11. Акция « Кормушки для птиц»

14.Праздник «До свидания 1 – ый класс!»

9.Викторина «Животные, которые нас окружают»

10.Изготовление поздравительной открытки к Юбилею школы

11.Праздник «Прощание со 2 – ым классом»

9. Викторина «Хлеб – всему голова»

10. Праздник «Вот и позади 3 –ий класс»

8. Беседа «Впереди 5 класс»

10. Праздник «Мы переходим в 5 – ый класс»

Ожидаемые результаты:

    Создание сплочённого классного коллектива

    Повышение качества обучения учащихся.

    Развитие интереса к изучаемым предметам.

    Снижение уровня заболеваемости детей

    Формирование здорового образа жизни в семье

    Формирование культуры личности ребёнка

    Сплочение родителей и детей.

    Развитие индивидуальности учащихся.

    Развитие самостоятельности.

Работа с родителями

Включение родителей в реализацию

воспитательной программы

Психолого – педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьей:

    индивидуальные и тематические консультации;

    родительские собрания;

    родительский комитет;

Вовлечь родителей в учебно – воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

    помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий;

    организации экскурсии и туристических походов;

Основные моменты деятельности классного руководителя:

Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.

Сотрудничество с психологом и социальным педагогом школы, организующим консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.

Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Тематика родительских собраний

2 класс

«Наши первые отметки»

3 класс

«Мы все вместе»

4 класс «Мы переходим в 5 – ый класс»

1. Организационное собрание. В семье ребёнок – первоклассник. (сентябрь)

2 . Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья. (ноябрь)

3 . Период адаптации первоклассника к условиям школы. (декабрь)

4. Роль книги в развитии интеллектуаль-ных умений ребёнка (март)

5.. Итоговое родительское собрание «Подведем итоги первого года обучения» (май)

1. Организацион-ное собрание. Вот и стали мы на год взрослее!

(сентябрь)

2. . Первые школьные отметки. (ноябрь)

3. Выполнение домашних заданий. (январь)

4. Детская агрессия (март)

5 . Совместное итоговое собрание с детьми «Мы переходим в 3 – ий класс» (май)

1 . Организационное собрание. Знания, умения и навыки третьеклассников. (сентябрь)

2 . Дети и компьютер. (ноябрь)

3 Поощрение и наказание детей в семье. (январь)

4. Гиперактивный ребёнок в семье (март)

5 . Итоговое собрание «Поймём друг друга» (май)

    Организационное собрание «Мы перешли в 4 – ый класс» (сентябрь)

    Ваш ребёнок взрослеет. Что нужно знать о половом воспитании. (ноябрь)

    Телевидение в жизни младшего школьника. (январь)

    Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка. (март)

    Итоговое родительское собрание «До свидания, начальная школа!» (май)

Фото: Gennadiy Poznyakov/Rusmediabank.ru

С самого рождения маленького человечка уже понятно,что мальчика и девочку нужно воспитывать и развивать по-разному.Даже если вам кажется,что до двух- трех лет ребенок не понимает своего отличия от представителя противоположного пола,мы всё же на подсознательном уровне относимся по разному к малышам и они это чувствуют.К примеру с девочками родители мягче,а к мальчику всё же относятся строже,ведь каждый хочет воспитать настоящего мужчину.Природа предусмотрительно заложила в человека свои зачатки для физиологического и психического развития и созревания.

Главную роль в воспитании гендерного поведения ребенка в социуме играет семья,затем близкое окружение и наконец дошкольные учреждения и школы.Без участия взрослого человека возможности заложенные в психику малыша могут и не раскрыться.Представьте себе общество,состоящее только из несовершеннолетних…..Конечно каждый ребенок индивидуален и к каждому требуется особенный подход.но нужно по разному строить воспитание девочек и мальчиков.

Особенности психического развития

Проводя исследования,физиологи заметили,что уже с рождения мозг девочек и мальчиков работает неодинаково, с первых месяцев жизни восприятие и анализ информации ими различается.Уже давно практически всем известно.что девочки начинают говорить раньше, из чего следует,что и в остальном мальчики будут немного отставать т.к. речь играет важнейшую роль в развитии ребенка.

У девочек очень развито слуховое восприятие.у мальчиков же - зрительное.

В играх тоже есть различия,девочки выбирают часто уголок и имитируют домашнее хозяйство,устраивают уютные кухоньки, возятся с посудой,любят кропотливые мелочи с куклами,копируют быт,семейные отношения,их игры более словесны. Мальчики же напротив, предметны: конструкторы,всевозможные постройки…они осваивают пространство,испытывают себя ловкостью,находчивостью,стремятся находить и изучать что то новое,ломают(и это не повод для тревоги,они просто изучают как устроена вещь\игрушка),и пробуют создавать.В играх зачастую закладываются основы нравственности(уважение,доброта,уступчивость,терпение),игры служат макетом поведения взрослой жизни.

Необходимо отметить,что для мальчиков в момент формирования гендерной устойчивости обязательны дополнительные усилия, без которых его развитие пойдёт по женскому типу;

Особенности физического развития

Так же мальчики медленнее растут и прибавляют в весе,более сильны,но менее выносливы,чем девочки.Они больше подвержены вирусным заболеваниям.Как сказано выше мальчики более импульсивны и с удовольствием осваивают активные игры,любят авантюры, соперничество.Девочкам же напротив,легко даются занятия,где требуется усидчивость и терпение,внимательность и точность.

Представление о понятии мужчина и женщина формируется у ребенка постепенно и мы должны подходить к данному вопросу со всех сторон. Так, и на занятия физкультурой нужно давать детям посильные задачи соответственно их полу. Мальчикам и девочкам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, затратами дополнительных усилий-для мальчиков.., пластичности, выразительности, грациозности –для девочек. Давать посильные задания,четко разграничивая их по половой принадлежности.Например,просить девочек прибрать мячи или скакалки,аккуратно сложить в корзину или повесить.Мальчикам- выполнить перестановку скамеек либо составить более тяжелые предметы,акцентируя внимание на силе и мужественности.

Особенности воспитания

Воспитание-это целенаправленное формирование личности.Воспитывая своего ребенка,мальчика или девочку,родитель прежде всего должен глубоко знать малыша,его характер,все плюсы и минусы крошечной натуры,достоинства,увлечения,склонности.Только тогда родитель может плодотворно влиять на развитие ребенка.

Уже к 4-м годам в сознании ребенка твердо закрепляется понятие о своей половой принадлежности и того,что она не изменится.

Выводы

Мальчикам для комфортного развития требуется пространство и движение,если будет мало места,они будут осваивать вертикаль(лазать,прыгать).Не бойтесь,если видите,что ваш мужчинка отстает в развитии от девочек,эта задержка на 1,5 -2 года к подростковому возрасту выровняется или даст скачек вперед.Мальчики с трудом воспринимают смену режима дня или каких либо планов,поэтому,если что то меняется,предупреждайте их заранее.

В разговоре давайте четкие указания,намеков и расплывчатых фраз мальчик просто не воспримет.Если возник конфликт и малыш раздражен,помните,в этот момент объяснять вашу позицию бесполезно,либо вкладывайтесь в первые две минуты,либо отложите разговор до тех пор,пока он не успокоится.Мозг мальчика,да и уже взрослого мужчины не в состоянии выдержать поток женских нравоучений,он просто отключается.В первые 2-3 года не бойтесь сюсюкаться и изливать на него любовь,но дальше необходимо чаще привлекать к воспитанию папу или родственника или друга мужского пола,мальчику очень важно отождествлять себя со взрослым мужчиной и копировать его поведение.

Девочки вперед начинают говорить и потому считается,что с ними проще договариваться,они могут внимательно слушать.Они стереотипны,поэтому усвоив однажды какой либо навык,они доводят его до совершенства.Они гибки и послушны,идут на контакт и ищут одобрения взрослых, поэтому с девочками гораздо проще и спокойнее.

И все они по сути – среднего рода. И когда в руководствах по педиатрии и психологии пишут о том, что ребенок к определенному возрасту должен уметь то-то и то-то, многоуважаемые авторы учебников опять имеют в виду некое бесполое существо. Между тем мальчики и девочки растут и развиваются по-разному.

1. Девочки более послушны, чем мальчики

В раннем детстве девочки действительно более послушны. Это запрограммировано природой. Женщины лучше приспосабливаются к окружающей среде, чем мужчины.

Это явление хорошо иллюстрируют наблюдения за близнецами. Однояйцовые близнецы-мальчики (с одинаковым генотипом), даже если они были разлучены в детстве и росли в разных условиях, все равно будут очень похожи друг на друга. А однояйцовые близнецы-девочки при разных условиях воспитания могут существенно отличаться друг от друга (например, полнеть или худеть в более широких пределах). Если же условия жизни одни и те же, то даже разнояйцовые близнецы-девочки могут стать во многом похожими друг на друга.

Но в подростковом возрасте картина несколько меняется. И группа мальчиков более послушно следует указаниям старших, чем девочек. Подростковые группировки с их строгой иерархией по большей части состоят из мальчиков.

2. Мальчики больше хотят отличиться

Это не столько желание, сколько констатация факта. Для природы особи женского пола более «ценны», поскольку именно они могут воспроизводить себе подобных. Они – главные хранительницы генотипа, а на мужских особях природа чаще экспериментирует.

По мнению доктора биологических наук, генетика В.А.Геодакяна, у мужчин больше полезных и вредных мутаций (генетических отклонений), чем у женщин. Он говорит:

«Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков».

3. Мальчики более изобретательны, чем девочки

Так было задумано природой. Питерский нейрофизиолог В.Д.Еремеева говорит, что поисковое поведение природа предусмотрела для самцов в сложных ситуациях. В самом деле, меняться, приспосабливаться под изменчивый мир им значительно сложнее, чем женщинам. «Пусть лучше мир прогнется под нас», – сказал мужчина, и, чтобы не погибнуть, отправился на поиски другого места (потеплее и получше) или изобрел шубу.

Поисковым поведением определяется и тяга самцов к освоению новых пространств, их большая сообразительность, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованных предприятиям.

Среди изобретателей мужчин существенно больше, чем женщин. Однако это совсем не означает, что мальчики более способны и одаренны, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше. Девочки-«вундеркинды» по большей части превращаются в «таких, как все». Почему? Возможно, срабатывает некая генетическая программа, а может быть, виной та самая «приспосабливаемость и адаптивность», которая на этот раз сыграла отрицательную роль.

4. Девочки более работоспособны, чем мальчики

Не совсем так. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в работу, и учитель или воспитатель это сразу замечает – по устремленным на него горящим девчоночьим глазам. Мальчики раскачиваются дольше и на учителя смотрят реже (чаще – на парту, в сторону или прямо перед собой). И к тому моменту, когда они достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать.

Получается несоответствие во времени – самый важный ключевой момент урока девочки усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.

5. Мальчики занимают больше места

Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новое пространство. Во-вторых, девочки опираются на т.н. «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики, где до всего можно дотянуться рукой. Мальчики же, в основном, ориентируются на «дальнее зрение» – им нужно бегать друг за другом, бросать различные предметы.

«Должен он скакать и прыгать,

все хватать, ногами дрыгать,

а иначе он взорвется,

трах-бабах и нет его!» – это, прежде всего о мальчиках!

С поисковым поведением связано, кстати, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.

6. Мальчики не должны плакать

А вот это неправда. Мальчики порой более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки, они более чувствительны к боли, к страданию, чем девочки. Но поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться.

Эмоциональную чувствительность и тревожность маленьких мальчиков взрослые слишком часто недооценивают. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем – он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессовой ситуации.

А потом мы удивляемся, почему мужчины раньше умирают…

7. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух

В общем, правда, хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. Поэтому то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску.

И помня о том, что перед нами не просто малыш и ребенок, а маленькая девочка или маленький мальчик, самое главное – очень его любить. Любовью не испортишь ни того, ни другую!

Инесса Смык

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.