Нуклеарная система. Нуклеарная семья. Типы нуклеарных семей. Ролевой набор и интеракции в нуклеарных семьях. Общая характеристика приемной семьи

Нуклеа́рная семья́ (также супружеская или партнёрская семья) - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). Противопоставляется расширенной (или сложной) патриархальной семье традиционного типа, в состав которой входит несколько супружеских пар или, как минимум, несколько поколений взрослых людей. Переход от сложной семьи к нуклеарной идёт при переходе от традиционного к индустриальному обществу

Классификация нуклеарных семей (Антонов):

Комплектность внутрисемейных ролей

1 Тип семьи: многодетная

Число детей: 5

Число ролей: 12 (муж, жена, отец, мать, сын, дочь, сестра, брат, социально-групповые роли: сыновья, дочери, братья, сестры)

Ролевая структура: 3 сына 2 дочери, 3 дочери, 2 сына.

№1

2 Тип семьи: многодетная

Число детей: 5

)

Ролевая структура: 4 сына, 1 дочь, 4 дочери, 1 сын

Номер типа семейной структуры: 2

3 Тип семьи: многодетная

Число детей: 5

Число ролей: 10 (муж, жена, отец, мать, сын, дочь, сестра, брат, социально-групповые роли: сыновья, дочери, братья, сестры )

Ролевая структура: 5 сыновей или 5 дочерей

Номер типа семейной структуры: 3

4 Тип семьи: среднедетная

Число детей: 4

Число ролей: 12(муж, жена, отец, мать, сын, дочь, сестра, брат, социально-групповые роли: сыновья, дочери, братья, сестры )

Ролевая структура: 2 сына и 2 дочери

Номер типа семейной структуры: 7

5 Тип семьи: малодетная

Число детей: 2

Число ролей: 8 (муж, жена, отец, мать, сын, дочь, сестра, брат, социально-групповые роли: сыновья, дочери, братья, сестры )

Ролевая структура: 1 сын, 1 дочь/ 2 сына/ 2 дочери)

Номер типа семейной структуры:

6 Тип семьи: малодетная

Число детей: 1

Число ролей: 5(муж, жена, отец, мать, сын, дочь, сестра, брат))

Ролевая структура: 1 сын/1 дочь

Номер типа семейной структуры:

7 Тип семьи: супружеская

Число детей: 0

Число ролей: 2 (муж, жена)

Номер типа семейной структуры:

По числу интеракций:

Однодетная (3 интеракции)

Двухдетная (6 интеракций)

Трехдетная (10 интеракций)

Схема членства индивидов в нуклеарных семьях:

Один индивид может отностися одновременно к 5 нуклеарным семьям)

Ориентационная семья (отец, мать, брат/сестра, J)

Понятие брака. Брак и брачное поведение. Виды брака.

Брак (Антонов) – санкционируемые и регулируемые обществом отношения между М и Ж, определяющий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Брак (право) – свободный и добровольный, равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный с целью образования семьи, с обязательным выполнением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимоличный и имущественные права и обязанности.

Брачность – процесс образования брачных пар в населении.

Групповой брак - >Парный брак (сначала матрилокальный, затем патрилокальный) - > Моногамный брак

Брачное поведение – поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, а также поведение связанное с выбором брачного партнера.

Брачный отбор – процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера тем или иным способом отбирается тот единственный партнер, который становится мужем или женой.

Части брачного поведения:

Брачный выбор

Супружеское поведение

Бракоразводное поведение

Брачное поведение

Система действий и отношений ведущих к заключению брака (брачный выбор)

Супружеское поведение, которое реализуют мужчины и женщины, вступившие в брак и ставшие родителями.

Поведение ведущее к разводу, распаду брачных отношений.

Виды брака:

Церковный брак - освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС.

Морганатический брак - брак между лицами неравного положения. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.

Гражданский брак - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В разговорной речи так часто именуют сожительство и ведение совместного хозяйства без регистрации брака.

Временный брак - в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре.

Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.

Фактический бракроссийском праве - сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» - отношения между партнерами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке.

Фиктивный брак - притворное оформление брака без намерения создать семью для получения от государства связанных с ним преимуществ. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным.

Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причем возможны градации. В шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх. Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. Тем не менее их положение существенно ниже, чем у жён, и скорее напоминает рабство.

Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Следы полиандрии замечены в «Махабхарате» (5+1: Драупади была женой всех братьев Пандавов).

Групповой брак - сожительство нескольких женщин (N) с несколькими мужчинами (M). В наше время является формой экспериментов молодежи. В русском языке называется «шведской семьей», хотя сами шведы выступают против такого определения. Ранее многие учёные утверждали, что групповой брак существовал в первобытном обществе при матриархате и предшествовал институту парного брака; в настоящее время эта теория промискуитета считается весьма сомнительной.

Однополый брак - сожительство гомосексуальной пары. Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак.

(лат. nucleus - ядро), простая семья, основная семья, семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей или одного из родителей со своими детьми (см. Неполная семья), не состоящими в браке. Нуклеарная семья не всегда малая, хотя обычно процесс нуклеаризации связан с массовым распространением внутрисемейного ограничения деторождения. Нуклеарная семья развивает самостоятельность её членов, их автономность относительно друг друга, и если этот процесс проходит корректно и бесконфликтно, то он укрепляет семейные узы, делает семью более прочной, спаянной. Напротив, недостаточная подготовленность к брачной и тем более семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям (включая сферу интимных отношений) и увеличивает бракоразводность. Последнее чаще всего встречается в нуклеарных семьях, где один из супругов или оба были в родительских семьях единственными детьми-кумирами. Срабатывает эффект исключительности и на её основе - взаимопроявляемой антагонистической авторитарности. Если к этому прибавляются завышенные взаимные социальные притязания супругов, например, на основе неравной материальной обеспеченности, то при недостаточности общей культуры всё это может привести к разводу. Серьёзные сложности организации, особенно молодёжной нуклеарной семьи, составляют социальные неурядицы, обрушивающиеся на молодых супругов, а также неудовлетворительная подготовка к интимной жизни. Поэтому в настоящее время семья вообще, а нуклеарная в частности, стала объектом исследования многих общественных наук: социологии, экономики, права, этнографии, педагогики, демографии и сексологии, приобретая социально-общественное значение.
Исследования не зафиксировали ярко выраженной взаимосвязи между прочностью брака, удовлетворённостью сексуальной стороной жизни и типом семьи. Однако, если связать воедино тип семьи (нуклеарная, расширенная) с жилищными условиями и удовлетворённостью супругов интимной жизнью, можно сказать, что нуклеарная семья, имеющая хорошие жилищные условия, имеет больше возможностей для интимной жизни. Супруги, живущие отдельно и имеющие достаточно укромных мест для половых контактов, имеют несомненные преимущества по сравнению с теми, которые живут вместе с родителями в стеснённых бытовых условиях. В первом случае муж и жена, живя в нормальной квартире, могут быть достаточно раскрепощены, быстрее найдут средства и способы взаимного удовлетворения.
Сексология выдвинула проблему воспитания этики, эстетики, психологии, гигиены, культуры сексуального поведения лиц, вступающих в брачные отношения, тем более что основой современного брака становятся не экономические или статусные отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Нынешняя тревожная тенденция развития брачно-семейных отношений (снижение рождаемости, рост разводов, увеличение количества неполных семей и др.) характеризует не только их распад, но и сложности социально обусловленной трансформации семьи (особенно нуклеарной) и её функций.

(Источник: Сексологический словарь)

Смотреть что такое "Нуклеарная семья" в других словарях:

    См. СЕМЬЯ НУКЛЕАРНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ - (от лат. nucleus ядро), простая семья, основная семья, семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей или одного из родителей со своими детьми, не состоящими в браке. В отличие от биологической семьи, включающей всё потомство… … Демографический энциклопедический словарь

    НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ - (NUCLEAR FAMILY) Нуклеарные семьи как социальные единицы, состоящие из мужчины и женщины, которые живут вместе со своими детьми, часто противопоставляются расширенным семьям. Один из теоретических подходов предполагает существование… … Социологический словарь

    - (англ. nuclear family) (также супружеская или партнёрская семья) семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного… … Википедия

    Нуклеарная семья - (лат. – ядерный) – это семья, состоящая из двух близ стоящих поколений – родителей и детей. Это семейное ядро без бабушек и дедушек. Такая семья является наиболее типичной для общества, но она считается недостаточно эффективной, ибо в ней… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ - См. семья (1) … Толковый словарь по психологии

    НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ - (nuclear family) см. Семья …

    Нуклеарная семья ядерная с - Нуклеарная семья, ядерная с. * нуклеарная сямья, ядзерная с. * nuclear family родители и их родные дети … Генетика. Энциклопедический словарь

    ПРИВАТИЗИРОВАННАЯ НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ - (privatized nuclear family) см. Семья … Большой толковый социологический словарь

    семья - семья, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких то иных отношениях (например, неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах. Семья характеризуется обязательной… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Понятие "патриархальной семьи"

Замечание 1

Как известно, после разрушения родоплеменного строя (разделение труда, развития земледелия, животноводства и т.д.) формируется новая форма институционального принуждения - патриархальная семья. Постулаты о том, что патриархальная модель семейных отношений является продуктом монополии мужчин на частную собственность и частная собственность, патриархальные институты и рабство возникают почти одновременно в обществоведении, давно превратились в аксиомы. В порожденной аграрным типом хозяйствования патриархальной семье доминируют функции продолжения рода, укрепление социальной интеграции вокруг рода (familia) и экономическая целесообразность.

Известно, что патриархальные устои семьи так старательно охраняли доминирующие социальные классы (сначала аристократия, а потом буржуа) и были укреплены еще во времена античной Греции. В Древнем Риме патриархальная мораль приобрела особо жесткие формы, подкрепленные древнеримским правом родительской монополии на частную собственность, за которой неизбежно наступала родительская монополия на применение насилия. Достаточно привести пример одного, полностью варварского древнеримского закона, по которому отец имел право беспрепятственно продать сына в рабство, о чем неоднократно пишет Гегель:

«Согласно неправовым и аморальным определением римского права, дети отцу были вещами, и тем самым он находился в юридическом владении своими детьми »; «... Отец даже мог продать сына в рабство, а если другие отпускали его на свободу, то он возвращался под власть отца и только после трехкратного освобождения становился самом деле свободным; согласно этим законам сын в римской семье вообще не становился dejure полностью совершеннолетним и правовой лицом и мог получить собственность только в виде военной добычи... ».

Наличием жестких патриархальных норм, регулирующих семейные отношения в условиях полигамного брака, отличается ислам, в частности, законы шариата. Известно, что мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак - как религиозную обязанность мусульманина. Однако довольно часто брачная договоренность возникала торговой сделке (калым), которую заключали родители невесты.

Патриархально-авторитарная семья, порождающая соответствующую ей мораль, поддерживалась усилиями «фалоцентричнои паранойи» (Гваттари) других социальных агентов, демонстрировали большую заинтересованность в жесткой субординационные модели. Семейная патриархальная мораль является влиятельной до тех пор, пока влиятельными остаются авторитарная (монархическая) государство и церковь, которые поддерживают ее господство на законодательном уровне.

Понятие "нуклеарная семья"

Нуклеарная семья относится к типу современных семей, так как в условиях нуклиарной семьи родители и дети проживают вместе, без постоянного участия в своей жизни старшего поколения. Подобная форма брачных отношений считается результатом с древности продолжающегося процесса распада патриархальной семейной общины и далее - большой семьи. Статистические и этнографические данные убеждают, что уже с конца XVIII в. малая семья была основной на всей этнической территории Росийской империи, ей были присущи определенные региональные особенности, в частности, относительно обычно-правовые установы, традиции внутрисемейного быта. Но основные определяющие ее черты - общие. Она выступает как самостоятельная и неделимая хозяйственная единица, является преимущественно двухпоколенной - состоит из супругов и их неженатых детей, ведет отдельное хозяйство, обладает определенными собственными производственными средствами (землей, инвентарем), имеет собственное жилье, хозяйственные помещения и тому подобное.

Средний численный состав малой семьи в прошлом - семь-восемь человек. Однако ее эволюции свойственна тенденция к уменьшению состава. Так, по материалам Черниговской губернии, количество членов крестьянских семей составляла в среднем 1879 пять-шесть человек. По данным Всероссийской переписи населения 1897 p., средние показатели количества лиц семей:

  • Харьковской губернии - 6,2;
  • Таврической и Екатеринославской - 6,1;
  • Полтавской, Черниговской, Волынской и Киевской - 5,7;
  • Подольской - 5,2;
  • Бессарабской - 5,1.

Нуклеарная семья разделялась на:

  1. полную (супруги и неженатые дети), неполную (только один из супругов и неженатые дети)
  2. элементарную (только супругов).

Самой распространенной в в XIX - начале XX в. была полная малая семья. Неполные семьи возникали в основном из-за смерти одного из родителей и очень редко - из-за супружеской неверности и развода. Бездетные супруги чаще усыновляли ребенка из семьи родственников, где было много детей.

Во внутренней жизни нуклеарных семей сохранились пережитки большой патриархальной семьи. В частности, это касается исключительного распорядительного права хозяина, санкционированного традиции его главенства, кроме случаев, когда этой функции он просто не мог выполнять. Однако сама организация жизни малой семьи в Украине значительно большей степени, чем в большой семье, требовала совместных усилий мужчины и женщины.

Трансформация современных семейных отношений

Таким образом, трансформация современной семьи не является строго эволюционным, линейным процессом. Ключевым моментом трансформации традиционной семьи в современную является ее статусно-ролевые характеристики. К основным тенденциям структурных сдвигов современной семьи надо отнести упрощение семейной структуры. Наиболее распространена в свыты - нуклеарная или простая семья, состоящая из двух поколений - родителей и детей.

Замечание 2

Благодаря упрощению структуры, семья лучше приспособлена к современной жизни по сравнению с традиционной, трипоколиною и разветвленной. Становление статусно-ролевых структур современной семьи отличается значительным влиянием историко-культурных традиций. Современную семью отличает традиционная включенность в разветвленную систему родства и высокая конвенцийнисть. Ведущую роль в системе родства играют кровнородственные отношения, система посвящения и традиционные формы духовного родства. Благодаря включенности в разветвленную систему родства для статусно ролевой структуры семьи эгалитарные отношения супругов вполне естественны. Статус мужчины в семье не является однозначно связанным с лидерством, как это принято в семьях патриархального типа. Благодаря этому, статусно ролевые отношения, приобретают динамизма, производят впечатление недостаточно управляемых и неструктурированных процессов только на первый взгляд. Более внимательный взгляд дает основания для признания закономерных тенденций, требующих дальнейшего изучения.


Общая характеристика нуклеарной семьи

Нуклеарные семьи как социальные единицы, состоящие из мужчины и женщины и их детей, часто противопоставляются расширенным семьям. Один из теоретических подходов предполагает существование "функционального соответствия" между нуклеарной семьей и процессом индустриализации, поскольку нуклеарная семья свободна от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, обеспечивает большую эмоциональную свободу посредством неограниченности выбора партнера по браку и делает возможным заполнение профессиональных ролей на основании критериев достижения, что соответствует требованиям индустриального общества. Таким образом, семейная структура в современном обществе состоит как бы из относительно изолированных нуклеарных семейных домов, хотя при этом допускается существование значительных социальных различий. Однако согласно исследованиям последнего времени:

1) не все семейные структуры в период до промышленной революции имели классическую форму расширенной семьи;

2) собственно процесс индустриализации сопровождался более широким использованием расширенных родственных контактов, отчасти посредством обмена услугами и финансовой помощи;

3) в настоящее время имеются данные о том, что для семейных структур индустриальных обществ не характерно наличие изолированных супружеских домов.

Современные семьи правильнее рассматривать как модифицированные расширенные семьи, в которых между не обязательно совместно проживающими родственниками поддерживаются широкие контакты в форме визитов, телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки важная роль может принадлежать и тем, кто не состоит в родственной связи с данной семьей, что приводит к возникновению модифицированной первичной группы вокруг каждой семьи. Представление о семье как об унитарном феномене в известной степени является заблуждением. Кроме обычной нуклеарной семьи, состоящей из жены, мужа и детей, существует целый ряд других структур дома. В Британии в последние два десятилетия наблюдалась тенденция к уменьшению размеров домов, увеличению числа людей, совместно проживающих до брака или вне брака, увеличению числа разводов, повторных браков и количества внебрачных детей.

Такие изменения в структуре домов в какой-то мере ставят под сомнение функциональные теории семьи, распространенные сорок или пятьдесят лет назад. Представители функционализма считали, что семья является универсальным социальным институтом, поскольку она выполняет в обществе ключевые функции социализации, заботы о детях и воспроизводства населения. Однако в современных обществах число семей такого типа уменьшается.

Вероятно также и то, что данная семейная структура создает определенные сложности для общества и для членов семьи. Семьи могут быть как функциональными, так и характеризоваться дисфункцией. Например, некоторые современные исследователи говорят об угнетенном положении женщины в рамках современной семьи, что наносит психологический ущерб также и другим индивидам.

Нуклеарная семья. Сексология

Нуклеарная семья не всегда малая, хотя обычно процесс нуклеаризации связан с массовым распространением внутрисемейного ограничения деторождения. Нуклеарная семья развивает самостоятельность её членов, их автономность относительно друг друга, и если этот процесс проходит корректно и бесконфликтно, то он укрепляет семейные узы, делает семью более прочной, спаянной.

Напротив, недостаточная подготовленность к брачной и тем более семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям (включая сферу интимных отношений) и увеличивает бракоразводность. Последнее чаще всего встречается в нуклеарных семьях, где один из супругов или оба были в родительских семьях единственными детьми-кумирами. Срабатывает эффект исключительности и на её основе - взаимопроявляемой антагонистической авторитарности. Если к этому прибавляются завышенные взаимные социальные притязания супругов, например, на основе неравной материальной обеспеченности, то при недостаточности общей культуры всё это может привести к разводу. Серьёзные сложности организации, особенно молодёжной нуклеарной семьи, составляют социальные неурядицы, обрушивающиеся на молодых супругов, а также неудовлетворительная подготовка к интимной жизни. Поэтому в настоящее время семья вообще, а нуклеарная в частности, стала объектом исследования многих общественных наук: социологии, экономики, права, этнографии, педагогики, демографии и сексологии, приобретая социально-общественное значение.

Исследования не зафиксировали ярко выраженной взаимосвязи между прочностью брака, удовлетворением сексуальной стороной жизни и типом семьи. Однако, если связать воедино тип семьи (нуклеарная, расширенная) с жилищными условиями и удовлетворённостью супругов интимной жизнью, можно сказать, что нуклеарная семья, имеющая хорошие жилищные условия, имеет больше возможностей для интимной жизни. Супруги, живущие отдельно и имеющие достаточно укромных мест для половых контактов, имеют несомненные преимущества по сравнению с теми, которые живут вместе с родителями в стеснённых бытовых условиях. В первом случае муж и жена, живя в нормальной квартире, могут быть достаточно раскрепощены, быстрее найдут средства и способы взаимного удовлетворения.

Сексология выдвинула проблему воспитания этики, эстетики, психологии, гигиены, культуры сексуального поведения лиц, вступающих в брачные отношения, тем более что основой современного брака становятся не экономические или статусные отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Нынешняя тревожная тенденция развития брачно-семейных отношений (снижение рождаемости, рост разводов, увеличение количества неполных семей и др.) характеризует не только их распад, но и сложности социально обусловленной трансформации семьи (особенно нуклеарной) и её функций.

Есть ли будущее у нуклеарной семьи?

Современная (объяснительная) демография использует две противоположные парадигмы в рамках которых ставятся и решаются основные проблемы, связанные с тенденциями демографических процессов. Теория демографического перехода в своей содержательной части представляет собой разновидность теории социального развития (эволюционизма, девелопментализма и т.п.), т.е. той теории, которая сопряжена с идеей социального прогресса и которая описывает феномены модернизации со знаком плюс. Другая теория - демографических изменений - сосредоточена на динамических аспектах социальной реальности, рассматриваемой в качестве "поля" взаимодействия, а не в качестве "объекта", подверженного "фундаментальным", "необратимым " и т.п. "сдвигам". В социологии изменений нет поиска "перводвигателя", нет выбора из факторов - главных причин наблюдаемого хода событий. Человеческая деятельность является источником причин и следствий, история есть продукт человеческой деятельности. В рамках этих двух подходов обычно рассматриваются все трансформации семьи.

В теории развития анализируется переход от "традиционной" семьи к "современной", к альтернативным семейности формам организации человеческих отношений. Из факта изменения семейных структур выводится неизбежность этих изменений, легко переходящая в фаталистическую интерпретацию наблюдаемых феноменов, как якобы независящих от человеческих действий, совершаемых помимо воли людей и ведущих к предопределенному финалу, как правило, оцениваемому позитивно. В парадигме прогрессистского развития все нынешнее многообразие форм семейной жизни оценивается по степени приближения их к идеалу современной семьи.

В концепции исторического отмирания многодетной семьи утверждается, что социальные действия, направленные на самосохранение существующих поколений, а не на воспроизводство их, ведут к сокращению рождаемости вплоть до однодетности, т.к. в социуме нет регуляционного механизма защищающего от этого поворота событий. Становление индустриального капитализма связанное с разделение семьи и работы, вовлечением женщин в производство и эмансипацией детей от семьи было подготовлено революцией идей, где семья рассматривалась как тормоз к прогрессу общества и личности. Философия государственничества (Гоббс, Дж. Ст. Милль, Ж.. Руссо) способствовала распространению общественного мнения, направленного на "освобождение" личности от "деспотизма" семьи. В русле этой направленности осуществлялась государственная политика по ограничению автономии семьи как института. Факты злоупотребления родительской властью служили поводом для отмены права родительского контроля над детьми в связи с запретом детского труда, всеобщим школьным образованием, борьбой с беспризорностью и девиантным поведением детей и подростков и т.п. На фоне перехвата семейных функций другими институтами эмансипация индивида от семьи привела к усилению контроля государства над личностью.

Огосударствление семейной жизни сужает суверенитет семьи и сферу частной жизни, поскольку ограничивает первичность, интимность семейных отношений. Современное государство становится терапевтическим и превращает полную семью (и ее осколочные формы) в клиента государственных служб. В связи с неэффективностью семьи как института (невыполнение специфических функций, элиминирование автономности семьи, снижение привлекательности брака и семьи для личности) возникает задача приватизации семейной жизни. Активная семейная политика по укреплению полной семьи с несколькими детьми предполагает такое устранение кризиса семьи, при котором ограничиваются регламентированные воздействия государства на разъединение семейных поколений, на сведение семейности к супружеству и к семейным диадам типа "мать-ребенок", "взрослый - иждивенец" и др.

Современное состояние семьи в РФ. Кризис или эволюция

За последние десять лет и в научной социологической литературе, и в массовой популярной печати термин "кризис семьи" буквально прорвался в употребление и образует своеобразный стереотип восприятия современных семейных проблем. Порой этот термин используется в ка-честве некоторой аксиомы, используемой для обозначения исходного пункта понимания общей ситуации в данной сфере, и трактуется как кризис социального института, системы ценностей фамилизма (семья перестает быть ценностью для людей, исчезают мотивы, побуждающие их вступать в брак и заводить детей).Сюда добавляются такие негативные явления как подъем уровня разводимости, распространение идеала однодетной семьи, невыполнение семьей своих функций, ослабление родственных связей, а также распространение различных девиантных форм семейного поведения. В этом кризисе, в частности, видится первопричина российской де-популяции Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи.

Между тем, заслуживает рассмотрения вопрос о том, какие представления скрываются за этой аксиоматикой. Этот вопрос отнюдь не праздный, он связан с формированием социологического подхода к изучению семьи, выработкой соответствующих исследовательских программ. Современная семья - наиболее приватная сфера социокультурной реальности и здесь, как нигде, проявляются последствия так называемой индивидуализации жизненных сти-лей, увеличивающейся вариативности ее модели. Все это вряд ли можно оценить с точки зрения какого-то нормативистского масштаба. Наличие же указанных кризисных атрибутов в реальности нуждается в социологическом доказательстве. Существуют исследования, результаты которых делают подобные диагнозы проблематичными.
Наиболее подробно понимание кризиса современной семьи изложено у Антонова А.И., Медкова В.М. и др. Краеугольный камень этой позиции составляет положение о существовании двух научных парадигм, имеющих мировоззренческий смысл, - "либерально-прогрессистской", или эволюционной, и "консервативно-кризисной". Смысл первой парадигмы заключен в убеж-дении, что на обломках старой традиционалистской семьи возникают новые альтернативные структуры семьи, а второй - в предупреждении возможности исчезновения семейного образа жизни и в необходимости укрепления семейных основ бытия, объяснении его дисфункций и патологии.

Вторая парадигма явно содержит два момента: во-первых, определенную оценку историчес-кого процесса, приведшего к изменению семьи и некий идеал семейного бытия; во-вторых, рас-смотрение семьи как социального института в русле парсонианских идей. История уже предло-жила вариант семейной целостности, самосохраняющейся, противостоящей воздействиям извне -традиционалистскую (патриархальную) модель семьи. Крестьянскую по преимуществу. Для нее характерны родственно-семейный принцип организации жизни; "перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида", над экономическими целями индивида; естественность домо-хозяйства в качестве основы семейной жизни; социокультурная заданность семейных ролей, принцип семейного "Мы" в отношении с внешним окружением; семьецентризм в противовес эгоцентризму; многодетность в противовес малодетности; семейный авторитет в социализации детей. Вряд ли в связи с этим возможно выставление требования возвращения в прошлое, скорее идеал традиционализма призван использоваться в качестве некоторой шкалы оценок происходящих изменений в семье, поиска социокультурных констант семейной жизни. Таким образом, можно заключить о выдвижении нормативистского подхода.

Россия переживает кризис "фамилистической цивилизации", считают А.И. Антонов и В.М. Медков. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Усматривая корень кризиса в семейной аномии - нарушении семейного равнове-сия, распада семейных связей, ценностных ориентации. Социокультурная тенденция индивидуализации жизни, отмечаемая на протяжении нескольких столетий, описывается как конфликт между личностью и обществом, скрываемый иллюзией роста самосознания личнос-ти, увеличения экологической, политической, демографической и т.п. сознательности, которая призвана расширить на основе свободы выбора зону личных решений и ответственности во благо общества. "Эмансипация личности от семьи и нуклеаризация самой семьи, разъединение семейных поколений, массовость малодетной семьи и ее несостоятельность в такой социализа-ции потомства, когда оно готово мотивироваться к действиям, отвечающим нуждам общества, потому, что оно прежде в семье мотивируется подчинять эгоцентрические интересы семейным, -все это привело в XX в. в промышленно развитых странах к устранению семейного влияния, по-средничества семьи в противостоянии личности и общества". Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи.

Посредничество семьи понимается институционально. Так, являясь базисной институцио-нальной подсистемой общества, семья призвана, как утверждал Т. Парсонс, "увязывать органи-ческую систему с человеческой деятельностью". Невыполнение семьей своих функций (репро-дуктивной и социализационной) свидетельствует о глубокой институциональной дисфункции. Наблюдаются и структур
и т.д.................

НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ (лат. nucleus — ядро), простая семья, основная семья, семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей или одного из родителей со своими детьми (см. ), не состоящими в браке.

Нуклеарная семья не всегда малая, хотя обычно процесс нуклеаризации связан с массовым распространением внутрисемейного ограничения деторождения. Нуклеарная семья развивает самостоятельность её членов, их автономность относительно друг друга, и если этот процесс проходит корректно и бесконфликтно, то он укрепляет семейные узы, делает семью более прочной, спаянной.

Напротив, недостаточная подготовленность к брачной и тем более семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям (включая сферу интимных отношений) и увеличивает .

Последнее чаще всего встречается в нуклеарных семьях , где один из супругов или оба были в родительских семьях единственными детьми-кумирами. Срабатывает эффект исключительности и на её основе — взаимопроявляемой антагонистической авторитарности. Если к этому прибавляются завышенные взаимные социальные притязания супругов, например, на основе неравной материальной обеспеченности, то при недостаточности общей культуры всё это может привести к разводу.

Серьёзные сложности организации, особенно молодёжной нуклеарной семьи , составляют социальные неурядицы, обрушивающиеся на молодых супругов, а также неудовлетворительная подготовка к интимной жизни. Поэтому в на стоящее время вообще, а нуклеарная в частности, стала объектом исследования многих общественных наук: социологии, экономики, права, этнографии, педагогики, демографии и сексологии, приобретая социально-общественное значение.

Исследования не зафиксировали ярко выраженной взаимосвязи между прочностью брака, удовлетворением сексуальной стороной жизни и типом семьи. Однако, если связать воедино тип семьи (нуклеарная, расширенная) с жилищными условиями и удовлетворённостью супругов интимной жизнью, можно сказать, что нуклеарная семья, имеющая хорошие жилищные условия, имеет больше возможностей для интимной жизни.

Супруги, живущие отдельно и имеющие достаточно укромных мест для половых контактов, имеют несомненные преимущества по сравнению с теми, которые живут вместе с родителями в стеснённых бытовых условиях. В первом случае муж и жена, живя в нормальной квартире, могут быть достаточно раскрепощены, быстрее найдут средства и способы взаимного удовлетворения.

Выдвинула проблему воспитания этики, эстетики, психологии, гигиены, культуры сексуального поведения лиц, вступающих в брачные отношения, тем более что основой современного брака становятся не экономические или статусные отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Нынешняя тревожная тенденция развития брачно-семейных отношений (снижение рождаемости, рост разводов, увеличение количества неполных семей и др.) характеризует не только их распад, но и сложности социально обусловленной трансформации семьи (особенно нуклеарной) и её функций.

Утрата семьей производственной функции ускорила процесс суживания семьи, ее дробления, избавления от «лишних» родственников, которые, впрочем, сами рады зажить своей семьей.

Сегодня большинство семей состоят из мужа, жены и их детей, чаще всего несовершеннолетних . Такая семья называется нуклеарной (от лат. nucleus - ядро). Глубокие перемены внутрисемейных отношений в индустриальных и постиндустриальных странах произошли в течение XX века в связи с сильно изменившимися положением и ролью женщины в обществе. Народному хозяйству потребовался женский труд, и женщина получила свой, независимый от мужа источник существования. Ее экономическая зависимость от мужа либо ослабевает, либо упраздняется вообще. Женщина получила свободу распоряжаться своей судьбой. Теперь се удерживают в браке общие дети, духовная и сексуальная близость с мужем, его сердечное уважительное отношение к ней, готовность снять с ее плеч часть домашних забот.

Во второй половине XX века происходит коренная ломка ряда этических семейных ценностей, изменяется этика семейных отношений.

Во-первых, падает ценность и даже непреложность официально зарегистрированного ; возникает много семей, где муж и жена не регистрируют брак, полагая, что таким образом они сохраняют свободу. Такие семьи могут быть и мимолетными, и очень прочными. Во-вторых, сдан в архив моральный принцип, согласно которому жена отдана мужу, а муж - жене на всю жизнь.

Даже церковь вынуждена отказаться от данного принципа. Сегодня Анна Каренина спокойно ушла бы от мужа к Вронскому, и никто ее не осудил бы. В-третьих, изменилось отношение к внебрачным сексуальным отношениям, они перестали быть запретными. Одновременно по-новому общество смотрит на женщин, имеющих внебрачных детей, и на самих таких детей. Матери-одиночки не подвергаются осуждению, а их дети никак не ущемляются в общественном положении. Подрывают или укрепляют подобные кардинальные изменения прочность семьи? И подрывают, и укрепляют. Подрывают семьи, основанные не на свободном выборе супругов, а на какой-то зависимости одного супруга от другого. Таким семьям в новых условиях трудно сохраниться. Напротив, семьи, возникшие по свободному выбору супругов, не испытывают никакого давления на разрыв со стороны внешних обстоятельств.

Массовый распад семей в настоящее время - всемирный феномен. В некоторых странах число разводов равно числу браков. В чем причины такого явления? Помимо уже указанных причин, назову следующие.

Во-первых, в современных условиях молодой человек раньше, чем когда-то его родители, вступает в самостоятельную жизнь. В странах Западной Европы дети, едва достигнув 17-18 лет, покидают родительский дом и живут самостоятельной жизнью. Они заключают скороспелые браки, которые чаще всего распадаются через короткое время.

Во-вторых, распространены всякого рода социальные пороки, в частности пьянство и наркомания. Многие, страдающие такими пороками, делают семейную жизнь невыносимой. Из-за пьянства мужа или жены, например, распадается множество семей.

В-третьих, основные интересы многих супругов лежат не в семье, а вне се: на службе, в делах, в общественной деятельности. Семья, дом становятся только «спальней», что отчуждает супругов друг от друга.

Кризис семейных отношений особенно сказывается в демографическом плане: Россия вымирает, то есть число умерших людей превышает число родившихся. У нас в среднем на семью приходится полтора ребенка, а для поддержания равновесия населения нужно 2,3. Последствия могут быть катастрофическими: страна с малочисленным населением не сможет удержать огромные территории; вскоре может образоваться дефицит трудоспособного населения; детей и стариков некому будет кормить.

Общество и государство заинтересованы в укреплении семьи, так как от нее во многом зависит благополучие и процветание общества. Задачу защиты и укрепления семьи решает семейное законодательство.

: используй знания для здоровья

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.