Отношение современной молодежи к семье и браку. Отношение современной молодёжи к религии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление.

В современных условиях, когда темпы развития информационного общества имеют тенденцию к возрастанию, а темпы развития технологической цивилизации намного превышают наши возможности осознания последствий такого развития, люди начинают все больше задумываться о вечном. Уставая, а иногда и будучи неспособными воспринять совершенно новый тип цивилизации, люди обращаются к ценностям, которые привыкли считать вечными. Во все времена законодателем таких ценностей выступала религия.

Религия - один из тех феноменов, который актуален во все времена. Являясь одной из форм общественного сознания, она оказывает огромное влияние на становление и развитие личности, в частности, на формирование её мировоззрения и регуляцию поведения, что особенно актуально для такой социально - возрастной группы, как молодёжь. Однако, не смотря на то, что тема религии не является новой и её исследованием занимались различные зарубежные и отечественные учёные, она является актуальной в связи с появлением новых религиозных конфессий, сект, религиозной пропаганды и высоким уровнем интереса современной молодежи к данным процессам.

В связи с актуальностью проблемы выбрана тема моей работы : «Отношение современной молодёжи к религии».

Цель работы : исследовать отношение современной молодёжи к религии (на примере старшеклассников нашей школы).

Задачи исследования :

Проанализировать исследование религии в трудах отечественных авторов;

Рассмотреть религию в качестве одной из мировоззренческих характеристик современной молодёжи;

Провести диагностику отношения современной молодёжи к религии и религиозным обрядам.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у молодых людей наблюдается низкий уровень знания содержания религии и неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном совершенствовании.

Методы исследования :

Теоретический анализ социологической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

Анкетирование;

Сравнение.

Методика исследования : анкета по выявлению отношения к религии и религиозным обрядам А. Н. Бражниковой.

Основная часть.

В храме тишина, горят лампады, прямо впереди иконостас,

И Спаситель ясными глазами смотрит в душу каждому из нас.

И под этим взглядом ощущаем, всю греховность трепетной души,

Не случайно видно повторяем: «Господи, помилуй и прости»

Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал, что религия - следствие сознательного подавления бессознательных инстинктов, прежде всего полового. Религиозные представления - это иллюзии, выступающие как исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человека. Чувство страха и вины и вытеснение влечений влекут невроз, который есть индивидуальная религиозность, а религия - это универсальный коллективный невроз.

По Карлу Густаву Юнгу (1875 - 1961), религия определяется как совершенно особая установка человеческого ума, соответствующая изначальному использованию понятия religio (лат.) - благочестие, святыня, предмет культа; как коллек-тивно вырабатываемая форма защиты от невроза. Поэтому она нужна человеку для психического здоровья.

В Советском Союзе религия, и все с ней связанное находились под «цензурой нормальности». Исследованию религии в тот период времени существенную роль отводили, как ни странно, в школе Научного Атеизма. И самый расцвет таких исследований пришелся на 1959 - 1967 годы. Авторы школы научного атеизма (В.Г. Зверховский, Б.Д. Златан, А.И. Клибанов, В.И. Лебедев, Д.М. Угринович, К.К. Платонов и многие другие) проводили свои социологические и социально - психологические изучения личности верующих на основе и в соотнесении с марксистско - ленинской идеологией. Основной задачей таких работ было изучение личностных особенностей и специфики сознания верующих. Исследования проводились с изначальной установкой на поиск отклонения и утверждение негатива в религии и жизни верующих и с целью проведения дальнейшей антирелигиозной работы и пропаганды атеистического мировоззрения. Причем стоит отметить, что работы отечественных исследователей этого периода больше носили социологический характер.

В современной отечественной психологической науке происходит заметная активизация исследователей. Все чаще современные авторы говорят, что академическая психология в своем историческом развитии «все больше и больше теряла, а под конец и вовсе - утратила то, ради чего она замышлялась, - душу» (Братусь Б.С., Зенько Ю.М., Зинченко В.П.). Многие авторы и исследователи видят спасение и возможность выхода из этого кризиса - в обращении к психологии религии.

Грановская Р. М. в своей книге «Психология веры» (2004) делает акцент на религиозной вере, определяя её как качество личности, которое не только способствует осуществлению индивидуальных потребностей личности, но и заставляет искать единомышленников и создавать религиозные группы. Религия же, согласно Грановской, является выражением системы идеалов исповедующего ее народа. Она провозглашает, что есть человек и чем он должен быть.

Однако различия в подходах не исключают возможности дать все же самое общее определение религии.

Религия -это одна из форм общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения, существующая в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Радикальные изменения в обществе, произошедшие за последние двадцать лет российской истории, оказали влияние на социально-экономическое развитие и духовную жизнь народа, его отношение к религии и церкви. Рассматриваемый период характеризовался значительными преобразованиями в системе государственно-правового регулирования религиозных процессов. Религиозный индифферентизм советской эпохи уступил место отношениям, где религиозное сознание стало рассматриваться государством как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство духовно-нравственного возрождения. Возникли и широко распространились новые религиозные движения.

Религии возникают из стремления способствовать гармонии взглядов и поведения внутри сообщества людей. Они не только дают ответы на важные жизненные вопросы, но одновременно освещают самые сложные нравственные проблемы, сохраняя при внутренней глубине внешнюю простоту и своеобразную целостность, и упорядоченность мировосприятия. Каждая из мировых религий внесла в человеческую культуру нечто неповторимое, обогатившее все человечество. Религия всегда остается незавершенной и, следовательно, всегда развивается. В этой связи несхожие элементы мировых религий можно воспринимать как основу для постоянного движения человечества вперед в его исканиях нравственной просветленности.

Совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также - его жизненные позиции, программы поведения, действия называют мировоззрением.

Особенно интересным и перспективным является прослеживание влияния религии на мировоззрение современной молодёжи как социально-демографической группы общества, выделяемой на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, политического развития, особенностями социализации и т. д.

Особенность этой группы определяется несколькими составляющими: возраст, социальные роли, степень гражданской активности. Нижняя возрастная граница группы характеризуется разрывом со школой, вовлечением в экономическую, политическую, социальную и этнокультурную деятельность, переходом к качественно новому образу жизни. Верхняя возрастная граница - завершением процессов гражданского становления и формирования собственной шкалы ценностей, закреплением социального статуса, созданием семьи и выработкой позиции во всех сферах деятельности. Этому периоду жизни человека свойственны максимализм, невостребованность на рынке труда, социальная незащищенность, которые стимулируют динамику мировоззренческих поисков, в том числе в религиозной сфере.

Каждая религия имеет свою историю, морально-этическую основу, принципы и идеи, следование которым приверженцами различных религий и определяет направление влияния религии на сознание, мировоззрение и поведение человека.

Христианство - монотеистическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Учение Христа, как и другие религиозные учения, заключает в себе две стороны - как надо жить каждому отдельному человеку и всем вместе (человечеству), а также метафизическое объяснение, почему людям надо жить именно так. Основа христианской морали - признание абсолютным основанием нравственности как сознательной ориентации на понимание человеческой сущности, способов развития личности и приближение к безгрешному образу Христа.

C христианской точки зрения, жизнь есть борьба, подвиг, путь, постоянное стремление к добру и совершенству. И остановки на этом пути не может быть, по закону духовной жизни. Человек, переставший работать над собою, не останется таким, как был, а непременно сделается хуже.

Бог есть любовь - это высший принцип христианства. Учение о любви к ближнему «как самому себе» есть указание пути к расширению границ личности до вселенского охвата.

Отношение молодежи к религии во многом будет зависеть от того, с какой стороной религии он столкнулся впервые (лично, в семейном споре и т.д.), какое эмоциональное впечатление она оказала на него, какое логическое представление сложилось в уме этого человека. Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками традиционных религий.

Таким образом, религия, как форма общественного сознания, играет одну из ведущих ролей в становлении личности человека, формировании его мировоззрения и регулировании поведения. Независимо от того, какую религию исповедует человек, он стремиться к определённому идеалу, изложенному в учении его веры. И, как бы не были сложны и разнообразны пути достижения этого идеала, те высоконравственные, моральные качества, носителем которых он станет, в подавляющем большинстве религий схожи по смыслу - это скромность, трудолюбие, человеколюбие, честность, терпимость и многие другие.

Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

В советское время на церковь было много гонений, сохранить веру в Бога, свободно посещать храмы, было трудно. Русский народ сохранил веру через много испытаний.

В современном обществе, наоборот, идет процесс восстановления храмов, монастырей, православных школ.

Многие исследователи считают, что молодежь ведет себя благочестиво только в критические моменты и считают себя верующими лишь тогда, когда идут в храм, чтобы поставить свечку на удачу, счастье, любовь или избавление от болезней. А в повседневной жизни не соблюдают никаких религиозных правил и заповедей.

А есть, наоборот, такие, кто считают себя неверующими, но активно отмечают православные праздники: пасха, крещение, рождество т.д. У многих из нас, в том числе и у меня, есть бабушки и дедушки, и даже родители, которые ходят в храм, стоят на службе, постятся. Но нас, молодежь, в храм ходить не заставляют, Библию на ночь не читают, но мы все равно считаем себя верующими, носим нательный крестик на груди.

Я познакомился с некоторыми работами по данной теме и выяснил -отношение к религии у молодежи разное. Среди старшеклассников нашей школы я провел анкетирование.

    Что такое религия?

    Верите ли вы в Бога

    Посещаете ли вы храм? Как часто?

    Что дает вам вера в Бога?

    Читали ли вы Библию?

По-моему, храм - это уголок рая, где чувствуешь себя защищенным и свободным. Наш храм Рождества Христова в селе Батманы был заложен в 1827 году, а построен через 40 лет. В советское время он использовался как зернохранилище. С 1990 года его восстановили. С 2014 года настоятелем служит отец Владимир. Он частый гость нашей школы:

    3 сентября в нашей школе он отслужил молебен в память трагедии в Беслане, освятил и благословил всех учащихся школы;

    в декабре наш класс ходил в храм на уроках обществознания, отец Владимир рассказал нам о том, как он пришел к вере (он заслуженный артист Украины), о правилах поведения в храме, о том, зачем можно прийти в храм;

    в марте отца Владимира мы пригласили в класс на беседу «Церковь и молодежь».

Возвращаясь к моей гипотезе, я хочу сказать, что именно в беседе с настоятелем нашего храма можно найти ответ - что такое добро и милосердие, что такое справедливость и нормальные человеческие отношения.

Мой дедушка Черных Александр Тихонович. С 1958 года живет в с.Шилекша, 18 лет он проработал директором Шилекшинской школы. Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, не сидит дома, а занимается строительством нового храма в с. Шилекша. Я много с ним беседовал об этом. Новый храм в Шилекше назвали Преображение Господне. Дед давно мечтал восстановить храм; во-первых, потому что с благодарностью вспоминает свою очень верующую тёщу, с которой он прожил 9 лет под одной крышей. Во-вторых, он сам никогда не был атеистом, хотя работая директором школы был коммунистом. И в-третьих, он говорит: «..каждый человек в своё время уходит в вечность, и чтобы уйти спокойно, я должен быть уверен, всё что можно сделать на земле - я сделал..». Ещё мой дедушка, Черных Александр Тихонович, всегда говорит: «..вся история русского государства, вся история нашего народа связана с православием, так было до нас, так будет и после нас..». Когда я спросил, что он думает о молодёжи, будет ли она ходить в храм, он с уверенностью сказал: «..да, будет. Сейчас в наш храм ходят мои бывшие ученики со своими детьми. Церковь учит людей добру, справедливости, человеколюбию..».

Заключение.

На Руси всегда было много храмов, и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строят новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. «Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остается затерявшейся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение…

Мне в храме нужно шесть свечей зажечь…

Одна - здоровье близких охраняет,

Вторая - Мир от бед оберегает,

Стараясь небо голубым сберечь…

Пусть третья - всех ушедших вспомнит,

Кто нам так близок, стал, увы, далёк…

Четвертая - теплом согреет души,

Перенеся туда свой огонёк…

У пятой свечки - не простая роль:

Должны в семье расти детишки,

Не знать, не ведать слово «боль»,

Иметь игрушки и цветные книжки…

Ну и последняя свеча осталась…

Её поставив, Бога помолю -

Чтоб жили долго, улыбаясь,

Все те, кого безумно я люблю!

Список литературы.

    Бочаров А.С. Лекции по христианской психологии. М..2008, Русская православная психология.

    Бражникова А.Н. «Отношение современной молодёжи к религии»

    Гараджа В.И. «Религия и молодежь».

    Дибиргаджиева Р.Д. Исторические аспекты развития психологии религии как науки.

    Информационный портал Студопедия, - (Электронный ресурс) - 2014-2015

    Мчедлов М.П. «О религиозности российской молодёжи»

Современная Россия - это достаточно специфическая страна, в которой произошла резкая смена основного вектора развития. Не секрет, что больше всего перемены в политической и социальной областях влияют на тех, кто еще не успел определиться в жизни, в ком еще нет твердого стержня, заложенного воспитанием и образованием, то есть на самых молодых.

Проблемы современной молодежи очень сильно отличаются от тех, которые были в этом же возрасте у их родителей. Причем отличаются во всех аспектах - и в моральном, и в социальном, и в экономическом. Разительные отличия их жизни от жизни предыдущего поколения зачастую сделало невозможным конструктивный диалог и уж тем более обмен опытом между поколениями - слишком уж разный этот опыт.

Моральные проблемы современной молодежи, по мнению психологов, обусловлены двумя основными трудностями: ленью и отсутствием цели. Многие родители, сами пройдя через тяжелые времена безденежья и «первоначального накопления капитала», стремятся сделать так, чтобы их чадо ни в чем не нуждалось. И это у них получается - подрастающее поколение действительно не нуждается ни в чем - ни в деньгах, ни в семье, ни в любви. Уже к окончанию школы у большинства из них есть все, о чем можно мечтать (особенно это касается детей из мегаполисов - в провинции финансового благополучия достичь труднее), и им остается только бездумно Мораль как таковая их мало интересует - у них в голове совсем другие вещи, они попросту о ней не задумываются. А родители, всю жизнь посвятившие тому, чтобы их ребенок был лучше всех, с ужасом понимают, что упустили главное - не научили его любить, уважать и ценить друзей, родителей, близких.

Современной молодежи обусловлены, прежде всего, тем, что общество, которое на сегодняшний день является ставит перед ребятами одну задачу - иметь как можно больше денег. Но при этом все, что происходит вокруг, учит подрастающее поколение исключительно тому, что деньги не нужно зарабатывать - есть масса других способов для их получения, намного более легких и простых. Поэтому в глазах молодежи которые имели значимость для их предков, утрачивают свою ценность. Школа, образование, семья и даже государство - ничего не стоят, ведь смысл жизни вовсе не в них. Такие проблемы молодежи в современном обществе неминуемо ведут к постепенной деградации социальных и утрате связи поколений и примитивному существованию, лишенному духовной составляющей.

Финансовые проблемы современной молодежи обусловлены отсутствием четкой государственной политики в этой области. Уровень стипендий и зарплат для начинающих специалистов на сегодняшний день таков, что говорить о сколь-нибудь достойном существовании не приходится. Одновременно с этим и последующее трудоустройство представляется весьма проблематичным из-за того, что высшее образование уже давно выпускает специалистов с переизбытком, и вакансий для них по специальности нет. При этом одновременно в городах с развитой промышленностью существует явный дефицит профессионалов рабочих специальностей, но желающих занять эти места среди молодежи нет.

Также многие проблемы современной молодежи вызваны и тем информационным полем, в котором они живут. Интернет и телевидение не ставят перед собой нового поколения, главная их цель - развлечение. Причем большая часть этих развлечений бездумны и лишены какого-либо смысла. Это является еще одним фактором, провоцирующим деградацию Иными словами, вся окружающая действительность, под влиянием которой формируется юная личность, направленно воздействует на нее не созидающе, а разрушающе, что и ведет к возникновению целого ряда проблем и трудностей.

Аннотация

Отношение современной молодежи к религии рассматривается как уровень знания содержания религии и степень ее личностного принятия. Описаны результаты эмпирического исследования, позволившие установить, что, несмотря на рост религиозности у молодых людей наблюдается стихийный характер приобщения к ее обрядам, а также несформированность представлений о религиозной вере.

Ключевые слова: современная молодежь, отношение к религии, Бог, религиозные обряды, нравственный идеал.

В наши дни, когда социальная действительность, характеризуется ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни - утратой, вызванной потерей веры в справедливость, добро, милосердие в людей и себя, в «нормальные человеческие отношения», роль и значение религии в жизни современного общества существенно возрастает. Обосновывая реальность и ценность религиозной жизни для человека, многие отечественные и зарубежные психологи сходятся во мнении о том, что религиозная вера, есть психологический феномен, присущий человеку от рождения и указывающий путь к нравственному и духовному самосовершенствованию. В свою очередь Н. Г. Дебольский убежден, что существование Бога и Его образа в человеке свидетельствует о его нравственности .

Интересным и перспективным, на наш взгляд, является исследование отношения к религии современной молодежи как социально-демографической группы общества, выделяемой на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, политического развития, особенностями социализации и т. д..

Целью статьи является исследование отношения к религии современной молодежи, уровень знания содержания религии и степень ее личностного принятия.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что, несмотря на возрастающую потребность в религии и росте религиозности у молодых людей, наблюдается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

МЕТОДИКА И ЕЕ ОПИСАНИЕ

Приблизиться к глубинам «религиозного опыта и видения» характеризующим степень религиозности сложно и религиозность как переживание, чувство уходящее корнями «в глубину бессознательного» недоступно «объективным» методам исследования. Но можно и нужно исследовать особенности проявления субъективного отношения к религии, используя такие методы как наблюдение, опрос, анкетирование.

Для исследования отношения современной молодежи к религии нами была разработана специальная анкета, включающая следующие вопросы:

1. Что такое религия? 2. Почему в мире существуют разные религии? 3. Кто есть (такой) Бог? 4. Верите ли Вы в Бога? 5. Посещаете ли Вы религиозный храм (церковь, синагогу, мечеть)? Если посещаете, то, как часто (сколько раз в год, в месяц)? . 6. Почему вы ходите в церковь? 7. Что дает Вам вера в Бога?

При обработке полученных данных определялись основные компоненты, раскрывающие отношение к религии: а) когнитивный компонент, связанный со знанием основных понятий характеризующих религию их разграничением, пониманием; б) мотивационно-оценочный компонент, отражающие личностно значимые мотивы отношения к Богу и различным религиям и; в) поведенческий компонент - степень участия в религиозных обрядах. Использовался метод контент-анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследовании приняли участие 732 человека - представителей православной христианской религии.

Прежде всего, нам необходимо было выяснить, как молодые люди понимают само понятие «религия». В ответе на вопрос Что такое религия?

Результаты ответа на вопрос Что такое религия? Показали, что большинство молодых людей исследуемой выборки 72,4% религию связывают с верой в Бога и существование божественных сил, другими словами признают факт существования Бога. Не смогли ответить на данный вопрос 12,43% респондентов исследуемой выборки, что свидетельствует о низком уровне знания, а точнее отсутствии представления о содержании религии у данной выборки испытуемых. в свою очередь 11,08% выборки характеризуют религию как «исторически возникшую часть культуры, общества, форму общественного сознания, мировоззренческую позицию, степень связи с разумной энергией (Бог не упоминается)» и для 4,09% выборки религия выступает как «средство манипуляции».

Грановская Р.М. в своей книге «Психология веры» показывает, что каждая из Мировых религий сохраняя свой особый характер, внесла в человеческую культуру нечто неповторимое, обогатившее все человечество. В этой связи для нас представляет интерес, как молодые люди обосновывают существование различных религий, а также как они относятся к другим религиям.

В результате анализа данных на вопрос: Почему в мире существуют разные религии? были выделены три категории:

Категория «А» - чаще всего апелляция идет к существованию разных народов и национальностей, а так же с культурно - историческими и социально психологическими особенностями формирования разных народов и национальностей разных традиций и представлений о Боге, это 78,46% исследуемой выборки.

Во всех религиях Бог выступает как высшая ценность, как самое желанное благо. Следующий вопрос позволил выяснить представление молодых людей о Боге, понимание его сущности и назначения, а также осознание психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

Данные ответов на вопрос: Кто есть (такой) Бог? свидетельствуют о том, что значительная часть молодых людей, 67,93% исследуемой выборки, в Боге видят основного творца, разумного хозяина, хранителя, покровителя, помощника, спасителя души. Другими словами способны признать факт зависимости человека от Бога. Лишь небольшая часть респондентов 2,04% отрицают существование Бога. Не знают, затруднились ответить на данный вопрос 30,03% испытуемых. В свою очередь ни один из респондентов исследуемой выборки не указал на Бога как на нравственный идеал, служащий образцом нравственного совершенства. Следовательно, не видят психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

Поскольку отношение к религии связанно с верой в Бога, (предполагающей признание существования реального Бога, как источника религиозной веры), испытуемым предлагалось ответить на вопрос: Верите ли Вы в Бога? Ответы респондентов распределились следующим образом: 14,73% испытуемых считают, что не верят в Бога. Достаточно высока доля молодых людей 72,72% исследуемой выборки, которых можно назвать верующими, поскольку верят в Бога. В свою очередь доля сомневающихся в своей религиозной вере составляет 6% выборки. Не смогли ответить на данный вопрос 6,55% испытуемых исследуемой выборки.

Как известно, вера в Бога предусматривает соблюдение религиозных обрядов и праздников, посещение религиозного храма, и т.д. ... Исследованию выполнения так называемых внешних действий характеризующих отношение к религии молодых людей были направлены следующие вопросы: Соблюдаете ли Вы религиозные праздники и обряды? Посещаете ли Вы религиозный храм (церковь, синагогу, мечеть)? Если посещаете, то, как часто (сколько раз в год, в месяц)?

Результаты ответа на вопрос: Соблюдаете ли Вы религиозные праздники и обряды? свидетельствуют о том, что 48,85% исследуемой выборки, считают, что соблюдают религиозные праздники и обряды, стараются соблюдать религиозные праздники и обряды 23,86% респондентов, редко, иногда соблюдают религиозные праздники и обряды, 27,28% респондентов.

Ответы на вопрос: Посещаете ли Вы религиозный храм (церковь, синагогу, мечеть)? Если посещаете, то, как часто (сколько раз в год, в месяц)? свидетельствуют о том, что 23,07% всей выборки испытуемых не посещают религиозный храм. Без ответа вопрос о посещении религиозного храма оставили 4,2%. Положительно ответили на поставленный вопрос 72,73% респондентов. Делают это на главные церковные праздники 9,07% испытуемых. Считают, что редко посещают религиозный храм 79,25% респондентов. Не смогли определиться с частотой посещения религиозного храма 7,14% всей выборки.

Анализ данных свидетельствует о том, что молодые люди в основном стремятся соблюдать религиозные обряды и стараются принимать участие в религиозных праздниках, однако редко посещают религиозный храм. Это на наш взгляд связано с возрождением роли религии в современной России и как следствие возрастающий интересе молодых людей к религиозным традициям и обрядам с одной стороны и стихийным приобщении современной молодежи к религии ее традициям и обрядам с другой.

Стимуляцией, побуждением к деятельности выступают мотивы и мотивация. В этой связи особый интерес представляют основные мотивы, побуждающие молодых людей посещать религиозный храм?

В ответе на вопрос: Почему вы ходите в церковь? были выделены следующие категории:

Категория «А», это такие варианты ответов как «чтобы почувствовать очищение, спокойствие, поддержку и т.д.». Основной мотив условно назовем «психотерапевтическим». На данный мотив указали 49,12% исследуемой выборки.

Категория «Б», это такие варианты ответов как «чтобы поставить свечку и помолиться за себя и близких» доминирует мотив заботы о себе и ближнем, условно назовем «нравственно-психологическим». Данный мотив выделили 24,46% респондентов.

Анализ полученных данных по мотивационным целям, позволил так же определить степень выраженности, степень личностного принятия религиозной веры молодыми людьми и выявить следующие типы религиозности. К типу внешней религиозности мы отнесли тех испытуемых, для которых религия лишь способ достижения личностных целей, это (49,12%) выборки категории «А», так же 9,76% выборки категории «Д», ориентированных на общепринятый образ жизни. К типу молодых людей с внутренней религиозной ориентацией мы отнесли (7,84%) выборки, категории «Г», которые стремятся стать ближе к Богу познать Его умом и сердцем. И к так называемой личной, (объединяющей два выше названных) типа религиозности, мы отнесли 33,01% выборки категории «Б» для которых религия выступает и как средство - забота о ближнем и категории «В» считающих себя религиозными людьми.

Вера не возможна без оценки предмета веры. У каждого человека свое мнение о Боге и свой взгляд на роль, и значение религии в их жизни. В этой связи испытуемым предлагалось ответить на вопрос: Что дает Вам вера в Бога? В ответе на данный вопрос были выделены следующие категории, характеризующие различные аспекты значения религии в жизни молодых людей:

Категория «А» - это такие варианты ответов как «вера в Бога дает мне надежду, силу, моральную и духовную поддержку, помощь, внутреннее спокойствие, любовь, душевное благополучие и т.д.». Основной акцент делается на нравственно-психологическом аспекте религии. Это 61% исследуемой выборки.

Категория «Б» это такие варианты ответов как «уверенность в не случайность происходящего в мире, объяснение явлений, не подлежащих научному мировоззрению, истинность» - 6% респондентов. Акцент сделан на когнитивном аспекте религии.

Следовательно, несмотря на бессознательное, инстинктивное стремлении к Богу и религиозной вере, недостаточный уровень знания содержания религии привели к неспособности осознания роли религии в жизни данной выборки испытуемых. Выделяя нравственно-психологический и психотерапевтический аспекты религии, большинство молодых людей, в виду несформированности представлений о религии не способны объяснить значимость религии в их собственной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наши дни роль и значение религии в жизни современного общества существенно возрастает. Все большее внимание уделяется религиозному мировоззрению личности и ее влиянию на улучшение общественной, индивидуальной жизни и психического здоровья человека. Признавая религиозную веру психологическим феноменом, присущим человеку от рождения многие отечественные и зарубежные ученые указывая на реальность и ценность религиозной жизни для человека, видят в ней системообразующий ориентир в организации и упорядочении психики человека в нравственном становлении личности и совершенствовании общества.

Эмпирическое исследование показало, что религия, как продукт естественных желаний и воображения, как проявление субъективного переживания играет значительную роль в жизни современной молодежи. Однако, несмотря на возрастающую потребность в религии и росте религиозности у молодых людей, наблюдается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и обрядам, неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании. Мы отдаем себе отчет в том, что исследования в других регионах, возможно, дадут другие результаты, однако, было бы абсолютно неверным отрицать, что, возрастающая потребность в религии и росте религиозности в современном обществе, сказывается на отношении молодых людей к религии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Братусь, Б. С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение / Б.С. Братусь. - М. : Флинта, 2000. - 85 с.
  2. Бражникова, А.Н. Психология нравственности профессионала: учебное пособие / А.Н. Бражникова - М. : Изд-во «Университетская книга», 2009. - 432 с.
  3. Грановская, Р. М. Психология веры / Р.М. Грановская. - СПб. : Речь, 2004. - 373 с.
  4. Дебольский, Н.Г. Философские основы нравственности / Н.Г. Дебольский. -СПб. : Типогр. Импер. акад. наук, 1880. - 115 с.
  5. Зенько, ЮМ. Психология религии / Ю. М. Зенько. - 2-е изд., испр. и доп. -СПб. : Речь, 2009. - 552 с.
  6. Фаворов, Н. Что такое христианская нравственность / Н. Фаворов. - М. : Изд-во св. Игнатия Ставропольского, Храм Сошествия Святого Духа, 2003. - 221 с.
  7. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии // Психоанализ. Религия. Культура. - М. : Ренессанс, 1991. - С. 17-65.
  8. Фромм, Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр; пер. с англ. А. А. Яковлева. М. : Политиздат, 1990 [Электронный ресурс ] // http://www.textfighter.org/raznoe/Psihol/Fromm_PsRel/biblioteka_ fromm_e_psihoanaliz_i_religiya.php. - Дата обращения 27.09.2011.
  9. Шлейермахер, Ф. Речи о религии к образованным людям и ее презирающим / Ф. Шлейермахер. - М. : Алетейя, 1994. - 432 с.
  10. Юнг, К. Г. Психология и религия. Архетип и символ / К. Г. Юнг. - М. : RENAISSANCE, 1991. - 304 с.

В. Е. Бобровская, Н. С. Верина

Россия, Ульяновск

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» . Именно этими знаменитыми строками начинается священное писание христиан – Библия. Всем известно, что православие оказало большое влияние на становление культуры и формирование истории нашего государства. В нашей статье мы попробуем выяснить, как современная молодежь относится к религии.

Итак, почему мы решили в своей статье рассматривать именно молодёжь?

Существует всем нам известное понятие «Молодежи принадлежит будущее». Смысл этой фразы не будет потерян, если современная молодежь будет в состоянии обеспечить будущее не только нашей страны, но и церкви. Мы считаем, что современная молодёжь утратила духовные ценности, утратила значение религии, что вызвало потерю веры в любовь друг к другу, добро, справедливость и милосердие. Суть нашей работы заключается в проверке религиозности людей, а также в исследовании уровня знаний содержания религии.

По данным Европейского социального исследования, российское общество делится примерно на две почти равные части: 49% россиян относят себя к последователям религии, 48% нет .

Чтобы выявить, насколько молодые люди приближены к церкви, мы воспользовались методом опроса. Для этого мы составили анкету, которая содержала вопросы:

Общее число участников составило 120 человек, которые являются студентами. Студенчество, это тот период, когда человек задумывается над вечными вопросами: «В чем смысл моего бытия?», «Как мир сделать лучше?». Поиск ответов на эти вопросы, дает стимул к построению жизни. Тяга к получению истины заставляет обращаться туда, где ощущают присутствие правды. Именно поэтому, им необходима поддержка с помощью, которой они смогут улучшить знания в окружающей их реальности. Таким атрибутом на протяжении многих столетий являлись Божии заповеди.

Анализируя проведенную работу, можно сказать о том, что 89% отметили то, что Бог существует, а религия – это мировоззрение и вера в Бога. Также они пояснили, что именно вера в Бога дает внутреннее душевное успокоение, моральную поддержку, надежду и уверенность в себе. Бог же для них это, прежде всего создатель мира и света на земле, Всеведающий и Всемогущий. Но есть и другие мнения: 9% опрошенных считают себя верующими, хотя представления о религии у них не имеет ясного содержания, 3% вообще отрицают существование Бога.

91% опрошенных нами студентов стараются принять участие в церковных праздниках, хотя церковь посещают очень редко.45% молодых людей ходят в храмыи церкви от одного до нескольких раз в год, 15% вообще не посещают, 2% ходят каждую неделю, а 38% ссылаются на недостаток времени для

посещения церкви. Дело в том, для того, чтобы исповедовать веру, необходимо постоянно производить над собой усилия, ведь у религии есть определенные ограничения и нормы поведения. Люди перестали относиться к религии, как к высшему, спасительному, высокодуховному. Молодёжь вспоминает о Боге и церкви только тогда, когда наступает период отчаяния и беспомощности. Но после отступления невзгод, о Боге снова забывают. 1% респондентов глубоко верующие, следуют всем религиозным обрядам, соблюдают традиции и каноны церкви.

У молодёжи, стремящейся к религиозному росту, наблюдается низкий уровень знаний, отсутствует стремление к духовному совершенствованию. Во-первых, издавна в становлении личности самую важную роль выполняет

семья. Именно в ней закладываются основы воспитания, соответственно и отношение к религии. В современном мире родители не считают церковь одной из составляющих в формировании нравственности ребенка, они не посещают храм Божий, соответственно нет примера для подражания. Все мы знаем о введении нового праздника-Дня любви, семьи и верности. Этот праздник проходит в день памяти «Петра и Февронии», он помогает нам понять, что такое брак и семейные ценности, на примере жития князя и его супруги. А как сказал Святейший Патриарх Кирилл – «Без возрождения семейных ценностей невозможно возрождение России». Как нам кажется, этот праздник ориентирует сознание молодёжи на одну из главных ценностей. Во-вторых огромное влияние оказывают детские сады и школы, учителя и преподаватели.

Многие века религиозное учение было главной педагогической системой.

Целью, которой является: организация жизни и деятельности человека, воспитание в нем, с раннего детства, норм общественного поведения и культуры, формирование системы ценностей. Религия способствует социализациииндивида. Она дает успокоение душевных сил, приведение в порядок чувств и мыслей человека. Дарует верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных ситуаций, которые кажутся безвыходными. Таким образом, религия является одной из сфер жизни общества, это необходимый аспект жизнедеятельности в становлении человека и общества. В современной традиционной школе не преподают Закон Божий, не пропагандируют религию, одним словом не уделяют ни капельки внимания религии, одному из главных аспектов формирования нравственности человека. И к великому сожалению, в наше время к нынешним педагогам многие стали относится без чувства глубокого уважения и почтения, как к своему наставнику. Когда в те времена педагогу преклонялись и неукоснительно следовали его слову.

Важно отметить, что помимо семьи, школы на формирование нравственности молодёжи, в современном мире нано технологий огромную роль играют средства массовой информации и интернет ресурсы. Мы с сожалением должны признавать, что интернет-ресурсы и средства массовой информации предоставляют нам очень ограниченные возможности для нравственного просвещения и духовного роста молодёжи. Последствием предоставления информационных услуг Интернет-ресурсами и СМИ является влияние на психику и разум молодых людей. Мы хотим призвать журналистов, руководителей, редакторов, всех кто связан со средствами массовой информации — давайте не будем допускать распространения среди молодёжи безнравственного поведения, вражды и ненависти по отношению друг к другу. Давайте будем двигаться в сторону добра и духовного совершенствования.

Нынешнее молодое поколение – первое поколение молодых людей, родившихся или выросших после распада СССР, в первые годы становления новой российской государственности. Через 10-15 лет именно от него будет зависеть, какая судьба ждет в ХХI в. Россию с ее многонациональным обществом и исторически сложившимся ядром – русским народом. Чтобы занять достойное место в мире, наша страна нуждается как в инновационном развитии, так и в нравственном обновлении. Нынешнему молодому поколению предстоит решать эти задачи одновременно. Именно поэтому ему равно необходимы как материальная, так и духовная поддержка. Лишь достигнув гармонии между общенациональными идеалами, личными и семейными интересами, оно сможет войти в историю как новое поколение победителей, с которого станут брать пример, и на которое будут равняться потомки.

(Материал взят из книги История науки и техники глазами молодых исследователей — А. Можайского)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.