Родительская тирания. Шанс выжить есть всегда! Инструкция: как бороться с родительским контролем во взрослой жизни

«Психологический контроль может ограничивать независимость ребенка и делать их менее способными в плане регулирования своего поведения», - доктор Май Стаффорд.

Иногда, семья может вмешиваться в вашу жизнь очень настойчиво. Попытка найти баланс между тем, чтобы позволить своим детям быть независимыми, по-прежнему контролируя их жизнь, может быть крайне сложной задачей. Однако, чрезмерное следование одному принципу может привести к формированию семьи, в которой осуществляется тотальный контроль.

« Семьи и родители, которые пытаются контролировать каждое движение своего ребенка, своими руками делают их них людей, которые проявляют неадаптивное поведение просто потому, что контроль поведения «может ограничивать независимость ребенка и делать их менее способными в плане регулирования своего поведения», - говорит доктор Май Стаффорд. Вот некоторые из наиболее распространенных типов поведения уже взрослых людей, которые выросли в семье под пристальным присмотром своих близких.

1. Проблема с независимостью

Взрослые люди, которые выросли в семье, где осуществлялся жесткий контроль, будут иметь проблемы в плане сохранения независимости от других людей, встречающихся в их жизни. Иногда, это могут быть даже близкие друзья. Но чаще всего, новая роль со-зависимости приходится именно на романтического партнера. Из-за контролирующего характера в поведении прошлой семьи, уже взрослый человек может начать искать кого-то, кто сможет создать аналогичную атмосферу уже в его новой семье.

2. Перфекционизм

Тот, кто вырос в семье под контролем, скорее всего, станет перфекционистом. Этот перфекционизм часто связан с желанием избежать неприятностей или критики со стороны семьи. Будучи взрослым, перфекционизм переносится на остальную часть их повседневной жизни Такое поведение часто является неадаптивным и может вызывать проблемы на работе или в построении отношений с партнером.

3. Проблема с самооценкой

Контроль в семье вынуждает ребенка чувствовать некоторую неопределенность. Это делается для того, чтобы его поведение было легче контролировать то.
«Часто, корень заниженной самооценки находится глубоко внутри ребенка, который чувствует себя «недостаточно хорошим». Как дети, мы чувствуем себя принятыми и правильно оцененными только в той степени, в какой мы чувствуем себя безоговорочно любимыми и поддерживаемыми со стороны наших родителей», - говорит д-р Сонера Джавери.

Эта неопределенность переносится и во взрослую жизнь в форме заниженной самооценки и неуверенности в себе. Это означает, что кто-то, у кого есть излишне контролирующая семья, с большей вероятностью будет искать подтверждения своих достижений и поведения в целом от своих друзей или романтических партнеров. У них могут возникнуть проблемы с выполнением обычных повседневных задач, если они не будут получать одобрения от кого-то еще в их жизни.

4. Чувство страха

Вокруг тех людей, которые выросли в семье под излишне пристальным присмотром, будет постепенно создаваться запугивающая атмосфера. Она появляется от пережитых чувств от своих близких родственников. Уже во взрослой жизни, эти люди не могут контролировать и правильно понимать свои эмоции, что может заставить их бороться с чувством страха. По их мнению, все вокруг пытаются их запугать, хотя на самом деле никто даже и не думал о проявлении недоброжелательности.

5. Неумение расслабляться

Взрослые, выросшие в контролирующей семье, не могут должным образом отдохнуть. Они часто ощущают, что за ними следят и подвергают проверке. Это происходит из-за того, что таких людей постоянно контролировали в детстве. Это нарушает чувство собственной территории, из-за чего человек не может ощущать себя комфортно в уединении. В зрелом возрасте эти люди по-прежнему будут чувствовать, что за ними следят, независимо от того, насколько они далеки от своей семьи.

6. Чувство предательства

Если бы ребёнку с детства навязывали мнение, что ему нельзя набивать татуировки ни при каких обстоятельствах, то во взрослой жизни, если он все-таки сделает это, он будет чувствовать, что предал своих близких. Это наглядный пример того, что станет с человеком, если постоянно давить на него и навязывать свое мнение. Неприемлемое поведение - довольно субъективное понятие. Взрослые люди, которые выросли в подобной семье, не могут полностью выразить себя из-за страха разочарования или предательства своих близких.

7. Изменение личности

Когда ребенок становится взрослым, он начинает пользоваться свободой, которую ограничивали его родители. Для некоторых людей эта свобода может вызвать привыкание. Например, многие взрослые, которые выросли под контролем, пьют гораздо больше, чем они должны были бы. А все потому, что теперь они свободны от контроля. По этой причине злоупотребление психотропных и других вредных веществ довольно распространено среди взрослых, которые выросли в подобных семьях.

8. Ложь

Взрослые, у которых была контролирующая семья, часто росли не гнушаясь лжи. Это превращалось в привычку, поэтому к ней прибегали даже тогда, когда это было не нужно. Они лгут о мелочах: о том, что у них было на обед, или о том, что они делали в выходные. Ложь обычно не является чем-то достаточно большим, чтобы попасться на этом. Это остаточный механизм преодоления, сформировавшийся с детства. Из-за этого ребенку приходилось лгать своей семье, чтобы избежать неприятностей и для выражения некоторой независимости.

9. Проблемы с принятием решений

Контролирующая семья принимает решение о чем угодно за своего ребенка. Это приводит к тому, что он никогда не узнает, как принимать самостоятельные решения. Когда ребенок становится на путь взрослой жизни, эта неспособность принимать решения по-прежнему остается. Люди, которые выросли в такой семье, ищут информацию от людей вокруг них, прежде чем приступить к действиям, или просто избегают ответственности вовсе.

Итог

Взрослые, которые выросли в жестких контролирующих условиях, могут не понимать, что они демонстрируют такое поведение, пока им самим не покажут это. Как и большинство неадаптивных поведений, есть надежда на устранение проблемы, которая образовалась с самого детства. Терапевты и эксперты в области психического здоровья уже давно помогают взрослым научиться контролировать свою жизнь после того, как они выросли в подобных семьях. Помните, что надежда есть всегда!

Как-то моя подруга ради шутки сказала, что завидует людям, которые уверены в том, что знают все лучше других и делают все правильно. Их, так сказать, никогда не мучает совесть, их решения появляются без какой-либо нерешительности и они убеждены, что только они правы. Что-то в этом, конечно, есть. Но если вам приходилось встречаться с такими людьми или работать вместе с ними, то вы, наверное, согласитесь, что находиться рядом с такими лицами не очень комфортно. Но мы же с вами, дорогие родители, сами очень часто становимся такими в отношениях с собственными детьми.

Разве же не мы с нашим жизненным опытом, наученные собственными ошибками, знаем лучше, что именно нужно нашему ребенку? Разве он, такой маленький и неразумный, способен на правильные решения? И разве ребенок может иметь другую, отличную от нашей, точку зрения? Да и вообще, кто он такой, чтобы командовать? Такие или похожие мысли часто или изредка все-таки возникают в наших с вами головах и кажутся вполне обоснованными и правильными. Разве нет? Так понемногу мы и превращаемся в домашних тиранов и деспотов. Выбираем, с кем ребенок должен дружить, какие секции посещать, лишаем его права самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. Все это, конечно, из самых наилучших соображений и любви к нашим ребятишкам, которым мы на самом деле оказываем медвежью услугу.

Дети, которые выросли под постоянным надзором властных родителей, или дети, которыми чрезмерно опекались, чаще всего чувствуют себя в этой жизни не очень комфортно. Им тяжело в жизни и в обществе. Депрессия – их постоянный спутник. Таким людям тяжело контролировать свое эмоциональное состояние, поведение и события, они не способны на самостоятельные решения. И поэтому живут с чувством постоянной потери: потери возможностей, отношений, финансов, склонны все время обвинять кого-то в своих неудачах. Не достигают желаемого, разочаровываются.

Они редко ставят вопрос, что нужно сделать в этой ситуации, а только переживают: "Что будет со мной?". Страх и повышенная тревога постоянно присутствуют в их жизни. Часто уже в семейной жизни такой человек попадает в полнейшую зависимость от партнера, не выдвигая никаких требований, молча страдает и ничего не предпринимает, чтобы сделать свою жизнь лучше.

С ребенком, который превратился в послушного робота, способного без возражений выполнить все пожелания родителей и учителей, взрослые чувствуют себя уверенно и легко. Родители не имеют с ним никаких проблем, учителя - тоже. Проблемы имеет лишь ребенок. Кстати, во многих странах родители чересчур вежливых детей обращаются к психологам, считая это патологией. Именно такие дети часто становятся жертвами педофилов, у них легко возникает зависимость от сигарет и наркотиков, потому что они привыкли подчиняться. И если лидер в какой-то компании предложит им рюмку или шприц, скорее всего, они не откажутся, потому что не научены отстаивать собственное мнение и противостоять. Впрочем, такие дети его часто и не имеют.

Как правило, из детей властных родителей вырастают хорошие и добросовестные исполнители, но не более. Даже если ребенок имеет чрезвычайные способности.

Такие дети всю жизнь хотят угодить своим родителям, оправдать их ожидания. Они пренебрегают собственной необходимостью самовыразиться и реализоваться. Эти дети инфантильны и зависимы от родителей, даже тогда, когда сами становятся родителями.

Возможно, правда, и другое, на первый взгляд кардинальное отличительное развитие событий. Ели родители воспитывают детей жестко, слишком требовательны и каждый раз вынуждают подчиняться чужой воле, то им приходится подавлять свою волю, стремление, нужды. Это вызывает то, что у них аккумулируется чувство ненависти и разрушения, которую ребенок может направить и на себя, и на родителей, и на людей, которые его окружают. Относительно первого, то у дошкольников и детей младшего школьного возраста эти накопленные негативные чувства проявляются в постоянных болезнях, а у подростков - в тяге к спиртному, сигаретам или наркотикам.

Относительно второго, - разрушительная энергия направлена на других людей: дети завистливые, недоброжелательные и неприветливые.

Как правило, чем больше родители подавляли личность маленького ребенка, тем более сложным и затяжным будет его подростковый переходный период.

Спорить с ребенком надо не переходя определенных границ, не унижая его или просто запрещая (не пойдешь, потому что я так решил), а убеждая его.

"Ребенка будто подменили", - жалуются родители. Вежливый мальчик превращается в неконтролируемого хамовитого подростка, который не хочет брать во внимание чувства и желания родителей, так же, как еще совсем недавно они пренебрегали стремлениями своего сына. Если вы не понимали его, то теперь ощутите на себе, что это такое, когда не понимают и игнорируют вас. Доверия в так семьях нет.

Еще одна ошибка властных родителей - они никогда не рассказывают детям, какими разгильдяями были в детстве; смешные случаи, которые случились с ними, - тоже табу. Такие родители или в самом деле убеждены, что в детстве были идеалом, или хотят, чтобы дети так думали.

Один мой знакомый рассказал мне смешной, но весьма поучительный случай. Отец всегда ругал его за плохие оценки и ставил себя за пример. "Олежек, - любил повторять он, - я окончил школу только с двумя "четверками". А ты?" Ну, и так дальше. Так вот, уже студентом физико-математического факультета Олег случайно нашел аттестат своего отца. Там и в самом деле было только две четверки, все остальные оценки - "тройки". Процитирую знакомого: "Из напыщенного индюка отец наконец превратился в нормального человека".

Не подавляйте личность ребенка, направляйте, а не давите! Чтобы на тебя равнялись, чтобы тебя уважали и любили - это можно заслужить, однако никогда не достичь этого с помощью приказа.

Если вам «достались» властные авторитарные родители , то, с одной стороны, этому можно посочувствовать, ведь родителей, как известно, не выбирают. С другой стороны, поддержать: у вас есть шанс изменить ситуацию! И самый действенный способ ее изменения – это измениться самому. Что для этого необходимо? Для начала – перестать считать себя жертвой могучего тирана и посмотреть на отношения со своими родителями со стороны.

Тогда, во-первых, придется признать тот факт, что у вашего родителя есть определенный характер, который он не собирается менять. На это есть ряд причин, коренящихся как в его далеком детстве, так и в нынешней жизненной ситуации. Во-вторых, стоит понять, что за внешними «пугающими» чертами «тирана», авторитарностью, непримиримостью, негибкостью, могут скрываться личностные черты совсем иного рода. Это, как правило – сильная тревожность и обидчивость, ранимость и заниженная самооценка и, что особенно важно, глубокая внутренняя неудовлетворенность. К этому еще надо добавить естественные родительские чувства привязанности и страха разрыва эмоционального слияния, который нарастает у них по мере взросления собственного ребенка. Получается далеко не однозначный портрет личности, которая пытается разрешить свои внутренние противоречия и реализовать потребности с помощью самого близкого и безопасного существа, то есть ребенка, нередко считая его частью или продолжениям себя самого.

С другой стороны, ребенок в детстве может удовлетворить свои жизненно важные потребности только при помощи заботящихся о нем родителей. Он привыкает к полной от них зависимости – физической, материальной и психологической, стараясь выполнять все родительские требования и правила, чтобы получить необходимую эмоциональную поддержку, любовь и одобрение. Так между ребенком и родителем возникает взаимная эмоциональная привязанность, нередко переходящая в зависимость.

По мере взросления младшее поколение начинает все больше претендовать на проявление самостоятельности, индивидуальности и собственного мнения. Старшее поколение по-прежнему хочет удерживаться в главенствующей роли собственника. Поэтому, для получения детского внимания и подтверждения своих родительских прав, часто использует манипулятивные способы, не зная других способов взаимодействия. И винить их в этом нет смысла. Смысл есть в том, чтобы найти иные, наиболее конструктивные способы взаимодействия.

В связи с этим – вопрос к представителям младшего поколения: готовы ли вы брать на себя ответственность за изменение отношений со своими родителями? Хотите ли вы взрослеть? Если да, то вам предстоит длительная работа по формированию своих личностных границ, чтобы отделить ваши потребности и интересы от родительских и найти способы их удовлетворить. Такая психологическая сепарация может вызывать у родителей приступы агрессии, спровоцировать шквал обвинений и обид. Важно понимать, что за этим скрывается страх разрыва отношений и одиночества, и отнестись к этому с пониманием. Не стоит обижаться и злиться в ответ. Старайтесь вступать в диалог, когда эмоции стихают. Учитесь проявлять свое «Я» не в словесных баталиях, выражая упреки и претензии к старшим, а в практических действиях, которые смогут подтвердить вашу правоту и самостоятельность. Помните, что на полную самостоятельность может претендовать лишь тот, кто способен сам решить все свои проблемы. При этом важно компенсировать недостающее родителям внимание и находить свои варианты его проявления – от искренних слов любви и благодарности, до действий по оказанию им помощи и поддержки.

Необходимо делать все, чтобы детско-родительская взаимозависимость превращалась во взаимосвязь, в основе которой – социальная независимость, душевная близость и принятие права каждого на собственное понимание жизни.

читайте также:

Как ты лодку назовёшь так она и поплывет Клиент рассказывал о том, каким он видит меня-терапевта: “учитель”, “лектор”, “родитель” и т.д... В возрасте от 1 до 5 лет ребёнок слышит до 25000 запретов, что приводит к низкой самооценке

Дезадаптация в садике, часть 2. Тревожным мамам сложно смириться с тем фактом, что ребенок родился для своей судьбы, а не для того, чтобы быть эмоциональным контейнером ее страхов и тревог. Такие мамы слишком долго кормят грудью, могут спать в одной постели с ребенком до 7 лет, а

Часто родители во время выяснения отношений со взрослыми детьми пользуются манипулятивными средствами и запрещенными приемами для отстаивания своей главенствующей позиции. Некоторые высказывания могут загнать ребенка в тупик и лишить возможности выбора. Собственно на это они и рассчитаны. Разумеется, точной инструкции, как реагировать и что отвечать в каждом конкретном случае, быть не может. В качестве примера мы выбрали наиболее характерные родительские «послания» детям и сконструировали на них ответы:

«ТЫ МНЕ БОЛЬШЕ НЕ ДОЧЬ!»

Вариант ответа : (прим.: эта фраза обычно говорится на пике чувств, поэтому не рекомендуется реагировать на нее сразу, надо дать родителю высказаться и успокоится, а лишь потом говорить) Для меня это очень серьезное заявление, думаю данная ситуация того не стоит того, чтобы ты остался(лась) без моей любви и внимания. Для меня отношения с тобой очень имеют большую ценность и при этом для меня важно…

«ЕСЛИ ТЫ ЭТО СДЕЛАЕШЬ, Я НАЛОЖУ НА СЕБЯ РУКИ!»

Вариант ответа : (прим.: в начале надо дать возможность родителю побыть в нахлынувшем на него переживании, т.е. прочувствовать сказанное. Не спешите сразу оправдываться, просто побудьте рядом. Когда чувства немного утихнут, начните разговор) Эта ситуация не стоит твоей жизни! На самом деле, все можно обдумать и решить без потерь для тебя и для меня…

«ТЫ НЕ БЛАГОДАРНАЯ, МЫ ТЕБЕ ОТДАЛИ ВСЕ!»

Вариант ответа : Да это правда, и я вам благодарна за это. Но я никогда не смогу вам вернуть то, что вы мне дали, разве что так же подарить жизнь своему будущему ребенку. А насчет всего остального – при всем моем признании вашего вклада в мое воспитание, я не могу быть точной моделью ваших ожиданий. Я понимаю ваши переживания, ведь ребенок – самая рискованная инвестиция, к тому же – без гарантий, что он оправдает ваши надежды.

«ТЫ БЕЗ МЕНЯ НИЧЕГО НЕ СМОЖЕШЬ!»

Вариант ответа : Без тебя я, действительно, не смогу сделать, как с тобой. Но дай мне попробовать самой. Это будет мой опыт, и я научусь. Надо же когда-то начинать!

«Я ЛУЧШЕ ТЕБЯ ЗНАЮ, КАК НАДО!»

Вариант ответа : Я ценю твою помощь, поддержку и опыт, но хочу выбрать сама, что лучше для меня. Может мой выбор будет неправильный для тебя, но это будет мой выбор, и я готова нести за него ответственность!

«ВЫБИРАЙ – ИЛИ Я ИЛИ ОН!»

Вариант ответа : Это все равно, если бы ты предложил мне выбрать, что важнее – есть или пить. Такой выбор совершенно не реален. Я не могу отказаться от отношений с тобой, мне очень важна твоя забота и поддержка, и при этом мне так же важны отношения с ним. Я не сомневаюсь в том, что ты желаешь мне добра и знаешь о жизни больше, но дай мне прожить свой личный опыт, чтобы я впоследствии тебя не винила в том, что потеряла что-то ценное, так и не попробовав. Я буду благодарна, если ты будешь рядом со мной и в счастье и в беде!

Оно полностью соответствует моей жизненной ситуации, только я в ней играю роль вашей дочери.

Странно мне слышать, как вы называете свою 23-летнюю дочь "юной девушкой". У меня в этом возрасте уже двухлетний сынишка был, а сама я исправно исполняла роль матери семейства, жены. В 23 года человек уже взрослый. А если нет - значит, вы неправильно ее воспитывали, уж извините. И, судя по всему, так оно и есть.

По вашему письму чувствуется, что вы - женщина авторитарная, властная, подавляющая. Видимо, вы всю жизнь контролировали свою дочь, потому она и "юная девушка" в свои 23! А сейчас чувствуете, что контроль над ней уходит в руки другого человека, и это вас злит и пугет. Вы теряете власть над ней!

Уверяю вас - дети властных родителей чаще всего действуют наперекор родительской воле - это способ психологической защиты от вашего авторитаризма. Они могут поступать неразумно, нелогично - и все только ради того, чтобы насолить вам и дать вам понять, что ваша власть над ней закончилась.

Я - журналистка, веду в одной газете рубрику "Основы успеха" - встречаюсь с успешными людьми, делаю большие интервью. Мы часто говорим об их детстве. И очень многие жалуются на авторитарность родителей. Сильные люди становятся самостоятельными и успешными как бы "назло" родителям. Но не все сильны - слабые люди могут и сломаться...

Если молодой человек вашей дочери действительно опасен (хотя в этом сильно сомневаюсь) - это и есть слом. Ваша дочь выбрала другого "покровителя", и ее логика такова: пусть лучше пропаду с ним, чем останусь под гнетом опеки моей матери! Как вы считаете, чья в этом вина?

Я склонна считать, что вы сильно пережали, а страдает от этого, в первую очередь, ваша дочь. Хотя, признаю, вам тоже не позавидуешь... Знаю, что вашей первой реакцией будет злость и раздражение в мой адрес. Не надо воспринимать в штыки. У вас есть возможность посмотреть на ситуацию глазами своей дочери.

Вы уже довели ситуацию до того, что ваша дочь не желает с вами общаться. Да-да, именно вы, а не бой-френд вашей дочери. Вы ее унижаете своим поведением, вы не уважаете ни ее мнение, ни ее интеллектуальные способности, ни ее выбор. А она имеет право на свою жизнь, и на свои ошибки, между прочим, тоже. Вы пытаетесь манипулировать ею, вы шантажируете ее подаренной вами квартирой - а она за квартиру не продается. Вот досада! Неблагодарная! Эгоистка!

Скажите, я угадала ваши стандартные эпитеты в ее отношении? Знаю, потому что слышу эти слова от моих родителей. Единственный способ возобновить нормальные отношения с дочерью - дать ей свободу, отпустить ее. Ее судьба - это ее судьба, и не вам ее определять. Подумайте: разве вы смиритесь, если некто будет диктовать условия вам? Так не диктуйте своей дочери, как ей жить. Нравится ей этот демонический мужчина - это ее чувства и ее право.

Да, у вас может быть свое мнение, и вы, как я понимаю, уже высказали его своей дочери. Она знает его и поступает по-другому - значит, она так считает нужным, а главное мнение в этой ситуации - именно ее мнение. Зарубите себе на носу - ее детство закончилось. Теперь вы - две взрослые полноценные самостоятельные женщины. Именно с этих позиций следует строить отношения заново. Да, взрослость детей означает наступление определенного возрастного периода родителей, и с эти мало кому удается справиться безболезненно. Да, терять многолетнюю власть над человеком тяжело. Да, вам от природы и воспитания дан такой авторитарный стиль поведения - а менять себя ох как сложно - но необходимо. Иначе вместо власти вы навсегда потеряете дочь...

Я желаю вам мужества, сил и терпения. Все еще можно наладить, и дочь ваша образумиться - только сама, на своем опыте. Выбросьте свой скипетр и державу в мусоропровод и пересмотрите отношение к жизни и к дочери.

Тина, Санкт-Петербург

Письма направляйте на адрес редакции Дана (Англия): Ваше оружие - дипломатичность и хитрость. Ответ на письмо Марины "Взрослые дети" .

Вот захотелось ответить на Ваше письмо , Марина, хотя по возрасту я ближе к Вашей дочери, чем к Вам. Мое мнение: Вам нужен совет опытного психолога. Молодость самонадеянна и беспечна, если не сказать - глупа (академическая "умность" здесь ни при чем).

Молодежь часто обманывает себя, что "живет одним днем" и "хочет жить одним днем", не понимая, что это недопустимо и попросту неосуществимо. Молодые люди часто неспособны спрогнозировать развитие событий и даже не пытаются этого делать, примеряя на себя различные варианты развития ситуации - у них просто недостаточно жизненного опыта.

Возможно, Ваша дочь, получив от Вас то, что многими зарабатывается даже не потом и кровью, а кровавыми слезами - свою территорию, независимость, возможность учебы за рубежом - просто НЕ МЫСЛИТ для себя иной ситуации, не может УВИДЕТЬ себя в ситуации в будущем, когда она попала в зависимость и/или все потеряла. Вас она не слушает, по моему предположению, потому что Вы (возможно, простите) для нее не очень любимая мать, которая ревнует к увлечению ребенка.

Психологи, может быть, и вешают нам на уши развесистую лапшу и "лезут в душу с топором", и никогда не решат за нас наши проблемы и не дадут ответа на вопрос "Что же делать", но они знают массу действенных психологических приемов и нестандартных "ходов", до которых обычному человеку не додуматься.

Тот факт, что Вы держали в руках паспорт человека, и он похоже сидевший или около того круга - плюс, Вы можете пошатнуть влияние молодого человека, ослабить его позиции и даже устранить его из жизни дочери - должны быть способы, не может не быть. Как говорят англичане: When there"s a will, there"s a way. (При желании всего можно добиться).

Ваше оружие - дипломатичность и хитрость, третьи руки, Вы не должны идти на конфронтацию с дочерью, поскольку все исходящее от Вас она будет воспринимать в штыки. Пообщайтесь с психологом, апеллируйте к ее разуму, в интернете, кстати, полно историй женщин, пострадавших от рук вот таких вот "гостей" и вообще авантюристов. Наркотики - недопустимо, нет "легких" наркотиков "раз в месяц", попробуйте выкурить сигарету марихуаны - увидите, как это ударит Вам по мозгам, поймете, что употребляющие наркотики живут за чертой, отделяющей их от мира нормальных людей.

Рубрика "Служба доверия "
Рубрика "Русские в Англии "

Письма направляйте на адрес редакции
Marina G.R. (Нидерланды): Ответ на письмо Тати "Наблюдаю в себе синдром свекрови " и письмо Натальи "Имя моей проблемы - свекровь ".

Тати,

Мне тоже захотелось отреагировать на письмо Натальи , но прочитав ваше , Тати, еще больше захотелось написать Вам.

У меня тоже нет детей, но есть возраст. Молодой свекровью я вполне могла бы оказаться. И с этой позиции меня несколько возмутил юный эгоизм Натальи. Почему, собственно, родители должны помогать детям?

Мне кажется, родители, если могут, обязаны дать ребенку приличный старт. Сюда я бы включила воспитание, образование и формирование характера.

Если родители согласны оплачивать образование ребенка, это уже огромная помощь. И я уверена, если родителям по силам финансирование учебы ребенка, они непременно так и сделают.

Но когда ребенок уже начинает работать, он уже взрослый и волен самостоятельно принимать решения. Но и ответственность за свои решения нужно нести самому ребенку. Решил жениться - очень хорошо. Но пусть и подумает где, как и на что он/oна будут жить. Родители позволяют оставаться в их квартире? Щедро со стороны родителей. Но как может прийти в голову ребенку разменивать эту родительскую квартиру?! На том основании, что и он там прописан? Ну и что. Это не основание. Ребенок эту квартиру не заработал. А распоряжаться любыми материальными ценностями имеют право только те, кто их заработал. В данном случае никак не ребенок.

Почему родители должны помогать сыну и Наталье?
Уверена, у них есть собственные потребности и желания. Oни сами заработали свои деньги и сами вольны ими распоряжаться. И если свекрови хочется новый телевизор, почему ей его не приобрести. Вместо этого отдать деньги сыну? Для чего? Для того, чтобы он купил машину? А зачем сын покупает машину, если у него еще нет квартиры? Ах, им все сразу хочется... ну так пусть работают! Кто же им мешает.

А когда Наталья, пройдя нелегкий путь карьеры, заработав денег, вдруг окажется в ситуации своей свекрови, будет ли она такого же мнения, как сейчас? Вряд ли.

Кажется, уже и в России прошли те времена, когда для осуществления необходимых половых потребностей нужно было непременно жениться. Думаю, заботливые мамы и их умненькие дочери не решают больше проблемы внеплановой беременности.
Поэтому, зачем обязательно жениться, если нет необходимых условий. Не лучше ли потратить пару лет на интенсивное зарабатывание денег (карьеру), а уже потом, ни от кого не завися, создать семью.
Когда молодая женщина рожает ребенка и не может его воспитывать в силу нехватки времени, зачем она это делает? И почему кто-то обязан ходить в бабушках, если свекровь или мама еще молода и у нее свои амбиции в жизни. Да даже если и не молода, не важно. Почему свекрови или маме Натальи нужно тратить время на Натальины проблемы. Когда же им жить "для себя"? Ведь сначала и у них были дети, нехватка денег и времени. Или так и будем, из поколения в поколение, сваливать все заботы на бабушек и дедушек...
Хочется учиться - учись, хочется развлекаться - развлекайся. А если захотелось ребенка, неужели трудно понять, что это несет с собой огромную ответственность и жизнь меняется раз и навсегда.

А родителям (родственникам) нужно учиться отпускать детей. Не надо держать ребенка рядом и постоянно вмешиваться в его жизнь. Это его жизнь!

Какое бы решение не принял ваш брат, Тати, это будет его решением. Может, ему нравится все, что он имеет и как юная жена ведет себя и во сколько она встает, не наша забота. Опять-таки, он сам заработал свои деньги, сам волен распоряжаться, на что их тратить.
Вы сравниваете себя и ее. Не нужно. Поколения разные. Культура и привычки разные. Вам не понять ее, ей - Вас.
А я еще помню, когда спала до 12, а сейчас и хотела бы, да не могу... Всему свое время и девочка эта юная научится и все ей придется делать самой. А если и потребует от вашего брата компромисс, это глубоко их личное дело.

Думаю, 10 лет разницы в возрасте дают вашему брату возможность не обращать внимания на бредни молоденькой жены, как то сменить работу. Он сам о себе позаботится, никто себе не враг. А если, по какой-то причине, он поступит не так, как Вам лично хотелось бы, при чем тут Вы, он же не вашу жизнь меняет, а свою.
Если Вам кажется, что Вы видите нечто, чего он не замечает, скажите ему об этом. Если для него это неважно, почему для Вас важно?

Самое страшное, что может случиться - Вы потеряете брата. Потому, что жена или муж все-таки самый близкий человек. Они - прямая семья. А родственники - семья второстепенная. Интимность физического контакта между супругами дает им право на самую близкую близость. Кровь - тоже дело важное. Но - второстепенное. Иногда в одной и той же семье могут вырасти два совершенно разных и чужих друг для друга человека. А авторитет матери сменяется на авторитет жены, а последний, как ни странно, может быть заменен авторитетом дочери или любовницы или, простите за разочарование, кого угодно, кто окажется важным для человека в данный момент жизни.

Еще мне хочется сказать от себя: как приятно, дорогие дамы, когда НИКТО не лезет в вашу жизнь с советами и нравоучениями. Да, мы делаем, ошибки, но это наши ошибки. Да, кто-то, возможно, и мог бы нас от них уберечь, но тогда не было бы у нас нашего собственного опыта жизни.

Не надо решать за своих детей или родственников. Дайте им "орудия труда, вспомогательные средства": знания о логике, психологии, финансовой независимости - добавьте к перечисленному все, что считаете нужным, - а главное, научите самостоятельно принимать решения и нести ответственность за таковые.
Формируйте их характер в детстве таким, чтобы они сами в состоянии были решать свои проблемы. Тогда вам не будет страшно за то, что с ними может случиться что-то плохое. Они не допустят это "плохое" в силу приобретенных знаний и опыта.
А каждый раз решать проблемы ребенка или родственника - удел недалеких или ленивых родителей.

И не бойтесь, что вы окажетесь им ненужными, если они все сумеют делать сами, без вашей помощи. Такого не случится. Они придут к вам за душевным комфортом, за дружеским советом.

Рубрика "Служба доверия "
Рубрика "Русские в Голландии "

Письма направляйте на адрес редакции Ольга (СПб): Вопрос о наследовании во Франции.

Здравствуйте уважаемые читательницы! Я замужем за французом. Мне бы хотелось попросить рассказать, по возможности, поподробнее, что и в каких долях наследуется во Франции, в случае смерти супруга. Какие ИМЕННО доли идут родителям, детям, братьям-сестрам, и пережившей супруге - как по завещанию, так и при отсутствии оного.

Нам с мужем соответственно 41 и 40 лет, детей ни у кого нет, но у моего мужа есть родители и брат с сестрой. Сейчас, конечно, вопрос о наследстве не актуален, но, теоретически, в жизни всё бывает, и надо иметь информацию.

Моим единственным наследником является только мой муж, но, в случае его смерти, я вовсе не являюсь его единственной наследницей. Наш брак заключён без брачного контракта, соответственно мне должно принадлежать 50% имущества, приобретённого после брака, хотя я в этом не убеждена. Я даже не понимаю, как будет делиться приобретённая после свадьбы квартира, если она будет записана на имя мужа, поэтому и не знаю как относиться к планам покупки квартиры, деньги за неё надо платить огромные, и соответственно снизить на много свой уровень жизни, а, в случае чего, меня оттуда могут выставить. Не поймите меня превратно, но если я умру раньше мужа, то он станет обладателем довольно крупной суммы денег, полученной от продажи двух квартир в России, а я, в случае его смерти получаю, что-то очень неопределённое.
Буду благодарна за ответ.
Ольга (СПб)

Все мы наслышаны о разных подходах в воспитании, о пользе и важности свободы, партнерского доверия и развитии ответственности у ребенка. Но многие из нас раз за разом ловят себя на деспотических нотках в голосе, на привычке принуждать детку к нужным и полезным делам и во всю ширь пользоваться родительской властью. Сегодня мы решили нарисовать картину жизни и отношений с ребенком авторитарной мамы: как это выглядит изнутри и как снаружи, что чувствует ребенок и от чего страдает, как выйти из круга семейной тирании и стать свободнее и счастливей.

Но прежде всего напомним простую психологическую максиму: авторитарность в умеренных дозах - не зло, а благо для ребенка. Этап авторитарного воспитания - это важный момент в формировании волевой сферы малыша. Для счастливой и успешной жизни дети должны уметь подчиняться внешним распоряжениям, распознавать ситуации, в которых подчинение необходимо. Да и сами они должны будут научиться грамотно командовать - без этого взрослая жизнь не сложится. Другое дело - вовремя передать ребенку руководство собой в его собственные руки, перейти от авторитарного к партнерскому взаимодействию, от подчинения ребенка к сотрудничеству с ним. Или сочетать эти стили с учетом разных ситуаций. Авторитарное воспитание бывает очень удобно для родителей, и оно имеет ценный смысл, когда через какое-то время детям дается свобода, и они становятся разумными людьми, которые умеют строить свою жизнь самостоятельно.

Авторитарная мама: вид снаружи

Что же представляет собой авторитарная мама? Удивительно: еще каких-нибудь сто лет назад авторитарными были отцы, а мама чаще представлялась подавленной и опекающей. Сегодня ситуация очень изменилась, практикующие психологи говорят, по их клинической картине видно, что авторитарным органом в семье становятся матери. Папы все чаще «работают» в демократическом или попустительском стиле, иногда самоустраняются из жизни ребенка, зато мамы берут на себя роль тотального воспитателя, который должен дать детке и любовное тепло, и представление о порядке. Эти вещи совмещаются непросто, часто мягкая любовная сфера ущемляется в пользу уставных отношений, и тогда поведение мамы приобретает жесткие черты.

* Авторитарный стиль - это взаимодействие по вертикальной схеме: «Я говорю - ты подчиняешься, твоя задача не обсуждать, а делать что сказано». Иногда это необходимо - в критических ситуациях, в спешке, и ребенок должен уметь подчиниться, доверяя маме или папе. Но жизнь (в норме) тем и хороша, что кризисы в ней случаются не сплошь, а значит, мама может расслабиться и общаться с детьми проще, теплее, игривее. Отличие авторитарной мамы как раз в том, что она командует и призывает к порядку постоянно, у нее все время война и пули свистят.

* Часто мама считает ребенка своей собственностью, по крайней мере, до тех пор, пока ребенок не убедит ее в своей самостоятельности и благополучии. А этого может не случиться никогда, и мама продолжает нести воспитательное добро, хотя ребенку уже 50 лет, и он готов застрелиться после каждого телефонного звонка родительницы. Такая мама хочет, чтобы ее огромный вклад в ребенка был не напрасным, и все время стремится стрясти с ребенка подтверждение этой идеи.

* Важный инструмент деспотичной мамы - это страх наказания. В семье устанавливается атмосфера напряженности, дети боятся «штрафных санкций» и рассерженной мамы. Боязнь рассердить маму становится чуть ли не главным критерием при принятии детских решений, в выборе дел и занятий, при вранье и сокрытии разных фактов.

* Авторитарная мама пользуется «отрицательным подкреплением нежелательного поведения», нагружает детей виной . То есть, она постоянно указывает детям на плохие поступки, промахи, недочеты, клюет и третирует их за это. Удачи и хорошее поведение мама может совсем не замечать и не хвалить, не давать детям положительного подкрепления, потому что «так и должно быть». За что его поощрять, если порядок в комнате - это норма? А начнешь говорить, что молодец, - еще зазнается и испортится, вырастет неподготовленным к жизни.

* Властная мама часто воспринимает ребенка как маленького взрослого. То есть, между ребенком и родителем отсутствует возрастная грань, и мама становится глуха к эмоциональному миру малыша. Она будто не признает того обстоятельства, что ребенок живет совсем в другом мире, с другими законами и ценностями. Или считает это временной неудобной глупостью, которая должна поскорее пройти, чтобы ребенок мог по-взрослому себя контролировать.

* Мама избегает душевной близости с ребенком . Иногда она бы и хотела вместе посмеяться, посекретничать, посмотреть с детьми мультик и понежиться, - но уже не может этого сделать: слишком много напряженности в отношениях, много вины, страха и подозрительности.

* Чаще всего со стороны авторитарные мамы производят очень хорошее впечатление (если не впадают в крайности). Они заботливые, хорошо содержат своих детей, следят за тем, как дети развиваются, очень много времени тратят на них. Это ответственные люди, и увидеть в них авторитарную личность, которая может подавлять в ребенке его собственную личность, удается не всегда.

Что чувствует ребенок авторитарной мамы?

Каждый малыш любит своих родителей. Ему не с чем сравнивать, он попадает в семью и притирается к ней, принимает такие формы и «позы», которые позволят ему жить и развиваться именно в этой семье. Конечно, это накладывает на характер и судьбу грандиозный отпечаток. Хотя в последнее время психологи все чаще говорят о том, что взрослая личность способна отделиться от своих детских опытов, способна развиться и изменить курс своей жизни даже коренным образом. Есть мнение, что влияние родительской семьи слишком переоценено, некоторые современные психологи постепенно отходят от идеи фатального влияния родителей. И это воодушевляет: значит мы не только можем перестать оглядываться на свои детские травмы и смело работать над собой, но и не слишком мучиться от того, какое ограничивающее влияние оказываем на собственных детей. Конечно, мы делаем лучшее, на что способны, а дети - вырастут и сделают себе еще лучше. Тем не менее, в семье авторитарных родителей ребенок испытывает немало сложных переживаний и специфических проблем.

* Ребенку сложно адаптироваться в группе сверстников , у него часто случаются конфликты с другими детьми и взрослыми. Ему трудно выходить из конфликтных ситуаций, он теряет много сил на том, чтобы сойтись с детьми, отстоять свой интерес и место в группе, потому что у него не развит механизм самозащиты. Нередко дети занимают в компаниях и тусовках подчиненное положение, не могут «расправить плечи», хотя именно ради этого они бегут из семьи в детские группы.

* Ребенок учится подавлять свои чувства . Он запоминает, что его гнев или страх вызывают ровный поток неприятностей - гнев или страх родителей, наказания и ограничения. А что может быть хуже, когда тебе самому очень сложно, тебя раздирают чувства и желания, при этом еще и мама с папой обеспечивают дополнительный стресс. Тогда уж лучше не испытывать чувств или хотя бы никому их не показывать, вплоть до депрессий. Скорее всего, чувства будут прорываться, в исковерканной форме, дико, внезапно, истерично, рядом с теми людьми, кто не так страшен, как авторитарная мама, - со сверстниками, учителями, воспитателями. Возможно, однажды случится эмоциональный бунт против мамы (как у младшей дочери Эми Чуа в книге «Боевой гимн матери-тигрицы» - вот уж кто авторитарный родитель!) или побег из дома. В любом случае, важно знать, что именно сильные эмоции и спонтанность позволяют человеку меняться и менять свою жизнь, чувства дают ребенку, подростку и взрослому ту энергию, на которой возможны изменения установок, привычек и нейронных сетей. Без ярких эмоций и спонтанности человек становится инертным, плывет по течению и больше страдает.

* Ребенок не развивает волевую сферу . Он привыкает к тому, что его всегда направят и наставят на путь истинный, он боится принимать серьезные решения. Ответственность - тоже остается незнакомым явлением, ведь с авторитарной мамой «ответственность» настигает ребенка прежде всего в виде потоков маминого возмущения, а не в виде реальных неприятных последствий. Ибо мама предпочтет проконтролировать с ворчанием, взял ли детка сменку и деньги на обед, чем предоставит ребенку дивную возможность самому убедиться, что без сменки и обеда живется кисло.

* Властная мама мешает ребенку развить психологическую зрелость, которая проявляется в умении трезво смотреть на вещи, принимать ответственность за свои поступки и добиваться своих целей. Здесь стоит различать взрослость и зрелость. Взрослость позволяет выживать самостоятельно и даже заботиться о близких. А вот зрелость позволяет не только выживать, но и заниматься любимым делом, понимать себя, исполнять свои желания и успешно развиваться. Зрелость помогает развивать внешние опоры и делать их внутренними, очень сильно увеличивая устойчивость человека в жизни и уровень его счастья. Например, внешнюю опору «достойная интересная работа» превращать во внутреннюю убежденность «я - хороший специалист в интересной для меня сфере, я развиваюсь и всегда смогу быть востребованным». Внешнюю опору «любование природой по выходным» превращать во внутреннее чувство «я - частица прекрасного мира, я связан с природой, я всегда могу найти у нее подпитку и делать для нее что-то хорошее». Даже такая структура, как совесть, которая очень важна для социализации человека и его устойчивости в мире, может не развиться под авторитарным давлением. Детская, инфантильная совесть руководствуется мотивом «чтобы не наказали», взрослая, зрелая совесть опирается на ощущение «самому противно делать плохо».

Но, конечно же, надо помнить, что все перечисленные ужасные последствия авторитарного воспитания зависят от его дозы, от характера ребенка и позиции родителей. Если умеренно авторитарные родители вызывают у детей уважение и восхищение как сильные и уверенные в себе люди, то дети копируют родительский стиль и воспроизводят его там, где возможно. У авторитарных родителей могут быть прекрасные, мыслящие, волевые и самостоятельные дети, и чаще всего это происходит в том случае, если родители любят и заботятся о детях, поддерживают близость с ними, вызывают у детей уважение и уверенно, шаг за шагом, в соответствии с возрастом, настаивают на том, чтобы дети начинали проявлять самостоятельность и личную силу.

Что чувствует авторитарная мама, вид изнутри

Казалось бы, зачем втягивать себя в такие сложные и невыгодные дебри авторитарных отношений? Вопрос законный, но психика работает таким образом, что всегда находит оптимальные позы и установки в заданных условиях. То есть, авторитарные мамы становятся такими не потому, что им это нравится и вызывает извращенное удовольствие. Их позиция - практически, вынужденная.

Чаще всего маму заставляет «держать руку на пульсе» и третировать ребенка страх и тревога за детку и семью . Мамы часто взваливают на себя непосильный груз в виде обязанностей, требований и представлений о том, что должна делать хорошая мама, при этом постоянно находятся в стрессе и усталости, в собственном чувстве вины, отчего растет давление на ребенка. Мама может стать авторитарной «с перепуга», если ей никто не помогает, и она боится не справиться с воспитанием ребенка. Повышенная тревожность, мнительность, перфекционизм, страх общественного осуждения, страх, что ребенок не справится со своими обязанностями и станет неуспешным, - все это и толкает маму на «тропу войны».

Конечно, все это - трагические искажения, которых можно и нужно избегать. Никто не застрахован от ошибок и перекосов, каждая мама хочет помочь ребенку стать счастливым и благополучным человеком, мамы работают над собой, ходят к психологам и ищут информацию. И если вы читаете эту статью, значит вы точно хорошая мама, вы беспокоитесь о своем ребенке, любите его, тревожитесь о его комфорте.

Как перестать быть авторитарной мамой

Допустим, вы диагностировали у себя повышенное властолюбие и теперь думаете, что же делать и как перестать глушить ребенка сверхдозами заботливой деспотии. Конечно, в этом может помочь психолог, личная и групповая терапия для мамы, - чтобы можно было внимательно и бережно изменить собственные глубинные установки и взгляды на жизнь. Однако грамотный психолог скажет вам, что без сознательной каждодневной работы над собой вы не так скоро добьетесь успеха, поэтому мы и хотим рассказать, что мама может сделать сама и на что ей стоит обратить внимание.


Надо сказать, в специальной литературе и просто в интернете есть огромное количество текстов о том, как авторитарная мама портит жизнь своим маленьким и взрослым детям, как ее сын вырастает безвольной тряпкой, а дочь - фрустрированной мямлей, раздаются эхом вопли: «Помогите, мне уже 40 лет, а мама все воспитывает меня!» Как убежать от мамы по телефону, как избегать стресса, когда она приходит в гости и заглядывает в твой холодильник… И на этом фоне - редкие единичные статьи о том, как властная мама может заняться самовоспитанием и дать детям больше свободы во имя счастья и развития. Мы постараемся резюмировать все полезные советы на эту тему.

Прежде всего, маме необходимо заняться собой. Пойти навстречу своему счастью, начать исполнять мечты и хотелки. Прессинг на детку часто становится следствием излишней фиксации мамы на своей родительской роли. Как будто в подкорку вшивается идея, что только материнство способно стать истинной реализацией женщины и дать ни с чем не сравнимое счастье. А ведь родительство - это нормальная часть жизни, только часть. Чем займется мама, когда дети вырастут? - возможно, через 20-30 лет она найдет себя на кухне дочери, ворчливо заглядывающей в ее холодильник.

Итак, первый и важный шаг - увидеть другие важные сферы жизни, которые могут приносить радость и реализацию. Образование, домашние хобби, путешествия, карьера, друзья, собственный имидж, отношения с любимым… Даже если на первый взгляд все эти сферы меркнут перед привычными и освоенными задачами материнства - ничего. Если кажется, что все это не приносит радости, и успех в этих областях невозможен - тоже ничего. Вам только кажется. Просто старайтесь, вкладывайтесь, шаг за шагом. Наша психика, наши нейронные сети устроены таким образом, что перенастраиваются постепенно, в ходе нашей деятельности. Как только вы начнете получать удовольствие и пользу от нового занятия, - это направление начнет развиваться и приносить все больше отдачи, все больше радости и ценности, превращаясь в настоящий питающий ресурс. Так вы не только разгрузите ребенка от своего тревожного внимания, но и сделаете себя более счастливым и уверенным человеком, а детке совершенно точно будет гораздо легче уважать и ценить такую маму.

Далее, необходимо посмотреть на ребенка как на отдельное существо со своими особенностями, великими и маленькими планами и неподдельными интересами. И понять, что это существо, кроме шуток, очень заинтересовано в своем благополучии. Ребенок очень хочет быть счастливым и жить наполненной, интересной жизнью. Он обязательно будет выходить в мир, прислушиваться к нему, строить отношения с людьми, включаться в разные проекты, брать на себя обязательства и получать обратную связь. Убеждаться на собственном опыте, что лучше быть ответственным и вежливым, находить меру своей выносливости и общительности, понимать, в какую сторону он хочет развиваться. Все это невозможно без промахов, конфликтов и сложностей - и это часть жизни. Просто иногда ребенку, как и взрослому, нужно время, чтобы разобраться во всем. Иногда ему нужно больше времени, чем нам кажется. А еще ему нужна хорошая поддержка и информация - так проще двигаться вперед. И уж поддержку с информацией мы можем ему дать.

По поводу поддержки . Как мы уже говорили, авторитарная мама любит влиять на ребенка с помощью отрицательного подкрепления нежелательного поведения, то есть, часто и разнообразно рассказывать ребенку, как он плохо поступил там и здесь. Предлагаем изменить стратегию. Первое - запускаем в мозгу бегущую строку: «Промахи ребенка неизбежны, это нормально», - и перестаем его третировать. Наблюдаем. Помогаем разобраться в сложных ситуациях (конфликт в школе, например), рассказываем, как и почему такие вещи случаются. Второе - начинаем положительно подкреплять желательное поведение. Ребенок сделал пару ошибок в тексте, зато красиво написал упражнение - молодец! Ошибки технично исправили, повторили правило. Убрал за собой посуду со стола - спасибочки тебе, зайчик, как хорошо! Фокус в том, чтобы изменить привычную реакцию и вместо стрессовых гормонов впрыскивать в свою и деткину кровь гормоны радости. Вы сами заметите детское удивление и оживление, когда начнете хвалить его за обычные правильные и нужные дела. Конечно, речь не о том, чтобы завалить его похвалами за ерунду, а о том, чтобы поощрять все более сложные и разнообразные хорошие действия.

По поводу информации. Все мы хотим предупредить детей о рисках, дать им основы безопасного поведения и рассказать, почем фунт лиха. Авторитарные мамы часто делают это в угрожающей форме, в жанре триллера, на фоне широко распахнутых глаз, адреналина и скандала. Снова меняем стратегию. Теперь мы будем рассказывать о законах человеческих джунглей отвлеченно и интригующе, в духе передачи «В мире животных» или «Галилео». Например, что бывает, если постоянно опаздывать на занятия? - в таком случае, тебя перестают воспринимать всерьез, перестают считать надежным человеком, статус понижается, могут начаться насмешки, меньше желающих дружить и звать в свои игры, кому это нужно? А если человек всегда приходит вовремя - к нему возникает особое уважение, даже если об этом вслух никто не говорит. Рассказывать о таких вещах необходимо, ведь ребенок не сможет и не должен испытать все на своей шкуре, эволюция в человеческом обществе давно происходит путем передачи знаний. А родительские наставления все равно закрепятся в детской памяти и рано или поздно дадут о себе знать, «выстрелят» и прорастут. Просто важно следить за позитивным тоном во время передачи данных. Ведь наша задача - помочь ребенку захотеть вести себя выгодным образом, а не заставить.

Начните делегировать полномочия ребенку - но только честно и без попятного движения. Например, утренние подъемы и сборы в школу, - пусть ребенок возьмет это на себя, лет с 8-9 он вполне способен прочувствовать ответственность и справиться. Помогите ему начать и втянуться. Но не давайте ребенку задачу, которая без вашего контроля действительно провалится, тогда это превратится для ребенка в подтверждение его неумелости, а для вас - в самосбывающееся пророчество, и вы останетесь при мнении, что пускать на самотек нельзя ничего вообще. Начните с мелочей.

Властная мама - слишком ответственна, слишком хочет блага семье и ребенку, она постоянно испытывает стресс от неидеальности. Хотя может при этом внутри быть очень доброй и щедрой мамой, может пытаться исправить положение, но то и дело попадает в заколдованный круг, в котором автоматически выходит на желание доказать свою правоту и заставить ребенка быть хорошим мальчиком или девочкой. Попробуйте быть не «слишком», а просто мамой. И если вам удастся вырастить свои внутренние опоры, стать увереннее и сильнее, увидеть в ребенке отдельного интересного человека, которому нужны ваши поддержка и опыт, то многое может измениться!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.