Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психологов. Как заставить подростка учиться: советы родителям

02.02.2009, 19:52

02.02.2009, 20:20

А разве в 16 лет могут в спецшколу отправить? Ведь 9 классов она окончила?

02.02.2009, 20:21

Наверное Ваши проблемы с дочкой начились не с 16 лет... Позновато опомнились.:(

02.02.2009, 22:42

Очень сочувствую, но дочку Вы упустили. Очевидно, что трудиться она не приучена, знаний нет, значит, успешной в учебе и работе она не может быть. Жалеть ее не надо, это не поможет. Если Вы вините себя в чем-то, то чувство вины - не лучший советчик. Попытайтесь мыслить конструктивно, желательно вместе с дочкой. Ее поведение говорит об уходе от проблемы, Ваша задача - вывести ее на серьезный разговор, обрисовать перспективы при подобном образе жизни (лучше с примерами из жизни), показать дочери реальные и доступные пути выхода из ситуации. А где она проводит учебное время?

02.02.2009, 23:27

да дочь я упустила 3 года назад, когда от рака умер ее отец. У меня старший сын учился в 11 классе и все внимание было переключено на него. Она до 7 класса училась без 3. А потом как по наклонной плоскости. Все ее друзья такие же -не учатся. не работают болтаются целый день по улицам или в подъездах сидят. Но все попытки вытащить ее оттуда не увенчались успехом.В прошлом году я на зимние каникулы отправляла ее лагерь "Архитектура будущего" ,ее очень понравилось, целую неделю все было замечательно,а потом опять улица...Как поменять ее кампанию я не знаю. Все говорят- надо что-то делать. А что конкретно. По моему я сделала уже все что смогла- к психологу ходили,разговоры с примерами каждый день, пыталась вместе с ней чем нибудь заниматься-спорт,театр. Хотела чтобы она занялась волонтерством, она вначале вроде как соглашается, а потом находит кучу причин почему не может пойти. Один раз даже в детский дом сходила.Так переживала, говорила буду ходить,помогать и на этом-все

02.02.2009, 23:41

Говорят что нужно окончить 11 классов обязательно.Постоянно звонит инспектор по телефону и пугаут, не знаю как реагировать

02.02.2009, 23:48

Скажите, что если не хочет учиться - пусть идет работать. Иначе будете только кормить, а денег давать не будете. На подростков, ИМХО, можно воздействовать материально. Но это действенно только тогда, когда ДЕЙСТВИТЕЛЬНО займете жесткую позицию.

02.02.2009, 23:54

Скажите, что если не хочет учиться - пусть идет работать. Иначе будете только кормить, а денег давать не будете. На подростков, ИМХО, можно воздействовать материально. Но это действенно только тогда, когда ДЕЙСТВИТЕЛЬНО займете жесткую позицию.

02.02.2009, 23:56

03.02.2009, 00:34

Не сдавайтесь, не опускайте руки! Я знаю несколько случаев, когда подростковый период проходил очень тяжело, а потом дети выправлялись. Дочка родственников, умная девочка, после развода родителей совершенно от рук отбилась, сбежала из дома и где-то пропадала ПОЛГОДА, вернулась настоящей гопницей, едва устроили в школу с пропуском года, училась отвратительно... потом понемногу увлеклась спортом, стала учиться хоть как-то. Закончила 11 класс с тройками, но уже интересы в жизни появились. Сейчас учится в институте на платном и очень старается.

03.02.2009, 00:42

моя сестра двоюродная училась до середины 10 класса на отлично. В семье все хорошо всегда было. Девочку обожали, умница, красавица... Потом неожиданно - дворы, сигареты, панель, пропадания на недели, утром - дома, под вечер в неизвестном направлении. ТОлько потому, что хорошо к ней относились, поставили оценки за 10 класс. След.год - экстерном сдала уже в конце года. Конечно, аттестат плохой. Ну какой есть.
Еще год - в полном ужасе для родителей. Потом еще год - реабилитация дома. Что-то ее переклинило опять, вернулась домой, стала домоседкой. Сама потом устроилась на работу, сама пошла учится на вечернее, теперь на хорошем счету и замуж собирается. Может эта история немножко подбодрит...
В нашей ситуации еще очень помог старший брат. Ваш сын не хочет с ней поговорить?

03.02.2009, 00:49

Человек по своей природе ленив. Если его с младых ногтей не заставлять пахать и не вбивать мысль о том, что надо работать (учиться), иначе... и если она понимает, что над ней не каплет, образно говоря - ну вот и оказалась в нормальном, естественном состоянии человека. Сейчас Вы будете "жесткую позицию" занимать, а она Вас будет тихо ненавидеть. Развитие событий возможно абсолютно различное: от винтового флэта до успешного окончания ВУЗа. Еще есть такой вариант, что девочка задается вопросом: "Зачем?" - т.е. она не находит веских причин, зачем учиться, зачем что-то делать. А Вы не можете привести ей значимые причины, т к смотрите на мир под другим углом.

03.02.2009, 09:41

Сегодня был первый рабочий день в "чайной ложке" Привела за руку, можно сказать силой. Как пойдем завтра не знаю]

Молодец, что хотя бы пошла. Хотя в "Чайной ложке" тяжеловато (жарко, народу много). Зато там коллектив - исключительно молодежный, может, затянет.
Удачи Вам и дочери.

03.02.2009, 09:42

Еще есть такой вариант, что девочка задается вопросом: "Зачем?" - т.е. она не находит веских причин, зачем учиться, зачем что-то делать. А Вы не можете привести ей значимые причины, т к смотрите на мир под другим углом.
Т.е. как не привести причины? А кушать?

ПРИЗРАЧНО ВСЁ

03.02.2009, 11:20

Молодец, что хотя бы пошла. Хотя в "Чайной ложке" тяжеловато (жарко, народу много). Зато там коллектив - исключительно молодежный, может, затянет.
Удачи Вам и дочери.

Поддерживаю.

Знаете,я пошла работать в 17 лет,но каждый день работать было очень тяжело....а вот сменный график - мне очень подошёл!!! 2 через 2.

Желаю удачи!!! Пишите!
(как это всё тяжело,особенно,когда понимаешь,где и когда сам накосячил,в силу сложившихся обстоятельств...)

03.02.2009, 17:25

03.02.2009, 17:43

babariha: Т.е. как не привести причины? А кушать?

Если девочка знает, что мама хоть и поругается, но булку с маслом даст, какая же это причина?
Девочке надо по-хорошему пинка под зад и на мороз с одной сумкой. Но такие матери нынче редки, а жаль - очень закаляет характер.

PS что-то тэги не работают...

А если это не закалит её характер,а наообарот по наклонной плоскости дальше покатится...
может маме самой для начала к психологу сходить именно для себя,
попробовать разговор по душам,без криков и взаимных обвинений,
вместе к подростковому психологу учится слушать друг друга.
только это не одноразовые посещения должны быть.а долгая и трудная работа.

03.02.2009, 19:05

Очень Вам сочувствую, девочка почувствовала вкус взрослой жизни. Многие подростки считают, что сидеть курить в подъезде - верх взрослости и самостоятельности. Моего в 16 очень сильно тянуло в этот мир. Да и сейчас год спустя тоже страшно. Хотя учится и собирается поступать в вуз. Очень стршно, что вот такие вот "друзья" с улицы для них являются бОльшим авторитетом, чем родители. И что их слова - истина в последней инстанции!

04.02.2009, 11:32

04.02.2009, 14:20

У нас все тоже, опять вранье, вчера сказала что отработала второй день, все замечательно, рассказала чем занималась в подробностях. Я такая довольная была. сказала. что горжусь ей. Сегодня утром собралась,все нормально, форму нагладила, ушла. Я по дороге на работу думаю пойду загляну через окошко, как она там. Смотрела,смотрела -нет, зашла внутрь,спросила у девочек, а они говорят, что и вчера ее не было и сегодня нет. Звоню, телефон выключен, подруги говорят, что не знают где она,думаю сегодня вообще домой не придет,будет прятаться.Что делать,как себя вести, руки отускаются,может пусть забирают в спецшколу?

04.02.2009, 14:24

К психологу мы ходили. И вместе и я одна. Говорят нормальная девочка,немного не уверенная в себе,повзрослеет и все пройдет. А если не пройдет, ведь друзья появляются все хуже

04.02.2009, 14:36

Я такая непутевая мать, хочу посоветовать вам найти с ней обшее занятие,в бассейн походить или еще куда. Я со своей пробовала,но видно уже слишком поздно ее со мной совсем не интересно, но когда мы даже просто с ней в магазин ходим,разговариваем по дороге, она как то идет на контакт, а дома все что я ей горорю-это для нее нравоучения, на них один ответ -отстань.Вот никак не могу придумать,как проводить с ней больше времени вне дома вдвоем, она все попытки отвергает. Может у вас полуситься. Поделитесь

04.02.2009, 14:57

Сижу, читаю и понимаю, что если сейчас ничего не сделаю, у меня будет точно такая же ситуация....моей дочери летом будет 15 лет...стала замечать в последнее время, что интерес к учебе поубавился, да и в помощи по дому тоже не очень много толку...зато компьютер и подружки на первом месте и плюс конечно общение с мальчиками.... недавно появилась у нее подружка с другой школы(я ее даже не видела) и потихоньку моя дочь стала скатываться по учебе с четверок на двойки, недавно принесла предварительные оценки...я была в шоке...когда у нас пошли проблемы с английским, я ей наняла репетитора...сейчас проблемы с алгеброй и геометрией, я опять подсуетилась и еще наняла репетитора... вроде разговариваю с ней, надо ли ей это..говорит, что да! вроде даже определилась с поступлением в институт - хочет на ин.яз! но почему то у меня все равно такое чувство, что она так говорит, что бы я успокоилась... я воспитываю одна двоих детей, у меня еще есть младшая дочь, которая берет пример со старшей сестры... и мне становится страшно, что если вдруг я упущу момент...хотя чувствую, что все равно уже что то не так и потихоньку между нами встает стена, а что делать незнаю....ругаюсь, провожу бесседы, убеждаю, привожу примеры...но хватит ли этого?

У меня правда не дочь, а сын... но проблемы те же... Насчет стены- не встанет, ИМХО, больше мамы кто больше нужен... А насчет ругаюсь- по себе могу сказать- чем меньше- тем лучше и для себя и для ребенка... А шепотом- извините что в офф- математика то как- улучшилась?, просто у нас то же но с другими предметами- пока сам не понял что это ЕМУ нужно... результата не было...

04.02.2009, 15:01

тоже давно хотела написать на эту же тему. Почему сейчас молодежь ничего не хочет и ни к чему не стремиться?
Только ли все дело в лени? Не думаю.
Ситуация номер один. Два брата-погодки, уже совершеннолетние, но проблемы начались где-то в 7 классе. Школа неокончена, старший женился, родил ребенка. Оба брата не работают, не учатся. Их родители не пьяницы, а скорее трудоголики. Ничем обделены не были. Мать устраивала и в вечернюю школу, и на работу. Неделю поучатся, походят на работу - а потом как отрезает. Не выходят. Результат - оба сына, плюс невестка и внук благополучно сидят на шее у родителей. Позиция матери - они хотя бы при мне, не пьют, не уходят из дома.
Ситуация номер два. Парень, звезд с неба не хватал, школу закончил благополучно, поступил в медвуз, вроде все было хорошо. Перед самой сессией выяснилось, что полтора месяца в университет и носа не казал. Уходил утром на учебу, а сам.... отправлялся играть в компьютерный клуб. Доигрался. Документы забраны, теперь приходит домой в 7 утра. По выходным подрабатывает. Родители в ступоре. Пытаются его растормошить, ответ один - я ничего не хочу!
Ситуация номер три. Аналогичная первой. Парень не работает, не учится, но летом женился. Привел жену в родительский дом. Она тоже не работает, не учится. Просыпаются оба к часу дня. Думают, наверное, так может тянутся вечно?

04.02.2009, 15:05

Ходим конечно вместе и в аквапарки, и в кино и ездим во всякие развлекательные торговые центры....по магазинам стараемся тоже вместе....и по душам стараемся почаще с ней разговаривать и так же семейную смету обсуждаем вместе....

04.02.2009, 15:11

04.02.2009, 15:54

Что это вообще может быть?

Это родителям надо холодильник закрыть, за инет не платить, жен выставить за дверь. Может тогда и зашевелятся.

04.02.2009, 16:13

Очень избалованные дети.

04.02.2009, 16:29

У меня такая же ситуация, только с 16 летним сыном. Психолог школьный говорит:"Он у Вас инфантильный". Вы совершили большую ошибку, что отправили в вечернюю школу. Когда я узнала, что он не ходит в колледж, я сразу отвела его в школу. За пропуски, нас тоже пытаются оттуда выгнать, но я сказала, только через мой труп. Каждый день созваниваемся с учительницей и если пропустил урок, не говорю ему код с компьютера. Я подружилась с его друзьями, хотя они тоже посредственные и пытаюсь ими манипулировать. Не всегда, но часто получается. Попробуйте и Вы с ними подружиться, не говорите дочке о них плохо. А если идёте гулять берите подруг собой. Я их и в театр вожу и в лес на лыжах, а потом им шашлыки устраиваю. Пытаюсь показать насколько жизнь может быть прекрасна. Хотя конечно не всё так просто и легко, но если этого не было бы, уверена, было бы ещё хуже.

04.02.2009, 16:36

Парень не работает, не учится, но летом женился. Привел жену в родительский дом. Она тоже не работает, не учится. Просыпаются оба к часу дня. Думают, наверное, так может тянутся вечно?

А почему бы им так не думать? Годик, второй, третий - мама сердобольная до сих пор пинка не дала. Мама помрет, квартирка останется. С чего думать иначе в такой ситуации?

Почему они ничего не хотят? что это, инфантилизм? Что это вообще может быть?

Имхо: это может быть изначально мягкий характер + отсутствие самолюбия и амбиций. На тех, кто хочет чего-то - славы, признания и\или денег, вечно бочку катили в нашем обществе. Типа амбиции - это плохо. Ну вот, выросло что заказывали. Дети хорошие и добрые, только мотивации не хватает малость.

04.02.2009, 18:40

Мягкий характер? Видеть, как парятся родители, из кожи лезут вон, чтобы сделать из деток -приличных людей - слушать их нотации, видеть слезы матери - и делать все с точностью наоборот? Да тут просто железная воля нужна. Вы мне говорите про то, как наши космические корабли бороздят Большой театр, ну и говорите дальше. А я перевернусь на другой бок. И подремлю еще часочек.
Возможно, имеют место как раз амбиции. Родители лямку тянут, работают как волы, а все улетает куда-то в трубу. Возможно, они не видели и не видят результата. Считают, что родители трудятся за так, а они за так не хотят горбатиться. Нужно все сразу и как можно больше.
В предпоследнем случае дома парню отключили компьютер. Чтобы к экзаменам готовился. А он свалил в клуб. И ведь подрабатывает....нянем в больнице, ухаживает за стариками, утки выносит. И.... нравится ему работать в больнице! Вот в чем трагикомедия.
последняя семья религиозная, из тех, что ходят парами. Труд там стоит на первом месте. А итог?

04.02.2009, 18:56

В предпоследнем случае дома парню отключили компьютер. Чтобы к экзаменам готовился. А он свалил в клуб. И ведь подрабатывает....нянем в больнице, ухаживает за стариками, утки выносит. И.... нравится ему работать в больнице! Вот в чем трагикомедия.

И в чем трагикомедия? По-моему в этом случае все хорошо. Парень себе на жизнь зарабатывает, ему хватает, да еще и работа ему нравится. По-моему все замечательно.

04.02.2009, 20:20

Девочке надо по-хорошему пинка под зад и на мороз с одной сумкой. Но такие матери нынче редки, а жаль - очень закаляет характер.

Может правильно?

04.02.2009, 22:49

05.02.2009, 00:07

может правильно?
меня мама воспитывала одна, работала как вол. Дома я ее видела только по выходным. А денег не хватало. в 14 я устроилась на первую свою работу в ту же школу, где училась (10 кл), а дальше - пошло. институт - весь, учеба на дневном, работа с 10 до 6. И все ведь успевала. Понимала, что моя копейка приносит серьезную прибавку в семейный бюджет. Я хотя бы себе на сапоги зарабатываю.
Нас таких было немного. Остальные - при мамах и папах работать пошли после института.
Но больше всего достигли те, у кого было "голодное" детство.
Вы молодец, серьезно.
Но только Ваш пример ничего не доказывает и не демонстрирует. Все люди очень разные, и от этого очень много зависит. Просто в Вашем случае получилось так, и это заслуга далеко не только вашего трудолюбия и сознательности, но и характера Вашего и Вашей мамы, характеров, которых вы не выбирали, сложившихся обстоятельств, окружающей среды, здоровья и прочего. От воспитания, конечно, зависит много, но далеко не все. И если бы было так просто, отлупил и нет проблемы, все бы дети давно были отличниками и трудягами. С одним ребенком в семье нет никаких проблем, а другой горе-бедовое. А воспитываются одинаково. Я могу привести не один пример того, как голодное детство отрицательно повлияло на людей. Это не показатель.

Автору: Ребенок больше всех страдает от своего характера, оттого что ему неинтересно, скучно и безрадостно. Мне кажется, никакие разговоры здесь не помогут. Вы станете работать на неинтересной угнетающей работе, если у вас необходимый минимум итак есть? Думаю, что нет. А если Вас отправить за это на еще менее интересную работу, Вы исправитесь? Человеку неинтересно. Почему так получилось, это уже другой разговор и здесь не поможет. Сейчас надо вытаскивать девочку из болота. Искать возможность встряхнуть. Может есть знакомые, которые бы взяли ее куда-то на активную интересную работу хотя бы на время? Может быть ей поехать куда-то помощницей, вожатой в лагерь?
Я могу посоветовать Медведь. Это лагерь для детей и подростков на базе треннинговой компании. Мой ребенок с ними несколько раз выезжал. Теперь мы ездим только туда. Попробуйте обратиться к ним за советом или консультацией, с подростками они здорово находят общий язык.
http://www.tk-medved.narod.ru/index.files/page0001.htm
http://vkontakte.ru/club1501258
В любом случае, надо не бороться с ребенком, а помогать. Мне показалось, что у Вас хорошая девочка, она не хочет расстраивать Вас, ссориться лишний раз, это очень много значит, всё образуется.
Удачи.

папа-папа

05.02.2009, 11:24

Моей дочери только что исполнилось 16 лет. В пошлом году с большим трудом закончили 9 класс и поступили в колледж на платное отделение. Через неделю я узнаю. что туда она не ходит, хотя каждое утро собирается, берет деньги на дорогу. Ну вообщем после длинного разговора сказала, что еей там не понравилось и она хочет учиться в вечерней школе. Я позвонила в психологическую помощь и мне посоветовали, что может там она и будет учиться.С октября пошла в вечернюю школу, ходить всего три раза в неделю но... была там за полгода раз 5, школа сообщила в детскую комнату милиции и нас поставили на учет как прогульщиков. И теперь говорят, что отправят ее в спец школу, я уже не знаю что и делать учиться сказала не буду. работать не хочу и милицию я не боюсь, ведь без согласия родителей никто ее туда не отправит, яа я мама у нее добрая,такого недопущу. Просто издевается, может и правда отправить,кто нибудь может рассказать что-нибудь об этих спец школах, может в них еще хуже с ней будет. Извините за сумбур. очень волнуюсь

Попробуйте устроить на почту поработать, может появится желание учиться. У меня знакомая так сделала. Год потеряли, но зато девочка теперь отличница в коледже.

05.02.2009, 11:40

мне кажется, что
1. родители отдают все самое лучшее детям (это для них естесственно) для детей становится нормой, т.е. пожно повернуться на др. бок и лежать, все равно мама что-нибудь придумает-решит.
2.окружение играет очень важную роль, убрать неблагополучных друзей силой (сменить район, школу, постараться полностью отрезать от таких друзей)
3.Наверное резко выгонять на улицу не стоит, но довести до мысли, что все-кранты, денег нет и не будет, никто не поможет, только ты сама себе...(просто вспоминая себя в 15 лет, когда оба родителя потеряли работу, однажды откровение снизошло, я поняла денег нет-холодильник пуст. Все. И пошла на рынок продавцом подрабатывать).
4. Сложновато в таком возрасте увлекать конечно, но надо стараться, выезжать вместе куда то, заниматься волонтерсвом, находить новых друзей)
5. И не отчаиваться, переходный возраст пройдет, обязательно...

05.02.2009, 12:50

"А насчет ругаюсь- по себе могу сказать- чем меньше- тем лучше и для себя и для ребенка... " вы считаете, что лучше промолчать, когда она сидит в контакте и практически не делает уроки?

Нет, не считаю, считаю что сам ДОЛЖЕН понять что это НУЖНО ЕМУ... и после работы в 22-30- и в контакт и за тетрадь по английскому...

Как заставить подростка учиться? Этот вопрос задают себе многие родители, у которых дети вступили в возраст тринадцати - шестнадцати лет. Подростки становятся неуправляемыми и непредсказуемыми, порой проявляя немотивированную агрессию. Мы часто не можем понять, что с ними происходит и как следует реагировать на внезапное нежелание выполнять свои школьные обязанности. Большинство заботливых мам и пап хватаются за голову, когда любимое чадо вдруг отказывается придерживаться привычного распорядка дня, и не знают, как заставить учиться подростка. Советы психолога помогут разобраться в этом непростом вопросе.

Истоки проблемы

Главное отличие молодого человека, только готовящегося вступить в самостоятельную жизнь, от взрослого заключается в том, что он ко всему относится слишком серьезно. Физиологические изменения, происходящие в организме, подросток воспринимает как нечто сверхъестественное. Некоторые психологические затруднения в этот период жизни способны вызвать у него настоящий приступ паники.

Агрессия служит своеобразным способом защиты молодого человека от «недружелюбного» внешнего мира. Немаловажным моментом в это время становится вопрос о том, как заставить подростка учиться. Психология юношей такова, что они все советы старших рассматривают с точки зрения собственного неустойчивого внутреннего мира. Воспринимая любую проблему сквозь призму своих представлений о том, как устроена жизнь, они нередко страдают от излишней впечатлительности.

Доверительное общение

Это первая задача, на решение которой должен направить свои усилия родитель, если заметил существенное снижение успеваемости. Подумайте о том, чем вызвано такое изменение в поведении вашего сына или дочери. Следует в первую очередь размышлять не о том, как заставить подростка учиться, а обратить внимание на его настроение, с которым он садится выполнять домашнее задание. Помните о том, что уроки в школе могут быть невероятно утомительными, и не нужно требовать от ребенка, чтобы он учился только на «хорошо» и «отлично». В конце концов, оценки ничего не решают в жизни. Важны сами знания и, конечно, умение их применить.

Доверительное общение между родителями и детьми начинается в тот момент, когда они отказываются от необходимости в чем-либо друг друга обвинять. Делитесь с собственным сыном или дочерью своими тревогами, мыслями, чувствами, переживаниями. Не следует думать, что подросток настолько эгоистичен, что не в состоянии обращать внимание на эмоции окружающих. Надо сказать, он, напротив, сильно зависит от реакции близких родственников, друзей на те или иные события. Рассказывайте ребенку о том, что произошло за день, тогда и у него возникнет потребность делиться с вами наболевшим.

Организация места для занятий

Многим детям не хватает личного пространства в семье. Индивидуальные границы должны иметься у каждого человека. Только в этом случае он будет чувствовать себя комфортно и свободно. Если ребенок лишен возможности уединения в собственной комнате и постоянно вынужден взаимодействовать с толкающимися туда-сюда домочадцами, это утомляет всех. Сын или дочь могут сделаться раздражительными. Здесь не может и речи идти о том, как заставить подростка учиться.

Правильная организация места для занятий - это необходимое условие для успешного обучения. Вот увидите, ребенок станет намного дисциплинированнее, если будет знать, что у него дома имеется отдельный уголок для приготовления уроков. Такой подход к учебе поможет привести в конечном итоге к весьма неожиданным результатам. Нередки случаи, когда юноши и девушки в старших классах начинали глубже осваивать предметы только потому, что у них были в квартире соответствующие условия. Если для вас актуален вопрос о том, как заставить подростка хорошо учиться, примите к сведению сей нехитрый совет.

Индивидуальность

Ваш ребенок ленивый, стеснительный или, напротив, чрезвычайно активный? Каким бы он ни был, постарайтесь не давить на него своими требованиями в отношении учебного процесса. Обучение в школе - задача непростая, результат зависит от многих факторов. Не следует думать о том, как заставить подростка хорошо учиться в школе, если вы не интересуетесь его внутренним состоянием. Обращайте в первую очередь внимание на воспитание индивидуальности. Поверьте, ребенок будет вам за это невероятно благодарен. Не нужно смотреть на собственных детей, как на людей, которые обязаны оправдывать ваши ожидания.

Практика показывает, что чем больше вы возлагаете надежд на собственное чадо, тем меньше у него остается шансов действительно реализовать их. Гордитесь детьми в любом случае, а не только тогда, когда они получают хорошие оценки или побеждают на школьных олимпиадах. Развитие индивидуальности начинается с осознания того, что ребенок сам по себе является большой ценностью. Как заставить подростка учиться? Просто не мешайте ему быть самим собой, раскрывать собственный внутренний мир.

Своевременная похвала

Она придется кстати, когда возникают определенные трудности с пониманием той или иной темы. Помните, что не всегда школьные предметы даются легко. Доброе слово способно исцелить душу, направить на нужный путь, попробовать сделать первый робкий шаг. Чтобы постоянно не задаваться вопросом о том, как заставить подростка учиться в школе, лучше больше хвалите собственное чадо. Вы удивитесь тому, как ребенок начнет расцветать прямо у вас на глазах. Такой подход поможет сформировать у него адекватную самооценку и достичь в будущем больших побед.

Мотивирующая беседа

Иногда предпринимать определенные шаги в отношении ребенка и его успеваемости все же необходимо. Как заставить ребенка - подростка учиться? В том случае, когда он всячески отвергает процесс получения новых знаний, следует запастись терпением. Проявите твердость характера, проведите соответствующую беседу. Объясните, почему так важно получить в жизни хорошее образование, что может дать умение усваивать нужную информацию.

Отказ от нотаций

Большинство родителей грешат тем, что постоянно осыпают собственное чадо упреками. Этого нельзя делать. Помните о том, что подросток больше всего на свете ценит свободу и независимость. Конфликта с родителями нельзя избежать, когда они предъявляют слишком жесткие требования. Даже если ребенок допустил существенный промах, не стоит постоянно напоминать ему об ошибке. Отказ от нотаций позволяет добиться большего эффекта, нежели постоянное желание поучать.

Заинтересовать предметом

Вспомните: наверняка и у вас в школе имелся нелюбимый урок, с которого так и хотелось сбежать, оставив позади все волнения? Поверьте в то, что и современный ученик способен испытывать те же самые чувства. Не всем легко дается изучение математики или русского языка. Однако стоит помнить о том, что любой предмет можно сделать интересным, если подключить фантазию. Предложите ребенку свою помощь.

Взгляните с другой стороны на изучаемый объект, возможно, удастся найти для себя что-то полезное. Прочитайте вместе скучное и неинтересное (как кажется) литературное произведение и убедитесь в том, каким увлекательным оно станет в глазах подростка. Главное, чтобы он смог получить больше свежих впечатлений.

Расставить приоритеты

Проблема в обучении многих детей заключается в том, что у них отсутствует навык четкого распределения нагрузки. Придя после школы домой, они сразу первым делом садятся за компьютер. Не все умеют вовремя отвлечься и переключиться на выполнение домашних заданий. Некоторые учащиеся в результате приходят в класс с невыполненными уроками. Стоит ли говорить о том, что учителя все чаще остаются ими недовольными? Именно так и падает успеваемость, а ребенок теряет интерес к учебе.

Помогите подростку Девочка или мальчик в тринадцать - шестнадцать лет обладают уже достаточно развитым сознанием и волей для того, чтобы суметь себя организовать. Им требуется только четко понимать, зачем делать тот или иной урок и почему именно сейчас. Объясните ребенку, почему вначале необходимо выполнять самые сложные задания: голова еще свежая, легко усваивать материал. Пусть в сутках найдется время и общению с друзьями, походам в кино, а не только бесконечному просиживанию за учебниками. Когда день будет расписан по часам, он сам удивится тому, что станет больше успевать, а оценки тем временем станут значительно выше.

Позитивный настрой

В любом случае важно сохранять бодрость духа и оптимизм. Ребенок должен усвоить, что неразрешимых проблем не существует. На собственном примере продемонстрируйте, что любые сложности можно преодолеть, если браться за их решение с улыбкой. способствует повышению концентрации внимания, вдумчивому изучению учебного материала.

Таким образом, существует множество способов, как заставить подростка учиться. изложенные в данной статье, направлены в первую очередь на установление личного контакта, формирование взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Здравствуй, Светлана. Помогите и спасите!!! Я просто в тупике. У меня огромная проблема с сыном. Ему 16 лет, учится в 11-ом классе, достаточно коммуникабельный парень, но не со мной. Крайне редко удается поговорить просто "по душам" То минимальное общение дома почти всегда заканчивается ссорой, повышением голоса, обидами, непониманием.. К школе отношение просто никакое, целыми днями компьютер и гулянки; вроде бы понимает, что в этом году нужно поступать, но абсолютно ничего для этого не делает, да и не только для поступления, он просто посещает школу, не более того.Глядя на него создается впечатление, что ему просто все равно.. Стыдно сказать, я забрала у него шнур от компьютера,в 16 лет и наказание.. И еще одна проблема - это отношение ко мне. Чтобы ни попросила, в результате: а) ты ничего не говорила; б) не успел; в) забыл. И когда пытаюсь развить одну из этих тем, то начинаем ругаться. Пыталась не обращать внимание, надеялась проснется совесть..Ничего не просыпается ((С мужем мы развелись 6 лет назад, к Алексею-сыну он спокоен был всегда. Мои просьбы повлиять на Алексея не оставлял без внимания, разговаривал, но так, чтобы остаться хорошим для него. И когда говорила сыну, что обращусь к отцу, слышала ответ: "Обращайся, он меня все равно поймет" И еще, когда пытаюсь отстоять свою точку зрения или добиться желаемого результата от него, а делать это приходится путем запретов, потому что по-хорошему он меня не слышит, слышу от него: "Ну и что ты этим добьешься?!" И я понимаю что НИ-ЧЕ-ГО, ни по-хорошему, ни по-плохому...Остается просто закрыть глаза на все..
Я знаю, что выход есть в любой ситуации. И очень надеюсь, что наш случай не исключение.. Но, увы, я его не вижу..
Очень надеюсь на Вашу помощь.
Заранее спасибо.

Евгения, Иркутск, россия, 33 года

Ответ детского психолога:

Здравствуйте, Евгения.

В этом возрасте невозможно действовать запретами и угрозами, они уже должны научиться нести ответственность за свою жизнь, скоро они будут в ней. Поэтому вам необходимо научиться говорить с ним правильно и отдать ему в руки ответственность за свою жизнь. 1. В конфликте говорите о своих ощущениях и чувствах в этот момент - это называется "Я-высказывание".Ни в коем случае не произнесите ТЫ и ДОЛЖЕН. 2. Скажите ему о том что хорошее вы чувствуете к нему, о своей любви и т.д. Только очень искренние вещи говорите. 3. Теперь можете говорить о своих страхах, о последствиях и т.д 4. И в конце отдайте ему ответственность за ту ситуацию о которой говорили. И никогда не берите её назад, даже если он начнет вас провоцировать. Полюбите себя. займитесь собой. своим личностным ростом, своей успешностью и тогда он сам вернется к вам после 22 лет с любовью и благодарностью.

С уважением, Крисько Светлана, Психологический Центр «Мой Тренинг».

Период с 13 по 16 лет психологи называют трудным возрастом. В это время ребенок переходит на новый этап в физическом и моральном развитии. Он начинает анализировать свою жизнь, и чаще всего полученные выводы становятся для него разочарованием. Ребенок сталкивается с проблемами, с которыми не может справиться сам.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Подросток не хочет учиться, замыкается в себе, становится грустным и агрессивным. Неспособность объективно оценить ситуацию и самостоятельно найти выход заводит ребенка в тупик. Родители должны помочь ему преодолеть этот путь и уверенно войти во взрослую жизнь.

    Показать всё

    Физиологические особенности

    Подростковый период характеризуется значительными изменениями в организме ребенка. Его физическое состояние неразрывно связано с эмоциональным настроем. Это касается всех аспектов его жизни. Бывают случаи, когда ребенок словно берет тайм-аут и закрывается ото всех.

    Подобного рода апатия пугает родителей, поскольку подросток не хочет учиться. Взрослые люди понимают, что от образованности зависит его дальнейшая жизнь. Чтобы разобраться в причинах такого поведения, необходимо рассмотреть особенности подростковой физиологии:

    • Половое созревание. В этот период подросток слишком быстро входит в состояние возбуждения, поскольку происходит активный выброс гормонов. Именно поэтому в переходном возрасте дети становятся особо вспыльчивыми и агрессивными.
    • Активный рост. Процесс физического развития сопровождается огромными энергетическими затратами. Это приводит к быстрой утомляемости и хронической усталости.
    • Сердце. В период переходного возраста дети часто жалуются на боли в сердце. Это обусловлено замедленным ростом органа. Оно не успевает снабжать кислородом мозг, отвечающий за умственные способности.
    • Неуправляемые эмоции. Физическое развитие влияет на эмоциональный фон, что приводит к резким перепадам настроения. Заинтересованность сменяется полным равнодушием ко всему окружающему при малейшей неудаче.

    В подростковом периоде у девочек происходит формирование менструального цикла. Существенным изменениям подвергается внешность, ухудшается самочувствие, повышается возбудимость. Девочка становится ранимой, обидчивой, остро воспринимает каждое слово, сказанное в ее адрес. На данном этапе родители должны уделять дочери максимум внимания. Со стороны мамы требуется отношение доброй подруги, папы – галантного кавалера.

    Причины нежелания учиться

    Опытные психологи рекомендуют углубиться в суть проблемы, почему ребенок не хочет учиться. Есть большая разница в том, хорошо ли он учился до подросткового возраста или это был не более чем поверхностный интерес. Если сын или дочь и раньше не отличались хорошей успеваемостью, а сейчас и вовсе перестали заниматься учебой, значит, родители уделяли им мало внимания. Стоит срочно подружиться с ребенком.

    Если подросток резко перестал учиться (хотя до этого у него были потрясающие успехи), возникла более глубокая проблема, в которой необходимо тщательно разобраться.

    Перегруженность

    До 13 лет ребенок был активным во всех направлениях. Учился в школе на «хорошо» и «отлично», посещал множество кружков, имел дополнительные увлечения. Его режим дня был долгие годы одинаков: день расписан по минутам, небольшое количество или отсутствие выходных. Не было никаких видимых проблем, поскольку дети все успевали, иногда даже без помощи родителей. Ситуация переменилась, когда подростку исполнилось 13 лет. В первую очередь пострадала учеба.

    Причиной этого могли стать нагрузки, постоянно повышаемые на всех направлениях. С каждым годом квалификация ученика поднималась за счет введения дополнительных требований:

    • в спорте – быстрее, выше, сильнее;
    • в рисовании, пении, танцах, моделировании и других направлениях – больше профессионализма, почти на уровне взрослых;
    • в школе – дополнительные предметы, больше информационного материала, домашних заданий и т. д.

    Подросток не в силах держать такую высокую планку, и в итоге он решит пожертвовать учебой ради других увлечений.

    Главный совет для родителей в таком случае - побеседовать с ребенком. Тщательно проанализировать, что ему больше нравится из его увлечений и что лучше всего получается. От многих занятий придется отказаться, оставив самое главное. Не исключено, что это будет отличная учеба в школе. Но если более перспективным окажется занятие спортом и т. п., для школьных предметов достаточно будет оценки «удовлетворительно». Допустимо дистанционное или домашнее обучение.

    Усталость

    Бывают случаи, когда нормальный ребенок, который не был особо перегружен дополнительными заданиями, полностью перестает учиться. Он особо ничем не увлекается, не засиживается в интернете, не пропадает на улице, просто предпочитает ничего не делать. И если другие увлечения остались на прежнем уровне, то школа с ее домашними заданиями практически забыта. Подросток прогуливает уроки, врет родителям и т. д.

    Причиной такого поведения может быть эмоциональная и физическая усталость. Перепады настроения и легкое постоянное недомогание расшатывает детский организм. Ребенок понимает, что так делать нельзя, его мучает совесть (поскольку он вынужден лгать, чтобы оправдаться), но он пытается себе внушить, что ему все равно.

    Родителям не стоит думать, что они воспитали безответственного, равнодушного лгуна, который ничего не хочет делать. На самом деле подросток переживает по поводу своего поведения.

    Не надо заострять внимание на том, почему ребенок не хочет идти в школу. Скорее всего, он и сам этого не знает. Нужно тактично переключить его на другое направление. Рекомендуется смена распорядка дня, обстановки.

    Гиперактивность

    Переходный период характеризуется тем, что наряду с нехваткой энергии у одних детей, наблюдается ее переизбыток у других. Подростки с гиперактивностью постоянно находятся в возбужденном состоянии. Они просто не могут усидеть на месте и заставить себя сделать домашнее задание. Находясь в школе, они своим поведением срывают уроки, поскольку заданный темп для них слишком медленный.

    Принуждать ребенка садиться за книжки, когда он с удовольствием гоняет мяч с друзьями, абсолютно бесполезно. В этом случае поможет спортивная секция или интересные подростку физические нагрузки. Возможно, ребенок возьмется за ремонт квартиры или обустройство дачи, помогая родителям.

    Если за целый день он потратит достаточное количество энергии – с удовольствием станет отдыхать за выполнением домашнего задания. Чередование физического и умственного труда является прекрасным режимом для развития подрастающего организма. Если следовать рекомендациям психологов, вскоре последуют и успехи в учебе.

    Бесполезность учебы

    Юноши и девушки в возрасте 15 лет часто приходят к выводу, что учиться не нужно. Дети начинают постепенно вступать во взрослую жизнь и сталкиваются с ее несправедливостью. Анализируя опыт старших, легко отследить тенденцию, что чаще всего троечники живут лучше отличников. В зависимости от того, как они устроились в жизни, могут различаться зарплаты и условия труда.

    Причиной отказа от учебы являются неудачные примеры родителей (друзей), неправильно расставленные приоритеты в семье. Ребенок не хочет учиться (это естественно для переходного возраста) и ищет себе оправдания. Он знает, что эти объяснения неправильные, но переубедить его некому. Родители, имеющие несколько высших образований и получающие мизерный оклад, грустно кивают головой.

    Самая большая ошибка родителей – это открытый пессимизм. Даже если в жизни все получилось не так, как хотелось, не стоит озвучивать подобные сетования при детях. Ведь каждый взрослый человек хочет, чтобы его ребенок прожил счастливую жизнь. Рассказывая о своей бесполезной учебе или несбывшихся надеждах, родители программируют детей на повторение ошибок. После таких «откровений» не стоит рассчитывать, что подросток сам найдет выгоду от учебы в школе.

    Психологи рекомендуют родителям провести беседу со своим взрослеющим ребенком, используя только положительные примеры. Их достаточно среди известных людей, знакомых и родственников. Если есть человек из близкого окружения, который сумел разбогатеть, будучи двоечником, рекомендуется вспомнить о его негативных качествах или моментах его жизни.

    Лучшим примером для ребенка будет рассказ о себе. «Благодаря моему старанию в школе, судьба подарила мне такого замечательного сына (дочку), как ты. Я очень рад(а), что могу всегда тебе помочь своими знаниями и опытом».

    Отсутствие интереса

    В начальной школе ребенок ходит на занятия чисто автоматически, поскольку слушает родителей и потому, что так надо. В средней и старшей школе учатся почти взрослые люди, которых сложно удивить чем-то новым в эпоху развития интернета и компьютерных технологий. Подача материала в школе им не нравится, учителя не соответствуют идеалу.

    Подросток не хочет учиться, поскольку учебный процесс перестает быть для него увлекательным и познавательным. Аргументом является фраза: «Я умею читать и писать, что меня интересует – найду в интернете». Если возник такой разговор, стоит акцентировать внимание на том, что школа дает общее образование, а взрослый человек должен быть всесторонне развитым. Чтобы найти ответ в интернете, необходимо знать, что искать.

    Родителям рекомендуется самостоятельно подбирать информацию для обучения, которая будет интересной и поучительной. Нужно посоветовать ребенку воспринимать школьный материал как план к обучению. В дальнейшем подросток будет получать домашнее задание и самостоятельно находить дополнительную информацию по интересующему предмету. Такой принцип несомненно улучшит его успеваемость.

    Проблемы с учителями

    Это очень распространенная причина, при которой подросток не хочет учиться. Каждый взрослый человек может вспомнить учителя, который является педагогом с большой буквы. К сожалению, есть и обратные примеры. Если ребенок перестал интересоваться учебой, не хочет идти в школу, придумывает различные поводы, чтобы не делать задание, – необходимо понять суть проблемы.

    С большой долей вероятности у ребенка возник скрытый или открытый конфликт с учителем. Возможно, когда-то он не выучил урок, грубо ответил, неудачно пошутил и пр. Специфика общения учителей между собой предполагает передачу негативной информации, которая быстро распространяется на весь педагогический коллектив. Часто случается, что конфликт с одним из них становится причиной реальной травли ребенка со стороны и других преподавателей.

    Задача родителей – выяснить, на каком этапе и кто из учителей мог обидеться и спровоцировать такое отношение подростка к школе. Расспросить ребенка нужно максимально корректно, не обвиняя, не возмущаясь. Этот разговор должен быть в форме спокойного диалога, где главным рассказчиком будет сын или дочь. Затем пойти в школу, тактично поговорить с учителем, желательно послушать мнение одноклассников. Если ситуация не прояснилась и каждая из сторон доказывает свою правоту, необходимо сменить класс или даже школу.

    При затянувшемся конфликте, когда подобная атмосфера мешает ребенку учиться, необходимо принимать решительные меры и прощаться с учителем. Не рекомендуется унижать подростка, устраивая очные ставки для выяснения истины. Учитель и ученик могут иметь различные точки зрения. Главное – убедить ребенка, что родители всегда придут на помощь и примут его сторону.

    Отношения с одноклассниками

    Эта ситуация аналогична, но имеет более тяжелый характер. В первом случае подросток перестает учиться, поскольку его оппонентами являются люди, непосредственно связанные с преподаванием. Отношения накаляются во время уроков, но благоприятная атмосфера при общении со сверстниками разряжает обстановку.

    Конфликты с одноклассниками могут повлиять не только на учебу, но и на общее психологическое состояние подростка.

    Чувство одиночества в коллективе, когда весь негатив направлен на одного ребенка, морально угнетает несформировавшуюся личность. Подросток чувствует себя изгоем и находится в состоянии постоянного стресса. Последствия могут быть трагическими: в лучшем случае это заниженная самооценка и неспособность существования в социуме, в худшем – попытка суицида.

    Родители должны проанализировать ситуацию, побеседовав с ребенком и выяснив причину конфликта. Обязательно оказать ему моральную поддержку. Если подросток виноват, стоит максимально корректно объяснить ему ошибку и попытаться вместе ее исправить. Разумным решением будет попросить прощение у обиженных сверстников. Ничего страшного, если будет присутствовать один из родителей и тоже извинится за своего ребенка.

    Если уладить конфликт по-хорошему не удалось, стоит сменить место учебы или проживания. Сделав выводы, рекомендуется забыть о неприятной ситуации и помочь ребенку правильно выстроить отношения с новыми друзьями.

    Взаимоотношения в семье

    Для того чтобы подросток хорошо учился, в семье должны быть созданы для этого необходимые условия. Причиной плохой успеваемости может быть:

    • аморальное поведение родителей (распитие спиртных напитков, нетрезвые гости);
    • постоянные ссоры между отцом и матерью;
    • наличие младших детей, которым уделяется все внимание;
    • проживание на маленькой площади большого количества людей;
    • вынужденные подработки ребенка, поскольку не хватает денег;
    • предоставление полной свободы.

    Все эти факторы являются важными в построении личности ребенка. Ему необходимо собственное пространство, где бы он смог выполнить домашнее задание и нормально отдохнуть. Если таких условий нет, дети уходят из дома и ищут их в других местах. Но там уж точно будет не до уроков.

    Родителям необходимо подумать о своем поведении, внимательней отнестись к интересам подростка. Даже в самой маленькой квартире нужно найти место для его учебы. На время приготовления уроков забрать младших членов семьи и проконтролировать, чтобы они не мешали.

    Распитие спиртных напитков, наркотики, шумные компании и прочие атрибуты аморальной жизни создадут модель дальнейшего поведения во взрослой жизни.

    Плохая компания

    В 14 лет дети получают паспорт. Это время выбрано не случайно. Подросток уже прочно занимает свое место в социуме, но опыта у него слишком мало. Он сам начинает выстраивать шкалу жизненных ценностей, выбирает себе кумиров и пытается им подражать. Это не только звезды экрана, но и ребята с соседнего двора. Бывают случаи, когда стремление к взрослой свободной жизни настолько велико, что ребенок попадает в плохую компанию.

    Новые друзья ведут себя развязно, увлекаются сомнительными вещами, и учеба в школе уходит на второй план. Пытаясь быть на уровне в такой компании, подросток даже не станет вспоминать об уроках, поскольку его за это поднимут на смех. Такое подражание и стремление соответствовать очень опасно. Самый хороший, воспитанный ребенок, попав в дурную компанию, может сделать множество непоправимых ошибок в жизни.

    Самой главной задачей для родителей будет найти точки соприкосновения со своим ребенком. Необходимо стать хорошим, понимающим другом. Ежедневно беседовать на тему «как прошел день», познакомиться с друзьями, пригласить их в гости. Психологи рекомендуют постоянно быть на связи с подростком и каждую минуту знать, где и с кем он находится. Выключенный телефон – это табу в отношениях детей и родителей. Необходимо объяснить, что только так ребенок будет чувствовать себя в безопасности.

    Гаджеты

    В современном мире дети с младенчества приучены к использованию гаджетов. Подростки не отрываются от экранов сутками, проводя все свободное время в интернете. Увлечение играми, общение с друзьями, поиск новой информации является основным их занятием. Учеба в школе уходит на второй план, затем и вовсе игнорируется. Ребенок выбирает то, что ему интересно, а не то, что необходимо делать.

    Рекомендуется постараться максимально отвлечь чадо от игры, предложив ему альтернативный вариант. Если у родителей есть интересные увлечения – самое время приобщить к ним подростка. Поможет смена обстановки, новые впечатления. Это будет первым шагом, и только потом пытаться заинтересовать его учебой.

    Если самостоятельно справиться с зависимостью от гаджета не получается, необходимо обратиться за помощью к специалистам. Подобное пристрастие порождает множество проблем с психикой, вызывает нездоровые реакции и неадекватное поведение. Советы опытных специалистов помогут исправить ситуацию. Чем раньше родители обнаружат зависимость, тем легче будет ее лечить.

    Подсказки для родителей

    Самое главное, что должен дать своему ребенку родитель – это любовь. Искренние чувства всегда помогут разобраться в самой сложной ситуации, поскольку они идут от самого сердца. Каждый из родителей был на месте ребенка, он уже прошел эту школу. Новое поколение порождает новые взгляды на жизнь, но принципы остаются неизменными.

    Тем, кто немного забыл свои детские ощущения во время учебы, пригодятся советы психологов. Эти правила помогут сохранить самое ценное – доверие своего ребенка.

    Не ругать за оценки

    Многие родители считают, что их чадо обязано быть круглым отличником. А если успехи были в начальной школе, а в подростковый период оценки стали хуже, начинают ругать и наказывать.

    Необходимо выяснить причины плохой успеваемости и помочь справиться с ситуацией. Нужно понимать, что специально добиваться плохого результата он точно не хотел, ведь никому не нравится, когда его ругают.

    Не наказывать при друзьях и учителях

    Родители должны запомнить, что ребенка нельзя наказывать на глазах у чужих людей: при друзьях, преподавателях, знакомых. Подросток находится в том возрасте, когда стыд перед посторонними станет страшным унижением достоинства. Одноклассники и учителя перестанут уважать его, а ребенок не сможет больше доверять родителям и чувствовать их защиту. Разбираться в ситуации и принимать воспитательные меры нужно только дома.

    Не сравнивать с другими

    Специфика подросткового периода такова, что каждое слово занижает подростку самооценку. Если его сравнивать с более успешными сверстниками, у него возникнет комплекс неполноценности.

    Детство пройдет, а идея, что "я хуже всех", останется. Необходимо поставить себя на место маленького человека. Наверняка он хотел бы родиться в семье популярной звезды, но он же об этом молчит.

    Не заставлять учиться

    Самое неблагодарное занятие – принуждать подростка к учебе, в какой ситуации он бы ни находился. Это ошибка многих родителей, которые мотивируют принуждение тем, что он никуда не денется.

    Подросток найдет себе новое увлечение, но помощь родителей ему уже будет не нужна. Если обычная средняя школа категорически не устраивает ребенка, можно рассмотреть вариант колледжа или вечерней школы.

    Не запугивать

    Многие родители имеют привычку рассказывать ребенку о его нелегкой судьбе, если он не будет учиться. Примером выступает работа дворника. Этот распространенный метод воспитания является неправильным по следующим причинам:

    • любой труд должен быть уважаем;
    • подросток поймет, что можно скептически относиться к вахтерше в школе, уборщице в столовой и т. д.;
    • родители тоже попадают в этот список, если у них что-то пойдет не так;
    • не стоит программировать ребенка на неудачу;
    • многие звезды начинали с аналогичных профессий.

    Чаще хвалить

    Постараться чаще хвалить ребенка, не пропуская ни одного его достижения. Это очень важный стимул для дальнейших успехов.

    Убеждать, что все получится, если не с первого раза, то обязательно со второго. В мальчике подчеркивать его мужские качества, девочку хвалить за женственность и скромность.

    Не разрушать авторитеты

    Не рекомендуется ругать и обвинять школу и весь педагогический коллектив при ребенке (даже если они этого заслуживают). Это правило относится и к родителям, которые по очереди рассказывают друг о друге разные гадости. У подростка должны быть авторитеты, иначе он поймет, что всегда прав. Необходимо искусственно вызывать уважение к учителю. Пример: «Ты умный, молодой парень (девушка) с крепкими нервами, а Клавдия Ивановна – пожилая учительница, которая всю жизнь отдала своим ученикам. Это подорвало ее нервную систему, и она немного вспылила».

    Не оставлять без контроля

    Не стоит повсеместно контролировать ребенка и заставлять его жить по своей указке. Но и без присмотра оставлять его нельзя. Подросток, который предоставлен сам себе, недополучает общение со старшими людьми (он, по сути, еще ребенок) и ищет его на стороне. Будет здорово, если у него появятся хорошие друзья или он найдет себе достойное увлечение. Но так бывает редко. Когда все можно, появляется множество соблазнов, перед которыми нет сил устоять.

Переходный возраст - штука сложная. Любимое чадо становится замкнутым, агрессивным, непослушным. Так хочется знать, что происходит в душе у любимого человечка, и как до него достучаться. Есть несколько гарантированных способов наладить контакт со взрослеющим ребенком.

Все средства хороши?

Способ первый. Твердая рука. Не хочет учиться? Отлично. Не выполняет своих обязанностей - пусть познакомится с темной стороной родительской заботы. Если подросток не хочет учиться, и мирным путем разрешить конфликт не удается, в ход идет мощная психологическая атака. Без криков, без упреков, нужно просто перестать выполнять свои родительские обязанности. По крайней мере, некоторую их часть. Сказать, что ребенок уже, видимо, повзрослел, раз сам принимает такие ответственные решения, как отказ от учебы. Перестать давать деньги на карманные расходы. Не убираться в его комнате, не стирать его вещи, еду готовить только для себя. При это оставаться ласковым родителем и говорить подростку, что он просто замечательный. Не каждый отец и тем более мать способны выдержать такое. Но, пройдя через вспышку ярости, подросток угомонится и пересмотрит свои взгляды на учебу.

Способ второй. Взятки гладки. Многие родители и педагоги выступают против денежных поощрений подростка, аргументируя это тем, что такой подход прививает излишнюю привязанность к материальном благам и воспитывает корыстность. Но это не совсем так, нужно просто делать все с умом. Ни в коем случае нельзя платить подростку за выполнение работы по дому - это его обязанность, которую он должен выполнять в любом случае. Можно установить определенную плату за отсутствие троек или четверок, и "штрафовать" ребенка за прогулы или неудовлетворительное поведение. Такое соглашение воспитывает ответственность и помогает подростку понять, что всего нужно добиваться своим трудом.

Способ третий. Великий диктатор. Как заставить подростка учиться методом силы? Следить за каждым его шагом, "стоять над душой" во время выполнения домашнего задания, не выпускать никуда из дома, если учеба по прежнему не становится для него приоритетом. Этот метод не очень хорош. Он, конечно, поможет достичь некоторого внешнего послушания, и то ненадолго. Доверие между родителями и ребенком будет подорвано. Это во-первых, а во-вторых, подросток будет ощущать себя, как в тюрьме, что только усилит глубину его внутренних противоречий. Ежовые руковицы можно применить только в том случае, если любимое чадо переходит все границы.

Способ четвертый. Пора взрослеть. Стоит попробовать внушить подростку, что его будущая репутация и успешность зависит от того, как он относится к учебе в настоящий момент.

Важно понять, что с подростком нельзя обращаться, как с ребенком. Нужно говорить с ним, как с равным. В переходный период взрослеющий человек ищет себя, это состояние часто сопровождается ощущением безысходности, одиночества и позицией "весь мир против меня". Прежде чем переходить в наступление, нужно разобраться с чувствами бунтующего дитяти.

Нестандартный подход

Способ пятый. Разговор по душам. Можно попробовать выяснить истинную причину неприязни к учебе. Возможно, в школе ему что-то не нравится, либо не складываются отношения с одноклассниками или преподавателями. Здесь нужно быть больше другом, нежели родителем. Начать разговор мягко и издалека, выбрать момент, когда подросток пребывает в хорошем настроении. Убедить его, что в его мыслях и чувствах нет ничего смешного или постыдного. Разобравшись в том, что гложет ребенка, поняв, что стоит за его вызывающим поведением, будет легче направить его на истинный путь. Возможно, отказ от учебы - это завуалированный крик о помощи. Взрослые быстро забывают, как это тяжело - быть подростком. Нужно дать понять ребенку, что родители всегда на его стороне и готовы оказать помощь в любой ситуации.

Способ шестой. Показательное выступление. Можно прибегнуть к помощи посторонних. Отыскать в окружении необразованного человека, жизнь которого не является образцом для подражания. Пусть это будет одинокая соседка, подвыпивший сантехник или продавец в магазине. Если удастся убедить этого человека выдать при ребенке тираду вроде "А ведь мама говорила - учись! Надо было слушаться, не пришлось бы теперь трубы чинить/за прилавком стоять/дворником работать". На впечатлительных детей действует безотказно. В то же время, можно подыскать молодого, успешного человека из числа знакомых, и пригласить его в гости, как бы просто для дружеского визита. Пусть восхищенный подросток наблюдает за привлекательной личностью и впитывает секреты ее или его успеха.

Способ седьмой. Клуб по интересам. Вполне возможно, что подросток сам не знает, почему он не хочет учиться. Ему просто не интересно. В период полового созревания, когда организм перестраивается и испытывает значительный стресс, очень часто наблюдаются симптомы хронической усталости, периоды необъяснимой апатии. Если ребенку ничего не интересно, надо это исправить, раскрыть его скрытые творческие способности, выявить интерес и склонность к чему-либо. Предложить варианты совместного досуга, спросить, чем бы ему хотелось заняться, куда сходить. Найдя малейшую зацепку, надо развивать то, что вызывает у подростка энтузиазм (конечно, в пределах разумного) . Данный подход имеет смысл применить только в случае с интровертными, застенчивыми подростками, дабы не стать жертвой манипуляции собственного ребенка.

Как известно, многие великие люди плохо учились в школе. Это не должно служить оправданием для всех делать то же самое. Но если у ребенка есть какое-то сильное увлечение, на это стоит обратить внимание и поддержать его начинание. Элвису Пресли его первую гитару подарила тетка со словами "Музыка - это хорошо, но на ней денег не заработать". Спустя годы, став миллионером и легендой, король рок-н-ролла преподнес ей шикарное блюда, на котором были выгравированы эти слова.

Только родительское сердце может почувствовать, как мотивировать подростка улучшить свое поведение и академическую успеваемость. Важно помнить, что это борьба в первую очередь не за оценки в аттестате, а за счастье ребенка и его доверительное отношение к родителям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.