Агрессивные и непослушные дети: памятка для родителей. Как исправить вызывающее поведение ребенка

Нам известно, что многие специалисты органов опеки придают большое значение первой встрече с ребенком, и иногда именно она является критерием успешности подбора. Если ребенок идет на контакт с кандидатами, значит усыновление можно оформлять.

Учитесь наблюдать за тем, на что способен ребенок и как он себя ведет .

Это должны быть не пассивная или отвлеченная осведомленность или присмотр. Активно смотреть и слушать - значит действительно обращать внимание на то, что ребенок говорит и делает, что пытается сделать, что уже усвоил, а что пока выше его способности или понимания. Наблюдение поможет вам оценить, как идет развитие ребенка, вовремя заметить те или иные сбои, проблемы в его поведении.

Если ваш ребенок ведет себя, на ваш взгляд, неприемлемо, постарайтесь спокойно подойти к решению этой проблемы. Подумайте, что может чувствовать ваш ребенок, что заставляет его вести себя так: несчастлив, напуган, зол, смущен, чувствует себя отвергнутым, ненужным, нелюбимым? Какова, по-вашему, причина его чувств?

Спрашивая ребенка, почему он так себя ведет, вы вряд ли получите вразумительный ответ, так как ребенок будет либо защищаться, либо не сможет ничего объяснить, либо говорить, что угодно, чтобы к нему не приставали.

Вам придется самим догадываться о причинах.

Что вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку почувствовать себя лучше?

Старайтесь различать личность ребенка и его поведение.

Помните: нет плохих детей, а есть неприемлемое поведение. Оценивать старайтесь не личность, а поступок, дело, поведение. Не говорите: «Ты хороший мальчик, девочка», лучше скажите, что вам понравилось в его поведении. «Мне понравилось, как ты сегодня аккуратно сложил игрушки», «Спасибо, помог мне убраться», или «Мне не понравилось, что ты разбросал свои вещи», таким образом избегая общих оценочных суждений: «Ты хороший», или «Ты неряха», фиксируйте внимание ребенка на конкретных результатах его действий, поступков.

Очень важно в общении с ребенком обращать внимание на малейшие достижения, успехи, хорошие слова, поступки, чтобы он поверил в доброе к нему отношение взрослых. Как можно чаще выражайте одобрение желаемому поведению ребенка. Это необходимо для самоутверждения и укрепления веры в себя.

Устанавливайте понятные детям правила поведени я.

Всем детям нужна дисциплина. Она помогает детям оставаться в разумных границах и поднимает самооценку, помогая ребенку соответствовать ожиданиям окружающих.

Контроль над поведением может помочь в построении доверительных отношений между вами и приемным ребенком, особенно, если средства контроля используются для поддержки, а не для наказания. Наказание обычно используется, чтобы притупить негодование взрослых, но оно не учит ребенка новому, полезному поведению, способному заменить собой нежелательное.

Реакция на отрицательные проявления в поведении должна быть нейтральной или безэмоциональной. Постарайтесь исключить мимику на лице, избегайте контактов глазами, оставайтесь молчаливыми. Дети иногда совершают плохие поступки с единственной целью - добиться внимания взрослого любой ценой. Поэтому в подобной ситуации дайте ему почувствовать отсутствие вашего внимания, которым он так дорожит, и пусть он убедится, что лучший способ заслужить доверие - хорошо себя вести. Если ребенок провинился, необходимо подчеркнуть, что не он сам вызвал недовольство, а его поведение, поступок: «Ты мне нравишься, а вот поведение твое мне не нравится». Тогда ребенок будет знать, что его любят, и стремиться избегать неодобрения.

Совершенно неприемлемо оставлять ребенка одного или игнорировать – он может подумать, что его отвергают. Самое важное в этой ситуации – донести для ребенка, что вы понимаете и принимаете его негативные чувства, но не одобряете плохого поведения. Это не значит, что ребенка «хвалят» за неприемлемые поступки, но совершенно точно, что чем меньше ребенок заслуживает любви, тем больше он в ней нуждается.

Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми.

Все взрослые и каждый ребенок неповторимая личность. У каждого - свой темп и планка развития. Сравнивать разных детей нельзя, можно сравнивать только с самим собой - сегодня я сделал лучше или хуже, чем вчера. Принимайте ребенка таким, какой он есть, он неповторим.

Не стремитесь сделать его лучше, чем он есть. Ваши идеалы могут быть ему не по силам. Хуже всего из самого плохого в воспитании - это предсказывать ребенку, что из него ничего не выйдет или что у него плохой характер, не такой, как у другого знакомого вам ребенка.

Уделяйте постоянное внимание ребенку.

Общаясь с ним, старайтесь находиться с ним на одном уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас снизу вверх. Разговаривая с ребенком, чаще приседайте перед ним, чтобы общение происходило «глаза в глаза». Держитесь ближе к ребенку, старайтесь не повышать голос. Внимательно выслушивайте ребенка, при этом смотрите на него, глазами и мимикой реагируйте на его слова. Используйте прием отраженного слушания, подтверждая его чувства путем повторения того, что вы услышали. Если ребенок говорит, что он не любит убирать игрушки, вы можете отреагировать: «Я вижу, что тебе не нравится убирать игрушки...» Но при этом избегайте давать оценку словам и действиям ребенка.

Умейте помогать, поддержать в нужную минуту

Если ребенок начинает новое дело, надо стараться создавать благоприятные условия для достижения успеха и предвидеть возможные сложности. Например, когда он хочет научиться перелезать через препятствие, незаметно поддержите; старается поймать мяч, выберите такое расстояние, чтобы он смог это сделать.

В процессе деятельности подбадривайте ребенка и подкрепляйте его действия похвалой, чтобы он достиг цели. Важно сразу провести ребенка через успех, чем реагировать потом на его неудачи и рассчитывать, что он научится на ошибках. Успех порождает уверенность и желание еще так или лучше сделать. Неуспех - отбивает охоту иногда надолго, если не навсегда. Продумывайте, как будете действовать в случае неуспеха: утешать или предлагать попробовать еще раз; отложить на некоторое время неудавшееся, а затем при благоприятной ситуации, вернуться к нему.

Старайтесь почаще ставить ребенка в ситуацию выбора и принятия собственного решения.

В ситуации выбора можно добиться, чтобы ребенок сделал то, чего не хотел делать сначала, Например, если нужно чтобы он съел кашу, а он этого не хочет, спросите: «Тебе положить пять ложек каши или семь?» Но не предлагайте выбора там, где его нет. Если нужно идти гулять не спрашивайте: «Ты пойдешь гулять или останешься дома?» Спросите лучше: «Где мы с тобой будем гулять - на пруду или в парке?» Поддержите, если он предлагает свой вариант прогулки.

Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить. Всякий раз держите данное вами слово.

Скажите ребенку, что вы сделаете все возможное, чтобы его выполнить, но не обещайте ничего в категорической форме. Если же по какой-то причине обещание не было выполнено, объяснитесь с ребенком, чтобы он понял, что взрослые тоже могут ошибаться.

Схема управления поведением

    Чёткие, доступные правила

    Пример правильного поведения

    Внимание к ребёнку

    Похвала и поддержка

    Последовательность в действиях

    Предотвращение проблем

    Разъяснение последствий ребёнку

Конечно же, каждая прекрасная девушка желает в день свадебного торжества выглядеть изысканно, шикарно, модно и современно. А вот для того, чтобы стать самой современной невестой, нужно обладать отменным вкусом, а также знать обо всех тенденциях свадебной моды.

В этом девушкам смогут помочь каталоги нарядов, которые представлены в самых известных интернет-магазинах. Если более тщательно просмотреть новости моды 2014 года, то несложно понять, что главная тенденция – это простота и естественность в образе невесты. Среди самых интересных и оригинальных новинок выделяются длинные узкие свадебные платья , которые, как известно, были в моде в 19 веке. Тем не менее, в современной интерпретации от таких элегантных моделей веет неповторимой ноткой «ретро».

Прямой крой, небольшое количество изысканного декора, а также вырез лодочка - так сегодня выглядит модное и стильное свадебное платье. Если невеста стремится быть более женственной, тогда необходимо обязательно обратить внимание на популярный в этом году фасон «русалочка». Однако нужно помнить, что перемещаться в таком наряде не очень комфортно, и поэтому его можно использовать только лишь в официальной части бракосочетания. Клеш юбки такого фасона может начинаться непосредственно от линии колен.

Детям порой свойственны шалости и баловство. Но если для одних такое поведение – это редкость, то есть дети, которые, скорее редко ведут себя хорошо и очень часто балуются, что приносит много беспокойства родителям, которые зачастую сами являются провокаторами детского непослушания. Вот 7 основных причин плохого поведения ребенка.

1. Невыполненное обещанное наказание

Любому родителю знакома такая ситуация: ребенок сильно балуется. Чтобы прекратить озорство, применяется наказание, к примеру, в виде запрета на просмотр телевизора или прогулки. Однако спустя время гнев сменяется на милость, и об обещанном наказании успешно забывается.

В будущем такое родительское поведение приведет к тому, что ребенок будет полностью игнорировать просьбы родителей, ведь наказания все равно не приводятся в действие.

2. Запугивание

Один из самых нежелательных и безрезультативных способов наказания. Согласно проведенным исследованиям, дети, которым чем-то угрожали за то, что они соврут, лгали значительно чаще.

3. Крик

4.Телесные наказания


Детская психика очень чувствительна. Побои, как средство наказания, сильно её «деформируют», что провоцирует со стороны ребенка возникновение следующих проявлений:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • повышенная раздражительность;
  • замкнутость;
  • агрессия.

Также страдает самооценка, и пропадает доверие к людям. Вероятнее всего, ребенок будет искать пути избегания боли, чем исправления плохого поведения.

5. Непоследовательность

Рассмотрим пример: ребенку до конца дня было запрещено кушать сладкое или смотреть мультфильмы, пока он не поспит. Однако при вспышке детской истерики () сладости и мультики используются родителями в качестве средств успокоения. Иными словами, запретное становится доступным. Как результат — ребенок начинает осознавать, что истерика — отличный способ получить желаемое. Родители для ребенка становятся предметом манипуляции.

6. Постоянные оправдания

Не стоит ждать от детей постоянного хорошего поведения. Периодическое баловство с их стороны является нормальным. В особенности, если речь идет о раннем возрасте, когда малышам еще не свойственно контролировать свои эмоции и давать им определения. Также не исключение — старшеклассники, которые могут быть достаточно упрямыми. Однако, если из уст родителей постоянно произносятся фразы: «Он сильно устал», «Она просто хочет кушать» и тому подобные, то это является явным признаком постоянного оправдывания своего чада. Над этим стоит задуматься.

7. Умиление плохому поведению ребенка

Раскачивание на стуле в кафе, беготня по всему магазину, поедание пищи руками с последующим облизыванием пальцев и другие проявления невоспитанного детского поведения могут показаться родителям достаточно «милыми» и вызвать у них только улыбку на лице, желание полюбоваться. Однако у окружающих людей, находящихся в такие моменты поблизости, такое поведение вряд ли вызовет умиление. Чтобы избежать столь «некрасивых привычек», родителям необходимо рассказать ребенку о правилах поведения.

Все мы по-разному воспринимаем поведение своих детей. Во многом это зависит от нашего личного опыта (как воспитывали нас наши родители), социальной и культурной среды проживания. Для некоторых, если ребенок не сказал «спасибо» — уже плохое поведение, другие же совершенно спокойно реагируют на истерики или драчливость своего чада.

Между тем во многих случаях проблема находится именно в нас — взрослых. Ведь дети живут в своем мире. Они понимают всё буквально, поэтому реагируют на происходящее очень эмоционально. Тогда как мы требуем от них послушания, но забываем показать положительный пример, то есть — образец желательного поведения.

Вместо этого мы сами злимся, а детей ругаем за допущенные промахи или неправильное поведение (на наш взгляд), усугубляя ещё больше проблему. В чем же дело? Давайте вместе рассмотрим, как избежать типичных ошибок.

Какое поведение ребенка является проблемным?

По мнению психологов необходимо корригировать поведение малыша, если у него имеются:

* Проявления агрессии (ругается, дерется).

* Протестное поведение (отказывается выполнить просьбу, убегает или поступает наоборот).

* Игнорирование просьб и требований взрослых (например, отсутствует реакция на просьбу убрать игрушки или почистить зубы и так далее).

* Истерики (кричит, бросается на пол, бьется головой).

Почему такое поведение является проблемным?

Потому что у ребенка затрудняется процесс обучения, а также возможность свободного общения как со сверстниками, так и с взрослыми.

Кроме того, подвергается риску сам малыш и его окружение (например, если он убегает, залезает очень высоко, игнорирует просьбы остановиться, бросается тяжелыми или острыми предметами).

При таком поведении сверстники отказываются с ребенком играть, поэтому ему тяжело влиться в коллектив в детском саду или школе, трудно находить друзей во дворе.

Каковы причины проблемного поведения?

Наиболее частые:

  • Предъявление излишне высоких требований к ребенку . Поэтому он из всех сил старается избежать того, что ему неприятно или сложно осуществить. Например, выполнение уроков по нелюбимому предмету.
  • Таким непривычным способом и плохим поведением малыш пытается привлечь к себе внимание взрослых, потому что нуждается в них (встречается наиболее часто).
  • Проблемное поведение — главный способ добиться желаемого: получить конфетку, новую игрушку и так далее.

Например, малыш хочет, чтобы вы в магазине купили для него конструктор. Вы говорите «нет», а ребенок начинает ныть, но вы не меняете своего решения. Тогда малыш начинает истошно кричать и бросаться на пол, поэтому вам становиться стыдно — и вы сдаётесь. Так ребенок запоминает, что добиться выполнения своих желаний можно при помощи плохого поведения, поэтому в дальнейшем всё чаще и чаще прибегает к такому способу.

Как уменьшить проявления проблемного поведения ребенка?

Существует два общих принципа:

* Необходимо показать ребенку пример желательного поведения.

* Активно поощрять его желательное поведение (похвала, вознаграждение).

Как показать ребенку пример желательного поведения?

Давайте рассмотрим это на конкретных примерах, разграничивая правильное и неправильное поведение, чтобы было понятнее.

I ситуация

Во время вашей игры c ребенком входит в комнату, например, бабушка. Малыш может выразить свое недовольство, обращаясь к бабушке со словами: «Уходи отсюда».

Хотя все знают, что кроха очень хорошо относится к бабушке, он её очень сильно любит и ему нравиться с ней играть.

На самом деле такое поведение ребенка объясняется тем, что ему просто очень хочется побыть с мамой и поиграть с ней, потому что игра интересная. Разумеется, ничего ужасного в этом нет. Ведь даже взрослые, когда хотят поговорить с близким или знакомым человеком, не хотят, чтобы при этом присутствовал кто-то третий, избавляясь от него вежливым способом. Но ребенку он пока неведом, поскольку кроха ещё мал.

Неправильное поведение

Нельзя ругать или укорять ребенка. Например, говоря: «Как ты себя ведешь?», «Мне стыдно за тебя». И после чего спокойно продолжить игру. К сожалению, ещё и бабушка иногда совершенно искренне обижается или проявляет напускную обиду. При этом она говорит: «Я обиделась на тебя», «Буду плакать», «Я уйду совсем и больше вообще не приду» и так далее.

Правильное поведение

Необходимо прервать игру и произнести слова, обращаясь к ребенку: «Скажи так: бабушка, подожди, пожалуйста, нас на кухне. Мы немножечко поиграем с мамой, а потом придем к тебе». Постарайтесь добиться, чтобы ребенок произнес эти слова, затем продолжите игру. Бабушка должна согласиться и сказать: «Ну, конечно, я подожду, а вы поиграйте». Затем удалиться.

Как правило, если ребенок маленький, то он совершенно спокойно реагирует на ваши слова, в том случае, если он получает желаемое. При этом у него закрепляется образец правильного поведения.

Если ребенок упорно отказывается произносить необходимые слова, игру следует прекратить.

II ситуация

В семье несколько детей и все хотят покачаться на качелях прямо сейчас, поэтому они спорят между собой о том, кто первый удостоится этой чести.

Неправильное поведение

Наиболее часто взрослые игнорируют эту ситуацию, полагая, что дети сами между собой разберутся, поскольку это их проблемы. Либо произносят слова: «Сейчас вообще соберу качели (или закрою всех в комнате, наказав), поэтому никто качаться не будет», «Пусть вначале покачается Сережа, потому что он младше/старше» и так далее.

Правильное поведение

Предложите детям: «А давайте посчитаемся, чтобы никому не было обидно». Как правило, выясняется, что дети знают считалки, потому что часто ими пользуются во дворе или в школе. Однако им в голову не приходит воспользоваться ими, чтобы разрешить спорную ситуацию дома.

Либо предложите тянуть жребий. Например, тот, кто вытащит короткую палочку, качается первым.

Обычно детям это нравится. Они расценивают такое ваше отношение к ним, как некую справедливость.

III ситуация

Дети не могут поделить игрушку, мячик или другой предмет.

Неправильное поведение

Нельзя ругать детей или предлагать уступать одному ребенку в пользу другого. Также нельзя говорить: «Как тебе не стыдно?», «Никто с тобой больше не будет играть», «Ты старше», «Ты же мальчик/девочка» и так далее. Тем более, нельзя говорить, что ребенок плохо или некрасиво поступает. Так вы только настроите одного ребенка против другого. Либо закрепите в сознании укоряемого ребенка, что он какой-то не такой, как все. И это в будущем может стать основой для его заниженной самооценки.

Правильное поведение

Вначале необходимо вернуть игрушку первому ребенку (у которого её отобрали), а второму («агрессору») предложить попросить игрушку, сказав: «Дай, пожалуйста, поиграть». Обычно такая тактика позволяет решить конфликт довольно быстро и миром.

Если не помогло, то объясните, что необходимо уметь делиться и дружить, играть вместе намного веселее, можно обменять свою игрушку на желаемую.

Учите ребенка ждать в очереди (например, покататься на качелях), что когда братик или сестричка наиграется с игрушкой, то отдаст её.

Важно!

Конечно, когда ребенок мал, он не знает какие слова произносить в конкретных ситуациях. Поэтому помогите ему: сами их произнесите. Если это необходимо, то повторяйте их несколько раз. До тех пор, пока ребенок сам не станет их произносить в нужном месте и в нужное время.

Как научить ребенка ждать?

Ждать — важнейший навык для малыша, но он самостоятельно его получает редко, поэтому чаще всего этому необходимо его учить.

1. В начале определите время, в течение которого ребенок способен ждать.

Например, засеките время, в течение которого малыш спокойно, без истерик и требований ждет начало мультфильма. Оно может быть как достаточно длинным — 5-10 минут и более, так и коротким — не более одной минуты. Все зависит от конкретного ребенка.

2. Затем заведите таймер на время ровно вполовину меньше.

При этом необходимо, чтобы ребенок видел стрелки таймера (купите его заранее с большими стрелками). Объясните малышу, что когда стрелка достигнет определенной цифры на циферблате и таймер зазвонит, он получит желаемую вещь или вкусность, посмотрит мультфильм и так далее. Благодаря чему он будет иметь визуальное представление о том, сколько предстоит ждать. Ведь ребенку очень трудно понять, что такое одна или две минуты.

3. Предложите подождать и начинаете хвалить за то, что он ждет.

Поскольку время очень короткое, то ребенок его выдержит. В результате у него появится уверенность, что он порадовал маму, поэтому в следующий раз постарается потерпеть несколько дольше.

После того, как таймер зазвучит, вы выполняете просьбу ребенка: просмотр мультфильма, он получает мороженое или конфету и так далее. То есть награждаете его. Такая тактика поможет ему ждать более длительное время в следующие разы.

4. Постепенно увеличиваете время ожидания .

Так дети учатся ждать всё дольше и дольше.

5. Учитывайте, что маленький ребенок ждать долго не может .

Поэтому следует быть готовым к ситуациям, когда предстоит длительное ожидание: очередь в поликлинике, ситуации в аэропорту и так далее.

Для этих ситуаций психологи советуют запастись «коробкой ожидания». Приготовьте её заранее, собрав в неё симпатичные и приятные для малыша мелочи: игрушки, планшет и так далее.

И тут важно запомнить один момент : необходимо дать эту коробку ребенку ещё до того, как он станет вести себя плохо, а не после этого. В противном случае вы покажете своим собственным поведением малышу, что он сможет получить желаемое только после того, как он начнет капризничать.

На заметку маме

Если у ребенка нет настроения для занятия сегодня, то отложите его на следующий день. В конце концов, у вас тоже не каждый день имеется настроение ходить на работу или получать новые знания. Поэтому отнеситесь с понимаем к расположение духа вашего чада.

Что делать, если ребенок не хочет отпускать маму?

Такая ситуация довольно распространена и каждая мама знает, что не всегда это можно осуществить безболезненно для ребенка.

Поэтому старайтесь следовать нескольким простым советам:

  • Не уходите незаметно для ребенка! Поскольку такое действие только усилит его тревогу и бдительность. Поэтому в следующий раз он с ещё большей настороженностью будет следить, чтобы мама вдруг не исчезла.
  • Лучше заранее расскажите малышу, куда вы уходите и когда вернетесь. Чтобы было понятнее для ребенка, сделайте наглядное пособие: нарисуйте картинки и расскажите с их помощью.
  • Определите временные рамки вашего возвращения. Например, когда кроха проснется, после его прогулки на улице и так далее.
  • Старайтесь не затягивать процесс прощания, даже если кроха плачет, то решительно поворачивайтесь и уходите. Со временем он запомнит, что мама уходит, но вернется, когда сказала. Поэтому он будет вас спокойно отпускать, а на сам ваш уход безмятежно реагировать.

Скажите «нет» частице «не»

Дети не понимают слов: не беги, не шуми, не трогай. Поэтому лучше будет, если вы замените все слова с частицей «не» на слова-действия. То есть необходимо говорить, что должен делать ребенок. Например, не беги — стой, не прыгай — сядь, не кричи — помолчи, не трогай — положи на стол игрушку или в кроватку куклу (тут тоже важна конкретика) и так далее.

Такое поведение особенно важно в опасных ситуациях. Например, ребенок взял в рот мелкую деталь игрушки (шарик и другие) или острый предмет (кнопка, скрепка). Вместо слова «не глотай» необходимо сказать «выплюнь». Такая инструкция действует куда эффективнее.

Скажите «нет» риторическим вопросам и туманным выражениям

Дети воспринимаю все буквально, поэтому не понимают таких вопросов: «Что ты там копошишься/делаешь?», «Не пора ли в кроватку?», «Не хочешь ли ты собрать машинки/кукол?», «Может пойдем на улицу погулять?» и так далее. Малыши просто не видят в них смысла.

Поэтому давайте четкие инструкции ребенку: «Собери кубики в коробку», «Положи кукол в кроватку», «Заведи машинки в гараж», «Сейчас мы ложимся спать/идем гулять» и так далее.

Как правильно поощрять желаемое поведение?

Существует два основных способа:

  • Обязательно хвалите малыша, даже если у него не всё хорошо получилось.

Особенно в те моменты, когда у ребенка хорошее и желательное поведение, не откладывая. Например, ждал долго в очереди в поликлинике, удержался от драки с сестрой или братом (хотя ему очень хотелось показать свое превосходство), поделился игрушкой и так далее.

Причем обязательно проговаривайте именно за какой поступок вы его хвалите. Например, скажите, что вы видели, как он очень рассердился на брата, но сдержался. Сообщите ему, что гордитесь его поступком, он молодец и умница.

Для выражения своей похвалы используйте мимику (улыбайтесь), слова, доброжелательную интонацию и жесты (обнимайте, гладьте по голове).

Помните, что ребенок не получает удовольствия от выполненного действия . Ему гораздо важнее знать, что он порадовал маму. Поэтому в следующий раз он постарается опять заслужить от вас похвалу.

  • Хорошо действует система накопления баллов.

Например, за хороший поступок или поведение ребенок получает некое вознаграждение (звездочку, кружок, магнит). Обязательно вывешивайте их на специальную доску, чтобы не только ребенок, но и все члены семьи видели его достижения.

При этом обязательно предварительно договоритесь с малышом, что при накоплении определенного количества жетонов (балов) он получит вознаграждение: новую игрушку, шоколадку, пирожное, посещение аттракциона, поход в игровой центр или кино и так далее.

Следуя этому пункту, также не забывайте хвалить ребенка за каждое достижение. Ведь он так старался!

Как хвалить ребенка?

Взрослым кажется, что раз они похвалили, то этого достаточно. На самом деле это не всегда так.

Отличия эффективной похвалы от неэффективной

Примеры :

1. Ребенок помыл за собой чашку или тарелку, положил их на место.

Конечно, если ребенок мал, возможно, его старания не привели посуду к состоянию идеальной чистоты. Но он сделал это САМ! Поэтому достоин похвалы.

Неэффективная похвала : «Какой ты молодец. Вот так и мой, чтобы каждый день сияла посуда». Это неэффективная похвала, а скорее нравоучение.

Эффективная похвала : «Какая красота и чистота. Как здорово! Ты — молодец!»

2. «Наконец-то ты выучил это стихотворение!» — неэффективно. Поскольку так вы выражаете свое недовольство тем, что ребенок так долго не мог запомнить стихотворение, а не хвалите его.

«Я рада, что ты выучил стихотворение. Ты — умница! И уже совсем взрослый!» — эффективно.

3. «Я видела, как брат/сестра дразнил (а) тебя, но ты не обратил не это внимание. Я надеюсь, что когда меня не будет дома, ты поступишь так же» — неэффективно. Поскольку выражает ваше сомнение, что именно так и будет.

«Молодец! Ты очень старался, чтобы не ударить или обидеть брата/сестру. Я тобой горжусь » — эффективно.

  • Не преувеличивайте заслуги ребенка и не выражайте неадекватный восторг по поводу его поступков, поскольку он почувствует фальшь и уже не будет вам верить.
  • Всегда говорите спокойно.
  • Никогда не игнорируйте и не упускайте те моменты, которые действительно заслуживают вашего одобрения.

Все эти приемы несложны. Если начинать их применять с раннего детства, то можно избежать проявлений нежелательного поведения ребенка и применения наказаний.

Существуют ли ситуации, когда допустимы наказания?

Да. К ним можно прибегнуть лишь после того, как:

  • Вы выясните причины плохого поведения ребенка и обязательно устраните их
  • Дадите примеры желательного поведения
  • Будете систематически поощрять хорошее поведение малыша

Только после этого вы можете подумать о самом наказании, каким оно должно быть, как его использовать.

P.S. Конечно, способов, помогающих родителям самостоятельно справиться с нежелательным проведением ребенка, существует много. Однако, к сожалению, они не всегда эффективны. Поэтому в сложных ситуациях обращайтесь за помощью к детскому психологу. Он выявит истинную причину нежелательного поведения именно вашего ребенка и разработает программу её устранения. И чем раньше вы обратитесь за помощью к специалисту, тем лучше как для малыша, так и для вас.

Тяга родителей к жестким мерам не означает, что они черствые или злобные люди. Просто они действительно считают, что для прекращения непослушания более подходят немедленные наказания, а не легкие предупреждающие приемы. Помните, что наказания и отрицательные воздействия должны показать ребенку, как он не должен поступать, а положительные воздействия призваны научить ребенка правильному поведению.Если при воспитании вы попадаете в зависимость от наказаний ребенка, то рискуете стать судьей и «палачом» по отношению к ребенку; ваши дети будут испытывать страх перед вами и начнут избегать вас, станут скрытными, хитрыми и изворотливыми.
Прием игнорирования позволяет уменьшить нежелательное поведение. Игнорирование может использоваться в качестве предупредительной дисциплинарной методики, усиливающей самоконтроль ребенка при участии взрослого, а также в качестве подхода, позволяющего ребенку самостоятельно работать над проблемой, без вмешательства родителей.
Не реагируйте немедленно на нежелательное поведение, а дождитесь такого, которое вы хотели бы усилить и продолжить с помощью похвалы и внимания.
Будьте терпеливы и всегда показывайте, что вам нет дела до капризов ребенка, тогда он поймет, что его выходки не действуют на вас, и, возможно, перестанет так себя вести.
Имейте в виду, что поначалу невнимание может ухудшить и без того плохое поведение ребенка, потому что дети иногда прилагают много сил, чтобы привлечь ваше внимание. Будьте настойчивы, и эпизоды плохого поведения будут повторяться все реже и реже. Как вы будете отвлекать себя? Многие родители просто покидают комнату, другие считают до десяти, беседуют с кем-то, делают какую-нибудь работу или читают книгу – одним словом, делают все, что может занять их мысли, отвлечь внимание от ребенка.
Процесс воспитания станет эффективным, если вы будете хвалить, ободрять ребенка после того, как ему удалось справиться с плохим поведением. Например, вы можете сказать: «Я горжусь тобой», «Ты просто умница»!
Дети способны самостоятельно преодолевать только незначительные проблемы поведения. Научитесь игнорировать поведение, которое не несет опасных последствий, и не забывайте о том, что есть такие случаи, когда необходимо ваше вмешательство. Это касается серьезных проступков или опасных действий: избиение других детей, воровство, побег из дома.
Отказ в дружбе. Угрожая ребенку отказом в любви и привязанности или действительно не проявляя теплоты и дружелюбия, вы можете остановить плохое поведение. Эта методика может быть успешно использована только тогда, когда в семье царят мир и взаимопонимание. Конечно, и здесь есть определенный риск: преднамеренным лишением детей общения можно усугубить их гиперчувствительность и зависимость от родителей. Не стоит винить ребенка или долго объяснять причину вашего недовольства. Если недовольное чадо спрашивает: «Ну что я сделал плохого?» – ответьте ему коротко и прямо, а не заводите разговор о правилах хорошего тона на целых полчаса.
Наказание пустым времяпрепровождением. Ребенка оставляют в скучном и неинтересном месте на время, пока он не обдумает свое плохое поведение. Детей заставляют сидеть на стуле, стоять в углу, на ступеньке или в комнате, в общем, находиться в тех местах, где не поиграешь и не пошалишь. Это тоже наказание, и оно может быть использовано при различных выходках, включая ссоры, вспышки раздражения, драки, ругань. Преимущество этой методики в том, что она довольно эффективна при серьезных непослушаниях, довольно проста и позволяет быстро прекратить нежелательное поведение. Этот метод привлекателен для родителей из-за мягкости и гуманности наказания – оно обычно не является причиной взаимных обид между родителями и детьми.
Если вы решили испытать этот метод, применяйте его сразу после непослушания. В первое время ребенку необходимо объяснять, почему он должен сидеть на стуле или находиться один в комнате; зато потом, когда он научится связывать плохой поступок со своим наказанием, он наверняка будет вести себя лучше, чтобы избавить себя от стояния в углу или других ограничений свободы действий.
Эффективность этого приема оправдывается не временем наказания, а тем, осознает ли ребенок причину заключения и захочет ли в будущем вести себя неподобающим образом. Чем меньше слов произносите, тем эффективнее наказание. Не надо говорить что-нибудь до, во время или после наказания; не критикуйте поведение ребенка и не рассказывайте, как он разочаровал вас. Как только наказание кончится и вы позволите ребенку вернуться к его прежним занятиям, попытайтесь дать краткую оценку поступку и скажите, за что будете хвалить, а за что можете опять наказать. Никогда не извиняйтесь перед ребенком за то, что наказали его, и не делайте ничего, что может уменьшить эффект наказания. Не позволяйте ребенку развлекаться во время наказания, например, листать книгу, рисовать или смотреть телевизор.
Лишение поощрений и привилегий.
Очень важно, чтобы ценность удаляемой привилегии соответствовала степени и серьезности проступка. Лишение наград и привилегий должно быть временным, а не постоянным наказанием. Наказания тоже требуют разнообразия, чтобы дети не привыкали к ним и не пытались найти им замену; когда детям это удается, наказание лишается своего смысла. Когда вы говорите, что он может лишиться конкретных поощрений или привилегий, будьте уверены, что вы действительно прибегнете к такому наказанию; если этого не случится, то ребенок убедится, что вы поступаете не так, как говорите. Не уступайте слезам или обещаниям стать лучше: решение принято, и ребенок должен понести наказание за проступок.
Чем чаще вы применяете наказание, тем хуже оно действует. Контролируйте свои эмоции и действия. Не лишайте ребенка того, что для него дорого или значимо, на слишком долгое время. Умерьте свой пыл и язвительность в разбирательствах по поводу проступков ребенка. Временами все родители критикуют своих детей. Но если критика используется слишком часто или грубо, она только унижает ребенка, уменьшает уверенность в правоте и способности самостоятельно выбраться из сложившейся ситуации. Критика полезна только тогда, когда вы применяете ее с любовью и уважением к ребенку.
Лучшим дисциплинарным методом является тот, который предупреждает проблемы, помогает детям улучшить самоконтроль и одобряет желаемое поведение.
Александра ФЕДОРОВА

Андрей, 57 лет

Информация о семье: дедушка, но внучка живёт отдельно

Внучке недавно исполнилось 6 лет. Родители разошлись когда ей было 4 месяца. Сейчас живёт с матерью, отчимом (он появился год назад), бабушкой со стороны матери и годовалой сестрёнкой в 3 - комнатной квартире. Родного отца видит раз 10 в год, т. к. Их встречам всячески препятствуют. Мы её все любим и стараемся чтобы ей у нас было комфортно. Но нас в последнее время стали беспокоить некоторые "странности" в поведении ребёнка. “Странности” следующие:

  1. Внучка часто ходит в капюшоне (даже если нет дождя, ветра, не холодно)
  2. Не разрешает заплести себе волосы – ходит только с распущенными. Когда она была чуть помладше, то удавалось завязать ей какой - нибудь хвостик, но никогда не разрешала убирать волосы сзади с шеи – там они должны были быть всегда
  3. Она откровенно лжёт что игрушки разбросала не она, сломала не она и т. п. Причём при этом обычно указывает на свою двоюродную сестру (та на год младше), хотя между собой дети ладят очень хорошо
  4. После посещения бассейна очень медленно и тщательно одевается (до 20 минут) вытирая каждую складочку, каждый пальчик.
  5. Очень привязана к одной одежде – одним колготкам, одному платью, одной куртке и ни в какую не хочет одевать что - то другое
  6. Когда одевает обувь, то носок сзади надо ВСЕГДА держать туго натянутым. Иначе просто отказывается одевать.
Могут ли они указывать на то, что нам пора бить тревогу и обращаться к врачам? Что можно сказать о психическом состоянии ребёнка по этим примерам, всё ли в порядке вещей или нет? Дело в том, что мы очень мало знаем о той среде, в которой внучка растёт и развивается, поэтому нас это так и беспокоит.

30 сен 2016

Андрей Григорьевич

Андрей Григорьевич, здравствуйте! О чем именно вы переживаете? Вы беспокоитесь, что мама не оказывает должного ухода за ребенком, не следит за её состоянием и здоровьем?
Из того, что вы описали видно только, что у девочки формируется свой характер и свои предпочтения - в одежде, в привычках. Ей уже 6 лет и она сама выбирает, что одеть, в каком темпе ей удобнее собираться. Конечно же она уже не такая покладистая, как малыши, которые все делают, как им взрослые говорят. Вас это пугает?
Как часто вы лично видитесь с внучкой?

30 сен 2016

Ирина, спасибо за такой быстрый ответ!
Нет, беспокойство не о том, заботится ли о ней её мама. Беспокойство о том в какой атмосфере она растёт. Спросить у такого маленького ребёнка мы не можем. Но опасения вызывают не сами факты. Если бы это были единичные случаи, то и вопроса бы не было. Естественно, что все дети иногда капризничают, настаивают на своём и т. п. Но это система. И эта система совсем не напоминает становление ребёнка как личности. Скорее наоборот. Ну вот этот несчастный капюшон. Никто из нас на нём не зацикливает внимание, а ребёнок постоянно тянет его на голову. Или ложь. Понятно, что все дети иногда лгут. Но это же постоянно. Получается, что она всё время боится, чтобы её не наказали (мы то её практически не наказываем и даже не ругаем, хотя и бывает за что). И не хочется, чтобы из неё вырос какой - то странный, боящийся мира, закомплексованный человек. И конечно нас это пугает. Отсюда и возник вопрос.

30 сен 2016

Андрей Григорьевич

Андрей Григорьевич, нет ничего в ваших примерах, что указывает на наличие у ребенка комплексов или предпосылок к психическим отклонениям. Девочки часто носят ту одежду, которая им кажется модной и красивой даже, если она не нравится старшим родственникам. Капюшон не является символом закрытости от мира - это очень "натянуто", потому что капюшоны в современной моде абсолютно актуальны и присутствуют во многих моделях молодежной одежды. Так же и ложь ребенка - вы, судя по вашим рассказам, не так часто видите свою внучку, чтобы делать вывод, что "лжет она постоянно". Возможно такое поведение она проявляет при вас - чтобы казаться для вас лучше.
Вы очень критично настроены к ней, вас в ней пугают даже обычные мелочи - предпочтения в одежде, и в привычках, и в манере поведения. Вы подозреваете, что она "с психическими отклонениями", потому что носит капюшон, не хочет заплетать косы, предпочитает любимую одежду и валит свою вину на младшую сестренку - ведь свой вопрос ставите именно так: "Могут ли они указывать на то, что нам пора бить тревогу и обращаться к врачам? Что можно сказать о психическом состоянии ребёнка по этим примерам? ".
Как вы думаете при таком отношении к себе будет ли девочка с вами откровенна и естественна, будет ли ей с вами комфортно? Ведь в 6 лет дети прекрасно чувствуют, как к ним относятся взрослые - их сложно обмануть, делая вид, что ничего не происходит. Она наверняка чувствует, что вы к ней относитесь, как к ребенку "со странностями", не одобряете её поведение, и замечает, что мамину семью вы критикуете и не доверяете им. Взрослые иногда ошибочно полагают, что дети не замечают такие нюансы поведения взрослых, что они слишком ещё наивны для этого. Однако, опыт работы со взрослыми показывает, что их детские воспоминания очень точно хранят все черты отношений между их родителями и родственниками - дети все замечают и на все это реагируют, даже, если пока не понимают причин такого поведения взрослых.

Если вы беспокоитесь об атмосфере в той семье, где растет девочка, то решать вопрос нужно не про девочку, а про отношения между вами - взрослыми. Вы так и не смогли наладить доверительный контакт друг с другом и теперь мучаетесь подозрениями, что кто - то что - то делает не так. Мамина семья возможно думают, что вы внучку излишне балуете, а вы в свою очередь подозреваете их в избыточной строгости или неправильном воспитании.
Мама и папа и их родственники настолько недоверяют друг другу, что "не вхожи в дом друг к другу" и подозревают, что там "не та" атмосфера - не могут найти единый подход к воспитанию ребенка. Попробуйте наладить контакт с мамой ребенка на правах бабушки и дедушки, построить с ней доверительные отношения. Тогда вы будет знать, в каких условиях растет ребенок, и сможете как - то влиять на это. Есть семьи, где муж с женой расходятся, но общение с бабушками и дедушками с обеих сторон сохраняется дружеским и доверительным. Вот в такой атмосфере девочке расти гораздо полезнее, чем в атмосфере, где родные подозревают другу друга и делают девочку заложницей этих недружественных отношений, усматривая в поведении девочки черты пагубного влияния маминой семьи.

Ирина, спасибо Вам за развёрнутый ответ!
К сожалению моё беспокойство очень обосновано. И вот по каким причинам:
1. Мой сын (отец внучки) - первый из 5 детей, которых мы вырастили здоровыми и психологически крепкими. Это я к тому, что про детей и их поведение кое - что знаю по собственному опыту. И уж поверьте, скрыть от ребёнка своё отношение к её матери и бабушке для меня не проблема.
2. Никогда никто в присутствии внучки не говорит и не обсуждает её маму или бабушку!
3. На упомянутых в моём письме "особенностях" внучки никто и никогда не акцентирует её внимание! Она абсолютно естественно и свободно держится с нами и не имеет никаких оснований казаться лучше только для того, чтобы угодить нам. Мы принимаем её такой какая она есть! И она это прекрасно чувствует. Никакого давления на неё. Да, в некоторых ситуациях (например, когда она обижает годовалого ребёнка), мы конечно же пытаемся показать ей что это плохо, так делать нельзя и пр. Но в отношении капюшонов, заплетаний волос и пр. - никакого давления абсолютно!
4. Налаживание отношений с другой стороной, увы, невозможно. Мать считает ребёнка своей собственностью, а отца никем. Встречам всеми способами препятствует. Пыталась даже отобрать у сына его родительские права, чтобы вообще исключить его из жизни дочери. Повторюсь - сын очень любит свою дочь! Тут речь совсем не о недоверии, а об открытой враждебности с той стороны! Они же и внучку настраивают против отца, говоря это при нём же! И снова повторюсь - у сына с внучкой очень хорошие отношения, несмотря ни на что.
В общем всё обстоит примерно так. Поэтому, поверьте, моя тревога за судьбу и психическое здоровье внучки не так уж беспочвенна, как может показаться на первый взгляд.

Андрей Григорьевич

Андрей Григорьевич, если вы вырастили 5 детей - честь вам и слава! Мало кто в наше время решается на такое, это достойно уважения! У вас большой опыт воспитания детей.

Однако, нужно учесть, что ваш сын, которого вы вырастили "психологически крепким" несмотря на это не смог построить свою семью, выстроить отношения с женой на основе взаимоуважения и доверия, зато сформировал за время семейной жизни у жены чувство ненависти к себе, что привело к проблемам для совместной дочери после распада семьи. Так что вашему сыну есть что корректировать в плане психологии отношений в паре. Он был ваш первый ребенок и, вероятно, на какие - то моменты вы не обратили внимание, которые оказались важными для формирования у мужчины правильных ролевых моделей в семье и выстраивания нормальных отношений с женой, которые бы не вызывали у неё агрессию к нему и его родителям.
Важно не повторять такие ошибки с внучкой и уважительно относиться к её индивидуальности, стремлению к самостоятельности и независимости от мнения бабушки и дедушки. Не стараться подгонять ребенка под рамки своих стандартов и ожиданий, рассматривая отклонение от них, как сигнал о психическом расстройстве ребёнка.

И вот ещё одна статья, где очень подробно анализируют все проявления особенностей для 6-7 лет и дают подробные рекомендации по взаимодействию с детьми, чтобы помочь им успешно пройти этот этап развития. permsad148.ru/stranica-psihologa/6-7/

Ирина, спасибо Вам за ответ!
Уверяю Вас, что таким детям как мои, мог бы только позавидовать любой родитель (кстати, четверо из пяти закончили школу с медалями). И психологически крепкие они безо всяких кавычек. Но судьба дала ему такую жену. И сын всячески старался "выстроить отношения с женой на основе взаимоуважения и доверия". А сформировать "чувство ненависти к себе" очень "помогла" бабушка. Вам трудно принять (я уже понял Вашу жизненную позицию) такую мысль, но в мире встречаются женщины для которых нагадить отцу своего ребёнка - это своеобразное удовольствие, которых свет лучше бы не видел. Вы во всём всегда видите главного виновника - мужчину. К сожалению в нашем обществе это очень распространённое заблуждение.
И всё равно спасибо Вам за развёрнутые ответы со ссылками! Правда в заметках речь идёт о 6-7 летних детях, а не о 5-6 летних. А здесь уже есть разница - ребёнок развивается быстро (например, если до 2-3 лет ребёнок не врёт в принципе, то уже в 4 может солгать запросто).
Ещё раз спасибо за ответы! И успехов Вам!

Андрей Григорьевич

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.