"" Как взрослые наверстывают упущенные возможности в вечерней школе. Учиться никогда не поздно

дарья татаркова

Афоризм «учиться никогда не поздно» приписывают Квинтилиану - ритору Римской империи, жившему около двух тысяч лет назад. В наше время уже никого не удивляет, что прописные истины, понятные даже нашим предкам в далёком прошлом, всё ещё ставятся под сомнение. Человечество, определённо, идёт путем самосовершенствования, однако какие-то вещи, причём самые банальные, приходится проговаривать из раза в раз. Особенно остро этот вопрос стоит для женщин. Нам всё время пытаются навязать идею, что мы делаем что-то слишком поздно: поздно взялись за свой внешний вид, поздно задумались о детях, поздно нашли своё призвание. А ведь в конечном счете мы никому ничего не должны, кроме себя, и, значит, всё делаем вовремя.


В сентябре идея учебы начинает давить со всех сторон: детишки идут на каторгу в школу, студенты радуются освобождению от последней, учителя и преподаватели то разделяют радость от возвращения в стены учреждений, то жалуются в приватной беседе на то, как всё надоело. Каждый год мы спрашиваем себя, не записаться ли на курсы, не возобновить ли учебу в брошенном когда-то университете или, в конце концов, не пора ли сдать на права. Печально признавать, что ответ «уже поздно» или, в лучшем случае, «может быть, потом» звучит куда чаще, чем противоположный. Если речь заходит о «большом» образовании, которое неизбежно растянется на несколько лет, мы сразу начинаем считать: если я начну сейчас, то когда я закончу, мне будет 30; а что если у меня будут дети и я всего не успею, и так далее. Что же делать в, казалось бы, патовой ситуации?

В первую очередь - перестать считать. Цифры - это всего лишь цифры. Их придумали люди для упрощения своих дел, это не мрачные молчаливые судьи нашим удачам и неудачам. Цифра сама по себе ничего не значит, кроме собственно количества некоторых условных единиц. Все ярлыки, что навешивает общество, все ассоциации, что сложились исторически, - это все продукты культуры, которые мы имеем полное право не учитывать. В наших силах просто перестать думать о том, что значит в обществе «20», «30», «40», «50» и так далее - и начать думать, что же это означает для нас.

В конечном счёте мы никому ничего не должны, кроме себя, а значит,
всё делаем вовремя

Бытует мнение, что мозг с течением времени становится уже не тот: куда нам до бессоновской , если после 20 память ухудшается , становится тяжелее запоминать и легче забывать. Ученые также говорят, что у современного поколения из-за обилия информации в моментальном широком доступе ухудшилась оперативная память. Соответственно, чтобы хоть что-нибудь запомнить, теперь нужно приложить куда больше усилий, чем когда-то требовалось от наших бабушек. Сразу оговоримся: не делайте поспешных выводов - всё устроено гораздо сложнее, чем кажется, а в некоторых вещах память работает с возрастом только лучше.

Журналист Малкольм Гладуэлл продвигает идею о том, что чтобы достичь мастерства в какой-либо области, необходимо 10 000 часов на ее освоение. Таким образом, за свою жизнь можно получить, грубо говоря, не меньше семи профессий - и вот наглядная тому иллюстрация . Семь профессий на одного! Такой подход отлично перекликается с другой очевидной тенденцией мобильности. Молодые люди по всему миру стремятся не к пожизненной работе на большую фирму, а, наоборот - к раскрытию своих способностей, не боятся переездов ради работы и внешней «нестабильности».


Вопреки тому, что нам вбивают с детства, жизнь - это не прямая. В лучшем случае это кривая, а чаще всего - сумасшедший удав, бьющийся в конвульсиях. Очень важно также решить, что «успех» значит лично для вас. Нужно перестать сравнивать себя с ровесниками (или, не дай бог, теми, кто младше) и честно себе ответить - чего вы хотите. Желание учиться - не оттягивать выход во взрослую жизнь, а именно получать желанное знание - наше право и даже привилегия. Женщины по всему миру выигрывают от возможности получить образование. В странах Африки, например, Судане или Эфиопии, активистки активно борются за права девушек, и в частности, их право на школьное образование. Это даст им возможность обеспечить себя в будущем, а значит, и избежать вынужденного брака и последующего насилия в семье - печальная, но широко распространенная практика даже в наше время.

102-летняя Ма Шиушиэн в Китае пошла в школу, чтобы получить образование, на которое у неё не было времени в молодости - ей нужно было работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Теперь у неё наконец-то есть время на то, чем бы ей действительно хотелось заниматься. Такими историями полнится интернет и местные газеты даже в не самых благополучных странах, потому что желание развиваться ограничено не рамками нашего возраста, а исключительно желанием становиться лучше, умнее и быстрее.


С высоты возраста многие вещи воспринимаются куда легче, а значит, и многими делами заниматься проще. Вспомните, как в школе проваленная контрольная казалась концом света - всем этим страхам хочется теперь рассмеяться в лицо. Преимущества образования в зрелости очевидны. Во-первых, скорее всего, вы можете сами обеспечить его финансово. Во-вторых, ко всему процессу наконец-то можно подойти спокойно, без истерик и без восприятия происходящего как садистской обязаловки. Ну и, в-третьих, наконец-то можно выучить то, что действительно хочется, а не то, что выбрали за вас мама/папа/бабушка или же банальное непонимание, что вообще вам интересно в жизни.

Идея, что большинство вещей нужно делать быстрее, пока время не ушло, во многом устарела. Биологически мы можем заниматься всем подряд до самой смерти. Пожилым людям также показаны физические нагрузки, как и молодым - с поправкой на возрастные особенности. Люди всех возрастов одинаково нуждаются в социализации и интеллектуально стимулирующем общении. Всё то же - про учебу. Даже при условии, что с возрастом память будет ухудшаться, чем больше она используется, тем крепче она становится. В итоге между желанием чему-то научиться и его реализацией как всегда стоит одно - отговорки. Проведите мысленный эксперимент , будто вы вернулись из собственного будущего: если ваши сожаления о недополученном вполне реальны, почему бы не сделать с этим что-то прямо сейчас?

Дети, брак, работа, ипотека - все эти удобные отговорки даже придуманы не нами. Всегда можно распланировать всё в соответствии со своими приоритетами, если обучение один из них. Если вы действительно хотите учиться или даже получить новую профессию, не стоит всего перечисленного, и главное - не бойтесь нового. В наших руках сломать устоявшиеся представления о том, что всем, кто старше, дорога в «молодые» профессии закрыта. Только собственным примером мы сможем изменить сложившуюся парадигму.

В основном в пословицах и поговорках об учебе заключен положительный смысл. То же самое справедливо сказать и о известном изречении «учиться никогда не поздно». Мы посмотрим на процесс накопления знаний с разных сторон, подвергнем его детальному разбору.

Квинтилиан

Порой поговорка - это творчество народа. Так бывает, когда имя настоящего автора время не сохранило. Но в данном случае известно, кому мы обязаны тем сокровищем, которое совершенно не ценим.

Нам кажется, фраза да фраза, что ее хвалить или ею восхищаться. А пришла она к нам из глубокой древности. Вопрос о том, кто сказал: “Учиться никогда не поздно,” - предполагает конкретный ответ. Был такой в Древнем Риме мудрец Квинтилиан, ему-то мы и должны сказать спасибо.

О нем известно немного. О происхождении данные разнятся: одни говорят, что он был знатным, другие утверждают, что нет. Ясно одно - отец его был образованным человеком, поэтому послал его учиться в Рим, где в то время царствовал Нерон.

Да, мы не сказали, когда и где родился прославленный учитель красноречия.

Время и место рождения

Произошло сие событие в Испании около 35 года нашей эры, а завершил свой земной путь ритор примерно в 100 году нашей эры (некоторые источники указывают 95 год).

Личная жизнь его была несчастлива: он потерял жену, когда та еще была молодой, затем с течением времени потерял и двух сыновей. К концу жизни остался совершенно один тот, кто сказал: «Учиться никогда не поздно». Грустная история. Хотя общественная, социальная жизнь его была более или менее успешна.

Домиций Афр - наставник Квинтилиана

Квинтилиан поехал в Рим. Там он нашел наставника в лице Домиция Афра, за чьей манерой держаться и вести себя в суде Квинтилиан следил и, наверное, поначалу копировал.

Учитель нашего героя был классическим цицероновским оратором. Видимо, под его влиянием Квинтилиан полюбил труды самого Цицерона.

Дальнейшая судьба и фундаментальный труд

После смерти наставника Квинтилиан приехал в родную провинцию империи, чтобы там набраться опыта судебного оратора. Но он все равно вернулся в Рим в 68 году в качестве члена свиты императора Гальбы. Хотя наш герой не был к нему особенно близок. Это и спасло его после гибели цезаря.

Остальное излагаем пунктиром. В год четырех императоров Квинтилиан открыл свою школу красноречия. Высшей точкой развития его карьеры стало назначение консулом.

Однако известным на века он остался благодаря тому, что написал трактат «Об образовании оратора» - самый хорошо сохранившийся и полный курс ораторского мастерства, с многочисленными ссылками на литературные и исторические источники. Возможно, именно там и притаилась пословица «учиться никогда не поздно», которая в то время, конечно, афоризмом еще не стала.

Но точно установить источник нельзя, ибо замечательный труд был переведен на русский частично. На данный момент он есть только с дореволюционной орфографией. Не исключено, что в русский фраза «учиться никогда не поздно» попала из других языков, в которых существует более полный перевод античного классика. Но автор изречения точно Квинтилиан, в этом пункте пусть читатель не сомневается.

Современность поговорки

То ли реальность действительно циклична, то ли настоящая мудрость на самом деле не ржавеет. Но можно сказать, что поговорка чрезвычайно современна. Сейчас только утюг молчит о том, что нам надо постоянно развиваться, если мы хотим чего-то добиться в жизни.

И представьте нас лет через 30, неужели мы бросим эту привычку расти? Это кажется невероятным. Вообще, когда от человека уже ничего общество не требует, а детей он уже вырастил, можно и отдохнуть. То есть выбросить из головы все эти идеи о постоянном развитии.

У современного социума это стало идеей фикс. Учеба - это не всегда нудный, тяжелый тягучий и скучный процесс. Учиться можно и с удовольствием, главное - ответить на вопрос: «Зачем?»

Познание как лекарство от болезни Альцгеймера

Сейчас у многих проблема с мотивацией. Можно хорошо понимать значение пословицы «учиться никогда не поздно», но так никогда ей и не последовать. Если читатель еще не понял смысла объекта исследования, то мы с готовностью откроем его сейчас.

Присказка сводится к той простой истине, что узнавать новое, неизведанное не зазорно. Совсем неважно, сколько человеку лет. Пока он жив, он может учиться. Причем не всегда имеются в виду учебники, научные занудные книги. Учеба - это фактически познание нового, освоение занятий, специальностей. Мотивационная основа движения вперед может быть различна, начиная от банального безделья и скуки и заканчивая насущной необходимостью. Иногда человек учится, потому что ему «это надо для работы», а иногда - чтобы загружать голову.

Некоторые люди сейчас редко поднимают лицо от смартфона. Они фактически живут в виртуальной реальности. Но от такой жизни мозг человека изнывает от скуки, грустит, а в итоге делает вывод, что он, собственно, не нужен и, фигурально выражаясь, ликвидируется.

На практике «отсутствие мозга» проявляет себя в виде разных видов слабоумия, из которых болезнь Альцгеймера - один из самых страшных случаев. Недавние исследования показали, что электронные гаджеты вредят не только взрослым, но и детям. Малыши, воспитанные с подобного рода «няньками», менее внимательны, хуже запоминают материал, легче отвлекаются.

Но вернемся к взрослым. Мы не говорим, что чтение книг - это панацея от старческого слабоумия, но оно точно может его отсрочить. Мелькающие картинки в интернете и на экране сводят человека с ума значительно быстрее. Книги желательно читать более или менее содержательные, чтобы была работа для мозга.

Человек с несколькими дипломами

Обыденный пример человека с несколькими высшими образованиями. На Западе он уважаем и, как правило, не бедствует, ибо там высшее образование - это очень дорогая штука.

В России образование воспринимается либо как блажь, либо как необходимость. То есть человека, получающего несколько дипломов, считают либо «ботаником», либо «страдальцем», которому нужна определенная квалификация для работы. Но в целом отношение такое, что человек, учащийся слишком долго, - беглец от ответственности, чуть ли не прожигатель жизни. Хотя нет, пожалуй, более тяжелого умственного труда, чем познание нового. А значит, студент и прожигатель жизнь - это два разных типа человека. Конечно, при условии, что студент действительно учится.

Пример Мэри Хобсон

Благодаря выпуску новостей об этой замечательной женщине знают не только переводчики. Хотя именно они вдохновляются ее примером. А история такая. Англичанка Мэри Хобсон начала изучать русский, когда ей было 56 лет. Ее потряс роман Л.Н. Толстого «Война и мир», но в то же время женщина подумала, что ведь она читала не оригинальный авторский текст, а лишь его переводной вариант. И после этого М. Хобсон стала учиться русскому.

Сначала «несерьезно», то есть несистематично, а потом поступила в Лондонский университет. Более того, русский язык не только стал полезным хобби, которое помогло избежать скуки, безделья и слабоумия. «Великий и могучий» оказался источником второго дыхания для англичанки: она перевела А.С. Грибоедова на английский, защитила диссертацию на тему его творчества. Ведь часто такое бывает, когда человек изучает что-то, сначала ему кажется, что это забава, а потом увлечение превращается в работу и становится смыслом его жизни.

Да, кстати, обсуждая поговорку «учиться никогда не поздно» и примеры ее применения, стоит сказать, что познание - это единственный способ раздвинуть грани возможного, пересмотреть отношение к себе, выбраться из депрессии и уныния. Если человек варится все время в собственном соку, то он более подвержен различным негативным состояниям: депрессиям, неврозам, сомнениям, сожалениям о прошлом.

Поэтому нужно постоянно открывать для себя новое, но не ради эфемерного внутреннего развития, а чтобы жизнь была насыщеннее и полнее.

Когда я в далеком 2001 получала свой диплом инженера, то даже не предполагала, что спустя годы снова сяду за парту. Нет, я допускала возможность посещения каких-нибудь хобби-курсов, типа вязания или фотографии, но о втором высшем я не задумывалась.

Лишь бы была корочка

Моя бабушка говорила: «Линда, лишь бы была корочка о высшем образовании, а работать, возможно, пойдешь совсем не по специальности». И приводила в пример себя: со своей специальностью «обработка металлов резанием» она где только не работала, в самых разных отраслях.

Теперь я с этим мнением категорически не согласна. Ведь сам по себе диплом без знаний не имеет ценности. А когда со своими инженерными знаниями приходишь, например, в сферу переводов, оказывается, что очень многого не знаешь. Даже если по английскому была стабильная пятерка в школе и вузе, даже если несколько лет подряд было первое место в городских олимпиадах.

Психолог или преподаватель

Я долго решалась, стоит ли идти на второе высшее. Меня манила профессия психолога. Я считала ее очень благородной и мечтала, как буду помогать людям выкарабкаться из паутины депрессии и начать радоваться жизни.

Я не только мечтала, еще и откладывала деньги на получение заветной «корочки». Прошло несколько лет. И вот однажды я разговаривала со своей подругой Викой на тему учебы. Именно Вика высказала ценную мысль: «Линда, это очень тяжелая профессия, принимать на себя весь груз человеческой боли. Не уверена, что ты выдержишь».

Опасная профессия

Далее Вика продолжила: «В одном из фильмов психолог беседовала с мальчиком подростком, который не видел смысла жить. Они поговорили, а на следующий день он покончил с собой. Она потом долго не спала ночами, винила себя, что не нашла нужных слов».

А дальше Вика подала идею пойти учиться на преподавателя, как она, только ее специальность – русская литература, а я пошла на преподавателя английского. Сейчас я считаю, что совет был очень правильный. Если преподавателю работу найти не так просто из-за конкуренции, то психологу – в разы сложнее.

Университет третьего возраста

Когда люди переучиваются в 30 или 40 лет – это, считаю, естественно. В наше время нужно постоянное обновление знаний. Но, оказывается, за парты садятся и 60-70 летние бабушки и дедушки. У нас в Киеве работает так называемый «Университет третьего возраста».

Конечно, обучение в этом учебном заведении люди проходят скорее для души. А также обретают такое важное в преклонном возрасте общение с единомышленниками. Это яркий пример того, что учиться не поздно в любом возрасте.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Все мы закончили школу и учебные заведения, где нас учили правильно писать и говорить. Однако со временем, некоторая информация забывается, а это значит, что пробелы нужно восполнять.

В школе с первого класса мы начинаем изучать правила и нормы русского языка. Помимо того, что ученики заучивают большое количество правил, они много читают, чтобы развивать свою речь, говорить и писать правильно и красиво. Все это закрепляется диктантами, сочинениями и другими работами.

Учиться не поздно никогда , об этом знает каждый. Это правило относится и к знаниям русского языка. Со временем некоторые правила просто забываются, ведь в связи с профессией и по многим другим причинам они не используются постоянно, но иногда случается так, что человеку срочно нужно вспомнить как правильно написать то или другое, а каким правилом воспользоваться в этом случае остается неизвестным, ведь многие из них давно забыты. Что здесь можно сказать. Учиться никогда не поздно, опять же.

Можно еще добавить, что самосовершенствование еще никому никогда не вредило, а это значит, что свою копилку знаний необходимо постоянно пополнять, изучая соответствующую литературу типа «ABBYY Lingvo x5 Русский язык Словари XXI века» или другие аналогичные издания. Сегодня существует множество справочников, словарей, энциклопедий и другой литературы научного плана, которая и поможет восполнить пробелы. Их изучение поможет не только вспомнить, как писать то или иное слово, где поставить запятую и т.д. После получения информации наверняка измениться и речь в лучшую сторону. Словарный запас станет богаче, а обороты в речи зазвучат по-новому. Это и есть в данном случае совершенствование самого себя.

Понятно, что из-за современного быстрого темпа жизни на самообразование время найти очень трудно, но сделать это вполне можно. В конце концов выходные есть у всех. Выделить пару часов для себя можно. Тем более занятие того стоит.

В общем, тем, кто хочет красиво говорить и писать, иметь богатый словарный запас и т.д. настоятельно рекомендуется заняться изучением соответствующей литературы. Найти ее при желании не трудно, при этом ее спектр достаточно велик. Изучить такую информацию полезно еще и в том плане, что в школе и других учебных заведениях изучаются только основные нормы русского языка, поэтому имеющиеся знания (даже у ученика) могут стать шире, чем у других и это великолепно, что такая возможность существует. К слову, найти нужную литературу можно прямо в интернете, здесь представлено большое количество подходящих предложений, для примера, опять же, можно привести «ABBYY Lingvo x5 Русский язык Словари XXI века».

8 вещей, которым
никогда
не поздно учиться

Чем можно впервые заняться после 30

Если вам вдруг показалось, что многие возможности уже безвозвратно упущены, не отчаивайтесь. Вот восемь областей, в которых можно преуспеть, даже если начать все с нуля, будучи взрослым.

Иностранные языки

Существует миф, будто бы начинать учить новый язык после 30 - гиблое дело. Якобы после 30 начинается спад мозговой активности, но как изучение языка - тренажер для мозга, который стимулирует эту самую активность. Более того, если до этого момента в вашем языковом арсенале был не только ваш родной язык, но хотя бы еще один иностранный, то смело беритесь за новое дело. А если вы когда-то давно изучали, например, португальский, но сдуру забросили, почему бы не попытаться вспомнить былое и закончить начатое? Конечно, вы потратите немало времени, нервов и терпения, но, овладев новым языком, откроете для себя абсолютно новую сферу деятельности. А если еще решитесь учить не заезженные европейские языки, а что-то более редкое и уникальное, то ваши шансы найти работу, связанную с изучаемым языком, увеличатся.

Программирование

Еще один вид языка, изучение которого можно начинать в любом возрасте, - языки программирования. Стать программистом в 30 вполне реально. Если вы человек, умеющий организовывать свое время, то можете попробовать прорваться через тернии кода самостоятельно. В интернете навалом разного рода обучающих ресурсов. Для людей с ленцой куда продуктивнее пойти на курсы программирования, но самостоятельная практика во внеурочное время все же обязательна. Самые популярные отрасли, в которых вы сможете без большого труда реализовать приобретенные знания, - разработка под веб, мобильные и десктопные клиенты. Но помните, что не под каждое направление подходит изучаемый вами язык, так что выбирайте его тщательнее, предварительно ознакомившись со всеми его разновидностями и особенностями.

Профессиональный вокал

Этот вариант, конечно, не из универсальных, но если природа наградила вас певческим талантом и хорошим слухом, то можете попробовать профессионально заняться своим голосом. Конечно, опыт занятий вокалом в юном возрасте - хорошая база, но голос при частом и активном использовании «стирается», так что ваша карьера может продлиться дольше, если начнете, скажем, в 25. Лучше всего заниматься с преподавателем по вокалу: он не только будет контролировать процесс, но и поделится некоторыми хитростями, учитывая ваши певческие данные. И конечно же, практикуйте свои навыки как можно чаще. Просто ради удовольствия.

Педагогика

Если вам доставляет удовольствие общение с детьми, то почему бы не попробовать стать педагогом? На сегодняшний день зарплата столичного учителя, особенно в хорошей школе, не такая уж и мизерная, как принято считать в обществе. Двери в мир воспитания и обучения детей открыты для вас вне зависимости от возраста. Особенно, учитывая, что педагогические вузы оккупированы по большей части не теми, кто избрал непростую стезю педагога сердцем, а теми, кому просто не хватило баллов для другого вуза. Но необязательно вновь поступать в университет ради педагогического диплома: если у вас уже есть высшее образование, достаточно пройти курсы подготовки педагогов. А дальше найдите школу или детский садик, который в вас нуждается, и вперед.

Кулинария

Даже если вы не мечтаете стать шеф-поваром элитного ресторана или открыть собственное заведение, умение хорошо готовить еще никому не навредило. Даже если дома вы устраиваете званые ужины со множеством блюд, все же стоит записаться на кулинарные курсы и получить диплом повара, так как готовить для семьи и друзей - это еще не профессиональная кулинария. А если работа повара в общепите покажется вам слишком утомительной, то можно попробовать себя в кондитерской отрасли и делать, к примеру, торты на заказ. Правда, работа повара не из легких: нервная обстановка, смены по 12 часов и постоянные переработки, но со всем можно справиться, если эта профессия действительно то, к чему лежит душа.

Игра на музыкальных инструментах

Если вы всю жизнь мечтали играть сонаты Бетховена, но боялись, что уже староваты для этого, знайте: овладеть музыкальным инструментом можно в любом возрасте, было бы желание. Конечно, вряд ли вы будете выступать в составе симфонического оркестра Большого театра, но оно вам надо? Вариантов обучения множество: от самостоятельных занятий с помощью онлайн-уроков до старой доброй музыкальной школы. Так что вперед.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.