Дать характеристику видов физкультурных досугов в доу. Структура построения физкультурного досуга. Бег с двумя мячами

Праздник начинается со сценария. Разрабатывая сценарии, прислушивайтесь к мнению и пожеланиям детей. Если они хотят встретиться на праздник, с любимыми героями — Карлсоном, Бабой Ягой или любым другим персонажем, — то встреча пусть непременно произойдет. А сколько будет радости и восторга!

Игра игрой, но при подготовке праздников, развлечений учитывайте определенные моменты:

Праздники планируйте в соответствии с задачами на данный период времени;

Используйте разнообразные методические приемы и способы организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения их двигательной активности;

Игры и упражнения должны отвечать правилам дозировки: физическая нагрузка постепенно возрастает, а в последнем задании — снижается;

После выполнения заданий, возбуждающих детей, используйте игры малой подвижности, словесные игры, игру-массаж;

Используйте разнообразный спортивный инвентарь, в том числе и нестандартный;

Не забывайте о музыкальном сопровождении. Оно повышает эмоциональное состояние и активность детей при выполнении предложенных заданий;

Создавайте различные ситуации, в которых детям необходимо самостоятельно найти решение, преодолеть трудные препятствия.

Чтобы праздники были интересными и запоминающимися, выбирайте различную тематику.

Дети любят игры-эстафеты, где им приходится делиться на команды, выбирать капитана, придумывать название и девиз своей команде. Такие игры требуют от них больше ловкости, смелости, сноровки. Несмотря на то что соревнования любимы детворой, они должны чередоваться с играми малой подвижности, номерами художественной самодеятельности, ритмическими танцами, отгадыванием кроссвордов и ребусов. Такое построение физкультурных праздников снимает перенапряжение у детей.

Большую роль во время праздников играет участие взрослых.

Очень приятно видеть на празднике в одной команде вместе с сыном или дочкой маму и папу, дедушку и бабушку. Они вместе с детьми участвуют во всех конкурсах и эстафетах. Веселая атмосфера таких праздников передается и взрослым.

На каждом празднике фотографируйте детей, снимая интересные моменты. Оформляйте альбомы. Для родителей делайте выставки фотографий прошедших праздников, ведь снимки бывают такими интересными и смешными.

Заканчивайте праздник награждением команд. Оно бывает разным: отдельный подарок каждому участнику праздника, сладкий вкусный пирог или торт, интересные игры или спортивное оборудование, инвентарь для всей группы. И пусть оно пройдет торжественно, весело, с опусканием флага, кругом почета, то есть так, чтобы и эта часть праздника запомнилась детям.

В этом сборнике вы найдете сценарии спортивных праздников и развлечений различной тематики для детей дошкольников. Играйте с детьми, любите детей, помогайте им. Ведь как приятно видеть веселых, улыбающихся, добрых, здоровых ребятишек!

Это сборник предназначен для инструкторов по физической культуре и воспитателей детских дошкольных учреждений.

Удачи вам!

Спортивное развлечение в детском саду. Сценарий «Здоровый образ жизни нашей семьи»Конспект будет полезен педагогам, активно реализующим в своей деятельности здоровьесберегающие технологии. Цель: Укреплять здоровье детей, приобщая их к занятиям физкультурой и спортом Программные задачи: Создать положительную эмоциональную атмосферу Развивать физические качества и двигательные навыки Воспитывать интерес к здоровому образу жизни Оборудование: Три подноса, 9 маленьких мяча, 3 фит...

Сценарий зимнего спортивного праздника в средней группеАвтор: Семёнова Ольга Евгеньевна, воспитатель по физическому развитию МБДОУ "ЦРР - Д/С №73" г.СтавропольСценарий "Зимние забавы"Целевые ориентиры: у детей развита крупная и мелкая моторика; дети подвижны, владеют основными движениями, контролируют свои движения и управляют ими; проявляют любознательность; обладают элементарными представлениями о природных явлениях зимой, о свойствах снега; о зимующих птицах; активно взаимодействуют со сверст...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Пожарные на учении»Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре. Задачи: Образовательные: Сформировать правильное поведение в случае возникновения пожара, закрепить знание домашнего адреса; упражнять в ползании, лазании, беге. Развивающие: Развивать ловкость, координацию, быстроту, речь, память. Воспитательные: Воспитывать уважение к труду пожарных, дисциплинированность, чувство дол...

Сценарий зимнего спортивного праздника в группах раннего возраста "Ребята спешат на помощь"автор: Семёнова Ольга Евгеньевна, воспитатель по физическому развитию Место работы: МБДОУ "ЦРР - Д/С №73" г.Ставрополь Целевые ориентиры: у детей развита крупная моторика; дети подвижны, владеют основными движениями, контролируют свои движения; проявляют любознательность; обладают элементарными представлениями о природных явлениях зимой; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Образовательн...

Сценарий зимнего спортивного праздника Зимние забавы в детском саду для детей подготовительных группСценарий «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» для детей старшего дошкольного возраста ДОУЦелевые ориентиры: у детей развита крупная и мелкая моторика; дети подвижны, владеют основными движениями, контролируют свои движения и управляют ими; проявляют любознательность; обладают элементарными представлениями о природном и социальном мире; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Образователь...

Конспект спортивного развлечения для старших дошкольников на тему «Веселые старты»Выполнила: Мамаева Татьяна Вячеславовна, социальный педагог, Государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г.Татарск Аннотация: Данная разработка будет полезна воспитателям, преподавателям физкультуры, родителям. Ведь вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед педагогами. Занятия спортом - главный и...

Спортивное развлечение в детском саду «Игры народов мира!». Средняя группа. Сценарий с презентациейСтрунина Михалина Юрьевна. Инструктор по физической культуре "Детский сад №34-Дом радости"Сценарий спортивного развлечения для средних групп «Игры народов мира!»Цели: формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей; создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива. Задачи: Образовательная Познакомить детей с игр...

Сценарий спортивного развлечения для вторых младших и средних групп «Забавы с дедом Морозом!»Автор: Струнина Михалина Юрьевна, инструктор по физической культуре Место работы: "Детский сад №34-Дом радости", Казахстан, город Усть-Каменогорск Цели: 1. Создать положительный эмоциональный настрой у детей и их родителей, бодрое, радостное настроение. 2. Приобщать детей и родителей к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни. 3. Содействовать укреплению взаимоотношений в семье...

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице. Подготовительная группаАвтор: Лебедева Н.В., инструктор по физической культуре, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области г.Чухлома Цель: повысить интерес к занятиям физической культурой на улице. Задачи: Закреплять навыки ходьбы на лыжах, катания на санках, метания в цель, отрабатывать техни...

Сценарий спортивного развлечения в детском саду для детей подготовительных групп «Путешествие в мир русских народных игр»Автор: Лебедева Н.В. инструктор по физической культуре, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области, г. Чухлома Цель: Прививать любовь и уважение к истории родного края, его традициям. Задачи: - Знакомить с русским фольклором посредством русских народных игр. - Отраба...

Спортивное развлечение к 23 февраля совместно с папами "Папа может" в детском саду для детей старшего дошкольного возрастаЦель: воспитывать чувство гордости, уважения к Российской армии, любви к Родине Задачи: - привлечь родителей к совместной активной деятельности в детском саду; - пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья детей; - формирование чувства долга и любви к отечеству, уважения к тем, кто служит, воспитание чувства патриотизма; - способствовать психологическому сближ...

Конспект физкультурного развлечения зимой на улице для детей второй младшей группы «Снеговичок»Данный конспект физкультурного развлечения адресован инструкторам по физической культуре, воспитателям, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Проведение данного мероприятия подарит заряд бодрости и хорошего настроения детям, способствует воспитанию физической культуры дошкольников. Цель: Привитие интереса к занятиям физической культурой. Задачи: 1. Упражнять в метании в цель одной...

Спортивный праздник "23 февраля" в детском саду в старшей группеЦели: Пропаганда и формирование здорового образа жизни семей детей детского сада. Формирование физической культуры и нравственной сплочённости семьи. Развитие состязательного духа в спорте у детей. Воспитание чувства коллективизма, доброжелательности. Закрепление традиции дошкольного учреждения в ежегодном проведении спортивного праздника. Подготовка к празднику: разработать сценарий, приобрести призы, пригласить на праз...

Муниципальные спортивные соревнования среди старших дошкольников 5-7 лет «Весёлые старты»Цель: поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми в системе дошкольного образования в области физической культуры, и выявление талантливых, физически одарённых детей. Задачи: развитие основных физических качеств воспитанников ДОУ; воспитание морально-волевых качеств личности, толерантности, чувства товарищества и здорового соперничества. Звучат фанфары. Ведущий: Здравствуй...

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка.

На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.).

Физкультурные досуги способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку и внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность.

Педагогические требования к организации и проведению физкультурного досуга.

Физкультурный досуг проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей, один-два раза в месяц. В младшей и средней группах в течении двадцати-тридцати минут, в старшей - тридцать пять-сорок минут, в подготовительной к школе - сорок-пятьдесят минут. Организуются они во второй половине дня, после полдника, преимущественно на открытом воздухе (в ненастную погоду в зале). В каникулы, а также в летнее время, физкультурный досуг может проводится и первой половине дня, после завтрака.

При планировании досугов необходимо принять во внимание такие формы работы, как «день здоровья», физкультурный праздник, каникулы. Не следует проводить физкультурные досуги в дни отведенные для физкультурных занятий. Удобнее всего проводить досуг с воспитанниками одной возрастной группы, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте. Однако, допустимо объединение двух одно возрастных и разновозрастных групп.

Эффективность такой формы работы зависит от активного участия каждого ребенка. Взрослые не должны забывать о том, что дошкольникам свойственно бурно выражать свои эмоции, особенно при проведении игр, эстафет соревновательного характера. Нельзя допускать пере возбуждения детей, но в то же время надо чутко относится к их эмоциональным проявлениям, не заглушать радостное настроение частыми и неоправданными замечаниями. Например, воспитатель, чувствуя, что дети начинают пере возбуждаться, поднимает руку или дает свисток, делает паузу, дети тоже затихают. Затем педагог тихим голосом предлагает продолжить игру.

При проведении физкультурного досуга на открытом воздухе в разные сезоны года следует предусматривать рациональную одежду детей.

Физкультурный досуг может быть организован на спортивной площадке, участке детского сада, в естественных условиях природного окружения: на лугу, в лесу, на берегу моря, реки, озера, а также в помещении. При определении тематики и содержания досуга следует также учитывать климатические условия и национальные традиции местного населения. Как уже отмечалось, физкультурный досуг не требует большой организационно-подготовительной работы, однако, к определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески. При проведении физкультурного досуга в разных возрастных группах перед воспитателем стоят определенные задачи: в младшем дошкольном возрасте необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркие впечатления. В среднем дошкольном возрасте приучать к самостоятельному участию в соревновательных упражнениях, играх, развлечениях. При этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. В старшем дошкольном возрасте развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Структура физкультурного досуга зависит от тематики, поставленных задач и условий проведения.

Примерные схемы построения физкультурного досуга.

Младший дошкольный возраст.

1. Приглашение детей на спортивную площадку.

2. Игровые задания для всей группы (пройти по мостику, пробежать змейкой между деревьями и кустами).

3. Подвижная игра.

4. Сюрпризный момент.

5. Выполнение обще развивающих упражнений.

6. Обще групповые упражнения в разнообразных основных движениях (ходьба и бег на четвереньках, лазанье по поваленному дереву).

7. Подвижная игра.

8. Игра малой подвижности.

Второй вариант:

1. Сюрпризный момент (появление литературного героя).

2. Выполнение обще развивающих упражнений с крупными предметами (надувными мячами).

3. Игровые задания для всей группы (допрыгнуть до колокольчика, пролезть в обруч.

4. Подвижная игра.

5. Обще групповые игровые упражнения (сбей кеглю).

6. Награждение сувенирами.

Третий вариант:

1. Загадка, сюрпризный момент.

2. Обще групповое упражнение в основных движениях (ходьба по бревну, по

наклонной доске).

3. Выполнение обще развивающих упражнений с мелкими предметами (погремушками).

4. Обще групповые упражнения в разнообразных движениях(прыжки через ручеек, подскоке на одной" ножке по узенькой дорожке).

5 Подвижная игра.

6. Успокаивающий момент (ходьба на носочках) или малоподвижная игра «Кто тише».

Средний дошкольный возраст.

Следует постепенно вводить в содержание досуга игры с элементами соревнования - «Кто быстрее доскачет до коня», «Кто быстрее наполнит ведро шишками», «Чья команда быстрее построится», «Чья машина быстрее приедет в гараж» и т.д. При составлении содержания следует помнить об активном участии каждого ребенка в играх и упражнениях.

Первый вариант:

1.Сюрпризный момент (телеграмма, встреча с литературными героями).

2. Игровое задание для всей группы (проехать на лыжах через трос воротцев, находящихся на расстоянии 5-6 шагов друг от друга).

3. Игровое упражнение для всей группы(карусель на лыжах вокруг елки в концентрических окружностях).

4. Игра хоровод.

5. Соревнование двух команд(упражнения в равновесии и метании в горизонтальную цель, гонки на санках и т.д.).

6. Награждение победителей и всех участников физкультурного досуга.

Второй вариант:

1. Приглашение на спортивную площадку..

2. Выполнение обще развивающих упражнений.

3. Подвижная игра.

4. Соревнования двух команд.

5. Индивидуальные соревнования.

6. Награждения всех участников.

Третий вариант:

1. Сюрпризный момент, приглашение в зал.

2. Подвижная игра.

3. Аттракционы: индивидуальные и групповые.

4. Подвижная игра.

5. Малоподвижная игра.

Четвертый вариант:

1. Вход в зал под музыку.

2. Свободные движения под легкую ритмичную музыку.

3. Выполнение обще развивающих упражнений.

4. Сюрпризный момент (появление сказочного персонажа).

5. Аттракционы: участвуют подгруппы 4-5 человек.

6. Соревнования двух команд.

7. Награждение всех детей.

8. Произвольные танцы под музыку.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте, в отличие от младшего, физкультурные досуги строятся на играх соревновательного характера, эстафетах, где дети разбиваются на команды, выбирают капитанов. Такие игры требуют ловкости, сноровки, координированности движений. Они побуждают детей к творческому использованию своего двигательного опыта, к поискам самостоятельного решения поставленной задачи.

Игры и упражнения следует чередовать таким образом, чтобы в одних участниками являлись команды в полном составе, а в других - представители от команд. Целесообразно чередовать физические упражнения с предметами и игры соревновательного характера. Эстафеты с хороводами и обще групповыми подвижными играми. При подборе заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возможности, двигательную подготовленность. Важно, чтобы все дети участвовали в играх и упражнениях.

Примерная схема построения физкультурного досуга.

Первый вариант:

1. Приветствие команд.

2. Соревнование команд(игры с элементами соревнования или игры упражнения соревновательного характера).

3. Соревнование капитанов

4. Показательные выступления команд (обще развивающие упражнения с мелкими предметами).

5. Подведение итогов.

Второй вариант:

1. Сюрпризный момент (письмо с приглашением на спортивную площадку, участок, зал)

2. Показательные выступления (упражнения с цветами, снежинками, листьями).

3.Обще групповая подвижная игра.

4. Эстафета.

5. Малоподвижная игра.

Третий вариант:

1.Танцевальные упражнения, хоровод.

2. Обще групповая подвижная игра.

3. Аттракционы.

4. Эстафета.

5. Сюрпризный момент.

Для создания радостного настроения у детей. При проведении физкультурного досуга, спортивную площадку или помещение желательно оформить. На это не требуется много времени. Праздничность создают помещенные вокруг площадки фонарики или флажки.

Заканчивается физкультурный досуг по возможности сюрпризным моментом: угощение или награждение значками. Чтобы поддержать интерес детей к физкультурному досугу, можно побеседовать с ними о прошедшем празднике, предложить нарисовать то, что им больше всего понравилось, провести на последующих прогулках игры и аттракционы, вызвавшие наибольший интерес.

Варианты физкультурных досугов

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на знакомом детям материале. Досуг желательно проводить с несколькими группами, близкими по возрастному составу. При этом необходимо активное участие воспитателя: он дает команду, подводит итоги, является судьёй соревнований. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя участников играет музыка. Она оказывает благотворное эстетическое воздействие на детей, закрепляя умение ритмично двигаться.

Физкультурные досуги могут отличаться по содержанию и композиции. Предлагаем рассмотреть несколько вариантов.

Первый вариант . Физкультурный досуг построен на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале предлагаются игры малой и средней подвижности типа «Море волнуется», «Сделай так», «Ручеек» и др. В них детям предоставляется возможность проявить свою фантазию.

Затем дети участвуют в аттракционах, выполняя двигательные задания в игровой форме (с учетом уровня ДА). Так, детям с высокой ДА предлагают игры-упражнения на равновесие – «Пройди, не упади» - и на внимание – «Помни имя свое», «Собери предметы парами». Детям с низкой ДА – игры-упражнения на быстроту реакции и развитие ловкости – «Займи свой домик», «Удочка», «Догони меня».

После небольшого отдыха (в течение 4-5 минут) детям предлагаются игры меньшей степени интенсивности – например, «Узнай по голосу», «Карусель», народные игры.

Второй вариант . Физкультурный досуг может быть составлен из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Проведение этого досуга предусматривает дифференцированный подход к участникам. Так, детям с высоким и средним уровнем ДА и хорошей физической подготовкой предлагаются более сложные элементы спортивных игр, с достаточно высокой физической нагрузкой. Детям низким уровнем ДА и с отставанием в развитии моторики можно дать более простые задания, с постепенным увеличением физической нагрузки.

Дети выходят на спортивную площадку, приветствуя друг друга, и строятся в две колонны (команды). Далее - приветствие капитанов. Судья (воспитатель) дает задание. Для первой команды (детям с высоким уровнем ДА) – отбивать мяч с продвижением вперед на расстояние 4-5 метров, стараясь не потерять его; подбрасывать и ловить мяч 10 раз подряд. Для второй команды (с низким уровнем ДА) – отбивать мяч, немного продвигаясь вперед и старясь не потерять его; бросать мяч в корзину любым способом.

Третий вариант . Содержание досуга включает: бег, прыжки, метание, лазанье, ползание на четвереньках, езду на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку. В основу положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Первая подгруппа (с высокой ДА) выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений (езда на велосипеде прямо, с поворотами, по кругу, «змейкой»). Вторая подгруппа (с низкой ДА) выполняет задание, направленное на развитие быстроты движений (езда на велосипеде по прямой с разной скоростью).

Четвертый вариант . Физкультурный досуг «Веселые старты», который состоит в основном из игр-эстафет, хорошо знакомых детям. Для первой подгруппы (с высокой ДА) предлагаются сложные эстафеты, требующие внимания и точности выполнения. Например, игра-эстафета «Построй пирамиду»: дети строятся в две колонны, первый ребенок каждой команды по сигналу воспитателя бежит в коней площадки (один – в левый угол, другой – в правый) до обозначенных мест, где лежат большие кубы. Смотрит на рисунок, находящийся возле куба, берет из корзины (стоящей рядом) маленький кубик определенного цвета – в соответствии с рисунком, ставит его на большой куб и бежит обратно в конец своей колонны, при этом дотрагиваясь рукой до впереди стоящего. Каждый последующий кубик нужно поставить так, чтобы получилась пирамида, изображенная на рисунке.

Для второй подгруппы (с низкой ДА) предлагается более простая эстафета «Кто быстрей прокатит мяч». Дети строятся в две колонны. Первый ребенок в каждой колонне стоит у линии старта с мячом в руках. По сигналу воспитателя прокатывает мяч по узкой дорожке, выложенной из палок, до противоположной стороны площадки, догоняет его, ударяет мячом о стену и бежит с ним к своей команде, передает мяч впереди стоящему игроку и встает в конец колонны. Следующий ребенок выполняет те же действия. Игры-эстафеты могут повторяться не более 3-4 раз, между ними необходимо делать перерыв (5-7 минут), в это время предложить детям вспомнить загадки, пословицы, считалки.

Пятый вариант . Физкультурный досуг с музыкальным сопровождением. Он развивает у детей творческую инициативу, воображение, эмоциональную отзывчивость. Вначале дети выполняют произвольные движения с лентами, скакалками, обручами под музыку. Можно составить и танцевальную композицию. Через 10-15 минут звучит музыкальный сигнал, дети убирают пособия на место и встают в круг на расстоянии вытянутых рук. В центре круга – воспитатель с мячом, он быстро передвигается по кругу и бросает мяч ребенку, называя какое-либо имя. Если это имя ребенка, то он ловит мяч и встает на место воспитателя, а если это другое имя, то ребенок не должен ловить мяч. После игры воспитатель предлагает послушать мелодичную музыку. Дети слушают сидя (или лёжа) на полу. После прослушивания музыки (2-3 минуты) педагог предлагает придумать композицию или разные произвольные движения. Дети двигаются под музыку (можно предложить фрагмент из разученного на занятиях музыкально-ритмического комплекса «Танец петушков», «Танец пингвинов», «Танец медвежат»).

Шестой вариант - физкультурный досуг, цель которого – решение задач по обучению спортивному ориентированию.

Спортивным ориентированием называют умение быстро передвигаться по незнакомой местности с помощью карты и компаса. Для проведения этого досуга необходима большая предварительная работа.

Процесс обучения детей старшего дошкольного возраста элементам спортивного ориентирования можно условно разделить на несколько этапов.

На первом этапе на различных занятиях дети овладевают пространственной ориентацией, учатся ориентироваться по карте, а также у них формируются умения и навыки основных движений, развивается самостоятельность.

Второй этап обучения – применение полученных знаний в различных условиях и ситуациях.

Так, во время проведения физкультурных досугов дети могут закреплять умение ориентироваться в пространстве, находить свое местоположение и местонахождение различных предметов по карте (можно с использованием компаса).

Третий этап обучения детей элементам спортивного ориентирования включает подготовку физкультурного праздника и проведение его в рамках недели здоровья. Физкультурный праздник можно считать итогом проделанной работы, где дети демонстрируют свои умения и навыки. На данном этапе осуществляется тесная взаимосвязь детей, родителей и всего педагогического коллектива.

Седьмой вариант - физкультурный досуг, основанный на использовании одного предмета «Динамический час»

Динамический час проводится после дневного сна при от крытых фрамугах. Его цель - сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. Он может состоять из 4-6 упражнений, которые дети выполняют лежа или сидя в постели поверх одеяла. Можно заменить комплекс динамического часа самомассажем или речевыми упражнениями с движениями. Перед началом комплекса следует включить мелодичную музыку, вызывающую положительные эмоции. Для пробуждения желательно использовать произведения композиторов-классиков (В.-А. Моцарта, П. Чайковского, Ф. Шопена и др.), а также музыку, имитирующую звуки природы. Под музыку дети просыпаются, некоторое время слушают ее, затем выполняют упражнения в постели, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в хорошо проветренную комнату (температура должна быть около 17- 19 °С). Далее под бодрую музыку выполняют упражнения ритмической или ритмопластической гимнастики. В качестве варианта вместо них можно провести оздоровительный бег в трусиках и майках по общественным помещениям детского сада: из группы бег по лестнице вверх, коридору, через зал, по лестнице вниз, по нижнему коридору обратно в группу. Завершают комплекс дыхательными упражнениями. После выполнения всего комплекса дети одеваются.

Общая продолжительность динамического часа - 7-15 мин. Он дает хороший оздоровительный эффект в сочетании с контрастными воздушными ваннами.

Восьмой вариант - физкультурный досуг, основанный на использовании забытых народных игр

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры (“Гуси-лебеди”, “Коршун и цыплята” и др.)? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.

Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным “материалом” для детей.

Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает.

В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что, “Считалка” – это и проявление словесного детского творчества.

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой (Г.С. Виноградова указывает на игровые песни как содержание игры). В младенческих играх трудно различить,где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру.

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.


Похожая информация.


Наталья Козлова
Физкультурный досуг как форма активного отдыха в детском саду

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха . Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр , забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка.

На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.) .

Физкультурные досуги способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку, внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность.

Физкультурный досуг проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей, один-два раза в месяц. В младшей и средней группах в течение 20-30 мин, в старшей - 35-40 мин, в подготовительной к школе - 40-50 мин. Организуются они во второй половине дня, после полдника, преимущественно на открытом воздухе (в ненастную погоду в зале) . В «каникулы» , а также в летнее время физкультурный досуг может проводиться и в первой половине дня, после завтрака.

При планировании досугов необходимо принять во внимание такие формы работы , как День здоровья, физкультурный праздник , каникулы. Не следует проводить физкультурные досуги в дни , отведенные для физкультурных занятий .

Удобнее всего проводить физкультурный досуг с воспитанниками одной возрастной группы, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте. Однако допустимо объединение двух одновозрастных и разновозрастных групп.

Эффективность такой формы работы зависит от активного участия каждого ребенка. Взрослые не должны забывать и о том, что дошкольникам свойственно бурно выражать свои эмоции, особенно при проведении игр-эстафет соревновательного характера. Нельзя допускать перевозбуждения детей. Но в то же время надо чутко относиться к их эмоциональным проявлениям, не заглушать радостное настроение частыми и неоправданными замечаниями. Например, воспитатель, чувствуя, что дети начинают перевозбуждаться, поднимает руку или дает свисток, делает паузу (несколько секунд молчит, дети тоже затихают. Затем педагог тихим голосом предлагает продолжить игру.

При проведении физкультурного досуга на открытом воздухе в разные сезоны года следует предусматривать рациональную одежду детей.

Физкультурный досуг может быть организован на спортивной площадке, участке детского сада , в естественных условиях природного окружения : на лугу, в лесу, на берегу моря, реки, озера, а также в помещении.

При определении тематики и содержания досуга следует также учитывать климатические условия и национальные традиции местного населения.

Как уже отмечалось, физкультурный досуг не требует большой организационно-подготовительной работы. Однако к определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески.

Формы организации физкультурных досугов могут быть разнообразными. Их целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям (день физкультурника , день бегуна, олимпиада и т. п., общественным праздникам.

В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание физкультурных досугов могут быть введены сказочные и литературные герои (Буратино, Чебурашка, Зимушка Хрустальная, Дед Мороз и т. д., может быть использован занимательный сюжет, например : «Полет на Веселую поляну» , «Поездка в лес» , «В гости к гномам» и т. д.

Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка, поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге . Однако следует вдумчиво относиться к отбору музыкальных произведений. Так, маршировать удобно под бодрую, энергичную музыку, а гимнастические упражнения выполнять под плавную и ритмичную, например, «Весенний вальс» Е. Тиличеевой может сопровождать упражнения с шарами, цветами, лентами; «Полька» П. Чайковского - упражнения с подбрасыванием и ловлей мяча. Под музыку А. Шнитке «Этюд» удобно подпрыгивать высоко, энергично отталкиваясь двумя ногами. Игры, аттракционы сопровождаются легкой, веселой, бодрой музыкой, такой, как произведения Т. Ломовой «Ищи!» , «Кто скорее?» , «Зоркие глаза» Ю. Слонова и т. д.

При проведении физкультурного досуга в разных возрастных группах перед воспитателем стоят определенные задачи.

В младшем дошкольном возрасте необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями.

В среднем дошкольном возрасте - приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.

В старшем дошкольном возрасте - развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

При подборе содержания физкультурного досуга в группах младшего и среднего дошкольного возраста лучше всего использовать занимательный сюжет типа «Поездка в лес» , «У нас в гостях Петрушка» и т. д. Составляя программу, следует помнить : основное время досуга (60-80 процентов) должно быть заполнено движениями, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свойственную ему двигательную потребность.

Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальную работу, чтобы одновременно включить всех в выполнение предлагаемых заданий и игр. Кроме того, следует помнить о чередовании подвижных игр с физическими упражнениями и игровыми заданиями для того, чтобы обеспечить смену мышечной и эмоциональной нагрузки. Например, после ходьбы по мостику или метания предусмотреть подвижную игру с бегом.

Структура физкультурного досуга зависит от тематики , поставленных задач и условий проведения (лесная поляна, спортплощадка, водоем и т. д.) .

При проведении досугов надо стремиться к созданию атмосферы дружелюбия, веселья, неподдельной радости, обстановки, в которой дети выполняли бы задания непринуждённо, с удовольствием

Цель:

  • создание условий для эмоционального общения детей в различных ситуациях;
  • формирование навыков взаимодействия друг с другом;
  • воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни.

Примерный ход.

1. Вступительная часть.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Сегодня наши соревнования непростые. Они посвящены одному замечательному предмету. Без него нельзя играть во многие спортивные игры. С помощью этого предмета можно стать ловким, быстрым и сильным. А что это за предмет вы можете узнать если прочитаете слово по первым звукам.

(На стене висят карточки с картинками, на обратной стороне каждой карточки -буква. Дети читают, проверяем, перевернув карточки.)

Воспитатель: Правильно, это мяч. Мячи бывают разные. Назовите, какие бывают мячи. (ответы детей).

Мячи бывают резиновые, кожаные, маленькие, средние, большие, пластмассовые, специальные мячи для разных игр (баскетбол, футбол, теннис…). мячи должны быть накачанными, упругими. Давайте их накачаем.

Дыхательная гимнастика «Насосы»

Воспитатель: мы сегодня будем играть с различными мячами. Но сначала надо размяться

Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения; перестроение в колонну по одному. Ходьба, бег, корригирующие упражнения.

2 часть. Общеразвивающие упражнения с большим мячом.

1) исходное положение – основная стойка, мяч в обеих руках внизу.

1 - 2 - поднять мяч вверх, поднимаясь на носки; 3 - 4 - исходное положение.

2) исходное положение – основная стойка, мяч в согнутых руках перед собой.

1 – поворот вправо, мяч вперёд

2 - исходное положение

3 – поворот влево, мяч вперёд

4 - исходное положение

3) исходное положение – то же. Приседания, мяч выносим вперёд.

4) исходное положение – наклоны вперёд.

5) исходное положение – сидя, ноги врозь. Наклон вперёд.

6) исходное положение - основная стойка, мяч на полу. Прыжки вокруг мяча на двух ногах (на счёт 1-8), пауза, повторить 2 раза.

Перестроение.

Воспитатель: А теперь мы разделимся на две команды: команду мальчиков и команду девочек.

Придумайте название своей команде.

А теперь приступим к соревнованиям. За каждую выигранную эстафету команде присуждается очко. Выигрывает та команда, которая наберёт больше очков.

I. Метание малого мяча. (тренировка для всех детей).

Воспитатель: Очко своей команде заработает капитан, который дальше кинет мяч.

Капитаны, выходите. А мы считалкой определим, кто первым начнёт.

Считалка: В мяч собрались поиграть,

Ну кому же начинать?

1,2,3 – начинаешь ты!

Очко присуждается команде ….

II. Эстафета «Поменяй мячи местами»

(бежать с большим мячом до обруча, в котором лежит маленький мяч, поменять мячи; следующий ребёнок меняет маленький мяч на большой.)

Очко присуждается команде ….

III. Эстафета «Передача мяча»

Воспитатель: Быстро бегать – это всем привычно.

А сейчас возьмём мы в руки мяч,

Мастерство оценим передач.

(Первый ребёнок передаёт мяч между расставленными ногами игроков назад;

Последний ребёнок каждой команды бежит с мячом вдоль колонны вперёд, встаёт в начале колонны и также передаёт мяч. И так далее.)

Очко присуждается команде ….

IV. «Фитбол»

(На большом мяче надо пропрыгать всю дистанцию и передать эстафету другому члену команды.)

Очко присуждается команде ….

Воспитатель: Ну вот и закончились эстафеты для ребят. Подведём итоги.

Воспитатель: Закончились наши соревнования. Но проигравших у нас нет. Все мы стремимся к победе, хотим быть сильными и здоровыми.


Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Введение

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.

На современном этапе развития общества ведущей социальной проблемой является проблема сохранения и развития творческого потенциала человека, т.е. "экологии человека". Процессы воспитания и обучения, особенно дошкольного, часто приходят в противоречие с природной целостностью подрастающего человека, разрушая ее. Что приводит к нарушению его нравственного и физического здоровья. Поэтому самые радикальные изменения образовательной системы должны происходить на ее первой и наиважнейшей ступени - в системе дошкольного образования.

В личностно-ориентированном образовании заложена определенная идеология: приобретение ребенком личного опыта - наиболее ценно для его развития, ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.

В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога - непосредственная организация деятельности детей, передача им в этой деятельности своего взрослого опыта), личностно-ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, возможностей, потребностей и способностей, т.е. самостоятельной деятельности и эффективного накопление ребенком своего личного опыта. Таким образом, одной из наиболее важных проблем современного дошкольного образования является переход на проектирование образовательного пространства ДОУ, внутри которого при соблюдении психофизических нагрузок организуется жизнедеятельность детей, обеспечивающая сохранение и укрепление его здоровья.

Здоровье (физическое, психическое, нравственное) - это комплексное и вместе с тем целостное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

На реализацию функций здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе социально-культурно политическая система., индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности, физикобиологическая среда обитания.

Основными задачами охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста являются:

укрепление здоровья детей;

воспитание потребности в здоровом образе жизни;

развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

приобщение детей к традициям большого спорта.

Совместными усилиями взрослые помогают детям находить свое "Я" в движении, чтобы впоследствии они могли с любовью, в соответствии с потребностями своего организма систематически заниматься физическими упражнениями или каким-либо видом спорта уже самостоятельно.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям:

привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

формирование элементарных представлений об окружающей среде;

формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям;

формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. Многие действия желательно сделать настолько привычными, чтобы они выполнялись автоматически.

На первом месте в комплексной системе укрепления здоровья детей стоят занятия, которые помогают выработать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущения.

Накопление у детей двигательного опыта происходит при проведении праздников: зимних на воздухе, легкоатлетических со спортивными играми; "Веселых стартов" с элементами эстафет и соревнованиями на ловкость, скорость и выносливость; "Папа, мама, я - дружная семья", "Зов джунглей", которые обеспечивают возможность каждому ребенку раскрыть свои способности, при этом давая ему право на творчество.

В дошкольном учреждении планируется проведение всех видов занятий физическими упражнениями с детьми:

физкультурные занятия;

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;

физкультурно-массовые мероприятия (досуги, праздники и т.п.);

самостоятельная двигательная деятельность детей.

Планирование физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня должно опираться на суточный объем необходимых для дошкольников движений (в среднем 2,5 - 3 часа).

Вот пример планирования движений для детей подготовительной группы, составленного в соответствии с нормой их естественной потребности в движении:

утренняя гимнастика до занятий 8 - 10 мин.

физкультурные минуты на каждом занятии 2 - 4 мин.

игры и упражнения между занятиями 8 - 18 мин.

подвижные игры на прогулке 30 - 40 мин.

физкультурное занятие или занятие в сп. Секции 35 - 40 мин.

самостоятельная двигательная

деятельность с разными физкультурными

пособиями: утром, после завтрака,

на прогулке, после сна, на вечерней прогулке 50 - 60 мин.

бодрящие, коррегирующие,

тактильные гимнастики после сна 8 - 10 мин.

Очень важно, чтобы этот объем движений детей всячески поддерживался и контролировался.

Активный отдых детей может быть самым разнообразным. Для этого возможно применение различных средств. Однако, как показала практика, наиболее эффективны мероприятия, в основу которых положены подвижные игры. Игры в отличие от строго регламентированных движений всегда связаны с инициативой в решении двигательных задач и протекают в основном с эмоциональным подъемом, стимулирующим двигательную активность и отодвигающим возникновение утомления.

В процессе игры существенно повышается кровоснабжение утомленного мозга детей, усиливается дыхание, улучшается функциональная деятельность организма в целом, что способствует улучшению подготовки организма к последующей умственной деятельности. Важнейший результат игры - радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше чем другие средства физической культуры, отвечают задачам активного отдыха.

Требования, предъявляемые к подбираемым играм:

все упражнения в играх должны соответствовать анатомофизиологическим и психологическим особенностям детей, быть простыми по содержанию, доступными и вызывать интерес у детей;

физическая и психологическая нагрузка в играх, функциональные сдвиги должны соответствовать нормальной физиологической кривой (постепенное нарастание нагрузки и приближение ее в конце к исходным величинам);

следует проводить и такие игры, в которых возможность войти в игру и выйти из нее по своему желанию (аттракционные игры, конкурсы, поединки) предусмотрена для любого ребенка.

Физкультурные досуги

Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.

Физкультурный досуг в дошкольном учреждении 1-2 раза в месяц, начиная со 2-ой младшей группы. Рекомендуется проводить его в вечернее время (16-17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9-11 часов).

Физкультурные досуги проводятся как на воздухе, так и в помещении. Длительность досуга колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказываются на здоровье детей.

Младших дошкольников еще затрудняют одновременные, совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится только с детьми одной группы. В старшем дошкольном возрасте возможно объединение двух параллельных возрастных групп.

В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются и физкультурные досуги. Намечается тематика физкультурных досугов, сроки, место проведения, участники, ответственные. Взяв за основу программный материал по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, при планировании досугов руководитель физического воспитания должен исходить из условий своего дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их опыта, подготовленности.

В связи с тем что физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные. В отличие от физкультурного занятия, не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений. Однако при этом надо стараться, чтобы движения, включенные в досуг, были направлены на гармоничное развитие разных физических качеств и происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка.

Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми. С детьми, у которых выполнение того или иного упражнения вызывает затруднение, следует провести индивидуальные дополнительные занятия.

Досуги отличаются от физкультурного занятия всевозможными сюрпризными моментами (введением персонажа, получение письма от кого-либо с заданием, вручением маленьких подарков, призов).

Младший и средний дошкольный возраст. Задачи физкультурного досуга во 2-ой младшей группе состоят в том, чтобы привлекая ребенка к посильному участию в коллективном и индивидуальном действии, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему радость в ощущениях собственных движений в играх, забавах, танцах, хороводах.

Детей средней группы необходимо приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. Содержание игр и игровых упражнений должно строиться на основе опыта маленького ребенка, его представлениях и знаниях об окружающих предметах, людях, животных. В этом возрасте часто включают игры, где надо выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Для детей младшего и среднего возраста досуги проводят в сюжетной форме с введением литературного (сказочного) героя или без него. Следует отметить, что персонаж должен быть знаком детям, вызывая у них положительные эмоции. Дети не должны его бояться. Здесь педагогу поможет знание программного литературного материала для детей данного возраста или совет старшего воспитателя дошкольного учреждения, а также взаимодействие с воспитателем группы, которые на своих занятиях проведут предварительную работу с детьми.

Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальное выполнение, когда все дети вовлечены в игры и упражнения. В среднем дошкольном возрасте следует постепенно вводить игры с элементами соревнования. Детям этого возраста еще не свойственно чувство коллективизма, они заботятся только о своем успехе. Поэтому элементы соревнования носят индивидуальный характер, например игра "Кто быстрее наполнит корзинку шишками" и т.п.

Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка, поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Для музыкального сопровождения может использоваться как аудиозапись, так и "живое" исполнение (фортепиано, аккордеон и другие музыкальные инструменты). Подбирая произведения для досуга, руководителю физического воспитания следует помнить, что музыка должна быть доступной для восприятия детей по темпу и ритму. Для детей данных возрастов лучше использовать песни детского репертуара, текст которых должен соответствовать теме и содержанию досуга.

Досуг может содержать танцевальные композиции, хороводные игры, песни, разучиваемые на музыкальных занятиях, и проводиться совместно с музыкальным руководителем.

В конце досуга вводят сюрпризный момент, который связан с сюжетом. Это могут быть фигурки оригами, поделки из природных материалов и пластилина, выполненные детьми подготовительной группы, которые вручает сказочный герой, или дети его находят сами (с помощью взрослого). Подарками могут быть и фрукты. Можно также устроить чаепитие с угощениями.

Старший дошкольный возраст. При проведении досуга в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Для детей старших и подготовительных групп можно также проводить досуги в сюжетной (тематической) форме с введением литературного (сказочного) героя или без него.

Дети старшей и, особенно, подготовительной групп обладают довольно широким спектром знаний, умений. Поэтому в досуги вводятся интеллектуальные задания, используются элементы математики, развития речи, конструирование. Включаются задания на развитие психических процессов.

Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью. Ребенок индивидуально и коллективно (командами) участвует в веселых играх с элементами соревнования, подобных небольшой спартакиаде. В содержание досуга включаются интересные аттракционы, знакомые ребенку танцы и пляски.

Главной задачей педагога при проведении физкультурного досуга является: создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.

При проведении досуга ребенок выполняет различные двигательные задания. Он ведет себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Раскованность и естественность использования двигательных умений и навыков обеспечивает выразительность, артистизм, эстетичность его движений. Физические нагрузки - лучший способ формирования раскованности и красоты движений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение.

Физкультурный досуг развивает мышление, воображение, целеустремленность, культуру чувств (например, приучают ребенка сдерживать свои чувства и желания, проявлять решительность). Он развивает в детях умение двигаться под музыку, музыкальный слух, память.

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он строиться на знакомом материале. Развлечения проводят как с одной группой, так и с группами близких по возрасту детей. В досуге педагог принимает самое активное участие: он подает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему создает эмоциональную атмосферу. Важную роль в поддержании радостного настроения, создании положительных эмоций играет атрибутика: эмблемы, медали, вымпелы, табло и т.д.

По содержанию и композиции физкультурный досуг может быть разным: он строится на знакомых играх и игровых упражнениях, на элементах спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол, теннис и т.д.), на упражнениях в основных движениях (беге, прыжках, езде на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, прыжках через короткую скакалку). Такой вариант досуга является для ребенка своеобразным зачетом по овладению им перечисленных видов движений и освоению правильной техники движений.

Физкультурный досуг может строиться в основном на играх-эстафетах типа "Веселые старты" или "Зов джунглей". Этот досуг включает разученные на физкультурных занятиях движения.

Интересно проходит музыкальный досуг. Ребенок упражняется в выполнении движений с предметами (мячами, лентами, обручами и т.д.), ритмических упражнениях. Такой досуг развивает творчество, инициативу, красоту, грациозность и выразительность движений.

Заключение

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.

В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Для развития двигательной деятельности ребенка очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.

Таким образом, познание особенностей психофизического развития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры.

Литература

1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: АСАДЕМА, 2006.

2. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.

4. Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников: Сценарии: Старший дошкольный возраст. - М., 1999.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.