Что умеют дети с 4 до 5 месяцев. Физиологические изменения и физическое становление. Каковы двигательные умения малыша в этот период

В этой статье:

Первый триместр года позади – вашему ребёнку исполнилось 4 месяца. Многие считают этот возраст новой ступенью в жизни малыша. С этого времени происходит адаптация нового уровня – вертикального. Малышу надоедает лежать на одном месте – он начинает переворачиваться и старается ползать. Сейчас его ползанья похожи на барахтанья червячка, но совсем скоро он будет мгновенно переползать из комнаты в комнату за новыми приключениями.

Несмотря на проявления самостоятельности, каждому малышу необходима мамина поддержка. А значит, родителям тоже необходимо подготовиться к этому периоду.

Какие игрушки нужны ребёнку в 4-5 месяцев?

В 4 месяца малыш уже умеет брать игрушки, мотать ими в разные стороны, сжимать их в кулачке. Ему нравятся различные предметы, материалы и расцветки. Чем ярче игрушка, тем больше она привлекает внимание малыша. А если игрушка начнёт издавать звуки, это приведёт малыша в полный восторг. Чем разнообразнее игрушки по ткани, форме и размерам, тем быстрее малыш начинает усваивать то, что в мире очень много разного и интересного.

Необязательно
выкладывать круглые суммы за бесконечное множество однотипных погремушек. Вашего ребёнка так же порадуют ложки, небьющиеся кружки, баночки, контейнеры, шкатулки. Единственное, что нужно – это внимательно осмотреть предмет, обратив внимание на остроту краёв и возможность отсоединения мелких предметов.

В 4-5 месяцев ваш малыш учится ползать и делает это всё увереннее. Для забавы и развития подойдут игры с подвижными игрушками – от мяча до ускользающих ёжиков на батарейках. Светящаяся медуза на колёсиках, мягкая и пищащая, будет водить за собой малыша по комнате, а он будет радостно практиковаться в активном ползании, желая достать светящийся шарик. Есть для игры шарики и побольше. Их можно толкать не только ручками, но и лицом, и даже ногами. Это вызывает восторженный смех и даже визг восхищения у детей.

Чтобы малыш
чувствовал себя хорошо и в кроватке, и в манеже, и посреди комнаты, купите ему развивающий коврик или сделайте его самостоятельно из подручных материалов. Как делать коврик, можно найти в интернете. Неваляшки, юла и большие картинки с мелкими, но яркими деталями весьма забавляют мальчиков и девочек. Случаются моменты, что родители успевают спокойно пообедать в то время, пока малыш с удивлением разглядывает цветной поднос для утренних завтраков и стучит по нему пластиковой кружкой.

Если для вас актуальны карусельки и подвесные гномики над кроватью малыша, то постарайтесь установить подвеску так, чтоб малыш дотягивался до игрушек с некоторым усилием. Это научит его достигать своей цели, преодолевая трудности. А если ваш малыш в 4-5 месяцев уже активно переворачивается в разные стороны и способен самостоятельно поползти, лучше класть игрушки недалеко от него, но в поле зрения. Так у него возникнет желание взять яркий предмет. Для этого он проявит смекалку и преодолеет небольшой путь.

По исследованию психологов и педиатров, ребёнок, который может занимать себя сам в возрасте 4-5 месяцев, умеет развлекаться с погремушкой и «рассуждать» над картинками, также легче отходит от пустышки и не тянет в рот пальцы.

Умения ребёнка в 4-5 месяцев и развитие речи

Ребёнок в 4-5
месяцев направляет все свои силы на то, чтобы окрепнуть, ползая на четвереньках. Дети так активно способны передвигаться на ручках и ножках, что порой и взрослому человеку трудно догнать проворного «бегунка». Время от времени, при помощи маминых и папиных рук, ребёнок радостно встаёт на обе ножки.

Пока что его держат руки взрослых, но скоро он захочет передвигаться сам. Чтобы стимулировать это желание, играйте с ребёнком, пока он стоит на ногах. Под русское народное «тритатушки-тритата» приседайте вместе с ребёнком, играйте «по кочкам» только стоя. Чаще ставьте малыша на пупырчатую поверхность или большой мяч.

Вместе с движениями, переворотами и хватательными рефлексами у ребёнка развивается потребность к общению. Он издаёт новые звуки, через которые вы совсем скоро
услышите неосознанное, но такое приятное и ранимое «мама» и «папа». Конечно, не хочется в такие минуты понимать, что сейчас это ещё не обращение, а случайный набор звуков. Но, продолжая краткий диалог с ребёнком, вы готовите его к тому, что этот случайный звук впоследствии станет для него частым и родным. Слово «мама» понимают во всех уголках планеты, и означает оно одно и то же.

Для становления речи отлично помогают маленькие игровые стишки, потешки, народные песенки. В них содержаться простые и короткие слова. А весёлый напев маминым голосом заставит улыбнуться даже самого грустного малыша.

Есть много несложных частушек, которые пришли к нам из детства наших бабушек и дедушек. Недаром русское слово самое сильное и немного магическое, ведь благодаря русским народным песням и сказаниям выросло немало людей, психика которых, как и физическое здоровье, остаётся в полном порядке и в восемьдесят, и в сто лет.

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!

Можно и фривольнее:

Ай, скок, поскок,

Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

По кочкам, по кочкам,
По сереньким дорожкам,
Шёл петух
Провалился в ямку «бух»

(крепко держите ребёнка, но выталкивайте из-под его ног мячик и опускайте его ножками на пол)

Ладушки, ладушки,

где были?

У бабушки!

Что ели?

Кашку

Что пили?

Бражку!

Кашка сладенька,

Бражка добренька!

Всё, что происходит вблизи ребёнка, радует его и забавляет. Но до полугода вам не стоит полагать, что малыш будет интересоваться общей панорамой, которую ему покажет папа в стеклянном лифте. Он не будет фокусировать внимание на самолёте или птичке, если полёт происходит высоко в небе. Всё оттого, что мир вокруг ещё не до конца осознан и уяснён. Не торопите события. Не различать предметы вдали – это нормально для ребёнка в 4-5 месяцев.

Да и знакомство с новыми предметами пока проходит настороженно. Чтобы показать ребёнку что-то новое, сначала возьмите вещь в руки сами и покажите, что это «хорошо», если же вы хотите предостеречь ребёнка, покажите, что это брать в руки нельзя, это «плохо», «ой-ёй, жига, кусь».

Познакомьте ребёнка с зеркалом. Подведите его к большому стеклу и понаблюдайте, что будет происходить. Реакция ребёнка должна быть адекватной. Он улыбается своему отражению и тянет к нему ручки, чтобы познакомиться поближе. Дайте ему потрогать стекло. Так к нему быстрее придёт осознание, что есть отражающая поверхность, где он может взглянуть на себя со стороны.

Аккуратно изучайте мелкие и крупные предметы дома и в гостях. Ребёнок, познавший мир вместе с мамой, более осведомлён в вопросах безопасности своих действий, чем дети, которых
беспокойные мамы закрывали в манеже, чтобы избежать несчастья.

Лучшим занятием для ребёнка 4-5 месяцев будет изучение частей тела. Можно долго рассматривать ручки и ножки, говорить о них. Мама может гладить ушки и носик и говорить, что она делает. Потом можно взять игрушку и показать на ней, какие могут быть глазки, ушки, ротик…

Очень понравятся малышу детские стишки в сочетании с жестами и демонстрацией. Такими стишками можно усыплять ребёнка и будить по утрам, помогать ложке полной каши добраться до маленького ротика, умываться и собираться на прогулку. С песенкой и байкой все дела становятся намного интереснее.


Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,

Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ - приехали.


Потягунюшки, порастунюшки,

В ножки - ходунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)

В роток - говорок,
(приближая губы к губам ребенка)
А в головку - разумок.
(легко трепля волосы ребенка)

      • Сорока, сорока, кашку варила,
        Кашу варила, своих детей кормила (перебирая пальчики)

Этому дала в плошке,

Этому на ложке,

Этому на блюдце,

Этому в чашке

А этому в лукошке.

      • Мальчик-с-пальчик, где ты был?
        С этим братцем в лес ходил,
        С этим братцем щи варил,
        С этим братцем кашу ел,
        С этим братцем песни пел.

Такие незатейливые стишки-считалочки входят в жизнь ребёнка с мамиными делами. За рассказами вы можете вымыть и переодеть ребёнка, подстричь ему ногти, накормить, сделать массаж, причесать и уложить спать – и все это получится с радостью и без капризов.

В 4 месяца ребенок еще больше удивляет родителей: с каждым днем + новое умение, + новая эмоция, + новое требование. Психоэмоциональное развитие, за грядущие 2-4 недели, сделает огромный шаг вперед. Любопытство и стремление немедленно познать все, что его окружает, ведет малыша к новым открытиям, чувствам, умению поглощать и обрабатывать огромное количество информации, поступающей из внешнего мира. Папа и мама замечают, что у крошечного человека постепенно формируется более осознанное восприятие происходящих с ним событий, а порой, и собственное отношение к происходящему.

Период от 4 до 5 месяцев вполне можно назвать стрессовым . Почему так? Миллионы оттенков имеется в арсенале художницы-природы. Подобно этой насыщенной палитре, кроху переполняют эмоции. Как ни странно, порой неважно, положительные или отрицательные эмоции захлестывают ребенка — нервная система реагирует переутомлением. Из этого следует раздражительность, плаксивость, плохой сон и аппетит.

С каждым этапом созревания, головной мозг словно «активирует» дремлющие участки, структуры, отвечающие за те или иные процессы. Черное и белое, аккуратно размытое серым, постепенно растворяется в разнообразии цветов необъятной донедавна вселенной знаний. Малыш начинает «включаться» в мудрый сценарий развития каждого человека.

Какие показатели говорят о хорошем развитии ребенка в возрасте от 4 до 5 месяцев? Что уже должно быть освоено, что, только должно осваиваться, а что предстоит освоить только на следующем этапе?

Навыки и умения ребенка четырех месяцев

Познание неведанных ранее умений требует немалых затрат энергии и сосредоточения. Поэтому, достижения малыша во многом говорят о зрелости и готовности организма к развитию. Одни навыки постигаются за часы, а на некоторые, необходимы дни или даже недели.

До указанного возраста еще отмечается незначительное напряжение в ручках и ножках (минимальный гипертонус). Сжатые в кулачки пальцы теперь расслаблены, иногда малыш непроизвольно «хлопает в ладоши».

Остановимся да других особенностях развивающегося ребенка четырех месяцев.

Психомоторное развитие ребенка четырех месяцев

Важно фиксировать даже самые мелкие изменения в двигательном, эмоциональном поведении ребенка, так как каждое из них стоит крохе немалых усилий, и может многое рассказать о зрелости его нервной системы.

Моторика
Тенденция к прогрессу направлена от головы к ножкам. Теперь малыш уверенно держит голову, свободно поворачивает ее во все стороны, самостоятельно держится за взрослого, находясь на руках.
Лежа на спине, тело малыша равномерно расправлено, симметрично. Ребенок может удерживать голову по срединной линии, периодически поворачивая ее то в одну, то в другую сторону. Без особых усилий меняет положение тела. Кулачки разжаты. Взгляд четко фокусируется и следит за движущимися руками малыша. Удерживает игрушку, трясет ее всей рукой (самостоятельного движения кистью пока нету). Тянет в рот пальцы, сосет их.
Периодически полностью выпрямляет ножки, но, преимущественно, они слегка согнуты в коленях (коленные суставы отведены кнаружи). Стопы поочередно сучат по поверхности, на которой лежит ребенок.
Речь и социальный контакт
Чем ярче эмоции ребенка, тем выразительнее и разнообразнее его речь. Лепет становится четким, громким, напоминает обрывки слов какого-то языка. Появляются радостные вскрикивания как проявление радости, восторга. Малыш громко смеется, поворачивает голову к «собеседнику». Прислушивается к источнику звука. Радуется удачному «слову», старается сразу же повторить его. По-прежнему требует желаемого путем крика, плача.
Ребенок четко дифференцирует мамин голос, чувствует эмоциональное состояние взрослых, активно участвует во всем происходящем, желая не только принимать новую информацию, но и взаимодействовать.
Маленькая личность способна познать собственные возможности и чувства исключительно опытным путем. Недостаточное внимание, скудное общение с малышом могут обернуться серьезными психологическими нарушениями в более старшем возрасте.

Если ребенок соматически здоров и для него созданы комфортные условия, можно смело ожидать хорошего самочувствия и максимальных результатов в его достижениях.

Оптимальные условия для развития ребенка четырех месяцев

Зачастую, к четырем месяцам заканчивается период непростой адаптации пищеварительной системы, что означает не только сокращение периода кишечных колик и снижение выраженности болевого синдрома, но и, соответственно, снижение нагрузки на нервную систему. Возникают колики как и прежде, в вечернее время, но теперь занимают по времени от часа до 10-ти минут.

Важно понимать, что постепенное угасание болевого синдрома дает «зеленый свет» крохе для полноценного познания окружающего мира. Теперь дело за внимательностью родителей. Именно они должны контролировать «дозировки» полученного «материала для обработки», так как сам ребенок еще не способен определять объемы задач, на которые у него имеется ограниченный запас энергии.

Детская комната с первых дней служит малышу чем-то вроде небольшой крепости, что предполагает безопасность, уют, комфорт. От этого во многом зависит общее самочувствие и здоровье малыша. Именно в детской, во время сна, организм должен максимально восстановиться, не смотря на то, что обработка полученной за день информации осуществляется в том числе в часы сладкого, глубокого сопения. Если эти знания компактно улягутся по нужным ячейкам, «накопитель» снова будет готов к получению свежих гигабайтов информации.

Следующие условия крайне важны для оптимизации процессов труда и отдыха центральной нервной системы и организма в целом.

Оптимальными условиями для развития ребенка являются:

Сбалансированный режим сна и бодрствования
o Своевременное укладывание малыша предотвратит сильное перевозбуждение, к которому расположены нетренированные структуры головного мозга.
o Если с ночным сном все более или менее понятно (укладываем в одно и то же время), то дневной сон, в этом возрасте, не так легко поддается режимным моментам.
o Ребенок должен укладываться своевременно!
o Маме просто необходимо быть внимательной: когда центральная нервная система ощущает начало перенасыщения, это проявляется изменением поведения малыша. Он будто становится рассеянным: теряет интерес к тому, чем занимался, трет глаза, хаотично перемещает взгляд по комнате, зевает. Если уложить его в ближайшие 5-10 минут – малыш быстро погрузится в состояние отдыха и восстановления. Но если момент был упущен – ожидаем слезы, крик, истерику, крайне неприятное, длительное укладывание.
o Период бодрствования должен включать кормления, развивающие игры, массажи. Абсолютно каждое мероприятие способно утомить кроху, подводя его к потребности дневного сна.
o Дневной сон может приходиться на время прогулок. Это отличный вариант – дети крепко спят на свежем воздухе. Что касается ночного сна, папе и маме необходимо позаботиться об элементарных благоприятных условиях в помещении, где находится малыш.

Режим кормлений
o В 4 месяца ребенок требует грудь/бутылочку еще достаточно часто. Если мама придерживается режима, это примерно каждые 3-4 часа. Ночные кормления по-прежнему актуальны. Малыш, порой, даже не открывает глаза в момент кормления. Ему достаточно своевременно подкрепиться и снова погрузиться в крепкий сладкий сон.
o Важно подчеркнуть, что возраст 4 месяцев не является возрастом для введения прикорма. Пищеварительная система еще не готова к этому, и может непредсказуемо среагировать на провокацию.
o Максимум, что может предложить мама – несколько ложечек кипяченой, остуженной детской воды, между кормлениями.

Развивающие игры и гимнастика для ребенка четырех месяцев

Ребенок хочет научиться всему и сразу. Поэтому, нередко приходится наблюдать его рассеянность, отсутствие сосредоточенности на конкретном занятии. Родители могут помочь малышу концентрировать и удерживать свое внимание правильно. В помощь им – развивающие игры, предназначенные для каждого периода развития.

Нехитрые мероприятия помогут правильно стимулировать развитие:
· Слуха
Чтение сказок, напевание песенок, учит сосредотачиваться, дифференцировать интонацию и эмоции других людей.
Погремушки и колокольчики – чувствовать разницу между низкими и высокими звуками, определять источник звука.
· Зрения
Сопровождение взглядом движущегося предмета – отличная гимнастика для глазодвигательных мышц. Помимо этого, ребенок учится фокусировать взгляд, удерживать внимание и сосредоточение. Расстояние между игрушкой и глазами – не менее 30 см.
· Мелкой моторики
Пальчики жаждут новых познаний. Для этого, им достаточно предоставить несколько вариантов для сравнения. К примеру, в непрозрачные сосуды можно насыпать разные крупы, и дать малышу пощупать их. Малыш разомнет пальчики, а вскоре, начнет ощущать разницу между предложенными крупами наощупь. Игрушки должны быть разной формы, величины, из разных материалов. Можно показывать крохе, как хлопать в ладоши, сжимать-разжимать кулачки.
· Социальной адаптации
Ежедневные разговоры, песенки, активные игры, предполагающие взаимодействие между младенцем и мамой, формируют предрасположенность к открытому общению с другими людьми. Несомненно, это благоприятно скажется на недалеком будущем ребенка.
Легкий массаж, в виде растирания, пощипывания, поглаживания, стимулирует кровообращение, снимает тонус нетренированных, быстро устающих мышц.
Совершенно все манипуляции, проводимые с ребенком, должны быть плавными, мягкими, неторопливыми. Это обеспечит полноценность выполняемых процедур и, прежде всего, безопасность.

Что может навредить ребенку 4 месяцев?

Папы и мамы, изо всех сил пытающиеся помочь своему чаду в непростых испытаниях, должны помнить, что некоторые мероприятия, манипуляции необходимо исключить, собственно во благо малыша.

Речь идет о навыках, опережающих возрастные возможности ребенка. Порой, папы и мамы считают, что чужие дети позже начинают говорить, или сидеть, или читать только потому, что их родители ленились стимулировать их к развитию. От большого желания гордиться собственным ребенком, они пытаются вложить в его в голову крохи необъятное. Вот только стоит ли оно того? Нездоровый малыш вряд ли сможет стать объектом для гордости…

Природу не переспоришь. В пятилитровую емкость не налить 6 литров воды, на одной странице не поместится текст из 10-ти страниц, а в женскую сумочку не влезет базовый набор инструментов плотника (с последним, конечно, можно поспорить). Точно так и с детьми. Лишняя информация сначала истощает все имеющиеся резервы энергии, затем провоцирует ряд защитных механизмов, спасая тем самым гормональную, нервную, иммунную системы (которые давно сдались, размахивая белым флагом), а их просили «запомнить еще и это».

Бестолковые «игры разума» неграмотных родителей, чего от них ждать? Серьезных неврологических, психоэмоциональных расстройств, присоединения тяжело протекающих инфекционных заболеваний, и много других отрицательных эффектов, но никак не гениальных умений четырехмесячного (к примеру) малыша. Как правило, за этим следует задержка физического, психомоторного развития ребенка.

Крайне важно не торопиться и с базовыми навыками детей: не учить их сидеть, стоять или ходить. Самостоятельно, или с поддержкой взрослого – никакой из вариантов недопустим. О таких примерах говорит любовь родителей к «пешим прогулкам» ребенка, с поддержкой под мышки, или использование ходунков. Позвоночник пока что не готов, потому нужно взглянуть правде в глаза: это облегчение усилий для папы и мамы, но не польза для неокрепшего малыша.

Шея, в первые месяцы жизни ребенка, наиболее уязвимая часть тела. Потому, купания с «надувным воротником» вокруг шеи, также сомнительное мероприятие. Конечно, вода служит неким амортизатором во время купания крохи, тем не менее, является ли положение тела по отношению к голове физиологичным? Полностью ли покрывает вода нагрузку, припадающую на уязвимый, шейный отдел позвоночника? Использование таких воротников практикуется во всем мире, и мнения медиков по этому поводу расходятся. Потому, выбор за родителями.

Примерно к шести месяцам, снижается опасность применения подобных «игрушек», облегчающих жизнь родителям. Вот только какой в них теперь смысл, когда ребенок, уже по праву, учится сидеть самостоятельно?!

Хотелось бы напомнить папам и мамам , что важно воспринимать и принимать своего ребенка таким, каким он и должен быть в свои 3,6, и 10 месяцев. Взрослый человек не смог бы преодолеть ряд сложнейших испытаний, стресс подобного масштаба, через который, к примеру, проходит дитя в момент рождения. Ни один взрослый не способен освоить такой объем информации, который обрабатывает малыш за один день жизни. Да-да, в то время, как мы говорим: «Хорошо ему: спит и ест».

Принятие, помощь, безусловная любовь, терпение и участие – много ли надо малышу, на самом старте непроторенной дороги?

Материал подготовила

Врач-неонатолог - Скавинская В.

Четырехмесячный малыш становится более внимательным, активным и жизнерадостным. Он меняется физически и эмоционально, радуя родителей новыми навыками и достижениями. Чему научился младенец к 4 месяцам и как можно помочь развитию карапуза этого возраста?


Одной из самых больших радостей в этом возрасте является переворачивание

Физиологические изменения

  • У 4-месячного малыша значительно укрепляются мышцы спины и улучшается их координация, в результате чего ребенок учится переворачиваться. Тем не менее, сидеть кроха еще не может, поэтому усаживать его с поддержкой в виде подушек не рекомендуется.
  • Многие рефлексы, характерные для новорожденного, уже исчезли или начали угасать, например, рефлексы ползания и Моро. Гипертонус рук уже полностью пропал, а в ногах еще сохраняется.
  • Слезные железы ребенка начинают свою работу, поэтому при плаче у малютки уже появляются слезы.
  • Зрение малыша начинает воспринимать все больше цветов. Крохе по нраву чистые тона желтого, красного, синего и зеленого. Если у ребенка после родов присутствовало косоглазие из-за слабости глазных мышц, к 4 месяцам оно должно пройти, поскольку мышцы глаз укрепляются.
  • Слух ребенка также активно развивается. Услышав звуки, кроха поворачивается в их сторону. Малыш уже умеет отличать голоса близких от голосов незнакомцев. Слыша музыку, карапуз начинает покачивать головой в такт. Крохе больше нравятся ритмичные мелодии с низкими тонами, чем высокие тона.
  • Работа пищеварительной системы младенца уже наладилась и стала более стабильной, колики у большинства деток уже прошли.
  • У некоторых малышей усиливается образование слюны, однако это связано не с появлением первых зубов, а с постоянным нахождением рук и разных предметов во рту младенца, которые он изучает таким образом.
  • Волосы и ногти малыша 4 месяцев растут очень быстро.

В эмоциональном плане кроха этого возраста становится более развитым и сильно нуждается в общении со взрослыми. Среди всех людей малыш особенно выделяет маму и реагирует на ее настроение. Если мамочка грустит, младенец будет это чувствовать, а на мамину улыбку непременно ответит собственной очаровательной улыбкой.


Улыбка ребенка очаровывает родителей

Физическое развитие

Так как двигательная активность 4-месячного малыша еще невысокая, прибавка в массе в этом возрасте довольно большая и составляет около 750 грамм. Рост крохи становится больше на 2,5 см, а окружности головы и грудной клетки в этом возрасте становятся одинаковыми (к пятому месяцу грудная клетка становится больше обхвата головы).

Хотя все детки развиваются по-разному, средние показатели для большинства младенцев этого возраста и границы норм помогают выявить, нормально ли растет младенец и не следует ли обратить внимание педиатра на превышение или уменьшение какого-то из параметров физического развития. Нормы для 4-месячных малышей мы представили в таблице:

Что малыш умеет?

  • Лежа на животе, кроха уверенно удерживает свою голову и рассматривает все вокруг. Мало того, младенец уже может приподнимать вместе с головой всю верхнюю часть тела и опираться на ладошки.
  • К четырем месяцам младенец освоил перевороты на животик с положения на спине. Некоторые малыши даже научились переворачиваться обратно и пытаются ползать на животе, помогая себе ножками.
  • Лежа на спине, кроха научился приподнимать голову вместе с плечевым поясом. Это первые попытки младенца садиться.
  • Малютка уже неплохо управляет своими руками. Во время кормлений ручки ребенка часто обнимают грудь мамы или обхватывают бутылочку. Пребывая в кроватке, кроха уже уверенно ухватывает руками предметы, которые висят над ней (игрушки мобиля).
  • Во время игр ребенок улыбается и часто смеется. Ребенок в возрасте 4 месяцев очень эмоционален, он может как радоваться, так и огорчаться или обижаться.
  • Гуление четырехмесячного младенца довольно длительное. Вы услышите от малютки звуки «а», «о», «б», «п» и «м». Некоторые малыши даже научились их связывать в слоги.


Представленные показатели нормы являются лишь ориентиром

Отметим, что каждый младенец развивается в своем темпе и одни навыки у карапуза могут появиться раньше, а другие – чуть позже, чем у сверстников. Тем не менее, есть умения, отсутствие которых в 4-месячном возрасте должно насторожить родителей. Обратитесь к педиатру, если малыш:

  • Не хватает предметы и не удерживает их в ручке некоторое время.
  • Не приподнимается с опорой на руки, когда лежит на животе.
  • Не научился переворачиваться на живот.
  • При вертикальном положении (когда родитель поддерживает под мышки) не опирается ногами о поверхность.
  • Когда подтягивают за обе ручки, головка ребенка отклоняется назад.
  • Не проявляет каких-либо эмоций и не реагирует на общение с людьми.

О том, стоит ли беспокоиться, если есть отклонения от норм, смотрите в видео доктора Комаровского.

О том, что, согласно нормам, должен уметь ребенок в 4 месяца, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Подвешивайте над ребенком яркие игрушки так, чтобы кроха мог ухватить их ручками. Отлично, если такие игрушки будут иметь разную фактуру или издавать звуки.
  • Вкладывайте в ручки ребенка погремушки разного размера и разной формы. Предложите крохе потрогать не только погремушки, но и мягкую игрушку, небольшую куклу, музыкальную игрушку с кнопочками, резиновую пищалку и другие предметы.
  • Играйте с младенцем в «прятки». Спрячьте свое лицо за носовым платком, затем откройте лицо и скажите «ку-ку». Также можете закрывать своими руками свои глаза, а потом закрывать своими руками глазки малыша. Крохе непременно понравятся все варианты игры.
  • Поиграйте с младенцем в «сороку-ворону». Так как на ладошке есть центры, стимулирующие работу кишечника, такая игра будет полезна не только для мышц руки, но и для пищеварения.
  • Пускайте мыльные пузыри и пусть кроха наблюдает за их медленным полетом.
  • Наденьте на одну ножку младенца носочек яркого цвета, чтобы карапуз захотел его ухватить. Также можете привязать к ножке младенца колокольчик. Обязательно похвалите кроху, когда ребенок достанет носок или колокольчик.
  • Для лучшего физического развития и тренировки координации возьмите младенца за ручки, поднимайте их вверх, а затем опускайте вдоль тела вниз. После этого скрещивайте руки на груди и разводите их в стороны.
  • Во время гимнастики, массажа и любых других дел вместе с ребенком напейте песенки и проговаривайте детские стишки, а укладывая малютку спать, напевайте колыбельную или рассказывайте сказку.
  • Стройте с крохой «диалоги», чтобы малютка учился подражать вашей речи. Проговаривайте разные слова так, чтобы младенец видел вашу мимику. Также важно повторять за малюткой звуки, которые произносит ребенок.


Детям в 4 месяца в первую очередь необходима забота и любовь мамы

Попробуйте провести с ребенком занятие «Червячок», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Уход

Утро четырехмесячного ребенка, как и ранее, начинается с гигиенических процедур. Умывайте младенцу лицо и вытирайте глазки, очистку ушей и носика проводите при необходимости. Подстригать ногти в этом возрасте приходится достаточно часто, поскольку они быстро растут, а младенец постоянно засовывает ручки в рот.

Гулять с 4-месячным карапузом следует дважды в день, ориентируясь на погодные условия. В летний период длительность прогулок может составлять до 6 часов. Зимой советуют выходить на прогулку на 1-2 часа. Воздержаться от нее следует лишь при сильном морозе, ливне или порывистом ветре.

Гимнастику и легкий массаж рекомендуют делать ребенку дважды в день. Сначала уложите кроху на спинку, возьмите за ручки и сделайте ними круговые движения. Затем поверните младенца на один бок и на другой, после чего возьмите ножки карапуза и подвигайте ими. Далее кроху нужно повернуть на живот, и в этой позе сгибать и распрямлять его ножки.


Гимнастика и массаж помогут развитию вашего ребенка

В процессе массажа стоит использовать потешки.






Техника массажа в 4 месяца подробно показана Николаем Никоновым – ведущим врачом и массажистом России в следующем видео.

Для улучшения засыпания следует создать определенный ритуал, который будет настраивать младенца на ночной сон. В этот ритуал может входить купание, поглаживание тела ребенка, кормление, колыбельная или сказка. Повторяйте такой ритуал ежедневно, не пропуская его элементы.

Помните о правилах безопасности и не оставляйте кроху одного, ведь многие малыши в 4 месяца уже научились переворачиваться, а те, которым это еще не удалось, могут порадовать новым навыком в любой момент.

О том, что в первую очередь необходимо малышу в 4 месяца, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Режим дня

Ребенок уже может бодрствовать больше 2 часов подряд и во время этих периодов ведет себя очень активно.

Четырехмесячный ребенок спит в сутки до 15 часов. Ночной сон в этом возрасте длится около 10 часов. Дневных снов у многих детей 4 месяцев становится три, а их общая длительность составляет около 5 часов. Оптимальным временем укладывания на ночной сон называют 19-21 час. Если вы начнете укладывание позже, то возможны трудности из-за переутомления младенца.

Малыш на грудном вскармливании продолжает получать исключительно грудное молоко. При этом кроха начал прикладываться к груди реже. Обычно это происходит в процессе засыпания, во время сна, а также сразу после пробуждения. В результате у ребенка имеется уже достаточно точный режим кормлений.


В 4 месяца достаточно легко можно наладить режим кормлений

У ребенка на искусственном вскармливании режим питания более строгий. Он предусматривает определенный объем смеси и 6 кормлений в сутки с промежутками примерно 3,5 часа. Количество смеси, в которой нуждается кроха-искусственник в сутки, определяют, разделив вес малыша на 7. Это общее количество распределяют поровну на 6 кормлений.

В среднем младенцы 4 месяцев съедают 900-1000 мл адаптированной смеси в сутки. За одно кормление малыш получает в среднем 150-170 мл смеси. Также в этом возрасте детям, получающим смесь, начинают вводить прикорм . Первым блюдом прикорма выбирают овощи или кашу. Новый продукт дают во второе кормление, увеличивая его количество до 100 г.

Не забывайте разнообразить день крохи различными потешками. Одна из них представлена Татьяной Лазаревой в следующем видео.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Предыдущие развивающие занятия с мамой не прошли даром - теперь «хватание» стало целенаправленным действием малыша. К концу 5 месяца ребенок может схватить, притянуть к себе, удерживать, толкать, качать, вертеть, опускать интересующие его предметы. Понаблюдайте за ним, давая ему новую игрушку. Он обязательно ее пощупает, покрутит и попробует на вкус. Действия быстро следуют одно за другим - ребенок видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет к себе в рот, малыш будет долго изучать «ценную вещь».

Более того, его уже интересуют такие свойства предметов, как температура, особенности поверхности. Удовлетворите его интерес в игре ! Например, дайте крохе подержать и пощупать холодную и горячую бутылочку, кусочек льда. Ничего страшного, если кроха сунет пальчики в теплую кашу или кисель. Это будет еще одной ступенью познания окружающего мира.

Ваше чадо учится сознательно разжимать ручк у, и выпускать из нее предмет, который держал. Вот он выбрасывает из кроватки игрушки. Радуйтесь первому опыту активного взаимодействия с малышом: он бросает, а Вы подбираете и снова даете ему в ручки. Это повториться много и много раз, возможно, Вам это надоест. Настройте себя на понимание - что все это нужно для развития ребенка, и смиритесь! Если вы действительно устали, просто переключите внимание сына или дочки на другую игру.

В процессе общения на пятом месяце жизни новым можно считать появление яркой эмоциональной реакции на знакомого взрослого (родителя, близких родственников), которого ребенок уже узнает, находясь на расстоянии 2-3 метра в вертикальном положении (на руках другого взрослого). Близкого человека малыш узнает даже по голосу, при том, что последний не попадает в поле его зрения.

Ребенок начинает по-разному реагировать на положительную и отрицательную интонацию голоса взрослого. Так, например, если взрослый его «отчитывает», т.е. им недоволен, это может вызывать плач. Вместе с тем, при ласковом и достаточном общении со взрослым малютка имеет необыкновенно доброжелательный вид и преимущественно пребывает в хорошем расположении духа, длительно, певуче и громко гулит, слышится устойчивое, яркое «а-а-а», «ау-ау», «у-ва, у-у-ва» и т.п.

Комплексное развитие ребенка на 5 месяце первого года жизни

Игрушки для крохи:

Конечно, ему необходим набор геометрических и сюжетных (изображающих фигурки животных, людей) с удобными ручками. Желательны игрушки желтого, зеленого, оранжевого, голубого цветов. Эти цвета и их оттенки генетически более полезны для глаз детей, так как их колер созвучен живой и неживой природе окружающего мира (цвет солнца, неба, песка, воды, растительности и т.п.). Важны и различные звуковые свойства игрушек.

Также, как и раньше весьма кстати придутся различные , сенсорные коврики...

Подробнее об необходимых игрушках для крохи в этом возрасте читайте в разделе « ».

Развиваем координацию движений

Важнейшим этапом развития ребенка в возрасте 4-6 месяцев является развитие целенаправленных движений рук (координация в системе глаз-рука).

Игра с неваляшкой (развитие умения ребенка ориентироваться в пространстве, развитие памяти)

Покажите ребенку, лежащему на спине, игрушку. Например, матрешку-неваляшку (1-2 мин.) с расстояния 50 см. Завлеките его внимание покачиванием игрушки. Затем плавно перемещайте игрушку так, что она оказывается сбоку. Опять же раскачайте ее, привлекая внимание малыша.

И вот ребенок уже сам тянет руки к матрешке, расположенной теперь уже перед ним, дотягивается рукой, дотрагивается до нее, отталкивает, раскачивает, т.е. приводит ее в действие.

Вы также можете показать матрешку-неваляшку ребенку, находящемуся на руках у другого взрослого, т.е. из вертикального положения (сажать малыша не следует). Ребенка поддерживают под спинку. Он «узнает» неваляшку с расстояния 50-80 см. Взрослый подносит малыша к игрушке, давая возможность исследовать ее из вертикального положения.

Игра «Веселый мячик»

Ваша задача научить малыша перекладывать игрушку или любой предмет из одной руки в другую.
Для игры потребуется небольшой красочный мячик. Исходное положение малыша - лежа на животе. Протяните крохе шарик, и после того, как он возьмет его, начните читать потешку:

«Вот такой веселый мяч!» - Слегка сожмите ручку ребенка с шариком, потрясите ею.
«Он готов пуститься вскачь!» - Не сильно потяните за мячик, так чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.
«Так и просится играть!» - Подергайте игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.
«Трудно будет удержать!» - Направьте мячик к другой руке малыша, так, что бы он смог сам, или с Вашей помощью перехватить мячик другой рукой.
«Мячик прыгал и скакал,
Снова в ручки к нам попал!» - Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.
В продолжение игры - меняйте руки малыша, чередуя перекладывание то в левую, то в правую руку.

Зачем у человека две руки?

  • Учите ребенка «работать» двумя руками одновременно и перекладывать игрушки из руки в руку. Вот отличное занятие для развития координации движений малыша: малыш держит кольцо одной рукой, а Вы даете ему погремушку в другую руку, затем, о чудо - предлагаете для изучения новую музыкальную (небольшую, чтобы умещалась в одной руке) игрушку. Что же кроха будет делать? Новая игрушка заинтересовала его, но и другие игрушки не хочется выпускать. И вот он перекладывает погремушку в руку с кольцом и легко берет «новинку». Конечно, это все получится не так легко и быстро, пробуйте экспериментировать с разными вариациями...
  • Дайте крохе большую (для одной руки) игрушку, и покажите, как ее держать двумя руками. Затем предложите ее без предварительного показа «как это держится».

Первая физика! Понятие причинно-следственных связей

Постройте из подручных средств небольшую горку, так чтобы ребенок хорошо видел происходящее. А теперь скатите с этой горки небольшую машинку на колесиках (или любую другую игрушку). Это станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями. Вот как!
. Приобретите малышу игрушку, где при нажатии кнопки появляется звук или возникает световой эффект. Однако психологи советуют обращать внимание на то, чтобы при повторных манипуляциях с игрушкой была возможность выключить звук, либо чтобы звук был кратковременным. Так Вы избавите себя и ребенка от продолжительного назойливого «пения», раздражающего слух.

Развиваем зрение

До сих пор ребенок мог четко различать объекты, находящиеся на расстоянии 30-40 см. Теперь же малыш способен фокусировать взгляд вне зависимости от расстояния, на котором находится интересующий его предмет. Поэтому можете смело изучать из окна события, происходящие во дворе - будучи уверенной, что ребенок все видит.

Расширяем понимание звука и речи

Малыш уже научился правильно, членораздельно, созвучно родному языку, произносить гласные звуки. Это важная веха в его развитии. Гуление ребенка - «тренировка» достигнутых речевых навыков. Оно говорит взрослому о многом и, прежде всего, о том, что дитя чувствует себя «на высоте».
Как мы уже писали в статье «Развиваемся, играя - малышу 4 месяца», в этом возрасте необходимо чаще разговаривать с младенцем, рассказывать ему о мире и окружающих предметах в доме и на улице, слушать, что он вам отвечает.

Старайтесь любые свои и Ваши с ним общие действия сопровождать словами. Обращайтесь к нему с несложными просьбами, и, если он пока не совсем понимает - выполняйте их за него. Например: «Миша, дай маме собачку» (он этим временем держит ее в руках), затем возьмите игрушку из его рук и поблагодарите - «Спасибо, мой хороший!». Конечно же, надо следить, чтобы на это действие у малыша не было отрицательной реакции.

Меняйте интонацию, сочетайте речь с жестами и определенным выражением лица. С каждым днем малыш будет понимать обращенную речь все лучше и лучше.

Ребенок уже захвачен многообразием звуков и интонаций. Пятимесячный малыш обнаруживает, что может специально произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, покашливание, ему особенно нравятся, и он повторяет их снова и снова. Так он и забавляется, издавая то очень громкие, то тихие звуки, получая удовольствие от эффекта, который он производит.

Атмосфера для «разговора» малыша

Вашего малыша не так-то просто «разговорить»? Вы можете активизировать его речевое развитие. Для начала создайте атмосферу тишины, давая возможность ребенку проявить себя вокализациями и речевыми реакциями. Часто бывает, что дома постоянно включен телевизор или музыка, ребенку сложно сориентироваться в этом мире постоянного звука. Малышу необходимо «услышать» самого себя. Ребенок начинает «гулить», произносить нараспев гласные звуки, артикулируя их четко и правильно.

Если создания абсолютной тишины все же «для толчка» не хватило - используется магнитофонную запись его же голоса. Желательно сделать такую запись в моменты, когда ребенок в хорошем настроении, весел и «гулит», как говорится, от всей души в часы бодрствования. Вы увидите, что малыш, прислушавшись, начнет повторять свои же голосовые реакции.

Разговаривайте с крохой ласково. Затем после паузы (5 сек.) строго, потом опять ласково. На ласковую интонацию ребенок оживляется, а на строгую - хмурится, даже может заплакать. Это способствует эмоциональному развитию крохи.

Учим говорить первые слоги

В возрасте пяти месяцев ребенок уже предпринимает первые попытки произнести какой-либо один слог ("ба", "ма"). А, прислушиваясь к взрослому, иногда и может повторно произнести слог за ним.
Внимательно следите за его речью: вот малыш случайно произнес “ба-а”, весело повторите за ним, он вслед за Вами - и так несколько раз. Попробуйте после нескольких “ба” сказать “бу”, и увидите, как развеселился ребенок.

Первые книги

Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. Как правильно подобрать такие книги для малышей второго полугодия жизни - читайте в статье « » . Эта статья составлена по рекомендациям профессиональных педагогов и филологов.

Познакомься - это ты!

Отбросьте все суеверия! Зеркало может стать увлекательной игрушкой для 5-ти месячного ребенка. Небьющееся зеркало, прикрепленное к подвеске или игрушке, является неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в него, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд своего «двойника» и улыбается ему. Главное - чтобы оно не было слишком маленьким, и кроха мог видеть, если не себя полностью - так хотя бы свое лицо, а не краешек глазика или ушка.

В идеале, если у малыша будет два зеркала - одно, которое можно вертеть в ручке и смотреть на лицо, а другое - иногда можно ставить около игрового места ребенка, в нем он сможет видеть себя и свои движения целиком.

Поможем крохе изучить свое тело

На 5 месяце ребенок активно знакомится со своим телом. Помогите малышу исследовать свое тело. Обязательно показывайте и называйте ему части тела - ноги, руки, животик, а также части лица - глаза, рот, нос… В эти игры можно играть в любое время, а также, во время массажа, переодевания.

Можно поиграть вот так: Задайте малышу вопрос - «Где у Миши ножка?» - и сами ответьте, указав на ножку - «Вот ножка!». После этого ножку можно поцеловать.
. Или так: Издавайте звук, который особенно интересен крохе (чтобы сразу привлечь его внимание - например: «шлеп-шлеп»!) и сразу же прикасаясь к ножке, говорите - «Это ножка!». И так со всеми частями тела. Кроха привыкнет и в следующий раз, когда Вы призывно скажете «шлеп-шлеп!» - он уже будет с восхищением всем телом извиваться, ожидая Ваших прикосновений и игры.

Не тревожьтесь, если видите, как ребенок ощупывает свои половые органы. Это вполне естественно. Беспокойство должна вызывать лишь ситуация, если кроха это делает постоянно. Возможно, такое поведение говорит о том, что малыш испытывает постоянный дискомфорт в области гениталий (например, если там возникло раздражение).
В любом случае не акцентируйте его внимание «там». Если вы заметили, что ребенок тянет ручки к половым органам, спокойно и просто скажите, что это такое, таким же тоном, как вы объясняли, где нос, рот, глазки. А потом отвлеките - направив его ручку в дальнейшую «экскурсию» по телу. Ваша же отрицательная реакция, шлепки по рукам лишь зафиксируют внимание крохи на «запретной зоне».

Гляжусь в тебя, как в зеркало… (развитие мимики)

Погримасничайте с малышом, постройте ему разные рожицы, покажите язычок, и Вы увидите, что он пытается копировать Вас! Это очень весело и полезно для развития мимики. При этом можно прочитать и инсценировать для крохи вот такой позитивный стишок:

«Мы - веселые мартышки!
Мы играем громко слишком!
Мы в ладоши хлопаем!
Мы ногами топаем!
Надуваем щечки!
Скачем на носочках!
И друг другу даже
язычки покажем!
Дружно прыгнем к потолку!
Пальчик поднесем к виску!
Оттопырим ушки!
Хвостик на макушке!
Шире рот откроем!
Гримасы все состроим!»

Уроки воспитания

Помогите крохе выражать свои желания

Вы уже наверняка заметили, что кроха выражает свои желания разными звуками и действиями. Теперь, по его крику и движению уже легко понять, хочется ли малышу кушать, или он просто не может дотянуться до игрушки.

Помогите крохе научиться выражать свои желания разными способами. Например, перед тем, как взять на ручки, ласково поманите малыша своими жестами, чтобы он протянул ручки к вам. И как только протянет - похвалите, порадуйтесь вместе с ним, какой он молодец, возьмите на руки, поцелуйте. Ребенок будет счастлив не менее Вас. Удивительно, как быстро малыш догадается, что если протянуть ручки, то мама сразу возьмет его к себе.

Время первых запретов

В этом возрасте кроха уже четко различает строгую или ласковую интонацию обращенной к нему речи. Более того, он по-разному на них реагирует: на ласковую интонацию улыбается и оживляется, на строгую - сосредотачивается и хмурится, может даже и заплакать.

Поверьте, теперь ребенок понимает и чувствует гораздо больше, чем нам кажется. В силу ограниченности самостоятельной активности, малыш больше наблюдает, изучает: интонации, настроение, чувства мамы, ее боль, при определенных его действиях (дернул за волосы, ущипнул). Все эмоции найдут прямое отражение в поведении малыша.

И поэтому самое время вспомнить о необходимости первых запретов. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье «Первые запреты для ребенка 5-12 месяцев. Как сказать ребенку нет?»

Естественный секрет спокойствия

Этологи доказали, что детеныши млекопитающих в случае тревоги и опасности хватаются за шерсть, проведя параллель, можно объяснить, что, когда малыш крутит прядку Ваших волос или край воротничка, то он или устал и хочет спать, или ему беспокойно.

Повяжите себе на шею яркий шарф с бахромой (или крупные бусы - лучше деревянные) и наклонитесь над малышом. Он обязательно попытается схватить этот шарф (бусы) и поиграть им... А если пойти дальше? Свешивающиеся с любимой мамы тряпочки и мелкие предметы - вообще предел мечтаний крохи. Этот нестандартный маневр сделает жизнь ребенка спокойнее, а Вам поможет спасти свои сережки или очки от постоянного дерганья бдительным малышом.

Еще пара советов, как успокоить и отвлечь капризулю:
. Познакомьте кроху с мыльными пузырями. Многим детям в этом возрасте и старше очень нравится наблюдать за неспешным полетом разноцветных лопающихся шариков. В целях безопасности, следите, чтобы флакончик с мыльной жидкостью не попала крохе в руки, поскольку он непременно захочет засунуть ее в рот.
. Если у Вас есть дома аквариум с живыми (желательно, крупными) рыбками и подсветкой - то это тоже прекрасный разрядить малыша. Расскажите ему об этом маленьком подводном мире, понаблюдайте вместе за жизнью его обитателями.

О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется - об этом в статье Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Секреты воспитания

Да-да, представьте себе: кроху уже с самых первых месяцев жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью - а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни.

О физическом развитии ребенка

Физическое развитие

Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью « » , в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами - читайте статьи: « », « », « » . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.

Каждая мама обязана знать о тех изменениях, которые происходят с ребенком на каждом этапе его развития. Ведь мама должна быть осведомленной об особенностях роста, чтобы в случае каких-то несоответствий сразу же обратиться к врачу. В этой статье подробно описано развитие ребенка 4-5 месяцев. На данном этапе с малышом происходит множество изменений, о которых стоит поговорить.

Примерно на четвертом месяце жизни происходят изменения пропорций головы и тела. Последующие два месяца - период стремительного роста внутренних органов. Именно этим и объясняется изменения в телосложении. Вместе с тем происходит быстрое развитие органов зрения и слуха. Поэтому детки этого возраста падки на яркие и звонкие погремушки. В этом возрасте уже можно привлекать малыша к различным играм, направленным на развитие тактильных ощущений, физическое развитие, а также развитие слуха.

Малыш в четыре месяца уже может держать головку, лежа на поверхности. Он старается поднять тельце и удержать его несколько секунд на весу. А в пять месяцев ребенок уже может держать корпус в приподнятом положении около минуты. Детки в этом возрасте на удивление поворотливы. К примеру, малыш может с живота перевернуться на спинку и вернуться в исходное положение без соучастия родителей. Больше всего они любят лежать на животике, так как в такой позе им удобно наблюдать за окружающим миром.


На данном этапе развития ребеночек выдает первую улыбку, учится распознавать прикосновение рук родного человека, издает первые звуки с окрасом определенной интонации, ищет способы привлечь к себе внимание. Кроме того, если ребенка на руки возьмет кто-то незнакомый, он вполне может расплакаться по причине того, что не знает этого человека. Ведь ребенок уже успел запомнить запах, голоса и лица родителей. Теперь, когда малыш плачет, он добавляет в свой плач определенные звуки по типу «агу-агу» - так он зовет маму, по-своему общается.

Нередко на этом этапе развития у некоторых деток начинают стремительно расти волосы, которые в последствие становятся густой шевелюрой. До года, пока не зарастет родничок, стричь малыша не рекомендуется. А вот с ноготками ситуация другая - их регулярно необходимо подрезать, дабы малыш не поцарапал себя.

За месяц в среднем ребеночек набирает вес примерно 600-750 граммов, рост же увеличивается на 2-3 сантиметра. Обхват головы уже меньше обхвата груди, поэтому телосложение малыша становится более пропорциональным.


На четвертом месяце жизни малышу все еще достаточно грудного молока. Помимо молока ему следует давать пить еще и прокипяченную водичку. В случае если молока не хватает, можно начать давать ему смеси для вскармливания. На четвертом месяце уже можно кормить малыша прикормом, пюре. Однако перед этим необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром.

Поэтому будьте очень внимательны и наблюдательны. Следите за тем, чтобы игрушки были без мелких деталей, которые ребенок мог бы потянуть в рот. В этом возрасте малыш держит ушки на макушке, прислушиваясь к каждому новому звуку, доносившемуся из телевизора, игры или за дверью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.