Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста. Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Материалы для занятия: емкость с водой/, пластмассовые бутылочки разной формы и объема, предметы (из металла, дерева, резины, пластмассы, бумаги), сахар, песок, водорастворимая краска, фигурки из льда, пластмассовые трубочки, цветное тесто, горошины, массажный шарик (из су-джок терапии). Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверсниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Что дает ребенку игра: (удовольствие; знакомство с нормами, правилами жизни;

общение со сверсниками; возможность выражать свои эмоции; возможность выбирать(игрушки предметно-игровую среду), средства игры (слово, двожение, песню); внутреннюю свободу: играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Классификация игр, необходимых для развития

Детей раннего возраста

Сенсорные игры. Сенсорика- от лат.-чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха,температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима « пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Моторика – двигательная акивность. Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Игра-возня. Это еще одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а кроме того научится принимать и победу и поражение. Скорее всего будет доволен и папа.

Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.

Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течении дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.

Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.

Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.

Сенсомоторное развитие ребенка

Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Двигательная активность развивается в определенной последовательности: противосояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачива переворачивается на бок, на живот), ползание, лазание, ходьба, бег. Например, необходимый этап двигательного развития –ползание. В процессе освоения ползания формируются:

Зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;

Межполушарное взаимодействие- координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мяшления и речи ребенка;

Ориентация в пространстве;

Чувство равновесия.

Формирование и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне восприятия, эмоций, процессов саморегуляции (если не чувствуешь рук и ног, то как ими можно управлять?). Первичные движения ребенка-хватание, сосание, ползание, лазание – базируются на рефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная (ребенок увидел), тактильная (пощупал), звуковая (услышал).

Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

Ведущая деятельность детей 1-3 лет- предметно- игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно

влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.

Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает физиологические возможности ребенка, происходит энергитическое обкрадывание. Это плохо сказывается на процессах, развивающихся в данный момент времени. Ярким примером неадекватного распределения церебральной (мозговой) энергии является раннее (в2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам. Реакция (иногда отсроченная по времени) может сказаться в эмоциональных нарушениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, в аллергических явлениях, элементах логоневроза, тиках, навязчивых движениях.

Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. Они с запазданием начинают захват игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычного срока.

Сенсорные игры

Игра с водой.

1. Выливаем, наливаем, сравниваем:

Сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;

Наполнить бутылку до половины- она будет плавать;

Налить бутылку до верха- она будет тонуть;

- «фонтан» из бутылки.

2. Кидаем в воду все подряд(металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки):

Тонет-не тонет;

Вылавливаем игрушки;

- «дождь» из губки.

3. Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная- не прзрачная.

4. Лед. Знакомим ребенка с разной температурой: холодно- тепло- горячо.

Растворяется- не растворяется, тает- не тает.

5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.

Игры с тестом

Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).

1. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепшки).

2. На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тылную сторону ладони.

Большим пальцем надавливают в середине лепешки.

3. Лепешку украшают горохом, фасолью.

4. Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим колобок»- раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают: « Колобок, колобок, румяный бок».

5. Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.

6. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.

Моторные игры

Пальчиковая гимнасика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).

Делайте упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровждаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2-3 мин (в зависимости от возраста). Одно повторяется 4-6 раз; палцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно); после каждого упражнения нужно расслоблять пальцы рук (потрясти кистями).

1. « Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.

2. Занимайтесь с детьми мозаикой, ирами с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками.

3. Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.

4. Организуйте игры с водой, тестом.

5. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

6. Мытье посуды и уборка стола после еды – прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

светлана козлова
Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста

Цель : Развитие сенсорного восприятия , общей и мелкой моторики рук. Развитие речи .

Задачи :

- развивать общую координацию движений;

- развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев;

- развивать тактильные ощущения ;

Знакомить с названиями цветов;

Учить действовать в соответствии со словесной инструкцией;

Формировать зрительно-двигательную координацию;

- развивать зрительную ориентировку на форму предмета;

Формировать практические способы ориентировки (метод проб) ;

- развивать зрительное восприятие;

Формирование контроля за мышечными ощущениями;

Выработка умения выкладывать по образцу;

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка;

- развитие внимания ;

Вызывать интерес к своим действиям;

Создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.

В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных материалов.

Вся работа ведется в игровой форме и эмоционально положительной атмосфере. Проводится регулярно, для достижения наибольшего эффекта от упражнений. Задания, игры и материал привлекательны для детей .

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, размере, цвете. Положение в пространстве и т. п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие.

Большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов : наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. А также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук . Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства . Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему).

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» . Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи , творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» , «вниз» и т. д.

Доклад презентации сенсомоторной комнаты

Слайд № 1 – Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста .

Слайд № 2 – Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Именно этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка , совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсомоторного развития детей , то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Слайд № 3 – Сенсомоторный центр предназначен :

для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.) ;

развития мелкой моторики , стимуляции двигательной активности;

снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей ;

создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) .

Слайд № 4 – В педагогическом процессе сенсорного развития детей стоят такие задачи… ., но

Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей , самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов, используя современное оборудование.

Слайд № 5 – Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета, т. е. усвоение сенсорных эталонов ; стимуляции сенсорных функций и развитие мелкой и крупной моторики. Важным фактором сенсорного развития также является эмоциональный фон деятельности : ребенку должно нравиться то, что он исследует; его должны привлекать предметы, которые находятся в руках, а также то, что получается в результате собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон в таком случае создает благоприятные условия для усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем.

Слайд № 6 – Усвоение сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства . Занятия по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Для начала используют яркие цвета и простые признаки.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета. Эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины – соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и, в конечном счете, метрических мер.

Слайд № 7 – Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные произношения, во вкусовом, обонятельном восприятии.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте .

Слайд № 8 – Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Мелкую моторику рук развивают :

Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

Народные игры с ладошками ;

Игры с природным материалом;

Игры с предметами домашнего обихода;

Игры с песком и водой;

Пальчиковый театр;

Дидактические игры;

Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация) .

Слайд № 9 – Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие моторики рук , но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста ; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Усвоив представления о разновидностях каждого свойства, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны , они используют их в качестве "единиц измерения" при оценке свойств вещей.

Слайд № 10 – Для того чтобы ребенок лучше усвоил все то что мы даем ему в детском саду с ним дома должны заниматься и родители. После общения с родителями на собрании выяснилось, что не все дети знают цвета, формы и не со всеми занимаются дома. Мною была организована консультация для родителей на тему «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования», я рекомендую родителям сделать в домашних условиях игры и пособия, которые помогут решить разнообразные задачи по сенсомоторному воспитанию детей . К созданию этих игр можно привлечь и детей . Предложить им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Можно придумать сказки, в которых живут геометрические фигуры, для этого надо их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке рассказать об особенностях каждой геометрической фигуры, предложить ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.

Родители прислушались к нашим советам и появились положительные результаты.

Слайд № 11 – Главное в нашем саду – это развитие , обучение и оздоровление детей в условиях психологического комфорта. Занятия с использованием современного сенсорного оборудования и коррекционно-развивающих игр , размещённых в сенсомоторной комнате , способствуют улучшению эмоционального состояния ребёнка, коррегируют его психические процессы.

«Цветик – семицветик» и пуф «Рубика» отличное решение для игровой – развивающей деятельности , с помощью которых можно проводить массу интересных и развивающих занятий , игр и упражнений, направленных на тренировку памяти, тактильных ощущений, закрепление цвета, формы.

Слайд № 12 – Разноцветный ленточный «душ» на каркасном зеркальном основании – развивает зрение , внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику. За ленточками можно спрятаться. А можно изучать их различные цвета, порядок.

Слайд № 13 – Двусторонняя тактильная панель состоит из двух тактильно-развивающих панелей : 1 – тактильной – декоративные тактильные элементы

2 – акустической – тактильные элементы с музыкальными инструментами.

Слайд № 14 – «Сенсорная дорожка » состоит из 5-ти разноцветных «таблеток» с различными наполнителями и одной «таблеткой» «обманкой» . Она развивает тактильные ощущения ; формируют правильное строение стопы; массажирует ножки; развивает зрительную память ; закрепляют цвета, форму; развивает координацию движений.

Слайд № 15 – Световой стол для рисования песком – отличный тренажёр для детей , имеющих проблемы с речью, ритмом и голосом. Так же рисование песком успокоит нервы и снимет стресс.

Слайд № 16 – Мягкие модули «Домики» – предназначены для сюжетно-ролевых игр, для занятий, как наглядное геометрическое пособие : развивает и закрепляет цвета , форму, размер.

Слайд № 17 – Интерактивная панель «Волшебный свет» используется для рисования и создания текстов – развивает творческие способности, активизирует познавательную деятельность, тактильные ощущения, моторику, зрение, память.

Слайд № 18 – Ковёр «Звёздное небо» – идеален для людей с ослабленным зрением, так же способствует развитию тактильных ощущений , моторики, памяти, активизации творческих способностей и познавательной деятельности, благотворно влияет на ЦНС, способствует снятию стресса и напряжения, а мягкая и приятная на ощупь поверхность ковра так и манит походить по нему, утопая в неге блаженства или полежать, лениво считая звёзды.

«Бесконечность» . Если долго смотреть, то получится эффект бесконечного туннеля, благодаря которому расслабляется мыслительная деятельность, способствует снятию эмоционального напряжения.

Слайд № 19 – Фибероптический душ «Солнышко» – объёмное солнышко с ниспадающими ярко-жёлтого цвета лучиками снимает чувство тревожности и способствует добрым, тёплым намерениям, развивают тактильные ощущения .

Мягкий модуль со встроенным пучком фибероптических волокон в защитной оболочке – потрясающий тренажёр для развития тактильных ощущений , моторики, восстановления зрения, снятия стресса и напряжения.

Слайд № 20 – Пузырьковая колонна отличный тренажёр для восстановления и профилактики зрения, развития зрительной памяти , цвета, величины.

Слайд № 21 – Уютно устроившись на «смайлике» и укрывшись мягким пледом можно задёрнуть шатёр, чтобы никто не смог побеспокоить. Спрятавшись от внешнего мира, так здорово наслаждаться спокойствием и умиротворённостью, ощущая полную беззаботность и блаженство. Уютный уголок поможет избавиться от беспокойства, тревоги, напряжения и стресса.

Слайд № 22 – Проектор «Релакс» позволит снять усталость глаз и общее напряжение, восстановить душевное и моральное равновесие, настроит на спокойный сон. Изображения можно смотреть как на стене, так и на потолке и полу.

Слайд № 23 – Сухой бассейн, находится в групповой комнате, что помогает нам в различных игровых ситуациях. Дети не замечают, что играя они познают цвет, форму и величину.

Слайд № 24 – Расскажу о динамике диагностических данных по разделу «сенсорное развитие » . Диагностика по сенсорному развитию проводилась на основе диагностико-освоения программы. Использовала при этом дидактические игры т. к. они близки и понятны детям. В 1 задании была поставлена игра «Найди цветок для бабочки» , целью которой было выявить умение ребенка различать цвета по принципу такой же – не такой. Называть их – красный, желтый, синий, зеленый. Во 2 задании игра занимательная коробочка, цель – выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик) . В 3 задании дид. игра собери пирамидку, цель которой выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой-маленький) . По проведению этих трёх заданий было выявлено, что в начале уч. года не всеми детьми была освоена программа (был низкий уровень показателей) . Учитывая специфику работы с детьми чтобы добиться цели, я использую способ повторения тех же занятий, но применяя современное оборудование и новый материал, и уже к середине года уровень показателей повысился, но необходимо закрепление пройденного материала.

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста прослеживается положительная динамика :

Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

Умеют выполнять простейший сенсорный анализ .

Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

Они любознательны, активны, эмоциональны, общительны.

Слайд № 25 – Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Слайд № 26 – «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью , они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать» Росс Кэмпбел.

Раиса Алексеевна Исакова
Сенсомоторное развитие.

Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.)

Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений (сенсорики , его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм. И чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребёнка, тем развитие ребёнка происходит более эффективно.

Ребёнок растёт, начинает двигаться : ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать окружающий мир.

Особенности сенсомоторного развития в младенческом возрасте :

Складывается акт рассматривания предметов;

Формируется хватание, приводя к развитию руки , как органа движения;

Устанавливаются зрительно-двигательные координации;

Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между восприятием предмета, действием с ним и его называнием.

Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.

Сенсомоторика работает на уровне рефлексов. Показательный пример : мы идём по улице, глаза увидели препятствие : лужу, камень, … мы или останавливаемся или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие .

Ещё пример : мы услышали громкий звук, я не знаю, как именно отреагируете вы, но какие-то изменения в вашем движении будет, вы либо остановитесь, либо ускорите движения, либо посмотрите в сторону откуда доносится звук.

Ещё пример : рисуем пейзаж – при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (взаимодействия зрения и движения руки и пальцев)

Теперь мы понимаем насколько важно развивать у ребёнка сенсомоторные качества . Уровень речевого развития играет существенную роль в развитии восприятия . В дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника.

Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание , направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития , является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие , с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка , с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», - писал Л. Н. Толстой. Путь дошкольника очень ответственный : он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт , тем легче и проще им будет развивать моторику , и всё это позволит легче учиться.

Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить : трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-то действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребёнка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей . Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой : разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета : при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.

Каким образом открыть перед малышом мир, в который он пришёл, помочь не потеряться в нём, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой – это то, что волнует педагогов. Важно, чтобы, вкладывая в руки малыша кусочек глины или выбирая для него формат бумаги, знакомя его с мягкой игрушкой или интересной книгой, мы не только пользовались интуицией и богатым педагогическом опытом, но и руководствовались знаниями по возрастной физиологии.

В раннем возрасте основной формой общения ребёнка со взрослым уже должно быть практическое, деловое сотрудничество, а действия с предметами – ведущей деятельностью.

Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки , подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек (5-8 штук, из семян на пластилиновой основе и т. д.

Для детей, имеющих отклонения в развитии , - отмечал Л. С. Выготский, - необходимо создание обходных путей. Необходимо подбирать комплекс игр-занятий которые помогают думать, запоминать, чувствовать. Ребёнок должен сам заниматься поиском решения задачи.

Игры по познавательному развитию детей .

- «Угадай-ка» - создание проблемной ситуации.

- «Подумай-ка» - дискуссия, обсуждение, ведущие к «открытию» нового знания.

- «Узнавай-ка» - решение проблемы самими детьми, формирование поисковых способов ориентировки при выполнении задания.

- «Делай-ка» - знакомство с алгоритмом действий, общепринятой терминологией.

- «Запоминай-ка» - проговаривание вслух установленных алгоритмом действий.

- «Упражняй-ка» - тренировочные упражнения.

Игры-упражнения, в начале которых малыш уже видит положительную оценку своей деятельности – «маленький приз» , но получить его сможет тогда, когда разрешит очередную проблемную ситуацию. Игры - занятия по познавательному развитию лучше проводить индивидуально либо подгруппой из 2-3 человек.

Игра : «Найди шарик» - развитие тактильных ощущений . Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребёнок находит шарик, с которым ему также предлагают поиграть.

Упражнения с шариком (Фридриха Фрёбеля) Развитие зрительного внимания и стимуляция активных и направленных движений кистей рук («Туда-сюда» , «Вверх-вниз» , «Скок-скок» , «Спрячь в ладошку» , «Спрячь в коробочку» ). Упражнения выполняются как правой, так и левой рукой.

Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка . Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели : обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников.

Игра «Весёлые крышки»

Цели : - учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.

Воспитывать интерес к обучению, усидчивости.

Игра «Цветные шарики»

Цели : - учить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков;

- развивать мелкую ручную моторику зрительное восприятие, внимание, мышление, память;

Воспитывать учебные навыки.

Игра «Будь внимателен»

Цели : - учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план-схему, подбирать по цвету шарики или фишки, соблюдать последовательность их выкладывания;

Закреплять знания цветов, развивать точность движений рук, зрительно- двигательную координацию.

Игра «Забавные прищепки»

Цели : - учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить её местоположение по цвету;

- развивать мелкие движения рук , соотносящие действия, координацию действия обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.

Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирование целостного образа предметов, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие слуховой памяти и внимания и т. д. В задачи обучения и воспитания входит :

Учить выделять и называть основные цвета и формы;

Учить детей обследовать предметы зрительно-тактильно (при обследовании объёмных предметов) и зрительно-двигательного (при восприятии плоскостных форм или объектов) . Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления , внимания, воображения. В процессе игр дети развивают конструктивный праксис, создавая из частей целые предметы – человечков, домики, растения – из различных по форме, цвету и величине геометрических фигур. Дети учатся помогать друг другу, сопереживать.

Игры с прищепками помогают установить контакт с детьми, вызвать доверительные отношения к взрослым и сверстникам. В ходе таких игр развивается эмоционально-волевая сфера детей, ведь прищепки в форме «крокодилов» умеют широко открывать «пасть» и могут «укусить» за пальчик.

Данные игры помогают активизировать речь, обогатить её новыми словами. Игры с прищепками можно использовать с раннего возраста, делая поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка.

Игра «Солнышко»

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы похлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.

Вариант игры : ребёнку даются круг жёлтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образу выбирать только жёлтые прищепки и прикреплять их к кругу.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сделать «солнышко в разные времена года» . Для этого предлагаются круги жёлтого и красного цветов, но разные по величине. Например, солнышко зимой светит, но не греет. Ребёнок выбирает маленький круг желтого цвета и короткие прищепки такого цвета. Весной солнышко светит ярче, от его тепла тает снег, поэтому для солнышко мы выбираем круг большего размера и длинные прищепки. Летом солнце печёт, оно очень тёплое, люди загорают. Для летнего солнышко можно выбрать большой красный круг и чередовать желтые и красные прищепки. Осенью солнышко не такое жаркое, поэтому можно взять желтый круг и чередовать желтые длинные и короткие прищепки.

Игра «Ёжик»

Ель на ёжика похожа :

Ёж в иголках, ёлка тоже.

Вариант игры : ребёнку предлагаются плоскостные изображения ёжика и ёлки (из картона, фанеры и т. д.) на подставке. Дети прикрепляют прищепки к ёлки зелёного цвета, к ёжику – прищепки другого цвета. Можно предложить чередование прищепок по величине, по цвету, например ёлка зимой - чередование зелёных и белых прищепок. Ёжик осенью несет на иголках разноцветные листики – предлагаются прищепки жёлтого, красного, оранжевого цветов. Можно предложить детям прикрепить необходимое количество прищепок или на ёлку прикрепить две прищепки, а на ёжика – на одну больше и т. д.

Игра «Змея в траве» - Дети по образу прикрепляют к прищепке два круга – это глаза змеи. Далее к этой прищепки прикрепляются все остальные друг за другом в длину, зигзагообразно. К картону зелёного цвета любой формы дети прикрепляют зелёные прищепки, так получается трава. В заключении можно «положить змею в траву» , послушать, как она шипит (дети произносят звук (ш) громко и тихо, долго и кратко, придумать про змею сказку и т. д.

Учитывая особенности наших воспитанников, необходимо :

Больше проводить индивидуальных занятий, осуществлять предварительную работу по развитию тонкой и глубокой моторики, предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.

Опыт показывает, что дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения , которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением : достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии . Но ведь можно несколько видоизменить упражнение, чтобы ребёнок мог выполнять его самостоятельно!

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорное и моторное развитие не являются врождёнными, а развиваются в процессе .

В статье использовались труды : Л. А. Савелова- (воспитатель, Г. Е. Блинова -(воспитатель, Ф. Р. Елагина –(учитель- дефектолог)

О. Н. Писковенко-(учитель-дефектолог, Е. В. Левинская-(учитель-дефектолог, И. А. Фролова- (учитель-логопед) С. Б. Горбушина- (учитель- дефектолог, А. В. Наумова- (учитель-дефектолог) .

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Сухомлинский В.А.

Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Сенсомоторное развитие дошкольника - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение) задач, является одним из главных условий умственного воспитания. Моторика — основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий очень важна, так как возникающие ассоциации формируют зрительный опыт с опытом тактильно-двигательным. И.П. Павлов выразил это простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука - "учит" глаз". С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики. Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику. Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.

Наиболее успешно развитие сенсомоторной сферы осуществляется в играх и упражнениях. Игра может повсеместно применяться в разных видах деятельности воспитателем и родителями дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития сенсомоторики у детей.

Направления работы по сенсомоторному развитию:

  • Моторика и графомоторные навыки
  • Тактильно-двигательное восприятие»
  • Кинестетическое и кинетическое развитие
  • Восприятие формы, величины, цвета
  • Зрительное восприятие
  • Слуховое восприятие

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

Восприятие пространственных отношений

Восприятие временных отношений

В соответствии с направлениями работы подобрана картотека игр и упражнений по разделам.

Система работы

Игры, направленные на развитие сенсомоторной сферы у детей организуются:

В совместной деятельности с воспитателем

В самостоятельных играх со сверстниками

На занятиях с музыкальным руководителем

На занятиях по физическому развитию

В совместной деятельности с родителями

Целенаправленная работа и создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы детей позволит сформировать знания о сенсорных эталонах — определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др., и научит использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию сенсомоторных процессов создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Сухомлинский В.А.

Сенсомоторное развитие дошкольника - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, А. В. Запорожец, и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение) задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания. Моторика — основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий очень важна, так как возникающие ассоциации формируют зрительный опыт с опытом тактильно-двигательным. И.П. Павлов выразил это простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука - "учит" глаз". С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

Является основой для интеллектуального развития

Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

Развивает наблюдательность;

Готовит к реальной жизни;

Позитивно влияет на эстетическое чувство;

Является основой для развития воображения;

Развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

Влияет на расширение словарного запаса ребенка;

Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сущность и характеристика понятия «сенсомоторика»

в психолого-педагогической литературе

Рассмотрим понятия «сенсорика» и «моторика» и определим взаимосвязь между ними .

Сенсорик а- в переводе с латинского (от лат. sensus , «восприятие ») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция).

Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств, предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, процесс ощущений - это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизирующую функцию мозга. В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека - это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности.

В широком понимании термин «моторика» применяется как синоним «психомоторики». То есть это - двигательная сфера, телесно-двигательные проявления психики человека.

Моторикой определяет двигательный облик субъекта, способ его двигательного реагирования на внешние раздражения. Для полной характеристики развития моторики ребенка рассматриваются как движения, «очищенные» от смысловой нагрузки (предметные, локомоторные, спортивно-гимнастические, трудовые и т.п.), так и выразительные движения - носители информации об эмоционально-личностных особенностях ребенка.

Что же такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского - движение. Различают - крупную моторику и мелкую моторику .

Ребенок растет, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и крупная и мелкая моторика помогает ему познавать мир. В дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в моторике ребенка. У детей растёт двигательная сила, выносливость, ловкость, координированность. Некоторые новые сложные двигательные умения, приобретаемые ребенком в этом возрасте, становятся очень важными в его последующей жизни. Более того, ребенок научается совершать движения сознательно и произвольно.

Крупная моторика - это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. - все это относится к крупной моторике .

Мелкая моторика - это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание - это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка .

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (в виду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста

Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность -сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

Сенсомоторика работает на уровне рефлексов.

Показательный пример: мы идем по улице, глаза увидели препятствие: лужу, камень,…. мы или останавливаемся или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие. Еще пример: вы услышали громкий звук, вы либо остановитесь, либо ускорите движения, либо посмотрите в сторону, откуда доносился звук. Еще пример: рисуем пейзаж - при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (Взаимодействие зрения и движения руки и пальцев)

Таким образом, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием.

Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение . Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.
Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей.

Итак, мы пришли к выводу, что сенсомоторика (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor - двигатель) — это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.

Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

В начале второго года жизни большинство детей начинает ходить. Получив относительную независимость. Ребёнок пытается «взять весь мир в свои руки». Начинается новый этап в развитии руки и мозга - ознакомление с окружающим предметным миром. В этот период ребёнок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, малыш не просто манипулирует ложкой и вилкой, он хочет выяснить, как можно действовать с ними. И хотя ребёнок в течение второго года жизни овладевает этими «орудиями труда», для него важен сам процесс, а не результат. Учёные считают, что наибольшее влияние на развитие мышления ребёнка оказывают соотносящие и орудийные действия. Соотносящие действия - это такие действия, в процессе которых один предмет нужно привести в соответствие с другим (либо одну часть предмета в соответствие с другой). Например, чтобы закрыть коробочку, следует подобрать крышку (чтобы закрыть матрёшку - найти её вторую часть и т.д.). Таким образом ребёнок должен соотнести предметы по размеру (величине) и форме. Орудийные действия - это действия, в процессе которых один предмет - «орудие» (ложка, вилка, сачок, карандаш и др.) употребляется для воздействия на другой предмет. Способ использования таких «орудий» ребёнок узнаёт от взрослого. Держит два предмета в 1 одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от двух до шести кубиков. Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге, наклоняется, может встать с коленей. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, перешагивает через палку, лежащую на полу; крутит педали трехколесного велосипеда. Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на вы соте от пола 15-20 см.

Третий год жизни

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки. Может поднять игрушку с пола, перешагивает через препятствие или через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга, попадает по мячу ногой, прыгает на двух ногах. Открывает ящик и oпрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Повторяет штрих, повторяет по показу вертикальные и круглые линии. На 3-м году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства любых объектов, например треугольные объекты с "крышей", красные с помидором. Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём. На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Руки ребёнка в постоянном движении, в работе. Понаблюдайте, сколько видов деятельности сменит малыш за час, сколько успеет потрогать, разобрать, вставить, достать, сложить, показать, поломать и «починить». При этом он всё время говорит сам с собой, думает вслух. Детские психологи считают: переход от пробы к умению - важнейшее достижение этого возрастного этапа. Сотрудники лаборатории Л.А. Венгера провели следующий эксперимент: дали детям полутора, двух и трёх лет в качестве теста и диагностического материала доску с тремя вырезами (круглым, квадратным и треугольным) и три соответствующие деревянные фигуры - вкладыша. Показали, как вкладыши вставляются. Исследователи заметили, что полуторагодовалый ребёнок, пытаясь подражать взрослому, упорно суёт любую фигуру в любое отверстие, не считаясь с формой. Двухлетний ребёнок начинает действовать так же: прикладывает круг к квадратному отверстию - не лезет. Он не останавливается на этом. Переносит вкладыш к треугольному отверстию - опять неудача. И, наконец, прикладывает к круглому. Через несколько минут при помощи проб вставлены все фигуры. Это и есть мышление в действии. Ребёнок трёх лет решает задачу сразу, правильно размещая фигуры, потому что «пробы» выполнил в уме - ведь рука уже два года «учила» мозг.

Слова, обозначающие признаки предметов, преддошкольники усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Ведь для названия признака надо отвлечься от самого важного в предмете - его функции, выраженной в названии предмета. Важно, чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определенный признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребенка сформировались некоторые представления о свойствах предметов. Это создает основу для усвоения в более старшем возрасте сенсорных эталонов

Четвёртый год жизни

Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Рука маленького труженика на четвёртом году жизни освоится с множеством рамок для застёгивания - расстёгивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы - голыша; научится стирать платочки, носочки; научится резать варёные овощи для салатов, красиво накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; мыть за собой посуду. И всё это будет косвенно готовить руку к письму. Руками ребёнок начнёт осваивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, вкус, структуру поверхности и многое другое. От ощущения - к восприятию, от восприятия - к представлению, от представления - к пониманию. Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями - «орудиями мысли». В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно - моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельности дополняли одна другую. Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки». Держит карандаши пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит из 9 кубиков. Копирует круг, рисует человека без туловища (головонога). Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит глаз. Постепенно хаотичные восприятия ребёнка, накопленные за предыдущие три года жизни, начнут систематизироваться и упорядочиваться. Дети, начинают овладевать некоторыми видами продуктивной деятельности, направленной не только использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (простейшие виды ручного труда, конструирование, лепка и т.д.).
Исследование роли конструктивной деятельности (А.Р. Лурия, Н.Н. Подьяков, В.П. Сохина и др.), а также рисования (З.М. Богуславская, Н.П. Сакулина и др.) в развитии зрительного восприятия показывают, что под влиянием этих деятельностей, у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем, объединять их в целое, прежде чем, подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.

Пятый год жизни

Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной или другой ноге. Поднимается вверх по лестнице. Может скользить на двух ногах. На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретённые умения, появляются новые интересы, например выпиливание лобзиком, вышивание крестиком, вязание крючком и др. «Выставки творчества», где демонстрируются поделки, сопровождаются рассказами о том, как это было выполнено. Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Чем больше он задаёт вопросов, тем больше «получает» руками ответов. Такая сложная наука, как математика, тоже идёт «от схватывания рукой - до понимания умом». Привлекательным занятием становится писание по трафаретам цифр и букв. Это шаг к освоению «грамоты» и подготовке руки к письму. В этом возрасте дети любят играть с завязанными глазами. «Руки видят!» - делают они открытие и готовы снова и снова перепроверять свои возможности. Для таких игр нужны буквы и цифры, вырезанные из плотного картона, металла или выпиленные из дерева. Многие дошкольники готовы к длительным наблюдениям, к экспериментам и опытам с магнитом, воздухом, водой, бумагой и т.д. Рисует карандашами или цветными мелками. Постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более одного раза. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки, застегивает пуговицы. Копирует квадрат, треугольник, рисуя человека, изображает элементы одежды. Словарный запас ребёнка достигает уже двух тысяч, он пользуется всеми частями речи, кроме деепричастия, и всеми грамматическими формами. Может пересказать знакомую сказку, вспомнить и связно передать то, что произвело на него сильное впечатление, рассказать про экскурсию, поездку в гости, поход в театр. При этом руки будут приходить на помощь: заменять слова, показывая расстояние, направление размеры. А у детей 4-5 лет наиболее значима сенсорная интеграция (координация), обработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия.

Шестой год жизни: «рука готовится к школе»

Если руку ребёнка развивали с рождения, то на шестом году жизни он совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, ножницы, молоток, грабли, щётки, лейки, лопаты и др. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. К возрасту 6-8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной или другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, катается на коньках, играет в хоккей, катается на лыжах. В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями. Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

Урунтаева Г.А. выделяет три периода сенсомоторного развития:
1) В младенчестве - высшие анализаторы - зрение, слух - опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.

Особенности сенсомоторного развития в младенческом возрасте:
.Складывается акт рассматривания предметов;
. Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;
. Устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;
. Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.
2) В раннем детстве - восприятие и зрительно-двигательные действия остаются очень несовершенными.

Особенности сенсомоторного развития в раннем детстве:
. Складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее - зрительное соотнесение предметов по их признакам;
. Возникает представление о свойствах предметов;
. Освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.

3) В дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.

Особенности сенсомоторного развития в дошкольном возрасте:
. зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;
. осваиваются сенсорные эталоны;
. возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
. с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

Таким образом, можно сделать вывод, что онтогенез сенсомоторики ребёнка в психологической литературе исследован достаточно полно многими авторами. Показана взаимосвязь развития моторики и сенсорики с созреванием соответствующих зон мозга и развитием важнейших психических функций, выявлена возрастная динамика этого процесса, показано его совершенствование в ходе развития ребёнка

. Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Недостаточное сенсомоторное развитие детей раннего и дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения.

Профессор Н.М. Щелованов называл дошкольный возраст “золотой порой” сенсомоторного воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного и двигательного опыта.

Вот что писал Ушинский о детской деятельности : "Дитя мыслит формами, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить мыслить иначе. Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью".

В каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсомоторного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

Круг задач сенсомоторного воспитания:

  1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.
    2. Тактильно-двигательное восприятие.
    3. Развитие слухового восприятия.
    4. Развитие зрительного восприятия.
    5. Восприятие формы, величины, цвета.
    6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
    7. Восприятие пространства и времени.

Средства для решения задачи:

  • Научно-методическая литература
  • Изучение передового опыта
  • Диагностика
  • Игры, упражнения, задания на развитие сенсорных эталонов
  • Фронтальные и подгрупповые занятия
  • Создание развивающей среды
  • Работа с родителями

Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода — обследование и сравнение .

Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.

Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом:

  • Им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат ребёнка.
  • Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для дошкольника наиболее подходящей формой обучения. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниями и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.

Игра - универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Классификация игр, необходимых для развития детей дошкольного возраста:

Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сен-сорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде все-го надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации игрового места для детей, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш развивает движения, учится понимать их свойства - величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Очень важной частью развития сенсомоторных способностей являются «пальчиковые игры ». «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д. Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, снижение физической усталости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценирования, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых: пальчиковый театр, «Театр рукавичек», театр теней и т.д. В этих инсценировках (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Комната сенсорного развития. Это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов (проекторы, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка и т.д.), Это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, и воздействует на все органы чувств человека.

  • Рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;
  • Лепка из глины, пластилина, теста;
  • Игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;
  • Застёгивание и расстегивание пуговиц;
  • Всевозможные шнуровки;
  • Нанизывание колец на тесьму;
  • Вырезание
  • Аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
  • Конструирование из бумаги (оригами);
  • Макраме (плетение из ниток, веревок);
  • Собирание пазлов;
  • Сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
  • Использование массажных мячей
  • «Шариковые» ванны»
  • «Осязательные ванны»
  • Тактильные панно
  • «Сенсорная тропа для ног»
  • Самомассаж
  • Игры с водой, песком
  • Дидактические игры
  • Подвижные игры

Сенсомоторное развитие ребёнка происходит в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей: игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др.

Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т.п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.

Таким образом, можно сделать вывод, что для сенсомоторного развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие:

  • Выделяет эталоны словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что дает
    чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении.
  • Учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний — обобщенных, систематизированных.

Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом и выделять особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный и двигательный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности.

Список литературы:

Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:

книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1998 .- 144 с.

  1. Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. и др.; Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 2000. - 224 с.
  2. Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с.
  3. Дворова И.В., Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни.- МПСИ Модэк, 2007.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. - 3-е издание исправ. и доп. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
  5. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2000.
  7. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

М.: ВЛАДОС, 2001. - 688 с.

  1. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.. Раннее детство: познавательное развитие. Метод. пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  2. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста.

М.: Просвещение, 1996. - 112 с.

  1. Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2001. - 192 с.
  2. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.