Ребёнок развивается. Как? Нормы развития от года до трех. Развитие ребенка от одного года до трех

Питание младенца, как правило, не представляет сложности для родителей, особенно если ребенок находится на грудном вскармливании. Однако, начиная с 4-6 месяцев, в рацион ребенка вводятся новые продукты, составляющие прикорм, и маме приходится учитывать "кулинарные предпочтения" ребенка. После года питание малыша должно быть разнообразным и полноценным. Родители начинают знакомить ребенка с "взрослыми" продуктами и иногда сталкиваются с непредвиденными трудностями.

Кушаем самостоятельно?

"Наша Анечка с пяти месяцев держит ложку!" - упоённо рассказывает соседка, покачивая коляску. - "А пить соглашается только из чашки. Про бутылочку давно забыли". Лица внимательно слушающих мам омрачаются...

Первые навыки самостоятельного питания появляются у ребенка в возрасте 6-7 месяцев. Сидя на коленях у родителей, ребенок пытается пить из чашки. Девятимесячный карапуз уже вполне способен держать бутылочку с молоком или кефиром, печенинку, а особо одаренные детишки увлеченно манипулируют ложкой. Поскольку координация движений еще несовершенна, содержимое ложки частенько достаётся маминому фартуку или папиным брюкам.

После года большинство детей уже в состоянии самостоятельно обслуживать себя. Но "в состоянии" еще не значит "с удовольствием. Некоторые маленькие нехочухи предпочитают только открывать рот и ни в какую не желают пользоваться ложкой. Что делать, если ваш ребёнок проявляет задатки такого нехочухи?

1. На первых порах не нужно настаивать, чтобы ребёнок держал ложку правильно. Допустимо, чтобы в течение нескольких приемов пищи малыш держал ложку в кулачке. Главное - научить загребать ложкой пищу и доносить до рта. Лучше, если во время обучения будут задействованы "вязкие" продукты - каши, кисели: их не так просто уронить.

2. Если ребенок в нетерпении плачет, сучит ножками, раздраженно отбрасывает ложку, разумно сделать "шаг назад" и утолить голод привычным способом - из бутылочки или докормить второй ложкой, которую держит мамой. А потом, заморив червячка, можно вернуться к обучению, теперь уже в игровой форме.

3. Закрепите успехи ребёнка своевременной похвалой. Набрал полную ложку - молодец! Донес, не расплескав до рта, - умница! Похвала не должна быть избыточной, но ребенку необходимо знать, какое движения является правильным. А вот ругать за неудачи не стоит: разуверившийся в своих силах малыш будет избегать самостоятельности.

Питаемся разнообразно?

Полноценное питание - необходимое условие хорошего иммунитета. Основу пищевого рациона малыша после года должны составлять продукты с большим содержанием животного белка: молоко и молочные продукты, мясо, рыба, птица, яйца. Ежедневно ребёнок должен получать овощи, фрукты, сахар, хлеб. Сыр, творог и сметану, рыбу, яйца, крупы дают несколько раз в неделю из расчета их недельной нормы.

После года кормление становится четырех-пятиразовым. Суточный объем пищи для детей до полутора лет составляет приблизительно 1200-1250г, на третьем году — около 1500 г.

Молоко и молочные продукты длительное время остаются на первом месте в рационе ребенка (около 300—600 г в сутки с учетом того количества, которое используется для приготовления различных блюд). Очень полезен кефир, содержащий легко перевариваемый белок. Магазинные творожки и творог домашнего приготовления отлично разнообразят меню, однако более 70-90 г. в день их давать не стоит.

На втором году жизни ребенку можно предлагать бутерброды с неострым и нежирным натёртым сыром (не более 3 г. в сутки, 2 раза в неделю). Можно использовать сыр и как приправу к макаронам. Обязательный продукт детского питаниякуриные яйца. До полутора лет рекомендуется использовать только сваренный вкрутую желток, все яйцо можно давать ребенку в конце второго года жизни не чаще трех раз в неделю. Суточная норма — половина яйца.

Ежедневно ребенок должен получать мясо, лучше в первой половине дня, так как оно переваривается дольше. Подойдут нежирные сорта говядины, телятины, свинины, а также курятина. Из мяса можно варить бульон, готовить вторые блюда. Очень полезна печень. Детям до двух лет лучше давать ее в виде паштета, старшим — тушить. Колбасных же изделий из-за содержащихся в них добавок, лучше избегать, по крайней мере до достижения ребенком трёх лет. Вместо мяса пару раз в неделю рекомендуется давать рыбу (около 25 г. в сутки). Малышам до трех лет рыбу дают в виде фрикаделек, рыбных котлет, отварной или тушеной в собственном соку, а также с морковью и луком.

Незаменимым источником углеводов, витаминов и минеральных солей являются овощи и фрукты. В овощное пюре, салаты добавляют растительное масло (не более 6 г. в сутки) или сметану (10 г. в сутки). Кроме того, жиры животного происхождения ребенок получает со сливочным маслом (суточная норма 17 г). Из овощей ребенку можно давать белокочанную и цветную капусту, морковь, свеклу, репчатый лук, редис, салат, тыкву, кабачки, баклажаны, сладкий перец, помидоры, свежие огурцы, репу.

Сытное и вкусное блюдо детского питания - каши - не стоит давать слишком часто. Достаточно одного приема в день, ведь некоторые злаки содержат фитиновую кислоту, нарушающую усвоение кальция из пищи. Вместо крупяных блюд можно приготовить макаронные изделия, соединив их с мясом, овощами.

Суточная норма хлеба составляет 90 г в день. К основным блюдам детям дают белый хлеб, к салату можно дать небольшой кусочек черного, а к напиткам и фруктовым пюре - сухое печенье (не больше 10 г. в день).

Однако далеко не все дети желают питаться правильно и разнообразно. Одни предпочитают ограничиться набором любимых продуктов, другие тянутся к сладостям, которые, как известно, приносят больше вреда, чем пользы. Вот несколько советов по организации такого сложного процесса, как кормление маленького привереды:

1. Красота спасёт мир!

Необычный и аппетитный вид пищи вызовет у ребенка интерес и желание попробовать даже нелюбимый продукт. Не пожалейте минутки, чтобы сделать еду яркой и привлекательной. Это не так уж сложно: украсьте салат веточками укропа и петрушки, звёздочками из варёной моркови или свёклы. Посуда для еды тоже должна выглядеть эстетично, хотя избыточных игровых элементов лучше избегать.

2. Жуем и пережевываем!

Проголодавшись, малыш начинает глотать пищу, забывая жевать. Итогом неправильного кормления неизбежно становится расстройство пищеварения и недомогание. Приучать детей к тщательному пережевыванию пищи лучше всего в игровой форме - с помощью маленьких стишков, приговорок.

3. Маскируемся!

Бывает, что переход от баночного питания к взрослому столу затягивается. Ребёнок ни в какую не желает пробовать незнакомые продукты и вообще предпочитает пищу "без комочков". В этом случае, разумно сначала включить в рацион малыша баночные пюре "с 12 месяцев", содержащие крупные кусочки пищи, а затем можно начинать давать самоприготовленные блюда, "замаскировав" их монокомпонентным пюре. Так, макартонные изделия или размятую картошку можно полить сверху морковным или другим овощным пюре, которое нравится ребёнку. Следите только, чтобы продукты сочетались.

Психика малыша начинает формироваться еще в утробе мамы, развивается после рождения с каждым месяцем, а потом и с каждым годом жизни. Родители должны знать, что происходит с их крохой, чтобы правильно общаться с ним и способствовать его развитию. Мы расскажем об особенностях развития детей с младенчества и до трех лет.

Первый год жизни

Новорожденный (0–3 мес)

  • 1 месяц. Мозг еще не развит окончательно, ребенок выживает за счет рефлексов. Чувствует себя единым целым с мамой, поэтому так любит «ручки», не чувствует границ между своим телом и окружающим миром.
  • 2 месяца. Начинает узнавать маму и улыбаться ей. На смену рефлексам приходит сознательное восприятие мира. Плач до сих пор остаётся единственным способом общения. Ребенок учится фокусировать взгляд, поэтому полезно показывать ему яркие погремушки.
  • 3 месяца. Развивается обоняние, кроха узнает мамин запах. Физические ощущения все еще тесно связаны с эмоциональным состоянием. Делает первые попытки общения, примерно в 2–3 месяца можно услышать первое "агу"..

«Кульминация» младенчества – это комплекс оживления, малыш начинает ярко выражать свои эмоции, радуется, когда видит родителей, машет ручками и ножками. Комплекс оживления угасает к четырем месяцам.

Первый период младенчества (3–6 мес)

  • 4 месяца. Малыш сознательно требует не только покормить его или уложить спать, но и желает общаться. Ярко выражает эмоции, пока только положительные.
  • 5 месяцев. С недоверием относится к незнакомым, очень привязан к родителям. Начинает осознавать, что мама – отдельная личность. Понимает интонацию. Грубый голос мамы может вызвать плач.
  • 6 месяцев. Младенец реагирует на свое имя, узнает его, пытается повторять за вами разные звуки, улучшается его слух. Начинается познание окружающего мира через предметы. Кроха уже может проявлять негативные эмоции сам: злиться или огорчаться.

В этот период ребенок требует не только внимания и ласки, но и полноценного общения. Появляется потребность в совместной деятельности, малыш быстрее развивается, если родители – не просто наблюдатели, а партнёры по играм.

Второй период младенчества (6–12 мес)

  • 7 месяцев. Самое время играть в развивающие игры, много общаться с малышом, читать ему стихи и сказки, петь песенки, это важно для его эмоционального состояния и развития речи.
  • 8 месяцев. Младенец начинает проявлять собственное «Я». Он усвоил, какие способы работают, чтобы получить желаемое и начинает манипулировать родителями. Важно показать - кто главный, но аккуратно, чтобы малыш не потерял к вам доверие. Кроха не терпит одиночества и везде следует за мамой.
  • 9 месяцев. Хорошо ориентируется в пространстве, ему хочется все потрогать и проверить на зубок. Малыш уже многое понимает, это подходящее время, чтобы играть с ним в конструктор, учить складывать башни из кубиков или пирамидку. Именно в этом возрасте он может сказать первое «мама» или «папа».
  • 10 месяцев. Маленький исследователь чувствует свою самостоятельность, у него уже развита связь между мышлением и моторикой. Малыш любит брать в руки разные предметы, вкладывает маленькие в большие, любит бросать игрушки и сам поднимать их.
  • 11 месяцев. Ребенок начинает проявлять интерес к другим детям, гулит и подражает их звукам, тянет к ним ручки, пытается меняться игрушками. Именно в это время он готов перейти на новую ступень отношений с родителями. Он начинает понимать ваши просьбы и улавливать настроение.
  • 12 месяцев. Младенческий период позади, ваш кроха превратился в любознательного малыша, который не сидит на месте. Он уже имеет свой характер, бурно выражает желания, пытается управлять родителями.

Кризис первого года – так принято называть первый переломный период. Спокойный, вполне послушный и ласковый кроха может превратиться в настоящего сорванца, который отстаивает свое мнение любыми способами: плач, капризы, настоящие истерики. «Плохое» поведение объясняется очень просто: психологическое развитие малыша опережает его физические возможности, он многое хочет, но малое может.

Ребенок от года до трех лет

Именно кризис одного года помогает ребенку осознать себя как отдельную от мамы, самостоятельную личность. Это переходный период между младенчеством и ранним детством, которое длится до трех лет.

Раннее детство делится на три периода:

  1. Год – полтора года: малыш-исследователь.
  2. Полтора – два года: проявление характера и определение своего места в окружающей среде.
  3. Два – три года: .

Как же ведет себя кроха в каждом из этих периодов?

От года до двух лет

  • Малыш не имеет воображения, а потому реагирует только на те ситуации, которые касаются конкретно его.
  • Все его эмоции одинаково сильны.
  • Карапуз еще не умеет управлять своими желаниями, а тем более отдавать приоритет одному из них.
  • В этот период ребенок все еще остается эгоцентриком, он не способен переживать за других людей.
  • Способен проявить истинную ярость, пытаясь добиться своего.
  • Перестает бояться незнакомцев, с некоторыми легко идет на контакт. При этом могут появиться другие страхи: темноты, собак, громких звуков.
  • Ближе к полутора годам малыш начинает запоминать новые места.
  • Ребенок все еще любит открывать шкафы, складывать и доставать предметы, но теперь он делает это осознанно, может складывать игрушки в ящик, подражая родителям.
  • Не запрещайте маленькому исследователю открывать шкафы и брать предметы с полок, он не поймет вашего запрета, его любопытство – путь к познанию предметов. Поэтому просто обезопасьте свой дом.
  • Ребенок уже понимает, что вы его хвалите, не забывайте это делать по-чаще.
  • После полутора лет крошка начнет не просто повторять за вами ваши действия, но сможет переносить их на игрушки: мишка спит, кукла кушает.
  • Ребенок учится самостоятельно пить из чашки, а потом и кушать ложкой.
  • Стремится к самостоятельной гигиене, это лучшее время для приобщения к горшку.
  • Во время игры он учится различать цвета, формы и габариты предметов.

До полутора лет преобладает автономная речь – отдельные слова, большинство из которых понятны только родителям. После 18-ми месяцев развивается полноценная речь, ближе к двум годам ребенок произносит первые предложения, пусть и всего из двух-трех слов.


От двух до трех лет

  • Словарный запас малыша стремительно расширяется.
  • К трем годам ребенок легко говорит предложениями и правильно согласовывает части речи.

Дата создания: 23.06.2008
Дата обновления: 09.09.2010

В самый первый год ребенок активно знакомится с внешним миром, а примерно от года до трех лет начинается следующий этап: знакомство с тем, «кто я в этом мире». И еще возраст от года до трех – это целая эпоха постепенно вводимых разумных самоограничений для ребенка. Иными словами, ребенок учится в этом интервале времени "осуществлять свои потребности социально приемлемыми методами".

Первые три года жизни ребенка – важнейший этап его подготовки к социализации во взрослой жизни.
В самый первый год ребенок активно знакомится с внешним миром, а примерно от года до трех лет начинается следующий этап: знакомство с тем, «кто я в этом мире». В этот период ребенок закономерно воспринимает себя как центр вселенной – разумеется, если это тем или иным образом не корректировать. В это время все детишки – «неразумные эгоисты», и это естественный период формирования их личностной структуры.
Однако если такое ощущение сохранится у ребенка на всю жизнь, то с социализацией и вообще с интеграцией в какой-либо социум у него будут определенные проблемы. Так что именно на этом этапе важно мягко помочь ребенку понять, что в этом мире он далеко не единственный центр вселенной», и что вообще центром вселенной в реальности быть затруднительно.
Вообще есть две крайности, одинаково опасные для будущей социализации вашего малыша:
- когда родители, научившие ходить и говорить, теперь учат "сидеть и молчать", подавляя любую активность ребенка
- и когда родители всячески поддерживают ощущение ребенка "центром вселенной" и даже усугубляют это ощущение, закрепляя у малыша понимание, что он и вправду "пуп земли".
Обе крайности явно вредны для формирования личности, а истина, причем далеко не однозначная, как всегда, где-то посредине.

Период от года до трех лет характерен тем, что человек приобретает за этот период все те основные умения, которыми многие представители "гомо сапиенс" гордятся как "отличиями человека от животных".
Ребенок учится ходить на двух ногах, говорить, выполнять требования культуры и морали, а также соблюдать определенные социальные ограничения.
И фактически невозможно воспитать человека, лишив его в этом возрасте контакта со взрослыми людьми. Такое общение – крайне важно для адекватного социального воспитания (и вообще для воспитания именно "человека разумного" и "человека социального").
Наверняка у многих родителей, воспитателей, педагогов, детских психологов и т.п. есть свои точки зрения, кого можно называть воспитанным человеком, и свои критерии этого. Предложу еще одно определение: воспитанным можно называть такого человека, который может адекватно вписаться в социум и считаться с этим социумом. Не прогибаться под его условия стопроцентно и не бунтовать открыть против всего – а именно вписываться: где-то, возможно, оставаясь при своем мнении. Но для этого свое мнение нужно научиться формировать, а также вовремя перейти от ощущения "я – среда" к ощущению "я – часть среды".

Возраст от года до трех – это целая эпоха постепенно вводимых самоограничений для ребенка. Причем не тотальных, а именно разумных и обоснованных. Иными словами, ребенок учится в этом интервале времени "осуществлять свои потребности социально приемлемыми методами". Это культура еды, культура речи, культура общения и т.п.
И самое страшное слово в это время – "он еще маленький".
Да, малыш в период до года ограничен в каких-то действиях чисто физически: младенец не ходит, не говорит и все-таки не имеет той свободы, что годовалый ребенок. А в период от года до трех малыш постепенно обретает определенную свободу передвижений, действий, коммуникаций и т.п., - и вот тут очень важно научить его всеми этими свободами адекватно пользоваться. Так, чтобы у него не было проблем с социализацией.
Меня часто спрашивают по этому поводу: "А как же тогда воспитать "свободную личность"?"
Здесь начну с того, что свобода личности и разнузданность личности – все-таки разные понятия. Как известно, свобода каждого человека кончается там, где она мешает свободе других людей. Следовательно, любая свободная личность, как правило, умеет пользоваться своей свободой не в ущерб окружающим. И адекватное пользование своей личностной свободой опять-таки основывается на определенной базе "перечня первичных социальных запретов".

Конечно, речь совсем не о том, что ребенок должен "сидеть и молчать", вовсе нет! Малыша желательно с детства научить разумно делать выбор, принимать решение и обретать иные навыки самостоятельной личности. Но при этом он уже потихонечку должен получать понятия о том, что существует еще и слово "нельзя". Которое лучше всего применять ОБОСНОВАННО. То есть не просто нельзя, а – нельзя, потому что больно, опасно, чужое и т.п. У ребенка должен сформировываться не просто "внутренний цензор", а "РАЗУМНЫЙ внутренний цензор!" И формирование его начинается примерно в интервале от года до трех лет.
Здесь чрезвычайно важен здравый смысл родителей и актуальных для малыша взрослых: потому что, увы, слишком много печальных примеров воспитания, когда либо ребенку всё разрешают, либо наоборот, всё запрещают. В очередной раз напомню, что крайности всегда плохи, а еще хуже – если "систему запретов" на ребенка обрушивают разом, одномоментно. То всё было можно, а теперь вдруг сразу всё нельзя!..
Куда эффективнее будет, если так называемые навыки "личной и социальной гигиены" будут прививаться ребенку постепенно. Опять процитирую известного психотерапевта, профессора В.В.Макарова, который писал, что "Ребенок должен каждый день делать один маленький шаг к свободе". Именно маленький шаг, и именно каждый день. А не сразу получать либо свободу во всем (опять вспомним, что любая свобода предполагает ответственность и здравые самоограничения), либо, наоборот, тотальную систему запретов.

Уж к слову, вопросы личной гигиены во всех отношениях – ключевой момент социализации человеческой личности. Как минимум, прошу прощения за натурализм примера, ребенок учится "не осуществлять некоторые физиологические действия на людях".
И здесь скажу еще несколько слов о приучении к пользованию горшком .
У "ортодоксальных фрейдистов" в ходу такой термин – "анальная фаза развития" . Иными словами, как раз период от года до трех лет, когда ребенок обучается контролировать свои естественные физиологические позывы, и его внимание постепенно смещается от оральной функции (все тянуть в рот, исследуя) к выделительной области. Фрейдисты, правда, обозначают этим термином стадию развития полового влечения (либидо), однако предположу, что этот термин можно трактовать в плане формирования личности несколько шире.
В частности, ребенок, сталкиваясь с необходимостью обучаться регулировать свои выделительные процессы, сталкивается еще и с общим понятием – что "все люди делают это, но говорить вслух об этом нельзя" (точно так же, как во времена Фрейда, собственно, относились и к сексу, а не только к процессам выделений). В итоге ребенку приходится усваивать, что с одной стороны, у него есть определенная потребность в отправлении естественных надобностей (причем столь же естественным образом получая от этого физиологическое удовольствие), но то или иное озвучивание подобных желаний "на публике" может вызвать у этой публики негативную реакцию.
А теперь представьте сложности ребенка, который еще не в состоянии полностью самостоятельно "сходить на горшочек" и должен для этого как-то привлечь внимание кого-то из взрослых. Иногда он сообщает о своих потребностях вслух, иногда в большой компании, и получает за это определенный выговор. Родители и актуальные взрослые в силу тех или иных причин не могут дать ему понять, что "неприлично и запрещено" не само необходимое организму действие, а его публичное осуществление! "Хотеть в туалет" вовсе не стыдно. Просто нежелательно демонстрировать этот процесс другим людям.
И если вот эти две элементарные вещи в воспитании не разделены - у ребенка возникают различные неврозы. Вплоть до полного отвращения к горшку и возвращения к младенческому пИсанию в штанишки.
А кроме того, в этой области воспитания возникают существенные перекосы в крайности: либо тотальный запрет всего, что связано с функциями выделения, либо тотальное разрешение осуществлять эти функции "где приспичит" и даже получать за это родительское одобрение. Первая крайность возникает чаще всего там, где чересчур строгие родители (а чаще бабушки) считают стыдным уже сам факт наличия любых физиологических потребностей у человека, и которые сами стесняются в общественном месте в принципе пойти в туалетную комнату – "потому что все увидят, что они отправились "по этим делам". А вторая крайность возникает тогда, когда "излишне либеральные мамы", краем уха услышавшие про фрейдовскую "анальную фазу" и сопутствующие ей неврозы, дают ребенку полный карт-бланш на отправление его физиологии в любом месте: говоря при этом, что "мой ребенок нет должен здесь знать запретов, потому что эти процессы естественны ".
В том и в другом случае в результате получается "неумение решать свои потребности социально приемлемыми методами".
С одной стороны – к примеру, девочка, которая НИКОГДА не ходила писать в школьном туалете. Потому что мама ей сказала, что «вне дома это делать стыдно». И ребенок в течение всего школьного дня "терпел", в результате чего заработал тяжелый нефрит.
А с другой стороны – скажем, мальчик, который гордо мог пописать в кузов детского грузовичка перед полной комнатой гостей, причем сидящих за столом: потому что мама считала, что "я не буду делать из ребенка невротика и ему даже дверь туалета во время мочеиспускания закрывать не обязательно".
Разумеется, такие примеры не единичны. И возможно, сами того не желая, родители передают ребенку (а то и переносят на него) свои комплексы в отношении этой области жизнедеятельности человека.

Вообще с "приучением к горшку" связано много проблем и у ребенка, и у его родителей, причем подчас на протяжении некоторых поколений. До изобретения одноразовых подгузников это "приучение" происходило как можно раньше: прежде всего, чтобы родители скорее избавились от многократной стирки пеленок и ползунков. А поскольку маленький ребенок смысла в высаживании на горшок еще не понимал, то приучали его, как сейчас говорится, больше «методом порицания». Таким образом у многих людей сформировалось ощущение естественных отправлений с унижением: и теперь эти люди либо передают это своим детям в неизмененном виде, либо наоборот, ударяются в другую крайность, словно протестуя против того унижения, которое в детстве испытали сами.
А ребенок в более "зрелом" возрасте – в среднем в полтора-два года - уже в какой-то мере осознанно "готов идти навстречу пожеланиям родителей" относительно высаживания на горшок. Он уже осознаёт, что это и для чего, и что нужно, чтобы этот процесс осуществить, и приобретает навыки осознанно. Главное здесь – не ударяться ни в одну из названных крайностей, и довести до сведения ребенка, что он, безусловно, молодец, если делает это успешно, но что в принципе этот процесс демонстрировать всем нежелательно. Это уже начало обучения малыша определенному уровню собственной, личной интимности. И как я уже упоминал в другой статье , наиболее эффективный способ обучения ребенка этой интимности в плане отправления естественных нужд и в принципе личной и интимной гигиеныдобрая воля и личный пример однополого родителя.
Вообще воспитание в этом возрасте идет тем эффективнее, чем больше дети видят пример ближайших окружающих его взрослых: разумеется, грамотный, адекватный, взвешенный пример. Наивно надеяться на то, что "воспитать ребенка вам помогут инстинкты". Психологически и социально адекватная личность не воспитывается на одних инстинктах.

Кроме того, у ребенка от года до трех резко расширяются социальные контакты. Эта социализация тоже идет с помощью примера взрослых. И такое увеличение контактов происходит не резко ступенькой, а постепенно. Социальные контакты учат ребенка как вписываться в общество, так и отстаивать свои интересы социально приемлемыми методами. В том числе и с помощью дипломатических приемов и возможного подчинения конкретным социальным нормам.
Что еще важно в этом плане – что дети, сверстники, к сожалению, не могу научить ребенка выработке социально адаптивных навыков. Эти навыки формируются только в общении со взрослыми людьми. Но с другой стороны, увы, социальные проблемы взрослых часто становятся проблемами ребенка, которого эти взрослые воспитывают.
Прибегая к часто используемой мной в работе аналогии – в идеале взрослый учит ребенка быть "капитаном своей жизни" , и в частности – вести свой "корабль" по гавани, переполненной другим такими же кораблями. Учит двигаться к собственной цели и решать собственные задачи, не конфликтуя при этом с другими людьми (или, если интересы пересекаются и конфликты неизбежны, минимизировать конфликтную ситуацию). Но, к сожалению, не все взрослые, не все родители сами умеют это делать, и потому им трудно научить всему этому ребенка. Тогда, к примеру, мне приходится обучать всему этому уже взрослых, выросших людей: к примеру, с помощью того же коучинга . Но основные навыки социализации, конечно, закладываются в детстве: в зрелом возрасте их можно в большей степени корректировать, а не приобретать.
И важно помнить, что к трем-пяти годам личность ребенка фактически сформировывается, и дальше уже с родительской стороны идет перевоспитание:) А со стороны ребенка – накопление знаний на базе сформированной личности. Но это уже тоже тема для одной из последующих статей .

Темы: развитие ребенка .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Итак, малышу исполнился годик, целый год, полный счастья, радостей и забот - позади. Порой даже не верится, что еще недавно принесенный из роддома «теплый комочек», еле слышно кряхтящий, когда берешь его на руки - так вырос, так изменился и даже обрел свое мнение по поводу многих вещей. Ранний возраст - это самое удивительное время, время открытий, роста, и окрыляющее быстрого развития малыша, наиболее сильной привязанности его - к маме, близким взрослым.

Психологи считают, что личность человека, базирующаяся на подсознании, формируется в первые три года его жизни. На основе того опыта, который человек получит в это время, у него идет развитие основы всей психики, фундаментальных ее параметров, как бы каркаса, на котором в более позднем возрасте будет нанизано все остальное.

Поэтому как никогда важно в этом возрасте осознать свою ответственность за жизнь и будущую судьбу маленького человечка, и постараться понять все своеобразие и особенности детства, научиться правильно воспитывать и общаться с малышом.

Ребенок - другой...

Многие трудности и ошибки в воспитании детей идут из того, что многие родители не могут понять своего ребенка. Они считают, что ребенок - такой же как они, всего-навсего лишь маленький и несовершенный «взрослый». То есть, просто он многого не умеет и не знает, хуже мыслит, не может справляться со своими эмоциями, не знает грамоты, чтения, счета… Они стремятся подстроить ребенка под «требования современности», нагнать недостающие знания, ни вооружаются разнообразными методиками обучения. Сажая кроху перед телевизором или компьютером, они считают, что он осознает и понимает все происходящие на экране события. Но это - самообман.

Поскольку ребенок способен имитировать окружающих и общаться, имеет удивительную память на детали, родители также приходят к ложному заключению, будто он способен логически мыслить.

Самое важное в воспитании — любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь — самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.
Джон Грэй.

В конце XIX века несколько гениальных психологов - Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л.С. Выготский - открыли качественное своеобразие детства и принципиальные различия мировосприятия ребенка и взрослого. Они вывели: у ребенка - совершенно другое мышление, качественно другое восприятие всего окружающего его. У него абсолютно отсутствуют сложившиеся стереотипы, представления - процесс их приобретения только зарождается. Ребенок поглощен текущим моментом, он живет в настоящем времени, «здесь и сейчас».

Его эмоции - ситуативны: он может горько заплакать от того, что у него на виду лопнул воздушный шарик, и так же молниеносно успокоиться и засмеяться, если ему предложат другой. Он полноценно проживает каждый момент своей жизни, он погружен в него, и получает от этого удовольствие.

Ребенок от года до двух-трех лет - открыт ко всему новому. Его предпочтения быстро меняются, он не может долго заниматься каким либо одним делом.

Сознание крохи не направленно на будущее - он ничего не придвидит, и не опирается на опыт прошлого - даже на свой собственный опыт. И мыслить для малыша - не значит - думать и вспоминать - а значит действовать здесь и сейчас , с конкретными, воспринимаемыми им предметами и игрушками. Никакие абстрактные буквы и цифры ему не интересны и просто не нужны. Ребенок учится преимущественно и через подражание взрослому.

Источник развития малыша

Все новое входит в жизнь крохи постепенно, мелкими шажками. И конечно, главной опорой для малыша в его развитии - являемся мы, взрослые. А главным источником развития - предметная, игровая деятельность.
А еще игра - это универсальный способ обучения и воспитания ребенка. Если Вы хотите развить необходимые способности малыша, научить его думать, понимать речь, воображать - играйте с ним как можно больше! Игры приносят в мир ребенка - радость, интерес, уверенность в себе и своих силах.

Этот раздел нашего сайта посвящен развитию ребенка от 1 года до 3 лет - в игровой форме. Мы подскажем Вам как правильно подбирать материалы и игрушки для развития ребенка, как интересно выстроить развивающую игру, как развивать ребенка физически и что нужно знать о его здоровье, ведь без здоровья нет развития.

Первые три года ребенка – особенно важные для воспитания. В первых двух лет ребенок слушает и запоминает, а начиная с трех лет, начинает повторять то, что показалось особенно интересным, значительным. Если упустить этот период и не выработать у ребенка правильные модели поведения, то в дальнейшем может быть очень сложно перевоспитать его.

Можно выделить два основных этапа в развитии малыша: от года до двух, и от двух до трех лет.

Возраст от 1 до 3-х лет - период формирования характера

Особенности воспитания ребенка в период от года до двух лет

На данном этапе развития поведение детей еще не устойчиво, требуется постоянный контроль со стороны родителей. Начиная с годовалого возраста следует стремиться сохранять у ребенка хорошее, позитивное настроение, играть с ним в веселые, познавательные игры, предназначенные для детей от года.


Развивающие игрушки для детей до 3-х лет должны обеспечить родители

Однако не только игры и беседы с ребенком являются элементами воспитания. Особое внимание следует также уделять:

  • Умыванию, гигиеническим процедурам;
  • Развитию культурных навыков;
  • Одеванию;
  • Внешнему виду;
  • Режиму питания;
  • Режиму сна;
  • Общению с родителями и посторонними людьми;
  • Общению со сверстниками;
  • Понимают требований взрослого человека;
  • Соблюдению порядка в доме.

Совет: Развитие и воспитание ребенка следует производить в разных направлениях, при этом стремясь использовать не поучительную, а игровую форму.

Годовалый и полуторагодовалый малыш лучше всего запомнить ваши требования, если они будут преподнесены необычно. Избегайте в общении с ребенком грубого тона, это может привести к обратному результату – ребенок не захочет выполнять требования.

Что нужно знать родителям о воспитании

Каждый ребенок берет пример со своих родителей и близкого окружения. Если родители употребляют нецензурные выражения, не следят за порядком и внешним видом, нет ничего удивительно в том, что ребенок примет такую же модель поведения. Просьбы убрать игрушки на место или надеть чистую одежду будут сопровождаться истериками.

Лучшие книги по воспитанию

Чтобы этого избежать, необходимо преподнести ребенку правильную модель поведения:

  • Одевая ребенка, обращайте внимание на чистоту его одежды, и указывайте на пятна при их появлении. Следите за тем, чтобы и на вашей одежде не было пятен;
  • При кормлении ребенка подкладывайте салфетку, и хвалите малыша за стремление воспользоваться ею. В возрасте до трех лет малыш лучше поймет похвалу. Ругань его только обидит;
  • Следует приучить ребенка к тому, что после прочтения детской сказки и пожелания «Спокойной ночи» следует отдыхать. Родителям не обязательно, уложив ребенка, также отправляться спать, однако нужно заниматься спокойными делами и не шуметь;
  • Чувство времени у крохи поначалу отсутствует, его необходимо выработать. Это требует колоссальных усилий. Подъем, питание и прогулки, а также отход ко сну должны происходить примерно в одно время.

Совет: Поощряйте у детей желание подражать родителям. Покормив игрушки, ребенок может захотеть помыть посуду, пусть даже понарошку. Позвольте ему это сделать.


В 2-3 года дети копируют поведение старших

Развивающие игры – как элемент воспитания ребенка до двух лет

Двухлетний ребенок еще не понимает, что хорошо, а что плохо, и основная обязанность каждого родителя – объяснить ему это.

Простейшие игры с воспитательным элементом, в которые можно играть с ребенком от года до двух лет:

  1. Девочки любят играть с куклами с самого малого возраста. Помогайте дочке одевать куклу, кормить и купать. Важно: лучше всего купить крупную, тряпичную куклу, без мелких деталей.
  2. Прививать любовь к порядку у мальчиков можно, играя в «парковку». После игры все машинки должны заехать на парковку, роль которой может играть стол, или картонная коробка.
  3. Делая с ребенком зарядку, поощряйте правильность выполнения упражнений. Важно: упражнения должны быть очень простыми, например: «покачаться на ветру», или «вырасти и стать деревом».

Приучение к порядку надо начинать с 2-х лет

После игры всегда собирайте игрушки ребенка в специально отведенное для этого место, и просите малыша помочь вам.

Прививаем ребенку понимание и исполнение требований взрослого

Слово «нельзя» ребенок должен научиться понимать еще до года. Начиная с года и до двух лет важно приучить детей не только к пониманию слов «нельзя» и «можно», но и к послушанию. Малыш должен не только понять, что он сделал что – то плохое, но и не делать больше этого.

Совет: многие родители любят сюсюкать с ребенком. Это не совсем правильно. Общаться с малышом нужно, как со взрослым, при этом избегая сухости и грубости в голосе. Дарите малышу хорошее настроение.


Ребенок должен беспрекословно выполнять слово нельзя

Как только ребенок сделал что – то плохое, следует сделать голос более строгим, поругать малыша. Если родители всегда ласковы, то ребенок сразу заметит произошедшую перемену, и будет стараться в дальнейшем не вызывать такой реакции своими поступками.

Важно не терять терпение. Иногда приходится повторять одно и то же несколько раз, прежде чем малыш запомнит или примет к сведению доносимую до него информацию.

Два года – это тот возраст, когда малыш только учится понимать мир.


Родители должны сохранять терпение

Особенности воспитания ребенка в период от двух до трех лет

К 2-3 летнему возрасту ребенок начинает пользоваться многими умениями, полученными в процессе развития, и становится личностью. Это время часто становится сложным для родителей.

Ребенок осознает свое «Я» и показывает его, но при этом еще не совсем понимает требований и опасности, не всегда может осуществить свои задумки.


Проявления кризиса 3-х лет и что делать родителям

На что следует обратить внимание при воспитании в данный период:

  • В момент не провоцируйте развитие конфликта, а напротив, стремитесь его погасить. Лучше даже уступить ребенку в непринципиальном случае, нежели отстаивать до конца свою точку зрения и тем самым лишь усугубить кризисную ситуацию;
  • Играйте с ребенком. Зачастую, чтобы заставить малыша поесть, проще сказать простую фразу: «Я положила котлетку в тарелку, но ты ее ни в коем случае не трогай». После такой фразы малыш пожелает взять котлету сам;
  • Помните, что ребенок, совершая дурной поступок, не желает сделать зло. Он изучает мир, реакцию на свои действия;
  • Стремитесь не вешать распространенные ярлыки: «Ты хулиган», «ты неряха». Лучше попытаться исправить ситуацию в обратную сторону.

Симптомы кризиса 3-х лет

Ребенок – это счастье, помните об этом даже в трудные моменты. Только проявляя терпение и упорство можно вырастить достойного, уверенного в себе человека. Первые три года – самые важные для становления характера и поведения.

Сложности приучения к горшку

Когда ребенку исполняется два годика, горшку. Некоторые дети начинают садиться на горшок раньше, другие – позже. Здесь не существует определенной нормы. Если приложить терпение и усилия, то результат обязательно появится.


Приучение к горшку надо начинать в 1,5 года

Советы для родителей, приучающих детей к горшку:

  • Начинать приучение следует около года, максимум в полтора годика. Однако результата чаще всего добиваются к двум – двум с половиной годам. Приучая ребенка, избегайте нажима, будьте доброжелательны.
  • Горшок следует поставить в удобном, доступном для малыша месте.
  • Дома снимайте с ребенка памперсы. Первое время он будет делать лужицы по всему дому, но вскоре поймет, куда их нужно делать.
  • Сажайте ребенка на горшок тогда, когда явно заметно его желание сходить в туалет. Если же ребенок занят игрой, а вы отрываете его и силком сажаете на горшок, приучение может существенно затянутся.
  • В продаже появились горшки – трансформеры. Ребенок может сначала пользоваться им, как обычным горшком, а в последствии садиться на горшок, прикрепленный к унитазу.

Горшок трансформер 3 в 1

Приучение малыша к самостоятельности

Приучение к самостоятельности – важный этап воспитания ребенка до трех лет. Ближе к трехлетнему возрасту, ребенок начинает идентифицировать себя, как личность. В этот момент очень важно дать ему понять, что самостоятельность – это хорошее качество.

Не стремитесь сами все сделать за ребенка. Одеваясь на прогулку, дождитесь, пока малыш сам натянет обувь, даже если он делает это очень долго.


Приучение к самостоятельности - важный элемент воспитания

В воспитании самостоятельности очень важно не переступить тонкую грань между терпеливостью и потаканию детским капризам. Будьте для ребенка не строгим наставником, а помощником.

Важно: У ребенка не получится сделать все правильно с первого раза. Будьте готовы к этому и проявите терпение. Очень важно вырастить уверенного в себе, не закомплексованного человека.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок пытается есть суп вилкой. Родители стремятся объяснить ребенку, что есть нужно ложкой и отбирают вилку. Однако это не совсем правильно. Чтобы ребенок стал самостоятельным, объясните ему один раз, что суп едят ложкой, но оставьте и вилку. Через несколько попыток ребенок сам поймет, что вилкой съесть жидкий суп невозможно.

Воспитание детей – трудная, но интересная обязанность каждого родителя. Следуя проверенным советам можно существенно облегчить процесс воспитания малыша и добиться больших успехов. Воспитать своих детей правильно должен каждый родитель.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.