Представление опыта работы. I. Подготовительный этап

АННА НЕКРАСОВА
Проект «Растим патриотов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№26 «РЕЧЕНЬКА»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Проект «Растим патриотов »

По патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста МАДОУ детский сад комбинированного вида «Реченька» Ступинского муниципального района Московской области

Подготовила : Некрасова А. Н.

Земной поклон, солдат, от жизни,

От всех, кого ты заслонил.

Ты спас свободу, честь Отчизны,

В потомках память заслужил.

Участники проекта - дети подготовительной группы «Буратино» МАДОУ детский сад комбинированного вида №26 «Реченька» г. Ступино Московской области.

Актуальность темы :

Патриотическое воспитание закладывается в процессе жизни, в рамках конкретной социокультурной среды. Это одно из главных направлений воспитательной работы в нашем дошкольном учреждении. Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы : мать, отец, родители, те, кто даем жизнь своему существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Проблемы воспитания интереса к истории своей Родины, продолжения семейных традиций актуальны для подрастающего поколения . Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей своей страны. Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего понятия. И педагог в этом процессе выступает как носитель культурных ценностей, является ключевой фигурой в передаче ценностей от одного поколения к другому. С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный объем материала.

Начать проект я решила с проведения анкетирования среди родителей и воспитанников детского сада, чтобы выяснить актуальность выбранной темы и уровень заинтересованности участников проекта . Анкетирование, проведенное в нашем детском саду среди родителей и детей, показало :

Дети 5-6 лет практически ничего не знают о Великой Отечественной войне или знают, что «война-это плохо» , «прадеды защищали Родину от немцев» . Практически в анкетах перечисляются родственники (прадеды, деды, бабушки и прабабушки, принимавшие участие в Великой Отечественной войне или работавшие в тылу.

На вопрос «Необходимо ли нашим детям знать историю Великой Отечественной войны, историю жизни своих прадедов и прабабушек?»100 процентов участников анкетирования ответили «да» .

«В какой форме происходит такое знакомство в вашей семье» - ответы на этот вопрос были следующие :

Рассказы, беседы;

Просмотр фильмов и комментарии к ним родителей;

Участвуем в параде Победы;

Знакомство с песнями военных лет, стихами о войне, книгами;

Посещение выставок, музеев.

Задача воспитания чувства патриотизма , любви к малой родине традиционно решается в нашем детском саду, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с событиями и участниками Великой Отечественной войны. Решением данной проблемы стала реализация проекта : «Ратный подвиг» . Таким образом, наш детский сад выступил социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира» , воспитания патриотизма , основ гражданственности, а также интереса к малой родине.

Цель проекта :

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; повышение интереса к истории своей страны; воспитание чувства гордости и сопричастности к наследию своих предков.

Задачи проекта :

Дать знания детей о значении победы нашей родины в Великой Отечественной войне.

Расширять знания детей о жизни и подвигах пионеров-героев.

Воспитывать любовь к родному краю.

Познакомить с культурой и традициями празднования Дня Победы.

Формировать историческую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по сохранению памяти о наследии предков.

Способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, развивать эстетический вкус.

В рамках проекта «Растим патриотов » прошли следующие мероприятия в декабре 2014г. - анкетирование родителей воспитанников группы, создание стенда «Растим патриотов » , выставка книг о Великой Отечественной войне, знакомство с символикой РФ; в январе-феврале 2015г. - беседы «Великие битвы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» О Городе - Герое Ленинграде, о Сталинградской битве, Москва во время ВОВ, герои ВОВ, разучивание пословиц о храбрости и смелости героев-солдат, создание буклетов о Города - Героях : Москва, Сталинград, Брест, акция «Память» , вышивание платка с именем солдата ВОВ, «Ладога глазами ребят» - коллективная работа, конкурс рисунков «Был трудный бой» , рассматривание иллюстраций, книг на тему «Солдаты Отечества» , игра - викторина «Растим патриотов » , работы детей ко Дню защитника Отечества, участие в выставке 23 февраля –День защитника Отечества, выпуск стенгазеты ко Дню защитника Отечества (работа родителей) ; в марте - для родителей папка передвижка «Наши земляки в годы войны» ; в мае приглашение ветеранов труда и ВОВ на мероприятия дошкольного учреждения, участие ребят в параде, посвященном 70- летию Великой Победы.

МОУ «ООШ с. Озерки Духовницкого района Саратовской области

Разработка патриотического мероприятия

«Растим патриотов России»

учитель начальных

классов

МОУ «ООШ с. Озерки

Духовницкого района

Саратовской области»

Киреева Татьяна

Константиновна

Аннотация

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы в начальной школе. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. преемственности поколений; развивать чувство гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Данная разработка может быть полезна учителям начальной и средней школы, организаторам внеклассной работы.

Введение

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России. Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Цель мероприятия:

Ф ормирование нравственных качеств личности через духовно-нравственные ценности и традиции Отечества.

Задачи:

1. У глубить знания воспитанников о героических событиях отечественной истории;

2. П ознакомить воспитанников с соотечественниками, ветеранами войны участвовавших в Великой Отечественной войне;

3. Воспитывать у детей любовь к родному краю, ощущения исторической ценности.

Условия применения: для реализации данной разработки необходимо мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия:

1: Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?

2:
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?

3: Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

4: В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Деревня родная, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

5: Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Все: Это тоже Родина.

Вед.1. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех в нашем зале в преддверии большого праздника– праздника Победы.

Вед.2. Сегодня мы с вами поговорим о патриотизме, о любви к Родине, ведь любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека, оно подобно большой реке.

Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого всё начинается. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове «Родина»? Пусть же сегодня произносятся добрые слова и звучат лучшие песни, обращенные к своей стране.

Песня «Купола России».

Вед.1: Всё может родная земля! Может накормить тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя не

может…

Вед.2: Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.

Вед.1: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поприветствовать тех, кто не жалея себя, защищал и будет защищать нашу Родину от врагов, о тех, кому мы обязаны жизнью.

Вед.2: Мы хотим сегодня вместе с вами попытаться вспомнить военные дороги наших дедов, отцов, братьев, вспомнить, как это было…

Вед.1: Все дальше глубь истории – уходят события Великой Отечественной войны. Но никогда не изгладятся эти события из памяти тех, кто полной мерой испил и горечь отступления, и радость наших великих побед.

Вед.2: Рядом с нами живут ветераны,

Что прошли по дорогам войны.

Пусть болят у них старые раны,

Но по-прежнему духом сильны.

Вед.1: Им погибших друзей не забыть никогда,

Хотя в этом и нет их вины.

Но в душе рядом с ними они навсегда

И не могут уйти от войны.

Вед.2: Потому ветераны себя не щадят,

Без волнения жить – не для них,

Ярким пламенем жизни сердца их горят,

На борьбу вдохновляя других.

Вед.1: Нам очень приятно видеть сегодня наших почётных гостей, наших дорогих ветеранов ВОВ. Для них события войны навсегда останутся живыми и близкими.

Вед.2 : Это они прошли сквозь огонь и дым, мерзли в окопах и переплывали ледяные реки, чтобы отстоять землю, на которой мы с вами живем.

Вед .1 : От Волги поднимается туман

Блестят на листьях капельки росинок.

Меня не манит небо дальних стран,

Хочу узнать тебя моя Россия.

Песня «О моя Россия».

Вед.2:

О России петь – что стремиться в Храм.

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что любовь любить,

Что бессмертным быть!

Вед.1: Россия! Ты не зря слыла для стран других загадкою.

Но не всегда судьба была страны великой гладкою.

Вед.2: Порой не радость, а печаль царила над Россией,

И часто защищала сталь её озёра синие.

Вед.1: Порой невзгоды над страной кружились чёрным вороном,

Плечом к плечу вставал народ, чтобы сразиться с ворогом.

Звучит запись песни «Вставай страна огромная».

Вед:2: Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества.
Вед.1: Мирно страна проснулась в этот июньский день,

Только что развернулась в скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру, утро встречала Москва…

Вдруг разнеслись по эфиру памятные слова…

Утром у нас на пороге заполыхала война.

Вед.2 : Все от мала до велика встали на защиту нашей Родины: добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.

Вед.1: Война… Отвратительное лицо ее никогда не сотрется из памяти народной.

Вед. 2: «У войны - не женское лицо…» Да, не женское, но доле женщины в годы войны не позавидуешь.

Вед.1: Женщина, нежная, прекрасная, самой природой созданная для любви, для выполнения великой миссии матери вынуждена была не только воевать на фронте, убивать врага своими руками, она, именно она, ковала победу в тылу.

Вед.2: В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

Песня «Льётся в тесной печурке огонь…».

Вед.1: Солдатские матери... Их подвиг никогда не оценивается наградами, но они заслужили самые высокие почести. Они выполняли свой долг перед Родиной в самые страшные годы испытаний, которые пережила Россия.
Вед.2: Они отдавали ей своих сыновей, они ждали их домой, принимая на себя весь груз забот, они выхаживали своих детей после ранений. Ни одна победа не могла бы свершиться без их святого труда.

Звучит музыка «Аве Мария…».

Вед.1:

В душной, тревожной, ночной тишине
Давит тревога на грудь.

Сердце, как чайка на тихой волне,

Тоже не может уснуть.

Тоненькой свечки горит огонёк,
В небо молитва летит:

"Дай ей силы на сотни дорог,
Злую беду отведи".

Ветер качнул старый клён второпях,

Бросилась тень на часы.
Дева Мария качает дитя.
"Боже, помилуй, спаси".

В комнате, где она учился ходить,

Дождь застучал. Догорает свеча,
А за окном всё светлей.
Матери часто не спят по ночам –
Матери ждут дочерей.

Кажутся им почему-то всегда
Ночи страшнее, чем дни.
"Дева Мария, ночная звезда,
Боже, спаси, сохрани!"

Вед.1: Люди!
Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, помните!
О тех, кто уже никогда не споет, - помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, -
Помните! Помните! Помните!

Вед.2: Сквозь время говорят с нами те, кто уже никогда не вернется, не обнимет детей, внуков, друзей. Поклонимся же низко тем, кто положил свою жизнь на алтарь Отечества.

Вед.1: Если по каждому погибшему и пропавшему без вести объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года.

Вед.2: Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте люди встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Вед.1: Почтим минутой молчания память тех, кто отстоял мир, ценой жизни.

Минута молчания

Вед.2: Я родилась, когда всё было в прошлом,

Победе нашей уже много лет,

Но как мне близко то, что уже в прошлом.

Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!

Вед.1: Каждый год душа моя рыдает,

Когда я слышу памяти слова.

Дух праздника в воздухе витает,

А на глазах печали пелена.

Вед.2: Спасибо вам, что мы войны не знали,

Что мы не слышим шум тех страшных лет,

Что вы нам жизнь своею жизнью дали!

Дай бог вам, ветераны, долгих лет!

Песня «Солнечный круг».

Вед.1: Всегда символом радости, светлого детства, хорошего настроения, счастливым сувениром России была и есть чудесная российская матрешка. Дорогие гости, для вас танцуют наши дети.

Танец «Русские матрешечки».

Вед.1: Я хочу кувыркаться в весенней траве.

Я хочу с петухами встать на заре,

И в холодную реку нырять в жаркий день,

И в лесу слышать пение птиц – целый день.

Вед.2: А за морем нам бомбой и смертью грозят.

Чтоб не было в мире улыбок ребят.

Чтобы улицы наши сгорели дотла

И в руинах стояли наши дома.

Вед.1: Я ни бомбы ужасной, ни пуль не хочу

И борьбе свою жизнь я за мир посвящу.

Так давайте все вместе – все дети Земли.

Дружно руки поднимем – МЫ ПРОТИВ ВОЙНЫ.

Вед.2: Сердечное спасибо всем, кто отстоял наше Отечество в Великой Отечественной войне. Будем достойны памяти павших. Ваш подвиг будет жить в веках.

Вед.1: Мы радуемся, что можно под мирным небом спокойно учиться, мечтать, играть. Докажем своими добрыми делами, что мы тоже будем достойными защитниками Родины.

Песня «День Победы».

Вед.2: Дорогие друзья! Наша встреча подошла к концу. Спасибо вам, наши герои за мирное небо, за яркое солнце, за то, что могут спокойно спать наши дети.

Вед.1: Крепкого здоровья вам и долгих-долгих лет жизни. Низкий вам всем поклон!!!

Заключение

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью к России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.

Родной край, картины природы: горы и степи, озера и моря, мегаполисы и маленькие населенные пункты таят в своей истории множество открытий. Если вспомнить, сколько разнообразных легенд и сказаний, песен и стихов о родном, любимом крае можно рассказать детям! Любовь к природе, бережное отношение к богатствам ее, к каждому колоску и деревцу, поход в краеведческий музей и собирание коллекции минералов и камней, гербарии, также поможет воспитать в детях гордость за свою страну.

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину. Покой отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники, которыми должны быть учителя, тренеры, родители, руководители кружков, все неравнодушные люди в состоянии помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны. – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т.В. Шепелева – Волгоград: Учитель, 2007 г.

Газета "Первое сентября. Начальная школа" (Приложение к журналу "Начальная школа") № 13/2003, стр.13.

Оглавление

    Тема: «Есть такая профессия - Родину защищать».

    Цель: способствовать принятию старшими подростками нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность).

    Предварительная подготовка: оформление зала, подборка стихов и музыки, приглашение гостей - участников боевых действий в Великой Отечественной войне, Афганистане, Чечне, цветы для ветеранов.

    Участники: учащиеся 9-11 классов, ветераны войны, войны в Афганистане, военных действий в Чечне.

    Место проведения: школьный музей.

    Сценарий мероприятия.

    Учитель.

    У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших страну в разные эпохи, в том числе и жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Да, у времени своя память, но мы не вправе забывать ужасы всех войн, чтобы они не повторились вновь. Мы не вправе забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы жили сегодня.

    Умирают солдаты дважды:

    От штыка или пули вражьей.

    От забывчивости живущих.

    На экране: Страница I. «Кто с мячом на землю Русскую придет, от меча и

    погибнет».

    1 ученик.

    Как говорит летописец, «плачь велик» стоял на Руси, когда в ее пределы вторглись кочевники: половцы, хазары, печенеги. Много врагов было у Киевской Руси. Но грозно звучало имя молодого князя - Святослава Игоревича. Почти всю жизнь он провел в походах: ходил на Оку, в Поволжье, на Кавказ, разгромил хазарский каганат. В союзе с венграми и болгарами вступил в военную кампанию против Византии. Святослав казался живым воплощением могучей силы руссов. Из глубины веков донеслись до нас слова князя, которыми он предупреждал своих противников: «Иду на Вы!» в этих словах звучит не только уверенный вызов, но и тонкий расчет стратега. Недолго прожил князь - ратоборец, но 6 победоносных походов совершил.

    2 ученик.

    В то время как орды монголо - татар терзали Русь на востоке, с северо - запада ей угрожали рыцари - крестоносцы. И кто знает, как сложилась бы судьба нашей земли, если бы не один из тех, чьи имена навечно вписаны в ее героическую летопись. Борьбу за освобождение северо - западных земель от немецких и шведских рыцарей начал молодой Новгородский князь Александр Ярославич. Несмотря на свою молодость Александр показал себя гибким и дальновидным политиком и талантливым стратегом. Его блестящие победы в 1240 году на Неве и в 1242 году на Чудском озере обезопасили западные рубежи Руси.

    3 ученик.

    Раздроблена была земля русская на мелкие княжества, враги жестоко терзали её. Но не спешили князья объединяться. Черной тучей пришло на Русь монголо - татарское иго. Больше двух столетий стонала наша земля… Освобождение Руси, начало её возрождения связано с именем великого князя московского Дмитрия Ивановича. Дмитрий - великий князь московский и владимирский, возглавив вооруженную борьбу русского народа против ордынцев, одержал победу в битве на реке Вожже в 1378 году, а затем и на поле Куликовом в 1380 году близ Дона. Тяжело далась эта победа, но она стала поворотным моментом в борьбе за независимость.

    4 ученик.

    Прошли столетия, объединилась Россия, укрепила свои границы на Балтике. Но не так успешно обстояли дела на Черном море: могущество Турции представляло большую опасность для молодой Российской империи. Именно в это время мир узнает великого полководца - А.В.Суворова. начиная службу унтер - офицером, дослужился до генералиссимуса. Главные военные уроки получил в Семилетней войне. Он создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны, а также на обучение и воспитание солдат. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Его задача - полный разгром неприятеля. Самая знаменитая его победа - взятие турецкой крепости Измаил в 1790 году. Турки гордо заявляли, что «скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вспять, чем сдастся Измаил!» 40 - тысячная армия в стенах крепости не боялась длительной осады. Суворов за 8 дней подготовил и осуществил штурм. За свою долгую жизнь Суворов прошел все ступени военной службы, он провел 60 крупных сражений и одержал 60 блестящих побед.

    5 ученик.

    Не прошло и века, а Россия вновь в опасности! У берегов Крыма стоят корабли Англии, Франции и Турции. Их главная цель: захватить Севастополь и уничтожить русский флот. Оказавшись перед лицом превосходящего противника, защитники города и не думали сдаваться. 349 дней продолжалась героическая оборона города. Командующим и душой обороны стал адмирал Павел Нахимов. В Крымской войне 1853 - 56гг. эскадра черноморского флота под командованием Нахимова разгромила главные силы турецкого флота в Синопской бухте.

    6 ученик.

    Навеки вошел в историю русского флота С.О.Макаров. Он впервые применил катера для минных атак боевых кораблей. Макаров руководил строительством ледокола «Ермак» и ходил в арктическое плавание, написал 50 научных работ. Последний этап жизни связан с русско - японской войной 1904 - 1905гг. Командуя Тихоокеанским флотом, Макаров разработал инструкции по управлению огнем по ходу корабля. С.О.Макаров погиб на броненосце «Петропавловск», который во время маневра подорвался на мине и затонул.

    На экране: II страница. «Тот самый длинный день в году,

    С его безветренной погодой

    Нам выдал общую беду:

    На всех, на все 4 года…

    (Песня «Священная война»).

    Учитель.

    Не прошло и полувека, а на границах вновь заполыхал пожар войны - Великой Отечественной войны.

    1 ученик.

    «Умрем, но из крепости не уйдем!» - нацарапал кто - то из защитников крепости штыком. Это была клятва, и герои её сдержали: почти месяц маленькая крепость не пропускала целую дивизию, поддерживаемую танками, артиллерией и авиацией.

    2 ученик.

    1941 год - время тяжелых испытаний. Враг подступил к Москве. Но захватить столицу не удалось. С 30 сентября 1941 года советские войска вели под Москвой оборонительную, а с 5 - 6 декабря наступательную операции.

    Под командованием генерал - майора Панфилова героически сражались воины 316 стрелковой дивизии. «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва». В тяжелых оборонительных боях дивизия отражала массированные атаки противника. Героизм защитников столицы не был напрасным. Разгром фашистских войск под Москвой стал первым крупным поражением Германии. Под Москвой был развеян миф о непобедимости гитлеровских войск.

    3 ученик.

    Летом 1942 года фашистская армия развернула наступление на южном крыле фронта. Под угрозой оказались нефтеносные районы Кавказа и плодородные земли Дона и Волги. До середины ноября 1942 года Советская Армия вела под Сталинградом оборонительные бои, в ходе которых был разработан план наступательной операции. 19 ноября в полном объеме, впервые за всю войну, осуществился массированный огонь, подавляющий оборону противника. Согласованные действия Юго - Западного, Донского и Сталинградского фронтов привели к тому, что группировка войск Паулюса была окружена и уничтожена. Это было начало коренного перелома в войне.

    4 ученик.

    Поражение под Сталинградом и на других фронтах подорвали военную мощь и боевой дух немецко - фашистских захватчиков. Летом 1943 года гитлеровское командование решило провести крупное наступление под Курском. Советские войска укрепили оборону, прежде всего противотанковую и противовоздушную, а 5 июля начали наступательную операцию.

    На батарее - ад кромешный.

    Земля взметнулась к небесам.

    И перебито, перемешано

    Железо с кровью пополам.

    Использованная литература:

    Видеоматериал:

    1. Александр Невский.
    2. Крымская война.
    3. От Кремля до рейхстага.
    4. 9-я рота.

    Музыка:

    1. Священная война.
    2. День Победы.
    3. Офицеры.

Просмотр содержимого документа
«"Растим патриотов России" »

Пояснительная записка

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. По В.И.Далю слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник и отчизник». В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам.

Разработка представлена в номинации: Методика организации и проведения «Уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Сценарий данного мероприятия рассчитан на учащихся 9-11 классов. Встреча предполагает не только непосредственно общение с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн, но и одной из задач имеет ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами.

Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность: способствует формированию патриотизма, личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятия авторитета армии. А кроме того развивает общий кругозор.

Патриотическое воспитание, на наш взгляд, должно осуществляться в процессе включения учащихся в активную деятельность и может быть реализовано с помощью многообразных форм и методов.

Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести некоторую предварительную работу:

    Наладить контакт с участниками локальных войн и ветеранами войны;

    Провести предварительную исследовательскую работу с учащимися по предложенной теме;

    Составить вопросы для гостей;

    Подобрать стихи, музыкальное сопровождение;

    Видеосопровождение;

    Мультимедийный проектор, экран;

    Подготовить зал в соответствии с тематикой и создание торжественно – официальной обстановки;

    Организовать по окончанию проведения мероприятия возложение цветов.

Изучение героического прошлого воспитывает у учащихся чувство патриотизма, гордости за свою страну и людей живущих рядом. Развивает интерес к искусству, истории, заставляет задуматься о своей жизни, о своем месте в обществе, о своем развитии как личности.

Тема: «Есть такая профессия – Родину защищать».

Цель: способствовать принятию старшими подростками нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность).

Задачи:

    сформировать представления о воинском долге и верности Отечеству, опыт нравственного поведения личности.

    эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.

Предварительная подготовка: оформление зала, подборка стихов и музыки, приглашение гостей – участников боевых действий в Великой Отечественной войне, Афганистане, Чечне, цветы для ветеранов.

Участники: учащиеся 9-11 классов, ветераны войны, войны в Афганистане, военных действий в Чечне.

Место проведения: школьный музей.

Сценарий мероприятия.

Учитель.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших страну в разные эпохи, в том числе и жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Да, у времени своя память, но мы не вправе забывать ужасы всех войн, чтобы они не повторились вновь. Мы не вправе забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы жили сегодня.

Умирают солдаты дважды:

От штыка или пули вражьей.

И спустя много лет, в грядущем

От забывчивости живущих.

О мужестве тех, кто защищал свою землю, кто не щадил себя ради Отечества, кто до конца оставался верен воинскому долгу пойдет речь сегодня.

(Звучит музыка. М.Глинка. «Славься» из оперы «Жизнь за царя»).

На экране: Страница I. «Кто с мячом на землю Русскую придет, от меча и

погибнет».

1 ученик.

Как говорит летописец, «плачь велик» стоял на Руси, когда в ее пределы вторглись кочевники: половцы, хазары, печенеги. Много врагов было у Киевской Руси. Но грозно звучало имя молодого князя – Святослава Игоревича. Почти всю жизнь он провел в походах: ходил на Оку, в Поволжье, на Кавказ, разгромил хазарский каганат. В союзе с венграми и болгарами вступил в военную кампанию против Византии. Святослав казался живым воплощением могучей силы руссов. Из глубины веков донеслись до нас слова князя, которыми он предупреждал своих противников: «Иду на Вы!» в этих словах звучит не только уверенный вызов, но и тонкий расчет стратега. Недолго прожил князь – ратоборец, но 6 победоносных походов совершил.

(Видеофрагмент «Александр Невский»).

2 ученик.

В то время как орды монголо – татар терзали Русь на востоке, с северо – запада ей угрожали рыцари – крестоносцы. И кто знает, как сложилась бы судьба нашей земли, если бы не один из тех, чьи имена навечно вписаны в ее героическую летопись. Борьбу за освобождение северо – западных земель от немецких и шведских рыцарей начал молодой Новгородский князь Александр Ярославич. Несмотря на свою молодость Александр показал себя гибким и дальновидным политиком и талантливым стратегом. Его блестящие победы в 1240 году на Неве и в 1242 году на Чудском озере обезопасили западные рубежи Руси.

3 ученик.

Раздроблена была земля русская на мелкие княжества, враги жестоко терзали её. Но не спешили князья объединяться. Черной тучей пришло на Русь монголо – татарское иго. Больше двух столетий стонала наша земля… Освобождение Руси, начало её возрождения связано с именем великого князя московского Дмитрия Ивановича. Дмитрий – великий князь московский и владимирский, возглавив вооруженную борьбу русского народа против ордынцев, одержал победу в битве на реке Вожже в 1378 году, а затем и на поле Куликовом в 1380 году близ Дона. Тяжело далась эта победа, но она стала поворотным моментом в борьбе за независимость.

4 ученик.

Прошли столетия, объединилась Россия, укрепила свои границы на Балтике. Но не так успешно обстояли дела на Черном море: могущество Турции представляло большую опасность для молодой Российской империи. Именно в это время мир узнает великого полководца – А.В.Суворова. начиная службу унтер – офицером, дослужился до генералиссимуса. Главные военные уроки получил в Семилетней войне. Он создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны, а также на обучение и воспитание солдат. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Его задача – полный разгром неприятеля. Самая знаменитая его победа – взятие турецкой крепости Измаил в 1790 году. Турки гордо заявляли, что «скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вспять, чем сдастся Измаил!» 40 – тысячная армия в стенах крепости не боялась длительной осады. Суворов за 8 дней подготовил и осуществил штурм. За свою долгую жизнь Суворов прошел все ступени военной службы, он провел 60 крупных сражений и одержал 60 блестящих побед.

(Видеофрагмент «Крымская война»).

5 ученик.

Не прошло и века, а Россия вновь в опасности! У берегов Крыма стоят корабли Англии, Франции и Турции. Их главная цель: захватить Севастополь и уничтожить русский флот. Оказавшись перед лицом превосходящего противника, защитники города и не думали сдаваться. 349 дней продолжалась героическая оборона города. Командующим и душой обороны стал адмирал Павел Нахимов. В Крымской войне 1853 – 56гг. эскадра черноморского флота под командованием Нахимова разгромила главные силы турецкого флота в Синопской бухте.

Гибель Нахимова на Малаховом кургане при обороне Севастополя болью отозвалась в сердцах всех защитников города.

6 ученик.

Навеки вошел в историю русского флота С.О.Макаров. Он впервые применил катера для минных атак боевых кораблей. Макаров руководил строительством ледокола «Ермак» и ходил в арктическое плавание, написал 50 научных работ. Последний этап жизни связан с русско – японской войной 1904 – 1905гг. Командуя Тихоокеанским флотом, Макаров разработал инструкции по управлению огнем по ходу корабля. С.О.Макаров погиб на броненосце «Петропавловск», который во время маневра подорвался на мине и затонул.

На экране: II страница. «Тот самый длинный день в году,

С его безветренной погодой

Нам выдал общую беду:

На всех, на все 4 года…

(Песня «Священная война»).

Учитель.

Не прошло и полувека, а на границах вновь заполыхал пожар войны – Великой Отечественной войны.

1 ученик.

Много суровых испытаний выпало на долю нашего народа. Не умирает память о страшной войне, которая началась 22 июня 1941 года, когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Первый удар на рассвете приняла на себя Брестская крепость. Не имея связи с командованием, гарнизон крепости создал штаб обороны.

(слайд: надписи на стене Брестской крепости:»Умрем, но из крепости не уйдем!»)

«Умрем, но из крепости не уйдем!» - нацарапал кто – то из защитников крепости штыком. Это была клятва, и герои её сдержали: почти месяц маленькая крепость не пропускала целую дивизию, поддерживаемую танками, артиллерией и авиацией.

(Видеофрагмент «От Кремля до Рейхстага»).

2 ученик.

1941 год – время тяжелых испытаний. Враг подступил к Москве. Но захватить столицу не удалось. С 30 сентября 1941 года советские войска вели под Москвой оборонительную, а с 5 – 6 декабря наступательную операции.

Под командованием генерал – майора Панфилова героически сражались воины 316 стрелковой дивизии. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». В тяжелых оборонительных боях дивизия отражала массированные атаки противника. Героизм защитников столицы не был напрасным. Разгром фашистских войск под Москвой стал первым крупным поражением Германии. Под Москвой был развеян миф о непобедимости гитлеровских войск.

3 ученик.

Летом 1942 года фашистская армия развернула наступление на южном крыле фронта. Под угрозой оказались нефтеносные районы Кавказа и плодородные земли Дона и Волги. До середины ноября 1942 года Советская Армия вела под Сталинградом оборонительные бои, в ходе которых был разработан план наступательной операции. 19 ноября в полном объеме, впервые за всю войну, осуществился массированный огонь, подавляющий оборону противника. Согласованные действия Юго – Западного, Донского и Сталинградского фронтов привели к тому, что группировка войск Паулюса была окружена и уничтожена. Это было начало коренного перелома в войне.

(на сцену приглашаются ветераны Великой Отечественной войны. Выступление ветеранов, вопросы учащихся).

(Видеофрагмент «Операция «Цитадель»).

4 ученик.

Поражение под Сталинградом и на других фронтах подорвали военную мощь и боевой дух немецко – фашистских захватчиков. Летом 1943 года гитлеровское командование решило провести крупное наступление под Курском. Советские войска укрепили оборону, прежде всего противотанковую и противовоздушную, а 5 июля начали наступательную операцию.

Самым крупным танковым сражением стало сражение у деревни Прохоровка (12 июля 1943 года), 1200 танков устремились навстречу друг другу.

На батарее – ад кромешный.

Земля взметнулась к небесам.

И перебито, перемешано

Железо с кровью пополам.

План вермахта под названием «Цитадель» был сорван. Победой под Курском и выходом советских войск к Днепру завершился коренной перелом в войне.

(Видеофрагмент «От Кремля до рейхстага»).

5 ученик.

Во всех крупных сражениях Великой Отечественной принимал участие выдающийся стратег – маршал Г.К.Жуков. командовал советскими войсками на р. Халхин – Гол, участвовал в битве под Москвой, в прорыве блокады Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах, при освобождении Украины и Белоруссии, в Висло – Одеровской и Берлинской операциях. «Маршалом Победы» называют Г.Жукова. 8 мая 1945 года от имени и по поручению Верховного Главнокомандующего Г.Жуков подписал акт о капитуляции фашистской Германии, а 24 июня 1945 года маршал принимал парад Победы в Москве.

(Песня «День Победы»).

На экране : III страница. «Служу Отечеству!-

Не громкие слова.

Служить Отечеству –

Наш долг перед Россией!

Учитель.

Россия прошла трудный, славный путь. Не раз русскому народу приходилось вставать на защиту Родины. Но и в мирное время нашим солдатам приходится брать в руки оружие.

Все может родная земля: может накормить хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Честь и слава всем, кто выполнял свой долг по защите рубежей Отечества. Но как часто за последние десятилетия армию использовали для удовлетворения политических амбиций, и связанные присягой командиры и рядовые принимали смерть в самых дальних уголках планеты. Одним их таких событий стала война в Афганистане, которая длилась в 2 раза больше чем Великая Отечественная, но почему – то ее стараются не вспоминать. И нельзя не согласиться с мнением С.Алексеевич, автора повести «Цинковые мальчики», которая писала, что об этой войне мы знаем ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть, и не испугаться.

1 ученик.

Поговори со мной, трава,

Скажи мне, где берутся силы?

Меня ведь тоже так косили,

Что отлетела голова.

Казалось, нет нас – только пепел,

Но мы из этих страшных петель,

Как птица – феникс, поднялись.

2 ученик.

Мы шли пружинисто и дружно –

Две сотни ног в единый шаг

И слава русского оружья

Звенела в нервах и ушах.

Туда, где полковое знамя

Цепляло верхние слои,

Взмывали соколы орлами

И соловьями – воробьи.

Земля сама под шаг просилась –

Десантный шаг, и потому

От грома небо покосилось,

Берету вторя моему.

Из окон радостно сверкали

Сквозь вишен розовый туман…

И мы тогда еще не знали

Словца мудреного – «душман».

3 ученик.

За мужество и героизм, проявленные в период военных действий в Афганистане, 86 военнослужащих из состава Ограниченного контингента советских войск были удостоены звания Героя Советского Союза, из которых 28 человек, к сожалению, посмертно. Более 200 тыс. воинов – интернационалистов были награждены другими орденами и медалями СССР. Среди военнослужащих, награжденных правительственными наградами:

Нет оснований для утверждения, что советские войска потерпели поражение в Афганистане. По этому поводу генерал – полковник Б.Громов справедливо указывает на следующие неопровержимые факты: «Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили – в отличие от американцев во Вьетнаме – свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы – лишь то, что могли».

В целом все советские военнослужащие, а также обслуживающий их гражданский персонал в какую бы страну ни направляла их Родина, с честью и достоинством, очень часто в непривычных для себя физико – географических и природно – климатических условиях, с риском для жизни выполняли задания руководства страны и военного командования. Многие их них удостоились за это государственных наград.

(На сцену приглашаются ветераны войны в Афганистане. Выступления ветеранов, вопросы учащихся).

Учитель.

Все новые и новые горячие точки вспыхивают на карте нашей планеты и среди них Чечня.

(Фрагмент фильма «9-я рота»).

4 ученик.

На фоне бледно – розового цвета

Она уму и совести укор

Кто знал еще вчера названье это,

Что за чертою дальних, дальних гор?

В истории всегда свои загадки

С плеча судить мы вовсе не вольны

Кто виноват в кровавой этой схватке

Людей вчера еще одной большой страны.

5 ученик.

Судьбы, судьбы… Пограничник Евгений Родионов попал в плен в 1996 году. К блокпосту на Чечено – Ингушской границе подкатила машина с красным крестом. Он не смог стрелять по людям в белых халатах. «Враги» затолкали ребят в машину и увезли в Чечню. Так начался плен. Евгения казнили под Бамутом в самый день рождения. Ему было 19 лет.

Учитель.

Кто виноват? И что делать? Извечные вопросы… У каждого из нас есть свой долг, даже если мы очень редко над этим задумываемся: долг перед родителями, долг перед совестью, долг перед Родиной.

Война – явление жестокое. Но пока на Земле существует ненависть и злоба, будут продолжаться войны, которые наносят раны людям и уносят из жизни сыновей.

Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов – чувство великое и необходимое, чувство долга.

(Приглашаются участники войны в Чечне. Выступления, вопросы учащихся).

6 ученик.

Война, война…Кому – то очень больно,

А кто – то ищет новых благ и чин…

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Припомним и минуту помолчим.

(ведущие благодарят гостей и участников встречи, гостям вручаются цветы).

Вопросы, заданные учащимися:

    Сколько Вам было лет, когда Вы оказались на войне?

    Как к этому известию отнеслась Ваша семья?

    Был ли у Вас раньше опыт боевых действий?

    Как Вы думаете, сильно ли изменилось наше поколение, способно ли оно на подвиг?

    Что Вас потрясло на войне больше всего?

    Как долго Вы были там?

    Что Вам дала война?

    Какое задание было самым трудным?

    Были ли у Вас ранения?

    Что Вы чувствуете спустя долгое время?

    Какое было Ваше главное оружие?

    Какие – то забавные истории с Вами происходили?

Использованная литература:

    Алексеевич С. Цинковые мальчики.-М.: Просвещение, 1990.-125с.:ил.

    Афганистан болит в моей душе…: Воспоминания, дневники советских воинов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане/ Лит.запись П.Ткаченко. –М.: Мол.гвардия, 1990. – 254 с.:ил.

    Великая Отечественная в письмах /Сост. В.Г.Гришин.- 2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1983.-351с.: ил.

    Великая Отечественная война: 1941-1945: Энциклопедия для школьников.- М.: ОЛМА –ПРЕСС, 2000.-447с.: ил.

    Венок славы. Антология худож.пр-й о ВОВ в двенадцати томах. – т.1-12.-М.: Современник, 1987.

    Митяев А.В. Героические страницы истории Родины: IX-XVIII вв.: Кн.для чтения учащихся 5-8 кл.-М.: Просвещение, 1991.-303с.: ил.

    Павленко Н.И. и др. История СССР с древнейших времен до 1861 года: Учеб.для студентов пед.ин-тов./Н.И.павленко, В.Б.Кобрин, В.А.Федоров.-М.: Просвещение, 1989.-559с.

    Полководцы Великой Отечественной: Кн.для учащихся ст.классов /Сост. А.М.Кучеров.-М.:Просвещение, 1988.-224с.: ил.

    Родина: Журнал.-1999.-№2.-126с.

    Родина.-2000.-№1-2.-225с.

Видеоматериал:

    Александр Невский.

    Крымская война.

    Ожившая история. Видеохрестоматия по истории.

    От Кремля до рейхстага.

Музыка:

    М.Глинка. «Славься» из оперы «Жизнь за царя».

    Священная война.

    Проект

    «Растим патриотов».

    Обоснование значимости проекта.

    «Я помню свет далеких лет.

    В свою страну я верить буду».

    Это слова из музыкального произведения Е.Плотниковой «Песня о той весне». Они и легли в основу моего проекта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

    Слова этой песни так трогают душу, что слезы наворачиваются на глаза, и происходит переворот в сознании, возникает чувство сопричастности к происходящему по сюжету песни и видеоряда к ней, погружение в происходящее на экране через осознание- Война…Горе…Страх…Смерть…Боль…Май…Любовь…Семья…Родина…ПОБЕДА! ЖИЗНЬ!

    Мы живем, растем, учимся в прекрасной стране. Своей жизнью мы все обязаны всем тем, кто отстоял нашу Родину от немецко- фашистских захватчиков и защитил наше светлое будущее. Среди героических защитников Родины были и наши родственники- дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки. Это они отдали свои жизни за наше будущее, за будущее нашей страны. «Спасибо деду за Победу!»- наклейки с такими словами мелькают на стеклах машин в преддверии 9 мая. А ведь «Спасибо за Победу» надо говорить не 2-3 дня в мае, накануне праздника, а все 365 дней в году! Говорить всегда и всем нам- потомкам тех «офицеров и рядовых», что спасли нашу Родину от врага. И нельзя нарушать эту тесную связь поколений, ради них, ради нас самих и ради наших будущих потомков. Мы все должны помнить «свет далеких лет….», и этот свет будет нашим маяком в настоящем и будущем! Главное, нам- взрослым, учителям, родителям, воспитателям, не дать угаснуть этому «маяку», не опустить руки в трудном деле воспитания подрастающего поколения в сложный политический и экономический период не только для России, но и для всего мира.

    По моим собственным наблюдениям, как учителя и классного руководителя, для нынешнего современного поколения школьников понятия «патриотизм», «связь поколений» стало абстрактным, зачастую непонятным. Дети приходят в школу в 1 класс и практически ничего не знают о своей стране, о ее истории, о прошлом и настоящем. И моя задача, как классного руководителя, за четыре года начальной школы научить детей любить свою Отчизну и гордится ею, сформировать у каждого ребенка активную жизненную позицию – «я- гражданин России».

    Патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьника на современном этапе занимает приоритетное место в российской школе. Данным направлениям я уделяю ведущее место в воспитательном процессе начиная с 1 класса, т.к. они помогают вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, помогут найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины, стать достойными гражданами своей великой страны.

    Опираясь на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020г.г.», реализуя школьную «Программу по формированию ценности гражданственности и патриотизма», мной был разработан проект: «Я помню свет далеких лет. В свою страну я верить буду».

    Цель проекта: воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию, укрепление чувства сопричастности обучающихся к истории России в целом и истории своей семьи в частности, обеспечение преемственности поколений.

    Задачи проекта:

      Формирование у обучающихся начальной школы нравственности, чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории страны, своего города.

      Активизация интереса у младших школьников к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Родины.

      Расширение участия родительской общественности в патриотическом и духовно-нравственном воспитании детей.

      Укрепление семейных традиций и улучшение взаимоотношений среди всех поколений в семье.

      Поддержка творческой активности обучающихся и их родителей, членов их семей по созданию литературных и художественных произведений патриотической направленности.

      Взаимодействие образовательного учреждения с организациями дополнительного образования.

    Срок реализации- 4 года (1-4 класс начальной школы).

    Финансовый ресурс: благотворительность родительской общественности:

      печать фотографий,

      брошюрирование: «Книги Памяти ВОВ «Я помню! Я горжусь!» и проекта, посвященного Герою Советского Союза Ю.С.Соколову,

      георгиевских ленточек,

      солдатских пилоток,

      воздушных шаров,

    • расходных материалов для декоративно-прикладного творчества детей.

    Затраченные ресурсы: временные ресурсы. Расспросы родственников, поиск информации в семейных архивах и порталах интернет-ресурсов, в архиве музея истории школы.

    Участники проекта-

    Башкинова С.Б., классный руководитель,

    ученики 1 «В» класса- 31 человек,

    родители – 59 человек,

    бабушки, дедушки учеников,

    Костикова Н.Н., руководитель музея истории школы, педагог внеурочной деятельности,

    Лейко И.Я., заведующая школьной библиотекой.

    Описание проекта:

    Этапы реализации проекта:
    Первый этап – 1 год (Подготовительная часть: сентябрь 2015г.): Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом;

    Составление программы внеурочной деятельности по курсу «Моя Родина-Россия»;

    Разработка экскурсионной программы в рамках реализации данного проекта;

    Выбор с детьми песни к школьному песенному конкурсу «Битва хоров», разучивание песни и подготовка к конкурсу.
    Работа с родителями:
    Родительское собрание по теме: «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников», знакомство с проектом.

    Первый этап реализации данного проекта 2015-2016 учебный год. 1 класс.

    Мероприятия в рамках проекта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию: «Я помню свет далеких лет. В свою страну я верить буду».

      Участие в школьном творческом конкурсе «Битва хоров», посвященном 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне»- ноябрь 2015г.

      Создание социально-значимых проектов:

      «Его имя носит наша школа». Проект о выпускнике нашей школы -Ю.С.Соколове, Герое Советского Союза создан с привлечением к поисковой работе родителей обучающихся- октябрь-ноябрь 2015г.

      «Книга Памяти 1 «В» класса». Проект создан при участии инициативной группы родителей, на основе семейных фотоархивов, личных писем с фронта и архивных документов Интернет-ресурса «Подвиг народа», «Мемориал»- апрель –май 2016г.

      Проведение тематических классных часов, уроков Мужества, посвященных Великой Отечественной войне с привлечением участников ВОВ- октябрь 2015 -май 2016г.г.

      Проведение библиотечных уроков-презентаций: «Блокадный Ленинград»- декабрь 2015г., «Дети Освенцима»- февраль 2016г.

      Участие в муниципальном конкурсе творческих проектов «Идет война народная..: наш город в годы войны, посвященный 75-летию начала Великой Отечественной войны»- участник и победитель Поволоцкий Максим (Апрель 2016 г.)

      Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Изумрудный город» (Центр разработки и проведения Всероссийских и Международных конкурсов, викторин и олимпиад. http :// изумрудныйгород .дети ) (май 2016г.)

    Номинация

    «Этот праздник со слезами на глазах».

    Название работы: «Вечная память героям!»

    Адоньева Виктория

    Номинация

    «Спасибо за Победу!»

    Название работы: «Спасибо деду за Победу!»

    Крестьянинова Полина

      Участие в Международной межпредметной олимпиаде «С чего начинается Родина?» (http ://infourok .ru )- 30 участников, 5 призеров -22 марта 2016г.

      Участие в Международном детском творческом конкурсе «Артсеть» (апрель-май 2016г.) Творческие работы детей размещены на сайте данного конкурса

    (http : //артсеть .рф )

      Участие в патриотических школьных, муниципальных, Всероссийских акциях:

      «Белый голубь Памяти» - изготовление белых голубей поименно на каждого участника войны- родственника ученика нашего класса- 29 апреля - 05 мая 2016г.

      «Георгиевская ленточка»- весь период проведения акции.

      Исторические экскурсии по г.о. Железнодорожный в рамках внеурочной деятельности по курсу «Моя Родина-Россия» –март-май 2016г.

      Музейная педагогика. Презентации «Мой город во время войны», «С выпускного бала на фронт», «Горожане, защищавшие Родину», «Памятники моего города»- октябрь-апрель 2016г.

      Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» на экранах кинотеатра «Люксор» (9 may @luxorcinema .ru ) - май 2016г.

      Проведение видео-урока «Вспомним тех, кто нам жизнь подарил…», посвященного Памяти павших родственников обучающихся 1 «В» класса в Великой Отечественной войне- 11 мая 2016г. Видео-урок подготовлен семьей Никольских.

      Родительские собрания по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания.

      Изготовление подарков папам, дедушкам к празднику «День защитника Отечества»- 15 -19 февраля 2016г.

    Достигнутые результаты I -го этапа реализации проект а :

    «Я помню свет далеких лет.

    В свою страну я верить буду».

      Воспитание патриотизма и чувства гордости за Родину, за своих родственников, вершивших историю страны, за свою семью.

      Вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, социально-значимой направленности. Охват учащихся -100%.

      Создание «Книги Памяти ВОВ. «Я помню! Я горжусь!».

      Знакомство родительской общественности, педагогического коллектива школы, учащихся начальной школы с «Книгой Памяти ВОВ «Я помню! Я горжусь!»

      Размещение «Книги Памяти» в сети Интернет на школьном сайте (http://www.moy-school7.ru/).

      Размещение «Книги Памяти ВОВ. «Я помню! Я горжусь!» на демонстрационном стенде в музее истории школы.

      Размещение видеоверсии «Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!» на видеохостинге по следующей ссылке: https://youtu.be/7dFMeu43iuk

      Привлечение родителей в воспитательный процесс детей. Это способствовало повышению заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма и коллективизма у детей.

    Родители и дети – стали активными участниками проекта (на примере создания «Книги Памяти 1 «В» класса» четко прослеживается совместная семейная поисковая деятельность (рассматривание исторических фотографий семейных альбомов, подбор фотографий военных лет, поиск информации о воевавших родственниках в военных архивах).

      Положено начало социальному партнерству: родительская общественность-школа- классный руководитель.

      Участие Поволоцкой М.А.. мамы ученика 1 «В» класса, в работе Регионального круглого стола


    К.Ушинский писал: « Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

    Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.

    Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны .
    Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
    Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза:
    «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
    С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ.
    «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
    Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
    Очень рано в мир ребенка входит
    природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
    Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
    Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
    При воспитании патриотических чувств очень важно
    поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
    Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для
    становления личности ребенка , для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
    Важным средством патриотического воспитания является
    приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
    Одна из граней патриотизма –
    отношение к трудящемуся человеку . Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
    При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
    Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз.
    Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
    Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

    Очень важно для воспитания патриотических чувств

    и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.
    Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании,
    потребности трудиться , на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.