Почему духовные потребности труднее всего удовлетворить? Структура и потребности современного человека. Роль духовных потребностей

Под духовными потребностями обычно понимают вполне естественные стремления к достижению счастья, гармонии с собой и окружающим миром. Духовные потребности человека базируются на общечеловеческих ценностях, таких как: добро, милосердие, истина, красота, любовь, искусство. Каждый из нас самостоятельно принимает решение о необходимости саморазвития и личностного роста. У всех людей есть духовные потребности, только у одних они выражены больше, у других меньше. Зрелая личность, как правило, стремится не только к материальной выгоде, но и к формированию чувства собственной значимости. Что входит в понятие духовных потребностей и рассматривает данная статья.

Виды духовных потребностей

Потребность в познании

Никакое познание невозможно без правильной мотивации. Личность, которая чувствует в себе необходимость узнавать новое, начинает стремиться разнообразить свои будни, всячески расширять кругозор. Например, люди начинают записываться на всевозможные курсы повышения квалификации, получают дополнительное образование, читают интересующую литературу. Духовная потребность в познании – одна из самых важных для состоявшегося человека. Если эта духовная потребность не удовлетворяется, личность, чаще всего, замыкается в себе и уже не хочет ничего менять.

Духовные потребности не могли бы в полной мере проявляться без стремления к . Благодаря природному интересу к окружающей действительности, человек вообще предпринимает активные шаги в сторону достижения желаемого. Личностью всегда что-то движет: желание повысить свою грамотность, намерение достичь успеха, внутренняя духовная потребность в самореализации.

Самосовершенствование

Самосовершенствование – важная составляющая духовных потребностей личности. Оно включает в себя постоянную работу над характером, искоренение вредных привычек и воспитание вместо них полезных. Духовные потребности могут быть удовлетворены только путем постоянной плодотворной работы над собой. Занимаясь самосовершенствованием, важно знать, чем ты отличаешься от себя вчерашнего. Осознание того, что со временем ты как личность становишься лучше, приносит ощутимую пользу, влияет на все сферы жизни. Человек становится смелее в своих мечтаниях, уже строит далеко идущие планы, не боится смотреть в будущее с надеждой. Для того, чтобы заниматься самосовершенствованием, необходимо иметь четкое представление, что вы хотите в себе изменить. В противном случае ничего не получится.

Есть одна привычка, которая способна разрушить все планы человека, поселить в нем неуверенность и страхи. Это обыкновение постоянно оглядываться на мнение окружающих и во всем искать одобрения у коллег, друзей, знакомых. Никогда не следует сравнивать себя с другими. Достижения окружающих не должны никого вводить в заблуждение. Надо понимать, что у всех разные духовные потребности, возможности, равно как и цели в жизни. Каждый человек является свободной личностью, потому вправе принимать решения самостоятельно. Благодаря духовным потребностям человек имеет возможность взращивать в себе данный природой потенциал, стремиться к большим достижениям.

Любимое дело

Одна из самых значимых духовных потребностей. Ничто так не вдохновляет нас на новые свершения, как наличие такого занятия или деятельности, которое приносит удовлетворение и радость. Любимое дело дает дополнительную энергию для самореализации, нередко придает смысл происходящему, вдохновляет на подвиги.

К счастью, духовные потребности не исчерпываются только стремлением к познанию и самосовершенствованием. По-настоящему целостная личность всегда будет стремиться к тому, чтобы сполна выразить в мире свою индивидуальность. Кто-то достигает данной цели с помощью собственного таланта, другие начинают активно претворять в жизнь имеющиеся в голове идеи. Духовная потребность быть замеченным, узнаваемым и признанным – неотъемлемая составляющая любого сильного человека. Любимое дело, которому посвящается много сил и времени, может способствовать ее реализации. Что может быть лучше, чем деятельность, которая вас вдохновляет? Пожалуй, ничего. Человек, который занимается творчеством или бизнесом, по доброй воле никогда не откажется от своего дела. Духовные потребности всегда требуют нашего внимания и каждодневного участия.

Любовь и счастье

Почти у каждого здравомыслящего человека на первом месте находятся семья и близкие люди. Действительно, о каком внутреннем удовлетворении может идти речь, если остается нереализованной главная духовная потребность – быть любимым и признанным. Причем здесь совершенно не идет речь о получении внимания со стороны общества, в котором живет человек. Гораздо значительнее обрести счастье со своей второй половинкой. Многие люди проводят много лет в поиске такого по-настоящему близкого человека, а некоторые пребывают в этом состоянии всю жизнь. Духовная потребность отдать кому-то свою любовь очень сильна. Можно ограничить себя в материальных благах, не иметь новомодных вещей, но если вы обделены заботой и вниманием, то будете чувствовать себя несчастным, несмотря на весь внешний успех. Одной из самых первостепенных духовных потребностей личности является потребность в любви. Никто не хочет жить в одиночку, закрывшись в страшной тоске от всего мира. Каждому необходимо чувствовать себя нужным и востребованным другими людьми.

Таким образом, духовные потребности руководят процессом познания и самопознания личности. Благодаря духовным потребностям мы имеем уникальную возможность проявить себя как индивидуальность: раскрывать природные способности, сполна выражать имеющиеся таланты и дарования.

Духовные потребности человека вместе с запросами материального характера становятся, по сути, двумя сторонами одной и той же медали. Как существа, принадлежащие к животному миру, люди до конца своих дней остаются заложниками физиологии, которая требует от общества постоянного восполнения материальных ресурсов, необходимых для жизни. Человечеству нужна пища, кров, спасающий от невзгод погоды. Много чего нужно, чтобы жизнь стала безопасной и сытной. В том числе то, о чём, по невежеству, человек пока не догадывается.Но существует ещё и эстетическая сторона. Как показала человеческая практика, начиная с Адама и Евы, удовлетворение только биологических потребностей для индивида из племени homo sapiens не достаточно. Почему? Для человека, обладающего разум, нужна ещё идеологическая обусловленность своих поступков. Людям нужны определенные жизненные ориентиры, дающие более объёмно и рационально обозначить и, по возможности, усвоить блага, гарантирующие оптимальный комфорт.

Духовность становится этим посредником. По крайней мере, самым важным из всех достижимых. Она наполняет сознание индивида теми ориентирами, которые предоставляют возможность жить лучше. Дают в руки каждому тот самый метафорический дарвиновский сучок, с помощью которого можно дотянутся до недоступного прежде. Наполняя интеллект новыми знаниями, чувственными образами и применяя всё это на практике, человек совершенствует свои возможности, понимает их меру и тем самым всё лучше познаёт окружающее и себя.

Отличие духовные потребности от материальных

Главное отличие духовных запросов от материальных представляется в том, что, на первый взгляд, они не становятся необходимыми. В них нет никакой личной корысти. Они не смогут накормить, укрыть от холода, обезопасить от врагов. Удовольствие от заполнения - только моральное, имеющее преимущественно эстетический характер.

Другой отличающий момент заключается в мотивации, причинах, склоняющих личность к удовлетворению тех или иных потребностей. Материальные запросы возникают при непосредственной в них нужде. Это своего рода тактическая, сиюминутная, сторона жизни. Главной силой духовных наклонностей становится не конкретная выгода, а любопытство. Это свойство каждой животной натуры, человека в особенности, является ничем иным как попыткой заглянуть чуть дальше своего носа. Увидеть что-то новое в надежде, что оно окажется полезным в будущем.
При этом духовная деятельность, в отличие от материальной, по возможностям своим беспредельна. Её ограничивает только отсутствие свободного времени.

Теперь о средствах удовлетворения потребностей. Материальные запросы предметны и обусловлены находящейся в наличии ресурсной базой. Единственным средством пополнения духовного потенциала становится творчество.

Каким образом реализует себя творческая личность? Определяющими здесь становятся две функции, присущие человеческому сознанию. Одна из них связана с той или иной формой общения, другая с чувственным познанием мира.

Коммуникативная функция сознания разрешает субъекту получить необходимую духовную или практическую информацию из печатных, визуальных и аудиоисточников, в том числе в результате непосредственного общения с обладателем нужных данных.

Познавательная сторона творчества предусматривает не только получение каких-либо сведений, но также их селекцию, отбрасывание лишнего и усвоение того, что представляется необходимым сейчас.

Виды духовных потребностей

За долгую историю человечество опробовало множество вариантов духовного идеала, определявших мораль того или иного общества. Эта мораль обретала ужасающие черты, развращающие природу человека. Мучительная практика многих веков показала самыми постоянными духовными ценностями всех времён и народов становятся любовь, дети, дружба, вера в лучшее, надежда на то, что оно сбудется, верность, преданность, всё то, что включает в себя понятие счастья. В этот список можно включить ещё свободу творчества, независимость в принятии судьбоносных решений, уверенность в своей правоте.

Главные потребности в духовной сфере условно разделяют на две группы. Первая из них связана с накоплением духовного потенциала, вторая - с его реализацией в социальной среде.

К первой группе духовных потребностей относятся:

  • стремление общаться с интересными людьми в реальной и виртуальной жизни (например, в книгах, спектаклях, кинофильмах);
  • приобщение к прекрасному посредством созерцания красивых пейзажей, художественных достижений великих мастеров, прослушивания выдающихся музыкальных произведений;
  • научно-познавательная работа, расширяющая горизонты мировоззрения;
  • забота о здоровье как единственном фундаменте остальных жизненных начинаний.

Во вторую группу, означающую потребности социального плана, входят:

  1. потребность в трудовой деятельности, разрешающая человеку реализовывать материальные и духовные запросы;
  2. создание нравственных ориентиров, дающих возможность соотнести собственные взгляды на вещи с соответствующим общественным идеалом;
  3. патриотическая направленность поступков и взглядов, ориентирующая личность на защиту и возвеличивание отечества.

Последовательность в удовлетворении потребностей обеих групп не становится строго линейной. Чаще всего она соотносится с материальными запросами и индивидуальными особенностями субъекта. Так по мере реализации основных биологических задач у большинства людей обостряется нужда в духовной ауре. Но в ряде случаев на первое место выдвигаются именно духовные цели.

Роль искусства

Без преувеличения можно сказать, что искусство - величайший учитель, дающий наглядный пример настоящей духовности.

В лучших своих образцах художественные, философские, живописные, музыкальные, скульптурные и архитектурные шедевры современной и прошлых цивилизаций показывают, насколько глубоко и изящно простирается человеческая мысль. Приобщаясь к духовной культуре, человечество не просто удовлетворяет духовные запросы, оно и решает множество прежде недостижимых задач.

Коммуникативная составляющая искусства, включённая в образы литературных творений, даёт возможность на опыте достойных людей представить себе и оценить значение и возможность настоящей, преданной дружбы, любви, вызывающей желание жить красиво и ярко, внимания к проблемам друг друга, сочувствия в беде, плодотворность обмена стоящими идеями.

Познавательная сторона обретённых таким образом знаний позволяет раскрыться своим лучшим качествам, использовать их на личное и общественное благо, заслужить уважение современников и потомков.

Способности, обнаруживаемые в себе посредством общения с прекрасным, рождают и новые потребности. Это проявляется уже у ребёнка. Духовный потенциал личности при благоприятных условиях воспитания и нравственного климата в обществе наращивается на протяжении всей жизни. Расширяется кругозор, совершенствуются взгляды и поведение человека, утончаются его манеры.

Духовное развитие, а вместе с ним и потребление - процесс большей частью творческий. Его результатом становится появление более яркого, сильного, деятельного человека. Уровень культуры людей зависит не только от образования, но и от наличия перед глазами весомых примеров, показывающих, что жить красиво и достойно можно и нужно. По сути, это главная задача искусства.

Заключение

От духовных запросов зависит и атмосфера, в которой люди предпочитают обустроить личную жизнь. Не всегда это удаётся в полной мере, и, тем не менее, никакая материальная нужда, не способна остановить развитие сильной духовной натуры. Примитивное и грубое всё равно будет вытесняться более изысканным и тонким. На этом принципе базируется человеческий прогресс. И, если человечество хочет, чтобы так продолжалось и впредь, о душе нужно помнить и постоянно поднимать её на всё новые и новые высоты.

Оптимальное, на мой взгляд, определение потребности дано в. "Философском энциклопедическом словаре". "Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" .

Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования.

В целом потребности людей можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические, а на ее вершине - духовные потребности. К духовным потребностям (запросам) относятся: общение (обязанности, права и др.), самовыражение (в религии, спорте, искусстве, науке и др.), самоутверждение (уважение, признание, власть и др.).

Целью данной работы является изучение духовных потребностей человека. В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение понятия духовных потребностей, рассмотрение духовных потребностей как элемент духовной жизни общества, а также рассмотрение процесса удовлетворения духовных потребностей.

1. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций .

В данной работе я остановлюсь на довольно обобщенной классификации так называемых базовых потребностей. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей, по мнению многих авторов, является функционирование физиологических систем человеческого организма, т.е. удовлетворение биологических и материальных потребностей. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют.

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (биологических, безопасности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности .

Любая из обозначенных выше потребностей характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность?

Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние. Главная причина такого падения – бездуховность.

Обладая духовными способностями, человек имеет духовные потребности. Уже в ранние годы детства замечаются в ребенке проблески духовной жизни - страх, гнев, удовольствие. В лета юности, молодости и зрелого возраста, при благоприятных условиях, духовное развитие человека расширяется, утончается, совершенствуется, с наступлением старости - приостанавливается на достигнутой высоте и затем, по мере ослабления организма, все более и более ослабевает. Духовная жизнь, соответственно своему развитию, состоянию, влиянию материального организма и внешней среды, создает человеку духовные потребности. Сначала появляются более простые, более грубые, главным образом отвечающие стремлению к удовлетворению наиболее сильных материальных потребностей, а потом выступают более тонкие и более сложные .

За свою долгую жизнь человечество уже определило ведущие духовные потребности. Они еще называются высшими или общечеловеческими ценностями, т.к. являются важными в той или иной степени для большинства людей. К общечеловеческим ценностям относятся, к примеру, категории Любви, Счастья, Дружбы – подразумевается духовная и физическая близость с любимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей. Этот список можно продолжить: физическое и психическое Здоровье, возможность заниматься Творчеством, наслаждаться Красотой природы и искусства, иметь Интересную работу, и, в целом, вести Активную деятельную жизнь. К духовным потребностям относятся Свобода воли, как независимость в своих поступках и действиях и Уверенность в себе, как свобода от внутренних противоречий.

Для объяснения феномена духовности Н.М. Бережной («Человек и его потребности» ) использует понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.

Трансцендентность есть выход за пределы повседневного естественного бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира. Трансцендировать – значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы .

Духовность – трансценденция сознания за пределы повседневного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира.

Таким образом, духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура – субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества .

Существует такое понятие: "твердость духа". Так говорят о человеке, последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл всей своей жизни.

Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства не будет менять своих убеждений по конъюнктурным соображениям. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины Нет более благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и племенных неудач. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными лилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.

Характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться в индивидуальной жизни лишь при наличии развитых волевых качеств индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек - это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не сродни духовности.

Резюмируя, духовность - не просто средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мир, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится выразить себя в духе.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Процесс удовлетворения духовных потребностей называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: "Все люди от природы стремятся к знанию". А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: "нет стремления более естественного, чем стремление к знанию".

Понятие духовной жизни

Духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности и .

Здесь рождается и реализуется дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей , а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его и .

В духовных (научных, эстетических, религиозных) ценностях выражаются общественная природа человека, а также условии его бытии. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития социума. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и проч. человечество выражает свое отношение к реальности и противопоставляет ей определенное идеальное состояние общества, которое должно быть установлено.

Духовное производство

Духовное производство — производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи, теории, духовные ценности, в конечном счете сам человек.

Важнейшей функцией духовного производства является духовная деятельность, которая направлена на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). Процесс духовного производства будет завершенным, когда его продукт дойдет до потребителя. Важное значение имеет такая функция духовного производства, как формирование общественного мнения.

В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от материального производства? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом положительных свойств. Главное из них — всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех. Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендуют, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе — от потребления они не убывают . Наоборот: чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Духовность человека

Духовность человека

Духовность — свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность — это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины.

Духовную жизнь общества образуют такие начала, как нравственное, познавательное и эстетическое. Эти начала порождают мораль и , науку и , искусство и творчество. Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды духовной деятельности , как религиозная, научная, творческая. Этим видам деятельности соответствуют и три идеала ценностей , к которым стремится личность:

  • истина — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее таковой, какова она есть вне и независимо от сознания;
  • добро — общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу;
  • красота — совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху человека.

Человек руководствуется в силу своей образованности и воспитанности множеством ценностей, созданных предшествующими поколениями. Истинное богатство человека заложено в его духовном мире .

Духовность России

В российском обществе в последнее время, к сожалению, довольно широкое распространение получила мысль о том, что человек богат только наличием больших денег, дач, автомобилей — словом, материальных ценностей. Это глубокая и трагическая ошибка. Велика опасность потери как ценности дли поколения, живущего только материальными интересами, ищущего лишь выгоду для себя и теряющего из-за этого смысл жизни. По-настоящему человек богат только своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Бытовая, житейская обустроенность, естественно, важны для человека. Но если все желания будут этим ограничиваться, можно потерять свои корни, основу бытия. По тому, насколько тесно связан человек с духовной культурой, можно судить о богатстве его души и интеллекте, его способности рождать новые идеи и отстаивать истину, добро и красоту. Именно с помощью культуры формируются уникальные, неповторимые черты .



Введение 3

1. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека 4

2. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества 9

3. Удовлетворение духовных потребностей 13

Заключение 14

    Список литературы 22

Введение

Оптимальное, на мой взгляд, определение потребности дано в "Философском энциклопедическом словаре". "Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" .

Физиологические потребности определены тем, что человек, как представитель животного мира, должен удовлетворять потребности в энергетическом обеспечении своего организма, поддержании в нем необходимого обмена веществ, безопасности и т.д.

Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации.

Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования.

В целом потребности людей можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические, а на ее вершине - духовные потребности. К духовным потребностям (запросам) относятся: общение (обязанности, права и др.), самовыражение (в религии, спорте, искусстве, науке и др.), самоутверждение (уважение, признание, власть и др.).

Целью данной работы является изучение духовных потребностей человека. В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение понятия духовных потребностей, рассмотрение духовных потребностей как элемент духовной жизни общества, а также рассмотрение процесса удовлетворения духовных потребностей.

Потребности – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека.

Особенности потребностей :

Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.

Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

1. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций .

В данной работе я остановлюсь на довольно обобщенной классификации так называемых базовых потребностей. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей, по мнению многих авторов, является функционирование физиологических систем человеческого организма, т.е. удовлетворение биологических и материальных потребностей. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют.

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (биологических, безопасности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности .

Любая из обозначенных выше потребностей характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность?

Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние. Главная причина такого падения – бездуховность.

Обладая духовными способностями, человек имеет духовные потребности. Уже в ранние годы детства замечаются в ребенке проблески духовной жизни - страх, гнев, удовольствие. В лета юности, молодости и зрелого возраста, при благоприятных условиях, духовное развитие человека расширяется, утончается, совершенствуется, с наступлением старости - приостанавливается на достигнутой высоте и затем, по мере ослабления организма, все более и более ослабевает. Духовная жизнь, соответственно своему развитию, состоянию, влиянию материального организма и внешней среды, создает человеку духовные потребности. Сначала появляются более простые, более грубые, главным образом отвечающие стремлению к удовлетворению наиболее сильных материальных потребностей, а потом выступают более тонкие и более сложные .

За свою долгую жизнь человечество уже определило ведущие духовные потребности. Они еще называются высшими или общечеловеческими ценностями, т.к. являются важными в той или иной степени для большинства людей. К общечеловеческим ценностям относятся, к примеру, категории Любви, Счастья, Дружбы – подразумевается духовная и физическая близость с любимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей. Этот список можно продолжить: физическое и психическое Здоровье, возможность заниматься Творчеством, наслаждаться Красотой природы и искусства, иметь Интересную работу, и, в целом, вести Активную деятельную жизнь. К духовным потребностям относятся Свобода воли, как независимость в своих поступках и действиях и Уверенность в себе, как свобода от внутренних противоречий.

Для объяснения феномена духовности Н.М. Бережной («Человек и его потребности» ) использует понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.

Трансцендентность есть выход за пределы повседневного естественного бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира. Трансцендировать – значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы .

Духовность – трансценденция сознания за пределы повседневного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира.

Таким образом, духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура – субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества .

Существует такое понятие: "твердость духа". Так говорят о человеке, последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл всей своей жизни.

Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства не будет менять своих убеждений по конъюнктурным соображениям. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины Нет более благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и племенных неудач. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными лилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.

Характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться в индивидуальной жизни лишь при наличии развитых волевых качеств индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек - это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не сродни духовности.

Резюмируя, духовность - не просто средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мир, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится выразить себя в духе.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Процесс удовлетворения духовных потребностей называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: "Все люди от природы стремятся к знанию". А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: "нет стремления более естественного, чем стремление к знанию".

Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения – все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека - в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество - подлино человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении.

2. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Основными элементами духовной жизни общества принято считать:

Духовные потребности;

Духовная деятельность и производство;

Духовные ценности;

Духовное потребление;

Духовные отношения;

Проявления межличностного духовного общения.

Духовные потребности порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Происходит как бы движение друг другу: деятельность актера - с деятельностью зрителя и т.д.

Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства и духовного потребления. Никто не сможет наслаждаться музыкой, которая не создана! В духовной жизни общества деятельность, направленная на создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление представляет собой неразрывное единство.

Духовные ценности чаще всего предстают перед нами в вещественной форме. Книга - это ценность духовная, но в то же время вещь, предмет.

Духовное потребление - это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой – соответствующие знания и навыки (чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям – книга, радио и телевидение.

Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных – духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.

При этом сначала общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности более высокого порядка - освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. - общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.

Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность – форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек .

Идеальные образования как продукт духовной деятельности и производства обладают всеобщим характером их потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной, в идеале может быть достоянием всех. От потребления они не убывают, как материальные, напротив, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим числом людей. Особая роль здесь принадлежит учреждениям науки, культуры, системам образования и воспитания.

Духовные ценности – категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте "добра и зла", "истины или лжи", "прекрасного или безобразного", "справедливого или несправедливого". В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.

Ценности – форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражает свое отношение к наличной действительности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любая ценность "приподнята" над действительностью, содержит в себе должное, а не сущее. Это, с одной стороны, задает цель, вектор развития общества, с другой - создает предпосылки отрыва этой идеальной сущности от своей "земной" основы и способно дезориентировать общество посредством мифов, утопий, иллюзий. Кроме того, ценности могут изжить себя и, безвозвратно утратив свой смысл, перестать соответствовать новой эпохе.

Человек становится духовным, когда у него появляются потребности, основанные на небиологических особенностях организма, то есть потребность в получении новых знаний, потребность эффективно эксплуатировать эти знания, потребность в общении с искусством, потребность в творчестве, в самоанализе, самосовершенствовании, в сопереживании и сочувствии к окружающим и многие другие.

Набор этих потребностей у разных людей различен. Вера в бога, например, может в него и не входить. (Вообще, в моем понимании «верующий» и «духовный» не являются синонимами, и уж тем более духовность нельзя привязывать к какой-то определенной религии: мусульманин и буддист, кришнаит и синтоист могут равновероятно быть или не быть «духовными» людьми.)

Способность испытывать и удовлетворять духовные потребности ведет к усложнению личности, ее совершенствованию, формированию более гибкого реагирования на сложные и меняющиеся условия окружающего мира. Существование развитого комплекса духовных потребностей накладывает отпечаток на всю структуру личности, возвышает и облагораживает простейшие биологические потребности. Превращает, например, инстинкт продолжения рода – в способность испытывать любовь, а пищевой инстинкт – в способность испытывать эстетическое удовольствие от красивой и тщательно приготовленной пищи.

Человек, наделенный способностью испытывать духовные потребности, точнее и лучше воспринимает окружающий мир во всем его многообразии. Такой человек легче и быстрее понимает, что поведение, совпадающее с нормами морали, кроме прочего, дает ощущение эмоционального удовлетворения и внутреннего спокойствия, делает человека более успешным, легче достигающим своих целей. Нравственным человеком быть выгодно, и осознание этого приходит тем быстрее, чем сложнее личность .

3. Удовлетворение духовных потребностей

Удовлетворение потребностей происходит в процессе потребления. Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и человек самостоятельно, на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате такого рода воздействий можно говорить о манипулировании сознанием, об усреднении и стандартизации потребностей и ценностей людей.

Вместе с тем, сознательное потребление подлинных духовных ценностей – познавательных, художественных, нравственных и др. - выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей. Любое общество заинтересовано, с точки зрения долгосрочной перспективы и будущего, в повышении духовного уровня и культуры индивидов и социальных общностей. Понижение духовного уровня и культуры ведет к деградации общества практически во всех его измерениях.

Духовные потребности порождают различные виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Музыкант–слушатель, писатель–читатель. Духовные потребности вызывают к жизни духовно-практическую деятельность с одной стороны, с другой – деятельность духовных потребностей.

Особенности духовного потребления следующие:

    могут использоваться многократно;

    духовные ценности в процессе потребления не исчезают, а обогащают духовный мир человека;

    процесс духовного потребления является и процессом духовного производства.

Духовное потребление - это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования cсоответствующих средств. В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки (чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям - книга, радио и телевидение.

Подведем итог. Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор ее форм и видов. Такая деятельность может стать его профессией: он будет ученым или писателем, актером или художником, учителем или библиотекарем, экскурсоводом или журналистом. Он может приобщиться к любительскому духовному творчеству, участвуя в народном театре, литературном объединении, создании народного музея, конкурах художественной самодеятельности. А главное - каждый общается с книгой, музыкой, театром и кино. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.

Заключение

Потребности представляют собой основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждение и цель. Объекты внешнего мира, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, называются ценностями.

Согласно классификации, предложенной Н.М. Бережновым , первый уровень базовых потребностей делятся на четыре группы – потребности биологические, материальные, социальные и дцуховные. В каждой группе выделяют так называемые базисные (основные, основополагающие) потребности, производными от которых является множество других потребностей (квазипотребностей), которые, по сути, сводимы к той или иной базисной потребности.

Человеку присущи духовные потребности, имеющие общественно–культурное происхождение.

Духовное потребление - процесс удовлетворения духовных потребностей человека. Важнейшими духовными потребностями человека являются познавательная потребность, потребность в общении, эстетическая потребность.

В отличие от материальных ценностей, духовные в процессе их потребления не исчезают, они становятся частью духовного мира человека, духовно его обогащают. При этом восприятие, осмысление духовных ценностей субъективно, оно связано с неповторимым индивидуальным опытом человека. Именно поэтому духовное потребление часто является творческим процессом, приводящим к модификации личностных характеристик человека.

Специфика потребления духовных ценностей во многом определяется уровнем образования и общей культуры личности. Чем выше образовательный и общекультурный уровень у человека, тем более актуализированы у него духовные запросы, тем более высокие требования предъявляет он к качеству потребляемых духовных ценностей.

Точка зрения Гегеля на человеческие потребности

С точки зрения Гегеля, в основе реального мира лежит абсолютная идея - духовное начало, обезличенное сверхчеловеческое сознание. Его можно образно представить себе, например, как некое невидимое излучение, пронизывающее Вселенную и управляющее происходящими в ней процессами. Создав человека, абсолютная идея превращается в мировой дух. Мировой дух обладает неустранимой потребностью к познанию самого себя (с материалистической точки зрения это просто потребность общества в познании мира, которой придано какое-то сверхъестественное, мистическое значение). Для познания себя мировой дух развертывает свое внутреннее содержание, проходя долгий путь исторического развития. При этом он создает все многообразие проявлений и структурных элементов общества - религию, искусство, науку, философию, семью, государство, мораль, право. История общества - это история самопознания мирового духа. У немецкого философа получается, что историей движет потребность в познании, оторванная от человека и превращенная воображением Гегеля в некую таинственную сверхчеловеческую силу. Отсюда вытекает и своеобразное понимание всех других потребностей. Главные среди них, по Гегелю - потребности духовные, материальные же («например, потребность в еде, питье, одежде») хоть и существуют, но не оказывают влияния на ход развития цивилизации. За всеми человеческими потребностями и средствами их реализации стоит мировой дух - жизнь и деятельность людей трактуется как удовлетворение потребности мирового духа в саморазвитии и самопознании.

Гегель не разработал законченной концепции потребностей, но высказал ряд глубоких новых идей об их природе. Если французские просветители туманно рассуждали о том, что один человек «доставляет» другому средства для исполнения его желаний, то Гегель ясно и четко указал на источник их удовлетворения: «Человеческий пот и человеческий труд добывают для человека средства удовлетворения его потребностей». Потребность в труде - неотъемлемый атрибут и важнейшее достижение цивилизации: «Варвар ленив и отличается от культурного человека тем, что он тупо и безучастно глядит перед собой, ибо практическая культура и состоит именно в привычке и потребности в занятии. Неумелый всегда производит не то, что он хочет произвести, потому, что он не господин над своим собственным деланием, между тем как тот рабочий может быть назван умелым, который производит предмет таким, каким он должен быть», т. е. таким, каким этого требует логика развития мирового духа. Потребность в труде («занятии») совершенствуется в истории цивилизации.

Идею исторического развития потребностей Гегель иллюстрирует сравнением человека и животного: «Животное обладает ограниченным кругом средств и способов удовлетворения своих тоже ограниченных потребностей. Человек доказывает свою всеобщность, прежде всего созданием многообразия потребностей и средств, а затем различением в конкретной потребности отдельных частей и сторон...». Потребности не просто изменяются и усложняются. Немецкий философ считает, что они будут изменяться бесконечно: «Нет предела направленности общественного состояния на неопределенное увеличивание разнообразия и специфицирование потребностей, средств и удовольствий, так же как нет и предела различию между естественными потребностями и потребностями культурных людей». Более детальному анализу потребностей у Гегеля препятствовало представление о них как о продукте универсального духовного начала - абсолютной идеи.

Мнение Карла Маркса о потребностях человека

Ученик Гегеля Людвиг Фейербах вернулся к концепции философского материализма и стал объяснять потребности из естественной, материальной природы человеческого организма. Но подняться выше трактовки человека и как продукта мирового духа, и как природы суждено было другому, самому выдающемуся ученику Гегеля - Карлу Марксу.

В своих ранних работах Маркс по-новому описывает отношение человека и природы, Гегелевская концепция мирового духа полностью отрицается. (Эта духовная сверхчеловеческая реальность признается у марксистов искаженным, фантастическим изображением человеческого сознания). Главные человеческие потребности формируются и проявляются в отношениях человека с природой и в отношениях между людьми.

Гегель писал об особом положении человека в мире, о его «всеобщности», «универсальности». В материалистической концепции Маркса этот подход имеет более конкретный и определенный смысл: «Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело человека...». Удивительная способность, позволившая человеку удовлетворять свои потребности за счет бесконечной, неограниченной, «универсальной» переработки всего вещества окружающей его природы - это труд.

В чем главное отличие труда от деятельности животных? Во-первых, труд начинается с изготовления орудий труда. Орудие труда - это особый предмет, который человек помещает между собой и веществом природы для усиления своего воздействия на нее. Именно орудие труда позволяет человеку подняться в некотором смысле над природой, встать выше всех живых существ. Во-вторых, труд - это целенаправленная деятельность. Он неотделим от сознания. В начале процесса труда человек формулирует цель, мысленный образ создаваемого им потребного будущего, а затем материализует его, воплощает в осязаемую вещественную форму. Напомним известное рассуждение Маркса о механизме трудовой деятельности: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально».

Все специфически человеческие, социальные потребности удовлетворяются с помощью предметно-орудийной целенаправленной трудовой деятельности. Поэтому сам труд превращается в главную, фундаментальную потребность человеческого рода. Без трудовой деятельности, создающей весь мир искусственных вещей («вторую природу», по выражению Маркса), человеческий образ жизни в принципе невозможен.

Понятие потребности занимает центральное место в обосновании главной философской идеи Маркса - концепции исторического ма­териализма, или материалистического понимания истории. Согласно этой концепции, определяющую роль в развитии общества, в конечном счете, играют материальное производство и материальные потребности человека, которые оно удовлетворяет. Духовные потребности вторичны, производны от материальных, они зависят от материального производства, хотя и оказывают на него менее сильное обратное воздействие. Излагая свою философскую концепцию общества, Маркс подчеркивает, что «первая предпосылка всякой человеческой истории - это, конечно, существование живых человеческих индивидов». Люди, во-первых, начинают удовлетворять свои потребности, обусловленные их физической, природной организацией: добывать пищу, обустраивать жилище, изготовлять одежду. Таким образом, биологические потребности являются исходными, первичными стимулами человеческой деятельности. Во-вторых, у людей возникают новые, более сложные социальные потребности, которые тоже требуют удовлетворения. Так начинает действовать закон возвышения потребностей, в более примитивной форме замеченный еще Гольбахом и Гегелем. Механизм возвышения потребностей не возникает в живой природе, поскольку взаимодействие животных того или иного вида с окружающей средой остается все время одинаковым, оно не может усложняться и совершенствоваться, как человеческий труд. В-третьих, люди производят других людей, удовлетворяя тем самым и свои личные потребности (биологические и социальные), и общую потребность всего человеческого рода в поддержании собственного существования. Наконец, в-четвертых, между людьми в процессе производства и потребления независимо от их воли и сознания формируется объективная, материальная связь. Эта связь вызвана их потребностями и способом производства материальных благ. Таким образом, в концепции Маркса устанавливается зависимость между биологическими и социальными, духовными и материальными, личными и общественными потребностями.

Экономический анализ потребностей человека был продолжен Марксом в «Капитале» и ряде других работ.

Общефилософская концепция человека в марксизме развивает и уточняет те представления о человеке, которые формировались в науке последних столетий. Маркс и его единомышленник Фридрих Энгельс (1820-1895) рассматривали человека как «высший цвет», «высший продукт», вершину развития материи. Он возникает «с железной необходимостью», материя порождает мыслящие существа «в силу самой своей природы». Эта концепция воспроизводит на более высоком, уже научном уровне наивное древнегреческое понимание человека как микрокосма, миниатюрной копии всей Вселенной. Именно потому, что человек заключает в себе все уровни сложности материального мира, его потребности направлены на все сферы этого мира и он может все эти сферы преобразовывать. Развивая традицию гуманизма эпохи Возрождения, марксизм впервые дает ему строгое экономическое обоснование. Так, высшей целью и смыслом исторического процесса считается не сближение с Богом, не самопознание абсолютной идеи, не удовлетворение всех возможных потребностей, а гармоничное (в идеале - всестороннее) развитие человеческой личности и общества, создающего благоприятные условия для раскрытия способностей индивида. Удовлетворение и развитие потребностей - инструмент для раскрытия творческого потенциала человека. С точки зрения Маркса, экономические законы действуют таким образом, что постепенно усиливается потребность в высокообразованных, всесторонне развитых работниках. Гуманистические преобразования всей общественной жизни, в конце концов, станут экономической необходимостью. Они откроют возможности для свободного развития человеческих способностей и глубоко взаимосвязанных с ними потребностей.

К. Маркс и Ф. Энгельс одними из первых исследовали влияние экономики и всей социальной среды на развитие человеческой личности. Человек и его потребности исторически изменяются, эволюционируют. Их удовлетворение до сих пор было прямо связано с классовой борьбой - жестким соперничеством различных класс и социальных групп в борьбе за обладание собственностью и за доступ к произведенным обществом материальным и духовным благам. Марксизм, таким образом, сосредоточил свое внимание преимущественно на внешних социальных детерминантах развития личности. Внутренние психологические механизмы формирования потребностей более подробно изучались уже в XX в. в рамках других научных направлений - прежде всего во фрейдизме, неофрейдизме и экзистенциализме.

После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса их концепции обществ человека и человеческих потребностей широко обсуждаются, подвергаются критике, но в то же время развиваются и используются в науках об обществе.

Список литературы

    Бережной Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В.Д. Диденко. Московский Государственный Университет Сервиса. 2000.

    Генкин Б.М. Структура потребностей человека. Элитариум. 2006.

    Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1996. № 2.

    Размышления о … // Философский альманах. Выпуск 6. – М.: МАКС Пресс, 2003.

    Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

    Философский энциклопедический словарь. М. 1983.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2–х тт. М., 1989.

    Пусторолев П.П. Анализ понятия о преступлении. М.: 2005.

    Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 – е изд. Т. 3. с. 19.

    Гегель Г. В. «Философия права». М.; Л.: Соцэкгиз, 1934 г. с. 218

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.