Продажа покупка информации по возобновляемым источникам энергии. Мировые рынки возобновляемых источников энергии и национальные интересы россии. Субсидии на ископаемое топливо

Приходится на углеводороды – нефть, природный газ, уголь. В производстве электричества они также доминируют – около 70% электроэнергии в мире обеспечивается ископаемым сырьем. Но сегодня на энергетическом рынке активно заявляет о себе новый игрок, обещающий потеснить, а потом и похоронить традиционные энергоносители. Речь идет о возобновляемой энергетике , которая уже выросла из категории «альтернативной», превращаясь в основной, базовый сектор энергетического рынка. Достаточно заметить, что в ЕС в 2014 году 100% чистого прироста энергетических мощностей пришлось на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). И даже на более продолжительном отрезке, за последние 15 лет, европейская возобновляемая энергетика заняла по приросту первое место.

В России до сих пор бытует мнение, что ВИЭ существенно дороже традиционных способов производства электричества на основе угля или газа. Это уже не так. Времена меняются быстро. В ноябре 2015 года инвестиционный банк Lazard выпустил очередное исследование по экономике энергетики США «Levelized Cost of Energy Analysis – 9.0». Для сторонних наблюдателей, привыкших читать в нашей прессе о «дороговизне и субсидировании» ВИЭ, результаты данного труда могут показаться сенсационными. Так называемые «новые ВИЭ», к которым в первую очередь относят ветряную и солнечную энергетику, являются самыми дешевыми способами производства электричества.

Стоимость производства электричества без учета субсидий

Как следует из приведенных цифр, конкурировать с ВИЭ сегодня может только газовая генерация (парогазовый цикл), что подтверждается статистикой ввода новых мощностей в США. Обилие собственного дешевого газа на американском рынке способствует созданию новых газовых электростанций. При этом объемы их ввода в 2015 году уступают и ветряной, и солнечной энергетике. Фиксируются случаи заключения оптовых долгосрочных контрактов на поставку энергии ветра по ценам, существенно более низким, чем газовое электричество. Американская Xcel energy покупает ветряную электроэнергию по $25 за МВт/ч в то время как газовое электричество по контрактам таких же сроков стоит около $32 за МВт/ч, и дополнительно страхуется тем самым от ценовых перепадов сырьевых рынков. Отметим, что такие цены на ветряное электричество сопоставимы со стоимостью электроэнергии на российском оптовом рынке.

Угольная генерация связана с высокими удельными капитальными затратами, долгим циклом строительства и, главное, находится под риском в связи с повышением значимости климатической политики. Уголь, являясь самым грязным сырьем с точки зрения выбросов парниковых газов , постепенно становится топливом вчерашнего дня.

Нестабильность производства электричества ВИЭ может потребовать ряда мероприятий, направленных на безболезненную интеграцию в электросетевое хозяйство. Поэтому скептики утверждают, что расчет стоимости энергии должен учитывать и данные расходы. Lazard оценивает такие интеграционные затраты в $2-10 МВт/ч. В то же время следует отметить, что необходимость таких мероприятий и соответствующих затрат возникает только при значительных объемах «прерывистой» генерации и, с другой стороны, неразвитости сети. Так, крупнейший немецкий сетевой оператор 50 Herz утверждает (а ему это видно лучше, чем кому бы то ни было), что электрическая сеть может «усваивать» долю солнечной и ветряной генерации в 70% без использования каких-либо дополнительных накопителей.

Ценовая конкурентоспособность достигается ВИЭ на разных рынках в разное время. В Китае до сих пор дешевле угольная генерация, а вот газовая дороже и ветряного, и солнечного электричества. В Германии и Великобритании электроэнергия ветряных электростанций уже дешевле и угольной, и газовой генерации – публикует Bloomberg New Energy Finance .

Ветроэнергетика стала ключевым сектором мировой энергетики. В ЕС, США, Китае она занимает лидирующие позиции по объему ввода новых энергетических мощностей и в 2014, и в 2015 годах. В ЕС за последние 15 лет в ветроэнергетике было установлено больше мощностей, чем в любом другом секторе электроэнергетики. На пятки ветру все больше наступает энергетика солнечная, которая на горизонте десяти лет может превзойти ветрогенерацию по стоимости производства электричества (LCOE). Солнечную энергетику (точнее, ее основной, фотоэлектрический сектор) отличает простой инжиниринг и малые сроки строительства.

Современная фотоэлектрическая станция – это, по сути, типовое коробочное решение, реализация которого связана с минимальным набором подготовительных и строительных работ. Крупнейшая в Европе, недавно подключенная к сети во Франции солнечная электростанция Cestas , мощностью 300 мегаватт, была спроектирована и построена всего за один год. Кроме того, солнечная энергетика обладает, по сравнению с ветром, большим потенциалом «обучения» – снижения удельных капитальных затрат по причине дальнейшего роста массовости производства и повышения эффективности фотоэлектрических модулей. Разумеется, будет дешеветь дальше также и ветряное электричество, но потенциал здесь не столь высок.

Таким образом, в ближайшей перспективе новая энергетическая структура будет складываться с очевидным доминированием солнечной и ветряной генерации, которые будут господствовать в регионах с подходящими природными условиями (солнечным и ветровым потенциалом). Соответственно, использование ископаемого сырья для производства электричества будет сокращаться. Первой жертвой, как мы отметили, станет уголь, который с большой долей вероятности станет подвергаться рестрикциям в форме углеродного налога и даже, на ряде рынков, полного запрета.

Судьба природного газа находится под вопросом. Если еще четыре года назад Международное энергетическое агентство (IEA) объявляло «золотой век природного газа», сегодня оптимизма убавилось. Газовые мощности строятся в США, но почти не вводятся в Германии, Индии и Китае, где, казалось бы, они призваны заменять уходящий уголь. На данных рынках «голубое топливо» проигрывает другим способам генерации с точки зрения экономики – даже при низких ценах на сырье.

Нефть почти не используется для производства электроэнергии, соответственно, развитие ВИЭ не несет для нефтяного рынка прямой угрозы. Опасность приходит с другой стороны. Более 60% добываемой в мире нефти сжигается сегодня в транспортном секторе. Поэтому развитие альтернативных транспортных технологий в перспективе приведет к снижению спроса на черное золото.

Возобновляемая энергетика превратилась в крупный бизнес , в котором в мировом масштабе занято примерно 8 млн человек. Только в 2014 году объем инвестиций в ВИЭ составил $310 млрд. Популярность чистой энергии вышла далеко за рамки собственно энергетического сектора. Сотни компаний, среди которых крупнейшие ТНК, не связанные непосредственно с энергетикой, заявляют о своей приверженности ВИЭ. Существует глобальная инициатива RE100. Это аббревиатура расшифровывается как «100% возобновляемой энергии». В число участников входят IKEA, Johnson&Johnson, Goldman Sachs, Google, H&M, Mars, Microsoft, Nike, Unilever и многие другие. Корпорации берут на себя добровольные обязательства по использованию исключительно чистой энергии в своей жизнедеятельности. Например, IKEA обязуется обеспечивать себя на 100% возобновляемым электричеством к 2020 году.

Обязательства по использовании ВИЭ не всегда означают, что та или иная компания полностью обеспечивает себя возобновляемым электричеством (например, установив на крыше солнечные модули). Так, с 2007 года Google является «климатически нейтральной» компанией. При этом она обеспечивает себя ВИЭ электроэнергией на 30%. «Климатическая нейтральность» достигается инвестициями в активы возобновляемой энергетики по всему миру, обеспечивающие объем выработки, соответствующий потреблению Google. Apple , самая дорогая по капитализации корпорация мира, на 100% обеспечивает чистым электричеством свои североамериканские операции и дата-центры по всему миру. В глобальных же энергетических затратах Apple ВИЭ покрывают сегодня 87%.

Данные примеры, разумеется, получают большой общественный резонанс, формируют общественное мнение и, в результате, влияют на политические решения, стимулирующие дальнейшее развитие ВИЭ.

В России на корпоративном уровне применение ВИЭ пока непопулярно. Это объясняется наличием относительно дешевых ископаемых сырья и электроэнергии, недостаточным развитием собственно российских технологий, соответственно, высокой стоимостью оборудования. В то же время в сегменте малого бизнеса в южных регионах использование солнечной генерации достаточно востребовано – в особенности, если бизнес работает на территориях, не охваченных сетями электро- и газоснабжения.

В российском энергетическом секторе ВИЭ развиваются более активно. Основным игроком является ГК «Ренова» , компании которой построили первый в стране завод по производству фотоэлектрических модулей (с участием «Роснано »), открывают солнечные электростанции (СЭС) и управляют ими. Уже сформированы новые проекты на строительство 280 МВт мощностей СЭС до конца 2019 года.

Развитие ветроэнергетики пока находится в начальной стадии. Существуют проработанные планы по локализации производства оборудования, в то же время на сегодняшний день отобран всего лишь один проект ветроэлектростанции на 35 МВт, которая должна быть возведена в 2016 году. Дальнейшие планы развития ВИЭ достаточно скромны – к 2024 году должны функционировать 6 ГВт мощностей солнечной, ветровой генерации и малых гидроэлектростанций совокупно (в Китае к этому сроку их будет больше в сто раз). В то же время надо учитывать российскую сырьевую специфику, а также наличие избыточных энергетических мощностей на рынке.

Действующие в России меры поддержки ВИЭ создают возможности для их развития, в том числе для местного производства соответствующего оборудования. В то же время точечные меры не могут в полной мере компенсировать недостатки среды в целом. Высокая стоимость капитала, дефицит финансовых ресурсов затрудняют промышленное развитие России, в том числе и энергетического машиностроения.

Источник: http://zvt.abok.ru/articles/148/Alternativnaya_energetika_Rossii,

Одна из основных тенденций современного мира – активный сдвиг растущего с каждым днем энергопотребления в сторону использования альтернативных источников энергии.

В России также наметились положительные изменения. Так, поворотным моментом в российской истории альтернативной энергетики можно назвать вступление в действие постановления Правительства, направленного на стимулирование использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности.

Зелёная энергетика, использующая неисчерпаемые «запасы» энергии солнца, ветра, рек, геотермальную энергию и тепловую энергию постоянно воспроизводимой биомассы*, сегодня стала предметом обсуждения всех важных политических встреч и форумов.

* Статья посвящена только трём секторам ВИЭ: солнечной, ветровой энергетике и малой гидроэнергетике. Сектор биоэнергетики очень обширный и заслуживает отдельной темы для рассмотрения.

С каждым годом зеленая энергетика обеспечивает всё бóльшую часть потребностей в энергоресурсах ведущих экономик мира. По существу, сегодня наблюдается выстраивание новой парадигмы мировой энергетики, предполагающей определяющий вклад возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общее энергопотребление и постепенное вытеснение традиционных ископаемых энергоресурсов. Согласно энергетической стратегии, принятой в ЕС, уже к 2020 году страны – члены Содружества должны обеспечить 20 %-е сокращение выбросов парниковых газов, увеличение до 20 % доли возобновляемой энергии и 20 %-е повышение энергоэффективности. В более отдалённой перспективе многие страны идут существенно дальше. В частности, Германия планирует достичь к 2050 году 60 %-й доли ВИЭ в общем энергобалансе страны и 80 %-й – в производстве электроэнергии .

Ветровая, солнечная энергетика и производство биотоплива – наиболее быстрорастущие отрасли современной индустрии, на освоение которых брошен весь научно-технический потенциал ведущих стран мира. В указанных условиях дискуссия об экономической целесообразности активного развития ВИЭ в Российской Федерации трансформируется в осознание политической неизбежности движения в направлении альтернативной энергетики. Ставка только на углеводородное топливо грозит стране перспективой существенного технологического отставания от ведущих государств мира в базовом для экономики энергетическом секторе и, как следствие, потери лидирующих позиций России в глобальной экономике. Именно поэтому в последние годы, несмотря на полную обеспеченность России традиционными энергоресурсами, наметился позитивный перелом в отношении российского государства и бизнеса к альтернативным видам энергии.

Законодательство и поддержка ВИЭ. Особый путь России

Не секрет, что из-за дороговизны ВИЭ их бурное развитие в ведущих странах мира в последнее десятилетие стало возможным лишь благодаря финансовой поддержке со стороны государств. В настоящее время в мировой практике существует несколько механизмов поддержки проектов электрогенерации на основе ВИЭ. Наиболее популярны из них два: зелёные тарифы и зелёные сертификаты. В первом случае государство гарантирует приобретение у производителей электроэнергии из ВИЭ по специальным, более высоким тарифам. Их устанавливают для конкретного объекта на альтернативных источниках энергии на 20–25 лет, что обеспечивает хорошую рентабельность таких проектов. Во втором случае производитель по факту продажи на свободном рынке электроэнергии, сгенерированной на ВИЭ, получает специальный подтверждающий сертификат (подобная схема действует, например, в Швеции и Норвегии ), который впоследствии может быть продан. Государство обеспечивает спрос на такие сертификаты, вводя законодательные требования на долю ВИЭ в энергетике страны, в том числе льготы для компаний, использующих ВИЭ, и штрафы для «грязных» компаний.

ЗЕЛЁНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ В ШВЕЦИИ

Система зелёных сертификатов на электроэнергию, введённая в Шве­ции в 2003 году, заменила применяемую ранее систему грантов и субсидий.

Основная цель зелёных сертификатов – увеличить производство электроэнергии из ВИЭ на 20 ТВт ч к 2020 году относительно уровня 2002 года.

Система поддерживает компании, использующие ВИЭ: гидроэлектростан­ции и производителей электроэнергии, генерирующих её из энергии ве­тра, при сжигании биотоплива и торфа.

Работа системы основана на следующих принципах:

  • Министерство по устойчивому развитию выдаёт генерирующим ком­паниям, использующим ВИЭ, один сертификат (в электронном виде) на каждый МВт ч произведённой энергии. Срок действия сертификата – один год.
  • Правительство Швеции законодательно вводит годовые квоты по по­купке зелёных сертификатов для энергоснабжающих организаций и крупных потребителей электроэнергии в Швеции. Квоты устанавлива­ются на несколько лет вперёд.
  • Торговля зелёными сертификатами осуществляется на свободном рын­ке. Цена сертификата определяется соотношением спроса и предложе­ния на рынке.
  • В конце каждого отчётного периода организации, имеющие квоты, обя­заны отчитаться об их выполнении.

Отследить динамику изменения стоимости сертификатов можно, напри­мер, на сайте одного из брокеров, оперирующих на рынке зелёных серти­фикатов.

Стоит отметить, что в конечном итоге за поддержку производителей элек­троэнергии, использующих ВИЭ, платит конечный пользователь – все граж­дане Швеции. По оценке экспертов, доля зелёных сертификатов в стоимо­сти электроэнергии для конечных пользователей составляет около 3 %.

Преимущества зелёных сертификатов:

  • отсутствие бюрократических проволочек, характерных для системы грантов и субсидий;
  • открытость и прозрачность системы;
  • отсутствие прямой нагрузки на государственный бюджет;
  • возможность контролировать динамику прироста электроэнергии, полу­ченной из ВИЭ.

Зелёные сертификаты отлично зарекомендовали себя в Швеции, что ста­ло примером для других стран в Европе. Великобритания, Италия, Польша и Бельгия ввели подобные схемы поддержки производства электроэнер­гии из ВИЭ. Норвегия полностью повторила у себя шведскую систему, бла­годаря чему стало возможным объединить рынок зелёных сертификатов этих стран.

Оба механизма стимулируют конечных производителей зелёной энергии, при этом обеспечивается высокий рыночный спрос на оборудование для ВИЭ и, соответственно, конкурентное развитие производящих его предприятий. Всё это гарантирует привлечение в отрасль новых технологий и борьбу производителей за низкую себестоимость.

Как результат, активный рост альтернативной энергетики в прошлые годы, эффекты масштабирования и технологического усовершенствования производства в отрасли привели к существенному удешевлению ВИЭ и достижению сетевого паритета во всё большем числе регионов мира (состояние паритета стоимости энергии, полученной из обычных источников и альтернативных). Тем не менее для стимулирования старта развития отраслей ВИЭ на новых рынках, особенно в странах, не имеющих острой нужды в энергетических ресурсах, всё ещё требуется государственная помощь.

Россия на протяжении последних лет искала собственный путь поддержки ВИЭ, необходимость которого обусловлена специфическими особенностями внутреннего энергорынка. Отличительной чертой рынка электроэнергетики России является схема ОАО РАО «ЕЭС России», предполагающая функционирование одновременно двух механизмов торговли электроэнергией: продажа собственно электроэнергии (её физически выработанных объёмов) и продажа мощности. Реализация мощности осуществляется посредством договоров о предоставлении мощности (ДПМ), в которых прописаны, с одной стороны, обязательство поставщика электроэнергии содержать в готовности генерирующее оборудование для выработки электроэнергии установленного качества в объёме, необходимом для удовлетворения потребности в электроэнергии потребителя, а с другой стороны – гарантия оплаты мощности потребителем.

После тщетных попыток стимулирования развития ВИЭ в России через надбавки к рыночной цене электроэнергии 28 мая 2013 года Правительство РФ приняло Постановление № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» . Разработчики данного постановления попытались обеспечить максимальное интегрирование механизма поддержки ВИЭ в существующую в стране специфическую архитектуру рынка электроэнергетики. Поддержка ВИЭ (предусмотрена для трёх видов: солнечной, ветровой энергетики и малой гидроэнергетики) осуществляется через ДПМ ВИЭ – договоры о предоставлении мощности, видоизменённые с учётом особенностей ВИЭ. Изменения, внесённые в стандартный ДПМ, обеспечивают работу объектов на ВИЭ по правилам, аналогичным тем, которые применяются к объектам электрогенерации, работающим в вынужденном режиме.

В самом факте применения механизма ДПМ (который, по сути, является торговлей гарантиями) для продажи нестабильной, зависящей от капризов погоды альтернативной энергии заложены противоречия.

Попытки реализации этого механизма уже сегодня выявляют массу проблем. Сетевые операторы на местах не всегда правильно понимают специфику работы нового законодательства, что приводит к необоснованному требованию к собственникам генерирующих объектов предоставить гарантию поставки необходимой мощности.

Для адаптации всех участников рынка ВИЭ к новым условиям необходимо время. Потребуются разъяснения законодателей операторам на местах, разработка дополнительных подзаконных актов.

Согласно действующему законодательству, ВИЭ в России будут поддерживать в рамках ежегодных квот (целевых параметров), выделенных для каждого вида ВИЭ на период до 2020 года (табл. 1). Отбор инвестиционных проектов строительства генерирующих объектов на основе ВИЭ осуществляется на специализированных конкурсах, где устанавливаются предельные уровни капитальных затрат. Основным условием для получения максимальной финансовой помощи от государства является требование локализации, т. е. обеспечение производства части оборудования для проекта внутри страны. Данное требование не просто отражает стремление государства стимулировать использование альтернативной энергии, но и определяет его как первоочередную задачу развития отрасли в целом с привлечением огромного научного и технологического потенциала российской экономики.

ТАБЛ. 1. ЦЕЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ВВОДА НОВЫХ МОЩНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ВИЭ, МВт
Объекты Год ввода объектов в эксплуатацию
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Всего
100 250 250 500 750 750 1 000 3 600
120 140 200 250 270 270 270 1 520
18 26 124 124 141 159 159 751
Всего 238 416 574 874 1161 1179 1429 5871

Законодательством предусмотрены жёсткие требования локализации (табл. 2). Все объекты в каждом секторе возобновляемой энергетики, получившие государственную поддержку, должны не менее чем на 50 % базироваться на российском оборудовании.

ТАБЛ. 2. ЦЕЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ ГЕНЕРИРУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ ВИЭ
Объекты Год ввода в эксплуатацию Целевой показатель степени локализации, %
Генерирующие объекты, функционирующие на основе энергии ветра 2014 35
2015 55
С 2016 по 2020 65
Генерирующие объекты, функционирующие на основе фотоэлектрического преобразования энергии солнца С 2014 по 2015 50
С 2016 по 2017 70
Генерирующие объекты установленной мощностью менее 25 МВт, функционирующие на основе энергии вод С 2014 по 2015 20
С 2016 по 2017 45
С 2018 по 2020 65

Более мягкие условия – по малым гидроэлектростанциям (МГЭС). В 2014–2015 годах действует требование 20 %-й локализации, однако это скорее виртуальная опция, поскольку с учётом специфики сектора первые объекты появятся не раньше 2016–2017 годов, когда вступит в действие требование 45 %-й локализации.

Первый конкурс отбора проектов ВИЭ на 2014–2017 годы проходил с августа по сентябрь 2013 года. Результаты его в значительной степени оценены специалистами как провальные. Основная причина в том, что участникам на подготовку к конкурсу, который проводился всего через три месяца после принятия соответствующего постановления, было выделено слишком мало времени. Многие компании просто не успели вовремя выполнить все условия для подачи заявок.

Современное состояние ВИЭ в России

Возобновляемая энергетика делает свои первые шаги в России. По сути, единственным направлением альтернативной энергетики в стране, которое достигло в последние годы весомых результатов, является биотопливная отрасль, в частности производство древесных гранул. Россия является ведущим поставщиком этой продукции на рынки Европы.

В производстве электроэнергии на основе ВИЭ существенного развития достигла только гидроэнергетика, на долю которой приходится до 16 % в энергобалансе страны. Однако и здесь зелёные электростанции, т. е. минимально влияющие на экосистему МГЭС (мощностью до 30 МВт), составляют ничтожно малую часть, при этом большинство из них построено ещё в советские времена. Секторы солнечной и ветровой электроэнергетики сегодня находятся практически на нулевой (стартовой) отметке.

Малая гидроэнергетика

Малые гидроэлектростанции (по международным стандартам – ГЭС мощностью до 25–30 МВт) были важнейшим источником электроэнергии для народного хозяйства СССР в первой половине прошлого столетия. В 1950‑е годы в СССР насчитывалось около 6 500 МГЭС (большинство на территории России) суммарной мощностью более 320 МВт, которые вырабатывали четверть электроэнергии, потребляемой в сельской местности. Последующая централизация энергообеспечения привела практически к полному отказу от малой гидроэнергетики.

В новом тысячелетии МГЭС вновь набирают популярность в Российской Федерации, причём развитие этой отрасли идёт двумя возможными путями: восстановление устаревших заброшенных МГЭС и строительство новых. Энергетический потенциал российских малых рек представляет интерес с точки зрения замещения привозных энергоресурсов в удалённых сельских регионах страны.

Сегодня отрасль малой гидроэнергетики в России после длительного периода забвения делает лишь первые шаги, о чём свидетельствует конкурс отбора инвестиционных проектов ВИЭ, прошедший в прошлом году. В секторе МГЭС конкурс был провален, т. к. на него не было подано ни одного проекта. Причины в неопределённости процедур аттестации мощности и подтверждения степени локализации оборудования. Немаловажную роль в неудаче конкурса сыграли также специфика малой гидроэнергетики и нехватка времени на подготовку документов. Вышеупомянутое постановление должно обеспечить законодательное поле для активизации процесса развития отрасли малой гидроэнергетики в России уже в ближайшем будущем.

Сейчас в России действуют порядка 300 МГЭС общей мощностью около 1 300 МВт. Основным игроком рынка МГЭС является компания ОАО «РусГидро», которая объединяет более 70 объектов возобновляемой энергетики. В организации разработаны программы строительства МГЭС, предполагающие сооружение 384 станций суммарной мощностью 2,1 ГВт. В ближайшие несколько лет в России можно ожидать ввода новых мощностей в малой гидроэнергетике в объёме 50–60 МВт установленной мощности ежегодно.

Ветровая энергетика

Ветровая энергетика в последнее десятилетие стабильно удерживает мировое лидерство среди новых технологий возобновляемой энергетики. К концу 2013 года общее количество установленных мощностей ветровых электростанций (ВЭС) в мире превысило 320 ГВт.

РИС. 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ВЕТРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ. РОСТ СУММАРНОГО КОЛИЧЕСТВА УСТАНОВОК В 1997–2012 ГОДАХ, МВт (ПО ДАННЫМ WWEA )

Россия, благодаря огромной территории, охватывающей несколько климатических поясов, имеет самый большой в мире потенциал ветровой электрогенерации (оценивается в 260 млрд кВт ч электроэнергии в год, что составляет около 30 % нынешнего производства электроэнергии всеми электростанциями страны).

Следует отметить, что бóльшая часть наиболее «богатых на ветер» регионов России – это местности, удалённые от основных электрогенерирующих мощностей страны. К таковым относятся Камчатка, Магаданская область, Чукотка, Сахалин, Якутия, Бурятия, Таймыр и др. Здесь в основном отсутствуют собственные ископаемые энергетические ресурсы, а удалённость от магистральных линий электропередачи и транспортных энергетических нефте- и газопроводов делают экономически необоснованным подключение регионов к централизованному энергообеспечению. По сути, единственным постоянным источником электроэнергии в удалённых местностях России служат дизель-генераторы, работающие на дорогом привозном топливе. Производимая с их помощью электроэнергия имеет чрезвычайно высокую себестоимость (20–40 руб. за 1 кВт ч). В таких регионах строительство ВЭС как основного источника электроснабжения является экономически выгодным даже без какой-либо финансовой поддержки со стороны государства.

Несмотря на безусловную экономическую обоснованность применения ВЭС во многих удалённых регионах страны, развитие ветроэнергетики (в масштабе общей электрогенерации) в настоящее время находится практически на нулевом уровне. В стране действует немногим более 10 ветровых электростанций, общая установленная мощность которых составляет всего 16,8 МВт. Всё это устаревшие ВЭС, использующие ветрогенераторы малых мощностей. Для сравнения отметим, что в соседней Украине, не имеющей сегодня недостатка в электроэнергии, общая установленная мощность ветропарков достигла 400 МВт, причём 80 % мощностей было установлено за последние два года.

ВЭС чаще строят в прибрежной полосе морей и океанов, где
постоянно дуют ветра

Самым крупным ветропарком в России в настоящее время является Куликовская (Зеленоградская) ВЭС, принадлежащая компании «Янтарьэнерго». Она построена в Калининградской области в период с 1998 по 2002 год. Электростанция общей мощностью 5,1 МВт состоит из 21 ветрогенератора, из которых 20 агрегатов мощностью по 225 кВт каждый были получены в виде гранта правительства Дании от компании SЕАS Energi Service А. S. До инсталляции на Куликовской ВЭС ветроагрегаты около восьми лет отслужили в датском ветропарке «Нойсомхед Винд Фарм».

В первом конкурсе инвестиционных проектов по строительству объектов электрогенерации на основе ВИЭ в сегменте ветровой энергетики приняла участие всего одна компания – ООО «Комплекс Индустрия», которая подала всего семь равных проектов с установленной мощностью по 15 МВт каждый. Общие плановые капитальные затраты компании на выполнение всех проектов – около 6,8 млрд руб. Средняя плановая стоимость инсталляции 1 кВт установленной мощности ВЭС составляет 64 918,3 руб. Все проекты компании без изменений прошли оба тура и были отобраны для выполнения.

На 2014–2015 годы не запланировано ни одного проекта. Только один проект (ВЭС «Аксарайская» в Астраханской области) планируется ввести в строй в 2016 году. Остальные шесть проектов введут в эксплуатацию в 2017 году. В общей сложности будет реализовано по два проекта в Астраханской и Оренбургской областях и три проекта в Ульяновской области.

Участники отрасли сегодня просто не готовы к столь быстрой реализации масштабных проектов ВЭС, в том числе и по причине необходимости выполнения требования локализации производства.

Солнечная энергетика

Солнечная энергетика занимает первое место в мире среди всех типов ВИЭ по популярности и динамике развития.

РИС. 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ФОТОВОЛЬТАИКИ. РОСТ СУММАРНОГО КОЛИЧЕСТВА УСТАНОВОК В 2000–2012 ГОДАХ, МВТ (ПО ДАННЫМ EPIA )

В России же эта область энергетики является наименее развитой среди альтернативных источников энергии. В стране действуют не более 3 МВт общих установленных мощностей солнечных электростанций (СЭС), причём в основном это электрогенерирующие системы с единичной мощностью в пределах от единиц до десятков киловатт. Свыше 90 % всех установок приходится на субъекты малого и среднего предпринимательства, менее 10 % – на частные домохозяйства. Во многих случаях такие системы обеспечивают автономное электроснабжение удалённых от центральной электросети объектов и работают в комплексе с дизель-генераторами.

Крупнейшими действующими объектами солнечной энергетики в России по состоянию на сентябрь 2013 года были две электростанции примерно одинаковой мощности (100 кВт). Первая в России сетевая СЭС промышленного масштаба введена в эксплуатацию в октябре 2010 года вблизи хутора Крапивенские Дворы Яковлевского района Белгородской области компанией «АльтЭнерго». В начале июня 2013 года в эксплуатацию также запущена первая в России автономная дизель-солнечная электростанция мощностью 100 кВт (мощность установленных солнечных модулей – 60 кВт) в селе Яйлю Турочакского района Республики Алтай. Тонкоплёночные фотоэлектрические модули тандемного типа для СЭС разработаны на основе плёнок a‑Si/µk-Si. Произведено оборудование в России на заводе компании «Хевел» в Новочебоксарске (совместное предприятие группы «Ренова» и ОАО «Роснано»).

В декабре 2013 года в Дагестане запущена первая очередь самой крупной в России СЭС «Каспийская». Пока в строй введён 1 МВт мощностей, но уже весной 2014 года электростанция будет доведена до плановой мощности в 5 МВт. Осуществляет проект дагестанский филиал ОАО «РусГидро», строительство ведёт компания «МЭК-Инжиниринг». Запуск данной электростанции можно считать отправной точкой в развитии крупных СЭС мегаваттного класса в России. В 2014 году планируется завершить ещё два проекта СЭС в Дагестане общей мощностью 45 МВт.

Солнечная энергетика – единственный сектор ВИЭ в России, в котором конкурс отбора инвестиционных проектов в 2013 году состоялся в полном объёме. Количество поданных заявок на 289 МВт превысило выделенные для «солнечного» сектора квоты на 2014–2017 годы (согласно целевым параметрам, эта цифра составляет 710 МВт). В общей сложности подано 58 заявок на суммарную мощность 999,2 МВт. При этом на 2014 год объём поданных заявок превышал целевые показатели величин объёмов ввода установленной мощности на 29 %; на 2015 год – на 75 %; на 2016 год – на 59,5 %; на 2017 год – на 12 %.

По итогам конкурса отобраны проекты пяти компаний общей мощностью 399 МВт (рис. 3). Однако квота проектов, указанная в целевых параметрах, не заполнена, несмотря на широкий выбор. Как и в секторах ветровой энергетики и малой гидроэнергетики, недозаполненная целевая квота на 2014 год сгорает.

РИС. 3. ДИАГРАММА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОШЕДШИХ ОТБОР ПРОЕКТОВ ПО КОМПАНИЯМ

Подводя итоги, можно сказать о том, что отрасли ВИЭ в России остаются «законсервированными», хотя есть положительный сдвиг и гарантии государства, подкреплённые законодательно. Тем не менее уже в 2014 году будут реализованы первые крупные проекты по строительству СЭС суммарной мощностью немногим более 35 МВт. Участникам рынка возобновляемой энергетики ещё предстоит пройти длинный путь становления, но общие очертания этой отрасли уже сегодня вырисовываются в оптимистичных тонах.

Литература

  1. The Federal Government’s Energy Concept of 2010 and the Transformation of the Energy System of 2011 // Federal Ministry for the Environment, Nature Conservation and Nuclear Safety. 2011. Oct.
  2. Renewable Electricity with Green Certificates // Ministry of Sustainable Development. 2006. May.
  3. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2013 года № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности».
  4. Annual Report of World Wind Energy Association. 2012.
  5. Global Market Outlook for Photovoltaics 2013–2017. European Photovoltaic Industry Association.
  6. Рынок возобновляемых источников энергии в России – 2013: информационно-аналитический отчёт компании IBCentre.

Примечание: Приведенная выше статья написана в 2014 году. В текущем, 2015 году, Министерство энергетики России разработало стратегию энергетического развития России до 2035 года, о которой мы рассказывали в одной из ранее опубликованных на сайте статей . Впрочем, существенных изменений в развитии альтернативной энергетики по сравнению с ситуацией, изложенной в статье Виктор Андриенко, новая стратегия не несет. Кажется, что наша страна по-прежнему надеется на то, что потребности в энергии будут удовлетворяться в основном за счет ископаемого топлива.

Зачастую можно услышать мнение, что возобновляемые источники энергии это «дорогие» игрушки богатых стран. В действительности, мировая практика по поддержки ВИЭ, заключающаяся в увеличенном тарифе на продажу электроэнергии, способствует росту государственных субсидий на покупку «зеленой» энергии, что в конечном счете влечет рост тарифов на электроэнергию, например, в Германии отчисления на ВИЭ в тарифе на электроэнергию для населения за 9 лет выросли с 0,69 до 5,27 евроцентов/кВт*ч (Источник: BDEW). В итоге в Европейском союзе были пересмотрены государственные субсидии на возобновляемую энергетику и принят ряд законодательных актов, уменьшающих привилегии производителей «чистой» энергии.

Однако, исследования международного энергетического агентства (МЭА) и других крупных консалтинговых компаний показывают, что в ряде развитых стран, несмотря на провозглашенную политику отказа от субсидирования ископаемого топлива, сохраняются меры государственной поддержки энергетики на основе ископаемого топлива, порой чувствительно влияющие на национальную экономику и внутреннюю политику.

Чтобы разобраться с размерами субсидий необходимо для начала определить, что они включают и как их оценивают.

В международной практике есть несколько определений понятию субсидий, но единственное что все эти понятия объединяют, это то, что субсидии подразделяются на две группы:

  1. Субсидии производителям.
  2. Субсидии потребителям .

Для более точного описания понятия субсидий в сфере энергетики лучше воспользоваться определением МЭА: «Любое действие правительства, направленное преимущественно на энергетический сектор, которое снижает издержки производства энергии, повышает цену, получаемую производителями энергии, или снижает цену, уплачиваемую потребителями», например:

Самым популярным видом энергетических субсидий является прямой перевод денежных средств. Для производителя субсидии могут выражаться в покрытии убытков, так и компенсации затрат на какие-либо ресурсы (к примеру, субсидирование фонда заработной платы или процентной ставки по кредиту), вплоть до компенсации затрат на разработку и внедрение инновационных технологий.

Субсидии для потребителя заключаются в снижении цена на закупаемый энергоноситель, а разница компенсируется продавцу за счет бюджета государств.

РАЗМЕРЫ СУБСИДИЙ

Международное энергетическое агентство совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит международное исследование в области энергетических субсидий на ископаемое топливо и возобновляемые источники энергии и вот к каким результатам они пришли:

Мировые субсидии за 2013 год

Источник: International Energy Agency

Субсидии на ВИЭ, в отличие от субсидий на ископаемое топливо, демонстрировали поступательный рост на протяжении всего периода, причиной этого является энергетическая стратегия большинства государств носящая «зеленый» характер. Но не смотря на бурный рост возобновляемых источников, субсидии на ископаемое топливо в 4,5 раза выше. А ряд принятых законодательных актов в Европе должны замедлить и уменьшить затраты государства на возобновляемые источники энергии.

В пятёрке лидеров в области субсидий на ископаемое топливо являются Иран, Саудовская Аравия, Индия, Россия и Египет (по данным на 2013 год)

Субсидии на ископаемое топливо

Источник: International Energy Agency

На данной карте изображены размеры субсидий на ископаемое топливо, млрд. долл (на черном прямоугольнике)

На диаграммах изображены размеры субсидий в процентном соотношении на нефть, газ и электричество

Некоторые страны пытаются уменьшить размеры субсидий, например, Египет, который в июле 2014 г. сократил размер энергетических субсидий на 6,2 млрд долл. В результате, чего увеличился платежный баланс страны. По такому пути пошли Индия и Индонезия.

СРАВНЕНИЕ СУБСИДИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

В энергетическом мире помимо уровня развития стран принято решение делить страны на импортер или экспортер топливных энергетических ресурсов, т.е, если у страны доля собственных первичных энергоресурсов свыше 100 %, то страна относится к экспортерам энергоресурсов, и наоборот.

Классификация стран «Группы двадцати»

Источник: International Energy Agency

В качестве примера рассмотрим по одной стране из каждой группы (развитая-экспортер - Канада, развитая-импортер - Европейский союз, развивающаяся-экспортер - Россия, развивающаяся-импортер - Китай)

КАНАДА

Источник: сайт censor.net.ua

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

Субсидирование производителей ископаемого топлива в Канаде осуществляется на федеральном уровне, а также в ряде провинций, которые обладают наибольшими запасами энергетических ресурсов. На федеральном уровне действует налоговая скидка с доходов от разработки истощаемых природных ресурсов (Earned Depletion Allowance), подразумевающая снижение налоговой базы для компаний, добывающих энергоресурсы. Субсидия на разведку позволяет добывающим компаниям в полном объеме вычесть соответствующие расходы из налогооблагаемой базы. Необычной формой субсидирования производителей является введенное еще в 1950-е годы разрешение на выпуск так называемых «проточных» акций. Компании, несущие расходы на разведку и разработку новых месторождений, могут выпускать и продавать инвесторам такие акции. Они не учитываются в налогооблагаемой базе, что увеличивает интерес инвесторов.

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ВИЭ

Производители, использующие для производства энергии из ВИЭ получают субсидию в размере 50% от его балансовой стоимости, если оно отвечает стандартам энергоэффективности, и 30% балансовой стоимости, если не отвечает. Для поддержки новых проектов в области возобновляемой энергетики предусмотрена программа возмещения расходов. Материальные и нематериальные затраты (в том числе на исследования) вычитаются из налогооблагаемой базы, и этот вычет может быть передан инвестору посредством выпуска «проточных» акций. Программа научных исследований и экспериментальных разработок подразумевает налоговый вычет в размере 35 % федеральных налогов для компаний. Отдельные меры по поддержке производителей возобновляемой энергии реализуются на уровне провинций.

ПОТРЕБИТЕЛЯМ ВИЭ

Основной мерой поддержки потребителей ВИЭ являются зеленые тарифы на энергию из возобновляемых источников, которые действуют или готовятся к внедрению в отдельных провинциях Канады.

Если сравнить субсидии на возобновляемые источники энергии и традиционное топливо в Канаде то цифры будут примерно одинаковые на уровне 2,8 млрд. долл/год.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Источник: сайт novosti-es.ru

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Несмотря на обозначенные инициативы ЕС, прогресс в области отказа от неэффективного субсидирования замедлился и предоставление субсидий сохраняется в большинстве европейских стран. В Европе наиболее распространенным ископаемым топливом является уголь, и в качестве основного получателя производственных субсидий здесь выступает угольный сектор. На него приходится до 80 % общей поддержки производителей ископаемого топлива в ЕС, которая в 2011 году составила 4 978 млн долл. Максимальный вклад в европейскую поддержку производителей угля вносит Германия.

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Потребители ископаемого топлива в ЕС получают более масштабную поддержку: она может быть оценена в 30 459 млн долл. в 2011 году. Как и в случае с субсидиями производителям, субсидии потребителям ископаемого топлива в ЕС принимают форму налоговых льгот. Они характерны практически для всех стран ЕС.

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

Основными мерами государственной поддержки ВИЭ в электроэнергетике являются зеленые тарифы, премиальные надбавки к цене на зеленую электроэнергию и обязательные квоты для ВИЭ. Зеленый тариф представляет собой гарантированную цену, которую получает производитель за электроэнергию из ВИЭ, поставляемую в сеть. Квоты на электроэнергию из ВИЭ устанавливает государство, требуя от потребителей или производителей использовать определенную долю электроэнергии ВИЭ. Налоговые исключения (послабления) и кредиты по льготным процентным ставкам, выступают в роли дополнительных мер в программах поддержки ВИЭ.

Если сравнить субсидии на возобновляемые источники энергии и традиционное топливо в ЕС, то возобновляемая энергетика дотируется в большем объеме, по состоянию на 2011 г. субсидии на ВИЭ составили 0,3% ВВП, а ископаемое топливо 0,2% ВВП ЕС. Наибольший вклад вносят такие страны как Германия, Испания и Италия.

Субсидии ВИЭ в ЕС по секторам поддержки в 2009 году, млрд долл.

Источник — Ecofys, 2011

где - ВИЭ-Э - возобновляемые источники энергии в области электроэнергетики

ВИЭ-ТХ - возобновляемые источники энергии в области теплохолодоснабжения

ВИЭ-Т - возобновляемые источники энергии в области транспорта

РОССИЯ

Источник: сайт: oboi.ws

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Могут быть выделены следующие основные методы предоставления субсидий: -- прямое финансирование отдельных отраслей ТЭК посредством бюджетных выплат в научно-исследовательские работы в области ТЭК и производителям (сбытовым) предприятиям газовой отрасли с целью покрытия расходов на строительство новой инфраструктуры; А также снижение налогов на имущество, прибыль и снижение вывозных таможенных пошлин.

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Субсидирование преследует следующие цели:

  • сохранение приемлемого уровня цен на газ и электроэнергию для потребителей коммунально-бытового сектора
  • стимулирование роста промышленного производства за счет субсидирования цен на газ.

Характеристика основных субсидий потребителям ископаемых видов топлива в России

Источник — Министерство энергетики Российской Федерации; IEA, 2010

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

На данном этапе существуют следующие механизмы субсидирования производства электроэнергии из ВИЭ:

  • надбавки к цене на электроэнергию
  • заключение договоров о предоставлении мощности ВИЭ
  • прямые субсидии из государственного бюджета, на компенсацию стоимости технического присоединения объектов генерации с установленной мощностью не более 25 МВт на основе ВИЭ;

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

На сегодняшний момент отсутствуют какие-либо субсидии потребителям энергии из ВИЭ, скорее потребители являются источниками субсидий, нежели их получают.

Если в предыдущих странах на государственном уровне ВИЭ и ископаемое топливо поддерживались на одном уровне, то в России наблюдается полная противоположность, субсидии на ископаемое топливо оцениваются в размере 47 млрд. долл. в год, а ВИЭ не достигает миллиарда.

КИТАЙ

Источник: сайт: polit.ru

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Субсидирование производителей ископаемого топлива осуществляется как прямыми, так и косвенными механизмами. Они включают частичную компенсацию стоимости импорта, льготное кредитование и налогообложение, научно-техническую поддержку. Например, государственную поддержку получают нефтегазовые компании, осуществляющие покупку энергетических активов за рубежом, также производители ископаемого топлива пользуются налоговыми льготами. От НДС освобождена переработка угольных отходов и шлама, горючих сланцев и др. Налог на прибыль сокращен c 25% до 15% для всех предприятий, использующих высокоэффективные технологии

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Основным инструментом поддержки потребителей ископаемого топлива является ценовое регулирование. Регулирование цен касается как угля, газа так и топлива для транспорта.

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Прямые и косвенные механизмы государственной поддержки производителей ВИЭ в Китае весьма разнообразны. Они включают прямое государственное финансирование центрального и местных правительств, демонстрационные проекты, применение зеленых тарифов, льготное кредитование и налогообложение, научно-техническую поддержку.

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Субсидирование потребления ВИЭ осуществляется через их основных потребителей — электросетевые компании, а также путем фиксирования цен.

Не смотря на то, что Китай является лидером по установленной мощности ВИЭ в мире, государственные субсидии на ископаемое топливо превышают на «зеленую» энергию в 15 раз: 21 млрд против 1,4 млрд долл.

Как показывают данные, вне зависимости от такого на каком экономическом и энергетическом уровне развития находится страна, в ней существуют субсидии на ископаемое топливо (исключение составляет Колумбия, но она не входит в G 20). Относительно субсидий на ВИЭ можно сказать, что в большинстве стран они намного меньше субсидий на ископаемое, исключение составляет ЕС, где «зеленая» экономика становится на первое место.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СУБСИДИЙ

Конечно с экономической точки зрения, субсидии искусственно снижают цены на энергию, способствуя тем самым уменьшению затрат на покупку энергии. Но довольно к интересным результатам пришло исследование МВФ, в котором говорится, что большую часть субсидий получают обеспеченные слои населения, это касается практически всех форм энергии. Это объясняется довольно просто, чем больше вы потребляете, тем больше экономический эффект от субсидий, а в большинстве стран довольно хорошо отслеживается зависимость потребления энергоресурсов от уровня доходов. Несмотря на неравенство распределения энергетических субсидий, большинство исследований привело к выводу о том, что малообеспеченные группы населения пострадают от отмены субсидий и нуждаются в компенсации или замене на более тщательно разработанные целевые субсидии.

Субсидирование ископаемых энергетических ресурсов признается чистой потерей общественного благосостояния, например исследования МЭА в 37 странах за 2000-2012 г, показало, что субсидии уменьшают суммарное общественное благосостояние вне зависимости от источников их финансирования как в странах-импортерах, так и в странах- экспортерах нефти. Потери незначительны, если субсидии не превышают 1 % ВВП и быстро растут при превышении этого порога.

Но наибольшее влияние субсидии оказывают на экологию (за счет стимулирования потребления ископаемого топлива, увеличиваются выбросы парниковых газов в атмосферу). В качестве примера, приведены несколько исследований.

Оценки доли сокращения выбросов СО2 в случае отмены субсидий на ископаемые энергоресурсы

Источник — Аналитический центр при правительстве российской Федерации

Особое внимание стоит уделить и оценке субсидий на ВИЭ в области экологии. Недавнее исследование Национальной академии наук США продемонстрировало практически полное отсутствие эффекта на выбросы — изменение выбросов, связанное с действием субсидий, по результатам моделирования составит от -0,3 % до +0,2 % за 2010-2035 годы.

Субсидирование ВИЭ вызывает сомнения по экологическим аспектам из за счет того, что необходимо использование резерва для мощностей солнечной или ветряной, за счет сжигания ископаемого топлива.

Что касается воздействия на уровень социального благосостояния в случае субсидирования ВИЭ, то выводы аналитических исследований достаточно разнообразны, например:

  • рост надбавок к плате потребителей за электроэнергию сдерживает увеличение доступности электроэнергии
  • субсидирование ВИЭ повышает общественное благосостояние, если интернализует экологические эффекты, однако не является самым эффективным средством для достижения этой цели
  • постоянные субсидии ВИЭ — дорогой и весьма рискованный инструмент, поскольку отклонения от оптимальных уровней субсидий (на 2 %) вверх снижают общественное благосостояние (-3 %), вниз — увеличивают выбросы парниковых газов (+18 %); привлекательной альтернативной политике ценообразования на углерод может стать «зеленый тариф» на энергию из ВИЭ и углеродные фонды, поскольку при небольшой стоимости (0,8 и 0,6 % соответственно) они ограничивают побочные эффекты роста цен на 60 %

Разнородность воздействия субсидий, стимулирующих развитие ВИЭ в том числе через воздействие на продолжительность жизни, покупательную способность и социальное благополучие населения, определяет необходимость взвешенной оценки преимуществ и недостатков данного инструмента.

Что же касается Беларуси, то данных по энергетическим субсидиям найти в свободном доступе не удалось, но если провести анализ установок производящих электроэнергию от возобновляемых источников энергии то получаются следующие результаты - суммарные субсидии на ВИЭ в Беларуси составляют 42,3 млн. долл.

Источник — расчеты ОДО «ЭНЭКА»

В расчетах использовались данные по количеству установок, получивших сертификаты о подтверждении происхождения энергии из возобновляемых источников энергии по состоянию на 31 августа 2015 года. При расчете использовались коэффициенты до принятия Постановления Министерства экономики Республики Беларусь № 45 от 7 августа 2015 г, а также курс доллара 18259 руб. В соответствии с методикой МЭА, в результатах не учитывалась стоимость сокращения затрат на покупку газа и затраты на поддержание резерва мощности в энергосистеме. Важным аспектом является, что в расчетах вся произведенная электроэнергия продается населению по тарифу 990 руб/кВт*ч.

Отдельно хочется выделить такой вид энергии как атомная энергетика. Большинство работ не включают исследования в данной области, либо относят субсидии в атомную энергетику в сферу возобновляемых (что немного странно), но вот результаты некоторых исследований:

  • по результатам отчета IEA, OPEC, OECD, WORLD BANK 2010 года средние субсидии на атомную энергетику составляют порядка 1,7 долл/кВт*ч
  • по отчету UCS субсидии на атомную энергетику составляют 1,7 - 5,4 долл/кВт*ч
  • European Commission, опубликовавший отчет «Субсидии и стоимость энергии в ЕС» также продемонстрировал, что не смотря на сворачивание атомной энергетики, ее доля в энергетических субсидиях по-прежнему велика

Источник — European Commission

ВЫВОДЫ

На сегодняшний день практически все виды энергии субсидируются во всем мире, поэтому говорить, что только возобновляемые источники энергии конкурентоспособны лишь благодаря государственный субсидиям как-то не совсем корректно. Поэтому при принятии решений в каком направлении развивать энергетический сектор страны необходимо провести глубокий анализ, чтобы в конечном итоге в выигрыше были все. Вероятнее всего отказаться полностью от энергетических субсидий практически невозможно, поэтому в случае наличия положительных суммарных эффектов от энергетических субсидий - субсидии могут считаться экономически эффективным вне контекста.

Источником данных по энергетическим субсидиям в предоставленных странах является Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

На российском рынке ВИЭ произошла тихая революция, которую заметили пока в основном только специалисты. 23 января 2015 года вышло постановление Правительства РФ №47 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках электрической энергии». С этого момента в стране заработал розничный рынок электроэнергии и мощности, полученной от возобновляемых источников – в дополнение к оптовому, которому уже два года.

Начнём с того, что данное постановление – не первое, касающееся организации розничного рынка электроэнергии от ВИЭ, и вносит ряд изменений и уточнений в более ранние постановления, которые описывали различные аспекты создававшегося розничного рынка энергии (мощности).

Для того чтобы стать участником розничного рынка энергии от ВИЭ, необходимо пройти несколько шагов. Тем, кто помнит нашу , этот алгоритм, безусловно, знаком: здесь много общего. Первый шаг – это попадание в региональную схему и программу развития энергетики. Для объектов ВИЭ в этих схемах и программах должны быть предусмотрены соответствующие проекты. Попадание в программу происходит через конкурсный отбор. Конкурс должен объявляться в СМИ не позднее, чем за 30 дней до проведения конкурсного отбора. После проведения конкурса все материалы публикуются в течение 10 дней со дня окончания процедуры конкурсного отбора. В документах должна отражаться величина капзатрат на один киловатт мощности генерирующего объекта, функционирующего на основе ВИЭ, и сроки возврата инвестированного капитала и о базовом уровне нормы доходности капитала.

Одним из важных критериев прохождения конкурса является выполнение правила локализации: не менее определённой доли используемого оборудования, работ и услуги должны быть произведены или оказаны в России. Однако это требование актуально будет лишь для объектов, введённых в эксплуатацию после 1 января 2017 года. До этого срока хоть всё используемое оборудование может быть импортным.

И только после того, как объект, функционирующий на основе использования ВИЭ, включается в схему и программу перспективного развития электроэнергетики конкретного региона, инвестор получает «зелёный свет» на строительство объекта.

После того, как объект построен, он, в точности как и на оптовом рынке, проходит квалификацию. Напомним: это значит, что он должен быть признан объектом, генерирующим энергию именно от возобновляемых источников. Функция такой верификации решением Правительства возложена на НП «Совет рынка». Функционировать объект должен исключительно на ВИЭ или в режиме комбинированного использования ВИЭ и иных видов топлива. Соответственно, там должны быть раздельные приборы учёта.

Самый важный и самый методически сложный пункт – порядок определения долгосрочной цены или тарифа, на основании которого будет осуществляться возврат инвестиций. Тариф этот долговременный, устанавливается региональным органом исполнительной власти, регулирующим цены и тарифы, на 15 лет с фиксированным уровнем доходности. И только после согласования такого тарифа генерирующий объект начинает полноценно функционировать и продавать электроэнергию на розничном рынке. Но в отличие от оптового рынка, на розничном пока нет ни нормативов предельных капитальных затрат (мы лишь ожидаем выхода распоряжения Правительства РФ по этому поводу), ни методики определения долгосрочного тарифа: Федеральная служба по тарифам только готовит такой документ.

Это общая схема, в которой, разумеется, есть нюансы.

На территориях, которые относятся к так называемым неценовым и ценовым зонам оптового рынка, действует ограничение: совокупный объём электроэнергии, вырабатываемый предприятиями ВИЭ, не должен превышать 5% процентов объёма потерь электроэнергии в сетях. Ограничение вызвано тем, что сетевые организации обязаны приобретать по повышенным (долговременным) тарифам электроэнергию от ВИЭ в целях компенсации потерь в сетях. Без такого лимита электросетевые компании несли бы гигантские расходы.

А вот на изолированных территориях и районах, технологически не связанных с ЕЭС, главное – снижение стоимости электроэнергии. Потому здесь хоть вся энергия может быть чисто от ВИЭ, если это экономически выгодно.

При определении тарифа органы исполнительной власти субъекта федерации в области регулирования тарифов должны учитывать базовый размер инвестированного капитала, размер приведенного инвестированного капитала на единицу установленной мощности, базовый уровень доходности долгосрочных государственных обязательств и базовый уровень доходности капитала, инвестированного в генерирующий объект, а также срок возврата инвестированного капитала.

Базовый размер инвестированного капитала определяется равной меньшей из трёх величин: затрат на строительство генерирующего объекта, включая затраты на проектно-изыскательские работы и на технологическое присоединение к сетям, или произведения величины установленной мощности генерирующего объекта и величины капитальных затрат на производство одного киловатта установленной мощности, определённое по итогам конкурсного отбора, или предельной величина капзатрат на произведение одного киловатта установленной мощности генерирующего объекта, который будет задан специальным распоряжением Правительства РФ. На изолированных территориях рассматриваются только две первые величины. Таким образом, как только выйдет методика определения долговременного тарифа ФСТ, для изолированных территорий механизм стимулирования ВИЭ вступит в полную силу.

Есть и другое отличие. Если в ценовых и неценовых зонах оптового рынка электроэнергия продаётся сетевой организации, то в зонах изолированных территорий электроэнергия продаётся гарантирующему поставщику, определённому на этой территории. В изолированных районах Сибири и Дальнего Востока зачастую одна и та же фирма является и генерирующим объектом, и сетевой организацией, и гарантирующим поставщиком. И сегодня экономически обоснованный тариф (то есть рассчитанный по реальным затратам) получается в разы больше тарифа для населения. При этом из-за инфляции идёт рост стоимости электроэнергии на дизель-электрических станциях в удаленных районах. Поддержка энергосистем в изолированных районах осуществляется за счёт компенсации недополученных доходов из средств регионального бюджета, за счёт субсидий региональным организациям по поставке электроэнергии населению.

Когда появится инвестор объекта ВИЭ, он будет получать плату за электроэнергию по рассчитанному для него долговременному тарифу. Электроэнергию он будет передавать действующему в этом районе гарантирующему поставщику и от него же получать плату. По механизму, который действует сейчас, субсидии субъектов федерации будут сохраняться и передаваться гарантирующему поставщику, чтобы он мог оплатить электроэнергию генерирующего объекта на ВИЭ в этих изолированных районах. Но как мы помним, при этом на стадии конкурсного отбора на право включения в схему перспективного развития электроэнергетики региона, отбираются те проекты, которые в конечном итоге снижают стоимость электроэнергии.

По истечении 15 лет органы исполнительной власти субъектов федерации в области регулирования тарифов установят в отношении этих объектов новый тариф с применением метода экономически обоснованных расходов на электрическую энергию и мощность. Это уже будет делаться без учёта базового размера инвестированного капитала. И поскольку затраты инвесторам уже будут возвращены, стоимость электроэнергии опустится, потому что будет производиться за счёт ВИЭ, и конечная цена для потребителей уменьшится.

В завершения ещё сравним для ясности основные положения действия механизма стимулирования ВИЭ на оптовом и розничном рынках электроэнергии.

1. И там, и там проводятся конкурсные отборы. Но на оптовом рынке это делает НП «Совет рынка», а на розничном рынке конкурс проводится субъектом федерации.
2. И там, и там объекты должны быть внесены в схему и программу перспективного развития электроэнергетики региона, но для объектов ВИЭ на розничном рынке конкурс проводится именно на право включения в эту программу.
3. И на оптовом, и на розничном рынке объекты должны пройти квалификацию, но для розничного рынка возникает необходимость получения, учёта и погашения сертификатов электроэнергии, выработанной с использованием ВИЭ. На оптовом рынке такой критерий отсутствует.
4. И там, и там объект должен иметь приборы и средства коммерческого учёта электроэнергии. При этом на оптовом рынке объект управляется системным оператором, а на розничном рынке системный оператор не фигурирует. Объекты ВИЭ на розничном рынке не входят в сферу управления регионального диспетчерского управления.
5. И на оптовом, и на розничном рынке срок возврата инвестиций определён в 15 лет. Различия только в расчёте нормы доходности для объектов ВИЭ в изолированных территориях.
6. И там, и там применяется принцип локализации. Требования к уровню локализации одинаковы, как и штрафные санкции за невыполнение.

Таким образом, можно утверждать, что механизмы стимулирования развития ВИЭ в России действуют. На оптовом рынке электроэнергии и мощности уже реализованы проекты, на розничном – начнут реализовываться в этом году. Соответственно можно говорить о том, что в России всерьёз заработала отрасль ВИЭ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.