Как стимулировать развитие речи с рождения? Двуязычные дети. Как стимулировать развитие речи ребенка — билингва

Когда первые люди появились на земле, они ничем не отличались от животных. Постепенно их сознание эволюционировало, и они стали по-другому смотреть на окружающий мир, научились устной речи, освоили письмо, стали творить гениальные произведения искусства. На эти факторы повлияло развитие мозга, благодаря которому мышление перешло на новый уровень.

Ученым давно известно, что несмотря на все достижения человечества, мы используем свой мозг всего на 10 процентов. Трудно представить во что превратится мир, если людям удастся активизировать наш мыслительный орган и заставить его работать на полную катушку. Наша жизнь кардинально изменится, произойдет много новых открытий, которые сейчас кажутся сказкой.

Чтобы это произошло, надо задействовать все ресурсы для развития мозга, но прежде нужно понять, что собой представляет наш самый загадочный орган.

Основные упражнения для развития мозга

Одного правильного питания для стимуляции мозговой деятельности недостаточно.

  • Нужно постоянно находиться в движении. У малоподвижных людей кровь хуже снабжает органы кислородом, и это плохо влияет на мыслительный процесс.
  • Очень важен полноценный сон, отсутствие стрессов и умение расслабляться. Придерживаясь этих правил, вы заметите, что мозг стал работать быстрее и лучше.
  • Чтобы добиться успеха в жизни, нужно развивать оба полушария мозга. Тогда творческие способности будут использоваться наряду с логическим мышлением, и это сделает жизнь более насыщенной и яркой.

Начните тренировать мозг несложными упражнениями, и вы быстро почувствуете результат:

  • СПОСОБ 1

Станьте прямо, положите правую руку на живот и начните гладить его по часовой стрелке. Левую руку поместите на макушку головы и, несильно постукивая, медленно продвигайтесь ко лбу. Попытайтесь сделать оба движения одновременно.

Это просто только на первый взгляд. Почти у всех в первое время руки начинают путаться, и они гладят голову, вместо постукивания. Когда движение будет освоено, смените руки и сделайте упражнение снова.

  • СПОСОБ 2

Это упражнение благотворно влияет на оба полушария и стимулирует их работу:

Поднимите руки вверх и попытайтесь правой рукой изобразить в воздухе пятиконечную звезду, а левой - квадрат. Это нужно сделать одновременно. Когда все получится, смените руки, а потом усложните тренировку и придумайте другие, более сложные фигуры для воспроизведения.

  • Стимулировать развитие мозга может изучение чужого языка. Извилины с новой силой включатся в работу, и у них не будет времени скучать и расслабляться, пока цель не будет выполнена.
  • Чаще слушайте классическую музыку, под которую приятно полежать, закрыв глаза, читайте книги или займитесь рисованием. Эти действия хорошо развивают правое полушарие, потому что вызывают бурю чувств и эмоций.
  • Попробуйте взяться за работу, которая вам не совсем понятна, и постарайтесь досконально разобраться в ней. Вы быстро активизируете работу мозга, изучая новую информацию и применяя ее на практике.

Если тренировать мозг такими неординарными упражнениями постоянно, вы разовьете пространственную память, улучшите творческие способности и простимулируете нестандартное мышление.

Упражнения нейробики для мозга

Американский ученый Лоуренс Катц создал уникальную методику, которая стимулирует развитие мозга. Эта своеобразная зарядка для ума улучшает память, настроение и активизирует мозговую деятельность.

Нейробика основана на том, что мозг должен быть постоянно занят новой интересной работой. Если он будет простаивать или выполнять рутинные занятия, то заскучает, и от этого ослабеет внимание и снизится память.

Чтобы упражнения принесли пользу, их нужно делать регулярно, и каждый день удивлять себя новыми задачами и головоломками. С помощью этой методики тренировать свой мозг можно в любом месте, независимо от возраста. Зарядкой могут заниматься дети, подростки, студенты, люди средних лет и пенсионеры. Она поможет всем стимулировать работу мозга.

Упражнения нейробики:

  1. Начните тренироваться с утра. Попытайтесь подняться с постели, встав не на ту ногу, что обычно. Если вы правша, задействуйте для повседневной работы левую руку, если левша - правую. Например, почистите зубы не той рукой, попытайтесь за завтраком держать вилку непривычным способом.
  2. Для следующего упражнения необходимо привлечь близкого человека. Завяжите себе глаза плотной тканью и походите так в квартире под присмотром друга. Освоившись, можно выйти на улицу и погулять в парке, где нет автомобильного движения.

Закончив тренировку, ответьте на следующие вопросы:

  • Как вы пытались преодолеть неуверенность?
  • Какие органы чувств заработали острее?
  • Какие звуки казались пугающими?
  • Было ли что-то, что вас успокаивало?

Эта зарядка для мозга позволит разобраться в себе, избавит от многих страхов и неуверенности.

  1. Чтобы тренировать свой мозг, старайтесь каждый день возвращаться домой новым маршрутом, постоянно совершать покупки в разных магазинах, посещать места, в которых вы раньше не были, пробовать необычную еду и экзотические напитки.
  2. Для развития мозга полезно использовать разные ароматы. Часто приобретайте бутылочки с приятными эфирными маслами, туалетной водой, духами и по утрам наслаждайтесь новым запахом.
  3. Старайтесь всегда действовать нестандартно, давая мозгу новую пищу для размышления. Часто во время таких тренировок возникает небольшой дискомфорт или неуверенность. Это объясняется тем, что мозг активно приспосабливается, учится, развивается, создает новые нейронные клетки.

Полезные продукты для питания мозга

Чтобы полноценно работать, мозгу необходимы полезные вещества, которых много в натуральных продуктах:

  • Исключите из рациона химические добавки и искусственные ароматизаторы.
  • Самые полезные продукты для мозга - черника и грецкие орехи. Сочная черная ягода и очищает кровеносные сосуды. Орехи насыщены витаминами, минералами и кислотами, замедляющими процесс старения.
  • Не обойтись и без черного шоколада. Он очень полезен для развития мозга, так как стимулирует мозговую деятельность и обогащает его кислородом. При переутомлении полезно съесть кусочек шоколада. От него пропадает усталость, и мысли становятся четче.
  • Ешьте больше овощей и зелени. Сбалансируйте рацион так, чтобы в нем гармонично сочетались мясные, молочные и рыбные блюда. Больше отдыхайте на свежем воздухе и занимайтесь спортом. Эти нехитрые рекомендации помогут сделать работу мозга лучше.

Чего лучше не делать

В последнее время для улучшения мозговой деятельности стало модно принимать разные таблетки. Это ноотропы и психостимуляторы. Они улучшают ясность ума, усиливают работоспособность и обеспечивают прилив энергии. Но вместе с этим имеют побочные эффекты, такие как привыкание и тяжелая депрессия после прекращения употребления.

Несмотря на то что таблетки стимулируют способность к обучению, обостряют чувства и активизируют память, от их применения лучше отказаться или принимать только по назначению врача.

В аптеках можно купить БАДы, сделанные из натуральных растений и, по словам разработчиков, улучшающих деятельность мозга. Проблема в том, что такие препараты не проходят проверок и вместо нейростимулирующего эффекта можно сильно навредить здоровью.

Используйте для улучшения мозговой деятельности физические упражнения, правильно питайтесь и проводите тренировки по методу нейробики. Это обязательно даст положительный результат и не вызовет побочных эффектов.

Как устроен мозг

Человеческий мозг часто сравнивают с компьютером. Ведь на протяжении всей жизни мы впитываем нужную информацию и храним ее в дальних уголках мозга.

Этот орган отвечает за множество функций. Благодаря ему мы разговариваем, мыслим, чувствуем, координируем движения, способны погружаться в сон, заниматься творчеством.

Проблема в том, что секреты мозга практически не разгаданы. Ученые знают, что орган состоит из 2 полушарий, соединенных друг с другом мозговой «прослойкой».

Каждое полушарие выполняет определенные функции:

  1. Левое полушарие скрупулезно и последовательно обрабатывает информацию, глубоко анализируя ее. Оно работает с цифрами, числами и отвечает за логическое мышление.
  2. Правое полушарие считывает информацию из органов чувств. С его помощью мы различаем цвета, фантазируем, воспринимаем литературу и музыку. Правое полушарие объединяет разрозненную информацию в одно целое, и именно поэтому мы способны решать сложные задачи и находить нестандартные решения.

Не так давно учеными было доказано, что мозг способен выращивать новые нервные клетки, которые называются нейронами, в любом возрасте. Это дает возможность ему восстанавливать свою работу после болезней и стрессов. Чтобы сделать этот процесс быстрее, необходима зарядка для мозга, которая поможет тренировать мозговую деятельность, и правильное питание.

Почти все, с чем 2-летний малыш сталкивается в своей жизни, способствует развитию его интеллектуального потенциала. Не нужно давать ему «уроки» или проводить какие-то формальные занятия. Все вокруг и есть процесс обучения!

Как стимулировать развитие ребенка

Подбирайте игрушки, пригодные для различных видов игровой деятельности. Игрушки, созданные для использования только в одном качестве, например игрушечные телефоны или кассовые аппараты, имеют ограниченное применение в играх. Чем больше различных возможностей применения у игрушки, тем больший «образовательный» потенциал она в себе несет. Выбирая игрушки для ребенка, обратите внимание на многофункциональные, побуждающие «включать» воображение. Игрушки в наборах, такие как сарай с животными, фермер и трактор, стимулируют более насыщенную и изобретательную игру, чем развлечение всего лишь с несколькими животными.

Чтобы стимулировать развитие ребенка предоставляйте ему предметы и материалы, способствующие развитию творческой деятельности. Любые безопасные вещи, которые малыш способен взять в руки, могут рассматриваться как полезные для его развития. В самом деле, простые предметы домашнего обихода, например скрученные бумажные салфетки или пластмассовые коробки, становятся отличными игрушками, потому что дети сами с помощью своего воображения переделывают их в подобие каких-то игрушек. Если ребенок провозит машинку через тоннель из бумажной салфетки, она уже становится игрушкой. Если он сворачивает другую салфетку и затыкает ей один конец «тоннеля», машинка уже не сможет проехать через него. Теперь у него уже более сложная игрушка. Самые обычные предметы, такие как деревянные ложки, пластмассовые контейнеры для продуктов, кружки, миски и кастрюли, могут доставить малышу много радости, когда он будет их сортировать, раскладывать и расставлять по местам. И не забывайте о такой ценной для развития ребенка вещи, как пустая коробка из-под обуви, которую он может сделать кроваткой для куклы, конюшней для лошадок, смешным ботинком и т. д.

Не демонстрируйте, как «правильно» нужно что-то использовать. Хорошо, если вы покажете малышу, как работает игрушка, при первом его знакомстве с ней. Но в дальнейшем позвольте использовать ее так, как ему захочется. Если он будет играть с ней по-своему, это принесет больше пользы для его развития, чем следование строгим инструкциям.

Поощряйте ролевые игры

Если ребенок просит вас принять участие в его игре, присоединитесь к нему. Пусть он решает, какова будет ваша роль, и определяет, что вы должны делать. С другой стороны, если малыш не просит вашей поддержки, лучше не вмешиваться, чтобы не отнимать у него инициативу в игре. Если в ходе игры его идеи иссякли, не поддавайтесь желанию предложить свои. Вместо этого задавайте ему вопросы типа: «Как ты думаешь, что должно случиться дальше?»

Вовлекайте ребенка в игры-считалки

Стимулировать развитие ребенка помогут игры и стишки, в которых ведется счет пальцам на руках и ногах или подсчитываются другие части тела, например уши или локти, способствуют осознанию соотношения между предметами и цифрами. Поскольку это связано для малыша с его телом и ощущениями, он осознает это соотношение намного быстрее, чем при простом счете других объектов.

Помогите ему закрепить свои познания счета и понятие «каждому по одной штуке», накрывая на стол и поясняя: «Каждому нужно приготовить по салфетке. Одна тебе - одна. Одна мне - две. Одна папе - три». Затем, помогая ребенку раскладывать салфетки на столе, приговаривайте: «Одна, две, три салфетки».

Используйте регулярные бытовые занятия как возможности для обучения

Хороший повод для обучения группированию предметов по схожим признакам предоставляет сортировка белья для стирки: полотенца - сюда, майки - туда. Отдельно займитесь носками с целью развития способности различать предметы по цвету и одновременно находить одинаковые пары.

Купание - отличная возможность для изучения таких понятий, как «количество» и «объем». Просто дайте малышу несколько сосудов разной величины, чтобы он заполнял их водой и опустошал. А во время прогулок обращайте его внимание на названия знакомых форм и фигур, например круги, квадраты или треугольники.

Сделайте чтение увлекательным

Если чтение доставляет малышу удовольствие, у него складывается мнение, что книги - это интересно и забавно. Таким образом вы на всю жизнь привьете ему любовь к учебе. Важно, чтобы вы не превращали чтение в какое-то подобие урока или обязательное занятие. Пусть книжки он выбирает сам. Если выбор затруднителен, предложите ребенку несколько книжек. Начав читать, позвольте ему самому задать ритм и тему. Помните, что детишек этого возраста не впечатляет простое монотонное чтение.

Малыш может неоднократно останавливать вас и задавать вопросы. Он может перелистнуть сразу несколько страниц вперед. Его может не интересовать текст, ему будут нравиться картинки. Не запрещайте ему это. Относитесь к вопросам как к возможности побеседовать. Если дитя перелистывает страницы, не настаивайте на возвращении назад. Не превращайте чтение в подобие урока.

И не ограничивайтесь только книжками. Используйте интересные картинки из журналов, газет и открыток, чтобы пробудить в ребенке желание придумывать собственные истории или сказки. Можете даже записать их и помочь ему сделать свою книжку.

Поддерживайте баланс игровых возможностей

Для развития детям необходимы различные ситуации и изменения в окружающей обстановке. Если ваш малыш в основном находится в помещении - дома или в детском саду, - компенсируйте это играми и прогулками на свежем воздухе.

Во время регулярных прогулок в парке он приобретет новый опыт и новые знания. Даже обычные походы в магазин или в прачечную могут оказаться интересными для него.

Что же касается детей, проводящих много времени вне дома, то необходимо сбалансировать это играми в помещении. А если большую часть дня ваш малыш проводит среди других детей, предоставляйте ему возможность побыть в тишине, когда ему никто не мешает. Чем лучше сбалансировано время пребывания в помещении со временем прогулок на свежем воздухе, тем больше интереса ребенок проявляет к окружающей действительности, тем больше познает мир и самого себя.

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь - показатель правильного развития ребенка.

Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.

1. Пойте песни малышу в течение дня (детские и взрослые)

С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм - и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось.

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым

Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.

3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша

Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:

– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Маша»
– «Привет. Маша! А я мама Оля»
– «Привет, мама Оля! А это кто?»
– «А это у нас девочка Настенька»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.

4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра)

Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки - речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

5. Играйте в ритмические музыкальные игры

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи.

Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух

Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.

7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку

Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:

Я умею обуваться,
Если только захочу!
Я и маленького братца
Обуваться научу!
Вот они сапожки –
Этот с правой ножки, этот с левой ножки!
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Эта – с левой ножки,
Эта – с правой ножки!
Вот как хорошо!

8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики

Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.

  • игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)
  • рисование и письмо
  • аппликация и лепка
  • игры с пуговицами и петельками
  • игры с ленточками
  • игры-шнуровки
  • игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)
  • игра на клавишных инструментах
  • простые пальчиковые игры (капает дождик - стучим пальчиками)
  • игры с прищепками

9. Сочиняйте свои стихи и рассказы (для мам деток от 1,5 лет)

Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

10. Играйте в пальчиковые игры

Пальчиковые игры - это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для Вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:

Тише-тише, тише-тише!
Погулять выходят мыши!
А за ними рыжий кот,
Лапкой – хлоп!

И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.

Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.

Всем известно, что глаза — орган зрения, уши — орган чувств, кожа — орган осязания (тактильное восприятие), нос — орган обоняния, язык — орган вкуса. Не всем, правда, известно, что человек обладает еще одним органом чувств: мышечно-суставным аппаратом, который отвечает за проприоцептивное восприятие, то есть способность определять положение тела в пространстве с закрытыми глазами.

Развитие некоторых чувств начинается еще до появления ребенка на свет. Эти чувства иногда называют базовыми, и их стимуляция в течение первого года жизни ребенка оказывает решающее влияние на развитие его мозга.

Восприятие движения и равновесия начинает развиваться на третьем месяце беременности. При этом стимуляция плода осуществляется движениями матери.

Тактильное восприятие начинает развиваться в период последней трети беременности. чувствует прикосновение матери к животу.

Проприоцептивное восприятие начинает развиваться на 4-м и 5-м месяцах беременности. Стимуляция осуществляется, когда младенец толкает мамин живот. Это дает ему ощущение «работы» мышц по преодолению сопротивления.

Слуховое восприятие. Примерно на шестом месяце беременности матери у младенца появляется способность слышать ее голос и звуки окружающей среды.

Зрительное восприятие специалисты не относят к базовым чувствам. Согласно результатам экспериментов, младенец начинает различать свет и тьму за несколько недель до своего рождения. Но, появившись на свет, малыш должен еще научиться смотреть и видеть. Для развития зрительного восприятия стимуляция очень важна.

Обоняние, по всей вероятности, начинает развиваться с момента рождения.

Вкусовое восприятие развивается благодаря стимуляции, которую обеспечивает еда и питье. В нашей жизни обоняние и вкус уже не играют такой большой роли, как в жизни наших предков, однако для самопознания и эмоциональной стороны жизни человека значение этих чувств достаточно велико.

Почему же так важна стимуляция сенсорного развития?

Было установлено, что стимуляция базовых чувств, зрительного восприятия, обоняния и вкуса в период раннего развития" class="wordlink" title="https://www.7ya.ru/pub/early">раннего развития воздействует на головной мозг и вызывает отклик в виде двигательной реакции.

Подробного описания развития двигательных реакций приводить не стоит. Важно то, что посредством движений ребенок исследует отношения, в которых находится его тело и пространство, начинает постигать отношения между предметами, а развитие представлений о предметах и явлениях окружающего мира — это развитие интеллекта.

Обычные дети получают стимуляцию всех указанных чувств от окружающей среды. Однако даже практически здоровые дети, живущие в интернатах, лишены многих стимулов, и поэтому для обеспечения их нормального развития необходимо проводить дополнительные занятия по психомоторному развитию.

Дети с нарушениями в развитии не всегда могут сами получить весь полезный многообразный опыт так же легко, как обычные дети. Известно, что у детей с синдромом нередко бывают сенсорные нарушения. В таких случаях мозг не может реализовать все свои возможности из-за недостаточной сенсорной стимуляции. Иногда для того, чтобы ослабленные органы чувств могли прореагировать на стимуляцию или чтобы мозг сумел справиться с тем или иным специфическим стимулом, требуется более сильная, чаще повторяющаяся стимуляция, производимая в отсутствии других воздействий.

Интенсивная стимуляция чувственного восприятия детей с особыми потребностями, если ее проводить с шестимесячного возраста, плюс ранняя помощь дают поразительные результаты даже в случаях очень тяжелых нарушений!

Как стимулировать сенсорное развитие

Восприятие движения и равновесия

Младенец. Носите его повсюду с собой. Можно привязать его к своему телу куском ткани, как это делают женщины в некоторых странах Азии и Африки, можно держать на руках, раскачивать его в люльке, закрепленной у потолка.

Ребенок постарше. Разрешайте ему самому раскручивать люльку, играйте в любые игры, в которых ребенка можно кружить, менять его положение быстро или ритмично, а также в игры с элементами танца.

Осязание

Младенец. Смазывайте тело малыша кремом, делайте детский массаж, играйте в такие «тактильные игры», как «Коза рогатая», «Сорока-ворона», катайте по его телу теннисный мячик, стимулируйте тактильное восприятие предметами разной фактуры.

Ребенок постарше. Побуждайте его узнавать предметы на ощупь с закрытыми глазами, играйте в игры на тактильную память.

Проприоцептивное восприятие

Младенец. Помещайте малыша в воду, играйте с ним в бассейне с бортиками, делайте вибрационный массаж.

Ребенок постарше. Побуждайте ребенка ходить задом наперед, обходить препятствия с завязанными глазами (не забывая о мерах предосторожности), играйте в «статуи» (вы принимаете какую-нибудь забавную позу, а ребенок должен ее скопировать).

Слуховое восприятие

Младенец. Сделайте так, чтобы малыш мог слышать как можно больше непохожих друг на друга звуков: бренчание погремушки, звон колокольчика, пение, грохот барабана, звучание ксилофона. Важным приемом является стимуляция звуками очень низких частот. Помещайте источник звука с разных сторон, (это явится хорошим стимулом повернуть голову в сторону источника звука), побуждайте малыша самого производить звуки. Можно надеть ему на голову наушники, через которые он будет слушать спокойную стереофоническую музыку (условия, при которых он будет слышать какое-то время правым ухом, затем несколько секунд обоими ушами, потом — только левым).

Ребенок постарше. Побуждайте ребенка слушать разные звуки и определять, кто или что их производит. Это, например, может быть магнитофонная запись звуков, издаваемых животными, или звуков повседневной жизни. Побуждайте его, завязав глаза, следовать за партнером, ориентируясь только на звук, который тот производит.

Зрительное восприятие

Младенец. Подвесьте над кроваткой малыша разноцветные предметы, привлекайте его внимание яркими игрушками, побуждайте тянуться к ним. Побуждайте его провожать взглядом движущуюся игрушку или источник света (иногда мигающий), поворачивать голову, чтобы проследить за перемещением предмета, играйте в «Ку-ку» (накрывайте голову ребенка на мгновение платком, затем убирайте его, говоря «Ку-ку», или побуждайте его самого стягивать с головы платок, а можно прятаться за ширмой и появляться вновь).

Ребенок постарше. Играйте в темной комнате с электрическим фонариком. Можно встать лицом к ребенку и фонариком со слабым светом описывать в воздухе круги. При этом ребенок должен следить за движением света глазами, не поворачивая головы.

Вкус

Младенец. Когда малыша перестают кормить одним только молоком, ему следует давать разнообразную пищу, не перемешивая блюда между собой, чтобы каждое из них сохранило свой вкус.

Ребенок постарше. Давая ребенку, маленькие кусочки разных кушаний, побуждайте его угадывать с закрытыми глазами что он ест (не следует, однако, давать ему ничего горького или острого).

Обоняние

Ребенок постарше. Стимулируйте обоняние, меняя ароматы и делая их все менее резкими. Побуждайте ребенка замечать разницу, спрашивайте, какие запахи ему нравятся. Приносите разные специи, предметы с характерными запахами и давайте их нюхать. На прогулке обращайте внимание ребенка на запахи живых цветов, хвои. Устраивайте игры на запоминание запахов. Среди нескольких запахов побуждайте находить одинаковые.

Важно начинать занятия с самого раннего возраста и стимулировать развитие всех чувств, не сосредотачиваясь лишь на одном. Наблюдая за ребенком, постарайтесь определить, в чем он больше всего нуждается, на каком этапе своего развития он начинает «отвечать» на стимуляцию. Всегда стремитесь добиться его реакции и сделать его участником ваших совместных занятий.

Комментировать статью "Стимуляция сенсорного развития"

Компания LG уже более 5 лет - лидер российского рынка стиральных машин с долей 33% (данные на февраль 2016 г). LG представляет потребителям новую флагманскую модель TWIN Wash™ (WM5000HWA). Оснащенная всеми ключевыми технологиями компании она делает возможной одновременную работу двух отдельных циклов стирки за счет сочетания основной стиральной машины с фронтальной загрузкой с мини-стиральной машиной, спрятанной в основании. Мощное основное отделение – представленное в двух вариантах...

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста, это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Внешние проявления заболевания у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно...

Если вы совсем недавно стали родителями или только готовитесь к появлению малыша, то наверняка слышали о развивающих и стимулирующих игрушках. Их ещё называют обучающие и созданы они для развития всех пяти чувств вашего ребенка. Так как восприятие окружающего мира для нового человечка только началось, зрение у него еще не совсем четкое, слух не ясный и нет точной координации движений в маленьких ручках. Обычные детские игрушки привлекут внимание младенца только лишь ярким внешним видом или...

А вы знаете, что к моменту достижения ребенком возраста трех лет, 85% мозга уже сформировано? Согласно исследованиям, в этот период сенсорная стимуляция может быть крайне важной для счастливого и здорового развития ребенка, но часто родители не знают, как ее применить. А ведь включение органов чувств самого раннего возраста в процесс воспитания и обучения может дать замечательные результаты! Удивительные факты: дети начинают чувствовать запах на 28 неделе беременности, первая в жизни...

Всем знакомы слова, что « солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Когда же нам солнце – друг, а когда – враг? Как правильно подготовится к путешествию на море с ребенком? Как правильно подготовить аптечку для путешествий с ребенком? Солнце – естественный источник тепла и света – участвует во всех жизненно важных процессах в живом организме. Под его влиянием в организме вырабатываются биологически активные вещества, такие как серотонин («гормон радости»), инсулин, гистамин, регулируется...

Развитие ребенка процесс сложный и состоящий из множества составляющих. Чтобы определить правильно ли развивается ваш ребенок, надо обратить внимание на то, как развиваются те или иные навыки. Ученые выделяют несколько основных навыков по развитию которых судят о развитии ребенка: навыки общей и мелкой моторики, навыки речи и артикуляции, навыки кормления, когнитивные и сенсорные. Это первая сводная статья об основных составляющих развития ребенка. Подробнее о развитии ребенка

Ознакомительное занятие по методике Бейби Сенсори в CitYkids Многие из вас уже знают, что в начале 2014 года впервые в России стартовали занятия по уникальной методике раннего развития Baby Sensory/Бейби Сенсори (для малышей от 0 до 13 мес.) и уже завоевали огромную популярность! Эта методика разработана в Великобритании доктором педагогических наук и педиатром Лин Дей на основе 20-летних исследований. Бейби Сенсори направлена на познание мира младенцами с помощью стимулирования всех их...

Способы, которые известны народной медицине, предлагают для приема отвары и настои фармацевтических трав, которые способны, согласно советам знахарей, убыстрить наступление беременности. К таким травам относятся, прежде всего, боровую матку, шалфей и траву красная щетка. Как говорит народная молва, шалфей помогает созреванию яйцеклетки и формированию эндометрия, что так существенно в первой половине цикла. Боровая матка, как отмечается в народной медицине, имеет вещества, по природе...

Напомню, Льву ставят диагноз - сенсорная алалиая с АЧ. сад - Логомедпрогноз (2 курса) - Массаж, ЛФК - Гомеопатия (2 подхода с разными специалистами) - Остеопат - Мануальный терапевт (вправляли шею) - можжечковая стимуляция на спец доске - Генетик (анализы на...

Обсуждение

Томатис в бельгии в Атланте
на портативном точно томатис был?
у меня народ из бельгии очень довольгым возвращается

Ир, мой тоже алалик, мое ИМХО - дают эффект только занятия с хорошими спецами в комплексе+ноотропы.
Но ведь от 6-ки ты бежишь....а нас именно там тянут, специалисты которые на работе с такими детьми "собаку съели".

Сенсорная алалия. Всем привет, я мама сенсорного алалика 5, 5 лет. Все написано в плане инфы и сугубо мое личное, кровью пройденное мнение Опыт реабилитации с 1 г 10 м (тогда же и был поставлен диагноз можжевеловая стимуляция?:) "айпадик" самоуправством занимается?

Обсуждение

18.07.2013 01:17:46

Лера - что за методика Новиковой? А с чем-то еще для МА сталкивалась?
Кинь ссылочки, если есть, на барокамеры, которым доверяешь (если есть таковые), я вот хочу самостийно в РДКБ в их отделение ГБО поездить, они не против. Только же фишка в правильном давлении, смеси воздушной и времени воздействия, а у них все всем одинаково, без изысков...

Советуем прочитать: как научить грудничка правильно сосать грудь. сенсорная стимуляция. Посмотреть темы в других конференциях: Неполная семья Старшее поколение Общество Подработки и сетевой маркетинг Работа и карьера Усыновление.

Проблема лечения опухолей и опухолевидных образований яичников остается актуальной во всем мире. Среди заболеваний репродуктивной системы у девочек опухоли и опухолевидные образования яичников встречаются от 1,7% до 4,6% по данным различных источников. Появление и рост опухоли яичника у девочек чаще всего не вызывает каких-либо жалоб. Опухоль может достигнуть значительных размеров и быть случайно обнаружена при профилактическом осмотре девочки. Боль обычно появляется при нарушении...

Обозначим возраст раннего развития детей: 1 - 3 года Ведущая деятельность – предметная Вид игровой деятельности – сюжетно-отобразительная игра (к трем годам – предпосылки сюжетно-ролевой игры) В процессе действия с предметами происходит изучение физических, динамических, пространственных свойств предметов, разделение целого на части и составление из частей целого, складываются представления о функциональном назначении предметов и способах действия с ними. Составляя программу раннего развития...

Поддержание и правильный подход к формированию двуязычия ребенка, проживающего в многокультурной семье - это жизненная необходимость.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос двуязычным, необходимо задуматься над тем, как сбалансировать процесс формирования обоих языков.

Об этом я хочу рассказать в этой статье, опираясь на собственный опыт работы с двуязычными детьми.

Для начала, каждая семья должна решить, какое именно двуязычие развивать: активное или пассивное. Каждый вид двуязычия требует разного уровня сил и времени.

Оцените языковую среду и индивидуальные особенности ребенка

В зависимости от языковой среды внутри семьи следует индивидуально подходить к каждой коммуникации с ребёнком. Например, для смешанной семьи, где папа и мама - представители разных культур, подойдет принцип «один человек - один язык», а для одноязычной семьи принцип «одна ситуация - один язык». Это самые распространенные принципы. Но даже при следовании вышеуказанным условиям, дети в одной и той же семье могут сильно отличаться, как в психофизическом, так и в лингвистическом плане. Простой пример: в моей работе я столкнулась с близнецами, вроде бы поставленными в одни и те же языковые условия: с одним ребенком можно было заниматься по учебникам и выполнять различные задания, с другим ребенком такой прием не прошел, поэтому индивидуальный подход к ситуации сопровождался индивидуальным подходом к работе с каждым из малышей.

Играйте и вовлекайте

Мы часто слышим, что развивать ребенка надо «играючи», то есть прибегая к игровым приемам. Но не все игры являются походящими. К сожалению, очень часто игры, которые написаны педагогами-методистами в различных учебниках, например, «найти отличия» или «4-й лишний», для самих детей играми не являются. Постарайтесь влиться в ту игру, которую предлагает ребенок, предложите ему самому задать вектор игры, и уже в процессе адаптируетесь и применяйте различные педагогические приемы. Важно понимать, как ребенок усваивает информацию. Детей «кинестетиков» гораздо проще вовлечь в познавательный процесс на основе тактильных ощущений: звуки, буквы и новые слова запоминаются в процессе тактильной игры. Так, вы можете измерять длину ботинка, лепить разные части автомобиля и собирать ее по частям, проговаривая их. Детям «непоседам», которым сложно усидеть на одном месте, можно предложить активные игры, через которые они будут изучать разные темы. Например, детям, у которых очень много энергии, можно предложить убегать от Бабы Яги (старайтесь больше использовать фольклорных персонажей из восточноевропейской культуры). Если Баба Яга поймает, то придется выполнять любые ее пожелания, чтобы она отпустила.

Все активности должны быть так или иначе связаны с обоими языками: читайте сказки, как русские, так и иностранные; смотрите мультфильмы на русском и английском языках. Но этого мало. После прочитанного или просмотренного необходимо задействовать активную речь: в пересказах по картинкам, в инсценировках ситуаций из понравившегося мультика, также полезно сравнивать поведения людей или персонажей из разных культур.

Поправляйте с умом

Меня часто спрашивают, стоит ли поправлять ребенка или просить говорить на определенном языке? Конечно, стоит, но осторожно, чтобы не ранить его чувства. Пару хитростей: необходимо показать вашу заинтересованность и вовлеченность в то, что ребёнок говорит. Задавайте много вопросов, и даже если ребенок отвечает вам на другом языке, скажем, английском, продолжайте спрашивать и комментировать на русском. Показав, что тема вам интересна, он начнет перестраиваться на язык вопросов («речевое поведение»). Не сразу, но постепенно это сработает.

В борьбе с исправлениями можно также использовать метод «провоцирующего квазипонимания». Вы намеренно и утрированно изменяете ошибки, вместе с ребенком обсмеиваете полученное слово и ищете правильный вариант ответа. Избегайте постоянных поправлений и заученных поправок: «Скажи на русском». Ребенок может закрыться и прекратить вам отвечать на любом языке.

Балансируйте оба языка

Используйте каждую свободную минутку: будь то поездка в автобусе или прогулка по парку. Зачастую словарный запас билингвальных детей сильно отличается ситуативно, например, бытовой лексикон на русском в порядке, но школьные темы (зачастую связано с тем, что ребенок учится в англоязычной школе) страдают. Поэтому важно производить так называемый «инпут» в язык меньшинства, стараться, чтобы словарный запас во всех ситуациях пополнялся равномерно, и ребенок свободно себя чувствовал при разговоре на любые темы.

Немаловажную роль для баланса двуязычия играет отношение родителей к собственному языку. Необходимо общаться на своем языке на улице так же свободно, как и дома. Если вы стараетесь избегать общения на родном языке среди посторонних людей, дети сразу же понимают нежелательность и непрестижность этого языка, начинают стесняться, и, в дальнейшем, отказываются на нем говорить. В подростковом возрасте стеснение менее популярного языка может перенестись и к стеснению своих близких людей, которые говорят с акцентом на его родном языке, английском.

Каждый из языков должен оставаться «живым» и ассоциироваться с определёнными людьми. В процессе прохождения этапов усвоения двух языков, вы можете столкнуться с этапом «отказа» или «молчания». В этом случае, необходимо показать ребенку, что язык меньшинства активен и на нем общаются много людей. Постарайтесь найти ребенку сверстников или повести в группу, где он будет слышать русский язык.

Поездки в Россию также эффективны, чтобы вызвать мотивацию к общению ребенка. Практика показывает, что наибольших результатов можно добиться при долгих поездках (около месяца и дольше). Такие поездки нарушают стабильность языков и зачастую стимулируют развивитие обоих языков одновременно.

Необходимо учить ребенка грамоте на двух языках одновременно. Развитие грамоте начинается с процесса формирования звукового анализа (около 4 лет) и развития учебной деятельности, когда у ребенка появляется интерес к учебе и узнаванию чего-то нового. Если обучение грамматическим основам будет происходить параллельно в двух языках - у ребенка будет формироваться аналитическая способность в понимании сходств и отличий в письме, чтении и правилах согласования и словоизменения.

Усвоение языков - это непростая работа, которая требует труда, как со стороны родителей, так и со стороны детей. Но этот труд рано или поздно принесет результаты. Я надеюсь, что советы, приведённые в этой статье, будут полезными и помогут выработать правильный подход в развитии вашего уникального чада.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.