Бесплатное обследование ребенка и выявление заболеваний. Профилактический осмотр детей

Всем здравия!

Эпиграфом к своему посту я поставлю слова далай-ламы: "Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Споткнись о каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь, как правильно жить."

Есть у меня подруга давняя, а у неё сестра. Вот о ней и речь пойдёт.
Какое-то время назад я просила подсказок о квартире для сестры из-за сложного семейного положения. В прошлом году она всё-таки развелась, муж её прекратил избивать, так что с этим устаканилось. Проблема сейчас в другом.

Младший из трёх её сыновей (сейчас ему 17 лет) болен с детства, основные имеющиеся диагнозы это задержка речевого развития, аутизм, эпилепсия плюс несколько сопутствующих (в их числе задержка гормонального и полового развития). Эпилептический припадок впервые случился четыре года назад, были на консультации невролога в Мурманске, он состоит на учёте, установили инвалидность.

Сын требует постоянного присмотра, причём не просто постоянного, а ПОСТОЯННОГО! Квартира разгромлена полностью, т. к. он все ломает, отрывает, бьёт, выбрасывает в окно (посуда, вещи, ноутбук). Квартира выглядит, как бомжатник, без преувеличения, обои отрываются сразу же после поклейки, краска сдирается, пока ещё не просохла, пробовали уже все варианты! Из-за этого сестра подруги вынуждена постоянно держать его в поле зрения, вплоть до того, что она не может в туалет толком сходить (и это без преувеличения!). Если ему что-то втемяшилось в голову, он целенаправленно идёт и делает, при этом смотрит тебе в глаза и наблюдает за твоей реакцией.

Пример недавний: есть у него привычка щипать мать за руку, она ему говорит "нельзя", но он попыток не оставляет. Стоим на улице, разговариваем с ней, он рядом, через пару минут начинает пытаться ее ущипнуть, я шлепаю его по рукам, говорю строго "нельзя!", он прекращает щипаться, отвлекся на птицу, отошёл. Встречаемся через неделю примерно, стоит рядом с мамой, ловит мой взгляд глазами, на лице появляется лёгкая усмешка, и он, глядя мне в глаза, пытается ущипнуть мать за плечо. Я пытаюсь его нашлепать по рукам, он уворачивается и отбегает в сторону. Но попыток не оставляет. Спрашиваю у сестры подруги - это что такое? Она мне отвечает, что даже если сейчас он не ущипнет её, то сделает это позже, когда я отойду, но ущипнет ещё сильнее, чем обычно. Но это не самое страшное.

Они состоят на учёте в Мурманске у психиатра и невролога. Детский психиатр один на всю область, неврологов тоже то ли двое, то ли один. С началом эпилептических припадков его лечат топамаксом. Приступов долго не было, два с половиной года, мама собиралась ехать просить, чтобы разрешили снять диагноз и ровно за день до поездки у него случается приступ. В общем, пьют дальше топамакс. На приём к неврологу они ездят раз в полгода, мама просила неоднократно выписать какие-то лекарства, которые бы снимали агрессию у ребёнка и не так подавляли мозг в плане развития. Ей говорят все время, что никаких других таблеток нет, пейте топамакс. Но мальчик действительно агрессивен, да ещё и малоуправляем.

Позавчера ездили с ними в Мурманск по делам, я наблюдала за ним длительное время (т. е. не 15 минут, пока с мамой на улице постояли, а практически весь день). Ехали в машине, он все время рвался на переднее сиденье рядом с водителем, спрашиваю - зачем, мама отвечает, что хочет музыку. Пересадили. Очень быстро понял назначение кнопок, переходил с канала на канал, искал ту песню, которая ему понравится, переключал, если не нравилось, т. е. с этим проблем не было никаких. Мама сказала, что и в машине отца он даже знает как машину завести. Просишь сделать тише - делает, но ненадолго, потом снова включает громче, предпочитает шансон.

Приехали в Мурманск, при входе в торговый центр мама сказала, что нужно его отвлечь, чтобы не увидел продовольственный магазин на первом этаже, иначе никуда дальше не пойдёт. С трудом проскочили мимо входа в продовольственный, поднялись на эскалаторе в обувной магазин, при выходе он увидел продовольственный магазин, пошёл туда. Я попыталась удержать его, мама сказала, что если не зайти и он не "выполнит" всё, что ему нужно, то начнёт злиться и крушить всё вокруг. Пошли в магазин всем табором, он, его мама, его брат, я и моя подруга. В магазине целенаправленно пошёл к молочке, взял активию, (берёт то, что ему хочется сейчас, в другие разы выбирает что-то другое), пошли дальше по магазину. Завис в отделе соков. Что уж у него там происходит в голове не знаю, но мама сказала, что, если его начать торопить, то начнёт крушить всё вокруг, уже были подобные инциденты. Пришлось всем стоять и ждать, но так как времени было мало, мама всё-таки мягко отвела его на выход. Пока стояли у касс, несколько раз рвался обратно в магазин. Мама говорит, что цикл не закончен, будет злиться. Но так как ездили в машине, он отвлекся, езду в машине любит, может ехать спокойно несколько часов.

Его очень раздражают маленькие дети, если они бегают вокруг, может оттолкнуть сильно, ударить, поэтому мама вынуждена уводить его либо за пределы гарнизона, либо туда, где нет детей - за дома, на берега озёр - у нас вокруг их несколько.

На улице постоянно ломает веточки, берёт отломанные, держит её в руке и гудит в нос (такой звук, когда с закрытым ртом начинаешь произносить звук мммммм). Через несколько минут идёт к дереву, ломает новую веточку, снова гудит и так всю прогулку. Спрашиваю у мамы, а ты можешь поднять ту, что он выбросил и дать ему? Нет, он должен сам сломать, погудеть и выбросить. Т. е. мозги у него работают, но как только ему что-то не нравится - начинается агрессия.

Ну, и, собственно, вопрос.

Мама несколько раз обращалась к педиатру с просьбой направить их на обследование. Они ездили сами в Питер, когда ему было семь лет и встал вопрос о школе. Сейчас у неё нет возможности оплатить обследование самой, живут на её зарплату уборщицы и его пенсию по инвалидности. Да, забыла сказать, она его отвозит на три часа в соседний городок, там есть группа для подобных детей, но им мало занимаются, так как он агрессивен, его стараются занять чем-то, лишь бы он не бил других детей. В это время мама бежит на работу, убирает и едет за ним снова на автобусе. Всё остальное время она привязана к нему.

Педиатр несколько раз отделалась отговорками, сейчас она уволилась, новая педиатр снова не хочет заниматься, отговаривает счёт тем, что "мы не знаем по какому диагнозу вас отправлять - вы состоите на учёте и у психиатра и у невролога". Психиатр твердо стоит на своём - зачем вам менять таблетки, ему же не хуже? Мама готова была заплатить за ЭЭГ, МРТ головы, но вся беда в том, что он не выполняет команд врачей (ну, там, при ЭЭГ закрыть глаза, выдохнуть, не шевелиться и т. д.).

Пару лет назад зуб ему пришлось лечить под общим наркозом, я вышла на уровень министерства здравоохранения области, чтобы решили вопрос с лечением ребенка. Тут все врачи отпихиваются, мол, придумывайте сами как его удержать. Это что вообще такое??? Пришлось мне самой звонить, добиваться, т. к. мама только плачет.

Девочки, кто сталкивался с подобными ситуациями? К кому обращаться за направлением на обследование? Мурманские и врачи, у которых они на учёте упорно отговариваются тем, а что незачем куда-то ехать, лечение нормальное, что вы мамочка, хотите?

Мне не приходилось заниматься таким, каков алгоритм действий? В нашу поликлинику главврачу она заявление написала месяц назад. Ответа нет, т. к. происходит смена власти, им сейчас не до больных, "подождите, чуть позже" и т. д.

Кто следующий по иерархии? Или нужно обращаться в страховую компанию? В конце концов консилиум какой-то собрать? Вся беда в том, что судя по словам мамы, там не из кого консилиум собирать. Их и так по одному человеку, которые принимают в Мурманске. Может быть, у мамы не вся информация? Допускаю и такой вариант, так как мама затурканная этим ребенком, бывшим мужем-тираном, может просто не знать всего, у неё не очень богатый словарный запас, поэтому в основном преобладают эмоции.

Как выяснить насколько адекватно лечение? Ну, не могу я поверить, что при нынешнем уровне фармакологии, нет таблеток, которые бы снимали приступы эпилепсии и совмещались с лекарством для снятия агрессии. Маме говорят, что нет таких лекарств. Пьют топамакс, пантогам чередует с глицином.

P. S.
Девочки, огромная просьба, уважать чужую жизнь. При желании "проехаться" по чьим-то поступкам - читаем эпиграф к этому посту.

Все советы, дельные вопросы приму к сведению, передам маме, будем обсуждать с ней как применить в её ситуации.

Пы. Сы ещё раз: убегаю снова на работу, читать буду вечером, так что сразу ответить не смогу, извините

«Вы представляете, что такое ампутация бедра у девочки 18 лет?! Катастрофа! Но самое-то главное даже не это, а то, что эти дети - ведь саркомами заболевают чаще всего 14-17-летние - раньше почти все погибали. Сегодня большинство выздоравливают», - говорит Михаил Давыдов, директор Российского онкологиче-ского научного центра им. Блохина РАМН, академик РАН и РАМН.

Именно наш советский онколог Н. Трапезников, 85-летие со дня рождения которого онкологи празднуют в этом году, предложил способ излечения таких больных. Основа - химио-терапия, после этого эндопротезирование поражённых злокачественной опухолью кости или сустава.

Итог на сегодня: от нулевой к более чем 80%-ной выживаемости. Самому маленькому пациенту НИИ дет-ской онкологии РОНЦ, которому предстоит операция, всего 3 года. До него успешно прооперировали 3-летнюю девочку в связи со злокачественной опухолью нижней трети бедра.

Малышке удалось сохранить не только жизнь, но и ножку. Она уже бегает, научилась кататься на велосипеде. Успехи в лечении людей с опухолями опорно-двигательного аппарата, которые раньше даже если и выживали, то всё равно были обречены на ампутацию, наиболее впечатляющи. Но и другие разделы онкологии сильно продвинулись. Практически про все виды рака сегодня онкологи могут сказать: выявленный в первой стадии, он успешно излечивается. Десятки тысяч выздоровевших людей - факт.

Здоров? К врачу!

«Заболевание фатально, только когда речь идёт о поздней диагностике и неправильном лечении, - продолжает Михаил Давыдов. - Сегодня есть новые эффективные препараты, технологические комп-лексы, совершенствуются хирургические методики, которые очень косметичны и позволяют быстро восстановиться после оперативного вмешательства. Поэтому сегодня онкология относится к одному из наиболее наукоёмких и эффективных разделов медицины».

Однако из-за позднего обращения к онкологам нередко не остаётся времени применить все суперсовременные препараты и технологии. Например, дети онкологическими заболеваниями болеют не так часто - от 2,5 до 3,5 тыс. пациентов в год. Но погибают в России пока ещё недопустимо много. По смертности у детей онкология сегодня вторая по частоте. Чаще умирают только в результате травм.

И нередко маленькие пациенты погибают из-за беспечности родителей, которым некогда или просто лень лишний раз сходить с ребёнком к врачу.

«Недавно к нам мама на руках принесла 5-летнего ребёнка с опухолью головного мозга, - рассказывает Мамед Алиев, замдиректора РОНЦ им. Блохина РАМН, директор НИИ детской онкологии и гематологии, академик . - Ребёнок уже не ходит. Вы представляете! О чём мама думала всё это время? Что само пройдёт? И мы с такими случаями сталкиваемся часто. Ну где были родители раньше, почему не привели ребёнка на обследование?

Если ребёнок растёт в семье, то, помимо того что его кормят, одевают, воспитывают, его обязательно надо показывать врачам. И не тогда, когда поднялась температура или что-то заболело, а регулярно!

Есть ряд патологий, которые у детей полностью излечимы. Например, злокачественные заболевания крови (40% всех пациентов)».

Как обследовать ребёнка на раннее выявление злокачественной опухоли?

Детальный план обследования родители ребёнка могут составить непосредственно с врачом-онкологом. Помимо тщательного осмотра вам обязательно предложат:

  • консультацию медицинского генетика (15% злокачественных новообразований у детей связано с генетическими нарушениями);
  • + исследование на тромбоциты;
  • УЗИ органов грудной полости, брюшной полости, забрюшинной области, малого таза;
  • при показаниях - рентгенологическое обследование, КТ, МРТ, исследование опухолевых маркеров, пункционную биопсию подозрительного на злокачественную опухоль образования.
Инфографика Яны Лайковой

Методика объективного обследования ребенка

Объективное обследование ребенка начинают с оценки общего состояния. Различают: состояние хорошее (только в отношении здоровых детей), удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое и крайне тяжелое.

После этого переходят к оценке положению ребенка в постели: активное, пассивное или вынужденное. Под активным положением понимают положение ребенка, когда он может принять в постели любую позу, совершать активные движения. О пассивном положении говорят в том случае, если больной без посторонней помощи не может изменить своего положения. И, наконец, если ребенок для облегчения своего состояния принимает какое-то особое положение (поза легавой собаки при менингите, сидячее положение, упираясь руками в колени, при приступе бронхиальной астмы), тогда положение оценивается как вынужденное. Ограничение режима по терапевтическим показаниям не является свидетельством пассивного положения больного.

Оценка сознания ребенка - ясное, сомнолентное, или ступорозное (состояние оглушенности, сопорозное, реакция только на сильное раздражение). При потере сознания говорят о коме, рационально определить степень комы. При коме 1 степени (легкая кома)- отсутствует сознание и произвольные движения, роговичные и корнеальные рефлексы сохранены, 2 степень характеризуется отсутствием сознания, арефлексией (сохранены только вялые рефлексы зрачков), часто наблюдаются расстройства ритма дыхания. При коме 3 степени наблюдается отсутствие всех рефлексов, глубокие расстройства дыхания и кровообращения, цианоз и гипотермия.

Параллельно отмечается настроение ребенка (ровное, спокойное, приподнятое, возбужденное, неустойчивое), его реакция и контакт с окружающими, интерес к игрушкам.

Методика обследования по системам

Кожа и подкожная клетчатка.

Объективными методами обследования кожи является: осмотр, ощупывание, исследование ломкости сосудов и определение дермографизма.

Осмотр . Тщательный осмотр кожи ребенка может быть произведен только при хорошем освещении. Ребенка необходимо полностью раздеть. Так как старшие дети при этом стесняются, то целесообразно обнажать ребенка постепенно, по мере необходимости. Особенно внимательно следует осмотреть подмышечные впадины, кожные складки, окружность заднего прохода, где чаще всего возникают опрелости и другие кожные проявления.

Прежде всего, следует обратить внимание на окраску кожи и видимых слизистых оболочек, а затем на кровенаполнение, расширение вен и венозных капилляров, наличие сыпи, кровоизлияний, рубцов, рост волос. Нормальная окраска кожи ребенка розовая. Однако, при патологии возможна бледность или покраснение кожи, желтушность, цианоичность, землистый или землисто-серый оттенок. Необходимо также обратить внимание и на другие кожные изменения: расширение кожной венозной сети в межлопаточной области (в верхней части спины), в верхней части грудной клетки, на голове и в области живота. При наличии сыпи различают следующие элементы:

Розеола - пятнышко бледно-розового, красного, пурпурно-красного или пурпурного цвета размером от точки до 5 мм. Форма округлая или неправильная, края четкие или размытые; над уровнем кожи не выступает. При растягивании кожи исчезает, при отпускании появляется вновь. Множественные розеолы размером 1-2 мм обычно описываются как мелкоточечная сыпь.

Пятно - имеет такую же окраску, как розеола, размер от5 до 20 мм, не выступает над уровнем кожи. Форма пятна чаще всего неправильная. Пятно исчезает при давлении на кожу, после прекращения давления возникает в том же месте снова. Множественные пятна размером 5-10 мм описываются как мелкопятнистая сыпь. Пятна размером 10-20 мм образуют крупнопятнистую сыпь.

Эритема - обширные участки гиперемированой кожи красного, пурпурно-красного или пурпурного цвета. Пятна, размером более 20 мм, имеющие тенденцию к слиянию, следует рассматривать как эритему.

Геморрагия - кровоизлияния в кожу. Геморрагии имеют вид точек или пятен различной величины и формы, не исчезающие при растягивании кожи. Цвет вначале красный, пурпурный или фиолетовый, затем по мере рассасывания кровоизлияния становится желто-зеленым и, наконец, желтым. Точечные кровоизлияния называются петехиями. Множественные геморрагии округлой формы размером от 2 до 5 мм описываются как пурпура. Кровоизлияния неправильной формы размером больше 5 мм- экхимозы. Кровоизлияния могут наслаиваться на другие элементы сыпи. В таких случаях говорят о петехиальном превращении розеол, пятен, папул и т.д.

Папула - слегка возвышающийся над уровнем кожи, что нередко хорошо определяется на ощупь. Имеет плоскую или куполообразную поверхность. Размер от 1 до 20 мм. Форма и окраска такие же, как у розеол и пятен. Папулы часто оставляют после себя пигментацию и шелушение кожи.

Нередко при обычном клиническом исследовании больного ребенка очень трудно или даже невозможно отличить розеолы и пятна от папул. С другой стороны, у одного и того же больного одновременно могут быть и розеолы и папулы, или пятна и папулы. В таких случаях целесообразно описывать сыпь как розеолезно-папулезную или пятнисто-папулезную. Тем самым, одновременно указывается и величина папул: розеоло-папулы имеют размер до 5 мм, макуло-папулы от 5 до 20 мм.

Бугорок - элемент, который клинически сходен с папулой, однако отличается от последней тем, что при ощупывании бугорка всегда отчетливо определяется инфильтрат в коже. Кроме того, бугорки, в отличие от папул, при обратном развитии подвергаются некрозу, часто образуют язвы и оставляют после себя рубец или атрофию кожи.

Узел - представляет собой отграниченное, глубоко уходящее вглубь кожи уплотнение, часто выстоит над поверхностью кожи, имеет размер до 6-8-10 см и больше.

Волдырь - возникает обычно быстро и исчезает быстро, не оставляя после себя никакого следа. Возвышается над уровнем кожи, имеет округлую или овальную форму, размер от нескольких мм до 10-15-20 см и более. Цвет от белого до бледно-розового или светло-красного, часто сопровождается зудом.

Пузырек - полостной элемент размером от 1 до 5 мм. Пузырек заполнен прозрачным серозным или кровянистым содержимым, может ссыхаться и давать прозрачную или бурового цвета корочку. Если покров его вскрывается, то образуется эрозия - ограниченная размерами пузырька мокнущая поверхность розового или красного цвета. В случае скопления в пузырьке большого количества лейкоцитов, он превращается в гнойничок- пустулу. Группа пузырьков, располагающихся на остро воспаленной коже, называется герпесом.

Пузырь - аналогичное пузырьку образование, но размерами больше 5 мм (до 10-15 см и больше).

Необходимо обратить также внимание на наличие пигментированных и депигментированных участков, шелушение, элементы экссудативного диатеза, молочные корки на щеках, гнейс на волосистой части головы и бровях, кроме того, на расчесы, потницу, рубцы и др.

При осмотре волосистой части головы обратить внимание на облысение, особенно на затылке, достаточность или поредение волосяного покрова, местное выпадение волос, жесткость и ломкость их, особенности роста волос в крестцово-поясничной области, гребешковый рост волос на голове, обилие пушковой и более грубой растительности на лбу, обильная растительность на конечностях и спине. Следует осмотреть состояние ногтей на руках и ногах, обратить внимание на их форму (часовые стекла, ломкость, грибковые поражения и т.д.).

Необходимо осмотреть дополнительно видимые слизистые оболочки нижнего века и полости рта, отметить степень их кровенаполнения и изменение слизистых (бледность, цианотичность, гиперемия). Детальный осмотр полости рта и зева, как процедуру неприятную для ребенка раннего возраста, следует отложить на самый конец объективного исследования.

Полученные визуальные данные необходимо дополнить пальпацией. Руки врача должны быть чистыми, теплыми и сухими. Пальпация должна быть поверхностной, проводить ее нужно нежно и не причинять ребенку боли, особенно на месте воспалительных инфильтратов, при которых неизбежно бывают неприятные и часто болевые ощущения. Внимательно следить за мимикой ребенка, разговором отвлекать внимание ребенка от обследования.

С помощью пальпации определяется толщина и эластичность, влажность, температура кожи.

Для того чтобы определить толщину и эластичность кожи необходимо захватить кожу (без подкожного слоя) в небольшую складку большим и указательным пальцами правой руки, затем пальцы отнять. Если складка расправится сразу же, как только отняли пальцы, то кожа считается нормальной эластичности; если складка расправляется не сразу, а постепенно, то такая эластичность кожи считается сниженной. Захватить кожу в складку легче там, где мало подкожно-жирового слоя - на тыльной поверхности кисти, на локтевом сгибе. Эластичность кожи можно определить также на животе и груди. Особенно большое значение имеет определение эластичности кожи у детей раннего возраста.

Влажность определяется путем поглаживания кожи пальцами врача на симметричных участках тела: на груди, туловище, в подмышечных впадинах и паховых областях, на конечностях, в том числе и на ладонях и подошвах, особенно у детей препубертатного периода, на затылке - у грудных детей. В норме пальпаторно определяется умеренная влажность кожи, а при патологии может быть сухость, повышенная влажность и усиленная потливость.

Ощупыванием определяется и температура кожи. Температура кожи может быть повышенной или пониженной в зависимости от общей температуры тела, но может быть местное повышение или понижение температуры. Так, например, местное повышение температуры легко определить в области воспаленных суставов, а похолодание конечностей при спазме сосудов, при поражении центральной и периферической нервной системы.

Для исследования ломкости кожных сосудов необходимо наложить резиновый бинт или жгут на нижнюю треть плеча ребенка на 2-3 минуты. При повышенной ломкости сосудов после снятия жгута, на месте него, а также в локтевом сгибе и на предплечье, появляются мелкие кровоизлияния. Можно также захватить кожную складку, лучше на передней или боковой поверхности груди большим и указательным пальцами правой и левой руки и сжать складку или сделать щипок. Если на месте щипка появляется кровоподтек, то ломкости сосудов считается повышенной.

Исследование дермографизма производится путем проведения сверху вниз тыльной стороной указательного пальца правой руки или рукояткой молоточка по коже груди и живота. Через некоторое время на месте механического раздражения кожи появляется белая (белый дермографизм) или красная (красный дермографизм) полоса. Отмечают не только вид дермографизма, но и скорость его появления и исчезновения.

Исследование подкожно-жирового слоя.

Некоторое представление о количестве и распределении подкожно-жирового слоя можно получить при общем осмотре ребенка, однако, окончательное суждение о его состоянии делают только после пальпации.

Для оценки подкожно-жирового слоя требуется несколько более глубокая пальпация, чем при исследовании кожи - большим и указательным пальцами правой руки захватывают в складку не только кожу, но и подкожную клетчатку. Определять толщину подкожно-жирового слоя следует не на одном каком-нибудь участке, а в различных местах (на груди - между соском и грудиной, на животе- на уровне пупка, на спине- под лопатками, на конечностях- на наружной поверхности бедра и плеча, на лице- в области щек), так как в патологических случаях отложение жира в разных местах оказывается неодинаковым. В зависимости от толщины подкожно-жирового слоя говорят о нормальном, избыточном и недостаточном отложении жира. Обращается внимание на равномерное (по всему телу) или неравномерное распределение подкожно-жирового слоя.

При пальпации следует обращать внимание и на качество подкожно-жирового слоя, его консистенцию. В некоторых случаях, подкожно-жировой слой становится плотным, причем уплотнение может ограничиваться отдельными участками - склеродерма. Уплотнение может захватывать всю или почти всю подкожную клетчатку - склерема. Наряду с уплотнением может наблюдаться и отечность подкожно-жирового слоя - склерема (отечность от уплотнения отличается тем, что в первом случае при надавливании образуется углубление, которое довольно быстро выравнивается, во втором случае ямка при надавливании не образуется).

Следует обратить внимание на наличие отеков и их распространение (на веках, лице, конечностях, общий отек- анасарка или локализованный). Чтобы определить наличие отеков на нижних конечностях необходимо надавить указательным пальцем правой руки в области голени над большеберцовой костью. Если при надавливании получается вдавление, исчезающее постепенно, то это отек подкожной клетчатки; в том случае, если вдавление исчезает сразу, то говорят о слизистом отеке. У здорового ребенка вдавления не образуется. Определение тургора мягких тканей проводится путем сдавливания большим и указательным пальцами правой руки кожи и всех мягких тканей на внутренней поверхности бедра и плеча, при этом воспринимается ощущение сопротивляемости или упругости, называемое тургором. Если у маленьких детей тургор мягких тканей снижен, то при сдавлении их определяется ощущение вялости и дряблости.

Исследование периферических лимфатических узлов.

Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации, причем, основным методом обследования следует считать пальпацию, требующую известного навыка.

Указательным и средним пальцами обеих рук симметрично, пытаясь прижать пальпируемые лимфоузлы к более плотной ткани (мышечная, костная), прощупывают лимфатические узлы, расположенные в подкожной клетчатке. Пальпация проводится в следующем порядке: начинать целесообразно с затылочных лимфоузлов, идя далее вперед и вниз, ощупывая заушные лимфоузлы - на сосцевидном отростке, подчелюстные - под углом нижней челюсти, подбородочные- по одному с каждой стороны, передние шейные- по ходу переднего края грудино-ключично-сосковой мышцы, задние шейные- сзади грудино-ключично-сосковой мышцы, надключичные- в надключичных ямках, подключичные- в подключичных ямках, подмышечные- в подмышечных впадинах, локтевые- в желобке двуглавой мышцы у локтя и выше, торакальные- у нижнего края большой грудной мышцы, паховые- в паховых областях.

Наиболее трудно поддаются пальпации подбородочные, подмышечные и локтевые лимфоузлы. Подбородочные лимфатические узлы ощупываются легкими движениями пальцев сзади наперед около средней линии подбородочной области. Чтобы найти подмышечные лимфоузлы необходимо ввести пальцы как можно глубже в подмышечную впадину и из нее вести пальцы книзу по грудной клетке. Локтевые узлы прощупываются следующим образом: захватив кистью руки нижнюю треть предплечья противоположной руки обследуемого, сгибают руку ребенка в локтевом суставе и затем указательным и средним пальцами другой руки продольными скользящими движениями прощупывают на уровне локтя и несколько выше.

Если лимфатические узлы прощупать удалось, то необходимо отметить следующие их особенности: количество (много, мало, единичные), величину (желательно в мм или см), консистенцию (мягкие, эластичные, плотные), подвижность, отношение к соседним узлам (прощупываются изолированно или спаяны в пакеты), отношение к окружающим тканям, коже и подкожной клетчатке (спаяны или нет), чувствительность при пальпации (болезненные или нет).

Необходимо также обследовать глоточное лимфатическое кольцо Пирогова-Вальдейра. Для этого необходимо, пользуясь шпателем, широко открыть рот ребенка и осмотреть небные миндалины, расположенные между дужками и язычные лимфоузлы, расположенные в области корня языка (образуют так называемую язычную миндалину). Обращают внимание на величину миндалин, наличие налетов.

Носоглоточные миндалины расположены позади хоан. На их разрастание (аденоиды) могут указывать затруднение носового дыхания - ребенок храпит по ночам, речь становится гнусавой, понижается слух. Характерно аденоидное лицо: вялое выражение, толстые губы, открытый рот. Носоглоточные миндалины доступны для осмотра при расщелине твердого неба, в других случаях, при подозрении на их увеличение, применяется дополнительное исследование ощупыванием указательным пальцем (чаще ЛОР-врачом).

Исследование мышечной системы.

При исследовании мышечной системы необходимо отметить степень развития или массу мышц, их тонус, силу, объем и характер движений.

Тонус мышц определяется при помощи пассивного сгибания и разгибания верхних и нижних конечностей. По степени сопротивления, которое возникает при пассивных движениях, а также по консистенции мышечной ткани, определяемой на ощупь, судят о тонусе мышц. В норме масса и тонус мышц на симметричных участках должны быть одинаковы. Возможно повышения (гипертония) и понижение (гипотония) тонуса.

Сила мышц у старших детей исследуется с помощью динамометра. У детей младшего возраста сила мышц определяется лишь приблизительно, субъективным ощущением необходимого сопротивления тому или иному движению ребенка.

Исследование костно-суставной системы.

Объективное исследование костной системы производится путем осмотра, ощупывания, измерения и если необходимо, рентгенографии.

Костная система исследуется последовательно в следующем порядке: сначала голова (череп), затем туловище (рудная клетка и позвоночник), верхние и нижние конечности.

Осмотром головы определяют ее величину и форму. Однако, более точеное представление о величине головы дает измерение сантиметровой лентой (см. технику соматометрических исследований), обращают внимание не увеличены ли размеры головы (макроцефалия) или, наоборот, уменьшены (микроцефалия).

При осмотре обращают внимание на форму черепа. В норме форма черепа округлая, а при патологии может быть квадратной, башенной и т.д.

Ощупывание обследуются роднички, швы, а также плотность самих костей. Ощупывание производится обеими руками, положив большие пальцы на лоб, ладони на височные области, средними и указательными пальцами обследуют теменные кости, затылочную область, швы, роднички. Обращают внимание, имеется ли размягчение костей, особенно в области затылка (краниотабес), дефекты костей, реже значительное уплотнение костей черепа.

Пальпируя большой родничок, необходимо, прежде всего, определить величину родничка. Расстояние измеряется между двумя противоположными сторонами родничка, а не по диагонали (трудно решить, где кончается шов и начинается родничок). Тщательно ощупывают края родничка, обращается внимание, имеется ли их мягкость, податливость, зазубренность, позднее или раннее закрытие, выпячивание или западание. Следует ощупать и оценить состояние швов: имеется ли их податливость или расхождение.

При осмотре грудной клетки обращают внимание на ее форму. В норме у новорожденного грудная клетка имеет воронкообразную форму, а с возрастом она несколько уплощается и к школьному возрасту принимает окончательную форму - усеченного конуса. Обращают внимание на наличие «куриной» груди, гаррисоновой борозды (западение на месте прикрепления диафрагмы), сердечного горба, груди «сапожника», воронкообразной груди. При пальпации отмечают, имеется ли утолщение на границе костной и хрящевой части ребер (следствие избыточного образования остеоидной ткани)- рахитические четки.

При осмотре позвоночника следует обратить внимание, имеется ли его искривление в сторону (сколиоз), вперед (лордоз), назад (кифоз). В случае сколиоза при осмотре ребенка спереди можно заметить, что одно плечо стоит выше другого и одна рука прилегает к туловищу плотнее, чем другая.

При осмотре верхних конечностей обращают внимание на наличие укорочения плечевых костей, утолщение в области эпифизов лучевой кости (браслетки) и диафизов фаланг (нити жемчуга). При осмотре нижних конечностей следует обратить внимание имеется ли укорочение бедер, Х-образное или О-образное искривление конечностей, плоскостопие.

Суставы должны быть тщательно обследованы с помощью осмотра, пальпации и измерения. Следует определить форму сустава, установить имеются ли деформации, проверить объем движений, подвижность и болезненность в суставах. Ощупыванием выясняется кожная температура в области суставов. Величина сустава определяется сантиметровой лентой (на одинаковом уровне измеряются окружности обоих суставов).

Методика оценки физического развития .

Оценка физического развития имеет особенно большое значение в детском возрасте. Для оценки физического развития кроме измерения длины и массы, необходимо определение окружностей головы, груди, пропорций тела и вычисление ряда индексов. Сравнение полученных данных со стандартными величинами для данного возраста или результатами эмпирических формул позволяет объективно оценить физическое развитие данного ребенка. Объективная оценка физического развития у старших детей невозможна без оценки степени полового развития.

Измерение длины детей до года.

Измерение производится специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 см и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесена сантиметровая шкала, у ее начала имеется неподвижная планка, в конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по шкале. Порядок измерения: ребенок измеряется в лежачем положении - укладывается таким образом, чтобы голова плотно прикасалась макушкой к поперечной неподвижной планке ростомера. Голова устанавливается в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной вертикальной плоскости. Помощник или мать плотно фиксируют голову. Ноги ребенка должны быть выпрямлены легким надавливанием левой рукой на колени ребенка, правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к пяткам, сгибая стопу до прямого угла. Расстояние между подвижной и неподвижной планками будет соответствовать длине ребенка.

Измерение длины детей старшего возраста .

Измерение производится в положении стоя ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8-10 см и толщиной 5-7 см, установленную вертикально на деревянной площадке размером 75*50 см. На вертикальной шкале нанесены 2 шкалы делений в см; одна (справа)- для длины стоя, другая (слева)- сидя. По ней скользит планшетка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения длины сидя.

Порядок измерения: ребенок ставится на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке в естественном, выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью, руки опущены, голова устанавливается в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка прикладывается к голове без надавливания. Измерение детей младшего возраста (от 1 до 3 лет) производится тем же ростомером, только используют вместо нижней площадки откидную скамейку и отсчет ведут по шкале слева. Установка головы и тела та же, что и при измерении детей старшего возраста.

Одномоментно при измерении длины определяется высота головы ребенка (расстояние между макушкой и наиболее выдающейся частью подбородка) и проверяется соотношение между высотой головы и ростом. Оценивается, соответствует ли это возрасту. Находится средняя точка тела, для этого длина делится пополам и проводится линия на уровне цифры половинной длины.

анонимно

Моей дочери десять лет. Последнее время почти каждое утро жалуется на боли в разных областях живота и на головные боли. Участились случаи головокружения. Несколько раз делали УЗИ органов брюшной полости, неоднократно сдавали анализы. Наблюдались в стационаре с подозрением на аппендицит. Платная консультация хирурга тоже не прояснила ситуацию. Доктор посоветовал упорядочить прием пищи, исключить вредные продукты. Точного диагноза врачи поставить не могут. ДЖВП, нефропатия, глистная инвазия - все под вопросом. Неделю пили Немозол, теперь проводим чистку организма Энтеросгелем, за тем будем принимать пробиотики и пребиотики. Посоветуйте пожалуйста, какие обследования целесообразно еще пройти, консультации каких специалистов помогут установить причину недомогания.

Здравствуйте! Все зависит от развития ребенка, если девочка находится в периоде пубертата, то вам стоит обратиться еще и к эндокринологу, возможно, связаны с физиологическим ростом девочки и изменением гормонального фона. Что-то советовать еще не представляется возможным, нет результатов анализов и осмотра ребенка. Эндокринолог вам назначит обследование гормонального фона, гастроэнтеролог - анализ крови на хеликобактер пилори, инфекцию, которая вызывает и диспепсические являения, тошноту, отрыжку, изжогу, а так же анализ кала на панкреатическую эластазу и копрограмму.

С минуты рождения и до выписки малыш находится под наблюдением врача-неонатолога.

После выписки за состоянием малыша наблюдают уже в детской поликлинике участковые педиатры и патронажные медицинские сестры. Безусловно, вы можете сами себе выбрать врача, который бы проводил медицинское обследование ребенка, а также профилактические обследования ребенка, в случае если участковый педиатр не вызывает вашего доверия. Но в этом случае готовьтесь к немалым материальным затратам. В таком случае лучше наблюдаться в многопрофильных центрах, то есть таких, где имеются врачи всех специальностей.

Медицинское обследование ребенка

Помимо полного физического обследования вашего ребенка медицинский персонал проведет ряд процедур и исследований:

Взятие образца пуповинной крови

Он будет взят для определения группы крови и резус-фактора вашего ребенка. Важно как можно раньше выяснить, нет ли каких-нибудь проблем с несовместимостью крови, которые могут привести к желтухе и другим расстройствам (таким как анемия) у новорожденных.

Инъекция витамина К

Ваш малыш получит инъекцию этого витамина в бедро в течение первых часов жизни. Витамин К необходим для свертывания крови, а дети рождаются с временным дефицитом этого витамина (он вырабатывается кишечными бактериями, а кишечник новорожденного остается стерильным до тех пор, пока в нем не появятся необходимые бактерии). Эта инъекция способствует свертыванию крови и снижает риск патологического кровотечения в жизненно важных тканях, например в тканях мозга.

Замечание: Если у вас есть категорические возражения против инъекции витамина К, поговорите со своим врачом о том, чтобы он был дан вашему ребенку через рот.

Хотя большинство врачей рекомендуют делать инъекцию, потому что это более эффективно, возможно также кормление ребенка с использованием витамина К: при первом кормлении, на второй - четвертой неделе и на шестой - восьмой неделе жизни.

Если вы предпочтете оральное применение витамина К инъекции, очень важно, чтобы ваш ребенок получал возрастающие дозы.

Замечание: Если вы планируете сделать ребенку обрезание, вам следует согласиться на инъекцию витамина К. Причина очевидна свертываемость крови ребенка должна быть нормальна, это необходимо при проведении любой хирургической процедуры.

Применение глазной мази

Во время родов ребенок может заразиться от матери такими инфекциями, как гонорея или хламидиоз. Поскольку эти венерические заболевания вызывают слепоту у ребенка, стандартной клинической процедурой является применение мази. Так как после этой процедуры наступает временное помутнение зрения, вы можете попросить персонал отложить ее на некоторое время, чтобы вы с малышом смогли впервые посмотреть друг на друга.

Замечание: Применение мази может вызвать раздражение глаз вашего ребенка на день или два

Проверка слуха

Врачи также постараются оценить слух вашего ребенка - непростое задание в случае с новорожденными, потому что вы не можете спросить ребенка о том, что он слышит, или попросить его следовать простым инструкциям (таким как «Покажи, откуда идет этот звук, малыш!»).

Единственное, что может сделать человек, проводящий медицинское обследование, - это посмотреть, пугается ли ребенок громких звуков, и понаблюдать за другими признаками того, что у ребенка нормальный слух. Так как это наблюдение не может абсолютно точно диагностировать глухоту ребенка, Американская академия педиатрии рекомендует, чтобы все дети проходили формальную проверку слуха в течение нескольких первых дней жизни. При этом используется особый, прибор.

Замечание: Некоторые дети подвержены повышенному риску потери слуха (0,15-0,6% детей). Факторами риска потери слуха у новорожденных являются:

  • наличие в истории семьи случаев наследственного паралича слухового нерва;
  • врожденные инфекции, такие как, краснуха, сифилис, герпес и токсоплазмоз;
  • некоторые виды лицевых патологий;
  • острая желтуха, которая требует переливания крови;
  • бактериальный менингит;
  • некоторые случаи перинатальной асфиксии;
  • а также если вес ребенка меньше 1,5 кг.

Другие медицинские обследования и тесты

Если ваш ребенок слишком большой или слишком маленький, недоношенный, если у вас близнецы, если ваш ребенок подвержен каким-то особым факторам риска для здоровья (например, он пережил перинатальную асфиксию или у него есть признаки энцефалопатии, у него боли, сепсис, или его кровь несовместима с вашей); если у вас диабет, - медицинский персонал может измерить кровяное давление, уровень сахара и железа в крови.

Когда первые медицинские обследования будут завершены, за вашим ребенком будет продолжаться наблюдение в течение первых дней его жизни. Регулярно будут измеряться его сердцебиение, дыхание, температура, будут прослушиваться звуки при дыхании, а также будет проверяться цвет его кожи, чтобы врачи контролировали состояние его здоровья. Если появятся какие-нибудь осложнения, ваш ребенок сможет незамедлительно получить медицинскую помощь с большой вероятностью успеха.

Как проводится медицинское наблюдение за детьми?

Первый визит вашего доктора ожидайте в течение первых 3-5 дней после выписки из родильного дома. Врача будет интересовать практически все, казалось бы, мелочи: какой по счету ребенок, как протекала беременность, какие были осложнения беременности, как протекали роды и многое другое.

Подготовьтесь к этому, поскольку ответы на эти вопросы помогут врачу правильно организовать достойное наблюдение за вашим малышом. Затем доктор тщательно осмотрит вашего ребенка с ног до головы, оценит состояние кожи, пупочной ранки, послушает, как работает маленькое сердечко и легкие, пропальпирует животик для исключения патологии органов пищеварения. После осмотра вам будут даны необходимые рекомендации по питанию, режиму и уходу за вашим малышом.

В течение первого месяца визиты вашего доктора будут происходить 1-2 раза в неделю (в зависимости от результатов первичного осмотра). К концу первого месяца жизни малышу назначат сдачу анализов крови и мочи.

Кроме того, для медицинского обследования ребенка к вам на дом будет приходить патронажная медсестра. Она покажет, как надо кормить малыша, как его пеленать, купать; расскажет о режиме дня и прогулок, предупредит о следующем визите к врачу, ответит на все интересующие вас вопросы.

Медицинское наблюдение за детьми от рождения до 1 года

В течение первого года жизни вы будете посещать врача каждый месяц. Это необходимо для того, чтобы вовремя выявить нарушения развития малыша и провести их коррекцию. Некоторые заболевания невозможно определить самостоятельно, поскольку они до поры до времени не беспокоят малыша.

В течение первых трех месяцев необходимо посетить и врачей-специалистов (если не возникло показаний к более ранней консультации): невропатолога, окулиста, хирурга, отоларинголога (ЛОР).

Невропатолог оценивает нервно-психическое состояние вашего малыша, развитие его движений и тонуса мышц, симметричность кожных складок правой и левой стороны тела, безусловные и условные рефлексы, измеряет окружность головы, оценивает состояние родничка (напряжение, пульсацию). К сожалению, в настоящее время редко у малышей не находят какой-либо неврологической симптоматики. Как будет дальше развиваться такой малыш, зависит от своевременно начатого лечения. В большинстве случаев патологические изменения проходят и корректируются.

Хирург оценивает развитие костно-мышечной системы, у мальчиков определяет, опущены ли яички в мошонку, пальпирует область живота для исключения патологии желудочно-кишечного тракта. Окулист оценивает физиологические параметры органа зрения, глазное дно, дает рекомендации по профилактике нарушений зрения, особенно если малыш относится к группе риска (наличие заболеваний глаз у родителей).

Отоларинголог оценивает состояние носовой полости, органа слуха, глотки и также дает необходимые рекомендации.

Анализы ребенка

Еще в родильном доме перед выпиской у малыша берут из пяточки капельку крови на специальную бумажную полоску. Это тест на два серьезных заболевания - фенилкетонурию и гипотиреоз (недостаток гормональной функции щитовидной железы, проявляющееся в развитии умственной отсталости). Фенилкетонурия - наследственное заболевание, характеризующееся отсутствием фермента фенилаланин-гидроксилазы, расщепляющего фенилаланин. Фенилаланин - незаменимая аминокислота, которая поступает в организм с пищей и самим организмом не синтезируется.

При отсутствии фермента фенилаланин-гидроксилазы фенилаланин не расщепляется или расщепляется неполно, в результате чего он и продукты его незавершенного расщепления, оказывающие токсическое действие на головной мозг, накапливаются в крови. Поражение головного мозга выражается в умственной отсталости ребенка. В случае неблагоприятного результата родителей извещают. Своевременное выявление и лечение этих заболеваний позволяет малышу нормально физически и психически развиваться.

Общий анализ крови у детей

Этот анализ берут из пальчика. По общему анализу крови оценивают количество кровяных телец (красных - эритроцитов, белых - лейкоцитов), гемоглобина и СОЭ. При необходимости проводят расширенный анализ (смотрят все кровяные тельца, присутствующие в крови: различные виды лейкоцитов (лейкоцитарная формула), тромбоциты и др.). Анализ крови позволяет определить наличие воспалительного процесса в организме, а также анемию.

Таблица. Нормальные показатели анализа крови детей первого года жизни

Биохимический анализ крови Кровь берется из вены. Анализ определяет работу печени и почек.

Определение группы крови и резус-фактора. Этот анализ берут из вены пуповины после ее пересечения еще в родильном зале малышам, родившимся от резус-отрицательной мамы.

Общий анализ мочи у детей

В норме моча прозрачная, светло-желтого цвета. Цвет мочи может меняться при приеме некоторых медикаментов или пищевых продуктов. При изменении цвета мочи анализ помогает в ряде случаев установить его причину. Если в организме малыша идет воспалительный процесс, в его моче появляется белок и лейкоциты. Эритроциты в моче в норме отсутствуют. При их появлении малышу проводят дополнительные исследования. Причиной появления эритроцитов в моче может быть гломерулонефрит, травма почек, мочевого пузыря.

Анализ кала (копрология). По анализу кала можно определить, достаточно ли хорошо малыш переваривает пищу, нет ли у него воспаления кишечника.

Ультразвуковое исследование детей

УЗИ органов брюшной полости. Это исследование желудка, печени, желчного пузыря, селезенки. Назначается при неблагополучии со стороны желудочно-кишечного тракта (срыгивания или рвота, поносы или запоры).

УЗИ головного мозга (нейросонография). Проводится специальным датчиком через область большого родничка (пока он открыт). Назначается невропатологом возбудимым детям при подозрении на повышенное внутричерепное давление, а также малышам с неврологической симптоматикой (дрожание ручек или подбородка, мышечная дистония).

УЗИ сердца проводят при подозрении на врожденный порок сердца. Назначает неонатолог при обнаружении патологических шумов в сердце.

УЗИ тазобедренных суставов. Назначает малышам ортопед при подозрении на дисплазию тазобедренных суставов.

Профилактические обследования ребенка

Среди девяти законодательно установленных ранних профилактических обследований, которые предстоят вашему ребенку от рождения до десятого года его жизни (такое положение практикуется в настоящее время), особенно важны оба первых - ПО-1 и ПО-2.

Профилактические обследование ребенка - ПО-1

Это обследование проводится еще в родильной палате и имеет целью установить жизнеспособность появившегося на свет малыша, Сильный плач вашего малыша при рождении рассматривается как признак того, что ребенок вдохнул воздух и теперь может собственными силами вдыхать кислород в легкие. Как следствие - цвет кожи становится розовым, мускулы напрягаются, дыхание становится равномерным.

Критерием такой приспособленности новорожденного является так называемый балл по Апгару. Это система баллов, определяемых через установленные промежутки времени после рождения (через 1, 5 и 10 минут). Если пять контролируемых параметров (цвет кожи, возбуждаемость мускулов, сердечный пульс, частота дыхания, напряжение мускулов) в порядке, то каждый из них оценивается в 2 балла.

Балл по Апгару, равный 10, является оптимальным. Балл по Апгару менее 7 через одну или 5 минут обусловливает необходимость первого, пока еще осторожного врачебного вмешательства, чтобы ускорить приспосабливание малыша к его новому состоянию.

В настоящее время величина рН считается более надежным контрольным показателем, который к тому же можно быстрее определить. Этот лабораторный показатель характеризует равновесие между кислыми и основными (щелочными) газами в крови - надежный показатель достаточного подвода кислорода. Для этого берут небольшую пробу крови из пуповины и за несколько минут получают результат измерения (норм, значения рН > 7,20).

Профилактические обследование ребенка - ПО-2

Это обследование проводится между 3-м и 10-м днями после рождения, как правило, детским врачом, отвечавшим за здоровье вашего малыша в родильном доме. Теперь малыш впервые подвергается настоящему врачебному обследованию для проверки, все ли в порядке.

Речь идет о нормальности развития тела или о степени недоношенности, если малыш появился на свет до срока. Для этого обследуют сердце, легкие, органы в области живота, нервную систему и рефлексы, а также опорно-двигательную систему, особенно бедра.

Для вас это обследование является также и первой возможностью задавать вопросы и выразить свою обеспокоенность чем-либо, поскольку вы вполне можете присутствовать, если хорошо себя чувствуете.

При ПО-2 нередко получается так, что детский врач думает, что обнаружил легкие отклонения от нормальных значений отдельных параметров (например, сильную напряженность мышц или небольшую неодинаковость движений с двух сторон). Врач посоветует вам проследить, будут ли изменения этих параметров, или сразу же назначит соответствующую процедуру. Бесспорно, это напугает вас. Однако в связи с этим вы должны знать, что многие новорожденные имеют небольшие отклонения от нормы. Развитие грудных детей, однако, идет с такими большими вариациями, что даже опытному детскому врачу трудно установить, имеет ли место действительно нарушение развития или это лишь один из нормальных вариантов. Поэтому важно проводить более поздние обследования. Большинство отклонений к тому времени исчезнет.

Профилактика против недостатка витамина К

Витамин К синтезируется бактериями в кишечнике. Он жизненно важен, поскольку совершенно необходим для хорошего функционирования процесса свертывания крови. У сосунков, вскармливаемых грудью, выработка витамина К развивается медленнее, чем при искусственном вскармливании из бутылочки, когда малыши снабжаются витамином К быстро и в достаточном количестве. Чтобы избежать нарушений в свертывании крови, т. е. кровотечений, при вскармливании грудью нужно дополнительно давать детям витамин К по 2 капли при рождении, при ПО-2 и при ПО-3. Эти капли совершенно обязательны, т.к. последующий дефицит витамина К вызывает кровотечение.

Важно! Иногда у обоих родителей есть неизлечимые тяжелые заболевания. В этих случаях при обследованиях ребенка могут помочь «детская сеть» с адресами специалистов и групп взаимопомощи, а также специальная литература.

При выходе из роддома вы получите желтую тетрадь - журнал ухода за ребенком. Следующие обследования от ПО-3 до ПО-9 вы можете проводить у детского врача по вашему выбору. Каждое профилактическое обследование увязывается с проблемами возраста, при котором оно проводится. Разумеется, задается вопрос, что уже может малыш? Его также взвешивают и обмеряют, а результаты заносят в карты роста, по которым всегда можно определить, правильно ли ребенок прибавляет в весе и росте.

Обязательно отметьте сроки следующих обследований. Время течет быстро, и вот вы уже пропустили срок! Это особенно жаль, если он, как, например, при ПО-4, был увязан со сроком прививок.

На левой стороне желтой тетради вы найдете перечень поставленных перед вами вопросов для каждого обследования. Они представляют интерес не только для детского врача, но и для вас самой, и вы их должны были бы задать сами.

Вам будет также задан вопрос, слышит ли ваш ребенок и как. Выявилось, в частности, что у родителей самых первых возникает подозрение, если здесь что-либо не в порядке - еще до того, как острота слуха может быть измерена приборами при ПО-5.

Профилактические обследования, наряду с обследованием состояния малыша, дают также повод поговорить о питании в данный период и выполнить программу прививок.

Таблетки для профилактики с витамином D и фтором

Никогда позже человек не растет так быстро, как в свой сосунковый период. При этом необходимо поступление в организм достаточного количества кальция и его усвоение костями. Обязательным управляющим средством для этих процессов является витамин D. Он образуется в организме ребенка на предварительных этапах реакции синтеза и под действием света превращается в коже в активный витамин D.

Таблетки витамина D для профилактики рахита

Как известно, солнце в наших широтах часто светит недостаточно ярко, чтобы гарантировать образование нужного количества активного витамина D. Между тем, недостаток этого витамина неблагоприятно сказывается на прочности костей. В резко выраженных случаях это может быть причиной возникновения рахита (размягчения костей). В Германии этого теперь не наблюдается благодаря тому, что всем грудным детям, начиная с 10-го дня после рождения и, по крайней мере, до конца первого года жизни, здесь дают таблетки витамина D (500 единиц в день, что соответствует одной маленькой таблетке). Они дополняют содержание витамина D в молочном питании до уровня, надежно предотвращающего нарушения в развитии костей.

Фтор против кариеса

Химический элемент фтор, присутствующий в малых дозах, способствует укреплению зубной эмали даже в то время, когда зубки малыша еще не прорезались. После введения так называемой фторной профилактики кариес у детей в Германии значительно сократился. Распространяется много неблагоприятных слухов о вводе фтора детям. Хотя в мире нет другого микроэлемента, который был бы так хорошо изучен на предмет недопущения вредных побочных действий. Взаимосвязи между добавками фтора и возникновением рака нигде не было обнаружено. Для простоты дозу для грудных детей 0,25 мг в день объединяют с суточной дозой витамина D в одной таблетке.

Скрининг бедер ребенка

Под названием «скрининг бедер» понимается безвредное ультразвуковое обследование тазобедренных суставов самых маленьких грудных детей с получением изображения на мониторе. Оно предназначается для раннего распознавания нарушений в развитии тазобедренных суставов, которые в тяжелых случаях впоследствии приведет к нарушениям в ходьбе и может даже вызвать необходимость операции. Ультразвуковое обследование позволит ребенку избежать всего этого.

Нарушения в тазобедренном суставе

У одного из каждых 1000 - 2000 новорожденных обнаруживаются серьезные нарушения тазобедренного сустава.

Если заболевания бедер были уже у близких новорожденного, то следует как можно раньше провести ультразвуковое обследование, для исключения риска заболевания Тазовое предлежание при беременности - серьезный фактор появления нарушений в тазобедренном суставе новорожденного.

Ранняя диагностика нарушений в развитии бедер позволяет, в частности, сразу же провести корректировку с применением простых вспомогательных средств, что обычно через 4-6 месяцев обеспечивает достижение цели - излечения. Поэтому в будущем предполагается, что примерно при ПО-3 (на 4-6-й неделях жизни) у всех новорожденных в Германии будут проводить скрининг бедер.

Выбор врача для ребенка

Хотя профилактические обследования имеет право проводить любой врач, но все же, и это целесообразно, заботу о здоровье грудных детей на 95 % берут на себя детские врачи. Вы как родители имеете свободный выбор. Желтая тетрадь ведения документации, которую нужно приносить на каждое обследование, остается у вас на руках. Поэтому вы сможете сменить врача и не просить его, чтобы он передал результаты ранее проведенных обследований.

Как выбирать врача для ребенка?

Часто получается так, что врач, наблюдавший малыша в момент рождения, берет на себя и последующие обследования.

Если это невозможно, и вам приходится переориентироваться заново, то следует пригласить детского врача, практикующего поблизости от вашего дома. Именно в первые годы профилактические обследования проводятся довольно часто, и будет удобно не тратить много часов на дорогу. Кроме того, нужно узнать, может ли этот врач посещать ребенка на дому, можно ли вам будет связываться с ним по телефону и получать консультации, большие ли у него очереди на прием и какой репутацией он пользуется в своем округе, т.к. стиль его работы должен согласовываться с вашими представлениями.

Советы по посещению врача:

При первых профилактических обследованиях и родители, и ребенок обычно особенно возбуждены. Нервозность родителей нередко способствует тому, что малыши резко протестуют против мероприятий типа обмера или проверки рефлексов. Кто же будет охотно лежать в голом виде на холодных весах, и причем как раз тогда, когда уже подошло время немножко вздремнуть или покормиться у груди? Поэтому тщательно подготовьтесь к обследованию:

Подберите по возможности время визита так, чтобы малыша не пришлось показывать врачу в тот момент, когда ему пора спать или есть. Если нельзя избежать того, что время осмотра совпало со временем кормления, то при искусственном вскармливании нужно заранее приготовить бутылочку в теплоизолированной сумке. Разумеется, грудью можно покормить ребенка в любой момент.

Выберите одежду, которую легко можно было бы надеть и снять. Ползунки из одного куска материи, застегиваемые на кнопках, особенно удобны. Подумайте также о запасных пеленках!

Хотя голодный малыш при посещении врача может капризничать, все же не пытайтесь предварительно накормить его так, чтобы он не смог и пикнуть. Дело в том, что оценить состояние развития ребенка можно лучше всего тогда, когда после последнего кормления прошло примерно 2-3 часа. Если малыш сыт, то его рефлексы как бы отдыхают, и вам придется прийти еще раз, чтобы врач получил правильную картину.

Если с профилактическим обследованием совпадает срок прививок, то малыш для этого должен быть практически здоровым. Ребенку, который как раз в это время борется с инфекцией дыхательных путей (возможно, от простуды), ваш врач, вероятнее всего, прививку делать не будет. В этом случае срок профилактического обследования целесообразнее всего отодвинуть.

Прививки детям - надежная защита

Прививки являются профилактическим мероприятием по охране здоровья. Самая тяжелая угроза здоровью человека - инфекционные заболевания. При появлении прививок они либо полностью исчезли, либо были сокращены до безопасного уровня. Была уничтожена оспа, почти совсем исчез детский паралич (полиомиелит) и там, где, согласно рекомендациям, проводятся прививки, почти полностью исчезли дифтерия, корь, краснуха, коклюш, столбняк (Tetanus), а в последнее время также и некоторые формы воспаления мочевого пузыря. Против регионально опасных заболеваний, например, гепатита В и А, так называемого весеннего энцефалита и др. тем временем тоже появились прививки, и вскоре появятся на рынке прививочные вакцины и против других болезней.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.