Методическая разработка на тему: «развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста». Как развить воображение у детей дошкольного возраста

Дисциплина: Педагогика
Тип работы: Курсовая
Тема: Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Оглавление.
Введение.

1.1.
Понятие о воображении.
1.2.
Виды воображения и способы создания творческих образов.
1.3.
Механизм творческого воображения.
1.4.
Особенности воображения у детей.
1.5.
Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их воображения.
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
2.1.
Констатирующий эксперимент.
2.2.
Формирующие эксперименты.
2.3.
Контрольный эксперимент.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Введение
Актуальность темы.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые
жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует
совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности
ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об
определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только
предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в
значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития
творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
Проблема исследования.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью
человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период
воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность,
снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая
организация изобразительной деятельности.
Объект исследования.
Объектом исследования являются дети подготовительной группы ДОУ.
Предмет исследования.
Организация работы по развитию творческого воображения у детей подготовительной группы в процессе изодеятельности.
Цель работы.
Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Гипотеза исследования.
Развитие творческого воображения происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельности является
художественно-дидакточеская игра.
Задачи исследования.
– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
– определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;
– разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
– определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;
– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
– разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.
База исследования.
Исследования проводятся на базе МДОУ «Детский сад № 24», общеразвивающего вида. Поселок Фосфоритный, Воскресенского района, Московской области. Продолжительность исследования 6
месяцев. Количество испытуемых 15 человек. Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет). Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
1.1. Понятие о воображении.
Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет
принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и
создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы
существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает
его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не
реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни,
делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме
при посредстве новых сочетаний или соотношений».
Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно
воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей
деятельности.
Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый
плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается
результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никт...

Забрать файл

Развитие сюжета зависит от ряда обстоятельств: близость темы игр к опыту ребенка. Отсутствие опыта становится препятствием в развитии сюжета игры. Вместе с развитием сюжетов игр развиваются и возможности творческого воображения ребенка, накапливается тот материал, который пробуждает и направляет фантазию ребенка.

Игры старших дошкольников отличаются сложным содержанием. Часто это длительные творческие игры. Длительная творческая игра высшая ступень развития игры. Ее специфика состоит в том, что она возникает по инициативе самих детей, которые самостоятельно берут на себя роли, хотят развивать сюжет, проявляют в игре больше вымысла, творчества в выборе действий, при распределении ролей, при использовании подсобных материалов. Основной ее признак – это устойчивый интерес ребенка к роли им выполняемой, и к определенной теме игры.

Развитие детского воображения в игре зависит во многом от характера чтения книг, от того, насколько дети проникаются чувствами, выраженными в ней. Новые впечатления поддерживают интерес к теме игры и обогащают ее содержание.



Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных компонента: это, прежде всего, играющий с детьми взрослый партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжета - сложение), как более сложного способа построения игры, и собственно, предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задейственного в ней взрослого.

Для развития творческого воображения особенно важны игры – фантазирование, придумывание. Освоенные в совместной с взрослыми игре умения комбинировать сюжетные события, обогащают игру детей. Полученный в игре с взрослым опыт придумывания многотемных сюжетов, событий, объединяющих разнотекстовые роли, помогают детям более успешно развертывать самостоятельную игру.

Сюжетно – ролевая игра обогащает развитие творческого воображения детей только в том случае, если она обретает развитые формы, богатое содержание, сложный сюжет.

Для развития творческого воображения средствами сюжетно ролевой игры необходимо:

Развивать творческую деятельность в моделировании сюжета игры, обогащать сферы творческих замыслов детей, расширять и обогащать позитивный опыт совместной творческой деятельности детей,

Обучать детей совместному поиску творческих решений в сложных ситуациях;

Формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Среди различных видов игры особое место занимает и театрализованная игра. Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательного воображения.

В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными.

Дети испытывают неудовлетворительность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм – драматизациям. Поэтому необходимо выделить и показать детям средства образной выразительности и исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей. К ним относят речевую, интонацию выразительность и пантомимику. Необходимо использование этих средств для передачи образа, умений пользоваться ими, находить соответствующее эмоциональное состояние персонажа. В доступной детям дошкольного возраста форме важно приобщить детей к воплощению сценического образа разными способами. Творческая активность ребенка в плане формирования новых сценических образов состоит в разрушении шаблонов сценического образа. Весь процесс создания сценического образа представляет собой единство закрепления новых образов и разрушения, прежних под влиянием приемов изобразительности. Именно на активизацию действия этого механизма должна быть направлена вся работа.

Театрализованные игры дошкольников способствуют развитию как познавательного, так и эмоционального воображения детей, развитию их аффективной сферы. Необходимо создать особый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми в процессе театрализованной деятельности, которые помогут детям, справится с возникшими проблемами, преодолеть страхи и тревожность, обнаружить индивидуальность в творческой деятельности. Для развития творческого воображения средствами театральной деятельности необходимо:

Развивать творческие способности детей в плане воплощения сценического образа;

Дать представления о невербальных и вербальных средствах воплощения образа;

Развивать познавательную активность;

Формировать эмоциональный контроль;

Для полноты восприятия театральной деятельности – ознакомить детей с различными видами театра: настольным театром резиновой, мягкой и дымковской игрушки; театром на фланелеграфе; пальчиковым театром с куклами бибабо и игровой – драматизацией.

Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью (чтобы дети представляли образы героев сказки выразительными, эмоционально отраженными), вести себя на сцене непринужденно, нужна специальная актерская тренировка, цель которой помочь овладеть следующими средствами образной выразительности: интонацией, позами, жестами, мимикой, пантомимикой.

При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, а именно содержать в себе образовательные воспитательные задачи.

Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, и поэтому очень важно уметь отобрать художественные произведения, на основе которых строится сюжет театрализованной игры. Театрализованная игра должна нести в себе информацию об окружающей действительности, влиять на формирование личности ребенка, активизировать его творческое воображении, иметь развивающий и воспитывающий характер, а также соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Таким образом, только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обусловливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.

Большой вклад в развитие творческого воображения может внести еще одна деятельность – это изобразительная. В процессе овладения детьми изобразительной деятельностью таятся большие возможности для развития творческих способностей, однако, проблема эта сложна и состоит она из двух частей с одной стороны, нужно культивировать творческие способности ребенка, а с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Таким образом, проблема развития творческого потенциала ребенка посредством изобразительной деятельности предстает как проблема организации этой деятельности.
При руководстве изобразительной деятельности не надо натаскивать детей, заставлять их рисовать, надо играть с ними, рассказывать им сказки, просить их самих сочинять.

Рисование помогает лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Рисование - это одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка.

В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Значительный скачок как в развитии самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему нравится. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. (Груздева А.В., Арсёнова М.А., 2013)

Рисование популярно среди детей 5 - 6 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выявить уровень этого познания. Чем больше развито у детей восприятие, наблюдательность, тем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В старшем дошкольном возрасте возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений. Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности - творчески.

Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. И. Ю. Кулагина доказала в своих исследованиях, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, то есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы. Так как рисование наиболее популярный вид продуктивной деятельности дошкольников, именно в этой деятельности появляется возможность выявить наиболее характерные черты развития детского воображения, посредством анализа продуктов деятельности детей. Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию воображения ребенка. Для этого хорошо использовать разные варианты задач на воображение и другие приемы. Именно педагогически правильные воздействия на ребенка приведут к увеличению уровня развития воображения.

В процессе освоения изобразительной деятельности детям необходимо привить определенные навыки и умения, вырабатывать приемы изображения, то есть необходимо целенаправленность обучение детей, привитие им художественного опыта. При этом приветствовать творческое изменение образца изображения (его величины, деталей, цвета). В процессе обучения ребенка изобразительной деятельности советовать и рекомендовать нужно осторожно, так как это отучает видеть разные неповторимые дома, листья, грибы и видеть их по-своему. Ребенок часто оказывается скованным, ограниченным частной формой действий, шаблонов. Художественное качество детских рисунков заключается в том, что в них запечатлена душа ребенка, изумленная окружающим миром, очарованная его красочностью, движением, бесконечным разнообразием.

В развитии творческого воображения рисующих детей большую помощь оказывает музыка, слушание музыки. Она создает настрой, рождающий иное отношение к сочетанию цветов и линий.

Таким образом, один из способов амплификации детской изобразительной деятельности заключается не в передаче им конкретных и жестких способов построения образа, а в обогащении их чувственного опыта, создании особой поэтической атмосферы сотворения образа, развитии детской наблюдательности.

Вторая линия амплификации изобретательной деятельности – это развитие сюжетной линии воплощения образа: необходимо добиться разнообразия сюжетов, воплощаемых в рисунках и пластилиновых скульптурах; необходимо обсуждать с детьми замысел, предлагать новые интересные для них темы. «Приучайте ребенка реализовывать задуманное, выражать свои образы, и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радость творчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее в творческом созидании».

Необходимо разводить понятие терминов «замысел» и «тема». Тема
рисунков легко формулируется в словах, иногда только в названии. Замысел же предполагает наглядное представление будущего рисунка, хотя бы в общих чертах. Многие дети не понимают самой задачи: замыслить, представить себе будущий рисунок, до того, как его начать. Воспитатели сами чаще ограничиваются только названием темы или перечислением входящих в неё предметов. Таким образом, воображение не развивается, дети не учатся «замысливать». Лишь в тех случаях, когда ребенок наглядно представляет себе задуманное содержании, он при соприкосновении с материалом ищет средства воплотить образы, созданные его воображением. Случайные ассоциации, если и возникают, то не заглушают замысла, а могут лишь частично изменить или заполнить его. Овладев способом формирования у детей сюжетно – изобразительного замысла в рисунке, мы получим возможность побуждать и направлять воображение.

Когда замысел рисунка родится из сюжета литературного произведения, воображение играет главную роль. Оно опирается на художественные образы. Некоторые литературные произведения носят описательный характер, их содержание легко переносится в пространственную форму рисунка. Очень подходят и народные сказки: они доступны детям, рождают живые образы фантазии. Действие в сказке развертывается непрерывно и плавно. Обычно для рисунка выбирается один эпизод, который легче организуется пространственно.

Также довольно-таки успешно становление воображения происходит при сочинении сказок. Одним из эффективных методов работы воспитателя в данном аспекте является обучение дошкольников сочинению сказок. Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство дошкольника с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии. Данная проблема отражена в научных работах Л. С. Выготского, Л. С. Коршуновой, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна и др. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. ,

Проблемам развития воображения дошкольников в процессе работы с литературными произведениями посвятили свои исследования О.М. Дьяченко, В. Я. Пропп, Н. С. Карпинская, Дж. Родари и др. Эти авторы описали особенности конструирования детьми сказочных сочинений, охарактеризовали виды, и особенности композиции сказок-страшилок, их структурные компоненты и действующих лиц, доказали возможность повышения уровня творческого воображения у детей дошкольного возраста благодаря упражнениям в операциях «опредмечивания» и «включения» при восприятии и сочинении рассказов и сказок, операций комбинирования и экспериментирования, моделирование. Вместе с тем, в этих исследованиях не рассматривались закономерности, условия и факторы развития и формирования процесса сочинения дошкольниками сказок и его влияние на общий уровень воображения.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей.

Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

И, наконец, хорошо развитое воображение дошкольника станет залогом успешной учебы в школе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной работе были рассмотрены основные аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы.

В силу своей специфичности воображение до сих пор не имеет устойчивого и общепринятого определения. Каждый исследователь предлагает свое определение данного процесса. Однако, воображение не следует сводить к разновидности творческого мышления.

Воображение, соединяя два слоя реальности, способно переводить, воплощать идею, образные представления о действительности, эмоциональные состояния в метафорические, символические формы, выражать их косвенным путем.

Есть мнение, что воображение ребёнка начинает своё развитие с трёх лет, так как оно в качестве психического процесса может формироваться только при условии наличия действующего полноценного сознания.

Старший дошкольный возраст является сенситивным (чувствительным) для формирования воображения.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Творческое воображение детей проявляется в сюжетно- ролевых играх. К концу дошкольного периода детства воображение у детей представлено в двух основных формах:

· произвольное, самостоятельное порождение ребёнком какой-либо идеи;

· возникновение воображаемого плана её реализации.

Итак, воображение детей старшего дошкольного возраста имеет следующие отличительные черты:

· в старшем дошкольном возрасте происходит становление особой деятельности воображения - фантазирование;

· ребенок осваивает приемы и средства создания новых образов;

· воображение приобретает произвольный характер, предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию;

· воображение переходит во внутренний план, так как отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Дошкольное детство характеризуется бурным развитием познавательного воображения. Творческое воображение формируется, прежде всего, в игровой деятельности, и затухает, когда ребенок перестает действовать.

Старший дошкольный возраст, по мнению психологов, возраст расцвета сюжетно-ролевой игры. Она отличается большим разнообразием тематики, сложностью в развернутости сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, выходящие за рамки их личного опыта. Следовательно, в этом возрасте необходимо создать позитивные условия для развития творческого воображения.

Для развития творческого воображения имеет большое значение словесное творчество, игровая деятельность, театральная деятельность, изобразительное искусство.

Особенностью игр является направление дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно-смысловые контексты.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - 120 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. -398с.

3. Борисенко М.Г. Диагностика развития ребенка. СПб.: Паритет, 2007. – 96с.

4. Бродская С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах. М.: КноРус, 2006. - 255с.

5. Возрастная и педагогическая психология. /Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: Московский университет, 2012. – 272с.

6. Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах. Детская психология. Том 4. – // М., Педагогика, 2012. – 563 с.

7. Гайсина, Г.И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности / Г.И. Гайсина // Учитель Башкортостана. - 2010. - №6. - С. 110-113.

8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России. 2005, - 512с.

9. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О. А. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 568-569.

10. Груздева А. В., Арсёнова М. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013.

11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. 2-е издание. М., Академия, 2009. – 342 с.

12. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 2005. -368с.

13. Запорожец А. В. Восприятие и действие. 2-е издание. М., Академия, 2008. 316 с.

14. Ильенков Э. В. Школа должна учить и мыслить. 2-е издание. М., Издательство МПСИ, 2009. – 312 с.

15. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. М.: Феникс, 2013. – 352 с.

16. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2010. - 744 с.

17. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. М.: Сфера, 2007. - 464с.

18. Ланге, Н.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.Н. Ланге – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 464 с.

19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Академия, 2007. – 369 с.

20. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., Издательство МГУ, 2011. – 687 с.

21. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми. 2-е издание. М., Академия, 2012. 254 с.

22. Мухина В. С. Возрастная психология. М., Академия, 2006. 328 с.

23. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М.: Высшее образование, 2006. - 460с.

24. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология:учебное пособие/ Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 448 с.

25. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2005. -298с.

26. Петровский А.В. Психология/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский – М.: Академия, 2011. – 340 с.

27. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.:

28. Рейтман У. Познание и мышление. Моделирование на уровне информационных процессов. М., Академия, 2012. 534 с.

29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Спб., Питер, 2012. – 409 с.

30. Смирнова О. Е. Детская психология. – М., Владос, 2006. - 366 с.

31. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2005. -287с.

32. Чижова И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок / И. И. Чижова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 65-68.

33. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., Академия, 2006. – 406 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушением зрения. Его исследования в отечественной и зарубежной психологии. Изучение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

    История и потенциал воображения в художественном творчестве. Классификация видов воображения. Исследование влияния воображения на психологические функции дошкольника. Изучение психологических условий развития воображения у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2016

    Игровая деятельность дошкольников как средство развития воображения. Проблемы развития воображения в процессе игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика уровней развития воображения. Развивающие игры и упражнения с детьми.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2013

    Характеристика развития мышления, восприятия и речи у дошкольников. Особенности развития воображения, памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Игровая, изобразительная и трудовая деятельность детей дошкольного возраста. Готовность ребенка к школе.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2011

    Проблемы развития личности детей дошкольного возраста. Личность и ее развитие. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Развитие игр у детей дошкольного возраста. Этапы формирования игровой деятельности детей. Значение игры.

    дипломная работа , добавлен 06.11.2005

    Современное состояние проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Теоретические подходы к пониманию воображения как психического явления. Анализ, особенности и условия развития воображения у детей в дошкольном возрасте.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2011

    Дневные и ночные страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения. Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития. Влияния рисуночных методик на коррекцию страхов у детей с задержкой психического развития.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Основные направления и принципы развития воображения. Описание развивающей программы игр и упражнений. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2010

Введение


Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Дывадова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно - воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.


1.Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте


Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что - либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. А творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному.

Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально - «разум воображения», диалексическая логика воображения - и противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество.

В психологии воображение трактуется как своеобразный тип синтеза чувственного и рационального, особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач.

Создатель психоанализа З. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания чувственные тенденции.

Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.

Итак, согласно этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно:

Подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов);

Направлено на собственное удовольствие, а не реальную деятельность в окружающей действительности;

Является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.

Однако трудно представить, а тем более доказать, что миражное построение, мечта является более первичной формой, чем мышление, направленное на реальность. Наблюдения показывают, что у ребенка в самом раннем возрасте мы имеем дело не с галлюцинаторным получением удовольствия, а с реальным удовлетворением его потребностей. Как известно, ни один ребенок не испытывает галлюцинаторное удовольствие от воображаемой пищи. Удовольствие ребенка неразрывно связано с реальной действительностью. Путь к удовольствию в раннем детстве лежит через реальность, а не через уход от нее.

Недоказанной также остается «невербальность» детской фантазии. На самом деле, как подчеркивал Л.С. Выготский, мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главным образом речевого развития.

Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы ими из опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность.

Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.

И все-таки воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное - дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут (а иногда и видят) добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» - вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психических механизмов творческого воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дьяченко, в которых выяснились особенности воображения детей разного возраста на материале решения воображаемых задач.

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции - познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения - это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя - чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая и других, как раз и выполняют эту функцию.

Классификация видов воображения, предложенная Л.М. Веккера, соответствует по своей структуре основным уровням представленности познавательных процессов:

сенсорно - перцептивное воображение;

словесно - логическое, выступающее как элемент мышления;

эмоциональное.

Воображение характеризуется как «сквозной» психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления.

Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего познания, но и для его преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности.

Различают пассивное и активное воображение. Пассивным называют воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели. Так бывает, например, сновидения, состояния полусна, или бреда. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический характер. Содержание этих характеров в значительной мере определяется не психологическими, а физиологическими причинами - тем, в каком находятся разные участки мозга. Иногда в содержании сновидений проявляются скрытые желания или опасения человека, не осознаваемые им во время бодрствования, влияние со стороны внутренних органов.

Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на два вида:

Воображение воссоздающее;

Воображение творческое.

Задачи воссоздающего воображения состоят в воссоздании, восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию. Когда мы слушаем рассказ, читаем книги или художественную литературу, смотрим картины, мы представляем себе, то, что описывается и показывается. Одно дело - понять содержание, уловить главную мысль рассказа, проследить последовательность событий в рассказе (это - задачи мышления); совсем другое представить в виде живых образов, как лежит в кроватки младенец, и тянет ручки к игрушке, как выглядят герои романа, как бы очутиться самим на лугу, описанном Тургеневым. Мышление, понятие - необходимая предпосылка воображения. Не поняв текста описания, нельзя себе представить все это. Но, в свою очередь, воображение расширяет понимание, придает ему живость и конкретность.

Может показаться странным, что воображение требуется и при рассмотрении картины: там ведь все передано наглядно. Тем не менее, если не «вжиться» в картину, не представить себе изображений на ней «кусок жизни» мы только скользнем по ней глазами, ничего не почувствовав.

Сложность задач, возникающих перед воображением, зависит от характера сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить - от того, насколько эти сведения полны, подробны и точны, и в какой форме они выражены.

Представления воссоздающего воображения различаются по их точности и яркости. Точность, правильность построения представлений в воображении, их соответствие требованиям, задачи в значительной мере определяется жизненным опытом человеком, накопленным им раньше запасом представлений. Ведь это резервуар, из которого мы черпаем материал для новых образов. Вряд ли сможет правильно представить себе море человек, который видел воду только льющейся из крана. Определяется оно и уровнем понимания тех описаний и изображений, по которым создаются представления.

Но яркость, живость, отчетливость новых образов зависит не от запаса представлений, а от индивидуальных особенностей человека и, прежде всего, от того, насколько его воображение окрашено чувствами.

Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. В самом ярком виде творческое воображение проявляется в труде художников, писателей, артистов и т.д. Но творческое воображение необходимо и каждому человеку.

В творческом воображении мы создаем представления, руководствуясь только целями, которые ставим перед собой, и различаются эти представления по их оригинальности и реалистичности. Оригинальность, своеобразие представлений творческого воображения - это степень новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. Сохраняются для творческого воображения и различия по яркости представлений. Результаты творческого воображения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности, которую они обслуживают.

Особенностью творческого воображения являются его приемы, т. е. способы создания творческих образов.

Первый способ - агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

Второй способ - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик с пальчик.

Третий способ создания образов фантазии - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркиваются определенные черты, признаки, свойства. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с морским кораблем. Синтез это есть специфическое обобщение в создании сложного, целостного образа.

Прежде всего, работа над развитием воображения осуществляется на занятиях по изодеятельности, на которых детям предлагаются следующие задания и упражнения:

нарисовать свое настроение в течение дня, свою мечту;

рисовать себя, семью, друзей, самое любимое, важное, интересное в жизни, что-то загадочное и волшебное;

придумать и нарисовать по заданным волшебным дугам, точкам, линиям, на основе геометрических форм, различных фигур и полуфигур несуществующих животных, фантастические растения и придумать им названия.

В современной психолого-педагогической литературе теория становления творческой деятельности рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов).

Исследуя особенности детского воображения, Л.С. Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости у взрослого человека. У ребенка «не только материал, из которого строит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого».

Становление детского воображения подчиняется общим закономерностям развития этого процесса, но имеет свои особенности и, по мнению Л.С. Выготского, каждый период детства обладает своей формой творчества. Исследователи отмечают тот факт, что творческое воображение в своем развитии постепенно переходит из элементарных форм в сложные, от простого произвольного комбинирования к комбинированию логически аргументированному.

Анализируя механизмы продуктивного воображения, Л.С. Выготский отмечал, что уже в раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей и игра ребенка не простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их, построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

Процесс творческого воображения изучался также А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым, О.М. Дьяченко и др. В их исследованиях подчеркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов.

Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности - творческий. Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. А.А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, т. е. замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы.

В исследованиях А.В. Петровского, О.М. Дьяченко выделены два вида воображения - активное и пассивное. Активное воображение подразделяется на воссоздающее и творческое. Для участия в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности.

Большинство отечественных психологов подчеркивают образный характер творческих процессов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.). О.М. Дьяченко вычленяет семь основных механизмов воображения, носящих действенный, преобразующий характер:

) типизация (создание целостного образа синтетического характера);

) комбинирование (осуществление анализа и синтеза элементов реальности);

) акцентирование (подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов);

) преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;

) конструкция (создание целого по части);

) агглютинация (сочетание разнородных свойств реальности);

) уподобление (использование аллегорий и символов).

Таким образом, творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.


.Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения


Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование - это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракулей с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приёмов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например, ребёнок рисует фантастическую чудо - машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными.

В самом общем виде (опираясь на исследования Б.М. Неменского, Г. Каринского и др.) работу, стимулирующую творчество детей, можно проводить по трём этапам.этап - обучающий. Цель: непосредственное обучение основам изображения с помощью нетрадиционного использования традиционных материалов; освоение техники как языка художественно-графических образов при использовании различных материалов.этап - закрепляющий. Цель: использование приёмов работы, материалов и оборудования в соответствии с решением творческой задачи (акварель и акварельный мелок, гуашь и восковой мелок, восковой мелок и акварель и т.д.).

Тематика конкретных заданий выбирается с учётом особенностей времён года, при этом механически не подчинено им. Учитывается тяга дошкольников к фольклорным формам художественного творчества. Выбор знаний соотносится с интересом детей в их повседневной жизни. Работы преимущественно носят характер импровизаций на основе непосредственных наблюдений с натуры или по памяти, по представлению, по воображению.

На втором этапе задания связаны с постижением цвета, характером графической линии, освоением технических приёмов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., непосредственно связаны с композиционным решением:

Равномерное заполнение листа.

Выделение первого плана.

Передача первого и второго планов (то, что ближе - больше и расположено ниже на листе бумаги, что дальше - меньше и расположено выше на листе бумаги).

Передача движений.

Композиция из нескольких фигур.

Выделение главного размером и цветом.

Элементы загораживания.

Равновесие композиции, в том числе композиционное равновесие больших декоративных пятен.

Выражение характера линией и цветом.

Графическая работа мелком, карандашом, палочкой, гуашью, углём и грифелем развивают мелкую пластику. Живописное освоение листа большого формата гуашевыми красками и широкой кистью помогают раскрепоститься и учат легко работать во всех направлениях, свободно координируя движения всей руки.этап - самостоятельная деятельность детей в работе с художественными материалами и реализация творческих замыслов. Цель: стимуляция творческой деятельности детей за счёт свободного выбора художественных материалов и оборудования.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что творцом так же, как и интеллектуалом становятся, а творческие способности не создаются, а высвобождаются как спонтанно, так и в специально организованном окружении (людей и материалов).

По мнению Н.С. Лейтеса, важными предпосылками развития детской одарённости являются возрастные особенности, которые можно считать компонентами детских способностей: «Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх, неустанная любознательность».

Таким образом, ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:

Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий.

Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности.

Организация наблюдений за творческим процессом взрослых.


.Конспект занятия по развитию творческого воображения детей в рисовании (для детей старшего дошкольного возраста)


Тема «Наши зимние забавы»

Цели занятия:

развивать творческое воображение;

учить использовать разную технику при рисовании: набрызг, рисование по сжатой бумаге;

развивать чувство цвета и композиции;

развивать тонкие движения мелкой моторики руки.

Оборудование: белая бумага, акварель, беличьи кисти; музыкальное произведение В.А. Моцарта «Катание на санях».

Подготовка: рассматриваются специальные картины, репродукции, иллюстрации к книгам, изображающие зимние игры и забавы детей.

Методы: словесные (объяснение, разъяснение), наглядно - действенные (демонстрация, иллюстрация).

Ход занятия.

Воспитатель вместе с детьми вспоминает зимние забавы (катание на санках, коньках, лыжах; игры в снежки; лепка снежной бабы и др.). Читает короткие стихотворения, предлагает отгадать загадки.


Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

Все лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе - горе,

А ребятам - смех!

И. Суриков

На прогулке бегуны

Одинаковой длины

Через луг к березке

Тянут две полоски…

Бел, да не сахар, нет ног, а идет.

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать

первый век?

Морковка - нос, в руке - метла,

Боится солнца и тепла.

(Снеговик.)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили.

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Снежная горка.)


Воспитатель. Сегодня вы будете рисовать на сжатой бумаге. Для этого сначала необходимо скомкать и сжать бумагу, затем лист расправить и на него нанести рисунок.

Дети выполняют задание.

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять. («идут» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой)

А еще в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, потом руки под щеку)

Н. Нищева

В конце занятия дети делают небольшой набрызг для придания рисунку завершенности.

Затем рисунки анализируются. Обсуждается каждая картинка: что на ней изображено, что получилось отобразить, что требует доработки. По окончании занятия ребята рассказывают стихотворения о зиме и зимних забавах.

Подведение итогов:

На данном занятии развивается творческое воображение, абстрактное мышление. Изображение на сжатой бумаге открывает новые возможности, рисуя по складкам бумаги ребенок открывает новые образы, формы, наиболее полно используя свое воображение. Рисунки на тему зимы с помощью такой техники получаются объемными.

карандаш воображение фантазия дошкольник


Заключение


Изучив современную психологическую, педагогическую и методическую литературу можно сделать определенные выводы.

Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека - его роль в преобразовании окружающего мира. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют основные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций. В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения - создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.

Ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:

предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий;

пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности;

организация наблюдений за творческим процессом взрослых.

Развивая воображение, творческий потенциал ребёнка, затрагивается развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и педагог должен чутко улавливать такие особенности ребёнка, строить все воздействия с их учётом.

Библиографический список


1.Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества/Н.Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. -1982. - №11.

.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1991.

.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983.

.Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/О.М.Дьяченко. - М.: Знание, 1986.

.Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольника/О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьева. - М.: Педагогика, 1984.

.Ендовицкая Т. О. развитии творческих способностей/Т.О. Ендовицкая// Дошкольное воспитание. - 1967. - №12.

.Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М. Ковалицкая. - М.: Аркти, 2008.

.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании: Учебное пособие/Л.С.Коршунова. - М.: Педагогика, 1979.

.Кравцова Е.В. Развитие воображения/Е.В.Кравцова//Дошкольное воспитание. - 1989. - №12.

.Полуянов Д.С. Воображение и способности/ Д.С.Полуянов. - М.: Знание, 1985.

.Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие/ Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие/ Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1996.


В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к миру. К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога (родителей) можно отнести следующие рекомендации:

·поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

·не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

·уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» - не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

·предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

·безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

·не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

·творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;

·не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

·больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

·развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания;

·поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей - бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.


Приложение 2


Дидактические игры для развития творческого воображения


Дидактическая игра « Карты Проппа».

(старшая группа)

Цель: продолжать учить детей, используя символическое изображение, составлять различные варианты сказок, развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

Оборудование: карты, карандаши цветные, фломастеры, мелки.

Детям, сидящим за столами (на ковре) раздаются карты. Дети вместе с воспитателем выбирают героя, о котором будут говорить. В первые дни игры карты лучше держать по порядку (старшим детям «карты» можно пронумеровать) и сюжет сказки вести последовательно по картам.
Но дети любят тасовать «карты» и придумывать свои правила. Например, строить рассказ на вытащенных наугад одной или двух картах. И начать сочинять с конца. Дидактическая игра «Сказка наизнанку»

(старшая группа)

Цель: развивать творческое воображение, вызвать желание придумать сказку «наоборот»; обогащать словарный запас детей за счёт употребления сравнительных оборотов.

Оборудование: карты, фломастеры, цветные карандаши.

Педагог предлагает вспомнить хорошо знакомую сказку и поменять характер героев. Положительный на отрицательный и наоборот.
Дети рассказывают, как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Например: Красная Шапочка, злая, а волк добрый. Колобок предлагает каждому герою стать его начинкой, т е. Колобок съедает всех по- очереди. Дидактическая игра «Сказка калька»

(старшая группа)

Цель: продолжать учить детей составлять модель сказки, по этой модели сочинять новую, полностью изменённую или с различными степенями; развивать творческое воображение, желание придумывать сказку, используя символы.

Оборудование: карты, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

В этой игре мы составляем с детьми как бы модель сказки и дальше по этой модели сочиняем новую, с различными степенями узнаваемости или полностью изменённую. Берётся популярная, хорошо знакомая сказка и сводится к голой схеме, сюжетным линиям. Можно использовать цветовые или геометрические обозначения. Всё придуманное детьми запоминается гораздо лучше и вызывает чувство гордости за своё творчество.
В старших и подготовительных группах дети любят буквенные обозначения, но каждую букву украшают каким-либо элементом, характеризующим этого героя. По составленной модели сказки сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самыми разнообразными: кто-то из героев остаётся, появляются новые герои и т.д.

Можно составлять сказку про любимую игрушку, про себя, про товарища. Главное стараться следовать сюжетным линиям, придумать «весёлый конец».

Дидактическая игра «Выложи птицу (животное, предмет) из геометрических фигур» (средняя группа)

Цель: продолжать учить детей выкладывать изображения животных, предметов, явления природы и. д., используя геометрические фигуры; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

Оборудование: карточки, набор геометрических фигур.

Педагог предлагает поиграть в игру, в процессе которой дети придумывают свои предметы и изображения, используя ранее полученные знания и умения.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В зависимости от того, как и почему возникают разнообразные представления, виды воображения можно разделить на две группы.

Непроизвольное – пассивное

Особенность такого вида заключается в том, что появление различных новых или комбинированных образов происходит без контроля человека. Наиболее типично такое воображение для младших дошкольников. Ярким примером могут быть сны малыша, легкие грезы в полудремотном состоянии, когда он путает действительность и появившиеся образы.

В состоянии бодрствования, вне зависимости от волевых усилий ребенка в дошкольном возрасте, также могут появляться различные представления: он фантазирует легко, без критического отношения к тому, что у него получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и подчинится сознанию маленького человека.

Произвольное – активное

Это преднамеренное создание образов, зависящее от конкретной задачи, поставленной перед дошкольником. Развивается в ролевых играх, когда дети представляют себя врачами, космонавтами. Воображению приходится работать в полную силу, так как ребенку требуется отобразить свою роль как можно более точно и правильно. Затем способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда.

Еще один признак, по которому классифицируется воображение – особенности возникающих у человека представлений. Исходя из этого критерия, различают:

  • воссоздающее воображение – ребенок дошкольного возраста на основе одного лишь описания должен представить то, чего он никогда не видел;
  • творческое – оно характеризуется созданием новых образов, в которых отображается действительность, пропущенная через призму личного восприятия дошкольника;
  • мечты – представления о будущем, которые должны быть связаны с реальной жизнью, иначе они превратятся в пустые грезы, снижающие активность ребенка.

Особенности воображения у детей

Психологи различают три стадии развития воображения человека:

  1. преобладание вымысла, фантазии, сказок;
  2. сочетание фантазии с практическим расчетом;
  3. полное подчинение этой способности интеллекту.

В дошкольном детстве ребенок находится на первой стадии. До 3 лет игры всего лишь закладывают фундамент для полноценного развития способности фантазировать и представлять. На момент окончания этого возрастного периода малыш способен выразить возникающие образы словами.

Следующие два года (до 5 лет) дошкольник учится составлять последовательность действий для получения желаемого результата при решении определенной задачи.

Наконец, в старшем возрасте он воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать приобретает активный характер. Чтобы полноценно развивать воображение на каждом из этих этапов, разработаны различные средства и методики.

Способ 1 - дидактическая игра

Существует три основных вида дидактических игр:

  1. словесные – дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя определенные задания;
  2. настольно-печатные – разнообразные игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам;
  3. с игрушками и предметами – дети играют, используя куклы, посудку, машинки и т.д.

Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий. Таким образом малыш познает мир, пытаясь разобраться в его устройстве.

Дома и в детском саду должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.

Еще одно требование к играм – соответствие возрасту и уровню развития ребенка. Излишне легкие или сложные забавы не будут пробуждать в нем познавательного интереса, умственной активности. Игровые методики для занятий должны подбираться с учетом возрастных особенностей. Вводятся игры по степени доступности для малышей, они должны заставлять достаточно сильно напрягать способности, помогать развивать навыки самоорганизации, способствовать развитию детей.

Ребенок использует предметные и ролевые замещения, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач. У дошкольника формируются способность представлять себя на месте другого человека и способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте.

Способ 2 - воображение в изодеятельности дошкольника

Для родителей рисование ребенком каких-то невообразимых фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд малыша. Во время занятий изобразительной деятельностью у него включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развиваются моторика, мышление и воображение.

Ребенок дошкольного возраста постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся все четче и более обдуманными. Постепенно развиваются не только навыки рисования, но и способность представлять конечное произведение в уме. Малыш старается воспроизвести на бумаге все, что он себе воображает. Это может быть мир, наполненный феями и принцессами, а могут быть образы, наблюдаемые в действительности.

В процессе целенаправленного воздействия у ребенка развиваются очень важные качества воображения:

  1. произвольность;
  2. креативность;
  3. устойчивость;
  4. широта.

Для полноценного развития воображения взрослые должны позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать занятия так, чтобы максимально задействовать эмоции ребенка, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.

Способ 3 - сказка и воображение дошкольника

Одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте в качестве средства формирования воображения. Каждый человек сталкивался с выдумками еще младенцем, начиная с прибауток о сереньком волчке и заканчивая полноценными народными или литературными историями, несущими в себе огромный потенциал для воспитания.

Сказка сама по себе является основой для развития воображения:

  • это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;
  • воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт;
  • в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, креативности;
  • это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;
  • окружающий мир приобретает новые краски благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;
  • дети учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами;
  • развивается эмоциональная сфера малышей через метафорические формы – одно только слово «волшебство» уже вызывает у детей восторг.

Методики, включающие слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствуют полноценному развитию воображения детей.

Способ 4 - воображение на занятиях конструкторской деятельностью

Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность в детском саду и дома. Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.

Самое главное, в процессе такой игры в конструкторов

  1. ребенок представляет в уме требуемый результат;
  2. углубляются представления об окружающем мире;
  3. идет процесс осмысления предметных свойств;
  4. запоминаются особенности и детали объектов, с которыми работает ребенок;
  5. дошкольник получает первичные навыки построения моделей, учится их применять в деле.

Развитие воображения у детей на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:

  • готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
  • наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу;
  • различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.

В заключение

Рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично. Одновременно с этим уделяется большое внимание интеллекту, мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способности мыслить. Все это позволяет дошкольнику успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень, усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.