Типичными особенностями современных детей дошкольного возраста являются. Эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль. То есть ребенок начинает чувствовать принадлежность к тому или иному полу

Эссе на тему: «Современный дошкольник»

Болтрушевич Маргарита Александровна

Воспитатель ГБОУ школа 1302

На вопрос: «Какой он - современный дошкольник?» - невозможно ответить однозначно. Современный ребенок не такой, каким был его сверстник всего лишь несколько лет назад. Раньше дети старались подражать взрослым, они были более самостоятельными. Современные же дети очень настойчивы, требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия. Им интересны не только игрушки, они хотят узнать многое из жизни человека, окружающего мира, природы. С удовольствием изучают энциклопедии по интересам. Дети очень информированы, любознательны. С ними можно поспорить, обсудить любые интересующие их темы.

Дошкольники стали более живые, шумные, эмоциональные. Они хорошо запоминают стихи и песни. Но, несмотря на живость, их физическое развитие достаточно слабое, дети не очень любят заниматься физкультурой. В связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку речевого развития, большинство нуждается в помощи логопеда. У многих нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, а еще дети не умеют отвечать полным ответом, составить рассказ по картине, некоторые с трудом пересказывают сказку или рассказ.

Но, несмотря на эти трудности, могут с удовольствием и подробно пересказать свой любимый мультфильм или описать героев компьютерной игры. Они смотрят много видеофильмов, порой безконтрольно со стороны взрослых. Предпочитают компьютерные игры сюжетно-ролевым. Их родителям очень сложно: все хотят иметь хороший заработок, создать ребенку прекрасные условия, поэтому они порой забывают о том, чтобы провести время со своим ребенком. Взрослые очень увлеклись ранним интеллектуальным развитием, порой забывают о такой составляющей, как игра, мало кто из родителей играет с ребенком, поэтому ему ничего не остается, как смотреть телевизор, играть в телефон или планшет. Нарастает дефицит ласки и родительского внимания.

Общение дошкольников сводится к обсуждению нового мультфильма или новой игрушки. Плохо, что ребенок общается со сверстниками или взрослыми только в детском саду или на детской площадке. Любимыми героями являются герои детской мультипликации (не всегда они наделены положительными качествами). Наблюдая за самостоятельными героями, можно увидеть как герои этих мультфильмов (зомби, монстры, спайдермены) становятся для дошкольников примерами для подражания.

Сейчас у взрослых поменялись приоритеты. В социуме на первом месте - интеллектуальная образованность, затем настойчивость в достижении цели, на третьем - здоровье. К сожалению, такие качества, как нравственность, эмоциональные и общественные ценности стоят на последнем месте. Это безусловно влияет на характер и поведение наших детей далеко не лучшим образом.

Современные дети не умеют слушать и слышать другого человека, не умеют сопереживать, потерпеть, подождать. К сожалению, иногда появляется немотивированная агрессия по отношению к сверстникам, иногда и к взрослым.

Современные дети хорошо знакомы со сложными техническими устройствами, порой лучше взрослых. Но они же с трудом овладевают навыками самообслуживания. Все реже можно услышать фразу: «Я сам!». Они не хотят взрослеть. Родители же сами ограничивают детскую самостоятельность, сами раздевают, одевают, кормят. У детей появилось пренебрежение к трудовым поручениям.

Современному ребенку свойственны самые разные черты, они неоднозначны. Но одно можно сказать точно: с ними очень интересно!

Карасёва Маргарита
Особенности современного дошкольника

В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие , какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Все эти социальные изменения привели к психологическим изменениям. Быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы, многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.

Каковы же причина таких изменений? Во-первых, разрыв поколений родителей и детей. Повышенная занятость родителей на работе – это одна из особенностей воспитания современных детей . Наблюдения и опросы родителей показали, что большинство из них плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающие мир. При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса. Лишь немногие родители знают о том, что учеными и многочисленными жизненными фактами доказано, что развитие маленького ребёнка, становление его внутреннего мира происходит только в совместной со взрослыми деятельности. Именно близкий взрослый человек вступает с малышом в диалог, именно с ним ребёнок открывает и познаёт мир, именно при поддержке и помощи взрослого малыш начинает себя пробовать в разных видах деятельности и чувствовать свои интересы и возможности. И ни одно техническое средство, ни одно СМИ не способно заменить живого человека.

Следующая проблема современного дошкольника – это рост «экранной» зависимости. Компьютер и телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Опрос родителей показал, что их дети проводят у экрана по несколько часов в день, а это намного превосходит время их общения со взрослыми. И, что самое интересное, это устраивает многих родителей, особенно пап . Они не очень часто задумываются над тем, что это «безопасное» занятие таит в себе разные опасности не только для физического здоровья детей (нарушение зрения, дефицит движений, испорченная осанка и пр., но и для их психического развития. Телевизор и компьютерные игры формируют душу и ум современного ребёнка , его вкусы, взгляды на мир, т. е. отбирают воспитательную функцию у родителей. А ведь маленькие дети смотрят всё подряд. В результате подрастает поколение «экранных» детей.

Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей – отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна. Учёные выяснили, что за последние два десятка лет число речевых нарушений возросло более, чем в шесть раз. Но так как речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, осознания своего поведения, своих переживаний (так называемая внутренняя речь, то отсутствие её приводит к тому, что ребёнок становится неустойчивым и зависимым от внешних воздействий, с внутренней пустотой.

Ещё одной особенностью современных детей является часто отмечающаяся неспособность их к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом, что характеризуется гиперактивностью, повышенной рассеянностью и т. д.

Также подмечено, что многим детям сейчас становится трудно воспринимать информацию на слух, т. е. им трудно удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения. В результате таким детям неинтересно слушать даже самые хорошие детские книги, потому что они не в состоянии понять текст в целом.

Ещё один немаловажный факт, отмечаемый педагогами ДОУ, это снижение любознательности и воображения у дошкольников , их фантазии и творческой активности. Такие дети не придумывают новые игры, не сочиняют сказки, им скучно рисовать, что-то конструировать. Обычно их ничего не интересует и не привлекает. Следствие этого – ограничение общения со сверстниками, ведь им неинтересно общаться друг с другом.

Этому же способствует то , что для современного ребенка практически исчезло детское «дворовое» сообщество, в котором дети могли свободно играть и общаться друг с другом.

Наблюдения за детьми показывают и некоторых их них недостаточную сформированность мелкой моторики и графических навыков, а это в свою очередь говорит о неразвитости соответствующих мозговых структур.

Практически все педагоги отмечают повышение тревожности и агрессии у современных детей . Наблюдения показывают, что чаще всего агрессия проявляется при недостатке общения. У детей агрессия часто становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Поэтому он ищет способы привлечения внимания, которые не всегда понятны родителям и педагогам, но для данного ребенка это единственное известное средство. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что обижают окружающих. Им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. И, кроме того, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Хочется сказать ещё об одной проблеме в воспитании современного дошкольника . Это современные игрушки . Многие их них совсем не способствуют развитию игровой деятельности. А ведь именно игра является ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте . Сейчас игрушки нацелены на механическое использование заложенных производителем операций, а не способствует творческой игре .

Таким образом мы видим, ч то в дошкольном возрасте хотя и заложены огромные резервы для развития ребёнка и становления его личности, но в последнее время они не всегда правильно используются. Реализовывать эти резервы необходимо в специфических формах деятельности ребёнка, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и возможностям дошкольника . Это разные виды игр, конструирование, изобразительная деятельность, общение со взрослыми и сверстниками и т. д.

Вот почему основной задачей воспитания современных дошкольников является создание условий, в которых у ребёнка есть возможность играть со сверстниками, решать с ними познавательные задачи, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение, творческие способности , выстраивать отношения с людьми, сопереживать, чувствовать заботу о себе и заботиться о других. Сегодня как никогда важно обеспечить каждому ребёнку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи необходимо формировать у современных дошкольников чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы они могли полноценно прожить самый важный и ответственный период своей жизни - детство, в котором закладываются основы личности человека.

Информационные ресурсы :

1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании// Дошкольное воспитание . – 2005. - №4 – С. 3-5

2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций : Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004. -160с.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых : Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. -192с.

4. Мухина B.C. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.-456с.

5. Осипова А. А. Общая Психокоррекция. - М.: ТЦ "Сфера", 2002.-512с.

6. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д : "Феникс", 2004. - 320с.

7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика . – 2007. - №8 – С. 9-11

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

на тему: Особенности развития современных дошкольников

Введение

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. [Немов Р.С. Психология/ учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.-1 изд---,М:.Владос.-1999, с.336.]

Личность чаще всего определяется как совокупность его приобретенных социальных качеств. Значит, личностным качествам не относятся физиологические и генотипические особенности человека. К числу личностных также не относятся психологические качества, характеризующие его познавательную деятельность или индивидуальная деятельность, за исключением тех, которые проявляются в обществе, отношениями среди людей.

Уже в раннем детстве человек включается в систему общественных отношений, проводником которых становится семья как ячейка общества. В дальнейшем происходит расширение круга общественных отношений, в которое попадает ребенок, посещая ясли, детский сад, школу, спортивные секции, кружки самодеятельности.[Ильин Е.П. Психология. /Ильин Е.П. Учебник для средних педагогических учебных заведений/ СПб.: Питер,2004,с.23.]

В понятие «личность» включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и характеризуют человека его индивидуальность, проявляющиеся в его поступках.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.[Немов Р.С. Психология/ учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.-1 изд---,М:.Владос.-1999, с.336.]

Наряду с понятиями «человек», «личность» в обиходе психологов употребляется понятие «индивид». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

Чтобы подробнее разобраться в этом, нужно рассмотреть структуру личности. В нее включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки

Рано или поздно п очти каждый задается вопросом о том, что он реально из себя представляет. Тем ли он занимается, какова его роль в окружении, счастлив ли он в браке, живет ли он в той приемлемой для него среде? Иногда такие вопросы задаем мы по отношению к другим людям. Такие вопросы подразумевают, что каждый индивид обладает своего рода неотъемлемой натурой, чем-то тем, которым не могут обладать другие.

Каждый человек уникален, незаменим и неповторим. Но индивидуальность не означает, что человек недоступен анализу, что человеческой личности присущи сложные и неожиданно проявляющиеся свойства. Поведение каждого человека индивидуально, одни могут спокойно встретить опасность, другие впадают а в панику и истерику. Некоторые люди осуждают и обвиняют других в своих неудачах, другие же анализируют свои поступки и выявляют собственные ошибки.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъектов жизни; личность не состоит из кусочков, это не «полипняк». Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловоенная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.

Таким образом, личность - это тот же человеческий индивид, но рассматриваемый со стороны его общественной сущности и общественной деятельности.

Индивид - это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не тол?ко образованием генотипическим, его формирование прордолжается, как известно, и в онтогенезе, пожизненно.[ Шибутани т. Развитие личной неповторимости/Психология индивидуальных различий/ под общей редакцией Гиппенрейтера Ю.Б. и Романова В.Я..// М.: Че Ро -2000, с.92.]

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся.[Немов Р.С. Психология/ учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.-1 изд---,М:.Владос.-1999, с.356.]

Развитие ребенка происходит под влиянием двух факторов: социальных и биологических. О роли этих факторв до сих пор идут споры. Какой из этих наиболее существенно влияет на развитие ребенка? Одни (нативисты) считали, что способности к развитию задны человеку с рождения. Они пессимистично относились роли внешней среды путем научения. Их противники (эмпиристы) утверждали, что развитие человека происходит путем научения. По их мнению неразвитыми и невежественными остаются те, кому окружающая среда (условия жизни) не дала развить свои способности.

Эти споры продолжаются и ныне. Но ни одна сторона в настоящее вренмя не решается отрицать роль среды и наследственности. Остается открытым вопрс: что вличет на развитие ребенка больше и является ли способность к научению врожденной. Ясно одно: даже если эта способность врожденная, она может угаснуть, если ее не развить.

Однако при этом не нужно стремиться к опрежению естественного развития ребенка, обучать его к тому, к чему еще он не готов.

Глава 1. Развитие ребенка в дошкольном возрасте

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия 20 века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф.Лазурский, Г.Оллпорт, Р Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени.

Работы западных психологов оказали существенное влияние на отечественную психологию. В 1920_1930_е гг. в нашей стране бурно развивалась экспериментальная психология, в том числе методология и методы изучения детей. Появилось новое направление - педология, задачей которой было комплексное изучение развития ребенка специалистами различных профилей: педагогами, психологами, физиологами, врачами. В эти годы работали замечательные ученые: М. Я. Басов, А. Ф. Лазурский, К. Н. Корнилов, М. С. Бернштейн, А. П. Болтунов, СЛ. Рубинштейн, Л. С. Выготский.

В первые десятилетия 19 в наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение.[Немов Р.С. Психология/ учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.-1 изд---,М:.Владос.-1999, с.338.]

Возраст обозначает временные характеристики индивидуального развития. Различают возраст, показывающий длительность существования человека с момента его рождения, биологический возраст(на какой стадии полового со зревания находится ребенок) и психологический возраст, на какой стадии психического развития находится человек.

Возрастные психологические особенности - специфические свойства психики, личности, присущие большинству представителей данной возрастной группы. К закономерностям возрастного развития мотивационной сферы, психических свойств и качеств относятся этапность, гетерохронность, разнонаправленность, наличие сензитивных периодов, индивидуальные темпы развития.

Первая закономерность - этапность развития. Например, А.Маслоу считает, что у человека с момента рождения последовательно появляются и сопровождают взросление семь классов потребностей: 1). Физиологические (органические) потребности; 2). Потребности в безопасности; 3). Потребности в принадлежности и любви; 4). Потребности в уважении (почитании); 5). Познавательные потребности; 6). Эстетические потребности; 7). Потребности в самоактуализации.

На главный вопрос его теории - что такое самоактуализация? -А Маслоу отвечает следующим образом: «самоактуализирующие люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание»[ Маслоу А. Самоактуализация // психология личности. Тексты.-М. 1982. ]

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли А.Н.Леонтьев и Л.И.Божович.

Л.С.В ыготский считал, что сущность переходных или критических периодов развития коренится в изменении потребностей и побуждении ребенка.

Вторая закономерность возрастного развития заключается в том, что психические функции достигают своего максимального развития в различном возрасте, что свидетельствует о гетерохронности (разновременности) созревания функциональных систем. (Так, быстрота и частота движений достигают максимального развития к 13-15 лет, абсолютная цветовая чувствительность достигает максимального развития уже в 7-8 лет и т.д.).

Третьей закономерностью возрастного развития психомоторных качеств является разнонаправленность из изменения в отдельные возрастные периоды, и в частности в период полового созревания организма, так как идет гормональная перестройка. Скоростно-силовые качества в этот период развиваются более интенсивно, точность, амплитуда и воспроизведение усилий ухудшаются. Увеличение длины тела, и конечностей требуют новых биомеханических структур движений, что требует выработку новых координаций движений. Также здесь уместна возрастная динамика изменения объема памяти. Здесь уместно упомянуть о том, что идет не только рост объема памяти по темпу запоминания различных видов материала, также имеет место и ухудшение памяти.

Четвертая закономерность возрастного развития психомоторных качеств - наличие сензитивных периодов. Например, развитие речи наиболее интенсивно идее от 1 года до 5 лет. Также ездить на велосипеде и кататься на коньках ребенка, плавать, ездить верхом ребенка легче научить в дошкольном возрасте, так как в эти годы активно развиваются органы равновесия, меньше выражены реакции, связанные с боязнью.[ Ильин Е.П. Психология. /Ильин Е.П. Учебник для средних педагогических учебных заведений/ СПб.: Питер,2004,с.201-202.]

В дошкольном возрасте постепенно развивается умение определить эмоциональное состояние других людей. Однако у детей 4-5 лет это происходит после пережитой ситуации, породившей данную эмоцию. Эмоциональный отклик и эмпатия начинает проявляться в 4-5 лет, так и в 6-7 лет чаще всего при восприятии эмоций гнева, грусти и страха.

Для большинства детей 4-5 лет становится доступным восприятие эмоций другого человека по его речи. У детей их неблагополучных семей или отсутствует эмпатия, или формируется стабильные отрицательные эмоциональные переживания.

Особенностью эмпатийного развития ребенка связаны также его отношением к собственному имени. Когда и ка ким образом обращаются ребенку по имени? Как обращаются? Бытуют мнения также, что с именем человека связана его судьба. Поэтому имя для человека является особым символом. Многие народы в имени видели некоторый мистифицированныный смысл. Например, у некоторых племен Африки существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала своих детей по имени. А в индийских семьях даже муж и жена обращались друг другу иносказательно. Эти люди верили, что имя человека - эквивалент его души. Чем дольше оно сохранится нетронутым, тем дольше будет жить человек.

По словам одного исследователя, в древнем мире считалось, что стереть имя покойного с гробницы - величайшее преступление. Чтобы этого никто не смог сделать, в Древней Греции, например, имена вырезали на свинцовых дощечках которые бросали на дно залива.

Индейцы навахо верили, что имя человека служит источником его счастья и сил, и старались не произносить его без лишней надобности, так как оно, по их мнению, нашивается. Поэтому настоящее имя они держали в секрете, а пользовались прозвищами.

В некоторых племенах, чтобы обманывать злых духов, родители меняли имя ребенка.

К шести годам у ребенка исчезает боязнь з вуков незнакомых предметов. В дошкольном возрасте преобладают страхи перед мнимыми и воображаемыми образами.

Среди реальных страхов перед дошкольниками ведущее место занимает боязнь воды., следующие места занимают страх угрозы нападения животных и боязнь падения с большой высоты.

Слабее всего проявляется застенчивость у 4-х летних детей, но она преобладает у детей с семилетнего возраста.

Выявлены четыре причины застенчивого поведения дошкольников:

Отношение ребенка к оценке взрослых его деятельности;

Ребенок ведет себя застенчиво, если видит, что у него не получилось;

Общая самооценка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого;

Потребность застенчивых детей оградить внутренне пространство свой личности от постороннего вмешательства при наличии в то же время желания общаться со взрослыми.

Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея эту трудность, Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и анормальную.

В частности у детей дошкольного возраста нормальной линией развития являются: любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение и полоролевое поведение. Анормальное явление: пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.

Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.

Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Фрейд считает, что эту стадию лучше всего характеризовать как фаллическую, поскольку в этот период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия.

Фрейд пытается понять напряжение в детском опыте, когда ребенок чувствует "сексуальное" возбуждение, то есть удовольствие от стимуляции области гениталий. Это возбуждение связано в уме ребенка с близким физическим присутствием родителей. Стремление к контакту с ними ребенку становится все труднее удовлетворять; ребенок борется за интимность, которая существует между самими родителями. Ребенок чувствует, что папа любит маму, а мама папу, что он уже не в центре внимания, и треугольник во взаимоотношения «папа-мама-малыш», его не устраивает. Он часто нервничает и капризничает. У мальчиков проявляется так называемый «Эдипов комплекс» (по имени мифического персонажа царя Эдипа, который убил своего отца и женился матери). У девочек развивается комплекс Электры (по имени мифической героини, которая участвовала в убийстве матери, обвинив ее в гибели любимого отца). Эдипов комплекс у мальчиков рассматривается в сексуальном влечении к матери и ревности к отцу, которого мальчик рассматривает как соперника, несмотря на имеющиеся к нему нежные чувства. Комплекс Электры проявляется в ревности матери к отцу.

То есть ребенок начинает чувствовать принадлежность к тому или иному полу.

Научная теория З.Фрейда в развитии ребенка актуальна и тем, что малыш к 2,5-3 годам начинает осознавать себя как отдельного человека («Я»-концепция З.Фрейда).В формировании ребенка значима процесс воспитания, каким будет это «Я», таким будет ребенок в дальнейшем себя оценивать. В семьях, где по отношению ребенка проявляется повышенная забота, или, наоборот дефицит внимания, он в дальнейшем будет чувствовать себя неполноценным. Большую роль в формировании самооценки «ребенка (своего «Я») имеет его оценка со стороны родителей («Я хороший» или «я плохой»).

Главные социальные потребности дошкольников - потребность в доброжелательном отношении к себе взрослых, в сотрудничестве (которое есть и у младенцев) и в уважении (которой раньше не было), потребность в уважении проявляется уже у детей трех-четырех лет. Ребенку уже недостаточно простого внимания к себе. Он требует уважительного отношения и остро реагирует, если таковое не проявляется взрослыми.

В 4 года появляется соподчиненность потребностей, желаний, то есть они приобретают равную силу и значимость. Появляются доминирующие установки: у одних престижные (эгоистические), у других, наоборот, - альтруистические, у третьих - на достижение успеха.

У младшего дошкольника желания носят характер аффекта: не ребенок владеет желаниями, а они владеют ими.

К шести годам у детей отчетливо видна способность учитывать не только свои желания, но ставить себя на место другого человека (идентефикация) и видеть вещи с его позиции и принимать их в расчет. Появляется чувство долга, регулирующее поведение ребенка в простых ситуациях. Это свидетельствуют о том, что появляются мотивы, формирующиеся на базе не только желаний «хочу», но и на базе осознания необходимости («надо»).

Однако, осознаваемость мотива остается еще слабой. В реальной жизни ребенок постоянно сталкивается с собой как с незнающим, не могущим, не понимающим.К тому же это подкрепляется взрослыми «Ты не прав!», «Ты еще маленький, вырастешь - поймешь».

При общении со взрослыми удовлетворяется познавательная потребность ребенка. Взрослый выступает для него источником знаний об окружающем мире. Поэтому он задает взрослым бесконечное количество вопросов (подсчитано, что четырехлетний ребенок задает за день 400 вопросов).

Наиболее сильный стимулятор для дошкольника - поощрение, получаемые награды.

Игровая активность основная у дошкольников. Выполнение какой - либо игровой роли развивает волевые усилие ребенка. Например, дети 3-4 лет могут по заданию взрослого выдержать неподвижную паузу в среднем 18 секунд, но взяв на себя роль часового, сохраняют неподвижность почти в 5 раз дольше.

Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольника- игра. В игре возникают новые интересы, дети становятся способным и обозначать цель своей деятельности. Особенно развитие и проявление ребенка наблюдается в его участии в сюжетно-ролевых играх. Сюжетом игр детей разных возрастов является отображение трудовой деятельности взрослых. Если у младших дошкольников правила игры не осознаются, появление новых игровых ситуаций идет с участием взрослых, объединение игр невозможно, в качестве игрового материала служат игрушки, продолжительность игр длится от 10 до 45 минут; у старших дошкольников правила и правила игры осознаются и регулируются самостоятельно, в качестве игрового материала используются и другие материалы, могут даже изготавливаться самими из глины или пластилина, продолжительность игр длится от нескольких часов до нескольких дней.

В совместной игре ребенок попадает в отношение зависимости от других детей, начинает понимать, что без сопереживания, без уступки другому ради достижения общей цели, он останется вне игры и общения. Это способствует преодолеть эгоцентризм «я - пуп земли».

Но не всегда в групповых играх сохраняются доброжелательные отношения. Капризные, плаксивые, агрессивные дети отвергаются сверстниками.

Или ребенок, который претендует на главную или интересную роль в игре, при его не избрании в эту роль другими, он начинает вредить и расстраивать ход игры. Такие ситуации требуют вмешательства взрослых и тактичного разрешения конфликта. Многие четырехлетние дети, приступая к рисованию говорят о том, что у них будет изображено. В шестилетнем возрасте дети составляют предварительный план рисунка.

Таким образом, с четырех лет ребенку свойственна планировка своей деятельности.

У дошкольников, начиная с трех лет развивается,графическое умение.

Таким образом, ребенок начинает осознавать себя как личность в дошкольном возрасте, и дальнейшее его формирование зависит от окружающих его людей.

Ребенок осознает принадлежность к тому или иному полу.

В младшем дошкольном возрасте у детей сильно развита тенденция психомоторного развития.

В младшем дошкольном возрасте идет ключевое развитие ребенка, и это играет большую роль в его дальнейшей жизни.

У ребенка развивается эмоциональные особенности, мотивационные сферы, волевые качества, психомоторное развитие, познавательные процессы, потребность в общении.

1.1 Концепция развития личности древнегреческих философов

Еще в древности в истории психологического познания был открыт новый объект - отношения между людьми. В связи с этим детальному обсуждению были подвергнуты приёмы: логические рассуждения, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. На передний план выступили речь и мышление как средства манипулирования людьми. Из представлений о душе исчезали признаки её подчинённости строгим законам и неотвратимым причинам, действующим в физической природе, так как язык и мысль лишены подобной неотвратимости. Они полны условностей в зависимости от человеческих интересов и пристрастий. Сократ был мастером устного общения, пионером анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определённые вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Создание техники диалога впоследствии стали называть сократическим методом. В его методике таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления

. На основе своей атомистической теории [ ДЕМОКРИТ - (460-370 до н.э.) - древнегреческий философ-материалист. Он создал атомистическую теорию, признавал познания мира. ]Демокрит выдвинул концепцию развития личности.

Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания. «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа».

В теории познания он исходит из предположения, что от тел истекают «отделяются» тонкие оболочки («идолы» - образы) вещей, воздействующие на органы чувств. Чувственное восприятие основной источник познания, но оно лишь дает «темное» знание о предметах, над этим знанием возвышается «светлое» более тонкое знание посредством разума. В дальнейшем идеи умственного и нравственного воспитания легли в основу педагогики.

Огромное значение Демокрит предавал: примеру взрослых («Благомыслие отца - лучшее наставление детям»);

словесному воздействию;

воспитанию «убеждением» и «доводами»;

приучению к труду, без которого дети не могут «ни обучаться, ни письму, ни музыке, ни гимнастике, ни способности стыдиться».

Демокрит отстаивал принципы гармоничного развития человека; большое значение предоставил трудовому воспитанию детей и молодежи, моральным упражнениям в их поведении. Цель воспитания, по мнению Демокрита, - подготовить молодежь к реальной жизни на земле. Основным в воспитании считал овладение знаниями о природе.

1.2 Психологические взгляды Платона

Другой древнегреческий мыслитель, философ [ПЛАТОН (427-347 до н.э.) - выдающийся древнегреческий философ, объективный идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, ученик Сократа.]Платон был из аристократической семьи и получил блестящее образование. Он был главным оппонентом Демокрита т.к. считал, что мир делим на мир идей и мир вещей.

По идеалистическому учению Платона, духовная жизнь человека живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей. Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная. Трем частям у Платона соответствуют три добродетеля: мудрость, мужество, умеренность.

Вселившись в свое временное обиталище (тело) бессмертная душа человека определяет возможность его развития и место в обществе. Если в тело внедрился разумная часть души, то человек становится философом, если волевая - воином, чувственная - ремесленником. Привлигированные философы управляют государством, ремесленники и земледельцы материально обеспечивают привлигированных. Самая низшая часть общества - рабы.

В воспитании Платона внутренней основой считается эмоции. Он утверждает, что первые детские ощущения - это наслаждение и страдание дают представление о добродетеле и благе.

Особое значение Платон придавал играм и чтению различных рассказов и мифов. Причем, игры должны вестись под жесткими рамками правил и не нарушаться, а мифы и легенды рассказывать, учитывая возрастные особенности детей. Платон впервые из древних мыслителей предложил определенную систему организации воспитания.

С 3-х до 6 лет все дети должны собираться в определенных местах для игр.

1.3 Учение Аристотеля по проблемам психологии

Аристотель (384-322 до н.э.) - ученик Платона, древнегреческий философ и педагог, автор научных трудов в области философии, политики, этики, эстетики, естествознания. Он был воспитателем А. Македонского. Впервые вывел основные положения логики. В 335 г. основал в Афинах философскую школу - Ликей.

Цель образования - развить в человеке высшие качества души - умственную и волевую. Воспитание должно осуществляться государством, которое определяет цели, задачи и содержание воспитания и обучения.

Аристотель предлагает свою возрастную периодизацию детей: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет (начала половой зрелости), от начала половой зрелости до 21 года. Такая периодизация, по мнению Аристотеля, отвечает природе человека. До 7 лет ребенок воспитывается в семье, где родители должны закалять ребенка, воспитывать средствами игры, сказки, музыки, нравственных бесед.

По Аристотелю уже само слово "организм" следует рассматривать в связи с родственным словом "организация", которое имеет значение "продуманное устройство", которое подчиняет себе свои части для решения какой-либо задачи; устройство этого целого и его работа (функция) не разделимы; душа организма - это его функция, деятельность. Трактуя организм как систему, Аристотель выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. Это позволило подразделять возможности организма (заложенные в нем психологические ресурсы) и их реализацию на деле. При этом намечалась иерархия способностей - функций души: а) вегетативная (имеется у животных, растений и человека) ; б) чувственно-двигательная (имеется у животных и у человека) ; в) разумная (присущая только человеку). Функции души - уровни ее развития, где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня: вслед за вегетативной формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить. В отдельном человеке при его превращении из младенца в зрелое существо повторяются те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. Впоследствии это было названо биогенетическим законом.

Объясняя закономерности развития характера, Аристотель утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Мысль о формировании характера в реальных поступках, которые у людей всегда предполагают нравственное отношение к ним, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности.

Раскрывая принцип причинности, Аристотель показал, что "природа ничего не делает напрасно"; "нужно видеть то, ради чего совершается действие". Он утверждал, что конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход; психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и желаемого будущего.

Аристотеля по праву следует считать отцом психологии как науки. Его работа "О душе" - первый курс общей психологии, где он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчеты, предложил свои решения.

Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физичесим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение им придавалось развитию теории воспитания, определяющего воздействие психического состояния организма на его структуру. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру. Идею о взаимосвязи психического и физиологического - не только зависимость психики от телесных состояний, но и её способность (при психических травмах, деятельности воображения) влиять на них - он разрабатывал, исходя из своего обширного медицинского опыта в области психофизиологии эмоциональных состояний.

Интеллектуальное наследие Аристотеля, античное естествознание, которое в течение нескольких столетий изгонялось и вытравливалось, стали изучаться европейскими схоластиками, в частности в учении Фомы Аквинского. Это учение получило название томизма.

Фома Аквинский распространил иерархический шаблон на описание душевной жизни: каждое явление имеет своё место; в ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая); внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

Идеологи переходного периода от феодальной культуры к буржуазной эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей.

Один из титанов этого периода Леонардо да Винчи (XV - XVIв.), считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности, преобразовывать природу своим творчеством.

Испанский врач Х.Вивес в книге "О душе и жизни" писал, что природа человека им познаётся путём наблюдения и опытом; на природу ребёнка можно влиять, если правильно его воспитывать. Другой испанский врач, Х.Уарте, в книге "Исследование способностей к наукам" впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

Другими выдающимися мыслителями эпохи Просвещения были К.Гельвеций (1715-1771гг.), П.Гольбах (1723-1789гг.) и Д.Дидро (1713-1784гг.). Отстаивая идею возникновения мира духовного из мира физического, они представляли наделённого психикой "человека-машину" как продукт внешних воздействий и естественной истории.

В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". И.М.Сеченов, ссылаясь на изучение времени реакции как процесса, требующего целостности головного мозга, подчёркивал: "Психическая деятельность как всякое земное явление происходит во времени и пространстве".

Революцию в психологическом мышлении произвело учение Чарльза Дарвина (1809-1882гг.), из которого следовало, что человек является выходцем из обезьяньего стада. Поскольку естественный отбор отсекает всё ненужное для жизни, то он истребляет и психические функции, не способствующие приспособлению. Это побуждает рассматривать психику как элемент адаптации организма к внешней среде

Ч.Дарвин, анализируя инстинкты как побудительные силы поведения, подверг критике версию об их разумности. Вместе с тем им было подчёркнуто, что корни инстинктов уходят в историю вида, без них живой организм не может выжить; инстинкты тесно связаны с эмоциями. К их изучению Ч.Дарвин подошёл не с точки зрения их осознания субъектом, а опираясь на наблюдения за выразительными движениями, которые ранее имели практический смысл (например, сжатие кулаков и оскал зубов при аффекте гнева, возрастной развитие закономерность дошкольный

Одновременно с Ч.Дарвином идеи эволюционной психологии развивал английский философ Герберт Спенсер (1820-1903гг.). В своём труде "Основы психологии" (1855г.) он определил жизнь как непрерывное приспособление "внутренних отношений к внешним". Основные положения его работы следующие. Происходящее внутри организма (стало быть, и сознание) может быть понято только в системе его отношений (адаптации) к внешней среде. Чтобы выжить, организм вынужден устанавливать связь между объектами этого мира и своими реакциями на них. Случайные, несущественные для выживания связи он игнорирует, а связи, необходимые для решения этой задачи, прочно фиксирует, сохраняет "про запас", на случай новых конфронтаций со всем, что может угрожать его существованию.

Психологическая практика требовала информации о высших психических функциях в целях диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретения знаний и выполнения сложных форм деятельности. Первый вариант решения этой задачи представил французский психолог Анри Бине (1857-1911гг.). В поисках психологических средств, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдает врождёнными интеллектуальными дефектами, экспериментальные задания по изучению внимания, памяти, мышления А.Бине превратил в тесты, установив шкалу, каждое деление которой соответствовало заданиям, выполнимым нормальными детьми определённого возраста.

Позже германский учёный В.Штерн ввёл понятие "коэффициент интеллекта" (по-английски - Ай-Кью). По нему соотносился "умственный" возраст (определяемый по шкале А.Бине) с хронологическим ("паспортным"). Их несовпадение считалось показателем либо умственной отсталости, либо одарённости.

Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений. Рушилось понимание сознания как замкнутого в себе мира. Восприятие и память, навыки и мышление, установки и чувства стали трактоваться как своего "инструменты" организма, работающие над решением задач, с которыми его сталкивают жизненные ситуации.

В середине 1960-х гг. в США возникло еще одно направление, получившее название «когнитивная психология». Сегодня это одно из самых влиятельных направлений западной психологии. Оно появилось как альтернатива бихевиоризму, который исключал психический компонент из анализа поведения, игнорировал познавательные процессы, Основным методом когнитивной психологии является информационный подход, в рамках которого разрабатываются модели приема и переработки информации человеком. У истоков когнитивной психологии стояли Дж.Брунер, Г.Саймон, П.Линдсей, Д.Норман и д р.

«Помогающие отношения»- термин введенный К.Роджерсом- подразумевают такие отношения, в которых одна из сторон стремится к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества.

Особый интерес представляет точка зрения этого ученого о возможностях и условиях формирования помогающих отношений.

Первое условие - восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой. Это означает понимание в жизнедеятельности ребенка трудности, самостоятельное решение которой ему не под силу.

Второе условие - конгруэнтность воспитателя (педагога). К.Роджерс призывал родителей и педагогов оставаться самим собой во все ситуациях взаимодействия и взаимоотношений с ребенком.

Ребенок очень чуток к фальши в поведении взрослого человека и довольно быстро ее распознает. В ответ он становится неискренним, не стремится к контактам с таким взрослым и устанавливает многочисленные барьеры психологической защиты во взаимодействии с ним.

Третье условие - безусловно положительное отношение воспитателя к ребенку. Особый интерес вызывает тот смысл, который вкладывает К.Роджерс при характеристики данного условия. Для него безусловно положительное отношение взрослого к ребенку - это «атмосфера, которая демонстрирует: «я забочусь о тебе», а не «я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то».

Четвертое условие - эмпатийное понимание ребенка. Помогающие отношения между воспитателем и воспитанником складываются тогда, когда они пронизаны чувством сопереживания, сочувствия, сопричастности. К сожалению, очень часто первой реакцией взрослого на слова и поступки ребенка, по справедливому утверждению К.Роджерса, бывает немедленная оценка или суждение, а вовсе не понимание.

Пятое условие - ощущение ребенком конгруэнтности, принятия и эмпатии взрослого.

В настоящее время наибольший интерес педагогов и психологов России привлекают внимание учение Питера Сэловея и Джона Майера об эмоциональном интеллекте. Первая публикация, разработанная ими теоретической модели датированная 1990 г. П.Сэловей и Д.Майер определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции, регулировать собственные эмоции, использовать информацию о них для управления своим мышлением и поведением.

По свидетельству ряда исследователей, проблема эмоционального интеллекта получила широкое распространение среди психологов благодаря работе американского ученого - популяризатора Дэниэла Големана. Он первым включил эмоциональный интеллект в структуру социального интеллекта и предложил рассматривать его как важный компонент лидерских способностей.

Д.Големан выделил следующие критерии эмоционального интеллекта самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться. Однако методических инструментов для выявления этих характеристик он не предложил.

Более детально и результативно изучал данную проблему американский психолог Рувен Бар-Он. Он предложил определять эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Им выделены пять сфер, в каждой из которых отмечены наиболее специфические навыки, ведущие к достижению успеха:

«познание собственной личности» (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);

Навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание)

Способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);

Управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);

Преобладающее настроение (счастье, оптимизм);

Во многом сходные модели эмоционального интеллекта в настоящее время предлагают российские психологи (Д.В.Люсин, А.И.Савенков, Д.В.Ушаков, В.С.Юркевич и др.) особый интерес вызывает не сходство, а возникающие разногласия. Так, некоторые склонны утверждать, что эмоциональный интерес следует трактовать только как способность к познанию собственной эмоциональной сферы и социальных явлений и лишь при этих условиях он может стать в один ряд с другими видами интеллекта, образуя способность к высшему виду познавательной деятельности - обобщенной и опосредованной (Д.В.Ушаков).

Концепцию социальной компетентности, куда, безусловно, входит и эмоциональный интеллект, можно представить в виде трех групп критериев.

Когнитивные

Знание о людях, знание специальных правил, понимание других людей.

Социальная память (память на имена, лица).

Социальная интуиция - распознавание эмоций и чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста.

Социальное прогнозирование - формирование планов собственных действий, отслеживание и рефлексия собственного развития и оценка использованных альтернативных возможностей.

Регуляторные

Эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль.

Сопереживание - способности входить в положение других людей, ставить себя на место других людей(преодолевать коммуникативный моральный эгоцентризм).

Степень склонности к психическому заражению и собственные суггестивные возможности.

Эмпатия, способность вчувствоваться в событие, объект искусства, природу.

Установление эмоциональных связей с другими, разделение состояния другого человека или группы.

Поведенческие

Социальное восприятие - умение слушать собеседника, понимание юмора.

Социальное взаимодействие - способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и творчеству.

Социальная адаптация - умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.

Способность к саморегуляции - умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.

Способность эффективно работать в условиях стресса.

Заключение

Но развитие психологии идет все дальше. Основные вопросы, стоящие перед ней, следующие:

как развивается личность человека?

каковы основные мотивы человеческого поведения

чем объясняется уникальность каждой личности?

каковы основные причины деструктивных состояний человека?

почему одни люди имеют потенциал развития, а другие его не имеют?

Все эти вопросы по-прежнему актуальны, и трудно себе представить, что возможна такая теория личности, которая будет полностью адекватной. Но тем не менее развитие психологии будет направлено именно на это в попытке обрести такое знание о человеке, которое бы сделало его полностью свободным.

Литература

1. Андреева Т. Семейная психология. СПб, 2004.

2. Безруких М.М., Фарбер Д.А Психофизиология. Словарь/ издательство «ПЕР СЭ», -Москва, 2005.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта.- Спб.: Питер, 2001.

4. Ильин Е.П.Психология воли.-СПб:. Питер.2001

5. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека-СПб.: Питер,2003.

6. История психологии в лицах: персоналии/под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А./, издательство «ПЕР СЭ», Москва, 2005

7. Люсин Д.В. современные представления об эмоциональном интеллекте// социальный интеллект. Теория, измерение, исследования/ под ред. Д.В.Ушакова, Д.В.Люсина.-М.,2004.-с.29-39.

8. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. педагогика поддержки.-М.,2002.

9. Общая психология. Словарь/под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А/., издательство «ПЕР СЭ», Москва, 2005

10. Полунина И.А. Семейное психологическое консультирование. Балашов, 2003.

11. Роджерс К. становление личности.-М.,2001.

12. Социальная психология. Словарь/под общей ред. Петровского А. В./ редактор-составитель Карпенко Л. А., под ред. Венгер А. Л//., «ПЕР СЭ», Москва- 2005

13. Савенков А.И. Секреты жизненного успеха// Директор школы.-2004.-№10.-с.68-76.

14. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта//Социальный интеллект. Теория, измерение, исследование/ под ред. Д.В.Ушакова, Д.в.Люсина.-М..2004. - с.11-29.

15. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.-М..2001.

16. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 2003.

17. Юркевич В.С.проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. 2005.-№3(4). -с.4

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2011

    Периоды в жизни человека. Социальная ситуация развития. Основные психические новообразования. Изменение структуры сознания ребенка. Принцип учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития. Построение образовательной деятельности.

    презентация , добавлен 11.10.2016

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание. Значение игры для развития психики дошкольника. Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте. Виды игр.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки, ее особенности у детей старшего дошкольного возраста, игра как средство развития самооценки. Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2011

    Исследование психологических особенностей детей дошкольного возраста. Влияние самооценки на поведение в группе у старших дошкольников. Роль конформизма в развитии личности ребенка. Связь конформизма и самооценки на примере поведения старших дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2016

    Проблема развития личности. Личность и ее структура. Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте. Развитие личности в игровой деятельности. Деятельность детей дошкольного возраста. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2002

    Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка, закономерности усвоения речи, особенности процесса развития функций речи в дошкольном возрасте. Становление и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической и грамматической.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Самооценка: определение, основные подходы, составляющие. Роль самооценки в структуре нормального и аномального развития ребенка. Развитие мотивов поведения в дошкольном возрасте. Результаты исследования особенностей самооценки умственно отсталых детей.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Эмоция - процесс оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, их виды. Проблема развития эмоций в дошкольном возрасте. Закономерности формирования психических процессов у ребенка. Развитие эмоциональной сферы детей от 3 до 7 лет.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2014

    Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.

Современный мир постоянно меняется, и скорость, с которой происходят изменения, намного больше, чем было 20 или 30 лет назад. Еще в XX веке ребенок развивался в малом социуме с четкой привязкой к конкретному взрослому, но современный ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации.

Дети современного общества растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Современные дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, обсуждают их. Зачастую они делают неожиданные выводы в недетских ситуациях, и взрослые начинают думать о преждевременном взрослении современных детей, но скорее всего, это просто «наслушанность» без какого-либо предшествующего опыта.

У большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей не опережают возраст. Наоборот, многие дети имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей дошкольного возраста нуждаются в помощи логопеда. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. В школе, самые низкие показатели относятся к разделу «Развитие речи». Большую часть времени дети проводят за просмотром телевизионных передач или за компьютером. Тем самым, они не развивают свою речь. Как результат, увеличивается количество детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе.

Также одной из важнейших проблем является участие родителей в развитии ребенка. Современные родители вечно заняты, озабочены зарабатыванием денег и у них не остается времени на взаимодействие со своим ребенком. Но игрушки не могут заменить родителей. Известно, что игрушка привлекает внимание ребенка не сама по себе, а во взаимодействии с матерью, при возникновении положительных эмоциональных реакций, комплекса оживления. Если этого не происходит, то у ребенка не формируется устойчивое внимание.

Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни детей, с помощью которой у детей должна формироваться школьная мотивация, обобщение, умение планировать. Строить взаимоотношения со сверстниками.

Также стоит обратить внимание на современную молодежь. Настало время, когда молодые люди выбирают высшее образование только ради диплома, материального благополучия.

В современном мире стало модно быть бизнесменом, экономистом, юристом, а такие профессии как учитель, ученый, фермер никого не интересуют. Молодых людей не смущает то, что существует переизбыток специалистов в экономических и юридических отраслях, и, следовательно, повышается уровень безработицы. Наряду с повышением спроса на обеспеченную жизнь, растет уровень терпимости к возможному нарушению закона: брак по расчету, проезд без билета, взятки, уклонение от уплаты налогов. Налицо искажение ценностей.

Таким образом, проблема развития современного ребенка остается актуальной. Необходимы серьезные исследования на стыке психологии, педагогики, социологии, физиологии. Выявление особенностей современных детей и переосмысление организации учебно-воспитательного процесса поможет сформировать личность Человека будущего.

Инструкция

Последние исследования выявляют, что современные дошкольники обладают повышенной активностью, высокой тревожностью и возбудимостью, агрессивностью, неусидчивостью, большим объемом долговременной памяти, но плохо умеют сосредотачиваться в течение длительного времени. Современные дошкольники во многом более настойчивы и требовательны к своим родителям, они умеют размышлять над смыслом действий и не желают выполнять бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе и охотнее проявляют эмоции, но в то же время они слабее здоровьем, обладают подчас целым рядом заболеваний, которыми раньше дети не болели.

Многочисленные изменения в обществе привели к изменения и в поведении детей дошкольного возраста. В настоящее время родители серьезнее подходят к развитию своих детей, поэтому ребенок уже в раннем возрасте начинает показывать повышенную тягу к знаниям и впитывать информацию, которая еще 20 лет назад была недоступна для детей его возраста. Современные дошкольники в возрасте 3-4 лет способны решать логические задачи, которые раньше задавали детям 4-5 летнего возраста. Сдвинулось и время психологических кризисов у детей дошкольного возраста: кризис 3 лет теперь наступает на год-два позже, тогда как кризис, который ранее наступал у ребенка перед поступлением в школу, теперь проходит у детей 7-8 лет.

Однако, благодаря современным учебным и компьютерным технологиям, психика ребенка становится неустойчивой. Он каждый день сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый организм такое выдержит. Уже с малых лет ребенок окружен телевизором, радио, кино, компьютерными играми, интернетом, он учится обращаться с ними, но зачастую приобретает неусидчивость, неустойчивое внимание, неспособность долгое время сосредоточенно заниматься одним делом. Современные дети могут одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас неспособны усидеть на месте во время разговора.

Они хорошо прослеживают причинно-следственные связи отношений между людьми, сюжеты фильмов или сериалов. Их взгляды во многом шире, чем у детей их возраста раньше, они рано начинают размышлять на серьезные темы. Но вместе с тем могут быть несамостоятельными в самых простых вещах: завязать шнурки, найти одежду, заправить постель. Серьезная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их гиперактивности и качестве речи. Они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в качество. Практически каждому 5-летнему ребенку сейчас требуется помощь логопеда в становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20 века. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг.

В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы. Сегодня слишком опасно отпускать ребенка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребенка остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребенка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, веселые, но по большей части пустые, ребенку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.