Генеалогическое древо как основное средство психологического анализа семьи. Генограмма. Что такое генограмма или как составить семейное дерево рода

, главный психолог Центра Виртуальной Синергетики

Необходимые сведения для работы с геносоциограммой

  • Возраст на настоящий момент всех членов семьи.
  • Даты рождения и смерти, возраст и диагноз умерших родственников.
  • Даты заключения браков, продолжительность браков. Возраст детей на время прерывания отношений (разводов).
  • Мифы и легенды семьи, а также связанные с причиной смерти некоторых родственников.
  • Разница в возрасте между супругами.
  • Смена фамилии, имени.
  • Количество детей в семьях.
  • Аборты, выкидыши.
  • Профессии.
  • Болезни, алкоголизм, наркомания.
  • Заключение в места лишения свободы (тюрьмы, исправительные колонии).
  • Суициды, изнасилования, насильственная смерть, физические увечья.
  • Дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи.
  • Эмиграция, ссылка.
  • Инцесты (первого типа - запрещенные связи между кровными родственниками, Второго типа - между людьми, которые стали родственниками в результате брака).

Какие же вопросы могут выясниться при работе с генограммой своей семьи? О чем же может говорить эта, на первый взгляд, сухая и обезличенная схема семейного дерева.

Оказывается, в ней могут быть зашифрованы очень драматические и живые ситуации человеческих судеб.
Вот всего лишь несколько примеров, которые зазвучали именно через работу с генограммой.

Женщина средних лет очень страдала из-за измены мужа. Невыносимая ситуация скандалов и разборок длилась в семье на протяжении года. При составлении гемограммы выяснилось, что отец женщины умер, когда ей было 19 лет. И ее сыну тоже было 19 лет, когда произошла драма в их с мужем семье. Так, порой, причудливо проявляет себя семейная душа – в этой семье дети «теряют» отцов в возрасте 19 лет! И измена мужа, возможно, нужна не столько ему, сколько семейной душе «пострадавшей» женщины.

Женщина чуть старше 30-ти никогда не была замужем и не имела продолжительных и крепких отношений с мужчинами . Она говорила о том, что как будто не видит мужчин вокруг. Их словно не существует в ее мире. И, даже, когда все-таки кто-то из мужчин возникал в еежизни, то ей было «не на что смотреть». Изучая историю ее рода и составляя гемограмму, женщина рассказала о всплывшей внезапно давней истории: ее дедушка по материнской лини изменил своей жене. Его измена стала всем известна, и дедушка с разлучницей были всеми осуждаемы и обвиняемы. Деда вынудили прервать связь с этой особой, которая к тому времени забеременела, и ей пришлось сделать аборт. Наша героиня оказалась связана с этой женщиной и ее нерожденным ребенком, который уже принадлежал их семье, потому что был ребенком деда.

И она как бы стала на сторону отвергнутой женщины и ее ребенка. Чувствуя тоже, что и она (обиду на мужчин, недоверие к ним), наша героиня тоже исключила мужчин из своей жизни, своей судьбой напоминая всей семье об этой, оставшейся в прошлом, истории.

Иногда наши неудачи и неуспех, и связанные с ними тяжелые состояния неуверенности и подавленности, тоже могут корнями уходить в наши семейные истории.

Мужчина сорока лет начал свой бизнес, в котором он был связан с официальными организациями и их представителями. У него постоянно возникали нестыковки, трудности с договоренностями, помещением и т.д . Это его очень удручало, он сильно переживал, бывали моменты, когда он был готов все бросить. Очень часто его сопровождало ощущение тяжести и обремененности каким-то неоплатным долгом и виной. Составляя генограмму, он сокрушался о том, что ему сложно сейчас добыть информацию, родители умерли и расспрашивать не у кого. И уже работая в группе по родовым сценариям, он вдруг вспомнил о том, что у него был братик, который умер, когда наш герой был совсем маленьким. Семейной душе важно, чтобы память обо всех сохранялась, и каждый занимал свое место. Люди, у которых рано умерли братья или сестры, пытаются прожить жизнь как бы и за них и, очень часто, не решаются на свое счастье, успех и процветание. Они, будто, говорят умершим: я тоже откажусь жить полной жизнью, потому что твоя судьба не дает мне покоя.

Мы продолжим публикацию семейных переплетений, которые выясняются при работе с генограммой семьи.

См. также статьи Алены Олешко , главного психолога Центра Виртуальной Синергетики

Руководство по генограмме: как составить схему семейного дерева
Материал:
Несколько литов А4 формата. Цветные стикеры или вырезанные квадратики и кружочки.
Простой карандаш, ластик.

Инструкция: Соберите сведения о ваших родных. Вопросы ниже.
Запишите и начните распределять по ниже приведенным схемам. Вначале с помощью стикеров и простого карандаша. Можно цветными, что бы каждое поколение со своим цветом.

Генограмма позволяет вам и членам вашей семьи увидеть ваше семейное древо в полезном и творческом свете. Это отличное средство фазирования пространства системы всей вашей семьи и, используя Модель Разума в качестве своего гида, вы сможете распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение. Это помогает следующему поколению преодолеть семейные болезни и всем членам семьи справиться с семейными проблемами, улучшить отношения и поддерживать прочность семейных уз.

Составляя свою генограмму, старайтесь быть подробными и обстоятельными, насколько это возможно. Включайте и негативные и позитивные эмоциональные паттерны, все важные подробности медицинских историй и т. д.

Помните также, что взбираться на семейное древо может быть приятно, но чаще это бывает утомительно, а иногда и страшно. Вдохновите всех членов своей семьи внести посильный вклад в построение генограммы. Обычно чем больше вам помогают, тем лучше получается ваша генограмма.

СЕМЬ ИЗМЕРЕНИЙ ВАШЕЙ ГЕНОГРАММЫ

Ваша генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное древо:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей, как это показано на схеме 2. Это будет "ядром вашей семьи" и центром или "стволом" вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

Затем пронумеруйте свои круги и квадраты и впишите в каждый имя и возраст, как показано на сх.2. Таким образом, вы сможете ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внесите даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: "Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?" Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: "90% времени дед был сердитым", другой вступает в разговор и добавляет: "Да, и на остальные 10% несчастным!" Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти "унаследованные" паттерны.

4. Динамика отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: "Какие отношения были у мамы с папой?" "Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?" Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или "проблемные" люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом.

6. Семейные верования:

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований - начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

ВОПРОСЫ ГЕНОГРАММЫ:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания).

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?





6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела)

13. Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?

14. Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?

15. Каковы ваши семейные "можно" и "нельзя", "должен" и "не должен"?

16. Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17. Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

Метод построения генограммы.
Один из семейных терапевтов первого поколения М. Боуэн в 1978г. разработал метод построения генограммы, с помощью которой человек может отобразить людей, составляющих историческое прошлое и настоящее своей семьи.

Генограмма показывает, как в данной семье люди связаны друг с другом, и содержит такую информацию, как:

Имена, фамилии
-профессии
- даты рождения, бракосочетаний, разводов и смерти (если в раннем возрасте, то причину смерти)
- тяжелые заболевания
- страна проживания
-религия.

Чтобы составить максимально полную генограмму, терапевт может рекомендовать отправиться с визитом к тем членам семьи происхождения, кто еще жив и может вспомнить недостающую информацию о семейных корнях.

Генограмма - это техника, которая исключительно полезна для выявления большого количества информации об отдельных людях, парах, семьях и о взаимоотношениях в них, о том, какие связи проходят от прошлого к настоящему и будущему. Информация о своем происхождении необходима людям не только для того, чтобы найти свои корни, почувствовать связь поколений, но и понять, что именно предыдущие поколения внесли в их собственные взаимоотношения и что они сами передадут своим детям, осознать свои чувства к родственникам и наследникам, и, наконец, лучше понять себя.

Вопросы, задаваемые специалистом для составления генограммы, могут вызвать в человеке новые чувства, сформировать новый взгляд на его нынешние и прошлые взаимоотношения, семейные схемы и образцы поведения, повторяющиеся из поколения в поколение.

Кто из членов семьи должен быть включен в генограмму?
родные и сводные братья и сестры
мать, отец, первые партнеры родителей
родные дяди и тети
предыдущие и нынешние партнеры, мужья (жены)
дети (родные, приемные, усыновленные, абортированные)
бабушки, дедушки (иногда их братья или сестры, если у них выдалась особенно тяжелая судьба)
прабабушки и прадедушки (иногда до 5-7 колена), если случились особенно тяжелые события внутри семьи)
интегрированные в систему лица (няни, кормилицы, человек, оказавший большое влияние на жизнь семьи, например, оставивший наследство)

Символы, которыми пользуются при составлении генограммы

Дети обозначаются по старшинству слева направо.

Полноценная генограмма должна включать в себя от 4 до 7 поколений.

Таким образом, цель составления и применения генограммы заключается в том, чтобы помочь людям мыслить в ракурсе своего личного исторического прошлого и понять, что их отношения с членами семьи происхождения требуют завершения. Чтобы люди смогли найти выход из тупиков и сделать отношения в своих семьях более удовлетворяющими, чтобы они смогли избавиться от таких взаимоотношений в семье, которые, оставаясь неизменными, причиняют боль.

Еще одна цель заключается в том, чтобы помочь людям воспринять их настоящую и будущую систему межличностых взаимоотношений как нечто, что они могут продолжать осознанно и продуманно строить, объединяя семью своего происхождения со своей созданной ими семьей.

Генограмма. Что такое семейная генограмма?

Генограмма - это графическая запись информации о семье (классически и клинически - в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.

Генограмма семьи - своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины - кругами. У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв-развод. Характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, противоречивые - также можно обозначить линиями разных начертаний (двойные, ломаные и пр.). Как, впрочем, и причину конфликта - например, если супруги конфликтуют из-за своего ребенка.

Зачем нам нужна семейная генограмма?

При помощи генограммы можно, задаться целью, исследовать, например, семейные болезни, выявить, хотя бы приблизительно, некую склонность членов рода к соматическим патологиям. Тогда на схеме надо будет приводить описания внешности, отмечать аллергии, серьезные болезни, хронические недуги, врожденные проблемы, особенности беременностей, причины смертей. Такая информация, кстати, в иных ситуациях бывает жизненно необходима. Отмечая, генограммой, наличие в роду патологий желудочно-кишечного тракта и соотнося с семейными традициями питания, можно помочь и себе, и семейству в целом. Допустим, выясняете, что женщины рода традиционно страдают холециститами, мужчины умирают от панкреатитов и рака поджелудочной железы. И в то же время на собственном опыте знаете, как ваши родные и близкие любят широкие застолья с обильной жирной и острой пищей.

Мне давно рассказывали об увлекательном методе познания себя через историю своей семьи. И я давно собиралась это сделать, чтобы расставить все точки над «I», как я думала. Читать историю...

Каким образом влияет генограмма семьи?

Составляя генограмму можно обнаружить, что семейное проклятье - холециститы -панкреатиты - можно слегка отодвинуть от родичей, скорректировав систему питания не для конкретного дяди, только что перенесшего операцию, а для семейства в целом. Генограммой можно исследовать отношения внутри семьи. Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, вы выявите интересные закономерности - допустим, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Хороший материал для изучения и введения в генограмму - семейные традиции. Как браки заключать, как детей выкармливать и воспитывать, как больных лечить, как мужа-жену уважать, деда-бабку почитать... Список семейных праздников, привычка поздравлять открытками или отсутствие оной... Профессиональные предпочтения, умение-неумение делать карьеру... А анализ генограммы сам собой поможет выявить критические узлы и наметить пути к улучшению проблемных ситуаций, если они имеются.

Методика генограммы

Цель методики генограммы - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой рутинный метод сбора информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, проводится в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Использование генограммы семьи

Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве, что позволяет охватить всю семейную историю единым взглядом. В процессе работы на основе данной техники, члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как эти корни влияют на современное состояние отношений в семье. Работая с генограммой, можно помочь семье разрушить эмоциональные разрывы, дисфункциональные треугольники и альянсы, снизить тревожность, т.е. произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того, генограмма представляет собой мощное диагностическое средство, которое может применяться под углом зрения конкретных теоретических ориентаций данного профессионала.

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в трех-четырех поколениях. Предложена Мюррэем Боуэном в 1978 году (Bowen, 1978) в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поколений семьи. Цель ее - показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некой интегральной вертикально направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая «скелет из шкафа». Этот подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но его главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи.
Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые наряду с другими данными применяются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Такая диаграмма представляет собой как бы карту семьи. Когда собрана информация об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьб, смертей, разводов, рождений, можно приступать к сбору других важных сведений о функционировании семейной системы - таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень закрытости-открытости семейных субсистем и семьи в целом. Например, семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Процедура

Цель методики - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой сбор информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, выполняется в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и Детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.
Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей симптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник и каково было его клиническое течение. Причем физические, эмоциональные и социальные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а поведение симптомоносителя отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими как, например, смерть ближайшего родственника.
Затем начинается описание семейной истории со времени, когда встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Здесь важное значение имеют возраст супругов, точная дата их первой встречи, то, чем они занимались, когда были женихом и невестой, свадьба, что случилось до рождения первого ребенка, влияние порядка рождения детей на их физические и психологические особенности, где семья жила и когда именно переезжала в другое место, особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи. Данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей также собираются на этом этапе беседы.
Далее обсуждается история расширенной семьи, как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье, важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.
Психотерапевт использует структуру генограммы для того, чтобы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости ее субсистем, о разнообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними. Такие содержательные факторы, как культурная, этническая и религиозная принадлежность, социально-экономический уровень, то, как семья взаимодействует со своим социальным сообществом, тоже принимаются во внимание.
По мере поступления информации она фиксируется специальными символами. Каждый психотерапевт может использовать удобную для него символику, но общепринятыми обозначениями являются следующие:

Генограмма: пример

Николаю сорок девять лет, его жене Марии - сорок один. От предыдущих браков у них в общей сложности семеро детей. Мария позвонила и спросила, могут ли они с Николаем прийти на консультацию в связи с тем, что Николай потерял работу и это негативно влияет на семью. В начале диагностического интервью использовалась генограмма , при помощи которой были собраны основные данные. Первая жена Николая и первый муж Марии умерли в один и тот же год, таким образом, оба супруга пережили аналогичный эмоциональный опыт. Муж Марии покончил жизнь самоубийством; терапевт откладывает на более подходящее время ряд вопросов о том, чувствовала ли себя Марии ответственной за его самоубийство. Если да, то как она смогла с этим справиться? С кем она может открыто об этом поговорить?
Позднее терапевт узнает, что самоубийство тщательно скрывается от детей. Жена Николая умерла при рождении ребенка - событие, редко встречающееся в наше время. Тот факт, что она умерла при рождении шестого ребенка, наводит на мысль о том, что Николай чувствовал себя в какой-то мере ответственным за смерть жены. Семья пережила ряд потерь в течение очень короткого времени.
Терапевт группирует информацию в соответствии с наиболее значимыми областями: принципы функционирования семьи; принципы, которыми семья руководствуется в стрессовых ситуациях; роль фактора времени в этих отношениях; личные границы и границы поколений; вопросы, вызывающие конфликтные ситуации, - секс, деньги, родственники со стороны мужа и жены, дети, треугольники, скрытность, нежность и честность.
Затем терапевт просит Марию изложить свой взгляд на проблему. Она утверждает, что чувствует себя лучше с тех пор, как договорилась о встрече с терапевтом. Тот факт, что ее мать навещала их, начиная с предыдущей недели, преподносится как самый недавний негативный опыт. Терапевт решает пока не прослеживать эту линию и только определить, какое положение в настоящий момент мать Марии занимает в структуре семьи. Мать описывается как человек беспокойный, критически настроенный, подверженный быстрым сменам настроения. Терапевт пытается определить степень открытости этих отношений, спрашивая Марию, рассказала ли она матери о том, что собирается обратиться за консультацией. Мария отвечает, что мать не могла бы справиться с такого рода информацией. Обращаясь к генограмме, терапевт видит, что Мария - единственный ребенок в семье, и начинает исследовать влияние этого факта на напряженность их отношений. Продолжая работу, он пытается найти «треугольник трех поколений» и спрашивает: «Кто из ваших детей любимец бабушки?» Любимицей оказывается Надя, тот самый ребенок, о котором сама Мария беспокоится больше всего.
Здесь сходятся воедино несколько важных моментов. Раньше во время интервью Мария заметила, что Надя напоминает ей своего умершего отца, первого мужа Марии, Бориса. Одна из ее тревог по поводу Нади заключается в том, что Надя может повторить самоубийство отца. Это откровение связывается с наблюдением терапевта, и пока вопросы обращены к Марии, Николай не только чувствует себя расслабленно, но даже получает некоторое удовольствие, побуждая терапевта предпринять ряд шагов. Терапевт изменяет направление разговора, вначале обращаясь к высказанной Марией тревоге по поводу возможного самоубийства Нади, затем постепенно все более глубоко приоткрывая тему самоубийства в браке.
Главной целью вопросов терапевта являются чувства Марии по поводу самоубийства своего первого мужа - насколько она ощущает себя ответственной за это. Затем терапевт пытается узнать мысли самой Марии по этому поводу. «При всех трудностях, с которыми вам пришлось столкнуться за последнее время, - к примеру, дети, потеря работы Николаем, - вам не приходила в голову идея разом покончить со всем этим?» Мария отвечает, что ей часто кажется, что все дома могло бы значительно улучшиться, если бы она просто собрала свои вещи и ушла, но самоубийство никогда не представлялось ей решением проблем.
Затем терапевт переходит к главной цели: «Вы никогда не замечали за собой беспокойства, что Николай из-за потери работы может покончить с собой?» Мэри тут же не задумываясь отвечает: «Без сомнения. Достаточно часто». Тогда эта тема обсуждается с Николаем и проверяется, есть ли у него мысли о самоубийстве. Николай решительно отвергает подозрения в возможном самоубийстве, однако признает, что не может убедить в этом Марию. И поэтому очень раздражается. К этому моменту взгляд Марии на проблемы семьи в общих чертах становится понятным. Она чувствовала в какой-то мере ответственность за смерть своего первого мужа и была полна решимости предотвратить повторение подобного в жизни своей дочери и второго мужа. У нее нет никого, с кем она могла бы поговорить о своих тревогах. Когда же эти чувства выплескиваются наружу, Николай отвергает страхи жены, считая их необоснованными. Ее мать, так же как и она, безвременно потеряла своего мужа. Однако глубина этих отношений не может вместить всех переживаний Марии. Она постоянно с тревогой следит за эмоциональным состоянием Николая, пытаясь заботиться как о нем, так и о детях, не чувствуя поддержки.
Николай производит впечатление уравновешенного, разумного человека, который спокойно принимает любые, даже самые неприятные новости. При этом кажется, что он контролирует сложившуюся ситуацию в семье, шутливо описывая ее и улыбаясь во время рассказа. Терапевт объясняет поведение Николая тем, что он эстонец (это видно из генограммы), а значит, существует вероятность наследования некоторых черт характера предков. Насколько его внешне спокойные, шутливые манеры связаны с присущей ирландцам чертой скрывать свой гнев?
Николай привык зарабатывать 50.000 руб. в год. Теперь его жена ведет хозяйство, исходя из значительно меньшей суммы. Терапевт задает вопрос: «Как вы сами воспринимаете профессиональные сложности?» Николай отвечает: «Главным образом, как крушение надежд. Я имею в виду, что никогда не прибегаю к жестокости или чему-то подобному». Терапевт замечает: «Эстонцы известны тем, что умеют скрывать свой гнев». Николай со смехом признает, что он часто испытывает сильный гнев и просто не знает, что делать с этим чувством. Он изо всех сил пытается контролировать его, но сомневается в себе и своих способностях. Он думает об этом каждый день и порой чувствует, что из-за этой постоянной внутренней борьбы может потерять уверенность в себе и при устройстве на работу испытываемое им беспокойство и недостаток веры в себя станут настолько очевидны, что это отрицательно повлияет на производимое им впечатление.
В результате данной беседы стали очевидны принципы, которыми руководствуется каждый из этой супружеской пары. Например, Мария склонна избегать сближения с матерью, но глубоко вовлечена в проблемы мужа и детей. Она сама назначила себя их защитником и пытается уберечь от любых возможных неприятностей, сама заботится обо всем, начиная со стирки вещей дочери и кончая депрессией мужа. С другой стороны, Николай отдаляется от всего, кроме своей работы. Работа стала для него убежищем, когда умерли его первая жена и новорожденный ребенок. Теперь перед нами человек, потерявший свою основную опору - работу, которой он так гордился. «Гордость часто встает на моем пути и иногда влияет на мои суждения. Порой я думаю, что теперь я защищаю больше всего свою гордость», - говорит Николай.
Проблемы, с которыми сталкивается эта супружеская пара в отношении двух средних дочерей (по одной от их предыдущих браков), очень сильно напоминают проблемы, волновавшие их умерших родителей. Поэтому им необходимо научиться справляться с «призраками своих умерших супругов» для того, чтобы детям не пришлось повторить эту часть семейного сценария. Большую часть приводимых данных оказалось возможным получить на основе методики генограммы.

Использование генограмм

Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве, что позволяет охватить всю историю семьи. В процессе работы на основе данной техники члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как они влияют на современные семейные отношения. Работая с генограммой, психотерапевт может помочь семье преодолеть эмоциональные разрывы, избавиться от дисфункциональных треугольников и альянсов, снизить тревожность, то есть произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того, генограмма представляет собой сильное диагностическое средство, которое может применяться в русле конкретных теоретических ориентации данного профессионала (см. технику « «, а также ).

Генограмма — это графическая запись информации о семье (классически и клинически — в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.

Объяснение

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в 3-4 поколениях. Предложена Мюррей Боуэн в 1978г. (Bowen,1978) в рамках межпоколенного подхода в семейной терапии. Цель ее — показать как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются по поколениям и как события подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства членов семьи влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники.

Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некоей интегральной вертикально-направленной перспективе.

Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некоей интегральной вертикально-направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая «скелеты из чулана». Данный подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи. Его главной отличительной особенностью является структурированность и схематизированность. Техника предполагает, как правило, участие расширенной семьи клиентов. Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые наряду с другими данными используются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Такая диаграмма представляет собой как бы карту семьи.

Когда собраны данные об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьб, смертей, разводов, рождений, можно приступать к сбору других важных фактов о функционировании семейной системы — таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень закрытости-открытости семейных подсистем и семьи в целом. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Процедура

Цель методики — получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой рутинный метод сбора информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она как правило проводится в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Предъявление симптома

Беседа обычно начинается с предъявляемого семьей симптома: кто является его обладателем, когда он впервые возник и каково было его клиническое развертывание. Причем физические, эмоциональные и социально-дезадаптивные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности семейной системы эмоциональных взаимоотношений. А поведение носителя симптома отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими, как например смерть ближайшего родственника.

Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые наряду с другими данными используются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе.

Описание семейной истории

Затем начинается описание семейной истории, начиная со времени, когда родители встретились — и вплоть до настоящего момента. Здесь существенны возраст супругов, точная дата их первой встречи, чем они занимались в те времена, когда были женихом и невестой, собственно свадьба, что случилось до рождения первого ребенка, влияние порядка рождения детей на их физические и психологические особенности. В каких географических точках семья жила и когда именно переезжала в другое место — все это очень важно. Особенно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи. Данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей также собираются на данном этапе беседы. Далее обсуждается история расширенной семьи, как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Физические и эмоциональные границы

Психотерапевт использует беседу на основе социограммы для того, чтобы проговорить вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости ее субсистем, о разнообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними. Такие содержательные факторы как культурная, этническая и религиозная принадлежность, социоэкономический уровень, то, как семья взаимодействует с метасемейным контекстом — сообществом — тоже принимаются здесь во внимание.

Символика

По мере поступления информации она фиксируется в специальных символах. Каждый психотерапевт может использовать удобную для него символику, но общепринятыми обозначениями являются следующие: генограмма семьи — своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины — кругами. У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв- развод. Характер отношений между теми или иными членами рода — близкие, конфликтные, противоречивые — также можно обозначить линиями разных начертаний (двойные, ломаные и пр.). Как, впрочем, и причину конфликта — например, если супруги конфликтуют из-за своего ребенка.

Использование генограммы семьи

Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве. Это позволяет охватить всю семейную историю единым взглядом. В процессе работы на основе данной техники, члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как эти корни влияют на современное состояние отношений в семье. Работая с генограммой, можно помочь семье разрушить эмоциональные разрывы, дисфункциональные треугольники и альянсы, снизить тревожность, т.е. произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того, генограмма представляет собой мощное диагностическое средство, которое может
применяться под углом зрения конкретных теоретических ориентаций данного профессионала.

Литература:

1. Черников А.В. Системная семейная терапия. Классика и современность. Москва. Независимая фирма «Класс». 2005г.
2. Анн Анселин Шутценбергер Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. Москва. Издательство Института психотерапии. 2005 г.

Статья посвящена удивительному методу познания себя через историю своей семьи – генограмме.

Все знают, что такое родословная. И многие представляют, как составить свое родовое (генеалогическое) дерево. По крайней мере, если кто-то подробно еще не знаком с этой темой, то всегда есть возможность наверстать. В помощь сняты увлекательные и талантливые телепередачи (я бы сказала даже целые сериалы), созданы тематические сайты, и даже специализированные компьютерные программы. Так что составление и изучение ваших генеалогических древ, поколенных росписей – это генеалогия, прикладная историческая дисциплина о родственных связях.

Мы же сейчас находимся на территории другой науки – психологии и в свете составления и анализа генограммы правильно назвать имя пионера семейной терапии, одного из основателей системной семейной психотерапии и создателя теории семейных систем , американского психиатра и психотерапевта Мюррея Боуэна, который и разработал в рамках своей теории технику генограммы.

Мюррей Боуэн (1913 - 1990)

Теория семейных систем М. Боуэна и системная семейная психотерапия рассматривает человека не только как индивида, но и всегда как часть эмоционально-социальной системы, т.е. семьи. В основу такого подхода легли базовые идеи кибернетики, точнее, общая теория систем. И в этом случае для психолога/психотерапевта человек - не клиент; клиентом является вся его семья, вся семейная система. В ней специалистом и оцениваются системные параметры, к примеру: принятые механизмы (стереотипы) взаимодействия членов семьи друг с другом; семейные правила; семейные мифы; границы; стабилизаторы; семейная история. Однако если в классическом системном подходе выделяются, прежде всего, информационно-коммуникативные особенности функционирования семьи, то теория семейных систем Мюррея Боуэна сосредотачивается на ее эмоциональных процессах.

Ну, это уже из области профессиональной психологической работы с семейными историями и генограммами, поэтому возвращаемся на Землю. И все же для любопытных я рекомендую прочесть сборник статей Боуэна и его учеников представленный в единственно изданной на русском языке книге: «Теория семейных систем Мюррея Боуэна», М., Когито-Центр, 2005г

Итак, генограмма:

Семейная история, записанная графически - это и есть генограмма.

В генограмме, в отличие от родословной главным является не генеалогическое древо, отображающее родственные связи, а отношения между родственниками.

Работая с генограммой самостоятельно, можно ее составить и проанализировать, как минимум по следующим направлениям:

1. Семейное (генеалогическое) дерево:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Символы, которые удобно использовать для составления генограммы смотрите в конце статьи. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей. Это будет «ядром вашей семьи» и центром или «стволом» вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете вспомнить. Затем впишите в каждый круг и квадрат имя, возраст, даты рождения, смерти. В конце внесите даты браков и разводов.

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Смысл в том, чтобы не упустить из поля зрения факт повторяющегося заболевания на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Обратите внимание, какие чувства испытывает каждый человек из вашей семейной системы к себе, к другим людям и к жизни. Некоторые могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными, а другие - страдать от различных фобий, депрессий, ревности и негативизма, иметь крутой суровый нрав. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: «Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?» Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие. Один из членов семьи может сказать: «90% времени дед был сердитым, неразговорчивым», другой вступает в разговор и добавляет: «Да, и на остальные 10% он был несчастным человеком!» Такой подход может помочь увидеть и преодолеть “унаследованные” паттерны.

4. Динамика внутрисемейных отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: «Какие отношения были у мамы с папой?» «Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?» Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше. Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие). Всю эту информацию можно схематично изобразить на генограмме.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как им это не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или «проблемные» люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется
использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы.

6. Семейные верования, ценности:

Члены вашей семьи передают вам свой опыт и свои верования. Это касается любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить
успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть. Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно. Они диктуют вам, как жить, чтобы выжить. Если верования незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала.

7.Ваша семья и общество:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими общественными воззрениями отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье? Какие тревожные исторические события воздействовали на вашу семью и родственников (война, революция, раскулачивание, репрессии и т.д.)?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

ВОПРОСЫ ГЕНОГРАММЫ:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания)?

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?

6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела)?

13. Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?

14. Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?

15. Каковы ваши семейные «можно» и «нельзя», «должен» и «не должен»?

16. Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявлений?

17. Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

Ниже представлены символы, которые принято использовать при составлении генограммы. Но, конечно, всегда приветствуется творческий подход: можно заводить на каждого члена семьи, к примеру, архивные карточки, использовать компьютерные программы и свои обозначения, выделять цветом и т.д.

Представленное руководство по составлению и анализу генограммы семьи позволяет вам самостоятельно выполнить эту работу и без специальной подготовки. Но справедливо подчеркну, что для психолога составление генограммы не цель, а одна из техник, которую он использует в своей работе, помогая решить проблему, с которой обратился клиент. И, конечно, совместная работа со специалистом над генограммой – это всегда диалог, что целительно само по себе.

Для тех, кто мужественно прочитал эту статью до конца и готов к составлению своей генограммы я рекомендую обязательно посмотреть видеофильм из цикла "Долго и счастливо: все о мужчине, женщине и семье", подготовленный при участии Центра развития межличностных коммуникаций и издательства "Дрофа". Это беседы психолога Ольги Троицкой и телеведущего Александра Гордона. Теме составления генограммы посвящена 4 часть. Глубокая, тонкая и профессиональная работа, учитывающая российскую специфику.

Материал подготовила: Иванова Юлия

В статье использовалась литература:

«Теория семейных систем Мюррея Боуэна», М., Когито-Центр, 2005г

«Системная семейная психотерапия», А. Я. Варга, РЕЧЬ, С-Петербург, 2001

Вернон Вульф, «Холодинамика. Вся сила в действии», Приложение: «Руководство по генограмме: как составить схему семейного дерева», 1995г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.