Игра ориентирование в д с правилами. Игры на развитие ориентировки в пространстве дошкольников Толмачевой О.Б. Игра «Расскажи, где находится предмет»

Как подготовить малыша к школе без перегрузки для него? Для дошкольника самый благодатный материал - игра: дидактическая, ролевая, подвижная с правилами.

Например, как тренируется такая важная для человека способность, как ориентировка в пространстве ?

Что для вас скорость реакции, умение быстро ориентироваться в окружающем? Для меня - это качества, обеспечивающие успешность обучения. Пространственная ориентация - основа пространственного мышления (звуковой анализ слова, математика, химия, физика как минимум), а если посмотреть шире - основа способности выживать и адаптироваться.

У части людей быстрая скорость реакции и ориентировка в пространстве - врождённые качества. Но и развивать их тоже можно в широких границах. Особенно эффективно это важное качество может быть развито в детстве.

Виды пространственной ориентировки

  1. в схеме тела,
  2. в пространстве,
  3. на плоскости.

Ориентировке в схеме тела можно учить рано. Самая простой приём - "покажи глазки, ушки" и так далее - уже в раннем возрасте.

В 3-4 года с малышом можно осваивать не только схему тела, но и некоторые навыки ориентировки в пространстве. Самое простое - "вверху-внизу", "впереди-позади"и, менее очевидное, "справа-слева".

Четырёх-пятилетний дошкольник осваивает умение ориентироваться, соотнося предметы и стороны корпуса: вверху - где голова, внизу - где ноги. Ребёнок сам и есть точка отсчёта. Поэтому полезно твёрдо выучить с малышом правую и левую стороны тела.

Если воспитаннику трудно запомнить это, то надо создать какие-то "якоря".

Якоря для ориентации в пространстве

Часто таким "якорем" становится ведущая рука. Дошкольнику (или ученику) говорят: "Ты держишь ложку (карандаш, ножницы), допустим, в правой руке. Значит, другая рука будет левая".

Такой способ срабатывает не у всех. Среди моих воспитанников был мальчик, прекрасно знавший, что он левша. Но при этом путал правое и левое. Тогда ему на левую руку была повязана красная шерстяная нитка. Мальчик носил нитку до тех пор, пока накрепко не запомнил "справа и слева". Девочке вместо нитки можно надеть браслетик. Девчонки обожают разные "фенечки". Только надо следить, чтобы браслет не снимался.

Ещё одним "якорем" для детей предшкольного возраста может стать сердце. Этот приём я подсмотрела у логопеда. Мы говорим малышу: "Положи ладошку на грудь и найди, где стучит сердце. Запомни, сердце всегда слева. Рядом с ним все левое: рука, сторона тела"

Ориентировка в пространстве с помощью игр

«Далеко - близко»

Можно играть в любом месте. Гуляя, рассматривайте предметы вокруг и определяйте, что далеко (высоко, впереди, слева), а что близко (низко, позади, справа). Для детей постарше задачу усложним: что изменится, если повернуться на 90, 180 градусов.

"Дотронься до..."

Популярное у многих логопедов упражнение на ориентировку в схеме тела. Упражнение малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даёт задания:

  1. дотянись правой рукой через голову до уха слева,
  2. почеши левой рукой ногу слева,
  3. надуй щёку справа и т.д.

Задания трудные, несмотря на кажущуюся лёгкость. Не каждый взрослый сможет быстро сориентироваться. Но тренировка полезна, так как развивается не только пространственная ориентация, но и разные стороны внимания

«Весёлая зарядка»

Зарядку или физкультурную паузу на уроке или занятии можно сделать прекрасной тренировкой пространственной ориентации. Занимаемся под музыку и без неё. Пусть дети под вашу команду выполняют задания вроде "Правая рука в сторону (вверх, вперёд) и т. д." Далее следуют прыжки: "Прыжок назад, два прыжка вперёд, прыжок вправо, четыре прыжка влево". Прыжки заменим шагами. Кроме пространственной ориентации воспитанники учатся чётко выполнять команды. А если играть с группой, то они научатся синхронизировать свои действия.

"Куда змея ползёт"

Играющим надо стать "змейкой". Ведущий даёт команды, а "змейка ползёт" в указанном направлении. Поменяйте "змейку" на другой движущийся предмет, и для дошкольников это будет новая игра. Малыши, например, любят "ездить в автомобиле".

"Найди клад"

Тоже классное упражнение для развития навыка. Играть можно на улице, в помещении. Кладом может быть любая вещь, чем-то ценная для играющего или просто конфеты (если игра на празднике). Заверните всё в бумагу, подпишите КЛАД и спрячьте. Нарисуйте маршрут, по которому клад отыщется. Пройдите по маршруту, считая шаги. Шагайте маленькими (как у ребёнка) шагами. Запишите, чтобы не забыть, количество шагов на каждом этапе маршрута. Инструкция: "Сейчас я буду тебе сообщать в какую сторону сделать сколько шагов. Ты слушай внимательно задания и выполняй точно, как я сказала. Если всё сделаешь правильно, найдёшь клад".

"Поставь игрушки, как я скажу"

Удобнее всего использовать небольшие игрушки. Инструкция: "Поставь игрушки так, как я тебе скажу". Примеры заданий.

  1. Поставь на столе перед собой собачку.
  2. Справа от собачки поставь мишку.
  3. Позади мишки поставь машинку и т.д.

Частое явление, когда пространственная ориентация вроде уже крепко усвоена, но в зеркальном отражении дошкольник (или ученик) продолжает путаться. Как это преодолеть? .

ольга каракян
Комплекс игр на развитие ориентировки в пространстве

1. «ИГРУШКИ ПРИШЛИ В ГОСТИ»

(Игра может проводиться индивидуально или с подгруппой из двух детей) .

Дидактическая задача. Учить детей располагать игрушки по словесным инструкциям педагога в различных направлениях «от себя» (справа, слева, впереди, сзади, обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. Крупные игрушки : матрешка, кукла, собачка, мишка.

Ход игры. Педагог говорит : «К нам в гости пришли матрешка, кукла, собачка и мишка. Давай познакомимся с ними». (Педагог дает ребенку в руки поочередно каждую игрушку) . «Чтобы гости не скучали, поиграй с ними» , - говорит педагог. Затем педагог предлагает ребенку расставить игрушки вокруг себя в том направлении, которое будет названо : «Матрешку поставь впереди себя. Куклу поставь сзади себя. Собачку поставь справа от себя. Мишку поставь слева от себя». После выполнения ребенком этой части игры педагог задает ему вопросы : «С какой стороны от тебя находится мишка?» , «С какой стороны от тебя кукла?» , «С какой стороны от тебя матрешка?» , «С какой стороны от тебя находится собачка?» . После этого, педагог просит ребенка рассказать гостям какое - нибудь стихотворение, загадать загадку гости отгадывают ему загадки.

Примечание. Игра проводится неоднократно с увеличением числа игрушек (до 4-5, располагаемых с каждой стороны. Педагог может предложить сосчитать игрушки : «Сколько всего игрушек пришло к тебе в гости?» , «С какой стороны от тебя больше (меньше) игрушек?», «С каких сторон от тебя игрушек поровну?» .

2. «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?»

(Игра может проводиться с подгруппой из 2 – 4 детей. При необходимости можно провести ее индивидуально).

Дидактическая задача. Учить детей запоминать игрушки и их расположение в пространстве пространственными терминами .

Материал. Разнообразные крупные игрушки (от 5 до 10 шт.) ; скамейка.

Ход игры. 1 ВАРИАНТ.

На ковре ставят несколько игрушек. - «Рассмотрите игрушки внимательно» ,- просит педагог детей . «Расскажите, как с ними можно

поиграть, в какие игры». Затем предлагает детям расставить игрушки в ряд на скамейке. После того, как дети расставят игрушки, педагог просит их рассказать , где стоит каждая игрушка. Если дети затрудняются ответить, педагог дает образец словесного описания пространственного расположения игрушки на скамейке : «Пирамидка стоит на скамейке слева» , «Елочка стоит посередине, между матрешкой и кубиком» и т. д. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и прячет одну игрушку. Оставшиеся игрушки ставит так, чтобы между ними не было промежутка. После этого просит детей открыть глаза . . В случае если дети не могут назвать игрушку, педагог помогает им, например, так : «Послушай загадку про игрушку, которую я спрятала» (Далее следует словесное описание спрятанной игрушки) . Когда дети называют спрятанную игрушку, педагог просит сказать , где она стояла.

Примечание. Игра проводится неоднократно с усложнением (увеличивается количество игрушек, используемых в игре, увеличивается количество спрятанных игрушек (до 3-4) .

2 ВАРИАНТ.

Игрушки ставят на ковре вокруг детей на расстоянии примерно 1метр, по 2-3 игрушки слева, справа, впереди и сзади.

Педагог просит детей внимательно рассмотреть игрушки и обследовать с помощью осязания. Затем - назвать местоположение каждой игрушки. После того, как дети сделают это, педагог предлагает им закрыть глаза. В это время он прячет одну (при последующих проведениях 2-3) игрушку. «Посмотрите внимательно. Какую игрушку я спрятала?» ,- спрашивает педагог. После того, как дети назовут игрушку, педагог просит их рассказать , где она стояла.

3. «КАКИЕ ИГРУШКИ ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ?»

(Игра может проводиться индивидуально или с подгруппой из 4-5 детей) .

Изменения в пространственном расположении игрушек, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. Крупные игрушки.

Ход игры. Игрушки расставлены на скамейке. После того, как все игрушки рассмотрены детьми и обследованы с помощью осязания, педагог дает им следующие инструкции : «Назови игрушки слева направо, Саша» , «Скажи, где стоит матрешка, Алина» и т. д. Затем просит детей закрыть глаза . Дети закрывают глаза, педагог меняет местами 2 игрушки. «Откройте глаза» ,- говорит педагог. «Какие игрушки поменялись местами» , «Где стояли эти игрушки?» спрашивает педагог детей.

Примечание. В дальнейшем игра усложняется (увеличивается число используемых игрушек от 5 до 10) ; педагог меняет местами не 2, а 4 игрушки.

4. «ГДЕ ЖИВУТ ИГРУШКИ?»

(Игра проводится с подгруппой из 4 – 5 детей) .

Дидактическая задача. Учить детей определять пространственное расположение игрушек в шкафу, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. Шкаф с тремя открытыми полками, 9 крупных игрушек.

Ход игры. Педагог подводит детей к шкафу с игрушками. «Сколько полок в этом шкафу?» - спрашивает педагог у детей. «Правильно, три.» (Педагог дотрагивается рукой до каждой полки) . Верхняя, средняя и нижняя. На полках расставлены разные игрушки. Рассмотрите их. (Педагог снимает с полки и дает рассмотреть и ощупать детям каждую игрушку). Назовите игрушки. (Дети называют игрушки) . У каждой игрушки есть свое место в шкафу» - говорит педагог и дает образец словесного описания пространственного расположения 3-4 игрушек. Например : «Зайчик стоит на верхней полке слева» , «Матрешка стоит на нижней полке слева» , «Мяч лежит на верхней полке посередине, между зайчиком и грибком» . Затем педагог предлагает детям самостоятельно описать пространственное расположение игрушек : «А теперь вы расскажете мне, где расположены игрушки. Где сидит кукла?

Скажи, Люба» и т. д. Когда дети ответят на вопросы , педагог продолжает : «Игрушкам надоело в шкафу. Поиграйте с ними» (Педагог раздает детям игрушки) . Через 5-7 минут педагог говорит : «Игрушкам пора возвращаться домой. Помогите им найти свои места. А я буду вам подсказывать. Слушайте внимательно». Затем педагог дает детям следующие инструкции : «Миша, поставь мишку на среднюю полку слева» и т. д. Примечание. С этим же материалом проводятся игры, «Какой игрушки не стало?» , «Какие игрушки поменялись местами?»

5.«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

(Игра проводится индивидуально или с подгруппой из 2-3 детей) .

1 ВАРИАНТ.

пространственном расположении игрушек «от себя» пространственными терминами .

Материал. 2 детских стула, 2 крупные игрушки.

Ход игры. Педагог ставит справа и слева от ребенка по одному стулу. Спрашивает : «С какой стороны от тебя стоит этот стул? А этот?» (указательные жесты педагога в сторону каждого стула) . На сиденье одного стула педагог кладет мяч; второй мяч он кладет под сиденье другого стула. Обращается к ребенку : «Посмотри внимательно. Расскажи мне, куда я положила мячи» .

Примечание. Эта же игра проводится с расположением стульев и мячей в направлениях впереди и сзади от ребенка. При повторном проведении игры мяч заменяется другой игрушкой.

2ВАРИАНТ.

Дидактическая задача. Учить определять разницу в пространственном расположении игрушек «от себя» и отражать это в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. Крупные игрушки (по 2 одинаковые игрушки, например, 2 машины и 2 пирамидки) .

Ход игры. Педагог ставит слева и справа от ребенка по 2 одинаковые игрушки. Просит внимательно рассмотреть их, обследовать с помощью осязания, назвать. Затем педагог обращает внимание ребенка на то, как расположены игрушки : машина стоит ближе к нему (и справа, и слева, а пирамидка - дальше от него.

Педагог просит ребенка закрыть глаза, а сам меняем игрушки местами (пирамидку ставит ближе к нему, а машину дальше - и слева, и справа) .

Говорит ребенку : «Открой глаза. Посмотри внимательно направо. Теперь налево. Что изменилось в расположении игрушек? Примечание. Эта же игра проводится с расположением игрушек в направлениях впереди и сзади от ребенка. Игра проводится неоднократно с другими игрушками, с поворотом ребенка в разные стороны.

6. «ДАЛЕКО - БЛИЗКО» .

(Игра проводится с группой из 3-5 детей) .

Дидактическая задача. Учить детей понимать слова «далеко - близко» , «дальше - ближе» , использовать их в речи.

1ВАРИАНТ.

Ход игры. Педагог просит детей подойти друг к другу : «Дети, сейчас вы стоите близко друг к другу. Дотроньтесь друг до друга. Света, отойди к окну. Сейчас Света стоит далеко от вас». Затем педагог просит детей рассказать , кто стоит далеко, кто близко.

2ВАРИАНТ.

Ход игры. Двое детей стоят близко друг к другу, а третий на некотором расстоянии (примерно 1 метр) от них. Педагог объясняет детям : «Ира и Саша, вы стоите близко друг к другу вы можете дотронуться друг до друга. А Люба - дальше от вас». (Дети несколько раз меняются местами, педагог объясняет им кто, где стоит по отношению к другим). Затем педагог предлагает детям рассказать кто, где стоит.

Примечание. Игры такого типа проводятся неоднократно с использованием различных предметов в окружающей обстановке, игрушек (например, игра «Что далеко, а что близко?» ).

7. «КАТИТСЯ МЯЧ» .

(Упражнение проводится индивидуально) .

«от себя» , обозначая их в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. Кукла, маленький мяч.

Ход упражнения. Педагог говорит : «К нам на занятие пришла кукла, Она принесла с собой мяч. Кукла просит тебя научить ее играть в мяч». Педагог дает ребенку в руки куклу (спиной к нему) . Ребенок должен взять руки куклы в свои и бросать мяч в разные направления от себя. По ходу выполнения ребенком задания педагог задает вопросы : «В какую сторону кукла бросила мяч?»

8. «АВТОГОНКИ»

.

Дидактическая задача. Учить детей определять различные направления «от себя» , обозначая их в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. 2 заводные машинки, воротики.

Ход игры. Педагог дает каждому ребенку по одной машинке. Дети рассматривают, обследуют их с помощью осязания. Педагог показывает, как машинки заводятся, как ездят. Потом педагог предлагает детям посоревноваться, чья машинка быстрее доедет до воротиков. (Педагог ставит воротики справа от детей, на расстоянии примерно 2-х метров). Говорит детям : «Вы должны так направить свои машинки, чтобы они проехали в воротики» . Когда машинки достигают цели, педагог спрашивает : «В каком направлении ехали машинки?» Затем педагог переставляет воротики налево от детей, игра продолжается.

Примечание. Игра продолжается до тех пор, пока машинки не проедут во всех направлениях от ребенка.

9. «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В КУКОЛЬНОЙ КОМНАТЕ?» .

(Игра проводится с группой из 2-х детей) .

Дидактическая задача. Учить детей определять пространственные отношения между предметами, видеть изменения в их расположении; обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. Большая кукольная мебель, кукла, счетные палочки.

Ход игры. Педагог заранее выкладывает на ковре очертания кукольной комнаты, с обозначением окна и двери. Педагог говорит детям : «Кукла купила новую мебель. Она просит вас помочь расставить мебель в комнате. Вот ее комната (указывает жестом) . Какой она формы? Правильно, комната прямоугольной формы». Затем педагог просит детей показать и назвать стены комнаты («Эта стена левая» и т. д., показать и сказать, где расположены окно и дверь. После этого ребенок расставляет в комнате мебель, проговаривая, где и что он ставит. Например, «Стол я поставлю по середине комнаты» , «Диван я поставлю у левой стены» и т. д. Когда вся мебель расставлена, педагог предлагает детям погулять с куклой, поиграть с ней. В это время он меняет 2 предмета в кукольной комнате местами. Затем просит детей подойти . Говорит : «Мы приехали к кукле в гости, а у нее в комнате что-то изменилось. Посмотрите внимательно. Какая мебель стоит в другом месте».

Примечание. Игра проводится несколько раз (с различным расположением мебели в кукольной комнате, с увеличением предметов и изменением в их расположении, с увеличением заданий. Так, мебель ставится во всех углах комнаты, ближе к стене, дальше от стены и т. д.).

10. «ЧТО Я ДЕЛАЮ?» .

(Игра проводится с группой из 5 – 7 детей) .

Дидактическая задача. Учить детей различать звуки, производимые различными предметами.

Материал. Ножницы, бумага, чашка с водой, чайная ложечка, два стакана с водой и другие предметы.

Ход игры. Дети сидят. (Педагог заранее приготовил на столе необходимые предметы, накрыл их салфеткой). Педагог объясняет им, что он будет сейчас что-то делать с разными предметами. «Вы должны внимательно слушать с закрытыми глазами. Потом скажете мне, что я делала». Затем педагог просит детей закрыть глаза . Поочередно производит различные действия :

Берет в руки лист бумаги, рвет ее;

Мнет бумагу в руках;

Режет бумагу ножницами;

Размешивает в чашке воду ложечкой, позвякивая ею;

Переливает воду из одного стакана в другой;

Ударяет мячом о пол;

Передвигает стул и т. д.

После окончания каждого действия педагог просит детей открыть глаза и сказать, что и с какими предметами делалось.

На следующих занятиях педагог привлекает к действиям поочередно всех детей.

1. «КАБИНЕТ ВРАЧА»

.

Примечание. Предварительно (за 1-2 дня) с детьми проводят экскурсию в кабинет врача, во время которой дети под руководством педагога обследуют с помощью зрения и осязания мебель и оборудование кабинета; педагог дает образец словесного описания кабинета и пространственного расположения в нем мебели и оборудования; затем дети делают это самостоятельно.

Дидактическая задача. Учить детей моделировать кабинет врача, используя предметы заместители; учить обозначать в речи пространственное расположение предметов заменителей на модели.

Материал. Листы бумаги обычного формата (по 1 на каждого ребенка, детали настольного строительного конструктора (кубики, брусочки и т. д., счетные палочки для обозначения окна и двери.

Ход игры. Педагог говорит : «Дети, вчера мы были в кабинете врача. Сегодня вы построите кабинет врача из деталей конструктора. Пододвиньте к себе листы бумаги. На них вы будете

конструировать кабинет. Вспомните, какой формы кабинет врача? Правильно, прямоугольной формы. Какой формы лист бумаги? Правильно, тоже прямоугольной. Где в кабинете находится дверь (дети отвечают) . Найди это место на своем листе. Обозначьте дверь счетной палочкой. Где в кабинете расположено окно?» и т. д.

Когда дети заканчивают моделирование кабинета, педагог просит одного - двух детей рассказать, где что расположено.

Примечание :

1. По мере выполнения детьми задания педагог проверяет его правильность, помогает детям соотнести пространственное расположение реальных предметов в реальном пространстве с расположением на модели;

2. По типу предложенной проводятся игры на моделирование других помещений (спальни, игровой комнаты, кухни и т. д.) .

2. ИГРА - УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЬ ДО КАБИНЕТА ВРАЧА»

(Проводится с группой из 2-3 детей) .

Дидактическая задача. Та же, что и в предыдущих играх.

Ход упражнения. Дети вместе с педагогом неоднократно проходят путь до кабинета, проговаривая направления, в котором они движутся и расположения встречающихся объектов (например, журнальный стол с

телефоном и т. д.). Педагог помогает детям правильно словесно их обозначить. После того, как дети научатся самостоятельно ориентироваться и обозначать в речи различные направления своего движения и расположение объектов, педагог дает им задание рассказать по памяти, как они шли до кабинета врача, что встречали на своем пути.

3. «ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА СХЕМЕ?» .

(Игра проводится с группой из 4-5 детей) .

Примечание. Как и предыдущая, эта игра проводится после предварительного тщательного зрительно осязательного обследования моделируемого пространства , словесного описания педагогом и детьми пространственного расположения предметов, игрушек в этом пространстве .

Дидактическая задача. Учить детей с помощью зрения и осязания соотносить схему с реальным пространством ; учить обозначать в речи пространственное расположение предметов и игрушек в реальном пространстве и на схеме .

Материал. Карточки с изображением схемы стола с игрушками; стол с расставленными на нем крупными яркими игрушками.

Ход игры. Педагог подводит детей к столу с игрушками. Просит внимательно рассмотреть и обследовать игрушки осязательно; назвать их; рассказать, где каждая игрушка расположена. После этого педагог дает каждому ребенку схему с изображением стола с игрушками. Просит внимательно рассмотреть схему; сказать, что на ней нарисовано; соотнести условные изображения с расположением игрушек в реальном пространстве (на столе) . Затем педагог просит детей отвернуться ; в это время меняет на столе 2 игрушки. Говорит детям : «Посмотрите внимательно на стол. Что изменилось в расположении игрушек? Посмотрите на схему. Сравните расположение игрушек на столе со схемой. Расскажите, чем они отличаются.

Примечание. Когда дети осваивают ориентировку с применением схемы в простом пространстве (на столе, задания усложняются. Детям предлагают соотнести схему шкафа с реальным расположением игрушек в шкафу, затем схему кукольного уголка и т. д.

4. «НАЙДИ ИГРУШКУ ПО СХЕМЕ» .

(Игра проводится с группой из 4-5 детей) .

Дидактическом задача. Учить находить игрушку в реальном пространстве в месте , указанном на схеме.

Материал. Карточки с изображением схемы стола, шкафа, кукольного уголка (без игрушек) .

Ход игры. После зрительно - осязательного обследования реального пространства и игрушек или предметов в нем расположенных (например, стола, шкафа с игрушками, кукольного уголка) детям дают схему этого пространства , на которой отмечено место нахождения заданной игрушки. Педагог говорит : «Внимательно посмотрите на схему. Подойдите к столу. Найдите игрушку, место которой указано на схеме».

Примечание. После того, как дети научились хорошо ориентироваться по схеме карты , им предлагаются более сложные задачи «найти в шкафу, в кукольном уголке и т. д., отмеченное на схеме место расположения игрушки».

5. «К МИШКЕ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» .

(Игра проводится с группой из 4-х детей) .

Дидактическая задача. Закрепить навыки ориентировки с применением схем . Учить самостоятельно, составлять схемы пространства . Учить словесно, обозначать пространственное расположение .

Материал. Крупные игрушки; шкаф с 2-мя полками; карточки с изображением схемы пути к Мишке, схемы шкафа; «скатерть» (лист картона, расчерченный на квадраты, изображения посуды и продуктов; листы бумаги, фломастеры.

Ход игры. Педагог говорит детям : «Мишка пригласил нас на День рождения. Давайте выберем ему в подарок игрушку (игрушки стоят в шкафу на полке) . Нужно рассказать об игрушке и сказать, где она расположена в шкафу (дети по очереди рассказывают об игрушках и где они расположены) .

Теперь мы можем идти к Мишке. Чтобы мы не заблудились, Мишка прислал нам схему пути к его дому. Смотрите на нее и рассказывайте, как вы будете идти». (Дети рассказывают, как они будут идти к Мишке) . Педагог : «Вы пришли к Мишке. Поздоровайтесь с ним, поздравьте его с Днем рождения и подарите подарки». «Мишка благодарит вас за подарки и просит поставить их в шкаф в указанное на схеме место» (у каждого ребенка своя схема) . Педагог просит детей рассказать Мишке, куда они поставили игрушки. «А теперь сделайте Мишке на память рисунки шкафа с игрушками» , - говорит педагог. Когда дети заканчивают рисовать, педагог говорит : «Мишка приглашает вас за стол выпить чаю» . На столе лежит «скатерть» , в каждом квадрате - картинка с изображением чайной посуды, конфет, печенья. Педагог просит детей рассказать , что и где стоит на столе. «Поблагодарим Мишку за угощение и попрощайтесь с ним. До свидания» .

Примечание. По такому типу проводят игры «В гости к кукле» , «В магазин за покупками» и т. д. Дети самостоятельно составляют не только схему помещения, но и схему пути к различным объектам.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ

В ПРОСТРАНСТВЕ В ПРОЦЕССЕ

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ.

Такие признаки пространства , как глубина, объем, протяженность, расстояние дети познают в процессе активного передвижения. Проведенное нами наблюдения особенностей пространственной ориентировки со слабовидящими дошкольников, имеющих нарушение зрения показало, что дети испытывают при этом значительные трудности. Специально подобранные игры и упражнения помогают детям успешно осваивать окружающее пространство в процессе передвижения.

1. «ЗАЙЧИК И СОБАЧКА ЕЗДЯТ НА МАШИНЕ» .

(Игра проводится с группой из 2-х детей) .

Дидактическая задача. Учить определять различные направления пространства в процессе передвижения; учить обозначать эти направления в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. Крупные игрушки : грузовая машина, зайчик, собачка.

Ход игры. 1. Грузовая машина стоит в гараже (заранее построенном из строительного материала) . Педагог выкатывает машину, говорит детям : «Зайчик и собачка решили покататься на машине» . (Игрушки в руках у детей) . Посадите их в машину. Чтобы они не заблудились, ты, Саша, будешь говорить, в какую сторону от гаража они едут. (Ребенок производит действия с машиной. Педагог помогает ему выбрать правильное направление, придерживаться его). Педагог задает ребенку вопрос : «В каком направлении от гаража едет машина?» и т. д.

2. Педагог говорит : «Зайчик и собачка покатались на машине. Теперь они хотят погулять. Погуляйте с ними по группе. Чтобы им было интересно, рассказывайте, в какую сторону вы идете и что видите».

Примечание. Игра проводится неоднократно в различных вариантах, с различными игрушками до тех пор, пока дети не усвоят дифференцировку направлений пространства при передвижении (в зависимости от точки отсчета) .

2.«НАЙДИ ИГРУШКИ» .

(Игра проводится индивидуально) .

Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться в заданных направлениях, обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. Крупные игрушки (3-5 и больше) .

Ход игры. Педагог говорит ребенку : «Сегодня ты поучишься находить игрушки, которые я спрячу в разных местах комнаты. Рассмотри внимательно игрушки. (Педагог помогает ребенку внимательно обследовать игрушки с помощью зрения и осязания). «Закрой глаза, я спрячу игрушки (прячет игрушки) . Открой глаза. Чтобы найти игрушки, надо внимательно слушать, куда, в каком направлении идти. Иди, куда я скажу : Иди впереди до шкафа. Поверни направо от себя, Иди до стола. и т. д.» Когда ребенок находит игрушку, педагог просит его рассказать , в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку (например, в шкафу, под стулом и т. д.) . Игра заканчивается, когда ребенок найдет все игрушки.

Примечание. Игра проводится неоднократно с изменением положения ребенка в пространстве (с различными поворотами : на 90 и 180, с увеличением числа игрушек, с увеличением направлений пространства , в которых ребенок действует). По такому же типу проводятся игры : «Кукла идет в гости к Зайке» , «Путешествие по группе» , «Найди игрушку на участке» и т. д.

Игры с детьми: учимся ориентироваться в пространстве и отличать право и лево, вверх и вниз, впереди и позади. Учимся ориентироваться на листе бумаги. Знакомимся с планом и картой.

Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают слова «право» и «лево». Как научить ребенка отличать правое и левое? Что делать, если ребенок постоянно путает, где у него левая, а где правая рука? Какие игры нам могут помочь? Как заниматься с детьми разного возраста дома? Ответы на эти вопросы — в статье

На самом деле, научить ребенка различать «право» и «лево» не так уж и сложно при одном условии – регулярности проведения игр на эту тему в течение примерно месяца – максимум двух месяцев. Регулярно – это значит примерно 4 раза в неделю по 5-7 минут игры. А еще лучше – ежедневно по 3-5 минуток. Ежедневные веселые мини-игры-пятиминутки гарантируют надежный результат в достаточно краткое время. Дополнительно к играм нужно постоянное доброжелательное напоминание во время рисования, игр, лепки, конструирования, одевания на прогулку о том, какая рука что делает и как нам помогает. В игре малыш быстро запоминает, где право и где лево и перестает путаться.

Примерный возраст, в котором малыш может освоить различия этих двух понятий и начать без ошибок ими пользоваться – это пятый год жизни. Но слышит слова «право» и «лево» малыш с самого своего рождения. А уже в три года показывает, где у него правая ручка, а где левая ручка.

Самые маленькие дети учатся ориентироваться в пространстве «на себе», на своем теле: вверху – это где голова, внизу – это где ноги, вперед – где лицо, назад – где спина, вправо – где правая рука, влево – где левая рука.

Сначала у детишек Вы сможете увидеть помогающие им жесты. Например, ребенок, пытаясь определить, где это – «позади», касается предмета спиной. Или чтобы определить, где у него правая рука, начинает ей двигать. В дальнейшем вместо движения появляется только взгляд в нужную сторону или еле заметный жест. И уже после этого малыш, просто слыша слово «влево», «вправо», «вперед», «назад», понимает его без жестов.

Когда мы играем с детьми в игры, помогающие научиться ориентироваться в пространстве, то обязательно знакомим малышей не с одним понятием (только «правая рука»), но с парами слов: влево и вправо, выше и ниже, впереди и сзади. Например, когда мы учим различать правую и левую руку, то объясняем так: «Правой рукой ты держишь ложку, где она у тебя? А что делает левая рука? Она держит хлеб». Или во время рисования: «В правой руке у тебя кисточка. Где твоя правая ручка. А где левая? Что она держит? А левая держит листочек бумаги, на котором ты рисуешь». То есть упоминаем сразу обе руки.

Игры с детьми дома: учимся ориентироваться в пространстве

Игры с самыми маленькими: знакомимся с пространством

Тра-та-та

Самые маленькие детки слышат слова «влево» и «вправо» в маминых пестушках и потешках, в мамином массаже с песенками, от которых получают радость.

Тра-та-та, тра-та-та,

Поймал дедушка кота,

А бабушка — кошку

За левую ножку!

На слова «левую ножку» мама ласково потряхивает левую ножку малыша и гладит ее. После этого мы повторяем игру, но играем уже с правой ножкой. Так малыш знакомится со своим телом.

Или другая потешка – для деток постарше, которые уже учатся ходить и «танцевать» и топать ножкой под песенку.

Топни-ка, ножка

ПрАва, понемножку!

Топ-топ-топ-топ-топ – топ (топаем-переступаем правой ножкой).

Топни-ка левая –

Маменька велела!

Топ-топ-топ-топ-топ – топ (топаем – переступаем левой ножкой)

Ай, деточка, попляши!

Твои ножки хороши! (подпрыгивание или пружинки)

Для детей постарше можно использовать стихотворения и делать под них движения.

При одевании ребенка можно приговаривать строчки из этого стихотворения Елены Благининой: «Вот они – сапожки! Это – с левой ножки! Это – с правой ножки!» и просите ребенка: «Дай мне левую ручку. А теперь правую ручку»:

Е.Благинина

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!

Вверх — вниз

Маленьких детей мы знакомим прежде всего со словами «Вверх» — «вниз» (птичка полетела на дерево – вверх! Мячик упал вниз – бух! На качелях качаемся вверх – вниз, вверх — вниз), вперед – назад (беги ко мне, догоняю). И лишь затем ребенок сможет освоить слова «вправо» и «влево».

С малышами можно сделать простую аппликацию, которая научит ориентироваться не только в комнате, но и на листе бумаги. Например, сделать платочек или салфетку для куклы или другой игрушки.

Сделай узор на платочке

Вам понадобится набор вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур: например, четыре красных треугольника и красные круги. Или другой набор: один зеленый круг, четыре зеленых треугольника и один зеленый прямоугольник.

Покажите малышу образец платочка с аппликацией, который Вы сделали. Пусть любимая игрушка ребенка попросит малыша помочь ей и подарить точно такой же платочек.

Рассмотрите внимательно образец вместе с малышом: обведите пальчиком малыша фигурку на образце: круглая они или есть уголочки? Если есть уголочки, то сколько их — три уголочка или четыре уголочка? Как она называется? Назовите формы – это круг, а это квадрат. Опишите словами, как расположены фигуры. например: «Смотри, в серединке круг, а в уголках – квадраты. Так мы и сделаем! Разложи фигурки на своем платочке»

Самые простые орнаменты состоят из 2 фигур (например, на одном коврике, салфеточке или платочке приклеены круг и квадраты). Более сложные – из трех разных геометрических фигур. Сначала малыш выкладывает фигуры на своем платочке, и только потом приклеивает.

Когда платочек готов, подарите его торжественно игрушке, пусть она скажет малышу «Спасибо», порадуется вместе с ним.

Внимание! Это важно! Никогда малыш не должен видеть, что его рисунок или аппликация после игры выбрасывается! Если он делает свою салфеточку для куклы, то кукла должна сама взять у него аппликацию, положить ее на свой игрушечный столик как салфеточку, поставить игрушечную посуду, восхититься, какой же красивый стол стал с этой салфеточкой. Сказать, что пригласит гостей и покажет им новую салфеточку. Поблагодарить малыша. Только тогда Вашему ребенку будет и в дальнейшем интересно заниматься с Вами.

Знакомимся с мозаикой

В самых простых играх с мозаикой мы тоже можем начать знакомить ребенка с пространством и учить ориентироваться в нем.

Игра 1. Покажите малышу детали мозаики (подойдет магнитная мозаика с геометрическими разноцветными формами или любая другая мозаика для малышей). Покажите ребенку синие детали – пусть это будет дождик. Дождик кап-кап-кап-кап – капает по крыше, по окошку, по деревьям. Пусть ребенок сделает дождик на игровом поле из синих деталек и научится заполнять деталями равномерно всё игровое поле мозаики. Вот какой дождик у нас пошел! Важно, чтобы малыш располагал детали по всему игровому полю, а не ставил кучкой где-то в центре или сбоку.

В следующий раз попробуйте разложить другие детали, придумав, что же это будет. Белые детали могут быть летающими снежинками. А желтые – осенними листочками. Красные – конфетами на столе, а крупные детали – воздушными шариками, которые летят в небо. Много мелких разноцветных деталей может быть салютом в небе.

Ребенку не так просто класть детали на мозаику – покажите ему, как сначала взять деталь двумя-тремя пальчиками и как потом прижать ладошкой к магнитному полю, чтобы фигурка «прилипла».

Игра 2. В следующих играх познакомьте малыша с понятиями «вверху» и «внизу». Сделайте вместе с ребенком из всех синих деталей «речку» внизу игрового поля. Для этого выложите широкую полосу из деталей синего цвета. Проведите по ней пальчиком ребенка – «течет речка», речка длинная — длинная. Можете сделать рядом из отдельных зеленых деталей «травку» — так же, как мы делали дождик.

А потом сделайте солнышко вверху игрового поля, собрав желтые детали в круг. Дополнительно можно собрать рядом с солнышком облачка из белых деталей.

Что вверху? Солнышко. А что внизу? Речка и травка. Так малыш начинает понимать слова «вверху» и «внизу» применительно к картинке, листу бумаги, игровому полю игры.

Игра 3. В следующей игре с мозаикой пусть полетят наши листочки – куда они летят? Вверх или вниз? Давай на них подуем – дует ветер! Куда мой листочек полетел? Вверх. А твой куда полетел? Вниз!

Когда малыш подрастет, наши листочки будут летать еще и вправо или влево. Куда твой листок полетел? Вправо! А мой сейчас полетит влево. Я подую на него. Вот! Уже летит!

В этой очень простой игре малыш начинает ориентироваться на плоскости, понимать, где верх, а где низ, видеть ограничение игрового поля его сторонами (правой и левой).

Игры для детей 3-5 лет: учимся различать «право» и «лево» и не только

Примерно на четвертом году жизни малыш уже различает и называет свою правую и левую руку. А в 4-5 лет ребенок учится определять направление по отношению к себе. Ему еще трудно понять, что у человека, который стоит напротив, «лево» находится там, где у него «право». Он может определить направление только «от себя». Поэтому во всех играх с детьми 4-5 лет взрослый стоит так же, как и ребенок (лицом в одну сторону) – показывая и подсказывая на первых порах.

Найди игрушку

Вариант 1. Попросите малыша выйти за дверь и спрячьте игрушку. Когда он зайдет в комнату, скажите ему путь к игрушке. Примерный путь может быть рассказан так: «Иди прямо к столу, у стола поверни направо (ребенок выполняет). Пройди пять шагов. А теперь один шаг назад, поверни налево (ребенок выполняет). Пройди два шага. Ищи!» В первых играх трехлетнему малышу можно дать одну-две команды, четырехлетнему давайте не больше 2-3 команд. Потом можно увеличить количество команд до 5 и даже более.

Когда ребенок освоит эту игру, то усложните ее. Во втором варианте игры малышу нужно назвать направление, в котором он идет. Вот как это делается.

Вариант 2. Вырежете из цветной бумаги или цветного картона стрелки разного цвета и разложите их на полу. Скажите ребенку: «Иди туда, куда показывает красная стрелка, пройди три шага. Куда же тебе надо идти?» (ребенок называет направление: влево, вправо, прямо или назад). «А дальше иди туда, куда показывает синяя стрелка. Куда она тебя ведет? (ребенок называет – вправо или влево. вперед или назад) Пройди 2 шага». А теперь ищи!

Когда малыш освоится с названием разных направлений, то поменяйтесь ролями с ребенком. Пусть он спрячет игрушку, а Вы ее будете искать. Детям очень трудно дать инструкцию. Поэтому помогайте малышу вопросами: «А дальше мне куда идти – по какой стрелочке? А! По желтой стрелочке, значит, направо. А сколько шагов сделать?» и т.д.

Эту игру можно проводить от имени сказочного героя: например, Карлсон спрятал игрушку, и надо ее найти. Или Старуха Шапокляк спрятала любимую игрушку Чебурашки, и мы ему помогаем разыскать ее. Можно поиграть и по-другому с любым любимым героем ребенка, который будет отдавать команды (например, мальчики любят чтобы им отдавали команды их любимые герои — воины).

Догонялки с кулачками

В эту игру можно играть и дома, и в дороге. Посадите малыша к себе на колени или сядьте рядом с ним за стол. Положите кулачки на стол (на ноги, если Вы сидите на диване) и попросите ребенка положить его кулачки.

А теперь поиграем! Спрашиваем малыша, где у него правая рука, а где левая? Если Ваш малыш часто ошибается, то можно положить картинки – подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой — картинку с хлебом (а в левой руке мы держим в это время хлеб). Если Ваш малыш – левша, то всё будет с точностью до наоборот.

Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками:

Кулачками мы играем,
Руки быстро поднимаем!
Раз, два, три!
Левая, беги!
На слово «беги» малышу нужно быстро убрать левый кулачок со стола, а Вы его пытаетесь запятнать – коснуться левого кулачка на столе.

Слова в стишке меняются и говорится то «левая, беги!», то «правая, беги!». Задача ребенка – убежать от Вас так, чтобы Вы ни разу не успели его задеть.

Если Вы используете картинки- подсказки, то постепенно можно их будет убрать – например, сначала оставить только подсказку для правой руки, а потом и она станет не нужна. Малыш начнет убирать нужный кулачок без подсказок — картинок.

Найди сюрприз!

Посадите четыре игрушки в центре комнаты так, чтобы получился «крестик». В центр этого «крестика» встанет в игре ребенок (см. рисунок). Например. ребенок встанет в центр, а впереди у него будет мишка, сзади зайчик, справа машинка, слева поезд (можно использовать любые другие игрушки, которые есть у Вас дома).

Под одну из игрушек (или в одну из игрушек) спрячьте сюрприз. Это может быть красивая картинка или наклейка, записка с загадкой, пожелание или стишок, новая загадка, интересная веточка, цифра, новая буква, набор бусинок, небольшой рисунок, который Вы нарисовали, интересное задание на записочке, камушек или ракушка – всё, что угодно.

Пусть малыш встанет в центре комнаты и в центре получившегося «крестика». Вы стоите так же, как и он – т.е. если ребенок смотрит на окно, то и Вы смотрите на окно. Начинаем искать наш сюрприз. Некоторые дети, особенно мальчики, любят искать не сюрприз, а клад. Тогда ищем клад! Говорим путь к нашему кладу или сюрпризу: «Повернись вправо. А теперь повернись два раза влево. Еще раз повернись два раза влево. А теперь три раза вправо. Ищи!» Дети любят в этой игре поворачиваться прыжками. Пусть прыгают на здоровье!

Если ребенок правильно выполнил команды, то в конце игры он смотрит на игрушку, которая спрятала сюрприз для него. И находит его! Если малыш неправильно выполнил Ваши команды, то он ищет сюрприз под игрушкой и …не находит. Значит, надо попробовать еще раз. Снова встаем лицом к окну и пробуем. И наконец находим! Ура!

Некоторые дети любят складывать полученные в игре сюрпризы в свою шкатулочку или коробочку. Некоторые – дарят мамам или друзьям. Но в любом случае сюрприз всегда приносит радость малышу! Даже если пришлось три раза его искать.

Народная подвижная игра «Корабль плывет!» — учимся отличать «право» и «лево», «вверх» и «вниз», «вперед» и «назад»

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой. Сначала разучиваются движения игры.

Вот какие движения можно использовать в игре для различения направления право и лево:

  • «Правая повертушка» – это вращение кистью правой руки (другой вариант — правым предплечьем) как будто «заводим мотор».
  • «Левая повертушка» – это вращение кистью левой руки (другой вариант – левым предплечьем) как будто заводим мотор левой рукой.
  • >«Правая потоптушка» – топаем правой ногой.
  • «Левая потоптушка» – топаем левой ногой.

Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево (вверх и вниз, вперед – назад или другие направления).

Как играть в игру?

Ведущий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывет!»

Дети спрашивают: «Какой корабль?»

Ведущий отвечает: «С правой повертушкой!»

Дети выполняют движение – делают правую повертушку (вращают правой рукой).

Снова водящий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывет!»

Игроки спрашивают: «Какой корабль?»

Водящий придумывает название корабля. Например, «С левой потоптушкой и с левой повертушкой». Дети выполняют движения: топают левой ногой и крутят левой рукой. В первых играх даются простые задания, включающие одно действие, например, « с левой потоптушкой». В дальнейшем можно давать задания с 2-3 действиями: «с правой потоптушкой и двумя вертушками» или «с правой потоптушкой и с левой повертушкой» или «с двумя потоптушками и левой повертушкой».

Задача игроков (ребенка или детей) – не ошибиться. Когда дети освоятся с игрой, можно ее усложнить.

  1. Выкладываем на пол 10 карандашей (палочек, камешков или любых других предметов, которые будут обозначать шаги). Малыш правильно выполнил задание – идет вперед на один шаг (встает около следующего камешка или карандаша). Неправильно сделал – остается на месте. Задача – дойти до Вас как капитана. Как только малыш стал капитаном, Вы меняетесь ролями, и он придумывает, какой корабль плывет. Причем ребенок может придумать и новые движения, которых не было в предыдущей игре.
  2. С группой детей можно провести игру так. Малыши стоят в ряд. Если кто-то ошибается, он делает шаг назад. Если сделал правильно — то шаг вперед. Задача – быстрее дойти до капитана. Кто дошел до капитана первым – будет водящим в следующей игре.

Что изменилось?

Играть в эту игру можно как с игрушками, так и с несколькими детьми.

Игра с игрушками. Посадите на стол или диван 5-7 игрушек. Они должны сидеть спиной к малышу! Это важно! Нужно, чтобы ребенок и игрушки располагались лицом в одну сторону и сидели в рядок.

Потом попросите малыша отвернуться и закрыть глаза. Или можно закрыть игрушки непрозрачным платком. И поменять игрушки местами.

Малыш открывает глаза – и … что же изменилось? А! Кукла сидела вправо от меня, а медведь влево. А теперь наоборот стало – теперь кукла сидит слева от меня, а медведь справа».

Игра с детьми. Малыши садятся на коврик в ряд. Один малыш – ведущий закрывает глаза. Остальные быстро меняются местами. Дополнительно можно поменяться еще чем – то или взять в руки предметы. Малыш – ведущий открывает глаза и ищет, что же изменилось: «Ой, у Маши в руках появилась кукла. А у Наташи, наоборот, в руках был мяч. А теперь мяча нет. Петя сидел справо от меня, а теперь сидит влево.

Мальчишки очень любят эту игру как игру в «разведчиков».

В первых играх делайте только 2 изменения. Потом количество изменений можно постепенно увеличивать.

От подвижных игр можно перейти к более сложным играм с геометрическими фигурами, помогающим научиться ориентироваться на плоскости (листе бумаги).

Выложи узор

Попросите малыша догадаться, как узор вышила Красная Шапочка для своей бабушки на ее платочке (можно использовать любых любимых персонажей ребенка).

Возьмите два одинаковых квадратных листа бумаги. Это будет игровое поле для Вас, и для ребенка. И вырежете из цветного картона парные одинаковые фигуры – например, зеленый квадрат, синий квадрат, красный треугольник, желтый треугольник, зеленый круг, синий круг и т.д. Получится два набора одинаковых фигур. Один набор возьмите себе, а другой – ребенку. Мы будем выкладывать на игровом поле разные фигуры.

Перед тем, как играть покажите ребенку, как мы будем выкладывать фигурки на квадрате – платочке. Где верх, где низ, где право, где лево.

Поставьте перед собой большой лист картона или любую другую вещь, которая станет перегородкой. Перегородка нужна, чтобы ребенок не видел Ваш узор. Выложите узор на своем листочке. И после этого попросите малыша внимательно послушать Вас и сделать такой же узор. Примерный узор представлен на картинке: «Вверху – красный треугольник. Внизу – желтый треугольник. Справа – где у тебе правая ручка? – синий круг. Слева – зеленый круг. В середине – синий прямоугольник. Получилось? Давай посмотрим».

Уберите перегородку и сравните два платочка. Исправьте неточности, если они есть.

При более сложной игре ребенку нужно учесть расположение фигур. И тогда мы говорим, например, так: «Вверху – красный треугольник. Он смотрит уголком вверх, а стороной в серединку/в центр».

В дальнейшем, когда малыш освоит игру, можно сделать его водящим.

А можно сделать другой вариант этой игры – более сложный, когда мы прямо не говорим, что за фигуру надо положить. А малыш сам выбирает ее из набора фигур: «Догадайся, что же вышила Красная Шапочка вверху – это не квадрат, не круг. Что это? Точно, треугольник. Не желтый, не красный, не синий, а какой? Как же ты угадал – зеленый! Значит, что будет вверху платочка? Да, зеленый треугольник!»

Если ребенку трудно сориентироваться, то помогите ему. Нарисуйте на его игровом поле – белом квадрате — сверху красную линию, а снизу синюю. Справа нарисуйте ложку (правая рука держит ложку), а слева нарисуйте кусочек хлеба (левая рука держит хлеб). И когда диктуете – рассказываете, то помогайте подсказкой: «Вышила Красная Шапочка красный квадрат вверху. Где это? Да, там где красная линия. А справа она вышила зеленый треугольник. Покажи, где зеленый треугольник? Вот он! А где это справа – где ложка нарисована. Вот она! А где у тебя правая ручка? Значит, куда надо положить фигурку? Молодец! Красивый платочек получится!»

В такой игре нужно постоянно менять сюжет – то украшать флажками разной формы и разного цвета силуэт — кораблик (вместо квадрата), то расставлять разноцветные чашки разного размера на стол (право – лево, выше – ниже), то помогать герою написать зашифрованное письмо (прямоугольник — фон будет обозначать конверт, на котором в определенном порядке выкладываются фигуры), то делать ковер-самолет для Старика Хоттабыча (выкладывать рисунки на прямоугольнике). Сюжет игры может быть любым и из любой любимой сказки малыша!

Для пятилетнего ребенка можно усложнить задание и по-другому – научить правильно называть углы: правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол. Тогда узор может получиться, например, таким: «В правом верхнем углу – красный треугольник. И в левом нижнем углу – красный треугольник. В правом нижнем углу – желтый круг. И в левом верхнем углу – желтый круг. А в центре голубой ромб».

Игра в магазин

Еще один вариант предыдущей игры – игра в магазин. Вы делаете парные карточки для игры (как показано на предыдущей картинке) с разным расположением фигур на квадрате — основе. Это наши «ковры» или «платочки» или «салфеточки», которые будут продаваться в магазине. Нам нужны два одинаковых набора — один у продавца, другой у покупателя.

Ребенок-покупатель выбирает из своего набора одну карточку – это «коврик» (полотенце, шарфик, салфеточка и т.д.), который он хочет купить в магазине. Малыш должен объяснить продавцу, какой ковер или салфеточку он хочет купить. Так объяснить, чтобы продавец дал ему именно этот предмет с именно таким узором. Для этого ему нужно очень точно описать свой «коврик»: что нарисовано в середине, что вверху, что внизу, что справа, что слева.

Малыш может сам выбрать «коврик» для покупки. А может быть, в другом варианте этой игры, его попросит помочь сказочный персонаж и даст ему картинку с изображением нужного ему «коврика».

Найди такую же картинку.

Для изготовления игры потребуются наклейки (наборы одинаковых наклеек) и картон. Карточки делаются из картона в виде длинных прямоугольников, на которые наклеены наклейки в разном порядке: например, чайник – платье – мячик – девочка. На другой карточке: платье – уточка – мячик – девочка. На третьей: платье – чайник – мячик – девочка. На четвертой: мячик — платье — девочка — чайник. И так далее. Делаются два одинаковых набора карточек для игры.

Задача – найти пару одинаковых картинок и объяснить, почему эти картинки — пара (ребенок может объяснить так: «Здесь слева приклеено платье, справа от него чайник, еще правее мячик. А потом девочка. И на этой картинке точно так же»). Дети раньше 3 — 3,5 лет обычно не понимают смысла такой игры, ведь на всех картинках похожие игрушки. Они могут на любые картинки сказать, что они одинаковые. Примерно к 4 годам малыш уже может объяснить, чем отличаются картинки – расположением игрушек на них. К этому возрасту ребенок может и рассказать словами, в чем он видит отличия.

Новоселье

Если у Вас есть набор картинок с изображением мебели, то можно поиграть в эту игру с картинками. Или можно поиграть с игрушками и кукольной комнатой, сделанной из большой коробки.

Есть три варианта игры:

Вариант 1. Более простой.

Рассказываем малышу историю о том, что у куклы (зайчонка, кенгуренка, бегемотика или другой игрушки) – новоселье. И ему нужно помочь расставить мебель. Договариваемся с ребенком, что где будет стоять (рядом с окном, слева от него, справа от него, перед столом, за креслом и т.д.). Рисуем план комнаты. А дальше заполняем ее мебелью по нарисованному плану (для малыша этого возраста достаточно 4-6 предметов, обозначенных на плане плюс обозначения окна и двери). Как только всё будет готово — празднуем новоселье 🙂 — приглашаем в гости игрушки, которые поздравят с новосельем, угостятся чаем со сладостями и подарят подарки нашему игрушечному герою..

Вариант 2.

Есть уже готовый план комнаты для нашей игрушки. Его нарисовал главный друг нашей игрушки Топтыжка (или кто-то другой из любимых игрушек малыша). И нам надо помочь «прочитать» этот план и расставить все предметы точно по плану комнаты. Если малыш ошибается, то игрушка ему говорит: «Нет, я так не хочу. Посмотри, я хотела здесь большой диван поставить, а не круглый стол. Стол тут неудобно размещать – как из-за него выходить будем?»

Вариант 3. Перестановки.

Наша игрушка решила сделать перестановку мебели в комнате, потому что купила новое пианино или новый шкаф или новый стол. И надо ей помочь – разместить на плане эти предметы, всё проверить — поместится ли здесь, удобно ли будет, а потом уже расставить мебель в комнате.

Как провести такое новоселье и научить составлять план комнаты детей 3-4 лет, мы уже знаем из статьи

Внимание: чтобы понять план, ребенку сначала нужно определить, а где он сам находится в комнате, где окно, где дверь. И уже от этих ориентиров отталкиваться, выполняя задание. Вскоре он сам быстро поймет, как «читать» план, и сразу будет отыскивать на плане нужное место.

Если Вы будете проводить игру с детьми более старшего возраста, то тогда можно усложнить задание – пусть в нашей комнате будет до 10-11 предметов. А кукла может купить не один новый предмет мебели, а сразу два.

Игры для детей 6-7 лет

Детей 6-7 лет уже можно познакомить с тем, что такое карта и как ее читать и научить составлять подробную карту своего пути (как идти в гости к другу, к бабушке, к магазину, в детский сад, на игровую площадку, в парк).

Что такое карта и масштаб, Ваш малыш узнает из телепередачи «Шишкин лес» телеканала «Радость моя». Приятного просмотра!

Сделайте вместе с ребенком карту Вашего двора, района, начертите на ней дорогу в детский сад, в магазин, к друзьям, в детский клуб, в школу.

А теперь еще несколько игр для уже подросших малышей — будущих школьников.

Капитан и корабль

Эта игра учит сотрудничать друг с другом, и одновременно закрепляет умение ориентироваться в пространстве. В игре ребенку нужно будет ориентироваться с закрытыми глазами, по слову ведущего.

Играет пара. Один игрок – капитан. Другой – корабль. Их общая задача – переплыть море без кораблекрушения. Морем будет наша комната. В ней посередине расставляются стулья – рифы. Задача – нужно, переплывая наше «море» – комнату не задеть за стулья – «рифы».

Как играть? Игроку — кораблю завязываются глаза. Капитан ведет корабль, давая ему указания: «Шаг вправо. Еще шаг вправо. Назад. Еще назад. Маленький шаг влево. Теперь 5 шагов вперед» и так далее.

Ура! Задача выполнена. Теперь можно поменяться ролями:). Пытаясь пройти комнату — наше море — с закрытыми глазами, Вы поймете. насколько же это не просто! А своему маленькому капитану помогайте вопросами: «Куда дальше идти? На сколько шагов? Мне остановиться или идти вперед?»

Читаем план комнаты с помощью веселого человечка

Ребенок старшего дошкольного возраста уже может усвоить, что пространственные взаимоотношения «право», «лево», «вперед», «назад» меняются в зависимости от положения человека. Например, если Вы встанете с ребенком лицом друг к другу, то Ваша правая рука будет напротив левой руки ребенка! И тогда для Вас «вправо» – это будет, например, к окну. А для него «вправо» – это будет, наоборот, к двери.

Чтобы малыш смог это усвоить, нам понадобится прием, предложенный Л.А. Венгером. Нарисуйте картинку с веселым человечком (мы рисуем человечка так, будто смотрим на него сверху). Там, где у человечка круглый носик – это его лицо, в эту сторону он смотрит. Еще вырежете из цветной бумаги или цветного картона две стрелки – ручки человечка: красную и синюю. Красная стрелка будет обозначать правую руку, а синяя стрелка – левую. Можно сделать стрелки и другого цвета, но обозначение должно быть постоянным. Например, у Вас будет правая ручка человечка – это всегда коричневая стрелка. А левая ручка человечка – это всегда зеленая стрелка.

Поставьте нашего человечка на план комнаты, с которым ребенок уже знаком по предыдущим играм. Пусть малыш посмотрит на носик человечка и решит, куда прикрепить ручки – стрелки. Где будет правая, а где левая рука у человечка? Что будет впереди у человечка, а что позади?

Затем поставьте человечка в другое положение на плане комнаты. И предложите малышу прикрепить к нему стрелочки – ручки и сказать, что теперь у человечка впереди, сзади, вправо, влево.

Самое трудное – это когда человечек расположен лицом к ребенку. Пусть ребенок поэкспериментирует, сам попробует занять разные места в комнате, чтобы решить эту задачку.

Найди клад

В этой игре ребенок научится ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Как сделать игровое поле для игры?

Для изготовления игрового поля Вам понадобятся листы бумаги в клетку. Каждая строчка или каждый столбик имеют свое условное обозначение. Можно нарисовать картинку или подписать буквы или подписать цифры, нарисовать геометрические фигуры. На рисунке Вы видите примерные варианты игрового поля для детей 6-7 лет.

Для первой игры нужно простое игровое поле (5 на 5 клеточек). В дальнейшем можно сделать более сложное игровое поле – 5 на 10 клеточек, или 10 на 10 клеточек).

Как играть в игру?

Играет пара игроков, игровое поле у них одинаковое.

Ведущий – взрослый отмечает на своем игровом поле крестиком, где находится клад.

Ребенок, который не видит игрового поля взрослого, должен найти этот клад.

Взрослый говорит, например, такой путь: «Найди солнышко (букву А, цифру 6 и т.п.) нарисованную сверху. Теперь тебе надо пойти вниз – опустись на 3 клетки вниз. Поставь точку. Давай проверим. Если ты нашел клад, то от гриба, нарисованного сбоку, ты отошел на 7 клеточек вправо». Сравниваем, попал ли ребенок в нужную клеточку – и нашел ли он клад, обозначенный крестиком.

Когда ребенок научится без ошибок передвигаться по игровому полю, то ему задается путь из 2-3 шагов, а затем и из 5-6 шагов до клада. И он сможет также стать ведущим и «прятать клад» для Вас.

Диктант

Вариант 1. Это уже даже не игра, а задание для ребенка, которое поможет ему научиться свободно ориентироваться на листе бумаги. Дайте ребенку квадрат бумаги и фигуры разного цвета и формы. Вы ничего не показываете, только рассказываете, куда что положить. Например: «Возьми зеленый квадрат и положи его в середину. Вокруг положи 8 красных треугольников так, чтобы они своим острым уголком смотрели на квадрат. Между треугольниками положи маленькие желтые круги. В левом верхнем углу будет зеленый прямоугольник. В правом нижнем углу тоже будет зеленый прямоугольник. В другие два угла положи желтые прямоугольники» Затем мы смотрим, такой же узор получился или нет.

Вариант 2. Ребенок видит выложенный узор и должен его «сфотографировать» — то есть запомнить. Обычно мы с детьми играем в фотографов — изображаем руками, как «берем фотоаппарат», «нажимаем» на кнопочку и «получаем фото». И его запоминаем. Дальше образец узора убирается, и дети выкладывают узор по памяти. Если задание проводится в этом варианте, то нужно использовать для узора не более 4-5 разных фигур.

Если узор выложен неправильно, то можно предложить ребенку «починить фотоаппарат» и сделать следующее фото без ошибок. Обычно дети с радостью соглашаются и с удовольствием изображают, как они ремонтируют фотоаппарат и в следующей игре уже ошибок не допускают:).

Это задание можно проводить в игровой форме – попробовать передать разведчикам тайное письмо, составить заколдованную телеграмму в волшебный лес для сказочного персонажа или придумать что-то другое.

Еще игры с предлогами для детей дошкольного возраста по теме «Ориентация в пространстве» Вы найдете в статьях:

А какие игры, стихи, потешки, идеи Вы использовали или используете чтобы помочь малышам научиться различать, где «право», а где «лево»?

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Цель:

  • Закрепить умение ориентироваться «на самом себе», знать части тела, различать правую и левую руку; сформировать пространственные направления «от себя»: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.
  • Научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами
  • Развивать внимание, память, умение анализировать, действовать по алгоритму.

«Зеркало»

Дети стоят свободно пред воспитателем, который предлагает им стать «зеркалом» и повторять все его движения. Дети отображают движения воспитателя. Вначале даются несложные движения, а затем их можно усложнить.

«Куда спряталась мышка?»

Воспитатель начинает игру с загадки: Под полом таится. Кошки боится. Кто это? (мышка).

Далее воспитатель говорит, что к нам в гости прибежала мышка, она хочет с нами поиграть. Предлагает детям закрыть глаза, а мышка в это время прячется (воспитатель ставит ее на стол, под шкаф). Дети, открыв глаза ищут мышку, найдя ее ребята должны описать где она находилась, используя слова: вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т.п.

«Угадай, что загадали»

Вариант 1.

Игрушки необходимо разложить вокруг (впереди, сзади, слева, справа) вызванного ребенка. Воспитатель говорит, что он загадал одну из игрушек и надо отгадать какую. Для этого воспитатель предлагает определения: она перед тобой (за тобой, впереди, …) Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении (при повторном проведении игрушки можно поменять местами или заменить другими).

Вариант 2.

Игрушки раскладываются вокруг воспитателя. Теперь загадывать игрушку будет ребенок.

«Куда пойдешь, то и найдешь»

В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям: иди вперед, остановись, направо, … Ребенок показывает названное направление, идет в этом направлении и берет игрушку.

«В какой руке игрушка?»

Игрушки лежат перед детьми на столе. По сигналу воспитателя «раз, два, три левой (правой) рукой бери!» Ребенок должен взять игрушку в правую или левую руку. Потом можно предложить детям посчитать, а воспитатель должен взять игрушку в правую или левую руку. Можно допустить ошибку, чтобы дети ее исправили.

«Что изменилось?»

Перед детьми на столе лежат игрушки не более 5. воспитатель предлагает рассмотреть что и как лежит. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет положение игрушки, открыв глаза, дети определяют, что изменилось.

«Скажи, куда мы положили»

Вариант 1.

Один из детей закрывает глаза, остальные прячут игрушку. По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать игрушку, найдя ее, он объясняет, где она находилась.

Вариант 2.

Играющие подсказывают ребенку, куда положили предмет. Ребенок должен искать в направлении, указанном детьми.

«Дорожки»

(Д/и «День рождения»)

Воспитатель предлагает ребенку карточку-поле, разбитое на 9 квадратов и изображение любого животного и кладет его в начале средней дорожки. Воспитатель показывает как идти по клеткам (1 шаг – 1 клетка), дальше просит ребенка самостоятельно добраться до дупла с пчелами, собрать землянику и т.п. Затем можно разложить карточки с персонажами по карточке-полю. Попросить ребенка рассказать, как они расположены относительно друг друга, кто ближе всех к цветку, дальше всех от мостика …

«Я полез на крышу»

(Д/и «Строим дом»)

Воспитатель складывает карточки в готовый дом. На карточке - лестнице стоит человек. Задача ребенка – провести человека от лестницы до карточки – крыши. Причем наступать можно только на изображение тех предметов, на которые действительно можно залезать. Во время путешествия ребенок должен считать шаги: 1 шаг влево, 2 шага вниз и т.п. Задача играющих найти самый короткий путь.

«Магазин»

На доске игровой щит «магазин». Дети подходят к витрине. Игрушки стоят на верхней, средней, нижней полках. Купить игрушку можно только тем, кто не называя ее скажет правильно, где она стоит.

Информационные ресурсы:

1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.

2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.

3. Д.Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г

4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.

Перед родителем и педагогом стоят следующие задачи по ознакомлению детей с ориентировкой в пространстве:

Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо — на всех занятиях, вне занятий;

Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) — сзади (назад), слева (налево) — справа (направо).

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа «Куда показывает флажок?». Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства;

Учить детей ориентироваться «на себе», иными словами, ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять «на себе» стороны справа, слева, вверху и т. д.

Ориентировки «на себя», «от себя», применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под — с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Изучаем руки

Игрушки — гномик, зайчик, слоник, котик, мышка; кружочки: красный, синий.

Взрослый: Слышите, кто-то стучится к нам в дверь? Давайте посмотрим, кто там? К нам в гости пришел гномик. Он хочет посмотреть, как мы с тобой будем заниматься. Покажи, пожалуйста, мне правую руку, а теперь левую. В правую руку возьми красный кружок, подыми руку вверх и покажи кружок гномику. А теперь в левую руку возьми синий кружок. Покажи кружок гномику. А теперь давайте поиграем. Опусти руки вниз. Теперь правую руку подыми вверх, левая — внизу. Теперь руки вытяни вперед, правую руку отвести направо, левую — налево, опустить руки. Правой рукой дотронься до левого уха, а теперь левой рукой дотронься до правого уха. Правой рукой дотронься до правого колена, левой — до левого и т. д.

Гуляя вместе с ребенком, в такт шагам декламировать:

Левой, правой, левой, правой,

Блики солнца по кустам.

Мы идем к цветам и травам,

В гости к травам и цветам!

Впереди зеленый остров.

Позади остался дом.

Мы к веселым птицам в гости,

К небу синему идем!

В мягких травах тонут ноги,

Золотого солнца свет.

Нет асфальтовой дороги,

Ни домов, ни улиц нет...

Мы гуляем на просторе,

Мы в зеленом тонем море.

— Хорошо! — кричим друг другу,

Синь и зелень так чисты!

А по лугу, а по лугу

Всюду яркие цветы.

Мы резвимся беззаботно,

Синева плывет волной.

А пора, и неохотно,

Еле тянемся домой...

В. Краснер

Прятки и уравнения

Эта игра основана на любви детей к «домикам» (базовая пространственная метафора «внутри — снаружи»). Перед домиком кучка игрушек (или в группе — детей). Ребенок или дети закрывают глаза, и часть тех, кто перед домиком, прячется внутрь, ведущий прячет игрушки или говорит, кому пойти в домик. Открыли глаза — а кто в домике? Первые раз двадцать малыш просто идет и смотрит, потом начинает предсказывать. Можно использовать одинаковые игрушки: было три мишки и кукла, осталось два мишки — кто в домике?

Веселая путаница

Это можно делать с любым «отношением между двумя». Например, отношение «на»: человек на стуле — стул на человеке; ворона на дереве — дерево на вороне; ковбой на коне — конь на ковбое. Или отношение «после»: надел штаны после трусов — трусы после штанов. Игру интересно разыгрывать для детей где-то от года, а двух — трехлетние могут разыгрывать и сами.

Художники

Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закреплению терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Педагог с детьми придумывают и рисуют картину: в центре — избушка, вверху, на крыше, — труба, из которой идет дым, внизу, перед избушкой, сидит кот и т. д.

Медвежонок думает

Кто находится вверху, внизу, справа, слева от медвежонка?

Глупый робот

Один дает команды, второй выполняет. Команды должны быть простые, собственно, играть можно и с шестимесячным — куда показывает пальцем, туда его и нести. Постарше ребенок может, например, говорить, куда идти, сидя на ручках — и пытаться довести маму до цели. «Пять шагов вправо» ... После трех-четырех дети могут строить так пошаговые алгоритмы сложных действий: «Возьми стакан. Нет, дном книзу! (мама берет стакан дном кверху, если не указано). Поднеси под кран. Включи воду...». Это очень весело и интересно, особенно когда взрослый «робот» балуется (не той стороной берет предметы, если не указано, и так далее).

Где что находится?

Слева, справа, вверху, внизу, в левом нижнем углу, левом верхнем углу, в правом нижнем углу, в правом верхнем углу, в центре, между... и т. д.

Снеговики

Необходимо внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики друг от друга. Сосчитать, сколько всего различий. Начать взрослый может так:

Вот зайчишка у реки

Встал на задних лапках...

Перед ним снеговики

С метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих,

Лишь морковку гложет,

Но что разного у них —

Он понять не может.

Как найти сундук?

Помоги Ивану-царевичу найти волшебный сундук (как он должен идти, кто ему встретился?)

Куда пойдешь, то и найдешь

Ведущий в разных местах комнаты прячет знакомые детям игрушки или предметы. Перед началом игры, вызвав одного из участников, ведущий говорит ему:

— Направо пойдешь — зайца найдешь. Налево пойдешь — слона найдешь. Назад пойдешь — котика найдешь. Вперед пойдешь — гномика найдешь. Куда же ты хочешь пойти?

Ребенок выбирает направление, называет его, когда игрушка найдена, говорит, где он ее нашел. Например: «Я пошел направо и нашел зайчика».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.