Как понять, что вы готовы завести ребенка. Как понять, что ты готов креститься

Психолог рассказал сайт, как разглядеть в мужчине будущего мужа и понять его истинные намерения насчет вас.

В народе говорят: «Мой дом - моя крепость», поэтому с малознакомыми людьми мы предпочитаем встречаться на нейтральной территории, а не приглашаем их к себе.

Допустим, мужчина, с которым вы познакомились, вам приятен и даже притягателен, возможно, вы даже видите его в качестве будущего мужа. И вам хочется показать ему, какая вы практичная хозяйка, чудесная кулинарка и какая из вас получится хорошая жена. Вы уже готовы открыть перед ним двери, но боитесь показаться слишком легкодоступной. На вопрос: «Когда приглашать мужчину в гости?» отвечает психолог, специалист в области женско-мужских отношений, ведущий тренер женского центра «Ветка Сакуры» Ирина Крылова.

На начальном этапе создания гармоничных и долгих отношений необходимо соблюдать простые правила, которые носят название «Правила 90 дней», не занимайтесь с ним сексом все это время. Ведь за три месяца вам необходимо понять, имеет ли ваш избранник серьезные намерения или ищет женщину для развлечений. Не спешите приглашать мужчину в гости, пока не узнаете его намерений относительно вас. Как? Ответьте себе на вопросы.

Если:

1 Он взял ваш номер телефона, но не позвонил в ближайшие сутки, то он хочет с вами просто хорошо провести время.

2 На свидании он позволяет вам платить или платит только сам за себя, то… я думаю, вы догадываетесь. Или он платит по счету, показывая, что хочет о вас позаботиться.

3 Он постоянно и без преду-преждения опаздывает на свидания, то он не относится к вам серьезно. Приходит вовремя – дорожит отношениями.

4 Болтает только на пошлые темы – его намерения несерьезны. Интересуется вашей жизнью, желаниями, будущим – его намерения могут быть серьезны.

5 Не готов соблюдать «Правила 90 дней» – хочет поразвлечься. Готов ждать и с уважением относится к вашим правилам? Выводы сделайте сами.

6 Не знакомит с друзьями, семьей, коллегами или другими важными для него людьми, даже если прошло больше пяти свиданий, – не видит в вас спутницу жизни.

7 Готов знакомиться с вашими родственниками, детьми – намерения скорее всего серьезны.

8 Беден материально, эмоционально и духовно, то он не готов брать на себя ответственность. Он играет вами.

9 Он за свободные отношения и не против, чтобы вы общались с другими мужчинами, значит, он не готов к серьезным отношениям.

Ирина Крылова / архив редакции

Вы уже немного разобрались в вашем партнере, и пока он успешно проходит все тесты. Но вам хочется узнать его больше. Что делать? Общаться! Узнавать, спрашивать и внимательно слушать ответы, наблюдать, как он к вам относится. Вам за это время все про него нужно узнать. Вы, как Шерлок Холмс, в эти 90 дней. Тонкая, ненавязчивая и красивая работа.

Планируем будущее

Если у мужчины нет планов на будущее – бегите! Мужчина, живущий сегодняшним днем, не готов к серьезным отношениям. И обращайте внимание, насколько вы готовы разделить эти планы, насколько они вас вдохновляют и есть ли в них место для женщины, то есть для вас.

/Совет

Не занимайтесь с мужчиной сексом первые 90 дней ваших отношений. Это будет его испытательный срок!

Узнаем прошлое

То, как мужчина относится к маме и прошлым женщинам – многое о нем говорит. Если он не уважает свою маму – не уважает женщин. И вы не станете исключением! Даже если вас объединит общая ненависть к его маме. Плохо говорит о своих бывших женщинах – со временем вы пополните их ряды! Поэтому бегите от таких! Если он маменькин сынок, вы не оторвете его от ее груди. Единственное, что вам светит, стать еще одной, но уже второй мамочкой... Слушаться он будет все же первую, пока она жива. И дай ей Бог доброго здоровья.

Готовы стать мамочкой – пожалуйста… Нет – бегите!

Обратите внимание, какие у него отношения с отцом. Уважает ли он отца? На этом базируется его мужская сила.

Живем настоящим

Спросите, как он к вам относится, что думает про вас и ваши отношения. И внимательно слушайте. Вариант ответа: «Ты клевая!» – должен вас насторожить, если честно. Общайтесь, узнавайте, решайте, насколько это вам подходит. И пожалуйста, верьте мужчине, если он говорит, что не готов к серьезным отношениям. И если вы с ним переспите – он не изменит своего решения. Проверено!

Подумайте, можно ли вас назвать позером. Вполне возможно, что вы привлекаете к себе повышенное внимание, но будьте откровенны с собой: вы пытаетесь быть кем-то, кем не являетесь на самом деле? Если вы хотите примкнуть к определенной группе людей, впечатлить окружающих и перетянуть на себя внимание, вы лжете себе, и так вы можете потерять себя навсегда. Можно увлекаться готической модой и не быть готом, можно слушать готическую музыку и не считаться готом. Если вы принуждаете себя к чему-то или старайтесь стать тем, кем вы не являетесь, остановитесь и не занимайтесь самообманом - окружающие поймут ваши намерения. Если вам нравятся отдельные элементы этого стиля, постарайтесь добавить их в свой собственный образ. Быть готом значит быть собой и быть уникальным человеком, а не тем, кто следует за толпой.

Перестаньте верить стереотипам. Как и в случае со всем, что отличается от культурного мейнстрима, образ жизни готов стал поводом для создания ряда стереотипов. Если вы хотите разобраться, подходит ли вам этот стиль, важно игнорировать клише, о которых так часто говорят несведущие люди. К стереотипам относятся следующие убеждения:

  • Все готы носят черное. Хотя многие готы действительно носят черное, есть и другая одежда, которой вы можете заинтересоваться, от киберготики до романтичной готики. Корсеты, длинные юбки и волосы, ниспадающие на платья, которые словно выдернули из кабаре, - это те немногие варианты одежды, которые нравятся готам, и цвета могут быть самыми разными (даже розовый приемлем!).
  • Все готы депрессивны и думают о суициде. Пожалуй, это самое большое заблуждение. Многие готы обладают потрясающим чувством юмора, и каждый человек уникален - двух одинаковых нет. Хотя не все готы мира счастливы, чтобы стать одним из них не нужно причинять себе увечья или плакать дни напролет.
  • Готы принимают наркотики, алкоголь и спят со всеми подряд. Это тоже заблуждение. Хотя некоторые готы и ведут себя безрассудно, все зависит лично от вас, а не от того, причисляете ли вы себя к готам. Готы могут быть такими же рассудительными, как и все остальные люди.
  • Готы поклоняются Сатане и и боготворят злых духов. Это одна из причин, по которой люди называют готов ненормальными. И это неправда. Есть готы, которые придерживаются христианства, иудейства, мусульманства. Будьте собой и верьте в то, во что хотите верить.
  • Подумайте о своих вкусах в музыке. Нет никаких правил, и их никогда не было, однако анализ того, какая музыка вам нравится и не нравится, поможет вам многое понять в себе. Готическая культура основана на музыке, поэтому человек, который слушает по преимуществу готический рок, может считаться готом. Поскольку в готическом роке есть много поджанров, существует большое количество направлений и музыкантов, которые могут прийтись вам по душе.

    • К таким жанрам относятся Deathrock, Ethereal, Dark Cabaret, Darkwave, пост-панк и готический рок. Многим готам также нравится индастриал, хотя поклонники этой музыки обычно отделяют себя от готической культуры, поскольку у этих двух направлений разные корни. Тем не менее, готы и любители индастриала часто устраивают совместные музыкальные мероприятия. Есть и другие направления в музыке, которые не считаются готическими, но которые нередко нравятся готам: EBM, синти-поп, электронная музыка, New Age и классическая музыка. Если вы гот, это не значит, что вы должны слушать лишь готическую музыку, но это означает, что большое количество групп и исполнителей, которых вы любите, относятся к готическому року и смежным направлениям.
    • К знаковым группам относятся The Cure, Bauhaus, Joy Division, Siouxsie & The Banshees, Sisters of Mercy, Faith and the Muse и The Damned.
    • Вы не обязаны всегда слушать готическую музыку. Вы можете быть собой, а можете чувствовать себя потерянным и несчастным. Совершенно нормально сначала послушать готику, а потом - поп-музыку. Это всего лишь говорит о том, что у вас особый вкус в музыке.
  • Можете попробовать послушать музыку, о которой шла речь выше, если вы еще этого не делали. Избыток музыки может оказать на вас слишком сильное воздействие, поэтому руководствуйтесь нашим описанием. Если вам понравится эта музыка, старайтесь найти что-то новое для себя, а не слушайте привычную музыку, которую вы не любите.

  • Присмотритесь к своим хобби и увлечениям. Подумайте, что вам нравится больше всего, и вам будет легче понять, из чего складывается ваш личный вкус и стиль. Хотя все люди разные, есть некоторые увлечения, которые объединяют готов. К ним относятся:

    • Музыка. Многие готы очень хорошо понимают и чувствуют музыку, независимо от того, играют ли они в группе или просто слушают ее. Конечно, ваши музыкальные вкусы также позволят вам понять, подходит ли вам готическая культура.
    • Литература. Многие готы любят писать стихи, рассказы и песни. Существуют даже особая готическая проза и поэзия.
    • Чтение. Готы умны, как и многие другие люди. Готы предпочитают ужасы, истории о необъяснимом, любовную литературу, классику и яркие драматические романы. Вам может понравиться литература о вампирах или классические произведения, поэзия или проза.
    • Рисование. Готы, как правило, стремятся раскрыть свой творческий потенциал. Однако это не является обязательным условием.
  • Проанализируйте свой стиль в одежде. Готическая мода - это тоже субкультура. Готическая мода возникла в результате того, что готы стали подражать стилю своих любимых исполнителей: Сьюзи Сью из Siouxsie and the Banshees, Энди Сексгэнгу из Sex Gang Children, Роберту Смиту из The Cure и Джонни Слату из Specimen. В настоящее время есть множество разных направлений в готической моде. Популярны следующие вещи:

    • Длинные волосы; яркий или глубокий темный цвет волос.
    • Многие (не все, но многие) готы носят такие цвета, как темно-синий, темно-бордовый, красный и черный.
    • Корсеты.
    • Длинные юбки и экстравагантные платья Викторианской эпохи, на которых есть кружева и рюши. Встречаются также платья в стиле кабаре и нарочито классические вещи (костюмные рубашки, черные костюмы, шляпы, жилетки).
    • Косметика: черная подводка, темные губы и тени для век. Многим готам нравится чрезмерная яркость (например, киберготам), другие же придерживаются вышеописанного стиля, выбирая старомодный выразительный макияж в темных цветах.
    • Сапоги - самый популярный предмет гардероба.
    • Аксессуары: цепи, шипы, ошейники или элегантная бижутерия. Встречается также пирсинг и татуаж.
  • Знаешь анекдот? Ржевский и Наташа Ростова. Наташа: «Знаете, Ржевский, а я сегодня ночью буду дома совсем одна». Ржевский: «О, как, наверное, хорошо быть дома совсем одной…». Наташа: «Буду лежать на своей широкой кровати». Ржевский: «О, как, наверное, хорошо лежать на своей широкой кровати…». Наташа (настойчиво): «Понимаете, буду лежать там совсем голой». Ржевский: «О, как, наверное, хорошо лежать совсем голой…». Наташа: «Ржевский, черт побери, придите и вылюбите меня сегодня ночью!». Ржевский (загадочно): «Намек понял!».

    И раз за разом в мире повторяется следующая история. Двое парней сидят в баре, пьют пиво, один другому рассказывает: «Слушай, да с ней вообще непонятно. Вся такая неприступная. Уже месяц с ней свиданюсь — ничего, представляешь? Наверное, вообще не хочет меня. Без шансов». А в это время в другом баре сидят две девочки, пьют коктейли, одна другой жалуется: «Слушай, да с ним вообще непонятно. Уже месяц жду — когда он меня уже трахнет. Я и так, и так намекаю — ничего представляешь? Наверное, вообще не хочет меня. Без шансов».

    Понял мораль истории?

    Прочитаете за 3 минуты.

    Как понять, готова ли девушка к сексу?

    Друг. Давай не будем тупить. Девушки тоже хотят секса. Делать как Наташа в анекдоте они, скорее всего, не будут — жесткие рамки воспитания в нашем обществе этого не позволяют. И да — они будут ожидать активных действий от тебя. Но — когда они готовы к этим активным действиям, они всегда сигнализируют об этом.

    И это не какое-то рассудочное решение из серии: «пожалуй, я все-таки хочу его — сейчас начну намекать». Так бывает только в запущенных случаях, когда парень тупит уже очень долго. Обычно всё круче — поведение девочки меняется, когда она хочет тебя. Есть максимально распространенные маркеры, по которым ты можешь сделать вывод, что эта девушка прямо сейчас готова к сексу с тобой.

    Сейчас перечислим.

    1. Смеется над твоими тупыми шутками

    Нет, я не к тому, что все твои шутки тупые. Знаю, что это не так. Но ты сам знаешь, какие из них не удаются. Так вот — если девочка вдруг словно перестала понимать разницу между хорошим и плохим юмором, если ей смешна любая твоя шутка — она повелась.

    2. Смотрит на тебя большую часть времени

    Это нормально — ты же тоже смотришь на нее. И ты вполне можешь уловить момент, когда она начала смотреть на тебя чаще.

    3. Демонстрирует себя

    Красиво поправляет волосы, показывает грудь. Нет, не в смысле резко срывает с себя всё с криком «смотри, сиськи!». В смысле — просто подставляет так, чтобы ты видел в хорошем и интригующем ракурсе. Трогает себя за ноги — чтобы ты смотрел. Всё это — признаки.

    4. Чаще прикасается к себе

    Опять же — поглаживает по руке, по ноге, так далее. Хочется ей, чтобы к ней прикасались.

    5. Чаще прикасается к тебе

    Один из самых значительных признаков — если девочка изначально не прикасалась к тебе без очень веской причины, а потом вдруг начала. Заденет, поправит что-то в твоей одежде, просто дотронется.

    6. Задает личные вопросы о тебе

    Что-то о твоем детстве, о твоих мыслях. Обычно человек больше говорит, чем спрашивает. А если и спрашивает, то спрашивает о чем-то постороннем. Так что когда девочка начинает спрашивать о личном — это означает.

    7. Делает комплименты

    Тут, в принципе, всё понятно, да?

    Как понять, что девушка готова к сексу, пользуясь этим списком?

    Нет, не надо кидаться на нее, обливаясь слюнями, когда она случайно почесала ногу — «ага, она прикасается к себе». Понятно, что эти признаки должны быть достаточно явными и повторяющимися. Но если ты заметил пять позиций из этого списка — это уже почти наверняка, девочка готова к сексу.

    На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом - они требуют обстоятельной беседы. Недавно в рубрику пришел сложный вопрос - Как понять, что я готов креститься?

    Отвечает протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва)
    - Отец Федор, что бы Вы в первую очередь ответили автору этого письма?
    - В первую очередь я бы с радостью пожал ему руку. Автор письма своим серьезным и честным подходом к крещению фактически повторяет практику Древней Церкви III-IV веков, когда оглашенные участвовали в богослужениях, стояли в храмах до определенного момента, а потом выходили. Такая прак­тика совершенно удивительна для нашего ленивого, самовлюбленного времени, и это, конечно, вызывает глубочайшее уважение.
    Но мне кажется, что при этом он делает одну очень серьезную ошибку. Дело в том, что Крещение - это дар Божий, когда в человеке открывается жизнь Его благодати. И эта благодать, как упавшее семечко, начинает в нем прорастать и творит его духовную жизнь. А автор письма ждет плодов духовной жизни еще до того, как это семя в него упало. Ждет каких-то уверений, знаков, которые подтвердят правильность его пути - а их пока просто не может быть! Потому что он пока не может в полной мере жить церковной жизнью - участвовать в таинствах. А что такое таинства? Это жизнь Духа Святаго в людях. Поэтому автору письма, безусловно, нужно принимать Святое Крещение, раз его душа так жаждет, так остро ищет правды Божьей, раз он уже знает, что такое страх Божий, и не хочет оскорбить Господа, любит Его.
    В самом таинстве Крещения есть удивительные слова, которые полезно бы помнить всем христианам. Священник, обращаясь к Господу, говорит о человеке, над которым совершается таинство: «Ты дал ему власть вечной жизни». Удивительно: нам кажется, что эта власть есть только у Бога. А вот и нет. Он дал ее человеку: с момента крещения Он спасает нас, Он открывает нам двери в вечную жизнь. Но власть войти или не войти в эти двери всегда остается за нами.
    Автору письма эта власть откроется только после крещения, а пока он стоит на службе и просто не может чувствовать дыхания Святого Духа. Поэтому человеку, который так трепетно готовится к принятию крещения, низкий поклон, но и пожелание как можно быстрее совершить это таинство.

    «Мы живем в уникальную для Церкви эпоху»

    - Вы говорите о том, какой правильной была практика Древней Церкви, когда, прежде чем креститься, люди проходили этап оглашения. А зачем тогда Церковь в какой-то момент эту практику отменила?
    - Церковь всегда следовала завету, который Господь дал апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф 28:19–20). Очень четкая последовательность: сначала научение, потом крещение. Церковь эту последовательность всегда соблюдала, когда в нее входило большое число людей извне. Практика оглашения - или, по-другому, катехизация - могла занимать год и больше. Человека поручали какому-то опытному христианину, не обязательно пресвитеру, который читал и изучал с ним Священное Писание, объяснял богослужение, говорил о заповедях Божьих, отвечал на его вопросы. Наверное, в начальной Церкви такие люди пересказывали своим подопечным сведения о чудесах, действиях и словах Христовых, которые не вошли в канон Священного Писания, но память о которых еще была жива, и которые были приняты от самих апостолов. Они как бы передавали живое дыхание Евангелия, любви Христовой. И когда они свидетельствовали перед епископом о том, что человек готов, над тем совершалось Крещение. Наставники обязательно присутствовали при крещении, и после также оставались советниками крестившегося человека в христианской жизни. Так и образовался институт крестных.
    А затем Церковь стала жить в таких условиях, когда нехристиане соприкасались с Ней только по границам империи. Точно так же было и в дореволюционной России. Вполне можно было не совершать никаких огласительных бесед, потому что в основном все семьи были церковными, и даже если ты рос в какой-то далекой от благочестивой жизни семье, ты всегда мог буквально на своей улице, в своей деревне найти человека праведной жизни, который от своего опыта расскажет, что такое быть со Христом. В крестные обычно приглашали людей благочестивых и глубоко верующих. Поэтому надобность в катехизации просто отпала, а миссия работала только на границах с другим религиозным и культурным миром: на Дальнем Востоке, на Алтае, позже в Японии.
    Потом пришла советская власть, и катехизировать было невозможно. Нечего было дать почитать, да даже поговорить с человеком перед таинством Крещения было нельзя - это уже считалось преступлением, за которое священника могли лишить регистрации, перевести на другой приход. Все это было совсем до недавнего времени, до конца 80-х - начала 90-х годов. Поэтому, когда на волне празднования 1000-летия Крещения Руси у миллионов людей пробудился интерес к Церкви и они пошли креститься, Церковь оказалась к этому просто не готова. Не просто 70 лет советского режима - а уже несколько веков как опыт катехизации взрослых людей был атрофирован. Тем более в Церкви тогда количество священников по сравнению с волной желающих принять Крещение было крошечным. И мы, духовенство 1990-х - 2000-х годов, крестили эти миллионы людей…
    - По сути - нарушив повеление Господне о том, что сначала человека надо научить, а уже потом крестить?
    - Да, Церковь тогда приняла такое решение. Хотя понятно, что человека еще до принятия крещения нужно обязательно учить основам веры, чтобы он совершил осознанный выбор и сам для себя понял, готов ли он расстаться со своими страстями и жить со Христом. В 1990-е - 2000-е годы крещено было очень много людей, которые, очевидно, совершенно никак не собирались менять свою жизнь и строить ее по-христиански.
    Например, я помню, как году в 1993-м, будучи молодым священником, я совершаю Крещение в храме святителя Николая в Кленниках, даю крестному читать текст «Символа веры», а он читает и хохочет: ему эти слова кажутся смешными, забавными, он не может остановиться и чуть не падает от смеха. Я говорю ему: «Вы не можете быть крестным, отойдите в сторонку». Он страшно на меня обиделся и потом выговорил мне: «Я пришел в храм, а Вы мне настроение испортили». Примерно такое было отношение к Церкви.
    - Почему тогда Церковь приняла решение крестить всех?
    - Во-первых, по сложившейся практике. Так как в советское время сам приход человека в Церковь и заявленное желание креститься было поступком на грани исповедничества. Все знали, что эта информация уйдет в органы, могут быть проблемы на работе, трудности в карьере. А во-вторых, потому что все-таки Крещение - это некий аванс человеку, это дар на вырост, это начало таинственной жизни Святого Духа в человеке. Я убежден, что тогда это было единственно правильное решение, хотя все ошибки рано или поздно надо исправлять и за них рано или поздно приходится расплачиваться каким-то трудом. Мне кажется, сейчас пришло именно такое время. Это уникальная эпоха для Церкви, когда надо проводить катехизические беседы с теми, кто уже крещен. С ними надо говорить о том, что такое христианство. О том, Кто есть Господь, кто я Ему, кто Он мне. Что такое грехопадение? Что такое грех? Почему человека надо спасать? Что такое Священное Писание? Кто такой Иисус Христос? Что означает Богочеловек? Надо говорить о тайне Святой Троицы, о догмате искупления, о том, почему смерть и воскресение Христа имеют отношение лично ко мне и моей вечной жизни. Что такое Церковь, как увидеть живущего в ней Духа Святаго? Что такое таинства? Какова практика современной церковной жизни?
    Нужно рассказывать о Евангелии и призывать к его чтению. Сколько людей крес­тилось, крестило своих детей, венчалось, даже не пытаясь понять, что именно этим действом они меняют в своей жизни. Во время таинства Крещения человека трижды водят вокруг купели и аналоя, на котором лежит Евангелие: это символ вечного обручения с учением, которое изложено в этой Священной Книге. Но если вы ее даже не прочли, то как это возможно? То же самое с венчанием: новобрачных водят вокруг Евангелия в знак того, что отныне их единство будет строиться на том, что написано в этой Книге. А если они ее не читали? Получается, все это ложь?..
    Иногда я спрашиваю: «Вы слышали когда-нибудь такое словосочетание “отлучение от Церкви”?» Мне отвечают, что слышали. «А вы знаете, как это делается технически?» Не знают. Отвечаю: «Это когда человеку говорят: тебе нельзя причащаться, потому что ты совершил что-то, что не совместимо с церковной жизнью. То есть технически отлучение от Церкви - это запрет на причастие. Вы крещены, но не причащаетесь - значит, вы находитесь в состоянии отлучения от Церкви. Мы вас не обвиняем, но мы говорим: то, что вы живете без Евхаристии, это, прежде всего, огромная потеря. Все эти годы каждое воскресенье Господь ждал вас в храме и готов был давать вам Свои дары, одаривать Своей любовью, учить вас жить по Его законам, а вы по незнанию, по неведению, потому, что мы вас когда-то не научили, не приходили». И конечно, когда человек это слышит, для него это серьезный вызов: или жить по-старому, или начать менять свою жизнь.

    Когда отказать, а когда - подхватить?



    - Получается, что с вопросами, во многом похожими на вопросы автора письма, Вы сталкиваетесь часто. Вот только приходят с ними в большинстве случаев не те, кто хочет креститься, а те, кто уже крещен, но еще не живет церковной жизнью?
    - Да, именно так. Дело в том, что с 2011 года мы на нашем приходе решили предложить людям расширенную подготовку к крещению (тем, кто хотел сам креститься или крестить ребенка и стать крестным): не две-три обязательные беседы, а гораздо больше. Мы предложили два раза в году, с октября по Рождество и с февраля по пасхальный период устраивать от 12 до 15 встреч по вечерам. Эти курсы мы назвали «Открытие веры». И в первые три раза результат был удивительный: на курсы приходили по двадцать человек, из которых только один некрещеный и девятнадцать крещеных. И тогда мы поняли, какой огромный голод у крещеных людей в отношении систематического научения в вере.
    - А что чаще всего волнует самого человека в первую очередь? С чем он приходит, с какими вопросами он сам к Вам обращается?
    - Все люди разные, но обычно человек упирается в какой-то жизненный тупик: это может быть болезнь, скорбь, ощущение пустоты, исчерпанность тех смыслов, которыми он жил раньше, какие-то проблемы в семье, ропот - «за что это мне?». Тогда, как правило, человек начинает искать, на что ему можно опереться и что не рассыплется у него под рукой. Отсюда - от разрушения привычной жизни - и начинается путь к Богу, потому что когда приходит какая-то беда или горе, то суета, как шелуха, с нас слетает. Как известно, когда у человека закрыты все горизонты, он начинает смотреть на небо. Поэтому Господу и приходится нас иногда трясти.
    Здесь задача священника - направить это движение человека к Богу, помочь его продолжить. Ведь храм - это место, где душа встречается со Христом. А священник - тот, кто этой встрече служит. Этой встрече надо помочь, ведь у пришедшего человека могут быть, на самом деле, очень далекие от христианства представления.
    Например, приходит человек и говорит: «Допустите меня до Причастия, я строго пощусь, весь Великий пост уже не изменяю жене». «А что, после Пасхи Вы намерены вернуться к этой практике?» - спрашиваю. «Ну, конечно, я же современный человек!» Можно этого человека обругать и сказать что-то такое, что он выскочит из храма и больше не придет. А можно подхватить его движение - ведь он уже сделал первый шаг ко Христу: он постится и хотя бы сорок дней хранит себя, по всей видимости, от своего главного греха. Видимо, надо дальше с ним говорить, надо будить его сознание, надо переключать его с «современного человека» на понимание христианских основ жизни.
    - Как Вам кажется, чего люди сегодня чаще всего не понимают о собственном крещении (или воцерковлении) или крещении своих детей. Какие у них бывают заблуждения о церковной жизни?
    - Мне кажется, самое распространенное заблуждение - это непонимание того, что церковная жизнь как раз и есть жизнь. Как после свадьбы нельзя взять и разойтись кто куда, начав крутить романы, потому что это событие предполагает, что после него люди становятся мужем и женой, одним целым. С Крещением точно так же. Это обручение души с Небесным Женихом - Христом. И после этого, естественно, начинается жизнь двоих, которые друг друга любят - человека и Бога. Эта жизнь предполагает общение и участие в таинствах.
    Заблуждение, которое возникает сегодня в связи с крещением детей: мы ребенка покрестили, а дальше от нас отстаньте. Ваши огласительные беседы - это все выдумка, это новшество, для нас это слишком. Давайте мы лучше вам заплатим, а на эти две беседы не придем.
    - Так действительно часто бывает?
    - Не то чтобы часто, но действительно есть люди, которые этого на дух не переносят. И если человек не хочет идти на огласительные беседы, какой из него крестный? Никакой.
    - И Вы отказываете в таких случаях?
    - Здесь вопрос не в отказе. Отказываться иногда приходится. Но не в этом дело, можно сказать иначе: «Давайте мы перенесем крес­тины. Вам еще надо подготовиться. Вот Вам мой телефон. Когда Вы разберетесь в “Символе веры”, чтобы Вы были уверены, что Вы приведете этого младенца ко Христу, в любой момент мы договоримся и совершим таинство». Для многих людей это шок, обида, но также это может быть и вызовом к нормальной христианской жизни.
    - А есть ли у людей в связи с приходом к вере такие страхи, которые, на Ваш взгляд, действительно могут быть обоснованны?
    - Есть. Дело в том, что когда человек принимает Крещение и начинает христианскую жизнь, в этой жизни, как я уже говорил, начинают участвовать двое: человек и Христос. И Христос начинает выращивать этого человека для вхождения в жизнь вечную. Иногда это бывает болезненно. Поэтому у людей действительно бывают такие наблюдения: вот, мой знакомый крестился, у него разрушился бизнес, такой-то человек начал ходить в Церковь и сильно заболел - я не пойду. Но как еще Господь может приготовить нас для Царствия Небесного? И если человек действительно полюбил Христа, то никакой страх испытаний уже не может его остановить.
    А бывает, что человек не хочет отказываться от своих грехов. Был случай, когда ко мне на исповедь пришел один очень известный актер, и сказал: «Очень много гастролей, изменяю жене». Но он уже давно крещеный, и я ему ответил: «Вы можете сейчас причаститься, если дадите Богу твердый обет, что больше это никогда не повторится. Если Вы раскаетесь, то Бог примет Вас, как Марию Египетскую, которая, как известно, на следующий день после покаяния причастилась». «Я не знаю», - ответил он. «Ну, постойте до конца службы. И когда все пойдут к Чаше, Вы к этому моменту должны принять решение».
    Когда Чашу вынесли, смотрю - он не подходит. Он не смог принять решение. Действительно, есть люди, которые очень боятся перемены жизни. Христианство - это радость и свет. Но нельзя, двигаясь к этому свету, сознательно оставлять в себе какую-то нечистоту. Это не мы придумали, такими нас к Себе ждет Господь.

    «Люди начинают понимать, как прекрасно христианское вероучение»



    - Отец Федор, Вы уже начали рассказывать про катехизаторские курсы, которые Вы организовали на своем приходе. Кто, по Вашим наблюдениям, чаще всего их посещает и чего от них ждет?
    - Чаще всего это взрослые серьезные люди, работающие, с одним или двумя высшими образованиями. Притом мы не прилагаем особых усилий, чтобы этих людей набрать: по «сарафанному радио», через Интернет, социальные сети каждый раз у нас набирается группа по 30–35 человек. Надо сказать, что ходят и люди, которые уже начали практиковать церковную жизнь где-то в другом храме, но им все равно надо восполнить тот пробел, который образовался у них от момента крещения до воцерковления.
    Сначала эти курсы у нас вел замечательный катехизатор-мирянин, но вскоре мы заметили, что у людей в данный период жизни есть большая потребность близкого знакомства со священником. Вне храма, на промежуточной площадке. Им надо понять, что батюшка - это человек, с которым можно общаться, задавать ему вопросы, войти с ним в контакт. Тогда я понял, что надо вести эти курсы самому. Сначала у нас проходит лекция, час-полтора я говорю на какую-то тему, в конце лекции я отвечаю на вопросы только по этой теме. А потом мы пьем чай и разговариваем уже на любые темы. Вот что оказывается очень востребованным.
    При этом мне кажется, что рассказать о самом главном в вере за 10–15 встреч совершенно несложно. Эти курсы можно открывать вообще при каждом храме, и вести их может любой священник, окончивший семинарию или православный университет (иначе непонятно, что он там делал все годы учебы). Причем курсы должны быть разные: в одном храме надо читать их с сентября по май, в другом - с сентября по Рождество; где-то они должны быть по вторникам, где-то по понедельникам, где-то раз в неделю, а где-то - три раза в неделю. И информация о таких курсах должна быть сведена в единую базу, чтобы любой человек мог выбрать те, которые подходят ему по вкусу, по времени и местоположению. Я говорю сейчас, конечно, о городской ситуации.
    - Пока такой единой базы нет, как желающие могут найти катехизаторские курсы?
    - Думаю, всю информацию о курсах можно найти в Интернете. Да и сколько сейчас прекрасных книг (мне, например, очень нравится книга митрополита Илариона «Таинство веры» - это практически катехизис для современного человека), есть записанные курсы, курсы онлайн.
    Но я позволю себе еще раз повторить, что в пути духовного роста человека участвуют двое. И если человек скажет: «Господи, я хочу узнать о Тебе побольше. Пожалуйста, помоги мне найти, как это сделать», - Господь обязательно поможет. Потому что Он Сам хочет, чтобы мы приходили к познанию Истины, чтобы мы спаслись, и Он обязательно все устроит.
    - Что люди приобретают на этих курсах?
    - В большинстве случаев крещеный человек, услышавший о том, что такое Крещение, Церковь, Евхаристия, начинает жить совершенно по-другому. Очень многие через эти беседы цепляются за церковную жизнь и становятся прихожанами - нашими или не нашими, они сами выбирают свой приход.
    Совершенно потрясающее действие оказывает на этих людей крещение того самого одного некрещеного человека в их присутствии, после прохождения курса. Это просто удивительно: сначала разобрать дивные тексты таинства Крещения, в которых столько великих слов о том, что такое христианство и кто такой христианин, а потом присутствовать на нем. Они начинают совершенно по-иному воспринимать свое собственное Крещение, совершившееся когда-то в детстве или в молодости. Начинают по-другому относиться к себе как крещеному человеку.
    На катехизаторских курсах, которые не являются ни исповедью, ни проповедью с амвона, но на которых человеку можно очень много рассказать, происходит рождение новых христиан. Люди вдруг начинают понимать, какой удивительной красоты и глубины христианское вероучение, как оно прекрасно. Это как всю жизнь пить воду из-под крана, а потом попасть в горы и попробовать воду из родника: не надо проводить никаких анализов, чтобы понять, что эта вода и есть настоящая. Души большинства людей, соприкасающихся с Евангельским учением, с разъяснением и толкованием этого учения, тем более людей крещеных, в которых уже упало семя благодати, не могут не отреагировать на это. Они начинают понимать: вот настоящая жизнь. И у них возникает желание приобщиться к этой жизни.
    Не все, конечно, воцерковляются после этих курсов, но мы должны рассказывать о Церкви и вере Христовой, а люди уже будут сами выбирать. В конце концов большинство из пришедших не просто пришли провести время. Они пришли потому, что в их сердце уже зарождается любовь ко Христу или хотя бы интерес к Нему.

    Завтра? На следующей неделе? Через полгода? А может быть, прямо сейчас? Мы перебираем в уме вопросы и обсуждаем их с партнером, надеясь, что это внесет ясность. Родные подливают масла в огонь советами: «У вас все есть, так чего вы ждете?» С другой стороны, «вы еще молодые, зачем торопиться».

    Существует ли то самое «подходящее» время, когда ваша жизнь движется по часам, вы полны сил, любимы и готовы к пополнению? Для кого-то это означает просто прислушаться к себе. Кто-то, напротив, не доверяет ощущениям и стремится продумать каждую мелочь. А что говорят специалисты?

    Почему сейчас? Я делаю это из «разумных» побуждений?

    Семейный психотерапевт Элен Лефковиц предлагает отталкиваться от главного вопроса: хорошо ли вам сейчас? Устраивает ли вас то, чем вы занимаетесь? Можете ли вы сказать, что ваша жизнь вам (в целом) нравится?

    «Помните о том, что родительство − испытание, и все тлеющие в вашей душе сожаления и сомнения могут разгореться с новой силой, − предупреждает она. − Хуже, когда женщина стремится завести ребенка по каким-то посторонним причинам. Например, она не смогла сделать карьеру, ей скучно жить. Хуже того, некоторые женщины прибегают к беременности как к последней возможности спасти неудачный брак».

    Так или иначе, вам будет легче подготовиться к тому, чтобы посвятить себя другому человеку, когда вы сами довольны собой, своей жизнью и своим партнером. «Как выразилась одна моя клиентка, «я хочу видеть себя и того, кого больше всего люблю, в нашем ребенке, − как сочетание нас обоих», − говорит семейный консультант Кэрол Либер Уилкинс.

    Важно, чтобы партнер, который чувствует себя увереннее, умел слушать другого и с пониманием относился к его опасениям и замечаниям

    Готовы ли вы к компромиссам, которые неизбежно придут вместе с родительством и даже раньше? «Готовы ли вы променять независимость и спонтанность на планирование и структуру? Если раньше вы были легки на подъем, согласны ли вы освоиться с ролью домоседа? − уточняет Кэрол Уилкинс. − Хотя планирование ребенка часто сопряжено с фантазиями о собственном далеком детстве, помните, что это также и новый этап для вас как для взрослого».

    Готов ли к этому мой партнер?

    Иногда, когда один из двоих немного нажимает на газ, а другой слегка тормозит, они могут достичь темпа, который подходит для обоих. «Важно, чтобы партнер, который чувствует себя увереннее, умел слушать другого и с пониманием относился к его опасениям и замечаниям, − говорит психотерапевт Розалин Блогьер. − Иногда полезно поговорить с близкими друзьями, у которых уже есть дети, чтобы узнать, как они улаживали проблемы − например, согласовывали свои расписания».

    «Пары, о которых я действительно беспокоюсь, − это те, кто не заговаривали всерьез о рождении детей, прежде чем жениться, а потом внезапно обнаружили, что один хочет быть родителем, а другой − нет», − отмечает Блогьер. Если вы знаете, что ваш партнер хочет ребенка, но не вполне готов к этому, стоит выяснить, что его сдерживает. Возможно, он боится не справиться с грузом ответственности: если вы планируете взять отпуск по уходу за ребенком, на него может лечь вся тяжесть содержания семьи. А может, у него были непростые отношения с собственным отцом и он повторит его ошибки.

    Поскольку в родительстве мы во многом руководствуемся интуицией, полезно и даже необходимо чувствовать, что у отношений есть прочная основа

    Будьте внимательны к тому, что вашему партнеру может быть непривычно делиться своей любовью, лаской и вниманием с ребенком. Каждая из этих проблем может стать поводом для откровенного разговора. Если чувствуете, что это необходимо, обратитесь к знакомому терапевту или к групповой терапии пар. Не стоит стыдиться своих сомнений, но и преувеличивать их тоже не нужно. Помните: когда будущее обретает контуры, становится осязаемым и обозримым, уходит страх. А на смену ему приходит ожидание.

    Есть ли основания повременить?

    Некоторые пары могут быть обеспокоены финансовой или карьерной безопасностью. Возможно, вы задаете такие вопросы, как «Должны ли мы ждать, пока мы не сможем купить дом и устроиться там?» Или вам может показаться странным: «Может быть, нам стоит подождать, пока я не стану преподавать, поэтому у меня будет больше времени и сил, чтобы посвятить ребенку». Или: «Может быть, нам стоит подождать, пока мы не накопим достаточно денег, чтобы у меня было больше времени и сил».

    С другой стороны, многие пары по понятным причинам обеспокоены своей фертильностью. Возможно, вы были свидетелями того, как ваши друзья или знакомые годами пытались зачать ребенка, проходя через бесконечные процедуры лечения бесплодия, и сокрушались, почему они не озаботились этим раньше.

    Попробуйте представить, каково это будет − делить свое личное время не только с партнером, но и с кем-то третьим. И не просто с кем-то − с тем, кто требует вашего внимания круглые сутки

    К сожалению, некоторые упускают из виду основной вопрос, на который стоит обратить внимание: готовы ли к этому наши отношения?г Оптимальный вариант, когда пара посвящает некоторое время жизни вдвоем, чтобы проверить свои чувства, чтобы они могли переключиться на родительство, не чувствуя, что какая-то важная часть их отношений приносится в жертву». Поскольку в родительстве мы во многом руководствуемся интуицией, полезно и даже необходимо чувствовать, что у отношений есть прочная основа».

    Попробуйте представить, каково это будет − делить свое личное время не только с партнером, но и с кем-то третьим. И не просто с кем-то − с тем, кто требует вашего внимания круглые сутки.

    Если ваши отношения увязают в спорах о «справедливости» и «распределении обязанностей», вам еще нужно немного поработать над ними. Подумайте вот о чем: если вы спорите, чья очередь развешивать белье из стиральной машины или относить мусор на свалку, сможете ли вы быть «командой», когда вы не спали ночь, у вас кончаются подгузники, а няня отменилась, а по дороге к родителям вы обнаружили, что у вас закончились подгузники.

    Как понять, что вы будете хорошим родителем?

    Мы живем в обществе, которое идеализирует родительство и предъявляет парам порой непомерные требования − быть одновременно любящими и требовательными, прогрессивными и осторожными, организованными и открытыми к экспериментам.

    Зайдите в любой книжный магазин, и вы увидите целые полки, заставленные руководствами по воспитанию детей − начиная от «как воспитать гения» до «что делать с бунтующим подростком». Неудивительно, что партнеры заранее могут чувствовать себя «профнепригодными» для такой серьезной задачи.

    Никто из нас не рождается идеально приспособленным для родительства. Как и в любых других жизненных начинаниях, здесь у нас есть сильные и слабые стороны

    Никто из нас не рождается идеально приспособленным для родительства. Как и в любых других жизненных начинаниях, здесь у нас есть сильные и слабые стороны. Важно то, чтобы быть честным и принимать множество чувств, от амбивалентности, гнева и разочарования до радости, гордости и удовлетворения.

    Как приготовить себя к изменениям, с которыми вам предстоит столкнуться?

    Беременность и рождение ребенка − это всегда «разведка боем». И значит, в каком-то смысле вы никогда не сможете быть готовы к этому. Однако, если у вас есть сомнения в чем-то, вам стоит обсудить их с партнером. Вместе вы должны решить, как будет работать ваш тандем с учетом разного развития событий. Беременность может быть нелегким делом, но вы можете продумать, как облегчить себе жизнь.

    Вам стоит обсудить, хотите ли вы сообщить друзьям и семье, что пытаетесь завести ребенка, или подождать с новостями, например, до конца первого триместра. В долгосрочной перспективе вам стоит обговорить, можете ли вы позволить себе, чтобы кто-то оставался дома с ребенком, или стоит воспользоваться услугами няни.

    Но даже самые тщательно продуманные планы могут поменяться. Главное здесь − понимать, где кончаются предложения и предпочтения и начинаются жесткие правила. В конце концов, вы планируете связать свою жизнь с абсолютно незнакомым человеком. Вот что такое родительство: гигантский «прыжок веры». Но многие люди совершают его с радостью.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.