Что делать, если потерял веру? — В чем состоит эта христианская жизнь? — У нас другая ситуация

Кое-что можно сделать прямо сейчас.

«Даже не знаю, мне кажется, что я больше не верю... И что с этим делать, ума не приложу...» Эти слова я слышу ежедневно со всех концов земли, от представителей любых христианских направлений, с каждой ступеньки социальной лестницы.

Все они когда-то были очень набожны, но теперь, по разным причинам, почва веры уходит у них из-под ног - и они в панике.

Их страх понятен. Это действительно довольно страшно. Одно дело ставить под вопрос церковные устои или указывать на пробелы в религиозных системах, которые придумали сами люди, или даже покритиковать Библию и способы ее толкования. Со всем этим можно жить. Мы можем проходить через эти кризисы, но все равно продолжать твердо верить в то, что Бог есть и что Он благ. Бывают такие дни, когда это единственное, во что мы верим, но, как правило, этого достаточно.

Утрата веры - это больше, чем слабость воли.

Но что делать, если, несмотря на бессонницу, усиленные молитвы, бесконечные вопросы и напряжение силы воли, понимаешь, что уже не верится ни во что? Что делать, если сама реальность Бога (или того факта, что Бог благ) становится для вас непозволительной роскошью? Как выжить в эпицентре духовной катастрофы?

Не сдавайтесь. Бог достаточно силен, чтобы справиться с вашими сомнениями.

Чаще всего дело не в том, чтобы стать еще более упертым или «религиозным». В большинстве случаев люди начинают сомневаться, несмотря на постоянное чтение Библии, молитвы, регулярное посещение церкви, участие в церковном служении и желание верить от всего сердца. Они ни на миг не уклонялись от всех этих правильных вещей. Они на самом деле богобоязненные и активные христиане, вот только все эти действия перестали давать ясность, уверенность и комфорт, который обычно давали.

Почти все, кто обращаются ко мне в состоянии этой духовной пустоты и сухости, говорят, что чувствуют себя виноватыми. Они сокрушаются, понимая, что никто не может помочь им вернуть утраченное, и ругают себя за то, что не могут заставить себя верить как раньше, когда это получалось легко и просто.

Если вы сейчас находитесь посреди такой духовной бури, я не буду говорить вам, что есть способ быстро и просто вернуть свою веру. Я даже не могу сказать, что вы когда-нибудь ее вернете, по крайней мере, в ее прежнем виде. Возможно, вас ждет что-то совершенно непохожее на то, что вы переживали раньше.

Возвращение

И все равно нужно что-то делать. Вопрос - что?

Может, нужно больше молиться или начать изучать Библию в группе или почаще ходить в церковь. А может, и не надо. В конце концов, Бога можно найти не только в «духовных вещах».

Может, сегодня вам нужно просто оглянуться вокруг, всмотреться в знакомые очертания, послушать, прикоснуться, вдохнуть и попробовать на вкус. Может, самое лучшее, что вам нужно сделать, это просто еще раз обратиться к так хорошо знакомым вам вещам и занятиям, и заново принять их с благодарностью.

Когда принимаешь эти прекрасные, чистые, обозримые дары и ценишь их, то не можешь не признать и Дающего. Возможно, это вся вера, на которую вы способны сейчас, но ничего страшного. Просто жить и благодарить за жизнь - уже духовное искание; это святое отношение.

Меньше поворотов - быстрее к намеченной цели

Вы увидите, как чувство благодарности поведет вас прямой дорогой к потерянному чувству веры. Оно очистит путь к Богу от всякой грусти, разочарований, сомнений и даже религиозности.

Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с Антипасхой и с памятью уверения апостола Фомы.

Снова и снова Евангелие нам говорит, как трудно поверить в Бога: Всемогущего и Всесовершенного, в Господа, Который есть истинная любовь, Которому все возможно. Падшему человеку в это поверить очень трудно. Даже апостолы, которые вместе с Ним провели несколько лет, учились у Него, ходили с Ним, они были исполнены сомнениями.

Апостолы жили не в атеистической стране, и не в такой обстановке, в которой живем мы: отравленной промышленными отходами и, не знаю, чем еще. Они жили среди природы, в Святой земле, где испокон века почитался Единый Бог. Оказывается, даже им было трудно поверить.

После Своего воскресения Христос явился им. Одного из них не было со всеми. И ему Иисус Христос явился вторично, чтобы уверить его. Он сделал это для того, чтобы убедить нас с вами, и чтобы нам показать, как трудна вера.

Евангелие рассказывает, как это произошло. Спаситель явился, когда двери были затворены «страха ради иудейского», все боялись преследователей. Когда все собрались вместе, Он прошел сквозь стены и сказал Фоме: «Вложи твои руки в Мои раны, осяжи их, чтобы ты воочию убедился, что это Я». Когда Фома убедился в этом, то Христос говорит ему: «Ты поверил, потому что видел Меня. Блаженны не видевшие, но уверовавшие». Видели Христа только апостолы, только Его современники. Потом началась уже история Церкви, и мы с вами тоже пребываем в этой истории. Но и нас Господь призывает уверовать, призывает познать, что Он Истинный Бог, Который есть любовь.

Чем достигается любовь? Как это объяснить? Почему апостолы не разошлись? Они собирались все вместе. Ведь многие разошлись. Один – самый страшный предатель – раскаялся в своем поступке и повесился, покончив жизнь самоубийством. Вера каким-то образом до конца их не покидала.

Мне кажется, все дело – в любви. То, что у них пропала вера – это было ужасно. Но любовь не пропала. Любовь, в первую очередь, была явлена в святых женах, которые совсем не отступали от Христа. Они были со Христом, видели, как Он умер. Но они не рассуждали, а действовали по любви. Поэтому им первым явился Спаситель.

Своим ученикам Он тоже явился, потому что их любовь не остыла, преданность к Учителю у них сохранилась. У Фомы тоже сохранилась эта любовь и преданность. Он не разочаровался и не ушел, он пришел к апостолам.

Первое условие в познании Бога – это любовь. Через преданность и любовь больше всего Бог и познается. Через любовь укрепляется вера.

В Писании сказано, что в последние времена веры не будет: «Сын Человеческий, придя на землю, найдет ли веру»? Вера умалится, но любовь не прекратится. Хотя «во многих, по причине умножения беззаконий, любовь охладеет». Что мы и видим: беззакония растут, и люди ожесточаются. Если они ожесточаются, какая там любовь?

Любовь стоит во главе всего. Почему любовь, какая любовь? Любовь к ближнему, и любовь к Богу. Иногда, может быть, вера в Бога, «затуманивается», но любовь ее поддерживает и хранит. «Кто много возлюбил, тем много прощается». Вера сохранится до конца. Сказано: «Найдет ли Сын человеческий веру»? Когда будет Второе пришествие, Он найдет веру, потому что апостол Павел говорит: «оставшиеся мы» изменимся в мгновение ока и на облаках поднимемся навстречу Господу. Вера сохранится, и церковь сохранится. Церковь, как «Жена, облеченная в солнце», убежит в пустыню и сохранится. Как это будет, мы не знаем.

Движущее первоначало – это любовь. Нам нужно стараться эту любовь друг к другу и ближнему своему. Сохранить и умножить. Хотя это очень трудно.

Самое трудное – это не заточить свои сердца. Как это сделать? Для этого нужны большие усилия, потому что любовь – это очень нежное состояние.

Любовь многообразна, она разносторонняя, она охватывает все – личные чувства и все общие чувства. Весь мир вмещается в любовь. Она начинается в сердце и возрастает, как растение. Это растение нужно беречь, его нужно взращивать. Буря и неистовство беззакония уничтожает это слабое растение. Будет же стараться противостоять бурям в своих сердцах и всевозможным невзгодах, которые нас окружают.

Спаси всех Господь молитвами Пресвятой Богородицы, апостола Фомы и всех святых. Господь со всеми вами!

Сегодня чиновники как мантры повторяют расхожие истины о семейных ценностях. Между тем, количество разводов только растёт.

Рецептами выхода из семейного кризиса, поделился психолог Дмитрий Терпугов, один из создателей клуба «Твоя семья».

Один в поле…

С коллегами–единомышленниками вы возрождаете идею семейного образования. Зачем?

Сегодня людям трудно строить не только семьи, но и дружеские отношения, нормальные рабочие коллективы: никто не научен этому с детства, утеряны традиции, которые помогали быть вместе, лучше слышать, понимать и поддерживать друг друга. Проблема в том, что сейчас активно насаждается культ индивидуального успеха, образ одиночки, который достигает всего сам и рассматривает других только как ресурс. Но будущее создаётся не толпой одиночек, а гармоничными коллективами и семьями. Есть ли законы, которые помогают людям становиться ближе? Оказывается, есть. Но примеры неустроенных отношений встречаются так часто, что многие уже не верят в счастливый брак. Мы делаем маленький шаг, чтобы преодолеть этот стереотип.

Психологи исследовали, о чём сожалеют пациенты хосписа. Никто не жаловался, что недостаточно работал и т. д. В основном, люди переживали, что слишком мало времени уделяли своим близким, мало путешествовали, не занимались творчеством.

В русской культуре семейные отношения всегда занимали особое место. Мужчину сажали во главу стола, уважали бабушек и дедушек, спрашивали благословение, прежде чем заняться важным делом. Культуру связи со своим родом необходимо возрождать. Нужно понять: мы не листья на ветру, а ветви единого дерева. Поддержка близких даёт силу проявить лучшие качества. Это то, что помогает таланту стать гением.

Но ведь семейные узы могут и мешать в достижении целей…

Это западная версия: семья - обуза, которая мешает получить максимум комфорта. Но ведь семья - это и мощнейший ресурс. Именно благодаря отношениям с близкими людьми совершаются достижения в науке и искусстве. Вера детей в своих родителей, вера жены в своего мужа позволяют достичь невозможного.

Сила примера

Как проявляется кризис семейных отношений?

Всё дело - в насаждении эгоизма. Люди даже детей рассматривают как обузу. Посмотрите, как распространены аборты, а ведь это узаконенное убийство. Культура воспитания детей очень сильно деградировала. Так же, как и культура взаимоотношений с близким человеком. В Воронежской области количество разводов приближается к числу браков. Почти забыт важнейший принцип: мы всегда получаем то, чего достойны. Но силы для работы над собой не берутся из ниоткуда - они приходят от старших. Например, мы смотрим на своих бабушку и дедушку, видим, сколько трудностей они преодолели, и понимаем: у них получилось, значит, и у нас получится. У человека, живущего в обществе одиночек, нет таких примеров.

Есть фестивали многодетных семей, но больше это шоу. Поможет только механизм, когда те, у кого получилось создать счастливую семью, будут делиться опытом с другими. Но в нашей стране нет привлекательного образа счастливых семейных отношений. Даже учёные в основном исследуют аномалии, кризис семьи, однополые браки. Почему никто не изучает гармоничные отношения? Раньше хотя бы был предмет «Этика и психология семейной жизни». Сейчас ничего подобного нет. Занимаются сексуальным просвещением, но тому, как понимать друг друга, не учат. А ведь важно, чтобы люди об этом думали с детства, когда создание семьи ещё в перспективе.

У нас распространяется западная модель, когда человек создаёт семью лет так в 30–35…

Эта модель неплоха для мужчин - они должны состояться прежде, чем возьмут кого–то в жёны. Но для женщин это перекос. Традиционные ценности размываются, происходит сближение мужских и женских обязанностей, ролей и прав.

Чему вы хотите научить на ваших занятиях?

В первую очередь мы стремимся донести понимание того, что мужчины и женщины - существа с разных планет. Мы по–разному чувствуем, у нас разные потребности, мы по–разному достигаем целей и т. д.

Нужно хорошо понимать, в чём мы сильны, а в чём - не очень. И заниматься тем, что лучше получается. Важно понимать, что любые отношения - это ценность, которая создаётся усилиями и требует определённых знаний. Мы разучились слушать другого, идти на компромисс. А ведь есть, например, целое искусство правильно ссориться - так, чтобы не обидеть человека. Что делать, когда человеку плохо? Как его поддержать? Казалось бы, простые вещи, но такие знания не распространены. Каждый действует, как умеет.

Почему, например, люди становятся алкоголиками? Они не получают достаточно любви и хотят урвать счастье более примитивными способами. Кто–то ищет его в экстремальном спорте через выработку адреналина. Кто–то - в изменах, постоянном поиске партнёра. А ведь так здорово жить в обществе счастливых людей. С ними приятно сотрудничать, интересно отдыхать и легко договариваться.

Все силы - фирме?

Люди всё чаще знакомятся в Интернете. Разве это естественно?

Идея стандартных клубов знакомств с танцами и пьянством себя тоже дискредитировала. Там возможно получить только иллюзию близости - за счёт выпивки и развлекательных конкурсов. А хочется найти форму, близкую к традиционным русским посиделкам, где каждого воспринимали бы таким, какой он есть. И для этого нужно возрождать культуру праздников, где люди дарят друг другу подарки, танцуют, поют - делятся эмоциями.

Есть скрытый конфликт. С одной стороны, государство говорит о том, что нам нужны крепкие семьи. С другой - при капиталистическом устройстве, когда основными ценностями являются деньги и карьера, успешные семьи только мешают. Потому что успешная семья - это самодостаточная ячейка. Ею сложнее манипулировать. Например, работодатель не заинтересован в семейных сотрудниках. Ему нужны работники, которые будут отдавать все силы фирме. В чём выражается поддержка? Предоставляются ссуды на жильё - т. е. акцент делается на материальный аспект. Но идеологической поддержки нет. Например, на молодёжном форуме «Селигер» - масса социальных и бизнес–проектов, но семейную тему никто не поднимает. У нас нет ни одного госоргана, который бы реально занимался решением семейных вопросов. Раньше хотя бы при ЗАГСах были какие–то консультации. Социальная служба вроде бы работает с неблагополучными семьями, но всё делается формально.

Так что пока во главе угла - деньги, вопрос не решить. Необходимо создать образ счастливой страны, «империи добра», которая ведёт за собой мир - без крепких семей её не построишь. Это и будет прорыв. А до тех пор, пока мы будем следовать западным образцам, ничего хорошего не выйдет.

Сегодня чиновники как мантры повторяют расхожие истины о семейных ценностях. Между тем, количество разводов только растёт.

Рецептами выхода из семейного кризиса, поделился психолог Дмитрий Терпугов, один из создателей клуба «Твоя семья».

Один в поле…

- С коллегами-единомышленниками вы возрождаете идею семейного образования. Зачем?

Сегодня людям трудно строить не только семьи, но и дружеские отношения, нормальные рабочие коллективы: никто не научен этому с детства, утеряны традиции, которые помогали быть вместе, лучше слышать, понимать и поддерживать друг друга. Проблема в том, что сейчас активно насаждается культ индивидуального успеха, образ одиночки, который достигает всего сам и рассматривает других только как ресурс. Но будущее создаётся не толпой одиночек, а гармоничными коллективами и семьями. Есть ли законы, которые помогают людям становиться ближе? Оказывается, есть. Но примеры неустроенных отношений встречаются так часто, что многие уже не верят в счастливый брак. Мы делаем маленький шаг, чтобы преодолеть этот стереотип.

Психологи исследовали, о чём сожалеют пациенты хосписа. Никто не жаловался, что недостаточно работал и т. д. В основном, люди переживали, что слишком мало времени уделяли своим близким, мало путешествовали, не занимались творчеством.

В русской культуре семейные отношения всегда занимали особое место. Мужчину сажали во главу стола, уважали бабушек и дедушек, спрашивали благословение, прежде чем заняться важным делом. Культуру связи со своим родом необходимо возрождать. Нужно понять: мы не листья на ветру, а ветви единого дерева. Поддержка близких даёт силу проявить лучшие качества. Это то, что помогает таланту стать гением.

- Но ведь семейные узы могут и мешать в достижении целей…

Это западная версия: семья - обуза, которая мешает получить максимум комфорта. Но ведь семья - это и мощнейший ресурс. Именно благодаря отношениям с близкими людьми совершаются достижения в науке и искусстве. Вера детей в своих родителей, вера жены в своего мужа позволяют достичь невозможного.

Сила примера

- Как проявляется кризис семейных отношений?

Всё дело - в насаждении эгоизма. Люди даже детей рассматривают как обузу. Посмотрите, как распространены аборты, а ведь это узаконенное убийство. Культура воспитания детей очень сильно деградировала. Так же, как и культура взаимоотношений с близким человеком. В Воронежской области количество разводов приближается к числу браков. Почти забыт важнейший принцип: мы всегда получаем то, чего достойны. Но силы для работы над собой не берутся из ниоткуда - они приходят от старших. Например, мы смотрим на своих бабушку и дедушку, видим, сколько трудностей они преодолели, и понимаем: у них получилось, значит, и у нас получится. У человека, живущего в обществе одиночек, нет таких примеров.

Есть фестивали многодетных семей, но больше это шоу. Поможет только механизм, когда те, у кого получилось создать счастливую семью, будут делиться опытом с другими. Но в нашей стране нет привлекательного образа счастливых семейных отношений. Даже учёные в основном исследуют аномалии, кризис семьи, однополые браки. Почему никто не изучает гармоничные отношения? Раньше хотя бы был предмет «Этика и психология семейной жизни». Сейчас ничего подобного нет. Занимаются сексуальным просвещением, но тому, как понимать друг друга, не учат. А ведь важно, чтобы люди об этом думали с детства, когда создание семьи ещё в перспективе.

- У нас распространяется западная модель, когда человек создаёт семью лет так в 30-35…

Эта модель неплоха для мужчин - они должны состояться прежде, чем возьмут кого-то в жёны. Но для женщин это перекос. Традиционные ценности размываются, происходит сближение мужских и женских обязанностей, ролей и прав.

- Чему вы хотите научить на ваших занятиях?

В первую очередь мы стремимся донести понимание того, что мужчины и женщины - существа с разных планет. Мы по-разному чувствуем, у нас разные потребности, мы по-разному достигаем целей и т. д.

Нужно хорошо понимать, в чём мы сильны, а в чём - не очень. И заниматься тем, что лучше получается. Важно понимать, что любые отношения - это ценность, которая создаётся усилиями и требует определённых знаний. Мы разучились слушать другого, идти на компромисс. А ведь есть, например, целое искусство правильно ссориться - так, чтобы не обидеть человека. Что делать, когда человеку плохо? Как его поддержать? Казалось бы, простые вещи, но такие знания не распространены. Каждый действует, как умеет.

Почему, например, люди становятся алкоголиками? Они не получают достаточно любви и хотят урвать счастье более примитивными способами. Кто-то ищет его в экстремальном спорте через выработку адреналина. Кто-то - в изменах, постоянном поиске партнёра. А ведь так здорово жить в обществе счастливых людей. С ними приятно сотрудничать, интересно отдыхать и легко договариваться.

Все силы - фирме?

- Люди всё чаще знакомятся в Интернете. Разве это естественно?

Идея стандартных клубов знакомств с танцами и пьянством себя тоже дискредитировала. Там возможно получить только иллюзию близости - за счёт выпивки и развлекательных конкурсов. А хочется найти форму, близкую к традиционным русским посиделкам, где каждого воспринимали бы таким, какой он есть. И для этого нужно возрождать культуру праздников, где люди дарят друг другу подарки, танцуют, поют - делятся эмоциями.

Есть скрытый конфликт. С одной стороны, государство говорит о том, что нам нужны крепкие семьи. С другой - при капиталистическом устройстве, когда основными ценностями являются деньги и карьера, успешные семьи только мешают. Потому что успешная семья - это самодостаточная ячейка. Ею сложнее манипулировать. Например, работодатель не заинтересован в семейных сотрудниках. Ему нужны работники, которые будут отдавать все силы фирме. В чём выражается поддержка? Предоставляются ссуды на жильё - т. е. акцент делается на материальный аспект. Но идеологической поддержки нет. Например, на молодёжном форуме «Селигер» - масса социальных и бизнес-проектов, но семейную тему никто не поднимает. У нас нет ни одного госоргана, который бы реально занимался решением семейных вопросов. Раньше хотя бы при ЗАГСах были какие-то консультации. Социальная служба вроде бы работает с неблагополучными семьями, но всё делается формально.

Так что пока во главе угла - деньги, вопрос не решить. Необходимо создать образ счастливой страны, «империи добра», которая ведёт за собой мир - без крепких семей её не построишь. Это и будет прорыв. А до тех пор, пока мы будем следовать западным образцам, ничего хорошего не выйдет.

Многим знакомо такое состояние: вроде бы совсем недавно сердце горело о Господе, а сегодня оно сухо, молиться не хочется, сомнения подступают со всех сторон. Так продолжается день, другой, третий, месяц… И вдруг пронзает мысль: веры… нет?! Насколько естественно - или, наоборот, противоестественно - такое состояние? Почему со временем оскудевает вера? Можно ли этого избежать и как? И что делать, чтобы с наименьшими духовными потерями пережить этот период? Своими советами делятся пастыри.

«Благодать возвращается, если человек ревностен»

Наверное, дело здесь не столько во времени, сколько в том, усерден ли и постоянен человек в своей христианской жизни.

Когда благодать отходит, так Господь человека испытывает

Когда человек каким-либо делом занимается, старается в нем преуспеть, по истечении времени он в нем как раз преуспевает, и чем больше времени проходит, тем больший приходит опыт, большее мастерство, умение. То же самое можно сказать и о жизни христианской. Если человек начал этой жизнью жить и воспользовался теми благодатными дарами, которые Господь подает тому, кто только-только к Нему обратился, а затем, утрачивая рвение, теплоту сердечную, не подъемлет того труда, с которым должна быть сопряжена христианская жизнь, то естественно, наступают и охлаждение, и какое-то внутреннее опустошение. Но если человек трудится, и трудится ревностно, то происходит нечто другое: у него периодами бывает некое состояние, когда ему кажется, что отошла от него, но на самом деле это время, когда Господь человека просто испытывает, и благодать действительно скрывается. Но если человеку потрудиться, если человеку быть постоянно бодростным и ревностным, то благодать возвращается, и человек вновь испытывает и радость от своей христианской жизни, и утешение, и какое-то удивительное ощущение полноты бытия. А если в этот период человек по малодушию, по непостоянству оставит свои труды и рвение, то не избежать охлаждения, и тогда требуются очень-очень большие усилия для того, чтобы вновь к доброй христианской жизни вернуться.

«Неверие всегда приходит как следствие нераскаянности»

Мне это мало знакомо. «Охлаждение веры» - это, видимо, признание того, что не свои грехи - причина всяческих нестроений в душе и в жизни, но что, мол, Церковь ошибается, а я - хороший! «Куда мы пойдем? У Тебя глаголы Вечной Жизни», - сказали Христу апостолы, когда Он обличил их сердечное смущение вопросом: «Не хотите ли и вы от Меня отойти?» Думаю, у кающегося, стремящегося, по совету святителя Феофана Затворника, стяжать «дух непрестанного самоукорения» могут быть грехи многие и разные, но разочарования в богооткровенной нашей православной вере почти не бывает. Неверие всегда приходит как следствие нераскаянности.

«Чтобы преодолеть охлаждение, найди тех, кому еще труднее, и начни помогать им»

Увы, охлаждение в вере приключается с нами ежечасно, а точнее - ежесекундно. Вот я проснулся и решил, что прочту утренние молитвы. Но тут же приходит мысль о неотвеченных письмах, о пыли, которую надо бы протереть… - и куда-то подевалась моя . И суета поглотила мою душу без остатка. И в середине дня я ловлю себя на том, что молитвы так мной и не прочитаны. Или вот пришел я на богослужение, включился в происходящее, едиными усты с хором и духовенством обращаюсь к Богу, но вдруг вспоминаю о том, что Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем, и начинаю думать над тем, как бы их помирить. Или о том, подешевеет или подорожает нефть. Или о том, что австралийские пингвины мельче антарктических. Почему это происходит? Как я оказался на стороне далече? Потому что удобопреклонен ко злу. Не сосредоточен. Рассеян. Так же и на более длинной дистанции. Ведь и в духовной жизни справедлив афоризм о том, что можно так долго идти навстречу себе, что совсем разучишься ходить. Из серии мелких подмен рождается привычка ко греху, страсть, зависимость - и вот уже человек сам не свой. Не он, а за него принимает решение его хотелка. По мысли одного из афонских подвижников позапрошлого века, наши страсти становятся для нас бесами. И именно они застят Небо. Они врастают в нашу природу и безбожно искажают ее. И мы становимся карикатурой на себя самих. Эту жуткую фантасмагорию учиняет с человечеством враг нашего спасения, желая досадить Творцу. И всё, что нам остается, осознав, во что мы вляпались, - это вновь и вновь вставать и обращаться к Нему с мольбой о незаслуженной нами милости.

Бывает, впрочем, что охлаждение в вере связано с тем, что человек устает бодаться с дубом - с теми внешними обстоятельствами, которые, как ему кажется, препятствуют ему свидетельствовать о Христе. Скажем, Сергей Фудель, отстрадавший в сталинских лагерях более двух десятилетий, вспоминал, как его отец протоиерей Иосиф Фудель на старости лет утратил свое пастырское горение, все больше времени стал уделять чаепитиям в кругу друзей. И связано это было с тем, что ему не удавалось преодолеть всю ту рутину, весь тот бесконечный бумаговорот, которого требовала от духовенства Церковь в Синодальный период ее существования.

Поэтому причины такого охлаждения могут быть как внутренними, так и внешними. Но надо помнить, что Господь промышляет о нас. И если мы начинаем коснеть и умирать в своем теплохладии, то приходит на нас огненное искушение. Те самые гонения и иные скорби, что встряхивают нас, взбадривают и, как это ни парадоксально, дают нам силы вернуться на узкую тропу.

Мой мизерный опыт говорит о том, что, во-первых, если нас замучило это самое «охлаждение» или если нас обижают и зажимают в клещи, единственное на потребу - найти тех, кому еще труднее, и, не откладывая, начать помогать им. Я сейчас даже не о нищих в переходах говорю. Я о тех, кто болен, у кого на руках малые дети, нет отца, кто просто ждет от нас доброго слова или телефонного звонка, а, может быть, и связи по скайпу. Дело в том, что в небесном банке другие проценты. И грош нашего времени, наших инвестиций и забот конвертируется в тихую радость, а нередко и в ответную помощь нам в наших делах.

Во-вторых, если дело, которое мы делаем, - стоящее, что ж, будем помнить, что, по слову Юрия Шевчука, «Господь нас уважает». А стало быть, надо делать его в простоте сердца, готовясь к худшему, надеясь на лучшее, а там - как Бог даст. Когда идешь сквозь встречную грозу к родному дому, тут уже не до охлаждений - и так кругом всё мокро и противно, - тут надо просто идти.

«Иди в храм, исповедуйся, кайся, причащайся»

Такое искушение, конечно, бывает. Но надо иметь в виду, что наша жизнь человеческая - это, так сказать, штука полосатая. Периоды подъема сменяются периодами какого-то духовного расслабления. Нужно быть к этому готовым и не впадать ни в какие крайности, не унывать, а понимать, что это период в какой-то мере закономерный вследствие нашей человеческой слабости, но нельзя слабости поддаваться - нужно мобилизовываться и терпеливо и с усердием переносить это время некоего духовного охлаждения, ни в коем случае не соглашаясь с тем, что это навсегда. Лукавый вкладывает такой помысел. И это лукавый помысел, ему верить нельзя. Надо понять, что пусть это грех невольный, но это грех, а ты не хочешь унывать и отступать от Церкви - так иди в храм, исповедуйся, кайся, причащайся Святых Христовых Таин, проси у Господа прощения - и с Божией помощью преодолеешь это искушение.

«Очень важно христианам собираться вместе и делиться своим опытом»

Охлаждение наступает, когда происходит привыкание. Так бывает и в супружеских отношениях - примерно через два года супружеской жизни. Так бывает и в вере. Я неспроста поставил это рядом, так как эти состояния очень похожи по природе. Очень часто Священное Писание и святые отцы уподобляли отношения с Богом супружеству. И тут и тут мы имеем дело с трудом, с усилиями.

Чтобы не произошло охлаждения, чтобы вера была все время «в тонусе», в состоянии горения, необходимо следить за следующим.

1. Вера не должна быть формальной, но должна быть живой. Это значит, что мы должны наблюдать за собой: не превратилась ли наша молитва в бездушное вычитывание молитвенного правила? не превратилось ли посещение богослужений в рассеянное выстаивание служб?

Важно наблюдать за собой, чтобы молитва была живой и искренней, чтобы поддерживались не формализованные, но живые отношения с Богом.

Мы должны «расти» в вере. Любая остановка приводит к падению

2. Мы должны «расти» в вере. Любая остановка приводит к падению. Через что происходит рост? Через постепенное возрастание в молитве, в доброделании, через чтение и размышление над Священным Писанием и сочинениями святых отцов и подвижников веры. Наша вера должна быть источником и животворящей силой нашего личностного роста.

3. Мы должны творчески подходить к вере. Если христианин не имеет христианского «увлечения», вера ему может скоро наскучить. Апостол Павел писал, что все мы имеем свои дарования от Духа Святого и должны их развивать. Кто-то имеет харизму (= благодатный дар) свидетельства о вере, кто-то прекрасный молитвенник, кто-то любит и умеет заниматься социальными проектами и делами. Каждый может найти дело по душе и постепенно возрастать в нем. Как цветы на поляне разные, но каждый цветок по-своему прекрасен, так и каждый христианин уникален и прекрасен в своем.

Если находить в вере ресурсы для реализации заложенных в каждого из нас талантов и способностей, то такая вера наскучить не может.

4. Очень важно христианам собираться вместе и делиться своим опытом, рассказывать братьям и сестрам, с какими трудностями лично мы столкнулись, знакомиться с их опытом, поддерживать друг друга и проч. Дело в том, что вот уже как полвека открыт такой феномен - «профессиональное выгорание». Такому выгоранию подвержены те, кто занимается с людьми: педагоги, врачи, священники и проч. Много лет психологи пытались подобрать «терапию», которая бы профилактировала и помогала в преодолении такого выгорания и охлаждения к работе. И вот было открыто, что нет ничего лучше, чем собираться в группы и совместно обсуждать, под руководством компетентного специалиста, возникшие проблемы. Эта терапия получила название «Балинтовских групп».

В каком-то отношении подобная методика может помочь и христианам избежать выгорания и охлаждения. Собственно говоря, христиане с древнейших времен собирались вместе и общались, так что это не какое-то новшество, а самое что ни на есть нормальное явление. Как раз ненормально, когда прихожане разобщены, незнакомы и каждый приходит в храм для своих нужд.

«Без молитвы вера невозможна»

Охлаждение в вере может случиться с любым христианином. Но связано это не с тем, что прошло много времени и человек как бы устал от веры, а с тем, что мы становимся теплохладными, утрачиваем духовное усердие.

Когда вера не имеет никакого воплощения в жизни, то она, конечно, уходит. Это как хорошая книга, когда-то прочитанная и отложенная на дальнюю полку. Человек к ней относится вроде бы хорошо, знает, что она где-то есть, но просто не обращается к ней в повседневной жизни. Так и вера, если она никак не проявляется в реальной жизни - посещением храма, отношением к ближним, при решении жизненных ситуаций, - то вытесняется куда-то на периферию.

Вера в Бога - это не признание, что Бог есть, но живое ощущение присутствия Божия

Но вообще, чтобы понять причины охлаждения в вере, надо выяснить, а что, собственно, такое вера. Если сказать по существу, то вера в Бога - это не просто признание, что Бог действительно есть. Подлинная вера в Бога - это живое ощущение присутствия Божия, когда ты всем своим существом чувствуешь, что Господь рядом с тобой и у тебя есть возможность обратиться к Нему - Он услышит и ответит, потому что Он есть Любовь. То есть вера - это особая сердечная связь. Вот как когда два человека любят друг друга, у них есть сердечная связь, и это очевидно для них, хотя другие этого не чувствуют. Вера - это очевидность, человек чувствует Бога всем своим существом, а не просто признает рассудком.

И вот такая вера поддерживается только , непосредственным обращением к Господу. Представьте, что верующий человек целый год не будет молиться, не посетит ни разу храма. Да через год от его веры ничего не останется, ведь он совсем не обращается к Богу. Господь будет вытеснен на задворки его души. И может показаться, что Бога вообще нет. Вот как ночью мы не видим в комнате икон, потому что нет света, и тоже может показаться, что икон там вообще нет, но если зажечь лампаду, то огонек озаряет святые лики. Так и наша молитва есть тот свет веры, который открывает нам присутствие Бога. Утрачивая молитву, мы утрачиваем свет, являющий Бога. Не имея этого света, можно подумать, что Бога нет вообще. То есть вера в Бога неотрывна от нашей внутренней связи с Ним. Утратив связь с Господом, мы перестаем чувствовать Его и потому начинаем думать, что Его нет.

Оскудение веры всегда связано с оскудением личного духовного опыта. Соответственно вера укрепляется от живой и искренней молитвы, когда каждый раз ты поднимаешься не на формальную вычитку правила, а на общение с Небесным Отцом. Молитва доставляет живую связь с Господом, а от этого и вера будет тоже живой.

Вера вообще возрастает от нашей готовности следовать за Христом, быть верным Ему в любых ситуациях - скорбных и радостных, - решать проблемы с позиции евангельских заповедей. Если свою жизнь ты стараешься выстраивать по Евангелию, соотносить с заповедями и каяться в прегрешениях, то Господь Своей благодатью укрепит твою веру.

«Нужно отгонять бесовский дух неверия»

Вера - это высшее проявление свободной человеческой воли - с одной стороны, и дар Божественной благодати - с другой. И благословенные неизреченные состояния «торжества веры», даруемые нам от Господа, несомненно, сменяются и должны сменяться периодами как бы «плохой погоды», когда Солнце правды скрывается от нас. Но происходит это именно для того, чтобы мы и во время «мглы ненастной» сохраняли волей своей память о Солнце, и это есть необходимое испытание нашей веры, которого никто не может избежать.

Никто и никакие обстоятельства - ни внешние, ни внутренние - не могут человека заставить верить или не верить. В этом тайна веры. И чем более сознательно и отчетливо мы запечатлеваем и исповедуем нашу веру в самые трудные и смутные периоды - тем более в вере укрепляемся и тем более привлекаем к себе благоволение Божие, которое и проявляется, как правило, в неких «прозрениях», если можно так сказать, когда душе нашей отчасти открывается свет Солнца правды и отчасти становится доступным опытное понимание того, что есть «Небо духовное». Конечно, это не те высочайшие состояния и переживания, которые испытывают святые люди, но это и не призрак какой-нибудь, а реальность духовной жизни, приоткрываемая нам Господом для нашего утверждения в вере.

Кроме этого, надо помнить вот еще о чем. Несомненно, существует бесовский дух неверия. И это надо знать, чтобы не малодушествовать и не удивляться, не унывать в случае его внезапного нападения, когда душу как бы обволакивает мгла неверия. Это время совершенно необходимого для нас борения, испытания нашей свободы. В такие моменты именно и нужно сознательно и твердо говорить: «Я не верю тебе, дух неверия, отойди от меня, я Господу моему верю, Ему Одному поклоняюсь и служу». Это некая неколебимая точка веры, точка нашего произволения и свободного выбора, точка решимости. И никто над этой «точкой» не властен. Мы должны исповедовать свою веру, несмотря ни на что, и тогда обязательно в свое время Господь пошлет нам и утешение, и радость неизреченную общения с ним в покаянии и сокрушении сердца.

Наша задача - крепко стоять в вере, какие бы мысли и чувства нас ни обуревали

Никогда не нужно смущаться духом неверия. Он делает свою «работу» - искушает, испытывает. А наша задача - крепко стоять в своей вере, какие бы мысли, настроения и чувства, противные ей, нас ни обуревали. У греков есть поговорка: «Хороший капитан виден в плохую погоду». Это про нас. Очень важно не поддаваться всем этим «ветрам, штормам и туманам», которые не дают покоя и, бывает, не сразу развеиваются даже и во время молитвы. Не поддаваться - это значит даже в самый отчаянный шторм и бурю помнить о том моменте, когда ты снова встретишься с Солнцем правды - Христом. И очень важно хранить такое расположение, чтобы тогда, в момент тишины, сказать от всего сердца: «Господи, Ты знаешь, я и в бурю верил только Тебе!»

«Проявив терпение, дождешься духовной весны»

Говорят: «время лечит». И на самом деле переживания и скорби по прошествии времени уже не так остры и чувствительны. Но, похоже, время «лечит» и духовные переживания. С годами может оказаться, что вера уже «не та», не такая живая, искренняя, горячая. Это опыт многих людей, просто так от него не отмахнешься. Сохранить первую любовь - нелегкое дело, а преумножить ее - подвиг. Но это тот самый случай, когда говорят: трудно - значит, нужно! Классическая иллюстрация этого - образ гаснущего костра, который снова разгорится, если начать подкладывать в него соответствующее топливо.

Еще есть такая теория: в личной вере каждого человека происходит некая смена сезонов. Наше внутреннее яркое, сочное лето подходит к концу, и наступает плаксивая осень. А потом становится еще хуже - значит, пришла зима. Но, проявив терпение, дождешься весны, вновь появится духовный подъем, желание угодить Богу, ощущение Его присутствия. И эта смена сезонов - нормальное явление. Одни люди более к ней чувствительны, другие - менее. Понимая все это, легче пережить очередную зиму.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.